Законодательная власть в рф, структура, функции, полномочия. Органы государственной власти в россии Законодательная власть кто возглавляет

Законодательная власть - власть в области законодательства; в государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законов. В функции законодательных органов также входит утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента в том случае, если кандидатура премьер-министра, предложенная президентом, будет трижды отклонена.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).

Статус Федерального Собрания определен в главе 5 раздела 1 Конституции РФ.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 гл. 5 раздела).

Функции и полномочия Федерального Собрания распределены между двумя палатами (согласно статье 95 гл. 5 раздела 1 Конституции РФ): Государственной Думой и Советом Федерации.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (согласно пункту 1 статьи 99 гл. 5 раздела 1 Конституции РФ).

Обе палаты заседают раздельно, но они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государства (согласно статье 100 гл. 5 раздела 1 Конституции РФ).

Государственная Дума - нижняя палата Федерального Собрания РФ.

Правовой статус Государственной Думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом ГД может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах; при этом одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации (согласно статье 97 гл. 5 раздела 1 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства РФ (согласно переходным положениям Конституции России).

В настоящее время депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %.

Срок полномочий созывов Государственной Думы до недавнего времени составлял 4 года. Из-за внесения поправок в Конституцию РФ в 2008 г. следующие созывы депутатов будут избираться сроком на 5 лет.

Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя Государственной Думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы.

Полномочия ГД

Конституция РФ в статье 103 гл. 5 раздела 1 определяет следующие полномочия ГД и дает ей право выносить Постановления по ним:

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов (согласно статье 105 гл. 5 раздела 1).

Структура Государственной Думы.

Аппарат ГД.

Аппарат Государственной думы - постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности председателя Думы и его заместителей, депутатов и депутатских объединений, комитетов и комиссий

Комитеты - основные органы Думы, участвующие в законотворческом процессе. В Госдуме 5 созыва существует 32 комитета.

Комиссии Госдумы образуются в случаях и порядке, установленных законодательством. В Госдуме 5 созыва существует 4 комиссии.

Депутатские объединения - фракции и депутатские группы. Депутатское объединение может быть сформировано на основе партии или избирательного блока

Совет Федерации

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания, включающая, согласно Конституции РФ, по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Полномочия СФ.

Согласно статье 102 гл. 5 раздела 1 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов СФ, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

В области законодательства Совет Федерации занимает по отношению к Госдуме подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в ГД, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Аппарат СФ.

Аппарат Совета Федерации осуществляет непосредственное обеспечение деятельности Совета Федерации по реализации его конституционных полномочий.

Проанализировав положения Конституции РФ касательно законодательной власти, мы убедились, что законодательные органы РФ наделены полномочиями, характерными для демократического государства. Необходимо заметить, что президент РФ, наряду с Государственной Думой и Советом Федерации, также обладает полномочиями в сфере законодательства и законотворчества, такими как, согласно пунктам г и д статьи 84 гл. 4 раздела 1:

Внесение законопроектов в Госдуму;

Подписывание и обнародование федеральных законов;

Также следует заметить, что согласно статье 107 гл. 5 раздела 1, в принятии различных законов президент РФ играет большую роль, так как он может отправить закон на повторное рассмотрение.

Понятие законодательной власти

Важнейшим достижением человечества выступает разделение властей. К ним следует относить:

  • Законодательную,
  • Исполнительную и,
  • Судебную.

Данное разделение властей призвано разрешить следующие проблемы:

  • Определение компетенции и сфер деятельности всех государственных органов,
  • Предотвращение злоупотреблением властью и установления авторитарного режима,
  • Объединение воедино таких понятий как закон и свобода, государство и общество.

Законодательная власть – это власть, которая формируется в области законодательства.

В странах где есть система разделения властей, законодательная власть является прерогативой отдельного государственного органа, который занимается разработкой законодательных актов. К функциям данных органов следует относить:

  • Утверждение системы налогообложения,
  • Утверждение правительства страны,
  • Утверждение бюджета,
  • Признание и ратификация международных договоров и соглашений и т.п.

Определение 1

Законодательная власть – ветвь власти государства, занимающейся разработкой и принятием законодательных актов, которые регулируют общественные отношения, контролирует и распределяет бюджет государства.

Основным субъектом законодательной власти является Парламент. Представляется актуальным рассмотреть и проанализировать данный орган государственной власти. Ведь именно от работы Парламента напрямую зависит какие в государстве будут приняты нормативные акты и политические решения. Законодательный орган создает условия для выполнения задач, которые стоят перед обществом.

Понятие и структура парламента

Законодательные и представительные органы появились в глубокой древности. Первым законотворческим органом, который известен истории является «совет четырехсот» и «совет пятисот». В Римской империи (500 лет о н.э.) Народное собрание являлось высшим законодательным органом власти. Указанные органы явились прообразами современного парламента.

В настоящее время парламент является государственным представительным органом, главной функцией которого является осуществлять законодательную власть, и принимать законодательные акты.

Парламент выполняет ведущую роль в формировании политической культуры. Свободно избранный орган законодательной власти является обязательным элементом демократического общества. В каждом государстве самостоятельно определяется роль парламента.

Структура парламента напрямую зависит от формы государственного устройства, традиций и численности населения. Ф странах с федеративной формой устройства парламенты представлены двумя палатами (Канада, США, Россия). Нижняя палата выбирается населением государства, а верхняя формируется проведением выборов. В унитарных странах фигурирует однопалатная система парламента. В данном случае возможно отступление от правил, ведь исторически парламенты всегда были представлены двумя палатами.

В российской Федерации законодательная власть представлена Федеральным собранием. Верхней палатой является Совет федерации, а нижней палатой Государственная дума. В регионах страны законодательная власть представлена законодательными собраниями.

Статус и полномочия Федерального собрания определяются главой 5 Верховного закона страны. Федеральное собрание действует постоянно на основании статьи 99 Конституции.

Палаты Федерального собрания проводят собрания в разных зданиях, но собираются для слушания посланий президента или Конституционного суда.

- (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно… … Политология. Словарь.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властейодна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНО ДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы… … Финансовый словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власть, в системе разделения властей одна из ветвей власти, функцией которой является принятие законов. Законодательная власть принадлежит, как правило, выборным представительным органам государства (например, парламенту) … Современная энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - см. ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Законодательная власть - (англ legislative power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. З.в. осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после … Энциклопедия права

Законодательная власть - власть, издающая законы; в Российской Социалистической Федерации законодательная власть принадлежит трудовому народу: 1) в лице его выборных представителей делегатов на Всероссийский Съезд Советов, 2) избираемому из его среды Всероссийскому… … Популярный политический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы … Большой Энциклопедический словарь

законодательная власть - — EN legislature The department, assembly, or body of persons that makes statutory laws for a state or nation. (Source: WESTS) - Режим доступа - URL:

http://www.urallaw.ru/articles/person_2/id_35.html (дата обращения: 14.07.2014)

© Еремеева О.И., Сайфуллина Н.И., 2016

К.М.Земляк

студентка 2 курса юридического факультета Российский государственный университет правосудия г. Ростов-на-Дону Российская Федерация

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Законодательная власть в соответствии с теорией разделения властей является одной из трёх уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

В демократических государствах законодательная власть может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, законодательными органами субъектов федерации), но также и непосредственно избирательным корпусом путём референдума, а в некоторых случаях и органами исполнительной власти - в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования.

Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента.

Законодательная власть - это право и способность устанавливать наиболее общие правила поведения, издавать законы - нормативные правовые акты, имеющие после Конституции, а в мусульманских зарубежных странах - после Корана, высшую юридическую силу.

Законодательная власть как вид государственной деятельности, чрезвычайно сложна, объемна, ответственна и требует длительной подготовки, обстоятельности, всесторонности, взвешенности при принятии решений.

Совершенствование форм взаимодействия законодательной и исполнительной власти приводит к возникновению смешанных форм правления - президентско-парламентских (Россия, Франция) или парламентарно-президентских (Венгрия, Украина) республик. Именно поэтому важно учитывать тенденцию к стиранию границ между классическими формами правления, к расширению числа смешанных форм, что характерно и для современной России.

Российская конституционная модель закрепляет приоритетное положение Президента РФ в механизме разделения властей. Несмотря на то, что Председателя Правительства РФ предлагает Президент, но назначается он на должность только с согласия Государственной Думы. Причем такое согласие можно признать формальным, поскольку в случае трехкратного отклонения предложенной кандидатуры (предложенных кандидатур) Президент РФ распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Среди других форм взаимодействия законодательной и исполнительной власти можно отметить ответственность Правительства РФ перед Государственной Думой, которая может выразить недоверие Правительству или отказать в доверии .

Другим направлением взаимодействия законодательной и исполнительной власти становится концепция делегированного законодательства и регламентарной власти.

Необходимость делегирования законодательных полномочий исполнительной власти возникает в разных случаях. Такая процедура может использоваться тогда, когда необходимо срочное правовое регулирование каких-либо отношений, а парламент перегружен; когда решение вопроса не вызывает дискуссий и достаточно подзаконного регулирования такого решения.

Делегирование полномочий правительству имеет ограничения. В зарубежных конституциях обычно устанавливается, что нельзя делегировать законодательные полномочия, относящиеся к основным правам и свободам человека и гражданина. .

Специфика функционирования данной ветви власти состоит в том, что она, как правило, осуществляется выборными (представительными) органами, а решения здесь принимаются только в коллегиальном порядке. То есть для функционирования данной ветви власти характерны гласность, коллегиальность при обсуждении и принятии решений, т.е. глубоко демократические начала, предполагающие решающую роль выборного учреждения - в широком смысле парламента, - при подборе, подготовке, обсуждении и решении вопросов, программ, планов и т. д.

Взаимодействуя с исполнительной властью, законодательная власть осуществляет также и контрольные полномочия, что находит отражение в различных формах парламентского контроля, среди которых выделяют финансовый контроль, парламентские слушания, парламентские расследования, депутатские вопросы и запросы, отчеты Правительства, выражение ему недоверия или отказ в доверии . Новой формой парламентского контроля стала введенная поправкой в Конституцию РФ в 2008 году ежегодная отчетность Правительства РФ перед Государственной Думой. .

Органом законодательной власти РФ является Федеральное Собрание, называемое в Конституции РФ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

также парламентом. В субъектах РФ их законодательные органы называются по-разному (законодательное собрание, государственный совет, областная дума, собрание депутатов, парламент, совет народных депутатов, народный хурал (в Бурятии, Калмыкии)) .

В муниципальных образованиях, органов законодательной власти нет, поэтому по вопросам местного значения принимаются правовые акты, называемые не законами, а постановлениями, решениями.

Подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.) должны соответствовать законам, в противном случае они недействительны. По общему правилу, законы может издавать только парламент (исключения относятся, например, к абсолютным монархиям).

Парламент - это обобщенное название учреждения, занимающего верховное место в государственной структуре. Развитие этого учреждения имеет многовековую историю. Российский парламент - Федеральное Собрание (ст. 94 Конституции РФ) состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации . Федеральное Собрание пришло на смену Верховному Совету, существовавшему в условиях тоталитарного социализма. Действующее в соответствии с Конституцией 1993 г. Федеральное Собрание тоже нуждается в совершенствовании, но оно, тем не менее, обладает, многими чертами подлинного парламента - средоточия власти народа.

Государственная Дума - выборный представительный орган власти - принимает федеральные законы. Это не значит, что в законодательной деятельности не принимают участия другие высшие государственные органы - Президент РФ, Правительство РФ, высшие судебные органы, а также представительные органы субъектов Российской Федерации.

Сама законодательная власть, ее содержание, характер - это сложный, многоэтапный процесс, включающий в себя различные этапы и стадии, процедуры и особенности прохождения законопроектов, роль субъектов законодательной инициативы и многие другие моменты.

Характеристика Федерального Собрания - парламента Российской Федерации как органа законодательной власти включает в себя следующие положения и моменты.

Во-первых, это, прежде всего те свойства и качества Федерального Собрания, которые характеризуют его, исходя из содержания ст. 94 Конституции РФ, как представительный орган государственной власти Российской Федерации, обусловливают и качественные признаки этого органа как законодательного учреждения . Следовательно, высшая юридическая сила актов может исходить только от полнокровного представительного органа.

Во-вторых, в самом принципе разделения властей, на основе которого осуществляется государственная власть в «Российской Федерации, заложено единство системы государственной власти в Российской Федерации, обеспечиваемое верховенством актов, исходящих от представительного органа - парламента России .

Конституция РФ по существу установила определенный баланс правомочий каждой из палат в процессе законодательной деятельности:

Законопроекты вносятся в Государственную Думу;

Предусмотрена возможность и имеется четкое правило, позволяющее; преодолеть несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой законом: «...федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы» .

Кроме того, Конституцией РФ ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой, предусмотрена возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой .

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод: в качестве законодательного органа Российской Федерации Федеральное Собрание выступает как совокупный орган, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Завершая характеристику Федерального Собрания - законодательного органа Российской Федерации, можно сделать вывод: хотя законодательная деятельность - прерогатива Федерального Собрания, в ее

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

осуществлении принимают активное участие Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, более четким и обоснованным является вывод о сбалансированности полномочий названных органов государственной власти в процессе осуществления законодательной деятельности Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

Законодательная и судебная власть во многом взаимозависимы. Судебная власть дает оценку законодательной деятельности, может корректировать положения законодательства при рассмотрении конкретных дел, тем самым ориентируя законодателя на разработку и принятие конкретных правовых предписаний.

