Политическая система общества: понятие и структура. Политическая система общества Понятие и содержание политической системы общества

Проблема общества, его организации и функционирования всегда занимали важное место в исследованиях ученых.

На определённом этапе развития общества появляется частная собственность, классы и социальные группы, формируются политические идеи и теории, возникает потребность руководства обществом. Так формируется и исторически развивается политическая система общества.

Политическая система общества - упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственные органы, политические партии, движения, общественные организации), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Термин "политическая система общества" обязан своим происхождением широкому развитию в 60-е годы ХХ в. системного метода исследований (общая теория систем Л. фон Берталанфи) и разработке на его основе теории социальной системы (прежде всего в трудах Т. Парсонса, И.Мертона, М.Леви и др.). В центре внимания советских ученых-обществоведов и ученых из социалистических стран эта тематика оказалась позже: со второй половины 60-х до конца 70-х годов. Если же заглянуть глубже в историю науки, то одним из основоположников системного подхода к политике был выдающийся древнегреческий философ Аристотель, а автором первого научного определения политики и попыток его практического применения к анализу политической реальности считается английский философ и мыслитель Т.Гоббс.

Политическая система современного общества отличается чрезвычайной сложностью, многообразием структурных элементов, функциональных характеристик и взаимосвязей. Она предоставляет одну из его подсистем наряду с экономической, социальной, политической и духовно-идеологической. Существует множество определений политической системы общества.

В отечественной литературе распространение получило определение, основанное на функциональном подходе. Автор одного из первых определений Ф.М.Бурлацкий понимает под политической системой "относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как целого, централизованно управляемого политической властью социального организма, сердцевину которого составляет государство, выражающее интересы экономически господствующих классов". В данной дефиниции акцент сделан надвух моментах, имеющих большое значение для раскрытия и понимания политической системы: во-первых, ее целевом назначении (интеграция как главная функция) и, во-вторых, классовой сущности системы, которая идентифицируется путем указания на природу государственной власти.

В западной политологиинесколько направлений в толковании политической системы общества - американская школа, французская и германская.



Американская школа (Д.Истон, Д.Дойч, Г.Алмонд) дает широкое толкование политической системы общества, понимая под ней в целом способ поведения людей, когда эта система осуществляет авторитарное (властное) распределение ценностей.

Французская школа (М.Дюверже) отождествляет политическую систему с политическим режимом. Здесь понятие политической системы общества сужается, берется лишь одна из его сторон.

Германская школа (М.Вебер, К.фон Бойме) рассматривают политическую систему как государство и его структуру. Но с этим нельзя согласиться, т.к. государство – это один из элементов политической системы.

Кроме этих направлений существует еще множество других моделей политической системы, характеризующих политическую систему как политический процесс, политическое поведение в рамках тех или иных общностей – профсоюзов, фирм, клубов, городов.

Наиболее рациональны два определения политической системы:

1 политическая система общества - система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках проходит политическая жизнь общества и осуществляется власть;

2 политическая система общества - совокупность политических институтов и отношений определенного общества.

По мере развития и усложнения жизни, вызванных социально- экономическими, научно-техническими, международными факторами изменяется и политическая система. Политическая система трансформируется и приспосабливается к переменам в обществе. Одновременно она оказывает влияние на окружающую среду, управляющая и регулирующая общественная сила.

Как и всякая упорядоченная система обеспечения жизнедеятельности общества, политическая система имеет внутреннюю организацию, структуру.

Политическая система структурно состоит из 4-х элементов:

1) политических институтов;

2) взаимоотношений между ними;

3) политических норм, сознания, культуры;

4) политической деятельности, политического процесса.

Так, политическая система подразделяется на подсистемы: институциональную, нормативно-культурную, функциональную и субстанциональную. Рассмотренные в единстве и целостности, они составляют комплекс взаимодействующих институтов и отношений, отраженных в сознании, культуре и реализующиеся в практически-политической деятельности.

Структура политической системы определяется либо, исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода.

Подсистемы в структуре политической системы общества: институциональная, регулятивная, функциональная, коммуникативная, политико-идеологическая, нормативно-культурная.

1. Институциональная подсистема - "каркас" политической системы общества, в которую входят органы государственной власти, политические партии, общественные движения, общественные организации, средства массовой информации и пр. Создается нормативно - правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы. Это совокупность различных содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества. Ей принадлежит ключевая роль в политической системе.

2. Регулятивная подсистема - правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

3. Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".

4. Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы (классами, социальными группами, нациями, индивидами) по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики, а также между политическими системами различных стран.

5. Политико-идеологическая подсистема - совокупность политических взглядов, идей, теорий и концепций, представлений участников политической жизни общества на основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно-политические институты. Эта подсистема играет су-щественную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Нормативно-культурная подсистема - интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций политического поведения; политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях в каждом государстве эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Среди политических институтов, оказывающих влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии . К ним примыкают не являющиеся политическими институтами общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др . Основное назначение политических институтов - представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей - главное в деятельности политических институтов.

Центральным институтом власти в обществе является государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Существенное воздействие на общество оказывают политические партии, представляющие интересы части народа и ставящие целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении, также политические движения, не ставящие целью завоевание государственной власти, но к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

В состав политической системы входят также политические отношения . Они представляют разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения подвижны и динамичны. Они определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические нормы и принципы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. При помощи этих принципов и норм политико-властные культуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся политическое сознание и политическая культура . Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание.

Политическая система общества возникла для решения определенных задач. Решение их находит выражение в функциях политической системы.

Функции политической системы:

1. Политическое руководство обществом - управление общественными делами, целеполагание - определение целей, задач и путей развития общества; организация деятельности общества по выполнению целей и программ

2. Интегративная функция направлена на консолидацию общества как единого целого; согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства. Эта функция объективно обусловлена существованием разнонаправленных, порой антагонистических по своим проявлениям политических процессов, за которыми стоят разные политические силы, борьба которых чревата тяжёлыми последствиями для общества.

3. Регулятивная функция - создание особой подсистемы социально-политических норм, следование которым признается эталоном общественно приемлемого поведения.

4. Мобилизационная функция - обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.

5. Дистрибутивная функция направлена на распределение ресурсов, материальных и духовных ценностей между членами общества.

6. Функция легитимизации обеспечивает достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным (общепринятым) правовым и политическим нормам. Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выполняет следующие функции:

7) Функция политической коммуникации - обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между системой и средой;

8) Контролирующая функция - контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы; контроль конфликтов интересов различных социальных групп с целью сохранения единства и целостности общества.

9) Мировоззренческая функция способствует выработке видения политической действительности, формирование гражданственности, политической культуры, политических убеждений, ценностных ориентаций, политического сознания, приобщение членов общества к политической деятельности.

10) Охранительная и стабилизирующая функция обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность и стабильность политического строя;

Политическая система - это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.

Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима. Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности.

Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном. Он разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требование и поддержка) и «исходящие», связанные с первой путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования - всего лишь «исходный материал», из которого формируется конечный продукт, называемый решениями . Другой вид входящих импульсов - поддержка . Она выступает в разных формах: материальной, воинской службе, соблюдении законов и директив государственной власти, уважении к государственной символике.

“Политическая наука - это наука о функционировании и жизнедеятельности политических систем”.

Понятие политической системы общества

В современной политологии принципиальное место занимает системный анализ политики. Речь идет о том, чтоб представить политическую жизнь общества в качестве некоей целостной системы, со свойственными ей законами и чертами развития. Познание этих законов дает возможность глубочайшего понимания политики, создает нужную теоретическую базу для совершенствования управления обществом, прогнозирования его развития.

В чем сущность и значимость системного подхода к политике?

Во-первых, он дозволяет сформировать понимание политики как некоей целостности, системы, поля, открывает возможность анализа разных способов её взаимодействий с окружающей средой.

Во-вторых, он дает возможность представить политику, конкретно как систему поведения и деятельности людей, обусловленную властно-институциональными и социокультурными факторами, что представляется в особенности принципиальным при комплексном анализе политической системы общества.

Институционально-властной основой политической жизнедеятельности общества, её организующим и направляющим началом выступает политическая система. Эта категория дозволяет свести воедино главные понятия, характеризующие его политическую жизнь. Политическая система представляет собой конкретную историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические дела меж ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы политическую деятельность.


Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование общества как одного организма, централизованно управляемого политической властью, необыкновенную сферу, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством воплощения власти либо борьбы за её завоевание и внедрение.

Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, действий, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Политическая система включает компанию политической власти, дела меж обществом и государством, характеризует протекание политических действий, включающих институализацию, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер роли в политике, неинституциональных политических отношений. Политическая система обеспечивает интеграцию всех частей общества и само существование его как одного, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет правительство.

Она взаимосвязывает политические университеты (правительство, политические партии, организации и движения) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами, национально-этническими и другими образованиями, контролирует главные направления политической деятельности людей, развитие политических действий.

В неких политологических и юридических изданиях понятия “политическая система общества” и “политическая организация общества” рассматриваются как сходные. Но меж ними есть и различия. Политическая организация общества - это совокупность политических институтов и политико-правовым норм. Категория “политическая система” шире понятия “политическая организация”, которая выступает в качестве ведущей, властно-организующей, но не единственной структуры в рамках политической системы общества, которая включает также и феномены политического сознания, культуры, коммуникации, роли в политике.

Политическая система общества - это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Она представляет собой непосредственно-историческую форму, в которой осуществляется политическая деятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается только властной деятельностью страны. Она включает разнообразные формы политического роли субъектов, преследующих совпадающие или расходящиеся и противоречивые цели; политическую деятельность, которую составляют процессы целенаправленного политического властвования и политического роли, разные виды действий людей, направленные на обеспечение, преобразование и защиту системы воплощения власти в обществе либо противодействующие ей.

Узнаваемый западный политолог Д. Истон направлял внимание на то, что политика представляет собой систему взаимодействий в любом обществе, посредством которой осуществляется и закрепляется знатное либо связывающее распределение ценностей в обществе. Политика - это “жизнедеятельность политических систем”.

Политическая система общества как форма политической деятельности выступает организацией её содержания, возникающей в итоге взаимодействия субъектов политики. Данный итог, обусловленный соотношением социально-политических сил в поворотные моменты политической истории (революции, реформы), юридически фиксируется и конституируется в основополагающих структурах данной организации.

Категория “политическая система общества” выступает в качестве центрального, узлового понятия современной политической науки. Русский политолог М.Г. Анохин писал, что “категории: политическая система, её модернизация, трансформация, адаптация, конфигурации стали одними из распространенных в политической теории и практике”1.

Политическая система представляет собой целостную, динамическую, интегрированную совокупность политических субъектов, структур и отношений, выражающих интересы широкого диапазона социальных общностей и сил, посредством которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества, осуществляется его политическое управление; являет ту непосредственно-историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические дела меж ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы их деятельность.

Она обеспечивает интеграцию обществам эффективность его деятельности по реализации общих целей, представляет собой систему ценностей и общественных институтов, которые организуют внедрение общественной власти и связи людей в государстве.

Политическая система - это, с одной стороны, сложное образование, обеспечивающее существование общества как одного организма, централизованно управляемого политической властью, а с другой - та институциональная форма, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством воплощения власти либо борьбы за её завоевание и внедрение.

Категория “политическая система” находится в Центре концептуального фокуса политической науки; она шире, чем понятие “государство”, значительно дополняет понятие “политическое управление”. Представление о системе предполагает плодотворные теоретические подходы, ибо им акцентируется взаимосвязанность разных частей политического процесса и соотнесенность политической системы с другими подсистемами общества.

Политическая система характеризуется рядом специфичных особенностей.

1. Верховенством политической системы по отношению к иным публичным сферам. Конкретно с её помощью осуществляется политическая власть в обществе. Принимаемые в её рамках решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы. Основная функция политической системы - мобилизация ресурсов для заслуги целей, которые выдвигают перед обществом его руководящие социально-классовые силы.

2. Обусловленностью либо зависимостью от характера публичной среды, социально-экономической структуры общества.

3. Относительной самостоятельностью. Она также в определенной степени формализована, так как дела в её рамках традиционно регулируются правовыми и политическими нормами.

Русские (М.Г. Анохин, Ф.М. Бурлацкий, Р.А. Матвеев) и забугорные (Г. Алмонд, Д. Истон, Т. Цурутани) исследователи употребляют различные подходы к исследованию политической системы общества.

При структурно-функциональном подходе внимание акцентируется на раскрытии главных функций политических систем, анализируется взаимодействие их частей и подсистем. При институциональном - политическая система рассматривается до этого всего как совокупность политических институтов и учреждений, организующих политические процессы, учитывается её социодинамика. При “элитарном” подходе обращается внимание на роли элит, концентрирующих власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой. Более плодотворен к исследованию политической системы общества системный Подход, предполагающий всесторонний анализ этого парадокса.

Политическая система общества состоит из ряда структурных частей либо, точнее, главных подсистем: институциональной, нормативно-регулятивнои, коммуникативной, идеологической (политическое сознание), политико-культурной, подсистемы политического роли.

Структура политической системы общества:

1. Политические университеты образуют материальную базу, основа всего строения политической системы, её властно-управляющих структур;

2. Политические нормы регулируют политические дела в рамках имеющейся политической системы;

3. Политические дела представляют собой структурную базу вертикальных и горизонтальных связей меж элементами политической системы;

4. Политическое сознание опосредует процесс сотворения и воспроизводства всех других частей политической системы;

5. Политическая культура обусловливает ценностно-стилевые доминанты развития и требования к системе;

6. Политическая коммуникация структурирует распространение соответствующей информации;

7. Политическое роль выражает подобающую степень поддержки политической системы либо оппозиции к ней со стороны людей.

При рассмотрении политической системы в ином срезе можно выделить властно-управляющую подсистему и подсистему политического роли. Властно-управляющая подсистема осуществляет политическое управление и управление политической системой, всем обществом, а подсистема политического роли организует субъектов политики, не являющихся носителями власти, на политические деяния. Подсистема политического роли, в свою очередь, включает политическую деятельность по поддержке системы, а также деятельность политической оппозиции. Конечно, исследование структуры и функций политической системы, её компонентов просит выявления её общих особенностей и черт как системы.

В данной связи нужно отметить, что систему можно определять как “совокупность частей, находящихся во взаимодействии”. Неважно какая система владеет рядом параметров. Она состоит из частей, объединенных отношениями взаимозависимости, целостность, образуемая совокупностью частей, не может быть сведена к их сумме, дела взаимозависимости меж элементами и образуемая ими целостность подчиняются законам, которые могут быть описаны в определениях логики, система реагирует как единое целое на внешние раздражители и на изменение собственных внутренних частей.

Политическая система общества - это целостная, сложная, вероятностная и открытая система. Для нее типично следующее:

1. Адаптация. Она ориентирована на установление отношений меж системой деяния и её окружением. Суть её заключается в получении от окружения, из внешних систем, нужных для нее ресурсов, их усвоении, изменении в согласовании потребностям, в отдаче в обмен собственных собственных товаров. Система адаптируется к своему окружению и приспосабливает его к своим потребностям.

2. Преследование целей, состоящее в определении целей системы, а также путей и средств их заслуги.

3. Интеграция, которая состоит в координации частей системы, в обеспечении их согласованности, в защите системы от внезапных конфигураций и разрушения.

4. Латентность, призванная обеспечивать мотивацию субъектов системы, вдохновлять их на деяния в согласовании со своими нормами и ценностями.

Сущность политической системы более полно понимается и раскрывается при исследовании всех составляющих её компонентов и особенностей их функционирования.

Функции политических систем

Политическая система выступает как целостное образование, в единстве всех собственных компонентов и частей. Несмотря на наличие узлов противоречий, она характеризуется центросиловыми связями в процессе собственного функционирования.

Функции политической системы выступают в виде форм и реакции на конфигурации её внутреннего состояния и наружной среды, на внутренние импульсы и внешние действия. Они представляют собой методы выявления и разрешения возникающих противоречий как меж политическими системами, так и внутри самой политической системы.

Политическая система решает следующие задачки:

Властно-политического опосредования социальных интересов и взаимодействий;

Выражения, определения и согласования интересов индивидов и их общностей, призванная выявлять противоречивые интересы, предупреждать посредством институтов власти и политического роли конфликтную форму их разрешения, угрожающую целостности политической системы;

Политического управления, осуществляемая на базе более либо менее рационального и справедливого сопоставления интересов, методом выработки целей и программ разбития общества;

Интегративная, нацеленная на объединение в целостную систему политических сил, представляющих разные интересы, на базе противодействия факторам среды, которые угрожают сохранности и целостности данного общества;

Социально-преобразующая, направленная на включение людей в целенаправленную деятельность и ориентирующая их на господствующие идеалы.

Главные функции политической системы общества:

Описывает Цели и задачки общества, производит программы его жизнедеятельности;

Мобилизует ресурсы общества на достижение поставленных целей;

Интегририрует все элементы общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей господствующей идеологии и политической культуры;

Заведует политико-коммуникационными действиями;

Распределяет ценности в обществе в согласовании с интересами сохранения данной системы принадлежности и власти, осуществляет политическое развитие в согласовании с её интересами и его основными политико-культурными доминантами;

Контролирует выполнение законов и правил, пресекает деяния, нарушающие политические нормы.

Политическая система общества - это целостная, сложная, вероятностная и открытая система, характеризующаяся самоорганизацией, саморегуляцией, компетентностью и адаптивностью. Она владеет рядом параметров и возможностей.

Экстракционная возможность политической системы - это её способность извлекать из общества и среды природные и человеческие ресурсы. Сюда относят вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных и публичных активистов, разные акции общественно-политического характера. Политическая система существует постольку, поскольку общество предоставляет ей нужные ресурсы.

Регулирующая возможность политической системы - это её способность управлять, регулировать, координировать поведение и деятельность индивидов, групп и политических институтов, воздействовать на гражданское общество. Осуществляется это не лишь мерами прямого принуждения, но и через косвенные механизмы действия: учет традиций, публичного представления, социокультурных доминант.

Дистрибутивная возможность политической системы - это её способность перераспределять произведенный государственный продукт и обеспечивать предоставление системой индивидумам и социальным группам разных социальных благ на определенных условиях, патронировать социальные и инновационные программы развития общества и т.п.

Реагирующая возможность политической системы - это её реактивная способность, благодаря которой система “отвечает” на действие окружения, до этого всего на требования, выдвигаемые индивидумами и группами.

В современной политической науке анализ функционирования политической системы осуществляется на базе аналитической модели. В согласовании с ней, у политической системы имеются: “вход” (то, что питает данную систему), механизмы и функции её адаптации и сохранения, а также “выход” (то, что она производит и как развивается).

Деятельность политической системы смотрится следующим образом:

Модель деятельности политической системы общества

К функциям “входа” можно отнести: выражение интересов (либо артикуляция интересов, посредством чего индивиды и социальные группы определяют свои требования к тем, кто воспринимает решения); агрегация интересов (суммирование и систематизация, размещение в иерархическом порядке).

Функции адаптации и сохранения системы включают: политическое рекрутирование - процесс, посредством которого избирается и готовится персонал, выполняющий главные политические роли; политиескую социализацию - усвоение индивидумом социокультурных частей среды; интериоризация культурных моделей; освоение, включение во внутренний мир личности социальных и политических норм и стандартов.

К функциям “выхода” относятся: разработка норм; принятие правил; применение норм в судебном и ином порядке; политическая коммуникация (передача политической информации меж управляющими и управляемыми, как меж различными элементами системы).

Синтезируя все вышеуказанные функции политической системы, можно выделить общий круг задач, которые она обязана решать в обществе.

Во-первых, это задачки политического управления обществом. Конкретно на политическом уровне вырабатываются и определяются цели и программы развития общества, осуществляется более либо менее наилучшее согласование интересов разных социальных сил. Решение данной задачки (как в случае принятия программ на базе демократических процедур, так и в случае авторитарно-административного подхода) призвано обеспечить политическую стабильность и развитие общества посредством выявления, формулирования и защиты доминирующих представлений о равенстве, справедливости и свободе. И через воплощение функций принятия и внедрения правил (норм) политическая система устанавливает принципы распределения ценностей (публичных богатств), определяя направленность их движения методом нормативной фиксации господствующих представлений о справедливости.

Во-вторых, осуществляя решение задач политического управления обществом, политическая система обязана решать также задачки выражения, определения и согласования интересов индивидов и групп, предупреждения (методом выявления и согласования) с помощью институтов власти и политического роли конфликтных ситуаций и конфликтных форм их разрешения, угрожающих целостности социальной системы. Это, естественно, просит редукции, т.Е.

Приведения требований в соответствие с возможностями системы, учета и адекватного выражения социальных интересов в политических решениях. В решении этого комплекса задач принципиальная роль принадлежит интегративной функции, направленной на объединение в целостную систему социально-политических сил, представляющих разные социальные интересы, на базе противодействия окружению (факторам среды), которые угрожают сохранности и целостности данной системы. При этом интеграция может происходить как на базе принуждения (административное принуждение, политическое давление и т.П.), Так и на базе согласия (консенсус, компромисс, поддержка и др.).

В-третьих, вовлекая людей в социально-политическую деятельность и ориентируя их на господствующие идеалы и ценности, политическая система служит средством преобразования публичных отношений, выполняет социально-преобразующие задачки конкретно с помощью институтов власти и политического роли устраняются рутинные, устаревшие формы и дела и создаются благоприятные условия для прогресса общества.

В-четвертых, неважно какая политическая система выполняет большой размер информационно-коммуникативных задач. Она принимает и организует потоки наружной информации, позволяющие ей выполнить целенаправленное взаимодействие с окружением, своевременно правильно реагировать на происходящие в нем конфигурации.

исследование структуры и функций политической системы, её компонентов просит выявления её особенностей и черт как системы, имеющейся в соответствующей социокультурной и цивилизационной среде. При этом принципиально учесть, что неважно какая система представляет собой совокупность взаимозависимых частей, находящихся во содействии.

Политическая система различается от остальных систем общества следующими чертами: она является универсальной по охвату данного общества своим действием, распространяющимся на всех его членов; она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения; её право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного; её решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную возможность того, что им подчинятся.

Типология и социодинамика политических систем

Типы политических систем определяются сущностными методами их организации и функционирования, во многом зависят от характера политической власти и политического режима общества. Типология политических систем общества может производиться на базе использования разных критериев.

Так, если взять за базу формационный, классовый (марксистский) подход, то можно выделить рабовладельческую, феодальную, “азиатскую” (деспотическое правительство и общинная собственность), буржуазную и государственно-социалистическую политические системы. С точки зрения эволюции целесообразно выделять традиционную и модернизированную системы. С учетом исторических особенностей развития политики и партий - англо-американскую, европейско-континентальную, развивающихся государств.

более распространена типология политических систем по характеру власти и принципам организации политической жизни общества. По этим критериям можно выделить три главных типа политических систем: демократическую, авторитарную и тоталитарную, а также переходные меж ними.

Демократический тип политической системы характеризуется:

Широким вовлечением в политику людей, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, принципиальной ролью развитого среднего класса;

Ролью в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического роли и многопартийной формой управления;

Парламентским методом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху.

Демократической политической культурой.

Механизм формирования и функционирования институтов политической системы демократического типа уменьшает формальные способности монополии одних и ущемления прав остальных социальных групп, политических организаций на власть. Закон устанавливает равные права для всех.

Концентрацией всей политической власти в едином центре принятия политических решений;

Наибольшим расширением компетенции исполнительной власти;

Ограниченным политическим ролью неправительственных партий и движений, а также урезанными властными возможностями нижестоящих органов;

Неконтролируемым применением власти и твердым контролем за поведением всех слоев населения;

Твердой реализацией номенклатурного принципа, т.Е. Расстановкой и перемещением руководящих кадров всех уровней по воле высших властей и неподотчетности их “низам”.

Централизация власти, исключение выборности представительных органов, ограничение деятельности оппозиционных партий и организаций, ограничение прав и свобод людей и т.Д. Являются неизбежными атрибутами авторитарной политической системы. Авторитарный характер политической культуры - сущностная духовная черта и изюминка данного типа политической системы.

Тоталитарный тип политической системы характеризуется твердой регламентацией всей жизнедеятельности общества в целом, вплоть до вида жизни, поведения и мышления каждого человека.

Тоталитарный тип политической системы характеризует:

Сверхцентрализация власти и установление тоталитарного авторитарного правления одного фаворита либо узенького круга лиц (хунта);

Механизм властных структур на однопартийной базе во главе с единоличным фаворитом, твердой иерархической субординацией и суровой дисциплиной;

Подчинение всех политических институтов и властных структур правящей партии и её фавориту;

Тоталитарное регулирование из одного центра всей экономической жизни, ликвидация всех форм плюрализма, оппозиции и какой-или автономии в системе власти, вмешательство в личную жизнь людей;

Навязывание обществу одной-единственной официальной идеологии, угнетение каких-или проявлений инакомыслия и критики управления, полный партийно-политический контроль и жесточайшая цензура в средствах массовой информации;

Социально-политическая демагогия, рвение к духовному оболваниванию населения, убеждение его в единстве режима и общества, правящей элиты и масс, партии и народа.

Тоталитарная политическая система общества невозможна без господства в нем тоталитарной политической культуры.

Типология политических систем не исчерпывается указанными тремя типами. Существует широкий диапазон вариаций внутри этих типов: к примеру, демократический тип политической системы может быть представлен элитарно-демократической, революционно-демократической и другими её формами; авторитарный тип может выступать в популистской либо президентской формах; тоталитарные политические системы могут быть как левоэгалитарного (к примеру, сталинистского, маоистского), так и право-олигархического (профашистского) толка.

В развивающихся странах наблюдается существование разных переходных типов политических систем. Так, в политических системах целого ряда государств Азии и Африки, национально-демократические нормы и структуры смешиваются с сильными элементами авторитаризма. Авторитарные режимы в отдельных развивающихся странах часто употребляют демократические процедуры. В неких развивающихся государствах работают монархические политические системы. Политическую систему в России одни политологи определяют как переходную - от авторитаризма к демократии, остальные - как авторитарную политическую систему с некоторыми элементами демократии.

Формирование, функционирование и эволюция политических систем различных типов, переход от одного типа к другому, их взаимодействие с окружением (либо со средой) стает как политический процесс. И особенности этого процесса требуют конкретного анализа состояния настоящих политических систем, политических режимов, форм политического управления и политического роли.

Политическая система движется через смену разных форм её бытия и социальных условий, во взаимодействие с которыми она включается. Ход этого взаимодействия детерминирует “цепь” её состояний, каждое из которых характеризуется определенной доминантой политической жизни. Под доминантой политической жизни в данном случае понимается главенствующая тенденция, которая формируется в итоге взаимодействия субъектов политики по поводу, к примеру, выработки политической полосы страны, нужной модели развития общества и организации политической системы, реформы её структуры власти, дела к социально значимым Событиям и проблемам Внутренней и наружной политики и т.Д.

В роли доминанты могут выступать в определенных условиях очаги напряженности, вызванные кризисом политического управления и власти в целом, кризисом господствующей идеологии и официальной модели политической культуры, обострением этнонациональных и религиозных заморочек и т.Д. Всякое состояние политической системы ограничено временными рамками, момент же перехода от одного состояния к другому может рассматриваться как особенное состояние, где новая доминанта выражена еще не верно.

Литература:

1. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996.

2. Теория политики. Учебное пособие. Под ред Б.А.Исаева. СПб.: Питер, 2008.

3. Шаран П. Сравнительная политология / Пер. с анг. М.,1992. Ч.1,2.

4. Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под общ. ред. А Н.Нысанбаева. -Алматы, 1998.

5. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2004.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

СССР 1977 года. До этого использовались такие термины как «политическая организация классового общества», «система социалистической демократии».

Существует множество определений политической системы, которые отличаются концептуальными подходами. Приведем некоторые из них.

Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющий определенные политические функции.

Под политический системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. В состав политической системы входят следующие социальные институты: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти . Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Политическая система - это совокупная связь общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях, с которыми связано осуществление государственной власти .

Политическая система общества - это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.

Политическая система включает в себя четыре подсистемы: 1) политические организации; 2) политические нормы; 3) политические отношения; 4) политическая идеология.

Политическая система образует совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования служит обеспечение целостности, единства действий людей в политике. Основные компоненты политической системы: политическая структура, политические и правовые нормы , политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических партий , отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе.

Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.

Структура политической системы общества

В научной литературе элементы политической системы подразделяются на следующие группы:

а) собственно-политические: государство , политические партии , отдельные общественные организации.

Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества ; в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе; в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.

б) несобственно-политические объединения - это такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это - профсоюзные , кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель. Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть . Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения.

в) организации, имеющие незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, туристов и т.п.

Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических решений.

Решающую роль среди всех вышеназванных объединений - составных частей политической системы общества всегда играло и продолжает играть государство.

Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. По функциональному признаку можно выделить следующие виды подсистем: институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная и функциональная.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую систему общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи . Через них политическая система оказывает регулярное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан . Нормативную подсистему образуют всевозможные нормы, которыми определяют внешнее поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществление принятых решений. Эти нормы - основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы-привычки и нормы-законы.

Функциональная подсистема - это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима , деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. Коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации (телевидение, радио, журналы, книги, рассчитанные на огромную аудиторию).

Типы политических систем

Тип политической системы - это совокупность общих признаков, свойственных определенным группам политических систем. Данная категория отображает прежде всего момент изменчивости, развития изучаемого явления. Классификации политических систем проводят по различным основаниям.

По основанию формационный подход можно выделить политическую систему рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества .

а) Государство выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории , Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства , или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления ее пространственных пределов - государственной границы , которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной и судебной власти над населением.

б) Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства предоставлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия: армии, служб охраны правопорядка и безопасности.

в) Государство организует общественную жизнь на основе права . Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов , имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов , администраций).

г) Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав , например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

д) Государство располагает системой принудительного взимания налогов и обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Рассмотрим некоторые из них. В зависимости от взаимоотношений с церковью, различают государство светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае не является элементом политической системы общества . Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует наиболее важные, с точки зрения общего интереса, аспекты.

Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством является Ватикан.

Промежуточный вариант между светским и теократическим - клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда - регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Также следует отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, от характера политического режима . В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Однако ряд демократических государств являются государствами клерикальными.

В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями.

А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например, ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.

В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

Государство и органы местного самоуправления

Местное самоуправление - организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления (референдум , выборы и т.п.), а также через выборные и другие органы местной власти.

