Сложный план право в системе социальных норм. Темы планов по разделу право

Каталог заданий.
Право

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Административная юрисдикция в Российской Федерации». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие административной юрисдикции. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

2. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях.

3. Субъекты административной ответственности:

а) граждане с 16 лет;

б) должностные лица (руководители организаций);

в) юридические лица.

4. Основные участники производства по делам об административных правонарушениях:

а) нарушитель;

б) потерпевший;

в) свидетели, эксперты, понятые, переводчики.

5. Виды административных наказаний:

а) предупреждение;

в) возмездное изъятие или конфискация предмета нарушения;

г) лишение специального права;

д) арест (до 15 суток за мелкое хулиганство);

е) выдворение за пределы России и др.

6. Основные стадии производства по делу об административном правонарушении. Право на обжалование постановления.

Наличие любых двух из 3-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданство в РФ». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа

1) Понятие гражданства;

2) Основания обретения гражданства РФ:

а) предоставление гражданства по «праву крови» (по гражданству родителей);

б) предоставление гражданства по «праву почвы» (по месту рождения);

в) прием в гражданство;

г) выбор гражданства и т.д.

3) Условия приема в гражданство РФ иностранными гражданами:

а) дееспособность и достижение 18 лет;

б) владение русским языком;

в) проживание на территории РФ непрерывно в течение 5 лет;

г) обязательство соблюдать Конституцию РФ и др;

4) Особенности гражданства РФ:

а) единое и равное вне зависимости от основания приобретения;

б) нельзя лишить гражданства РФ или права изменить его;

в) нельзя выдворять за пределы России или выдавать другим государствам и т.д.

5) Права иностранцев и беженцев на территории РФ.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие права.

2) Другие виды социальных норм:

а) моральные;

б) эстетические;

в) традиции и обычаи и т.д.

3) Отличия права от других видов социальных норм:

а) устанавливается государством;

б) письменная форма;

в) обеспечивается механизмом юридической ответственности и т.д.

4)Структура системы права:

а) отрасли права;

б) институты права;

в) нормы права

5) Источники права:

а) правовой обычай;

б) судебный прецедент;

в) нормативный правовой акт и др.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Юридическая ответственность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие юридической ответственности.

2) Цели юридической ответственности:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) предотвращение противоправного поведения и др.

3) Виды юридической ответственности:

а) гражданско-правовая;

б) административная;

в) уголовная;

г) дисциплинарная.

4) Признаки юридической ответственности:

а) применяется только на основании существующих правовых норм;

б) имеет негативные последствия для лица, к которому применяется;

в) применяется к лицу совершившему правонарушение и т.д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Урок: Право в системе социальных норм.

Цели:- раскрыть понятия: соц. нормы, правовые нормы, религиозные нормы, обычаи,

Моральные нормы.

Определить систему права (частное и публичное право; институты и отрасли права)

Рассмотреть отрасли права.

Ход урока :

1. Орг. момент.

2. тесты

3. Новый материал.

1) Соц. нормы и их право.

Взаимоотношение людей и общества регулируются социальными нормами -общественные правила поведения. Отражают потребности человека и его поведение.

Нормы бывают писанные (формальные т. е.зафиксированные в нормативно правовых актах)) и неписанные (неформальные, основаны на традициях) – экономические, политические, религиозные и др.

Обычаи – правила установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения. Обычаи закрепляли правила, которые повторялись многократно и стали всеобщими.

- Религиозные нормы – система требований и правил, направленных на реализацию религиозных ценностей верующих.

Моральные нормы – правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, праве и лжи. Как правило не фиксируются в письменной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания, обучения. Нарушение моральных норм не несет юридической ответственности.

Мораль и право действуют практически в одних и тех же сферах. . То, что аморально, в большинстве случаев и противоправно.

2) Право – совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченной его принудительной силой

Правовые нормы – это тоже соц. нормы, призванные регулировать общественные отношения.

Регулировать означает определять поведение людей.

Внутри права выделяются нормы, институты и отрасли права.

а) Норма права – это обязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников. Не персонифицируется применительно к конкретному субъекту, связана с государством и обеспечена его силой, за нарушение – юридическая ответственность.

б) Институт права – группа правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

в) Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Основные отрасли права:

- Конституционное

- Гражданское право

- Административное право

Семейное право-

Трудовое право

Уголовное право

- Финансовое право

А также

Вывод:

Д/З п. 27, термины.

