Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. Финансовое право

Финансовые правоотношения - это урегулированные норма­ми финансового права общественные отношения, участники ко­торых выступают как носители юридических прав и обязаннос­тей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, фи­нансовые правоотношения имеют и особенности. Основная осо­бенность, которая определяет и другие отличительные черты фи­нансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использова­ния государственных (а также муниципальных денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особен­ность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансо­вых ресурсов государства и муниципальных образований, исполь­зуемых на общезначимые потребности. Такой объект правоотно­шений налицо, например, при возникновении их между государ­ством и предприятиями в случаях внесения обязательных плате­жей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований;

при оказании финансовой помощи органом государственного уп­равления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или и органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.

Урегулированные нормами финансового права отношения про­цедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивают движение фи­нансовых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответст­вующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует по­ступление денежных средств в различные государственные (муни­ципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необ­ходимые потребности. При этом государственные органы наделе­ны властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учрежде­ниями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресо­ваны также другим государственным органам согласно подчинен­ности и подконтрольности. Однако государственные органы, вы­ступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотно­шений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обя­занностей, обеспечивается его принудительной силой.



В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных ма­териальных финансовых прав и обязанностей заключается в воз­можности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализа­ции данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно обра­зуются и используются государственные и муниципальные денеж­ные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государст­вом или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэто­му процессуальные субъективные права и обязанности (полномо­чия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Прави­тельства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осу­ществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправле­ния, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых право­отношений происходит при наличии четко определенных в право­вых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия

(бездействие) или события.

Действия - это юридические факты, которые являются ре­зультатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соот­ветствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее ха­рактеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После вы­полнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоот­ношения прекращаются, но нередко возникают вновь между

этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего зна­чения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекраще­нию финансовых правоотношений. Это, например, извещение на­логоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты оп­ределенной суммы налога, распоряжение министерства о передви­жении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с при­менением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюд­жет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или пре­кращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают право­отношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Вопрос №13. Субъекты, объекты и содержание финансовых правоотношений.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету об­щественные отношения, определяет круг участников или субъек­тов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обя­занностями, которые обеспечивают планомерное образование, рас­пределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финан­сового права.

Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником фи­нансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимы­ми правами и обязанностями.

А субъект финансового правоотно­шения - это реальный участник конкретных правоотношений.* Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельнос­ти принадлежат субъектам финансового права в силу действия фи­нансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных пра­воотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотно­шения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - он становится субъектом (участником) правоот­ношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обла­дал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.

Субъекты российского права подразделяются на:

а) государство и его территориаль­ные подразделения;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуаль­ные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

Российская Федерация; субъекты Российской Федерации - республики, края, облас­ти, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа; муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории; административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования; административно-территориальные образования особого ре­жима.*

Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным пра­воотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправле­ния, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Кон­ституции РФ

Коллективными субъектами финансового права являются го­сударственные и общественные организации, к числу которых от­носятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учрежде­ния, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.

В их круг входят: органы представительной власти и исполни­тельной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти - как органы общей ком­петенции, так и различные органы специальной (отраслевой) ком­петенции - министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга­низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве ос­новной цели своей деятельности они преследуют извлечение при­были и действуют на праве хозяйственного ведения. Такие органи­зации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ). Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансо­вый план. Однако законодательством предусматривается возмож­ность стать субъектом финансовых правоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий (например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную сто­имость).

Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государствен­ных предприятий, основанных на праве оперативного управле­ния.* Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая об­ласть финансов. Поэтому содержание финансовых правоотноше­ний, в которые вступают эти предприятия, отличаются специфи­кой, обусловленной наличием у государственных органов полно­мочий по управлению их финансовой деятельностью, определен­ным ограничением их самостоятельности.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физичес­кие лица, - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодатель­ство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышаю­щего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транс­портные средства, земельный участок и др.). Граждане могут всту­пать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.Среди физических лиц - субъектов финансового права выде­ляются граждане, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).

Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ - они имеют право на участие в финансовой деятельности го­сударственных органов. Оно основано на положениях Конститу­ции России (ч. 1 ст. 32).

Объекты правоотношения – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения.

Виды объектов:

предметы материального мира (вещи, деньги, ценные бумаги, земля);

личные нематериальные блага (жизнь, здоровье, деловая репутация);

продукты духовного творчества людей (проза, музыка и другие произведения);

поведение субъекта и его результат.

Субъективное право – это мера возможного поведения, которому лицо следует в своих интересах.

Субъективное право включает в себя 3 полномочия:

полномочия на свои собственные действия;

полномочия требовать от обязанных лиц исполнение их обязанностей;

полномочия обратиться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность – это мера должного поведения, которому обязанное лицо следует в интересах уполномоченного.

Юридическая обязанность включает в себя следующие обязательства:

обязательства на совершение действий (активная обязанность);

обязательство воздержаться от совершения каких-либо действий (пассивная обязанность);

обязательства нести юридическую ответственность за невыполнение своих обязанностей (негативная обязанность).

1.Дайте понятие финансы в правовом и экономическом аспекте. Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций.

Финансы – совокупность фондов ден. ср-в, мобилизованных гос-вом для осуществления своих задач. Финансы - денежные ресурсы, необходимые гос-ву для удовлетворения потребностей, для развития расширения производства, решения соц-культурных задач, содержания гос. аппарата, право охранительных и т. д. Функции: 1. Распределительная - стоимости валового общественного продукта для обеспечения каждого субъекта фин системы денежными ресурсами. 2. Контрольная - сбор налогов.

2.Охаракт фин деят гос и органов местного самоупр. Что общего и в чем различия между фин деят гос и муницип учреждений? Фин деят гос –осущ им функций по планомерному образованию, распред и использ ден фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач соц-эк развития, обеспечения обороноспособн и безопасности страны. Принципы фин деят : -принцип федерализма . Проявляется в установлении Констит РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области фин (ст. 71 и 72); -принцип законности . Весь процесс создания, распред и использ фондов ден средств детально регламентируется нормами фин права. -принцип гласности . Доведения до сведения граждан, в тч и с помощью СМИ, содержания проектов фин-правовых актов, принятых отчетах об их выполнении, результатов проверок -принцип плановости . Вся фин деят гос базируется на основе целой системы фин-плановых актов, структура кот, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответств нормативн актах. Методы осущ фин деят метод собирания ден средств и метод их распредя и использя. К методам собирания относятся: налоговый метод. Метод установления налогов. Носит принудитй характер. Метод добровольн взносов. Покупка гос и муницип ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки.К методам распредел относятся: метод финансирования. Выражается в безвозмездн и безвозвратн перераспред ден ср-в. кредитование. Выделение ден ср-в на усл возмездности и возвратности.

3.Дайте характерист основных принципов, в соотв с кот осущ фин деят гос и местного самоуправл. Принципы фин деят : -принцип федерализма . Проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов (ст. 71 и 72). В ведении РФ находятся: фин, валютн, кредитн регулиров, ден эмиссия, фед банки, ФБ, фед нал и сборы, к совместн ведению РФ и суб РФ отнесено устан общих принципов налогообл и сборов в РФ; -принцип законности . Весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права. -принцип гласности . Доведения до сведения граждан, в тч с помощью СМИ, содержания проектов финансово-правовых актов, принятых отчетах об их выполнении, результатов проверок. -принцип плановости . Вся фин деят гос базируется на основе целой системы фин-плановых актов, структура кот, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соотв нормативных актах.

4.Назовите методы, кот осущ образование, распред и использ гос и муницип финансов. Разнообразие методовзависит от факторов: субъекта взаимоотношений, усл аккумуляции и использ ден средств. Методы осущ фин деят гос принято делить на две группы: метод собирания денежных средств и метод их распределения и использования. К методам собирания относятся: налоговый метод. Метод установления налогов. Носит принудительный характер. Метод добровольных взносов. Покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.К методам распределения относятся: метод финансирования. Выражается в безвозмездном и безвозвратном перераспределении ден ср-в. кредитование. Выделение ден ср-в на условиях возмездности и возвратности.

5.В чем заключается особенность фин деят гос, и назовите, какие спец органы гос управления созданы для осущ этих функций. Приведите примеры, что ЦБ осущ фин деят гос. Особенность- ФД осущ-ют все органы гос власти в завис от установл компетенции. Гос Дума обсуждает и принимает законы по вопр фед бюдж, фед налогов и сборов, ден эмиссии. Президент Рф издает указы и распоряж по вопр формир и исполнения бюдж, ден-кредитн политики. Правительство РФ обеспечивает проведение единой кредитн, ден и фин политики, разрабатывает фед бюджет (ФЗ №3 «О Правительстве РФ»). Для осущ фин деяте в качестве осн функции были созданы спец органы гос управления :Мин фин РФ Фед казначейство РФ Фед налоговая служба РФ Центр банк РФ (Банк России) (подчиняется Госдуме Федерального собрания РФ) Задачи Мин фин : совершенствование бюдж системы РФ; концентрация фин ресурсов на приоритетных направлениях соц- экономич развития РФ; составление отчета об исполнен бюджета. Задачи Фед казначейства (создано в структуре Минфина и подчиняется министру фин РФ): орг, осущ и контроль за исполнением республиканского бюдж РФ; регулирование фин отнош между республиканским бюдж и внебюдж фондами; сбор и обработка информ о состоянии гос финансов; управление и обслуживание совместно с ЦБ гос внешн и внутр долга. Мин Налоговой Системы – фед исполните орган (ИО) осущ соблюдение законодат по сбору налогов, правильности отчисления и полноты отчисления сборов с налогоплательщика. МНС - осуществляет контроль в сфере оборота этилового спирта и валютного контроля. МНС участвует в выполнение «Н» политики и осуществляет её. Структура: 1. МНС. 2. Территориальн органы управления МНС по субъектам федерации (Москва). 3. Межрегиональн институты НС (ИНС). 4. Инспекция МНС межрегиональн уровня. 5. Институт МНС в: районах, городах; и городах без районного деления.Задачи: 1. Контроль за законодат по сбору налогов. 2. Валютный контроль. 3. Разработка методических рекоменд. ЦБ РФ - ЮЛ, осущ функц орг гос управл, наделено властными полномочиями. Им право издавать нормат акты, обязат для фед орг гос власти, органов гос власти субъектов РФ, орг местного самоупр, всех ЮЛ, ФЛ. ЦБ подотчетен Гос Думе Фед Собр РФ. Органы кредитн системы (ОКС) - играет роль ЦБ России. Задачи (цели): 1. Защита и обеспеч устойчивости руб и его покупат способности. 2. Развитие и закрепление банковск системы. 3. Обеспечение эффективн и бесперебойн системы расчётов. Функции: 1. Разработка един гос политики. 2. Установление правил расчётов и банк операций. 3. Осущ валютный контроль. 4. Осущ эмиссию ДС.

6.Назовите основные функции и задачи МинФина РФ, как специального органа, осуществляющего финансовую деятельность. Минфин РФ- фед орг исп власти.Осущ ф по по выработке гос политики и нормат-прав регулир в сфере бюдж, нал, СТРАХ, ВАЛ, БАНК ДЕЯТ, ГОС ДОЛГА, АУДИТ ДЕЯТ, БУХ УЧЕТА И бух отчетн, перераб драг мет, тамож платеж, инвестир в накопит часть труд пенсии, противодейств лигализац дох, получ преступн путем. Задачи: совершенствование бюджетной системы РФ; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально- экономического развития РФ; составление отчета об исполнении бюджета, разраб иреализ един фин, нал. Вал. Бюдж, полит в РФ, разраб проекта ФБ, сост отчета об исполн ФБ, осущ фин и гос контроля, разраб и реализ един политики в сфере развит фин рынков.

7.Назовите основные функции и задачи Федерального казначейства РФ, как специального органа, осуществляющего финансовую деятельность. (создано в структуре Минфина и подчиняется министру финансов РФ): организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета РФ; регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом и внебюджетными фондами; сбор и обработка информации о состоянии государственных финансов; управление и обслуживание совместно с ЦБ государственного внешнего и внутреннего долга, осущ краткоср прогнозир объемов гос фин ресурсов и опер управл ими;разраб методологич матер, порядка вед учетных опер, обязат для соблюд орг гос власти и управл, предпр; ведение учета гос казны РФ. Права: проверка ден док, регистров, отчетов, планов, смет; получать от банков справки о сост счетов, использ ср республ бюдж; приостанавливать опер по счетам, изымать докум, свидет о нарушен; взыск штрафов.

8.В чем заключается особое положение Банка России среди федеральных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Основные функции и задачи ЦБ РФ. ЦБ РФ - ЮЛ, осущ функц орг гос управл, наделено властными полномочиями. Им право издавать нормат акты, обязат для фед орг гос власти, органов гос власти субъектов РФ, орг местного самоупр, всех ЮЛ, ФЛ. УК и иное имущ ЦБ- фед собственность. ЦБ подотчетен Гос Думе Фед Собр РФ. Органы кредитной системы (ОКС) - играет роль ЦБ России. Задачи (цели): 1. Защита и обеспечение устойчивости рубля и в том числе его покупательной способности. 2. Развитие и закрепление банковской системы. 3. Обеспечение эффективной и бесперебойной системы расчётов. Функции: 1. Разработка единой государственной политики. 2. Установление правил расчётов и банковских операций. 3. Осуществлять валютный контроль. 4. Осуществлять эмиссию ДС.

9.Основные функции и задачи ФНС РФ, как специального органа, осуществляющего финансовую деятельность. ФНС, как орг гос управл, осущ контроль за соблюдением законодат о нал и сборах, правильн их исчислен, полнотой и своеврем внесен в бюдж и внебюдж фонды гос нал и др платежей, устан законодат РФ, субъектов РФ и орг местн самоупр в пред их компет.

10.Дайте понятие финансового права, особенности его предмета и метода регулирования. Финансовое право –совокупность юр норм, регулирующих общест отношения, кот возникают в процессе образования, распред и использ ден фондов (фин ресурсов) гос и органов местного самоуправления, необх для реализации их задач. Предмет – общ отн, возник в процессе осущ гос и местн самоупр фин деят; общ отнош, возник в процессе деят гос по планомерному образов, распред, использ централ и децентр ден фондов в целях реализ его задач. Метод фин-прав регулир – гос-властн предпис одним участн фин отнош со стор др, выступ от им гос и надел соотв полномоч.

11.Определите место финансового права в системе российского права, соотнесите его с другими отраслями права. Особенности фин права раскрываются полнее при сопост и отграничении от др отраслей права В связи с тем, что фин пр распростр на одну из обл деят гос, оно тесно соприкасается с гос и админ правом, кот охватывает воздействием орг и деят гос в целом. Суще взаимосвязь м/у ними и по видам гос деят, на кот распростр регулирование со стороны этих отраслей права.Гос право закрепляет основы орг и деят представит и исполнит органов власти.гос право – ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы обществ строя и политики РФ, правового положения личности, федеративн гос устройство, принципы орг и деят органов гос власти и органов местного самоупр, базируется и развивается на этих основах.Администр право регулирует обществ отношения в обл гос управления, осущ органами исполнит власти.Фин право распростр на оба этих вида гос деят, поскольку фин деят м осущ и теми и др органами.

12.Источники фин права: понятия, виды. Источники – НПА, в кот содержатся правовые нормы, регулирующ фин отн. 2 группы: 1 акты фед органов: законы и подзаконные акты а) – КРФ - акты Фед.Собрания: ФЗ и ФКЗ, постановления б) – постановления Правит РФ - постановления, приказы, инструкции иных фед органов. Общепризнанные договоры и нормы междунар права, ратифицированные РФ, явл составной частью её сист. ч.4 ст. 15 КРФ Совокупность НПА, содерж нормы фин.права принято определять как фин.законодат. Осн источники ФП: 1. Норм акты (НА).2. Конст РФ: а) Нормы ден системы. б) Фин правовые нормы.3. Законодат НА РФ. а) НК б) Бюдж кодекс (БК).4. Указы президента РФ - носят орг характер.5. Постановление РФ.6. Локальные НА - договоры от двойного налогообл.7. Нормативн договор - договорн акт устанавлив правовые норм обязательно для многочисл, формально определённого круга лиц рассчитанного на не однократн применен и действ не зависимо от того возникают или прекращаются предусмотр к ним нормы.8. Постановл конституц суда.

13.Фин-прав нормы: понятие, особенн. ФПН- исх элем, из кот сост фин право, как отр права.Нормы фин права регулир отнош, возникающ в процессе фин деят гос. Главн особенн ФПН сост в том, что они носят гос-властный, императивный характер. Гос предписывает правила поведения субъектам фин права. Участники фин отнош не вправе изменить предписания нормы и усл ее применения. Фин-правовые нормы опред права и обязанности участников фин отнош, обстоятельства, при кот они становятся носителями прав и обязанн, и предусматр ответственн за невыполн предписан гос. Особ: содерж фин-прав норм, характер устан предпис, мер ответств за наруш правил, способов защиты прав участн отнош.

14 .Финансово-правовые нормы: виды, структура. ФПН мб след видов: - запрещающие нормы - запрет на совершение к-л действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т. п.); - обязывающие нормы - обязанность совершить к-л действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.); - уполномочивающие нормы - опред полномочия участн фин правоотн в совершении опред действий (опред круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты ФПН в завис от содержания подраздел на: - материальные нормы (закрепляют структуру бюдж системы, бюдж устройство, виды и объем ден обязательств ЮЛ, ФЛ перед гос, определяют объем и направлений расх гос, т. е. закрепляют мат содержание юр прав и обязанностей участников фин отношений);- процессуальные нормы (устанавл порядок применен и действия норм мат права). Так, законодатель" определяет бюдж процесс как регламентир законом деятельность; законодат и исполнит органов власти и органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюдж разных ур.Фин норма сост из: - гипотезы , кот опред усл, при кот м возникнуть фин правоотн, и указывает на субъектов – участников правоотн; - диспозиции , опред права и обязанности субъектов правоотн; - санкции , указывают, на меры фин воздействия за нарушение предписаний гос в области финансов.

15.Фин правоотн: понятие, виды, особенности. Фин правоотн - урегулированные нормами фин права обществ отношения, участники кот выступают как носители юр прав и обязанн, реализующие содержащиеся в эт нормах предписания по образ, распред и использ гос и муницип фондов ден средств.Субъект фин правоотн -реальный участник конкретных правоотн. Субъекты фин правоотн - органы гос власти, управомоченные ими органы гос, а также органы местного самоупр, различные ЮЛ, ФЛ; содержание - права и обязанности субъектов по поводу формир, распред и использ ден фондов; О бъекты фин правоотн (то, на что направлено поведение участников отношения) - деньги, ден обязат; объекты делятся на отделимые (фин ресурсы гос и муницип образований, нормативные акты, плановые сметы и их проекты) от материальн содержания и неотделимые (гос фин контроль, установление порядка распределения прибыли на казенном предприятии) Фин правоотн м классиф : а)по мат содерж в засис от подотрасли, инстит фин права: - бюдж правоотн; - налоговые правоотн; - неналоговые правоотн; - фин правоотн в области гос кредита; - фин правоотн в области страхования; - правоотн, возникающие при осущ гос расх, в тч и при сметно-бюджетном финансировании; - фин правоотн в области банк деят; - фин правоотн в области ден обращения и расчетов; - валютные правоотн. Б) по субъектам фин правоотн, возник м/у: -орг гос власти, орг гос власти и управл общ компет, вышест и нижестоящ орг гос управлен, в тч фин-кред орг; предпр, учр, орг, минист, ведомствами; фин орг и гражд; фин-кред органами. Особенности: возникают в проц фин деят гос; одним из субъектов явл всегда я вл управомоченный орган гос или высш или местн орг гос власти; всегда возник по поводу денег, ден платежа в дох гос, гос расх.

16.Финансовые правоотношения: основания возникновения, изменения и прекращения.

Возникн фин-пр отн осущ на основан правового нормативн (З о ФБ) или индивидуальн юр акта ((извещение фин органом гражданина о необх уплатить налог). Изменение фин правоотн не мб произведено по воле участников.Оно соверш на основе нормат акта в связи с изменен предусм в нем фактов и событий. Прекращение наступает: 1 погашение фин обязат в результ уплаты суммы в срок или взыскания недоимки, 2 выполнен задания по гос дох по бюдж или внебюдж фондам 3 использ выдан бюдж ассигнований 4 осущ компетентными орг права взыскания недоимки по налогам 5 прекращ правоотн по нал с нас происх по достиж определ возраста.

17.Сущ ли разница м/у понятиями «субъект фин права» и «субъект фин правоотн»? В чем она заключается? Существует. Субъект фин права- лицо, облад правосубъектностью, те потенциально сполсобное быть участник фин правоотн. Суб фин правоотн-реальный участник конкретных правоотнош. Юр права и обяз в сфере фин деят принадл суб фин права. Суб фин правоотн Мб ФЛ, ЮЛ, гос и муницип образования. Фин правоотн не м возникн м/у ФЛ, ФЛ и ЮЛ, имеющ орг-правов форму, базир на частн собств, и м/у данными ЮЛ.

18.Дайте понятие финансового контроля. Перечислите виды финансового контроля. Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использование денежных фондов гос-ва и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально – экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль разделяется на несколько видов . В зависимости от времени: предварительный (до осуществление операций по образования, распределения и использованию ден фондов) текущий (контроль в процессе совершения денежных операций) последующий. А так же: обязательный (в силу требования законодательства или по решению суда) инициативный В зависимости от органов выделяют фин контроль: 1гос контроль 2 внутренн фин контр 3 аудиторск фин контроль 4 контр фин-кредитн органов 5 внутрихоз контроль В зависимости от органов выделяют фин контроль: представительных органов гос власти и местного самоуправления; президента;исполнительных органов власти общей компетенции;ведомственный и внутрихозяйственный; общественный;аудиторский.

19.Виды финансового контроля (охарактеризовать). Финансовый контроль разделяется на несколько видов . В зависимости от времени: предварительный (до осуществление операций по образования, распределения и использованию ден фондов) текущий (контроль в процессе совершения ден операций) последующий. А так же: обязательный (в силу требования законодательства или по решению компетентн гос органов) инициативный (по реш хозяйств субъектов) В зависимости от органов выделяют фин контроль: 1гос контроль (осущ фед орг законодат власти, фед орг исполн власти. Вкл контр за исполнен ФБ и бюдж фед внебюдж фондов, орг ден обращен, использ кредитн ресурсов, сост гос внутр и внешн долга, гос резервов, предост фин и нал льгот) 2 внутренн фин контр(Осущ в минист, комит, др орг исполн власти, обществ и религиозн орг. Проводит ревизии фин-хоз деят подразд министерства, сост на ФБ не реже 1 р в 2 года, внеплан ревизии. Срок ревизии не б 40дн. 3 аудиторск фин контроль(Обязат аудит проверка провод в случу стан законодат РФ, по поручению орг дознания, следователя при налич санкции суда, инициативн- по реш хоз суб) 4 контр фин-кредитн органов (Осущ банками в ходе опер по кредитов, финансир и расч. Банк контр необх для эффект использ банк ссуд и направлен на укрепл платежн дисципл) 5 внутрихоз контроль (проверка произв и хоз деят предпр, отдельн структурн подраздел, осуществляемая бух, фин отделом)

20.Счетная палата РФ как субъект финансового контроля: задачи, функции, полномочия. СП - постоянно действ орг гос фин контроля, подотчетный Фед Собранию. СП руководствуется Констит РФ, ФЗ. СП облад орг и функциональн независимостью.Задачи счётной палаты (СП): 1.Организация и осуществление «К» за своевременным исполнением расх /дох статей ФБ и бюдж фед ВБФ по объему, структ и целев назнач. 2.Определ эффективн и целесообразн расходован гос средств и использ гос имущества 3.Оценка обоснованности дох/расх статей ФБ и фед ВБФ. 4.Фин экспертиза норм прав актов фед орг гос власти 5 анализ выявл отклонен от установл показат ФБ и бюдж фед внебюдж фондов, подгот предлож по их устранен. 6контроль за законностью и своевременн движ ден ср-в ФБ и ср фед внеб фондов в ЦБ, уполном банках и др фин-кред учрежд. 7регулярн предост Совету Фед в Гос Думе информ о ходе исполн ФБ и результ проводимых контрольн меропр.- все законы направляются в СП и СП готовит отчёт целесообразности по прибывшим законам. Анализ выполнения плановой деят. СП сост из коллегий (представить, замест, аудиторы, аппарат). Аудиторы - ДЛ занимающиеся ФК (6 аудиторов на 6 лет). Председ назначается Госдумой (ГД) на 6 лет.СП осущ : 1 Контрольно-ревизионн деят (КЕД). 2. Экспекторно-аналитическая деят (экспертиза). 3 Информационн деят.СП может: 1Направл представления по принятию мер по выявленн нарушениям, м передать материалы дела в правоохранит органы. 2.Им право давать администрациям предпр предписания3.Полномочия в предоставление финансир ДС.

21. МинФин как субъект гос. фин. контроля: задачи, ф-ции, полномочия. В соотв. с Положением о Минфине РФ (утв. Постановлением Правит-ва РФ от 30.06.2004 г. № 329) Минфин России является фед. органом исполн. власти, осущ-щим ф-ции по выработке гос. политики и норм.-прав. рег-ю в сфере бюдж., нал., страх., валютной, банк. деят-ти, гос. долга, аудит. деят-ти, б/у и бухг. отчетности, произв-ва, переработки и обращ-я драг.мет. и драг. камней, тамож. платежей, опред-я тамож. стоимости товаров и трансп. ср-в, инвест-я средств для финанс-я накопит. части труд. пенсии, орг-ции и проведения лотерей, произв-ва и оборота защищенной полиграф. прод-ции, фин. обеспеч-я гос. службы, противодействия легализации доходов, получ. преступным путем, и финанс-ю терроризма. Минфин РФ осущ. коорд-ю и контроль деят-ти находящ. в его ведении Фед.Нал.службы, Фед. службы страх.надзора, Фед. службы фин-бюдж.надзора и Фед. службы по фин.мониторингу, а также контроль за исполн-ем Фед.Тамож.службой норм.-прав. актов по вопросам исчисл-я и взим-я тамож. платежей, опред-я тамож. стоим-и товаров и трансп. ср-в. Минфин РФ с целью реализации полномочий в установл.сфере деят-ти имеет право: запраш. и получать в установл.порядке сведения, необх. для принятия решений по отнесенным к компетенции Мин-ва вопросам; привлекать в установл. порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Мин-ва, научные и иные орг-ции, ученых и спец-тов; и т.д.

22. ФНС как субъект гос. фин.контроля: задачи, ф-ции, полномочия. Фед.нал.служба и ее подразд-я в субъектах РФ наделяются очень широкими полномочиями в сфере н/о, поскольку их первостеп. задача – формир-е доходн. части гос. бюджета. Осн. задачами, возлож. на ФНС, явл.: 1) контроль за соблюд-ем зак-ва о нал.и сборах; 2) контроль правильности исчисл-я, полноты и своеврем-ти внесения в бюджеты налогов и иных платежей, установл. зак-вом РФ; 3) осущ-е гос. регистрации ЮЛ и ИП. В связи с этими задачами орг.нал.службы контрол-ют соблюд-е зак-ва о предприним. деят-ти, законность сделок, применение контрольно-касс. машин при осущ-ии ден. расчетов с населением. Зак-во (НК) закрепляет права, обяз-ти и отв-ть нал. органов и их должн. лиц по контролю, вытекающие из их ф-ций в области н/о, а также применяемые ими меры к взысканию нал. и санкции к н/пл-кам в случае соверш. ими нал. правонаруш-й. Представит. органы местн.самоупр. имеют право создавать муниц. нал.службу для сбора местных нал. Эта служба объединяет и координир. деят-ть по контролю за соблюд-ем нал. зак-ва с.территор. нал.органами, представляет последним всю необх. инф-ю.

23. Банк России как субъект финансового контроля: задачи, функции, полномочия. Фин. контроль – это контроль за законностью и целесообр-тью действий в области образ-я, распр-я и использ-я ден. фондов гос-ва и субъектов местного самоупр-я в целях эффективного соц – эк. развития страны и отдельных регионов. Банк.контроль – к-ль со стороны ЦБ РФ за деят-ю КБ. Осн. видами гос. контроля за деят-ю банков явл.: 1) внутриведомств. к-ль. Осущ-ся ЦБ РФ. ЦБ РФ – высший орган банк. рег-я и к-ля деят-ти КБ и др. кред.орг-й (КО). В процессе взаимоотн-й с КО-ми ЦБ стремится к поддерж-ю устойч-ти всей банк.сист. и защите интересов населения и кредиторов. ЦБ РФ опред. порядок созд-я новых КО, контрол-т его соблюд-е и выдает лицензию на право осущ-я банк. деят-ти. ЦБ регул-ет деят-ть КО поср-вом использ-я такого комплекса эк. методов, как: измен-е норм обяз. рез-в, размещ-мых КБ в ЦБ; измен-е объема кредитов, предост-мых ЦБ-ом КБ-кам, а также % ставок по кредитам; провед-е операций с цб и с ин. валютой. ЦБ устанавл. обязат. для КО правила проведения банк. операций, ведения БУ, составл-я и предст-я бухг. и стат. отч-ти; 2) межведомств. к-ль. Осущ-ся путем объед-я усилий ряда заинтерес-х минист-в, ведомств через комитеты по делам банков, контрольные бюро и пр. Комитет по делам банков созд-ся в кач. самост.й орг-ции либо при Правлении ЦБ. Среди наиболее важных напр-й деят-ти комитета по делам банков м. выделить: вопросы банк. политики; опр-е приорит. отраслей кредит-я; разработка осн. направл-й разв-я форм банк. обслуж-я; орг-я и совершенств-е форм страх-я банк. депозитов; орг-я и совершенств-е банк. надзора; 3) регион. к-ль. Для соглас-я деят-ти банков и реш-я более узких вопросов их деят-ти создаются регион. банк. комиссии. Их функции: обеспеч-е и проверка правильн-ти уплаты нал.банк. учр-ями; обеспеч-е и проверка правильн-ти провед-я инвест. и трастовых операций; к-ль за форм-ем и функц-ем банк. холдингов; к-ль и поддержка частн. банк. инст-тов; к-ль за осущ-ем операций с клиентами; распр-е нормативной и методич. докум-ции. 4) вневедомств.к-ль проводится силами спец. созданных ведомств.органов (к-ных палат, ревиз. комитетов и т.д.).

24. Охарактеризуйте осн. методы фин. контроля. Методы к-ля - приемы и сп-бы его осущ-я. Осн.методы фин.к-ля: 1) наблюд-е (общее ознакомл-е с сост-ем фин.деят-ти объекта к-ля); 2) проверка (касается осн.вопр.фин.деят-ти и провод-ся на месте с использ-ем баланс., отчетн. и расходн.док-тов для выявл-я нарушений фин. дисциплины и устранения их последствий);

3) обслед-е (произв-ся в отн-и отдельных сторон фин. деят-ти и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки); 4) анализ (проводится на базе текущ.или год. отч-ти и нацелен на выявл-е нарушений фин. дисциплины); 5) осн. методом фин. к-ля явл. ревизия (проводится с целью устан-я законности фин. дисциплины на конкр. объекте. Выделяют обязат. и регул. х-р ревизии; данный метод к-ля реализ-ся на месте путем проверки первичных док-тов, учетных регистров, бухг. и стат. отчетности, фактич. наличия ден. Ср-в).

25. Дайте опр-е б-та как правовой категории. Какие виды бюдж.вы знаете? Как правовая категория бюджет – это осн. фин.план по обр-ю, распр-ю и исп-ю ден.ср-в, утверждён. на нормативн.ур-не ФЗном, предоставляющ.опр.права и обяз-ти субъектам.

В соотв. со ст.1,5,71,73 и 132 Конституции РФ, ст. 10 БК РФ бюдж. сист.РФ сост. из бюдж. трех уровней. 1 ур. – это ФБ и б-ты гос. внебюдж. фондов. 2 ур. бюдж. системы сост. б-ты субъектов РФ и б-ты территор.гос. внебюдж. фондов, кот. Предст. собой форму образ-я и расход-я ден. ср-в, предназнач. для обеспеч. задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ (статья 15 БК РФ). 3 ур. местные б-ты - форма образ-я и расх-я ден. ср-в, предназнач. для обеспечен- в форме правовых актов представит. органов местн. самоупр-я либо в порядке, установл. уставами муниц. образ-й. Б-ты, входящие в бюдж. сист. РФ, самост-ны и не вкл-ся друг в друга (местн. б-ты не включ-ся в б-ты субъектов РФ, а те, в св.очередь, не включ-ся в ФБ).

Также законодательством установлены следующие виды бюджетов (помимо выше указанных): 1. Консолидир. б-т – свод б-тов всех уровней бюдж. системы (ст.6 БК РФ). 2. Год. б-т – б-т, кот. сост-ся на 1 календ.год (ст.12 БК РФ). 3. Чрезвыч. б-т – б-т, применяемый в рез-те ведения ЧП на территории гос-ва. Реализация осн.на применении мех-ма секвестирования – пропорц. сокращ-е расходов по всем напр-ям, за искл. «запрещён. статей». 4. Миним. – min необх. расходы того или иного фед. образования и сбалансир-е с источниками их покрытия.

26. Бюдж. право РФ: понятия, источники, место в фин.праве. Бюдж.право РФ – совок-ть фин-правовых норм, рег-щих обществ.(фин.) отн-я, возникающие в связи с образ-ем, распр-ем и использ-ем гос. и местн. б-тов на терр.России. Бюдж.право – осн.раздел фин.права, вкл-щий в себя фин.-прав. нормы, устанавл-щие стр-ру бюдж. системы РФ, перечень бюдж. дох.и расх., порядок распред-я их м/у разл.видами б-тов, бюдж. права РФ, субъектов РФ, адм-терр единиц; регламентирующие бюдж. процесс, а также регул-щие формир-е и использ-е гос. внебюдж. фондов в целях фин.обеспечения соц.-эк. развития страны и др.потребностей общ-ва.

Нормы бюдж. права по своему содерж-ю подразд-ся на материальные и процессуальные. Бюдж. мат. нормы закрепляют стр-ру бюдж. системы РФ, перечень дох.и расх. б-тов, распр-е их м/у разл. б-тами. К бюдж. процесс. нормам отн-ся нормы, реглам-щие порядок сост-я, рассм-я, утв-я и исполн-я б-тов гос-ва и местн.б-тов, а также порядок сост-я и утв-я отчетов об исполн-и б-та.

Нормы бюдж. права содержатся в К-ции РФ. Статьи 71 и 72 опр. компетенцию РФ и сферу совместной деят-ти РФ и ее субъектов в области б-та. В К-ции РФ устан. порядок рассм-я, утв-я бюджета (ст.101, 104, 106, 114 и др.)

Совок-ть норм. актов, содержащих нормы бюдж. права, образует бюдж. зак-во. Бюдж. зак-во РФ сост. из бюдж. кодекса РФ и приятных в соотв. с ним фед. законов о ФБ на соотв-щий год, законов субъектов РФ о б-тах субъектов РФ на соотв-щий год, норм.-прав. актов представит. органов местного самоупр-я о местных б-тах на соотв-щий год и иных ФЗ, законов субъектов РФ и норм.-прав. актов представит. органов местного самоупр-я, рег-щих бюдж. правоотн-я.

Читайте также:
  1. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  2. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  3. Агентский договор может быть прекращен как по общим, так и по специальным основаниям, предусмотренным ст. 1010 ГК.
  4. Акционерные общества и их виды. Правовое регулирование статуса, образования, функционирования и прекращения деятельности
  5. Анализ деловых и финансовых рисков предприятия во взаимосвязи с уровнем рентабельности
  6. Анализ и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости организации.
  7. Анализ платежеспособности организации: понятие, цели, информационная база, методика расчета показателей, оценка их изменения. По данным бухгалтерской отчетности проведите анализ.
  8. Анализ состава и динамики прибыли. Анализ финансовых результатов.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

3.3. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и их классификация. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений

Реализация финансово-правовых норм происходит посредством вступления различных участников финансовой деятельности государства в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют возложенные на них финансовым законодательством обязанности.

Финансово-правовые отношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие между субъектами финансового права по поводу образования, распределения и использования денежных фондов государства.

Финансовые правоотношения, как и любые другие правоотношения, обладают определенными признаками. Финансовые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основании правовых норм; участники каждого конкретного правоотношения индивидуально определены; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; охраняются государством.

Финансовые правоотношения в то же время имеют свои особенности.

1. Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства , т. е. деятельность, регламентируемую нормами финансового права и направленную на образование, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Указанный признак является определяющим для характеристики финансовых правоотношений и используется в качестве основного при разграничении финансового правоотношения от смежных правовых отношений.

2. Они являются разновидностью имущественных правоотношений , имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, т.е. финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей.

3. Одной из сторон данных правоотношений всегда выступает государство (его уполномоченный орган) или органы местного самоуправления. При этом отсутствует равенство сторон, т. к. государственные органы наделены властными полномочиями; только они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, учреждениями и гражданами.

Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название "юридические факты". Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права складываются правоотношения.

По волевому признаку юридические факты классифицируются на: юридические действия и юридические события. Юридические действия – это поведение физических и юридических лиц, иных субъектов согласно их воле и желаниям. Юридические действия в зависимости от того, как они согласуются с нормами права, подразделяются на правомерные и неправомерные (финансовые правонарушения). Правомерные действия в свою очередь делятся на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица).

Юридические события – обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей (например, рождение ребенка дает право на льготу по подоходному налогу).

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также приме классифицируются нения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, которые выделяются в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права на предмет получения, распределения и использования определенных финансовых ресурсов. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма и порядок получения государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий. Между материальными и процессуальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в финансовой сфере.

Финансовые правовые отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды : бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Всем перечисленным финансовым правоотношениям присущи особенности, характеризующие их субъектный состав; объекты, по поводу которых они возникают; права и обязанности их участников. Поэтому указанные виды финансовых правоотношений урегулированы нормами отдельных подотраслей и институтов финансового права.

Финансовое правоотношение, как и любое иное, имеет свою строго определенную структуру (состав- совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов) : субъект , объект , содержание (права и обязанности сторон). При отсутствии хотя бы одного их названных элементов становится невозможным наличие самого финансового правоотношения. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства и обусловлены спецификой этой деятельности.

Субъект финансового правоотношения – лицо, участвующее в конкретном правоотношении и являющееся носителем финансовых прав и обязанностей. В большинстве случаев субъект финансового правоотношения совпадает с субъектом финансового права. В то же время следует разграничивать данные понятия "субъект финансового права" и "субъект финансового правоотношения". Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Таким образом, субъект финансового права – понятие более широкое. Субъекты финансовых правоотношений подразделяются на:

1. Государство и его территориальные образования . К данной группе относятся: Республика Беларусь и административно-территориальные единицы – области, города, районы, поселки, населенные пункты. Такой круг субъектов свойственен бюджетным отношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами.

2. Коллективные субъекты , к которым относятся органы государственной власти и управления, а также предприятия, организации и учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти, а также органы местного управления и самоуправления. Предприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношения, как правило, имеют статус юридического лица.

3. Индивидуальные субъекты , которые представлены гражданами. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения. Все объекты финансового правоотношения делятся на отделимые , которые в той или иной степени зафиксированы и существуют как явления окружающего мира (например, налоги и сборы) и неотделимые , которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования (например, финансовый контроль).

Возникновение финансовых правоотношений

Финансовым правом называется совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, использования и распределения денежных фондов государства и муниципальных образований.

В процессе реализации норм данной отрасли права образуются финансовые правоотношения. Анализ механизма их возникновения, изменения и прекращения позволяет понять всю систему действующего в России финансового законодательства.

Возникновение, изменение и прекращение бюджетных правоотношений

Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Бюджет играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни каждой страны, он призван обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие государства, его обороноспособность и другие потребности.

В соответствии со статьей 1 Бюджетного Кодекса РФ бюджетными правоотношениями являются:

  • 1. отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней;
  • 2. отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, а также контроля их исполнения.
  • 3. отношения, возникающие при установлении правового статуса участников бюджетного процесса;
  • 4. отношения, возникающие при установлении правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система нашей страны состоит из трех уровней:

  • 1. федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  • 2. бюджеты субъектов Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды;
  • 3. местные бюджеты.

Возникновение финансовых правоотношений в бюджетной сфере осуществляется в связи с принятием бюджета соответствующего уровня.

Бюджет России и государственные внебюджетные фонды разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды принимаются представительными органами власти в регионах. Местные бюджеты - прерогатива муниципальной власти.

Изменение финансовых правоотношений в этой сфере осуществляется при внесении поправок в бюджетное законодательство. А прекращение взаимоотношений между субъектами права происходит в результате исполнения бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о подготовке отчета об исполнении федерального бюджета.