Конституционный строй презентация. Презентация на тему "основы конституционного строя в россии"

Тема 3.
Основы конституционного строя
России

1. Понятие конституционного строя
Российской Федерации и его
основные элементы.
2. Основные принципы
конституционного строя
Российской Федерации.
3. Защита конституционного строя
Российской Федерации.

1. Понятие конституционного строя
Российской Федерации и его
основные элементы.

Конституционный стой – это
наиболее важные общественные
отношения, характеризующие форму
(способ) организации государства.

В.Т Кабышев определяет конституционный
строй как:
«систему конституционных отношений как
предмет конституционного регулирования,
а также систему конституционных норм и
принципов, регулирующих и закрепляющих
отдельные виды общественных отношений
существующего реального строя».

Основами конституционного строя можно
считать находящиеся под защитой
государства сущностные социальнонравственные установки и политикоправовые правила разумной и справедливой
организации общества. Они обусловливают
ключевые черты общественного строя,
власти, формы правления, государственного
устройства, политического режима.


конституционного строя (1):
имеют основополагающее,
фундаментальное, обобщающее значение
носят политико-правовой характер
нормативность и общеобязательность
юридическое верховенство по отношению к
остальным положениям Конституции и
всем иным нормативным актам государства
определенность и категоричность

Существенные характеристики основ
конституционного строя (2):
постоянность действия
общепризнанность
сжатость и концентрированность
положений
целостность
устойчивость
особый порядок изменения

В соответствии с 1 главой Конституции к
принципам конституционного строя РФ
относятся:
признание человека, его прав и свобод
высшей ценностью (ст.2);
народовластие (демократия) (ст.1,3);
республиканская форма правления (с.1);
правовое государство (ст.1,2,4,10,15);
государственный суверенитет РФ (ст.4);
федеративное устройство (ст.1,4,5);
разделение властей (ст.10,11);

единое, равное, свободное гражданство
(ст.6);
социальное государство (ст.7);
свобода экономической деятельности
(ст.8,9);
идеологическое и политическое
многообразие (ст.13);
светское государство (ст.14);
признание и гарантированность местного
самоуправления (ст.3,12)

Значение основ конституционного строя:
служат ориентирами в будущем развитии
России;
образуют фундамент российской
государственности;
при действующей Конституции изменены
быть не могут (глава 9, ст.135), тем самым
обеспечивается стабильность основ
российского государства;
служат той правовой базой, на которой в
России должен сформироваться
конституционный строй.

2. Основные принципы
конституционного строя
Российской Федерации.

1. признание человека, его прав и свобод
высшей ценностью
Конституция РФ в ст.2
Важным признаком конституционного
строя является выдвижение
суверенитета личности над
суверенитетом государства.

неотъемлемость прав и свобод
самостоятельность осуществления
человеком его прав и свобод
гарантированность прав и свобод
равноправие
взаимосвязанность прав, свобод и
обязанностей

Россия признала обязательными для себя
многие международные акты по правам
человека:
Устав ООН 1945 г.,
Всеобщая декларация прав человека 1948г.,
Международный пакт о гражданских и
политических правах 1966 г.,
Международный пакт о социальных,
экономических и культурных правах
1966г.,
Европейская Конвенция о защите прав
человека и основных свобод 1950 г.

2. народовластие (демократия)
Конституция РФ (ч.1 ст.1) Российская
Федерация есть демократическое
государство.

Закрепление принципов народовластия:
Носителем суверенитета и единственным
источником власти может выступать только
многонациональный народ (ст.3).
Народ РФ осуществляет свою власть
непосредственно, а также через
государственные органы и местное
самоуправление (ч.2 ст.3). Высшим
выражением непосредственной власти
народа является референдум и свободные
выборы.

В зависимости от формы волеизъявления народа
различаются представительная и
непосредственная демократия.
Представительная демократия
Непосредственная демократия

3. республиканская форма правления
РФ в ч.1 ст.1 Конституции
провозглашается республикой, это
означает выборность и сменяемость
главы государства.

РФ является смешанной республикой:
президент формирует правительство и
руководит его деятельностью
президенту непосредственно
подчиняются некоторые ФОИВ
(«министерства силового блока»)
правительство несет ответственность
перед президентом и парламентом
президент может отправить в отставку
отдельных министров и все
пракительство

4. правовая государственность
В идее правового государства можно
выделить два главных элемента:
1) свободу человека, наиболее полное
обеспечение его прав
2) ограничение правом
государственной власти

Основные признаки правового государства (1):
Верховенство Конституции и закона
Подлинно демократическая, авторитетная и
легитимная власть, единственным источником
власти является воля народа
Подконтрольность и подотчетность власти,
связанность с правом, законом
Правовая защищенность личности, гарантии прав
и свобод и их защита
Ответственность государства перед своими
гражданами

Основные признаки правового государства (2):
Приоритет международного права
Равенство всех перед законом и судом
Существует независимый, беспристрастный и
компетентный суд
Высокий уровень правосознания граждан, их
правовая культура
Существование специальных государственных
органов, осуществляющих конституционный
контроль
Разделение властей

5. государственный суверенитет РФ верховенство, самостоятельность,
единство и независимость
государственной власти внутри своей
страны и по отношению к другим
государствам.

Верховенство государственной власти
означает ее неограниченность ничем,
кроме Конституции и законов.
Только государство имеет право:
-разрабатывать и устанавливать
общеобязательные правила поведения
-контролировать исполнение этих
правил
-принуждать к исполнению этих правил
-устанавливать ответственность за
неисполнение этих правил

Независимость государственной власти
означает, что только она сама вправе
выбирать формы и методы проведения
внутренней и внешней политики.

Единство государственной власти
выражается в наличии единой системы
органов, составляющих в своей
совокупности высшую государственную
власть (ст.11)

Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» 1990 г.:
1. Россия есть суверенное государство, созданное исторически
объединившимися в нем народами.
2. Суверенитет - естественное и необходимое условие
существования государственности России, имеющей
многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.
3. Носителем суверенитета и источником государственной власти
является ее многонациональный народ. Народ осуществляет
государственную власть непосредственно и через
представительные органы на основе Конституции.
4. Государственный суверенитет провозглашается во имя высших
целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права
на достойную жизнь, свободное развитие и пользование
родным языком, а каждому народу - на самоопределение в
избранных им национально-государственных и национальнокультурных формах.

Ценности государственности: 1. «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4); 2. «Российская Федерация

обеспечивает целостность и
неприкосновенность своей
территории» (ч. 3 ст. 4) и др.

6. Федерализм
главная задача федерализма:
обеспечение эффективности
управления единым государством,
имеющим большую территорию и
численность населения, при помощи
рассредоточения государственной
власти.

Ч.1 ст. 5 Конституции РФ «РФ состоит из
республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области и
автономных округов» - 85 равноправных
субъекта.
Три вида субъектов:
Государственно подобные образования
государственно-территориальные образования
– края, области, города федерального значения
национально-государственные образования
автономная область и автономные округа.

Законодательный орган федерации
традиционно состоит из двух палат, в
одной из которых представлены ее
субъекты (ФС РФ состоит из ГД и СФ).
Федеральные законы имеют
верховенство на всей территории
федерации.
Федерализм закреплен в наименовании
нашего государства – Российская
Федерация.

Статья 5 Конституции закрепляет важнейшие
юридические компоненты основополагающих
начал российского федерализма:
государственная целостность,
единство системы государственной власти,
разграничение предметов ведения и
полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти
субъектов РФ,
равноправие и самоопределение народов в РФ,
равноправие субъектов РФ.

7. разделение власти
Статья 10 Конституции РФ:
Государственная власть в
Российской Федерации
осуществляется на основе
разделения на законодательную
исполнительную и судебную

Так, президент имеет право применить
вето при поспешных решениях
законодателя.
Конституционный Суд имеет право
блокировать все антиконституционные
акты.
Правительство РФ обязано
отчитываться перед Федеральным
Собранием РФ.
Президент может быть отрешен от
должности в случаях, предусмотренных
Конституцией РФ и т.д.

Важной особенностью российской
Конституции является то, что
Президент как бы не входит ни в одну
из трех властей. Он глава государства и
обязан обеспечивать согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной власти (ч.2
ст.80).
Уполномоченный по правам человека в
РФ
Центральный банк РФ
Прокуратура РФ

8. единое, равное и свободное
гражданство
Гражданство РФ - устойчивая политико-правовая
связь лица с Российской Федерацией,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав
и обязанностей и ответственности.

9. Социальное государство обязано:
заботиться о социальной справедливости,
благополучии своих граждан, их социальной
защищенности
активно влиять на распределение экономических
благ по принципу справедливости, чтобы
обеспечить каждому достойное существование
создавать для каждого члена общества такой
жизненный уровень, включая пищу, одежду,
жилище, медицинский уход и необходимое
социальное обслуживание, которые необходимы
для поддержания здоровья и благосостояния его
самого и его семьи, когда он работает, а также в
случаях безработицы, болезни, инвалидности,
вдовства, старости.

10. свобода экономической
деятельности
Свобода экономической деятельности означает:
свободное перемещение товаров, услуг,
финансовых средств и иных ресурсов, т.е.
единство экономического пространства на всей
территории страны (ч.1 ст. 8);
РФ принимает на себя обязательства
обеспечивать свободу предпринимательства и
труда, добросовестную конкуренцию и
общественную пользу

запрет деятельности, направленной на
монополизацию и недобросовестную
конкуренцию (ч.2 ст. 34);
многообразие форм собственности: частная,
государственная, муниципальная и иные (ч. 2
ст.8).

Государство в условиях рыночной
экономики устанавливает правовые
основы единого рынка (п. «ж» ст. 71).
«Установление правовых основ единого
рынка, а также финансовое, валютное,
кредитное и таможенное регулирование
относится к ведению РФ», а также
«разработка и реализация программ
экономического развития» (п. «е» ст.
71), управление государственной
собственностью, защита всех форм
собственности.

11. идеологическое и политическое
многообразие
Многообразие (плюрализм) в сфере
идеологии означает право каждого
человека, группы людей, их
объединений свободно развивать свои
теории и воззрения, распространять и
защищать их, активно работать над
практическим осуществлением своих
идей. (например, либеральная,
христианско-демократическая,
коммунистическая, фашистская,
исламская и др.).

В соответствии с ч. 2 ст. 13 «никакая
идеология не может устанавливаться в
качестве государственной или
обязательной»

Ценности социального мира: «Запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13) и др.

В России «признаются политическое
многообразие, многопартийность» (ч.3
ст.13).
В демократическом государстве
признается, что политические партии
выражают интересы основных
социальных групп населения.

12. светская государственность
Существует 2 основных статуса церкви в
государстве:
1) государственная церковь,
закрепление ее привилегированного
положения по сравнению с другими
вероисповеданиями,
2) режим отделения церкви от
государства.

Режим отделения церкви от
государства существует во многих
государствах – в современной России,
Франции, Германии, Португалии и др.

Статья 14 Конституции. РФ – светское
государство. В государстве не существует
официальной, государственной религии и
не одно из вероучений не признается
обязательным или предпочтительным.
Религиозные объединения не вправе
оказывать воздействие на государственный
строй, деятельность государственных
органов и их должностных лиц, на систему
государственного образования и другие
сферы деятельности государства.

В Российской Федерации
гарантируются свобода совести и
свобода вероисповедания, в том числе
право исповедовать индивидуально или
совместно с другими любую религию
или не исповедовать никакой, свободно
выбирать и менять, иметь и
распространять религиозные и иные
убеждения и действовать в
соответствии с ними.

13. признание и гарантированность
местного самоуправления
Местное самоуправление – одна из форм
осуществления народом своей власти.
Через систему органов местного
самоуправления решаются вопросы
местного значения. В РФ признается и
гарантируется местное самоуправление
– ст. 12. Оно в пределах своих
полномочий самостоятельно.

Граждане Российской Федерации
осуществляют свое право на местное
самоуправление в городских, сельских
поселениях и других муниципальных
образованиях в соответствии с
федеральными гарантиями
избирательных прав граждан путем
референдума, выборов, других форм
прямого волеизъявления, а также через
выборные и другие органы местного
самоуправления.

СТАБИЛЬНОСТЬ
ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО
СТРОЯ
ДИНАМИКА
ТЕКСТУАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
ПОПРАВКИ
ПЕРЕСМОТР
НЕТЕКСТУАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

«Заявленные Конституцией цели,
ценности и механизмы
доказали свою состоятельность,
помогли нашему обществу преодолеть
трудности и выйти на путь устойчивого
развития….
….Права и свободы граждан,
суверенитет народа, федеративное
устройство, принципы организации
судебной власти и принципы
местного самоуправления,
другие основы конституционного
строя установлены на длительный
исторический период»

3. Конституционно-правовой механизм
защиты конституционного строя России
представляет собой целостную,
взаимосвязанную, юридически оформленную
совокупность объектов защиты, субъектов и
форм взаимодействия между ними,
функционально обеспечивающую
верховенство и прямое действие Конституции
РФ на всей территории государства,
территориальную целостность и суверенитет,
политический и идеологический плюрализм,
развитие конституционного контроля за
государственными и муниципальными
органами.

Объекты защиты конституционного строя:
политико-правовые основы организации
государства (демократизм, государственный
суверенитет, конституционная форма правления);
идеологические основы общества (политический и
идеологический плюрализм, светский характер);
социальные основы общества (общественнополитическая стабильность, гражданский мир);
институты политической системы и
конституционный порядок их организации и
деятельности (органы государственной власти и
органы местного самоуправления, конституционный
порядок организации и деятельности политических
партий, общественных объединений, средств
массовой информации).

Субъекты защиты конституционного
строя России – федеральные органы
государственной власти и органы
государственной власти субъектов РФ,
осуществляющие в пределах своей
компетенции меры по защите
конституционного строя России.

Формы защиты:
-дипломатическая
-военная
-правовая

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вопросы для вводной беседы: Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Приведите конкретные примеры из текста Конституции РФ, подтверждающие это положение. На какой ценностной основе строится наша Конституция? При ответе используйте текст вступительной статьи Конституции РФ. Вы знакомы с утверждением о том, что уважение к праву и закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции РФ. Объясните почему. Какая тут связь?

Что такое конституционный строй? Форма правления Форма государственно-территориального устройства Политический режим Правовое положение личности Основы политической жизни общества Принципы экономических отношений Взаимоотношения государства и религии

Человек и гражданин, его права и свободы – высшая ценность. В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится об этом принципе? ПРАВА ГРАЖДАНСКИЕ (ЛИЧНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ Можно ли говорить о том, что статьи 57, 58, 59 Конституции РФ противоречат принципу прав человека? Выскажите ваше мнение и обоснуйте его.

Россия - демократическое, правовое государство с республиканской формой правления. Какие принципы правового государства нашли свое отражение в статьях 2, 10, 15? Что такое народовластие? Н А Р О Д выборы, референдумы местное самоуправление органы государственной власти нажать непосредственное участие участие через представителей непосредственно и через представителей

Россия – республика. НАРОД ПРЕЗИДЕНТ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПРЕЗИДЕНТ выбирает ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ назначает ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ утверждает отчитывается

Принцип разделения властей. В чем суть принципа разделения властей? В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится об этом принципе? Президент РФ – глава государства, гарант исполнения Конституции РФ Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть Федеральное Собрание Правительство РФ Суды РФ Система сдержек и противовесов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РФ

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РФ ВИДЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА В РФ ГРАЖДАНСКОЕ УГОЛОВНОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ВЫСШИЕ СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РФ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ВЕРХОВНЫЙ СУД ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

Принцип федерализма. Что такое федерация? В каких статьях Конституции РФ определено федеративное устройство государства? Российская Федерация области города федерального значения автономная область края республики автономные округа

Федерация – это государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики, области и т.д.); форма государственно-территориального устройства.

Главные принципы федеративного устройства РФ: равноправие субъектов Российской Федерации; государственная целостность; право народов на самоопределение. В какой статье Конституции РФ определены вышеперечисленные принципы? Как обеспечивается государственная целостность России? Каково современное понимание принципа самоопределения народов?

Гарантии местного самоуправления. Что такое «местное самоуправление»? В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится о гарантиях местного самоуправления? Назовите органы местного самоуправления Астраханской области. Что вы знаете о способах их формирования?

Политическое и идеологическое многообразие, многопартийность (ст.13). В каких случаях согласно Конституции РФ деятельность общественного объединения или политической партии может быть запрещена?

Принцип социального государства. В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится об этом принципе? Что значит фраза: «Россия – социальное государство»? Г Р А Ж Д А Н Е ГОСУДАРСТВО охрана труда и здоровья поддержка семьи, инвалидов, пожилых граждан гарантия минимального размера оплаты труда, пенсий, пособий и т.д. система социальных служб

Единство экономического пространства, многообразие и равенство форм собственности (статья 8). Формы собственности частная государственная муниципальная Все формы собственности одинаково защищаются государством. Можно ли говорить о создании условий для развития рыночной экономики на основании ст. 8 Конституции РФ?

Принцип светского государства. Какие мировые религии исповедуются на территории РФ? Как вы понимаете выражение: «церковь – отделена от государства»?

Конституция РФ обладает высшей юридической силой и прямым действием (статья 15).

1. В какой главе Конституции определены основы конституционного строя РФ? Тест 2. Принцип разделения властей характеризует Россию как: социальное государство; федеративное государство; правовое государство; светское государство в 1 главе; во 2 главе; в 3 главе; в 4 главе

3.Основополагающим принципом федеративного устройства Российского государства является: гарантии местного самоуправления; равноправие субъектов федерации; политическое и идеологическое многообразие; создание системы социальных служб. участие народа в выборах и референдумах; формировании органов местного самоуправления; участие в государственной власти через своих представителей; все вышеперечисленное. 4.Народовластие предусматривает:

обладает высшей юридической силой; имеет прямое действие; определяет основные права человека и гражданина РФ; верно все вышеперечисленное. социальное государство; светское государство; федеративное государство; республику. 6.Конституция РФ: 5. Отделение церкви от государства характеризует Россию как.


Класс: 9

Презентация к уроку






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Целевая аудитория: учащиеся 9 класса.

Время проведения: 80 минут

Цель занятия: способствовать формированию правовой культуры учащихся, изучая содержание Конституции РФ.

Задачи занятия:

1. Проработать главу 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России.

2. Продолжить воспитание осознанного уважения к Конституции как к основному закону Российской Федерации.

Оборудование урока: текст Конституции РФ, мультимедийная аппаратура, необходимая для использования на уроке электронной презентации.

Основные понятия и термины:

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

Правовое государство – это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека. Признаками правового государства являются: 1) верховенство закона в обществе, 2) незыблемость прав и свобод человека, их гарантированность и охрана; 3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 4) взаимная ответственность гражданина и государства.

Демократия- форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа источником власти. Основные принципы демократии - власть большинства при условии защиты интересов меньшинства, равноправие граждан, выборность представительных органов, разделение властей, верховенство закона, плюрализм.

Республика – это форма правления, при которой источником власти признается народ, и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.

Федерация – это государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики, области и т.д.); форма государственно-территориального устройства.

Местное самоуправление – особое управленческое звено, которое осуществляется самим местным населением, деятельность направлена на решение вопросов местного значения.

На экране слайд №1 , на котором высвечивается тема урока.

Ход занятия

Презентация, с использованием которой проводится занятие, включает в себя 21 слайд. На слайдах представлены вопросы, на которые учащиеся могут отвечать, используя текст Конституции, а так же схемы, которые позволяют более наглядно и кратко отразить наиболее важные моменты работы с текстом основного закона. При необходимости учитель может использовать не один, а несколько слайдов при рассмотрении отдельных принципов конституционного строя РФ. Для перехода с одного слайда на другой необходимо нажать левой клавишей мыши на расположенную в схеме стрелку, затем при нажатии на управляющую кнопку вернуться на предыдущий слайд и продолжить работу по изучению материала темы. Такие варианты работы предполагают слайды № 5, №6, №8, №9, №10. При изучении новой темы учитель может активно привлекать знания девятиклассников, полученные на предыдущих уроках, из средств массовой информации, личного опыта.

I. Занятие начинается с вводной беседы, целью которой является актуализация знаний учащихся содержания Конституции РФ, полученных на предыдущих уроках. Вопросы беседы по мере их обсуждения высвечиваются на слайде №2 . Важно обратить внимание учащихся на то, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой и ее положения составляют основу правовой системы нашей страны.

II. Изучение новой темы начинается с поиска ответа на вопрос: “Что такое конституционный строй?”. Учащиеся могут предложить свое толкование данного понятия, которое в ходе урока корректируется учителем. Составляющие конституционного строя высвечиваются на экране (слайд №3).

Учитель обращает внимание девятиклассников на то, что основы конституционного строя России определены в главе 1 Конституции РФ, изучению которой и будет посвящено данное занятие.

Слайд №4 “Человек и гражданин, его права и свободы – высшая ценность” - статьи 2, 7. Полезно вспомнить о видах прав человека (на слайде высвечивается схема). В статьях 57, 58, 59 определены обязанности российских граждан, без выполнения обязанностей невозможно осуществление прав. Следует обратить внимание учащихся на то, что принцип гуманизма является основополагающим в правовой системе Российского государства.

Слайд №5 “Россия - демократическое, правовое государство с республиканской формой правления” - статьи 1, 3,10, 15 п.2. (Возможен переход на слайд №6 и организация работы с видеофрагментом “Выборы в РФ”). Обращаем внимание на то, что признаки правового государства изучались на предыдущих уроках. Учителю необходимо подчеркнуть, что названные элементы демократического устройства нашего государства находятся в стадии становления, и для их полной реализации необходимо выполнение ряда условий (экономически, политических, духовных), изменения в психологии нашего общества, воспитание (самовоспитание) осознанного уважения к праву, закону.

Слайд №7 “Россия – республика” - на слайде показано как в Российской Федерации осуществляется формирование органов власти (схема комментируется учителем).

Слайд № 8 “Принцип разделения властей” - статьи 10, 11. Рассматривая осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации, учитель опирается на знания учащихся об органах государственной власти РФ и их деятельности (используются слайды №9 и №10 для более подробной характеристики законодательной и судебной власти в РФ). Необходимо вспомнить, в чем суть системы сдержек и противовесов при осуществлении принципа разделения властей.

Слайд №11 “Принцип федерализма” и слайд №13 “Главные принципы федеративного устройства РФ” - статьи 5, 4 (возможен переход на слайд №12, где дано определение термина “федерация”).

Слайд№14 “Гарантии местного самоуправления” - статья 12.

Слайд №15 “Политическое и идеологическое многообразие, многопартийность” - ст.13. При изучении данного принципа учащимся могут быть заданы следующие вопросы: Может ли какая-либо идеология в нашей стране стать общеобязательной? К чему может привести установление однопартийного режима? Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся могут использовать знания, полученные на уроках истории.

Слайд №16 “Принцип социального государства” - статья 7.

Слайд №17 “Единство экономического пространства, многообразие и равенство форм собственности” - статья 8.

Слайд №18 “Принцип светского государства” - статья 14.

Слайд №19 “Конституция РФ обладает высшей юридической силой и прямым действием” - статья 15. Особо стоит остановиться на положении о прямом действии Конституции РФ. Это значит, что если нарушена какая-либо статья основного закона, то гражданин может обратиться в суд или другие органы власти, ссылаясь на соответствующую статью Конституции.

