Основоположником теории международного общения в русской науке. Курсовая работа: Возникновение и развитие международного права

История науки международного права неотделима от истории самого международного права. Вместе с тем, наука международного права как система теорий, идей и взглядов развивалась по своим внутренним законам, подчиняясь собственной логике. Международно-правовая доктрина более субъективна, чем само международное право, так как в большей степени подвержена воздействию личностных и психологических факторов. Существенным является и то, что наука международного права как самостоятельная отрасль научного знания сформировалась значительно позже международного права как совокупности норм и принципов, регулирующих международные отношения. Достаточно долгое время международно-правовые воззрения отдельных мыслителей были лишь частью их общих социально-политических взглядов.

В древности практически вся международно-правовая доктрина в той или иной степени касалась войны и средств её ведения. Рассуждения о войне можно встретить у Аристотеля, Геродота, Платона, Плутарха и других древнегреческих мыслителей, которые в своих трудах отразили антагонизм между греками и варварами. Право Древнего Рима носило ярко выраженную цивилистическую окраску, поэтому римские юристы практически никак не затрагивали в своих трудах международно-правовые аспекты. Однако уже у Цицерона есть рассуждения о справедливых и несправедливых войнах и осуждение последних. В целом римские мыслители способствовали проникновению идей естественного (вытекающего из самой природы) права в международные отношения, что впоследствии оказало огромное влияние на формирование современного международного права.

Естественно-правовое направление доктрины международного права было представлено в Средние века Фомой Аквинским, который рассматривал межгосударственные отношения как часть божественного порядка, присущего природе в целом. Фома Аквинский, вслед за Августином Блаженным, подразделял войны между государствами на справедливые и несправедливые. Оба средневековых мыслителя указывали в своих трудах на критерии справедливой войны: самооборона, неисполнение противником своих договорных обязательств и другие. Августин Блаженный в своем труде “О граде божьем” обосновал необходимость строгого соблюдения всеми государствами международных договоров.

В 1576 году француз Ж. Боден издает своё знаменитое произведение “Шесть книг о республике” , где впервые в истории международно-правовой мысли формулируется понятие суверенитета как абсолютного права монарха осуществлять юридическую власть в государстве. Несколько позже международно-правовая доктрина признала суверенитет неотъемлемым свойством каждого государства. В ХVI веке впервые появляются научные труды, целиком или преимущественно посвященные вопросам международного права. Среди них можно назвать работы А. Джентили “О посольствах” 1585 года (в ней отстаивается идея иммунитета иностранного посла от уголовного преследования в стране пребывания) и “Право войны” 1598 года, где утверждается, что война допустима только при наличии у воюющих сторон уважительных причин. Наконец, в 1625 году появляется первый труд, в котором была сделана попытка систематизировать все вопросы, касающиеся действующего в то время международного права. Речь идёт о работе Гуго Гроция “О праве войны и мира” - самом известном произведении средневековой доктрины международного права. Гуго Гроций указывал на двойственную природу международного права: с одной стороны, в его основе лежит общая воля государств, основанная на обычае или договоре, с другой стороны - межгосударственные отношения необходимо отражают естественный (божественный) порядок. Можно сказать, что мыслитель положил начало делению права на естественное и позитивное, благодаря чему позже сформировались две основные правовые школы - естественно-правовая и нормативная (позитивно-правовая). Многие ученые считают, что появление труда “О праве войны и мира” свидетельствует о появлении науки международного права в её классическом понимании.


В ХVIII веке естественно-правовое направление науки международного права отстаивали Х. Вольф, С Пуффендорф (Германия) и другие ученые, а позитивно-правовое - К. Бинкерсхук (Голландия), Р. Зеч (Англия). С другой стороны, швейцарский учёный Э. Ваттель в своём произведении “Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов” (1758 год) утверждал, как и Г. Гроций, что международное право включает в себя как естественное, так и позитивное начало, причём естественное право уравнивает все народы и государства независимо от их численности, территории и военной мощи. Немецкий учёный Г. Ф. Мартенс теоретически обосновал деление позитивного международного права на обычное и более распространенное в Европе конвенционное (договорное). В конце ХVIII века Г. Ф. Мартенс издал “Собрание договоров о союзе” - один из первых сборников международных соглашений, состоявший из восьми томов. Самым же первым систематизированным сборником считается выпущенный Г. В. Лейбницем “Кодекс дипломатии и международного права”, вышедший в 1693 году.

Следующая веха в истории международно-правовой науки - формирование международного права как академической дисциплины, преподаваемой в высших учебных заведениях. В XIX веке соответствующие курсы начинают читаться в Германии (Й. Клюбер, А. Гефтер, Ф. Лист, Ф. Гольцендорф), в Англии (Р. Филлимор, Т. Твисс), во Франции (Ж. Рейневаль), в США (Г. Уитон, Дж. Кент) и т.д.

В период между двумя мировыми войнами на доктрину международного права существенное влияние оказывали идеи советской международно-правовой школы , яркими представителями которой были В. Э. Грабарь, В. Н. Дурденевский, С. Б. Крылов, Д. Б. Левин и другие. Именно советское государство последовательно отстаивало международно-правовое запрещение агрессивных войн, колониализма, аннексий, контрибуций, признание права наций и народов на самоопределение, защиту социальных прав и свобод человека.

В ХХ веке наука международного права превратилась в самостоятельную отрасль правовой науки со всеми присущими ей атрибутами: научными направлениями, школами, печатными изданиями, организационными структурами (кафедрами, институтами и др.). Международно-правовая наука, по-прежнему испытывая огромное влияние со стороны международной практики, стала, в свою очередь, активно воздействовать на действующее международное право. В частности, прогрессивное развитие международного права (в отличие от кодификации, “опережающее” действующие нормы) является заслугой учёных, активно внедряющих свои концепции и теории в международные отношения. Признание огромной роли доктрины международного права выражается, в частности, в том, что её представители неизменно являются членами Международного Суда ООН. Советская школа международного права была представлена в прошлом столетии такими именами, как И. П. Блищенко, В. С. Верещетин, А. Л. Колодкин, Ю. М. Колосов, И. И. Лукашук, С. В. Молодцов, Г. И. Тункин, Н. А. Ушаков и многими другими.

Что касается казахстанской науки международного права , то она в качестве самостоятельной научной школы находится на этапе становления. Лишь в конце прошлого века в Казахском национальном университете имени аль-Фараби была создана кафедра международного права, открыта специальность “международное право” и осуществлен первый выпуск специалистов в данной области. Основоположником казахстанской школы международного права по праву считается доктор юридических наук, профессор М. А. Сарсембаев. В настоящее время научные исследования в области международного права ведутся такими учёными, как Ж. О. Кулжабаева, С. Ж. Айдарбаев, Ж. М. Аманжолов, М. С. Досымбекова, Ж. Т. Сайрамбаева, А. А. Салимгерей и другими.

Контрольные вопросы

1.Каковы основные подходы к периодизации истории международного права?

2.Каковы отличительные признаки международного права древности?

3.Почему международное право в средние века носило региональный характер?

4.Когда появились первые постоянные посольства?

5.В чём сущность современного международного права?

6.Назовите основных представителей науки международного права в Средние века.

7.Чем различаются естественно-правовая и позитивно-правовая концепции международного права?

Литература

Баскин Ю. А., Фельдман Д. И. История международного права. - М., 1990.

Грабарь В. Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917). - М., 1958.

Коровин Е. А. История международного права. Вып. 1. - М., 1946.

Левин Д. Б. История международного права. - М., 1962.

Сарсембаев М. А. Международное право. - Алматы, 1996.

Сарсембаев М. А. Международное право в истории Казахстана и Средней Азии. - Алма-Ата, 1991.

10 апреля 1583г. (428 лет назад) в дворянской семье голландского города Делфт родился один из будущих величайших юристов в истории и основоположник международного права - Гуго Гроций.

Уже с детства Гроций проявлял феноменальные способности. В 11 лет он поступил в Лейденский университет, который считался одним из лучших в Европе, а, спустя 5 лет, получил степень и занялся адвокатской практикой. Однако интересы молодого человека отнюдь не ограничивались юриспруденцией. Будучи еще подростком, Гроций опубликовал свою первую книгу, в которой собрал собственные комментарии на «Сатирикон» античного мыслителя и педагога Марциана Капеллы (не путать с «Сатириконом» Петрония, который лег в основу одноименного фильма Федерико Феллини), а в 18 лет - стал официальным историографом Голландского государства. Молодого человека также ужасно занимали религиозные споры пост-реформационной Европы, в которых он принимал активное участие и даже посвятил им несколько апологетических трактатов. Но его страстью и работой, все же, оставалась юриспруденция.

Рукописная страница
сочинения Гроция О жителях
Индии (приблизительно
1604-1605гг.)

Благодаря широким политическим и дипломатическим связям, Гуго Гроций прекрасно понимал те сложные межгосударственные отношения, которые приводили к постоянным конфликтам в Европе. Пустив в ход свой богатый юридический опыт, он предложил собственное решение проблем. В своих трудах Гроций впервые в мировой практике начал разработку основ и принципов международного права.

Свои размышления по вопросам права, и не только международного, Гроций изложил в 2 трудах: «О жителях Индии» («De Indis»), в одной из глав которого («Mare Liberum» - Свободное море) предложил свой вариант установления морских границ, и «О праве войны и мира» («De iure belli ac pacis»).

