Крестьянское фермерское хозяйство имеет статус. Может ли ип быть главой кфх и что для этого нужно

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами . Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

  • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
  • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
  • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

Особенности правовой регламентации согласно 74-ФЗ

  • Работа без создания юр. лица (п. 3 ст. 1).
  • Применение к КФХ предписаний ГК РФ, регламентирующих деятельность коммерческих структур.
  • Хозяйство может быть создано одним человеком, признающимся его главой.
  • Хотя его деятельность связана с с/х, оно по умолчанию не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но может обрести такой статус.
  • Для целей взаимодействия с кредитными учреждениями и госструктурами к КФХ применимо законодательство о малом предпринимательстве (п. 1 ст. 2).
  • Взаимные права и обязанности участников регламентируются соглашением о создании КФХ.

Требования к организационной форме

Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

  • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
  • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

  • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
  • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
  • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
  • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

  • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
  • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

  • фермерское хозяйство;
  • его глава.

Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

Регламентация по Гражданскому кодексу

Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет .

Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

  • добровольного членства;
  • обязательного трудового участия в деятельности;
  • объединения имущественных вкладов.

Примечательно следующее:

  • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
  • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
  • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

Правовой режим активов

Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

  • общее имущество членов;
  • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
  • личное имущество членов.

В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или . Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

Плюсы и минусы

Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

Права и обязанности

КФХ вправе:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
  • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
  • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
  • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
  • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
  • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
  • передавать участок или его часть в аренду.

Оно обязано:

  • обеспечить целевое использование земель;
  • осуществлять мероприятия по их охране;
  • вносить плату за землю;
  • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
  • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

Налоги и отчетность

Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

  • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
  • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

  • обычной традиционной схемы (ОСНО);
  • одного из вариантов ;

Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется . Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

  • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
  • ведение в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
  • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

Оплата налогов и взносов:

  • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
  • уплата с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.

Предпринимательское право. Шпаргалки Антонов А. П.

106. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства

Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства определяется нормами ГК РФ и специальным законодательным актом – Законом РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 20 ноября 1990 г. с изменениями от 27 декабря 1990 г., 24 июня 1992 г., 28 апреля 1993 г., от 24 декабря 1993 г.

Крестьянское хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представляет собой равноправное звено экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.

Члены хозяйства производят товарную продукцию и являются сельскохозяйственными товаропроизводителями. С другой стороны, ведение такого хозяйства – это определенный образ жизни, который не ограничивается только товаропроизводственной деятельностью. Именно этими особенностями объясняется особый правовой режим имущества хозяйства.

К имуществу хозяйства, которое принадлежит на праве общей собственности членам хозяйства, отнесено не только имущество, участвующее в производственной деятельности в виде средств производства, но и жилой дом, хозяйственные постройки.

В ст. 15 настоящего закона закреплено право главы хозяйства на распоряжение имуществом. Здесь же указывается, что основные средства не подлежат разделу при выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава, а причитающаяся ему доля компенсируется денежными средствами.

Специальный правовой режим установлен на земельный участок, предоставленный главе хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или в собственность.

Гражданин, имеющий такой участок земли, имеет право самостоятельно хозяйствовать на земле, обменять участок, сдавать его в аренду, передавать по наследству, получить возмещение затрат и убытков в случае принудительного изъятия земельного участка.

Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным органом местного самоуправления. Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются арбитражным судом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Статья 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.2. В совместной собственности членов

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Аграрное право автора Завражных Максим Львович

30. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства Фермерское хозяйство– это деловое предприятие, в бизнес-менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг, компетентное управление ресурсами (в том числе природными, финансовыми, техническими и человеческими),

Из книги Аграрное право: конспект лекций автора Завражных Максим Львович

35. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства Правовой режим имуществавыражен в законодательном закреплении правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом крестьянского хозяйства. Особенность правового режима имущества

Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, чтобы каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

4. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства Правовой режим имущества выражен в законодательном закреплении правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом крестьянского хозяйства. Особенность правового режима имущества

Из книги Постатейный комментарий к Федеральному закону от 11 июня 2003г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" автора Калинин Н И

§ 3. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства Статья 217. Основания для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом Основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Статья 221. Конкурсная масса крестьянского (фермерского) хозяйства 1. В случае признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Статья 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.2. В совместной собственности членов

Из книги Наследственное право России: учебник автора Гуреев Владимир Александрович

Статья 258. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства 1. При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254

Из книги автора

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Пункты 1, 2, 3 статьи 1 содержат новое определение фермерского хозяйства, позволяют выделить ряд признаков, характеризующих крестьянское (фермерское) хозяйство как особую организационно-правовую форму ведения

Из книги автора

СТАТЬЯ 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.2. В совместной собственности членов

Из книги автора

СТАТЬЯ 258. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства 1. При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

§ 1 Общая характеристика крестьянского (фермерского) хозяйства Понятие «крестьянское (фермерское) хозяйство» не ново для российского законодательства. Так, Закон РСФСР от 22 ноября 1990?г. № 348–1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» оно определялось как самостоятельный

Одним из приоритетных направлений для государства является сельское хозяйство, поэтому развитие этой сферы экономики идёт семимильными шагами. На этом основании многие трудящиеся в отраслях сельскохозяйственной направленности, а также имеющие личное хозяйство граждане, стремятся зарегистрироваться и приобрести статус Главы КФХ.

Глава КФХ называется индивидуальным предпринимателем при создании крестьянско-фермерского хозяйства единоличным участником. Когда создание происходит при участии иных членов, обязательств получать статус предпринимателя у Главы нет, однако это чревато значительными ограничениями масштабов деятельности хозяйства. Как происходит регистрация КФХ, а также преимущества и недостатки подобной организационно-правовой формы.

Граждане, объединившиеся с целью извлечения прибыли, большая доля которой (свыше 70%) сформирована сбытом произведённой с/х продукции, именуются КФХ. Подобное объединение подразумевает наличие между участниками родственных взаимоотношений и/или общих имущественных прав. Целью является совместное осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности. КФХ не относится к разряду юридических лиц (хоть на законодательном уровне закреплено право пройти регистрацию, на практике это невозможно).

КФХ возглавляет Глава (избирается с согласия всех участников), получить статус члена могут:

  • супруги с родителями, дети, ближайшие родственники (от братьев и сестёр, до бабушек и дедушек любого из супругов), но не более чем из 3-х семей;
  • любые граждане, независимо от наличия родственных связей с главой КФХ.

Обязательное условие – достижение возраста 16 лет. Предельно разрешённое количество участников – 5. Создать объединение может один человек. Главы КФХ, ведущие деятельность единолично, автоматически наделяются статусом ИП с даты государственной регистрации КФХ (согласно ч.2ст.23 ГК РФ).

Участники КФХ наделяют Главу правом представления интересов хозяйства, а также заключения сделок, выдачи доверенностей, приёма и увольнения сотрудников, организации бухгалтерского учёта. Всё имущество, используемое КФХ и принадлежащее ему, является совместной собственностью граждан-участников, если альтернативное не прописано договором о создании или законодательными актами. В перечень подобного имущества входят не только земли с/х назначения, но и любые постройки хозяйственного назначения, животные и птица, с/х техника, оборудование, ТС, инвентарь. К этой же категории можно отнести любое имущество, которое приобреталось на общие деньги.

Государство и муниципалитеты предоставляют гражданам, изъявившим желание организовать КФХ, земельные участки. Земельным Кодексом РФ обозначено, что КФХ может использовать в деятельности участки размером 1-5 га, категории «земли с/х назначения». Ограничения по размерам земли не применяются к участкам в собственности КФХ. Однако общая площадь земель, занимаемых и находящихся в собственности КФХ, не должна превышать 10% от сельхозугодий района. Ограничение относится к участкам в собственности и не оказывает влияния на арендуемые земли.

Часто объединяют определения крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) и личное подсобное хозяйство (ЛПХ).

Однако различия значительны:

  • владельцы ЛПХ не имеют отношения к субъектам предпринимательства. Осуществляется совместно проживающими лицами (обычно являются родственниками), ради удовлетворения собственных нужд. Земельный участок был приобретён в собственность или предоставлен специально для развития личного хозяйства;
  • личное хозяйство не предполагает участие членов;
  • участок, находящийся в собственности и используемый в личном хозяйстве не должен превышать 2,5 га;
  • занятия в сфере ЛПХ разрешается начинать после завершения процедуры регистрации прав на землю.

ЛПХ – это первый этап развития для фермера, КФХ же позволяет расширить границы личного хозяйства до бизнеса.

К разряду общего имущества относятся также результаты деятельности КФХ и полученные доходы. Распределение осуществляется согласно установленным соглашением правилам.

Бизнес сельскохозяйственного направления разрешён по всей стране, при условии регистрации КФХ в подразделении ФНС по месту фактического проживания главы КФХ.

Потребуется подготовить документы для регистрации, а именно:

  • паспорт избранного Главы КФХ;
  • справка с места жительства лица, осуществляющего регистрацию;
  • заявление;
  • соглашение об учреждении;
  • квитанция, подтверждающая уплату пошлины.

Заключение соглашения происходит между участниками-членами КФХ.

Документ должен включать:

  • данные каждого из участников и Главы создаваемого КФХ;
  • права и обязанности участников хозяйства;
  • принципы формирования капитала, регламент распоряжения материальными ресурсами;
  • методы распределения доходов между членами.

В соглашении важно предусмотреть регламент вступления и выхода из членов хозяйства. Если КФХ организуется одним гражданином, составление договора не требуется. При наличии оригиналов перечисленных выше документов нотариально заверенные копии предоставлять нет необходимости.

После подготовки комплекта необходимых документов, можно зарегистрировать в НИ лично, либо отправить заказное письмо с приложением описи вложений. Помимо этого есть возможность пройти процедуру регистрации через МФЦ. Также отправить заявление можно посредством Личного кабинета налогоплательщика.

Процедура занимает 5 рабочих дней. По окончании органы ФНС выдадут свидетельство о регистрации главы КФХ. Подтверждает окончание регистрации выписка из ЕГРИП, свидетельство о постановке на налоговый учёт. Дополнительно рекомендуется получить письмо Госкомстата, содержащее коды статистики.

Налоговые органы могут отказать в регистрации, если при заполнении заявления допущены ошибки, либо при выявлении недостоверности предоставленных сведений. В таком случае заявителю будет направлен письменный отказ с указанием причин такого решения. Заявителю необходимо внести корректировки в комплект документов согласно выявленным нарушениям.

Как было сказано ранее, при создании этой формы можно не регистрировать юридическое лицо (стоит сказать, не смотря на теоретическую возможность, практически это невозможно). Регулирование деятельности фермерского хозяйства, функционирующего без создания юридического лица, осуществляется нормами ГК, которые разработаны для регламентирования деятельности юридических лиц, созданных с целью получения прибыли (исключением являются случаи, которые предписаны ФЗ, нормативно-правовыми актами или иными отношениями).

Размер госпошлины 800 р. Если в регистрации отказано, вернуть уплаченные средства невозможно.

Создать КФХ может даже один гражданин, который приобретёт статус Главы. Это лицо наделяется полномочиями выступать от имени и в интересах хозяйства. Этот фактор основополагающий. Иначе говоря, появляется два субъекта: хозяйство и Глава. Это своего рода разделение функционала: на хозяйство возложена производственная и хозяйственная функция, а Глава отстаивает его интересы. Право выступать от имени хозяйства, а также предпринимательскую правоспособность Глава приобретает только после признания всеми членами хозяйства.

Чем отличается ИП от ИП ГКФХ:

  1. ИП действует в собственных интересах, от собственного лица.
  2. ИП ГКФХ отстаивает интересы хозяйства.
  3. ИП самостоятельно направляет бизнес, приобретает права и несёт ответственность. Глава КФХ действует только в рамках, установленных соглашением полномочий.

Главе КФХ запрещено вести бизнес, не связанный с интересами хозяйства и находящийся за рамками регламентированных ему полномочий, от своего имени.

Гражданский Кодекс регламентирует следующие полномочия ГКФХ:

  • организация деятельности хозяйства;
  • представление интересов и действия от имени КФХ;
  • предоставление доверенностей;
  • приём и увольнение персонала;
  • организация бухгалтерского учёта;
  • иные полномочия по соглашению.

Таким образом, участники делегируют Главе руководящие функции. Однако наличие у главы статуса ИП не означает полную имущественную ответственность последнего по долгам хозяйства. Даже если Глава является ИП, имущественная ответственность по обязательствам хозяйства разделяется между всеми членами соразмерно долям.

ГКФХ имеет право заключать сделки, которые необходимы для жизнедеятельности хозяйства. Глава не должен совершать действия, ущемляющие права и интересы КФХ.

Несмотря на многочисленные преимущества, как и любая форма организации бизнеса, КФХ имеет недостатки.

К таковым относятся:

  • необходимость использования земельного участка в строго регламентированных законом целях. Так, если назначение категории земель – с/х производство, невозможно использовать их для выгула скота;
  • если ГКФХ не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя запрещено заниматься реализацией произведённой продукции;
  • участникам разрешается быть членом только одного КФХ.

Бизнес в сфере сельского хозяйства характеризуется долгосрочной окупаемостью. Чтобы иметь возможность быстрого выхода на прибыль, необходимо тщательно анализировать собственные ресурсы и обратиться к рекомендациям экспертов. Предпочтительно приобретать землю в собственность, это поможет обезопасить бизнес от незапланированных переездов и проблем с арендодателем. При наличии достаточных ресурсов аналитики рекомендуют заняться разведением скота мясных пород, так как именно это направление относится к наиболее прибыльным. Привлечение наёмных сотрудников также позволит значительно увеличить производительность. Также требуется обратить внимание на оптовых покупателей, которые могли бы приобретать готовую продукцию в больших объёмах (рынки, магазины).

Не стоит забывать и о рисках подобного бизнеса, не связанных с социально-экономической обстановкой страны или налоговым законодательством – природные явления. Наводнения, засуха, нашествие саранчи и прочих насекомых могут полностью уничтожить результаты бизнеса.

Преимущества КФХ

Осуществление деятельности в формате КФХ имеет преимущества:

  1. Господдержка. Поддержка КФХ – приоритетная задача государства. Для этого регулярно разрабатываются и внедряются новые программы, позволяющие развиваться сельскому хозяйству страны. Например, можно получить субсидиарную помощь на приобретение спецтехники, а также оборудования. Государство регулярно предоставляет сельхозпроизводителям крупные контракты, исполнение которых позволяет развиваться и увеличивать объёмы деятельности.
  2. Возможность реализовывать результаты труда обширному кругу покупателей. ГКФХ имеет право пройти сертификацию. Немногие покупатели готовы приобретать у ЛПХ, так как подобная покупка грозит приобретение статуса налогового агента, то есть покупателю необходимо удержать с продавца и перечислить в бюджет НДФЛ.
  3. Льготные условия налогообложения. Фермеры могут рассчитывать на получение льгот по уплате налогов – существует программа, позволяющая начинающим КФХ получить налоговые каникулы, то есть отсрочку по уплате обязательных взносов.
  4. Право использовать для ведения деятельности участки земли площадью свыше 2,5 га.
  5. Органы местного самоуправления не организуют проверок, если не было выявлено фактов нарушения законодательства.
  6. Возможность получать гранты от Фондов разного уровня.
  7. Льготные условия кредитования – хозяйства имеют доступ к недорогому банковскому финансированию. Снижение стоимость кредита достигается за счёт частичного субсидирования кредита из бюджета. Однако подобные условия распространяются только на инвестиционные кредиты, целью которых является приобретение земельных участков, оборудования, строительство.
  8. Возможность официального приёма на работу сотрудников.
  9. Простота процедуры регистрации.

Перечисленные преимущества привлекают многих фермеров перейти к официальному ведению бизнеса посредством создания КФХ.

Узнать о действующих программах поддержки можно, обратившись в Министерство сельского хозяйства в регионе осуществления деятельности. Чтобы воспользоваться той или иной программой, необходимо заявить о таком желании и следовать инструкциям специалистов Минсельхоза.

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2015. № 1-2(17)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

© В. И. Аобода

Довода Виктория Игоревна магистрант 2 курса Магистерская программа «Предпринимательское право. Коммерческое право»

Самарская

гуманитарная академия

В статье рассматриваются актуальные вопросы опрелеления статуса крестьянских (фермерских) хозяйств; анализируются изменения тражланското зако-нолательства, ретламентируюшето их статус и формулируются конкретные прелложения, направленные на совершенствование правовото ретулирования.

Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, корпоративная ортанизаиия, ортанизаиион-но-правовая форма, инливилуальный прелприниматель.

С принятием 22 ноября 1990 г. Закона РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»1, крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ) стало одним из первых субъектов предпринимательской деятельности на постсоветском пространстве. Указанный закон определили КФХ как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 1).

Таким образом, первые крестьянские хозяйства создавались как юридические лица.

С момента вступления в силу ГК РФ, определявшего, что лица могут быть только

1 Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.

Особенности правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства

юридическими и физическими, фраза «с пра-вами юридического лица» потеряла смысл. Однако, как указывают А. В. Шатова и А. П. Мусатова, при кодификации законодатель не нашёл в системе юридических лиц должного места крестьянскому (фермерскому) хозяйству2. ГК РФ предусмотрел, что с момента регистрации КФХ его глава признаётся индивидуальным предпринимателем. Но члены хозяйства, как и само хозяйство, чёткий правовой статус не обрели. Государственная регистрация КФХ осуществлялась в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, но никакой регистрации самого хозяйства не предусматривалось.

С вступлением в силу нового Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»3 утратил силу прежний Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Новый Закон определил, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Законом уточняется, что КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Таким образом, в момент вступления в силу Закона в России продолжали действовать КФХ, созданные до 1995 года «с правами юридических лиц». Новый ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» должен был исключить одновременное существование разнородных по правовой природе КФХ, с этой целью в его текст была включена норма, предусматривающая право тех КФХ, которые создавались как юридические лица, сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года, позднее этот срок был продлен до 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»4 решил судьбу правового статуса КФХ, найдя место рассматриваемым хозяйствам в числе юридических лиц - коммерческих организаций. Соответственно, с 1 марта 2013 года утратил силу пункт 2 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым глава КФХ, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ.

Законодатель отнес КФХ к числу корпоративных организаций. Напомним, что участники таких юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и в совокупности формируют их высший орган, соответственно, в

2 Шатова А. В., Мусатова А. П. Проблемы правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств // Никоновские чтения. 2009. № 14. С. 204.

3 Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 24. Ст. 2249.

4 Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-Ф3 (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ст. 7627.

связи с участием в корпоративной организации её участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (п. 2 ст. 65.1 ГК РФ), детальный перечень которых закреплён законодателем в ст. 65.2 ГК РФ. Такой подход кардинально отличается от концепции, лежащей в основе Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», довольно успешно «работавший» на практике почти 10 лет. Новая норма закрепляет право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

По мнению А. Н. Танаги, в последнем правиле законодатель допустил излишнюю осторожность, так как соответствующая норма сформулирована способом, позволяющим с одинаковым успехом использовать противоположные интерпретации. В частности, если бы было указано, что главой хозяйства может быть лишь индивидуальный предприниматель, то такое указание поставило бы точку в части определения субъекта правовых отношений. Если же интерпретировать норму иным образом, получим возможность любого дееспособного физического лица стать главой хозяйства, не исключая такую возможность для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпри-нимателей5.

По нашему мнению, наиболее эффективным является создание КФХ как договорные объединения граждан. Этот договор, в силу места норм о нём в статье о предпринимательской деятельности, а также в силу характера самой деятельности, является направленным на совместное осуществление предпринимательской деятельности.

Если мы обратимся по аналогии к самому близкому институту совместной деятельности - товариществу, то увидим, что законом наложен запрет заключения направленного на осуществление предпринимательской деятельности договора о такой деятельности между или даже с участием лиц, не являющихся специальными субъектами предпринимательской деятельности (см. п. 2 ст. 1041 ГК РФ). Получается, что в обороте от имени такого хозяйства, не наделённого гражданской правосубъектностью, должно выступать определённое лицо, обладающее ею. Само же соглашение о создании хозяйства должно регулировать отношения членов хозяйства внутри самого хозяйства. Соответственно, лицом, выступающим от имени крестьянского (фермерского) хозяйства - договорного объединения граждан, может быть лишь индивидуальный предприниматель.

Гражданин может участвовать одновременно в нескольких договорных хозяйствах, но только в одном КФХ, что соответствует требованию лишь к полным товарищам во всех хозяйственных товариществах, с тем лишь отличи-

5 Танага А. Н. Гражданско-правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 103 (09). С. 76.

Особенности правовото статуса крестьянското (фермерското) хозяйства

ем, что к члену КФХ не предъявляется требование наличия статуса индивидуального предпринимателя. Указанное не позволяет квалифицировать хозяйство как товарищество. Таким образом, КФХ действительно представляет собой промежуточную (между обществами и товариществами) организационно-правовую форму. Между тем, правила об ответственности юридического лица строятся как в хозяйственных товариществах: отвечает по обязательствам само хозяйство, а субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства несут его члены.

Представляется, что законодателю следует дополнить абзац второй пункта 5 ст. 23 ГК РФ частицей «лишь» перед словами «гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя» - для исключения иных возможностей и достижения законодательной цели, которая не ограничивается лишь рассматриваемой статьей Гражданского кодекса РФ, а должна служить также основой, в частности, для правильного применения налоговых, иных административно-правовых норм.

Таким образом, ответ о правовой судьбе КФХ, зарегистрированных посредством регистрации главы хозяйства как индивидуального предпринимателя напрашивается сам собой: такие хозяйства продолжают существовать в своём статусе.

На основании п. 5 ст. 23 ГК РФ и продолжающего действие Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» допускается создание новых КФХ как договорных объединений граждан. Правовой основой деятельности таких хозяйств будет договор о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, а главой такого хозяйства может стать гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя.

Таким образом, «договорное хозяйство» является первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. Эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица. Правомерен и обратный вывод: нельзя создать крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо, минуя первичную (договорную) форму.

Представляют интерес нормы, посвященные разделу имущества фермерского хозяйства. Так, законодатель устанавливает, что при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В ст. 86.1 ГК РФ законодатель решил учесть максимум особенностей крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотрев, что при обращении взыскания кредиторов хозяйства на находящийся в собственности последнего земельный участок, участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Нельзя не согласиться с мнением А. Н. Танаги, что этим был решён важнейший экономический вопрос распадающегося крестьян-

ского (фермерского) хозяйства: сохраняется (при необходимости) целостность и целевое использование земельного участка6.

Таким образом, законодатель определяет КФХ как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

По своей правовой сути КФХ однозначно относятся к разновидности хозяйственных товариществ, тем не менее, обладая и определенным набором признаков хозяйственных обществ.

Законодательство о КФХ развивалось весьма противоречиво, то наделяя, то лишая их статуса юридических лиц. Решить ситуацию с существованием подобных разнородных КФХ можно внеся в законодательство поправки о том, что стать главой КФХ может лишь гражданин, обладающий статусом индивидуального предпринимателя. Более предпочтительным для конечного потребителя и экономики было бы дальнейшее развитие КФХ в качестве разновидности хозяйственных товариществ, предусматривающих полную ответственность участников по обязательствам хозяйства. Таким образом, «договорное хозяйство» останется первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. В дальнейшем эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания КФХ как юридического лица. Так, создание КФХ в качестве юридического лица будет невозможным в обход первичной договорной формы.

6 Танага А. Н. Указ. соч. С. 80.

Среди прочих форм предпринимательства существует такое понятие как крестьянско-фермерское хозяйство. Что значит ИП - глава КФХ? Может ли предприниматель оформить на себя фермерство или для этого потребуется особый порядок? Разберемся в законодательных нюансах.

Что такое КФХ

Понятие крестьянско-фермерского хозяйства обозначено в Законе № 74-ФЗ от 11.06.03 г. (далее - Закон). Согласно этому правовому документу КФХ представляет собой отдельную форму хозяйствования в виде объединения физлиц, имеющих общие активы и совместно осуществляющих деятельность в сельскохозяйственной сфере (п. 1 стат. 1). Создание такого субъекта допускается с участием одного гражданина, а регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства (п. 2, 3 стат. 1 Закона). Регистрация КФХ возможна как в виде фермерства, так и в виде ИП.

Кто может быть главой КФХ

Согласно п. 5 стат. 23 ГК главой хозяйства может являться физлицо, зарегистрированное в статусе ИП по общеустановленному порядку. Главное ограничение - наличие дееспособности. Указанная норма распространяется на граждан РФ, а также иностранных поданных и физлиц без гражданства. Прочими членами КФХ по стат. 3 закона вправе быть:

    Ближайшие родственники главы - родители, супруги, сестры, дети, братья, бабушки, дедушки и внуки. Максимальное число ограничено тремя семьями, а минимальный возраст участников - 16 годами.

    Другие граждане - количество таких лиц ограничено 5 членами.

Если хозяйство образуется по решению одного физлица, не требуется составление соглашения, а глава КФХ называется индивидуальным предпринимателем. Если же членов фермерства много, в обязательном порядке заключается соглашение (стат. 4 Закона). В этом документе определяется следующая информация:

    Кто относится к членам КФХ.

    Кто признан главой КФХ и какими полномочиями наделяется такой гражданин.

    В каком порядке осуществляется управление.

    Какими обязанностями и правами обладают прочие члены.

    Как формируется и распределяется имущество КФХ.

    По каким правилам принимаются и исключаются члены КФХ.

    В каком порядке происходит распределение прибыли и иных доходов.

    Другие условия.

Соглашение обязательно к единогласному подписанию всеми членами хозяйства, а степень родства подтверждается не устно, но документально. Таким образом, предприниматель - глава фермерского хозяйства по сути является руководителем (главой) такого бизнеса и непосредственно самим КФХ. Создание фермерства на базе ООО запрещено, так как внесение записей о главе КФХ выполняется налоговыми органами не в единый реестр юрлиц (ЕГРЮЛ), а в единый реестр предпринимателей (ЕГРИП). Согласно стат. 16 Закона главой хозяйства считается один из выбранных членов, если же участник - один, он автоматически считается главой, но при этом обязан узаконить свой статус, оформив ИП.

Фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели

В соответствии со стат. 5 Закона горегистрация КФХ проводится по законодательным нормам РФ. Фермерское хозяйство признается открытым с даты его регистрации в контрольных органах. Следовательно, из трактовки нормативных положений можно сделать вывод, что КФХ - отдельная форма хозяйствования. Заявителем при наличии нескольких членов считается выбранный единогласно глава, при сдаче документов в ИФНС предоставляется соглашение. В случае, когда участник один, составлять соглашение не требуется, а физлицо вправе заниматься фермерством после получения статуса ИП.

Какие различия существуют между главой КФХ и ИП? Если глава выбран по решению других членов, он должен действовать в интересах хозяйства и представляет не свои личные интересы, а общие. При этом его права и обязанности четко определены в законодательных нормах и разработанном соглашении. Если же деятельность ведется ИП, предприниматель выступает от собственного имени и в своих интересах, принимая все решения единогласно. Следовательно, ИП ничем не ограничен в ведении и управлении бизнесом, а глава КФХ имеет четко определенный круг прав и обязанностей.

Вывод - КФХ - это не юрлицо, и не ИП. Это особая форма хозяйствования, на которую распространяются отдельные законодательные нормы. Регистрация КФХ происходит по алгоритму открытия ИП, не юрлица.

Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского хозяйства

Мы выяснили, что глава крестьянского фермерского хозяйства предпринимателем может быть - стат. 23 ГК этого не запрещает. Обычный гражданин (не ИП) также вправе заниматься деятельностью в сельскохозяйственной сфере, если это участие закреплено в соглашении в связи с созданием КФХ. Какой способ выбрать для ведения подобного бизнеса - каждый решает самостоятельно с учетом имеющихся возможностей и поставленных целей.

При принятии решения продумайте, какие планируются масштабы деятельности; учитывайте, что предприниматель действует самостоятельно, а создание КФХ означает соблюдение утвержденного в хозяйстве соглашения. Кроме того, если вы соберетесь расширяться и задумаете нанять сотрудников со стороны (по трудовым договорам или в рамках ГПД), количество лиц ограничено 5 гражданами-участниками фермерства. Предприниматель же волен нанимать любое число работников. В то же время для КФХ государство предлагает большее разнообразие субсидий, льгот, ссуд и других видов поддержки.

Одним словом, как и при любом выборе, оценивая, в каком статусе зарегистрировать будущее фермерство, взвесьте все достоинства и недостатки - от процедуры открытия до используемой при ведении деятельности системы налогообложения.

Как открыть ИП КФХ

Для открытия КФХ или ИП для главы фермерства действует тот же алгоритм, что и для создания предпринимателя. Пакет необходимой документации подается в территориальное подразделение налоговой инспекции по адресу проживания главы хозяйства. Нормативные требования регулируются Законом № 74-ФЗ и Законом № 129-ФЗ от 08.08.01 г. Состав обязательных бланков включает в себя:

    Унифицированное заявление - документ предоставляется по ф. Р21001 на регистрацию предпринимателя или ф. Р21002 - на регистрацию КФХ.

    Соглашение членов КФХ - подается только в той ситуации, когда количество участников составляет более одного гражданина.

    Копию удостоверяющего личность физлица (главы хозяйства) паспорта.

    Платежная квитанция на перечисление госпошлины в объеме 800 руб.

    Заявление на использование спецрежима - подается при решении работать на ЕСХН или УСН. Если документ не предоставить сразу, фермерство признается работающим на ОСНО (общей системе).

Документацию можно сдать в ИФНС лично или через представителя. При последнем способе предварительно оформляется нотариальная доверенность. Также разрешено отправить пакет форм по почте или через ТКС. На проведение процедуры регистрации отводится 3 дня (п. 3 стат. 22.1 Закона № 129-ФЗ). По результатам проверки и рассмотрения полученных сведений налоговики выдают свидетельство о госрегистрации главы КФХ, лист выписки о внесении данных в ЕГРИП, документ о постановке на учет в ФНС.