Урок: Система российского права.

Цели : - определить систему права (частное и публичное право; институты и отрасли права)

Рассмотреть отрасли права: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право и др.

Выяснить, как выражаются нормы права, рассмотрев формы права.

1. Орг. момент.

2. Опрос:

Что такое соц. нормы, обычаи, религиозные нормы, моральные нормы?

Что такое нормы права? Чем они отличаются от соц. норм?

Что такое институт права, отрасли права?

Вопр. в учебнике

3. Новый мат-л.

1) Частное и публичное право .(с230 231)

2) Отрасли права:

Основные отрасли права:

- Конституционное (государственное) – право закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функционирования высших органов государственной власти и местного самоуправления.

- Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а так же связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательные отношения возникающие из договоров, и наследственное право.

- Административное право - регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.).

Семейное право- регулирует брачно-семейные отношения: условие и порядок вступления в брак, прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.

Трудовое право – отрасль права, которая регулирует трудовые отношения между работодателем и наемным работником; заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха.

Уголовное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.

- Уголовно-процессуальное право – отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.

- Гражданское процессуальное право – отрасль права, состоящая из норм, которые регулируют порядок судопроизводства по гражданским делам.

- Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов.

А также налоговое, компьютерное, муниципальное, экологическое, корпоративное право.

Вывод: Мораль и право действуют практически в одних и тех же сферах, пересекаясь друг с другом. То, что аморально, в большинстве случаев и противоправно.

3) Формы права .

- Нормативно-правовой акт (с.231)

Законы: конституционные (органические), текущие (бюджет), кодифицированные (кодексы).

4) Виды законов: основной закон Конституция, (референдум)

Федеральные конституционные законы,

Основы законодательства,

Законы субъектов федерации

Федеральные законы, кодексы и т.д.

На основе закона могут приниматься подзаконные акты:

Указы Президента РФ (обязательные для исполнения на всей территории)

Постановления Правительства РФ(на основании Конституции РФ)

Акты федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ (издаются министерствами и главами субъектов))

Нормативные правовые акты органов местного управления и т.д.

Местное самоуправление не входит в систему государственных органов , а осуществляется в городских сельских поселениях самостоятельно в пределах этих территорий.

Каждое учреждение, предприятие, организация имеют свои локальные нормативные акты: устав, положение, правила внутреннего распорядка, приказы, инструкции и т.д.

Заключение: наивысшей юридической силой в нашей стране обладает Конституция РФ. Так называется основной закон государства.

Д/З п. 27, термины. Практикум.

Урок : Законотворческий процесс в РФ.

Цели : - выяснить что такое правотворчество и его принципы;

Определить круг лиц, обладающих правом вносить закон на рассмотрение в парламент государства;

Рассмотреть как обсуждаются проекты законов, и как они принимаются,

Ход урока:

1. Орг момент:

2. Опрос по терминам и понятиям, вопросы учебника.

3. Новый материал:

1) Правотворчество – деятельность уполномоченных на то субъектов по созданию норм права.

Принципы правотворчества: научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность.

Субъекты правотворчества: Гос. Дума, должностные лица (сотрудник полиции), органы местного самоуправления, народ (референдум).

Принимает законы парламент)Федеральное собрание)

2)Внесение предложений об издании законов .

Субъекты законодательной инициативы: Президент РФ, Члены Совета Федерации, депутаты Гос.Думы, Правительство, Констит. Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный суд – обязательно регистрируются.

Парламентские слушания – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа власти.

Обсуждение законопроекта в ГД происходит обычно в трех чтениях. При этом рассматриваются основные положения законопроекта, необходимость принятия…

Если большинство – за, то первое чтение прошел. Во втором чтении вносятся поправки и дополнения и направ. В комитет ГД. К третьему чтению принимают или отклоняют без внесения изменений.

3) Принятие закона.

14 дней на одобрение или отклонение (или автоматически). Одобрен - 2/3 голосов

Все принятые законы подписывает президент РФ – в течении 14 дней подписать и обнародовать. Может не согласиться и вернуть в ГД т.е. наложить ВЕТО. Если СФ иГД не приняли возражение для преодоления ВЕТО им необходимо набрать квалификационное большинство в 2/3 голосов.

После подписания закон доводится до сведения граждан путем опубликования в официальных изданиях «Парламентская газета». « Российская газета» или «Собрании законодательства РФ».