Органы местного самоуправления и самоорганизации общества возникают для решения местных дел: бытового и коммунального, обрядовой, духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы и т.п. К таким органам, самоорганизации относятся и трудовые коллективы, их руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в политической системе общества весьма велик. Например, трудовые коллективы в некоторых обществах наделялись специальными политическими функциями: выдвижением кандидатов в депутаты представительных органов власти, их участием в избирательных кампаниях.

Лекция 6. Политическая система общества.

1. Понятия политической системы общества.

2. Структура политической системы общества.

3. Виды политической системы общества.

4. Государство как субъект политической системы общества.

5. Негосударственные субъекты политической системы общества.

Определение . Политическая система общества - это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

Значение понятия политической системы общества . Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:

1. объединяет, «скрепляет» общество;

2. показывает, как формируется и функционирует политическая, государственная власть;

3. дает возможность более точно определить роль государства в обществе;

4. легализует и легитимирует политическую власть.

Выделение структурных элементов политической системы общества обусловлено рядом классификационных критериев. Наиболее общим критерием предоставляется критерий подхода к понятию политической системы. Исходя из него выделяют:

Институциональную подсистему (институциональный подход);

Регулятивную подсистему (регулятивный подход);

Идеологическую подсистему (идеологический подход);

Коммуникативную подсистему (коммуникативный подход);

Функциональную подсистему (функциональный подход).

Предметом исследования теории государства и права является институциональная и регулятивная подсистемы.

Институциональная подсистема (система ) - это совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Она складывается из следующих частей:

1. государство (государственный аппарат): законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;

2. политическая инфраструктура: политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы;

3. средства массовой информации: телевидение, радио, печать;

4. церковь.

Институциональная подсистема имеет несколько оснований (критериев) деления: степень участия института в политической жизни; положение института в политической системе; производность института и другие.

По степени участия в политической жизни органы и организации делятся на следующие группы:

1. собственно - политические;

2. не собственно политические;

3. не значительно политические (М. Н. Марченко, С. А. Комаров).

Собственно политические организации характеризуются:

Прямой связью с политикой;

Своей задачей они ставят достижение определенной политической цели;

Эта цель обязательно закрепляется в уставах, нормативно правовом документе. К этим организациям относятся государство, партии.

Не собственно политические организации:

Возникают и развиваются в силу экономических и других причин, но не политических. Они занимаются производственной, социально - бытовой, культурной деятельностью;

Они не закрепляют в своих уставах политические цели и задачи, активного воздействия на государство.

Незначительные политические организации:

Возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (общество филателистов, нумизматов);

Они не субъекты политической власти, а объекты воздействия на них государственных и иных политических организаций.

В зависимости от занимаемого положения в политической системе в ней различают три уровня:

Высший уровень политической системы - к нему относится центральный аппарат государственной власти (глава государства, Парламент, Верховный Суд);

Средний уровень - его образуют аппараты управления и другие органы власти на местах;

Нижний уровень - его составляют элементы массового уровня, политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и не политические организации, пользующиеся политическим влиянием (Г. В. Назаренко).

В политической системе можно выделять первичные и вторичные (производные) субъекты политических отношений. Первичные - это народы, нации, классы, большие социальные группы. Вторичные производные субъекты политики - это институты создаваемые первичными субъектами для выражения и защиты своих интересов: партии, различного рода общественные объединения, государство, международные организации и т. д. (А. Ф. Черданцев).

политическую практику, состоящую из политической деятельности и совокупности политического опыта (А. В. Малько); граждане /или граждане и поданные, или народ (В. В. Лазарев, С. В. Липень); политических лидеров; формы непосредственной демократии; преступные сообщества (В. М. Сырых).

Регулятивная (нормативная) подсистема . Нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень общественной организованности, стабильности, и устойчивости, как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная подсистема складывается из следующих компонентов:

Правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;

Принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организациях;

Политические традиции;

Политические обычаи;

Принципы и нормы морали (нравственности) (М. Н. Марченко).

Нормы права и его принципы играет наиболее важную роль в политической системе. Они:

Определяет, закрепляет пределы свободы человека в официальных нормативных документах, которые обеспечиваются силой государства;

С их помощью учреждаются политические институты, определяются полномочия элементов политической системы;

Право аккумулирует волевые устремления людей: право - это согласование воль различных слоев населения;

Право - стабилизирующий фактор политической системы. Его нормы рассчитаны на длительное во времени существование и реализуется в строгих процессуальных формах.