Предупреждение чс техногенного характера. Пути предотвращения чрезвычайных ситуаций

Предупреждение ЧС природного и техногенного характера - это

совокупность мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Реализация таких мероприятий предполагает целенаправленную деятельность органов власти и управления, основу которой составляют конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз.

Предотвращение ЧС - это комплекс правовых, организационных, экономических, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на организацию наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и профилактику возникновения источников ЧС, а также на подготовку к ЧС.

Наблюдение и контроль за окружающей природной средой и потенциально опасными объектами проводят с целью проверки выполнения мероприятий по предупреждению ЧС, готовности органов управления, должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС, выполнения соответствующими инстанциями установленных требований норм проектирования инженерно-технических мероприятий. Такую работу осуществляют соответствующие надзорные органы, деятельность которых координирует МЧС России.

Важными элементами наблюдения и контроля за опасными производственными объектами являются декларирование безопасности промышленного объекта, государственная экспертиза проектов потенциально опасных объектов и государственный надзор.

Декларация промышленной безопасности - РД 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений». Отнесение объекта к особо опасным и подлежащим декларированию основывается на величине пороговых количеств потенциально опасных веществ, обращающихся в производстве, т (например, аммиак - 500, взрывчатые вещества - 200, диоксид серы - 250, хлор - 25 и т.п.). Декларация промышленной безопасности разрабатывается предприятием самостоятельно либо по договору с организацией, имеющей соответствующую лицензию, в произвольной форме, но обязательно должна содержать страховые данные, характеристики опасного вещества, анализ безопасности объекта. МЧС России и Ростехнадзор располагают компьютерными базами данных о промышленных объектах, подлежащих декларированию.

Утверждается декларация руководителем опасного объекта, который несет ответственность за полноту и достоверность представленной информации. Декларация промышленной безопасности подлежит пересмотру не реже одного раза в пять лет.

Государственная экспертиза проектов состоит в предварительной проверке намечаемой хозяйственной деятельности проекта на соответствие требованиям безопасности. Этой процедуре в первую очередь подлежат проекты строительства потенциально опасных объектов, декларации безопасности промышленных объектов, генеральные планы городов и другие документы.

Государственный надзор за мероприятиями по снижению масштабов ЧС природного характера подразумевает соблюдение порядка и условий природопользования (недр, земель, лесов, вод, биоресурсов и др.), контроль за техническим состоянием инженерной защиты территорий и др.

Прогнозирование возникновения источника ЧС заключается в определении риска возникновения аварий по причине отказа какой-либо из подсистем, обеспечивающих функционирование объекта в целом (технологического оборудования, подсистемы энергоснабжения, вентиляции и др.). Методики прогнозирования так же разнообразны, как разнообразны и сами объекты экономики. На основе прогноза проводят профилактику возникновения источников ЧС, состоящую в реализации различных организационно-технических мер в зависимости от типа производства.

В системе предупреждения ЧС природного характера важное место занимает прогнозирование стихийных бедствий и заблаговременное осуществление мероприятий, снижающих возможный ущерб при их возникновении. Наиболее сложная обстановка, связанная с максимальными человеческими потерями и материальным ущербом, возникает при землетрясениях. Поскольку предотвратить это явление невозможно и в силу отсутствия достаточно надежных способов их прогнозирования, основная роль отводится предупреждению населения о возможных землетрясениях. Меры, направленные на снижение людских потерь и материального ущерба, в сейсмоопасных районах должны приниматься заблаговременно. К ним относятся выполнение с высоким качеством строительных работ, обеспечивающих сейсмостойкость зданий и сооружений, использование прочных строительных материалов и конструкций и др.

Другие стихийные бедствия (наводнения, оползни, снежные лавины, селевые потоки, ураганы, лесные пожары) прогнозируются более достоверно, что позволяет своевременно предупреждать о них органы власти и принимать меры по спасению людей и материальных ценностей. Большой объем работ по предупреждению возникновения таких стихийных бедствий или уменьшению ущерба от них должен проводиться заблаговременно.

Важная составляющая предотвращения ЧС: подготовка территории - к функционированию в ЧС и объекта экономики - к работе в ЧС.

Подготовка территории к функционированию в ЧС - это комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, заблаговременно проводимых на территории субъектов РФ с целью обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в ЧС. К основным мероприятиям такого рода можно отнести: создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения; накопление запасов средств коллективной и индивидуальной защиты; планирование защиты территорий и населения; подготовку сил и средств для ликвидации ЧС; проведение агромелиоративных мероприятий по предупреждению или уменьшению ущерба от наводнений; создание резервов финансовых и материально-технических средств для предупреждения и ликвидации ЧС и др.

Подготовка объекта экономики к работе в ЧС - это комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий с целью обеспечения работы объекта экономики с учетом риска возникновения источников ЧС, создания условий для предотвращения аварий или катастроф, противостояния поражающим факторам ЧС, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи населения, а также оперативного осуществления неотложных работ в зоне ЧС. К основным мероприятиям можно отнести:

  • - создание надежной системы защиты персонала и населения;
  • - повышение устойчивости инженерно-технического комплекса к поражающим факторам источников ЧС;
  • - создание надежной системы снабжения объекта всем необходимым для функционирования в условиях ЧС;
  • - подготовку объекта к восстановлению в случае повреждения;
  • - создание и подготовку сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и др.

Важнейшее условие предотвращения ЧС, обусловленных терроризмом, - это искоренение самого терроризма как явления и устранение причин, его порождающих.

Однако на сегодняшний день основной целью государственной стратегии противодействия терроризму является обеспечение надежной защиты граждан, общества и государства от террористических угроз путем упреждения террористических акций и максимально эффективного их пресечения. Это подразумевает создание единой государственной системы управления в кризисных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций в любой форме и соответствующей складывающейся оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по предотвращению и пресечению террористических актов на особо важных объектах, а также с использованием средств массового поражения.

Основополагающие принципы противодействия терроризму, определенные Федеральным законом «О противодействии терроризму» состоят в следующем:

  • - приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергшихся террористической опасности, и неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
  • - системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  • - сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
  • - приоритет мер предупреждения терроризма и единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
  • - сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму и конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
  • - недопустимость политических уступок террористам и минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Для реализации этих принципов следует развивать общегосударственную систему мер профилактики терроризма - превентивную юридически обоснованную систему, охватывающую структуры исполнительной власти и правоохранительные органы, общественные организации и конфессиональные институты.

Образовательное учреждение (школа, колледж, вуз и т.п.) является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории. С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта, способного вызвать ЧС любого масштаба, вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта. Он включает инвентаризацию основных и запасных входов-выходов, осмотры и уборку территории и помещений, организацию пропускного режима персонала и автотранспорта, информационное обеспечение в сфере антитеррористи- ческой деятельности и др.

Руководитель образовательного учреждения, являясь ответственным за состояние его антитеррористической защищенности, координирует деятельность подразделений учреждения по противодействию террористическим проявлениям, назначает постоянно действующую антитеррористи- ческую комиссию и взаимодействует с территориальными органами МВД России и ФСБ России. В состав комиссии включаются: проректор или заместитель директора по безопасности (председатель комиссии), начальник штаба ГО, главный инженер, ведущие специалисты по энерго-, тепло-, водоснабжению (механик, энергетик и т.д.) и другие лица по усмотрению руководителя учреждения.

Работа комиссии осуществляется на основании Положения об ее деятельности и включает планирование совместных с Управлением внутренних дел (УВД) организационно-профилактических мероприятий по анти- террористическим мероприятиям и контроль их выполнения, выявление нарушений в антитеррористической защищенности учреждения и проведение разъяснительной работы среди персонала.

Антитеррористическая комиссия проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, совместно с территориальными органами УВД, ФСБ России проводит полное детальное обследование антитеррористической защищенности образовательного учреждения, по результатам которого оформляется соответствующий акт.

1) Деятельность органов управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций (ЧС), уменьшение возможных потерь и ущерба в случае их возникновения, основу которой составляют конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз; 2) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты. Практические меры реализуются в ходе подготовки сил и средств, объектов, систем жизнеобеспечения личного состава и населения военного городка (ВГ) к работе в экстремальных условиях. Комплекс мер по предупреждению ЧС природного и техногенного характера включают меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Силы и средства РСЧС используются в составе территориальных и функциональных подсистем на пяти уровнях: федеральном, региональном, субъектовом, местном (городском, районном) и объектовом.

На федеральном уровне группировка сил включает: соединения и части гражданской обороны (ГО) РФ; авиационные формирования МЧС, мобильные поисково-спасательные формирования, специализированные формирования служб ГО центрального подчинения. В состав сил и средств региональной группировки входят: соединения и части войск ГО, предназначенные для прикрытия территорий региональных субъектов; региональные поисково-спасательные формирования; региональные специализированные формирования федеральных министерств, ведомств и федеральных служб (региональные центры медицины катастроф, аварийно-технические центры Минатома РФ и др.). Группировка сил РСЧС субъекта создается в интересах крупных городов. Она включает: силы и средства, непосредственно подчиненные органу управления ГОЧС и начальникам служб ГО данного субъекта РФ. Группировка сил РСЧС местного уровня (города, района) включает: территориальные формирования общего назначения; специальные формирования служб города, района; специализированные формирования наиболее крупных объектов. Объектовые формирования РСЧС предназначаются и используются, как правило, на своих объектах. Они включают сводные отряды и формирования служб объекта.

Управление решением задач по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, возложенных на ВС РФ, осуществляют постоянные (штатные) органы управления. В состав сил постоянной готовности функциональной подсистемы ВС РФ входят: специальные аварийные формирования ВС; соединения, части инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты; силы и средства поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ; авиационные поисково-спасательные силы и средства видов ВС; военные команды противопожарной защиты и спасательных работ; пожарные расчеты, команды, формирования местной обороны объектов ВС; службы экстренной медпомощи ВС.

Предупреждение ЧС как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них в частях и соединениях РВСН проводится по направлениям: мониторинг и прогнозирование ЧС; рациональное размещение объектов, сил и средств с учетом природной и техногенной безопасности; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных, техногенных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося потенциала опасности: предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения безопасности технологических процессов и эксплуатационной надежности оборудования; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение ЧС, уменьшение их масштабов, защиту личного состава, населения ВГ и материальных средств; подготовку оперативных групп и специально выделяемых сил и средств к действиям в условиях ЧС; подготовку объектов, систем жизнеобеспечения личного состава и населения ВГ к работе в условиях ЧС; лицензирование деятельности потенциально опасных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации потенциально опасного объекта; проведение государственной экспертизы в области предупреждения ЧС, государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; информирование личного состава и населения ВГ о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории дислокации соединений и частей; подготовка личного состава, населения ВГ в области защиты от ЧС. В целях реализации данных направлений в РВСН созданы силы и средства (см. Безопасность войск в чрезвычайной ситуации).

Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий. Мероприятия выполняются на этапах заблаговременного обеспечения устойчивости объектов соединений и частей РВСН и непосредственного предупреждения ЧС. На каждом объекте соединения (части) мероприятия и способы по повышению устойчивости на случай аварий и стихийных бедствий будут различными, но по характеру решаемых задач их можно объединить в следующие группы по: защите личного состава и населения ВГ; повышению устойчивости инженерно-технического комплекса объектов; исключению или ограничению поражения вторичными факторами; обеспечению устойчивости систем вооружения, боевого дежурства и управления; подготовке к проведению восстановительных работ в кратчайшие сроки.

Существующая система мониторинга ЧС в РВСН позволяет выявить опасность за некоторое время до возникновения аварии или стихийного, экологического, эпидемиологического бедствия. Следовательно, в определенных условиях командиры и штабы могут иметь некоторое время (сутки, часы) для организации и проведения мероприятий непосредственного предупреждения и снижения ущерба от ЧС. К ним относятся следующие группы мероприятий непосредственного предупреждения и снижения ущерба от ЧС. К ним относятся следующие группы мероприятий: информационное обеспечение; усиление безопасности; организационные мероприятия; непосредственная подготовка личного состава и населения ВГ; непосредственная подготовка и выдвижение специальных подразделений, формирований к месту возможного действия; мероприятия материально-технического обеспечения.

Способы предупреждения чрезвычайных ситуаций

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций включает:

  1. мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
  2. рациональное размещение производств и предприятий по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  3. предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путём систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
  4. предотвращение аварий и техногенных катастроф путём повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надёжности оборудования;
  5. подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
  6. лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
  7. проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  8. государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
  9. информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
  10. подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  11. и многое другое.

Предупреждение большинства опасных природных явлений связано с большими трудностями из-за несопоставимости их мощи с возможностями людей (землетрясения, ураганы, смерчи и др.). Однако существует целый ряд опасных природных явлений, негативному развитию которых может воспрепятствовать деятельность людей. Например, мероприятия по предупредительному спуску лавин, заблаговременному спуску воды в водохранилищах и другие случаи, когда постоянное снижение накапливающегося потенциала опасных природных явлений оказывается эффективным.

В техногенной сфере работа по предупреждению аварий ведется на конкретных объектах и производствах. Для этого используются научные, инженерно-конструкторские, технологические меры для предотвращения аварий. например:

  • совершенствование технологических процессов;
  • повышение надежности оборудования и эксплуатационной надежности систем;
  • своевременное обновление оборудования и техники;
  • применение качественного сырья, материалов, комплектующих изделий;
  • использование квалифицированного персонала;
  • создание и использование эффективных систем контроля и диагностики и многое другое.

Работу по предотвращению аварий ведут соответствующие технологические службы предприятий, их подразделения по технике безопасности.

К мерам по предотвращению чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера могут быть отнесены:

  • вакцинация населения и сельскохозяйственных животных
  • правильная эксплуатация коммунальных и промышленных очистных сооружений.
Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действия в случае их возникновения

Правила безопасного обращения с газовыми приборами

В настоящее время в быту очень широко используется бытовой газ. Он применяется в газовых плитах для приготовления пищи, в газовых колонках для подогрева воды.

Газ, используемый для бытовых целей, может быть двух видов: сжиженный газ в баллонах и городской магистральный газ.

Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но, для того чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах.

Утечка газа может привести к отравлению человека и взрыву в помещении. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании бытовым газом:

  1. чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажженную спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран;
  2. следите за тем, чтобы нагреваемая на газовой плите жидкость не залила пламя горелки;
  3. заметив потухшую горелку, не пытайтесь ее зажечь вновь - это может привести к взрыву. Перекройте кран подачи газа, распахните окна и как следует проветрите кухню. Сообщите о случившемся взрослым;
  4. не оставляйте без присмотра включенные газовые приборы;
  5. не допускайте к пользованию газовыми приборами детей дошкольного возраста, а также людей, не знающих правил обращения с этими приборами.

При появлении запаха газа немедленно сообщайте об этом по телефону единой службы спасения – 112. До прибытия аварийной машины примите меры безопасности: не допускайте открытого огня и, по возможности, проветривайте помещение.

Что делать, если ы почувствовали утечку газа?

  • Выключите газовые конфорки.
  • Перекройте газовый кран.
  • Не трогайте электровыключатели, это может вызвать появление искры.
  • Обеспечьте интенсивное проветривание помещения, открыв все окна.
  • Удалите всех присутствующих.
  • Сообщите в Единую службу спасения по телефону - 112

Первая помощь при отравлении бытовым газом:

  • безотлагательно вынесите или выведите человека на свежий воздух;
  • если человек дышит нерегулярно или вообще не дышит, сделайте искусственное дыхание;
  • не разрешайте отравившемуся газом принимать пищу;
  • вызовите скорую помощь по телефону единой службы спасения 112, или доставьте его в больницу самостоятельно.

Правила безопасности при обращении с бытовыми электроприборами

Электрический ток при прохождении через человеческое тело может привести к ожогу. При электрических ожогах могут быть серьезно повреждены внутренние ткани тела человека. Кроме того, поражение электрическим током может привести к остановке сердца или к остановке дыхания.

Чтобы этого не произошло, в повседневной жизни необходимо соблюдать правила безопасного обращения с электричеством.

1. Соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть - шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Например, если вы ставите на зарядку мобильный телефон, то сначала подключите шнур к телефону, а затем вставляйте шнур в розетку. Отключение прибора произведите в обратном порядке.

2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.

3. Не пользуйтесь электроутюгом, плиткой, чайником, паяльником без специальных несгораемых подставок.

4. Опасно использовать электроприбор с поврежденной изоляцией шнура. Если вы увидели оголенный провод, неисправный выключатель, розетку - сразу сообщите об этом взрослым.

5. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включенном в сеть нагревателе.

6. Не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы, включенные в сеть.

8. Никогда не тяните за электрический провод руками.

9. Нельзя защемлять электрические провода дверями, оконными рамами. Нужно следить за тем, чтобы провода сильно не перекручивались, не соприкасались с батареями отопления, трубами водопровода, с телефонными проводами.

10. Приборы, в которых кипятят воду (электрочайники), нельзя включать в сеть пустыми. Их нужно наполнить водой не меньше чем на одну треть. Когда наливают воду в электрический чайник, он должны быть обязательно выключен.

11. Включать и выключать любой электробытовой прибор нужно одной рукой, не касаясь при этом водопроводных, газовых и отопительных труб.

Помните!

Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, подключенные в электрическую сеть. Выходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы и газовые приборы, погасить всюду свет.


Как спасти человека при сильном ударе током?

Никогда не пытайтесь спасти пострадавшего голыми руками. Дотронувшись до него, вы также можете попасть под удар.

1. Прекратить действие тока. В случае удара током, если человек остался под его действием, нужно как можно скорее прекратить действие тока и по возможности отключить его источник.

2. Перенести на безопасное расстояние. Необходимо сбросить с пострадавшего провод сухим токонепроводящим предметом. Для этих целей подойдет палка, деревянная швабра, резиновые перчатки. Важно помнить, что земля является проводником тока, но безопасность может обеспечить обувь на синтетической подошве или резиновый коврик. Далее следует оттащить пострадавшего за одежду не менее чем на 10 метров от места касания проводом земли или от оборудования, находящегося под напряжением. Ни в коем случае не касайтесь тела пострадавшего. После этого нужно вызвать «скорую помощь».

3. Первая помощь

Если ток был достаточно силен, то пораженный даже после его отключения часто может находиться в состоянии клинической смерти. Поэтому немедленно нужно приступить к оказанию первой помощи.

  1. Попытайтесь определить наличие пульса на сонной артерии, реакцию зрачков на свет, самостоятельное дыхание.
  2. При их отсутствии нужно начать проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание «рот в рот».
  3. После восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения придайте пострадавшему устойчивое боковое положение.
  4. Если пострадавший пришел в сознание, укройте и согрейте его. Для этого подойдут одеяло, покрывала, грелки, теплая верхняя одежда.
  5. Следите за его состоянием до прибытия медицинского персонала, может наступить повторная остановка сердца.

4. Можно ли обработать ожоги? На ожоги от удара током не наносятся никакие мази или порошки. Это может только повредить. Если ожог небольшой и не слишком глубокий, на него можно наложить сухую стерильную повязку, избегая сильного сдавливания.

Действия при бытовых отравлениях при попадании токсичного вещества через рот

Отравления происходят практически всегда по небрежности:

  • использование отравы для насекомых, прикосновения к яду от грызунов без тщательного мытья рук;
  • употребление в пищу фруктов, овощей, зелени, обработанных химикатами;
  • использование чистящих и моющих веществ бытовой химии;
  • употребление медикаментов;
  • утотребление некачественной пищи или приготовленной с нарушением санитарных норм;
  • употребление зараженных или испорченных продуктов, просроченных продуктов, грибов.

Необходимо научиться оценивать опасность препаратов бытовой химии, внимательно изучать способ их применения. Помните: многие чистящие вещества и кислоты, служащие для уборки дома, имеют очень высокую степень токсичности. Самые опасные из них - пятновыводители, противокоррозийные средства, жидкости для промывки сантехники. К числу бытовых ядов относятся: кислоты (соляная, щавелевая, серная), скипидар, аммиак, бензин, отбеливающий раствор, воск для мебели, чистящие средства, дезинфицирующие растворы, фенол (карболовая кислота), йод, жидкость для зажигалок, керосин, каустическая сода, растворители.

Около половины случаев отравлений вызвано медикаментам и, в остальных случаях «виновниками» становятся чистящие и моющие средства, пятновыводители, употребление в пищу грибов, испорченных или зараженных продуктов.

Виды пищевых отравлений

  • пищевые инфекции провоцируют пропавшие продукты (с истекшим сроком годности), а также продукты, которые неправильно хранились или готовились с нарушением санитарных норм;
  • токсические отравления (неинфекционные) – вызваны попаданием в организм вместе с пищей естественных или химических токсинов (яда несъедобных грибов и растений, химикатов).

Симптомы пищевого отравления

Первые признаки пищевого отравления проявляются в течение 2-6 часов после попадания токсинов или приема пищи. Симптомы отравления:

  • тошнота;
  • рвота;
  • диарея;
  • боль и спазмы в животе;
  • повышенная температура тела, озноб;
  • слабость, головокружение;
  • бледно-зеленый цвет лица.

Если принять правильные меры первой помощи, улучшение состояния здоровья должно наступить в течение нескольких часов. Некоторые симптомы, такие как боль в животе, общая слабость, могут сопровождать пациента еще на протяжении нескольких дней.

Первая помощь

1. Промывание желудка

При появлении первых симптомов пищевого отравления необходимо срочно промыть желудок. Это делается для удаления остатков вредной пищи.

Для промывания берут слабый раствор марганцовки (марганцовокислый калий) или соды. Чтобы приготовить средство: на 2 л. воды комнатной температуры насыпать несколько крупиц марганцовки (до светло-розового цвета) или 1 ст. ложку соды.Можно использовать обычную кипяченую воду комнатной температуры.

После приема каждых 300-500 мл воды необходимо вызвать рвоту, надавив 2-мя пальцами или ложкой на корень языка. Повторять процедуру, пока не начнет выходить чистая вода.

ВАЖНО: Если пострадавшим от отравления является ребенок до 2 лет, человек после инсульта или инфаркта, в очень ослабленном или бредовом состоянии, человек без сознания, то вызывать рвоту в домашних условиях строго запрещено! Такие пострадавшие могут захлебнуться рвотными массами.

2. Выведение токсинов из организма

После промывания желудка, для выведения токсинов из организма принимают сорбенты. (например, «Активированный уголь»).

Сорбенты уменьшают всасывание вредных веществ в желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) и способствуют выведению из него не только токсинов, но и солей тяжелых металлов, алкалоидов и других вредных веществ. При приеме активированного угля, исходят из расчета: 1 таблетка на 10 кг массы тела.

3. Восстановительные мероприятия

После промывания желудка и приема сорбента, для восполнения потери жидкости в организме (после рвоты и диареи) необходимо обильное питье.

Выпивать 2–3 л. кипяченой жидкости в сутки. Можно поит пострадавшего соляным раствором (на 1 л кипяченой воды 1 ч. ложку поваренной соли), чередовать сладкий некрепкий чай и отвар ромашки. Обильное питье не только восстанавливает водный баланс, но и помогает человеку согреться, а также уменьшает болевые ощущения.

Часто, при отравлении пищей, у человека возникает озноб. В этом случае его необходимо согреть: укройте больного одеялом, а к ногам приложите грелку.

После оказания первой помощи и лечения отравления нужно поддерживать щадящую диету, которая способствует нормализации пищеварения. В первые сутки, когда симптомы отравления исчезли, можно только пить – кипяченую воду, некрепкий зеленый чай, отвар шиповника, чай из ромашки лекарственной (в теплом виде, можно немного подсластить). В последующие дни после отравления необходимо отказаться от жирной, острой и тяжелой пищи, молока и молочной продукции, от алкоголя и других вредных привычек.

Срочно обратитесь к врачу, если:

  • симптомы отравления сохраняются в течение 3 и более дней;
  • наблюдаются головные боли, боль в области почек, печени или других внутренних органов, а также продолжительные спазмы в животе;
  • держится высокая температура;
  • наблюдается повышенное потоотделение и ощущение удушья;
  • отравился ребенок или пожилой человек;
  • есть подозрение на отравление ядовитыми грибами, ягодами или рыбой.

Профилактика пищевых отравлений

Запомните следующие правила по использованию бытовой химии:

  • каждый препарат должен иметь свою упаковку и четкую, хорошо читаемую этикетку;
  • никогда не используйте емкости от пищевых продуктов для хранения моющих и чистящих средств и других токсичных препаратов, в особенности бутылки из-под минеральной воды, тонизирующих напитков и соков;
  • не ставьте их в кухонный шкаф рядом с пищевыми продуктами, а отведите для них специальное место.

Чтобы избежать пищевых инфекций:

  1. всегда мойте руки перед едой, тщательно и с мылом;
  2. мойте любые овощи и фрукты, даже если они с собственной грядки.;
  3. выбирая продукты в магазине или на рынке, всегда оценивайте их качество и обязательно сверяйте дату с заявленными сроками годности. Учитывайте и условия, в которых по рекомендации производителя должен храниться товар;
  4. никогда не употребляйте какие-либо просроченные продукты, особенно консервы! Даже если, по вашему мнению, никаких внешних признаков начинающего гниения и брожения в них нет;
  5. при оценке свежести продукта вас должны насторожить: специфический запах, кислый вкус и даже подозрительная консистенция, пузырьки газа, любые налеты, изменения цвета и т.д.;

Меры безопасности при общении с животными

Правила поведения с собаками

Собаки на протяжении многих веков являются спутниками и помощниками человека. Однако многие люди становятся жертвами их нападения.

  • Не показывай, что ты боишься собаки.
  • Ни в коем случае не убегай от собаки. Она может принять тебя за дичь и начать охоту.
  • Помни, что помахивание хвостом не всегда говорит о дружелюбном настроении собаки.
  • Если тебе хочется погладить собаку - спроси разрешения у хозяина. Гладь ее осторожно, не делая резких движений.
  • Не корми чужих собак и не трогай их во время еды или сна.
  • Не подходи к собаке, сидящей на привязи.
  • Не приближайся к большим собакам охранных пород. Их часто учат бросаться на людей, подошедших близко.
  • Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым собака играет.
  • Всегда лучше отойти в сторону и пропустить идущих навстречу собаку с хозяином. Особенно если это происходит где-нибудь в узком месте.
  • После того как ты погладил собаку или кошку, обязательно вымой руки с мылом.

Если собака нападает на вас

  • Если собака собирается напасть, иногда могут помочь твердо сказанные команды: «ФУ!», «СТОЯТЬ!», «СИДЕТЬ!».
  • Особенно следует опасаться приседающую собаку - это значит, что она готовится к прыжку. На всякий случай лучше сразу защитить горло – для этого надо прижать подбородок и поднять на уровень груди палку или сумку.
  • Самое чувствительное место у собаки - нос. Иногда достаточно чем-нибудь попасть в него, чтобы собака убежала.

Как действовать при укусе собаки

1. Если собака тебя укусила, промой рану перекисью водорода или обильным количеством воды, окружность раны смажьте йодом, наложи чистую повязку.

2. Выясни у хозяев, сделана ли собаке прививка от бешенства. Если укусила бездомная собака, сразу обращайся в ближайший травмпункт для получения квалифицированной медицинской помощи.

3. Поставьте в известность о случившемся милицию и санитарные службы, указав по возможности точный адрес владельца собаки.

Бешенство – опаснейшая болезнь, от которой умирают и люди и животные. Из диких животных ею особенно часто болеют лисы, а из домашних - собаки. Инфекция попадает со слюной животного в кровь человека.


Приобретают все более острый и актуальный характер. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Складывающаяся обстановка требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью. Но даже самые эффективные меры по предотвращению не могут свести риск возникновения чрезвычайных ситуаций к нулю (принцип “ненулевого”, “приемлемого” риска). Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций является более важной, чем их ликвидация. Связано это с тем, что социально-экономические результаты превентивных действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (снижение потерь и ущерба) могут быть более эффективными для граждан, общества и государства. С экономической точки зрения это обходится в десятки, а иногда и сотни раз дешевле, чем ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:
  • мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
  • рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
  • предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
  • разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
  • декларированию промышленной безопасности;
  • лицензированию деятельности опасных производственных объектов;
  • страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  • государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности;
  • информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
  • подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (террористических актов, вооруженных конфликтов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории субъектов РФ включают в себя:
  • мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
  • прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
  • прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
  • оперативный сбор и обработка информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, природно-техногенного и биолого-социального характера;
  • создание и поддержание банка данных по чрезвычайным ситуациям, прогнозирование возникновения, характера развития чрезвычайных ситуаций и их последствий, заблаговременная разработка мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий;
  • принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и возбудителей инфекционных заболеваний.

Координацию деятельности всех учреждений, работающих в этой области и руководство ими осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России, который начал функционировать с 1 июля 1999 г. Он имеет также название центр “Антистихия” и функционально он входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов. Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территорий, деклараций безопасности промышленных объектов.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ, планов, а также принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения

Предупреждение большинства опасных природных явлений (землетрясений, ураганов, смерчей) невозможно. Однако существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых может воспрепятствовать целенаправленная деятельность людей. К ним относятся мероприятия по предупредительному спуску лавин, уменьшению масштабов наводнений и другие. Мерами, направленными на предупреждение аварий в техногенной сфере, являются совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования, своевременное обновление основных фондов и многое другое.

Превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций осуществляются по ряду направлений. Одним из них может быть инженерная защита территорий и населенных мест от поражающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Так, гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, насыпи, дамбы) используют также для защиты от наводнений. Для уменьшения ущерба от оползней, селей, лавин применяются защитные инженерные сооружения в населенных пунктах горной местности.

Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций служат мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах.

Уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) способствуют создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления. Это позволяет своевременно принять необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери.

К организационным мерам , уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, эвакуация населения, обучение населения.

Планирование предупредительных мероприятий на различных территориях страны осуществляется с учетом опасностей, характерных для той или иной территории. С этой целью производится зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного и техногенного рисков; выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения.

Снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций способствует рациональное размещение объектов экономики таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности. Они должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояние, обеспечивающее безопасность населения и соседних объектов. Вокруг радиационно и химически опасных объектов предусматриваются санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. При этом не должно допускаться размещение зданий и объектов экономики на земельных участках, загрязненных органическими и радиационными отходами, в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры.

В проектах планировки необходимо предусматривать ограничение развития в крупных городах потенциально опасных объектов экономики, их постепенный вывод из городов, модернизацию, обеспечивающую снижение до приемлемого уровня риска поражения населения, среды его обитания и объектов экономики.

В районах, подверженных воздействию землетрясений, наводнений, селей, оползней, обвалов, должно предусматриваться местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и т. д. В сейсмических районах целесообразно рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывопожароопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью 7-9 баллов, как правило, должны планироваться одно- двухсекционные жилые здания не более 4 этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками. Пожаро- и взрывоопасные объекты необходимо выносить за пределы населенных пунктов.

В настоящее время в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации о соблюдении при градостроительной деятельности требований безопасности территорий и поселений и защиты их от воздействия чрезвычайных ситуаций в градостроительную документацию всех видов включаются разделы о защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также определяются мероприятия по гражданской обороне.

Декларирование промышленной безопасности

Эффективным мероприятием по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера служит декларирование промышленной безопасности , одной из основных задач которой является возложение на предпринимателя обязанностей по осуществлению комплекса работ по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом принятых им мер по предупреждению возникновения и развития аварий. Декларация промышленной безопасности представляется надзорным органам в качестве обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объектов, а также органам местного самоуправления для информирования о проделанной работе. Тем самым повышается ответственность руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты в части обеспечения безопасности.

В соответствии с положениями федерального закона Российской Федерации “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997), наряду с всесторонней оценкой риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы для производственного персонала, населения и территории декларация промышленной безопасности объекта должна содержать анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности объекта функционировать в соответствии с требованиями безопасности, а также готовности к локализации, ликвидации и смягчению последствий аварии в случае ее возникновения.

Лицензирование деятельности опасного производственного объекта

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов является частью социально-экономического механизма обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды от аварий на потенциально опасных промышленных объектах. Государственная стратегия в области лицензирования деятельности определена федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ, а также подзаконными актами в свете требований данного закона.

Особенность положений данного закона состоит в том, что он направлен преимущественно на лицензирование деятельности по эксплуатации потенциально опасных производственных объектов.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату).

Среди перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, значительное место занимают объекты, нарушение порядка эксплуатации которых может привести к чрезвычайным ситуациям.

Выдача лицензии осуществляется при наличии у заявителя заключения экспертизы промышленной безопасности, договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.

В процессе рассмотрения документации на получение лицензий производится проверка предприятий органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование, на предмет соответствия представленной документации фактическому состоянию оборудования, подготовки кадров, а также устранению нарушений, замене изношенного оборудования и т. п.

По данным МЧС, лицензирование эксплуатации объектов и работ повышенной опасности способствует более качественному обучению инженерно-технических работников и рабочих потенциально опасных производств и объектов, повышению ответственности за состояние безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также повышению эффективности надзора и контроля за безопасностью производственной деятельности потенциально опасных объектов.

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

К механизмам государственного регулирования промышленной безопасности, возмещения ущерба, обусловленного авариями и катастрофами на опасных промышленных объектах, относятся различные формы государственной компенсации, самострахование объектов, различные формы финансовых гарантий. Наиболее широко применяемым механизмом возмещения ущерба во всем мире, а в последнее время и в России является страхование.

Страхование — это особая форма финансовых перераспределительных отношений, направленная на создание специальных денежных резервов для возмещения ущерба, возникающего при непредвиденных событиях. Одним из видов страхования может быть страхование ответственности за причинение вреда имуществу, жизни и здоровью людей и природной среде (нанесение ущерба) в результате аварии (катастрофы) на опасном производственном объекте.

Цель этого страхования — повышение промышленной безопасности путем использования экономического механизма компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу и природной среде в результате аварий при эксплуатации опасных производственных объектов, а также защита имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на случай таких аварий.

Для предприятий (страхователей) страхование ответственности создает:
  • финансовый резерв для ликвидации последствий аварий и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также юридическую поддержку по претензиям и искам (страховая компания отклоняет неправомерные претензии к страхователю и оплачивает лишь действительные убытки);
  • финансирование при отсутствии страховых случаев превентивных мероприятий, направленных на повышение безопасности и противоаварийной устойчивости объекта.

Для населения (или третьих лиц, потерпевших в результате аварии) страхование — гарантия прав на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу, в том числе, косвенно, на компенсацию за экономический ущерб от аварии.

Для органов власти и управления страхование ответственности дает финансовый резерв для ликвидации последствий аварии и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также контроль со стороны страховой компании за безопасностью и противоаварийной устойчивостью объекта страхования (страховой компании невыгодны аварии и она будет предпринимать все меры, чтобы их предотвратить).

Максимальный размер возмещения (страховая сумма), выплачиваемый при страховом случае, — 70 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для опасных производств, если на нем получаются, перерабатываются, хранятся, транспортируются или уничтожаются опасные вещества; 1 тыс. МРОТ — для иного опасного производства.

Несмотря на государственное значение данного вида страхования, темпы его реализации недостаточно высоки и возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций в настоящее время по-прежнему в значительной степени осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (ст. 26) государственная экспертиза проектов и решений организуется и проводится по тем объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения.

Цель государственной экспертизы в области защиты населения и территорий — выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

Экспертный совет при Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен рассматривать программные документы федерального уровня, проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Государственная экспертиза проектов МЧС России должна рассматривать градостроительную документацию по планированию развития территории субъектов Российской Федерации, генеральные планы городов, отнесенных к группам по гражданской обороне или с численностью населения 250 тыс. человек или более, декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов.

Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций может быть осуществление надзора и контроля.

Основными методами надзора и контроля, осуществляемого МЧС России и его территориальными органами, являются участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации, организации и проведении декларирования безопасности опасных производственных объектов, а также участие в расследовании чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС) – это деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и структур , направленная на предотвращение , уменьшение возможных потерь и ущерба в случае их возникновения, основу которой составляют превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера. Большая часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от ЧС на всех уровнях РСЧС.

Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются, как правило, в рамках региональных целевых программ по предупреждению ЧС и реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в экстремальных условиях. Организация работы по предупреждению ЧС в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года» (постановление Правительства РФ от 6 января 2006 года № 1).

Предупреждение ЧС проводится по следующим направлениям:

  • мониторинг и прогнозирование ЧС;
  • рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращение некоторых опасных природных явлений и процессов;
  • повышение технологической безопасности с целью предотвращения аварий и катастроф;
  • подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;
  • декларирование промышленной безопасности;
  • лицензирование деятельности опасных производственных процессов;
  • страхование ответственности эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведение государственной экспертизы, надзора и контроля за природой и техногенной безопасностью;
  • информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах, а также подготовка населения в области защиты от ЧС.

Решение вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению ЧС, осуществляется путем планирования, которое проводится в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, разрабатываемых на всех уровнях РСЧС. В планы включаются не только мероприятия инженерно-технического и технологического характера, касающиеся конкретных природных опасностей и опасных производств, но предусматриваются организационные и экономические меры. Наибольшую возможность практического осуществления получают плановые задания, включенные в перспективные и годовые прогнозы (планы) социально-экономического развития или решаемые в рамках федеральных или региональных целевых программ по предупреждению ЧС. Информационной базой выбора и обоснования планируемых мероприятий по предупреждению ЧС являются результаты оценки состояния безопасности населения и территорий.

Для организации деятельности всех ведомств в масштабах страны по предупреждению ЧС природного и техногенного характера отдельные результаты мониторинга и прогнозирования, сводится в единую базу данных, которая используется централизованно, на ее основе построены аналитические комплексные прогнозы ЧС, их результаты доводятся до всех подсистем и звеньев РСЧС, органов государственной власти и местного самоуправления, а также населения.

В интересах предупреждения ЧС проводятся превентивные меры, предпринимаемые заблаговременно по прогнозу времени и места возникновения опасных природных, техногенных и социальных явлений. Научно-методической основой принятия решений по уровню П.ЧС является анализ рисков техногенных и . Превентивные меры защиты от ЧС подразделяются по целям, уровням принимаемых решений на их осуществление, факторам риска и другим признакам. Так, профилактика возникновения ЧС техногенного характера основана на проведении диагностики оборудования, планово-предупредительных ремонтов, повышении качества технического обслуживания. Мониторинг состояния техногенных объектов (техногенный мониторинг) решает задачи производственной безопасности и заключается в ведении наблюдения и контроля за состоянием производственной базы объектов экономики и технологическими процессами на них с целью прогнозирования аварийности и принятие соответствующих мер по её предотвращению и смягчению последствий.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза ЧС на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей. Главным результатом мониторинга и прогнозирования ЧС является оценка риска возникновения ЧС . Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территории, деклараций безопасности промышленных объектов.

В деле по предупреждению ЧС важную роль играют общегосударственные, ведомственные и территориальные меры организационно-экономического характера. Они позволяют поднять экономическую ответственность владельцев и руководителей организаций, особенно имеющих в своем составе потенциально опасные объекты, стимулировать работу по снижению риска ЧС и управлению им. Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС проводится руководителями организаций, во владении или подчинении которых находятся данные объекты, под контролем соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов управления МЧС России.

Деятельность по предупреждению ЧС имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих ЧС и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация. Предупредительные меры особенно эффективны при наличии достоверных прогнозов, целесообразном определении фронта, состава и объема профилактических работ.

Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь в случае их возникновения.

Конкретные мероприятия по предупреждению возникновения ЧС реализуются также в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС. В ходе выполнения планов и целевых программ, при целенаправленной работе объектов и отраслей экономики по подготовке к функционированию в условиях ЧС.

При ЧС природного и техногенного характера размеры потерь во многом зависят от степени информированности населения в области ЧС. Поэтому информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территориях проживания непосредственно влияет на эффективность работы по уменьшению масштабов ЧС.

Вся информация о защите населения и территорий от ЧС, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» является гласной и открытой. Ограничение этой информации допускается лишь в законодательном порядке.

Информация, доводимая до населения в связи с ЧС, представляет сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, а также сведения о состоянии радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической обстановки на соответствующих территориях.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрации организаций, а также органы управления РСЧС обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по другим каналам о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания, приемах и способах защиты населения от них, состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых вариантах развития возможных ЧС, а также о возникших ЧС, необходимых действиях населения и принимаемых мерах.

Предупреждение ЧС основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Профилактическая работа по предупреждению ЧС зависит от социально-экономического и политического положения в стране, состояния общества, природных условий и других факторов. Эти факторы глубинны и трудно поддаются влиянию, в результате чего возможности государства и РСЧС по обеспечению результативности предупредительных мер бывают ограниченными.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. – М., 1999; Предупреждение и ликвидация ЧС. – М., 2002.