Индивидуальный образовательный проект по русскому языку и литературе. «Экология современного русского языка

Экология языка

Природные, социальные и культурные условия, необходимые для сохранения самобытности этнической общности и ее языка: цельность территории, сохранность национальной культуры, традиционных сфер деятельности носителей языка, а также высокий уровень национального самосознания.


Словарь социолингвистических терминов. - М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко . 2006 .

Смотреть что такое "Экология языка" в других словарях:

    экология языка - Направление, исследующее природные, социальные и культурные условия, необходимые для сохранения самобытности нации и ее языка: 1) цельность территории; 2) сохранность национальной культуры; 3) сохранность традиционных сфер деятельности носителей… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Экология языка - Направление, исследующее природные, социальные и культурные условия, необходимые для сохранения самобытности и ее языка: 1) цельность территории; 2) сохранность национальной культуры; 3) сохранность традиционных сфер деятельности носителей… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    ЭКОЛОГИЯ - [Словарь иностранных слов русского языка

    Экология Липецка - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Экология Липецка состояние … Википедия

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ - в рамках эволюционной эпистемологии понятие, с помощью которого интерпретируется исторически локальный механизм взаимодействия интерналистких (интеллектуальных, научных, рациональных) и экстерналистких (социальных, культурных, политических)… … Социология: Энциклопедия

    Эколингвистика - Эколингвистика одно из современных научных направлений в области языкознания, которое сформировалось на стыке социального, психологического и философского направлений в лингвистике. Эколингвистика как новое научное направление в изучении… … Википедия

    Функционально слабый язык или язык, функциональный статус которого демонстрирует определенную степень неблагополучия (узость сфер употребления языка, небольшой объем функционирования языка в этих сферах, низкая численность носителей языка,… … Словарь социолингвистических терминов

    Ибрагимов, Гарун Халилович - Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Проставить для статьи более точные категории … Википедия

    ОЙКОЛОГИЯ - ЭКОЛОГИЯ или ОЙКОЛОГИЯ (от греч. oikos). Часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жилищ животных, как то: нор, гнезд, логовищ и т п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года - Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

Книги

  • , Сковородников Александр Петрович. Словарь содержит более четырехсот терминов лингвоэкологии междисциплинарного научного направления исследований языка в аспекте негативных и позитивных факторов его существования и развития. В… Купить за 993 грн (только Украина)
  • Экология русского языка. Словарь лингвоэкологических терминов , Сковородников Александр Петрович. Словарь содержит более четырехсот терминов лингвоэкологии - междисциплинарного научного направления исследований языка в аспекте негативных и позитивных факторов его существования и развития.…
Экология языка – изучает взаимодействие языка с окружающими его факторами, с целью сохранения самобытности каждого отдельного языка и поддержания языкового многообразия. Понятие «экология языка» ввел Э. Хауген в 1970 году.

Подобно тому, как экология изучает взаимодействие живых организмов между собой, экология языка изучает влияние языков друг на друга и их взаимодействие с внешними факторами. Экологические проблемы в природе могут ухудшить здоровье людей, проблемы экологии языка могут привести к деградации человека, для которого этот язык родной.

Речевая ситуация в современном обществе определяет общее состояние национального языка и культуры людей. Экология языка рассматривает то, язык, что на него влияет и к чему это приводит.

Не все перемены вредны. Со временем язык претерпевает изменения. Любой современный живой язык отличен от того, каким он был несколько столетий назад. Задачи экологии языка заключаются не в том, чтобы закрыть язык от любого влияния, а в том, чтобы сохранить его самобытность, при этом внедряя что-то новое и полезное.

Проблемы экологии языка

Создать ситуацию, когда язык становится ущемленным или на грани уничтожения могут не только войны или другие социальные проблемы, но и появление в повседневной жизни иностранных слов там, где им не место. Речь не идет о том, что плохо знать несколько языков. Проблема в том, что иностранные слова употребляют неверно и безграмотно. Часто можно заметить названия магазинов на иностранном , написанные русскими буквами. Или когда одна часть слова написана на одном языке, а вторая часть слова на другом. Потом подобные слова переходят уже в повседневную речь и даже в литературу. Очень много их в СМИ. Этот процесс называют загрязнением языковой среды. Когда становится много таких слов, они уже воспринимаются как свои, а не чужие. Общение в интернете тоже негативно действует на речь, происходит слов до нескольких букв, пунктуация зачастую вообще опускается, так же как грамматика и синтаксис. Предложения в социальных сетях односложны и состоят из нескольких слов. Подобное обращение с языком в интернете сложно регулировать.

Важность сохранения нормальной экологии языка заключается в том, что язык формирует мышление и культуру человека, определяет межличностные отношения. Примером может послужить то, что в японском языке речь мужчины и женщины различны. То есть, существуют «женские» и «мужские» слова. Поддержание чистоты речи помогает поднять уровень национального самосознания.

Эколингвистика

Эколингвистика - одно из современных научных направлений в области языкознания , которое сформировалось на стыке социального, психологического и философского направлений в лингвистике. Эколингвистика как новое научное направление в изучении языковой сферы обитания человека и общества формируется на выявлении законов, принципов и правил, общих как для экологии , так и для развития языка, и исследует роль языка при возможном решении проблем окружающей среды .

История

Родоначальником понятия экологии языка принято считать американского лингвиста Эйнара Хаугена, который в г. в докладе «Экология языка» и ввел аспект взаимодействия в социолингвистику и психолингвистику . «Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением, где под окружением языка понимается общество, использующее язык как один из своих кодов. Язык существует только в сознании говорящих на нём и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным и естественным (природным) окружением. Частично экология языка имеет физиологическую природу (то есть взаимодействие с другими языками в сознании говорящего), частично социальную (то есть взаимодействие с обществом, в котором язык используется как средство коммуникации). Экология языка зависит от людей, которые учат его, используют и передают другим людям» .

Идеология

Главная идея Хаугена заключается в том, что языки, подобно различным видам животных и растений, находятся в состоянии равновесия, конкурируют друг с другом, и само их существование зависит друг от друга, как внутри государства и других социальных групп, так и в сознании человека, владеющего несколькими языками .

Предмет эколингвистики

Предметом эколингвистики является взаимодействие между языком, человеком как языковой личностью и его окружающей средой. Язык при этом рассматривается как неотъемлемый компонент цепи взаимоотношений между человеком, обществом и природой. Функционирование и развитие языка представляется как экосистема , а окружающий мир - как языковой концепт .

Экологическая система Х. Хаарманна

Х. Хаарманн выделяет 7 экологических переменных, определяющих языковое поведение:

  • Демографические
  • Социальные
  • Политические
  • Культурные
  • Психические
  • Интеракционные
  • Лингвистические

По его теории данные переменные невозможно разделить, они тесно связаны и взаимодействуют друг с другом, тем самым образуя «экологическую систему». Т. о., экологическая система - это взаимосвязь семи экологических переменных, образующих в итоге одно целое.

Терминология

Алвин Филл был первым кто разработал чёткую терминологию для разных областей эколингвистики. Всего он выделил три области:

  • Эколингвистика - общий термин для всех областей исследования, которые объединяют экологию и лингвистику;
  • Экология языка - исследует взаимодействие между языками (с целью сохранения языкового многообразия);
  • Экологическая лингвистика переносит термины и принципы экологии на язык (например, понятие экосистемы);

Лингвистическая (языковая) экология изучает взаимосвязь между языком и «экологическими» вопросами .

Аспекты лингвоэкологии

На данный момент выделяется три аспекта экологии языка:

  • Интралингвальный (связан с культурой речи , стилистикой , риторикой и включает исследования нарушений правильности, ясности, логичности, выразительности и других коммуникативных свойств речи).
  • Интерлингвальный (связан с полиязычием как средой обитания отдельного этнического языка и с проблемой исчезновения языков, а значит, и с уменьшением лингвистического разнообразия на Земле).
  • Транслингвальный (связан с использованием единиц, средств, реалий одного языка, одной культуры в контексте и средствами иного языка, принадлежащего другой культуре в художественной литературе , фольклоре , публицистике).

Примечания

Литература

  1. Нечипоренко В. Ф. Биолингвистика в её становлении (Биолингвистические основы системы памяти, мышления, языка и речи). М.: МГПИ, 1984. - 124 с.
  2. Нечипоренко В. Ф. Лингвофилософские основы эколингвистики. - Калуга: Калужская облорганизация союза журналистов России, 1998. 210 с.
  3. Haugen E. The Ecology of language. Essays by Einar Haugen. - Standford: Standford University Press, 1972.
  4. Haugen E. The Ecology of Language. In: Fill A., Мьһlһдusler P. The Ecolinguistics Reader. Language, Ecology and Environment. London, New York, 2001.
  5. Иванова Е. В. Прагматический аспект коммуникативной лингвистики и стилистики: сборник научных трудов / Отв. ред. Н. Б. Попова. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - С. 41-47.
  6. Иванова Е. В. Эколингвистика и роль метафоры при описании экологических проблем.

Термин «экология языка» возник сравнительно недавно. Но языки всегда находились в состоянии равновесия и взаимодействия друг с другом. С одной стороны это приводит к их взаимному развитию, с другой стороны к ущемлению. Экология языка – новое направление в лингвистике.

Определение понятия «экология языка»

Экология языка – изучает взаимодействие языка с окружающими его факторами, с целью сохранения самобытности каждого отдельного языка и поддержания языкового многообразия. Понятие «экология языка» ввел лингвист Э. Хауген в 1970 году. Подобно тому, как экология изучает взаимодействие живых организмов между собой, экология языка изучает влияние языков друг на друга и их взаимодействие с внешними факторами. Экологические проблемы в природе могут ухудшить здоровье людей, проблемы экологии языка могут привести к деградации человека, для которого этот язык родной. Речевая ситуация в современном обществе определяет общее состояние национального языка и культуры людей. Экология языка рассматривает то, как выглядит язык, что на него влияет и к чему это приводит. Не все перемены вредны. Со временем язык претерпевает изменения. Любой современный живой язык отличен от того, каким он был несколько столетий назад. Задачи экологии языка заключаются не в том, чтобы закрыть язык от любого влияния, а в том, чтобы сохранить его самобытность, при этом внедряя что-то новое и полезное.

Проблемы экологии языка

Создать ситуацию, когда язык становится ущемленным или на грани уничтожения могут не только войны или другие социальные проблемы, но и появление в повседневной жизни иностранных слов там, где им не место. Речь не идет о том, что плохо знать несколько языков. Проблема в том, что иностранные слова употребляют неверно и безграмотно. Часто можно заметить названия магазинов на иностранном языке, написанные русскими буквами. Или когда одна часть слова написана на одном языке, а вторая часть слова на другом. Потом подобные слова переходят уже в повседневную речь и даже в литературу. Очень много их распространенно в СМИ. Этот процесс называют загрязнением языковой среды. Когда становится много таких слов, они уже воспринимаются как свои, а не чужие. Общение в интернете тоже негативно действует на речь, происходит сокращение слов до нескольких букв, пунктуация зачастую вообще опускается, так же как грамматика и синтаксис. Предложения в социальных сетях односложны и состоят из нескольких слов. Подобное обращение с языком в интернете сложно регулировать.Важность сохранения нормальной экологии языка заключается в том, что язык формирует мышление и культуру человека, определяет межличностные отношения. Примером может послужить то, что в японском языке речь мужчины и женщины различны. То есть, существуют «женские» и «мужские» слова. Поддержание чистоты речи помогает поднять уровень национального самосознания.

Комитет образования и науки Курской области

ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж»

Индивидуальный образовательный проект

по русскому языку и литературе. Русский язык.

«Экология современного русского языка»

группа 1 «А»

Руководитель проекта: Варфоломеева

Татьяна Алексеевна

г. Рыльск

    Введение. Экология слова……………………………………………3

    Основная часть

    Язык - величайшее богатство народа……………………………..7

    Состояние русского языка на современном этапе………………12

    Проблемы русской речи…………………………………………..19

    Заключение. Спасём русский язык вместе!........................................23

    Список литературы…………………………………………………..25

нам нашими предшественниками…

И. С. Тургенев

Введение. Экология слова.

Состояние русского языка в наши дни вызывает общую озабоченность - и педагогов, и журналистов, и писателей, и общественных деятелей, и простых любителей и ценителей русского языка, не говоря уже о специалистах-языковедах.

В переживаемую нами эпоху новейших технологий, массовой компьютеризации, использования Интернета, видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами остаётся обязательным требованием для всякого образованного человека, озабоченного судьбой своего Отечества. Ещё В.И. Даль, автор непревзойдённого до сих пор «Толкового словаря живого великорусского языка» в четырёх томах, в «Напутном слове» отмечал: «Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стойкость, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи». Этот вывод великого нашего лексикографа подтверждается творчеством лучших наших писателей, мастеров художественного слова, создателей великой русской литературы, получившей мировое признание.

Интерес в мире к русскому языку издавна был связан с успехами России, её ученых, общественных деятелей, писателей, художников, артистов, военачальников... Имена Ломоносова, Пушкина, Достоевского, Лобачевского, Шаляпина, Чайковского, Чехова давно и прочно приобрели мировую известность. В прошлом веке наша страна первой вышла в космос. Слова «спутник», «луноход», «космонавт» в ходу во всех языках мира без перевода, так же, как имена Гагарина, Титова, Королёва... Тысячи и тысячи молодых людей из разных стран приобщались к русскому языку, к истории России, её науке, культуре, литературе, искусству.

Наша повседневная «среда существования» (в том числе и языковая, духовная) должна быть здоровой, очищенной от разного рода «вредных примесей». Таким образом, повышение речевой культуры, совершенствование языка как средства общения, орудия мысли, формирования образа приобретает экологический (или лингвоэкологический) характер. В предметах школьного обучения есть и такой - «Экология», в котором речь идет о сохранении, сбережении природной среды. Но ведь есть ещё и экология духа, экология нравственности и человечности, в которой главное - наш язык, наша речь. Так что можно и нужно говорить о лингвоэкологическом воспитании личности. Каждый из нас в ответе за состояние языковой среды, которую мы должны сохранять для новых поколений в чистоте и опрятности, в творческом обновлении и вместе с тем в богатстве накопленных культурных, художественных традиций.

Да, в наше время появилась естественная необходимость в экологии слова. В России лингвистическая ветвь экологии слова развивается благодаря трудам Л.И. Скворцова, В.П. Григорьевой, С.И. Виноградовой, В.В. Колесовой, Ю.М. Лотмана и других. Сам термин "экология языка" впервые появился в 1972 году.

В западных учениях о языке (герменевтических, семантических, структуралистских) на первый план выступает информационная, логическая составляющая языка, а в традиции русской культуры присуще рассматривать слово как нечто живое и одухотворенное.

Под экологией слова в широком смысле можно понимать сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья. Эта наука и о целостности языка, о его связи с культурой своего народа, и вместе с тем о его связи с планетарной семиосферой. Это наука об энергетике слова, о его творящей силе и связи с языком живой природы, с биосферой. Это, наконец, понятие о духовном значении слова, о глубинной его связи с личностью, с характером народа, с высшими духовными сферами, с Творцом.

На защиту выносится проект «Экология современного русского языка». Проблема нарушения экологии русского языка актуальна как никогда и требует освещения. Современный школьник и студент как носитель и хранитель будущего современного русского языка должен быть в курсе процессов, происходящих в языковой среде, особенно если процессы носят явно деструктивный характер. Если исчезнет язык, то мы перестанем существовать как нация. Но ведь экологическую катастрофу всегда легче предупредить, чем ликвидировать. А нам, нашему поколению, жить в России, и мы должны о ней заботиться. Важно сказать, что значимость проблемы определена на государственном уровне политикой и президентом: с 2010 года в России действует федеральная целевая программа «Русский язык», нацеленная на сохранение, изучение русского языка, пропаганду языковой культуры и повышение имиджа русского языка в мире. Следовательно, актуальность данной темы неоспорима.

Новизна проекта

Поэтому цель данной исследовательской работы-всестороннее изучение и обобщение проблем экологии современного русского языка.

Задачи проекта:

Методы исследования

- изучение литературы по проблеме, Интернет-источников;

- анкетирование;

Материалы данного проекта, включая проектные продукты – реферат, презентацию, можно использовать при изучении русского языка в школе и колледже для проведения мероприятий, предметной недели русского языка и как основу для работы над новым расширенным проектом.

Перспективность работы заключается в дальнейшем исследовании проблем засорения языка и разработке предложений по устранению этих проблем. Есть надежда, что данное исследование привлечёт внимание людей, не равнодушных к проблемам родной речи.

Основная часть

    Язык - величайшее богатство народа

Величайшее богатство народа – его язык!

Тысячелетиями накапливаются и вечно

живут в слове несметные сокровища

человеческой мысли и опыта.
М.А. Шолохов

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. Являясь средством общения, язык тесно связан с жизнью общества, постепенно развивается и совершенствуется. Яснее всего изменения, происходящие в языке, обнаруживаются в его словарном составе, так как именно он наиболее быстро реагирует на изменения в общественной жизни.

Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врождённым свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. От того мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем, постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех этих случаях используется язык.

Так что же такое язык?

Наука о языке (лингвистика) утверждает, что язык – система специальных средств (звуков, букв, слов, предложений, интонации, знаков препинания и т.п.), которые обслуживают две важные потребности человека: мыслить и общаться, обмениваясь друг с другом информацией, передавая свои соображения, желания, отношения к чему- или кому-либо.

Общаемся мы не только с нашими современниками, беседуя или переписываясь с друзьями, читая газеты, журналы, книги, знакомясь с программами радио, телевидения и т.д. Работая с архивами, историческими документами, читая художественные произведения прошлых веков, мы как бы общаемся и с людьми, жившими до нас. И в то же самое время, используя язык, мы получаем возможность общения и со своими потомками, которые ещё и не родились на свет, но рано или поздно получат возможность познакомиться с устными и письменными свидетельствами жизни сегодняшней через книги, статьи наших современников, периодические издания, видео- и звукодокументы.

Значит, язык существует для того, чтобы удовлетворить потребность людей в общении друг с другом, и при этом цель любого общения в том, чтобы человек понял человека.

К сожалению, часто бывает так, что люди говорят на одном языке, но не совсем понимают друг друга. Так возникают всевозможные недоразумения, комические, а подчас и трагические ситуации, конфликты. Отчего же это происходит?

Русский народ давно подметил особенности общения и в одной из пословиц уважительно отозвался о той серьёзной и очень ответственной работе, которую выполняет человек, общаясь с другим, и сравнил эту работу с благородным и нелёгким трудом земледельца: Кто говорит –сеет, кто слушает – собирает. И если говорящий не ведает, что «сеет», если речь его небрежна, неразборчива и неграмотна, то общение будет крайне затруднено, всходы такого посева могут не взойти и речевое общение не достигнет своей главной цели. С дугой стороны, тому, кто «собирает», тоже нужно хорошее знание языка, уважительное и внимательное отношение к чужой речи, желание как можно лучше понять её содержание, уловить настроение собеседника.

Среди более чем двух с половиной тысяч языков, известных на земном шаре, к числу наиболее распространённых принадлежит русский язык.

Русский язык - один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности. Русский язык взаимодействует с другими языками, оказывая влияние на их развитие, и в то же время обогащается и развивается под их влиянием.

Русский язык - это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации. Он используется как средство межнационального общения в самой России и в ближайшем зарубежье. В настоящее время русский язык - один из языков европейского и мирового значения. Он входит, наряду с английским, французским, испанским, китайским, в число официальных международных языков. Он звучит с трибуны ООН.

Основы русского языка составляет литературный язык - высшая нормированная форма национального языка.

В истории российской словесности общепринято и небезосновательно считать, что А.С. Пушкин заложил основы современного русского литературного языка, который получил нормативное закрепление в «Русской грамматике» А.Х. Востокова (1831). Учёный точно определил границы общенационального употребления языка А.С. Пушкина, который в дальнейшем исследовался языковедами разных поколений. Среди многочисленных работ по изучению языка нашего великого поэта в первую очередь следует упомянуть классические работы академика В.В. Виноградова «Язык Пушкина. Пушкин в истории русского литературного языка» (1935) и «Стиль Пушкина» (1941) .

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей,

владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самыхразличных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио ителевидения, менеджеров, журналистов.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует инаправляет их работу, ведёт деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные

услуги.

Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и преумножать их, - долг и задача каждого из нас.

Культура родной речи это важнейшая часть общей культуры человека. В современном динамически изменяющемся мире русский язык - один из самых авторитетных языков международного общения.

«Владение богатствами русского языка - важный показатель культурного уровня любого человека, независимо от его специальности. Уметь выражать свои мысли чётко и ясно, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке. Есть в этом и эстетическая сторона, так как русский язык – великое чудо культуры, созданное русским народом, его лучшими писателями и публицистами», - говорил в своём выступлении директор Института русского языка АН СССР, член-корреспондент АН СССР Ф.П. Филин.

В наши дни нередки такие фатальные аргументы и грустные сетования: общее падение нравственности неминуемо ведёт к упадку речевой культуры (которая к тому же своеобразна и «обезличенно» понималась в годы тоталитаризма). Всё это, конечно, так, но нельзя прикрываться удобной формулой: «Ведь так теперь говорят все! В печати и в устной речи ещё и не такое встречается!» Нет, именно глубокое нравственное требование заставляет нас противостоять внешним неблагоприятным условиям. Пусть кто-то нарочито говорит плохо и неправильно, мирится с грязным, матерным словом в своей и чужой речи. Ну так что же! Русский человек не должен подчиняться этому речевому «беспределу», ибо понятиям вкуса, воспитанности, нормам поведения это противно!

Когда же мы поймём, наконец, что говорить и писать неграмотно, неряшливо, грубо – это не только некультурно, но попросту безнравственно!

Настоятельные призывы к ответственности за слово не пустой звук: забота о высоте и чистоте слова – задача не только культурно-воспитательная, но и глубоко нравственная.

Можно со всей уверенностью сказать: нравственное – всегда экологичное. Как, впрочем, и наоборот: экологичное – всегда нравственное, оно несёт добро для всех и служит всем.

Каковы же пути сознательного регулирования, охраны и развития литературного языка в наши дни? Главные источники и регуляторы творческой деятельности и жизни языка - это образовательная организация, лингвистическая наука и художественная литература прошлого и настоящего в её лучших образцах.

    Состояние русского языка на современном этапе

Социальные сдвиги нашего времени, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации (включая бизнесменов и коммерсантов из числа «новых русских»), приводят к известному расшатыванию традиционных литературных норм.

Это выражается прежде всего в росте разного рода ошибок и вариантов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, территориальных и социальных диалектов и полудиалектов, в обилии новых (и не всегда оправданных) иностранных слов и терминов и, наконец, в снижении стиля современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения с настойчивыми попытками «олитературивания» грязного матерного слова (в том числе и в художественной литературе).

В условиях демократизации и гласности последних лет во многом обнажилась и как бы открылась сама наша речь. Ведь мы теперь гораздо больше, чем прежде, видим и слышим, каким языком пишут и говорят современники, как они выражают и аргументируют свои мысли, как ведут дискуссии, как владеют литературными нормами.

Русская речь звучит ныне на митингах и манифестациях, на собраниях партий и общественных движений, в обсуждениях «круглых столов» и в дискуссиях по радио и на телевидении (причём нередко в прямом эфире, без подготовки и какого-либо редактирования).

Известная «обнажённость» речи, её смысловая, стилистическая, грамматическая и орфоэпическая ущербность вызывают живую и резко негативную реакцию со стороны образованной части общества, делают актуальными и острыми вопросы: « Как мы говорим и пишем?», «Правильно ли мы говорим по-русски?», «Знаем ли мы свой родной язык?».

Какова же ситуация в обществе, где живу я? Чтобы это выяснить, мной было проведено небольшое исследование (анкетирование) среди учащихся 10-11классов МБОУ «Куйбышевская СОШ»(16 человек). Результаты анкетирования представлены в диаграммах.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Вывод: с данными терминами знакомы 12 человек из опрошенных, 3 человека сомневаются. Следовательно, такие злободневные на сегодняшний день вопросы экологии языка, затрагиваются в школьной программе.

Диаграмма 3

Вывод: о загрязнении языковой среды осведомлена большая часть опрошенных.

Диаграмма 4

Вывод: анализируя ответы опрошенных по данному вопросу, мы выяснили, что «загрязнение языковой среды» ведёт к оскудению культуры речи, утрачиваются нормы литературного языка, происходит деградация русского народа. Если не уделять внимание русскому языку, то он исчезнет.

Диаграмма 5

Диаграмма 6

Диаграмма 7

Диаграмма 8

Вывод: 63% опрошенных ответили, что в своей речи употребляют ненормативную лексику.

Диаграмма 9

Вывод: по данному вопросу мнения опрошенных разделились- 44% ответили, что им не нравится находиться в обществе таких людей, 44% этого не замечают и не следят за этим.

Диаграмма 10

Вывод: большая часть опрошенных употребляют ненормативную лексику не потому что не знают культурных аналогов слов.

13.Расставьте ударение в следующих словах:

По результатам обследования из 20 предложенных слов ошибки были допущены в 1 слове (1 человек), в 2 словах (4 человека), в 3 словах (5 человек), в 4 словах (2 человека).

Типичные ошибки: облегчить (8 человек), квартал (6человек), создали (6 человек), баловать (3человека), столяр (3человека), скольких (2 человека), обеспечение (2 человека), жалюзи (2 человека), щавель (2 человека), договор (1 человек), красивее (1 человек), средства (1 человек).

Вывод: язык находится в опасности.

14.Что Вы можете сделать, чтобы твой родной русский язык стал чище?

Таким образом, проведенные опросы и результаты исследований демонстрируют настораживающие тенденции: люди явно привыкают к низкой культуре речи окружающих, принимают её за норму, снижают требовательность к чужой и своей речи, признают свой уровень культуры речи достаточным, не требующим совершенствования.

В условиях новых методов хозяйствования и перехода к рыночным отношениям русский язык видоизменился. В нём широко и обильно появились новые слова и возродились старые, полузабытые. Можно полагать, что в русском языке наших дней активно формируется новый функциональный стиль – бизнеса и коммерции, товарно-денежных отношений. И это тоже яркая речевая примета современности.

Нормы литературного языка - не застывшие раз и навсегда формы. Они изменяются во времени. Однако следует подчеркнуть, что при всех возможных изменениях и сдвигах русский язык устойчиво сохраняет в веках свою нормативно-литературную основу. Система литературных норм, выдвинутая и описанная ещё М.В.Ломоносовым в его «Российской грамматике»(1755), определила всю дальнейшую судьбу русского языка и в целом сохраняется до нашего времени.

Закономерное развитие языка, его творческое обогащение надо отличать от засорения и обеднения. А засоряет и обедняет его всё то, что искажает и огрубляет, стилистически нивелирует и нашу повседневную речь, и язык художественной литературы, и речевую практику средств массовой информации – прессы, радио и телевидения. Сюда относятся, например, канцеляризмы и штампы речи, многие жаргонные и грубо-просторечные слова, ненужные заимствования из других языков, неуместные профессионализмы, неоправданные поэтизмы («высокие» слова) и, конечно же, случаи неграмотного, неправильного или неточного употребления слов.

    Проблемы русской речи

Первую проблему назовём лишние и плохие слова.

Например, начиная отвечать на какой-либо вопрос, некоторые произносят «ну». Не к месту сказанная частица «ну» портит речь.

И ты ему худого не скажи,

Чтоб всякие пустые междометья

Он не тащил с собой за рубежи,

В пределы

Двадцать первого

Столетья.

Количество лишних слов в разговорной речи увеличивается за счёт сленга. Сленг- это своего рода язык, присущий какой-либо определённой группе людей.

Чем опасен сленг? Он опасен тем, что порождает косноязычие. Косноязычие- это такой дефект речи, при котором человек не полностью

произносит слово, да и слов-то произносит немного, часто повторяя одни и те же слова.

Кроме сленга к лишним словам следует отнести и жаргон. Жаргон ещё более, чем сленг, унижает произносящего жаргонные слова человека.

К косноязычию приводят не только сленг и жаргон. Косноязычием грозит также частое употребление некоторых модных слов. Такими словами в наше время стали слова: «классно!», «круто!», «клёво!».

В русском литературном языке имеется много слов, выражающих чувство восхищения: « очень хорошо!», «здорово!», «отлично!», «замечательно!», «великолепно!», «изумительно!», «восхитительно!»,«прекрасно!», «чудесно!». Но, переходя на модные словечки, человек искусственно сокращает свой словарный запас и, как попугай, твердит одно и то же: « прикольно!», « классно!», « круто!» . Избавиться от косноязычия трудно, но всё-таки можно. Для этого необходимо следить за своей речью и больше читать хороших книг.

А ещё лишние слова подобны вирусу. Вирус поражает организм человека. Программа-вирус поражает компьютер. Слово вирус поражает речь человека.

«Хорошую речь хорошо и слушать» - гласит пословица.

У поэтессы Риммы Фёдоровны Казаковой (1932–2008) есть такое обращение к детям:

Я знаю, что дарю,

Я помню, что беречь.

Я детям говорю:

Не засоряйте речь!

Если человек желает говорить правильно и понятно, то он должен следить за своей речью и не употреблять лишних слов.

Изучая родную речь, нельзя не сказать о таком печальном явлении, как сквернословие. Помимо добрых и прекрасных слов в окружающей нас жизни, к сожалению, звучат и плохие слова. И чем чаще вокруг нас раздаются пошлые и скверные слова, тем хуже становится наша жизнь.

У речи, наполненной неприличными выражениями, непристойными словами, бранью, есть много определений: нецензурная брань, нецензурная лексика, ненормативная лексика. Но с древних времён на Руси этот грех именуется сквернословием- от слова скверна. В сквернословии таится огромная разрушительная сила.

В настоящее время наша речь переживает самый настоящий кризис. Или мы сохраним великое русское слово, или, пренебрегая традицией и правилами грамматики, будем произносить какие-то странные слова.

Почему нельзя не произносить плохих, «гнилых», скверных слов?

Чтобы понять это, обратимся к словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который сказал: « Нельзя ставить на одну доску добро и зло. Человек запутается, если будет смешивать добро и зло. А запутавшись, станет жертвой зла».

Точно так же нельзя проводить знак равенства между хорошим и плохим словом. Доброе слово делает окружающий мир добрее, а скверное слово загрязняет нашу жизнь.

Сквернословием человек уничтожает своё собственное достоинство, даже если ему кажется, что он унижает других. Сквернословие - это позор для человека, говорящего скверные слова, позор для колледжа, если в нем звучит брань, позор для общества, если оно терпит этот грех.

Сквернословие в общественных местах и в средствах массовой информации теперь наказывается по закону. Значит, ни в личной, ни в общественной жизни сквернословию не должно быть места. Неужели можно считать допустимым дома, в школе или колледже то, что недопустимо на людях вообще?!

Замечательные слова о нашем родном языке сказаны учёным-языковедом, доктором филологических наук Всеволодом Юрьевичем Троицким: «Мы обязаны знать, что одухотворённый русский язык - это душа России, её святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет своё лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы как зеницу ока должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша - в словах, нами произносимых».

Возьмём проблему заимствования. Она для языка и речевой культуры вроде бы и старая, но в то же время вечно новая и острая. В мире практически нет языков, которые не имели бы иноязычных слов. Это и понятно. Ведь взаимодействие языков – это взаимодействие и взаимообогащение культур разных народов. Но тут следует чётко различать заимствования уместные, необходимые, обогащающие родной язык новыми идеями и понятиями, и заимствования ненужные, неоправданные, не привносящие в речь ничего нового по сравнению с исконными словами и, следовательно, засоряющие её. В научных трудах или в языке бизнеса не обойтись без многих иноязычных по происхождению терминов. Но в обиходной речи или в публичных выступлениях они могут вызвать непонимание, неясность. К тому же большинство из них легко заменить словами русского языка.

В. Г. Белинский писал: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». В старину люди более внимательно относились к иноязычным словам. Русский поэт и драматург Александр Петрович Сумароков (1717–1777) писал: «Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка».

Заключение. Спасём русский язык вместе!

….И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое Русское Слово!

А. А. Ахматова

Таким образом, я выявила такие проблемы нарушения экологии русского языка:

    Безграмотность.

    Лишние и плохие слова.

    Заимствование.

Но выявить – это только половина сделанного дела. Главное – найти решение этих проблем.Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении - гарантия сохранения и развития русской культуры. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации, кем бы он ни работал, какую бы должность ни занимал, несёт ответственность за состояние языка своей страны, своего народа.

На разных этапах развития русского языка целая плеяда ученых, писателей, публицистов словом и делом укрепляли наш язык, оберегали, насколько это было возможно, от засилья иностранных слов. В наш век технического прогресса оградить русский язык от иностранных слов, сложных терминов, сленговых слов стало тяжелее. Давайте же беречь русский язык, ценить русское слово, его значение, красоту, музыкальность, а не засорять речь жаргонной лексикой, не обмениваться при встрече резкими грубоватыми словечками. Я считаю, что мириться с деградацией своего языка – это преступление перед страной, перед своей нацией. Наша любовь к языку должна быть действенной. Только высокообразованное общество в целом, а не отдельно взятые люди, может сохранить величие русского языка, его самобытность и многогранность во всех его проявлениях.

«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страшно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка», - писал поэт В. Луговской.

И ещё будем помнить о том, что нам не дано предугадать - как наше слово отзовётся. Пусть каждый из нас будет следить за своим словом, за своей речью.

Будем любить родной язык, родное слово!

Список литературы

    Березин Ф.М. «Пушкин и русский язык сегодня» Ж. «Русский язык в школе» №3, 1999 с.97-98

    Введенская Л. А.,ПавловаЛ.Г.,КатаеваЕ.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 12-е изд. Ростов Н/Д : Феникс, 2005. - 544 с. (Высшее образование.)

    Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультатив. курс(8-9 кл.): Кн. Для учащихся. М.: Просвящение.1992.-190 с.: ил.

    Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка(Книга о развитии современного русского языка, о его месте в социалистической культуре). – М.:Знание,1982-160 с. - Нар. ун-т. Фак. литературы и искусства

    Миловатский В.С. Об экологии слова По благословению игумена Иоанна (Экономцева)Москва, М.:Издательство «Просветитель», 2001.-176стр.

    Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы: в 2-х т. Т II: Русский язык; Английский язык; Литература; История; Обществознание.- М. : Эксмо, 2009. – 448 с.- (Новейшие справочники школьника).

    Пивоваров Б.И.Родное слово. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 180 с.: цв. ил

    Скворцов Л. И.: «Каждый из нас в ответе за русский язык» Журнал о России и русском мире « Русский век» №3(17) март 2009, с 40-45)

    Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 224 с.

    Скворцов Л.И «Язык, культура и нравственность» Ж. « Русский язык в школе» №2, 1994, с.100-106

    Чешко Л.А.Русский язык: Учеб. пособие для подготов. отд. негуманит. фак. вузов-М.: Высш. Школа, 1981. – 261с.

Паспорт проектной работы

    Проект «Экология современного русского языка»

    Руководитель проекта: Варфоломеева Татьяна Алексеевна

    Учебный предмет: «Русский язык и литература. Русский язык»

    Тип проекта: исследовательский

    Цель проекта:

Всестороннее изучение и обобщение проблем экологии современного русского языка.

    Задачи проекта:

1)Рассмотреть понятие «экология языка».

2)Изучить состояние речевой культуры общества на современном этапе.

3)Обосновать необходимость защиты чистоты русского языка.

4)Выявить пути повышения речевой культуры.

    Вопросы проекта:

Задумывается ли человек о состоянии русского языка сегодня?

Стоит ли уделять должное внимание культуре своей речи?

Важно ли контролировать деятельность СМИ, которые напрямую воздействуют на человека, формируя его культуру?

Действительно ли слово, как единица языка, имеет очень большое значение, чтобы заботиться о «чистоте» всего русского языка?

    Необходимое оборудование:

Литература по данной теме,

Интернет,

Компьютер

    Аннотация

Предлагается проект «Экология современного русского языка ».

Данный проект - это синтез лингвистической теории и практики, который, с одной стороны, связан с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с изысканием путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения. Экология языка, по идее, должна лежать в основе, так называемой языковой политики государства, прежде всего в сферах образования, юриспруденции, переговорных процессов, делопроизводства и, конечно, в деятельности средств массовой коммуникации, но, как известно, большое начинается с малого.

Почему мы, носители русского языка, должны вообще проявлять заботу о языке? Дело в том, что состояние национального языка, тем более - языка государственного, каким является русский язык, высокий уровень речевой культуры - показатели благополучного состояния общества, потому что язык не только отражает, но и формирует мышление, регулирует поведение, межличностные и межкорпоративные отношения, является универсальным инструментом управления, воспитания и т.д., без которых не может развиваться и просто долго существовать никакое государство, никакая нация.

По общему справедливому определению, русский язык находится в настоящее время в кризисном состоянии. Небезызвестными причинами этого являются:

Резкое сокращение базы разговорного русского языка в связи с изменением геополитической обстановки как в России и странах СНГ, так и в мире;

Ухудшение экономического положения нашей страны;

Уменьшение учебных часов по русскому языку в школьных и вузовских программах;

Вымирание эпистолярной культуры;

Примитивизация навыков устного общения и деловых переговоров;

Перенасыщение русской речи сленгами и жаргонизмами.

Конечно, нельзя не упомянуть и недостаточное владение нормированной речью представителей профессий с повышенной речевой ответственностью, связанное с тем, что языковое воспитание осуществлялось в грамматическом, а не в риторическом духе, при котором отсутствовало знание всех форм речевого общения, воздействие и взаимодействие. Фактически, в настоящее время утерян русский риторический идеал.

Необходимость экологии русского языка, его сохранения и развитие, очищение и восстановление после многих десятилетий всеобщего похамления требует следующих строгих мер:

Пропаганда русского языка за пределами России;

Восстановление влияния русской филологии на среду языкового общения иностранных поклонников русской словесности;

Совершенствование языкового воспитания в непрерывном образовательном процессе;

Нужно упорядочить нормы русского языка, издавать новые толково-энциклопедические, стилистические словари, годные для всеобщего употребления, в которые должны войти термины общеобразовательные и новейшая общенаучная и общетехническая лексика.

Для развития русского языка необходимо так же использовать и разработать русскую литературу XXв., осознать, что такое язык новейшей литературы с точки зрения эстетики слова, поняв, почему язык современных, реалистических, модернистских и постмодернистских произведений нередко грязен и примитивен. Только после этого будут цениться эстетически совершенные литературные произведения, дающие образцы стиля и влияющие на языковое развитие общества.

    Предполагаемые продукты проекта: реферат, отчёт о проведённых исследованиях, мультимедийная презентация.

    Этапы работы над проектом

Характеристика

Сроки выполнения

Подготовительный этап

Выбор темы учебного проекта. Определение цели, формулировка задач. Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Февраль 2016 г.

Поисково-исследовательский этап

Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов.

Март 2016 г.

Выполнение проекта

Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Март - Апрель 2016 г.

Анализ информации. Формулирование выводов.

Апрель 2016 г.

Обобщающий этап

Оформление результатов. Доработка проекта с учётом замечаний и предложений. Подготовка к защите.

Защита проекта и оценка результатов

Публичная защита проекта.

Июнь 2016 г.

Опрос об экологии языка

    Знаете ли вы, что такое экология?

А) Да Б) Нет В) Сомневаюсь

    Знакомы ли вам термины « экология языка», «лингвоэкология»?

А) Да Б) Нет В) Сомневаюсь

    Знаете ли вы, что язык «загрязнен»?

А) Да Б) Нет

    Чем, по-вашему, загрязнен язык?

    Чем страшно « загрязнение языковой среды»?

__________________________________________________________________________________________________________________________

А) Да Б) Нет

    Можете ли Вы обойтись без этих слов?

А) Да Б) Нет

___________________________________________________________

    Считаете ли вы, что эти слова:

А) засоряют речь говорящего; Б) украшают речь говорящего;

В) помогают сформулировать речь говорящего?

10. Употребляете ли вы ненормативную лексику?

А) Да Б) Нет

11.Нравится ли вам находиться в обществе людей употребляющих ненормативную лексику? А) Да Б) Нет В) Я этого не замечаю и не слежу за этим

12. Вы употребляете ненормативную лексику в большей степени из-за того, что не знаете культурных аналогов слов? А) Да Б) Нет

13.Расставьте ударение в следующих словах: звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, звонишь, облегчить, скольких, творог, обеспечение, средства, щавель, баловать, столяр, занята, положил, создали.

    Что Вы можете сделать, чтобы твой родной русский язык стал чище?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за внимание!

Слайд 1

Берегите наш язык, наш прекрасный русский

язык, этот клад, это достояние, переданное

нам нашими предшественниками…

И. С. Тургенев

Каждый вправе выбирать, каким языком он будет разговаривать с окружающими, но необходимо помнить о том, что язык – это сооружение, на построение которого каждый человек, живший на земле, принёс свой камень. И если мы хотим жить на чистой, светлой планете, то таковыми должны быть и наши мысли.

Слайд 2. На защиту выносится проект «Экология современного русского языка». Проблема нарушения экологии русского языка актуальна как никогда и требует освещения.

В предметах школьного обучения есть предмет «Экология», в котором речь идет о сохранении, сбережении природной среды. Но ведь есть еще и экология духа, экология нравственности и человечности, в которой главное - наш язык, наша речь. Так что можно и нужно говорить о лингвоэкологическом воспитании личности. Каждый из нас в ответе за состояние языковой среды, которую мы должны сохранять для новых поколений в чистоте и опрятности, в творческом обновлении и вместе с тем в богатстве накопленных культурных, художественных традиций.

Слайд 3. Да, в наше время появилась естественная необходимость в экологии слова. Сам термин "экология языка" впервые появился в 1972 году.

Под экологией слова в широком смысле можно понимать сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья.

Если исчезнет язык, то мы перестанем существовать как нация.

В России лингвистическая ветвь экологии слова развивается благодаря трудам Л.И. Скворцова, В.П. Григорьевой, С.И. Виноградовой, В.В. Колесовой, Ю.М. Лотмана и других.

Слайд 4. Новизна проекта заключается в том, что необходимо разработать продукт, способный в доступной форме показать, какие изменения происходят в языке, какие негативные процессы по данному вопросу возможны, и как их приостановить. Проект ориентирован на простого школьника, студента, то есть информация подается просто и занимательно, а в итоге должен сложиться чёткий алгоритм действий: как не навредить своему языку.

Слайд 5. Поэтому цель данной исследовательской работы - всестороннее изучение и обобщение проблем экологии современного русского языка.

Задачи проекта:

1. Рассмотреть понятие «экология языка».

    Изучить состояние речевой культуры общества на современном этапе.

    Охарактеризовать необходимость защиты русского языка.

    Выявить пути повышения речевой культуры.

Слайд 6. Методы исследования

Изучение литературы по проблеме, Интернет-источников;

Анкетирование;

Значимость данной проблемы определена на государственном уровне политикой и президентом: с 2010 года в России действует федеральная целевая программа «Русский язык», нацеленная на сохранение, изучение русского языка, пропаганду языковой культуры и повышение имиджа русского языка в мире. Следовательно, актуальность данной темы неоспорима.

(Практическая значимость проекта

Материалы данного проекта, включая проектные продукты – реферат, презентацию, можно использовать при изучении русского языка в школе и колледже для проведения мероприятий, предметной недели русского языка и как основу для работы над новым расширенным проектом.

Перспективность работы заключается в дальнейшем исследовании проблем засорения языка и разработке предложений по устранению этих проблем. Есть надежда, что данное исследование привлечёт внимание людей, не равнодушных к проблемам родной речи.)

Состояние русского языка в наши дни вызывает общую озабоченность. Упрёки и претензии идут от писателей и журналистов, от педагогов и актёров, общественных деятелей, специалистов-языковедов, от рядовых любителей и ценителей классической русской речи. Говорят даже о гибели русского языка. Так ли это?

Какова же ситуация в обществе, где живу я? Чтобы это выяснить, мной было проведено небольшое исследование (анкетирование) среди учащихся 10-11классов МБОУ «Куйбышевская СОШ». В исследовании приняли участие 16 человек. Результаты анкетирования представлены в диаграммах.

Слайд 7. Вывод: с термином «экология» знакомы все опрошенные.

Слайд 8. Вывод: с терминами «экология языка», «лингвоэкология» знакомы 12 человек из опрошенных, 3 человека сомневаются. Следовательно, такие злободневные на сегодняшний день вопросы экологии языка, затрагиваются в школьной программе.

Слайд 9 . Вывод: о загрязнении языковой среды осведомлена большая часть опрошенных.

Слайд 11 . Вывод: анализируя ответы опрошенных по вопросу, Чем страшно « загрязнение языковой среды»?, мы выяснили, что «загрязнение» ведёт к оскудению культуры речи, утрачиваются нормы литературного языка, происходит деградация русского народа. Если не уделять внимание русскому языку, то он исчезнет.

Слайд 16 . Вывод: 63% опрошенных ответили, что в своей речи употребляют ненормативную лексику.

Слайд 17 . Вывод: по вопросу: нравится ли вам находиться в обществе людей, употребляющих ненормативную лексику?, мнения опрошенных разделились- 44% ответили, что им не нравится находиться в обществе таких людей, 44% этого не замечают и не следят за этим.

Слайд 18 . Вывод: большая часть опрошенных употребляют ненормативную лексику не потому что не знают культурных аналогов слов.

Слайд 19 . Далее было предложено расставить ударение в следующих словах: звон и т, св е кла, крас и вее, катал о г, т о рты, жалюз и , догов о р, кварт а л, звон и шь, облегч и ть, ск о льких, тв о р о г, обесп е ч е ние, ср е дства, щав е ль, балов а ть, стол я р, занят а , полож и л, с о зд а ли.

Слайд 20 . По результатам обследования из 20 предложенных слов ошибки были допущены в 1 слове (1 человек), в 2 словах (4 человека), в 3 словах (5 человек), в 4 словах (2 человека).

Типичные ошибки: облегч и ть (8 человек), кварт а л (6человек), балов а ть (3человека), стол я р (3человека), ск о льких (2 человека), жалюз и (2 человека), щав е ль (2 человека), догов о р (1 человек), крас и вее (1 человек), ср е дства (1 человек).

Таким образом, мы пришли к выводу, что язык находится в опасности.

Слайд 22 . Таким образом, проведенные опросы и результаты исследований демонстрируют настораживающие тенденции: люди явно привыкают к низкой культуре речи окружающих, принимают её за норму, снижают требовательность к чужой и своей речи, признают свой уровень культуры речи достаточным, не требующим совершенствования.

Слайд 23 . Таким образом, мы выявили такие проблемы нарушения экологии русского языка:

    Безграмотность.

    Лишние и плохие слова.

    Заимствование.

Но выявить – это только половина сделанного дела. Главное – найти решение этих проблем. Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении - гарантия сохранения и развития русской культуры. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации, кем бы он ни работал, какую бы должность ни занимал, несет ответственность за состояние языка своей страны, своего народа.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Учиться хорошей, спокойной, грамотной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Хотя это и трудно, но делать нужно.

Наша речь – важная часть не только поведения, но и нашей личности, души, ума. Философ Сенека сказал: «Речь – это показатель ума».

Экология слова – это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты.

Слайд 24 . На разных этапах развития русского языка целая плеяда ученых, писателей, публицистов словом и делом укрепляли наш язык, оберегали, насколько это было возможно, от засилья иностранных слов. В наш век технического прогресса оградить русский язык от иностранных слов, сложных терминов, сленговых слов стало тяжелее. Давайте же беречь русский язык, ценить русское слово, его значение, красоту, музыкальность, а не засорять речь жаргонной лексикой, не обмениваться при встрече резкими грубоватыми словечками. Я считаю, что мириться с деградацией своего языка – это преступление перед страной, перед своей нацией. Наша любовь к языку должна быть действенной. Только высокообразованное общество в целом, а не отдельно взятые люди, может сохранить величие русского языка, его самобытность и многогранность во всех его проявлениях.

Слайд 25 . «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страшно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка», - писал поэт В. Луговской.

Будем стремиться к тому, чтобы преобразилась наша речь, а безобразные слова никогда не оскверняли наши уста и уши.

И ещё будем помнить о том, что нам не дано предугадать - как наше слово отзовётся. Пусть каждый из нас будет следить за своим словом, за своей речью. Будем любить родной язык, родное слово!