Проведение плановых проверок россельхознадзором земель. Публикации

В адрес Управления Россельхознадзора поступают обращения от правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения с просьбой разъяснить, как часто специалисты Россельхознадзора могут осуществлять плановые проверки использования земель сельхозназначения,и по каким критериям земельные участки включаются в план проведения проверок.

В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N591 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" срок проведения выездной или документарной проверки (плановой или внеплановой), осуществляемой в рамках надзора, в общем случае не может превышать двадцати рабочих дней.

Плановая проверка в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина проводится не чаще чем один раз в три года.

В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом.

Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

Критерии риска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.01.2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» и делятся на три следующие категории:

  • земельные участки, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);
  • мелиорируемые и мелиорированные земельные участки;
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более).

Периодичность проведения плановой проверки, для данной категории риска, не может быть чаще одного раза в три года.

  • земельные участки, смежные с земельными участками из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
  • земельные участки, в границах которых расположены магистральные трубопроводы;
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест).

Периодичность проведения плановой проверки, для данной категории риска, не может быть чаще одного раза в пять лет.

3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска. Проверка соблюдения требований земельного законодательства на таких земельных участках в плановом порядке не проводится.

Правообладатель земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет право обратиться в Управление Россельхознадзора по Свердловскойобласти с заявлением о присвоении или изменении степени риска конкретному земельному участку, с учетом требований, предъявляемых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 г. № 1084 "О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре"

Кроме того, с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" введены "надзорные каникулы" для субъектов малого предпринимательства.

"Надзорные каникулы" - это временная мера, в период действия которой государственные (федеральные и региональные) и муниципальные контролирующие органы должны воздержаться от проведения плановых проверок в отношении микропредприятий и малых предприятий. То есть в течение обозначенного срока субъект малого предпринимательства может на законном основании быть освобожден от плановых проверок в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления, которых регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Организациям и индивидуальным предпринимателям, которые в соответствии с нормами указанного закона попадают под освобождение от плановых проверок, не нужно документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства. Так как, при разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия самостоятельно проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.

Информацию подготовил государственный инспекторотдела земельного надзора А. С. Колясников

Черныш Олег Васильевич, прокурор Тульской области, государственный советник юстиции 2 класса, заслуженный юрист РФ, почетный работник прокуратуры РФ.

На примере опыта работы прокуратуры Тульской области раскрываются вопросы соблюдения порядка изъятия земельных участков по причине их нецелевого использования.

Ключевые слова: земельный участок, сельскохозяйственное назначение, нецелевое использование, изъятие.

Supervision over intended use of agricultural lands

Oleg Vasilyevich Churns

Based on the experience of work of the Public Prosecutor"s Office of the Tula Region, the author reveals issues of maintenance an order of seizure of lands due to their improper use.

Key words: a plot of land, agricultural land, improper use, seizure.

Тульская область относится к I сельскохозяйственным регионам России. Неиспользуемая площадь земель сельскохозяйственного назначения в ней составляет около 1300 тыс. га. В связи с этим вопрос целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения представляет здесь особую актуальность.

Прокуратура области в истекшие два года активизировала работу по предъявлению исковых заявлений в суд в связи с выявленными фактами нецелевого использования земельных участков. Вместе с тем органы прокуратуры столкнулись с проблемами при предъявлении исковых заявлений указанной категории.

Суды, помимо прочего, не принимали к производству исковые заявления об изъятии земельных участков у граждан в связи с тем, что у прокурора нет полномочий по их предъявлению.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что с момента установления факта неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения до предъявления искового заявления в суд проходит значительный период времени, и на практике возникают вопросы, связанные с соблюдением процедуры предъявления исковых заявлений об изъятии земельных участков.

Соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере можно добиться в случае, если должностные лица органов государственного контроля (надзора) и органов государственной власти, местного самоуправления будут надлежащим образом исполнять обязанности в части, касающейся выявления земельных правонарушений, привлечения виновных к ответственности и соблюдения порядка изъятия земельных участков по причине их ненадлежащего использования.

В силу п. 5 ст. 54 Земельного кодекса РФ в суд может быть предъявлено заявление о прекращении права на земельный участок; в силу п. 3 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" - земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в судебном порядке может быть изъят у его собственника; в силу п. 3 ст. 286 Гражданского кодекса РФ - в суд может быть предъявлено требование о продаже участка.

Пунктом 2 ст. 54 ЗК предусмотрено, что принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Из п. 3 указанной статьи ЗК следует, что одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 ЗК и предоставившего земельный участок. Такое предупреждение должно содержать:

  1. указание на допущенное земельное правонарушение;
  2. срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
  3. указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
  4. разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;
  5. иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, необходимыми условиями принудительного прекращения права пользования земельным участком являются:

  • одновременное с наложением административного взыскания вынесение предупреждения;
  • совершение указанных действий по наложению административного взыскания и выдаче предупреждения уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля;
  • неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

При этом о совершении указанных действий уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля должен уведомить орган, предусмотренный ст. 29 ЗК и предоставивший земельный участок.

К этим органам ст. 29 ЗК отнесены исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК.

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. утверждено Положение о государственном земельном контроле.

В силу этого Положения, а также других нормативных актов полномочиями по осуществлению государственного земельного контроля наделены: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.

Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г., утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям этой службы отнесено осуществление государственного земельного контроля.

В силу Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору наделена функциями по контролю и надзору в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.

В силу п. 9 Положения о государственном земельном контроле должностные лица указанных органов вправе давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.

Наряду с этим согласно п. п. 10, 11 этого Положения указанные должностные лица вправе выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с ЗК.

Форма предупреждения о земельном правонарушении предусмотрена приложением к Положению о государственном земельном контроле.

Таким образом, должностные лица перечисленных органов вправе выдавать предписания, а также выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении.

Судебная практика исходит из того, что предупреждение в обязательном порядке должно содержать доказательство неиспользования либо нецелевого использования земельного участка, отражать период ненадлежащего использования земельного участка и отвечать требованиям, установленным ст. 286 ГК, в части, касающейся заблаговременного предупреждения о допущенных нарушениях, и условиям, предусмотренным п. 3 ст. 54 ЗК.

Как было указано, согласно п. 2 ст. 54 ЗК основанием принудительного прекращения права на земельный участок является неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Из изложенного можно сделать вывод о том, что лицо, в пользовании которого находится земельный участок, должно быть привлечено к административной ответственности именно за нарушение, выразившееся в ненадлежащем использовании земельного участка.

Ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, предусмотрена ст. 8.8 КоАП.

Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 12 апреля 2005 г. "О перечне должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2007 г. "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю" должностные лица указанных органов наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 КоАП.

Согласно ст. 23.21 КоАП органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, уполномочены рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 КоАП.

Доказательством неустранения факта ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания может быть составленный по результатам проверки акт проверки, в котором в соответствии со ст. 16 ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должны быть отражены сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

В силу п. 2 ст. 10 указанного ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Изложенное свидетельствует о том, что в целях соблюдения процедуры прекращения права на земельный участок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностные лица органов государственного контроля (надзора) должны выдавать им одновременно как предупреждения, так и предписания, поскольку основанием для проведения внеплановой проверки является исключительно истечение срока исполнения предписания.

Таким образом, необходимое условие дальнейшего прекращения права на земельный участок - совершение уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного контроля действий, предусмотренных п. п. 2, 3 ст. 54 ЗК.

Изложенное требует от органов прокуратуры надлежащего надзора за исполнением указанными органами обязанностей по выявлению нарушений земельного законодательства, привлечению виновных лиц к установленной законодательством ответственности, выдаче предписаний и предупреждений.

Наряду с этим проведение проверок уполномоченные органы должны осуществлять исключительно в порядке, предусмотренном ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля".

Порядок организации и проведения внеплановой и плановой проверки установлен ст. ст. 9, 10 этого ФЗ.

Кроме того, необходимо добиваться своевременного исполнения обязанностей со стороны должностных лиц исполнительных органов государственной власти, уполномоченных осуществлять государственный земельный контроль, по направлению соответствующих материалов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В силу п. 4 ст. 54 ЗК в случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в ст. 29 этого Кодекса.

В силу п. 5 ст. 54 ЗК орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Статьями 284 и 285 ГК установлены основания изъятия у собственников земельных участков, которые не используются в соответствии с их целевым назначением или используются с нарушением законодательства.

Согласно ст. 286 ГК орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 ГК, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об этом, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Таким образом, орган местного самоуправления должен совершить следующие действия, направленные на изъятие земельного участка у собственника:

  1. принять решение об изъятии земельного участка;
  2. получить письменное мнение собственника земельного участка в отношении принятого решения об изъятии земельного участка;
  3. в случае согласия собственника исполнить решение об изъятии земельного участка (земельный участок должен быть продан с публичных торгов);
  4. в случае несогласия собственника исполнить решение об изъятии земельного участка может быть предъявлено в суд требование о продаже участка.

Бездействие должностных лиц органов местного самоуправления в части, касающейся непринятия решения об изъятии земельного участка, неполучения письменного мнения собственника в отношении принятого решения об изъятии земельного участка, непредъявления требования о продаже участка в суд при наличии письменного мнения собственника, в каждом случае должно рассматриваться как основание для применения мер прокурорского реагирования, в том числе направления в суд заявления о признании бездействия незаконным.

В случае неисполнения должностными лицами органа местного самоуправления полномочий при наличии принятого решения об изъятии земельного участка и отказа собственника от исполнения решения об этом прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о продаже участка.

Кроме того, необходима четкая организация взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Россельхознадзора.

В рамках такого взаимодействия усилится муниципальный и государственный контроль за использованием и охраной земель. Информация, полученная органами местного самоуправления, может эффективно использоваться органами государственного земельного контроля, которые по материалам, предоставленным муниципальным земельным контролем, при обнаружении нарушений земельного законодательства вправе принимать решения о привлечении к административной ответственности. Порядок взаимодействия определен письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 июля 2005 г. "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля".

Эффективный прокурорский надзор за исполнением законодательства собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, принятие мер прокурорского реагирования по фактам нарушений будет дополнительным обоснованием допущенных нарушений при предъявлении исков (заявлений).

Статьей 54 ЗК предусмотрены условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, а ст. ст. 284, 285, 286 ГК - порядок изъятия земельного участка у собственника.

С учетом изложенного при решении вопроса о предъявлении иска (заявления) необходимо исходить из того, что если земельный участок находится на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, то в суд направляется иск (заявление) о прекращении права на земельный участок. Если земельный участок находится в собственности, то в суд направляется иск (заявление) о продаже земельного участка.

Кроме того, суды при рассмотрении соответствующих заявлений прокурора исходят из того, что при изъятии земельного участка у собственника должен быть соблюден порядок, предусмотренный для принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, у которых он находится на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве безвозмездного срочного пользования.

Судебная практика рассмотрения заявлений, касающихся изъятия земельных участков, в настоящее время еще не сложилась. Вместе с тем при решении вопроса о предъявлении заявления в суд необходимо проверять соблюдение всех условий, предусмотренных ст. 54 ЗК и ст. ст. 284, 285, 286 ГК, как в отношении лиц, не являющихся собственниками земельных участков, так и собственников земельных участков.

  1. Вопрос 1. Могут ли проверить, в рамках плановой проверки, мои земельные участки, находящиеся в разных регионах Российской Федерации?

    Ответ:

    В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 (далее – Положение), государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

    В соответствии с пунктом 8 Положения, территориальные органы Россельхознадзора разрабатывают ежегодные планы проведения плановых проверок независимо друг от друга в отношении территории субъекта Российской Федерации, в котором указанные органы осуществляют свою деятельность.

  2. Вопрос 2. Какие меры принимаются к нарушителям земельного законодательства за неисполнение предписания?

    Ответ:

    В соответствии с пунктом 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа

    на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

    на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

    на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Повторное неисполнение предписание, согласно пункту 26 статьи 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа

    на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

    на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

    на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

  3. Вопрос 3. На все ли земли сельскохозяйственного назначения распространяются полномочия Россельхознадзора?

    Ответ:

    Согласно пункту 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, пункту 5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, а также подпункту и) пункта 6 Вопросов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 201, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

  4. Вопрос 4. Я стал свидетелем правонарушений! Соседний участок из земель сельскохозяйственного назначения вообще не используется, зарастает кустарниками, древесной растительностью, на части участка расположена свалка. Прошу принять меры.
    или
    В Калужской области на земельном участке сельскохозяйственного назначения вблизи деревни Добринка происходит незаконная разработка карьера по добыче общераспространенных полезных ископаемых.

    Ответ:

    В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность в т.ч. через свои территориальные органы.
    В связи с чем, Вам необходимо обратиться в соответствующее территориальное управление Россельхознадзора. В приведенном примере это - Управление Россельхознадзора по Калужской области http://www.rsn.kaluga.ru/ .

  5. Вопрос 5. В отношении меня вынесено постановление о назначении административного наказания по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, я категорически не согласен с ним, как я могу его обжаловать?

    Ответ:

    Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  6. Вопрос 6. Где можно получить заключение о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих отсутствие фактов неиспользования земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации, либо о наличии таких фактов?

    Ответ:

    Выдача Россельхознадзором непосредственно заключений по результатам государственного земельного надзора законодательством не установлена.
    Информацию об осуществлении Россельхознадзором государственного земельного надзора в отношении земельного участка можно получить в соответствующем территориальном управлении Россельхознадзора по месту нахождения земельного участка с предоставлением информации о земельном участке (кадастровый номер (при наличии), местоположение земельного участка).
    В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Россельхознадзором государственный земельный надзор осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
    Действие указанного закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

  7. Вопрос 7. Куда следует обратиться в случае обнаружения борщевика сосновского, кто уполномочен на борьбу с этим растением?

    Ответ:

    В случае обнаружения борщевика Сосновского на земельном участке граждане Российской Федерации вправе обратиться с такими сведениями в соответствующие органы местного самоуправления для принятия мер в установленном законодательством порядке.
    При обнаружении данного сорного растения на земельном участке сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», граждане также могут обратиться в территориальное управление Россельхознадзора по месту нахождения такого земельного участка.
    При этом следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, в том числе борщевиком Сосновского.
    В случае выявления территориальными управлениями Россельхознадзора нарушений, выразившихся в невыполнении установленных требований, к нарушителю земельного законодательства принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.

Принятый в 2001 году ЗК РФ установил определенные правила на внутреннем рынке земли. Существующий порядок проведения проверок исполнения действующего земельного законодательства описан в . В 2011 году Минюстом был издан , который утвердил регламент данных проверок.

Существует два вида проводимых проверок, которые выполняют органы надзора - плановые и внеплановые. Первые проводятся в соответствии с разработанным и утвержденным графиком не реже одного раза в три года . Они должны согласовываться с органами прокуратуры. Основная цель проведения таких проверок - контроль за соблюдением норм действующего законодательства в сфере регулирования земельных отношений.

В число объектов контроля входят права на земельные участки и их использование юридическими и физическими лицами. Службы надзора за исполнением земельного законодательства не должны допустить самовольного захвата участков. На них возлагается ответственность контроля за рациональным использованием земельных ресурсов и их экологической безопасностью. Следят они и за , рекультивацией, использованием земель по определенному в . Нарушение земельного законодательства, действующего в стране, влечет за собой , которая определяется в соответствии с УК и КоАП РФ.

В ходе проверок выявляются нарушения и формируется их доказательная база. Процедуру проведения всех видов проверок можно подразделить на три этапа :

  • подготовительный;
  • проведение проверки;
  • формирование результатов проверки.

Проводятся все проверки на основании распоряжения руководителя надзорной организации . Выявленные в ходе них нарушения оформляются в форме протокола, который подписывается представителями проверяющей и контролируемой стороны. По итогам проведенных проверок и выявления нарушений, проверяемой стороне выносится Постановление с перечнем обнаруженных нарушений , которые необходимо устранить в определенные документом сроки.

Разработка ежегодного плана проверки

График плановых проверок составляется ежегодно . В перечень проверок входят все субъекты РФ. Порядок разработки документов, связанных с плановыми проверками описан в Положении о государственном земельном надзоре. Этот документ утверждается Правительством РФ. В сфере внимания надзорных органов может оказаться как , так и исполнение его юридическими лицами.

Основания проведения внеплановых проверок

Внеплановые проверки не входят в состав ежегодного плана. Статья 71.1 ЗК РФ разрешила проводить такого рода проверки без согласования с прокуратурой. Но принятый позже ФЗ ограничил возможность проведения внеплановых проверок без согласования с прокуратурой только для тех случаев, когда они проводятся по заявлению о . Такие проверки носят уведомительный характер. Поводом для проверки могут служить обращения граждан или юридических лиц, заявляющих органам надзора о фактах нарушения законодательства.

Порядок проведения таких проверок описан в . Согласование их проводится аналогично порядку, предусмотренному для ежегодных плановых проверок. Проводится внеплановая проверка на основании распоряжения руководителя надзорной организации, которое имеет типовую форму. Образец распоряжения можно найти на сайте ФС.

Предметы внеплановой проверки описаны статей 10 ФЗ № 294 . Не требуется согласовывать такого рода мероприятия с органами прокуратуры по основаниям, описанным в пункте 2 статьи 10 данного ФЗ . К исключительным случаям относятся заявления граждан о нарушении их прав потребителей. О проведении такой проверки прокуратура лишь информируется.

Порядок проверки соблюдения требований земельного законодательства

В основании любой проверки лежит нормативная база, которой руководствуются в её проведении. Органы, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства, в своей деятельности руководствуются Земельным Кодексом РФ. Он является основополагающим документом в этой правовой сфере.

Любой план проверки составляется с учетом типа и категории земель, его формы собственности, целевого назначения и ряда других факторов. Разработка плановых мероприятий происходит в несколько этапов:

  1. Назначение ответственного лица за разработку графика и плана проведения проверок. Оформляется оно приказом руководителя надзорного органа, в котором указывается должность, Ф.И.О. ответственного лица, срок выполнения и описание задачи.
  2. Проверка и согласование. Документ проверяется руководителем надзорного органа или назначенными им для этого лицами, после чего план проверок согласуется с органами прокуратуры соответствующего территориального образования.
  3. Внесение в единую базу всероссийского реестра.
  4. Назначение ответственных лиц за проведение плановых проверок.
  5. Оформление приказа и распоряжения о проведении плановой проверки.
  6. Проведение проверок , выявление нарушений.
  7. Составление актов проверок , вынесение Постановлений об устранении фактов нарушения.
  8. Проверка выполнения Постановления.
  9. Составление документов на взыскание с виновных лиц.

Проводится плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на основании распоряжения. Лица, проводящие проверки, назначаются приказом руководителя надзорного органа.

Пример по проверке соблюдения требований земельного законодательства

В ходе проверки соблюдения земельного законодательства в Калининградской области было выявлено 356 фактов самовольного захвата земель и постройки на них незаконных сооружений. На основании обнаруженных в ходе проверок нарушений, было принято решение об изъятии земель и сносе незаконно возведенных на них построек.

Заключение

  • Контроль над соблюдением земельного законодательства осуществляется .
  • Порядок проведения проверок определен статьей 71.1 ЗК РФ. А их продолжительность и частота — в Административном регламенте.
  • Все виды проверок согласовываются с прокуратурой.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по проверке соблюдения требований земельного законодательства

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я являюсь директором небольшой компании, занимаемся мы поставкой канцелярских принадлежностей.Дело в том, что пришедшая на предприятие комиссия для проверки использования земель не дает расслабиться уже третью неделю. В распоряжении указывался срок проверки 10 дней . Скажите, имеют ли право члены комиссии превышать сроки своих проверок? Предприятие является ООО с 52 сотрудниками .

Ответ: Добрый день, Алексей.Общий срок проведения проверок имеет свои ограничения. Определяются они Административным регламентом. Для объектов малого предпринимательства он установлен в 20 рабочих дней или 50 часов . Для микропредприятия — 15 часов . Отсчет времени проверки начинается с момента её начала и заканчивается составлением акта. Этот показатель устанавливается в совокупности за 1 год .

Сложные проверки имеют более длительные сроки. Продлить их может главный инспектор, но не больше чем на 20 дней для малых предприятий и 15 дней для микро. Если юридическое лицо ведет свою деятельность в различных регионах страны, сроки проверки устанавливаются отдельно для каждого филиала компании.