Однако влияние судебной власти на законодательную не остается односторонним. Как отмечалось, во-первых, законодательная власть устанавливает правила, по которым работает судебная власть. Во-вторых, законодательная власть участвует в формировании судейского корпуса. Так, судьи Конституционного и Верховного Судов России назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

В-третьих, законодательная власть иногда выполняет судебные функции: речь идет об объявлении амнистии Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ) или отрешении Президента РФ от должности (ст. 93 Конституции РФ) (за рубежом такая процедура называется импичментом, ее неоднократно применяли в США к конгрессменам, судьям, президенту).

Как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, связи законодательной и судебной власти имеют взаимообеспечительный характер. С одной стороны, законодательная власть (парламент) принимает законы об организации и деятельности судов, устанавливает судебную систему, учреждает суды, обеспечивает их финансирование. С другой стороны, суд своими средствами способствует эффективному правовому регулированию, которое призвана осуществлять законодательная власть, а также реализации законов .

В своих решениях Конституционный Суд РФ нередко не только предлагает законодателю формулировки, но и устанавливает сроки для соответствующей корректировки, что повышает точность правового регулирования, обеспечивает качество законодательства и способствует правильной реализации законов.

В системе разделения властей законодательная власть призвана устанавливать посредством принятия законов определенные правила поведения и осуществлять контроль их исполнения. Исполнительная власть соответственно нацелена на исполнительно-распорядительную деятельность, а судебная призвана разрешать правовые споры.

На первый взгляд у каждой из ветвей власти свое предназначение, свои задачи и функции. Законодательная власть в системе разделения властей выполняет присущую только её роль. Во-первых, ею устанавливаются правила поведения по отношению к другим ветвям государственной власти. Во-вторых, определяя организацию и функционирование исполнительной и судебной власти, она выполняет свою ориентирующую роль по отношению к ним, что не лишает их самостоятельности, а, напротив, нацеливает на качественное и продуктивное функционирование. В-третьих, законодательная власть выполняет также контрольную функцию, проверяя качество и своевременность реализации законов.

Итак, главная задача законодательной власти - принятие законов, имеющих юридическую силу, регулирующих важнейшие общественные отношения и реализуемых в основном другими ветвями власти.

Следовательно, можно определить законодательную власть как обособленную сферу государственной деятельности, осуществляющей в установленном законом порядке непосредственно народом или представительными органами разработку и принятие законодательных актов.

Основной вектор взаимоотношений законодательной власти в системе разделения властей задан отношениями с исполнительной властью, органы и полномочия которой определяются Конституцией РФ и законодательством России. Однако, в отличие от законодательной власти, органы исполнительной власти иерархичны и составляют исполнительную вертикаль, предполагающую подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Для законодательной власти такая иерархичность не характерна. Законодательные органы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

опираются на Конституцию РФ, положения законодательства и соответственно подчинены закону.

Весьма заметно отличаются данные ветви власти и по численности. Исполнительные органы в России насчитывают сотни тысяч человек, в то время как состав депутатского корпуса федерального парламента строго ограничен.

Список использованной литературы:

1. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. М.: Юстицинформ, 2015. С. 105.

2. Безруков А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России //Современное право. 2015. № 6.

3. Волчкова Н.Н. Парламентский контроль в России: исторический аспект // История государства и права. 2015. № 16.

4. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4.

5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 «№ 6-ФКЗ», от 30.12.2008 «№ 7-ФКЗ», от 05.02.2014 «№ 2-ФКЗ», от 21.07.2014 «№ 11-ФКЗ») // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

6. Прудентов Р.В. Методы регулирования протестных отношений: тенденции развития в последние годы // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 10. С. 7 - 13.

7. Синцов Г.В. О месте законодательной власти в системе разделения властей в Российской Федерации //Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 4.

8. Старостина И.А.Парламент России в контексте конституционных поправок // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1.

9. Фомиченко М.П. Институт президентства в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Административное право и процесс. 2015. № 1.

10. Чиркин В.Е. Законодательная власть. М., 2008. С. 165 - 166.

© Земляк К.М., 2016

Ю.Х.Ибрагимова

Студент 2 курса магистратуры института государства и права Сургутский государственный университет Научный руководитель: Н.А. Филиппова Профессор кафедры государственного и муниципального права доктор юридических наук, доцент, заслуженный юрист ХМАО-Югры

Сургутский государственный университет Г. Сургут, Российская Федерация

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Учреждение института уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена)