Какую роль играют нормы служебного поведения госслужащего. Этические кодексы государственных и муниципальных служащих

Этот документ — не просто свод правил. В его основе лежит целый перечень международных и российских документов, в том числе и главный закон страны — Конституция. А также общепризнанные нравственные нормы общественной морали.

Зачем и для чего нужен

Государственный аппарат, вся его вертикаль — это сложная система власти, подразумевающая различные уровни подчинения, доступа к информации, ответственности и полномочий. Для обеспечения слаженной и эффективной работы такого сложно структурированного «организма» требуются четкие правила поведения в рамках профессиональной служебной этики. Рассматриваемый документ обязателен к применению всеми госслужащими вне зависимости от чина, группы, класса и занимаемой должности.

Чем предусмотрен

Применение Кодекса предусматривается прежде всего особым социально-правовым статусом госслужащих. Все дело в том, что положение этой группы людей обуславливает не только влияние на них догм и правил общественной морали (не важно, задокументированы они где-либо или нет), но и влияние поведения самих государственных служащих на формирование этики служебного и межличностного общения. То есть чиновник является своего рода образцом для простых граждан и своих подчиненных.

К тому же, прямо или опосредованно, он олицетворяет собой власть, декларирует полномочия, определяет отношение к конкретным вопросам и вариантам их решения. Полезно изучить документ и простым гражданам, это поможет правильно реагировать на действия чиновников в той или иной ситуации, согласуясь со сводом правил и ожидая от властьимущих поведения и реакций в строго определенных рамках.

Типовой кодекс этики государственных и муниципальных служащих

На данный момент служебные отношения между госслужащими в нашей стране регулируются актуальным «Кодексом этики и служебного поведения». В документе четко прописаны цели и задачи свода правил, их обязательность для служащих любых должностей и даже уровень ответственности за нарушения положений документа. То, насколько госслужащие знают и соблюдают «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих», является одним из основных критериев качественной оценки их работы и поведения на службе.

К основным принципам, регламентирующим служебное поведение чиновников, относятся:

  • добросовестное и профессиональное исполнение должностных обязанностей;
  • понимание смысла своей работы, как признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • недопущение превышения полномочий;
  • лояльность к любым группам, различающимся по социальному, профессиональному и другим критериям;
  • главенство профессионализма над личными интересами;
  • противодействие коррупционным и другим преступлениям в рамках полномочий и закона;
  • корректность, внимательность и соблюдение законности во всех ее проявлениях.

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих

Что будет за несоблюдение Кодекса

Каждый случай нарушения действующих положений документа рассматривается специальной комиссией. В статье 10 настоящего Кодекса определена ответственность госслужащих за любые нарушения. Помимо моральной ответственности, предусмотрена и юридическая:

Этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах.

Кодекс этических правил включает в себя три типа этических норм:

Предписывающие (как требуется с точки зрения профессиональной морали государственного гражданского служащего поступать в определенных ситуациях);

Запретительные (что конкретно не разрешается в рамках служебного поведения);

Для каждого государственного гражданского служащего Кодекс выступает как добровольно принятые на себя обязательства.

Этический кодекс способствует реализации следующих моральных принципов и норм кадровой политики в системе государственной службы:

Опора на ценности, нравы и традиции российского общества;

Соответствие этических норм общенациональным интересам, утвердившейся политической и правовой системы;

Более высокие стандарты для оценки этического поведения государственного служащего по сравнению с оценкой нравственности рядовых граждан;

Учет реальных сторон профессиональной деятельности государственных служащих, определение нравственных норм их поведения в типичных и наиболее ответственных ситуациях; самоограничение служащих в решении их личных вопросов, имеющих нравственное значение.

Этический кодекс не является версией юридического закона ни по содержанию, ни по механизму своего применения и воздействия. Нравственная составляющая поведения государственного служащего не может складываться по формуле «все, что не запрещено законом, разрешено». Никакая формальная процедура, никакое нормативное положение не отменяет моральных оценок и решений, основанных на общечеловеческих нормах нравственности.

Для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем для оценки поведения правового и чем тот, который применяется для оценки нравственности рядовых граждан.

Этические нормы государственного служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы, поскольку высшие должностные лица, государственные служащие иных категорий объективно наделены властью и полномочиями, которые могут оказывать, в том числе и к более строгому контролю над нравственностью ее представителей, вот почему чем выше статус государственного служащего, тем более строгими должны быть этические требования к нему.

Необходимо четко разделять требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных документов к должностным обязанностям, поведению государственного служащего и общественные требования к ним. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного или тем более, уголовного наказания государственного служащего.

В силу того, что в кодексе собраны воедино и систематизированы общественные требования к нравственности государственного служащего, кодекс:

1) служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;

2) призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;

3) является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;

4) выступает как инструмент общественного контроля над нравственностью государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо.

Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное решение. Этический кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться в подобных ситуациях.

В Этическом кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих в практической деятельности государственного служащего. Правила Кодекса не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.

Этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной службы. Высшие должностные лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями. Этические требования становятся более строгими, и ответственность тем больше, чем выше статус государственного служащего.

Возможны разные формы функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой человеком при приеме на государственную службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться.

Действия ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после оставления человеком государственной службы (переход на работу в коммерческую организацию, ранее связанную с ним служебными отношениями; получение от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг; использование в личных интересах конфиденциальной или служебной информации и т.д.).

Общественный контроль над соблюдением государственными служащими должной морали осуществляется посредством обращения граждан.

Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, который разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Федеральных законов "О противодействии коррупции, "О системе государственной службы "О муниципальной службе в Российской Федерации", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.
На основе данного кодекса разработан Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Томской области.

Контрольные вопросы:

1. Покажите отличие профессиональных и корпоративных этических кодексов.

2. Охарактеризуйте основные подходы к формированию этических кодексов государственной и муниципальной службы.


Раздел 5. ЭТИКЕТ КОММУНИКАЦИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Общее понятие этикета

Процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал нормально, бесконфликтно, и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».

Этикет - это установленный порядок поведения где-либо, нормы взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального статуса, часть нравственной культуры, ассоциирующийся с категорией прекрасного. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что – нет.

Рассматривая поведение человека как единство нравственного и эстетического, этикет главным образом объясняет не «почему», а как нужно поступать в той или иной ситуации, он всегда выступает как внешняя сторона нравственных отношений.

В этикете проявляются общечеловеческие черты нравственных отношений. Он предполагает восприятие каждого человека как личности независимо от его служебного положения, достоинства и знания. Вместе с тем, в правилах этикета выражены и элементы дифференцированного отношения к людям. Дело в том, что они фактически неравны, находятся на различных ступенях социальной лестницы, могут отличаться друг от друга по физическому и умственному развитию, образованию, культуре. Существенное значение имеют и различия по возрасту, полу и т. п. Все многообразие нравственных отношений, регулируемых этикетом, базируется на ряде важнейших принципов.

Гармоничность поведения. Этот принцип определяет воспитанность человека в полном объеме, в единстве его внутренних и внешних качеств, содержания и формы.

Систематичность в выполнении предписаний и правил этикета. Систематичность означает соблюдение норм этикета не от случая к случаю, а постоянно.

Необходимо соблюдать правила приличия ко всем без исключения лицам и тогда, когда человек остается наедине с собой.

Творческий подход и целесообразность. Это важный принцип этикета предполагает у человека способность гибко мыслить и быстро ориентироваться в изменяющейся социальной среде. Ведь то, что уместно и целесообразно в одних условиях, может вовсе не подходить к другим.

Искренность и естественность в поведении. В данном принципе выражены наиболее специфические качества подлинно красивого поведения. Их наличие говорит о высокой культуре поведения, о нравственном совершенствовании человека.

Естественность в поведении - это итог воспитания и самовоспитания. Необходимо добиваться автоматического выполнения правил, превращать их в привычку
поведения. В привычке действия автоматизируются и совершаются на основе потребности поступать так, и не иначе. Такой «автоматизм» поступков придает выполнению требований этикета точность, беспрекословность, свободу и раскованность в действиях.

Скромность и тактичность. Скромность является прямым следствием таких качеств как совесть, стыд, самокритичность, простота, умение быть самим собой. Одним из
выражений скромности является тактичность. Такт - это мера, способность чувствовать границу в своем поведении. Отсутствие такой способности говорит о невоспитанности.

Чувство меры - это моральная интуиция воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. В отношении служебного этикета следует отметить, что это общепринятые (или декларативно установленные) правила социального поведения в профессиональном общении в конкретной организации. Это система норм и атрибутов делового этикета, присущая конкретной организации: требования к эстетизации внутренней среды организации, стиль общения; стандарты общения, ведения дел с субъектами внешнего окружения организации, доля мероприятий по формированию имиджа организации.

Служебный этикет должен, с одной стороны, обеспечивать нормативную регуляцию процесса общения неравных по социальному статусу партнеров путем выравнивания их позиций, но не в социальном, а только в коммуникативном плане. С другой - сохранять и поддерживать определенное «неравенство» партнеров, имеющих различный служебный статус, для обеспечения надлежащей субординации и дисциплины.

Руководители ведущих организаций обращают особое внимание на вопросы делового общения. Однако сами неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей, воспитывающие привычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо раньше. Они обусловлены потребностями выживания и нормального функционирования социального организма, необходимостью приглушить заложенные в каждом индивиде природные инстинкты и противопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересов и на взаимоподдержке.

Достаточно распространена точка зрения, согласно которой этикет, как элемент внешнего поведения человека, органически не связан с его нравственностью.

Человек с изысканными манерами, с детства впитавший премудрости политеса, может оставаться высокомерным, негуманным, безнравственным. Однако такой человек вряд ли сможет долго вводить в заблуждение окружающих его людей относительно права называться человеком культурным, воспитанным. Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения к людям, которое рано или поздно выйдет наружу. «Ледяная» или «хамская» вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.

Документ и профессиональная культура государственных служащих

М.А. Андреев

Проблема этического поведения государственных и муниципальных служащих в современных нормативных документах Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования государственной и муниципальной службы в России, а также регламентация этических норм и служебного поведения государственных и муниципальных служащих в подзаконных актах. Указаны отдельные недостатки в регламентации и документальном оформлении процедур прохождения государственной и муниципальной службы.

Ключевые слова: государственные и муниципальные служащие, этика, служебное поведение, конфликт интересов, кодекс этики.

В основе любой деятельности и любого профессионального поведения заложены базовые принципы. Они могут определяться нормативным порядком, выстраиваться в рамках корпоративной модели поведения служащих того или иного учреждения, формироваться под влиянием линии поведения начальства по отношению к подчиненным. Применительно к публичным институтам власти и управления любая деятельность должна иметь под собой этический, морально-нравственный стержень, соответствующий заложенным в обществе требованиям к поведению государственных и муниципальных служащих.

С точки зрения автора статьи значение внедрения и поддержания этических норм в деятельности государственных и муниципальных служащих наиболее четко прописано в «Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих»:

© Андреев М.А., 2017

6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих1.

Одним словом, этика играет значительную роль в деятельности государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления, если учитывать большой объем сложных, оперативных задач, поставленных перед этими органами. С учетом большого влияния на различные сферы жизнедеятельности государства и общества государственная и муниципальная служба при отсутствии необходимого уровня морали и нравственности среди служащих может превратиться в среду повышенной коррупции и приоритета своих личных интересов над интересами общества и государства. Все вышесказанное обуславливает актуальность и значимость представленной темы статьи.

Проблема внедрения этических норм является далеко не новой для отечественного законодательства. Уже сложившаяся современная законодательная база пока не имеет единого комплексного федерального закона или кодифицированного акта, однако содержит значительный объем законодательных и подзаконных актов, содержащих отдельные статьи по данной тематике.

Среди федеральных законов здесь необходимо выделить ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»2, ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3, ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»4, ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»5.

Сюда же можно отнести Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»6, Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»7, Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять

сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»8, Указы Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»9, № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»10, № 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»11, Указ Президента РФ от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции»12.

В настоящий момент готовится к принятию проект указа Президента РФ «О федеральной программе "Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)" и плане мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)»13.

Также среди значимых документов выделим «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих», одобренный решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 г.14, на базе которого в федеральных и региональных государственных органах, а также в органах местного самоуправления утверждаются собственные кодексы этики и служебного поведения государственных (муниципальных) служащих.

Однако при всем указанном множестве законодательных и подзаконных актов можно утверждать, что пока еще не сложилась целостная концепция нравственного развития служащих, и ее законодательная база требует дальнейшей доработки15.

Одним из наиболее сложных факторов, препятствующих дальнейшему развитию и совершенствованию морально-нравственного стержня государственных и муниципальных служащих, является достаточно узкая направленность их работы - исключительно для

обеспечения исполнения полномочий государственных (муниципальных) органов и соответствующих лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности16. Порядок поступления служащих в органы государственной власти и местного самоуправления не содержит дополнительных процедур, подчеркивающих повышенные этические обязательства служащих перед государством и народом17.

В федеральных законах «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации» отсутствуют такие важнейшие принципы государственной и муниципальной службы, как принцип независимости, справедливости и принцип первостепенного служения обществу и государству18. Это все больше убеждает нас в том, что государственный и муниципальный служащий в процессе осуществления своих должностных полномочий вынужден в большей степени придерживаться мнения и интересов своего непосредственного начальника, зависеть от него как в плане материальных поощрений, так и в плане карьерного роста.

Для подтверждения вышесказанного можно привести результаты опроса, проведенного О.В. Заслонкиной в государственных органах Орловской области. На первый вопрос «Чем руководствуются в своей работе государственные служащие?» -государственные гражданские служащие ответили следующим образом: 69,9% - указаниями непосредственных руководителей, 53,6% - должностными инструкциями. На второй вопрос об интересе к освоению новых знаний для совершенствования работы служащие отвечали следующим образом: 28,9% - интересовались улучшением знаний в области права, 26% - в области документооборота, 14,2% - в области РИ, 11,8% - в области информационных технологий и только лишь 3,8% опрашиваемых заявили об интересе в освоении служебной этики19.

Следующей важной деталью является то, что в российском законодательстве пока еще не прописаны механизмы контроля и мониторинга морально-нравственного поведения государственных и муниципальных служащих. Фактически вопрос о поведении служащего встает лишь тогда, когда уже поздно - когда информация о безнравственном или коррупционном поведении вскрылась и требуется проведение срочной проверки по жалобам или заявлениям физических или юридических лиц, либо по заявлениям государственных органов или самих служащих20. Важнейшие вопросы - кто и как должен выявлять этические и дисциплинарные проступки государственных и муниципальных служащих, как, в какие

сроки должны назначаться проверки - также пока еще не раскрыты в законодательстве. Тем самым предоставляется возможность для субъективной трактовки поведения служащих со стороны начальства, включая и возможность «закрыть глаза» на факт нарушения21. Специалисты даже предлагают создать специальный федеральный орган, курирующий вопросы соблюдения этики в данной сфере и организовывающий регулярные проверки, однако эту идею можно рассматривать лишь как проект с прицелом на будущее22.

В результате подобное положение служащих не вполне соответствует принципам открытости государственной и муниципальной службы, ее информационной доступности для общественных институтов. В законодательстве делается акцент не на профилактику и лечение данного социального «заболевания» (нарушения этики), а на его устранение в критический период путем «хирургического вмешательства».

В качестве подтверждения вышесказанного обратимся к такому интересному аспекту государственной и муниципальной службы, как конфликт интересов. Большинство специалистов рассматривают данный аспект государственной и муниципальной службы едва ли не как панацею от всех этических, морально-нравственных и коррупционных болезней (за неимением лучшего)23, однако если разобраться - что представляет собой конфликт интересов? По сути - это расхождение между частными интересами (личной заинтересованностью) государственного или муниципального служащего и его общественно-правовыми обязанностями на соответствующей должности24. Причем это расхождение возникает не на пустом месте, а в тот момент, когда уже время и возможности исправить и подкорректировать поведение государственного и муниципального служащего упущены. Фактически это уже момент пресловутого «хирургического вмешательства» - необходимо решить: сохранить или уволить служащего за недостойное поведение или коррупцию, за то, что он выбрал другое, возможно, более прибыльное место трудоустройства и перестал выполнять свои прежние должностные обязанности.

Законодатели прописали и механизм выхода из создавшегося положения (конфликта интересов). Этим механизмом является комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Ее положение, компетенция и общие принципы организации прописаны в соответствующем указе Президента РФ25, однако у юристов и исследователей государственной службы пока еще остается много вопросов к этому механизму. Во-первых, хотя комиссии созданы в каждом органе, но

большая их часть работает лишь формально, зачастую не принимая ни одного значимого решения. Более того, по законодательству эти решения носят не нормативный, а лишь рекомендательный характер, что ограничивает возможности их использования. Во-вторых, работа данных комиссий осуществляется лишь эпизодически, преимущественно на основании жалоб на поведение служащих или после проведения проверки их деятельности. Это не позволяет создать в государственном или муниципальном органе постоянный институт проверки и контроля за дисциплиной служащих, выявить наиболее характерные нарушения и разработать меры для их преодоления. В-третьих, данные о самих комиссиях и их решения достаточно закрыты и не позволяют общественным институтам контролировать и влиять на государственную и муниципальную службу. В частности, на сайтах приводится лишь информация о времени собраний комиссий и изредка - о ее постоянных членах. Самая важная для общества информация - о самих служащих, дела которых рассматриваются на заседании комиссии, о повестке дня, о полном составе комиссий, о принятых в отношении служащих решениях и контроле за их исполнением - все это остается закрытым для широкой общественности26. В-четвертых, как подчеркивают в своей статье И. Левакин и Д. Трифонова, в работе комиссий сделан акцент именно на вопросах урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, а вопросы нарушения этических норм на данных заседаниях практически не рассма-триваются27.

Далеко не безоблачным представляется и внедрение в систему государственной и муниципальной службы кодексов этики и служебного поведения на основе одобренного в 2010 г. Типового кодекса28. В своем исследовании М.Д. Зотов отмечает, что на настоящий момент в России уже действуют 32 кодекса этики в федеральных органах государственной власти и 68 кодексов этики в субъектах Российской Федерации29. Однако их общее количество далеко не всегда переходит в высокое качество и высокий уровень их применения. Как подчеркивает М.Д. Зотов, в большинстве региональных и ведомственных кодексов не прописано особых требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, отражающих специфику региона, конкретного государственного или муниципального органа. В результате указанные кодексы в большей степени лишь формально повторяют содержание Типового кодекса и не отличаются от него принципиальной новизной30. С учетом также и рекомендательного характера их использования31 можно предположить, что они

не будут выполняться в полном объеме и служить основой для формирования морально-нравственного облика государственных и муниципальных служащих.

Примечания

«Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции) от 23 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] URL: //http://ostankino.mos.ru/ government/structure/jobs/kodeks%20etiki.pdf (дата обращения: 1.09.2016). ФЗ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/185886/ (дата обращения: 1.09.2016).

ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant. ru/12136354/ (дата обращения: 1.09.2016).

ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/12152272/ (дата обращения: 1.09.2016).

ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения: 1.09.2016).

Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/198625/ (дата обращения: 1.09.2016). Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/184842/ (дата обращения: 1.09.2016). Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/195552/ (дата обращения: 1.09.2016). Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имуществен-

ного характера». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/195553/ (дата обращения: 1.09.2016).

Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/195554/ (дата обращения: 1.09.2016). Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/195555/ (дата обращения: 1.09.2016).

Указ Президента РФ от 08 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70408644/ (дата обращения: 1.09.2016).

Указ Президента РФ «О федеральной программе "Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)" и плане мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы») [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/56617427/ (дата обращения: 1.09.2016). «Типовой кодекс...»

Зотов М.Д. Кодексы этики как механизм управления нравственным развитием государственных гражданских служащих в условиях современной России: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2013. С. 21-23.

ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе.». Ст. 3.1; ФЗ № 25-ФЗ «О муниципальной службе.». Ст. 2.

ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе.». Ст. 21-22; ФЗ № 25-ФЗ «О муниципальной службе.». Ст. 16-19.

ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе.». Ст. 4; ФЗ № 25-ФЗ «О муниципальной службе.». Ст. 4.

Заслонкина О.В. Управление развитием профессиональной культуры государственных гражданских служащих (на материалах Орловской области): Автореф. дис. . канд. социол. наук. Белгород, 2008. С. 15. Княгинина О.Н. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации: проблемы административной теории и практики: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2010. С. 19-21. Гукова Ж.А. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2013. С. 22. Там же.

Антипов Г.А., Крохина Н.Б., Парфенова ИЮ. Этика государственной и муниципальной службы: Учеб. пос. Новосибирск, 2013. С. 74; Омельченко Н.А. Этика государственной и муниципальной службы: Учеб. М., 2013. С. 217-220. Омельченко Н.А. Указ. соч. С. 217. Указ Президента РФ № 821 «О комиссиях...»

Зотов М.Д. Указ. соч. С. 24, 25, 28; Сергеева Г. Правовое обеспечение урегулирования конфликта интересов // Государственная служба. 2010. № 2. С. 9-10. Левакин И., Трифонова Д. Этический кодекс в интересах развития службы // Государственная служба. 2015. № 2. С. 73. «Типовой кодекс.» Зотов М.Д. Указ. соч. С. 25. Там же. С. 26.

Левакин И., Трифонова Д. Указ. соч. С. 73.

  • 9. Основные принципы служебного поведения государственных служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной службе.
  • 10. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
    • а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
    • б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих;
    • в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
    • г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
    • д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
    • е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
    • ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
    • з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
    • и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
    • к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
    • л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
    • м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
    • н) принимать предусмотренные законодательством Российской

Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

  • о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
  • п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
  • р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
  • т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных заимствований, государственного долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
  • у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
  • 11. Государственные служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
  • 12. Государственные служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
  • 13. Государственные служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • 14. Государственные служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

  • 15. Государственный служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 16. Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного служащего.

  • 17. Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
  • 18. Государственный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 19. Государственный служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
  • 20. Государственный служащий, наделенный организационно- распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально - психологического климата.
  • 21. Государственный служащий, наделенный организационно- распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван:
    • а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; кодекс этика служебный поведение
    • б) принимать меры по предупреждению коррупции;
    • в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
  • 22. Государственный служащий, наделенный организационно- распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
  • 23. Государственный служащий, наделенный организационно- распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

21. В своем поведении государственным служащим необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

22. В своем поведении государственный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, если это не связано с исполнением служебных обязанностей;

в) любых личных и финансовых связей, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанностей или ответственности;

г) поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим служебных обязанностей;

д) грубости, нецензурной речи, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных и незаслуженных обвинений;

е) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

ж) курения в служебных помещениях, во время совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами;

з) злоупотребления спиртными напитками и участия в азартных играх.

23. В своем поведении государственный служащий должен:

в любой ситуации сохранять личное достоинство; быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;

при управлении транспортными средствами выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта; являться образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости;

придерживаться здорового образа жизни, заботиться о своем внешнем виде, всегда быть подтянутым и аккуратным;

постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.

24. В служебной деятельности государственный служащий обязан:

быть верным гражданскому и служебному долгу;

непримиримо бороться с любыми нарушениями закона;

своевременно принимать эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добиваться устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав;

не допускать в работе проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан, проявлять корректность и внимательность в общении с гражданами;

не допускать, чтобы его политические и религиозные убеждения, личные отношения влияли на принятие решений, связанных с исполнением служебных обязанностей;

сохранять независимость, проявлять тактичность и уважение, требовательность и принципиальность во взаимоотношениях с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций;

не допускать истребования от юридических или физических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством.

25. Во взаимоотношениях с коллегами государственный служащий обязан:

поддерживать ровные доброжелательные отношения, стремиться к установлению делового и конструктивного сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи;

обращаться к коллегам - сотрудникам, называя их по специальному (воинскому) званию и фамилии или только по специальному (воинскому) званию, добавляя в последнем случае перед специальным (воинским) званием слово "товарищ", либо по имени и отчеству и только на "Вы";

проявлять корректность, тактичность, доброжелательность и внимательность в общении с коллегами;

оказывать уважение и внимание коллегам. При этом младшим по специальному (воинскому) званию или возрасту первыми приветствовать старших, подчиненному - руководителя, мужчине - женщину;

придерживаться делового этикета, соблюдать правила официального поведения и традиций Следственного комитета;

не допускать воздействия на своих коллег в целях принятия желаемого для государственного служащего Следственного комитета или иных лиц противозаконного и (или) необоснованного решения;

объективно, взвешенно, принципиально и гласно критиковать недостатки коллег по работе, с пониманием воспринимать критику в свой адрес;

воздерживаться от критических замечаний по поводу действий или упущений руководителей при неформальном общении с коллегами.

26. Во внеслужебное время государственный служащий обязан:

при общении с гражданами проявлять вежливость и тактичность, выдержанность и эмоциональную устойчивость;

избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Следственного комитета;

принимать все предусмотренные законом меры к пресечению противоправных действий, совершаемых в присутствии государственного служащего, и привлечению виновных лиц к ответственности;

не допускать использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, в том числе неслужебного характера, в которых он прямо или косвенно заинтересован;

соблюдать правила общежития, проявлять терпимость, уважать национальные и религиозные обычаи, культурные традиции народов России;

не участвовать в деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

27. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к следственным органам Следственного комитета, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Государственным служащим не следует делать татуировки, носить пирсинг, а в служебное время перстни, печатки и другие дорогие ювелирные украшения, смешивать предметы форменной и гражданской одежды, держать руки в карманах форменной одежды, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в одежде, утратившей надлежащий вид.

Сотруднику (военнослужащему) Следственного комитета в форменной одежде не рекомендуется: посещать рынки, рестораны, кафе, бары и другие увеселительные заведения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения.