Устные международные договоры примеры. Понятие и источники права международных договоров

Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как "международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" (имеется в виду практика использования таких наименований, как "договор", "конвенция"," "соглашение" "протокол", "устав" и т. д., при этом учитывается значение термина "договор" как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме).

Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах).

Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или между такими другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.

Конвенция не исключает возможности заключения международных соглашений "не в письменной форме", т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.

Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части.

Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.

Структура международных договоров. Договор представляет собой единую систему взаимосвязанных норм. Поэтому он должен рассматриваться как единое целое, в котором все постановления обязательны для сторон. Основными элементами структуры договора являются:

1) преамбула (введение), где указываются цели договора, а так же ряд формальных моментов (название договора и сторон, иногда фамилии уполномоченных, проверка полномочий и другие) и реже многосторонние договоры составляются обычно на наиболее распространенных языках мира: английском, французском, испанском, русском, а заключаемые в рамках ООН - еще и на арабском и китайском языках. Все эти шесть языков являются официальны ми языками ООН.

2) конкретные нормы (например, в мирных договорах - о прекращении состояния войны);

3)центральная часть , которая содержит положения по существу регулируемых отношений;

4)заключительная часть , которая включает положения о порядке вступления в силу, действии и прекращении действия договора.

В настоящее время положения договора обычно делятся на статьи, а иногда на главы (Устав ООН, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.) и даже части (Всемирная почтовая конвенция). Статьи иногда имеют свои наименования. Это облегчает пользование текстом договора, особенно если он сложен или значителен по объему.

Все более широкое распространение получают приложения . Это как бы пятая часть договора. Однако для придания им силы самого договора нужно специальное указание в договоре. В противном случае такие акты не будут частью самого договора. Например, не был приложением к советскогерманскому Договору о ненападении 1939 г. подписанный одновременно с ним Дополнительный секретный протокол о сферах влияния в Европе.

Наличие всех элементов структуры в каждом договоре необязательно и не влияет на его юридическую силу: договор без преамбулы, без заключительных статей так же обязателен и действителен, как и договор с этими частями.

Виды.

Договоры могут классифицироваться по кругу участников:

Двусторонние

Многосторонние:

Универсальные (общие, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты МП);

Договоры с ограниченным числом участников.

Договоры также могут быть:

Закрытыми (к ним, как правило, относятся двусторонние договоры. Участие в таких договорах третьих лиц предполагает согласие их участников);

Открытыми (может участвовать любое гос-во, и такое участие не зависит от согласия сторон договора).

В зависимости от органа гос. власти:

Межгосударственные (от имени государства);

Межправительственные (от имени Правительства);

Межведомственные (в пределах своих полномочий).

От нормативного содержания:

Правообразующие (многократное применение);

Договоры – сделки (рассчитаны на разовое применение)

По объекту регулирования:

Политические: о союзе, ненападении, нейтралитете, сотрудничестве, дружбе, мире и др.

Экономические: об экономической помощи, поставках, строительстве, кредитах, платежах, расчетах и др.

По специальным вопросам: о научном и культурном сотрудничестве, здравоохранении, правовой помощи и др.

Военные: ограничение вооружений и вооруженных сил, размещений войск за границей, поставки военной техники и др.

По форме: письменные и устные, «джентльменские соглашения»

По сроку действия:

бессрочные, определенно-срочные и неопределенно-срочные.

По названию: договор, конвенция, пакт, соглашение, устав, протокол.


Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.

Полномочия. Договор заключается представителями государств. Для этой цели им выдаются специальные документы - полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством. Определенные должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по

заключению договора без специальных полномочий.

В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц: а) главы государств; б) главы правительств; в) министры иностранных дел; г) главы дипломатических представительств; -д) представители государств на международных конференциях и в международных организациях.

Если заключается международный договор с участием международной организации, то специальные полномочия для этой цели не требуются лицу, которое в соответствии с правилами организации рассматривается как представляющее эту организацию.

Подготовка текста договора. Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках международных организаций.

Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непосредственно, либо с использованием дипломатических средств. Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или представляют конкретные проекты договора). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласования возможные изменения, уточнения позиций и соответственно проекта договора. Путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников.

Иногда для подготовки договора по сложной проблеме используются и дипломатические каналы, и переговоры на уровне делегаций, и встречи министров иностранных дел, и встречи на высшем уровне.

Принятие текста договора . Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (т. е. изменению не подлежит) и подлинным документам, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установление аутентичности- подлинный, действительный, верный). Оно может быть предварительным и окончательным.

Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.

Путем голосования, как правило, принимается текст договора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Это решение оформляется актом - резолюцией международной конференции или соответствующего органа международной организации, которая принимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в организации).

Парафирование - это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или договоров с небольшим числом участников (например, были парафированы Договор между СССР и ФРГ о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, некоторые соглашения стран СНГ и др.). Парафированный договор подлежит окончательному принятию.

Подписание ad referendum - условное, предварительное, требующее подтверждения компетентного органа государства.

Форма окончательного принятия текста договора - подписание . Оно порождает определенные юридические последствия: а) дает право подписавшему государству выразить согласие на обязательность договора; б) обязывает подписавшее государство не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.

Международный договор - это самая распространенная и типичная форма для регулирования межсубъектных отношений и может регулировать широкий круг отношений между сторонами. В данной статье рассмотрим понятие и виды международных договоров.

Что понимают под международным договором?

Соглашение, заключаемое субъектами международного права, называется международным договором.

Субъектами в данном случае являются страны, международные организации и борющиеся за независимость народы.

Международный договор призывает субъектов к установлению, исполнению, изменению или прекращению существующих прав и обязанностей, которые называются объектом договора. К объекту предъявляется только два требования:

  • он должен соответствовать закону;
  • он должен быть выполняемым.

Объект может носить материальный и нематериальный характер, относиться как к внутренним, так и внешним делам государства. Но если объект является компетенцией внутренних органов страны, то международный договор по нему составляться не будет.

Цель договора - это то, чего хотят достичь субъекты международного договора.

Все виды международного договора (акт) и другие сопроводительные документы заключаются в добровольном порядке и соответствуют принципам равноправия и невмешательства. Если договор был заключён с применением силы или угрозы, то он теряет свою силу.

Что включает структура договора?

Все виды рассматриваемых договоров состоят из 3 основных частей:

  • преамбулы с указанием цели заключения договора;
  • основной части, состоящей из статей с группированием на разделы;
  • заключительной части с положениями о вступлении в силу и прекращении договора с указанием языка, на котором договор составлен.

В некоторых договорах могут быть приложения. Но они не имеют юридической силы без специального указания в документе или самом приложении.

Какие договоры существуют в международном праве?

Основными видами международных договоров являются те, которые зависят от:

  • количества субъектов (двусторонние и многосторонние);
  • типа (открытые и закрытые);
  • времени заключения (срочные, бессрочные, краткосрочные и долгосрочные);
  • формы (устные и письменные);
  • объекта договора.

Многосторонние или полисубъектные делятся на общие и ограниченные (универсальные и партикулярные). Универсальные договоры могут подписывать все участники международного права. В партикулярных число субъектов строго ограничено.

Открытые договоры может подписать любой участник международного права.

Закрытые договоры - двусторонние, и участие третьих лиц возможно только с разрешения его субъектов.

Основные виды международного договора по объекту - это соглашения по экономические и политические.

Соглашения заключаются для регулирования вопросов по науке, технике, культуре, образованию.

Главная функция политических договоров - регулировать отношения между странами по поддержке мира, безопасности, что включает оказание помощи, решение территориальных вопросов или поддержку нейтралитета.

Экономические договоры заключаются для регулирования торгово-экономических отношений.

Какие есть в РФ?

Понятие и виды РФ описаны в Конституции. К ним относятся соглашения, заключённые от имени:

Субъекты не обладают достаточными компетенциями по заключению международных договоров. Вместо них с предварительным согласованием эту функцию выполняет федеральный центр РФ. Это означает, что все права и обязанности по договорам переходят к ней.

Как проходит процедура заключения договоров в РФ?

Процедура проходит ряд важных этапов:

  • Подготовительный, на котором проект договора согласовывается органами государственной власти, заинтересованными в его заключении. На данным этапе проект должен включать основные положения, целесообразность его заключения, иметь оценку возможных последствий и соответствовать законодательству РФ. Если для заключаемого договора установлены другие правила, то их согласовывают с Министерством юстиции, которое даёт заключения о соответствии договора законодательству РФ.
  • Согласование с Президентом или Правительством РФ, которые рассматривают проект и в течение месяца дают ответ.
  • Заключение договора - завершающий этап, на который назначают одно или более лиц для представления РФ на переговорах, принятия текста и его подписания. Эти лица получают соответствующие полномочия. Без получения полномочий эти права имеют Президент, Председатель Правительства, и главы других федеральных органов исполнительной власти. Главам диппредставительств в других странах и международных организациях требуются полномочия при подписании.

Толкование международных договоров

Все виды международных договоров должны иметь правильное толкование. Под последним понимается установление точного содержания и смысла договора. Различают следующие виды толкования международных договоров:

  • официальное;
  • неофициальное;
  • внутригосударственное.

Официальное толкование подразумевает обязательную процедуру разъяснения положений договора уполномоченными на то органами (государственные органы, общественные лица, общественная организация). Оно закрепляется в специальных актах, является обязательным для субъектов договора и имеет правовые последствия.

Под неофициальным толкованием понимают разъяснение положений договора неуполномоченными органами (научные и учебные учреждения и практические работники, такие как адвокаты и ученые). Неофициальное толкование также закрепляется в актах, но не имеет такой юридической силы как официальное и поэтому не может привести к правовым последствиям.

Под внутригосударственным толкованием понимают разъяснение положений договора уполномоченными органами одной из стран, заключивших договор, и поэтому оно обязательно только для одной стороны.

В свою очередь, все могут быть систематическими и историческими.

Под систематическим видом понимают сравнение договора с другими аналогичными договорами и их положениями.

Под историческим толкованием понимают тот вид, который требует исследования исторической обстановки, подготовительных материалов и дипломатической переписки, так как договор заключался давно и его разъяснение вызывает трудности.

Толкование должно соответствовать принципам добросовестности, единства, эффективности, и в нем должно быть использовано большое количество разноязычных текстов.

Каков порядок заключения и выполнения договоров?

Все виды договоров в международном праве после подписания обычно подлежат ратификации и принятию.

В зависимости от положений, договор может вступить в силу:

  • после подписания;
  • после обмена сторонами грамотами о ратификации;
  • после передачи грамот в депозитарий для хранения.

В некоторых странах договор обладает силой закона после его обнародования. Поэтому все виды международных договоров публикуются в официальных изданиях правительства страны, различной периодической литературе и научных сборниках.

Кроме этого, они могут быть зарегистрированы в и других международных организациях. Зарегистрированные в Секретариате договоры позже публикуются в специальных сборниках.

В каких случаях договор прекращает действие?

В юридической литературе различают прекращение договора и приостановление его действия.

Под прекращением понимают утрату международным договором юридической силы после наступления даты, указанной в нем.

Под приостановлением понимают прекращение юридической силы на некоторое время.

Вышеуказанные виды международных договоров могут стать недействительными согласно внешним и внутренним основаниям.

К внутренним основаниям относятся:

  • истечение срока;
  • выполнение обязательств субъектами;
  • пересмотр некоторых положений договора;
  • наступление событий и условий, предусмотренных в договоре.

К внешним основаниям относятся:

  • взаимное желание сторон;
  • аннулирование;
  • нарушение положений договора одним или несколькими субъектами;
  • возникновение новой нормы в международном праве;
  • прекращение существования одного или нескольких субъектов договора.
  • Возникновение форс-мажора или коренное изменение условий, при которых был заключён договор.

Кто разрабатывает типовые договоры?

Типовой договор разрабатывается специалистами. Но издатели юридической литературы предлагают широкий выбор образцов типовых договоров самой разной направленности. В частности, наиболее востребованными являются следующие виды:

  • договор международной купли-продажи;
  • договор коммерческого представительства;
  • дистрибьюторский договор;
  • франчайзинговый договор;
  • договор для сделки на строительство;
  • договор передачи технологий;
  • договор о лицензировании брендов;
  • договор для слияний и поглощений.

Все виды международных торговых договоров имеют большое значение не только для развития международного права, но и для улучшения политических и экономических отношений между странами.

Заключается, как правило, в письменной форме, но Венская конвенция о праве международного договора признает и устную форму (так называемое джентльменское соглашение). Однако договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная, поскольку только в письменной форме четко и конкретно фиксируются права и обязанности сторон.

Международные договоры представляет собой единую систему взаимосвязанных норм, которые все вместе и каждая в отдельности обязательны для сторон.

К структуре договора относятся его составные части, такие как:

  1. преамбула;
  2. содержание договора;
  3. заключительная часть;
  4. приложения.

Важной частью договора является преамбула, поскольку в ней часто формулируются мотивы заключения и цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.

Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, срок действия, язык, на котором составлен текст договора, и т.д.

Международные договоры часто имеют приложения (содержат технико-юридические нормы по выполнению условий договора) в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора.

Оговорка - одностороннее действие, посредством которого государство желает исключить из текста договора положение, которое, по его мнению, противоречит тексту договора или по другим основаниям.

Оговорка может быть сделана с условиями.

1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также при подписании, ратификации, утверждении и присоединении к международному договору.

2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка, сделанная при подписании, должна быть воспроизведена в ратификационной грамоте.

3. Если договор заключен между ограниченным числом участников или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, однако если одна из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в этом договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки, и государством, которое эту оговорку приняло, правоотношение по вопросу оговорки не действует.

4. Участник, сделавший оговорку, вправе в любой момент ее снять. Право на оговорку является суверенным правом каждого государства.

Международный договор - явно выраженное соглашение между ос­новными субъектами международного права, прежде всего, между госу­дарствами, призванное регулировать их отношения между собой путем создания взаимных прав и обязанностей.

В Венской конвенции 1969 года международный договор определен как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независи­мо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (ст. 2). В Конвенции 1986 года в число заключающих договоры включены также международные органи­зации. Оба определения носят функциональный характер, т.е. предна­значены «для целей» этих конвенций.

Правовую сущность международного договора составляет соглаше­ние, т.е. согласование воль субъектов международного права.

Характерная особенность неравноправных договоров состоит в том, что они нарушают суверенитет государств и народов и открывают простор для широкого вмешательства в их внутренние дела. К другим чертам нерав­ноправных договоров относятся резкая диспропорция в распределении прав и обязанностей между участниками этих договоров, обеспечение выгод только или в основном для сильных и больших государств.

Международный договор является равноправным, если он заключен в соответствии с принципами суверенного равенства, добровольности и невмешательства во внутренние дела его участников.

В зависимости от числа участников различаются договоры двусто­ронние и многосторонние.

Основную массу договоров составляют двусторонние акты

Среди многосторонних договоров различают договоры с ограничен­ным числом участников и общие (универсальные) договоры.

Примером ограниченных многосторонних договоров могут служить Римский договор об учреждении Европейского экономического сооб­щества 1957 года, Североатлантический договор 1949 года. Участие в них новых государств зависит от согласия всех участников этих договоров. Вот почему такие договоры иногда называются закрытыми.

Общие многосторонние договоры, по определению Венской дек­ларации об универсальности 1969 года, представляют собой догово­ры, «которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цель которых представляют ин­терес для международного сообщества в целом». К ним относятся до­говоры, касающиеся обеспечения международного мира и безопас­ности, например Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года, договоры по космосу, а также конвенции, кодифицирующие международное право, в частности Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, Венские конвенции по дипломатическому, консульскому, дого­ворному праву. Общие многосторонние договоры, как подчеркивает­ся в Венской декларации 1969 года, «должны быть открыты для всеоб­щего участия».


Включение всякого рода ограничений на этот счет в общие много­сторонние договоры недопустимо.

Принцип универсальности, однако, автоматически не распро­страняется на международные организации. Последние могут стано­виться участниками общих многосторонних договоров только в том случае, если это прямо предусмотрено в договоре. Примерами откры­тия многостороннего договора для международных организаций могут служить Венская конвенция о праве договоров 1986 года и Кон­венция ООН по морскому праву 1982 года, в которых предусмотрены для этого определенные условия. Так, в Венской конвенции 1986 года предусмотрено, что к ней может присоединиться любая международ­ная организация, которая обладает правоспособностью заключать международные договоры, о чем должно быть указано в документе о присоединении.

Объекты международных договоров могут быть самыми разнообраз­ными. В зависимости от них различаются три вида самих этих догово­ров: политические договоры, экономические договоры и договоры по специальным вопросам.

К политическим договорам относятся договоры о союзе, взаимной помощи, ненападении, нейтралитете, мирные договоры, договоры по территориальным и пограничным вопросам, в области разоружения и др.

К экономическим договорам относятся торговые договоры, согла­шения о поставках товаров и товарообороте, соглашения об экономи­ческом и научно-техническом сотрудничестве, соглашения о займах, кредитах и др. Экономическим договором является, например, Римский договор о ЕЭС 1957 года.

Среди договоров третьего вида находятся многочисленные согла­шения по самым различным специальным вопросам: в области транс­порта, связи, по сельскому хозяйству, здравоохранению, образова­нию, научному сотрудничеству, о правовой помощи и социальном обеспечении, консульские конвенции. Среди договоров по правовым вопросам особое место занимают многосторонние конвенции, коди­фицирующие различные отрасли международного права.

У договоров с участием международных организаций круг объектов уже. Международные организации в силу своих особенностей как субъ­ектов международного права не могут заключать между собой полити­ческие договоры некоторых видов (о дружбе и взаимной помощи, союз­ные и мирные договоры, о нейтралитете, об обмене территориями и многие другие). Объектами договоров с участием международных орга­низаций являются главным образом экономические и специальные во­просы, входящие в компетенцию организаций, согласно их уставам. В последние годы наблюдается тенденция к расширению крута объектов, по поводу которых заключаются такие договоры, и все же этот круг ос­тается относительно ограниченным по сравнению с объектами межгосу­дарственных договоров.

Средства и способы, при помощи которых согласование воль субъек­тов международного права приобретает характер явно выраженного со­глашения, составляют форму международного договора.

Форма конкретного договора зависит от согласия сторон. Она не влияет на обязательную силу договора и его действительность. Глав­ное - содержание договора. Однако и оформление достигнутого согла­шения немаловажно.

В понятие договорной формы входят: язык, структура и наименова­ние договора.

Язык - главный элемент, посредством которого воля субъектов международного права получает явное проявление вовне. Именно в языке договора, словесных формулировках его текста отражаются ре­альность воли субъектов и согласование государственных воль. Меж­дународный договор - и в этом состоит одно из его важных отличий от международного обычая - существует лишь как соглашение, во­площенное в тексте.

Двусторонние договоры обычно составляются на языках обеих дого­варивающихся сторон в двух экземплярах, каждый из которых содержит два соответствующих языковых текста. Тексты на языках обеих сторон юридически равнозначны (аутентичны), хотя в процессе осуществления договора каждая сторона чаще всего руководствуется текстом на своем языке. В Российской Федерации таким официальным языком является русский язык. Наиболее важные многосторонние договоры составляют­ся обычно на наиболее распространенных языках мира: английском, французском, испанском, русском, а заключаемые в рамках ООН еще и на арабском и китайском языках. Все эти шесть языков являются офи­циальными языками ООН.

К элементам формы международного договора относится также структура договора. Договор представляет собой единую систему взаи­мосвязанных норм. Поэтому он должен рассматриваться как единое целое, в котором все постановления обязательны для сторон. Основны­ми элементами структуры договора являются:

1) преамбула (введение), где указываются цели договора, а также со­держится ряд формальных моментов (название договора и сторон, иног­да фамилии уполномоченных, проверка полномочий и др.) и реже кон­кретные нормы (например, в мирных договорах - о прекращении со­стояния войны);

2) центральная часть, которая содержит положения по существу ре­гулируемых отношений;

3) заключительная часть, которая состоит из положений о порядке вступления в силу, действии и прекращении действия договора.

В настоящее время положения договора обычно делятся на статьи, а иногда на главы и даже части. Статьи иногда имеют свои наименования. Это облегчает пользование текстом договора, особенно если он сложен или значителен по объему.

Все более широкое распространение получают приложения. Это как бы четвертая часть договора. Однако для придания им силы самого до­говора нужно специальное указание в нем или в приложении к нему. В противном случае такие акты не будут частью самого договора. Наличие всех элементов структуры в каждом договоре не обязатель­но и не влияет на его юридическую силу: договор без преамбулы, без за­ключительных статей также обязателен и действителен, как и договор с этими частями.

В понятие формы входит наименование договора. Не существует об­щепризнанной классификации таких наименований. Одинаковые по форме и содержанию акты в одном случае именуются договором, в дру­гом - конвенцией или соглашением. Юридического значения это не имеет.

Договоры могут быть и письменные, и устные. Последние встре­чаются очень редко. Можно привести устную договоренность в 1946 году между СССР, США, Англией, Францией и Китаем о принципе справедливого распределения мест при избрании непостоянных чле­нов Совета Безопасности ООН. Устные договоры так же обязательны, как и письменные.

Международные организации заключают международные договоры в трех основных формах: международное соглашение (чаще всего), обмен письмами (нотами) и параллельные резолюции. Отсутствуют такие наименования, как договор, пакт, конвенция. Но это не значит, что таковые не могут быть использованы в будущем. В отличие от прак­тики заключения межгосударственных договоров, языковой принцип в договорах международных организаций не всегда соблюдается. Очевид­но, что принцип равноправия языков и здесь должен применяться более последовательно.

Международный договор - основной источник. Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах).

Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.

Конвенция не исключает возможности заключения международных соглашений «не в письменной форме», т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.

Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части.

Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.

Своеобразным комплексом можно считать договорные акты по морскому праву - Конвенцию ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Соглашение об осуществлении части XI данной Конвенции от 29 июля 1994 г. и Соглашение об осуществлении положений этой Конвенции, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, от 4 декабря 1995 г.

Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о праве международных договоров, признали «все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе».

Классификация международных договоров возможна по следующим направлениям: по кругу участников; двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько); многосторонние; с неограниченным числом участников (универсальные, общие); с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные); по возможности присоединения других участников; закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников); открытые (то есть договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств); по объекту; договоры по политическим вопросам; договоры по правовым вопросам; договоры по экономическим вопросам; договоры по гуманитарным вопросам; договоры в области безопасности и т. д.;

– по форме договора: письменные; устные;

– по времени действия: бессрочные; срочные; краткосрочные; по пространству действия; региональные; универсальные

Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д.

Стадии заключения международных договоров:

– выдвижение договорной инициативы,

– подготовка текста договора,

– принятие текста договора,

– установление аутентичности текстов договора на разных языках,

подписание договора,

– выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Способы выражения согласия:

– подписание,

– обмен документами (нотами либо письмами),

– ратификация,

– утверждение,

– принятие,

– одобрение,

– присоединение.

Для Российской Федерации вопрос о договорах как источниках международного права в современной ситуации имеет специфический характер, поскольку после прекращения существования СССР термином «международные договоры Российской Федерации» охватывают три категории договоров: 1) договоры, заключенные непосредственно Российской Федерацией как самостоятельным субъектом международного права; 2) договоры, заключенные Союзом ССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства (большинство действующих договоров относится к этой группе); 3) договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в свое время в силу ввиду незавершенности предусмотренной для этого процедуры и ратифицируемые уже от имени Российской Федерации.

2.Международная примирительная процедура: понятие, элементы и содержание

В международном праве посредничество — выступает одним из средств мирного разрешения споров между государствами путём переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

Выдвижение посредником определённых предложений как базы для переговоров и урегулирования споров отличает посредничество от простого содействия или «добрых услуг».

Процедура посредничества регламентирована Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 и Уставом ООН (ст. 33). Согласно Уставу ООН, конвенциям и существующей практике, посредник может выступать по просьбе спорящих сторон, по собственной инициативе либо по почину держав, не причастных к спору. В практике СССР известны случаи, когда Советское правительство принимало посредничество других государств или само выступало посредником. Например, в 1945 СССР согласился на посредничество временного французского правительства в переговорах со Швейцарией о положении интернированных во время войны.

В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган - следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.

Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению

Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.

В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.

3.Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел. Правовые вопросы спасения космонавтов

Нормы, относящиеся к международно-правовому режиму космического пространства и небесных тел, содержатся главным образом в Договоре по космосу. Ряд важных дополнительных предписаний применительно к статусу Луны и других небесных тел предусмотрен Соглашением о Луне.

Большинство элементов режима космического пространства и небесных тел идентичны. В Договоре по космосу почти во всех статьях используется термин «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела», то есть не проводится принципиального различия с точки зрения их правового режима. Общее правовое положение космического пространства и небесных тел определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. В Соглашении о Луне также определено, что поверхность или недра Луны не могут быть собственностью какого-либо государства, международной организации, неправительственного учреждения или любого физического лица.

Природные ресурсы Луны объявлены общим наследием человечества, и установлена обязанность разработать специальный международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью. Вместе с тем, в этом же Соглашении закреплено право государств собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда, а также использовать их для поддержания жизнедеятельности экспедиций при проведении научных экспедиций в необходимых для этих целей количествах.

Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом.

Одновременно, как бы подчеркивая неабсолютность такой свободы, государства — участники Договора по космосу приняли на себя обязательство осуществлять эту деятельность в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания мира и безопасности и развития международного сотрудничества, а также должным образом учитывать при ее осуществлении соответствующие интересы всех других государств и не создавать потенциально вредных помех их деятельности. Установлено обязательство государств-участников принимать необходимые меры для избежания вредного загрязнения космического пространства и небесных тел и неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки неземного вещества. Соглашение о Луне ужесточает это требование, налагая обязательство принимать меры по предотвращению внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли не только вследствие доставки внеземного вещества, но и «каким-либо иным путем».

Договор по космосу предусматривает процедуру проведения международных консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства.

Принцип предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности получил дальнейшее развитие в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, которая запретила применение любых научно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия на погоду и климат, если такие средства могут вызвать долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия.

Договор по космосу разрешает использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований. Вместе с тем, участники Договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом, а также не создавать на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, не осуществлять испытаний любых типов оружия и не проводить военные маневры.

В соответствии с Соглашением о Луне на небесных телах могут создаваться обитаемые и необитаемые станции, которые должны располагаться таким образом, чтобы не препятствовать доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы. На небесных телах запрещаются угроза силой или применение силы, а также использование небесных тел для совершения любых подобных действий в отношении Земли, небесных тел, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов.

За деятельность в космическом пространстве, включая небесные тела, государства-участники Договора по космосу несут международную ответственность независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами, в том числе и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями Договора по космосу. При этом деятельность неправительственных юридических лиц должна проводиться в космическом пространстве с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора, которое несет ответственность наряду с таким юридическим лицом за выполнение положений Договора.

В отличие от небесных тел естественного происхождения под космическими объектами в МКП подразумеваются созданные человеком искусственные спутники, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.п., а также их составные части. МКП регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве и до возвращения их на Землю, а также отношения между государствами в случае приземления космического объекта на территории иностранного государства. До запуска и после приземления космического объекта на национальную территорию такая деятельность регулируется национальным правом каждого из государств, если об этом нет специальной договоренности между соответствующими государствами.

Порядок международной регистрации космических объектов был установлен Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года.

Государство-участник Договора по космосу, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Таким образом, на космический объект и его экипаж (независимо от гражданской принадлежности его членов) при их нахождении в космическом пространстве распространяется юрисдикция государства регистрации. В случае когда в запуске космического объекта участвуют два или более государств, эти государства совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Соглашение о Луне предусматривает, что юрисдикция и контроль государства распространяются не только на персонал и космические аппараты, но и на оборудование, установки, станции и сооружения, находящиеся на небесных телах.

Все станции, установки и космические корабли на небесных телах открыты для представителей государств-участников Договора по космосу на основе взаимности.

Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или по возвращении на Землю. При этом по просьбе запустившего государства его космические объекты, обнаруженные где-либо, должны быть возвращены владельцу.

Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств - участников Соглашения о Луне и других небесных телах.

Если авария или бедствие, вынужденная или непреднамеренная посадка экипажа космического корабля привели к приземлению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.

Список литературы

    Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 г. // Международное право в документах. М., 2007.

  1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Подписан в г. г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967) // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1967 г. № 44. Ст. 588.

  2. Венская Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров // Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сборник нормативных документов. М., 2007.

    Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство: Принята резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1974 года. Ратифицирована
    Указом Президиума ВС СССР от 13.07.1977 № 6020-IX «О ратификации Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство» // Ведомости ВС СССР. 27 июля 1977 г. № 30. Ст. 457.

    Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» (Заключена в г. г. Москве, Лондоне, Вашингтоне 29.03.1972). Ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 28.09.1973 № 4855-VIII «О ратификации Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX.- М., 1975. С. 95 – 101.