Комбатанты. Вооруженные силы рф Структура российской армии

В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН
«О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. подчеркивается, что
«каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства » .


Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 г. и др. Данными международными актами наемничество отнесено к преступлениям против мира и безопасности человечества и названо опаснейшим военным преступлением.

О высокой общественной опасности наемнической деятельности свидетельствуют факты участия наемников во многих регионах мира, на всех пяти контитентах. Эти лица нередко провоцируют вооруженные столкновения, способствуют их усилению, нарушают спокойную нормальную жизнь населения.

Наемничество является сложным явлением, характеризующимся тем, что представляет собой не только уголовно-правовое, но и идеологическое, а также социальное явление. Его общественная опасность в первую очередь проявляется в том, что формируется особый слой людей, основной профессией которых становятся массовые убийства, истязания, разрушение, разграбление национального имущества, совершение государственных переворотов, осуществление насильственных действий по корыстным мотивам. Данные лица утрачивают общепризнанные человеческие ценности и провоцируют возникновение новых военных столкновений и конфликтов в разных частях мира в целях своей востребованности.

Значительное влияние на становление понятие наемничества оказал принятый в 1977 г. Дополнительный протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. Принятие нормы о наемнике в данном Протоколе было связано с вопросом гуманизации вооруженных конфликтов. Одна из ее целей -выявить наибольший круг лиц со статусом комбатанта и военнопленного. Исключением из них были наемники, понятие которых и давал Протокол.

Комбатант

(от фр. Combatant — сражающийся) понятие было определено в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям (8 июня 1977 г.), как лицо, входящее в состав вооруженных сил страны, находящейся в конфликте. При этом лица из числа медицинского и духовного персонала не имеют статуса комбатантов, даже если они входят в состав вооруженных сил. Комбатантами в ряде случаев могут признаваться также партизаны, а также лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение сопротивления.

Комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантам разрешается применять силу и оружие, но с ограничениями, установленными международным правом. Эти ограничения, относящиеся к ведению боевых действий известны под названием Гаагского права, которое включает в себя нормы ряда конвенций и протоколов. Некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только для самообороны.

Любое лицо, использующее силу против неприятеля, но не являющееся комбатантом, несет персональную ответственность за свои действия по нормам национального законодательства.

В классической трактовке МГП (Международное гуманитарное право) принято указывать 4 признака, отличающих комбатантов, установленных в Гаагской Конвенции 1907 года и Женевских Конвенциях от 1949 года. Так, помимо состава вооруженных сил, комбатантами считаются также ополчения и добровольческие отряды, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:
. имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
. имеют определенный и видимый издали отличительный знак,
. открыто носят оружие,
. соблюдают законы и обычаи войны.

Любое лицо, использующее силу против неприятеля, но не являющееся комбатантом, несет персональную ответственность за свои действия по нормам национального законодательства.

Наёмник - это лицо, которое:

a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
c) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
e) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
f) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Ст. 1 Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников
Термин «наемник» означает любое лицо, которое:
. специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
. свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом; или
. подрыв территориальной целостности государства;
. принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
. не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
. не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
. не направлено государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в личный состав его вооруженных сил.

Фактически определения в обоих случаях идентичны, за исключением некоторых аспектов. А именно Конвенция детализирует понятие «наемник».

Доброволец

В то время как доброволец входит в личный состав вооруженных сил государства. При этом, воюющая сторона ответственна за все действия, совершенные лицами из состава ее вооруженных сил. (ст. 3 IV Гаагской конвенции 1907 года.)
Добровольцу также может выплачиваться материальное вознаграждение, однако, так как он входит в состав вооруженных сил государства, то оно будет таким же как и у лиц того же ранга.

Что же касается схожих положений в правовом статусе наемников и добровольцев, то здесь можно говорить об:
— отсутствии правовой связи с государством, находящимся в конфликте (т.е. гражданство или постоянное проживание на территории государства). Данный критерий является обязательным для наемников, и, в то же время, доброволец может быть гражданином иного государства;
— ни наемники, ни добровольцы не направлены государством для выполнения официальных функций, что позволяет их отличить от военных советников. Последние действуют на основании межгосударственных соглашений.

Заключение

Рассмотрев статус наемников и добровольцев и сравнив их правовое положение можно сделать следующие выводы- несмотря на общие характерные черты, свойственные обеим группам, существенным различием между их правовым статусом является критерий законности участия в вооруженном конфликте.

Таким образом:

. добровольцы являются законными комбатантами, следовательно, они не могут быть привлечены к ответственности за факт участия в вооруженном конфликте и, в случае захвата противником, они будут считаться военнопленными. Отвественность за нарушения МГП добровольцами в ходе вооруженного конфликта будет нести государство, на стороне которого они воюют, а также сами добровольцы в рамках индивидуальной отвественности.
. наемники являются преступниками и подлежат привлечению к ответственности за свою деятельность как таковую. При этом, к ответственности должно быть также привлечено государство, использующее наемников в ходе вооруженного конфликта.

Насобирал с миру по нитке:
Inter-American Commission on Human Rights, Report on Terrorism and Human Rights, OEA/Ser.L/ — V/ II.116 Doc. 5 rev. 1 corr., 22 October 2002, para. 68.
Кнут Дерман. Правовой статус «незаконных/не подпадающих под защиту конвенций комбатантов». Международный журнал Красного Креста, 2003, № 849. С. 1
Полковник У.К. Уоткин. Комбатанты, «непривилегированные воюющие» и конфликты XXI века. Рабочий доклад. ГАРВАРДСКАЯ ПРОГРАММА ПО ГУМАНИТАРНОЙ ПОЛИТИКЕ И ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ. С. 6
Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. 1989 г. С. 35
Алешин В.В. Наёмничество — преступление международного характера. Российский ежегодник международного права. Изд. 20. 1998-1999 гг. С. 159.
Демоян Г.Д. Исламские наемники в карабахском конфликте. Ближний Восток и современность. Изд. 20. 2003 г. С. 314-323.
Алешин В.В. Наемничество -преступление международного характера. Российский ежегодник международного права. Изд. 20. 1998-1999 гг. С. 163.
David E. Mercenaires et volontaires internationaux en droit des gens. Bruxelles. 1976. p. 239
Разграничение понятий «доброволец» и «наёмник» в системе международного гуманитарного права / MyPublication.org
Комбатант — Википедия
Реферат: Основные положения международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах.

Наёмник | rampage-team.ru
www.ohchr.org/Documents/Publications/Fac tSheet28ru.pdf

С кадыровскими террористами и прочими диверсантами, посылаемые в Украину из России, путинский режим может быть признан спонсором терроризма со всеми вытекающими.
Петиция набрала необходимые 100k подписей для рассмотрения.

(от франц. combatant – воин, боец) – это лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях против неприятеля (Дополнительный протокол I, ст. 43). К комбатантам относятся лица, принадлежащие к составу вооруженных сил воюющих сторон, партизаны, участники военных ополчений, добровольцы, личный состав организованных движений сопротивления, лица, стихийно взявшие в руки оружие для борьбы с вторгшимся противником и еще не успевшие организоваться в отряды (группы). Комбатантами являются также участники (бойцы) национально-освободительных движений, которые ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов (Дополнительный протокол I, ст. 1), экипажи торговых судов и самолетов гражданской авиации, если они оказывают непосредственную помощь воюющим.

