Государственный долг по видам обязательств. Государственные долговые обязательства

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних

Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслужива-ния сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ .

В зависимости от заемщика публичный долг подразде-ляется на государственный долг Российской Федерации, государст-венный долг субъекта РФ и муниципальный долг .

Под государствен-ным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обяза-тельства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъекта-ми международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государст-венную казну.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокуп-ность его долговых обязательств; он полностью и без условий обес-печивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Под муниципальным долгом соответствен-но понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем иму-ществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантиро-ваны. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга ор-ганы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты воз-никающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг .

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

Под внешним государственным долгом понимаются обяза-тельства, возникающие в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выде-ляют капитальный и текущий государственный долг.

Под капиталь-ным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начис-ленные проценты по этим обязательствам.

Под текущим государст-венным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обяза-тельств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существо-вать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Россий-ской Федерации;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий Россий-ской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государ-ственный долг Российской Федерации на основе принятых феде-ральных законов;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключен-ных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктури-зации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть крат-косрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обяза-тельства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам Российской Федера-ции и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования — 10 лет.

В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением меж-дународных соглашений и договоров на уровне муниципального об-разования. Все упомянутые формы в рыночной практике использу-ются достаточно активно.

Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные обра-зования.

Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком , который в качестве кредитных ресурсов ис-пользовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, опреде-ляемых ежегодными соглашениями.

Однако с принятием новой ре-дакции Федерального закона «О Цен-тральном банке РФ (Банке России)» , ЦБ не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и мест-ных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Как составить иск о взыскании задолженности? Иск о взыскании задолженности является конечным этапом по возврату долга и к судебному разбирательству данной проблемы приходят уже после того как проведены переговоры и прошло досудебное урегулирование дела. Применить иск можно тогда, когда должника можно уличить в злостном уклонении от погашения долга. Исковое заявление должно включать в себя: 1. Наименование суда, в который подается иск. 2. Реквизиты истца: адрес, фамильные данные, телефон. 3. Реквизиты ответчика: адрес, фамильные данные, телефон. 4. Цена иска в денежном выражении. 5. Заявление с предъявляемыми требованиями и описанием сути дела. 6. Список приложений. 7. Дата и подпись истца.

В-40. формы и виды государственных долговых обязательств

Важно

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно). 4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией; 4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий, выраженных в валюте Российской Федерации; (в ред.


Федерального закона от 28.12.2017 N 434-ФЗ) (см.

Понятие и формы долговых обязательств рф

Государственный долг субъекта РФ включает в себя долговые обязательства субъекта РФ, которые осуществляются в виде обязательств: — по государственным ценным бумагам субъекта РФ;- по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ;- по кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;- по государственным гарантиям субъекта РФ. Совокупность долговых обязательств муниципального образования об-разует муниципальный долг.
Долговые обязательства муниципального образования выступают в виде обязательств: — по ценным бумагам муниципального образования (муниципальные ценные бумаги);- по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов БС РФ;- по кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;- по гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Виды долговых обязательств в россии

Внимание

РФ могут существовать в виде обязательств по: 1) государственным ценным бумагам субъекта РФ;2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов БС РФ;3) кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;4) государственным гарантиям субъекта РФ. Долговые обязательства субъекта РФ могут быть краткосрочными (менее 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).


Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по: 1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов БС РФ;3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Как происходит взыскание задолженности у должника?

России. В состав государственного долга Российской Федерации в соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса РФ включаются долговые обязательства в следующих формах: * в форме кредитных договоров и соглашений, заключенных от имени России с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов; * в форме государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ; * в форме договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; * в форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов; * и, наконец, в форме соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Что такое долговое обязательство? государственные долговые обязательства

Правительством РФ, материальная ответственность по погашению долга, в случае неплатежеспособности эмитентов, возлагается на Российскую Федерацию. Если же внутренние займы субъектов РФ не были гарантированы Правительством РФ, то ответственности по их долговым обязательствам Российская Федерация не несет.


Формы и условия выпуска долговых обязательств субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливаются самостоятельно соответствующими органами власти. Говоря о других формах государственных долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, следует назвать, например, и такую как казначейские векселя, которые появились на территории Российской Федерации.] В соответствии же с Федеральным законом «О переводном и простом векселе» были установлены определенные ограничения на выпуск в обращение долговых обязательств в форме векселя.
Так, ст.

Формы и виды долговых обязательств и их реализация

В этом случае будет целесообразно оформить отказ от наследства, так как смысла в наследовании не будет.

Долговое обязательство

Соответствующие органы субъекта Российской Федерации и местного самоуправления являются эмитентами ценных бумаг субъекта РФ и муниципального образования. Наиболее распространенным видом ценным бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа.

Облигация (от лат. obligatio обязательство) представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую внесение ее держателем денежных средств и подтверждающую обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Подробное понятие облигации закреплено в ст. 816 ГК РФ.

  • Ваш должник умер, тяжело заболел, получил инвалидность: как обратиться с требованием уплаты долга к его родственникам, обратить взыскание на его имущество.
  • Вы намерены расторгнуть брак, и хотите узнать, как осуществляется раздел долгов при разводе.
  • Для того, чтобы одолжить денег знакомому, вы оформили на себя кредит: особенно осложняется эта ситуация тогда, когда вы уже и сами не можете выплачивать этот кредит, и вам грозит судебный процесс с банком, а письменное долговое обязательство не было заключено.
  • Вы были должны кому-то денег, вернули долг, но не задокументировали факт исполнения обязательств, не уничтожили расписку – и с вас требуют денег теперь повторно, грозят обращением в суд.
  • Вы планируете вступить в наследство, но вместе с имуществом покойного к вам переходят и его долги, которые превышают размер стоимости наследственной массы.

В связи с этим наиболее целесообразным представляется обращение к МСФО (международным стандартам). В соответствии с ними обязательства классифицируются в качестве элемента, который относится непосредственно к оценке финансового статуса компании.

Они также выступают как часть пассива, возникающего из предшествующих событий, оплата которой предполагается вследствие выбытия ресурсов. Кроме того, обязательства являются результатом прямых событий либо прочих операций.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что, в отличие от гражданско-правовой точки зрения, в соответствии с которой рассматриваемый элемент правоотношений выступает как условие совершения или несовершения действий, бухгалтерский подход характеризует их как последствия того или другого поведения, вследствие чего возникает необходимость выбытия ресурсов.
Формы долговых обязательств РФ В законодательстве выделяются следующие формы долговых обязательств РФ:

  • договора кредитного характера, одним из участников которых является государство, а в качестве другого может выступать другая страна, различные международные фонды и кредитные организации;
  • ценные бумаги, выпуск которых организован от имени государства;
  • соглашения о переуступке долгов третьих лиц (исключительно на основании принятых законодательных актов);
  • договора о предоставлении государственной гарантии;
  • соглашения о реструктуризации прошлых долгов или об их пролонгации;
  • и т.д.

Можно сказать, что формы долговых обязательств РФ ничем не отличаются от тех, которые касаются частных и юридических лиц, кроме того факта, что одной из сторон соглашения должно выступать само государство в лице уполномоченных органов и структур.
Основные виды долговых обязательств РФ: — Кредиты, привлеченные от имени РФ, выступающей в качестве за-емщика, осуществляются с целью привлечения денежных средств для преодоления дефицита бюджета. Кредиторами в этом случае выступают коммерческие банки России и иностранных государств, а также сами иностранные государства.- Обязательства по государственным ценным бумагам.
Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается Правительством РФ.- Бюджетные кредиты предоставляется на условиях возмездности и возвратности.- Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в которых гарантом выступает РФ. Государственная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые могут возникнуть в будущем. Письменная форма договора о предоставлении государственной гарантии является обязательной.

Долговые обязательства могут выступать в двух формах. Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. Широко используются две формы государственного кредита:

товарная форма государственного кредита (например, хлебный заем и сахарный заем, которые применялась в переходный период от капитализма к социализму);

денежная форма государственного кредита (в России получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 год) и ликвидации бюджетного дефицита).

Также долговые обязательства могут выступать в виде:

внутриэкономического кредита;

международного государственного кредита.

Рассмотрим их более подробно.

1. Внутриэкономический кредит.

В системе кредитных отношений внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:

государственные займы;

обращение части вкладов населения в государственные займы;

заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

казначейские ссуды;

гарантированные займы.

а). Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и других.

Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.

Свободная котировка облигаций государственных займов на фондовой бирже является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который невозможен без высокой степени ликвидности доходных бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в настороженном отношении займодателей к государственным кредитным операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка и нарушения государством своих обязательств; принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т.п.

Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди населения.

Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам.

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:

центральным правительством;

республиканскими правительствами;

местными органами власти.

Широкое распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является, как правило, незначительной.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:

реализуемые только среди населения;

реализуемые среди юридических лиц;

универсальные, то есть предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты доходов выделяют:

процентные займы;

выигрышные займы;

процентно-выигрышные займы;

беспроигрышные займы;

беспроцентные (целевые) займы.

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат). По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются. Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется. Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.

По срокам погашения займы делятся на:

краткосрочные займы - срок погашения до 1 года;

среднесрочные займы - срок погашения до 5 лет;

долгосрочные займы - срок погашения более 5 лет.

По методу размещения займы подразделяют на:

добровольные займы;

займы, размещенные по подписке;

принудительные займы.

Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

Государственные займы могут быть:

облигационными;

безоблигационными.

Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

б). В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) - обращение части вкладов населения в государственные займы.

В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

в). Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.

г). Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности.

Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на других условиях, по другим причинам и в иных целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

д). По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов.

2. Международный государственный кредит.

Традиционно международный кредит представлял собой предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на условиях возвратности, срочности и платности. Кредиторами и заемщиками были представители двух разных стран. Источником финансирования товарного кредита и перевода валютных ресурсов в этом случае всегда являлся национальный рынок капиталов. В современных же условиях помимо национальных рынков капиталов важнейшим источником кредитных ресурсов стал собственно международный рынок капиталов, не имеющий непосредственно какой либо национальной принадлежности.

Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Последний представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается как правило в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость (проценты плюс комиссионные), чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке.

Старейшая форма внешнеторгового кредита - фирменные кредиты. Преимущественно это ссуды, предоставляемые экспортером одной страны импортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней торговле. Фирменный кредит, сроки которого, как правило, колеблются в пределах от 1 до 7 лет, имеет ряд разновидностей: покупательский аванс, кредит по открытому счету. Фирменный кредит чаще всего реализуется посредством открытого счета.

Кредит по открытому счету осуществляется через банки импортера и экспортера. Между экспортером и импортером заключается долговое соглашение, по которому первый записывает на счет последнего в качестве его долга общую стоимость отгруженных товаров с учетом начисляемых процентов, а импортер, в свою очередь, обязуется в установленный срок погасить сумму кредита и выплатить проценты. При фирменном кредите импортер часто вносит так называемый покупательский аванс в размере, чаще всего, 10-20% стоимости поставки в кредит, что представляет своего рода обязательства принять поставляемые в кредит товары.

Среди наиболее существенных недостатков фирменного кредита, с точки зрения импортера, являются:

ограниченные сроки кредита;

сравнительно небольшие объемы кредитования;

жесткая привязанность импортера к продукции фирмы поставщика.

Поэтому с ростом масштабов и диверсификацией международной торговли доля фирменных кредитов в общей сумме внешнеторгового кредитования начала снижаться, все более уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию.

Банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительные сроки кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшая стоимость кредита.

Первоначально банки вышли в сферу внешней торговли как кредиторы фирм экспортеров. Поэтому такие внешнеторговые кредиты именуются кредитами поставщику.

Со временем национальные банки страны фирмы экспортера стали осуществлять более гибкую политику внешнеторгового кредитования: они стали предоставлять кредиты непосредственно импортеру. За счет полученных от банка средств импортер оплачивает поставки экспортера. Такой метод банковского внешнеторгового кредитования получил наименование кредиты покупателю. Они для импортера более выгодны. Появляется возможность выбора фирмы поставщика, однако, пока что только в данной стране. Сроки кредита удлиняются, а его стоимость несколько снижается. При этом фирмы поставщики, устраненные от непосредственного участия в кредитования экспорта, не могут завысить цены кредита, что весьма типично при фирменном кредите и даже при кредите поставщику.

Помимо внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентам из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте.

Рассмотрев основные формы и виды долговых обязательств, перейдем к изучению методов управления государственным долгом.

Функционирование государственного и муниципального кредита ведет к образованию государственного и соответственно муниципального долга. Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Принято классифицировать государственный долг по различным основаниям. По объему долговых обязательств государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа государственный долг делится на внутренний и внешний. Государственные внутренние заимствования ст. 89 Бюджетного кодекса РФ определяет как займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования Российской Федерации законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами:

Размещением долговых ценных бумаг;

Получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Федерации и муниципальный долг.

По срокам государственный долг делится на краткосрочный – до 1 года, среднесрочный – от 1 года до 5 лет и долгосрочный – от 5 до 30 лет, для муниципальных образований – до 10 лет.


Состав государственного долга. В соответствии с БК РФ долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме:

Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

Государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Договоров о предоставлении Российской Федерации государственных гарантий;

Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет (ст. 98 БК РФ).

Государственный долг субъекта Федерации – это совокупность долговых обязательств субъекта Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом.

Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:

Государственных займов субъекта Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Федерации;

Договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Федерации;

Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта Федерации не могут превышать 30 лет.

Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:

Кредитных соглашений и договоров;

Займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

Договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Договоров и предоставлении муниципальных гарантий.

Данные долговые обязательства не могут превышать 10 лет.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ установил, что долговые обязательства государства могут выступать в форме предоставления государственных гарантий. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В последние годы Российская Федерация выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц.

Под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательными актами. В условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, т.е. погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Государственное долговое представляют собой , подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш