Ог п12 1475 от 15.03. Поручение правительства как основание для внеплановой проверки

Уважаемые коллеги, предлагаю вам обсудить одну внеплановую проверку.

Суть дела: в одном уездном городе Государственная инспекция труда провела внеплановую проверку деятельности предприятия на предмет соблюдения трудового законодательства на основании поручения Правительства. В результате - привлечение к административной ответственности и предписание об устранении нарушений.

Документы:

1. Протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец от 09.10.2014 г. № ОГ-П12-275пр в целях повышения собираемости страховых взносов (раздел II, п. 2) Роструду было дано поручение:

"в целях легализации правовых отношений граждан, осуществляющих трудовую деятельность в хозяйствующих субъектах Российской Федерации, обеспечить организацию и проведение в 2014 и 2015 годах внеплановых проверок соблюдения трудового законодательства в хозяйствующих субъектах, в которых ранее были выявлены нарушения, свзяанные с оформлением трудовых отношений с работниками или с оплатой труда, а также в организациях, осуществляющих выплату заработной платы ниже или равную минимальному размеру оплаты труда".

2. Государственные инспекции труда приступили к выполнению поручения. Распоряжение (приказ) о проведении проверки гласит:

"Настоящая проверка проводится с целью: защиты прав и интересов работников в соответствии с поручением Правительства РФ от 09.10.2014г. №ОГ-П12-275пр, Роструда от 23.10.2014г. №744-ПР, ...

Предметом настоящей проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами;...

Перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным принимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки: штатное расписание, ПВТР, трудовые договора, ведомости выдачи заработной платы, расчетные листки, приказы о приеме, увольнении, предоставлении отпусков, графики работ, табеля учета рабочего времени, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (СОУТ), протоколы проверки знаний по безопасности труда."

В моем понимании, если предприятие не имело ранее нарушений трудового законодательства и не выплачивает сотрудникам заработную плату менее минимальной, то в отношении него внеплановая проверка не может проводится на основании данного поручения Правительства. Юридическое лицо могло отказать ГИТ в предоставлении документов?

Однако, проверяющие не обязаны предоставлять "будущим виновникам" иных документов, кроме как "фирменного" распоряжения (приказа) о проведении проверки и документов, удостоверяющих личность. Тексты поручений Правительства и приказов вышестоящих органов отсутствуют в свободном доступе. А в свете изменений законодательства, у предприятия не будет и 24-х часов при некоторых проверках для анализа представленных проверяющими документов.

Интересует Ваше мнение, каким образом в аналогичных ситуациях можно обезопасить предприятие, чтобы не допускать проведения таких проверок?

В целях реализации поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 07.03.2017 N ОГ-П12-1295 приказываю:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

1.1. Организовать проведение внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области организации отдыха и оздоровления детей и подростков (лагеря дневного пребывания, стационарные и палаточные лагеря, лагеря труда и отдыха, оздоровительные центры, базы, комплексы и иные организации), оказания услуг общественного питания, по производству и реализации пищевых продуктов, услуг по размещению и перевозке организованных групп детей, подростков и молодежи, проверка которых не предусмотрена сводным планом проведения плановых проверок на 2017 год.

1.2. Проверки провести на основании пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

1.3. О проделанной работе доложить в срок до 10.09.2017.

2. Управлению санитарного надзора (И.Г. Шевкун) в срок до 20.09.2017 подготовить доклад в Правительство Российской Федерации о результатах плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области организации отдыха и оздоровления детей и подростков.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Обзор документа

Роспотребнадзор поручил провести внеплановые выездные проверки лагерей, оздоровительных центров баз для отдыха и оздоровления детей и подростков. Проверяется также деятельность по питанию, размещению и перевозке организованных групп детей, подростков и молодежи, проверка которых не предусмотрена сводным планом проведения плановых проверок на 2017 г.

О проделанной работе поручено доложить до 10 сентября 2017 г. До 20 сентября 2017 г. должен быть подготовлен доклад в Правительство РФ.

Уважаемые жители нашего города!

На сегодняшний день неформальная занятость населения, т.е. незарегистрированная трудовая деятельность, не облагаемая налогами, продолжает оставаться негативной тенденцией. Работники практически лишены возможности социальной и правовой защиты, получая неофициальную, так называемую «зарплату в конверте».

Не желая полностью платить налоги, недобросовестные работодатели предпочитают основную сумму оплаты за труд выдавать нелегально, а скрытые налоги присваивать себе. Такие схемы позволяют организациям и недобросовестным предпринимателям уйти от уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов во внебюджетные фонды (в т.ч. на обязательное пенсионное страхование). Уклоняясь от уплаты этих налогов и взносов, организации ухудшают социальное обеспечение своих работников. Ведь от размера официальной заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении жилья или затратах на обучение детей. Кроме того, социальные блага общества, такие как детские сады, школы, больницы, спортивные сооружения создаются и функционируют за счет налогов, которые платят работающие граждане. При этом, право на пользование всеми видами таких благ имеют в равной степени и те, кто налогов не платит, что является несправедливым по отношению к добросовестным налогоплательщикам.

Однако решить эту проблему без участия самих работников, получающих «заработную плату в конверте», практически невозможно. С теневой заработной платой можно и необходимо бороться, но успех данной борьбы зависит от действий каждого из нас.

В целях организации противодействия неформальной занятости и «зарплатам в конвертах», по результатам совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец (протокол от 15 марта 2017 года № ОГ-П12-1475) Правительством Иркутской области разработан План мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости и легализацию заработной платы. Главными задачами данных мероприятий являются снижение численности официально нетрудоустроенных граждан трудоспособного возраста, а также повышение объема поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов во внебюджетные фонды на территории Ангарского городского округа.

При администрации Ангарского городского округа образована межведомственная комиссия по обеспечению прав граждан на вознаграждение за труд и снижению неформальной занятости в Ангарском городском округе. В состав комиссии входят представители ИФНС, территориальных органов внебюджетных фондов, правоохранительных органов, органов местного самоуправления.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Линькова В.В.,

при секретаре Пашевкиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО Спецодежда «Защита» на постановление Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 13 ноября 2017 года о привлечении директора ООО «Спецодежда «Защита» Попову О.В. к административной ответственности по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Поповой Е.А. от 13.11.2017 г. директор ООО «Спецодежда «Защита»- Попова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Спецодежда «Защита» Попова О.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить постановление.

В обоснование жалобы Попова О.В. указывает на несостоятельность выводов постановления в части нарушения ООО «Спецодежда «Защита» требований ч. 6 ст. 136 ТК РФ, предусматривающей выплату заработной платы не реже, чем каждые полмесяца. В штате ООО «Спецодежда «Защита» состоит два человека. Данное место работы для сотрудников не является основным местом работы. Сотрудники оформлены в соответствии с положениями ТК РФ по совместительству. Также податель жалобы ссылается на тот факт, что в соответствии с предписанием государственного инспектора по труду № ОГ-П-12-1475-2213/ВВ-922/20/3 от 10.11.2017 г она доначислила денежную компенсацию в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего для после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно за период с января 2017 года по октябрь 2017 год. Размер вреда, причиненный ее действиями считает малозначительным, также не представляет существенного вреда общественным правоотношениям.

Попова О.В., представитель Государственного инспектора труда государственной инспекции труда Оренбургской области Попова Е.А. в судебное заседание не явились, о нем извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав представленные материалы, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.6 ст.5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашения и трудовые договоры; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ).

На основании ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Материалами дела установлено, что главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Поповой Е.А. на основании распоряжения № ОГ-П12-1475-2213/ВВ-922/20/1 от 01.11.2017 г. была проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в отношении директора ООО «Спецодежда «Защита» Поповой О.В.

При проведении проверки выявлены следующие правонарушения, а именно установлено, что согласно представленным к проверке документам было установлено, что в ООО «Спецодежда «Защита» допускаются нарушения срока выплаты заработной платы работникам. Так за период с января 2017 года по октябрь 2017 года работникам Общества, а именно ... , выплата заработной платы производилась один раз в месяц, что подтверждается платежными ведомостями на выплату заработной платы за период с января 2017 года по октябрь 2017 года, что является нарушением ч.6 ст. 136 ТК РФ. Таким образом, должностным лицом Поповой О.В. - директором ООО «Спецодежда «Защита» допущено нарушение ч.6 ст. 136 ТК РФ, выразившее в выплате заработной платы один раз в месяц работникам ... за период с января 2017 года по октябрь 2017 год. В соответствии с абзацем 10 Положения об оплате труда ООО «Спецодежда «Защита» утвержденных директором общества 08.06.2016 года установлено, что заработная плата работникам общества выплачивается по месту работы, не реже чем каждые полмесяца 10 и 25 числах месяца.

В связи с чем, директору ООО «Спецодежда «Защита»- Поповой О.А. выдано предписание №7-ОГ-П-12-1475-2213/ВВ-992/20/3 от 10.11.2017 года об устранении вышеназванных нарушений в срок до 24.11.2017 г.

