Защита трудовых прав. Эффективные способы защиты трудовых прав работников Как называется организация по правам работника

И свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров. Также в нем говорится об ответственности за нарушение трудового законодательства. В частности, на основании ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
- самозащита работниками трудовых прав;
- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
- государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- судебная защита.

Самозащита работниками трудовых прав

На основании ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной , а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Например, работник использует право самозащиты, отказываясь от выполнения работ в случае опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами). В таком случае работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности (ст. 220 ТК РФ). Или работник может использовать право на самозащиту в случае необеспечения его средствами индивидуальной или коллективной защиты. В таком случае работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей.
В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами. Так, в соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Однако этой же нормой предусмотрены случаи, когда не допускается приостановление работы по данной причине:
- в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
- в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
- государственными служащими;
- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
- работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).
В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Воспользовавшийся этим правом обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Обратите внимание! Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб. (ст. 20.26 КоАП РФ).

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав (ст. 380 ТК РФ).

Защита интересов работников профсоюзами

Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" установлено, что профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений, в том числе по вопросам:
- трудового договора (контракта);
- рабочего времени и времени отдыха;
- оплаты труда;
- гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ;
- по другим социально-трудовым вопросам.
Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Аналогичное требование содержится в ст. 370 ТК РФ.
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями (Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов утв. Постановлением Исполкома ФНПР от 22.11.2011 N 7-15), утверждаемыми профсоюзами.

Межрегиональное и территориальное объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать свои правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений согласно типовому положению соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
Профсоюзные инспекторы труда имеют право:
- беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- в качестве независимых экспертов принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства.

Обратите внимание! В силу ст. 377 ТК РФ работодатель обязан создать условия для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации. В частности, безвозмездно предоставить помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Одним из вариантов защиты прав работников профсоюзами является принятие решений работодателем с учетом их мнения (ст. 371 ТК РФ). В частности, в случае когда изменение организационных или технологических условий труда может повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ст. 74 ТК РФ). Также придется учитывать мнение профсоюза при привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случаях, не оговоренных в ст. 113 ТК РФ.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ, а при расторжении трудового договора по инициативе работодателя - ст. 373 ТК РФ. Причем соблюдение процедуры в последнем случае не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Государственный контроль

Федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Рострудом и его территориальными органами. Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. В соответствии с данным Положением государственный надзор в сфере труда осуществляется государственными инспекторами труда (правовыми инспекторами труда и инспекторами по охране труда), которые имеют право:
- в установленном порядке беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
- запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях

Обратите внимание! Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Государственный контроль осуществляется посредством проверок, порядок проведения которых определяется ратифицированными конвенциями МОТ, Трудовым кодексом, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Положением.
Предметами проверки являются соблюдение работодателем требований трудового законодательства, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1. Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Поступление в федеральную инспекцию труда:
- обращений и заявлений о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
- запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
3. Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

К сведению. Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом РФ или Правительством РФ.

Судебная защита

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. В частности, на основании ст. 22 ГПК РФ и ст. ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции, а именно районный суд рассматривает такие дела в качестве первой инстанции.
Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то важно следующее: хотя эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя, значит, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) определяется исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст. ст. 23, 24 ГПК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (ч. 4 ст. 413 ТК РФ).

К сведению. Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, а также между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТК РФ).

По общим правилам иск предъявляется в суд по месту нахождения организации-работодателя, а если работодатель - индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства. Однако в силу ст. 29 ГПК РФ иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца, то есть работника.
Работник для защиты своих прав через суд должен соблюдать сроки обращения с заявлением о рассмотрении спора. Отметим, что в зависимости от категорий дел сроки обращения за защитой трудовых прав работника различны. Так, на основании ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Если работник пытался урегулировать возникшие разногласия через комиссию по трудовым спорам организации, которая в установленный десятидневный срок должна была рассмотреть спор и разрешить его в чью-то пользу, но не сделала этого, работник имеет право перенести рассмотрение конфликта в суд (ст. 390 ТК РФ). Если комиссия рассмотрела спор, но ее решение не устроило работника, он также может обратиться в суд для обжалования в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии (ст. 390 ТК РФ).

В заключение

Как видим, Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг способов решения спорных моментов как при приеме на работу, в течение трудовой деятельности, так и после увольнения. Поскольку работник для разрешения конфликтной ситуации должен обратиться с заявлением (хоть в государственную инспекцию труда, хоть в комиссию по трудовым спорам, хоть в профсоюз и т.д.) с указанием нарушенных работодателем прав, рекомендуем снимать противоречия мирным путем. Ведь если нарушение трудового законодательства будет установлено контролирующими органами, работодателю может грозить не только административная, но и уголовная ответственность.

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 6 (1), с. 310-316

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ © 2013 г. И.А. Филипова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 29.10.2013

Лица, работающие по трудовому договору, имеют ряд прав, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации. Эти права могут защищаться любыми способами, не запрещенными законом. Основными способами являются: самозащита трудовых прав, защита со стороны профессиональных союзов, защита, осуществляемая специальными государственными органами, и судебная защита.

Ключевые слова: работники, трудовые права, профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная инспекция труда, контроль (надзор) в сфере труда, судебная защита.

Согласно статье 45 Конституции РФ в России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Это касается и трудовых прав и свобод, в частности предусмотренных статьей 37 Конституции РФ.

Работники в соответствии с трудовым законодательством РФ обладают значительными правами в сфере труда. Этим правам работников соответствуют обязанности работодателей. Если работодатель не соблюдает права работников, нарушая их, то работникам также предоставлена возможность защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (статья 352 Трудового кодекса РФ, далее - ТК РФ) . Целью защиты трудовых прав и свобод является обеспечение реализации работниками прав, установленных законом, подзаконным актом или договором.

К основным способам защиты трудовых прав ТК РФ относит:

Самозащиту работниками трудовых прав;

Защиту прав профессиональными союзами;

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства;

Судебную защиту.

Рассмотрим первый из названных способов -самозащиту трудовых прав работниками. Самозащита прав субъектом права - это самостоятельные активные действия работников по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.

К мерам самозащиты работников можно отнести следующие:

1) отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, путем извещения работодателя или непосредственного руководителя в письменной форме (статья 379 ТК РФ, а также статья 60 ТК РФ);

2) отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает жизни и здоровью работника, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (статья 379 ТК РФ, а также статьи 219-221 ТК РФ);

3) отказ от выполнения работы в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами, в том числе через отказ от письменного согласия на привлечение к сверхурочной работе, работе в выходные дни, ночное время, перенесение ежегодного отпуска и т.д. (статья 379 ТК РФ, а также часть четвертая статьи 72.1 ТК РФ, статьи 60.2, 96, 99, 113, 124 ТК РФ);

4) приостановление работы при задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней при условии письменного оповещения об этом работодателя (статья 142 ТК РФ).

Фактически ТК РФ предусматривает лишь одну форму самозащиты работников - отказ от выполнения трудовых обязанностей. Самозащита возможна при наличии грубого нарушения трудовых прав работника, прямо указанного в ТК РФ. Самозащиту трудовых прав необходимо отличать от забастовки. Первая осуществляется в целях защиты индивидуальных трудовых прав работника, вторая является способом разрешения коллективного трудового спора и направлена на отстаивание коллективных прав.

Самозащита трудовых прав осуществляется работниками свободно. Руководитель, иные должностные лица организации не могут принуждать работника к выполнению работы, уг-

рожать ему, оказывать психологическое давление. Не допускается также привлечение работников, реализующих право на самозащиту, к дисциплинарной ответственности. Незаконные действия лиц, представляющих интересы работодателя, могут быть обжалованы в суде или в государственной инспекции труда.

Самозащита прав работником производится без участия каких-либо органов, совершаемые работниками действия официально не оформляются. Работодатель может добровольно устранить нарушение или, не признав его, отклонить претензию со стороны работника. Законом не запрещается одновременное использование самозащиты и иного способа защиты трудовых прав.