В законе может стоять срок вступления в силу, а если не указан, то закон вступает в силу по истечении 10 дней, после опубликования.

Д/З: п. 28, практикум, вопросы.

Урок: Правовое регулирование отношений супругов.

Цели: - определить с правовой точки, что такое семья, брак.

Выяснить, где заключается и расторгается брак, что такое ЗАГС;

Рассмотреть, в каких случаях расторжение брака осуществляется только через суд;

Права и обязанности супругов, а так же когда осуществляется лишение родительских прав.

Ход урока:

1. орг. момент

2. опрос по тестам

3. Новый материал.

1. Семья – круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

Брак – это юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

Российское государство признает лишь брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы ЗАГСа. При наличии уважительных причин этот срок может быть сокращен или увеличен, но не более чем на один месяц. В особенных случаях (беременность, рождение ребенка, угроза жизни, призыв в армию) брак может быть зарегистрирован в день подачи заявления. Брачный возраст – от 18 лет, при исключительных обстоятельствах органы могут разрешить вступление в брак до достижения возраста 16 лет.

2. Расторжение брака - оформляется в органах ЗАГСа при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; по заявлении одного из супругов, если другой признан судом недееспособным или безвестно отсутствующим, и в судебном порядке при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей; при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; при уклонении одного из супругов от расторжении брака в органах ЗАГСа, несмотря на отсутствие возражений.

3. Личные права и обязанности супругов : свобода каждого из супругов в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства, равенство супругов в вопросах материнства и отцовства, воспитания и образования детей, право каждого из супругов по своему желанию выбирать при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, или сохранить свою добрачную фамилию, либо присоединить к своей фамилии фамилию другого супруга (двойная).

4. Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению и может быть оформлен как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака, при обоюдном добровольном согласии супругов. Брачный договор не обязательное условие брака и расторжение брачного договора не ведет к расторжению брака., но расторжение брака ведет к прекращению брачного договора.

Брачный договор не может: ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей; включать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основам семейного законодательства.

5. Материнство устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, или на основании медицинских документов.

6. Отцовство устанавливается по факту состояния мужчины в браке с матерью ребенка. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, может устанавливаться: путем подачи заявления в органы ЗАГСа отцом и матерью ребенка; в судебном порядке по заявлению одного из супругов или самого ребенка по достижении им совершеннолетия.

7. Права несовершеннолетних детей :

Право жить и воспитываться в семье;

Право на общение с родителями и другими родственниками;

Право на защиту прав и законных интересов

Право выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы

Право на имя, отчество и фамилию

Имущественные права (содержание от родителей, право собственности на доходы, имущество, полученное в дар или по наследству, алименты, пенсии и пособия, но распоряжаться ими в интересах ребенка принадлежит его родителям).

8. Лишение родительских прав:

Уклонение от выполнения обязанностей

Злоупотребление своими родительскими правами

Жестокое обращение с детьми

Хронические алкоголики наркоманы

Совершившие умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей или супруга.

Д/З п. 37

Урок: Споры и порядок их рассмотрения.

Цели: -рассмотреть, что представляет собой судебная система РФ.

Выяснить на основе каких принципов она работает;

Определить, в чем принципиальная разница между судом первой и второй инстанции:

Раскрыть понятия: мировой судья, исковое заявление, суд присяжных, кассация, апелляция.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Опрос по тестам

3. Новый материал:

1. Правосудие. Во взаимоотношениях людей возможны споры, конфликты. Причины различны

Задание: Какие вопросы рассматривает каждый из указанных судов:

Право, внося организованность и стабильность в общество, обеспечивает их предотвращение, а также предотвращает уже возникшие противоречия.

Большую роль в защите прав личности играет судебная система. Она состоит из различных судов, рассматривающих гражданские, уголовные, административные и иные споры.

Высшие суды в России:

Конституционный суд РФ (19 чел) -орган надзора и контроля за соответствием законов.

Верховный суд РФ; - осуществляют правосудие.

Высший Арбитражный суд РФ. - рассматривает экономические споры юр. лиц

Правосудие – форма гос. деятельности, состоящая в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел. (с. 332)

(Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.)

2. Принципы деятельности органов судебной власти:

Осуществление правосудия только судом;

Законность;

Независимость судей;

Коллегиальность;

Состязательность и равноправие сторон;

Гласность судебного разбирательства;

Презумпция невиновности (предположение);

Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление;

Право на пользование квалифицированной юридической помощью (защитник).