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Поповой Е.А. от 13.11.2017 г. Попова О.В. директор ООО Спецодежда «Защита» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 руб.

Таким образом, установлено, что Поповой О.В. - директор ООО Спецодежда «Защита» допустила нарушение трудового законодательства. Доказательств невозможности соблюдения Поповой О.В. положений требований ст.ст. 57, 80,136,140, 236 ТК РФ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств в материалах дела не имеется. В связи с чем, выводы Государственной инспекции труда по Оренбургской области о наличии в действиях Поповой О.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, являются правильными.

Виновность Поповой О.В. и факт совершения административного правонарушения подтверждены доказательствами: протокол об административном правонарушении от 10.11.2017 года № ОГ-П-12-1475-2213/ВВ/20/4, распоряжение от 01.11.2017 г №ОГ-П12-1475-2213/ВВ-922/20/1, предписание №7-ОГ-П-12-1475-2213/ВВ-992/20/3 от 10.11.2017 года, постановление № ОГ-П-12-1475-2213/ВВ/20/8 и другими представленными материалами дела, исследованными в судебном заседании.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Обжалуемое постановление административного органа вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, является мотивированным, содержит сведения о нарушении закона, предусматривающего административную ответственность за совершение административного правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность при рассмотрении административного правонарушения согласно постановления административного органа учтены при назначении наказания.

Постановление о привлечении Поповой О.В. - директора ООО Спецодежда «Защита» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При вышеизложенных обстоятельствах постановление постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Поповой Е. А. от 13 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении подлежит оставлению без изменения, а жалоба на указанное постановление - без удовлетворения.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено только с точки зрения степени угрозы вреда, установленному публично-правовому порядку деятельности.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которые являются объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27КоАП РФ, заключается в неисполнении требований трудового законодательства.

Таким образом, учитывая характер совершенного правонарушения, объект правонарушения, оно не может быть признано малозначительным.

На основании вышеизложенного в соответствие со ст. 30.7 КоАП РФ, суд

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Поповой Е. А. от 13 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Спецодежда «Защита» к административной ответственности по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью Спецодежда «Защита» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г. Оренбурга со дня получения копии решения.

Судья: подпись. В.В. Линькова

Заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец дала указания во исполнение перечня поручений Президента России от 17 февраля 2017 года № Пр-285 , а именно (резолюция от 22 февраля 2017 года № ОГ-П12-1056):

Минтруду России (М.А.Топилину), Минздраву России (В.И.Скворцовой), Минобрнауки России (О.Ю.Васильевой), Минфину России (А.Г.Силуанову) и Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) рассмотреть вопрос о необходимости внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих законодательное урегулирование вопросов, связанных с развитием составляющего систему ранней помощи комплекса медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из семей, находящихся в социально опасном положении.

Минздраву России (В.И.Скворцовой) и Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос об установлении запрета на перепрофилирование детских санаторно-курортных организаций (включая перепрофилирование в иные санаторно-курортные организации), кроме случаев их преобразования в реабилитационные центры по решению уполномоченных органов исполнительной власти.

Минздраву России (В.И.Скворцовой), Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минтруду России (М.А.Топилину), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) и ФАС России (И.Ю.Артемьеву) рассмотреть вопрос об обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения детей, страдающих хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном медикаментозном лечении или заместительной терапии, независимо от наличия у них инвалидности.

Минобрнауки России (О.Ю.Васильевой), Минздраву России (В.И.Скворцовой), Минфину России (А.Г.Силуанову), ФАНО России (М.М.Котюкову) и РАН (В.Е.Фортову) обеспечить включение в программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период осуществление научных исследований в области охраны здоровья детей, в том числе по вопросам профилактики инвалидности.

Минздраву России (В.И.Скворцовой), Минфину России (А.Г.Силуанову) и Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о поэтапном расширении программы неонатального скрининга.

Минздраву России (В.И.Скворцовой), Минобрнауки России (О.Ю.Васильевой), МВД России (В.А.Колокольцеву) и Минкомсвязи России (Н.А.Никифорову) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять решения, направленные на совершенствование системы профилактики подросткового суицида.

Минздраву России (В.И.Скворцовой), Минфину России (А.Г.Силуанову) и Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) совместно с органами государственной власти Республики Крым разработать комплекс мер по созданию и развитию санаторно-курортных организаций г. Евпатории, обеспечивающих отдых и оздоровление детей.

О результатах доложить в Правительство Российской Федерации с проектами докладов Президенту Российской Федерации.