Второй из способов защиты трудовых прав -профсоюзная защита. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Закон о профсоюзах) профсоюзы защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

В целях защиты трудовых прав работников профсоюзы вправе (статья 11 Закона о профсоюзах):

а) выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;

б) представлять мнение по проектам нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, принимаемых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;

в) участвовать в согласовании с работодателями систем оплаты труда, размеров тарифных ставок (окладов), а также норм труда;

г) беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов.

Кроме того, профсоюзы как защитники интересов работников:

Принимают участие в разработке государственных программ занятости, осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в области занятости (статья 12 Закона о профсоюзах);

Высказывают мотивированное мнение по локальным нормативным актам в случаях, предусмотренных законом (статья 372 ТК РФ);

Высказывают мотивированное мнение о возможном расторжении трудового договора по инициативе работодателя (статья 373 ТК РФ);

Дают согласие на расторжение трудового договора с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя (статьи 374, 376 ТК РФ);

Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде, в том числе путем создания собственных инспекций труда (статья 19 Закона о профсоюзах), которые могут быть как правовыми, так и техническими (статья 370 ТК РФ);

Обращаются по просьбе членов профсоюзов, других работников, а также по собственной инициативе с заявлениями в защиту трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры, создают юридические службы и консультации (статья 23 Закона о профсоюзах).

Согласно статье 370 ТК РФ профсоюзы вправе требовать устранения выявленных нарушений от работодателя, который, в свою очередь, обязан в течение недели сообщить в профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Профсоюзы при осуществлении данных полномочий взаимодействуют с государственными органами по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства.

Третий способ защиты трудовых прав - государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства. Согласно статье 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Статья 353.1 ТК РФ выделяет также ведомственный контроль, осуществляемый в отношении подведомственных организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

На самом деле, государственный контроль за соблюдением трудового законодательства производится широким кругом государственных органов.

Во-первых, это Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализа-

ции государственной политики в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, социального обслуживания населения. Минтруд России создан на основании Положения «О Министерстве труда и социальной защиты РФ» (далее - Положение о Минтруде) , утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 года № 610 вместо действовавшего ранее Минздравсоцразвития РФ.

Именно Минтруд России принимает такие нормативные правовые акты, как Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; Положение о системе управления профессиональными рисками; Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет; Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях; Положение об организации общественных работ; Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Кроме того, Минтруд России обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в данной сфере деятельности.

На уровне субъекта РФ органами исполнительной власти, регулирующими отношения в сфере труда, являются соответствующие министерства (управления, отделы), например: Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, Департамент труда и занятости населения администрации Краснодарского края, Департамент труда и занятости населения города Москвы, Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области и т.д.

В Нижегородской области государственное управление охраной труда реализует Министерство социальной политики Нижегородской области. Его задачей является осуществление единой эффективной государственной политики Нижегородской области в сфере социальной поддержки, трудовых отношений и занятости граждан на территории области, защита консти-

туционных прав граждан Нижегородской области в сфере трудовых отношений и занятости, развитие системы социального партнерства и договорного регулирования социально-трудовых отношений.

Так, среди актов, принятых Министерством социальной политики Нижегородской области, есть Приказ от 14 февраля 2012 года № 134 «Об утверждении Рекомендаций по организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в Нижегородской области» .

Органом государственной власти является и Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области (на сегодняшний день вопросы занятости в целом переданы на уровень субъектов РФ). Цели его деятельности: содействие занятости населения,

защита от безработицы. Подведомственными ему являются государственные учреждения «Центры занятости населения» районов и городов Нижегородской области.

Можно выделить в особый раздел и муниципальный контроль. На уровне муниципального образования органом, призванным контролировать соблюдение трудового законодательства, является отдел (управление) по труду, например: Управление по труду и работе с населением администрации г. Нижнего Новгорода. Согласно Постановлению администрации города от 29 апреля 2011 года № 1746 Управление осуществляет следующие функции: проводит анализ ситуаций и тенденций развития процессов в социально-трудовой сфере города, определяет пути устранения возникших диспропорций в их развитии, готовит предложения для городской Думы г. Нижнего Новгорода по совершенствованию муниципальных правовых актов в социально-трудовой сфере, обеспечивает взаимодействие районных отделов по труду с государственной инспекцией труда, органами службы занятости населения, территориальными органами службы по урегулированию коллективных трудовых споров, региональной миграционной службой, профсоюзами, со страховыми фондами и компаниями, региональными органами по труду, формирует базы данных по производственному травматизму в городе.