Партизаны

являются комбатантами, т. е. лицами, добровольно сражающимися за свободу и независимость своей родины в составе организованных отрядов на оккупированной противником территории. Партизаны признаются комбатантами только в тех случаях, если они: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в боевых действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов. Ст. 43 Дополнительного протокола I конкретизирует положение об открытом ношении ими оружия. Чтобы подчеркнуть свое отличие от гражданского населения, партизаны должны открыто носить оружие: а) во время каждого военного столкновения; б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, которое предшествует началу боя.

Некомбатанты –

лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие им помощь в качестве персонала обеспечения, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. Это медицинский, интендантский состав, корреспонденты, репортеры, духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.

Во время военных действий часто возникает потребность в разграничении таких категорий, как военный шпион, разведчик, доброволец, наемник и др.

Военный шпион (лазутчик),

согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции (1907), – это лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Дополнительный протокол I уточняет, что военный шпион – лицо из состава вооруженных сил, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как с уголовным преступником (ст. 46). Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, или не действует обманным путем, или преднамеренно не прибегает к тайным методам, то оно считается не шпионом, а разведчиком (ст. 46, п. 2, 3).

Военный разведчик –

лицо, собирающее сведения в районе действия противника явно, не скрывая своей подлинной принадлежности к вооруженным силам воюющей стороны (в форме, с оружием). В случае если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.

Доброволец

– лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (1907), отдельные лица могут переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих (ст. VI). Если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства (ст. XVII, п. «б»).

Международное право считает правомерными действия добровольца, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранной оккупации. Вступление в такую армию гражданина другого государства не нарушает права вооруженных конфликтов. Добровольчество широко применялось в войнах республиканской Франции против коалиции феодально-абсолютистских государств Европы в конце XVIII в.; во время национально-революционной войны в Испании (1936–1939). Большой размах приняло добровольчество всех народов мира в годы Великой Отечественной войны против гитлеровской Германии.

До появления первых писаных источников МГП считалось, что лица из состава вооруженных сил государства могут принимать участие в войне. Это положение верно и сегодня. Но только ли регулярные части вооруженных сил государства имеют право на участие в вооруженных конфликтах? Можно ли утверждать, что все лица, входящие в состав вооруженных сил государства, наделены одинаковыми правами и обязанностями?

В настоящее время при рассмотрении вопроса о законных участниках вооруженных конфликтов следует исходить из принятого в международном праве деления их на сражающихся и несражающихся (ст. III Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.).

Понятие «сражающиеся», или «комбатанты»1, применяется для обозначения отдельных лиц, входящих в вооруженные силы государств. При этом следует учитывать, что вооруженные силы государства состоят не только из армий, но также из ополчений, добровольческих формирований (ст. I Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.), организованных движений сопротивления (п. «А» ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.) и других участников вооруженных конфликтов.

В ст. I Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к IV Гаагской конвенции 1907 г., впервые была закреплена норма о том, кто признается воюющим, а также сформулированы условия, позволяющие относить эти категории воюющих к законным участникам военных действий: -

наличие во главе лица, ответственного за своих подчиненных; -

наличие определенного и явственно видимого издали отличительного знака; -

открытое ношение оружия; -

соблюдение в своих действиях законов и обычаев войны.

Таким образом, Гаагское положение о законах и обычаях сухопутной войны закрепило статус сражающихся только за теми лицами, которые отвечают названным условиям.

Комбатанты (фр. «combattant» - воин, боец) - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств и принимающие непосредственное участие в военных действиях // Словарь иностранных слов. -М.: Русский язык, 1988.-С. 238

Статьи I и II Положения являются отправной точкой в определении правового статуса сражающегося. Наличие прав и обязанностей, связанных с ведением боевых действий, а также ответственность за нарушение норм международного права закреплялись за армией, ополчением и добровольческими отрядами, а также за населением незанятой территории, которое добровольно взялось за оружие для борьбы с вторгающимися войсками неприятеля. Такие лица являются сражающимися (ст. III Положения о законах и обычаях сухопутной войны). Кроме того, Гаагское положение закрепило, что сражающиеся ограничены в методах и средствах ведения войны (ст.ст. XXII-XXVIII); иными словами, соблюдение данного ограничения - обязанность сражающихся по МГП.

В Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г.1 термин «сражающийся» упоминается лишь однажды - в ст. 30 Второй конвенции.

Вместе с тем, в Женевских конвенциях 1949 г. закреплены положения, касающиеся статуса сражающихся лиц. Так, в Женевской конвенции об обращении с военнопленными к ограничениям, установленным Гаагским положением 1907 г., добавлено разъяснение, гласящее, что ополчение и добровольческие формирования должны принадлежать одной из сторон, находящихся в конфликте (ст. 4 «А», п. 2). Также в этой Конвенции упомянуты движения сопротивления и личный состав вооруженных сил, заявляющих о своей верности правительству, не признанному ни одной из воюющих сторон (ст.

4 «А», п. 3). Наконец, население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за

Далее по тексту наименования «Первая конвенция», «Вторая конвенция», «Третья конвенция» и «Четвертая конвенция» означают соответственно Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г., Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г., Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г., Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

оружие, соблюдая при этом законы и обычаи войны (ст. 4 «А», п. 6). На наш взгляд, эти существенные положения помогли точнее определить статус сражающихся лиц.

Несмотря на то, что законы и обычаи войны существуют много веков, понятие «комбата нт» было нормативно закреплено лишь в ст. 43 Дополнительного протокола I 1977 г. Общий смысл этого понятия сводится к тому, что лицо, являющееся комбатантом, обладает правом сражаться против неприятеля.1 Важно заметить, что именно Дополнительный протокол I положил конец различию, существовавшему до этого момента между регулярными вооруженными силами и партизанами, основанному на критерии соблюдения законов и обычаев войны. Отныне в ст. 43 Дополнительного протокола I закреплено, что вооруженные силы стороны, участвующей в конфликте, состоят из «всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под ответственным командованием». Существенным требованием этой статьи является то, что эти силы подчиняются «внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов» (Дополнительный протокол I, ст. 43, п. 1). Именно лица из состава таким образом определенных вооруженных сил квалифицируются как «комбатанты». Согласно п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I, комбатанты - это «лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала...)», и имеющие «право принимать непосредственное участие в военных действиях».

1 Ранее термин «комбатант» употреблялся как технический в договорах, где регулировались вопросы ведения войны и защиты ее жертв. В теории этот термин употреблялся как общее понятие для определения любого представителя вооруженных сил воюющих (кроме санитарного персонала, священнослужителей и обслуживающего персонала) - см.: Spaight J.M. War Rights on Land. -London: Macmillan and Co., 1911. -P. 58

Таким образом, из Дополнительного протокола I вытекают следующие основные признаки комбатанта: -

во-первых, лицо должно входить в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, за исключением медицинского и духовного персонала; -

во-вторых, наличие у такого лица права на непосредственное участие в военных действиях.

