Понятие и роль в жизни общества. Применение права: понятие, место и роль в правовом регулировании

Введение 3

    Понятие, признаки права и его роль в жизни общества 4

    Гражданские правоотношения: понятие, особенности,

    Принципы уголовного законодательства РФ.

Понятие, сущность и структура уголовного закона 14

    Задача 21

    Список литературы 22

Введение

Тема «права» актуальна в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями.

1. Понятие, признаки права и его роль в жизни общества.

Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно- организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

Существенные признаки права.

Различные ученые выделяют различные признаки права, однако практически все теории признают следующие признаки:

    Нормативность. Право обязательно санкционируется (или устанавливается) государством;

    Общеобязательность;

    Обеспеченность государством;

    Носит объективный характер;

    Формальная определенность - нормы права выражены в официальной форме;

    Неперсонифицированность и неоднократность действия норм права. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем;

    Справедливость содержания юридических норм;

    Системность. Право - это внутренне согласованный, упорядоченный организм;

    Предоставительно-обязывающий характер. Одновременно предоставляет правомочия одному субъекту, а на другого возлагает соответствующую обязанность.

Функции права.

Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию - например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию - право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) воспитательную функцию - право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

г) коммутативную функцию - посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

д) экологическую функцию.

2. Специально юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

а) общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;

б) межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;

в) отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);

г) функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих - в административном и др.

Все рассмотренные функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.

Роль в жизни общества.

Современные тенденции развития России придают особое значение ценности права. Изменение системы социальных ориентиров и потребностей обусловило необходимость соответствующих преобразований во всех областях общественной жизни. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, а сообразует с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом.

Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международною и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе.

2. Гражданские правоотношения: понятие, особенности, содержании, участники.

Гражданское правоотношение и механизм гражданско-правового регулирования отношений. Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль здесь играет понятие гражданского правоотношения.

Гражданское правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права. В предмет гражданского права входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения

Гражданское право имеет дело прежде всего с имущественными отношениями, лежащими в сфере экономического базиса общества. Одна из наиболее важных особенностей гражданского имущественного правоотношения состоит в том, что в нем отражается единство правовой настройки и экономического базиса, их связь и взаимоотношение.

И общества - это непростая тема. Чтобы получить полноценный и развёрнутый ответ, здесь необходимо ознакомиться с многотомными трудами. Но сделать небольшую выборку наиболее весомых постулатов можно и в рамках небольшой статьи.

Общая информация

Говоря про роль права в жизни человека, общества, государства и всей планеты, следует отметить, что оно находит своё проявление в регулятивных и охранительных функциях.

Первый аспект можно наблюдать в экономических, семейных, торговых и иных отношениях. Роль государства в данном случае заключается в том, что оно занимается установлением общих для всех участников прав и обязанностей. Охранительные функции - это защита от посягательства на жизнь и здоровье людей, их имущество, а в случае, если это негативное событие произошло, то устанавливает ответственность за убийство, кражу, нанесение вреда и за иные опасные деяния. Очень велика роль права в жизни общества. следит за тем, чтобы все предписания исполнялись. А в планетарном масштабе страны следят каждая за собой и другими.

Историческое развитие

Но не стоит забывать, что роль государства и права в жизни общества в первую очередь была направлена на защиту господствующего класса на протяжении длительного времени. Но даже тогда была определённая защита, пускай даже и только среди равных людей (тут можно вспомнить об эпохах рабства и феодализма). Но уже тогда существовали ограничения для отдельных представителей властвующего класса. Так, давайте рассмотрим ситуацию рабовладельческого Рима: тогда раб был только «вещью» для своего господина, но тем не менее последний не имел права лишать первого жизни безнаказанно. Если говорить про роль права в жизни общества кратко, то следует отметить, что оно является системой ограничений, что действуют в интересах всего общества. Даже в ушедшие эпохи благодаря этому сохранялось само общество. Правда, тут вопрос в качестве. В полной мере весь потенциал права может быть реализован только при действительно демократическом государстве, где место и роль права в жизни общества - в фундаменте построения социума.

Как определить реальное положение дел?

Место и роль права в жизни общества позволяют говорить о достигнутом социуме показателе культуры. То, насколько полезны установленные порядки, их помощь в удовлетворении прогрессивных личных и общественных интересов и потребностей и говорит нам о достижении балансового положения, когда уровень угнетения отдельных элементов стремится к минимуму. права в жизни общества заключается в том, что оно позволяет упорядочить стабилизировать их и развивать в дальнейшем. Причем направление выбирается согласно интересам социума. Иными словами, все экономические, политические и другие изменения будут осуществляться только и исключительно посредством действующего права.

Особенности понимания

Если недооценить роль государства и права в жизни общества, не понимать его значение и важность, то этим можно нанести значительный вред.

При этом следует отметить, что преувеличение его значения тоже негативно сказывается. Иными словами - право важно, но его возможности не безграничны. Давайте рассмотрим небольшой пример для понимания границ. Такие проблемы, как алкоголизм, пьянство, наркоманию и так далее решить одними правовыми запретами не получится. Почему? Дело в том, что это не юридическая проблема. Для успешного решения любой из вышеперечисленных проблем необходимо использовать полноценный комплекс социальных, экономических, социальных и правовых мер. И осуществляться они должны обществом совместно с государством. Да, нельзя взять и перебросить выполнение определённых задач на одно правительство и органы местной власти. Следует трудиться над решением определённых проблем и самостоятельно.

Понятие права

Как говорил Эпикур, людям нужны даже самые глупые законы, ибо при их отсутствии человечество просто себя бы пожрало. Специфика русского языка привела к тому, что существует два варианта толкования самого слова «право». В одном случае его могут использовать для обозначения системы правил поведения и взаимоотношений. В других - по отношению к конкретному индивиду, то есть Понятия являются взаимосвязанными и действуют так, чтобы увеличиваться общую эффективность, успешно реализовывая эффект синергии. Давайте рассмотрим небольшой пример. Наша общественная деятельность регулируется законодательством. То есть, доказывая свою точку зрения, мы не можем убивать не согласных с нами людей, избивать их и так далее. И одновременно сложно представить, чтобы существовали определённые нормы процессов выбора друзей, кого любить, как проводить время, какие книги читать и тому подобное. Следует понимать, что существует разное понятие права. Роль права в жизни общества во многом зависит от того, с какой точки зрения мы рассматриваем определённую конкретную ситуацию.

Важность и значение

Думаем, уже написанного достаточно, чтобы иметь представление про роль права в жизни общества.

Эссе, написанное нами, даёт ответы на большое количество вопросов, и некоторые из них хочется раскрыть ещё. Если спросить случайного человека, где он используется право, то, вероятнее всего, он скажет, что оно занимается регулирование важных общественных отношений. И это будет верно. Но это неполный ответ. Во многом это зависит от существующего государственного строя. Причем складывается обратная ситуация. Так, если право регулирует множество сфер со значительной детализацией - то это значит, что властвует тоталитаризм. Если оно ограничено сугубо действительно нужными областями - то, вероятнее всего, рассматриваемый объект является демократическим государством. То есть, необходимо соблюдать определённый баланс. Да, уверенность в каждом действии - это хорошо. Но если право как система норм и ценностей будет проникать в каждую сферу, то мы сами не успеем заметить, как окажемся за стеной с колючей проволокой и будет дружно маршировать в одной колонне.

Сферы права

Они различаются по уровню регуляции.

Мы будем рассматривать от наиболее к наименее «прописанным» сферам общественной жизни.

  1. Политическая . В эту сферу включено всё, что связано с управлением социума. Так, регулируется программа развития общества, деятельность партий, общественных объединений, государственных органов, взаимоотношения между нациями и различными группами и тому подобное. Этот аспект является весьма тщательно прописанным с точки зрения права.
  2. Экономическая . Она занимается производством, обменом и потреблением благ, созданных человеком. Благодаря тому, что экономика способна проводить саморегулирование, право здесь присутствует в меньшей степени, и, как правило, направлено на предоставление равных возможностей.

Продолжение списка

  1. Социальная . Эта сфера занимается удовлетворением существующих насущных потребностей отдельного индивида. В качестве примера здесь можно привести питание, одежду, проживание, работу и тому подобное. Так, право не регулирует, что нам надевать (хотя это ещё в какой стране посмотреть), но следит за тем, чтобы продаваемая продукция была не вредной для здоровья. Также в рамках социальной сферы осуществляется поддержание людей, которые не могут прокормить себя. К таковым следует отнести детей, студентов, пенсионеров, инвалидов, безработных, переселенцев, беженцев и так далее. Им для облегчения жизни выдаются небольшие пособия.
  2. Духовная . Сюда включена наука, культура, образование, самопознание, нравственность, этикет и иные продукты высоких планов. В качестве примера слабой регуляции можно привести только установление стандартов определённой части сферы и размеры его финансирования, особенности деятельности центров обучения и тому подобное.

Заключение

Вот и подходит к логическому завершению наша небольшая статья. Необходимо отметить, что тема чрезвычайно интересная, ей следовало бы посвятить больше времени. Здесь существует большое количество специфических особенностей. Так, больше всего правом регулируется но в качестве основы жизни общества выступает экономика. Если люди бедны, то никакие референдумы и свободные выборы не позволят решить имеющиеся проблемы и повысить их благосостояние. При этом, если деньги будут идти не на науку и образование, а на пенсии и пособия, то под вопрос можно поставить перспективу развития самого государства. И задача права (в идеале) - создание оптимальных условий для развития. Конечно, это может негативно сказаться сейчас, но чем-то нужно жертвовать, чтобы получить определённые преференции в будущем.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Во-первых, означает то, что «всегда является справедливым и добрым», т.е. естественное право. Во-вторых, право это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право», т.е. право исходящее от государства. Его в настоящее время называют позитивным правом. Идеи и основные положения естественного права нашли свое отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции России прямо указывается на то, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (п. 2 ст. 17) т.е. возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих причин.

В современной отечественной и зарубежной литературе нет единого определения понятия права. Нет также к нему и единого подхода. Однако среди многих определений понятия права и подходов к этому определению можно выделить нормативно-правовой и позитивистский подход. В соответствии с ним право определяется как система норм или правил поведения, исходящих от государства (установленных или санкционированных государством), выражающих волю и интересы государства и гарантируемых им от несоблюдения или нарушений со стороны юридических или физических лиц.

Основные признаки права (рис. 1):

1. Системность и упорядоченность права – это объективные факторы, к которым относятся экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Они отражают объективные потребности общества и государства. И субъективные факторы, к которым относится разработка и осуществление в той или иной стране научно обоснованной правовой политики, подготовка и реализация планов законодательных работ, правоохранительная деятельность государства;

2. Нормативность – с одной стороны потребность общества в создании и поддержании строгого порядка в различных сферах жизни, а также достижение и сохранение в обществе социального компромисса и согласия, а с другой повседневной и правотворческой деятельностью государства;

3.Императивный, чаще государственно-волевой, властный характер - императивный, т.е. предполагающий безусловное исполнение содержащихся в нем требований. Государственно-волевой характер, т.е. постоянно выражает волю государства, которая в свою очередь воплощает волю правящий группы, народа, общества или нации;

4.Общеобязательность и общедоступность – с одной стороны объективно донести до сведения (публикация текстов принятых юридических актов) населения содержание и требования нормативных правовых актов и иных источников права, а с другой стороны необходимостью их строгого и неуклонного соблюдения;

5.Формальная определенность, т.е. материальная, социальная, политическая, юридическая и иная;

6.Проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам;

7.Обладание регулятивным характером;

8.Всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность прав – достигается разными средствами и с помощью разных государственных и общественных институтов. Однако ведущую роль при этом неизменно играют государственные органы и организации.

Создавая нормы права, государство действует через свои уполномоченные на то органы или же опосредованно, путем передачи своих полномочий на издание некоторых нормативных правовых актов негосударственным органам или организациям.

Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае не исполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право в свою очередь активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех органов, должностных лиц и организаций правил поведения.

Право регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения.Право в любом обществе и государствевыполняет воспитательную роль , которая проявляется в том, что закон опирается не только на государственной принуждение, но и на убеждение (право призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности).

Охранительная функция права заключается в воздействии на поведение людей, путем угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Социальная функция права это внешнее проявление свойств права, ее реализация имеет экономические, политические, социальные и иные последствия.


ПРАВО

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон.

Право - форма общественного сознания, суть которой состоит в социальной регуляции. Выражена она в социальных нормах, обеспеченных принуждением со стороны государства, в чем заключается основное отличие права от морали. Такое понимание права было четко сформулировано К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривавшими его как возведенную в закон волю господствующего класса, и развито В. И. Лениным, указавшим на связь права с государственным принуждением.

По другой трактовке, распространенной преимущественно в западной науке, право - форма общественного сознания и соответственно социальной регуляции, выраженная в наиболее важных нормах (по распространенному определению, составляющих «минимум морали») и обеспеченных каким-либо принуждением. Принципиальное различие этих трактовок состоит в том, что, согласно первой, право возникает вместе с государством и является его функцией, а согласно второй, - существовало всегда.

В марксистской теории и этнографии преобладает взгляд, что право развилось из социальных норм или обычаев (т. е. опривыченных правил поведения). Из их числа, формирующееся или сформировавшееся государство, отобрало наиболее выгодные для господствующего класса (прежде всего обеспечивающие защиту собственности, эксплуатации власти и привилегий), и, придав им силу закона, сделало, так называемыми, юридическими обычаями. В отличие от моральных норм юридические обычаи были с самого начала едины в своей классовой обусловленности, что также стало отличительной чертой права. Это первоначальный пласт - так называемое обычное право.

Одним из важнейших свойств права является его нормативность. Это означает, что право состоит из норм. Норма права - это мельчайшее подразделение правовой материи.Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. - 1993. - № 6. - С. 129. Как пишут в большинстве учебных пособий, норма права является первичной, элементарной частицей, «клеточкой» права. Лившиц Р.З. Современная теория права: Крат. очерк / Ин-т государства и права РАН. - М., 1992. - С. 17. И это действительно так. Норма устанавливает типовые, обобщенные варианты поведения; это правила поведения общего характера. Именно нормативность права позволяет распространять государственные веления на всех, делать их общезначимыми, общедоступными и общеобязательными.

С определенной точки зрения право представляет собой совокупность норм. Право - это не только нормы, но без норм невозможно существование права в его теперешнем понимании. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. - 1993. - № 6. - С. 129. Именно нормативность делает право универсальным регулятором общественных отношений применительно к нашей (законодательной) правовой системе. Магазинер Я.М. Заметки о праве // Правоведение. - 2000. - № 5. - С. 217.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права - это основа функционирования всего механизма правового регулирования.

Все это подчеркивает значимость такого правового явления как нормы права.

В теории государства и права принято выделять следующие признаки нормы права.

1. Государственно-властный характер норм права. Норма, как правило поведения, всегда исходит от государства. Даже в том случае, когда государство санкционирует то или иное правило поведения, это правило признается государством, следовательно, выражает государственную волю, представляет государство, опирается на его мощь.

2. Норма представляет собой правило, т.е. образец, масштаб, эталон поведения людей, их коллективов. В норме права заложена некая модель поведения, и она призвана направлять поведение людей в соответствии с этой типовой моделью. Иными словами, норма права выполняет функцию моделирования общественных отношений. К тому же норма имеет и еще один аспект: она выражает нормативность в значении нормальности, социальной оправданности поведения. Пугинский Б.И. О норме права // Вестник Моск. университета. - 1999. - № 5. - С. 25.

3. Юридическая норма - это правило поведения предписывающего характера, она представляет собой государственно-властное предписание. Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. - 2001. - № 3. - С. 42. Норма - это масштаб поведения, который извне регулирует поведение людей (этим норма права отличается от норм нравственности). Норма права исходит от государства, поддерживается его силой, поэтому юридическая норма - это особое предписание, которое характеризуется властностью. В строгом смысле государство предписывает что-либо только в обязывающих нормах. В запрещающих нормах определяются рамки возможного поведения, исключаются те или иные варианты поведения. В управомочивающих нормах вообще нет предписывания какого-либо поведения, так как они предоставляют возможность самостоятельного, инициативного поведения.Лившиц Р.З. Теория права: Учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Бек, 2001. - С. 113.

4. Формальная определенность правовой нормы. Это означает, что норма имеет внешнюю форму выражения, т.е. фиксируется в источниках права. Именно благодаря внешней форме норма обретает силу юридической нормы. Марченко М.Н. Формы права: проблемы понятия и значение // Вестник Московского университета. - 2002. - № 1. - С. 6. Основным источником права в нашей стране является закон, поэтому в литературе формальная определенность часто определяется как выраженность нормы именно в нормативно-правовом акте. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие / Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. - М.: Изд-е г-на Тихомирова М.Ю., 1999. - С. 176. Однако норма - это частица права в целом. Основы права: Учеб. пособие / Под ред. Лазарева В.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1998. - С. 229. Поэтому правовыми признаются нормы, закрепленные в следующих источниках:

Нормативно-правовые акты (Конституция, законы, подзаконные акты);

Международно-правовые документы (договоры, соглашения, конвенции и др.);

Правовые обычаи;

Нормативные договоры.

5. Предоставительно-обязывающий характер нормы права. Означает, что норма права предоставляет лицам субъективные права и налагает на них юридические обязанности. Однако не все нормы права напрямую обладают таким качеством. Существуют так называемые нормы специального действия. Например, это нормы, которые дают определения правовых понятий, или нормы, решающие противоречия в действии других правовых норм.

6. Общеобязательность нормы права. Означает, что норма права действует на всех без исключения. Норма предполагает возможность принудительного осуществления, она обеспечена государственной властью, поэтому она носит общеобязательный характер в большей степени, чем другие социальные нормы. Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Журнал российского права. - 2002. - № 4. - С. 98.

7. Абстрактный, обобщенный характер правовой нормы. Нормы направляют поведение людей постепенно, непрерывно, во многих заранее не фиксированных случаях.

8. Как и право в целом, нормы отличаются системностью. Это означает, что они действуют комплексно, в системе. Каждая норма дополняет другую, их предписания взаимосвязаны и лишь совокупность норм позволяет осуществлять правовое регулирование в обществе. Право: Курс лекций / Под общ. ред. Варывдина В.А. - М.: Пед. общество России. Ноосфера, 1999. - С. 95.

Рассмотрев признаки правовой нормы, мы можем перейти к ее определению. Надо сказать, что вопрос об определении правовой нормы весьма неоднозначен. Кроме традиционного, существуют и иные, альтернативные, определения правовой нормы. Они более точны с научной точки зрения, однако в учебных целях все же лучше использовать традиционное определение, которое охватывает большинство признаков правовой нормы. И всегда нужно помнить, что любое определение достаточно условно; оно выделяет некоторые характерные черты, свойства и всегда требует дополнения.

Итак, норма права - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения общего характера, предоставляющее лицам субъективные права и налагающее на них юридические обязанности, которое поддерживается принудительной силой государства. Идея права: Репрессивное ЗЛО или социальная необходимость?: Пер. с англ. / Д. Ллойд. - М.: ЮГОНА, 2002. - С. 334.

Введение

В обобщенном виде систему юридической науки можно представить как состоящую из трех структурных подразделений:

· Общетеоретических и исторических наук (конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права, трудового права, семейного права, процессуальных отраслей права и др.);

· Отраслевые юридические науки изучают закономерности формирования, функционирования и развития определенных отраслей права.

· Прикладных юридических наук (криминалистики, судебной статистики, судебной медицины, судебной психиатрии, криминологии и др.).

Общетеоретические юридические науки, и в первую очередь – общая теория государства и права, исследуют наиболее общие, исторически складывающиеся закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права в их неразрывном единстве. Закономерности такого рода являются исходными, предопределяющимися, всеохватывающими в отношении как отраслевых, так и прикладных юридических наук.

Основы отраслей права рассматривают предмет исследования отраслей, их понятия и положения, особенности функционирования основных правовых норм. Прикладные юридические науки служат выявлению, оценке и внедрению наиболее эффективного инструментария, обеспечивающего надлежащую реализацию правовых предписаний.Изучение предмета помогает:четко представлять роль и место правовых отношений в профессиональном становлении и развитии личности;ознакомиться с основами конституционного строя и содержанием Конституции Республики Беларусь, правами и обязанностями гражданина Республики Беларусь, основами административного, гражданского, жилищного, семейного, трудового, экологического, уголовного права Республики Беларусь использовать необходимые нормативные правовые акты для повышения индивидуальной правовой культуры и активного участия во всех сферах жизни общества.

Право - это систематизированная совокупность правил, установленных или санкционированных государством, а также принятых путём референдума, имеющих обязательный характер и направленных на регулирование общественных отношений, реализация которых обеспечивается государственным принуждением. Социальная ценность права заключается в регулировании общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего интересам общества, государства, граждан. В классовом обществе нет другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить регулирование экономических, государственно-политических, организационных и ряда других отношений. Благодаря свойствам права оказывается возможным ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную по содержанию, гарантированную государством систему типовых масштабов поведения, функционирующую постоянно, непрерывно во времени. И потому именно право в классовом обществе является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность общественной жизни, начала общественной дисциплины, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность социального управления.



Мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого. И мораль, и право: а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности; б) являются основными регуляторами поведения; в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого; г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе; д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы Различия: 1) Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. 2) В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль). 3) Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли. 4) Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). 5) Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм. 6) С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права. 7) Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. Система права – объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация права, которая выражается в единстве и взаимосвязанности юридических норм, их деление на отрасли и институты. Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих обширный круг однородных общественных отношений. Отрасли права состоят из менее крупных групп норм, имеющих общие черты с другими нормами отрасли, но обладающих по отношению к ним определенной обособленностью. Эти структурные части отрасли права называются правовыми институтами. Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное и закрепленное государством и нормативно – правовыми нормами и актами. Нормой права (юридической нормой) или правовой нормой определяется объем прав, обязанностей, образ действий всех индивидов. Система законодательства - совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Система законодательства характеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации, ее эффективное использование. Нормативно-правовой акт (НПА) – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы. Он возник вместе с появлением государства, так как он является правовой нормой, принятой государственной властью. В настоящее время верховенство закона начинается с Конституции, она является важным ядром всей правовой системы страны. Все законы в нашей стране должны соответствовать Конституции Республики Беларусь. Кроме нормативно-правовых актов существуют и другие источники права: правовой обычай, юридический прецедент, юридическая доктрина, священные писания. Правовой обычай санкционированные государством правила поведения, которое сложилось в общественных отношениях как устойчивая норма. Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу. Юридическая доктрина – научно-обоснованные мнения учёных правоведов по вопросам содержания и применения правовых норм. Священные писания – религиозные книги, в которых содержатся правила поведения для последователей определённой религии. Нормативно–правовой акт – это не только закон. Законом является норма права, принятая законодательной властью, то есть, парламентом. Кроме закона к нормативно-правовым актам относятся указы главы государства, постановления правительства, приказы министров и т. д.

Виды нормативных правовых актов:

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.

Время действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы. Определения времени начала действия актов связано с понятием их опубликования, т. е. помещения текста акта в официальном издании (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь) или в официальных газетах «Беларусь сегодня», «Звязда», «Народная газета», «Рэспублiка» и некоторые другие, на которые можно официально ссылаться или иным предусмотренным законом способом.На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других – с момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и по истечению определенного срока после их опубликования. Законы и декреты президента подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.

Правовая норма, действующая с обратной силой, означает, что она распространяет свои действия на общественные отношения, возникшие до её вступления в законную силу. Действие нормативных правовых актов в пространстве связано с определением территории, на которой их нормы подлежат обязательной реализации. В соответствии с международным принципом территориального верховенства, как составной части государственного суверенитета нормативные правовые акты высших и центральных органов государства действуют на всей территории государства или на обозначенной в них части этой территории. Нормативные акты местных государственных органов действуют в пределах той территории, на которую распространяются их юрисдикция.

По общему правилу нормативные акты государства действуют в отношении всех субъектом права, находящиеся на его территории. Это – граждане данного государства, лица без гражданства, граждане других государств (иностранцы), лица с двойным гражданствам, а так же все организации, функционирующие на территории государства. Некоторые нормативные правовые акты распространяют своё действие лишь на определённые категории лиц, государственных органов, организаций.

Существуют некоторые особенности, связанные с распространением действий определённых нормативных правовых актов на граждан, независимо от места их нахождения. Так, по Конституции гражданину Беларуси гарантируется защита и покровительство государства как на его территории, так за его пределами. Определенные лица пользуются на территории Республики Беларусь правом экстерриториальности. Например, в соответствии с международными соглашениями главы иностранных государств и правительств, сотрудники иностранных дипломатических представительств, члены их семей и некоторые другие иностранные граждане в силу их определённой служебной принадлежности обладают дипломатическим иммунитетом. Эти лица пользуются правом личной неприкосновенности и не подлежат аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме.

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях: истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть); признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке; признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу; отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Правоотношения – это юридическая форма общественных отношений, представляет собой возникающих на основе правовых норм и определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями гарантированных государством.

Субъектами правоотношений являются субъекты права, вступившие в соответствующие правоотношения.

Субъектами права являются индивиды и организации, обладающие признаваемыми правовыми нормами юридическими качествами, позволяющими им быть носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъектами многообразных правоотношений могут быть физические лица (граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства); организации; социальные общности; государство в целом.

Юридический факт – это такие сформированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновении, существование, изменение и прекращение правовых отношений.

Юридические факты чрезвычайно многообразны. Они могут быть классифицированы по различным основаниям.

В зависимости от последствий юридические факты делятся на правообразующие, правозаменяющие, правопрекращающие. Один и тот же юридический факт может одновременно вызывать различные юридические последствие. По волевому основанию юридические факты подразделяются на события и деяния.

События – это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов права. Деяния – акты волевого поведения людей.

Юридическая ответственность – мера государственного принуждения, которая выступает правовой реакцией государства на правонарушение.

Виды юридической ответственности: Уголовная; Административная; Гражданско-правовая; Дисциплинарная.

Правопорядок – это такое состояние регулируемых правом общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям, вследствие строгого и неукоснительного их осуществления.

Правопорядок является результом законности, это реализованная законность, проявляющаяся в системе урегулированных правом отношений.

Законность – верховенство закона, неукоснительное исполнение законов и соответствующих и иных правовых актов всеми органами государства.

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность идей, взглядов, настроений, в которой выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому. Содержание правосознания имеет оценочный характер.Структурными составляющими правосознания являются: правовая психология; правовая идеология.

Правосудие - деятельность суда, направленная на рассмотрение и разрешение споров, связанных с нарушением в области гражданского, уголовного, административного и иных общественных прав

Историко-правовая мысль о правах и свободах человека

Историческое развитие начал свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость. Право вообще и права отдельных людей – членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости. Существенный вклад в развитие юридических представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д. Опираясь на источники действующего права, римские юристы в своей трактовке прав индивидов использовали сложившиеся правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права. Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья. В духе античных естественно-правовых идей Фома Аквинский утверждал, что цель государства – это “общее благо” его членов, обеспечение условий для их достойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тирании и обосновывал право народа на свержение тиранического строя. Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслителей Нового времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях. Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации общественных и государственных порядков. Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776г., Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права, так или иначе, испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа. Проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы.

Классификация основных прав человека и их единство

Права человека – одно из существенных свойств гражданского общества, определяющее уровень его культуры и цивилизации. Правовое государство и права человека неотделимы. Права человека – это субъективные права, выражающие реальные возможности личности, закреплённые в конституциях и законах. Права человека носят всеобщий универсальный характер, это выражается в том, что:

1) все люди, без какой-либо дискриминации, имеют основные права и свободы;

2) все права человека универсальны вне зависимости от государственного строя или международного статуса страны;

3) права и свободы человек имеет везде, где бы он ни находился;

4) проблема прав человека – всеобщая.

Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах. Вслучаях,предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается Выделяют следующие поколения (этапы утверждения в культуре) прав человека. Первое поколение: права гражданские и политические . Второе поколение: права социальные, экономические и культурные. Права второго поколения, по сути, дополняют права первого поколения, позволяя снизить уровень естественного социального неравенства в обществе и наметить перспективы для личностного роста всех граждан, независимо от уровня их изначального материального благосостояния. Третье поколение : права солидарности. Предпосылками появления третьего поколения прав стали требования стран третьего мира об утверждении всеобщих прав человека и гражданина, независимо от историко-культурных условий в развитии национальных экономик и политических систем. Проблема «солидарности» рассматривается юристами как проблема культуры организации отношений между человеком и обществом в решении вопросов осуществления внутренней и внешней политики государства. Утверждается, что в своей деятельности органы власти и общественные структуры должны исходить из интересов каждого гражданина, не забывая, конечно, соотносить их с совокупными интересами большинства. Человек как творец и общества, и государства должен представлять для них наивысшую ценность. В ряду прочих прав мировым сообществом провозглашаются права на экономическое и социальное развитие и равенство всех государств мира, гарантии осуществления Всеобщей декларации прав человека (1948)

Обязанности человека перед обществомследующие:

Воздерживаться от пропаганды национальной, расовой и религиозной ненависти;

Беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности;

Стремитьсяксоблюдениюправчеловекаиосновных свобод;

Защищать окружающую среды;

Соблюдать законы

Преступление против человечности, совершенные во время второй мировой войны, показали несостоятельность традиционной точки зрения, что обращение государств со своими гражданами является исключительно внутренним делом государств. Подписание Устава ООН 26 июня 1945г. сделало права человека неотъемлемой частью международного права. Согласно Уставу, государства-члены ООН обязались принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире. К настоящему времени в системе ООН заключено более 60 соглашений по правам человека. Этими документами охвачен широкий круг проблем, которыми обеспокоено все человечество.

В основе прав человека, признаваемых как в международном, так и национальном праве, лежит Международный Билль о правах человека. Он включает в себя: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и Второй факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах , направленный на отмену смертной казни

Помимо указанных важнейшими международными документами в области прав человека являются:

- Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод 1950 года;

- Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года;

- Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 года.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея провозгласила и приняла Всеобщую декларацию прав человека. В этом документе впервые были зафиксированы всеобщие права человека для всех и для каждого. Сегодня декларация издается более чем на 360 языках и является самым переводимым документом в мире. Статья 1 всеобщей декларации гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, право на признание его правосубъектности».Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным, до тех пор. Пока его виновность не будет доказана в суде,где обеспечатся ему все возможности для защиты. Каждый человек имеет право на гражданство, вступать в брак и основывать семью, владеть имуществом, право на свободу убеждений, на свободу мирных собраний, на социальное обеспечение, на труд, на равную оплату за труд, на отдых, на образование (Начальное общее должно быть бесплатным, техническое и профессиональное – общедоступным, высшее – одинаково доступным для всех на основе способностей каждого)».

Понятие и источники конституционного права

СовременнуюКонституцию можно охарактеризовать, как наивысшую правовую форму, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. Основные черты Конституции:

- закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;

- установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;

- закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;

- разделение и взаимодействие властей;

- прямой характер действия норм Конституции.

Действующая конституция выполняет следующие функции:

Юридическая функция заключается в том, что Конституция является основным законом государства, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений.

Политическая функция - Конституция является правовой основой политической системы, определяет основы конституционного строя, основы отношений личности и государства, основы избирательной системы.

Экономическая функция - Конституция закрепляет формы собственности в Республике Беларусь – государственную и частную.

Социальная функция - Конституции провозглашает Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство.

Духовно-идеологическая функция заключается в том, что изучение норм Конституции предполагает формирование у населения правовой и иной культуры.

Конституция – это основной закон РБ, закрепляющие основы конституционного строя, права, обязанности личности и государства, порядок осуществления избирательной системы в республике, порядок формирования и компетенцию законодательной, исполнительной властей, компетенцию Президента РБ, местного управления и самоуправления, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, порядок осуществления финансово-кредитной системы в стране. Основы идеологии белорусского государства официально сформулированы в Основном Законе, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах человека. Соблюдение норм Конституции, реализация заложенных в ней принципов является на сегодняшний день важнейшей задачей, которая стоит перед органами государственной власти.

Статья 1 Конституции определяет статус Республики Беларусь как «унитарного демократического социально-правового государства». В этой емкой формулировке заключены важнейшие идеологические приоритеты Беларуси:

- национальная солидарность – единодушие, сплоченность и общность интересов национальностей, проживающих совместно на территории Республики Беларусь;

- народовластие – наличие политического плюрализма, развитого гражданского общества, функционирования местного самоуправления, проведение референдумов и Всенародных собраний;

- социальная справедливость – гарантированность каждому человеку достойного уровня жизни;

- верховенство права – принятие и действие демократической Конституции, реальное обеспечение свобод и прав человека и гражданина, утверждение принципа разделения властей, независимость судебной власти.

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права

Право – это возможность получения определённых благ.

Права и свободы – это возможности индивида пользоваться определёнными благами в политической, экономической, социальной, духовной сферах. Свободы – это те же права, но для них (в отличие от непосредственно прав) характерна большая автономия личности, это та сфера человека, в которую государство, устанавливая её границы, не должно вмешиваться. Свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.

Важнейшим правом человека является право на жизнь. В соответствии с этим правом каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. Право на жизнь относят к личным правам и свободам. Под правовым статусом гражданина понимается совокупность прав, свобод и обязанностей гражданина, а также их гарантии, которые в определенной мере удовлетворяют потребности человека, создают условия для его всестороннего и гармоничного развития. Права гражданзакреплены в статьях второго раздела «Личность, общество, государство» Конституции Республики Беларусь. Указанный документ разделяет Личные, политические, социально-экономические и культурные права человека.

Обязанность – общественно необходимая мера поведения лица, устанавливаемого и гарантируемого государством.

Граждане Республики Беларусь обязаны:

Соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции, достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц;

Беречь историко–культурное, духовное наследие и другие национальные ценности, охранять природную среду;

Защищать Республику Беларусь;

Уплачивать государственные налоги, пошлины и иные платежи.

Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.

К личным правам и свободам относятся: - Свобода, неприкосновенность и достоинство личности; - Право на личную жизнь; - Неприкосновенность жилища; - Свобода передвижения и выбора места жительства; - Право на определение отношения к религии; - Свобода мнений и убеждений. Политические права и свободы: - Право на управление делами государства; - Право избирать и быть избранным; - Право на обращение в государственные органы; - Свобода печати и информации; - Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования; - Свобода объединений; - Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах; К экономическим, социальным и культурным правам Конституция относит: - Право на труд; - Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда; - Право на отдых; - Право на охрану здоровья; - Право на благоприятную окружающую среду; - Право на социальное обеспечение; - Право на жилище; - Право на образование; - Право на сохранение национальной принадлежности; - Право на участие в культурной жизни.

Органы государственной власти Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь – является Главой государства, гарантом Конституции РБ. Избирается на 5 лет народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть гражданин республики, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в государстве не менее 10 лет перед выборами. Президент избирается непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Парламентом является Национальное собрание - представительный и законодательный орган страны. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей, куда входит 110 депутатов, и Совета Республики, формируемого из 64 человек. Национальное собрание имеет представительный характер, т. е. оно выражает интересы граждан страны Срок полномочий белорусского Парламента – четыре года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Многие другие полномочия являются, как правило, для каждой из палат исключительно её полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты. Решения Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера Решения Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимаются в форме постановлений. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Осуществляет исполнительную власть в стране. В состав Правительства могут входить и руководители республиканских органов управления. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом РБ. Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления, который осуществляет в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Основные полномочия Правительства закреплены в Конституции, а также в законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчинённых ему государственных органах». В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров. Хотя Президент формально юридически и не входит ни в одну ветвь власти, однако он обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, которые свидетельствуют о том, что как и в других президентских республиках он является реальным главой этой ветви власти. Решение Совета Министров Республики Беларусь принимается большинством голосов членов Правительства, которые присутствовали на заседании. В случае равенства голосов, решение считается принятым, за которое проголосовал председательствующий. Законом определены вопросы, которые рассматриваются исключительно Советом Министров, следовательно, по ним могут приниматься постановления Правительства, но не распоряжения Премьер-министра. Структуру Правительства определяет Президент. Он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства. Формирование нового Правительства начинается с назначения Президентом Премьер-министра. Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Премьер-министр: осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет ответственность за его работу; подписывает постановления Правительства; в двухмесячный срок после назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства; информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; выполняет другие функции связанные с организацией и деятельностью Правительства. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного Суда, системы общих и хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов запрещается. Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь регулируются Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь. Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть - избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей - 11 лет, допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Решения Конституционного Суда исполняются государственными органами и должностными лицами. К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды. Общим судам подведомственны уголовные дела и гражданские дела. К числу последних относятся; дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин; дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела особого производства и иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами. К хозяйственным судам относятся Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска. Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. К подведомственности хозяйственных судов относятся дела по спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь. Прокуратура – государственный орган, осуществляющий надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону при расследовании преступлений, соответствии закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.Деятельность местного управления и самоуправления строится на следующих принципах:

1) народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;

2) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

3) взаимодействия органов местного управления и самоуправления;

4) разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;

5) единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

6) самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

7) выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;

8) гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

9) сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

10) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

В соответствии с Конституцией к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении; Установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; Местные Советы депутатов осуществляют управление учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и другими, находящимися в их ведении учреждениями и организациями. Местные Советы депутатов обладают и иными полномочиями.

Система местных органов управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных и распорядительных органов.

Единую систему местных Советов депутатов в республике составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, посёлка, города, района, области.

Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, посёлка, сельсовета является исполнительный комитет, обладающий правами юридического лица.