В районах г. Нижнего Новгорода в структуре районных администраций функционирует соответствующий отдел (сектор) по труду. Примером может служить отдел социально-трудовых отношений в администрации Советского района или сектор социально-трудовых отношений в Приокском, Московском, Автозаводском, Кана-винском, Ленинском, Сормовском районах, отдел экономики, труда, инвестиций в Нижегородском районе.

Вернемся к государственному контролю. Согласно Положению о Минтруде, Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль:

За соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством РФ и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

За осуществлением органами власти субъектов РФ социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

За прохождением гражданами альтернативной гражданской службы.

Роструд регистрирует:

Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;

Коллективные трудовые споры по поводу заключения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета.

Также Роструд организует подготовку трудовых арбитров, государственную экспертизу условий труда, ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения и т.д.

Территориальными подразделениями Рос-труда являются государственные инспекции труда в субъектах РФ, например Государствен-

ная инспекция труда в Нижегородской области. Данным органом систематически проводятся проверки условий труда у работодателей на территории Нижегородской области.

Например, за 2012 год проведено 1626 проверок (989 - государственными инспекторами по правовым вопросам; 637 - государственными инспекторами по охране труда). Выявлено 7365 нарушений, из них: по вопросам охраны труда - 5089, по правовым вопросам - 2276. На устранение выявленных нарушений выдано 1130 предписаний, наложен 2291 административный штраф на общую сумму 9 миллионов 877 тысяч 500 рублей. Отстранены от работы по требованию государственных инспекторов труда в связи с непрохождением в установленном порядке обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний охраны труда 742 работника. Прекращено использование не имеющих сертификатов соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты работников - 552 единицы, оформлено и направлено в суды 3 протокола о временном запрете эксплуатации оборудования .

К основным нарушениям, выявленным в ходе проверок, можно отнести следующие:

1) руководители организаций не обучены и не аттестованы по охране труда;

2) работа по аттестации рабочих мест по условиям труда не проводится;

3) перечни профессий и видов работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда и требуется обучение по охране труда, на предприятиях отсутствуют (не разработаны);

4) своевременный пересмотр инструкций по охране труда не обеспечен, на ряд профессий и видов работ инструкции по охране труда отсутствуют;

5) периодические медицинские осмотры работников не проводятся;

6) допуск к выполнению работ или к эксплуатации оборудования повышенной опасности необученных работников имеет место;

7) работники не обеспечиваются или обеспечиваются не в полной мере спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;

8) проведение периодического обучения по оказанию первой медицинской помощи работниками рабочих профессий отсутствует.

При этом наибольший смертельный травматизм по материалам расследований наблюдается в обрабатывающих производствах и строительстве. Чаще всего несчастные случаи происходят в результате падения пострадавшего с высоты; падения, обрушения, обвалов предме-

тов, материалов, земли; воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей машин; транспортных происшествий. Причинами несчастных случаев с тяжелыми последствиями обычно являются неудовлетворительная организация производства работ, нарушение работником трудового распорядка и нарушение технологического процесса.

Инспектирование работодателей является основной формой надзорно-контрольной деятельности государственной инспекции труда. Основанием для инспектирования являются поручения руководителей Роструда и Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (структурного подразделения Минтруда России), информация других государственных органов и обращения граждан. Осуществляется также работа по рассмотрению постановлений прокуратуры о возбуждении дел об административном правонарушении. Иногда проверки проводятся совместно с органами прокуратуры.

1 сентября 2013 года завершится первый пятилетний этап аттестации рабочих мест по условиям труда, о которой обязаны отчитаться все предприятия РФ. По мнению руководства Рост-руда , большая часть работодателей ее не пройдет, так как с сентября 2008 года по декабрь 2012 года аттестовались всего 1.3% предприятий. Санкции для непрошедших проверку -вплоть до приостановки деятельности хозяйствующего субъекта. Проведение аттестации должно быть зафиксировано в коллективном договоре. Впрочем, поправки, внесенные в законодательство об аттестации рабочих мест Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 декабря 2012 года № 590н, устанавливают обязательность проведения аттестации не для всех рабочих мест, а лишь потенциально повышенно опасных (связанных с работой машин, механизмов, с использованием вредных материалов и т.д.). В то же время, по словам директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России, первичная аттестация остается обязательной для всех .

По уже имеющимся на данный момент результатам аттестации, качество рабочих мест очень низкое: более 60% рабочих мест могут быть квалифицированы как вредные или опасные.

Помимо Роструда к органам контроля (надзора) в сфере труда относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Ростехнадзор является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; органом государственного энергетического надзора; органом государственного строительного надзора.

Территориальные подразделения Ростехнадзора расположены не в каждом субъекте РФ. Например, Приволжское управление Ростехнадзора охватывает республики Татарстан, Марий Эл и Чувашию. Также на территорию двух субъектов РФ - Нижегородской области и Республики Мордовия распространяется и компетенция Волжско-Окского управления Ростехнадзора, базирующегося на территории г. Нижнего Новгорода (с территориальными отделами: Выксунским, Саровским, Дзержинским, Кстов-ским и Арзамасским).

Роспотребнадзор, в структуре которого присутствует отдел организации санитарного надзора по гигиене труда, коммунальной гигиене, осуществляет проверку деятельности работодателей по выполнению требований санитарного законодательства, пресекает факты нарушения законодательства, применяет меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий нарушения работодателями обязательных требований в определенной сфере деятельности.

На уровне субъектов РФ действуют территориальные управления, на уровне городов и районов - отделы управлений Роспотребнадзора.

К государственным органам по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства относится и прокуратура. Согласно статье 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор: проверяет жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Прокуратурой выполняются:

1) прокурорские проверки исполнения законодательства об охране труда на предприятиях, расположенных на поднадзорной территории;

2) запросы о выделении специалистов в управление Роспотребнадзора и государственную инспекцию труда в субъекте РФ для участия в совместных проверках;

3) анализ поступающих жалоб по трудовым вопросам.

Результатом проверок может стать выявление нарушений и последующее внесение представлений об устранении нарушений трудового законодательства, вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, направление искового заявления об обязании провести аттестацию рабочих мест. Последнее возможно в связи с правом прокурора обращаться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Значительное число обращений в прокуратуру касается задолженности работодателей по выплате заработной платы. По результатам взаимодействия с органами статистики, службой судебных приставов, налоговой службой, органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ прокуратурой выявляются работодатели, нарушающие право работников на своевременную и в полном объеме выплату зарплаты.

Внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства должны также осуществлять соответствующие министерства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Четвертый из названных в статье 352 ТК РФ способов защиты трудовых прав - судебный. Как показывает судебная практика, значительная часть трудовых споров, рассматриваемых судами, связана с невыплатой заработной платы, незаконным увольнением или переводом на другую работу. Работодателем нередко нарушается процедура увольнения, сокращения штата, перевода на другую работу, что влечет признание таких действий незаконными и восстановление трудовых прав граждан.

Согласно положениям статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в районный (городской) суд за разрешением трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. На последнее положение необходимо обратить особое внимание: работнику должна быть выдана трудовая книжка или хотя бы вручена копия приказа об увольнении (либо письменно зафиксирован отказ работника от получения приказа и трудовой книжки, как уточня-

ется в пункте 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» ). При отсутствии этого факта согласно Определению Верховного суда РФ от 14 мая 2010 года по делу № 45-В10-7 срок для обращения в суд по спорам об увольнении истечь не может, так как закон не говорит о том, что срок исчисляется со дня, когда работник узнал о своем увольнении. Течение срока для обращения в суд с иском о восстановлении на работе начинается с момента надлежащего оформления работодателем расторжения трудового договора с работником. В случае когда выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от её получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление её по почте. Более того, согласно Определению Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 марта 2011 года по кассационной жалобе на решение районного суда по делу № 33-6015, для начала течения срока недостаточно отправления уведомления . По мнению Судебной коллегии, суд первой инстанции, отказывая в иске по мотивам пропуска срока, необоснованно посчитал, что начало срока исчислялось с момента направления работнику уведомления о необходимости явиться за трудовой книжкой в связи с расторжением срочного трудового договора. Однако суд кассационной инстанции указал, что на домашний адрес истицы приказ об увольнении направлен не был, в связи с чем она не могла знать конкретную дату увольнения, а узнала только когда получила трудовую книжку.

Кроме указанных в качестве основных в статье 352 ТК РФ четырех способов защиты трудовых прав работников можно выделить также пятый и шестой, логически вытекающие из норм ТК РФ. Пятым, в данном случае, будет защита через соответствующий общественный орган (если он имеется):

Комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, которая призвана в том числе контролировать выполнение коллективных договоров и соглашений;

Комиссию по трудовым спорам, в которую вправе обратиться работник за защитой своих прав (КТС);

Трудовой арбитраж, к которому могут обратиться работники и работодатель в процессе урегулирования коллективного трудового спора.

В качестве шестого возможного способа защиты можно выделить защиту прав работников трудовыми коллективами. Именно они - осо-

бенно в отсутствие первичной профсоюзной организации на предприятии - отстаивают коллективные права работников, например:

Право на заключение коллективного договора (инициирование, участие в формировании комиссии по разработке проекта и т.д., части 4 и 5 статьи 37 ТК РФ);

Право на выдвижение требований в защиту коллективных трудовых прав (статья 399 ТК РФ);

Право на забастовку (принятие решения о проведении забастовки общим собранием (конференцией) работников, статья 410 ТК РФ).

Наконец, седьмым способом, появившимся относительно недавно, является медиация. Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиация как способ урегулирования споров, возникающих в том числе из трудовых, семейных правоотношений, призвана способствовать «гармонизации социальных отношений» .

Таким образом, российским законодательством работникам предоставлены существенные гарантии защиты трудовых прав. К сожалению, в настоящее время значительное число работников просто не имеют достаточных знаний о них и умения ими пользоваться. И здесь на первое место выдвигается необходимость целенаправленной просветительской деятельности как со стороны государственных органов по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства, так и со стороны профессиональных союзов.

Список литературы

1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1.

2. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 148.

3. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ» //

Интернет-портал Правительства РФ. Исполнительная власть. URL: Ы1р://правительство.рф/

power/237/base.html (дата обращения: 15.04.2013).

4. Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 14.02.2012 г. № 134 «Об утверждении Рекомендаций по организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в Нижегородской области» // Правительство Нижегородской области. Официальный сайт. URL: http://www.govemment-nnov.m/?id=48970 (дата обращения: 15.04.2013).

5. Постановление администрации г. Нижнего Новгорода от 29.04.2011 г. № 1746 «Об утверждении Положения об Управлении по труду и работе с населением администрации г. Нижнего Новгорода» // Официальный городской портал. Нижний Новгород. URL: http://нижнийновгород.рф/vlast/ administratsiyagoroda/deps/uprtrud/polozhenie/ (дата обращения: 15.04.2013).

6. Результаты надзорной деятельности Государ-

ственной инспекции труда в Нижегородской области за 1-й квартал 2012 года // Государственная инспекция труда в Нижегородской области. Официальный сайт. URL: // http://git52.rostrud.ru/results/

5115/17979^^^ (дата обращения: 15.04.2013).

7. Интервью руководителя Роструда Ю.В. Герция 25 декабря 2012 года // Федеральная служба по труду и занятости. Официальный сайт. URL: http://www.rostrud.ru/presscentre/48/xPages/entry.3395. Ыш1 (дата обращения: 15.04.2013).

8. Минтруд России определил гибкий подход к порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда 4 февраля 2013 года // Министерство труда и социальной защиты РФ. Официальный сайт. URL: http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/102 (дата обращения: 15.04.2013).

9. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 22024 «О прокуратуре РФ» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20.02.1992 г. № 8. Ст. 366.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 6.

11. Все о Трудовом кодексе. Судебная практика. URL: http://www. trudovoikodeks.ru/praktika_392.shtml (дата обращения: 15.04.2013).

12. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2010. № 31. Ст. 4162.

PROTECTION OF LABOR RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Workers have some rights under labor law of the Russian Federation. These rights can be protected by any means not prohibited by law. The main methods include: self-protection of labor rights, protection by the trade unions, protection carried out by special government agencies, and judicial protection.

Keywords: workers, labor rights, trade unions, labor laws, state labor inspection, monitoring (supervision) at work, judicial protection.

В Российской Федерации каждый гражданин способен защищать собственные права всеми средствами, которые не противоречат закону. Они перечисляются в Трудовом Кодексе.

Статья 352 указывает на следующие способы, посредством которых может осуществляться защита трудовых прав работников:

Самостоятельная защита;

Действуют эти объединения с помощью своих органов (профкомов), инспекций труда и доверенных сотрудников по охране труда.

Уполномоченный профкома, который впоследствии будет рассматривать вопросы охраны труда, выбирается, как правило, на общем собрании всех сотрудников данной организации.

А вот инспекции труда создаются на общероссийском уровне, а также региональном и территориальном.

Защита трудовых прав работников - основная цель создания таких объединений, как профсоюзы. Поэтому полномочия инспекторов по охране труда разрешают им посещать беспрепятственно те предприятия, которые являются местом работы членов профсоюза (причем форма их собственности не имеет значения), чтобы проверять, соблюдается ли там законодательство относительно трудовых норм, выполняются ли подписанные ранее условия соглашений и договоров.

Инспекторы труда, в интересах которых защита уполномочены:

Контролировать, соблюдает ли работодатель нормы трудового законодательства;

Независимо проводить экспертизу тех условий, в которых трудятся работники, а также условий обеспечения их безопасности;

Участвовать в разбирательстве тех несчастных случаев, которые произошли на производстве, и проф. заболеваний;

Получать от руководителей сведения о том, какие условия ими созданы в данной организации для полноценного труда;

В полномочия инспекторов входит защита трудовых прав работников, относительно вопросов, касающихся причиненного на производстве вреда их здоровью;

Требовать от работодателей приостановить работы, если те угрожают жизни и здоровью сотрудников;

После обнаружения нарушений трудового законодательства требовать от работодателя их устранений;

Проверять, соблюдает ли работодатель обязательства относительно охраны и условий труда, предусмотренные в коллективном соглашении или договоре;

Входить в комиссию, в качестве независимых экспертов, во время проверки средств производства перед введением их в эксплуатацию;

Участвовать в разбирательстве споров, которые связанны с тем, что работодатель нарушил нормы и условия труда, оговоренные в коллективном соглашении;

Участвовать в разработке правовых актов и законов, которые содержат установления трудового права;

Участвовать в разработке правовых актов подчиненных закону и касающихся охраны труда, а также согласовывать их в соответствии с тем порядком, который установило Правительство РФ;

Требовать от соответствующих органов, чтобы лица, нарушающие трудовое законодательство или скрывающие происшедшие привлекались к ответственности.

Осуществляя перечисленные выше полномочия, инспекции труда тесно сотрудничают с государственными органами, занимающимися надзором и контролем за неукоснительным соблюдением установлений трудового права.

В обязанности каждого работодателя входит создание условий для того, чтобы профсоюзы могли существовать и действовать (в том числе и в сфере охраны человеческого труда).

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение 1 месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене указанного локального нормативного акта.

Порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора с работником установлен ст. 373 ТК РФ. Увольняя работника, являющегося членом профсоюза, по п. 2, подп. "б" пп. 3 и 5 ст. 81 ТК РФ, работодатель обязан направить в профсоюзный орган организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия им указанного решения. Выборный профсоюзный орган в течение 7 рабочих дней со дня получения документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мнение. При этом мнение, не представленное в семидневный срок или не мотивированное работодателем, не учитывается. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее 1 месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Если профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, в течение 3 рабочих дней проводятся дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.

Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа допускается увольнение по инициативе работодателя по п. 2, подп. "б" пп. 3 и 5 ст. 81 ТК РФ руководителей и их заместителей выборных профсоюзных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых), не освобожденных от основной работы (ст. 374 ТК РФ). В таком же порядке должно проводиться и увольнение по инициативе работодателя руководителя выборного профсоюзного органа организации и его заместителей в течение 2 лет после окончания срока их полномочий (ст. 376 ТК РФ).

Статья 370 ТК РФ и Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 22.12.2014 г.) закрепили право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде. Для осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.

Самозащита работниками трудовых прав

Работодатель и его представители не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав .

Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров

Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов , содержащих нормы трудового права , коллективного договора , соглашения, трудового договора , о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора . Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в настоящее время являются комиссии по трудовым спорам и суды общей юрисдикции. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел в судах , кроме того, определяется правилами ГПК РФ1.

Комиссии по трудовым спорам (КТС) образуются по инициативе работников или работодателя на паритетных началах из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции). Представители работодателя назначаются в КТС приказом руководителя организации. На первом заседании КТС избираются председатель и секретарь комиссии, на которых возлагается подготовка и созыв заседаний.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права . При пропуске по уважительным причинам этого срока КТС вправе восстановить его и разрешить спор по существу. Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. В течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. В их отсутствие рассмотрение спора допускается лишь по письменному заявлению работника. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании ведется протокол, который подписывается председателем (его заместителем) и заверяется печатью КТС. Решение КТС принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Надлежаще заверенные копии решения КТС вручаются работнику и руководителю организации в течение 3 дней со дня принятия решения (ст. 388 ТК РФ).

Решения КТС подлежат исполнению в течение 3 дней с момента истечения 10 дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения работодателем решения КТС в установленный срок работнику выдается удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель в установленный срок обратился с заявлением о перенесении трудового спора в суд. На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее 3 месяцев со дня его получения, судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке. В случае пропуска работником трехмесячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

В случае, если индивидуальный трудовой спор не был рассмотрен КТС в 10-дневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд. Решение КТС также может быть обжаловано в суд работником или работодателем в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения.

В соответствии со ст. 391 ТК РФ в судах рассматриваются следующие виды индивидуальных трудовых споров: по заявлениям не согласных с решением КТС работника, работодателя или профсоюзного органа, защищающего интересы работника; когда работник обращается в суд, минуя КТС; по заявлению прокурора , если решение КТС не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Непосредственно в судах (то есть без обращения в КТС) рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям: работника - о восстановлении его на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; а также работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации. Также непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц ; и лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Работник вправе обратиться в суд в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение 1 месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо выдачи трудовой книжки. При этом по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов . Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение 1 года со дня обнаружения причиненного вреда.

В случае признания судом увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе. Суд также принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. По заявлению работника суд может также принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию. Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула. В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о возмещении ему морального вреда . Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, а также работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения суд выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

Забастовка, согласно ст. 398 ТК РФ, определяется как временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Она применяется в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от участия в примирительных процедурах или не выполняет достигнутые в их ходе соглашения.

Часовая предупредительная забастовка может быть объявлена после трех календарных дней работы примирительной комиссии, о чем работодатель предупреждается в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня.

Решение об объявлении основной забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации по предложению представительного органа работников, уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профсоюзом, утверждается собранием (конференцией) работников организации. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 5 рабочих дней. В свою очередь, работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров.

В период проведения забастовки спорящие стороны обязаны продолжить разрешение спора путем проведения примирительных процедур. Работодатель, органы исполнительной власти , местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной (ст. 413 ТК РФ). Решение о признании забастовки незаконной принимается судами субъектов РФ по заявлению работодателя или прокурора и доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку. Вступившее в законную силу решение суда подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных ее территорий , Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

За участвующими в забастовке работниками сохраняются место работы и должность. Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, предусмотренных ТК РФ.