Методическое пособие. Методическое пособие Практические выводы обществознание 10

г) Признаки права:

б) Отрасли права:

4. Ответьте «да», «нет»:

1. Прокомментируйте следующие определения права:

а) право – это воля господствующего класса, возведенная в закон;

б) право – это совокупность норм, установленных государством, общеобязательных и обеспечиваемых силой государственного принуждения;

в) право – это мера свободы и справедливости; г) право – это сила.

2. Заполните пропуски, запишите материал в тетрадь:

а) … - это установленные государством и им охраняемые общеобязательные, формально определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений.

б) … устанавливает юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол

в) … появляется вместе с государством

г) Признаки права:

д) _______________ - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его частей (элементов)

3. Заполните схемы: а) Структура системы права:

б) Отрасли права:

1)_________2) ________3)_________4) ________5)________6) _______7) ________8)_______ 9) _________

4. Ответьте «да», «нет»:

а) Такой признак права, как общеобязательность, означает, что реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства.

б) Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения...

в) В системе права выделяют три уровня: 1) – нормы права, 2) –институты и подотрасли, 3) – отрасли права.

г) Отрасль права – это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты

д) Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма.


1. Перед вами перечень различных социальных общностей. Их можно разделить на 3 группы. Одна из этих групп обозначена в таблице. Определите две группы общностей и запишите их в колонках первой строчки таблицы. Проставьте порядковые номера всех социальных общностей, в соответствующие колонки таблицы.

1. Дворяне. 2. Брахманы. 3. Квалифицированные специалисты. 4. Крестьяне. 5. Вайшьи. 6. Государственные управленцы. 7. Казаки. 8. Кшатрии. 9. Мещане.

Страты

Ответ: Страты — 3, 6. Касты — 2, 5, 8. Сословия — 1, 4, 7, 9

2. Заполните пропуск в ряду.

А) Цель – субъект – объект – средства — _________________________.
Б) __________________ — законодательная власть; Правительство РФ – исполнительная власть; Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ – судебная власть.

Ответ: А) Результат Б) Федеральное собрание РФ

3. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

А) 1. Выплата пособий по безработице, субсидия фермерам.
2. Повышение учетной ставки процента.
3. Регулирование правительственных расходов и доходов.
4. Снижение налогов.

Б) 1. Предупреждение.
2. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
3. Компенсация морального вреда.
4. Дисквалификация.

Ответ: А) Лишний пункт «2», так как это элемент монетарной политики государства, а остальные – элементы фискальной политики.
Б) Лишний пункт «3», так как это элемент гражданской ответственности, а остальное – элементы административной ответственности.

4. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Как для _____ нужна добродетель, а для монархии _____ так для _____ правительства нужен ______. В добродетели оно не нуждается, а ______ была бы для него опасна. Безграничная власть ______ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим уважением могли бы затевать в таком государстве _____, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство _____ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою ______. Но если в _______ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как ______ — единственное движущее начало этого образа ______ — исчез, и у народа нет более защитника». (Ш. Монтескье, французский философ.)

Ответ: «Как для 1 нужна добродетель, а для монархии 12 так для 15 правительства нужен 7. В добродетели оно не нуждается, а 12 была бы для него опасна. Безграничная власть 17 переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим уважением могли бы затевать в таком государстве 11, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство 3 может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою 19. Но если в 15 государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как 7 — единственное движущее начало этого образа 14 — исчез, и у народа нет более защитника».

5. Какие из приведенных ниже этапов прохождения федерального бюджета, в соответствии с Конституцией РФ, относятся к компетенции Правительства РФ:

а) разработка федерального бюджета;
б) представление в Государственную Думу федерального бюджета;
в) одобрение федерального бюджета;
г) принятие федерального бюджета;
д) обнародование федерального бюджета;
е) обеспечение исполнения федерального бюджета;
ж) контроль за исполнением федерального бюджета;
з) отчет об исполнении федерального бюджета.

Ответ: А, Б, Е, З.

6. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным принципам вошедших в мировую историю, или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина.

Укажите:
1) Краткое определение термина.
2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

1. Вольтерьянство.

2. Бланкизм.
1)___________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________

3. Хлестаковщина.
1)___________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________

Ответ: 1) 1. Политическое и религиозное вольнодумство.
2. Вольтер – один из крупнейших французских просветителей XVIII в. Его имя стало символом борьбы с предрассудками, суевериями и жестокими нравами своего века. Отстаивал уважение к достоинству человека, широкое просвещение. Считается первым глашатаем идей своей эпохи: свободы мысли и гуманности.
2) 1. Политическое течение, сторонники которого отстаивали заговорщическую тактику в революционной борьбе.
2. Огюст Бланки – французский социалист, революционер середины XIX в. Успех революции связывал с хорошо подготовленным заговором сплоченной организации революционеров.
3) 1. Модель поведения, в основе которой лежит беззастенчивое, легкомысленное хвастовство, удачливый авантюризм.
2. И.А. Хлестаков – герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

7. «Да» или «нет»? Если выв согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

7.1. Набор благ и услуг, необходимых для нормального воспроизводства работника и его семьи, является прожиточный минимумом.
7.2. Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в фундаментальных науках.
7.3. Новаторские предложения могут быть проявлениями отклоняющегося поведения.
7.4. Коммерческие союзы не могут являться организациями гражданского общества.
7.5. Познание истории общественного развития является отражением социальной потребности человека.
7.6. Свобода личности – законодательно закрепленная возможность получать материальные, духовные и иные блага.
7.7. Возникновение и существование стабильных социальных групп объясняется прежде всего общественным разделением труда.
7.8. Социальное партнерство – это механизм согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей.

Ответ:

нет

да

да

нет

нет

нет

да

да

8. Приведите в соответствие имена мыслителей и высказывания, принадлежащие им. Обратите внимание: имен мыслителей, больше, чем высказываний.

Ответ:

9. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации:

Игорь привлечен к уголовной ответственности по статье, предусматривающей возможность конфискации имущества. В связи с этим на имущество Игоря был наложен арест. Игорь проживает вместе с матерью, поэтому при составлении описи арестованного имущества в нее были внесены и вещи, принадлежащие его матери.
1) Какое право матери Игоря нарушено в данном случае?____________________________
2) Какие действия она может предпринять для защиты своего права?__________________

Ответ: 1) нарушено право собственности;
2) она может обратиться с иском о признании ее права собственности на незаконно арестованное имущество.

10. Заполните пропуски в схеме.

Формы государств.

Ответ:

11. Определите, какое понятие иллюстрирует каждый ряд изображений, и дайте его толкование.

Ответ: А) Глобальные проблемы человечества – проблемы, которые охватывают многие страны, затрагивают все население Земли и не могут быть решены силами одной страны.
Б) Социальный институт – относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.

12. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков:

1. Стр…т…ф…кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице
2. Л…г…тимность – законность.
3. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.
4. Гл…б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.

Ответ: 1. Стратификация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.
2. Легитимность – законность.
3. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению.
4. Глобализация – один из процессов, происходящих в современном мире.

13. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. «С завершением Второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции, и обязались способствовать развитию свободной международной торговли».____________________________________
2. «Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» — одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенности семейной жизнью».____________________________________
3. «Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей «застревают» на любой, даже незначительной, критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе».___________________________________________

Ответ: 1. Протекционизм. 2. Конфликт. 3. Самооценка.

14. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.
2. Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов.
3. Изгнание, гонение людей, не нарушивших закон, но представляющих общественную опасность, по мнению большинства.
4. Доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношении.
5. Положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти.
6. Принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания.
7. Социальная изоляция, являющаяся результатом дискриминации в положении и правах отдельных индивидов, общностей и народов, чаще всего на расовой, классовой или религиозной основе.
8. Утверждение международного договора высшим органом власти государство как высший результат и цель общественного развития.
9. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.
10. Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.

Ответ: 1. Охлократия. 2. Лобби. 3. Остракизм. 4. Патернализм. 5. Легитимность. 6. Депортация. 7. Сегрегация. 8. Ратификация. 9. Этатизм. 10. Популизм.

15. Вставьте вместо пропусков.

Организация стран-экспортов нефти (ОПЭК) представляет собой ________, т.е. объединение производителей, регулирующих объемы добычи нефти с целью поддерживания высоких ______. Нефтяной шок 1970-х гг. заключался в том, что в ответ на агрессию Израиля против арабских стран ОПЭК резко подняла цены на сырую нефть. В результате ________ сократилось при неизменном ______. В развитых странах это привело к _______, т.е. к уменьшению реального внутреннего ________.

Ответ: Картель, цен, предложение, спросе, спаду, национального продукта.

16. Прочитайте текст и выполните задание к нему.

«Дворянство стремится отделиться от других сословий (1) не только родом и занятий, правовым и социальным положением, но и чисто внешними отличиями – одеждой, языком, нравами. Французский язык, введенный сначала при дворе, затем во всем дворянском обществе становится основным средством дворянской коммуникации. Язык еще одно отличие представителя благородного сословия. Сословные учебные заведения стали тем социальным институтом (2), который формировал дворянина как личность. Привитые личные качества и стереотипы (3) поведения субъективно реализовывались затем в процессе несения государственной службы. Итогом образования стало «включение» дворянства в общеевропейскую культуру.
Вместе с правилами хорошего тона в жизнь двора входит система покровительства и патронажа, в норму придворной жизни превращается фаворитизм. По манере общения, поведения и стилю одежды елизаветинский вельможа – европеец. В тоже время внутренняя семейная и бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных, отличных от Европы, основ — древнерусской традиции (4), самодержавия и православия, крепостничества. За Европейским фасадом скрывался восточный деспотизм (5) и полуазиатский быт.
Смешение двух культурных традиций придавало русскому дворянству неповторимое своеобразие. И если в елизаветинскую эпоху русские и европейские традиции находились в хрупком равновесии, то уже при Екатерине II дворянство выглядит совершенно европейским. Разрыв между сознанием и действительностью, самооценкой и жизненными реалиями оказался губительным для дворянской культуры и стал причиной ее глубокого кризиса и упадка».
(Т. А. Коваленко, российский культуролог)

1. Дайте определения к выделенным курсивом и пронумерованным терминам.
2. Раскройте каналы социализации российского дворянства XVIII в.
3. Сформулируйте кратко на основании текста три социокультурных разрыва, возникших в российском обществе в разные периоды XVIII в. Запишите и пронумеруйте их.

Ответ: 1.1) Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
2) Социальный институт – форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.
3) Стереотип — привычное отношение к определенному объекту, сложившееся под влиянием жизненных условий, социального окружения и предшествующего опыта.
4) Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах.
5) Деспотизм — самовластие и произвол, подавляющее всякое проявление чужой свободной воли.

2. В тексте названы следующие каналы социализации:

  • приобщение к французской языковой культуре;
  • усвоение определенных поведенческих моделей, манеры одежды;
  • сословная система образования;
  • государственная служба;
  • семья, семейные традиции и порядки.

3. 1) Разрыв между ценностями дворянского сословия и ценностями остального общества, сформировавшийся к середине XVIII в.

2) Разрыв между публичным поведением дворянина середины XVIII в. и его семейной и бытовой жизнью.

3) Разрыв между сознанием дворянства конца XVIII в., ориентированным на европейские социокультурные ценности, и реалиями российской действительности.

17. Проанализируйте представленную диаграмму и оцените сделанные утверждения. Вы можете согласится с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.

  1. ВВП России складывается из производственной продукции промышленности и продукции сельского хозяйства.
  2. На протяжении 1992 – 1998 гг. наблюдался устойчивый спад общего объема промышленного производства.

Ответ: 1. Нет. Прирост ВВП не складывается из объема промышленного и сельскохозяйственного производства. Так, например, в 2002-2003 гг. он опережает рост объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, а в 1999 г. рост ВВП значительно отстает от роста промышленного производства и слегка отстает от роста сельскохозяйственного производства. 2. Да. Так как индекс объема производственной промышленной продукции в % к предыдущему году за данный период каждый раз менее 100.

Вконтакте

(профильный уровень)

Юргамыш 2009

Сборник практических работ по обществознанию для 10 класса (профильный уровень). Юргамыш: Медиацентр ЮСОШ, 2009. – 18с.

Рецензент: , руководитель РМО учителей истории и обществознания Юргамышского района, учитель высшей категории.

Редактор: , заведующая медиацентром МОУ Юргамышская средняя общеобразовательная школа.

В сборник включены задания для практических работ, предназначенные для организации деятельности обучающихся по углубленному курсу обществознания в классах и группах социально – гуманитарного или социально – экономического профиля, занимающихся по программе и др. 2006 года.

Пояснительная записка.

Организация профильного обучения и изучение курса обществознания в классах и группах социально – гуманитарного и социально – экономического профиля требуют от учителя системной целенаправленной работы по реализации компетентностного подхода. Данный подход подразумевает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, создание условий для развития творческих способностей обучающихся. К числу основных общеучебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых в курсе обществознания, мы относим:

Понимание сущности прочитанного текста;

Умение выделять основную, главную мысль;

Умение кратко изложить его содержание, ответить на вопросы по тексту;

Умение преобразовывать информацию, переводить ее из одной знаковой системы в другую;

Умение высказывать собственную точку зрения и аргументировано ее доказывать;

Способность находить нужную информацию;

Выявлять общие свойства предметов и явлений, делить их на группы, классифицировать определенным образом;

Логически последовательно рассуждать;

Планировать собственную деятельность, определять последовательность своих действий;

Оценивать свою деятельность на основе сравнения с образцом;

Находить допущенные ошибки и исправлять их.

К числу специальных умений и навыков, формируемых в процессе обучения обществознанию, мы можем выделить следующие:

Умение критически воспринимать информацию на основе комплексного анализа ее источников;

Понимание специфических особенностей социально – гуманитарного знания, его отличия от естественнонаучного;

Умение оперировать специальными научными понятиями;

Умение анализировать социальные явления и процессы, определять их причины и последствия;

Умение понимать сложность и многообразие современного мира, ориентироваться в социальной обстановке;

Умение оценивать свое поведение и поведение других людей на основе его соотнесения с социальными нормами и ценностного отношения к людям;

Умение регулировать собственное поведение на основе знания социальных норм и допустимых способов социальной деятельности;

Способность воспринимать общество как систему, выделять его существенные элементы и компоненты, связи и отношения между ними;

Умение определять свою социальную принадлежность;

Способность критически мыслить и объективно оценивать социальные объекты, действия, поведение;

Способность эффективно строить взаимодействия с другими людьми.

Формирование данных умений и навыков возможно в процессе обучения предмету на традиционном уроке. Однако, на наш взгляд необходима система специально организованных занятий по самостоятельному осмыслению знаний, формированию на этой основе и закреплению учебных умений и навыков. Автором разработана подобная система практических занятий, которая апробирована в классе социально - гуманитарного профиля в учебном году. Задания для практической работы составлены на основе учебника:

«» , а также сборника «»

· «Древнекитайский мудрец Конфуций и его учение».

· «Древнегреческий ученый Платон и его модель идеального государства».

1. Прочитайте текст на стр. 25 – 26 учебника

Каковы особенности мифологического сознания? Чем миф отличается от сказки и предания?

2. В чем заключаются основы философии буддизма: Выполните задание 2 стр. 25 учебника

3. Каковы основы учения Конфуция? Прочитайте тексты 2 – 4 на стр. 77-78 дидактических материалов. Запишите основные мысли Конфуция. Актуальны ли они в наши дни? Ответ оформите в виде таблицы:

4. Прочитайте текст 6 на стр.79 – 80 дидактических материалов Какое государство является идеальным? Хотели бы вы жить в нем? Почему?

4. Прочитайте текст 5 на стр. 78-79. дидактических материалов. Какие формы государства Аристотель считает правильными, а какие неправильными, отклоняющимися? Согласны ли вы с мнением Аристотеля?

Пояснение: Данная практическая работа предназначена для закрепления знаний, полученных на уроке. Индивидуальные сообщения четырех обучающихся расширяют материалы учебника. Философские тексты способствуют детальному осмыслению содержания темы. Каждое задание с 1 по 4 выполняется обучающимися после прослушивания сообщения одноклассника и прочтения определенного текста. Поэтому учителю нужно грамотно распределить время на уроке. Практика показывает, что для выполнения работы достаточно одного урока.

Практическая работа № 2

«Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху».

Цель:

1. знать основные направления философской мысли в Новое время;

· работать с текстом источника, выделять главное в учебном материале;

· самостоятельно характеризовать взгляды мыслителей на государство, общество;

· выражать собственное мнение по проблемам, изложенным авторами текстов, аргументировано его обосновывать;

· на основе исторических знаний узнавать социальные классы по их признакам.

Оборудование и литература:

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 класс. : пособие для учителя / под ред. , . – 3-е изд.- М. : Просвещение, 2007.