К созданию первого трактата Гроция подтолкнул вероломный захват голландскими военными португальского корабля «Санта Катарина», на борту которого был обнаружен уникальный груз - китайский фарфор. Даже несмотря на официальное состояние войны между Соединенными провинциями и Габсбургами, в состав империи которых входила Португалия, захват судна вызвал международный скандал. С одной стороны, часть членов Голландской Ост-Индской кампании, равно как и правительство, выступали против нападения, которое в действительности не имело политического подтекста и было лишь личным решением командира голландского корабля. С другой стороны, в мировой практике не существовало соответствующих законов, кодифицировавших морскую торговлю и

Титульный лист главного
труда Гуго Гроция О праве
войны и мира

взаимоотношения между морскими державами. Для разрешения сложившейся ситуации и с учетом международной напряженности голландское правительство обратилось к Гуго Гроцию.

Для разрешения спора Гроций прибегнул к теории «естественного права», основы которого, по его мнению, португальцы нарушили своей несправедливой узурпацией власти на Востоке. Главным разделом его трактата стала глава о «свободном море». В ней он вывел положение о том, что водное пространство является общей территорией для всего международного сообщества, а потому морской торговлей могут заниматься все державы. Такой хитрой юридической уловкой о статусе морей Гроций стремился оправдать действия голландских моряков. Однако это была лишь первая попытка разобраться в сложных международных отношениях. Дальнейшее их изучение вылилось в фундаментальное сочинение «О праве войны и мира».

Хотя Гроций много лет был юридическим рупором борьбы с Испанией, большинство своих идей он позаимствовал именно из естественного права и трудов католических испанских мыслителей XVI столетия. Однако Гуго Гроций создал современный синтез этих теорий, что сыграло решающую роль в становлении «нового» естественного права. Он первым попытался вывести его из сферы богословских спекуляций и направить в политическое и общественное русло.

Гроций определил примат человеческой личности в общественной жизни и установил различие между «правом» и «законом», которые до него никак не различались. Теперь же под «правом» понималось прирожденное право индивида, которое должно стать основой и опорой любого законодательства. Более того, Гроция считал, что сообщество людей имеет полное право само выбирать форму правления и границы действий верховной власти. «Народ может выбирать любой вид правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, а с точки зрения осуществления воли людей». Несмотря на существование подобных идей в прошлом, закрепление принципа Гроция имело совершенно революционный характер.

Гроций, бывший непосредственным свидетелем войны между Нидерландами и

Статуя Гуго Гроция в его
родном городе Делфте
(Голландия)

Испанией, пытался истолковать с юридической точки зрения понятия войны и мира. По его мнению, понятие о том, что война противоречит естественному праву, ошибочно, хотя она и является несомненным злом. Для него принципиально важным стал термин «справедливая война».

Еще раньше существовало мнение о том, что войны не всегда одинаковы. Справедливыми войнами традиционно считались крестовые походы, которые организовывались под предлогом борьбы за веру. Гроций, как человек более практичный и рациональный, считал «справедливыми» - оборонительные войны, в ходе которых одна из сторон стремится защитить целостность своего государства и имущество его граждан. Любые же попытки захвата - несправедливы. Тем не менее, полагал Гроций, всякие «войны ведутся для заключения мира», чтобы впоследствии уже по мирному договору определить ущерб или приобретения каждой из сторон; и только мир, а не война, могут их юридически оформить. Поэтому мир в системе Гроция становится не концом войны, а ее целью.

Любопытно, но в этом миротворческом контексте Гроций предстает едва ли не основоположником пацифизма. Однако большинство из его нововведений раз и навсегда изменили историю права, а вместе с тем жизнь и статус западного человека.

Под международным правом чаще всего понимаются правовые нормы, создаваемые государствами и регулирующие отношения между ними. Возникновение международного права, соответственно, неразрывно связано с возникновением государств и отношений между ними. Естественно, международное право появилось не на пустом месте: еще в догосударственный период развития человечества существовала потребность в элементарном упорядочении отношений не только между отдельными людьми, но и между их объединениями, устойчивыми группами. До появления письменных договоров человечество прошло долгий путь развития, в ходе которого родовые отношения привели к появлению племен, а потом и союзов племен. Союзы племен могли возникнуть только в результате каких-то договоренностей, понимания того, что должны соблюдаться правила поведения, позволяющие племенам существовать в рамках такого союза. Складывавшиеся правила представляли собой прообраз того, что теперь принято называть международным правом.

Государства и регулирующие отношения между ними правовые нормы долгое время возникали и существовали в разное время и в различных регионах. Классификация исторических периодов в развитии международного права возможна по разным основаниям. Например, в отечественной науке существует периодизация международного права, следующая так называемым общественно-экономическим формациям:

  • - международное право рабовладельческого периода (примерно 4 тыс. до н. э. - V в. н. э.);
  • - международное право феодального периода (примерно V в. - середина XVII в.);
  • - международное право эпохи капитализма (середина XVII в. - начало XX в.);
  • - современное международное право, зародившееся в период окончания Первой мировой войны, Октябрьской революции и создания Лиги Наций и сложившееся в его нынешнем виде на основе Устава ООН.

Возможна несколько иная периодизация на основе определенных исторических эпох:

  • - древние времена (3000 г. до н. э. - 400 г. н. э.);
  • - переход от античности к Средним векам (400-800 гг.);
  • - раннее и среднее Средневековье (800-1300 гг.);
  • - позднее Средневековье (1300-1500 гг.);
  • - «испанская эра» (1500-1648 гг.);
  • - международное право периода 1648-1815 гг.;
  • - международное право между 1815 г. и Первой мировой войной;
  • - международное право между двумя мировыми войнами;
  • - международное право после Второй мировой войны .

Первая из упомянутых периодизаций опирается на общественноэкономические отношения соответствующего периода, обусловливающие характер отношений между государствами и облик международного права. Для второй свойственна увязка с историческими особенностями соответствующего периода (например, влиянием Испании на международные отношения XVI-XVII вв.) и конкретными международными событиями, оказавшими существенное воздействие на международные отношения (в 1648 г. заключен Вестфальский мирный договор, отразивший принцип суверенного равенства государств и закрепивший основанное на нем государственное устройство Европы; в 1815 г. состоялся Венский конгресс, на котором был заключен ряд международных договоров, по-новому оформивших отношения между европейскими государствами; после Первой мировой войны создана Лига Наций, ставшая, по сути, попыткой создания первой универсальной системы коллективной безопасности; после Второй мировой войны принят Устав ООН, вокруг которого сформировалась современная система международного права). Нетрудно заметить, что, несмотря на различия, у обеих периодизаций много общего. Главное - обе свидетельствуют о том, что развитие международного права неразрывно связано с развитием межгосударственных отношений.

Историю международного права чаще всего иллюстрируют примерами международно-правовых актов. Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовых актов считают заключенный около 3000 г. до н. э. договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. В нем шла речь, в частности, о государственной границе и решении споров мирным путем. Сохранился текст заключенного около 1269 г. до н. э. после войн, продолжавшихся 17 лет, мирного договора между Рамсесом II (Египет) и Хаттусили III (Хетт- ское государство). Стороны договорились о ненападении, военном союзе, взаимной выдаче преступников и перебежчиков, разделе территорий и сфер влияния.

В Древней Греции субъекты международного правового порядка - города-государства, называвшиеся полисами, время от времени образовывали основанные на договорах союзы, преследовавшие различные, в первую очередь военные, цели. Около 550 г. до н. э. возникло первое крупное объединение полисов - Пелопоннесский союз под главенством Спарты. В 478-477 гг. до н. э. возник первый Афинский (Делосский) морской союз, а в 377 г. до н. э. - второй Афинский союз, имевший антиспартанскую направленность и открытый в том числе для варваров. Оживленные контакты, торговля и миграция жителей между полисами привели к развитию таких институтов международного права, как арбитраж, дипломатическое право, торговое право и право, касающееся положения иностранцев. По многим из этих вопросов также заключались договоры. Частые вооруженные конфликты привели к развитию института мирных договоров и соглашений о перемирии.

Упоминаются договоры и между государствами Древнего Китая. Так, в 546 г. до н. э. был заключен первый из известных договоров о ненападении.

Наиболее часто в качестве примеров международно-правовых актов Средних веков приводят русско-византийские договоры X в.; Феррарский пакт итальянских городов о свободном плавании по реке По 1117 г. и аналогичный договор Смоленска с немецкими городами 1229 г. относительно плавания по Западной Двине; договоры об арбитраже, например между Генуей и Венецией 1235 г., между Вольдемаром Датским и Магнусом Шведским 1343 г.; Тордесильясский договор между Португалией и Испанией 1494 г., разделивший «плоскую» Землю на владения каждой из сторон, гарантом которого выступил папа римский Юлий II.

В Средние века возникла самостоятельная наука международного права. Характерно, что первые важные для международного права теоретические изыскания были посвящены праву войны. Их автором был святой Фома Аквинский (St. Thomas Aquinas), очертивший требования к так называемой справедливой войне (война должна быть объявлена суверенным правителем и вестись по его приказу; другая сторона должна предоставить справедливую причину для войны в виде виновного поведения; объявляющий войну правитель должен иметь справедливое намерение, которое существует только тогда, когда цель войны - наказать зло, помочь Господу и тем самым восстановить мир как можно скорее). Праву войны были посвящены работы итальянца Дж. да Леньяно (Giovanni da Legnano) «Трактат о войне» («Tractatus de bello») 1360 г. и француза О. Боне (Honore Bonet) «Древо баталий» («Arbre des batailles») 1385 г. Принципиальное значение для развития взглядов на государство, межгосударственные отношения и международное право имела теория государственного суверенитета, сформулированная французом Ж. Боденом (Jean Bodin) в 1576 г. в работе «Шесть книг о Республике» («Les six livres de la Republique»).

Считается, что начало исследованиям международного права в широком плане было положено в XVI в. испанцами Ф. де Виториа (Francisco de Vitoria) и Ф. Суаресом (Francisco Suarez). Причем первый рассматривал среди прочего практические правовые проблемы, связанные со спорами между Испанией и Португалией относительно открытых X. Колумбом районов. Борьба государств за раздел мира и господство на море стала толчком для развития международного морского права и исследований в этой области. В 1609 г. появилась работа голландца Г. Гроция (Hugo Grotius) «Свободное море» («Маге liberum»), в которой юридически обосновывался тезис о свободе открытого моря и, соответственно, неограниченный доступ голландских морских судов в Восточную Индию, которому препятствовала Испания. В 1638 г. опубликовано подготовленное по заказу Британской короны исследование англичанина Дж. Селдена (John Selden) о «закрытом море» («Маге clausum seu de dominio maris»). Наконец, в 1625 г. появляется первая всеобъемлющая теоретическая работа по международному праву - «О праве войны и мира. Три книги» («De iure belli ас pacis libri tres») Г. Гроция. Его справедливо считают основателем самостоятельной науки международного права, а его работа стала учебником международного права для нескольких поколений юристов, политиков, дипломатов. В XVII в. идеи Г. Гроция получили развитие в трудах немца С. Пуфендорфа (Samuel Pufendorf), англичанина Р. Зуче (Richard Zouche), в XVIII в. - голландца В. Бинкерсхука (Van Bynkershoek) и швейцарца Э. де Ваттеля (Emmerich de Vattel). Причем следует особо отметить системный, вполне современный и по сегодняшним меркам труд последнего «Право народов» («The Law of Nations») 1758 г. Считается также, что сам термин «международное право» («international law») был впервые употреблен И. Бентамом (Jeremy Bentham) в работе «Введение в основания нравственности и законодательства» («Ап Introduction to the Principles of Morals and Legislation») 1789 r.

Впрочем, не следует отождествлять историю международного права с историей международных договоров, будь то Вестфальский мирный договор, Статут Лиги Наций или Устав ООН, либо с историей развития научных взглядов о нем. Конечно, международные договоры, будучи результатом волеизъявления государств, представляют собой свидетельство состояния международного права. Но важную роль в развитии международного права играет и международноправовой обычай. На протяжении длительного времени именно он был основным источником международного права. Обычай, как правило, формировался постепенно, в результате длительного единообразного поведения государств, которое складывалось в норму поведения, признававшуюся государствами в качестве юридически обязательной.

Значение конкретного международного договора для международных отношений и международного права, как правило, может быть по достоинству оценено лишь спустя какое-то время. Если договор государств отвечает не конъюнктуре, а потребностям общественного развития, он вступает в силу и реально действует в течение длительного периода. Договоры, не соответствующие объективным потребностям, либо вообще не вступают в силу, либо не получают широкое признание, не оказывают реальное воздействие на общественные отношения и быстро становятся достоянием истории.

Договоры, которые выше упомянуты как рубежные для истории международного права, стали использоваться для обозначения этапов его развития именно потому, что, являясь плодом деятельности государств, отражали насущные потребности международных отношений и на длительное время становились источником основополагающих для них правовых норм. Однако они не были вечными, по прошествии времени переставали адекватно отражать изменяющуюся реальность и, соответственно, корректировались, пересматривались, прекращали свое действие или заменялись новыми международноправовыми нормами.

В международном праве воля государства проявляется при создании норм (договорных или обычных), налагающих на государство международно-правовые обязательства, т. е. устанавливают юридически обязательные рамки его поведения. Международный договор и процесс его заключения являются наиболее наглядным проявлением того, как в результате волеизъявления государств формируется международное право. В процессе переговоров в договорных текстах воля государств становится явно выраженной, проявляется наглядно, expressis verbis. Зависимость обычных норм международного права от волевого начала менее очевидна. Повседневное, обыкновенное поведение государств и молчаливое признание его в качестве правовой нормы легче воспринимаются как непосредственно происходящие из объективной необходимости, нежели из субъективной государственной воли. На самом же деле воля государства присутствует и здесь. Государство понимает, что именно определенное поведение соответствует существующим обстоятельствам, велениям времени и также сознательно, хотя бы и молчаливо, признает соответствующую поведенческую модель обязательной нормой.

По общему правилу государство может быть связано международным правом только с его согласия, т. е. в результате волеизъявления . Международно-правовые ограничения, обязательства, как правило, не могут презюмироваться . Это следствие принципа суверенитета государства, уже длительное время являющегося важнейшим для международного права. Например, как заявил МС ООН в решении по делу «Спор о судоходных и смежных правах» («Коста-Рика против Никарагуа») 2009 г., «ограничения суверенитета государства в отношении его территории не должны быть предметом презумпции».

Однако современное международное право знает исключения из общего правила о том, что обязательства могут быть возложены на государство только с его согласия. Во-первых, даже государство, не являющееся членом ООН, связано по крайней мере основополагающими обязательствами, вытекающими из ее Устава. В соответствии с п. 6 ст. 2 Устава ООН «Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности». Таким образом, в данном случае объективная необходимость обеспечения международного мира и безопасности предопределяет обязательность для государства некоторых международно-правовых норм, несмотря на то, что оно не выразило свое согласие с ними. Во-вторых, условия существования современного международного сообщества таковы, что без соблюдения основополагающих международно-правовых норм государство не может быть членом этого сообщества, т. е. не может существовать как таковое. Именно поэтому появляющееся в современном мире государство уже в момент своего возникновения связано рядом международно-правовых обязательств, вытекающих из важнейших норм общего международного права (например, из принципов суверенного равенства и территориальной целостности государств, уважения прав человека, неприменения силы и угрозы силой; норм, запрещающих пытки, геноцид, работорговлю), независимо от того, хочет ли оно быть связанным этими нормами, т. е. независимо от его волеизъявления.

Рассматривая соотношение факторов государственного волеизъявления и объективной исторической необходимости, социально-экономической обусловленности в возникновении, развитии, применении международного права, можно отметить следующее. Волеизъявление государств может преобладать применительно к каким-то конкретным нормам международного права. Оно может быть решающим в их возникновении, формулировании, реализации. Когда же речь идет о международном праве определенного исторического периода, тем более о существующей сегодня системе международного права в целом, можно говорить о том, что в его возникновении, развитии, имплементации определяющим является фактор объективной необходимости. Такую необходимость обычно отражают основополагающие нормы, принципы международного права соответствующего исторического периода. Они наиболее стабильны, менее всего подвержены изменениям и влиянию субъективного волевого фактора. Они, образно говоря, есть лицо международного права своего времени.

Неразрывную связь международного права с государством, истории международного права с историей межгосударственных отношений не следует воспринимать как свидетельство зависимости международного права исключительно от воли государств. Непосредственно международное право действительно возникает в результате волеизъявления, согласования воль государств. Однако, во-первых, само это волеизъявление, а тем более процесс согласования воль обусловлены множеством объективных и субъективных факторов; во- вторых, как уже отмечалось выше, жизнеспособность международноправовой нормы во многом зависит от ее соответствия объективным потребностям. Таким образом, формирование и развитие международного права предопределяются сочетанием государственно-волевого фактора и уровнем социально-экономического развития международного сообщества.

Кроме того, применительно к международному праву большую роль играет правосознание. Оно существует в различных формах. Во- первых, поскольку международное право долгое время было и по- прежнему в значительной мере остается «горизонтальным» (в отличие от внутригосударственного права в нем нет централизованных законодателя и правоприменителя), в его формировании и применении большую роль играют представления о нем тех, кто его главным образом создает и применяет, т. е. государств. Во-вторых, при разрешении юридическими средствами межгосударственных споров важны международно-правовые воззрения судебных и арбитражных органов, а также составляющих их судей и арбитров. Наконец, международное правосознание отражается во взглядах ученых, изучающих международное право. Свидетельством признания роли международноправовой науки является, в частности, как то, что согласно п. 1 (d) Статута МС ООН доктрины специалистов по публичному праву признаются в качестве вспомогательного средства для определения Судом правовых норм, так и то, что историю международного права часто рассматривают параллельно с историей науки о нем.

Отдавая должное роли международного правосознания, следует, однако, отметить: международное право - объективное явление и не обязательно совпадает с нашими представлениями о нем, тем более что представления эти зачастую не идентичны. Будучи созданной, международно-правовая норма обретает в известном смысле самостоятельную жизнь, оказывая воздействие на соответствующие общественные отношения.

Международное право, так же как и отношения, из которых оно вырастает и которые оно регулирует, обладает динамикой, подверженной влиянию прежде всего объективных общественных процессов. Меняются не только специализированные международноправовые нормы, но и основополагающие принципы, соотношение между ними. В основе существования современного международного права лежит в первую очередь необходимость обеспечения международного мира и безопасности, защиты прав человека. Соответственно современная система международного права олицетворяется прежде всего принципами неприменения силы и угрозы силой, уважения прав человека, добросовестного выполнения международных обязательств.

Как отмечается, например, в решении МС ООН по делу «Спор о судоходных исмежных правах («Коста-Рика против Никарагуа») 2009 г., «ограничения суверинитетагосударства в отношении его территории не должны быть предметом презумпции».

Появление крупных государств и дипломатических отношений между ними вызвало к жизни и соответствующую теорию. Возникает дипломатическое право и право международное. Нидерландец Бальтазар Айала опубликовал в 1582 г. сочинение «О праве войны и военных учреждениях». В нем он развил учение о посольской неприкосновенности, обосновав его данными опыта и соображениями целесообразности. Большое распространение подучила работа итальянца Альберико Джентили «О посольствах» (1585 г.). Этот автор был одним из наиболее известных предшественников основателя международного права - голландца Гуго Гроция. Родом из Анконы, Альберико Джентили перешел в протестантизм, вынужден был уехать из Италии и стал профессором Оксфордского университета. Ему как юристу пришлось высказаться по поводу деятельности испанского посла Мендозы, который принял участие в заговоре против королевы Елизаветы в пользу Марии Стюарт. По этому поводу он написал целый трактат о правах и обязанностях посла. Джентили оказал глубокое влияние на развитие науки о международном праве в Англии.

Пальма первенства в отношении разработки науки международного права принадлежит, несомненно, Гуго Гроцию (1583-1645 гг.). Историческое значение знаменитого голландского юриста заключалось в том, что в век бесконечных войн между абсолютистскими, т.е. дворянскими государствами, сопровождавшихся грабежами и разорением, он попытался теоретически обосновать и защитить буржуазную собственность и вместе с этим ввести войну в рамки правовых норм. Сочинение, которое создало Гроцию славу - «О праве войны и мира», исходило из права собственности как «естественного права» человека, права, «диктуемого здравым смыслом, т.е. природой». На основе естественного права строится право положительное, т.е. законы, издаваемые государством. Источником положительного права является договор. Договор лежит в основе международного права. Государства, рассматриваемые Гроцием, как отдельные собственники, договариваются между собой о нормах, регулирующих отношения между ними не только в мирное время, но и во время войны. Война, по Гроцию, является фактом естественным: она вытекает из человеческого стремления к самосохранению. Однако война должна быть предпринимаема только в интересах восстановления справедливости. Когда она уже разгорелась, вести ее надо в пределах права и добросовестно. Чтобы война была справедливой, от воюющих сторон требуется уважение свободы торговли, свободы эмиграции, свободы морей, неприкосновенности вражеской собственности в тех пределах, в каких не требуется «возмещение убытков и удовлетворение притязаний за счет врага».

В своем труде Гроций посвятил правам посла целую главу (XVIII). Она интересна в том отношении, что описывает обычаи, которые сложились к началу XVII века в области посольского права. «Всеми признаны, говорит Греции, - два основных права посла: I) право быть принятым тем сувереном, к которому он послан; 2) неприкосновенность личности самого посла, его свиты и его имущества». Гроций подчеркивает, что права посла не столько вытекают из неизменных принципов естественного права, сколько зависят от воли отдельных народов, другими словами, от обычаев страны. Поэтому и первое и второе из основных прав посла в разных странах имеют различный объем. Право посла быть принятым вовсе не означает, что суверен, к которому он направлен, обязан его принять. Необходимо лишь, чтобы отказ в приеме посла был строго обоснован. Если посол отправлен врагом, вторгшимся в страну, или явился с целью подстрекать чужих подданных к мятежу, он с полным основанием лишается права быть принятым. Точно так же обстоит дело и с неприкосновенностью посла (§1V). Большая или меньшая неприкосновенность посла зависит от обычаев страны, в которой он аккредитован. Во всяком случае, думает Гроций, личность посла должна быть изъята из-под действия правила, согласно которому каждый иностранец подчиняется законам той страны, где он находится. С личной неприкосновенностью посла связана и его экстерриториальность. «Так как, - говорит Гроций (гл. XVIII, §IV, 8), - согласно международному праву посол представляет особу своего монарха, он находится как бы вне территории того государства, в котором выполняет свои функции. Отсюда следует, что он не обязан соблюдать законы страны, в которую послан. Если он совершит преступление, то следует либо закрыть на это глаза, либо выслать его за пределы государства; в случае если преступление его наносит стране, где он является послом, существенный ущерб, нужно требовать от его государя либо наказания, либо выдачи посла. Такой же неприкосновенностью пользуются свита посла и его имущество. Что касается права убежища в посольстве, то это право имеется налицо лишь в том случае, если допускается сувереном, при котором посол аккредитован». Гуго Гроций изложил теоретические основы международного права, и в этом огромное значение его труда. В XVII веке стали издаваться сочинения, которые ставили себе более скромные цели - именно дать послу практическое руководство для наилучшего выполнения возложенных на него поручений. Такими были: пособие по дипломатии англичанина Ричарда Сача (1650 г.) и особенно книга голландца Авраама Викфора «Посол и его функции» (1676 г.). Она выдержала несколько изданий и в течение долгого вретени была настольным руководством дипломатов.

Международное право (далее МП) является достоянием мировой цивилизации. Возникло оно с появлением государств и их функций. На раннем этапе своего становления МП начало функционировать в виде регионально международно-правовых систем. Впервые в истории человеческого общества МП зародилось на территориях древнего Китая и Индии, позднее в древней Греции и древнем Риме. Законы Ману в древней Индии содержали правила об установлении посольских отношений между странами о неприкосновенности послов иностранных государств. Эти законы требовали гуманного отношения к военнопленным и раненым. Одна из основных мыслей этого свода относится к законам не истребления мирных жителей о достижении победы над вооружёнными противниками. Гуманные нормы войны зафиксированы в древнейшем документе Китая, в трактате о военном искусстве. Котируемой ХVII веком до н. э. путешествовавшие послы, закрепляющие своей деятельностью дипломатические отношения между государствами древнего Китая пользовались неприкосновенностью. Государствам этого периода был знаком институт международного суда, разрешавший между ними споры. В других государствах целей науки МП не было, были отдельные высказывания древних мыслителей, философов, ораторов по тем или иным аспектам международно-правовых отношений. Платон, Аристотель, Цецерон и другие выступали с осуждением не справедливых воин. Заслугу древнеримским юристам можно поставить за то, что они первыми разработали право народа и обозначили его термином «jus gentium» лат.

В древности центры международной жизни лишь начинали складываться. Международно-правовые нормы часто имели религиозную окраску. Истоки современного дипломатического права, права международных договоров и вооружённых конфликтов зародились в древнем государстве. В средние века феодальная раздробленность была характерной чертой развития человеческого общества.

Договоры были многочисленными, трудно было отличить публично правовые от частноправовых. Субъектами договора часто выступали феодалы города; Римская католическая церковь оказала существенное влияние на развитие Европейского феодального МП. Ею издавались правила по поводу ограничения так называемых частных воин. Она считала необходимым запрещать военные действия в те или иные дни недели. Предоставляла в церквях убежища. Практика этого периода выработала различные гарантии соблюдения международного договора. Клятва на Библии и на Коране были гарантией тех или иных международных договоров. Римские папы могли выступать в качестве гарантов договора, издавая по этому поводу специальные буллы. Как гаранты обеспечения международного договора использовались заложники. Как правило, договоры в средние века были двухсторонними, вместе с тем начинают появляться многосторонние договора. Таким был Вестфальский трактат 1648 г., который юридически оформил окончание тридцатилетней войны. По нему была признана независимость Швейцарии и Голландии. Многие княжества Германии провозглашала свобода плавания по Рейну для государств. Конечное развитие получило посольское право. Обмен посольствами стал более регулярным, в XV-XVII века появились институты консулов. В период империи консулы имели только почётное звание, позднее должностное лицо, чиновник, отправляемый правительством за границу для защиты правовых, торговых и иных интересов своих подданных.

С развитием мореплавания и международной торговли (МТ) признаётся принцип свободы судоходства в открытых морях и океанах, для всех государств закрепляется обычай морского права. В частности можно сослаться на изданный в XIV веке «консалатодельмаре» - кодекс морских обычаев. Международно-правовые воззрения в условиях феодализма получили дальнейшее развитие, хотя не было ещё науки МП. Тем не менее, рассуждения мыслителей представляют ценность для современной международно-правовой науки.

Августин Блаженный (1054-1430). Он утверждал, что люди и государства должны руководствоваться нормами справедливости.

Средневековый поэт Данте (1266-1321) в труде о монархии затрагивал вопросы МП.

Чешский король Иржи Подебрат в XV веке выдвигал идею общего Европейского союза (ЕС), и создания МОр с целью обеспечения мира.

Зарождение международно-правовой науки приходится на период позднего феодализма. В XVI-XVII века 1625 г. появился первый систематизированный труд о праве войны и мира. Написанный голландским юристом Гуго Гроцием, которого справедливо называют отцом науки МП. Он отстаивал свободу плавания в открытом море, а также решительно осуждал войны и их жестокость.

  • 1. естественно-правовое
  • 2. позитивистское
  • 3. гроцианское

Представители первого направления считали, что МП основывается только на божьей воли, а договоры лишь закрепляют эту волю.

Позитивисты считали, что только закреплённые в положении международных договоров, норм можно отнести к МП.

Последователи Гроция старались совместить естественно-правовое и позитивистское направления, труды Гуго Гроция и его последователей в XVII веке привели к созданию науки МП. С развитием капитализма в Европе, создание мирового рынка, расширение и углубление МТ повели к заключению многосторонних соглашений и к образованию межгосударственных организаций. В числе первых появились такие МОр как Международный Телеграфный Союз 1866 г., Всемирный Почтовый Союз 1874 г., Международный Железнодорожный Союз 1886 г. это вызвало качественное и ускоренное развитие МП.

К числу демократических норм принятых в МП следует отнести кодифицированные и гуманные законы, и обычаи войны, нашедшие выражение в Женевской конвенции (1867 г.) о режиме раненых и больных.

В Гаагских конвенциях 1899 - 1907 гг. прогрессивным в этих конвенциях было положение о том, что война не ведётся против мирных жителей, она ведётся между сражавшимися. Гаагские конвенции ввели в МО целую систему средств мирного разрешения споров между государствами. В Европе исчезают такие прежние способы осуществления международных договоров, как принесение клятвы, предоставление заложников, поручительство папы Римского.