Анализируя ст. 43 Дополнительного протокола I, некоторые авторы считают, что «одним из составляющих термина «комбатант» является понятие «вооруженные силы».1 Трудно согласиться с такой позицией, поскольку, на наш взгляд, п. 1 ст. 43 Дополнительного протокола I закрепляет как раз обратное: «Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной». Иными словами, под определение «вооруженные силы» подпадают как комбатанты, так и некомбатанты (медицинский и духовный персонал).

См.: Международное гуманитарное право: Учебное пособие / Калугин В.Ю., Павлова Л.В., Фисенко И.В. и др. -Минск: Тесей, 1999. 89

По мнению американского юриста Ч. Хайда, определение «комбатант» предназначено для защиты лиц, подпадающих под него, в случае захвата их. в плен и недопущения того, чтобы с ними обращались, как с бандитами, а также для возложения, в случае необходимости, на государство, на службе которого такие лица состоят, ответственности за все, что они совершают от его имени. Он считал, что положение, в силу которого под понятие «комбатант» подпадают ополчения и добровольческие отряды, а не только войсковые части, состоящие исключительно из профессиональных солдат, является разумным, явно благоприятствующим для государств, не располагающих большими регулярными армиями.1

Такой подход во многом устраняет имевшееся в прошлом различие между отдельными категориями участников военных действий. Давая оценку п. 1 ст. 43 Дополнительного протокола I, голландский юрист Ф. Кальсховен справедливо замечает, что «это определение не проводит какого бы то ни было различия между хорошо организованными регулярными вооруженными силами давно сложившихся государств, с одной стороны, и, возможно, гораздо менее жестко организованными вооруженными отрядами начинающегося движения сопротивления или национально-освободительного движения - с другой стороны».2

Таким образом, лица из состава вооруженных сил (за исключением медицинского персонала и духовенства) имеют право не только на ведение военных действий, но и, независимо от звания и занимаемой должности, на статус военнопленного в случае взятия в плен.

Хайд Ч. Международное право. Его понимание и применение Соединенными Штатами Америки / Пер. с англ. СМ. Рапопорта под ред. СБ. Крылова- -М.: ИЛ, 1953. Т. 5. -С. 172-173, 181

2 Кальсховен Ф. Ограничения методов и средств ведения войны. -М.: МККК, 1994. -С. 100

Как известно, до принятия Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. военнопленные не пользовались защитой МГП. Споры по этому вопросу начались с первыми попытками кодифицировать все правила войны на суше в ходе Брюссельской и Гаагской конференций соответственно 1874 и 1899 гг. Между рядом важнейших военных держав (таких как Германия и Великобритания), с одной стороны, и некоторыми малыми и средними государствами - с другой, существовали фундаментальные расхождения во взглядах. Первые хотели, чтобы предоставление статуса комбатанта было ограничено личным составом регулярных вооруженных сил;

последние, по известным причинам, желали распространить его на участников движения сопротивления, не обязательно приданных регулярной армии.

Компромисс, выработанный в ходе двух вышеназванных конференций, был реализован в ст. I Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. Глава II Положения впервые закрепила правовой статус военнопленных. В настоящее время их правовой режим регулируется нормами Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г,

В то же время МГП не проводит различия между военным пленом и добровольной сдачей в плен. Оно установлено на национальном уровне в ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г. (ст. 37, п. 1, п/п. «л»), который закрепил, что военнослужащий, добровольно сдавшийся в плен, нарушил Присягу, нормативные акты своего государства, приказы командования, субъективно оценив обстановку, перешел на сторону противника. По окончании войны такой комбатант несет ответственность за свои противоправные действия.1

В юридической литературе существуют различные подходы к определению понятия сражающегося участника вооруженных конфликтов.

Довольно краткую формулировку понятия «комбатант» дает Дипломатический словарь 1971 г.: «лицо, входящее в состав вооруженных сил воюющей стороны».2

См.: Алешин В.В. Режим военного плена // Московский журнал международного права. -1999. -№ 2. -С. 159

2 Дипломатический словарь. В 3-х томах. Глав. ред. А.А. Громыко, И.И. Земсков, В.М. Хвостов. Т. II (К-ГТ). -М.: Политиздат, 1971. ~С. 86

В Словаре-справочнике по международному праву под редакцией академика ВЛТ. Трофимова (1997 г.) данный термин расшифрован подробнее: лицо, входящее в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и имеющее право принимать непосредственное участие в военных действиях. Авторы справочника ошибочно указывают на нормы Дополнительного протокола II 1977 г., которые, по их мнению, наряду с иными нормами МГП, регламентируют правовой статус комбатантов.1 С таким утверждением, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку Дополнительный протокол II, регламентирующий внутренние вооруженные конфликты, не содержит определение «комбатант».

Российский юрист Ф.Ф. Мартене писал, что «не все без исключения подданные воюющих государств суть взаимные неприятели. Ни одна современная война не может быть поголовной резней и взаимоистреблением. Как борьба организованная, война, с точки зрения современного права, должна вестись организованными силами, войсками, специально подготовленными к военным операциям. Все лица, входящие в состав этих сил, называются комбатантами». А в разработанном им в период Брюссельской конференции проекте международной конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, отмечалось, что «в состав вооруженных сил воюющих государств входят комбатанты и некомбатанты. Первые принимают непосредственное участие в военных действиях; последние, входя в состав войск, принадлежат к различным частям военной администрации, как-то: духовной, медицинской, интендантской, судной, или же только находятся при войсках».3

1 Международное право. Словарь-справочник / Под общей ред. акад. МАИ В.Н. Трофимова. -М.: ИНФРА-М, 1997. -С. 97-98

2 Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. -СПб.: Тип. Министерства Путей Сообщения (А. Бенке), 1905. Т. II. -С. 536-537

3 Мартене Ф.Ф. Восточная война и Брюссельская конференция 1874-1878 гг. -СПб.: Тип. Министерства Путей Сообщения (А. Бенке), 1879. -С. 1-18 Приложений

4 Фердросс А. Международное право. Пер. с нем. Ф. Кублицкого под ред. Г.И. Тункина. -М.: ИЛ, 1959. -С. 433-434

«Лишь определенные группы лиц, - констатировал А. Фердросс, - уполномочиваются правом войны на военные действия. При этом такие действия должны быть направлены также только против определенных групп. Таких субъектов и объектов военных действий обычно объединяют под общим наименованием воюющих, или законных, комбатантов... Военные действия как таковые допустимы только против вооруженного неприятеля».4

И.И. Котляров к числу комбатантов относит весь строевой состав вооруженных сил (то есть личный состав сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил), а также ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления.1

А. Гефтер в работе «Европейское международное право» в этой связи писал: «Согласно международным обычаям активное и пассивное право войны действует во всей своей силе только в отношении представителей главных сторон и их союзников, равно как относительно сухопутных и морских военных сил, участвующих в войне под их начальством». Под такими «военными силами» немецкий юрист подразумевал не только регулярную армию и экипаж, «но также войска, образующие запас, и ополчения, как например, немецкий ландвер». Прочие подданные воюющих государств, по его мнению, «играют во время войны чисто пассивную роль и участвуют в ней только косвенно, вследствие связей своих с войсками и необходимости подчиниться всем последствиям войны...».2

Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. -М.: Международные отношения, 2001. -С. 403

2 Гефтер А.В. Европейское международное право. Пер. с нем. К. Таубе. -СПб.: Тип. В. Безобразова и Ко., 1880. -С. 234

«Применение насилия и, в частности, вооруженной силы, - отмечал Ф. Лист, - дозволено только лицам, принадлежащим к войску, т.е. военным силам (forces militaires) воюющих сторон, и только против войска противника». Под «войском» он предлагал понимать всю совокупность организованной вооруженной силы государства, находящуюся «под государственным руководством» и распознаваемую «по внешним знакам отличия». Поясняя свою мысль, Ф. Лист говорил, что «противоположность войску составляет мирное население страны», по отношению к которому применение вооруженной силы не допускается. С другой стороны, «враждебные действия, совершаемые лицами, принадлежащими к мирному населению, против войска противника, должны быть преследуемы, как обыкновенные преступления, согласно уголовным законам военного времени».1 Российский юрист М. Догель в этой связи заметил, что только войско обладает так называемым «активным правом войны».2

Поскольку факт принадлежности к вооруженным силам связывается с рядом важных правовых последствий, международное право придает большое значение правильному определению этой категории законных участников вооруженных конфликтов. В доктрине международного права используется различная терминология для обозначения лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих. Бакстер, например, говорит о привилегированных и непривилегированных участниках войны; Мак Дугал - о дозволенных и недозволенных (permissible et non-permissible) комбатантах; Шварценбергер - о регулярных и нерегулярных силах; Фердросс - о комбатантах как о субъектах и объектах военных действий.3 Эксперты МККК ведут речь о «непосредственных участниках военных действий» или «главных участниках конфликта». В резолюции XXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН используется термин «лица, активно участвующие в военных действиях».4 Наиболее же распространенное обозначение данной категории лиц - комбатанты. Мы считаем, что независимо от наименования сражающихся участников вооруженных конфликтов их правовой статус остается неизменным.

1 Лист Ф. Международное право в систематическом изложении. Пер. В.Э. Грабаря. -Юрьев (Дерпт): Тип. К. Маттисена, 1917. -С. 399-400

2 Догель М. Указ. сочинение. -С, 68

3 См.: Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. Основные проблемы. -М.: Наука, 1976. -С. 237

4 Conference of Government Experts on the Reaffirmation and Development of International Humanitarian Law Applicable in Armed Conflicts. Geneva, 24 May-12 June, 1971. Rules Applicable in Guerilla Warfare Submitted by the International Commitee of the Red Cross. -Geneva, 1971. -P. 6

По мнению В.Ю. Калугина и других соавторов учебного пособия «Международное гуманитарное право» (1999 г.), важность статуса комбатанта заключается в следующем: с одной стороны, его нормативное закрепление позволяет проводить разграничение между лицами, правомерно принимающими участие в военных действиях, и лицами, не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровительством Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительного протокола I 1977 г., а с другой -при прекращении комбатантом участия в военных действиях в результате ранения, кораблекрушения или пленения позволяет автоматически получать ему статус покровительствуемого лица и защиту, предусматриваемую Женевским правом.1

Как отмечает французский юрист Э. Давид, определение «комбатант» относится только к личному составу вооруженных сил тех государств, которые присоединились к Дополнительному протоколу I 1977 г. Что касается личного состава вооруженных сил остальных государств, то для них право считаться комбатантом (и военнопленным в случае взятия в плен) признается только за лицами из числа категорий, приводимых в ст. I Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. и ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. С такой точкой зрения, на наш взгляд, можно согласиться, учитывая, что указанные статьи охватывают все категории сражающихся.

Анализ норм международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, дает нам возможность выделить комплекс основных обязанностей комбатантов, которые заключаются в следующем:

1 Калугин В.Ю., Павлова Л.В., Фисенко И.В. и др. Указ. сочинение. -С, 92-93

2 Давид Э. Указ. сочинение. -С. 319 1)

делать все возможное для того, чтобы отличать себя от гражданского населения; 2)

соблюдать при проведении военных операций баланс между требованиями гуманности и военной необходимости. Иными словами, комбатант обязан не выходить за рамки таких действий, которые являются действительно необходимыми для выполнения боевой задачи и не влекут ненужных потерь и страданий. 3)

. .^:*СТ:;Итак, определяющим моментом правового статуса комбатантов является то, что только такие лица имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Наличие данного правомочия указывает на то, что комбатант может применять силу и убивать неприятеля, не неся при этом персональной юридической ответственности за свои действия, как это имело бы место, если бы лицо совершило те же действия вне рамок вооруженного конфликта. Иначе говоря, комбатант имеет право применять так называемое «дозволенное насилие». И в случае взятия в плен комбатант не будет преследоваться за это «дозволенное насилие». Он получает статус военнопленного и будет содержаться в лагере военнопленных. Безусловно, свобода применения «дозволенного насилия» не является абсолютной, она ограничивается международным гуманитарным правом, регулирующим защиту жертв вооруженных конфликтов, запрещение либо существенное ограничение использования, применения определенных средств и методов ведения войны. Следовательно, даже комбатанты, законно уполномоченные применять насилие, могут быть признаны военными преступниками в случае нарушения ими норм МГП.

Следует также учитывать, что лица, не являясь комбатантами, но фактически используя силу против неприятеля (например, наемники), не могут претендовать на статус комбатантов. Они несут ответственность за свои действия, подпадающие под суровые (особенно во время войны) нормы национального законодательства.1 Действия таких лиц могут быть квалифицированы также как нарушения МГП (в том числе серьезные).

1 Гассер Х.П. Введение в международное гуманитарное право. -М.: МККК, 1994. -С. 34

Как мы уже говорили, к числу законных участников вооруженных конфликтов относятся не только сражающиеся, но и несражаюшиеся участники, или некомбатанты.

Некомбатанты - это лица, которые входят в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывают помощь этим вооруженным силам, но не имеют права на непосредственное участие в боевых действиях. Нормативного закрепления термин «некомбатант» не получил. Ст. 43 Дополнительного протокола I, определяя понятие «комбатант», исключает из числа комбатантов медицинский персонал и духовенство. Данные категории лиц, как это явствует из смысла ст. 43, не наделены правом на непосредственное участие в вооруженных конфликтах. Соответственно, к ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты и защиты раненых и больных, находящихся на их попечении (п. 2.а) ст. 13 Дополнительного протокола I). В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся нарушителями норм Протокола.

1 См.: Алешин В.В. Указ. сочинение. -С. 151

Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что в Дополнительном протоколе I уточнено положение, позволяющее, на наш взгляд, различать комбатантов и некомбатантов, а именно - наличие права принимать непосредственное участие в военных действиях, находясь в составе вооруженных сил, а не причастность к процессу ведения войны. То есть те лица, которые входят в состав вооруженных сил, но на которых по значению и роли в военной организации не возлагается функция принимать непосредственное участие в военных действиях (например, военные юридические советники), все же вправе браться за оружие, так как являются комбатантами. Единственное в этом смысле исключение составляют лица медицинского и духовного персонала. Таким образом, на наш взгляд, из положений ст. 43 Дополнительного протокола I вытекает, что только медицинский и духовный персонал относятся к числу некомбатантов. Такого же мнения придерживается В.В. Алешин.1

Медицинский и духовный персонал, справедливо отмечает О.В. Леонтьев, не имеют статуса комбатанта, даже если входят в состав вооруженных сил государства.1

Однако в доктрине международного права существуют и другие точки зрения.

Так, авторы учебника по международному праву Д.Д. Остапенко и Л.А. Лазутин, ссылаясь на ст. 43 Дополнительного протокола I, называют законными участниками войны только комбатантов (сражающихся), в то время как названная статья лишь исключает из понятия «комбатант» медицинский персонал и духовенство. И такое исключение, на наш взгляд, отнюдь не лишает их права считаться законными участниками вооруженных конфликтов. В этом мы солидарны с американским юристом Ч. Хайдом, заметившим, что «так называемый не сражающийся участник вооруженных сил в известном смысле является прямым участником, даже если по существу он не совершает никаких враждебных действий в отношении неприятеля».3

1 См.: Правовая защита жертв вооруженных конфликтов. -С. 29

2 См.: Международное право: Учебник для вузов / Г.В. Игнатенко, В.Я. Суворова, О.И. Тиунов и др. -М.: Высшая школа, 1995. -С. 318. Аналогичной позиции придерживался Л. Оппенгейм. См.: Оппенгейм Л. Международное право. Пер. с 6-го англ. изд., доп. Г. Лаутерпахтом. Под ред. С.А, Голунского. -М.: ИЛ, 1949. Т. И,П/тЛ. -С. 270

3ХайдЧ. Указ. сочинение.-С. 181-182

4 Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. -М.: Международные отношения, 1987. -С. 537

Ссылаясь на ст. XIII Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Ф.И. Кожевников относил к числу некомбатантов интендантский, военно-юридический персонал, духовенство, военных корреспондентов и др.4 Г.М. Мелков считает некомбатантами лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав непосредственно, а именно гражданских лиц, входящих в экипаж военных кораблей и летательных аппаратов, военных корреспондентов и репортеров, военных юристов, поставщиков (интендантов), личный состав рабочих команд или похоронных служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, медицинский и санитарный персонал, духовенство всех религий, госпитальные и санитарные суда, транспорты, летательные аппараты.1 Сторонником такой позиции является и А.Г. Григорьев.

Указанные авторы в своих рассуждениях опираются на нормы ст. ХШ Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., а также ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. (п. 4), из смысла которых можно предположить, что указанные в них лица относятся к некомбатантам. Однако мы исходим из положений ст. 43 Дополнительного протокола I 1977 г., которая, на наш взгляд, указала, кто может считаться некомбатантом, а именно - медицинский персонал и духовенство. Принимая во внимание отсутствие нормативного закрепления понятия «некомбатант», мы считаем, что все рассмотренные точки зрения имеют право на существование. В настоящее время это спорный вопрос, не разрешенный в положительном смысле нормами международного права. И спор этот, на наш взгляд, сохранится в доктрине до тех пор, пока понятие «некомбатант» не будет четко закреплено нормами МГП.

Многие ученые, в том числе отечественный юрист И.Н. Арцибасов, со ссылкой на ст. III Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. отмечают, что при захвате неприятелем как комбатанты, так и некомбатанты пользуются правом военного плена.3

См.: Международное публичное право. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. КЛ. Бекяшева. -М.: Проспект, 1999. -С. 573, Аналогичную точку зрения высказывают на с. 86 авторы Дипломатического словаря 1971 г. 3 См.: Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. - М.: Воениздат, 1992. -С. 9

3 См.: Арцибасов И.Н. Международное право (законы и обычаи войны). Учебное пособие. -М.: Военный институт, 1975. -С. 27; см. также: Хайд Ч. Указ. сочинение.-С. 182

Ст. III Гаагского положения 1907 г. была уточнена ст. 44 Дополнительного протокола I 1977 г., согласно которой военнопленными считаются только комбатанты. А ст. 33 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. четко указывает, что «медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные... с целью оказания помощи военнопленным, не должны считаться военнопленными». Таким образом, исходя из положений ст. 33 Конвенции можно сделать следующие выводы: 1)

некомбатанты, в отличие от комбатантов, в случае задержания их неприятелем не могут рассматриваться как военнопленные; 2)

некомбатанты, находясь во власти противника, обеспечивают медицинскую и духовную помощь военнопленным.

Гефтер А.В. Указ. сочинение. -С. 241-242 3 Лист Ф. Указ. сочинение. -С 401

Разграничение сражающихся и несражающихся укоренилось в МГП довольно давно. Еще Ф.Ф. Мартене писал, что «...война есть борьба между организованными и специально подготовленными войсками воюющих государств». Отсюда, по его мнению, вытекало «различие между комбатантами и некомбатантами, то есть теми из подданных воюющих государств, которые обязаны сражаться, и против которых могут быть направлены военные действия, и теми, которые не обязаны сражаться, жизнь и собственность которых должны быть неприкосновенны».1 Поэтому воюющей стороной, по Ф.Ф. Мартенсу, считались не все подданные враждебных государств, а только войска, ими вооруженные, и их организованные силы. А. Гефтер считал, что «лица несражающиеся (некомбатанты)... сами по себе имеют право на пощаду, но в общей свалке сражения разделяют общую участь». Ф. Лист отмечал, что «наряду с вооруженными воинами под охраной международного права находятся также... и некомбатанты, принадлежащие к войску и подчиненные его дисциплине, равно как и лица, получившие разрешение состоять при войске».3

По мнению Ч. Хайда, ст. Ш Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. «не имеет целью объявить, что несражающиеся (некомбатанты) являются вооруженными силами воюющей стороны; она скорее имеет в виду установить, что лица или группы лиц, по существу не сражающиеся, считаются принадлежащими к составу вооруженных сил воюющего».1 Об этом, кстати, говорится и в Дополнительном протоколе I (ст. 43). Поэтому, на наш взгляд, такие лица, находящиеся в вооруженных силах воюющего, особенно нуждаются в защите в случае задержания их неприятелем.

Некомбатант основывает свое требование о защите тем, что он не участвует в военных действиях. Юридически он опирается на ст. 40 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г., согласно которой некомбатант должен иметь отличительные знаки и специальное удостоверение личности. Если же он принимал участие в столкновениях и захвачен неприятелем, то утрачивает преимущества своего прежнего положения (иммунитет некомбатанта).

Австрийский исследователь М. Чезани, характеризуя некомбатантов, называет их квазикомбатантами.

