Конвенция о специальных миссиях 1969 г. Правовой статус специальных миссии

8 декабря 1969 года в Нью-Йорке была подписана Конвенция «о специальных миссиях». Это основной нормотивно-правовой документ, регулирующий правовой статус специальных миссий, в её преамбуле мы находим ссылку на ещё две конвенции:

«…отмечая, что важность вопроса о специальных миссиях была признана в ходе Конференции Организации Объединенных Наций по дипломатическим сношениям и иммунитету, а также в Резолюции I, принятой Конференцией 10 апреля 1961 года,

учитывая, что Конференция Организации Объединенных Наций по дипломатическим сношениям и иммунитету приняла Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, которая была открыта для подписания 18 апреля 1961 года,

учитывая, что Конференция Организации Объединенных Наций по консульским сношениям приняла Венскую конвенцию о консульских сношениях, которая была открыта для подписания 24 апреля 1963 года,

считая, что международная Конвенция о специальных миссиях могла бы дополнить обе эти конвенции и способствовать развитию дружественных отношений между государствами…»

Данная Конвенция состоит из 55 статей, которые условно можно разделить на три части. Первая часть, охватывающая статьи со 2 по 21, содержит положения принципи­ального характера и касается вопросов, связанных с направлением и функциони­рованием специальных миссий. Вторая часть с 22 по 46 статью связана главным обра­зом с определением общих преимуществ, привилегий и иммунитетов специальных миссий. Третья часть с 47 статьи по 55 - положения, воспроизводящие с некоторыми изменениями соответствующие статьи Венских конвенций 1961 и 1963 годов, такие как: уважение законов и постановлений принимающего государства, запрещение за­ниматься в принимающем государстве профессиональной или коммерческой дея­тельностью, недопущение дискриминации, подписание, ратификация.

После основного текста идёт факультативный протокол «об обязательном разрешении споров», состоящий из 8 статей и устанавливающий пути решения возможных возникающих споров, относительно толкования или применения Конвенции. Они подлежат обязательной юрисдикции Международного Суда и, следовательно, могут передаваться в Суд по письменному заявлению любой стороны в споре, являющейся участником факультативного протокола.

Что же такое специальная миссия? Это особая категория зарубежных органов внешних сношений, которые имеют временный характер и направляются одним (или несколькими) государством в другое с согласия последнего для выполнения определенной задачи. В отличие от постоянных дипломатических представительств (посольств и миссий) и консульских учреждений специальная миссия наделяется обычно ограниченным кругом полномочий, выполняя значительно более узкие функции, определенные по взаимному согласию заинтересованных государств. К категории «специальная миссия» могут быть отнесены поездки глав государств в зарубежные страны и правительственные делегации.

Такой статус имела встреча президентов Российской Федерации и США, состоявшаяся 21-22 марта 1997 году в Финляндии (город Хельсинки) для обсуждения и решения ряда вопросов, связанных с расширением членского состава Организации Североатлантического договора (НАТО).

Объем привилегий и иммунитетов специальной миссии и входящих в ее состав лиц определяется обычно по согласованию между принимающим и направляющим государствами на основе упомянутой Конвенции. Особо оговаривается требование о предоставлении наибольших по объему привилегий и иммунитетов главам государств, правительств и ведомств иностранных дел, если перечисленные лица возглавляют специальную миссию. В тех случаях, когда в составе специальных миссий нет лиц высокого ранга, статус этих миссий в принципе аналогичен статусу соответствующих кате­горий персонала дипломатического представительства. Функции, состав и при­вилегии специальных миссий обычно согласуются заинтересованными госу­дарствами.

Миссии могут осуществляться и между государствами, не состоящими в дипломатических или консульских сношениях; разрыв отношений не влияет на осуществление специальной миссии.

Специальные миссии дипломатического характера могут быть различными по своему уровню, как отмечается в Конвенции, в которой зафиксированы международные обычаи, сложившиеся в данной области. Ее нормы относятся главным образом к миссиям, посылаемым одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения определенных вопросов или выполнения определенной задачи. Однако статья 6 Конвенции несколько расширяет сферу ее действия, распространяя ее нормы и на специальные миссии, которые могут быть направлены в какое-либо государство двумя или несколькими государствами для рассмотрения вопроса, представляющего общий интерес.

В статье 21 Конвенции предусматривается, что глава государства, возглавляющий специальную миссию, а также глава правительства, министр иностранных дел и другие лица высокого ранга, участвующие в специальной миссии, пользуются в принимающем государстве или третьем государстве привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ними международным правом. Практически Конвенция оставляет регулирование международных отношений, возникающих в связи с выездом указанных лиц в составе специальных миссий, за международным обычаем.

Четких границ иммунитетов и привилегий глав государств и иных лиц высокого ранга, входящих в состав специальных миссий или возглавляющих их, международный обычай не определяет. Конкретизация соответствующих вопросов, особенно в протокольной области, осуществляется путем согласования между заинтересованными сторонами.

Можно, однако, констатировать, что указанные лица в подобных ситуациях обладают практически полным иммунитетом не только от уголовной, но и от гражданской и административной юрисдикции.

Таможенные привилегии также, судя по практике, предоставляются указанным лицам в полном объеме, хотя до настоящего времени спорным является вопрос о том, делается ли это на основании международного обычая или вежливости.

Разумеется, функции специальной миссии, ее состав, иммунитеты и привилегии связаны с задачами, которые перед ней поставлены. Указанные вопросы обычно согласовываются между заинтересованными государствами.

Вместе с тем в Конвенции закреплены некоторые неоправданные ограничения иммунитетов и привилегий специальных миссий. В частности, в статье 25, предусматривающей неприкосновенность помещений, занимаемых специальной миссией, допускается вступление в эти помещения представителей местных властей в случае пожара или иного стихийного бедствия по существу без согласия главы миссии или главы соответствующего постоянного дипломатического представительства. Именно это положение явилось одной из основных причин, по которым Советский Союз не подписал Конвенцию.

Конвенция в статье 31, посвященной иммунитетам от юрисдикции государства пребывания членов дипломатического персонала специальной миссии, устанавливает, что указанным лицам могут быть предъявлены иски о взыскании убытков, причиненных в результате несчастного случая, вызванного транспортным средством, используемым за пределами их официальных функций (наряду с теми случаями предъявления исков, которые допускает Венская конвенция 1961 года в отношении членов дипломатического персонала представительства).

Некоторые отличительные черты имеются в дипломатическом праве в его применении к отношениям государств с международными организациями или в рам­ках международных организаций. В этой области выделяется два аспекта - регу­лирование статуса дипломатических представителей на международных конфе­ренциях и в международных организациях, а также статус должностных лиц международных организаций.

14 марта 1975 г. на конференции ООН в Вене была принята конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организа­циями универсального характера. Она регулирует деятельность четырех видов органов внешних сношений:

· постоянных представительств государств при меж­дународных организациях,

· миссий постоянных наблюдателей при международ­ных организациях,

· делегаций государств в органах международных организаций и на международных конференциях,

· делегаций наблюдателей в органах между­народных организаций и на международных конференциях.

Для государств-членов учреждение при организации своих постоянных представительств является их правом, но не обязанностью. В ст.6 Венской кон­венции 1975 г. определяется, что в функции постоянных представительств в част­ности входит:

1. обеспечение представительства посылающего государства при органи­зации;

2. поддержание связи между посылающим государством и организацией;

3. ведение переговоров с организацией и в ее рамках;

4. выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщение о ней правительству посылающего государства;

5. обеспечение участия посылающего государства в деятельности органи­зации;

6. защита интересов посылающего государства по отношению к организа­ции;

7. содействие осуществлению целей и принципов организации путем со­трудничества с ней и в ее рамках.

Только принимающее государство вправе дать свое согласие на размещение на его территории штаб-квартиры или отделения той или иной международной органи­зации или отказать в нем. Если такое согласие есть, то оно обычно облекается в форму двустороннего соглашения между организацией и страной ее пребывания. При этом с государством пребывания согласовывается и вопрос о создании при организации постоянных представительств государств-членов. “...Это согласие принимающего государства, полученное однажды, автоматически распростра­няется на все государства, желающие учредить свои постоянные представитель­ства при данной международной организации, и в дальнейшем не требуется в каждом отдельном случае запрашивать его согласие на создание того или иного постоянного представительства».

Таким образом аккредитация дипломатических представителей при международных организациях и на международных конферен­циях происходит не в принимающей стране, а в самих организациях и на конферен­циях, содержание функционирования представительств осуществляется в рамках трехсторонних отношений (посылающее государство - организация - принимающее государство).

Из такой особенности вытекают следующие правовые последствия:

а) наз­начение представителей не требует получение агремана от организации или принимающего государства, а правовой основой их деятельности являются пол­номочия, которые они вручают генеральному секретарю организации;

б) такие представители не могут быть объявлены persona non grata по правилам, приме­няемым к двусторонней дипломатии (однако не означает, что аккредитующее государство не должно отзывать и прекращать деятельность лиц, нарушивших правила поведения и законы страны пребывания по представлению последней доказательства “серьезного и очевидного” нарушения;

в) по отношению к ним государство пребывания не может применять принцип взаимности и реторсии.

Специальная миссия начинает свои действия с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, её начала не зависит ни от представления ее постоянным дипломатическим представительством посылающего государства, ни от вручения верительных грамот или полномочий.

Все официальные дела с принимающим государством обычно ведутся с министерством иностранных дел или через это министерство либо с другим органом принимающего правительства, в отношении которого имеется договоренность.

Когда две или несколько специальных миссий встречаются на территории принимающего государства или третьего государства, старшинство миссий устанавливается

в соответствии с алфавитным порядком названий государств, установленных протоколом государства, на территории которого миссии находятся, если опять же нет ранее оговоренного соглашения.

Старшинство членов той же специальной миссии будет таким, как оно сообщено принимающему государству или третьему государству, на территории которого встречаются две или несколько специальных миссий.

Местопребыванием специальной миссии является место, установленное по соглашению между заинтересованными государствами. Если же договорённость не имела место, в таком случае местопребыванием специальной миссии является место, где расположено министерство иностранных дел принимающего государства.

Если специальная миссия выполняет свои функции в различных местах, заинтересованные государства могут договориться о том, чтобы эта миссия имела несколько мест пребывания, из которых они могут избрать одно в качестве главного местопребывания.

Подводя итоги, стоит заметить, что Правовое положение специальных дипломатических миссий регулируется в основном обычным правом, часть норм которого, была зафиксирована в Кон­венции о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу 21 июня 1985 года).


Конвенция «о специальных миссиях»; Нью-Йорк; 1969г.

8 декабря 1969 года в Нью-Йорке была подписана Конвенция «о специальных миссиях». Это основной нормотивно-правовой документ, регулирующий правовой статус специальных миссий, в её преамбуле мы находим ссылку на ещё две конвенции: «…отмечая, что ва

В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) -- представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Деятельность специальных миссий регламентируется Венской конвенцией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Эту деятельность называют дипломатией ad hoc.

Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.

Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.

Наличие дипломатических или консульских сношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии и, в частности, сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.

Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегия и иммунитета в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.

Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства.

Граждане принимающего государства не могут назначаться в состав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется:

о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях;

о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии;

о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии;

о назначении главы специальной миссии;

о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.

Принимающее государство может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить посылающее государство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылающее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства.

Функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.

Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего государства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государством.

Привилегии и иммунитета миссии и ее членов аналогичны дипломатическим.

Специальной миссией называется временная миссия, ко­торая направляется в другое государство с согласия после­днего для переговоров по определенным вопросам или для выполнения иной конкретной задачи. Иначе говоря, специальные миссии - это делегации госу­дарств, выполняющие те или иные функции в двусторонних отношениях (делегации на двусторонних переговорах, на раз­личных церемониях, например, при вступлении в должность главы государства, на юбилеях, похоронах). К специальным миссиям не относятся делегации государств, направляемые на многосторонние международные конференции международных организаций.

Правовое положение специальных миссий определяетсяобычными нормами международного права и Конвенцией о спе­циальных миссиях 1969 г. (вступила в силу для Республики Беларусь в 1997 г.), которая в основном фиксирует обычные нормы или сложившуюся практику в этой области. Число уча­стников этой Конвенции пока весьма ограничено.

Конвенция 1969 г. в целом исходит из того, что привиле­гии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала, зафиксированные в Венской конвенции о дип­ломатических сношениях 1961 г., должны распространяться на специальные миссии и их персонал. Специальные миссии, а также входящие в их состав лица располагают полным объе­мом привилегий и иммунитетов, касающихся личной непри­косновенности, неприкосновенности служебных и жилых по­мещений, архивов, документов, почты, полной свободой пере­движения и поездок по территории принимающего государства, за исключением т.н. объявленных «закрытых зон», свободой сношений со своим правительством, а также дипломатически­ми и консульскими представительствами своей страны, дей­ствующими на территории принимающего государства.

Члены специальных миссий пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции при­нимающего государства. Кроме того, они освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, а также от таможенного досмотра на территории данного государства.

В Конвенции 1969 г. оговаривается, что в тех случаях, ког­да специальная миссия возглавляется главой государства, гла­вой правительства, министром иностранных дел или другим лицом высокого ранга, либо когда такие лица участвуют в специальной миссии, они пользуются в принимающем госу­дарстве или третьем государстве преимуществами, привилеги­ями и иммунитетами, которые признаются за ними междуна­родным правом.

Специальные миссии могут быть направлены от двух или нескольких государств на территорию третьего государства, при этом в подобных случаях необходимо согласие последнего. Так, например, многие советско-американские переговоры по огра­ничению стратегических вооружений проводились в свое вре­мя в Женеве. Швейцарские федеральные власти давали свое согласие на проведение таких переговоров и признавали за де­легациями СССР и США статус специальных миссий.

Разрыв дипломатических отношений не прекращает автоматически деятельности специальных МИССИЙ

В 1975 г - Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характер.

Принятие конвенций полностью не устранило использование в дипломатических и консульских связях международных обычаев. Многие вопросы дипломатической и консульской службы все еще регулируются нормами обычая. Это вопросы дипломатического церемониала и протокола (порядок дипломатических встреч, приемов, переговоров и т.п.).

Правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений государств регулируются актами внутригосударственного законодательства, но в соответствии с нормами МП.

В России - это Конституция, Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации", отдельные статьи ряда других федеральных законов, Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации 1995 г., Положение о Посольстве Российской Федерации 1996 г.,

Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве,

А также продолжающие действовать не противоречащие законодательству РФ нормы Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г.

Принят новый Консульский устав Российской Федерации, принят Федеральным законом № 154-ФЗ г. от 5 июля 2010 года

Между государствами заключаются двусторонние договоры, касающиеся статуса и режима деятельности зарубежных органов внешних сношений одних государств на территории других.

Разрыв дипломатических отношений может быть осуществлен по желанию любого из государств, поддерживающих эти отношения.

7.4. Дипломатические представительства: порядок создания, функции

Дипломатическое представительство – официальный постоянно действующий орган государства, учреждаемый на территории другого государства.

В большинстве случаев местом размещения представительств являются столицы двух государств, но возможны и исключения.

Так, Израиль считает своей столицей город Иерусалим, где работают парламент и правительство. Однако подавляющее большинство государств мира не признают аннексию Израилем Иерусалима и размещают свои посольства в другом городе Израиля - в Тель-Авиве.

Существуют два вида представительств: посольства и миссии .
Посольство – это представительство высшего уровня, возглавляется чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана - нунциатуры.

Миссия - это представительство низшего уровня, возглавляется чрезвычайным и полномочным посланником либо поверенным в делах. В дипломатической практике России миссий нет

Посол назначается главой государства и аккредитуется при главе другого государства, а посланник – от министра иностранных дел - к своему визави.

Венская Конвенция 1961 г. - основные функции представительства:

- представительство своего государства в стране пребывания;

- защита интересов своего государства, его организаций и граждан в стране пребывания;

- ведение переговоров с правительством страны пребывания;

- выяснение всеми законными средствами информации о стране пребывания;

- поощрение дружественных отношений между своим государством и страной пребывания.

7.5. Дипломатические представительства (посольство): состав, ранги

В составе представительства

- глава (посол, посланник или нунций),

- дипломатические сотрудники (агенты),

- административно-технический персонал

-обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал - это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается им согласно существующим в их стране правилам дипломатической службы (послы, посланники, советники, атташе).

Последний по службе дипломатический ранг сохраняется пожизненно.

Дипломатический персонал - это также и торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по другим областям сотрудничества, имеющие дипломатические ранги.

Административно-технический персонал – это работники канцелярии, экономисты, финансисты, переводчики, делопроизводители и др.

Обслуживающий персонал - это медицинские работники, курьеры, шоферы, повара, лифтеры, садовники и др.

Главы представительств (послы или посланники) делятся на три класса:

а) послы и папские нунции, аккредитуемые при главах государств;

б посланники и папские интернунции, аккредитуемые также при главах государств;

в) поверенные в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Штаты представительства укомплектовывает аккредитующее государство. Однако гражданин государства пребывания может быть также принят на работу в состав представительства (в основном в состав обслуживающего персонала), но лишь с согласия государства пребывания.

При этом данное согласие может быть отозвано в любое время.

Для назначения главы дипломатического представительства необходимо получить согласие государства пребывания.

Подобное согласие называется - агреман.

При отказе запрашиваемое государство не обязано сообщать мотивы отказа.

Аккредитующее государство может назначить главу данного представительства по совместительству также главой представительства в другом государстве, получив на это агреман второго государства.
Дипломатические сотрудники назначаются аккредитующим государством без предварительного запроса. Назначение производится МИД.

Дипломатическое представительство должно уведомлять МИД государства пребывания о всех изменениях в штате представительства

Дипломатические привилегии, иммунитеты и обязанности

Привилегии – это предоставляемые представительству и его персоналу преимущества и льготы, которых лишены иные иностранные организации и граждане на территории данного государства.

Иммунитеты - изъятие представительства или того или иного его сотрудника из-под юрисдикции (власти) государства, на территории которого они находятся

Существуют два вида иммунитетов и привилегий: представительства и сотрудников.

Дипломатические привилегии и иммунитеты представительства.

Неприкосновенность помещений: представители государства пребывания не могут войти на территорию представительства без явно выраженного согласия главы представительства.

Помещения представительства и находящееся в них имущество, а также транспортные средства представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста.

3) Представительство освобождается от всех государственных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания (например, покупка товаров).

Архивы и документы, официальная переписка, дипломатическая почта представительства неприкосновенны в любое время и в любом месте и не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Представительство имеет право беспрепятственную связь со своим государством, а также другими дипломатическими и консульскими представительствами своего государства

Дипломатическое представительство имеет право размещать флаг и герб аккредитующего государства на помещениях представительства, а равно на своих транспортных средствах.

Личные привилегии и иммунитеты сотрудников представительства.

Неприкосновенность личности дипломатического агента. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в стране пребывания в любой форме.

Неприкосновенность частных жилых помещений дипломатического агента.

Освобождение от всех налогов и сборов в стране пребывания.

Иммунитет от уголовного преследования государством пребывания.

Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания.

Сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания (кроме мест, имеющих особый режим и закрытых для посещения).

Все привилегии и иммунитеты распространяются и на членов семьи дипломата

Члены административно-технического и обсуживающего персонала – неграждане государства пребывания, также пользуются привилегиями и иммунитетами. Однако их могут привлечь к ответственности за действия, совершенные вне службы.

Обязанности представительства и его сотрудников:

- уважать законы и обычаи страны, не вмешиваться в её внутренние дела;

- вести все отношения через её официальные органы,

- не заниматься профессиональной деятельностью в целях личной выгоды.

Принята в г. Нью-Йорке 8 декабря 1969 г. Резолюцией 2530 (XXIV) на
1825-ом пленарном заседании 24-ой сессии Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция вступила в силу 21 июня 1985 г. Россия не участвует // Действующее международное право. Т. 1. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 562–580.

(Извлечение)

Статья 1. Используемые термины

В настоящей Конвенции:

a) «специальная миссия » есть временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи;

b) «постоянное дипломатическое представительство » есть дипломатическое представительство по смыслу Венской конвенции о дипломатических сношениях;

c) «консульское учреждение » есть любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство;

d) «глава специальной миссии » есть лицо, на которое посылающим государством возложена обязанность действовать в этом качестве;

e) «представитель посылающего государства в специальной миссии » есть любое лицо, которое посылающее государство наделило этим качеством;

f) «членами специальной миссии » являются глава специальной миссии, представители посылающего государства в специальной миссии и члены персонала специальной миссии;

g) «членами персонала специальной миссии » являются члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала специальной миссии;

h) «членами дипломатического персонала » являются члены персонала специальной миссии, имеющие статус дипломата для целей специальной миссии;

i) «членами административно-технического персонала » являются члены персонала специальной миссии, осуществляющие административно-техническое обслуживание специальной миссии;

j) «членами обслуживающего персонала » являются члены персонала специальной миссии, используемые ею в качестве домашних служащих или для выполнения аналогичных работ;



k) «частный обслуживающий персонал » означает лиц, находящихся исключительно в личном обслуживании членов специальной миссии.

Статья 21. Статус главы государства и лиц высокого ранга

1. Глава посылающего государства, возглавляющий специальную миссию, пользуется в принимающем государстве или в третьем государстве преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются международным правом за главами государств, посещающими другое государство с официальным визитом.

2. Глава правительства, министр иностранных дел и другие лица высокого ранга, участвующие в специальной миссии посылающего государства, пользуются в принимающем государстве или в третьем государстве помимо того, что предоставляется им в силу настоящей Конвенции, преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ними международным правом.

Статья 25. Неприкосновенность помещений

1. Помещения, в которых размещается специальная миссия, в соответствии с настоящей Конвенцией неприкосновенны. Представители принимающего государства не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы специальной миссии или, в соответствующих случаях, с согласия главы постоянного дипломатического представительства посылающего государства, аккредитованного в принимающем государстве. Такое согласие может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, представляющего серьезную угрозу общественной безопасности, и только в том случае, когда нет возможности получить прямое согласие главы специальной миссии или, в соответствующих случаях, главы постоянного представительства.

2. На принимающем государстве лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений специальной миссии от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия миссии или оскорбления ее достоинства.

Статья 26. Неприкосновенность архивов и документов

Архивы и документы специальной миссии неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Когда это необходимо, они должны иметь видимые внешние отличительные знаки.

Статья 27. Свобода передвижения

В случае если это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, принимающее государство должно обеспечивать всем членам специальной миссии свободу передвижения и поездок по его территории в той мере, в какой это необходимо для выполнения функций специальной миссии.

Статья 28. Свобода сношений

1. Принимающее государство должно разрешать и охранять свободные сношения специальной миссии для всех официальных целей. При сношениях с правительством посылающего государства, его дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и другими специальными миссиями или с отдельными группами той же миссии, где бы они ни находились, специальная миссия может пользоваться всеми подходящими средствами, включая курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Тем не менее, специальная миссия может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик лишь с согласия принимающего государства.

2. Официальная корреспонденция специальной миссии неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к специальной миссии и ее функциям.

3. Там, где это практически возможно, специальная миссия пользуется средствами сношений постоянного дипломатического представительства посылающего государства, в том числе дипломатической почтой и услугами курьера.

4. Почта специальной миссии не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

5. Все места, составляющие почту специальной миссии, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только документы и предметы, предназначенные для официального пользования специальной миссии.

6. Курьер специальной миссии, который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих почту, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой принимающего государства. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

Статья 29. Неприкосновенность личности

Личность представителей посылающего государства в специальной миссии, а также личность членов дипломатического персонала миссии неприкосновенна. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Принимающее государство обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.

Статья 30. Неприкосновенность личного помещения

1. Личные помещения представителей посылающего государства в специальной миссии и членов ее дипломатического персонала пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения специальной миссии.

2. Их бумаги, корреспонденция и – с исключениями, предусмотренными в пункте 4 статьи 31, – их имущество равным образом пользуются неприкосновенностью.

Статья 36. Административно-технический персонал

Члены административно-технического персонала специальной миссии пользуются привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29–34, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции принимающего государства, указанный в пункте 2 статьи 31, не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении служебных обязанностей. Они пользуются также привилегиями, указанными в пункте 1 статьи 35, в отношении предметов, ввозимых при их первоначальном въезде на территорию принимающего государства.

Статья 37. Обслуживающий персонал

Члены обслуживающего персонала специальной миссии пользуются иммунитетом от юрисдикции принимающего государства в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе, а также пользуются изъятием из законодательства о социальном обеспечении, предусмотренным в статье 32.

Статья 38. Частный обслуживающий персонал

Частный обслуживающий персонал членов специальной миссии освобождается от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый им по службе. Во всех других отношениях он может пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает принимающее государство. Однако принимающее государство должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций специальной миссии.

Статья 39. Члены семьи

1. Члены семей представителей посылающего государства в специальной миссии и семей членов ее дипломатического персонала, если они сопровождают таких членов специальной миссии, пользуются привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29–35, если они не являются гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно.

2. Члены семей членов административно-технического персонала специальной миссии, если они сопровождают таких членов специальной миссии, пользуются привилегиями и иммунитетами, указанными в статье 36, если они не являются гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно.

Протокол о привилегиях и иммунитетах Международного органа
по морскому дну

Принят в г. Кингстоне 26 марта 1998 г. на 54-ом заседании 4-ой сессии Ассамблеи Международного органа по морскому дну. Протокол был открыт для подписания с 17 по 28 августа 1998 г. в Кингстоне, затем – до 16 августа 2000 г. в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке. Россия не участвует // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

(Извлечение)

Преамбула

признавая, что для осуществления функций Международного органа по морскому дну необходимы некоторые дополнительные привилегии и иммунитеты;

договорились о следующем:

Статья 1. Употребление терминов

Для целей настоящего Протокола:

a) «Орган » означает Международный орган по морскому дну;

b) «Конвенция » означает Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г.;

c) «Соглашение » означает Соглашение об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. В соответствии с этим Соглашением его положения и часть XI Конвенции должны толковаться и применяться вместе, как единый документ; настоящий Протокол и ссылки в настоящем Протоколе на Конвенцию должны толковаться и применяться соответствующим образом;

d) «Предприятие » означает орган Органа, предусмотренный в Конвенции;

e) «член Органа » означает:

i) любое государство – участник Конвенции и

ii) любое государство или субъект, которые являются членом Органа на временной основе в соответствии с пунктом 12 «a» раздела 1 приложения к Соглашению;

f) «представители » означает представителей, альтернативных представителей, советников, технических экспертов и секретарей делегаций;

g) «Генеральный секретарь » означает Генерального секретаря Международного органа по морскому дну.

Статья 4. Неприкосновенность помещений Органа

Помещения Органа являются неприкосновенными.

Статья 8. Должностные лица

3. В дополнение к привилегиям и иммунитетам, указанным в пункте 2, Генеральный секретарь или любое должностное лицо, выступающее в его отсутствие от его имени, и Генеральный директор Предприятия пользуются в отношении себя, своих супругов и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, освобождениями и льготами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим посланникам.

Факультативный протокол к конвенции о безопасности персонала
Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала

Принят в г. Нью-Йорке 8 декабря 2005 г. Резолюцией 60/42 на 61-ом пленарном заседании 60-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Протокол открыт для подписания в центральных учреждениях ООН с 16 января 2006 г. по 16 января 2007 г. Протокол открыт для присоединения после 16 января 2007 г. Россия не участвует // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

(Извлечение)

Преамбула

Государства – участники настоящего Протокола, …

будучи глубоко обеспокоены продолжающимися нападениями на персонал Организации Объединенных Наций и связанный с ней персонал,

признавая, что операции Организации Объединенных Наций, которые проводятся в целях оказания гуманитарной и политической помощи или помощи в области развития на этапе миростроительства и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи и которые сопряжены с особым риском для персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала, обусловливают необходимость распространения сферы правовой защиты, предусмотренной Конвенцией, на такой персонал,

будучи убеждены в необходимости установления эффективного режима для обеспечения того, чтобы лица, совершающие нападения на персонал Организации Объединенных Наций и связанный с ней персонал, задействованный в операциях Организации Объединенных Наций, привлекались к судебной ответственности,

договорились о нижеследующем:

Статья II. Применение Конвенции в отношении операций
Организации Объединенных Наций

1. Участники настоящего Протокола в дополнение к операциям, определенным в статье 1 «c» Конвенции, применяют Конвенцию в отношении всех других операций Организации Объединенных Наций, учрежденных компетентным органом Организации Объединенных Наций согласно Уставу Организации Объединенных Наций и проводимых под руководством и контролем Организации Объединенных Наций в целях:

a) оказания гуманитарной и политической помощи или помощи в области развития на этапе миростроительства, или

b) оказания чрезвычайной гуманитарной помощи.

2. Пункт 1 не применяется в отношении постоянных отделений Организации Объединенных Наций, таких, как центральные учреждения Организации или штаб-квартиры ее специализированных учреждений, созданных в соответствии с соглашением с Организацией Объединенных Наций.

Статья III. Обязанность государства-участника в отношении статьи 8
Конвенции

Обязанность государства – участника настоящего Протокола в отношении применения статьи 8 Конвенции к операциям Организации Объединенных Наций, определенным в статье II настоящего Протокола, возлагается на него без ущерба для его права совершать действия в порядке осуществления его национальной юрисдикции в отношении любого персонала Организации Объединенных Наций или связанного с ней персонала, который нарушает законы и постановления этого государства, при условии, что такие действия не нарушают никаких других международно-правовых обязательств государства-участника.

Европейское соглашение о предотвращении радиовещания со станций,
находящихся за пределами национальной территории

Заключено в г. Страсбурге 22 января 1965 г. Соглашение вступило в силу 19 октября 1967 г. Россия не участвует // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

(Извлечение)

Преамбула

Правительства государств – членов Совета Европы, подписавшие настоящее Соглашение,

считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства среди его членов;

считая, что Правила о радиовещании, прилагаемые к Международной конвенции по телекоммуникации, запрещают создание и использование вещательных станций на борту корабля, самолета и любых других водных и воздушных судов за пределами территории государства;

принимая также во внимание желательность обеспечения возможности предотвращения создания и использования вещательных станций на объектах, установленных на морском дне или опирающихся на него, за пределами территории государства;

считая желательным европейское сотрудничество в данном вопросе,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Настоящее Соглашение касается вещательных станций, установленных или содержащихся на борту корабля, самолета и любого другого водного или воздушного судна и вещающих за пределами территории государства, сигналы которых предназначены для приема или могут быть приняты полностью или частично на территории любой из Договаривающихся Сторон или создают помехи для радиокоммуникационных служб, подчиняющихся Договаривающейся Стороне в соответствии с Правилами о радиовещании.

Статья 2

1. Каждая из Договаривающихся Сторон принимает необходимые меры по квалификации в качестве наказуемых преступлений в соответствии со своим внутренним правом создания или использования вещательных станций, упоминаемых в статье 1, а также актов сознательного пособничества.

2. Актами пособничества в отношении создания и использования радиовещательных станций, упоминаемых в статье 1, следует считать:

a) предоставление, обслуживание или ремонт оборудования;

b) снабжение необходимыми материалами;

c) обеспечение транспортом или транспортировка персонала, оборудования или материалов;

d) заказ или производство любого материала, в том числе рекламы для использования в процессе радиовещания;

Статья 4

Никакое положение данного Соглашения не может помешать Договаривающейся Стороне:

a) рассматривать в качестве наказуемых преступлений другие акты, помимо упомянутых в статье 2, а также применять соответствующие положения к лицам, помимо упомянутых в статье 3;

b) также применять положения настоящего Соглашения к вещательным станциям, установленным или содержащимся на объектах, прикрепленных ко дну моря или поддерживаемых им.

Статья 5

Договаривающиеся Стороны могут не применять положения настоящего Соглашения в отношении услуг исполнителей, предоставляемых за пределами станций, упомянутых в статье 1.

Статья 6

Положения статьи 2 не применяются по отношению к действиям, совершенным в целях оказания помощи терпящему бедствие кораблю или самолету или любому другому водному или воздушному судну или в целях спасения человеческой жизни.