Какие органы проводят экологическую экспертизу. Общественная экологическая экспертиза: проводится в каких случаях, примеры

Согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля . Она является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.
И, наконец, если оценка воздействия на окружающую среду представляет собой средство обеспечения учета экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия.

Виды экологической экспертизы

В соответствии с законодательством в России осуществляются:

  • государственная экологическая экспертиза;
  • общественная экологическая экспертиза.

Проведение таких видов экспертизы имеет юридически значимый характер.
В литературе по экологическому праву можно встретить мнение о том, что помимо государственной и общественной проводятся ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Проведение таких экспертиз самостоятельного правового значения не имеет.

Принципы экологической экспертизы

Согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" такая экспертиза основывается на принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что при оценке материалов, являющихся объектом экологической экспертизы, эксперты должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную среду. Исходя из этой презумпции, перед лицами, участвующими в процессе экологической экспертизы, стоит первоочередная задача выявить все потенциальные виды и масштабы таких воздействий.

Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Для заказчика это означает, что он не вправе принять решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять ее, не представив материалы на государственную экологическую экспертизу. Для уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы из этого принципа вытекает обязанность принять на экспертизу материалы, организовать и провести государственную экологическую экспертизы.

Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы.

Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы обязывает субъектов эколого-экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и, в конечном счете, права каждого на благоприятную окружающую среду.

Принцип достоверности и полноты информации , представляемой на экологическую экспертизу обязывает заказчика обеспечить представление на экологическую экспертизу достоверной и полной информации об объекте экспертизы.
Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на ее проведение, задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспертируемого объекта и выводах по нему.

Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы указывает на то, что заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными, а содержащиеся в них суждения и выводы должны быть научно аргументированными. Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в данной области проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключения выводов по нему каждым участником эколого-экспертного процесса и комиссией в целом.
Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы означает, что если в процессе проведения государственной экологической экспертизы объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта; другими словами, комиссия не вправе дать положительное заключение. Если же такое заключение все же дается, то это служит основанием для вывода о нарушении принципа законности при проведении государственной экологической экспертизы.

Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения устанавливает обязанность других субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства в области экологической экспертизы относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе, участия о ней общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Невыполнение ими этой обязанности является правонарушением и соответственно основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы, они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Последовательное соблюдение названных принципов в процессе организации и проведения государственной экологической экспертизы - важнейшее требование и условие эффективности экспертизы в обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением этих принципов возникает немало проблем.

В систему охраны окружающей среды и управления природопользованием входит ряд специфических инструментов и рычагов.

Рис. 6.1. Система управления экологической безопасностью

Как видно из схемы, одним из основных направлений деятельности природоохранных учреждений, комитетов и общественных организаций является экологическая экспертиза – эффективный вид управленческой деятельности в форме предупредительного контроля.

В соответствии с законом «Об экологической экспертизе»:

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимой реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных экологических воздействий и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза включает в себя:

1. Оценку воздействия на ОС (ОВОС), которая обеспечивает учет экологических требований на стадии разработки.

2. Государственную экологическую экспертизу, которая учитывает экологические требования на стадии принятия управленческих решений.

Также в Российской Федерации может проводиться общественная экологическая экспертиза.

В основу экологической экспертизы закладываются следующие принципы:

 презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой и иной деятельности;

 обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта экспертизы (в качестве гарантии предусматривается возможность открытия финансирования работ по проектам и программам только при наличии положительного заключения экспертизы);

 комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

 обязательности учета требований экологической безопасности;

 достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

 независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий (то есть непременным условием является организационная и финансовая независимость организующих и осуществляющих экспертизу органов, которая обеспечивается как за счет финансирования из бюджета, так и за счет средств, поступающих от заказчика за выполнение экспертных работ);

 научной обоснованности, объективности и законности сделанных заключений (учитывая, что экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс, очевидна необходимость ее проведения на современном научно-техническом уровне с использованием новейших форм исследований и квалифицированных ученых и специалистов; причем результаты работы должны не только фиксировать допущенные нарушения, но и давать научно обоснованную оценку последствий, а также – рекомендации органам, принимающим решения, по устранению и исправлению недостатков);

 гласности, участия граждан и общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

 ответственности участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.

Объектами ГЭЭ являются все материалы по объектам и мероприятия, намеченным к реализации на территории РФ (плановые работы – прогнозы развития отрасли хозяйства, состояния окружающей природной среды и т.п.; предплановая документация – схемы расселения, схема охраны малых рек и т.п.), а также все предпроектные (ТЭО, задание на проектирование) рабочая и сметная документация) по объектам и мероприятиям,

намеченным к реализации на территории РФ, экологические обоснования выдаваемых лицензий на природопользование. Т.о., ГЭЭ подлежат как гражданские, так и военные, оборонные и т.п. объекты.

Материалы по объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня направляются в Министерство природных ресурсов, а по объектам, относящимся к субъектам местного и регионального управления – в территориальные органы

Полномочия, права и обязанности органов, специально уполномоченных в области экологической экспертизы.

Федеральный орган

Территориальный орган

Органы самоуправления

Полномочия

Разработка порядка и регламента проведения ГЭЭ

Организация и проведение ЭЭ объектов

Организация ОЭЭ

федерального уровня

находящ. в территориальном ведомстве

Установление правил определения срока и условий действия положит. заключения ГЭЭ

Установление сроков проведения и условий действия положит. заключения ГЭЭ

Научно-методическое обеспечение

Организация информационного обеспечения

Координация эколого- экспертной деятельности в РФ и осуществление методического руководства территор. органов ГЭЭ

Организация конференций, семинаров по ЭЭ

Организация общественных осуждений, проведение опросов среди населения

Ведение реестра экспертов ГЭЭ

Организация, проведение и участие в ЭЭ (и в совм. ЭЭ неск. государств)

Участие в ЭЭ, возможность доступа к банку данных

Направление делегата в качестве наблюдателя в экспертные комиссии, если объект находится на их территории, получение все информации об уровне воздействия на ОС объекта ЭЭ

Привлечение иностранных специалистов и ученых

согласовывая это с федеральными органами

Направление в банк информации (финансовые потоки)

Направление предложений по улучшению ЭБ объектов, которые планируются для строительства

Обязанности

Обеспечение соответствия принятых решений

государственным законам

федеральным законам

Информирование правоохранительных органов о выявленных правонарушениях

а также информирование средств массовой информации

*Органы самоуправления – управа, префектура.

Официально установленный порядок организации и проведения экологической экспертизы включает в себя пять основных стадий:

1. назначение экспертизы и ее организацию;

2. сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информации;

3. формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;

4. представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его в качестве заключения ГЭЭ руководителем компетентного органа;

5. разрешение споров и при необходимости проведение повторной (дополнительной) экспертизы.

Работы по проведению ГЭЭ осуществляются на платной основе. Заказчик должен своевременно произвести оплату и представить подтверждающие документы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты, в противном случае экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику вместе с сопроводительным письмом.

После поступления материалов в экспертное подразделение, специализирующееся в проведении ГЭЭ, документы регистрируются и руководство подразделения определяет ответственного исполнителя из числа штатных сот-рудников, в обязанности которого входит организация и проведение ГЭЭ.

Ответственный исполнитель определяет:

 сложность объекта ГЭЭ;

 срок проведения ГЭЭ (для простых объектов – до 30 дней, для объектов средней сложности – до 60 дней, для сложных – 120 дней; допускается корректировка сроков экспертизы, однако они не должны превышать 6 месяцев);

 количество привлекаемых экспертов (нечетное, не меньше 3; в качестве экспертов выступают специалисты, обладающие научными или практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, экспертом не может быть представитель заказчика или разработчика или гражданин, имеющий трудовые или договорные отношения с заказчиком или разработчиком);

 стоимость проведения ГЭЭ.

В течение времени, предусмотренного для оплаты работ, ответственный исполнитель подготавливает техническое задание экспертной комиссии на проведение ГЭЭ и предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря (обычно это ранее назначенный ответственный секретарь).

Председатель ГЭЭ участвует в формировании ГЭЭ и согласовывает ее состав, участвует в подготовке задания членам комиссии, организует подготовку сводного заключения.

Эксперт имеет право заявлять специально уполномоченному государственному органу о необходимости представления дополнительных материалов, а также формулировать особое мнение. В обязанности эксперта входит всестороннее осуществление анализа представленных материалов, соблюдение общих требований РФ, соблюдение установленных сроков, объективность и обоснованность выводов, соблюдение конфиденциальности сведений и сохранности материалов, представленных на экспертизу.

ГЭЭ начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют члены комиссии, заказчик, представители заинтересованных организаций. Территориальные органы могут делегировать своего представителя в состав экспертной комиссии (без права голоса).

В процессе работы члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на ГЭЭ и на основании их анализа готовят индивидуальные экспертные заключения. При необходимости осуществляется выезд членов экспертной комиссии на место для получения дополнительной информации. На основании индивидуальных экспертных заключений руководители групп подготавливают проекты групповых заключений, которые обсуждаются на заседаниях экспертных групп и представляются ответственному секретарю или руководителю экспертной комиссии. Обобщенный проект заключения обсуждается на заключительном заседании в присутствии заказчика, разработчика материалов, представителя администрации, представителей общественности и территориальных органов.

После обсуждения заключение ГЭЭ подписывается всеми членами экспертной комиссии. В случае, если заключение ГЭЭ не подписано квалифицированным большинством голосов и после продления срока проведения ГЭЭ, данная экспертиза считается безрезультатной. Все заключения и особые мнения принимаются к сведению и создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвующих в предыдущей ГЭЭ.

Оплата работы экспертной комиссии при продление срока проведения ГЭЭ производится за счет средств МПР России.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством МПР России приказом, в котором устанавливается срок действия заключения.

После завершения ГЭЭ ответственный исполнитель направляет заключение ГЭЭ заказчику в течение 5 дней со дня утверждения, копию заключения – специально уполномоченным на то государственным органам в области охраны окружающей среды и исполнительным органам власти, направляет письма о выполнении поручения в специально уполномоченные федеральные органы, письма в СМИ, подготавливает информацию в банковские организации, оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и документы для их оплаты.

Проведение повторной ЭЭ возможно, если:

 необходимо доработать материалы по замечаниям и предложениям;

 если произошло изменение условий природопользования;

 реализация объекта происходила с отступлением от ранее принятых решений;

 истек срок действия ГЭЭ.

Заключение ГЭЭ, утвержденное уполномоченным органам теряет юридическую силу по решению суда.

Повторная комиссия, проводимая по решению судебных органов, осуществляется экспертным подразделением, которое выбирает суд.

После завершения повторной экологической экспертизы заключение направляется в тот орган, по решению которого она проводилась.

Как было сказано выше, в Российской Федерации также может проводиться общественная экологическая экспертиза. Цель ее совпадает с целью ГЭЭ, но наряду с задачами непосредственной экспертизы ОЭЭ имеет цель привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту и широко распространить научно обоснованную информацию о его потенциальной экологической опасности.

Объектами ОЭЭ являются те же объекты, что и подлежащие ГЭЭ, кроме объектов составляющих государственную тайну.

ОЭЭ проводится по инициативе граждан, общественных организаций, органов самоуправления либо до ГЭЭ, либо одновременно с ее проведением, но независимо от нее.

ОЭЭ может осуществляться общественными органами, основным видом деятельности которых является охрана ОС.

Организация, проводящая ОЭЭ, имеет право:

 получать от заказчика документацию для ЭЭ; знакомиться с нормативно-технической документацией;

 принимать участие в работе ГЭЭ без права голоса.

Обязанности общественных экспертов аналогичны обязанностям государственных экспертов.

ОЭЭ может проводиться, если зарегистрировано государственное заявление о проведение экспертизы.

Органы самоуправления должны в 7-дневный срок разрешить или не разрешить экспертизу.

Отказ в проведении ОЭЭ возможен, если:

 ОЭЭ уже была дважды проведена в отношении этого объекта;

 не выдержаны требования к заявлению;

 в уставе, не приведены в качестве основной деятельности работы, связанные с охраной ОС.

Заключение ОЭЭ, соответствующее всем требованиям ГЭЭ, направляется специально уполномоченным органам ЭЭ, органам самоуправления, органам, принимающим решения о реализации данного проекта.

Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверждения ее специально уполномоченным органом в области ЭЭ. Результаты ОЭЭ могут быть опубликованы в СМИ.

При обсуждении экологической экспертизы нельзя забывать о таком важном ее этапе, как оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.

Методология ОВОС – это один из важнейших инструментов системы подготовки, принятия и реализации решений в области природопользования.

Процедура ОВОС осуществляется, как правило, в рамках технико-экономического обоснования, в ее основе – взгляд на экологические проблемы, как на конфликт в общественных отношениях.

Существующая сейчас система оценки имеет ряд недостатков:

 нормирование всегда базируется на прошлом опыте, но однозначно нельзя сказать, будут ли пригодны эти данные в будущем;

 многогранность воздействия на объект (ПДК учитывают действие каждого конкретного вещества, в то время как вещества действуют одновременно);

 ОВОС должен учитывать экологические конфликты, которые могут возникнуть независимо от качества проекта из-за столкновения интересов как различных природопользователей, так и населения.

Очевидно, что при решении экологических проблем наряду с использованием опыта в виде пороговых величин необходимо учитывать возможные экологические последствия любой деятельности. Поэтому большое значение имеет одна из главных черт ОВОС – это возможность выявлять и учитывать последствия намечаемой деятельности.

ОВОС представляет собой выявление, анализ и оценку предполагаемых воздействий намечаемой деятельности, изменений в ОС в результате этих воздействий.

ОВОС в значительной степени является предсказанием последствий, но независимо от того, как получены эти предсказания, они являются не факторами, а лишь предположениями вероятностного характера.

В рамках ОВОС инициатор деятельности фиксирует и представляет то, что проделано им в процессе разработки проекта.

Сформулируем цели ОВОС:

 Всестороннее рассмотрение предполагаемых выгод и потерь эколого-социально - экономического развития.

 Выработка эффективных мер по снижению уровня неблагоприятного воздействия.

 Разрешение в регионах экологических конфликтов.

Информация, необходимая для проведения ОВОС, как правило представляется в виде двух блоков:

 Внутренний блок. (Связан с получением исходных данных о характере намечаемой деятельности и видах воздействия на ОС, степени озабоченности профессионалов, общественности, местного населения).

 Внешний блок. (Содержит исходные данные о характере природных условий и антропогенной нагрузки в том месте, где предполагается реализация продукта).

Результатом выполнения процедуры ОВОС являются проектные и другие решения, подлежащие ГЭЭ.

Таким образом, необходимо четко представлять себе, что ОВОС является процедурой предваряющей, а, следовательно, и тесно связанной с ГЭЭ, которая представляет собой эффективный вид управленческой деятельности в форме предупредительного контроля и позволяет учитывает экологические требования на стадии принятия управленческих решений, а,значит, играет важную роль в системе экологической безопасности.

В России основным составляющим системы экологической оценки является экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами. Экологическая экспертиза основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадиях ее осуществления.

Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей.

То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования и определение возможности реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ, который вместе с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, Регламентом проведения государственной экологической экспертизы и Положением о нормах оплаты труда членов экспертных комиссий составляет нормативную правовую основу процесса проведения государственной экологической экспертизы.

В развитие Федерального закона «Об экологической экспертизе» многие территориальные комитеты разрабатывают нормативно-правовые и инструктивно-методические документы уровня субъекта Федерации.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы закреплено за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами.

На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ - Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения - Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Передача полномочий по проведению государственной экологической экспертизы субъектам Российской Федерации указанным законом не предусмотрена. Статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация и проведение государственной экологической экспертизы отнесены к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Концептуальное положение о закреплении исключительного права на проведение государственной экологической экспертизы за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами учитывается в таких законодательных актах, как Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации; федеральных законах «О животном мире», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об использовании атомной энергии», «О мелиорации земель», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об уничтожении химического оружия», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также в иных нормативных правовых актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы, общественной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду, и ряде отраслевых документов.

В 1996 г. Правительством РФ утверждено «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы».

Более подробно порядок ее проведения регулируется «Регламентом проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным Госкомэкологией РФ в 1997 году. Регламент определяет порядок представления документации на экспертизу и требования к ней, порядок формирования и работы экспертной комиссии, разграничение ответственности между экспертами - членами комиссии и специально уполномоченным органом, порядок утверждения заключения государственной экологической экспертизы и проч.

Регламент подразделяет все объекты экологической экспертизы на три категории: сложные, средние и простые, и устанавливает сроки, количество привлекаемых экспертов и стоимость проведения для экспертиз каждого уровня сложности. Сложность объекта экспертизы определяет штатный сотрудник специально уполномоченного органа, ответственный за ее проведение (ответственный исполнитель). Однако ни Регламент, ни другие нормативные акты не устанавливают конкретных способов отнесения объекта экспертизы к той или иной категории сложности (например, критериев).

Объектами экологической экспертизы являются:

>проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия;

>нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;

>проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.

Субъектами экологической экспертизы являются:

>законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

>специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, министерства);

>специализированные неправительственные организации (частные, общественные).

Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов.

  • 1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
  • 2. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
  • 3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.
  • 4. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
  • 5. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.
  • 6. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
  • 7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.
  • 8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
  • 9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

На государственную экологическую экспертизу представляются материалы проектов комплексных и целевых федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, например: проект федеральной целевой программы «Перепрофилирование Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и решение связанных с этим социальных проблем г. Байкальска», проект «Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и перспектива до 2010 года».

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы. Приказом Минприроды №392 от 28 сентября 1995 года установлена форма Заключения государственной экологической экспертизы

Работа экспертных комиссий и экспертов базируется на положениях законодательных и подзаконных актов, отражающих общие требования к охране окружающей природной среды, а также на многочисленных нормативных документах, регламентирующих экологические вопросы при проектировании и строительстве объектов и комплексов всех отраслей экономики.

Они дают рекомендации по применению более прогрессивных технологий и оборудования, наиболее экологически безопасному месту размещения объекта, по снижению воздействия на растительный покров и животный мир, почвы и недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух и т.д. К предусмотренным в документации природоохранным мероприятиям рекомендуют включить в проект дополнительные, в частности, мероприятия по ликвидации последствий возможных аварий.

Так, за счет реализации предписаний заключений Государственной экологической экспертизы (внедрение пылегазоочистных установок, строительство очистных сооружений сточных вод, перевод котельных на газ и т.д.) по 37 проектируемым объектам в Калужской области ожидается снижение (потенциальный предотвращенный экологический ущерб) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 58,818 т/год, предотвращение сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты - на 853 т/год.

После доработки проекта реконструкции сернокислотного производства на АО «Аммофос» в г. Череповце Вологодской области образование пиритного огарка сократилось на 483 т, а выбросы в целом по предприятию - на 58 т/год.

В результате отклонения по результатам экспертизы от реализации объектов предполагаемой хозяйственной деятельности в местах с неблагополучной экологической обстановкой или на лесных землях в Архангельской области предотвращено: заболачивание лесного массива на площади 15,6 га; эрозия почв - 4 га; свод лесов в нерестовоохранных зонах рек - 16 га.

В проекте строительства волоконно-оптической линии связи по территории Республики Марий Эл сохранено 10,5 га лесов первой группы в результате уменьшения ширины отвода под трассу с 6 до 4 м.

В Красноярском крае предотвращено изъятие земель государственного лесного фонда с переводом их в земли, не связанные с ведением лесного хозяйства, на площади 1489 га.

Из-за несоответствия требованиям природоохранительного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации, существенных недоработок по экологическим и техническим вопросам получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования строительства комплекса каталитической гидрогенизации гептила в НИИМАШ в г. Нижняя Салда Свердловской области.

Эффективность деятельности экспертных подразделений выражается в том, что с помощью процедуры государственной экологической экспертизы удается добиться в проектной документации строгого соблюдения требований и норм законодательства, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерация, специализированных нормативных документов.

Так, например, в Иркутской области все проекты автозаправок, гаражей, складов горюче-смазочных материалов и прочих объектов, получивших положительные заключения, обеспечены ливневой канализацией, очисткой производственных и ливневых вод, решен вопрос их дальнейшей утилизации. В проектах отслеживается создание санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, а также проведение мероприятий по благоустройству и озеленению проектируемого объекта.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:

  • 1. непредставление документации на экологическую экспертизу;
  • 2. фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
  • 3. принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;
  • 4. создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  • 5. уклонение от представления федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
  • 6. реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • 7. осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:

  • 1. нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  • 2. нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
  • 3. неисполнение установленных настоящим Федеральным законом для федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы обязанностей;
  • 4. нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы;
  • 5. несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
  • 6. необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются:

  • 1. нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
  • 2. необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
  • 3. фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;
  • 4. сокрытие от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:

  • 1. фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы; экология экспертиза проведение
  • 2. выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • 3. организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);
  • 4. прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
  • 5. незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, уставленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду .

Согласно ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, рационального исполь­зования природных ресурсов, а также предупреждения нега­тивных последствий хозяйственной деятельности.

Законом РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 (в ред. от 15.04.98) предусмотрен ряд принципов экологической экспертизы:

    презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта эколо­гической экспертизы;

    комплексность оценки воздействия на окружающую природ­ную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

    обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

    достоверность и полнота информации, представляемой на эко­логическую экспертизу;

    независимость экспертов экологической экспертизы при осу­ществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

    научная обоснованность, объективность и законность заклю­чений экологической экспертизы;

    гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

    ответственность участников экологической экспертизы и заин­тересованных лиц за организацию, проведение, качество эко­логической экспертизы.

    Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены два вида экологической экспертизы: гос-венная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными гос. органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне являются:

Проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами гос. власти РФ регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды;

Материалы, подлежащие утверждению органами гос. власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ в том числе:

1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территории с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ в том числе промышленности;

4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;

5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-гос. образований;

6) проекты межгос-венных инвестиционных программ, в которых; участвует РФ и федеральных инвестиционных программ;

7) проекты комплексных схем охраны природы РФ;

Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов РФ в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которых превышает пятьсот тысяч долларов;

Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных гос-в, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными гос-вами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных гос-в, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении РФ;

Проекты международных договоров;

Иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов РФ и др.

В РФ осуществляются государственная эко­логическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Государственную экологическую экспертизу организовывают и про­водят на федеральном уровне и уровне субъектов РФ специально уполномоченные государственные органы в области экологиче­ской экспертизы. Порядок ее проведения устанавливается норма­тивными правовыми актами РФ и субъектов Федерации. Инициаторами проведения общественной экологической экспер­тизы выступают граждане и общественные организации (объеди­нения), органы местного самоуправления общественными органи­зациями (объединениями), основное направление деятельности которых, в соответствии с их уставами, - охрана окружающей при­родной среды, в том числе организация и проведение экологиче­ской экспертизы. Такие органы должны быть зарегистрированы установленном законом порядке. Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы. Федеральное Собрание РФ обеспечивает соответствие законода­тельных актов Российской Федерации законодательству Россий­ской Федерации об экологической экспертизе. Правительство РФ в области экологической экспертизы: утверждает порядок проведения государственной экологиче­ской экспертизы; контролирует исполнение российского законодательства об экологической экспертизе федеральными органами государст­венной власти; осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а так­же по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы; ежегодно отчитывается о своей деятельности в области эколо­гической экспертизы перед Президентом РФ.

Для того чтобы избежать неприятных воздействий на окружающую среду, проводится экологическая экспертиза.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какие виды такой экспертизы бывают, и по каким принципам она проводится?

Понятие

Под экологической экспертизой понимают проверка соответствия документов деятельности хозяйствующего субъекта экологическим и техническим требованиям, которые установлены нормами действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Она проводится с целью предотвращения негативного воздействия деятельности хозяйствующих субъектов на окружающую среду.

Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля.

Чем регулируется

Порядок и принципы проведения экологической экспертизы, а также её виды и сроки проведения, регулируются .

Но основной нормативный акт, который регулирует проведение экспертизы – это .

Кроме того, субъекты федерации имеют право самостоятельно принимать нормативные акты, касающиеся проведения такой проверки.

Есть также и другие «узкие» законы, которые регулируют экспертизу в той или иной степени.

К ним относятся:

  1. Принцип потенциальной экологической опасности любой хозяйственной или другой деятельности.

    Этот принцип означает, что эксперты, при изучении материалов, которые поступили на изучение, изначально являются потенциально опасными для окружающей среды.

    Эксперты должны доказать, что данный материал не опасен или опасен. Своё мнение они выражают в письменном виде, на основании нормативов опасности.

  2. До того как принять решение о реализации объекта, необходимо, в обязательном порядке, провести государственную экологическую экспертизу.

    Это означает, что заказчик планируемой деятельности обязан предоставить все необходимые материалы для проведения экологической экспертизы.

    Государственный орган, который осуществляет эту экспертизу, обязан их принять, изучить и вынести заключение.

  3. Оценка возможных неблагоприятных последствий проводится в комплексе.

    Этот принцип «говорит» о том, что эксперт, проводя экспертизу, должен учитывать все обстоятельства, а также возможные последствия, в комплексе.

  4. Обязательность учёта требований экологической безопасности, при проведении экспертизы.

    Согласно этому принципу, экологическая безопасность означает собой часть экологических предписаний в отношении некоторых групп объектов. Например, объектов атомной энергетики.

  5. Достоверность информации.

    Этот принцип означает, что заказчик экспертизы должен представлять для изучения экспертам достоверную и полную информацию об объекте исследования.

  6. Независимость экспертов.

    Никто не имеет право вмешиваться в работу эксперта, влиять на его мнение любыми способами.

    Эксперт свободен в своих выводах и заключениях, сам выбирает методы проведения исследований, а также самостоятельно принимает промежуточные и окончательные решения.

  7. Обоснованность каждого вынесенного экспертами решения.

    Это основной принцип проведения экспертизы, так как каждое заключение должно быть соответствовать нормам действующего, на момент проведения исследования, законодательства.

    Каждый эксперт должен чётко понимать, что его заключение отвечает уровню современного развития законодательства и науки.

  8. Учёт общественного мнения.

    Согласно этому принципу, эксперты обязаны информировать граждан, СМИ и другие общественные субъекты о результатах конкретных экспертиз.

  9. Ответственность участников экологической экспертизы за её качество.

когда

Данный вид экспертизы проводится, когда есть необходимость выявления негативных факторов, которые могут повлиять на окружающую среду.

Для предприятий некоторых видов деятельности, проведение экологической экспертизы является обязательным и постоянным.

Например, для особо опасных, с экологической точки зрения, промышленных предприятий.

кто инициатор и исполнитель

В системе экологической экспертизы, инициатором выступает физическое или юридическое лицо, ответственное за осуществление намечаемой деятельности.

Инициатора экспертизы называют заказчиком. В его роли могут выступать как государственные органы, так и частные лица. Инициатор несёт расходы по оплате экспертизы.

Исполнителем являются специальные уполномоченные на проведение экспертизы органы и организации, которые имеют соответствующую практику.

документация

Для проверки заказчик должен представить уполномоченному, на проведение экологической экспертизы, органу, всю документацию, касающуюся его хозяйственной деятельности.

заключение экспертизы

Заключение эксперта по проведённой экологической проверке должно быть:

  • полным по содержанию;
  • обоснованным, с научной и законодательной точки зрения;
  • не допускающим никаких двояких толкований;
  • содержать в себе объективные и всесторонние выводы;
  • отражать весь процесс проведённой проверки;
  • освещать каждый этап проверки.

Каждое заключение должно быть обосновано. Это касается заключений как индивидуальных экспертов, так и сводных заключений нескольких экспертов.

Заключение экологической экспертизы должно входить в состав проектной документации на будущую деятельность, и должно состоять из:

  • перечня выполненных работ по оценке воздействия;
  • основные результаты по возможным последствиям воздействия на окружающую среду;
  • перечень мер для выполнения требований по экологической безопасности.

Виды экологической экспертизы

Какими нормами законодательства регулируется землеустроительная экспертиза, вы прочитаете

Для каких объектов является обязательной

Проводить экологическую экспертизу обязательно для следующих объектов:

  • для проектов и документов в области охраны окружающей среды, которые утверждены органами госвласти РФ;
  • проекты федеральных программ, которые предусматривают строительство или эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду тем, что располагаются в природоохранных зонах;
  • все проекты, касающиеся соглашений о разделе продукции;
  • все проекты и техническая документация, которые касаются использования новых технологий, которые потенциально опасны для окружающей среды;

Заключение