Как обосновать способ определения поставщика единственный поставщик. Как подготовить обоснование плана закупок и плана-графика

Все госзаказы по 44-ФЗ осуществляются на бюджетные деньги. Чтобы контролировать эффективность расходов, от заказчиков требуют обосновывать их необходимость. Разберемся на примерах, что собой представляет обоснование соответствия объекта закупки 2020, что писать в нем и как его оформлять.

Нормативная база

Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ , порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от 05.06.2015 N 555 .

Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика. Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки. Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.

За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ . Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

Обоснование в плане закупок

При утверждении плана к нему прилагается следующая форма:

В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
  • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример — размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.

В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара.

В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.

Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее:

Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме. Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми. Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги. Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей.

Разъяснения в плане-графике

При утверждении плана-графика потребуется заполнить иную форму. Она также утверждена постановлением правительства № 555 и выглядит вот так:

В ней 10 столбцов, первые три из которых заполняются по аналогии с прошлой формой. Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы.


Если всю информацию из ЕИС перевести в табличную форму, отчет заказчика будет выглядеть так:


Если обоснование начальной цены одним из установленных методов занимает много места, а в плане-графике много позиций, чиновники предлагают описывать расчеты в приложениях, а в колонке 3 давать только ссылки на них.

Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан обосновывать еще и годовой объем таких закупок, а также указывать существующие ограничения по нему.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье мы с вами рассмотрим такую интересную тему, как обоснование закупок в рамках 44-ФЗ. Подробно поговорим о том, что собой представляет обоснование закупок, кем и в какие сроки готовится, а также какую информацию должно в себе содержать. Материал статьи рассчитан, прежде всего, на представителей Заказчиков, а также будет полезен в ознакомительных целях и поставщикам.

1. Что такое обоснование закупки?

Обоснование закупки (ОЗ) — документ, являющийся приложением к плану закупок и плану-графику закупок.

Обоснование закупки осуществляется Заказчиком на этапе планирования. Статья 18 44-ФЗ вступила в силу с 1 января 2016 года, поэтому первые ОЗ Заказчики должны сформировать в виде приложений к плану закупок на 2017-2019 гг. и плану-графику на 2017 год.

3. Обоснование при формировании плана-графика

Согласно ч.3 ст.18 44-ФЗ при формировании плана-графика обоснованию подлежат:

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 44-ФЗ;

3) дополнительные требования к участникам закупки.

Рекомендую вам также посмотреть видеообзор нового сервиса по обоснованию закупок — «Обоснуй!» . Данный сервис будет полезен, как Заказчикам, так и поставщикам.

4. Сроки подготовки обоснования закупок

Сроки подготовки ОЗ для федеральных Заказчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации, для Заказчиков субъекта РФ — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а для муниципальных Заказчиковместной администрацией.

5. Оценка обоснованности осуществления закупок

Согласно ч.4. ст.18 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

По результатам аудита и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п.3 ч.1 ст.99 44-ФЗ (Примечание: это органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований 44-ФЗ, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На этом моя небольшая статья подошла к концу. Надеюсь, что вышеизложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Запрос котировок – неторговый способ определения поставщика при проведении тендера . Победителем становится участник, предложивший самую низкую цену и соответствующий всем установленным заказчиком требованиям.

При наличии двух одинаковых ценовых предложений победителем может считаться участник, направивший свою заявку первым.

Законодательные сведения

Основными нормативными документами, регламентирующими закупочную деятельность организаций, являются 44-ФЗ и 223-ФЗ.

  • По 223-ФЗ заказчик руководствуется собственным положением о закупке, по 44-ФЗ заказчик руководствуется только текстом закона.
  • В рамках 44-ФЗ запрос котировок проводится исключительно на бумажных носителях. В 223-ФЗ предусмотрено .
  • В соответствии с 223-ФЗ в описании предмета закупки может указываться страна, товарный знак или изготовитель. По 44-ФЗ этого категорически делать нельзя.
  • В торгах по 223-ФЗ не предоставляются преференции национальным компаниям.

Об основных пунктах в запросе коммерческого предложения по 44-ФЗ рассказано , а из вы узнаете о сроках проведения процедуры.

Общий порядок действий

Несмотря на различия, описанные выше, общий порядок действий при проведении тендера методом запроса котировок в 44-ФЗ и 223-ФЗ одинаков:

По итогам заседания составляется протокол, который размещается в Единой информационной системе в установленные сроки.

Закупочная документация

Проведение тендера методом запроса котировок предусматривает наличие следующих документов:


В соответствии с 44-ФЗ заказчик обязан обеспечить аудиозапись вскрытия котировочных заявок.

Обоснование способа закупки

Обоснование способа и начальной максимальной цены происходит на этапе формирования плана закупок.

Согласно ч. 2 ст. 72 № 44-ФЗ заказчик вправе проводить закупку методом запроса котировок . Если начальная (максимальная) цена договора не превышает 500 тысяч, при этом годовой объем закупок, проводимый этим методом, не должен превышать 10% от совокупного годового объема закупок и не должен превышать 100 млн. рублей.

Ч. 2.3. ст. 2 №223-ФЗ гласит, что способы закупки и условия их применения должны быть описаны в положении о закупке заказчика.

В документации о проведении запроса котировок обязательно должны быть указаны :


В 44-ФЗ не предусмотрено предоставление разъяснений положений документации при проведении запроса котировок.

В 223-ФЗ предусмотрено предоставление разъяснений участникам положений закупочной документации по требованию. Сроки и порядок должны быть указаны в положении о закупке заказчика . Ответы на вопросы участников так же должны быть размещены в установленном порядке.

Как составить?

Алгоритм действий заказчика при проведении процедуры закупки:

  1. Необходимо убедиться, что закупка отражена в плане. При необходимости план может быть изменен в установленном порядке.
  2. Составление закупочной документации.
  3. Размещение в единой информационной системе извещения.
  4. Прием и регистрация заявок. Заказчик обеспечивает сохранность и конфиденциальность заявок до момента вскрытия.
  5. В установленное время вскрытие заявок и подведение итогов.
  6. Составление и публикация протокола. Один экземпляр протокола должен быть направлен победителю.
  7. Заключение договора с победителем тендера.

Обеспечение исполнения контракта

Требования об обеспечении исполнения контракта обязательно должны быть указаны в извещении о проведении закупки.

Обеспечением может служить внесение денежных средств на счет заказчика в сумме, указанной в извещении, или предоставление банковской гарантии.

Договор с поставщиком заключается только после предоставления исполнения контракта . Это служит гарантией добросовестности поставщика.

  • Доверенность должна отражать функции, которые будет выполнять представитель организации . При этом нужно максимально точно воспроизвести формулировки законодательства. Обязательно наличие подписи руководителя и печати организации.

    Если участника закупки будет представлять сторонняя организация, возможно оформление договора подряда.

    При ведении закупочной деятельности заказчик должен внимательно относиться к требованиям законодательства. Несоблюдение заказчиком правил, указанных в нормативных документах, влечет за собой наложение штрафов и санкций. Для исполнителя несоблюдение норм чревато попадание в реестр недобросовестных поставщиков .

    Полезное видео

    Предлагаем посмотреть видео о том, как осуществляется запрос котировок:

С октября 2019 года законодатели упраздняют обоснование выбранного способа определения поставщика. О новых правилах читайте в статье. Также воспользуйтесь удобным сервисом, который поможет выбрать способ закупки за 1 секунду.

Когда нужно обоснование выбранного способа определения поставщика

В действующей редакции 44-ФЗ сказано, что способ определения поставщика заказчик обосновывает в плане-графике (п. 3 ст. 18 44-ФЗ). Обратите внимание, что с 1 октября 2019 года п. 3 ст. 18 утратит силу. В новой редакции статьи содержится фраза о том, что обоснованной считается закупка, которая соответствует требованиям ст. 19 и ст. 22. То есть та, которая проводится с учетом положений о нормировании и правильном формировании НМЦК.

Кроме того, с октября упраздняют порядок и форму обоснования закупок (ПП РФ от 05.06.2015 № 555 действовать больше не будет). Из этого можно сделать вывод, что на этапе планирования закупок заказчикам не придется обосновывать объект, способ закупки и НМЦК. По новым правилам в рамках мониторинга проверяющие не будут оценивать обоснованность процедур.

Стоит учитывать, что санкции за неверный выбор способа закупки остались прежними. А значит, заказчикам нужно внимательно следить за правильностью своих решений. Напомним, ответственность наступает по ст. 7.29 КоАП РФ. За неверный выбор способа закупки заказчик получит штраф 30 тыс. руб.

В случае, если вместо конкурса или аукциона был выбран другой тип процедуру, штраф составит 50 тыс. руб. Если выбрана закрытая закупка или процедура с ограниченным участием в обход требований закона, заказчика также оштрафуют на 50 тыс. руб.

Как заказчику выбрать правильный способ закупки?

Спросите умного помощника в сервисе Ассистент заказчика.
1. Получите демо-доступ,
2. Укажите ОКПД2 продукции и параметры будущей закупки (ответьте на вопросы),
3. Узнайте возможные способы проведения в вашем случае и обоснования к ним.

Использовать сервис

Обоснование для электронного аукциона

Заказчики обязаны закупать путем аукциона ТРУ из перечня, который утвержден распоряжением Правительства от 21.03.2016 № 471-р. Кроме того, аукцион можно проводить и в других случаях. Финансовых ограничений нет.

Обоснование для конкурса с ограниченным участием

Такой вид конкурса можно выбрать, если:

  • закупаются технически сложные, инновационные товары (ПП РФ от 04.02.2015 № 99);
  • закупаются работы по сохранению памятников, реставрации и т.д.

В 2019 году вступили в силу изменения. С 1 мая заказчики должны закупать услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению конкурсом с ограниченным участием. Также можно проводить такие закупки путем запроса котировок и у едпоставщика. Но в этом случае доптребования к участникам не применяются.

Обоснование для запроса котировок

Запрос котировок можно проводить, если начальная цена контракта не больше полумиллиона, а в год заказчик проводит таким образом процедуры на общую сумму не больше 100 млн руб.

Обоснование выбора неконкурентного способа закупки

Все ситуации, в которых можно выбрать закупку у единственного поставщика, перечислены в п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Это закрытый список, а значит, проводить неконкурентные закупки в других случаях запрещено.

05.12.2013 г.

Осуществляя закупочную деятельность заказчики руководствуются Конституцией РФ, Законом № 223-ФЗ, ФЗ № 135 «О защите конкуренции», другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, а также принятым правовым актом, регламентирующим процедуру закупок конкретного заказчика - Положением о закупках. Ст. 2 ФЗ №223 гласит о том, что именно Положение является главным документом, лежащим в основе всех закупочных процедур того или иного заказчика. Современное законодательство не содержит исчерпывающего перечня торговых и неторговых способов закупок, однако положениями ФЗ №223 (ч.3. ст. 3) предусмотрена возможность для заказчиков указать в своем Положении о закупках иные способы закупок, помимо конкурса и аукциона (они в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются торгами и должны быть обязательно отражены в Положении о закупках, независимо от того, будет ли использовать эти способы заказчик или нет при осуществлении закупок товаров, работ или услуг, т.е. обязательны для включения, но не обязательны для проведения). Следовательно, любой иной способ закупок кроме конкурса и аукциона не является торгами и не регулируется статьями 447 - 449 части первой Гражданского кодекса РФ. Эти процедуры также не являются публичным конкурсом и не подпадают под действие ст. 1057-1061 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, проведение данных процедур не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по заключению договора с победителем таких процедур или иным участником, в случае соответствующей оговорки в Положении о закупке Вместе с тем, при определенных обстоятельствах контролирующие органы могут признать неторговую закупку торгами по своей природе.

В своем Положении о закупках заказчик может указать любые неторговые способы закупок (самые популярными являются запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры), на свое усмотрение, при этом он прописывает порядок, условия закупок такими способами- начиная от подачи заявок до определения победителя и заключения с ним договора. Заказчикам вполне удобно и выгодно отразить в своем Положении о закупках именно неторговые способы закупок, так как он самостоятельно определяет последовательность действий той или иной процедуры, способ определения победителя, сроки и в целом специфику конкретной закупки для своей организации. При осуществлении неторговых процедур заказчик не ограничен требованиями ст.447-449 Гражданского кодекса РФ, нормы которых регулируют порядок проведения торгов и заключение по их итогам договоров. ФЗ №223 предусматривает сроки размещения в ЕИС извещения о закупке для торгов, а что касается неторговых способов закупок, то заказчик самостоятельно определяет сроки проведения таких процедур, порядок и отражает это в Положении о закупках.

В отличие от торгов, осуществление неторговых процедур не накладывает обязанность на заказчика заключить договор с победителем, также он может отклонить предложения всех участников на любой стадии и завершить проведение закупки без выбора победителя. Что касается антимонопольных требований, указанных в ФЗ №135, они являются общими для торгов и неторговых закупок, об этом следует помнить заказчику, при формировании требований и технического задания той или иной процедуры, а также при определении победителя.

Способы закупок

Способы закупок:

-конкурентные

а) путем проведения торгов (конкурс, аукцион)

б) без проведения торгов (те способы, которые предусмотрел заказчик в своем Положении о закупках, например, запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры)

-неконкурентные (закупка у единственного источника).

Выбор способа закупки

Заказчик при закупке товаров, работ или услуг вправе использовать только те способы закупок, которые предусмотрены в Положении о закупках. При этом применение того или иного способа должно быть обусловлено рядом тех или иных условий, указанных в Положении о закупках заказчика.

Например, заказчик вправе применять процедуру открытого конкурса , если: для заказчика важны несколько условий исполнения договора, на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке в ЕИС до подписания договора, у заказчика есть не менее чем 30 дней, начальная (максимальная) цена договора превышает 10 000 000 рублей.

Заказчик вправе применить процедуру открытого аукциона, если: для заказчика важна цена договора, на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке в ЕИС до подписания договора, у заказчика есть не менее чем 30 дней, начальная (максимальная) цена договора превышает 10 000 000 рублей.

Если у заказчика на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке в ЕИС до подписания договора) менее 20 дней, начальная (максимальная) цена договора не превышает 10 000 000 рублей, необходима возможность необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры, важны несколько условий исполнения договора, то заказчик вправе использовать запрос предложений.

Если у заказчика на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке в ЕИС до подписания договора) менее 20 дней, начальная (максимальная) цена договора не превышает 10 000 000 рублей, необходима возможность необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры, важным условием исполнением договора является цена, то вполне уместно использовать такой способ закупки как запрос котировок.

Для конкурентных переговоров в своем Положении о закупках заказчик может указать, например, такие условия: важны несколько условий исполнения договора, начальная (максимальная) цена договора превышает 2 000 000 рублей, сложность закупаемых товаров, работ или услуг такая, что имеются разные варианты удовлетворения потребностей заказчика, или заказчик не может сформулировать спецификацию товаров, характеристику товаров, работ или услуг, или у заказчика возникают иные сложности при закупке, которые можно решить только путем переговоров с участниками закупок, а проведение процедуры многоэтапного конкурса с учетом затрат времени нецелесообразно, необходима возможность необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры и др.

Исполнение обязательств участника закупки в связи с подачей заявки может быть обеспечено внесением задатка (размер устанавливается в Положении о закупках и прописывается в закупочной документации заказчиком) в качестве обеспечения данной заявки на расчетный счет, указанный в закупочной документации.

Аукцион

Аукцион - это конкурентный способ закупки, при котором победителем признается лицо, предложившее самую низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора была снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора. Такой способ закупки по праву можно назвать самым известным, так как свое распространение он получил благодаря ФЗ №94 (сейчас ФЗ №44). Заказчики, закупочная деятельность которых регламентируется ФЗ №223, самостоятельно определяют в Положении о закупках случаи и порядок проведения аукциона. Чаще всего аукцион проводится тогда, когда заказчик определился какой именно товар необходим, какого качества, какие свойства он должен иметь, в какие сроки он будет поставляться. Закупить необходимый товар (работы или услуги) по наименьшей цене-такова цель данного конкурентного способа закупки. Заказчик обязан известить всех заинтересованных лиц том, что будет проводиться открытый аукцион не менее чем за 20 дней (по ФЗ№ 223) до дня, когда будет окончен прием заявок. Важная часть проведения аукциона - торги, когда участники предлагают свои ценовые предложения относительно конкретного лота.

Шаг аукциона - установленный организатором закупки денежный интервал, в соответствии с которым изменяется предыдущее ценовое предложение. Победителем в аукционе признается допущенный участник закупочной процедуры, который предложил лучшую цену. Заказчик вправе принять решение об отказе от проведения открытого аукциона в сроки, указанные в извещении о проведении открытого аукциона. В соответствии с Гражданским кодексом РФ после завершения аукциона на заказчике лежит обязанность заключить договор с победителем. Аукцион может проходить и в электронной форме в соответствии с ФЗ №223 и регламентом той электронной площадке, где проводится данная закупочная процедура. При этом после завершения закупки в этом случае договор может быть заключен как в электронной форме через ЭТП, так и в обычной, бумажной форме- порядок заключения договора прописывается в Положении о закупках заказчиком.

Существует еще такое понятие как «редукцион » - неторговый конкурентный способ закупки, когда победителем будет признано лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, путем проведения торгов по снижению начальной (максимальной) стоимости договора (аукцион на понижение) в порядке, установленном в редукционной документации.

Конкурс

Конкурс - конкурентный способ закупки, при котором победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании Положения о закупках, и конкурсной заявке которого присвоен первый номер. Такой способ закупки целесообразно использовать когда заказчику важна не только цена (происходит сокращение роли ценовых критериев, ФЗ №223 этому не препятствует, в пользу тех критериев, которые наиболее точно помогут определить заказчику победителя и его готовность к эффективному взаимодействию), но и ряд других параметров закупаемых товаров, работ или услуг. Победителем в конкурсе является лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора. Заказчик извещает всех заинтересованных лиц о проведении конкурса не менее чем за 20 дней (по ФЗ № 223) до дня окончания приема заявок. Участники подают вместе с указанным в закупочной документацией пакетом документов заполненные заявки установленной формы с ценовым предложением и другими характеристиками закупаемого товара (работ или услуг). Конкурсная процедура проходит несколько этапов: извещение о проведении конкурса, прием заявок, вскрытие заявок, рассмотрение и оценка заявок, подведение итогов и заключение договора с победителем.

В закупочной документации заказчик указывает критерии , по которым будут оцениваться поданные заявки участников. Каждый критерий имеет свой коэффициент значимости и систему начисления баллов. Например, заказчик указывает такие критерии оценки как: цена (значимость критерия 40 %, опыт выполнения аналогичных работ участником закупки - значимость критерия 20 %, срок гарантии -значимость критерия 30 %, срок выполнения работ - значимость критерия 10 %). Победителем становится участник, кто набрал наибольшее количество баллов по результатам оценки заявок. Заказчик обязан заключить договор с победителем процедуры в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Заказчик вправе принять решение об отказе от проведения открытого конкурса в сроки, указанные в извещении о проведении открытого конкурса.

Конкурс также может проходить в электронном виде на ЭТП, в соответствии с ее регламентом, весь документооборот будет осуществляться в электронной форме. Некоторые заказчики используют в качестве одного из способов закупок тендер. Как правило, это копия конкурса, только под другим названием. Делается это для того, чтобы закупка не попадала под действие Гражданского кодекса РФ (ст. 447-449). Но на практике, тендер воспринимается как конкурс с в судах (как и запрос предложений) со всеми соответствующими правовыми последствиями.

Конкурс может быть многоэтапным . На первом этапе многоэтапного конкурса участники закупки представляют первоначальные конкурсные заявки, содержащие технические предложения без указания цены, а также документы, подтверждающие соответствие участников установленным в конкурсной документации требованиям. К участию во втором этапе многоэтапного конкурса допускаются только те участники, которые по результатам первого этапа допущены комиссией по закупке до участия в этапе и получили адресные приглашения. На втором (заключительном) этапе заказчик предлагает участникам представить окончательные конкурсные заявки с указанием цены — итоговое технико-коммерческое предложение. (порядок проведения заказчик указывает в закупочной документации в соответствии с Положением о закупках).

Запрос предложений

Запрос предложений - конкурентный способ закупки без проведения торгов, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер. Данный способ закупки аналогичен конкурсу («миниконкурс»). Заказчик в закупочной документации может указать свое право отказаться от проведения запроса предложений в любое время до момента заключения договора, также на заказчике не лежит обязанность заключить договор с победителем закупочной процедуры. Запрос предложений целесообразно использовать, когда в короткие сроки необходимо закупить товары (работы, услуги). Заказчик устанавливает сроки проведения закупочной процедуры, обычно это 5-10 дней (прием заявок, оценка и рассмотрение, подведение итогов) в закупочной документации согласно Положению о закупках.

Так же как и в конкурсе в закупочной документации заказчик устанавливает критерии оценки и сопоставления заявок участников, закрепляется значимость того или иного критерия, количество баллов, которые присваиваются по каждому критерию, алгоритм подсчета баллов. Запрещается предъявлять к участникам, как торговых процедур, так и неторговых, требования, не предусмотренные в закупочной документации. После определения победителя заказчик на свое усмотрение может заключить с ним договор.

Запрос котировок

Запрос котировок - конкурентный способ закупки без проведения торгов, победителем которого признается участник, предложивший наиболее низкую цену договора. Также как и аукцион запрос котировок нацелен на получение самой выгодной цены договора. В закупочной документации заказчик может (так же как и в запросе предложений) указать право отказаться от проведения данной закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем запроса котировок. Запрос котировок считается самым простым способом закупки товаров работ, услуг и подходит для закупки несложных недорогих товаров в короткий период времени. В закупочной документации заказчик устанавливает срок приема заявок (обычно 5-7 дней) участников, где будут указаны их ценовые предложения. Порядок проведения запроса котировок в плане организации напоминает запрос предложений. Важное отличие- наличие главного критерия оценки-цены. Другие условия в этом случае формулируется заказчиком самостоятельно в закупочной документации.

Также как и запрос предложений запрос котировок может проводится в электронной форме на ЭТП. Это обеспечивает высокий уровень конкуренции при проведении закупочной процедуры.

Конкурентные переговоры

Конкурентные переговоры - конкурентный способ закупки без проведения торгов, при котором заказчик проводит переговоры с поставщиками, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора. Данный способ закупок не такой распространенный как запрос предложений или запрос котировок. Заказчик оповещает неопределенный круг лиц о намерении провести конкурентные переговоры. Лица, желающие принять участие, подают заявки в соответствии с закупочной документацией. После чего ведутся переговоры между заказчиком и участниками о характеристиках продукции, о стоимости, условиях поставки и оплаты и т.д. На этапе переговоров заказчиком ведутся протоколы, где отображается суть договоренностей относительно товара (работ или услуг). Заказчик на свое усмотрение может заключить договор с участником закупки, который предложил лучшие условия. Данный способ закупки обеспечивает широкие возможности для заказчиков при проведении закупки, так как есть постоянный контакт с потенциальным поставщиком.

Также как и другие неторговые способы, конкурентные переговоры могут быть реализованы в электронной форме . Конкурентные переговоры используются как и не закупочная процедура для мониторинга и анализа рынка товаров, работ и услуг.

Конкурентные процедуры могут проводиться среди неограниченного круга участников (открытие закупки), среди ограниченного круга участников (закупки с ограниченным участием и закрытые закупки). К закупкам с ограниченным участием допускаются такие участники, которые прошли предварительный квалификационный отбор, специально приглашенные для участия.

Предквалификационный отбор

Предквалификационный отбор проводится в случаях, когда товары (услуги,работы) по причине их высокосложного или специализированного характера способны поставить или выполнить только ограниченное число лиц. Суть предварительного квалификационного отбора заключается в следующем: например, заказчик сначала проводит отбор поставщиков по определенному направлению, к примеру, осуществление строительных работ. Готовится предквалификационная документация, где заказчик указывает необходимые требования к участникам (наличие необходимого оборудования, квалифицированного персонала и т.д.), критерии отбора (наличие опыта выполнения таких работ, сроки выполнения и т.д.). Эта процедура открытая и в ней могут принять участие любые заинтересованные лица. В последствии будут отобраны среди участников лучшие, например 3-6 организаций (количество организаций указывается в предквалификационной документации). Заказчик формирует список квалифицированных поставщиков, в данном случае подрядчиков, на определенный в срок, когда заказчик будет проводить именно среди этих участников различные закупочные процедуры. То есть к участию будут приглашаться только лица из такого перечня.

В случае, если заказчиком было принято решение об ограничении участия в конкретной процедуре закупок, информация об этом должна быть указана в извещении о закупке. Порядок и случаи проведения предквалификационного отбора следует установить в положении о закупке.

Закрытые закупки

Закрытые закупки- это закупки, в которых могут принять участие специально приглашенные заказчиком лица, или закупки, информация о которых (извещение, закупочная документация, проект договора) не размещается в ЕИС (основания для проведения такой закупочной процедуры отграничены самим ФЗ №223).

Закрытые закупки проводятся в следующих случаях:

Если сведения, составляющие государственную тайну содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора - лица, которые имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Перечень таких лиц определяется заказчиком.

Если Правительством РФ определена конкретная закупка, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с п.1 ч.16 ст.4 ФЗ №223, или перечни и (или) группы товаров, сведения о закупки которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с п.2 ч.16 ст.4 ФЗ №223 .

При проведении тех или иных закупочных процедур заказчиком может быть предусмотрено использование документов только:

На бумажном носителе,

Использованием документов в электронной виде (при проведении закупок в электронной форме),

С использованием и тех и других документов.

В настоящее время подача заявок в электронном виде не предусмотрена в ЕИС (на официальном сайте закупок) и заказчик не может обеспечить конфиденциальность таких заявок, поданных в электронном виде участниками (например, на электронную почту). Поэтому целесообразно проводить закупки на электронной площадке сайт, где документооборот проходит только в электронной форме и заказчик может чувствовать себя защищенным. В Законе № 223-ФЗ ничего про электронные торговые площадки не сказано, закон никак не контролирует закупки для нужд заказчика с использования электронных торговых площадок. Заказчик самостоятельно вправе решить, проводить закупочные процедуры на своей собственной электронной торговой площадке (если такая имеется) или на любой другой площадке, которая работает в РФ в соответствии с 223-ФЗ. Заказчик вправе проводить закупки не только на одной электронной торговой площадке.

Для начала работы на электронной площадке необходимо пройти аккредитацию.

Закупки в электронной форме обязательно проводятся в случаях, определенных решением Правительства РФ (Постановление Правительства № 616) в соответствии с ч. 4 . ст.3 ФЗ №223, а также по усмотрению заказчика. Необходимо стремиться к увеличению доли электронных закупок в общем объеме. В электронной форме обязательно закупаются, например, бумага; полиграфическая и печатная продукция; канцелярские принадлежности; электронно-вычислительная техника; медицинская аппаратура; автомобили, детали и принадлежности к ним; природная вода. Таким же образом размещается извещение о закупке на услуги по техобслуживанию и ремонту автомашин и офисной оргтехники, уборке зданий. Электронная закупка не применяется когда информация о закупке не подлежит размещению в ЕИС или товар (услуга) приобретается у единственного источника. Также это не касается экстренных ситуаций (потребность в закупке возникла из-за аварии, ЧС, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства или закупка проводится для устранения их угрозы). Общий порядок проведения закупок в электронной форме подобен обычной процедуре, которая может проводиться с использованием документов, как на бумажных носителях, так и документов в электронной форме. При проведении закупок в электронной все документы подписываются электронной цифровой подписью уполномоченных лиц со стороны заказчика.

Переторжка

Существует такое понятие как «переторжка». Эта процедура, направленная на добровольное снижение цен предложений участников с целью повысить их предпочтительность для заказчика. Законодательно никак не определена. Предпочтительна в тех случаях, когда по результатам процедуры заказчик остался ими не удовлетворен. Заказчик обязан в случае проведения переторжки указать в закупочной документации о том, что он может предоставить участникам закупочной процедуры возможность добровольно повысить предпочтительность их заявок путем снижения первоначальной (указанной в заявке) цены (переторжка). Необязательно при проведении переторжки делать акцент только на цену.

Заказчик может предусмотреть в закупочной документации либо гласную , либо тайную переторжку.

При тайной переторжке вскрываются только поданные участниками конверты с минимальными ценами, окончательная цена заявки каждого участника объявляется и заносится в протокол. При гласной переторжке Заказчик предлагает всем приглашенным публично объявлять новые цены. Переторжка ведется до тех пор, пока все участники не объявят о том, что заявили окончательную цену и далее уменьшать ее не будут. По окончании переторжки заказчик вскрывает запечатанные конверты с минимальными ценами, но эти цены отдельно не оглашаются. Если окончательная цена, заявленная участником по результатам переторжки окажется выше или равной указанной в конверте с минимальной ценой у данного участника, заказчик признает заявленную им в ходе переторжки окончательную цену. Если окончательная цена, заявленная в ходе переторжки окажется ниже, чем это указано в конверте с минимальной ценой у данного участника, заказчик огласит ее и будет считать окончательной ценой заявки, полученной в ходе переторжки, а заявленную отвергнет. Цена, полученная вышеуказанным образом в ходе переторжки, будет считаться окончательным предложением цены для каждого участника закупки.

Закупка у единственного источника

Данный способ закупки, заказчик может предусмотреть в своем Положении о закупке. Единственный источник (поставщик, исполнитель, подрядчик) - лицо, которому заказчик предлагает заключить договор без проведения конкурентных способов закупки. Заказчик указывает в Положении о закупках случаи применения именно этого способа закупки. Например: закупки товаров, работ услуг не превышают 100 тысяч (500 тысяч) рублей с НДС включительно; конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора; заключение договора энергоснабжения; закупки услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения (кроме услуг по реализации сниженного газа); закупка товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с ФЗ № 147 «О естественных монополиях»; закупка услуг по авторскому надзору за разработкой проектной и конструкторской документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией капитальным ремонтом объектов капитального строительства, изготовление оборудования соответствующими авторами и др. Количество случаев закупки товаров, работ, услуг у единственного источника заказчиком определяется в Положении самостоятельно, в среднем этот диапазон от 7 до 45 случаев закупки у ЕИ. Не следует дробить закупки. У проверяющих органов в таком случае могут возникнуть вопросы, вплоть до привлечения за нарушение принципов 223-ФЗ. Если стоимость закупки у ЕП более 100 тысяч рублей(500 тысяч рублей), если она не содержит сведения о гос. тайне и не включена в перечень, утвержденный Правительством РФ, то в ЕИС заказчик публикует извещение о закупке у единственного источника, документацию (заказчик указывает, что заявки не принимаются, закупка осуществляется у ЕП (указать в Положении о закупке)) и проект договора.

В соответствии с Постановлением Правительства №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме», закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупке, предусмотренном статьей 2 ФЗ №223».

Таким образом, для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах работах или услугах с необходимыми показателями цены, качества, надежности, а также при эффективном использовании денежных средств, существуют различные способы закупок, которые заказчик самостоятельно выбирает в каждом конкретном случае исходя из специфики закупаемых товаров, работ или услуг и деятельности своей организации.