Хайд Ч. Указ. сочинение. ~С. 181

2 Czesany М. Nie wieder Krieg gegen die ZivilbevClkerung. -Graz: Selbstverlag des Verfassers, 1961. -S. 40-41

3 Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. сочинение. -С. 238-239

4 Хайд Ч. Указ. сочинение. -С. 182

Л.И. Савинский отмечал, что выделение некомбатантов из общего числа законных участников вооруженных конфликтов имеет крайне важное значение.3 Даже Ч. Хайд, называвший термин «некомбатант» неудачным, тем не менее признал: «Цель применения этого названия, однако, ясна: она заключается в том, чтобы указать, что всякое лицо, действительно входящее в состав законно организованных боевых сил, имеет право на пощаду, а также, что такие силы неизбежно состоят из сражающихся и несражающихся».4

Другого мнения придерживался ИЛ. Арцибасов, считавший, что после принятия Дополнительного протокола I «даже с терминологической точки зрения деление вооруженных сил на комбатантов и некомбатантов вряд ли целесообразно и правильно. Исходя из их правового статуса, правильнее было бы разграничивать вооруженные силы на сражающихся (комбатантов) и несражающихся».1 Свое мнение он основывал на том, что в Дополнительном протоколе I нет понятия «некомбатант».

«Понятия «комбатанты» и «некомбатанты», - отмечал немецкий юрист Е. Шпетцлер, - в литературе применяются неоднозначно: с одной стороны, для противопоставления сражающихся (в смысле вооруженных сил с включением гражданских лиц, занимающихся деятельностью военного назначения) и не участвующих в войне (в смысле мирного населения), с другой - для отграничения сражающихся от несражающихся, принадлежащих к вооруженным силам». Сославшись на ст. III Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Л.И. Савинский выразил несогласие с мнением Е. Шпетцлера. Гражданских лиц, по его справедливому замечанию, «нельзя относить к категории некомбатантов, тем более что это противоречит определению данной категории лиц, содержащемуся в тексте международных конвенций».3

Некомбатанты отличаются от гражданского населения тем, что принадлежат к личному составу вооруженных сил, хотя и не имеют права принимать непосредственное участие в военных действиях, о чем уже было сказано.

Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. -М.: Международные отношения, 1989. -С. 108-109

2 Spetzler Е. Lttftkrieg und Menschtichkeit. -Berlin-Frankfurt, 1956. -S. 17

3 Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. сочинение. -С. 239

По мнению Л. Оппенгейма, некомбатанты «не являются обычными частными лицами, но вместе с тем они, конечно, не являются и комбатантами, хотя и могут... по положению приближаться к бойцам. Об этих лицах точнее можно сказать, что они косвенно принадлежат к вооруженным силам».1

На наш взгляд, давая определение «некомбатант», следует опираться именно на нормы ст. 43 Дополнительного протокола I. Интенданты и лица военно-юридической службы, имеющие соответствующие воинские звания, входят в состав вооруженных сил и являются комбатантами, поскольку, в отличие от медицинского и духовного персонала, юридически не лишены права непосредственно участвовать в военных действиях.

Что касается лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав непосредственно (гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав военных команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил), их, по нашему мнению, не следует относить к числу некомбатантов, как это неоднозначно делалось до принятия в 1977 г. Дополнительного протокола I. Указанные лица (Третья конвенция, ст. 4, п. 4) также юридически не лишены права непосредственно участвовать в военных действиях, поэтому, на наш взгляд, относятся к комбатантам и, следовательно, считаются военнопленными при попадании во власть неприятеля.

В отношении гражданских журналистов, которые следуют за вооруженными силами, можно смело заметить, что в соответствии с нормами МГП, они относятся к гражданскому населению (ст. 79 Дополнительного протокола 1).

1 Оппенгейм Л. Указ. сочинение. -С. 270

Таким образом, к проблеме определения понятия «некомбатант» следует подходить крайне осторожно, учитывая, что данный термин нормативно не закреплен ни в одном международном документе. Наш подход к разграничению законных участников вооруженных конфликтов на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся) основан на праве на непосредственное участие (или неучастие) в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах того государства, в вооруженные силы которого они правомерно включены. «Деление на комбатантов и некомбатантов, - справедливо отмечал Л.И. Савинский, - поскольку оно позволяет расширить рамки применения гуманитарных норм в отношении весьма значительной категории лиц, должно, безусловно, сохраниться в международном праве».1 Гарантией соблюдения прав участников вооруженных конфликтов и гражданского населения является правильное толкование норм международного права, касающихся такого «деления». Кроме того, это разграничение представляет важную правовую основу для определения правового статуса участников партизанского и национально-освободительного движений.2

  • 1. НЕЗАКОННЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА, ЭТНОСЕПАРАТИЗМА И ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
  • Основным гарантом независимости и неприкосновенности границ любого государства являются его вооруженные силы. Дипломатия и экономические средства – это, безусловно, важные (и действенные) инструменты международной политики, но жизнеспособной является только та страна, которая в состоянии себя защитить. Вся политическая история человечества является доказательством этого тезиса.

    Вооруженные силы Российской Федерации (ВС РФ) в настоящее время являются одними из крупнейших в мире по численности. В рейтингах, составленных экспертными группами, армия России обычно входит в первую пятерку, наряду с вооруженными силами КНР, Индии, США и КНДР. Численность армии России определяется указами президента страны, который согласно Конституции РФ является главнокомандующим вооруженными силами. В настоящее время (лето 2019 года) она составляет 1 885 371 человек, в том числе около 1 млн военнослужащих. Сегодня мобилизационный ресурс нашей страны – это примерно 62 миллиона человек.

    Россия является ядерным государством. Более того, наша страна обладает одним из крупнейших арсеналов ядерного оружия, а также совершенными и многочисленными средствами его доставки. Российская Федерация обеспечивает замкнутый цикл производства ядерного оружия.

    Наша страна имеет один из самых развитых военно-промышленных комплексов в мире, российский ВПК способен обеспечить вооруженные силы практически всей номенклатурой оружия, боевой техники и боеприпасов от пистолетов до баллистических ракет. Более того, Россия является одним из крупнейших экспортеров вооружений в мире: в 2017 году российского оружия было продано на 14 млрд долларов.

    Вооруженные силы РФ были созданы 7 мая 1992 года на основе подразделений ВС СССР, однако история российской армии значительно длиннее и богаче. Ее можно назвать наследницей не только вооруженных сил СССР, но и российской императорской армии, прекратившей свое существование в 1917 году.

    В наше время комплектование российских вооруженных сил происходит по смешанному принципу: и через призыв в армию , и на контрактной основе. Современная государственная политика в сфере формирования вооруженных сил направлена на увеличение количества профессионалов, проходящих службу по контракту. В настоящее время весь сержантский состав ВС РФ является полностью профессиональным.

    Годичный бюджет российских вооруженных сил в 2019 году составлял 3,287 трлн рублей. Это 5,4% от всего ВВП страны.

    В настоящее время срок службы в армии России по призыву составляет 12 месяцев. В вооруженные силы могут быть призваны мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.

    История армии России

    14 июля 1990 года появилось первое российское военное ведомство. Оно получило название «Государственный комитет РСФСР по обеспечению и взаимодействию с Министерством обороны и КГБ СССР». После августовского путча в Москве на основе комитета на непродолжительное время было сформировано Министерство обороны РСФСР.

    После распада СССР были сформированы Объединенные вооруженные силы стран СНГ, но это была временная мера: 7 мая 1992 года первый российский президент Борис Ельцин подписал указ о создании Вооруженных сил Российской Федерации.

    Первоначально в состав ВС РФ вошли все воинские части, находившиеся на территории страны, а также войска, которые были под российской юрисдикцией. Тогда их численность составляла 2,88 млн человек. Практически сразу возник вопрос о реформировании вооруженных сил.

    90-е годы были сложным периодом для российской армии. Хроническое недофинансирование приводило к тому, что из нее уходили лучшие кадры, практически прекратилась закупка новых видов вооружений, многие военные заводы были закрыты, а перспективные проекты остановлены. Практически сразу после создания российских вооруженных сил появились планы полностью перевести их на контрактную основу, но недостаток финансирования долгое время не позволял двигаться в этом направлении.

    В 1995 году началась первая чеченская кампания, которая продемонстрировала катастрофическое положение российской армии. Войска были недоукомплектованы, боевые действия показали серьезные недостатки в их управлении.

    В 2008 году ВС РФ участвовали в конфликте в Южной Осетии. Он вскрыл большое количество недостатков и проблем современной российской армии. Самыми серьезными из них были низкая мобильность войск и плохая управляемость. После окончания конфликта было объявлено о начале военной реформы, которая должна была значительно повысить мобильность подразделений ВС и увеличить согласованность их совместных действий. Результатом реформы стало сокращение количества военных округов (четыре вместо шести), упрощение системы управления сухопутными войсками, значительное увеличение армейского бюджета.

    Все это позволило форсировать поступление в войска новой военной техники, привлечь большее количество профессионалов-контрактников, увеличить интенсивность боевой подготовки частей.

    В этот же период полки и дивизии начали реорганизовывать в бригады. Правда, в 2013-м году начался обратный процесс: полки и дивизии начали формироваться вновь.

    В 2014 году российская армия сыграла ключевую роль в возвращении Крыма. В сентябре 2019 года началась операция ВС РФ в Сирии, которая продолжается и в настоящее время.

    Структура российской армии

    Согласно российской Конституции, общее руководство вооруженных сил России осуществляет Верховный главнокомандующий, им является президент страны. Он возглавляет и формирует Совет безопасности РФ, в задачи которого входит выработка военной доктрины и назначение высшего руководства вооруженных сил. Президент страны подписывает указы о срочном призыве на военную службу и увольнении в запас военнослужащих, утверждает различные международные документы в сфере обороны и военного сотрудничества.

    Непосредственное управление вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. Его основной задачей является проведение государственной политики в сфере обороны, поддержание постоянной готовности ВС, развитие военного потенциала государства, решение широкого ряда социальных вопросов, проведение мероприятий по межгосударственному сотрудничеству в военной сфере.

    В настоящее время (с 2012 года) министром обороны России является генерал армии Сергей Шойгу.

    Оперативное командование ВС РФ осуществляется Генеральным штабом страны. Его начальником в настоящий момент является генерал армии Валерий Герасимов.

    Генштаб проводит стратегическое планирование применения вооруженных сил, а также других силовых ведомств Российской Федерации. Этот орган также занимается оперативной и мобилизационной подготовкой российской армии. В случае необходимости именно под руководством Генштаба происходит мобилизационное развертывание ВС РФ.

    Сейчас в состав Вооруженных сил РФ входят три вида войск:

    Также неотъемлемой частью ВС РФ являются следующие рода войск:

    • Специальные войска.

    Самыми многочисленными являются Сухопутные войска, в их состав входят следующие рода войск:

    • Танковые;
    • Войска ПВО;
    • Специальные войска.

    Сухопутные войска – это костяк современной российской армии, именно они проводят наземные операции, захватывают территории и наносят основной урон противнику.

    Воздушно-космические силы являются самым молодым видом войск в российской армии. Указ об их формировании был издан 1 августа 2015 года. ВКС были созданы на базе российских военно-воздушных сил .

    В состав ВКС входят Военно-воздушные силы, состоящие из армейской, фронтовой, дальней и военно-транспортной авиации. Кроме этого, неотъемлемой частью ВВС являются зенитные ракетные войска и радиотехнические войска.

    Еще одним родом войск, который входит в состав ВКС, являются войска ПВО и противоракетной обороны. В их задачу входит предупреждение о ракетном нападении, управление орбитальной группировкой спутников, противоракетная оборона российской столицы, запуск космических аппаратов, проведение испытаний различных видов ракетной и авиационной техники. В структуру именно этих войск входят два космодрома: «Плесецк» и «Байконур» .

    Еще одним компонентом Военно-воздушных войск являются космические войска.

    Военно-морской флот – это вид вооруженных сил, который может проводить операции на морских и океанских театрах военных действий. Он способен наносить ядерные и обычные удары по морским и сухопутным объектам противника, высаживать десанты на побережья, защищать экономические интересы страны, проводить поисково-спасательные операции.

    В состав ВМФ РФ входят надводные, подводные силы, морская авиация, береговые войска и части специального назначения. Подводные силы ВМФ РФ могут выполнять стратегические задачи, на их вооружении находятся подводные ракетоносцы с баллистическими ядерными ракетами.

    В состав береговых войск входят части морской пехоты и ракетно-артиллерийские береговые войска.

    В состав ВМФ РФ входит четыре флота: Тихоокеанский, Черноморский, Балтийский и Северный, а также Каспийская флотилия.

    Отдельным родом войск являются Ракетные войска стратегического назначения – это главный компонент ядерных сил России. РВСН – это инструмент глобального сдерживания, он является гарантией ответного удара в случае ядерного нападения на нашу страну. Основное вооружение РВСН – это стратегические межконтинентальные ракеты с ядерной боевой частью мобильного и шахтного базирования.

    В состав РВСН входят три ракетные армии (со штабами в Омске, Владимире и Оренбурге), испытательный полигон Капустин Яр, исследовательские и учебные заведения.

    Воздушно-десантные войска также относятся к отдельному роду войск и являются резервом Главнокомандующего. Первые воздушно-десантные части были сформированы в СССР еще в начале 30-х годов. Этот род войск всегда считался элитой армии, он остается ею и по сей день.

    В состав ВДВ входят воздушно-десантные и десантно-штурмовые подразделения: дивизии, бригады и отдельные части. Основное назначение десантников – ведение боевых действий в тылу противника. Сегодня в состав ВДВ РФ входит пять дивизий, пять бригад и отдельный полк связи, а также специализированные учебные заведения и учебные центры.

    В состав ВС РФ также входят специальные войска. Под этим названием понимается совокупность подразделений, которые обеспечивают нормальное функционирование Сухопутных сил, ВКС и ВМФ. К специальным войскам относятся железнодорожные войска, медицинская служба, дорожные и трубопроводные войска, топографическая служба. К этому роду войск относятся и специальные подразделения ГРУ .