В демократическом судопроизводстве правосудие играет важную роль – обеспечивает защиту тех, чьи права и интересы оказались нарушены, восстанавливает справедливость.

3.Существует 4 вида судопроизводства : конституционное, гражданское, уголовное, административное.

Конституционное – такой суд не рассматривает, кто виноват в случившемся и как надо наказывать нарушителя. Это орган надзора и контроля. Его основная

задача – следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы не противоречили нормам Конституции РФ

Рассматривает: Соответствие нормативных актов всех ветвей власти (законы, Указы Президента, постановления Правительства).

Защищаются общие публичные интересы, а также отстаиваются права конкретного человека, если нарушены его права.

Конституционный суд РФ - (19 чел). По представлению президента назначаются Советом Федерации. Обращение в К.Суд составляется в письменной форме и адресуется суду в целом. Суд открытый (бывает закрыт).

Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции по гражданским, уголовным и административным делам.

Суд первой инстанции рассматривает дело по существу первый раз (районный, городской)

Суд второй инстанции пересматривает решение по делу, вынесенное судом первой инстанции

Существует неприкосновенность судь и, не может быть привлечён к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное дело может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ.

Суд присяжных заседателей . Присяжных 12. Определяются жребием. Носит рекомендательный характер. Решают основной вопрос уголовного дела – виновен или нет подсудимый.

Мировые судьи – судьи общей юрисдикции. Рассматривают уголовные дела о преступлениях, где наказание не превышает двух лет лишения свободы, а также семейные, трудовые, имущественные и административные споры.

4. Требования к основной категории работников судов:

Основные : граждане России, достигшие 25 лет (мировые судьи) имеющие высшее юридическое образование, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Суды

Возраст судьи

Стаж работы судьи по юридической профессии

Конституционный суд РФ

Верховный суд РФ

Высший арбитражный суд РФ

Принципы деятельности органов судебной власти:

Осуществление правосудия только судом; Законность; Независимость судей; Коллегиальность; Состязательность и равноправие сторон; гласность судебного разбирательства; Презумпция невиновности (предположение); Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление; Право на пользование квалифицированной юридической помощью (защитник).

5.Обращение в суд: в случае причинения морального, физического или имущественного вреда. Для обращения в суд составляют:

Исковое заявление – письменный документ, который лицо направляет в суд с целью защиты своих прав и интересов (лучше адвокат).

Истец – лицо, подавшее исковое заявление для защиты своих прав и интересов.

Ответчик – лицо, привлекаемое к рассмотрению в суде дела в связи с предъявленным ему истцом требованием.

При обращении в суд необходимо уплатить государственную пошлину (зависит от дела). Несовершеннолетние освобождаются от уплаты пошлины (от 14-18 лет с законными представителями)

Вопрос рассматривается о принятии к производству в течении 5 дней. От имени суда направляется повестка тому, кто должен принять участие в заседании суда (или его родственникам)

Нельзя в качестве доказательства предъявлять суду подложные документы – это преступление.

Судебные прения – заключительная часть судебного разбирательства – речи лиц, участвующих в деле. Если в деле участвует Прокурор, он выступает первым. Затем суд удаляется для принятия решения. Никто в эту комнату не заходит, чтобы не повлиять на решение судьи. Судебное решение объявляется публично. В случае несогласия адвокаты советуют обжаловать в кассационной (второй) инстанции . Исследуются новые факты и доказательства, выносится новое решение.

В арбитражном суде обжалование в порядке апелляции и дело рассматривается повторно.

Вывод: демократическое судопроизводство восстанавливает справедливость.

Д/З конспект.п.41.


11.1 . Основные понятия семейного права .
11.1.1. Что такое семейное право ?
Семейное право – совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.
11.1.2. Источники семейного права :
1) Конституция РФ (ст.38, 39);
2) Семейный кодекс РФ;
3) международные правовые акты (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка).
11.1.3. Виды брака .
1) Фактический брак – длительное совместное проживание мужчины и женщины, при котором брачные отношения не оформлены в государственных органах в соответствии с законодательством.
2) Церковный брак – венчание мужчины и церкви в церкви без регистрации брака на законных основаниях.
3) Гражданский брак – брак, зарегистрированный на законных основаниях в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
11.1.4. Семья .
Семья – объединение, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака (супруги), кровного родства (родители и дети, братья и сёстры, другие близкие родственники, усыновления или иной формы устройства детей в семью).
11.1.5. Субъекты семейных правоотношений : муж и жена, состоящие в браке, родители и дети, усыновители и усыновлённые, мачех и отчимы, падчерицы и пасынки и др.
11.1.6. Объекты семейных правоотношений:
* вызывающие правоотношения действия членов семьи (заключение брака, развод супругов);
* вещи супругов (дача, приватизированная супруга).
В связи с конкретными действиями и событиями (юридически значимыми обстоятельствами) могут возникать новые правоотношения (материальная нуждаемость престарелых родителей, смерть одного из супругов, факт усыновления, удочерения и др.).
Действия членов семьи могут быть правомерными (заключение брака с соблюдением необходимых условий, определение в соответствии с законом ребёнка в школу) и неправомерными (отказ взрослых детей содержать нетрудоспособных родителей, уклонение от уплаты алиментов на содержание ребёнка).
11.2 . Вступление в брак .
11.2.1. Условия заключения брака :
1) взаимное добровольное согласие;
2) достижение брачного возраста (брачный возраст = 18 лет, но при наличии уважительных причин – с 16 лет);
3) отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака (хотя бы одно лицо уже состоит в зарегистрированном браке, близкое родство, между усыновителями и усыновлёнными, хотя бы одно лицо признано недееспособным вследствие психического заболевания).
Уважительные причины, по которым органы местного самоуправления могут разрешить вступить в брак лицам, не достигшим 18 лет:
11.2.2. Регистрация брака .
1) Брак заключается в органах ЗАГС.
2) Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГС.
3) Только брак, зарегистрированный в указанном порядке, порождает юридические последствия.
4) Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления.
5) !!! При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребёнка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключён в день подачи заявления.
11.2.3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака :
1) принуждение к вступлению в брак;
2) родственные отношения (родные братья и сёстры, мать и сын, отец и дочь, усыновители и усыновлённые);
3) хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
4) несовершеннолетие;
5) хотя бы одно из лиц признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
11.3 . Расторжение брака .
11.3.1. Основания для прекращения брака :
1) вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим;
2) признание брака недействительным (сокрытие одним из супругов наличия у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания);
3) расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов (при этом муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка).
11.3.2. Порядок расторжения брака :
В органах ЗАГС (запись актов гражданского состояния):
1) при взаимном согласии (при отсутствии у них общих несовершеннолетних детей в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака);
2) по заявлению одного из супругов независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным или приговорён к лишению свободы на срок свыше трёх лет.
В судебном порядке :
1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей;
2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
3) если один из супругов уклоняется о расторжения брака в органе ЗАГС.
!!! Закон запрещает мужу без согласия супруги возбуждать дело о расторжении брака во время 1) беременности жены и в течение года после рождения ребёнка.
11.4 . Права и обязанности супругов .
11.4.1. Личные права (выбор рода занятий, профессии; выбор места пребывания и жительства; выбор фамилии при заключении брака; равенство супругов в вопросах материнства и отцовства; расторжение брака) и обязанности (взаимоуважение и взаимопомощь; содействие благополучию и укреплению семьи; забота о благосостоянии и развитии своих детей).
11.4.2. Имущественные права = 1) права, регулирующие отношения по поводу супружеской собственности, + 2) права, регулирующие отношения по поводу взаимного материального содержания.
Имущественные права определяются 1) законом или 2) !!! брачным договором.
1) Супружеская собственность =
совместная собственность :
имущество, нажитое супругами !!! во время брака (посуда, мебель, бытовые электропри-боры, автомобиль, жильё, доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, пенсии, денежные вклады, ценные бумаги);
имущество, нажитое каждым из супругов !!! до вступления в брак, если в период брака в это имущество были вложены средства, существенно увеличившие его стоимость.
+ + + + + + + + + + + + + + +
собственность каждого из супругов :
имущество, нажитое до вступления в брак (если супруги не производили в это имущество вложений, увеличивших его стоимость);
вещи личного пользования (за исключением драгоценностей и других предметов роскоши);
награды и подарки (даже если они сделаны другим супругом);
имущество, полученное во время брака по праву наследования и по безвозмездным сделкам (по договору дарения).
Раздел имущества при расторжении брака :
1) подлежит разделу в равных долях исключительно общее, совместное имущество;
2) не подлежат разделу вещи, приобретённые для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей. И денежные вклады на имя общих несовершеннолетних детей.
Взаимное материальное содержание (алиментные отношения) .
Супруги обязаны поддерживать друг друга материально.
При наличии особых обстоятельств (нетрудоспособности в связи с инвалидностью или выходом на пенсию, а также нуждаемости в случае осуществления ухода за общим ребёнком-инвалидом одного супруга, при наличии материальных возможностей у другого супруга).
Право на получение алиментов от мужа имеет также жена во время беременности и в течение 3 лет после рождения ребёнка.
Алименты (от лат . alimentum – пища, содержание) – средства, которые в установленных законом случаях одни члены семьи обязаны выплачивать на содержание других. При отказе от добровольной выплаты алименты могут быть взысканы через суд.
!!! Возникновение алиментных обязательств не всегда связано с распадом семьи.
Величина алиментов : 25% (1), 33,3% (2), 50% (3 и более детей).
11.4.3. Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, оп-ределяющее только!!! имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
1) Заключается (до регистрации или в период брака) в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
2) Может быть заключён только при обоюдном добровольном согласии супругов. Расторжение брачного договора не ведёт к прекращению брачного договора, но расторжение брака ведёт к прекращению брачного договора.
3) Устанавливает :
* режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на отдельные его виды или на имущество каждого из супругов;
* права и обязанности супругов по взаимному содержанию;
* способы участия в доходах друг друга и порядок несения каждым из супругов семейных расходов;
* какое имущество и в каких долях должно быть передано каждому из супругов в случае расторжения брака.
4) Не может :
* ограничивать правоспособность или дееспособность супругов;
* ограничивать право супругов на обращение в суд за защитой своих прав;
* регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей;
* предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания;
* включать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.
5) Можно изменить или расторгнуть в любое время по соглашению супругов. По требованию одного из супругов брачный договор может быть изменён или расторгнут только в судебном порядке.
11.5 . Права и обязанности родителей (родительские права) .
11.5.1. Материнство и отцовство .
Отцовство устанавливается по факту состояния мужчины в браке с матерью ребёнка.
Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребёнка, может устанавливаться:
* путём подачи в органы ЗАГСа совместного заявления отца и матери ребёнка;
* в судебном порядке по заявлению одного из супругов либо по заявлению самого ребёнка по достижении им совершеннолетия.
Материнство устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребёнка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребёнка вне этого учреждения – на основании медицинских документов, свидетельских показаний или иных доказательств.
Дети, родившиеся от лиц, не состоящих между собой в браке, имеют по отношению к своим родителям такие же права и обязанности, как и дети, рождённые в браке, при условии, что их происхождение было удостоверено в установленном порядке.
11.5.2. Права и обязанности родителей :
1) воспитание, образование, забота о здоровье;
2) защита их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.
При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей и злоупотреблении правами ребёнок имеет право :
1) до 14 лет: обратиться за защитой в орган опеки и попечительства;
2) по достижении 14 лет: непосредственно в суд.
11.6 . Права и обязанности детей .
Ребёнок – лицо, не достигшее 18 лет.
11.6.1. Права несовершеннолетних детей :
1) личные (право жить и воспитываться в семье, право свободно выражать своё мнение, право на общение с родителями и другими родственниками, право на имя отчество и фамилию, возможность самостоятельно изменить имя и фамилию по достижении 16-летнего возраста);
2) имущественные :
* право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
* право собственности на имущество, полученное в дар или в порядке наследования;
* право собственности на полученные им доходы;
* право на самостоятельное распоряжение своим имуществом;
* право на владение и пользование имуществом родителей при совместном с ними проживании по взаимному согласию.
Дети до 14 лет (ГК РФ) имеют право:
* совершать мелкие бытовые сделки (покупать тетради, получать подарки);
* покупать некоторые крупные вещи, на которые им были даны деньги родителями (за исключением недвижимости).
Все договоры совершают родители.
Дети от 14 до 18 лет сами распоряжаются своим имуществом, но с согласия родителей.
Частично дееспособны (ГК РФ) и имеют право:
* покупать что-либо на собственные заработанные деньги (но не продавать купленное);
* осуществлять права автора;
* вносит вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (но не покупать на них какое-либо имущество). На все иные договоры согласие родителей необходимо.
11.7 . Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей .
11.7.1. Лишение родительских прав – мера защиты детей, которая приводит к утрате всех прав, основанных на факте родства с ребёнком, в том числе права на воспитание, общение с ним, защиту его прав и интересов. Льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей, на содержание в старости.
Случаи, ведущие к ограничению или полному лишению родительских прав :
* уклонение родителей от выполнения своих обязанностей (в том числе от уплаты алиментов);
* отказ родителей без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома или из других аналогичных учреждений;
* злоупотребление родителями своими правами;
* жестокое обращение родителей с детьми;
* хронический алкоголизм или наркомания родителей.
11.7.2. Воспитание детей, оставшихся без родителей .
Опека и попечительство устанавливается для воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения (вследствие смерти родителей, их болезни, лишения родительских прав, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов детей).
Органы опеки и попечительства (= !!! органы местного самоуправления) обязаны определить ребёнка, оставшегося без попечения родителей:
* в детский дом, интернат:
* либо передать его на воспитание в семью граждан и контролировать его содержание, воспитание и образование.
11.7.3. Формы семейного воспитания :
1) усыновление (удочерение);
2) опека и попечительство;
3) приёмная семья.
Усыновление (удочерение) невозможно без согласия без согласия родителей ребёнка, если они живы, не признаны судом недееспособными и не лишены родительских прав.

1. Социальные нормы Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.


1. Социальные нормы Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях. моральные нормы - правила поведения с точки зрения добра и зла; религиозные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму божественного начала; корпоративные нормы - правила поведения, регулирующие отношения людей в организациях; обычаи и традиции - стихийно сложившиеся правила поведения, закрепившиеся в результате многократного повторения, зачастую передаваемые из поколения в поколение; ритуалы и обряды (символические действия).


1. Социальные нормы Правовые нормы являются разновидностью социальных норм, они регулирую поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения. Правовые нормы регулируют наиболее важные, общественно значимые общественные отношения Отличительной чертой правовых норм является их государственная охрана Поскольку нарушение правовых норм может причинить существенный вред общественным отношениям, за их нарушение устанавливается юридическая ответственность


2. Функции права Социальное назначение права выражается в его функциях В регулировании общественных отношений право, мораль и другие социальные нормы тесно взаимодействуют и глубоко проникают друг в друга. Моральные нормы оказывает влияние на формирование норм права (зачастую правовые нормы являются правовым выражением моральных норм), обратное влияние выражено слабее.


3. Норма права Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством Признаки нормы права 1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения. 2. Общий характер - неконкретность адресата, они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение 3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.


3. Норма права Признаки нормы права 4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением 5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм


4. Структура нормы права Классическая норма права состоит из трёх структурных элементов Гипотеза СанкцияДиспозиция Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы права Встречаются нормы, имеющие два структурных элемента: гипотезу и диспозицию или диспозицию и санкцию



4. Структура нормы права Диспозиция управомочивающие запрещающие обязывающие Конституция РФ. Статья Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. КОАП РФ. Статья Мелкое хулиганство 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.


4. Структура нормы права Гражданский кодекс РФ Статья 45. Объявление гражданина умершим. 1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Налоговый кодекс РФ Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) 1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).


Отличные ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ для всех.ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Темы планов по разделу «Право»

1.Право в системе социальных норм.

1. 2. Особенности правового регулирования общественных отношений.

2. 3. Источники (формы права).

3. 4. Понятие и виды правоотношений.

4. 5. Институт президентства в РФ .

5. 6. Правоохранительные органы в системе государственных органов РФ.

6. 7. Международное гуманитарное право.

7. 8. Юридическая ответственность.

С8.8.1.

«Право в системе социальных норм»

1) Система социальных норм, ее состав.

2) Признаки права:

а) общеобязательность действия;

б) гарантированность силой государства;

в) формальная определенность;

г) разработка и принятие компетентным государственным органом.

3) Сферы действия норм права и морали.

4) Особенности действия норм права:

а) во времени;

б) в пространстве;

в) по кругу лиц.

5) Специфика действия норм права в современную эпоху.

С8.8.2.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности правового регулирования общественных отношений»

1) Право – важнейший социальный регулятор.

2) Основополагающие принципы права:

а) равенство (все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой).

б) гуманизм (право должно быть направлено на обеспечение безопасности человека; человеку нельзя причинять физические страдания или унижать его достоинство).

в) состязательность сторон (рассмотрение юридических случаев с позиции защиты и обвинения).

г) взаимность в области международного, торгового права

д) неотвратимость ответственности

3) Особенности правового регулирования социальных отношений:

а) носит общеобязательный характер;

б) гарантировано силой государства;

в) распространяется на всех членов общества

4) Специфика правового регулирования в демократическом обществе.

С8.8.3.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Источники (формы права» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие об источниках (формах права)./ Источники права – внешнее закрепление правовых норм.

2) Основные источники права:

а) нормативно-правовые акты;

б) судебные и административные прецеденты;

в) правовые обычаи и деловые обыкновения;

г) договоры с нормативным содержанием.

3) Признаки нормативных актов – важнейших источников права:

а) издаются компетентным государственным органом;

б) обладают строгой иерархичностью;

в) закрепляются в установленной форме;

г) обладают общеобязательной силой.

4) Специфика источников права в современных правовых системах.

С8.8.4.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Понятие и виды правоотношений» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о правоотношениях./ Правоотношения – общественные отношения, регулируемые нормами права.

2) Основания для возникновения правоотношений – юридические факты:

а) события (зависят от воли и желания людей).

б) действия (происходят помимо воли и желания людей).

3) Классификация юридических фактов по правовым последствиям:

а) правообразующие;

б) правоизменяющие;

в) правопрекращающие

4) Субъекты правоотношений:

а) физические лица (граждане)

б) юридические лица (предприятия, организации);

в) социальные общности (народы);

г) государство.

5) Правоспособность и дееспособность участников правоотношений.

6) Виды правоотношений по отраслям права:

а) гражданские;

б) конституционные;

в) административные;

г) трудовые;

д) уголовные;

е) процессуальные.

7) Особенности формирования и развития правоотношений в современном праве.

С8.8.5.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Институт президентства в РФ» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Институт президентства в РФ./ Президент РФ – гарант Конституции.

2) Конституционно-правовой статус Президента РФ:

а) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

б) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

в) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

3) Основные функции Президента РФ:

а) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

б) принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

в) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

г) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

д) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

4) Требования, предъявляемые законом к кандидатам на пост РФ:

а) гражданство РФ;

б) постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;

в) возрастной ценз – не менее 35 лет.

5) Порядок избрания и деятельности Президента РФ:

а) выдвижение и сбор подписей избирателей (один млн. подписей, число подписей от одного субъекта РФ не должно превышать 70 тыс.);.

б) представление кандидатом в Центризбирком сведений о своем имуществе и доходах за два года, предшествующих выборам;

в) избранным признается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

г) полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ;

д) одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

6) Институт президентства и тенденции укрепления конституционного строя в РФ.

С8.8.6.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Правоохранительные органы в системе государственных органов РФ» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о правоохранительных органах. / Правоохранительные органы – органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.

2) Функции правоохранительных органов:

а) охрана государственного и общественного строя;

б) защита прав и свобод человека и гражданина;

в) укрепление законности и правопорядка;

г) охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;

д) борьба с преступностью.

3) Виды правоохранительной деятельности:

а) конституционный контроль;

б) правосудие;

в) надзор за исполнением законов;

г) выявление и расследование преступлений;

д) оказание юридической помощи;

е) обеспечение законности и правопорядка.

4) Основные правоохранительные органы РФ:

а) Конституционный суд и суды общей юрисдикции;

б) Прокуратура;

в) Министерство внутренних дел, органы внутренних дел;

г) Министерство юстиции;

д) Адвокатура.

5) Деятельность правоохранительных органов в развитии и укреплении демократических традиций.

С8.8.7.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Международное гуманитарное право» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о международном гуманитарном праве. / Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека.

2) Первичные принципы гуманитарного права, закрепленные Женевскими и Гаагскими конвенциями:

а) установление системы мирных средств для разрешения споров между государствами;

б) направление военных действий только против сражающихся армий;

в) защита мирного населения от военных нападений, военных действий;

г) обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

д) запрет на применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

е) признание оккупации временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

3) Основные источники международного гуманитарного права:

а) Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

в) Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и др.

4) Принципы современного международного права, закрепленные ООН:

а) принцип равноправия и самоопределения народов.

б) принцип уважения прав человека.

в) принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, экоцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

г) принцип международной уголовной ответственности индивидов.

5) Роль международного гуманитарного права в соблюдении и укреплении прав и свобод человека.