Необходимо обратить внимание учащихся на статью 16 Конституции РФ, которая подчеркивает особую значимость главы 1 данного документа, устанавливающей принципы, которые регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение личности.

Слайды №20-21(тестовые задания) помогут учителю организовать работу по закреплению изученного на уроке материала.

II вариант изучения темы

При изучении темы “Основы конституционного строя России” можно организовать работу по группам с текстом главы 1 Конституции РФ. Количество групп в классе определяет учитель.

Задания группам (возможны как опережающие):

1. В каких статьях главы 1 Конституции РФ закреплены предложенные для рассмотрения группой принципы?

2.Объясните понятия и термины, которые использованы в тексте Конституции.

3. Как данные принципы реализуются на практике? (при ответе на вопрос можно использовать дополнительный материал).

При выборе учителем II варианта изучения темы слайдовый ряд используется для отчета групп о проделанной работе. Последовательность выступления групп определяет учитель (технически не сложно изменить в электронной презентации порядок слайдов). При этом ответы учащихся дополняются и уточняются, а схемы фиксируются в тетрадях учениками всего класса. Вопросы, представленные на слайдах, могут быть даны учащимся заранее.

Источники и литература

1. Конституция РФ

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994 г.

3. Малышева А.Ж. Конституция России: учебное пособие для 9 класса основной школы / Под редакцией Т.Г. Морщаковой.- М.: “ЛексЭст”, 2003 г.

4. Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений /под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008 г.

5. Обществознание 8-11 класс: мультимедийное учебное пособие. – М.: Новый диск, 2005 г.

6. Россия на рубеже веков: мультимедийное учебное пособие. – М.: “1С”, 2004 г.

Cлайд 1

Cлайд 2

Вопросы для вводной беседы: Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Приведите конкретные примеры из текста Конституции РФ, подтверждающие это положение. На какой ценностной основе строится наша Конституция? При ответе используйте текст вступительной статьи Конституции РФ. Вы знакомы с утверждением о том, что уважение к праву и закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции РФ. Объясните почему. Какая тут связь?

Cлайд 3

Что такое конституционный строй? Форма правления Форма государственно-территориального устройства Политический режим Правовое положение личности Основы политической жизни общества Принципы экономических отношений Взаимоотношения государства и религии

Cлайд 4

Cлайд 5

Человек и гражданин, его права и свободы – высшая ценность. В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится об этом принципе? ПРАВА ГРАЖДАНСКИЕ (ЛИЧНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ Можно ли говорить о том, что статьи 57, 58, 59 Конституции РФ противоречат принципу прав человека? Выскажите ваше мнение и обоснуйте его.

Cлайд 6

Россия - демократическое, правовое государство с республиканской формой правления. Какие принципы правового государства нашли свое отражение в статьях 2, 10, 15? Что такое народовластие? Н А Р О Д выборы, референдумы местное самоуправление органы государственной власти нажать непосредственное участие участие через представителей непосредственно и через представителей

Cлайд 7

Россия – республика. НАРОД ПРЕЗИДЕНТ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПРЕЗИДЕНТ выбирает ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ назначает ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ утверждает отчитывается

Cлайд 8

Принцип разделения властей. В чем суть принципа разделения властей? В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится об этом принципе? Президент РФ – глава государства, гарант исполнения Конституции РФ Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть Федеральное Собрание Правительство РФ Суды РФ Система сдержек и противовесов

Cлайд 9

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РФ

Cлайд 10

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РФ ВИДЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА В РФ ГРАЖДАНСКОЕ УГОЛОВНОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ВЫСШИЕ СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РФ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ВЕРХОВНЫЙ СУД ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

Cлайд 11

Принцип федерализма. Что такое федерация? В каких статьях Конституции РФ определено федеративное устройство государства? Российская Федерация области города федерального значения автономная область края республики автономные округа

Cлайд 12

Федерация – это государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики, области и т.д.); форма государственно-территориального устройства.

Cлайд 13

Главные принципы федеративного устройства РФ: равноправие субъектов Российской Федерации; государственная целостность; право народов на самоопределение. В какой статье Конституции РФ определены вышеперечисленные принципы? Как обеспечивается государственная целостность России? Каково современное понимание принципа самоопределения народов?

Cлайд 14

Гарантии местного самоуправления. Что такое «местное самоуправление»? В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится о гарантиях местного самоуправления? Назовите органы местного самоуправления Астраханской области. Что вы знаете о способах их формирования?

Cлайд 15

Политическое и идеологическое многообразие, многопартийность (ст.13). В каких случаях согласно Конституции РФ деятельность общественного объединения или политической партии может быть запрещена?

Cлайд 16

Принцип социального государства. В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится об этом принципе? Что значит фраза: «Россия – социальное государство»? Г Р А Ж Д А Н Е ГОСУДАРСТВО охрана труда и здоровья поддержка семьи, инвалидов, пожилых граждан гарантия минимального размера оплаты труда, пенсий, пособий и т.д. система социальных служб

Cлайд 17

Единство экономического пространства, многообразие и равенство форм собственности (статья 8). Формы собственности частная государственная муниципальная Все формы собственности одинаково защищаются государством. Можно ли говорить о создании условий для развития рыночной экономики на основании ст. 8 Конституции РФ?



Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико- правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина






Историческая справка - США, - Франция, -Польша, -РСФСР




Централизованная монархия. Земские соборы. Централизованной монархии вече как государственный орган был не нужен. Но нужен был другой институт на смену и взамен ему: сословно- представительный орган, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институтом стали Земские соборы.




Первая попытка создать Конституцию Декабри́сты участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.тайных обществ1810-х1820-хвосстание в декабре 1825


Конституционный проект Пестеля - "Русская Правда" Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие. Учреждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом от представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами- дворянами.


Конституция Никиты Муравьева Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта и применения его к русской действительности. Проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, должен быть признан прогрессивным для своего времени. В целом в конституции Муравьева была изложена программа буржуазных революционных преобразований России.


Середина 19 века – первые ростки конституционного строя. Царь – реформатор. Освободитель. Отмена крепостного права – правовое закрепление свободы крестьян. Земская реформа (земство) – складывание автономного муниципального самоуправления. Судебная реформа – складывание бессословной, относительно независимой демократической судебной системы. Всё складывалось по высоким меркам цивилизации, - через право, закон, суд.




17 октября 1905 года манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» Царь «даровал» свои подданным политические права и свободы. Провозглашено о создании нового законодательного органа – государственной думы, избираемого на основе народного представительства – этот документ принято считать первой русской конституцией.


Первая конституция РСФСР Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском съезде Советов. Конституция состояла из шести разделов. В нее, по предложению Владимира Ленина, была включена в полном объеме Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа. Первая российская конституция документально закрепила диктатуру пролетариата. Верховным носителем власти стало все рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах.


Основные положения первой конституции Равные права граждан признавались независимо от расовой и национальной принадлежности. Но очень зависели от классовой. Конституция 1918 года закрепила федеративное устройство России и утвердила конструкцию советской власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, который созывался два раза в год. Между съездами высшей властью являлся Всероссийский Центральный Исполнительный комитет. (ВЦИК)


Конституция 1924 года – установление единого гражданства - "смотрите, завидуйте, я гражданин - Советского Союза". Эта Конституция состояла из двух основных частей: Декларации об образовании Советского союза и Договора об образовании СССР. В декларации говорилось исключительно о политических аспектах образования нового государства. Договор содержал в себе 11 глав. В них декларировался суверенитет республик Союза и их право на выход из СССР. Раздел о правах и свободах человека отсутствовал.


Конституция 1936 года –"сталинской" и "конституцией победившего социализма" Конституция СССР 1936 года была принята Восьмым съездом Советов 5 декабря. По мнению Сталина, эта конституция была самой демократической в мире. Ограничения и неравенство в избирательных правах ликвидировались. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование. Но инструмента для ее соблюдения не было. Она была чистой декларацией, потому что ни одна ее норма напрямую не могла действовать.


Конституция 1977 года Конституция СССР 1977 года основной закон СССР, принятый 7 октября 1977 года Верховным советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года.основной закон СССР7 октября 1977 годаВерховным советом СССР Конституции СССР 1936 года Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Несмотря на распад СССР действовала на территории России до декабря 1993 года. Вошла в историю как «конституция развитого социализма».распад СССР


Отличия Конституции РФ от Конституции 1977 года Ликвидирована система Советов;система Советов Россия стала симметричной федерацией; в гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) были только национальные образования.федерацией Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);Президента России2008 году Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в гг. составлял 65 лет); Президенты России Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;Федеральное Собрание Российской Федерации Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;Присяги Президента Российской Федерации Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России).субъектов Российской Федерации








Отличие Конституции от других законов Конституция: закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти; обладает высшей юридической силой; отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения; является базой для текущего законодательства.




Задачи мероприятия: образовательные: развивать умение работы с юридическими документами; развивать навыки постановки и разрешения проблем; обогащать и усложнять обществоведческий понятийный аппарат учащихся; развивать навыки заполнения схем; коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи; коррекция и развитие зрительных восприятий; развитие слухового восприятия; коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления); воспитательные: воспитывать интерес к учебе, предмету; воспитывать самостоятельность; формировать уважение к закону, правопорядку; воспитывать нравственно-патриотические качества у учащихся; формировать гражданскую позицию учащихся.




Первые попытки создать конституцию, в которой бы закрепились права и обязанности всех, были сделаны много столетий тому назад. Ещё в Древнем Риме словом «конституция» называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров. В современном виде первые конституции появились в 1787 году в США и в 1791 году во Франции. В России декабристы, вышедшие в 1825 году на Сенатскую площадь, тоже предложили конституцию. К сожалению, многие их идеи, особенно о равенстве всех граждан перед законом, свободе слова, печати и вероисповедания, вошли в законы только в наше время.




Контрольные вопросы: –1. Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны, закон высшей юридической силы) –2. Когда была принята Конституция РФ? (1993г. 12 декабря) –3. Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн) 4. Сколько полос на флаге России, в какой последовательности они расположены? (Белый, синий, красный)


Контрольные вопросы: 5. Что символизирует каждая полоса флага? (Верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. Считается, что белый цвет - выражает чистоту устремлений, синий - обозначает волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году).


Контрольные вопросы: 6. Что собой представляет герб РФ? (Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракон)


Контрольные вопросы: 7. Кто написал текст и музыку для гимна? (Музыка - Георгия Александрова, Новый текст - Сергея Михалкова Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года. Гимн - официально торжественная песнь в честь государства.)




Алгоритм изготовления: 1. Изготовить из цветной и белой бумаги флаг размером 6х18 см; 2. Согнуть его пополам, чтобы получилось двустороннее полотнище размером 6х9 см. и смазать клеем; 3. Склеить половинки, вложив между двумя сторонами древко (в качестве древка может быть использован пустой стержень от авторучки); 4. Подготовить подставку для флага: взять пробку от пластиковой бутылки, наполнить ее пластилином. Вставить флаг в подставку. Работы оцениваются от одного – до пяти баллов.


Игра Самолет. Ведущая: Представим, что самолет – это наше государство. 1.Кто будет командиром нашего самолета? Президент 2. Кто первый пилот? Федеральное Собрание 3. Кто второй пилот? Правительство 4. Чем является корпус нашего корабля? Федеративное устройство 5. А кто пассажиры? Народ 6. Какой орган управления может быть представлен в лице бортпроводника? Местное самоуправление


Вопросы к командам после игры – «Самолет» 1. Как называется наша страна в Конституции? (Наша страна называется Российская Федерация или Россия, в сокращении – РФ). Согласно Конституции, Россия – это демократическая республика, которая признаёт, соблюдает и защищает права и свободы человека. Главой государства является Президент Российской Федерации.








Вопрос для учащихся: Как называется парламент нашей страны и из каких палат он состоит? Парламент называется Федеральное Собрание. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы). Законы, принятые в нашей стране, а также международные договоры (касающиеся отношений между народами, государствами, связей между ними), которые заключает государство с другими странами, обязательно публикуются.


Органы государственной власти по Конституции РФ: В Государственной Думе работают депутаты, которые представляют и защищают интересы граждан страны. Депутатом Государственной Думы можно стать с 21 года. Принятые законы необходимо исполнять, поэтому возникла потребность создать систему исполнительной власти.




Принцип разделения властей Одним из важнейших элементов демократической Конституции является принцип разделения властей, который закреплён и в нашей Конституции. Кроме законодательной (создаёт законы) и исполнительной (осуществляет исполнение государственных решений) существует судебная власть. Суды разрешают правовые споры, которые возникают между людьми, их объединениями (например, фирмами).


Статьи Конституции РФ. Закончи предложение. Статья 2.Человек, его права и свободы являются... (высшей ценностью) Статья 19.Все равны перед законом... (и судом) Статья 21. Достоинство личности охраняется... (государством) Статья 22.Каждый имеет право на свободу... (и личную неприкосновенность) Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли... (и слова)


Статьи Конституции РФ. Закончи предложение. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья... (и медицинскую помощь) Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и... (свобод) Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с... (18 лет) Статья 91. Президент Российской Федерации обладает...(неприкосновенностью)


Выборы. А теперь пусть каждый из присутствующих на данном мероприятии сделает свой выбор: 1) на выданных листах бумаги напишите всего одно слово из двух – «да» или «нет». 2) Эти слова будут означать именно вашу гражданскую позицию – «да»- быть активным жителем своей страны, участвующим в принятии судьбоносных решений; 3) - «нет» - остаться пассивным наблюдателем, постоянно обвиняющим власть и общество. Опустите ваши листы в импровизированную урну, а комиссия подведет итоги наших «школьных выборов».






Список используемой литературы: 1.Конституция Российской Федерации, глава II; 2.Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы под редакцией О.Е. Куфатина. Москва, Юрист, 2005 год. 3.Полковникова Т. А. Ролевая дискуссия. Преподавание истории и обществознания в школе, 1, 2007 год, стр. 71 – Человек и общество. Обществознание 2 ч. под редакцией Л. Н. Боголюбова. Москва, Просвещение, 2005 год. 5.Федеральный закон