Сильная гражданская позиция. Активная гражданская позиция осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему

В приведенной статье речь пойдет о таком понятии, как гражданская позиция. Это термин, о котором многие слышали и понимают о чем идет речь. Но не все могут дать ему точную характеристику. Здесь будет подробно рассказано обо всех аспектах подобного явления. Прочитав статью, вы получите точное представление о том, что такое гражданская позиция (ГП), и не будете путать её с другими понятиями.

Определение термина

Прежде чем давать определение ГП, нужно для начала выяснить, что означает термин «позиция». Позиция - это многообразное качество индивидуума, проявляющееся как в отношении человека к самому себе, так и к окружающей действительности (обществу, государству). Она включает в себя линию поведения субъекта, как социальной единицы в реализации своих жизненных приоритетов и ценностей.

Гражданская позиция - это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. ГП - это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.

Гражданская позиция - это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами. В педагогике ГП рассматривается, как качество личности и система отношения к окружающему миру.

С чего зарождается гражданская позиция?

Ранее, чем гражданская позиция и национальные чувства, зарождается любовь к родине, то есть патриотизм.

Именно он формирует неравнодушное отношения к происходящим процессам в окружающем мире и стимулирует сознательное выполнение гражданского долга.

Для основной массы людей свойственно ощущение своей причастности к месту, где они родились и выросли. Любовь к своей земле сродни любви к родной матери. Если семья входит в систему ценностей человека сразу после рождения, то ценность родины осознаётся человеком со временем.

Поначалу отчизной для ребенка является его семья и дом, где он живет. Далее отечеством уже считается улица, р-н, поселок или город. Чем старше становится человек, тем больше расширяются его понятия о родине. Она воспринимается уже в масштабе страны, отождествляющейся также с народом, культурой, верой, обычаями и природой. Иными словами, родина для человека - это не только место, где он родился, а совокупность всех понятий, характеризующих определенное государство.

Формирование гражданской позиции

Формирование ГП начинается с малого. Какие-то основы и зачатки закладываются еще в раннем возрасте. Конечно, ребенок еще не в состоянии понять, что такое гражданский долг. Однако воспитывая в нем уважение к родной земле и своим согражданам, а также прививая бережное отношения к природе - родители тем самым подготавливают почву для формирования у ребенка в будущем неравнодушного отношения к происходящим вокруг событиям.

Формирование гражданской позиции становится очень актуальным вопросом для учащихся старших классов. Будучи в школьном возрасте, дети еще не могут принимать участие в выборах. Из-за этого они не ощущают себя частью общества. Они не понимают, что такое гражданский долг. В результате, выпускники школ, в основной своей массе - социально пассивны. Чтобы этого не происходило, важно прививать основы гражданского мировоззрения посредством создания целенаправленной модели воспитательной системы, формирующей ГП у подростков.

Воспитание гражданской позиции у школьников и студентов - очень важный этап в формировании социально активного общества.

СМИ как важный инструмент формирования ГП

Как мы уже выяснили, гражданская позиция человека начинает закладываться в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей его жизни. Если в детском и подростковом периоде к формированию гражданского мировоззрения причастны в основном родители и учителя, то в более зрелом возрасте на человека влияют средства массовой информации.

Откуда человек узнают о событиях, происходящих в его стране и во всем мире? Конечно же, из различных источников в СМИ. Причем, что характерно, важны не только сами факты, но и градус подачи информации. Об одних и тех же событиях можно рассказать совершенно по-разному. Исходя из того, как была подана информация, формируется отношение субъекта к определенным фактам и формируется гражданская позиция. Это явление учитывают в своей профессиональной деятельности журналисты. Этим пользуются и политики, и прочие, причастные к формированию гражданского мировоззрения общества, люди и организации.

Развитие гражданской позиции

Интенсивному развитию ГП общества способствуют определенные факторы. Как правило, наиболее социально активными и сплоченными общим гражданским мировоззрением становятся граждане страны, в которой происходят определенные волнения. Общие трудности как никогда объединяют людей.

И если общество ранее не особо вдавалось в тонкости общественной и политической жизни страны, занятое удовлетворением своих насущных потребностей, то в моменты опасностей и серьёзных перемен практически никто не остаётся равнодушным к происходящим событиям.

В отношении гражданской позиции РФ в последнее время наблюдается следующая тенденция: значительных изменений претерпевает отношение к таким ценностям, как патриотизм, любовь к Родине, гордость за свое Отечество, честь, долг, верность традициям и знание истории своей страны. Эти понятия выдвигаются на первый план, что, безусловно, является положительным явлением в общественной жизни государства.

Активная гражданская позиция

Если с гражданской позицией мы более менее разобрались, попробуем разобраться с термином «активная гражданская позиция». Что это значит?

Активная ГП подразумевает под собой осознанное участие индивидуума в общественной жизни, которое отражает его сознательные поступки и действия в отношении к окружающей реальности. Эти действия направлены на реализацию общественных ценностей. При этом личные и общественные интересы субъекта находятся в разумном соотношении.

Компонентами активной ГП являются социальная активность, гражданское мировоззрение и гражданские качества. Активная ГП может меняться в зависимости от внешних условий, в которые попадает субъект.

Почему важна активная гражданская позиция?

Формированием активной гражданской позиции у себя должен заниматься каждый думающий член общества. Равнодушное участие к политической и общественной жизни чревато тем, что это дает возможность некомпетентным людям у власти принимать самые непопулярные и опасные решения.

По закону каждый человек имеет право выражать свою гражданскую позицию. Каждый субъект имеет возможность принимать посильное участие в политической сфере жизни. Не нужно думать, что всё уже решено свыше и твое мнение ни на что не может повлиять. Необходимо следить за событиями, происходящими в стране, анализировать информацию, поступающую из различных источников, делать выводы, и оказывать посильное влияние на то, что происходит в государстве. Из-за молчаливого согласия и покорности людей стали возможными Холокост, Голодомор, Красный террор и прочие страшные события в истории человечества.

Гражданский долг

Если гражданская позиция предполагает ответственное выполнение гражданского долга, то, что же такое гражданский долг? Давайте разбираться.

Гражданский долг - это требования, которые предъявляются к члену общества в виде его обязанностей перед социумом. Под социумом в этом случае понимается коллектив, классы и общество в целом.

Выполнение гражданского долга - это обязанность каждого человека, который хочет жить в развитом и успешном государстве. Если кому-то кажется, что общественные интересы никоим образом не касаются вашей личной сферы, то это большое заблуждение. Процессы, происходящие в обществе, рано или поздно в большей или меньшей степени затрагивают всех.

В заключение

Развитие гражданской позиции - это важный рычаг воздействия отдельного человека и общества в целом на процессы, происходящие в политической и других сферах жизни страны. Если люди не будут осознавать себя полноценными членами общества, способными влиять на окружающую действительность - велик риск оказаться в тоталитарном государстве, когда все решения принимаются горсткой людей и не подлежат критике.

Все мы граждане какой-то страны. Как у каждого гражданина, у нас есть определенные права и обязанности. Не нужно ими пренебрегать. На самом деле, от нас многое зависит. Поэтому не стоит оставаться в стороне.

Понятие активной гражданской позиции. Активная гражданская позиция - осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Развитие активной гражданской позиции личности - это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.

Мы выделили компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности.

Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности.

Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность.

Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития . Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции.

Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя. Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях.

Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность - важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

Социальная активность как деятельное отношение человека к социуму, определяющее его гражданское поведение, жизненная позиция (нестабильная в подростковом возрасте) оказывают влияние на формирование гражданского сознания и развитие гражданских качеств личности - патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, чувство любви к ней. Основным вектором в формировании и развитии гражданской позиции является развитие способности субъекта к рациональному постижению действительности, пониманию сущности социального явления, ситуаций, процессов, тенденций развития, формирования гражданского сознания, а в результате - самоопределение и самореализация самой личности. Активная гражданская позиция рассматривается как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе, проявляющаяся в активной деятельности и определяющая действия и поступки человека в аспекте гражданских ценностей . Потребность как движущая сила развития личности побуждает к творческой активности в том случае, если она опосредована общественными отношениями.

Жизненная позиция реализуется в деятельности и требует от личности активности.

Активность есть отражение определенных интегральных черт личности: убеждений, знаний, умений, склонностей, способностей, нравственных и волевых качеств.

Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.

О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам.

Наличие способности к рефлексии и адекватной самооценки также показатель уровня гражданского самосознания подростков.

Говоря об активной гражданской позиции подростков, мы опираемся на то, что это жизненная установка, которая в подростковом периоде только начинает свое развитие, поэтому для обозначения этого процесса используем термин «становление» активной гражданской позиции подростков.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн. Первый этап - осознание своего «Я». Второй этап становления качеств личности - готовность к выбору. Третий этап - готовность к проявлению «Я». Четвертый этап - использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах. Таким образом, активная гражданская позиция - это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека.

Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность. Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью. В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение.

Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития. 1.4 Понятие детских и молодежных общественных объединений Современные детские и молодёжные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Общественные объединения - наиболее динамичные институты гражданского общества, его неотъемлемая часть, инновационный потенциал и роль которой необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений.

Среди них общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, местные. По данным социологов, более половины молодых людей поддерживают их существование, при этом войти в их состав хотели бы вдвое меньше.

Реально же членами молодежных общественных объединений является 4% российской молодежи. Российские реформы и преобразования вызвали к жизни много различных общественных движений. И хотя количественный их рост отнюдь не адекватен качественному составу, следует особо отметить значимость молодежных общественных организаций в процессе становления Российского государства. Объединяясь по мотивам удовлетворения общности интересов, детские и молодежные организации способствуют реализации основной стратегии молодежной политики - ориентированное решение проблем конкретного человека, группы, сообщества.

Помимо обсуждения способов решения той или иной проблемы, молодежные организации предоставляют некие преимущества для развития конкретного человека как личности в контексте определенной общественной культуры. Несмотря на тенденцию роста численности организаций и их членов, они по-прежнему не являются массовыми. В органах власти и в средствах массовой информации звучат скептические реплики относительно бессилия даже самых крупных молодежных организаций, их искусственности, слабой связи с молодежью и неумения вести работу.

Но это неточная позиция, поскольку молодежные и детские объединения являются необходимым звеном самореализации личности, социализации молодежи, приобретения ею организационной культуры, умения вести дело, руководить и подчиняться руководству, в конечном счете - становления правового государства и гражданского общества.

В последние два года все большая часть молодежи высказывается в пользу политических молодежных организаций (7-17%). Исследования свидетельствуют, что идеи социализма не утратили своей актуальности не только в сознании старших поколений, но в известной мере и молодежи. Действуют Компартия РФ, ее молодежная фракция, РКСМ, объединяющий, по оценке руководства, более 25 тысяч человек в 70 региональных организациях. В декабре 1998 года в Москве состоялся XXV съезд ВЛКСМ, на который собрались делегаты из стран бывшего СССР, представляющие 38 тысяч человек этой организации.

Реальность пока такова, что ни РКСМ, ни ВЛКСМ не завоевали широкого признания у молодежи (12-14% высказались в октябре 1998 года за участие в организации типа комсомола), привлекательнее для юношества организации и объединения, наиболее приближенные к жизненным потребностям молодежи (юридические, правовые - 39%, экономические, финансовые фонды, поддерживающие молодежь - 45%, досуговые - 34%). Молодежные организации, существующие в современной России. можно классифицировать по различным основаниям.

Для дальнейшей нашей цели - изучения взаимодействия государства с молодежными организациями в плане правового регулирования, государственной молодежной политики, а также надзора и контроля, целесообразно рассмотреть молодежные организации России в зависимости от их отношения к политике, спектра деятельности, регионального охвата и уровня взаимодействия с государством. По отношению к политике и политическим структурам эти организации можно разделить на 4 группы : 1). Аполитичные - их деятельность политически индифферентна (творческие, спортивные организации, объединения по интересам). 2). Идеологические - руководители и лидеры которых умалчивают о каком-либо отношении к политике, политическим структурам или отвергают саму возможность участия в политическом процессе.

Однако при этом в программных документах фиксируются совершенно определенные идеологические положения, например, они создаются «в интересах защиты прав и реализации интересов юношества, развития личности, ее гражданского становления», чтобы обеспечить «развитие физического, интеллектуального и духовного потенциала молодых людей как ответственных граждан своей страны». К таким организациям, например, можно отнести гражданско-патриотические, поисковые объединения. 3). Политические - молодежные организации, создаваемые при тех или иных политических объединениях и действующие в строго заданных идеологических рамках.

Политические партии, кровно заинтересованные в собственном воспроизводстве, стремятся рекрутировать будущих членов своих организаций из детской и молодежной среды и создавать для них определенные организации при партиях в качестве функциональной ниши. В качестве примера можно привести молодежный союз «Отечество», общероссийскую организацию «Молодежное единство» и другие молодежные крылья политических партий. 4). Политико-просветительские - общественные объединения, нацеленные на подготовку будущих представителей российской политической элиты.

Характерными особенностями деятельности подобных формирования являются: во-первых. отсутствие ориентации на доктрину определенной политической партии; во-вторых, ориентация на политическое просвещение членов объединения; в-третьих, непрофессиональная политическая деятельность подростков и юношей, стажировка в государственных структурах, участие в работе общественных комиссий, комитетов, фондов, добровольная работа в качестве помощников депутатов, политических деятелей и др. Многие из подобных общественных формирований в 1990-1991 гг. объединились в Ассоциацию «Школа демократической культуры». По спектру деятельности можно выделить: 1). Организации, выделяющие в своей деятельности приоритетные направления - творческие, поисковые, военно-патриотические, общественно-политические, спортивные, религиозные, культурно-досуговые, исторические, профессиональные (Молодежный союз юристов), социальной направленности.

Подробнее мы остановимся на них, говоря о реализации государственной молодежной политике совместно с общественными организациями. 2). Организации, организующие деятельность в рамках свободного времени молодежи, не выделяя приоритетных направлений - штабы и союзы учащейся молодежи, студенческие организации. 3). Организации, реализующие широкий спектр направлений деятельности, обычно наиболее крупные.

Наиболее крупными молодежными общественными объединениями в России на 2002 год являются: · общероссийская Ассоциация общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России»; · общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»; · общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи», · общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ); · общероссийская общественная организация «Союз МЖК России»; · общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации», · общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига», · общероссийская общественная организация «Молодежное единство». К примеру, одной из крупнейших молодежных общероссийских организаций сегодня является Российский Союз Молодежи.

Сегодня РСМ - крупнейшая молодежная общероссийская организация России.

Территориальные организации РСМ работают в 76 субъектах Российской Федерации, в программах РСМ участвуют около 5 миллионов молодых людей. За эти годы полностью сформировалась новая модель организации и определилась система ценностей РСМ, которая строится на концепции воспитания жизнеспособного поколения, что предполагает его конкурентоспособность во всех сферах жизни и определяется следующим качествами: образованность, патриотизм, активная гражданская позиция, владение культурой общения, информационная культура, нравственность.

Кроме того, в последнее время происходит осмысление исторического опыта комсомола как уникальной молодежной организации с богатым арсеналом форм работы с молодежью (конкурсы молодых талантов, фестивали и смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья», научно-техническое творчество молодежи, МЖК, ССО, шефская работа в армии и на флоте, военно-спортивные игры, поисковые отряды по местам боевой и трудовой славы, оборонно-спортивные лагеря, соревнования по прикладным военно-техническим видам спорта) . По региональному охвату организации подразделяются на: 1). Региональные - городские, районные, областные, краевые и др. Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране.

Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации.

Формируются реестры детских и молодежных общественных объединений на региональном уровне, как основа их государственной поддержки. 2). Межрегиональные.

В последние годы в ряде субъектов РФ произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений: межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников молодежной сферы» (Тульская область), межрегиональная Ассоциация клубов международной дружбы учащейся молодежи «Дом мира» (Владимирская область), межрегиональная ассоциация служб трудоустройства молодежи (Пензенская область). Часто такие организации создаются на базе объединения нескольких молодежных организаций.

Например, в конце октября 2001 года была проведена учредительная конференция Московской областной общественной организации «Молодежь Подмосковья ХХ1», учредителями которой выступили Молодежная общественная организация «Подольский студенческий союз», Межрегиональная общественная организация развития культуры, образования и спорта «Содружество» Красногорского района, Московская областная молодежная общественная организация «Молодежная перспектива - Подмосковье ХХ1 век» Балашихинского района, Центр молодежных и детских программ «Отечество», Мытищинский районный союз молодежи, молодежные организации и движения г. Электросталь, Раменское, Егорьевск, Ивантеевка, Одинцовского, Дмитровского, Люберецкого, Солнечногорского, Пушкинского, Коломенского, Сергиево-Посадского района. 3). Международные.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют отделения таких международных молодежных организаций, как Христианская Ассоциация Молодых Людей, организации скаутов в разных регионах, отделение Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос» и другие.

По уровню взаимодействия с государством можно выделить: 1). Включенные в Реестры организаций, пользующихся поддержкой государства.

Это означает возможность взаимодействия с государством на уровне частичного финансирования программ этих организаций.

По состоянию на 31 декабря 1997 г. Федеральный реестр включал в себя 48 организаций, из них 32 молодежных. За четыре года проведения конкурса на соискание государственных грантов среди молодежных и детских общественных объединений было рассмотрено 350 проектов и программ, рекомендовано на предоставление государственной поддержки 120 проектов и программ на сумму около 4 млрд. руб. В 2002 году в Федеральном реестре 57 общественных организаций, из них 42 молодежных и 15 детских. Формируются реестры детских и молодежных общественных объединений на региональном уровне как основа их государственной поддержки.

Так, в Санкт-Петербурге составлен реестр молодежных и общественных объединений, в котором указаны 462 организации, в Вологодской области 16 организаций. 2). Не включенные в Реестры, но зарегистрированные в органах юстиции. Например, по данным Министерства юстиции РФ, на начало 2002 года в РФ зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений. 3). Не зарегистрированные в органах юстиции РФ, но осуществляющие свою деятельность на основании учредительных документов и не преследующие антигосударственных целей.

К сожалению, таковыми остается большая часть молодежных организаций (73% против 27% зарегистрированных), так как процедура регистрации общественных объединений постоянно усложняется. На первоначальном этапе некоторые организации не могут даже уплатить регистрационный взнос в сумме 2000 рублей.

Это крайне плохо, так как сужает круг общественных объединений, на которые распространяется действие федерального и регионального законодательства, направленного на поддержку молодежных общественных объединений, не позволяет отследить степень эффективности, реальности деятельности общественных объединений. Ведь в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О поддержке молодежных и детских общественных объединений», государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном законом порядке и обратившимся за такой поддержкой к федеральным органам исполнительной власти молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. Таким образом, получается, что незарегистрированные в органах юстиции организации не признаются государством ни в качестве субъекта взаимоотношений, ни в качестве объекта поддержки.

А ведь задачу государственной поддержки без того делает непростой разнообразие организаций по направлениям деятельности, недостаток опыта публичной деятельности их руководства и членов, крайне небольшая численность и ограниченные ресурсы большинства из них. В настоящее время идет дискуссия о том, должны ли молодежные организации быть крупными и массовыми, или же им следует быть небольшими, но свободными от давления государства или каких-либо политических сил, чтобы не допустить возврата к всеобщности и всеохватности одного-единственного молодежного движения.

Так, В.И. Скоробогатова, первый секретарь ЦК Российского Союза Молодежи, считает, что: «надо расстаться с идеями создания сверху общефедеральных организаций, объединяющих всю молодежь по типу комсомола, которая время от времени возникает в различных умах: чиновников, политиков, ученых, руководителей субъектов федерации.

Это неизбежно ведет к слиянию государственных и общественных структур и заранее программирует деградацию гражданского общества.» А в материалах Министерства образования РФ говорится, что «прежний советский опыт и практика зарубежных государств говорят о целесообразности иметь сильные, высокоавторитетные молодежные организации, которые имели бы свои программы и проекты по решению молодежных проблем, являлись бы проводниками государственной молодежной политики».. По моему мнению, ближе всего к решению этой проблемы подходят молодежные организации, создающие между собой союзы и объединения, которые позволяют каждой организации действовать независимо, но взаимоотношения с государством строить от лица этого объединения, чтобы, с одной стороны, участвовать в этих отношениях на равных, а с другой стороны - не рассеивать внимание и силы органов государственной власти среди множества разнообразных мелких организаций, минимизируя количество объектов взаимодействия.

Так, в 2001 году в России создана Общероссийская ассоциация общественных объединений «Союза молодежных организаций Российской Федерации («СОЮЗМОЛ»), целями которой являются: объединение на региональном и федеральном уровнях различных общественных политических, государственных, профессиональных и других молодежных организаций, отстаивание приоритетов в решении молодежных проблем в государственной политике, привлечение молодежи к участию в выработке и принятии управленческих решений от муниципального до государственного уровня, активное участие в создании и совершенствовании законодательной базы, ориентированной на системное обеспечение правовых норм защиты и поддержки молодых россиян. Также создан Национальный совет молодежных и детских общественных объединений.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что существующая агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции не является совершенной, необходимо вносить изменения.

Во 2 главе будет проведен анализ, который нам поможет выявить те недостатки, на которые особенно стоит обратить внимание.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции

Задача ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения.. Геополитическое положение любого государства накладывает некоторые особенности.. На молодежную политику российского государства и регионов в значительной мере влияет, в том числе и такие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

СОШ №2 г. Новочебоксарск

Активная гражданская позиция – «бренд» современной молодежи

или залог будущего России?

Динамичное развитие государства зависит прежде всего

от граждан страны, от людей – их инициативы

В. В. Путин

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе , инициативу, исполнительность, осознание личной значимости и т. д. Это значит, что молодежь может проявить активность и в вопросах благоустройства, и здорового образа жизни, и в политических вопросах.

Современная молодежь… Какая она? Говорить о молодежи как об однородной части общества достаточно сложно. Различные возрастные категории, которые объединяются понятием «молодежь», предполагают, порой, абсолютно разные жизненные установки и, соответственно, поведение людей.

«Они не такие, как мы: выглядят и ведут себя по-другому, живут, мечтают, говорят и даже думают иначе…». Примерно так «взрослые» всегда говорили о молодежи, забывая, что когда-то сами были объектом подобных высказываний. И сегодня многие любят упоминать о «смертных грехах» нового поколения: авторитетов не признают, учиться на ошибках родителей не хотят, думают исключительно о себе, и вообще, ничто их не заботит. Но вряд ли общество в целом придерживается мнения, что вся современная молодежь – это любители пива, наркотиков и безделья. Есть и другие, которых можно назвать активной и значимой частью общества, которые стремятся к проявлению и отстаиванию своей гражданской позиции. «Продвинутая», талантливая, более самостоятельная, независимая. Можно ли сказать, что современная молодежь осознанно и активно участвует в жизни общества, имеет активную гражданскую позицию?

Активная гражданская позиция осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества. Г ражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами. Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил. Первый этап – осознание своего «Я». Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору. Третий этап – готовность к проявлению «Я». Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах, разработка и реализация которых стали очень популярными и актуальными в современном образовательном пространстве России. Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности , но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью. В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем. Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

Активная гражданская позиция. В настоящее время ее наличие стало неким «брендом» для молодежи, предоставляющим возможность вступить в деловой мир, по-взрослому предполагающий самореализацию и подразумевающий получение всех составляющих успеха. На самом деле формирование самосознания происходит со школьной скамьи, при этом активную позицию может занимать и волонтер, стремящийся творить добрые дела, и яркий представитель молодежных субкультур, зацикленный на культе собственной личности. В чем же заключается гражданственность? Как ее понимают представители молодежи, находящиеся на пике юношеского максимализма, и те, кто «кует» свое светлое будущее, уже познав прелести самостоятельной жизни? В ходе социологического исследования , проведенного Советом старшеклассников школьной детской общественной организации «Цунами», нацеленного на выявление уровня сформированности гражданской позиции, выяснилась следующая тенденция. Молодые люди в возрасте 18-30 лет, с разным уровнем знаний из области обществознания, права, мировой политики единогласно заявили, что имеют гражданскую позицию, но сформулировать свои соображения по поводу, что это такое смогли далеко не все. В поисках истины некоторые респонденты пришли к выводу, что каждый человек является гражданином своей страны, а значит, имеет гражданскую позицию. Четверть опрошенных респондентов не связывают наличие гражданской позиции у человека с его обязанностями как гражданина перед своей страной. Для них наличие гражданской ответственности выражается в ответственности за свою судьбу и активное преобразовательное отношение к ней. «Надо искать причину своих неудач в себе, а не жаловаться и обвинять кого-то», «я должен получить хорошее образование, стать профессионалом в своей деле, – от этого зависит мое будущее», «прежде всего человек должен отвечать за свои поступки» – так объясняют понимание гражданской позиции участники опроса. Столько же респондентов связывают наличие гражданской позиции с активным участием в выборах федерального и местного масштаба. Значительное число ответов объединяло понимание гражданской позиции как комплекса оценочных суждений к политическим, экономическим, социальным и духовным структурам общества, наличие собственной точки зрения по поводу событий, происходящих в стране. Единичные ответы предполагали любовь к Родине, участие в национальном доходе , соблюдение законов, а также борьбу за свои права и выражение протеста против негативных процессов, происходящих в обществе. Вот так интуитивно, основываясь на бытовых суждениях, молодежь трактует понимание собственной гражданской позиции. Практически все участники опроса с запальчивостью рассуждали о великом будущем России, одновременно сетуя на действительность – сложности при трудоустройстве и прочие аспекты своей жизни. В силу слабой информированности представления молодежи о государственном устройстве крайне однобоки. На лицо информационный голод молодого поколения. И все же... Сегодня происходит становление молодых лидеров в общественно-политической жизни, через деятельность молодежных парламентов молодежь примеряет на себя новые социальные роли. И хочу заметить, делает это довольно успешно. Молодежные парламентские структуры, общественные прополитические объединения дают возможность проявить все то, что молодежь долгое время вынашивала в себе и называла активной гражданской позицией. Именно возможность вхождения в политические процессы дала многочисленные бонусы, главные из которых - самосознание молодых людей, понимание своего места в иерархической системе государства и отказ от принципа «доживем до понедельника». Только здесь и сейчас, никогда не откладывая на потом – так формулируют свою позицию те, кто хочет принести пользу своей родине, кто не только готов менять окружающую действительность, но и ежедневно доказывает свое стремление на деле. Я считаю, что молодежь активно включается в политику. Причем часто – со школьной скамьи. Подтверждением этого является молодежное парламентское движение в России и созданный при Государственном Совете Чувашской Республике Молодежный парламент.

Одним из показателей гражданской активности молодежи является ее участие в выборах. Формирование гражданской позиции молодых избирателей должно закладываться в школе. Дети в доступной форме должны знакомиться со своими правами и обязанностями, законами, иными нормативными актами , направленными на защиту их прав и законных интересов. Уроки обществознания в 8-11 классах с использованием доступных форм, развивающих, деловых игр , семинаров, дискуссиях и «круглых столов » наиболее эффективно способствуют воспитанию у учащихся активности, чувства ответственности и гражданской сознательности. Одним из важных шагов в этом направлении являются внеурочные мероприятия, как турниры знатоков избирательного права, конкурс сочинений «Свой взгляд на выборы», игра «Выборы в книжном королевстве», конкурс детских рисунков «Как я с родителями ходил на выборы», конкурс семейного творчества «На выборы всей семьей!», конкурс «Flash-art». Ребятам предлагается из газетных и журнальных вырезок создать портрет «Мое представление о выборах».

Конечно, порой молодому человеку сложно одному выйти с какой-либо проблемой, волнующей его. Для этого и создаются молодежные и детские общественные объединения и организации. Сегодня в России действует более четырёхсот тысяч таких объединений. В Новочебоксарске с 1998 года действует детская общественная организация «Надежда», в которую входят детские организации школ. В нашей школе с 2005 года существует детская общественная организация «Цунами». Учащиеся, являющиеся членами данной организации являются волонтерами и инициаторами всех школьных мероприятий, конкурсов, акций, разрабатывают и реализуют в школьном пространстве социальные проекты.

Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. «Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней».

Жизнь постоянно предлагает людям нестандартные ситуации. Подготовить людей к выбору своего поведения в этих сложных обстоятельствах на уровне моральных рецептов невозможно. Поведение человека в непредвиденной ситуации направляется не столько моральными рецептами, сколько системой нравственных координат человека, то есть того, что он для себя считает возможным и доступным и, наоборот, невозможным и недоступным. В связи с этим содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности составляет приобщение подрастающего человека к нравственности как своей первооснове, то есть к добру, правде, истине и красоте. Разнообразная деятельность помогает молодёжи освоить жизненный опыт, становятся шире взгляды, суждения. В этом процессе молодой человек становится творцом, а не пассивным исполнителем. Активная гражданская позиция развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Сначала ты – представитель молодёжного движения, а затем – активный гражданин своей страны.

Движущими силами процесса формирования гражданской позиции личности является противоречие между знаниями и социальным опытом человека. Основой связи между знаниями и поведением гражданина является жизненный опыт человека. Его развитие осуществляется через личностное отношение. С точки зрения, там, где нет личностного отношения, общественный опыт не усваивается, а воспринимается только информация, которая в отношении человека к окружающему и в его опыте ничего не меняет, а значит, не может повлиять на его гражданскую позицию. Вне личностного отношения можно передать внешние формы взаимодействия людей, привычки, навыки, но не духовность. Активной формой проявления личностного отношения является деятельность. Воспитательная эффективность деятельности при формировании гражданской позиции зависит, прежде всего, от ее направленности, от того, чьи интересы преследует человек. Накопление индивидом социального опыта обеспечивает ему своеобразную базу для проявления себя как личности во взаимодействии с окружающей действительностью, а в целом для проявления своей гражданской позиции.

Начинать нужно с малого. Наивно думать, что ребенок, который без должного уважения относится к родителям, и равнодушен к школьным традициям, будет любить свою страну и хвататься за любое общественное поручение. Прежде всего, мы стараемся привить ребятам чувство гордости за свое учебное заведение – школу. И когда видишь, как дружно они поют гимн школы, который звучит у нас по окончании любой линейки, становится понятно, что многое нам уже удалось.

«В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому», – справедливо считал.

Литература:

1. Волобоева формирования активной гражданской позиции в подростковом возрасте // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы региональной научно-практической конференции. – Омск: ОмГПУ, 2004. – С. 40-42.

2. Волобоева социально-педагогических условий развития активной гражданской позиции подростков // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы научно-практической конференции. – Омск, ОмГПУ, 2006. – С.53-55.

3. Волобоева развития гражданской позиции подростков в внеучебной деятельности // Перспективы развития современной школы. - №2 (научно-методический журнал) – Воронеж, 2007. – С. 78-80.

4. Волобоева формирования активной гражданской позиции как один из факторов социализации подростков // Научно-методической вестник ГОУ ДПО «ИРООО», - №1 - Омск, 2007. – С. 49-52.

5. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.

6. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

7. 1). «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции личности

8. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. - М., 1980. - С. 32.

Размышление

Моя гражданская позиция

Что понимается под «гражданской позицией»? Гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.

Компонентами активной гражданской позиции являются: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Чтобы определить свою гражданскую позицию, я обратился именно к этим компонентам.

Первый компонент - социальная активность. Её можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественной деятельности, в результате которой обеспечивается самореализация личности. Моя самореализация осуществляется через общественную жизнь в классе, школе, районе, области. Это участие в акциях, конкурсах, мероприятиях разного уровня и направлений.

Мне нравится быть в центре всех начинаний,

участвовать в конкурсах, школьных делах.

Планировать путь достижения целей,

Себя только с хорошей стороны показать!

Второй компонент - гражданское самосознание, которое развивается с опорой на жизненную позицию, осознание, оценка человеком своего нравственного облика и интересов, то есть целостная оценка самого себя, как носителя общественно значимой позиции. В настоящее время моя общественно значимая позиция выражается в получении образования в школе. Обучение в школе позволяет мне получить знания, не только в рамках школьной программы. Имеются все возможности, чтобы определиться с кругом своих увлечений и их реализовать.

В районе нашем среди множества школ,

Есть одна, в которую я учиться пришел.

Есть одна, но впрочем, всего не учесть,

Первая школа – моя гордость и честь!

Третий компонент - гражданские качества. Это, прежде всего, чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность. Я с уверенностью и гордостью могу сказать, что я человек инициативный, творческий, ответственный, самостоятельный.

Я – главный помощник учителя в классе,

В Совете обучающихся я – командир.

Веду за собой единомышленников дружно,

Мы учимся строить по кирпичику жизнь!

Кроме того, активная гражданская позиция, я считаю, обязательно должна предполагать наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.

Гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах.

Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности.

Современной России, к сожалению, очень не хватает бескорыстных людей. И поэтому радостно слышать, что в нашем городе школьники с удовольствием вступают в ряды волонтеров. Я один из них. В этом в полной мере проявляется моя активная гражданская позиция.

Добровольный труд позволяет реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее. Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста.

Я – лидер волонтёрской команды «Юный волонтер»

Пропаганду здорового образа жизни веду.

Пожилым помогаю и добром лишь живу.

Быть волонтером - это круто!

Ведь если силы есть - нельзя им пропадать.

А лучше тратить их во благо - людям помогать.

Приятно видеть благодарность в лицах тех, кто для Победы Родины ковал успех!

Приятно видеть счастье радости в глазах детей, и мир от этого становится светлей.

Ведь так приятно людям помогать, и не за деньги, без награды – просто так!

Быть волонтером сегодня – значит открыто заявлять о своей готовности помогать нуждающимся в социальной защите, проявлять инициативу, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, значит быть личностью нравственной, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей быть счастливой и нести счастье и добро другим людям, значит быть достойным гражданином и патриотом своей страны.

Завершить я хотел бы словами «Я хочу, чтобы успехи моего поколения легли в основу развития нашего любимого города».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «РГСУ»)

Факультет социального управления и социологии

Кафедра государственного, муниципального управления и социальной инженерии

Исследование

По дисциплине: исследование в системе государственного и муниципального управления

на тему: Гражданская активность населения: основные тенденции и факторы

Выполнили:

Студентка

3-ого курса ГМУ-ЗБ-3, з/о

Горшкова Татьяна Германовна

_____________________________

_____________________________

Проверила:

д.с.н., профессор

Фролова Елена Викторовна

___________________________

____________________________

Москва 2016 г.

Понятие активной гражданской позиции

Что такое гражданская активность? Это одна из форм общественной активности, выражающаяся в неравнодушном отношении к проблемам общества, способности и желании проявлять собственную гражданскую позицию, отстаивать личные и групповые интересы и права, это осознание личной ответственности за благополучие государства. Слишком много сегодня происходит всего такого, что не позволяет нам остаться равнодушными, затрагивает нашу совесть и нашу гражданственность. Такого, что невозможно оставить без внимания.

Актуальность данной темы исследования:

В современных условиях российский демократический процесс во многом обусловлен несформированностью реальных институтов гражданского общества, что проявляется в отсутствии четких механизмов взаимодействия власти и таких его субъектов как некоммерческая организация, органы местного самоуправления, благотворительные фонды и пр. В сложившейся ситуации возникает потребность в выявлении всего комплекса факторов , определяющих направленность и содержание процесса становления гражданского общества, но в то же время необходимо обозначить наиболее значимый, фундаментальный для институционализации российской демократии фактор. Несмотря на то, что в советский период демократия во многом была декларативной, ее идеологические установки до сих пор влияют на характер отношений между народом и властью. В наибольшей степени это относится к реализации такого атрибута гражданского общества как гражданская активность.

Проблема данного исследования заключается в потребности исследования гражданской активности, в связи с необходимостью создания эффективных институтов гражданского общества, которые в будущем должны стать достойными оппонентами власти.

Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России . Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу.

Следует отметить, что гражданское общество не может быть заимствовано, оно должно формироваться на основе российской традиционной культуры. Развитие культуры (в том числе и прежде всего политической) – в определенной степени стихийный процесс, сочетающий в себе элементы сознательной деятельности и случайных, непредсказуемо развивающихся явлений. Случайность развития культуры дает возможность основной массе населения приобрести собственный политический и гражданский опыт, который впоследствии воплощается в новых политических и гражданских ценностях. В то же время не исключается целенаправленное воздействие на процесс формирования гражданской политической культуры со стороны государственных структур и структур гражданского общества. Политическая и сопряжённая с ней правовая культура являются способами реализации сущностных сил человека в сфере гражданской деятельности. Политическая культура является важной составляющей духовной жизни общества, находит своё выражение в политическом сознании и гражданском менталитете. Из всего этого, можно резюмировать, что основной проблемой гражданского общества является недостаточный уровень гражданской активности населения.

В теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия.

Наиболее традиционной, стала точка зрения, согласно которой "гражданское общество" появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие "гражданское общество" используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом.

Второе толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества - сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т. д.

Во всех сферах жизнедеятельности гражданское общество воплощается в трех основных формах:

1) в свободной самодеятельности граждан;

2) в добровольных объединениях граждан в разнообразные негосударственные организации;

3) в развитии негосударственных общественных отношений - семейных, экономических, политических, социальных, духовных, культурных, религиозных и др. Все они направлены на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения многообразных интересов и потребностей членов общества.

Каковы же главные принципы формирования гражданского общества? Выделим их из всего множества составляющих:

Основополагающим началом является неотъемлемое право конкретного человека, индивида на личную свободу, самореализацию.

2. Принцип достаточности при определении общества как гражданского; суть его состоит в существовании правового механизма взаимодействия структур гражданского общества и государственных структур, развитой политической системы.

Таким образом, в современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная, многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и вмешательства государства.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правого государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная проблема актуальна для Российского государства в целом , для построения устойчивой политической системы. К тому же данная проблема будет актуальна для муниципальной власти , так как население выступает первичным субъектом местного самоуправления, для некоммерческого сектора и средств массовой информации, а также для структур, заинтересованных в расширении сферы проявления гражданской активности.

Впервые попытка сформулировать понятие «гражданская активность» была предпринята в работах Г.В.Ф. Гегеля, который предлагал рассматривать государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах.

М. Вебер, А. Грамши, Р. Даль, Э. Дюркгейм, К. Маркс, А. де Токвиль рассматривают феномен гражданской активности с точки зрения таких показателей, как равноправие, самоорганизация, мобилизация сил и способностей.

Ученые М.У. Фоули и Т. Каротерс внесли вклад в разработку термина «гражданская активность», под которой они понимали необходимую составляющую эффективного развития и функционирования гражданского общества, а значит и демократии.

В научном обороте имеется значительное количество работ разного уровня, посвященных гражданской активности, в их тенденциях и факторах, однако данная проблема еще не получила комплексного освещения в трудах отечественных политологов, что требует системных исследований междисциплинарного характера в данной области.

Новая информация в данном исследовании, которая будет получена:

1) Значимость работы определяется возможностью использования полученных теоретических положений для работы в современном гражданском обществе, вектора дальнейшего направления в деятельности институтов гражданской и политической социализации, прежде всего органов образования, некоммерческих организаций, молодежных организаций, средств массовой информации.

2) Материалы исследования могут представлять интерес для органов государственной власти, некоммерческого сектора и средств массовой информации, а также для структур, заинтересованных в расширении сферы проявления гражданской активности.

3) Выявленные в работе особенности, общетеоретические выводы и обобщения могут быть использованы в качестве базы для дальнейшего изучения гражданской активности.