Задания для практической работы :

1. Прочитайте текст 1 на стр.80 дидактических материалов. Как автор объясняет причины происхождения власти и государства? Согласны ли вы с его мнением? Ответ обоснуйте.

2. Прочитайте текст 2. О каких трех классах общества идет речь в документе? Укажите их признаки. Результаты занесите в таблицу.

Названия классов

Источник дохода

Социально-групповые интересы

Какое положение данной таблицы расходится с известным утверждением А. Смита о том, что труд является главным источником богатства.

3. Прочитайте текст 3. Докажите на примерах справедливость мыслей автора о том, что:

а) – семья – главная ячейка общества

б) личных и общественных интересах в гражданском обществе взаимосвязаны.

Пояснение : Практическая работа №2 является продолжением Практической работы №1. Ее главное отличие состоит в самостоятельном прочтении и осмыслении философского текста. Поскольку подобная деятельность сложна для обучающихся, учителю важно четко проинструктировать детей и в ходе всей работы выступать в роли консультанта. Целесообразно данную работу проводить для закрепления материала в течение одного часа после двухчасового изучения темы в лекционной форме.

Практическая работа № 3

«Основные профессии социально – гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения».

Цель:

Цель:

2. обобщить полученные ранее знания о социально-гуманитарных науках и их особенностях;

· искать нужную информацию в электронных словарях и поисковых системах сети Интернет;

· выбирать главное в информационном материале;

· определять проблемы социальных и гуманитарных наук;

· пользоваться программой MS Word, локальной сетью;

· выступать публично, доносить переработанную информацию до аудитории.

Оборудование и литература:

Компьютерный класс с выходом в Интернет

Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / под ред. и др.- 2-е изд.- М. : Просвещение, 2008.

Задания для практической работы:

Задания для первой подгруппы

Задания для второй подгруппы

1.Пользуясь поисковыми системами, выясните содержание современных проблем социально-гуманитарных наук. Выберите из нескольких источников наиболее важный материал объемом не более одной страницы шрифта Times New Roman размер 14, междустрочный интервал 1. Сохраните его в программе MS Word, файл назовите своей фамилией. Скопируйте файл в сетевой папке «Обществознание 10 класс».

2.Выполните письменно задания 4, 6, 7 на стр. 267-268 учебника. Какие особенности социально - гуманитарного познания демонстрируют данные задания?

1.Составьте схему: «Взаимосвязь и отличия обыденного и научного социально – гуманитарного знания.

2.На основе текста учебника на стр. 260-261 перечислите трудности социально – гуманитарного познания.

3.Пользуясь поисковыми системами, найдите материал об особенностях социально – гуманитарных наук, расширяющий представленный в § 25 учебника. Выберите из нескольких источников наиболее важный материал объемом не более одной страницы шрифта Times New Roman размер 14, междустрочный интервал 1. Сохраните его в программе MS Word, файл назовите своей фамилией. Скопируйте файл в сетевой папке «Обществознание 10 класс».

Пояснение: Поиск дополнительной информации по теме урока достаточно актуален, поскольку содержание материала учебника является более узким по сравнению с требованиями программы. Класс делится на подгруппы. В состав первой подгруппы разумно включить более успешных обучающихся, так как предложенные задания предусматривают осмысление нового материала. Задания для обучающихся второй подгруппы направлены на повторение и закрепление ранее изученного материала. На выполнение первого задания первой подгруппы и третьего задания второй подгруппы отводится 20 минут, что соответствует требованиям СанПиНа. Практика показывает, что отведенного времени вполне достаточно. Функция учителя состоит в контроле за деятельностью обучающихся, помощи тем, кто испытывает трудности в работе с компьютерной техникой . Проверка выполненного задания осуществляется учителем с головной машины, на рабочем столе которой содержится сетевая папка. Все работы обучающихся оцениваются, с лучшими обучающимся предлагается выступить на следующем уроке.

Практическая работа № 7

«Самосознание и развитие личности».

Цель:

· роль самосознания в процессе личностного развития;

· этапы процесса самосознания и развития личности.

· выделять главное в учебном материале и на этой основе составлять систематизированную таблицу;

· определять особенности процесса самопознания;

· составлять собственную «Я-концепцию»;

· составлять краткое эссе на основе приведенного высказывания.

Оборудование и литература:

Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / под ред. и др.- 2-е изд.- М. : Просвещение, 2008.

Задания для практической работы:

1. Составьте систематизированную таблицу «Этапы процесса самопознания личности и их особенности»

Название этапа

Сущность процесса самопознания

Трудности на данном этапе

2. Как вы понимаете высказывание «Человек подобен дроби. Числитель ее – это то, что он есть на самом деле, а знаменатель – то, что он о себе думает… Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

3. Выполните задание 1.стр.286. учебника. Запишите особенности процесса самопознания.

4. Составьте собственную «Я – концепцию» на основе одной из классификаций, представленных на стр. 284 текста учебника. Отразите свои отличия от других людей

Пояснение: Практическая работа организуется после изучения темы на уроке в форме эвристической беседы. Перед проведением работы учителю важно определить, насколько обучающиеся поняли содержание темы. Особенно следует обратить внимание на вопросы, связанные с основными этапами и возникающими трудностями процесса самопознания. В содержании эссе обучающиеся должны указать, что предложенное высказывание отражает формулу определения самооценка: самооценка == успех: притязания. И успех и притязания – компоненты целостной личности. Для формирования адекватной самооценки человеку необходимо снижать планку своих притязаний и активнее заниматься результативной целенаправленной деятельностью, чтобы повысить свой авторитет в глазах других людей. На выполнение данной работы отводится один час.

Практическая работа № 8

«Личность. Структура личности».

Цель:

1. знать сущность понятия личность;

2. понимать отличия понятий формирующаяся личность, зрелая личность.

· составлять характеристику собственной личности на основе одного из вариантов ее структуры;

· выражать собственную точку зрения, аргументировано ее отстаивать.

Оборудование и литература:

Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / под ред. и др.- 2-е изд.- М. : Просвещение, 2008.

Задания для практической работы:

1. Выполните задание № 1 на стр. 299 учебника. Для аргументации своего ответа используйте материалы п. «Кого можно считать личностью».

2. Выполните задание № 2. В тетради зарисуйте предложенную авторами учебника схему структуры личности. Внесите в схему качества и свойства собственной личности (как индивидуальные, так и типичные). Для выполнения данного задания следуйте описанию уровней личностной структуры, представленному в тексте задания.

3. Выполните задание № 3. Выскажите свое мнение и аргументируйте его. Укажите, что могло являться стержнем героя рассказа.

4. Выполните задание № 4, пользуясь результатами рейтинговой таблицы, составленной на уроке в классе. Как вы думаете, почему именно эти люди попали в составленный вами список?

Пояснение: Данную практическую работу можно предложить обучающимся в качестве домашнего задания после изучения темы: « Индивид, индивидуальность, личность».

Практическая работа № 9

«Общение и его особенности».

Цель:

· переводить информацию из одной знаковой системы в другую, составлять на основе анализа текстов источников схему, таблицу, круговую диаграмму;

· составлять умозаключение о важности общения в человеческой деятельности;

· логически рассуждать, используя изученный материал;

· характеризовать механизмы восприятия, приводить примеры.

· выражать собственную точку зрения.

Оборудование и литература:

Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / под ред. и др.- 2-е изд.- М. : Просвещение, 2008.

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 класс. : пособие для учителя / под ред. , . – 3-е изд.- М. : Просвещение, 2007.

1.
Составьте схему:

2. Прочитайте текст №2 стр. 328 учебника. О каких барьерах общения идет речь? Прочитайте текст № 2 стр. 20 дидактических материалов. Какие барьеры в общении указывает автор? С какими комплексами они связаны? На основе двух прочитанных текстов составьте классификацию барьеров общения в виде схемы или таблицы.

3. Прочитайте текст №3 на стр. 20 сборника дидактических материалов. Какие типы общения выделяет автор текста? Какой считает более предпочтительным? Представьте результаты исследования автора текста в форме круговой диаграммы, выделите предпочтительный тип? Почему только небольшое количество людей владеет этим типом общения?

4. Прочитайте текст на стр.349 учебника, выполните задание к нему (составьте сравнительную таблицу, указав механизмы социальной перцепции).

5. Составьте вывод о значении общения. В содержание вывода включите условия, необходимые, на ваш взгляд, для эффективного общения. Для определения данных условий вспомните, о чем мы говорили, изучая тему: «Общение».

Пояснение: Представленная практическая работа может использоваться для обобщения и закрепления знаний обучающихся