    Территориальное разделение ВС РФ

    В настоящее время территория России разделена на четыре военных округа: Западный (штаб находится в Санкт-Петербурге), Центральный (штаб в Екатеринбурге), Южный (Ростов-на-Дону) и Восточный со штабом в Хабаровске.

    В 2014 году было объявлено о формировании новой военной структуры – стратегического командования «Север», задачей которого является защита российских государственных интересов в Арктике. По сути, это еще один военный округ, созданный на базе Северного флота. Он располагает сухопутными, авиационными и военно-морскими компонентами.

    Вооружение армии РФ

    Большинство видов вооружения и военной техники, которая ныне используется российской армией, была разработана и изготовлена еще в советский период. Танки Т-72, Т-80, БТР-80, БМП-1 , БМП-2 и БМП-3, БМД-1, БМД-2 и БМД-3 – все это российской армии досталось в наследство от СССР. Схожая ситуация со ствольной и реактивной артиллерией (РСЗО «Град», «Ураган», «Смерч») и авиацией (МиГ-29, Су-27, Су-25 и Су-24). Нельзя сказать, что эта техника катастрофически устарела, ее вполне можно использовать в локальных конфликтах против не очень сильных противников. Кроме того, в СССР было выпущено столько оружия и боевой техники (63 тыс. танков, 86 тыс. БМП и БТР), что их можно эксплуатировать еще многие годы.

    Однако эта техника уже значительно уступает новейшим аналогам, принятым на вооружение армиями США, Китая и Западной Европы.

    Примерно с середины прошлого десятилетия на вооружение российской армии стали поступать новые образцы боевой техники. Сегодня в ВС РФ активно идет процесс перевооружения. В качестве примеров можно привести танки Т-90 и Т-14 «Армата», БМП «Курганец» , боевую машину десанта БМД-3, БТР-82, РСЗО «Торнадо-Г» и «Торнадо-С», тактический ракетный комплекс «Искандер», последние модификации ЗРК «Бук», «Тор» и «Панцирь». Идет активное обновление самолетного парка (Су-35, Су-30 , Су-34). Проходит испытания российский истребитель пятого поколения ПАК ФА.

    В настоящее время значительные средства вкладываются и в переоснащение российских стратегических сил. Старые ракетные комплексы, созданные еще в СССР, постепенно снимаются с дежурства и заменяются новыми. Идет разработка новых ракет (как, например, «Сармат»). На вооружение приняты подводные лодки-ракетоносцы четвертого поколения проекта «Борей». Для них был разработан новый ракетный комплекс «Булава».

    Происходит перевооружение и российского ВМФ. Согласно государственной программе развития вооружений (2011-2020 гг.), в состав ВМФ РФ должны войти десять новых атомных подводных лодок (как ракетных, так и многоцелевых), двадцать дизельных подлодок (проект «Варшавянка» и «Лада»), четырнадцать фрегатов (проекты 2230 и 13356) и более пятидесяти корветов разных проектов.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

      УЧАСТНИКИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ВООРУЖЕННОМ КОНФЛИКТЕ

      Р.Р. ГАЙНУЛИН

      В вооруженном конфликте международного характера воюющие стороны представлены прежде всего своими вооруженными силами. Согласно Дополнительному протоколу 1 к Женевским конвенциям 1949 г., вооруженные силы воюющих сторон "состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов" (п. 1 ст. 43).
      Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

      Комбатантами называются лица, входящие в состав вооруженных сил находящихся в конфликте сторон и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I 1977 г.). Они непосредственно ведут боевые действия против неприятеля с оружием в руках, и только к ним применимо военное насилие, вплоть до физического уничтожения. Попав в руки неприятеля, они становятся военнопленными. К комбатантам относятся:
      1) личный состав регулярных вооруженных сил (сухопутных, военно-морских, воздушных и др.);
      2) иррегулярные силы - партизаны, личный состав ополчения и добровольческих отрядов;
      3) экипажи торговых морских судов и экипажи гражданских самолетов воюющих сторон, если они переоборудованы в военные;
      4) бойцы, участвующие в национально-освободительных войнах, борющиеся против колониализма, расизма и иностранного господства;
      5) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска (если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны).

      К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в этих действиях. В отличие от комбатантов, функции некомбатантов сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооруженных сил. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.
      К некомбатантам относятся: медицинский состав; интендантский состав; военные юристы; корреспонденты; репортеры; духовные лица.
      К некомбатантам не должно применяться оружие. Однако, если эти лица в силу обстоятельств непосредственно принимают участие в боевых действиях, они становятся комбатантами со всеми вытекающими последствиями. В случае захвата неприятелем на них тоже распространяется режим военного плена (за исключением лиц медицинского и духовного персонала, которые могут продолжать медицинские и духовные обязанности).
      Таким образом, деление вооруженных сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерно включены.
      С точки зрения современного международного права, осуждающего колониализм и агрессивные войны, действия добровольца будут правомерными, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранного порабощения. Вступление в такую армию гражданина другого государства не означает нарушения норм права вооруженных конфликтов.

      В условиях войны иногда возникает также вопрос о разграничении понятий военного шпиона (лазутчика) и военного разведчика.
      Военный шпион (лазутчик) - это согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. "такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне". Статья 46 Дополнительного протокола I, уточняя правовой статус военного шпиона, закрепляет норму, согласно которой лицо из состава вооруженных сил, "попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом".
      Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом "форменную одежду своих вооруженных сил" или "не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то такое лицо не считается шпионом, а квалифицируется как военный разведчик. Другими словами, военный разведчик - это лицо, собирающее сведения в районе действия противника и носящее форму своей армии, т.е. не скрывающее своего подлинного лица. В случае если это лицо попадет в руки противника, на него должен распространяться режим военного плена.

      Во время Второй мировой войны в связи с этим остро встал вопрос о военных парашютистах. Германское командование в 1942 г. издало специальный приказ, согласно которому парашютисты противника подлежали уничтожению, "даже если они с внешней стороны выглядят как солдаты и одеты в форму". Это было грубым нарушением IV Гаагской конвенции 1907 г., которая четко устанавливает, что лица, выполняющие военное задание в тылу противника и носящие форму своей армии, рассматриваются как военные разведчики и в случае их захвата пользуются режимом военного плена. Международный военный трибунал в Нюрнберге в своем приговоре расценил эти действия нацистов как вопиющее нарушение законов и обычаев войны.
      Нарушение неприкосновенности парламентеров, их убийство является военным преступлением (скажем, убийство советских парламентеров в районе Будапешта в 1944 г.).

      Рассмотрев правовое положение участников военных действий, можно сделать следующие выводы:
      1. Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).
      2. Не признаются в качестве комбатантов наемники.
      3. При разграничении статуса наемника и добровольца определяющим служит факт включения добровольца в личный состав вооруженных сил.
      4. Особый правовой статус имеют парламентеры.

      Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.