Государственные границы в международном праве. Территориальная целостность российской федерации и международно-правовое оформление государственной границы

А. Понятие и виды территорий в международном праве.

Территория - это физическое пространство с определённым правовым режимом. Соответственно, одна и та же физическая территория может иметь разный правовой режим. И наоборот - один и тот же правовой режим может распространяться на несколько видов физических территорий. Правовой режим определяется нормами. Норм всего два вида - международные и национальные.

Следовательно, вывод: три вариант правовых режимов. 1) Там, где больше международного. 2) Там, где больше национального. 3) Поровну и международного, и национального.

Территории в международном праве делятся на три большие группы: 1. Государственные территории. В них больше национального права. 2. Территории со смешанным режимом. В них и того, и того поровну. К ним относятся континентальный шельф и экономическая зона. 3. Международные территории. Там больше международного.

Б. Государственные территории.

В государственные территории включаются: 1) Сухопутная территория (материк и острова). 2) Внутренние воды. 3) Территориальные воды. 4) Воздушное пространство. 5) Недра.

Государственная территория ограничена границей. Воздушная граница государства проходит на высоте 100 километров. Международные договоры играют вспомогательную роль в регулировании правового статуса территории государства.

В. Государственная граница.

Государственная граница - это линия и проходящая поверх по ней плоскость, которая определяет пределы государственного суверенитета. Граница устанавливается в два этапа. Первый этап. Делимитация. Это определение прохождения границы по карте. Когда государства заключают международные договоры о границе, то они прилагают к этому договору карты - с указанием градусов, минут, секунд и прочего.

Второй этап. Демаркация. Стороны создают двустороннюю комиссию, которая на месте определяет прохождение границы.

Существует такое понятие, как "режим государственной границы".

Режим государственной границы включает в себя порядок пересечения границы товарами, транспортными средствами и лицами, режим приграничной территории (около границы устанавливается пограничная зона - она до 5 километров; в этой зоне главными являются пограничные власти, они решают, кто и как может въезжать, где, чего и как).

Способы разрешения пограничных инцидентов. Для этого предусмотрена должность пограничного комиссара (пограничного представителя), он решает эти вопросы.

Режим пограничной зоны в свою очередь регулирует порядок въезда и выезда в зону, и режим ведения хозяйственной деятельности в пограничной зоне (где можно пахать, чего, как и почему).

Международные договоры устанавливают изъятия из национальной юрисдикции. Так, по общему правилу преступления, совершённые на территории государства, подлежат его юрисдикции. У РФ есть международные договоры, которые регулируют вопросы уголовной ответственности за преступления, совершённые на иностранных судах в российских портах.

Порт - это внутренние воды государства. По международным договорам Россия будет осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступлений на иностранных невоенных судах, если:

1) последствия преступления распространяются на прибрежное государство (иными словами, если матрос этого судна набил морду нашему гражданину, то можно привлекать, а если другому матросу, своему - то какой смысл вмешиваться в это РФ); 2) если преступление связано с наркотиками; 3) когда просит вмешаться капитан судна или консул.

Преступления, совершённые в порту, считаются преступлениями, совершёнными на территории государства. Но существуют три изъятия - мы их записали.

Иностранное судно, нарушающее правила пребывания в российских территориальных или внутренних водах, может преследоваться государственными судами - военными, полицейскими, таможенными - до тех пор, пока оно не скроется в территориальных водах своего или третьего государства. Однако преследование должно быть непрерывным и начинаться сразу после нарушения.

В. Режим государственной границы Российской Федерации.

Государственной границей РФ является граница РСФСР, закреплённая действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.

Режим гос. границы РФ включает правила содержания границы, пресечения границы лицами и транспортными средствами; перемещения и пропуска через границу грузов, товаров и животных; ведения на границу либо вблизи неё на территории России хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил. Режим гос. границы устанавливается ФЗ и межд. договорами России.

Пресечение гос. границы на суше лицами и ТС осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы.

В интересах безопасности России, а также по просьбе иностранных государств решением Правительства РФ пресечение Государственной границы на отдельных её участках может быть временно ограничено или прекращение с уведомлением властей заинтересованных государств.

Пограничный режим служит интересам создания необходимых условий охраны государственной границы РФ.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью России, российским берегам пограничных рек, озёр и иных водоёмов, и в пределах территорий островов на указанных водоёмах. На въездах в приграничную зону устанавливаются предупреждающие знаками. исходя из характера отношений России с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.

Г. Территории со смешанным режимом.

К ней относится континентальный шельф и экономическая зона. Эти территории регулируются и международными нормами, и национальным правом. Они не являются государственной территорией. Следовательно, начинаются шельф и зона начинаются там, где заканчивается государства - после государственной границы. Прибрежное государство на шельфе имеет суверенные права.

