Идеология франции в начале 20 века. История Франции (кратко)

В последней четверти XIX в. во Франции был установлен республиканский режим. Вторую империю сменила Третья республика. Основным законом страны стала Конституция 1875 года, государственным символом - сине-бело-красный флаг, гимном - «Марсельеза», главным национальным праздником 14 июля - День взятия Бастилии. В стране были введены демократические свободы - избирательное право, свобода объединений в союзы и ассоциации, собраний, митингов, шествий, слова, вероисповедания и т.п.

Согласно Конституции 1875 года, главой исполнительной власти в стране являлся президент республики. Он назначал и отстранял от должности председателя совета министров и других министров, но был лишен права принимать единолично какие-либо важные решения. Президент республики представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, мог возвращать законы на повторное обсуждение в парламент, обладал правом помилования.

Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Нижняя палата - Палата депутатов - избиралась на всеобщих выборах сроком на четыре года, верхняя - Сенат - специальными коллегиями выборщиков на девять лет с переизбранием трети ее состава каждые три года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Право голоса имели только мужчины не моложе 21 года, кроме военнослужащих. На конгрессе - совместном заседании обеих палат - избирался президент республики сроком на семь лет и принимались поправки к конституции.

Обе палаты занимались рассмотрением и принятием законов и утверждением бюджета. Сенат имел право «задерживающего вето», т.е. мог вернуть на повторное рассмотрение законы, принятые Палатой депутатов. Однако центром политической жизни страны была нижняя палата парламента. Партии и объединения, располагавшие большинством мест в Палате депутатов, формировали правительство, которое несло, перед парламентом ответственность. Кабинет обязан был уходить в отставку, если того требовало более половины депутатов. Во французском парламенте конца XIX в. заседали представители различных политических направлений: монархисты, республиканцы, клерикалы, радикалы, социалисты и др.

В период становления Третьей республики высшие государственные лица и парламент страны получили постоянные резиденции, существующие по сей день. Резиденцией президента Франции стал Елисейский дворец, председателя совета министров - Матиньонский. Заседания Палаты депутатов проходили в Бурбонском дворце, Сената - в Люксембургском.

Начало XX в. для Франции стало временем образования основных политических партий страны и складывания классической французской многопартийной системы. На правом фланге политического спектра Франции находились Демократический альянс и Республиканская федерация.

Демократический альянс был образован в 1901 г. республиканцами различных оттенков, представлявшими собой мелкие политические группы. Основным лозунгом партии стал девиз консерваторов «ни революции, ни реакции».

В 1903 г. умеренные республиканцы провозгласили создание Республиканской федерации. Партия активно выступала в защиту традиционного уклада жизни, критиковала реформы, направленные на модернизацию общественных отношений, в особенности антиклерикальное законодательство, а также проповедовала национализм. Обе правые партии выражали интересы французской крупной буржуазии.

Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов (радикалы), возникшая в 1901 г., объединила левые силы, приверженные идеалам демократической республики при сохранении частной собственности на средства производства. Программа радикалов носила умеренно-реформистский характер и предусматривала укрепление и защиту республиканских учреждений, а также активную социальную политику, борьбу с клерикализмом.

Самый левый фланг французской партийно-политической системы представляла Социалистическая партия. Она была образована в 1905 г. и официально носила название Французская секция рабочего интернационала (СФИО). Партия широко пропагандировала социалистические лозунги, но фактически шла по пути социал-реформизма.

Объединения, возникшие во Франции в начале XX в., не сразу приобрели отчетливое организационное оформление. Их интересы разделяли далеко не все политические и государственные деятели. Многие из них представляли мелкие течения и группировки или вообще были независимыми. Среди французских политиков периода Третьей республики наряду с радикалами и социалистами встречались умеренные республиканцы, республиканцы-оппортунисты, независимые социалисты и т.д. За период своей карьеры отдельные политики покидали ряды одного объединения и примыкали к другому, причем порой прямо противоположного толка. Так радикалы и социалисты иногда переходили в правый лагерь. Внутри каждой отдельной партии, как правило, существовало несколько направлений. В связи с этим вполне уместными были и такие определения политиков, как «правый радикал» или «левый республиканец». Представителей партий Демократический альянс и Республиканская федерация часто называли просто правыми, хотя в их рядах находились республиканцы разного толка.

Еще в 1895 г. была основана крупнейшая профсоюзная организация Франции - Всеобщая конфедерация труда (ВКТ). Следуя по пути классовой борьбы, ВКТ спустя некоторое время перешла на позиции анархо-синдикализма. Высшей формой организации рабочего класса анархо-синдикалисты считали именно профсоюзы (синдикаты). Они подчеркивали необходимость классовой борьбы против капитализма путем «прямого действия» - стачки, бойкот, саботаж, но отвергали диктатуру пролетариата и руководящую роль политических партий рабочего класса.

Экономическое развитие

В начале XX в. Франция оставалась аграрно-индустриальной державой. 56% населения страны проживало в деревнях. По темпам промышленного развития Франция отставала от США и Германии, а по некоторым показателям - от Англии и России. Такое положение сложилось отчасти из-за последствий франко-прусской войны 1870-1871 гг. Она нанесла значительный урон хозяйству страны. По заключенному после войны Франкфуртскому миру Франция потеряла Эльзас и Лотарингию - две наиболее развитые промышленные области, а также выплачивала Германии огромную денежную контрибуцию.

В экономике Франции доминировала легкая промышленность: швейная, текстильная, кожевенная. Она значительно опережала традиционные отрасли французской тяжелой промышленности: металлургическую, горнодобывающую и химическую. В стране наряду с продолжающими развиваться бумажной, полиграфической и пищевой появились и новые отрасли экономики - электроэнергетика, авиационная и автомобильная промышленность, судостроение. Сельское хозяйство шло по пути развития как земледелия, так и животноводства.

Концентрация производства и капитала привела к созданию крупных монополий, игравших решающую роль в хозяйственной жизни страны, и формированию финансового капитала. Объединение «Комите де Форж» производило 3/4 чугуна и стали страны, «Комите дез Уйер» практически полностью монополизировало добычу угля. Концерн «Сен-Гобен» господствовал в химической промышленности. Пять крупнейших банков во главе с Французским банком распоряжались 2/3 общей суммы вкладов в стране.

Основу промышленности Франции составляло мелкое производство. Около 60% французских рабочих трудились на мелких предприятиях, занимавших не более 10 человек. Крупные, хорошо оснащенные предприятия были немногочисленными. Высокие таможенные пошлины защищали французских предпринимателей от иностранной конкуренции, что стояло на пути расширения производства. Замедленность темпов промышленного развития при высокой степени концентрации финансового капитала привела к тому, что французская буржуазия предпочитала размещать свободные капиталы за границей. Вывоз капитала стал главной особенностью французского капитализма первой половины XX в.

Заграничные капиталовложения Франции чаще всего представляли собой не производительный, а ссудный капитал, обычно в форме государственных займов, размещаемых главным образом в Европе. Перед Первой мировой войной объем французских капиталовложений за границей в полтора раза превышал капиталовложения в промышленность и торговлю самой Франции. 65% французского экспортного капитала приходилось на Европу, в том числе почти 30% - на Россию.

Французская крупная буржуазия получала от вывоза капитала огромные прибыли. Доходы от него имели и представители мелкой буржуазии и рабочего класса, вкладывавшие свои сбережения в облигации иностранных займов и другие ценные бумаги. Общее число держателей французских ценных бумаг составляло 4-5 млн человек. Из них не менее 2 млн относилось к разряду рантье - людей, живших на доходы от ценных бумаг. Вместе с семьями они составляли 10-12% населения страны, поэтому Францию накануне Первой мировой войны часто называли «государством рантье».

На рубеже XIX-XX вв. во Франции были достигнуты большие успехи в области науки, особенно физики, химии, медицины. В жизнь французов стали входить автомобиль, электричество, телеграф, телефон, фотография. В самом конце XIX в. братья Жан-Луи и Огюст Люмьеры изобрели кинематограф. Все большую популярность в стране приобретал спорт. Французу барону Пьеру де Кубертену принадлежала идея возрождения древнегреческой традиции проведения Олимпийских игр.

Колониальная империя

Французская колониальная империя в начале XX в. по своим размерам уступала лишь английской. Первые попытки французских колониальных захватов относились к XVI в. - эпохе Великих географических открытий. Начиная с XVII в. колониальная экспансия проводилась при непосредственном участии государства. В течение двух последующих веков Франция завоевала внушительные территории в Азии, Африке, Америке. Накануне Первой мировой войны французские колониальные владения составляли 10,6 млн км 2 с населением 55,5 млн человек (площадь метрополии в это время составляла 500 тыс. км 2 , население - 39,6 млн человек). Франции принадлежали:

в Африке - Алжир, Тунис, Марокко, Французское Сомали, Французская Западная Африка, Французская Экваториальная Африка, острова Мадагаскар и Реюньон;

в Азии - Кохинхина, Камбоджа, Аннам, Тонкий, Лаос, Французская Индия;

в Америке - Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, острова Сен-Пьер и Микелон;

в Океании - Французская Полинезия, Новая Каледония, Новые Гебриды (совместное владение с Великобританией).

Внутренняя политика

Отличительной чертой политической системы Третьей республики была министерская нестабильность. С начала XX в. и до Первой мировой войны во Франции четыре раза проводились выборы в Палату депутатов (1902, 1906, 1910 и 1914). За это время у власти сменилось двенадцать кабинетов. Однако такая частая смена правительств не нарушала деятельности административного государственного аппарата. Вновь назначаемый декретом президента республики председатель совета министров и остальные министры не меняли порядка работы как кабинета в целом, так и отдельных министерств.

В 1902-1914 гг. у власти во Франции стояли главным образом кабинеты, возглавляемые радикалами (см. Приложение).

Правительство радикала Эмиля Комба (июнь 1902 г. - январь 1905 г.) основную задачу видело в борьбе с клерикализмом. Кабинет министров отказался регистрировать вновь создаваемые конгрегации - религиозные организации, связанные с различными монашескими орденами. В результате многие из них были распущены. Мало того, в 1904 г. правительство внесло в парламент законопроект о запрещении ранее образованных конгрегации. Наконец, в 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства: упразднялось выделение государственных средств на нужды церкви (отныне она содержалась за счет верующих); гарантировалась свобода отправления религиозных культов при условии обеспечения общественного порядка; государство отказывалось от права вмешиваться в назначение священнослужителей и определение границ между церковными округами; католические священники стали назначаться исключительно римским папой; церковные здания, построенные до 1905 г., переходили в собственность коммун, которые устанавливали плату за пользование ими. Дипломатические отношения Франции с Ватиканом были прерваны.

Отметим, что еще в последней четверти XIX в. во Франции специальным законом было установлено обязательное посещение школы детьми от 7 до 13 лет. Наравне с государственными в стране всегда существовали и частные (религиозные) школы. Закон 1905 г. запретил деятельность религиозных конгрегации в системе частного образования. Была прекращена также существовавшая ранее его финансовая поддержка со стороны государства. Однако проблема финансирования частных школ («школьный вопрос») будет стоять в повестке дня французской внутренней политики на протяжении всего XX в.

Кабинет Комба в 1904 г. принял закон о 10-часовом рабочем дне для мужчин. За несколько лет до этого, в 1898 г., во Франции были введены пособия для пострадавших от несчастных случаев на производстве и первые пенсии по старости для мужчин, достигших 70 лет. Отставая от английского и немецкого, французское социальное законодательство в течение последующих десятилетий находилось в центре внимания внутренней политики страны.

При преемнике Комба республиканце-оппортунисте Морисе Рувье (январь 1905 г. - февраль 1906 г.) парламент законодательно определил срок военной службы, снизив его с трех до двух лет. Одновременно была проведена «чистка» офицерского корпуса от лиц, связанных с клерикалами и националистами. Кабинет радикала Жана-Мари Сарьена (март 1906 г. - октябрь 1906 г.) принял закон об обязательном предоставлении рабочим еженедельного отдыха.

Правительство радикала Жоржа Клемансо (октябрь 1906 г. - июль 1909 г.) ставило своей главной целью проведение социально-экономических реформ. Однако новые законы о рабочих пенсиях и коллективных договорах профсоюзов с предпринимателями, сокращении продолжительности рабочего дня, реформировании налоговой системы и др. остались лишь заявленными. Основным направлением деятельности кабинета стала борьба с забастовочным движением. В прокатившейся по стране волне стачек и забастовок участвовали рабочие и крестьяне, требующие улучшения условий жизни и труда. Под руководством анархо-синдикалистов и социалистов бастующие часто прибегали к насильственным действиям против фабричной администрации, штрейкбрехеров и сил правопорядка. Клемансо, убежденный сторонник применения жестких мер, широко использовал армейские части, которые вводились в места стачек и забастовок.

Министерство Клемансо сменил кабинет независимого социалиста Аристида Бриана (июль 1909 г. - ноябрь 1910 г.). Новый председатель совета министров продолжал политику своего предшественника, применяя силовые методы по отношению к бастующим. Наряду с этим в 1910 г. правительство Бриана провело в парламенте закон, подтверждавший обязательную выплату пенсий рабочим и крестьянам.

Франция в системе международных отношений

В конце XIX - начале XX в. неравномерность развития передовых капиталистических стран Европы привела к возникновению между ними серьезных разногласий и противоречий. На Европейском континенте начали складываться два противостоящих друг другу блока государств. Самую активную роль в этом процессе играла Германия, стремившаяся к переделу мира, в частности колониальных владений, в свою пользу.

В 1879 г. Германия заключила военный договор с Австро-Венгрией. Затем, используя франко-итальянский конфликт из-за обладания Тунисом, Германия нашла себе союзника в лице Италии. В 1882 г. в Вене был заключен первый союзный договор, положивший начало Тройственному союзу. Договор предусматривал, что при неспровоцированном нападении на одного или двух его участников двух или нескольких великих держав, не участвующих в нем, в войну с этими державами вступают все подписавшие договор. Последние в свою очередь обязывались в случае общего участия в войне не заключать сепаратный мир и держать договор в тайне.

Подписание второго и третьего договоров держав Тройственного союза пришлось соответственно на 1887 г. и 1891 г. Они подтверждали все положения договора 1882 г. Последний, четвертый, договор представители Германии, Австро-Венгрии и Италии подписали в Берлине в 1902 г.

Политика военно-политической группировки Тройственного союза была направлена в первую очередь против Франции и России. Такая ситуация привела к сближению двух держав. В 1891 г. было заключено русско-французское политическое соглашение: стороны условились консультироваться по всем вопросам, могущим «угрожать всеобщему миру», а в случае, если одно из государств оказалось бы под угрозой нападения, договориться о принятии совместных мер. В подписанной через год (1892 г.) русско-французской военной конвенции союзники обязывались оказать друг другу военную помощь в случае нападения Германии.

Одновременно Франция стремилась урегулировать отношения с Италией, пытаясь оторвать ее от Тройственного союза. Как только Франции и Италии удалось разграничить сферы влияния в Северной Африке, начался процесс итало-французского сближения. В результате в 1902 г. в Риме между двумя странами было заключено соглашение, по которому Италия обязалась соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию. Формально Италия продолжала входить в Тройственный союз и участвовала в его возобновлении в 1902 г., тайно информировав Францию об этом акте.

Англия в конце XIX - начале XX в. держалась особняком. Придерживаясь курса «блестящей изоляции», она надеялась добиваться своих целей, играя на противоборстве двух союзов и выступая в роли арбитра. Тем не менее нарастание англо-германских противоречий вынудило Англию приступить к поиску союзников. В 1904 г. было подписано англо-французское соглашение, в 1907 г. - русско-английское. Так в противовес Тройственному союзу была создана Антанта (Тройственное согласие).

Противоречия стран Антанты с Германией постоянно нарастали, выливаясь в открытые международные конфликты, и в конечном счете привели к Первой мировой войне.

Франция в Первой мировой войне

Накануне войны. Общественно-политическая жизнь Франции в предвоенные годы отличалась нарастанием милитаристских настроений и стремлением к реваншу за поражение во франко-прусской войне. Страна усиленно наращивала военный потенциал. За увеличением военно-морских сил и образованием дополнительных артиллерийских корпусов принимается решение о создании военной авиации. Известный французский политолог Андре Зигфрид, родившийся в конце XIX в., писал: «Мы вырастали в надежде реванша, в культе знамени, в атмосфере обожания армии... Это было время школьных батальонов и как обычное зрелище можно было видеть учителей, ведущих военным строем свои войска учеников». Духом национализма и патриотизма была пронизана французская литература. Писатель Морис Баррес и поэт Шарль Пеги в своих произведениях воссоздавали героические страницы истории французской нации и прославляли защитников отечества.

В политических кругах страны готовились к войне. Франция укрепляла свои связи с союзниками по Антанте. С 1913 г. становится постоянным военное сотрудничество с Великобританией. Стороны проводили совместные маневры и консультации генеральных штабов. Тесные контакты поддерживались и с Россией. Представитель правого Демократического альянса Раймон Пуанкаре в 1912-1914 гг. трижды побывал в Петербурге, сначала в качестве председателя совета министров, а затем - президента республики.

Против реваншизма во Франции выступала только часть социалистов. Лидер СФИО Жан Жорес, обвиненный в антипатриотизме, в июле 1914 г. был убит националистом Раулем Вилленом.

Начало войны и ее цели.

Подстрекаемая Германией Австро-Венгрия, используя убийство в городе Сараево (Босния) наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Фердинанда, предъявила Сербии ультиматум и 28 июля 1914 г. начала против нее военные действия. 1 августа Германия объявила войну России, занявшей сочувственную позицию в отношении Сербии, 3 августа - Франции, 4 августа вторглась в Бельгию. В тот же день войну Германии объявила Англия.

В Первой мировой войне приняли участие 38 государств Европы, Азии, Африки и Америки. На стороне Германии сражались только Австро-Венгрия, Турция и Болгария. К Антанте (Англии, Франции и России) в Европе примкнули Сербия, Бельгия и Черногория (1914 г.), Италия (1915 г.), Португалия и Румыния (1916 г.), Греция (1917 г.). Военные действия происходили в Европе, Азии и Африке, на всех океанах и во многих морях. Основные сухопутные операции разворачивались на пяти фронтах: Западно-европейском (Западном), Восточно-европейском (Восточном), Итальянском, Балканском и Ближневосточном.

Франция, так же как и другие европейские страны, преследовала захватнические цели. Она стремилась вернуть Эльзас и Лотарингию, добиться отторжения от Германии земель по левому берегу Рейна, присоединить Саарскую область, разрушить военное, экономическое и политическое могущество Германии и установить гегемонию в Европе. Помимо того Франция хотела расширить свою колониальную империю - захватить Сирию, Палестину и колонии Германии.

Военная кампания 1914 и 1915 гг. Главными сухопутными фронтами Первой мировой войны были Западный и Восточный. Основная тяжесть ведения военных действий против Германии на Западном фронте легла на плечи французской армии. После вторжения на территорию Люксембурга и Бельгии на пути германской армии, быстро продвигавшейся к франко-бельгийской границе, встали войска французской и британской армий. В конце августа между сторонами произошло пограничное сражение. Ввиду угрозы обхода противником левого фланга союзных франко-британских войск французское командование начало отвод армии в глубь страны с целью выиграть время для перегруппировки своих сил и подготовки контрнаступления. Французские армии вели также наступление в Эльзасе и Лотарингии, но в связи с вторжением германских войск через Бельгию оно было прекращено.

Главная группировка германских войск продолжала наступление в юго-западном направлении, на Париж, и, одержав ряд частичных побед над армиями Антанты, вышла к реке Марна между Парижем и Верденом. К этому времени французское командование завершило перегруппировку своих войск и создало превосходство в силах. В сентябре 1914 г. германские войска потерпели поражение в Марнском сражении и вынуждены были отойти за реки Эна и Уаза, где закрепились и остановили наступление союзников.

В течение осени немцы пытались прорвать оборону франко-британских войск, сосредоточенных на побережье Па-де-Кале, но успеха не имели. Обе стороны, понеся большие потери, прекратили активные боевые действия.

В 1915 г. англо-французское командование решило перейти к стратегической обороне с целью выиграть время для накопления материальных средств и подготовки резервов. Германское командование также не планировало крупных операций. Обе стороны в течение кампании 1915 г. вели только бои местного значения.

Военная кампания 1916 и 1917 гг. В 1916 г. германское командование рассчитывало нанести основной удар на Западном фронте в районе Вердена. Немецкие войска начали Верденскую операцию в феврале. Ожесточенные бои, в которых обе стороны несли большие потери, продолжались вплоть до декабря. Германия затратила огромные усилия, но прорвать оборону союзников не смогла.

Наступление союзных англо-французских войск началось в апреле 1917 г. и продолжалось две недели. Планировавшийся французским командованием удар по немецким позициям на реке Эна с целью сломить оборону противника и окружить его в Нуайонском выступе (разработан генералом Нивеллем) закончился полной неудачей. Союзники потеряли 200 тыс. человек, по цель не была достигнута. В историю Первой мировой войны апрельское наступление Антанты на Западном фронте вошло под названием «бойня Нивелля».

Военная кампания 1918 г. и окончание войны. В марте 1918 г. Германия начала на Западном фронте крупную наступательную операцию. Ей удалось прорвать оборону французов и англичан и значительно продвинуться. Тем не менее союзники вскоре ликвидировали прорыв. Немцы предприняли новое наступление, и в конце мая вышли к реке Марна. Продвинуться дальше и преодолеть сопротивление французов они не сумели. В середине июля немецкие войска вновь попытались нанести поражение союзным армиям. Но и так называемое второе Марнское сражение закончилось для них неудачей.

Во второй половине июля англо-французские войска нанесли противнику контрудар и отбросили его за реки Эна и Вель. Союзники прочно овладели стратегической инициативой и в августе в Амьенской операции нанесли крупное поражение немецким войскам. В ходе сентябрьского общего наступления союзных войск по всему Западному фронту от Вердена до морского побережья оборона немцев была прорвана.

После начала Ноябрьской революции в Германии и свержения монархии положение страны на фронтах стало безнадежным. Военные действия были прекращены, и главнокомандующий войсками Антанты на Западном фронте маршал Фош подписал с Германией 11 ноября 1918 г. Компьенское перемирие. Первая мировая война закончилась.

За победу Франция заплатила дорогой ценой: 1 млн 300 тыс. французов погибли на полях сражений, 2 млн 800 тыс. были ранены, 600 тыс. остались инвалидами. Война нанесла огромный ущерб французской экономике. В главных промышленных департаментах на северо-востоке страны в 1914-1918 гг. шли ожесточенные бои, поэтому заводы и фабрики были разрушены. В упадок пришло и сельское хозяйство. Огромные военные расходы способствовали росту инфляции и падению национальной валюты - франка. За годы войны Франция задолжала своим союзникам свыше 60 млрд франков. Из кредитора она превратилась в должника. Тяжелейший удар по зарубежным капиталовложениям страны нанесла Октябрьская революция в России. Аннулирование долгов Франции советским правительством означало потерю 12-13 млрд франков. В целом ущерб страны, понесенный от Первой мировой войны, оценивался в 134 млрд золотых франков.

Франция после Первой мировой войны

Правительство Жоржа Клемансо. За год до окончания Первой мировой войны кабинет министров во Франции во второй раз сформировал радикал Жорж Клемансо (ноябрь 1917 г. - январь 1920 г.). Заняв свой пост на последнем, решающем этапе войны, глава правительства развернул энергичную деятельность, направленную на разгром германской армии. Он внес большой личный вклад в доведение войны до победного конца и по праву получил почетное прозвище «отец победы».

В послевоенной Франции широкий размах приобретает забастовочное движение. В «великих стачках» 1919 и 1920 гг. участвовало свыше 2 млн человек. Бастовали металлисты, текстильщики, горняки, сельскохозяйственные рабочие и многие другие. Всеобщая стачка железнодорожников продолжалась в течение всего мая 1920 г.

Бастующие требовали повышения заработной платы, установления 8-часового рабочего дня, признания коллективных договоров, а также выступали с лозунгами солидарности с Советской Россией. Кабинет Клемансо пошел на уступки трудящимся. Весной 1919 г. были приняты два закона, учитывающие главные требования забастовщиков. Один официально устанавливал 8-часовой рабочий день, другой - предоставлял профсоюзам право заключать коллективные договоры с предпринимателями.

Важнейшим направлением внешней политики правительства Клемансо была борьба против Советской России. Франция, Англия и США активно поддерживали белогвардейцев и осенью 1918 г. предприняли вооруженную интервенцию. В подписанном еще в декабре 1917 г. соглашении с Англией о разделе территории России на зоны влияния за Францией закреплялись Украина, Бессарабия и Крым. Англо-французский военный флот вошел в Черное море. Французские войска высадились в Крыму и на южном побережье Украины. Однако в апреле 1919 г. моряки французской эскадры, находившейся в Черном море, подняли восстание. Они потребовали прекращения интервенции и возвращения во Францию. Почти одновременно начались волнения во французских войсках в Одессе и Архангельске, а также во французских портах Тулон и Брест, служивших базами для снабжения интервентов. Кабинету Клемансо с трудом удалось подавить волнения. Но он был вынужден отозвать войска и отказаться от открытой интервенции. Многие участники восстания предстали потом перед судом, были осуждены и отправлены отбывать наказание в тюрьмы и на каторжные работы.

Франция на Парижской мирной конференции. Главным европейским событием 1919 г. стала работа Парижской мирной конференции. Она открылась в январе под председательством Клемансо и была призвана подготовить мирные договоры с Германией и ее союзниками.

Подписание мирного договора между Францией и Германией состоялось 28 июня 1919 г. в Версальском дворце под Парижем. Согласно договору, Франция возвращала себе Эльзас и Лотарингию. От Германии отделялась Саарская область и передавалась под управление Лиги наций сроком на 15 лет. Угольные шахты Саара переходили в полную собственность Франции «в возмещение разрушенных угольных копей на севере Франции». Левый берег Рейна оккупировался войсками Антанты на срок от 5 до 15 лет (в зависимости от района оккупации). Эта территория объявлялась демилитаризованной зоной. Такая же зона протянулась на 50 км вдоль правого берега Рейна.

Военные статьи Версальского договора разрешали Германии иметь армию не свыше 100 тыс. человек, вербуемых на добровольной основе и вооруженных легким оружием. Всеобщая воинская повинность отменялась. Вооружение немецкой армии танками, самолетами, тяжелой артиллерией не разрешалось. Ей также запрещалось иметь подводные лодки.

Отдельная статья Версальского договора возлагала на Германию всю ответственность за развязывание мировой войны. Поэтому она должна была возместить все убытки, причиненные гражданскому населению и имуществу стран Антанты. Речь шла в первую очередь о расходах на восстановление разрушенных районов, пенсиях инвалидам и пособиях для семей мобилизованных. До 1 мая 1920 г. Германия была обязана уплатить 20 млрд золотых марок валютой и товарами. Общая сумма контрибуций в договоре не определялась. Контроль за выплатами возлагался на союзную репарационную комиссию, председателем которой был делегат от Франции. При неуплате или в случае других нарушений Версальского договора страны Антанты могли ввести свои войска на территорию Германии.

В соответствии с решениями Парижской мирной конференции колониальные владения Германии и Турции перешли к победителям в форме «мандатов» Лиги наций на управление этими территориями. Франция получила «мандат» на часть немецких колоний Того и Камерун в Тропической Африке и на Сирию и Ливан по договору, заключенному с Турцией в августе 1920 г. Она вновь присоединила к своим владениям часть территории Конго, которая в 1911 г. была уступлена Германии.

Статут Лиги наций, основной целью которой являлось развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности, подписали 44 государства, в том числе 31 страна, сражавшаяся на стороне Антанты и 13 -не участвовавших в войне. В состав этой организации отказались войти США. Лига наций была призвана поддержать Версальскую систему международных отношений.

ГЛАВА I. ФРАНЦИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Политическая система и политические объединения

В последней четверти XIX в. во Франции был установлен республиканский режим. Вторую империю сменила Третья республика. Основным законом страны стала Конституция 1875 года, государственным символом - сине-бело-красный флаг, гимном - «Марсельеза», главным национальным праздником 14 июля - День взятия Бастилии. В стране были введены демократические свободы - избирательное право, свобода объединений в союзы и ассоциации, собраний, митингов, шествий, слова, вероисповедания и т.п.

Согласно Конституции 1875 года, главой исполнительной власти в стране являлся президент республики. Он назначал и отстранял от должности председателя совета министров и других министров, но был лишен права принимать единолично какие-либо важные решения. Президент республики представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, мог возвращать законы на повторное обсуждение в парламент, обладал правом помилования.

Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Нижняя палата - Палата депутатов - избиралась на всеобщих выборах сроком на четыре года, верхняя - Сенат - специальными коллегиями выборщиков на девять лет с переизбранием трети ее состава каждые три года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Право голоса имели только мужчины не моложе 21 года, кроме военнослужащих. На конгрессе - совместном заседании обеих палат - избирался президент республики сроком на семь лет и принимались поправки к конституции.

Обе палаты занимались рассмотрением и принятием законов и утверждением бюджета. Сенат имел право «задерживающего вето», т.е. мог вернуть на повторное рассмотрение законы, принятые Палатой депутатов. Однако центром политической жизни страны была нижняя палата парламента. Партии и объединения, располагавшие большинством мест в Палате депутатов, формировали правительство, которое несло, перед парламентом ответственность. Кабинет обязан был уходить в отставку, если того требовало более половины депутатов. Во французском парламенте конца XIX в. заседали представители различных политических направлений: монархисты, республиканцы, клерикалы, радикалы, социалисты и др.

В период становления Третьей республики высшие государственные лица и парламент страны получили постоянные резиденции, существующие по сей день. Резиденцией президента Франции стал Елисейский дворец, председателя совета министров - Матиньонский. Заседания Палаты депутатов проходили в Бурбонском дворце, Сената - в Люксембургском.

Начало XX в. для Франции стало временем образования основных политических партий страны и складывания классической французской многопартийной системы. На правом фланге политического спектра Франции находились Демократический альянс и Республиканская федерация.

Демократический альянс был образован в 1901 г. республиканцами различных оттенков, представлявшими собой мелкие политические группы. Основным лозунгом партии стал девиз консерваторов «ни революции, ни реакции».

В 1903 г. умеренные республиканцы провозгласили создание Республиканской федерации. Партия активно выступала в защиту традиционного уклада жизни, критиковала реформы, направленные на модернизацию общественных отношений, в особенности антиклерикальное законодательство, а также проповедовала национализм. Обе правые партии выражали интересы французской крупной буржуазии.

Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов (радикалы), возникшая в 1901 г., объединила левые силы, приверженные идеалам демократической республики при сохранении частной собственности на средства производства. Программа радикалов носила умеренно-реформистский характер и предусматривала укрепление и защиту республиканских учреждений, а также активную социальную политику, борьбу с клерикализмом.

Самый левый фланг французской партийно-политической системы представляла Социалистическая партия. Она была образована в 1905 г. и официально носила название Французская секция рабочего интернационала (СФИО). Партия широко пропагандировала социалистические лозунги, но фактически шла по пути социал-реформизма.

Объединения, возникшие во Франции в начале XX в., не сразу приобрели отчетливое организационное оформление. Их интересы разделяли далеко не все политические и государственные деятели. Многие из них представляли мелкие течения и группировки или вообще были независимыми. Среди французских политиков периода Третьей республики наряду с радикалами и социалистами встречались умеренные республиканцы, республиканцы-оппортунисты, независимые социалисты и т.д. За период своей карьеры отдельные политики покидали ряды одного объединения и примыкали к другому, причем порой прямо противоположного толка. Так радикалы и социалисты иногда переходили в правый лагерь. Внутри каждой отдельной партии, как правило, существовало несколько направлений. В связи с этим вполне уместными были и такие определения политиков, как «правый радикал» или «левый республиканец». Представителей партий Демократический альянс и Республиканская федерация часто называли просто правыми, хотя в их рядах находились республиканцы разного толка.

Еще в 1895 г. была основана крупнейшая профсоюзная организация Франции - Всеобщая конфедерация труда (ВКТ). Следуя по пути классовой борьбы, ВКТ спустя некоторое время перешла на позиции анархо-синдикализма. Высшей формой организации рабочего класса анархо-синдикалисты считали именно профсоюзы (синдикаты). Они подчеркивали необходимость классовой борьбы против капитализма путем «прямого действия» - стачки, бойкот, саботаж, но отвергали диктатуру пролетариата и руководящую роль политических партий рабочего класса.

Из книги Наполеоновские войны автора

Наполеоновская Франция и самодержавная Россия в начале ХIХ столетия Для того чтобы охарактеризовать внешнеполитическую ситуацию в Европе, начнем с прихода к власти в 1799 г. во Франции путем правительственного переворота (18 брюмера) честолюбивого и талантливого генерала

Из книги Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам автора Зимин Игорь Викторович

Глава 5 Зубоврачевание в конце XIX – Начале XX века Когда цесаревич Николай Александрович стал императором Николаем II, ему было 26 лет, его жене Александре Федоровне – 22 года. В этом возрасте стоматологические проблемы еще сильно не беспокоят. Однако рождение императрицей

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

81. ФРАНЦИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ Экономическое развитие Франции тормозилось не только нехваткой финансовых средств, но и недостатком сырья и угля, машин и оборудования, которые приходилось ввозить из Англии и Германии. В то же время развитие французской промышленности

Из книги Политическая история Франции XX века автора Арзаканян Марина Цолаковна

ГЛАВА VII. ФРАНЦИЯ В КОНЦЕ XX ВЕКА

автора Сказкин Сергей Данилович

10. Франция в начале XX века (1900–1914 годы)

Из книги История Франции в трех томах. Т. 2 автора Сказкин Сергей Данилович

Третья республика Франция в начале xx века (гл. 9, 10) Классики марксизма-ленинизма Маркс К. Введение к программе Французской рабочей партии. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 19Энгельс Ф. Вопреки всему. Приветствие французским рабочим к Первому мая 1893 г. - Маркс К. и Энгельс Ф.

Из книги Дорогой славы и утрат. Казачьи войска в период войн и революций автора Трут Владимир

Глава 1 Казачество в начале XX века

Из книги Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс автора Шубин Александр Владленович

Глава 9 Человечество в начале XXI века «Мы окружены катастрофическими результатами исполнения планов того, что считалось «неизбежной необходимостью» как на Востоке, так и на Западе». Историк Теодор Шанин «Монумент века», сооружённый в Пекине в честь наступления

Из книги Все сражения русской армии 1804?1814. Россия против Наполеона автора Безотосный Виктор Михайлович

Франция наполеоновская и Россия самодержавная в начале ХIХ столетия Для того чтобы охарактеризовать внешнеполитическую ситуацию в Европе, начнем с прихода к власти в 1799 г. во Франции путем правительственного переворота (18 брюмера) честолюбивого и талантливого генерала

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Франция в начале XX в.: на пути к реваншу Военная катастрофа 1870 г. наложила глубочайший отпечаток на всю последующую историю французского общества вплоть до Первой мировой войны. Крушение Империи остро поставило вопрос о выборе новых форм политической организации

автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 2 Европа в XIX – начале XX века «Вопрос заключается в том, каким путём будет достигнут единый мировой порядок. Это может произойти в результате отчаяния, путём насилия… Но может быть и результатом переговоров и глубокого понимания взаимных противоречий». Немецкий

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 12. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и её политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти не утихли. Летом 1849 г. после митингов протеста президент предал суду оппозиционных лидеров и отменил

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена ещё когда-либо война в Европе, она начнётся из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик О. фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 2 Европа в XIX – начале XX века «Вопрос заключается в том, каким путем будет достигнут единый мировой порядок. Это может произойти в результате отчаяния, путем насилия… Но может быть и результатом переговоров и глубокого понимания взаимных противоречий». Немецкий

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 11. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и ее политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти в стране на время утихли, наметилась и экономическая стабилизация. Это позволило президенту три года

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена еще когда-либо война в Европе, она начнется из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик Отто фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

В Первую Мировую войну французские войска и армия понесли большие потери, северо-восток Франции был превращен в развалины, но несмотря на это Франция обрела европейскую власть. Начиная с 1919 года целью Франции было держать Германию как можно дальше от своей территории, была разработана система пограничной обороны и союзов. Но, к сожалению этого было недостаточно, и 10 мая 1940 года в начале Второй Мировой войны, нацисты атаковали и оккупировали Париж, итальянцы вступили с немецкими войсками. 10 июля 1940 года было создано правительство Виши (фр. Vichy Government). В августе 1944 года Франция, наконец, была освобождена войсками союзниками, и было создано временное правительство Шарля де Голля (фр. Charles de Gaulle). Четвертая республика образовалась 24 декабря 1946 года. Франция вступила в НАТО.

Но в Мае 1968 года многие бурные студенческие протесты и забастовки работников завода подорвали правительство Шарля де Голля. На следующий год политика де Голля была изменена его преемником Жоржем Помпиду (фр. Georges Pompidou) на политику невмешательства по отношению к внутренним экономическим вопросам. Консервативный, про бизнес-климат способствовал выбору Валери Жискара д"Эстена (фр. Valery Giscard d"Estaing) в качестве президента в 1974 году.

На президентских выборах 1981 года победил социалист Франсуа Миттеран (фр. Francois Mitterrand). В первые два года правительства образовалась 12% инфляция и девальвация франка. В 1995 году избран новый президент Жак Ширак (фр. Jacques Chirac). Французские лидеры все чаще связывают будущее Франции для дальнейшего развития Европейского союза. Франция является одним из партнеров-основателей Европейского союза, а также крупнейшим участком всех партнеров. За срок пребывания в качестве президента, Миттеран подчеркивал важность европейской интеграции и выступал за ратификацию Маастрихтского договора (фр. Maastricht Treaty) на европейском экономическом и политическом союзе с французскими избирателями узко утвержденного в сентябре 1992 года.

Франция является развитой страной с шестой по величине экономикой в мире. Ее основные идеалы выражены в Декларации о правах человека и гражданина. Франция также является членом-основателем Организации Объединенных Наций и членом Латинского союза, стран французского языка и большой восьмерки. Франция входит в пятерку постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, обладая правом вето, а также являясь признанной ядерной державой. Она считается одной из великих держав после Второй мировой войны. Франция является наиболее популярным международным туристическим объектом в мире, которую посещает ежегодно свыше 75 миллионов иностранных туристов.

С 1981 по 1995 президентский пост занимал социалист Франсуа Миттеран .

С 17 мая 1995 президентом Республики стал Жак Ширак . Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. В ноябре 1995 г. назначенный Шираком премьер-министр, один из руководителей ОПР Алэн Жюппе, обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги) Жюппе предложил закрыть или продать в частную собственность.

План Жюппе встретил энергичное противодействие. Все профсоюзы, объединявшие рабочих и служащих государственного сектора, объявили забастовку, которая постепенно охватила подавляющее большинство работников государственных служб: железнодорожников, электриков, почтовых служащих, персонал метро. К ним присоединились студенты, требовавшие увеличения кредитов на образование и гарантий трудоустройства после окончания учёбы. Во многих городах состоялись массовые демонстрации в поддержку бастующих. В общей сложности в забастовках и демонстрациях, продолжавшихся почти месяц, участвовало около 2 млн человек. Правительству пришлось отменить план Жюппе; его популярность стала быстро падать.

Выборы 1997 года . Опасаясь, что падение популярности правительства может завершиться поражением правых на предстоявших в 1998 г. парламентских выборах, Ширак решил провести досрочные выборы, пока правые ещё не потеряли доверия большинства избирателей. В апреле 1997 г. Ширак распустил Национальное собрание и назначил внеочередные парламентские выборы. Они состоялись в июне 1997 г. и, вопреки расчетам Ширака, принесли победу социалистам, выступавшим в союзе с коммунистами.

Левые партии, обещавшие покончить с безработицей, создать 700 тыс. новых рабочих мест и сократить рабочий день до 35 часов в неделю, собрали 42 % голосов избирателей, а ОПР и СФД -- 36,2 %. За социалистов проголосовало более 25 % избирателей, за коммунистов -- немногим менее 10 %. Выступавший особняком Национальный фронт собрал более 15 % голосов -- самый лучший результат в его истории, -- но поскольку ни одна партия не хотела блокироваться с ним во втором туре, в парламент прошёл лишь один депутат Национального фронта. Вместе с другими левыми группами социалисты и коммунисты получили прочное большинство в парламенте. политический франция ширак миттеран

В сложившейся обстановке Ширак, -- по примеру Миттерана, -- использовал тактику «сосуществования» и назначил премьер-министром лидера Социалистической партии Жоспена, Правый президент начал сосуществовать с левым правительством и левым большинством в парламенте.

Жоспен сформировал левое правительство, состоявшее из социалистов, левых радикалов и других левых групп. После 13-летнего перерыва в него снова вошли коммунисты, получившие три второстепенных министерских портфеля из 27: министра промышленного оборудования, транспорта и жилищного строительства; министра молодёжи и спорта; заместителя министра по туризму. Основные посты в правительстве заняли социалисты. Выступая с правительственной декларацией, Жоспен обещал на деле гарантировать женщинам равные права с мужчинами, смягчить законодательство против иммигрантов, увеличить минимум заработной платы, осуществить переход к 35-часовой рабочей неделе. Вскоре был увеличен минимум заработной платы и пособия для школьников; начался переход к 35-часовой рабочей неделе.

Экономическое развитие Франции ускорилось до 3-4 % в год, инфляция уменьшилась до 1% в год. В 1997 г. объём промышленного производства на 55 % превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошёл довоенный уровень, однако массовая безработица сохранилась.

Франция продолжала оставаться деятельным членом Европейского союза и Североатлантического пакта . С 1 января 1999 г. во Франции, как и в других странах Европейского союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») -- сначала только в безналичных расчетах. Летом 1999 г. Франция приняла участие в военной операции НАТО против Сербии в Косово, хотя она проводилась без санкции ООН .

24 сентября 2000 г. по инициативе президента Ширака во Франции был проведён референдум о сокращении срока полномочий президента с семи до пяти лет. Референдум не вызвал большого интереса избирателей -- почти 70 % из них не участвовали в голосовании, поставив рекорд неучастия в выборах. 73 % от числа голосовавших высказались за ограничение срока полномочий президента пятью годами, и новый закон о сроках полномочий президента вступил в силу.

Выборы в мае 2007 года принесли во втором туре победу лидеру голлистской партии, экс-министру внутренних дел (2002--2007)Николя Саркози .

В июле 2008 года президент Саркози выдвинул проект конституционной реформы, которая получила поддержку парламента. Эта реформа Конституции стала самой значительной за время существования Пятой республики: поправки были внесены в 47 из 89 статей документа.

Однако в целом победа в 1 мировой войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.

Таким образом под влиянием первой мировой войны в экономике Франции происходят большие структурные сдвиги. Правительство, активно используя механизм государственного регулирования хозяйством и предпринимая шаги по восстановлению промышленности, разрядке социальной напряженности, уделяло особое внимание тяжелой индустрии, выводу страны из кризисного положения.

Экономическое развитие Франции в период между двумя мировыми войнами носило крайне неравномерный характер. Периоды оживления, подъема и стабилизации экономики сменялись экономическими потрясениями, которые резко ухудшали экономическую и социально-политическую обстановку в стра-не. В этих условиях экономическая политика правящих кругов была направлена на усиление государственного вмешательства в народное хозяйство Франции. Государственное регулирование помогло французской буржуазии найти выходы из сложнейших социально-экономических ситуаций н избежать катастрофы с помощью реформирования и модернизации капитализма.

После окончания второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Франция присоединилась к "плану Маршалла", что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал.

Развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в 4 раза превысил довоенный уровень. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мирена экспорту капитала.

В 70-е гг. экономическое положение Франции в мире, если судить по основным статистическим показателям, доле в мировом производстве и торговле, оставалось относительно стабильным и не претерпело радикальных перемен. Страна прочно вошла в пятерку крупнейших капиталистических государств и в экономическом отношении заняла положение второй после ФРГ западно-европейской державы.

В начале 80-х гг. в ряде развитых капиталистических стран обострилась экономическая ситуация, что не могло не сказаться на положении французское экономики. Взлет доллара в 1981-1982 гг. привел к росту торгового дефицита Франции, составившего в 1981 г. 65 млрд франков, а в 1981 г. - более 92 млрд. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.

В октябре 1981 г. правительство П.Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3%, в июне 1982 г. - еще на 10% по отношению к западногерманской марке и на 5,75 % по отношению к большинству остальных валют Европейской валютной системы.

Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.

Последняя часть либеральных реформ - дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия.

Всего в короткий срок новое правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта составил в среднем около 3 %, промышленного производства - 4 %.

Однако к началу 90-х гг факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий, замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г. экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на некоторые товары ее экспорта.

Только с конца 1993 г. экономическая ситуация стала улучшаться. Правительством была развернута программа оживления экономики, которая предусматривала, в частности, расширение общественных работ, жилищное строительство, меры по стимулированию роста производства и предотвращению увеличения безработицы.

В результате в 1995 г. увеличились темпы роста внутреннего валового продукта, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1,8 % в год.

Огромное воздействие на экономическое развитие Франции оказало ее участие в Европейском экономическом сообществе.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru