О состоянии безопасности образовательных учреждений. Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения

Безопасность в образовательном учреждении

В последнее время возникла острая потребность в усилении мер по обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений. Вопросы безопасности с каждым годом обсуждаются все чаще, появляется огромное количество нормативной документации и различных правовых актов в области обеспечения безопасности, постоянно растут требования, предъявляемые к различным объектам, по обеспечению их безопасности. Не исключением из общего правила стали общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного и дошкольного образования.

Из личного опыта автора, можно сказать, что наряду с широким обсуждением вопросов обеспечения безопасности в средствах массовой информации, активной пропагандистской деятельностью различных министерств и ведомств у многих людей складываются достаточно стереотипные и устаревшие понятия о том, что же такое безопасность.

Существует ряд различных определений термина безопасность, в данной статье под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (в рамках данной статьи под интересами личности понимаются интересы участников образовательного процесса в УДОД).

Обозначим и такое понятие как объекты безопасности, к ним относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В действительности, практически в любой области человеческой деятельности, да и просто в повседневной жизни мы сталкиваемся с вопросом безопасности: безопасность жизнедеятельности, безопасность дорожного движения, пожарная безопасность, электробезопасность, безопасность персональных данных, экономическая безопасность, безопасность труда и т.д.

Таким образом, следует отметить, что занимаясь обеспечением безопасности в образовательном учреждении руководителю предстоит решить задачу не только физической охраны учреждения, но и целый ряд разного рода вопросов так или иначе связанных с обеспечением безопасности, поскольку безопасность, в данном случае, является комплексом мер и решений организационного, технического, образовательного, воспитательного характера направленных на защиту образовательного учреждения, сотрудников и обучающихся от различного рода внутренних и внешних угроз не только в стенах учреждения, но и за его пределами, а так же на прогнозирование, выявление и оценку угроз безопасности, усиление, совершенствование, разработку способов выявления, предупреждения и устранения угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявлений.

Обеспечить безопасность образовательного учреждения невозможно без хорошо организованной службы безопасности, которая должна представлять собой полноценное структурное подразделение, в составе которого работает множество специалистов. Только когда вопрос безопасности является актуальным для всех, тогда можно добиться успехов в данном направлении и свести к минимуму риск возникновения различных чрезвычайных происшествий. Именно такая задача должна стать приоритетной для руководителя образовательного учреждения, равнодушия со стороны участников образовательного процесса быть не должно!

Изучив необходимую нормативно-правовую базу и особенности работы в образовательном учреждении, автором была разработана структура службы безопасности, изображенная на схеме 1. Данная структура основывается на основных направленностях работы заместителя директора по вопросам безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность», а именно: антитеррористическая защищенность, пожарная безопасность, охрана труда и техника безопасности, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, комплексная безопасность учреждения (более подробно указанные направленности описаны в разделе 3).

Перейдем к рассмотрению структуры службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» более подробно.

Структура службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность»

В общем виде структура службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» изображена на схеме № 1.

Непосредственным (линейным) руководителем всех структурных подразделений и сотрудников, входящих в службу безопасности, является заместитель директора по вопросам безопасности. Далее расположены остальные структурные единицы, составляющие службу безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность», к ним относятся: антитеррористическая группа; штаб ГО и ЧС; комиссия комплексной проверки знаний и аттестации сотрудников по вопросам ОТ и ТБ; комиссия по проверке комплексной безопасности учреждения.

В представленной схеме просматриваются три уровня организации службы безопасности: административно-управленческий; вспомогательный; исполнительский (в схеме каждый уровень обведен пунктирной линией).

В рамках данной статьи, не будет рассматриваться каждая структурная единица отдельно, так как на любом из уровней организации службы безопасности может быть различное количество структурных единиц и все зависит от конкретных условий, вместо этого рассмотрим уровни организации службы безопасности.

Административно-управленческий уровень

К административно-управленческому уровню относится заместитель директора по вопросам безопасности и в рамках предложенной структуры является единственным звеном данного уровня. В компетенцию структурных единиц административно-управленческого уровня входит непосредственное принятие управленческих решений в области обеспечения безопасности, организация работы сотрудников исполнительского уровня и координация деятельности структурных единиц вспомогательного уровня, а также планирование деятельности данных структурных единиц, взаимодействие с другими структурными подразделениями для решения различных задач, связанных с обеспечением безопасности ОУ. Заместитель директора по вопросам безопасности непосредственно подчинен директору ОУ.

Вспомогательный уровень

Структурные единицы вспомогательного уровня создаются на основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актов с целью исполнения требований установленных данными документами, так же могут создаваться инициативно, по мере необходимости.

Создание структурных единиц вспомогательного уровня обуславливается необходимостью получения объективного суждения о целесообразности и способах организации различных видов работ, по обеспечению безопасности, об уровне подготовленности персонала учреждения (усвоение программы пожарно-технического минимума, аттестация неэлектротехнического персонала на группу допуска по электробезопасности и др.), об эффективности различных мероприятий по вопросам обеспечения безопасности.

В результате получения такого объективного суждения создаются условия для принятия более точного и рационального решения, на административно-управленческом уровне, включающего в себя интересы всех участников образовательного процесса.

У каждого структурного подразделения вспомогательного уровня должен быть свой руководитель, назначенный приказом по учреждению, либо выполнение функций руководства данными подразделениями может быть возложено непосредственно на заместителя директора по вопросам безопасности.

Исполнительский уровень

Деятельность структурных единиц данного уровня непосредственно направлена на реализацию мер и решений по обеспечению безопасности образовательного учреждения и участников образовательного процесса, принятых на административно-управленческом уровне.

На исполнительском уровне организована деятельность, обеспечивающая безопасность учреждения в режиме рабочего времени (вахтовые дежурные), вне рабочего времени (сторожа), и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера (нештатные аварийно-спасательные формирования).

Сотрудники данного уровня обеспечивают исполнение установленных требований безопасности в образовательном учреждении, первыми сталкиваются с различными чрезвычайными ситуациями в работе и применяют все доступные им средства для устранения последствий этих ситуаций. В своей работе руководствуются указаниями заместителя директора по вопросам безопасности.

Взаимодействие структурных единиц

В предложенной схеме исключена возможность взаимодействия структурных единиц вспомогательного и исполнительского уровня между собой как в пределах одного уровня, так и между уровнями. Это связано с тем, что линейным руководителем всех структурных единиц является заместитель директора по вопросам безопасности, что исключает возможность отдавать распоряжения и самостоятельно принимать управленческие решения другим структурным единицам.

При необходимости разрешения какой-либо ситуации, целесообразность привлечения структурных единиц более низкого уровня рассматривается заместителем директора по вопросам безопасности, за исключением тех случаев, когда участие структурных единиц регламентировано требованиями федеральных законов и других нормативно-правовых актов. Если такое решение не принято, то рассмотрение данной ситуации остается в компетенции заместителя директора по вопросам безопасности.

Основные функциональные направления работы заместителя директора по вопросам безопасности

Данный раздел посвящен рассмотрению роли заместителя директора по вопросам безопасности в представленной структуре службы безопасности учреждения, как линейного руководителя - главной функциональной единицы системы обеспечения безопасности учреждения.

Если говорить обобщенно, то основной задачей заместителя директора по вопросам безопасности является управление службой безопасности учреждения. Однако понятие управление носит достаточно широкий характер, что не позволяет, в полной мере, описать весь спектр задач заместителя директора, поэтому, создается необходимость в более детальном рассмотрении данного раздела.

Для наглядности функциональные направления работы заместителя директора по вопросам безопасности изображены на схеме 2, схема имеет многоуровневую структуру, в которой каждое функциональное направление занимает определенный уровень, в соответствии с его приоритетом. Функциональные направления одного уровня имеют одинаковый приоритет.

Работа заместителя директора по вопросам безопасности основывается на следующих функциональных направлениях деятельности: анализ; прогнозирование; планирование; организация; контроль; взаимодействие. Непосредственно из указанных функциональных направлений, в свою очередь, складываются все функциональные обязанности заместителя директора по вопросам безопасности.

Как было сказано выше, каждое функциональное направление имеет соответствующий приоритет. Это означает, что работа заместителя директора по вопросам безопасности должна быть построена именно с учетом этого приоритета.

Отмечу, что в предложенной схеме функции взаимодействия, несмотря на приоритет нижнего уровня, могут оказывать существенное влияние на деятельность более высокого уровня приоритета.

Анализ деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения

Анализ деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения относится к функциональным направлениям первого уровня приоритета.

Анализ деятельности является важной управленческой функцией, позволяющей определить текущее состояние службы безопасности учреждения и выявить перспективные направления ее дальнейшего развития.

Очень важно проводить анализ деятельности систематически, так как полученные результаты представляют собой крайне полезную информацию и непосредственно влияют на другие виды деятельности и работу по обеспечению безопасности в целом.

Прогнозирование и выявление приоритетных направлений деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения

Наряду с анализом, к функциональным направлениям первого уровня приоритета относятся прогнозирование и выявление. Указанные виды деятельности регламентированы Федеральным Законом от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Сведения, полученные в результате функциональной деятельности данного направления, могут стать основанием для улучшения работы службы безопасности, усовершенствования службы безопасности и материально-технической базы учреждения.

Так же как и анализ, прогнозирование и выявление влияет на функциональные направления более низкого уровня приоритета.

Планирование деятельности

Планирование деятельности является одной из первоочередных функций управления службой безопасности и относится к приоритету второго уровня. Планирование представляет собой процесс прогнозирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения.

Задачи планирования заключаются в выявлении перспективных направлений в работе службы безопасности учреждения, формирование целей и стратегии развития службы безопасности, определение первоочередных задач и действий для их решения, необходимых затрат и результатов.

Отметим, что планирование деятельности должно осуществляться не только по работе заместителя директора по вопросам безопасности в целом, но и отдельно по направленностям работы, рассмотренным выше (антитеррористическая защищенность, пожарная безопасность, охрана труда и техника безопасности, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма ).

Организация деятельности структурных единиц и сотрудников службы безопасности

Одинаковый приоритет с планированием занимает деятельность по организации работы структурных единиц, составляющих службу безопасности учреждения.

В данном контексте под организацией понимается процесс, результатом выполнения которого является постановка конкретных задач для структурных единиц, составляющих службу безопасности и, в свою очередь, активизация деятельности, направленной на решение этих задач, указанных структурных единиц.

Несмотря на приоритет второго уровня, от качественного выполнения данной функции напрямую зависит функционирование всей службы безопасности в целом. Поэтому стоит уделить особое внимание указанному направлению работы.

Контроль деятельности структурных единиц и сотрудников службы безопасности

Под контролем деятельности понимается процесс проверки соответствия выполнения поставленных перед сотрудниками и структурными единицами задач планам работы, а также отслеживания качества выполнения указанных задач, следовательно, необходимость в контроле деятельности возникает только в том случае, когда перед сотрудниками и структурными единицами поставлены четкие задачи, определены сроки, правила и нормы их выполнения.

Контроль деятельности относится к приоритету третьего уровня, это обусловлено не тем, что роль функции контроля в управлении службой безопасности имеет второстепенное значение, а тем, что для ее реализации необходимо наличие результата (положительного либо отрицательного) выполнения функций, имеющих более высокий уровень приоритета.

Взаимодействие с другими организациями и структурными подразделениями

Функция взаимодействия представляет собой совместную деятельность, с другими организациями или структурными подразделениями учреждения, направленную на решение поставленных задач в области обеспечения безопасности.

Взаимодействие может быть внешним (внешние организации) и внутренним (структурные подразделения учреждения). Результат взаимодействия может оказывать существенное влияние на функциональные направления деятельности более высокого уровня приоритета, в зависимости от характера взаимодействия.

Необходимость взаимодействия может возникать по различным внутренним и внешним причинам (в целях исполнения требований федеральных законов, контролирующих органов или в результате возникновения ЧС).


Функциональные обязанности заместителя директора по вопросам безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность»

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопас­ности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одномоментно во всех местах. Поэтому в образовательном учреждении, как и в других организациях, создаются системы безопасности – совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководи­телем различных сил, средств, методов в целях обеспечения безопасности.

Основными элементами системы безопасности образовательного учреждения являются:

― субъекты обеспечения безопасности образовательного учреждения (руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасе­ния и помощи, родители);

― администрация района, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохране­ния;

― финансовые, кадровые, энергетические и иные ресурсы для мер по обеспечению безопасности ОУ;

― нормативные акты о безопасности, инструкции, прика­зы, документация по безопасности ОУ, планы;

методическое обеспечение, памятки для персонала, стенды, плакаты;

― организационные элементы: распределение функцио­нальных обязанностей, режим, контроль.

технические средства предупреждения и ликвидации ЧС и их последствий;

― знания о возможных угрозах в ОУ, способов раннего выявления опасностей и правильного противодействия им;

― навыки правильного поведения и владения техсредствами персонала ОУ в ЧС;

― серьезное и правильное отношение к проблемам безо­пасности ОУ.

Три последних элемента - это главные элементы культу­ры безопасности ОУ. Тот самый человеческий фактор, без которого все вложенные деньги и технические средства ниче­го не дадут. Задействование этого фактора иногда важнее других элементов системы безопасности.

Необходимо отметить, что только системность и целостность, упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности ОУ образуют ее новое искомое качество. Неправильное сочетание или неисправность отдельных элементов системы могут привести к негативным последствиям.

В системе безопасности и окружающей среде вокруг ОУ всегда есть такие элементы, которые мы не можем регулировать, управлять ими, оказывать необходимое влияние в своих интересах (внешние факторы, гормональные процессы и др.). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.

Рассмотрим некоторые элементы системы безопасности ОУ подробнее.

1. Физическая защита здания ОУ:

― ограждения, барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей, шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ;

― освещение зданий, периметров и территорий;

― запоры, решетки на окнах.

2. Охрана ОУ:

― вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

― организация охраны и режима;

― пакет документов по организации охраны;

― организация обучения сотрудников охраны;

― организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий (ОП) о действиях (фактах), представляющих опасность;

― план совместных мероприятий ОП и ОУ.

3. Технические средства охраны и безопасности ОУ:

― системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб в ОУ (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, вызова скорой помощи, сообщений о других ЧС);

― системы видеонаблюдения;

― системы автоматического электронного допуска;

― металлодетекторы ручные;

― системы радиомониторинга и передачи тревожных сигналов.

4. Финансовое и ресурсное обеспечение:

― оплата охранных услуг ОП, вневедомственной охраны, сторожей;

― средства на установку и содержание системы радиомониторинга оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

― на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, автоматического контроля и доступа в ОУ, металлодетекторами;

― на устройство новых, замену разрушившихся и ре­монт существующих ограждений.

5. Органы безопасности и организация взаимодействия с органами МВД, ФСБ, МЧС, органами местного самоуправления:

― согласование вопросов по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности со специалистами инженерной и кинологической служб;

― распределение ответственности между органами за безопасность ОУ;

― обмен информацией;

― совместная разработка и согласование планов по защите и обеспечению антитеррористической безопасности при проведении массовых мероприятий (с оформлением актов готовности);

― организация совместного контроля качества работы ЧОП в ОУ.

6. Воспитательная работа с воспитанниками ОУ:

― формирование готовности (соответствующих навыков и умений) действовать в условиях ЧС;

― уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»;

― проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;

― проведение специальных занятий и тренировок по ГО и ЧС по привитию навыков действий в чрезвычайных ситуациях.

7. Родители и работа с родительской общественностью, родительскими комитетами, попечительскими советами:

― организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;

― организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи руководству ОУ;

― повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;

― привлечение родительской общественности к участию в контроле за качеством оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.

8. Персонал ОУ:

― подготовка руководящих и педагогических работников ОУ к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействия экстремизму;

― проведение встреч педагогического состава образовательных учреждений с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

9. Правовые документы по вопросам безопасности ОУ:

― сборник нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;

― комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц ОУ);

― инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы).

10. Методические документы по вопросам безопасности ОУ:

― плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

11. Медицинское обеспечение ОУ.

12. Психологическое обеспечение (методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС и реабилитации, тренинги, ролевые игры и др.).

13. Социально-бытовые и кадровые меры предупреждения опасных и ЧС в ОУ со стороны персонала (подготовка работников к действиям в опасных ситуациях, требования к работникам, подбор кадров, служебная дисциплина в системе безопасности, профессиональная этика работников, этикет и культура поведения как фактор безопасности).

14. Режим, определенная обстановка, культура безопасности, отношение к вопросам безопасности ОУ родителей, персонала.

15. Органы управления образованием и взаимодействие с ними.

16. Инфраструктура ОУ и организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ. Взаимодействие с ними.

17. Жители прилегающих дворов, кварталов.

18. Шефские и близлежащие предприятия, иные объекты.

19. Арендаторы.

Общая безопасность ОУ дополня­ется следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:

Твердое знание законов и правил поведения;

Отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуе­мых правил поведения и личной безопасности;

Умелое использование средств безопасности;

Контроль и дисциплина;

Хорошая связь с правоохранительными органами;

Взаимопомощь товарищей по работе;

Нормальные отношения в семье и с окружающими.

Роль руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей и проектировании адекватных им эле­ментов и подсистем безопасности в данном конкретном об­разовательном учреждении, и их интеграции в систему, т.е. в единый работающий механизм.

Самые строгие меры и законы не помогут снизить потери обществ и государства, если в каждом ОУ и в обществе в целом не будет создано условий для развития культуры безопасности и формирования безопасной личности, безопасного поведения. Поэтому, помимо общих принципов, С.В. Петров предлагает следующие персональные требования, правила личного обеспечения безопасности:

§ изучайте виды и причины опасностей (накапливайте знание);

§ учитесь предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время;

§ по возможности избегайте опасных ситуаций, обходите опасные места, не рискуйте без нужды;

§ изучайте способы действий (накапливайте умения) по нейтрализации или преодолению опасностей;

§ всегда выбирайте наиболее безопасный путь, способ действий из возможных вариантов;

§ обращайтесь за советом и помощью к специалистам и товарищам;

§ чаще тренируйтесь, участвуйте в играх и учениях (накап­ливайте навыки);

§ в критической ситуации не пугайтесь и не паникуйте, не опускайте руки, действуйте активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество.

Значение этих требований (правил) в том, что они задают систему ко­ординат, в рамках которой, даже не будучи специально подго­товленным, можно, в основном, отличать приемлемые решения от неприемлемых. Вместе с целями, перечисленные принципы становятся критериями для выбора линии поведения. Правильно постав­ленные и осознанные, они становятся установкой для чело­века и обеспечивают половину успеха.

Минобрнауки России неоднократно направляло в регио­нальные органы управления образованием различные при­казы, инструкции, рекомендации и письма по обеспече­нию безопасности ОУ, которые учтены при составлении данного пособия. Особо хотелось бы отметить концептуаль­ное значение письма Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» № 03-1572 от 30.08.05 г.

В нем отмечается, что решение проблем безопасности и антитеррористической защищенности ОУ «возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнеде­ятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрез­вычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера».

Впервые большое внимание в данном письме уделено зна­чимости преподавания курсов ОБЖ и БЖ как части системы безопасности, а также для формирования культуры безопас­ности обучающихся и сотрудников ОУ.

Концепция безопасности образовательного учреждения - это система взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением его всесторонней и надежной безопасности. Она может быть представлена в виде некой виртуальной модели, помогающей понять, что собой представляет система безопасности образовательного учреждения, т.е. ее эффективность, реальность, гуманность, демократичность, техническая оснащенность, экономическая целесообразность и т.д.

Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать природу возникновения опасностей и угроз, определять конкретные параметры элементов системы безопасности учащихся и персонала, механизмов, путей и способов защиты их от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (см. рис. 1).

Согласно Закону РФ «О безопасности» первейшим принципом любой системы безопасности должна быть законность4. Этот принцип предусматривает, что все действия по обеспечению безопасности должны носить законный характер, не в коей мере не ущемляющий права и свободы граждан. В Конституции РФ подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

Рис. 1.

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»5.

Важное значение при обеспечении безопасности образовательного учреждения имеет и принцип гуманности, предусматривающий приоритет интересов личности человека, и прежде всего ребенка, перед другими факторами при защите от опасных и чрезвычайных ситуаций различного генеза. Главное правило здесь заключается в том, чтобы как можно чаще говорить с детьми о подстерегающих их опасностях, даже самых, казалось бы, маленьких и незначительных проблемах безопасности, которые у них возникают. Однако необходимо соблюдать и другие важные правила:

  • - самым лучшим способом обучения учащихся безопасному поведению является личный пример педагогов и всего персонала учебного заведения;
  • - обучая учащихся правилам безопасного поведения, ни в коем случае нельзя их запугивать.

При формировании системы обеспечения безопасности образовательного учреждения нельзя игнорировать и такие принципы, как демократичность, предполагающих учет мнения учащихся, родителей, персонала, органов правопорядка; тесное взаимодействие со специалистами и различными службами безопасности; рациональность и экономичность; организованность; непрерывность; плановость; контроль;предвидение и упреждение; системность и целостность, предполагающие комплексный охват всех элементов системы обеспечения безопасности образовательного учреждения как единого целого.

Все указанные принципы обеспечения безопасности образовательных учреждений не умозрительные правила, выдуманные в кабинетах и учебных аудиториях, а важнейшие составляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих принципов заключается в том, что они задают систему координат, в рамках которой, даже не подготовленный специально учитель или сотрудник образовательного учреждения, может достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите учащихся от опасностей и угроз. Эти принципы становятся критериями для выбора того или иного варианта решения, связанного с обеспечением безопасности, или отдельного элемента ее системы.

Наряду с принципами важное место в системе безопасности образовательного учреждения занимают цели ее обеспечения, основными из которых являются:

  • - защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • - обеспечение нормального учебного процесса и функционирования образовательного учреждения;
  • - снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • - улучшение качества жизнедеятельности и безопасности учащихся, педагогов, персонала (недопустимость гибели, снижение травматизма, усиления охраны труда, здоровья, окружающей среды, сохранности имущества и т.д.).

Из сформулированных целей вытекают задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения:

  • - формирование готовности персонала, педагогов и учащихся к опасным и чрезвычайным ситуациям и к противодействию им, что достигается изучением видов опасностей и способов их преодоления;
  • - раннее выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;
  • - обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • - правовое, организационное и техническое обеспечение системы безопасности;
  • - формирования навыков безопасного поведения при возникновении опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • - формирование культуры безопасности учащихся, педагогов и всего персонала образовательного поведения.

Значение вышеперечисленных принципов, целей и задач обеспечения безопасности образовательного учреждения заключается в том, что, правильно сформулированные и осознанные, они становятся установкой для педагогов, персонала и учащихся, являясь определенной гарантией их адекватных опасностям действий. Более того, указанные принципы, цели и задачи практически полностью совпадают с содержанием преподавания основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях, что очередной раз подчеркивает актуальность этой дисциплины.

Рассмотрев в концептуальном контексте принципы, цели и задачи обеспечения безопасности образовательных учреждений, перейдем к содержанию и механизму функционирования системы их безопасности.

Система безопасности образовательного учреждения имеет определенный набор элементов, который включает опасности и угрозы, объекты и субъекты безопасности, нормативные документы, ресурсы, организацию, средства защиты, приемы и навыки безопасного поведения и т.д.

Источниками потенциальных опасностей и угроз образовательным учреждениям могут выступать самые различные факторы социальной, техногенной и природной среды, о чем уже шла речь ранее. Знания о возможных опасных и чрезвычайных ситуациях, способах их раннего выявления и противодействия - важнейшее условие эффективности системы безопасности образовательного учреждения.

Объектами безопасности здесь выступают: учащиеся, педагоги, персонал, а также материальные, интеллектуальные, духовные ценности и окружающая среда, без которых невозможен нормальный учебно-воспитательный процесс и жизнедеятельность образовательного учреждения.

Субъектами безопасности образовательных учреждений являются: их руководство, персонал, охрана, различные службы обеспечения жизнедеятельности, спасения и помощи, родители, учащиеся. Самым непосредственным образом безопасность их обязаны обеспечивать администрация района, города или иного населенного пункта, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохранения и пр.

Многочисленность субъектов обеспечения безопасности не всегда является благом, так как в момент возникновения опасной или чрезвычайной ситуации нередко возникает эффект «семи нянек», когда никто толком не знает за что отвечает и какую конкретно помощь необходимо оказать. Чтобы как-то урегулировать этот вопрос, а также в целях повышения эффективности системы безопасности образовательных учреждений, сразу же после теракта в Беслане, было рекомендовано ввести в них должность заместителя директора по безопасности. Однако этот вопрос в большинстве регионов РФ до сих пор остается открытым.

Нормативные акты (Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, распоряжения, указания, инструкции, а также планы, рекомендации, памятки местной администрации и т.д.) призваны регулировать вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Так, например, в образовательных учреждениях Москвы и некоторых других городов в соответствии с указаниями органами образования в каждом образовательном учреждении должен быть собственный паспорт безопасности, согласованный с правоохранительными органами, противопожарными и другими службами МЧС.

Важное значение имеют финансовые, кадровые, информационные, энергетические и иные ресурсы обеспечения безопасности образовательных учреждений, а также технические средства обнаружения и ликвидации опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Весьма велика роль и организационных мер, которые включают распределение функциональных обязанностей по обеспечению безопасности как в обычной обстановке, так и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Вот, например, какие меры, по мнению специалистов, должны принять администрация и преподаватели образовательных учреждений в случае экстремальных ситуаций:

  • - ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию, установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи;
  • - ежедневно обходить территорию образовательного учреждения;
  • - периодически проводить инспекции складских и подсобных помещений;
  • - тщательно подбирать и проверять персонал;
  • - регулярно проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов и МЧС инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных происшествиях;
  • - в случае обнаружения подозрительных предметов незамедлительно сообщить о них в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений любых силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС, Прокуратуры и др.);
  • - не допускать самостоятельного обезвреживания взрывчатых устройств;
  • - в случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.

Принципиальное значение имеют и навыки безопасного поведения и владения различными средствами противодействия учащихся, педагогов и персонала в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Это, пожалуй, самый главный элемент системы безопасности образовательного учреждения, тот самый человеческий фактор, без которого эта система нефункциональна. Реализация этого фактора предполагает серьезное отношение учащихся, да и всех субъектов безопасности образовательного учреждения, к проблемам безопасности.

Методы и формы формирования навыков безопасного поведения могут быть самые различные. Конечно, прежде всего, они должны реализовываться в процессе занятий по основам безопасности жизнедеятельности. Однако необходимо помнить, что безопасность учащихся это задача всех субъектов образовательного учреждения (педагогов, персонала, родителей, правоохранительных и иных органов, в том числе и самих учащихся), поэтому каждое занятие, каждое мероприятие в образовательном заведении, отношения детей и родителей, их взаимоотношения между собой должны рассматриваться в контексте привития детям и подросткам навыков безопасного поведения. Хорошим подспорьем здесь могут быть занятия по психологии выживания в различных экстремальных ситуациях, физическая подготовка, да и просто доверительные беседы по различным вопросам обеспечения безопасности (бытовой, транспортной, игровой и пр.). Все это не требует высоких финансовых, энергетических, интеллектуальных затрат. Главное здесь - адекватное отношение к проблемам безопасности со стороны всех без исключения педагогов, всего персонала образовательного учреждения.

Только упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности образовательного учреждения образуют ее эффективность и надежность. Неправильное сочетание или неадекватность реагирования отдельных элементов этой системы могут привести к самым негативным последствиям. Однако необходимо помнить, что в системе безопасности, да и в окружающей среде есть такие элементы, которыми трудно или вообще невозможно управлять, оказывать на них необходимое влияние в интересах безопасности, регулировать их (стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия, социальные катаклизмы и т.д.) Здесь много зависит от знаний специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности, от их учения анализировать и прогнозировать подобные экстремальные ситуации, от выбора адекватных средств воздействия на молодежь и окружающую среду с целью снижения негативных последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Эффективным средством объединения всех элементов системы безопасности образовательного учреждения, обеспечения взаимодействия различных ее звеньев, включения и рационального использования ресурсов учебного заведения, охраны, милиции, МЧС, технических и иных средств является внедрение современных информационных технологий. Так, в некоторых, как правило, в частных, учебных заведениях устанавливается охранное оборудование слежения и управления безопасностью с программным обеспечением нового поколения, позволяющим надежно обеспечивать пропускной режим, противопожарную безопасность, режим безопасности в аудиториях, коридорах и подсобных помещениях. Но, к сожалению, такие системы очень дорогие и доступны далеко не всем образовательным учреждениям.

Весьма ответственным шагом является инициатива ряда субъектов РФ по введении в школах должности заместителя директора по безопасности, Так, например, введение такой должности в Екатеринбурге оценено специалистами положительно, так как количество правонарушений резко сократилось.

Эта инициатива вполне соответствует Закону РФ «О безопасности», где подчеркивается: «Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере»6. Следовательно, нормативными актами, регулирующими введение в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя директора по безопасности могут являться: распоряжением главы администрации субъекта, приказ начальника управления образования и приказ директора образовательного учреждения.

Исходя из методологических принципов подхода к решению проблем обеспечения безопасности, заместитель директора образовательного учреждения по безопасности с учетом фактического финансового состояния и технического оснащения данного учреждения, условий организации учебного и воспитательного процесса и других особенностей призван решать следующие задачи.

  • 1. Своевременно выявлять угрозы и опасности образовательному учреждению (учащимся, преподавателям, персоналу, родителям, посетителям; личному имуществу, материальным, интеллектуальным и духовным ценностям учреждения; личной и служебной информации; техническим средствам связи, сигнализации и информации).
  • 2. Немедленно информировать о них директора и других субъектов безопасности (пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры, участкового милиционера, руководителей охранного предприятия, скорую помощь).
  • 3. Сдерживать распространение опасностей, их продвижение к образовательному учреждению в целях увеличения времени на эвакуацию людей, материальных и иных ценностей и организацию подготовки к отражению и ликвидации.
  • 4. Самостоятельно с помощью охраны учреждения или во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, пожарными и подразделениями МЧС принимать необходимые меры к нейтрализации и ликвидации возникших опасностей.
  • 5. Документировать явления и процессы, относящиеся к важным событиям в жизни образовательного учреждения в контексте его безопасности, как в ходе его повседневного функционирования, так и в случаях реализации угроз и опасностей и осуществления мероприятий по противодействию им.

Реализация указанных задач должна способствовать совершенствованию системы безопасности образовательных учреждений и оказанию помощи правоохранительным органам в их расследовании.

Конечно, говорить о какой-то единой системе безопасности для всех образовательных учреждений России нереально. Ситуация в различных ее регионах имеет свою специфику. Так, одних (в районах с суровыми климатическими условиями и сельской местности) могут преобладать опасности природного характера, в других (в местах скопления опасных производств) - техногенные или экологические, в третьих (в крупных городах, экономически неблагополучных регионах) - криминогенные, а нередко и все сразу. Однако примерная система безопасности образовательного учреждения, не претендующая на универсальность, может быть представлена в следующем виде (см. рис. 2).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

КАФЕДРА ВАЛЕОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: «Безопасность образовательных учреждений»

Выполнил: студентка 1 курса ОЗО

Чупикова Александра Сергеевна

Научный руководитель: Шкода В.В.

Краснодар 2011

Введение

Глава 1. Общие положения и основные понятия

Глава 2. Организация безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях

Заключение

Список литературы

Введение

В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ) всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности (БЖД). Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОУ к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОУ.

Трагические события в Москве и Беслане, в Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде наглядно показали важнейшую роль знания основ БЖД в подготовке населения (в т. ч. персонала ОУ, учащихся, воспитанников и их родителей) к выживанию при проявлениях терроризма и в иных опасных ситуациях.

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОУ, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3-4 раза выше, чем в других странах). В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ.

Целью данной работы является изучение организационных основ обеспечения безопасности в образовательных учреждениях.

Для чего в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть общие положения и основные понятия касательно безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях;

изучить принципы организации безопасности в ОУ.

Глава 1. Общие положения и основные понятия

Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой и к смерти. Вред человеку может наносить любая деятельность: трудовая, учебно-трудовая, а также отдых и развлечения. Анализ заболеваний и происшествий в ОУ дает основания утверждать, что любая деятельность учащихся и персонала ОУ потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий. Эти положения составляют основу теории и методики обеспечения безопасности человека во всех видах его деятельности. Практика показывает теснейшую связь между возникновением опасных ситуаций и происшествий самых различных видов.

Но из этого вытекает и следующая важная особенность: любые меры, принимаемые для повышения защищенности ОУ от техногенных опасностей или террористических актов, одновременно обеспечивают усиление защищенности ОУ от социальных, биологических, природных, криминальных, информационных и иных видов угроз .

Для полноценного рассмотрения организационных основ обеспечения безопасности жизнедеятельности в ОУ необходимо ввести и пояснить некоторые термины.

Безопасность образовательного учреждения - система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Безопасность образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений и позиций: охрана труда, радиационная безопасность, экологическая безопасность, взрывобезопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность. Данные направления в различной степени связаны между собой и влияют друг на друга .

Опасность - воздействие или угроза поражающего (деструктивного) воздействия неблагоприятных процессов, явлений, событий, иных внешних и внутренних факторов на учащихся и персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы, имущество и окружающую среду.

Опасный фактор - природный, социальный, техногенный процесс (явление), действие которого угрожает жизни и здоровью учащихся (воспитанников или работников ОУ), их имуществу, среде обитания, правам и интересам.

Опасный производственный фактор - негативный фактор, воздействие которого в ходе образовательного или трудового процесса на обучаемого или работника ОУ может привести к травме или заболеванию. Это частный случай опасного фактора.

Опасная ситуация - любая неблагоприятная обстановка, в которой действуют или могут начать действовать негативные факторы, угрожающие жизни и здоровью человека, его правам и свободам, имуществу и окружающей среде. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

ЧС (чрезвычайная ситуация) - официальный термин, используемый в документах, - неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.

ЧП (чрезвычайное происшествие) - обиходный разговорный термин, обозначающий опасное явление, ситуацию, происшествие любого вида с неблагоприятными последствиями. Крупное ЧП часто соответствует признакам ЧС.

Безопасные условия труда и иных видов жизнедеятельности - это благоприятные условия труда (учебы), при которых воздействие на человека вредных или опасных природных, социальных, техногенных, производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных пределов (нормативов).

Уровень защищенности (безопасности) зависит от имеющихся ресурсов и возможностей, мер и средств противодействия неблагоприятным факторам, которые сотрудники ОУ, родители и учащиеся умеют применять. Безопасность не бывает абсолютной, она всегда относительна в сравнении с каким-либо стандартом или образцом. Чем больше средств и способов своей защиты человек знает и применяет, тем меньше риск ЧС, тем реже он попадает в неприятные ситуации, тем интереснее и спокойнее он живет.

Техника безопасности - совокупность мероприятий, трудовых приемов и средств, с помощью которых минимизируется травматизм и заболеваемость обучающихся и работников ОУ в процессе занятий, учебно-трудовой и досуговой деятельности в образовательной или производственной сфере (термин из сферы охраны труда).

Охрана труда - система сохранения жизни, здоровья обучаемых и работников ОУ в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Охрана труда и других видов жизнедеятельности сотрудников ОУ, обучающихся (воспитанников) - это неотъемлемая составная часть системы обеспечения безопасности ОУ, а также часть более общей системы национальной безопасности страны. Защита трудовой и образовательной деятельности - это часть защиты всей жизнедеятельности. То есть охрана труда и образовательного процесса в ОУ - это составная часть более широкой области - обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Часто опасные ситуации являются смешанными. Например, ураганы и землетрясения сопровождаются пожарами, авариями, а наводнения и засухи - эпидемиями и кражами. Техногенные и природные опасности в ОУ часто переплетаются с социальными факторами и последствиями (например, ДТП, обрушение здания).

В ЧС ежегодно погибает до 2-3 тыс. человек. А основные потери (до 250 тыс.) происходят не в чрезвычайных, а в повседневных, менее опасных ситуациях, которые в силу своей обыденности (нечрезвычайности) не попадают в статистику МЧС и не получают адекватного освещения в учебниках, программах и других материалах по БЖД. Отчасти поэтому многие нынешние и будущие родители и педагоги плохо подготовлены к обеспечению БЖД своих детей. Актуальность проблемы безопасности в ОУ обусловлена многочисленными реальными фактами опасных ситуаций в ОУ и высокой смертностью в этих ситуациях. Кроме того, несчастье с ребенком всегда приобретает особый общественный резонанс. Именно этим определяется необходимость выявления и изучения всех видов опасностей в сфере образования.

Из природных явлений в ОУ чаще приносят беду холода, жара, наводнения, штормы, ураганы, реже - оползни, сели, землетрясения, цунами. Из социально-криминальных опасностей в ОУ чаще отмечаются конфликты среди учащихся, факты вандализма и хулиганства, кражи, грабежи, вымогательство, телесные повреждения, ложные сообщения о готовящихся терактах; реже имеют место реальные взрывы, поджоги, убийства, захват заложников из числа учащихся. Техногенный ущерб чаще всего связан с ДТП, пожарами, протечками и авариями с водой, происшествиями с электропроводкой и приборами. Социальные опасности возникают в тысячи раз чаще, чем природные. Количество пострадавших от всех видов криминальных опасностей по российской статистике - около 3 млн человек ежегодно, а с учетом скрытых и незаявленных фактов преступлений - около 10 млн человек. Принимая во внимание страдания близких и членов семей потерпевших, эту цифру можно увеличить в пять-шесть раз. Эти данные говорят об актуальности и необходимости изучения материалов о социально-криминальных опасностях для каждого работника ОУ и учащегося. От природных и техногенных опасностей пострадавших в сотни раз меньше.

Многие опасные, но не чрезвычайные ситуации внешне не сразу воспринимаются как таковые, и мы к ним привыкаем, как к потоку машин, контактам с посторонними. У современного городского жителя значительно снижен порог чувствительности к скрытым опасностям. Для персонала и сотрудников охраны ОУ это недопустимо. Часто относительно малоопасные ситуации (опыт на уроке химии, занятия в спортзале, дискотека, поездка на автобусе) могут мгновенно перерасти в опасные. Например, едкое вещество попало в глаз, машину начало заносить на скользкой дороге, загорелся электроприбор, завязалась драка и т. д. Чаще всего ОУ сталкиваются со смешанными происшествиями: социально-криминальными, социально-природными и социально-техногенными. Каждый год учащиеся на лестницах ломают руки и ноги, травятся пищей, попадают под колеса автотранспорта. Статистика разных лет иногда поразительно сходна, что свидетельствует о некоторых закономерностях в появлении факторов, ведущих к малым и большим происшествиям.

В ОУ необходимо прогнозировать следующие возможные виды угроз (происшествий, опасностей, несчастных случаев, ЧС):

) Социально-политические:

массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан;

акты политического (международного, религиозного) экстремизма и терроризма.

) Угрозы военного характера:

военные конфликты и противостояния;

действия вооруженных сил против незаконных вооруженных формирований.

) Социально-криминальные:

противоправное проникновение посторонних в ОУ; хищения имущества обучающихся, воспитанников, работников ОУ;

хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью, самотравматизм; вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков;

уличные проявления экстремизма, наличие преступных группировок;

угрозы осуществления терактов;

теракты криминального характера (взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ, захват заложников и иные).

) Техногенные и социально-техногенные:

транспортные аварии (катастрофы);

пожары, взрывы газа;

разрушение, обрушение конструкций зданий, сооружений и т.п.

) Природные и социально-природные:

стихийные бедствия (шторм, холод, эпидемии);

эпидемии и заболевания, заражения людей, животных и растений возбудителями опасных инфекций;

метеорологические опасные явления; природные пожары.

) Угрозы экологического характера:

деградация суши (почвы, недр, ландшафта). Смог. Превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных примесей в атмосфере в 30 раз;

загрязнение водных бассейнов, нехватка питьевой воды и воды для обеспечения технологических процессов в системах жизнеобеспечения.

) Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:

аварии на предприятии, работающем с культурами (возбудителями) I-IV групп патогенности;

массовые отравления некачественными продуктами питания и водой, опасными химическими веществами в быту;

появление опасных для человека больных диких животных и птиц.

В составляемых паспортах и планах обеспечения безопасности ОУ должны учитываться и отражаться возможные количественные показатели ущерба от этих угроз, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей, а также данные о группировках правонарушителей в прилегающем к ОУ микрорайоне, о фактах вандализма, угроз, вымогательства, иных возможных противоправных действиях. По каждой возможной опасной ситуации в паспортах безопасности и комплексных планах прогнозируются и планируются (с привлечением специалистов и консультантов) ответные действия персонала ОУ, аварийных служб и бригад по ликвидации этих угроз, аварий, ЧС и их последствий.

безопасность жизнедеятельность образовательное учреждение

Глава 2. Организация безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая. Решить проблему обеспечения жизнедеятельности, безопасности образовательных учреждений и реально почувствовать достижимость конечного результата возможно программным методом.

Программный метод решения проблемы - это создание различных программ, позволяющих сосредоточить (сконцентрировать) финансовые, материальные, организационные ресурсы, привлечение средств разных источников и направление их целевым (адресным) путем на решение наиболее значимых, конкретных проблем образовательных учреждений в оптимальные сроки .

Для решения какой-либо проблемы применяется концепция, то есть система взглядов, руководящих идей или принципов. Концепция безопасности ОУ может быть представлена в виде виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем безопасности ОУ.

Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности ОУ, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.

Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий. Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности в ОУ определяют главную идею концепции безопасности и являются критериями выбора того или иного решения, варианта отдельного элемента системы безопасности. На основе действующего законодательства и опыта управления ОУ эти принципы можно сформулировать следующим образом.

) Гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения. К сожалению, не всегда действия педагогов отвечают этому принципу, что вызывает ответную реакцию и повышает риск происшествий в ОУ.

) Законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55).

) Демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка, коллектива работников и обучаемых, а также специалистов. Иногда мнение, оценки и предложения одного опытного специалиста не совпадают с мнением большинства учащихся; переубеждать их в таких случаях следует демократичными методами.

) Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами. Для этого следует постоянно поддерживать как официальные, так и личные контакты.

) Рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных стендах и папках для проверяющих. Разумеется, стоимость мер безопасности может существенно различаться, причем самые дорогие - не всегда самые лучшие. Как говорил один специалист, правильно проинструктированная бабушка-вахтер порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.

) Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ - непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза.

) Планирование и контроль.

) Предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков: «пока гром не грянет - мужик не перекрестится».

) Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.

) Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и, в первую очередь, знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.

Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;

обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;

снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;

улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

формирование готовности к опасностям и к противодействию им.

Изучение видов опасностей, способов их преодоления;

раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;

обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;

формирование навыков правильного поведения при опасностях;

формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Основными элементами системы безопасности ОУ являются:

) Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

администрация района, правоохранительные органы;

органы управления образованием, органы здравоохранения.

) Физическая защита здания ОУ:

освещение зданий, периметров и территорий;

ограждения, запоры, решетки на окнах;

барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

) Охрана ОУ:

вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

организация охраны и режима;

пакет документов по организации охраны;

организация обучения сотрудников охраны;

организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

) Технические средства охраны и безопасности ОУ:

система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

системы видеонаблюдения;

системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

) Финансовое и ресурсное обеспечение:

оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

энергетические и иные ресурсы.

) Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления.

) Воспитательная работа с учащимися.

) Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

) Персонал ОУ: подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

) Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

) Методические документы по безопасности ОУ.

) Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

) Психологическое обеспечение:

методики психологической реабилитации;

тренинги, ролевые игры.

) Кадровые и социально-бытовые меры.

) Режим, обстановка, культура безопасности.

) Органы управления образованием и взаимодействие с ними.

) Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними.

) Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

) Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

) Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

) Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента - это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность организации безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

Постоянное совершенствование системы безопасности и ее организации, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖД;

способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

Заключение

В современных условиях проблемы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остаются актуальными. Эти проблемы были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности учащихся и педагогических коллективов, имеют разносторонний и многоплановый характер. Их решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала ОУ новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.

И самое главное, у каждого из учащихся должно происходить полноценное формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения ими способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях.

Список литературы

1.#"justify">. #"justify">. #"justify">. Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]: практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений / С. В. Петров. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006, 243 с.

Http://www.bezopasnost.edu66.ru/media/bezOU.htm

Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения - совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях (см.).

Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий является комплексная безопасность образовательного учреждения (см.) как временное состояние защищенности охраняемого объекта от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера. Безопасность образовательного учреждения (как временный результат) достигается в процессе реализации следующих основных мер и мероприятий:

1. Организации физической охраны объекта и территории (ее задачи: контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; осуществления пожарного надзора; организации пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники; защиты персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и его территории). Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий (ЧОП) или штатных сторожей.

2. Обеспечения инженерно-технической укрепленности (ограждения, металлические двери, решетки, противотаранные устройства и т. п.).

3. Организации инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация; тревожно-вызывная сигнализация (локальная или выведенная на "01"); телевизионное видеонаблюдение; ограничение и контроль за доступом; пожарная сигнализация; радиационный и химический контроль).

4. Плановой работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения (см.: Паспорт безопасности).

5. Организации контрольно-пропускного режима .

Безопасность труда – состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных факторов.
Комплекс мер по обеспечению безопасных условий учебного процесса должны отвечать требованиям государственного стандарта «ССБТ Общие требования к системе управления охраной труда в организации» (ГОСТ Р 12.0.).
Основные требования. Наличие Правил и журналов инструктажа учащихся по технике безопасности на рабочих местах - обязательное условие организации, управления и создания безопасных условий учебного процесса. Меры по охране труда и технике безопасности должны не допускать травматизма детей в образовательном учреждении.
Законодательной и нормативной основой деятельности службы охраны труда является:
- Конституция Российской Федерации ;
- Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ»;
- Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Министерства труда России от 8 февраля 2000 года № 14;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О службе охраны труда образовательных учреждений» от 01.01.01 года № 000;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации «0 службе охраны труда» от 01.01.01 года № 92;
- Трудовой кодекс РФ от 01.01.01 года (раздел «Охрана труда»)
На основе этих документов в школе разработаны документы по охране труда:
- Положение о службе охраны труда в образовательном учреждении;
- Положение о комиссии по охране труда;
- Положение о работе уполномоченного лица по охране труда;
- Положение об административно-общественном контроле за охраной труда.
Изданы организационные приказы по охране труда:
- Приказ о назначении ответственных лиц за организацию безопасности работы;
- Приказ об обучении и проверке знаний по охране труда с работающими;
- Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство школы;
- Приказ об организации пожарной безопасности и другие.
Составлены планы:
- План организационно-технических мероприятий по улучшению условий охраны труда, здоровья работающих и детей;
- План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- План мероприятий по противопожарной безопасности.
Составлены акты, соглашения, программы, инструкции по охране труда, должностные обязанности работников по охране труда.
Со всеми сотрудниками образовательного учреждения, в соответствии с законодательством, требованиями ГОСТ 1проводятся инструктажи по охране труда и пожарной безопасности (вводный (при приеме на работу), первичный инструктаж на рабочем месте (до начала производственной деятельности), повторный (по программе первичного инструктажа на рабочем месте, по должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда на рабочем месте, 1 раз в 6 месяцев), внеплановый (при введении в действие новых или переработанных инструкций по охране труда, при нарушении требований безопасности труда, которые привели к травме, аварии, пожару), целевой (перед выполнением разовых поручений, мероприятий)).
Организованно обучение и проверка знаний по охране труда, которая проводится один раз в три года, а для вновь принятых - в течение месяца со дня принятия на работу.
Обучение по охране труда является одним из важнейших моментов в деле обеспечения безопасности и гигиены труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Статьей 225 ТК РФ предусмотрено, что «все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством российской Федерации.

6. Контроль санитарно-эпидемиологического состояния

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 01.01.01 года и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании », утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Выполнение требований, регламентирующих санитарно-эпидемиологическое состояние в соответствие выше приведенных нормативно-правовых документов, положено в основу работы по созданию безопасных санитарно-эпидемиологических условий в образовательном учреждении.

7. Взаимодействие с правоохранительными органами

МОУ Карасевская СОШ постоянно взаимодействует с правоохранительными органами. УУМ Колычевского Г УВД капитан милиции и инспектор ОДН УВД лейтенант милиции регулярно посещают нашу школу, производят проверку объекта с составлением акта обследования антитеррористической укрепленности образовательного учреждения, а также акт на причастность к обнаружению наркотических веществ. Принимают участие во внеклассных мероприятиях, проводят лектории, беседы с администрацией, педагогическими и техническими работниками, в ходе которых разъясняют порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов, при появлении лиц, замышляющих совершение преступлений.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает:
- разработку и реализацию планов проведения классных часов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
- воспитание у детей культуры безопасного поведения на улицах и дорогах поселка, города;
- организацию взаимодействия педагогического коллектива с ГИБДД ;
- привлечение родительской общественности к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- создание учебно-материальной базы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах поселка, города;
- разработку методических документов по соблюдению ПДД;
- учет и анализ всех дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся и на их основе принятие соответствующих мер.

На базе школы создан отряд ЮИД «Виражи».

8. ГО и ЧС

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.

Так в нашей школе проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС. Руководитель учебного учреждения и заместитель директора по организации безопасности проходят обучение в УМЦ ГУМО «СЦ «Звенигород», а учиклассов и классные руководители 5-11 классов проходят обучение на базе Управления по делам ГО и ЧС г. Коломна.

В школе создан «Уголок гражданской обороны» , который помогает людям разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникно­вении ЧС как мирного, так и военного времени; дает инфор­мацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории области, города (района), на сво­ем или соседнем объекте; знакомит со способами и порядком защиты работников образовательного учреждения учрежде­ния при возникновении ЧС; напоминает об основных способах оказа­ния первой медицинской помощи пострадав­шим; знакомит со структурой ГО, должнос­тными лицами учреждения, которые отвеча­ют за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.

В соответствии с Постановлением Главы Коломенского муниципального района № 000 от 01.01.2001 года на базе МОУ Карасевской средней общеобразовательной школы создан приемный эвакуационный пункт № 16 (ПЭП № 16). Планом ГО предусматривается прием и размещение эвакуируемого населения: рабочих, служащих и членов их семей с предприятий и организаций г. Коломна Московской области в количестве 6916 человек.

9. Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих .
Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.
Активные профилактические мероприятия должны опираться на:
- методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;

Формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;
- системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.
Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», во время проведения «Дня защиты детей», Школы безопасности.
Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности :
- Учебные занятия;
- Трудовая подготовка;
- Занятия общественно-полезным трудом;
- Экскурсии, походы;
- Спортивные занятия, соревнования;
- Кружковые занятия и другие внешкольные и внеклассные мероприятия.
Формирование культуры безопасности строится на основе:
- программ интегрированного обучения основам безопасности;
- учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ, экология, Здоровье);
- личности педагога, владеющего культурой безопасности. Культура безопасности - это:
- знание о безопасной жизнедеятельности;
- опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;
- опыт творческого решения проблем безопасности;
- ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;
- опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.

10. Наглядные пособия

В образовательном учреждении ведется разработка и выпуск инструкций, памяток, брошюр на темы «Первая медицинская помощь», «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации», «Терроризм – угроза обществу» и др. Приобретаются наглядные пособия, учебно-методическая литература , оборудования, приборы.
Воспитание культуры безопасности сотрудников и обучающихся позволяет при условии системного подхода к ее формированию позитивно влиять на снижение уровня опасных ситуаций и аварийности в среде их обитания, то есть в данном случае в образовательном учреждении.
Целесообразно разрабатывать программу безопасности труда, которая должна основываться не только на анализе несчастных случаев , имевших место в прошлом, но и на проведении глубоких исследований риска и опасностей, которые могут быть не только на рабочем месте, но и встретиться всюду.
Главная задача - научить обучающихся знать и уметь правильно, рационально действовать в различных чрезвычайных ситуациях.