Суверенные значит, что только у этого государства и ни у кого другого. Но не суверенитет - суверенитет заканчивается там, где кончается государства, здесь не суверенитет, а суверенные права. Суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов этих территорий. Природные ресурсы - нефть, газ, рыба, крабы.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ

Н.В. Остроухов

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Рассматривая вопросы международно-правового оформления границ, имеющие большое значение для каждого государства, автор анализирует соглашения о границе Российской Федерации с сопредельными государствами. Основное внимание уделяется спорным вопросам, которые, по мнению автора, должны разрешаться исходя из основополагающих принципов современного международного права - территориальной целостности государств и неприкосновенности государственных границ.

Ключевые слова: государственная граница, договор, линия, стабильность, суверенитет.

Вопрос о границах имеет большое значение для каждого государства. На границах сосредоточен спектр интересов государств, многие из которых являются жизненно важными и составляют основу национальной безопасности каждого из них. Установление справедливых и прочных государственных границ, их надлежащее оформление являются важным фактором обеспечения международной безопасности, развития дружественных отношений государств.

Особенно велико значение данного вопроса для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью 61 110 км (сухопутная - 14519 км (23,76%), речная - 7381,55 (12,08%), озерная - 470,4 (0,77%), морская - 38738,9 км (63,39%)).

Большая протяженность границ и значительное количество сопредельных государств делают для России очень важными вопросы их надлежащего оформления.

Четкость определения государственной границы в договоре сопредельных государств и установления ее на местности способствует реализации на практике таких основополагающих принципов современного международного права, как территориальная целостность государств и неприкосновенность государственных границ.

От соблюдения этих принципов, в свою очередь, во многом зависит сохранение и упрочение международного мира и безопасности, поскольку территориальные споры, притязания одного государства на территорию другого очень часто приводили к конфликтам, вооруженным столкновениям и к войнам между ними.

Если же для территориальных претензий действительно имеются основания, то любое изменение принадлежности государственной территории возможно только мирным путем, на основе соглашения заинтересованных государств. На основе такого соглашения могут быть установлены и юридически оформлены новые государственные границы .

Установление справедливой государственной границы имеет большое значение для нормализации отношений между сопредельными государствами, особенно в тех случаях, когда между ними в прошлом существовали разногласия по вопросам прохождения границы. О таком значении границ свидетельствует, например, Совместное заявление о российско-китайских пограничных вопросах, опубликованное в ноябре 1998 г. в связи с завершением полевых работ по демаркации Западной части российско-китайской государственной границы, осуществлявшихся в соответствии с Соглашением о российско-китайской государственной границе на ее Западной части (Российско-китайское соглашение о границе на Восточной части было заключено еще в 1991 г.) от 3 сентября 1994 г. В этом заявлении подчеркивалось, что «государственная граница России и Китая как на ее Восточной, так и на ее Западной частях впервые в истории отношений двух стран получила четкое обозначение на местности». В заявлении отмечалось также, что «Стороны едины в том, что успешное решение вопросов демаркации российско-китайской границы на основе равноправных консультаций, взаимопонимания и взаимной уступчивости благоприятствует сохранению мира и спокойствия в приграничных районах, способствует развитию добрососедских отношений и дружбы между Россией и Китаем и вносит важный вклад в дело укрепления безопасности и стабильности в регионе» .

Договоры по пограничным вопросам отличаются особой стабильностью. Другие договоры могут прекращать свое действие в связи с истечением срока, на который они были заключены, наступлением отменительного условия, возникновением войны, прекращением существования субъекта договора, денонсацией, отменой договора, его новацией и аннулированием. Действие же договоров о границе не может быть прекращено подобным образом. Договоры о границах не содержат положений о денонсации и, следовательно, не могут быть денонсированы, в них обычно не указывается срок действия. Даже возникновение войны между сопредельными государствами не прекращает действия договора о границе между ними. Договоры о границе не могут быть отменены в одностороннем порядке (аннулированы), любое действие по изменению положения границы (новация договора о границе) возможно только по взаимному согласию сторон. К договорам о границе не применяется оговорка «rebus sic stantibus» - о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.), границы, установленные договором,

и их режим не затрагиваются правопреемством, и каждое государство-правопреемник обязано соблюдать эти договоры и т.д. .

Такая стабильность договоров о границе способствует реализации принципов нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств, получивших всеобщее признание, закрепленных в ряде основополагающих международно-правовых документов (например, ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.) .

Завершение договорного закрепления государственной границы на постсоветском пространстве на участках, не оформленных в международно-правовом отношении, является одной из основных задач пограничной политики Российской Федерации. Россия не имеет территориальных претензий ни к одному из сопредельных государств и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления границ на основе уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга и нерушимости существующих границ. Россия участвует в переговорах с такими сопредельными государствами, как Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Норвегия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан.

Вступили в силу договоры о границе с Литвой (2003 г.), Украиной (2004 г.), Казахстаном (2006 г.), Латвией (2007 г.), Дополнительное соглашение о российско-китайской границе на ее Восточном участке (2005 г.), Соглашение о точке стыка границ России, Литвы и Польши (2006 г.), подписаны Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы (2006 г.), Соглашение о режиме российско-китайской границы, Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда (2007 г.), проведена проверка границы с КНДР (2002 г.) и Монголией (2002 г.). Начаты подготовка к демаркации границы с Литвой, проверка границы с Финляндией и переговоры по порядку проведения проверки границы с Норвегией. С подписанием в июле 2008 г. Дополнительного Протокола-описания линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части закончена демаркация государственной границы с Китаем. Продолжаются переговоры по международно-правовому оформлению государственной границы России с Азербайджаном. Возможна делимитация границ России с Южной Осетией и Абхазией.

В итоге государственная граница Российской Федерации полностью оформлена с шестью государствами (Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНР, КНДР). Не завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы России с Латвией, Литвой, Украиной, Казахстаном. Не оформлена граница России с Эстонией, Белоруссией, Абхазией, Грузией, Южной Осетией, Азербайджаном и Японией.

Остро стоит вопрос разграничения морских пространств Российской Федерации. Разграничение территориального моря в международно-правовом отношении оформлено только с Норвегией, Финляндией, Польшей и КНДР. С Эстонией, Украиной, Абхазией и Японией граница на море не оформлена в международно-правовом отношении.

Большинство государств не имеют никаких претензий по поводу прохождения границ с Россией. Ряд других имеют желание их пересмотреть. Если проанализировать отношения некоторых сопредельных государств с Россией, то складывается следующая картина.

Норвегия. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Королевством Норвегия - 219,1 км (сухопутная - 43,0 км, речная - 152,8, морская граница - 42 км).

Прохождение линии советско-норвежской границы зафиксировано в Памятной записке к Договору между Правительством СССР и Королевским Норвежским Правительством о режиме советско-норвежской границы и порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов от 29 декабря 1949 г. По результатам демаркации границы в 1947 г. составлен Протокол-описание прохождения границы, который вступил в силу 23 мая 1949 г.

Морская граница между СССР и Норвегией была установлена Соглашением между Правительством СССР и Королевским норвежским Правительством о морской границе в Варангер-фьорде от 15 февраля 1957 г., с учетом четырехмильного территориального моря Норвегии. Однако в связи с расширением Норвегией пределов своего территориального моря с 3 до 12 миль были проведены переговоры по определению морской границы России и Норвегии в Ва-рангер-фьорде. Подписанное по данному вопросу в 2007 г. соглашение ратифицировано 29 марта 2008 г. и вступило в силу 9 июля 2008 г. (Федеральный закон № 33-ф3). В связи с принятием предложения норвежской стороны о проведении совместной проверки прохождения границы издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 233-р по организации этой работы и начата работа по его реализации. Кроме того, прохождение границы регламентируется также рядом протоколов и соглашений.

Финляндия. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Финляндской Республикой - 1325,8 км (сухопутная - 1091,7 км, речная

60,3 км, озерная - 119,8 км, морская - 54,0 км).

Международно-правовое оформление российско-финляндской границы, ее режим закреплены в Договоре между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики о режиме советско-финляндской государственной границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов от 23 июня 1960 г. Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики от 12 мая 1997 г. в Договор внесены соответствующие изменения и дополнения.

В связи с принятием предложения финляндской стороны о проведении Совместной проверки границы издано распоряжение Правительства Российской Федера-

ции № 1551-р от 2 декабря 2004 г. по организации этой работы. В настоящее время проводятся мероприятия по совместной проверке прохождения российско-финляндской границы.

Хотя российско-финляндская граница определена в международно-правовом отношении, в Финляндии действуют силы, которые желали бы пересмотреть итоги Второй мировой войны, ранее заключенные соглашения. На неофициальном уровне в Финляндии действуют различные движения и организации, такие как «Карельский Союз Финляндии», «Великая Финляндия» («Суур Суоми»). Как известно, согласно Московскому Договору от 12 марта 1940 г., заключенному после вооруженного советско-финского конфликта 1939-1940 гг., в состав СССР были возвращены исторические карельские земли, издавна входившие в состав России. Это Карельский перешеек с городом Выборг, северное и западное побережье Ладожского озера, а также западная часть полуостровов Рыбачий и Средний.

Эстония. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Эстонской Республикой - 466,8 км (сухопутная - 89,5 км, речная - 87,5 км, озерная - 147,8 км, морская - 142,0 км).

Сложными были отношения России с Эстонией по поводу принадлежности Печорского района Псковской области (имеющего площадь 1,5 тыс. кв. км) и Кингисепского района Ленинградской области (0,8 тыс. кв.), заселенных в основном русскими.

Конституция Эстонии 1992 г. в ст. 122 констатирует, что сухопутная граница Эстонии определена Тартуским мирным договором 1920 г. и другими межгосударственными договорами о границе. Данное положение содержит территориальные притязания к России и противоречит Договору от 12 января 1991 г., в котором признается существующая российско-эстонская граница в соответствии с административно-территориальным делением бывшего СССР на момент подписания данного Договора.

Эстонская Республика и Российская Федерация, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе документами ООН и ОБСЕ, и подтверждая стремление развивать на их основе межгосударственные отношения, желая обеспечить благоприятные условия для развития и укрепления добрососедских отношений и взаимного доверия между двумя государствами, а также стремясь развивать правовую основу для урегулирования вопросов, связанных с эстонско-российской государственной границей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1196 от 4 декабря 1995 г. создали Комиссию по делимитации границы и разграничению морских пространств между Российской Федерацией и Эстонской Республикой. В ходе российско-эстонских переговоров было согласовано прохождение границы на всем ее протяжении, которое в основном совпадает с границей, в одностороннем порядке обозначенной Российской Федерацией.

18 мая 2005 г. в Москве был заключен Договор между Эстонской Республикой и Российской Федерацией об эстонско-российской государственной гра-

нице и Договор между Эстонской Республикой и Российской Федерацией о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах. 20 июня 2005 г. договор был ратифицирован парламентом Эстонии. При этом эстонцами в текст закона о ратификации включены положения, увязывающие данный процесс с внутригосударственными документами, которые не соответствуют объективным реалиям, создают ложный контекст для толкования и реализации положений этого договора. В свете позиций, занятой парламентом Эстонии, Президент Российской Федерации издал в связи с этим распоряжение № 394-рп от 31 августа 2005 г. «О намерении Российской Федерации не стать участником Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о российско-эстонской государственной границе и Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах».

В настоящее время подготовлен проект Соглашения о точке стыка государственных границ России, Эстонии и Латвии.

Латвия. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Латвийской Республикой - 270,5 км (сухопутная - 137,2 км, речная

127,5 км, озерная - 5,8 км).

Ранее Латвия выдвигала необоснованные территориальные претензии к России в отношении Пыталовского района Псковской области (площадь 1,6 тыс. кв. км, 30 тыс. жителей (латыши и эстонцы составляют менее 1 процента). Однако 27 марта 2007 г. в Москве был подписан Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о российско-латвийской государственной границе, в котором все разногласия были сняты. Договор вступил в силу 18 декабря 2007 г. Его положения предусматривают демаркацию совместной границы.

Переговоры о российско-латвийской границе проводились Комиссией по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1197.

В настоящее время начата работа по согласованию проектов трехсторонних соглашений о точках стыка государственных границ России, Латвии и Эстонии, а также России, Латвии и Белоруссии.

Литва. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Литовской Республикой - 285,9 км (сухопутная - 28,2 км, речная - 207,9 км, озерная - 8,7 км, морская - 41,1 км).

Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе (Москва, 24 октября 1997 г.) в настоящее время вступил в силу. Приложением к договорам является «Описание прохождения линии государственной границы между Российской Федерацией и Литовской Республикой», делимитационная карта с нанесенной линией государственной границы.

В соответствии с договором о российско-литовской границе подписано постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2005 г. № 63 о создании российской делегации в Совместной российско-литовской демаркационной комиссии. В настоящее время ведутся работы по подготовке и демаркации государственной границы сопредельных стран.

Украина. Протяженность сухопутного участка государственной границы Российской Федерации с Украиной - 1974,04 км (сухопутная - 1504,19 км, речная - 465,68 км, озерная - 4,17 км).

Переговоры по делимитации сухопутного участка российско-украинской границы проводились Комиссией, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1998 г. № 261-15.

В ходе совместных с украинской стороной работ был подготовлен Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе, который подписан 28 января 2003 г. Приложениями к Договору являются описание прохождения российско-украинской государственной границы, альбом карт с нанесенной линией границы. Данный Договор не предусматривает проведения демаркации российско-украинской границы.

В настоящее время большая часть сухопутной границы двух государств демаркирована. Однако не решен вопрос о прохождении государственной границы в Керченском проливе и Азовском море. 24 декабря 2003 г. подписан Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Сложными были отношения двух государств в связи с определением принадлежности косы Тузла.

Указанные договоры вступили в силу 23 апреля 2004 г. В настоящее время готовится проект трехстороннего Соглашения о точке стыка границ России, Украины и Белоруссии.

Грузия. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Грузией с учетом протяженности границ новых государств Абхазии и Южной Осетии - 572,5 км (сухопутная - 566,4 км, речная - 5,9 км., озерная - 0,2 км).

Комиссия по делимитации границ между Российской Федерацией и Грузией образована постановлением Правительства Российской Федерации № 981-55 от 26 сентября 1993 г. В ходе переговоров, состоявшихся по данному вопросу, было согласовано ее прохождение почти на всем участке государственной границы.

Республика Абхазия. Протяженность границ Абхазии - 255,4 км (сухопутная - 183,0 км, речная - 50,0 км, морская - 22,4 км).

Республика Южная Осетия. Протяженность границ Ю. Осетии - 70,0 км. На всем протяжении граница с сопредельными государствами сухопутная.

Азербайджан. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Азербайджанской Республикой - 350,0 км (сухопутная - 272,4 км, речная - 55,2 км, морская - 22,4 км). Комиссия по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой образована постановлением Правительства России от 22 апреля 1994 г. № 354-18. В ходе российско-азербайджанских переговоров согласовано прохождение границы на участке протяженностью 305,0 км (90%). В настоящее

дение границы на участке протяженностью 305,0 км (90%). В настоящее время продолжается работа по уточнению прохождения границы на 3-х несогласованных участках протяженностью 32,5 км (10%).

Китай. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Китайской Народной Республикой - 4333,91 км (сухопутная - 648,31 км, речная - 3615,57 км, озерная - 70,03 км).

Положение российско-китайской границы с давних времен являлось предметом международно-правовых споров, и только во второй половине 80-х годов наметилась тенденция укрепления ее стабильности.

16 мая 1991 г. в Москве было подписано Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части. 14 октября 2004 г. в Пекине - Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части.

В сентябре 1994 г. в Москве было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части.

9 декабря 1999 г. подписаны межправительственные Протоколы-описания линии российско-китайской государственной границы на ее восточной части и на ее западной части и Соглашение о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек. Данные Протоколы-описания после обмена нотами МИДов России и Китая вступили в силу с 19 января 2000 г.

В ходе трехсторонних переговоров 20 июня 2002 г. подписан Протокол-описание точки стыка границ России, КНР и КНДР на реке Туманная.

Соглашением 1991 г. не было определено прохождение государственной границы на двух участках: - остров Большой на реке Аргунь (протяженность 28 км, пл. - 58 кв. км) и острова Большой Уссурийский и Тара-баров у г. Хабаровска (протяженность 30 км, пл. - 336 кв. км). 2 июня 2005 г. вступило в силу Дополнительное соглашение между Россией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части.

9 ноября 2006 г. подписано Соглашение о режиме российско-китайской границы, которое вступило в силу 9 апреля 2007 г.

21 июля 2008 г. подписан Дополнительный протокол-описание Восточной части российско-китайской государственной границы между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики, который вступил в силу с 14 октября 2008 г. после обмена нотами МИДов России и Китая.

С подписанием указанных документов завершено международноправовое оформление государственной границы с Китаем.

В заключение отметим, что государственная граница является пространственным пределом осуществления государством его суверенитета, его террито-

риального верховенства, то есть она определяет пределы государственной территории. Вопросы, относящиеся к установлению границ, ее режима и охраны, регламентируются как международным правом, в частности соглашениями сопредельных государств, так и национальным законодательством каждого из них. Решение этих вопросов должно осуществляться на основе соблюдения принципов нерушимости государственных границ, отказа от применения силы или угрозы силой в отношениях между государствами.

ЛИТЕРАТУРА

Действующее международное право. В 3-х т. - М., 1996. - Т. 1.

Дипломатический вестник. - 1998. - № 12.

Международное право. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Отв. ред. Ю.М. Колосов и В.И. Кузнецов. - М.: Межд. отнош., 1998.

Ромашев Ю.С., Ганюшкин Б.В., Баскин Ю.Я., Корбут Л.В., Алешин В.В., Шумилов А.Ю. Правовые основы погранологии: Монография. - М.: Отделение погранологии МАИ, 2000.

INTERNATIONAL LEGAL ORGANIZATION OF RUSSIAN FEDERATION AND NEIGHBORING COUNTRIES NATIONAL BOUNDARIES

The Department of International Law Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The question of national boundaries is of great importance for each state. A whole range of state interests, the majority of which are of vital importance and form the base of any state national security are concentrated on the borders. The settlement of lawful and solid national boundaries and their legal organization is an important factor of providing international security and the development of states friendly relations.

Key word: national boundary, agreement, line, stability, sovereignty.

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
      • Структура Организации
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Вопросы прав человека
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
  • Дипломатическое и консульское право
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
    • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
      • Распространение и торговля наркотиками
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Государственная граница

Государственная граница - это действительная или воображаемая линия, отграничивающая территорию одного государства от территории сопредельного государства. Трем средам государственной территории соответствуют сухопутные, водные и воздушные границы. Сухопутные и водные границы устанавливаются по соглашению между государствами; морские границы - законодательным актом прибрежного государства в соответствии с нормами международного права.

В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

  • обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
  • взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
  • взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов.

Обычно установление государственных границ проходит две стадии: делимитация и демаркация. Делимитация - это определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами или, например, в мирном договоре и нанесение этой линии на географическую карту, прилагаемую к договору о делимитации. Точное определение границ между соседними государствами является фактором мира и безопасности, добрососедских отношений. Демаркация - это установление линии государственной границы на местности на основании документа о делимитации и обозначение ее соответствующими пограничными знаками. С этой целью создаются смешанные комиссии на паритетных началах; они определяют и обозначают прохождение линии государственной границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков.

О всех действиях по демаркации составляются специальные документы: протокол-описание прохождения границы, карта с нанесением на нее линии границы, а также протоколы на каждый пограничный знак. Иногда возникает необходимость в редемаркации государственной границы, т.е. проверке, восстановлении, замене или установке новых пограничных знаков. Редемаркация осуществляется на основе специальных соглашений (чаще всего такие соглашения касаются проверки речных участков границы). Российская Федерация имеет такие соглашения с Польшей, Венгрией, Румынией и Турцией (проверка речных участков), с Чехией и Словакией (в порядке правопреемства от Чехословакии) и Монголией (проверка всей линии государственной границы).

На пограничных реках (Одер, Эльба, Амударья и др.) граница, как правило, устанавливается следующим образом; по судоходной реке - по фарватеру или тальвегу; по несудоходной реке - по середине реки. Однако по соглашению между государствами граница может быть установлена по-иному. На пограничных озерах линия государственной границы соединяет точки сухопутной границы, выходящие к берегам озера.

Прохождение государственной границы РФ устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами:

  1. на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясновидимым ориентирам;
  2. на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
  3. на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
  4. на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
  5. на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.

Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Для обеспечения неприкосновенности государственных границ устанавливается определенный режим. Режим государственной границы включает правила:

  • содержания государственной границы;
  • пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;
  • пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • ведения на государственной границе либо вблизи ее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности.

Режим границы России устанавливается Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», Таможенным кодексом, Воздушным кодексом и другими актами, а также международными соглашениями с сопредельными государствами.

Для решения вопросов, связанных с поддержанием режима Государственной границы Российской Федерации, а также для урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки Государственной границы РФ из числа офицеров пограничных войск назначаются пограничные представители Российской Федерации. Российская Федерация заключила соглашения с сопредельными государствами (кроме США, Японии и КНР) по пограничным вопросам, в которых регулируются также права и обязанности пограничных представителей, которые в основном сводятся к следующему: принимать меры для предотвращения случаев нарушения пограничного режима; расследовать и разрешать все случаи нарушения пограничного режима, а также (в пределах их компетенции) претензии о возмещениях, явившихся следствием пограничных инцидентов. Более серьезные вопросы, касающиеся нарушения Государственной границы РФ, разрешаются в дипломатическом порядке.

Пограничные представители проводят свою работу, как правило, на совместных заседаниях на территории той стороны, по инициативе которой происходит заседание. Постановления, совместно принятые пограничными представителями, обязательны для сторон и окончательны. При выполнении своих служебных функций пограничные представители пользуются личной неприкосновенностью; неприкосновенны находящиеся при них служебные документы, а также помещения, транспорт.

Основные положения таможенных правил . Грузы и ценности перемещаются через государственную границу в соответствии с правилами, установленными Таможенным кодексом. Таможенный кодекс РФ является основным законодательным актом, регулирующим организацию и деятельность центральных и местных таможенных учреждений. Российские таможенные учреждения осуществляют контроль за соблюдением государственных таможенных правил, совершают таможенные операции, ведут борьбу с нарушениями таможенных правил и с контрабандой (ст. 2 Кодекса). Осуществляя такой контроль, таможенные учреждения РФ предотвращают незаконные провоз или пересылку грузов и предметов через Государственную Границу РФ, задерживаю! или конфискуют грузы и предметы, провозимые или пересылаемые с нарушением установленного порядка либо контрабандным путем, привлекают к ответственности в административном порядке лиц, совершивших нарушения таможенных правил или контрабанду, подготавливают или передают в следственные органы материалы о лицах, совершивших контрабанду, наказуемую в уголовном порядке.

Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Границы между сопредельными государствами обычно определяются двусторонними договорами между ними.

В период существования СССР практически со всеми соседними странами были заключены договоры о прохождении государственной границы. В их числе – договор 1990 г. с Китайской Народной Республикой, зафиксировавший линию границы на ее восточном участке (ратифицирован уже Российской Федерацией). Линия границы на ее западном участке определена Договором между РФ и КНР 1994 г. С учетом договоров принимаются внутригосударственные правовые акты о государственной границе.

В России это Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г. Он характеризует государственную границу как «пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации». Государственной границей России считается РСФСР, закрепленная законодательными актами и международными договорами СССР. Границы Российской Федерации, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат, согласно Закону, договорному закреплению.

Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам. На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера. Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается государством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их разграничения между смежными или расположенными друг против друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: делимитацию и демаркацию (рис. 2).

Рис. 2. Этапы установления государственной границы

При демаркации составляются демаркационные документы: протоколы – описания государственной границы, протоколы пограничных знаков (с характеристикой их положения, формы, размеров, материала, номера и т.д.).

В межгосударственных отношениях и в договорах стран Содружества Независимых Государств используется особый термин «внешние государственные границы государств-участников СНГ», которым обозначаются границы этих государств с не принадлежащими к Содружеству государствами. Существуют Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. и Договор о сотрудничестве в охране границ государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество, 1995 г.

Режим государственной границы определяется совокупностью международно-правовых и внутригосударственных норм. Международные договоры, касающиеся режима государственной границы Российской Федерации, разнообразны: о прохождении государственной границы, о системе обозначения линии границы, об уточнении ее прохождения на определенных участках, о режиме границы в целом или об отдельных элементах режима, в том числе об уходе за пограничными знаками, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об охране границы и обеспечении стабильного положения на ней.

В порядке правопреемства Российская Федерация восприняла применительно к соответствующим регионам двусторонние договоры о режиме государственной границы, о сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам, о порядке урегулирования пограничных конфликтов, заключенные Союзом ССР с Финляндией, Польшей, Монголией и некоторыми другими государствами.

Пограничный режим представляет собой особый правовой статус прилегающей к государственной границе территории государства. Он определяется законами и иными правовыми актами государства. Законом «О Государственной границе Российской Федерации» пограничный режим устанавливается в пограничной зоне, в территориальном море, а также на определенных участках внутренних вод РФ, если они имеют выход к Государственной границе.

Пограничной зоной Российской Федерации является полоса местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, а также острова на указанных водоемах.

Защита и охрана Государственной границы осуществляются в соответствии с национальным законодательством государства и международными договорами.

Защита Государственной границы Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по осуществлению политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, оперативно-розыскных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке могут участвовать организации и граждане. Головным (координирующим) федеральным органом исполнительной власти в сфере защиты Государственной границы РФ является Федеральная пограничная служба РФ.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы. Государствами-участниками Содружества Независимых Государств заключены соглашения об охране государственных границ и морских экономических зон от 20 марта 1992 г., о сотрудничестве по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 г., Договор о сотрудничестве в охране границ государств-участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество, от 26 мая 1995 г.

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость.

Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории . Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и, согласно этим договорам, отмечаются на местности. Как правило, эти границы проводятся с учетом особенностей рельефа местности (горы, реки и другие характерные признаки) и называются орографическими. Иногда устанавливаются границы по прямой линии между двумя данными точками (геометрические границы), а также по меридианам или параллелям (астрономические границы).

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами: на судоходных реках - по тальвегу (линии наибольших глубин) или посередине главного фарватера, на несудоходных - посередине реки. На озерах и иных водоемах граница устанавливается по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или иного водоема.

Морскими границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных морей смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. Граница территориального моря при размежевании между противолежащими или смежными государствами устанавливается по соглашению между ними. При этом действует ряд международных правил, в частности ни то, ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию. Однако это правило не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых или иных особых обстоятельств необходимо провести иное разграничение.

Воздушными границами государственной территории являются боковые и высотные пределы его воздушного пространства. Боковой границей воздушного пространства является вертикальная плоскость, проходящая по сухопутной и водной линиям государственной границы. Никаких особых соглашений по воздушным границам не заключается.

Современные сухопутные и водные границы устанавливаются, как правило, по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии сухопутной границы (отчасти и водных) подробно описывается в международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая является неотъемлемой частью данного договора. Этот процесс определения договорной границы называется делимитацией . Для установления сухопутной линии границы на местности сопредельные государства образуют смешанную (совместную) комиссию, которая обозначает положение границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков (демаркация границы).

Кроме договорных существуют так называемые "исторически сложившиеся границы", точное положение которых не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств, но в течение длительного времени они соблюдались на местности и были так или иначе признаны сопредельными государствами. Такое признание создает международно-правовой обычай относительно положения данной границы и на этой основе делает ее юридически обязательной для сопредельных государств. Положение таких границ может быть подтверждено в различных соглашениях сопредельных государств, в том числе и в соглашениях о демаркации.

Сопредельные государства устанавливают определенный режим взаимной границы для обеспечения ее неприкосновенности. В нем содержатся права и обязанности сторон по поддержанию в надлежащем порядке линии границы на местности, а также определен порядок ее пересечения. Режим границы устанавливается как соглашениями государств, так и их внутренним законодательством. Договоры о режиме границы обычно содержат положения о происхождении и обозначении линии границы на местности, об уходе за пограничными знаками, о совместных комиссиях по проверке границы, о пограничных уполномоченных (комиссарах), о порядке пользования пограничными водами и пересекающими границу железными и шоссейными дорогами, а также положения об охоте, лесном и сельском хозяйстве и о горном деле вблизи государственной границы.

На пограничных реках срединная линия реки или срединная линия главного фарватера или тальвега, по которым проводится линия границы, могут изменяться из-за различных намывов, наносов и других природных явлений. Поэтому в договорах часто оговаривается, что линия границы на данной реке является неизменной или она изменяется в зависимости от естественных изменений реки, если международными договорами не предусмотрено иное. Одностороннее изменение уровня пограничных вод недопустимо. Обычно в режиме государственной границы предусматривается, что в случае необходимости переоборудования или сноса мостов, плотин, дамб и подобных сооружений на пограничных водах, если такие действия могут повлечь за собой изменение уровня вод на территории другой стороны, к соответствующим работам можно приступать лишь по получении на то согласия этой стороны.

В целях обеспечения необходимого порядка в приграничных районах государства могут создавать в них специальный пограничный режим, который регулируется в основном внутренними законами.

Для упрочения добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества сопредельных государств важное значение имеет своевременное урегулирование различных пограничных инцидентов на основе взаимного согласия сторон, В международной практике для этого применяют институт пограничных комиссаров (пограничных представителей), порядок назначения которых, их права и обязанности, правила сношений, иммунитеты и т. п. часто определяются в соглашениях с сопредельными государствами о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов. По этим соглашениям пограничные представители имеют компетенцию: 1) принимать меры для предотвращения нарушений порядка на границе; 2) препятствовать нелегальному переходу границы; 3) расследовать все случаи нарушения режима границы, кроме тех, которые требуют разрешения в дипломатическом порядке; 4) расследовать и разрешать претензии о всякого рода возмещениях, являющихся следствием нарушения порядка на границе; 5) согласовывать порядок возвращения имущества, оказавшегося на территории другой стороны. Особо серьезные случаи нарушения границы разрешаются, как правило, дипломатическим путем.

1 апреля 1993 г. был принят Закон о Государственной границе Российской Федерации, который вступил в действие 4 мая 1993 г. Закон содержит положения об установлении границ, их режиме, о пограничном режиме, полномочиях органов государства в сфере охраны границы и др.

В современном международном праве наметилась тенденция к особой стабильности договоров о государственных границах. Обычно международные договоры могут прекращать свое действие в связи с истечением их срока, наступлением отменительного условия, возникновением войны, прекращением существования субъекта договора, денонсацией, отменой договора, его новацией и аннулированием. Этим обычным образом договоры о границах не могут прекращать свое действие. Такие договоры имеют целью окончательное установление границы и не заключаются на временный срок (договоры о временных демаркационных линиях составляют особую категорию). В теории и практике международного права существует концепция о том, что установление границы имеет в виду окончательность и стабильность такого установления. Договоры о границах не содержат положений и условий об их денонсации и, следовательно, денонсации не подлежат. Эти договоры не могут содержать и никаких отменительных условий. Возникновение войны также не прекращает действия договора о границе. Прекращение существования субъекта международного права не создает никаких прав у кого-либо на территории бывшего субъекта, за исключением случаев объединения на основе самоопределения. Односторонняя отмена договора о границе противоправна в своей основе. Новация договора о границе (изменение ее положения) возможна только по взаимному согласию сторон. Остается довольно сложным вопрос о том, дает ли право на аннулирование договора о границе существенное нарушение этого договора другой стороной, в частности, посредством агрессии с целью аннексии. По-видимому, трудно утверждать о существовании такого правила для всех случаев, хотя подобные прецеденты имели место после второй мировой войны.

Коренное изменение обстоятельств, при которых был заключен какой-либо договор, дает в некоторых случаях право на его прекращение. Это установлено в п. 1 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Однако п. 2 той же статьи устанавливает, что эта оговорка неприменима к договорам, устанавливающим границу.

Согласно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года, правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, или обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму границы (ст. 11). Это означает, что если в силу самого факта правопреемства и возникают какие-либо основания для прекращения или изменения договорных прав и обязательств, то эти основания не могут быть использованы для изменения обязательств и прав, относящихся к режиму границы. Договоры о границах должны соблюдаться государством-преемником, если по взаимному согласию сторон не будет достигнуто решение об их изменении в соответствии с международным правом.