Президент республики Армения как субъект конституционного контроля. Президент республики Армения как субъект конституционного контроля Президент российской федерации как субъект административного права

исполнительный президент власть федеральный

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально - культурной, административно - политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:

  • 1. Они осуществляют исполнительно - распорядительную деятельность;
  • 2. Наделены оперативной самостоятельностью;
  • 3. Имеют, как правило, постоянные штаты;
  • 4. Образуются вышестоящими органами;
  • 5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Органы исполнительной власти призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной власти и указов Президента.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, ФКЗ РФ от 17.12.1997 г. «О правительстве РФ» с изм. 1 июня 2005 года №4-ФКЗ), положениями.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Задачи и цели органа исполнительной власти - это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.

Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.

Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.

Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной дееспособностью, возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-тивными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти» отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.

В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

  • 1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной уластив Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
    • а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);
    • б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт - Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно-властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управления).

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

  • 2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:
    • а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;
    • б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т.е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

  • 3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
    • а) органы» руководители, которых (главы исполнительной власти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения);
    • б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами «(глава Государства, президент) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).
  • 4. По организационно-правовым формам.
  • а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;
  • б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);
  • в) государственные комитеты (республиканские);
  • г) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления);
  • д) администрации;
  • е) мэрии;
  • ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).
  • 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
    • а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т.е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно - политического строительства на соответствующей территории;
    • б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление; подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;
    • в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.
  • 6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):
    • а) коллегиальные органы;
    • б) единоначальные органы.

Присутствие в правовом статусе главы государства - Президента РФ - элементов административно-правового статуса связано прежде всего с тем, что Президент РФ занимает в системе органов государства совершенно особое место. Он обладает рядом полномочий, позволяющих оказывать существенное (часто решающее) влияние на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Основы правового статуса Президента РФ содержит Конституция РФ, которая в ст. 11 определяет, что наряду с другими органами власти государ­ственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ. В соответствии со ст. 80 Консти­туции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Кон­сти­туцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Россий­ской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Субъектом административного права Президента РФ делает то обстоятельство, что в Основном Законе нашей страны закреплен ряд полномочий Президента РФ в области исполнительной власти :

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

Совместно с Правительством РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Рос­сийской Федерации;

Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

Принимает решение об отставке Правительства РФ;

Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Го­сударственной Думой вопрос об освобождении от должности Пред­седателя Центрального банка РФ;

По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

Утверждает военную доктрину РФ;

Формирует Администрацию Президента РФ;

Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ;

Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания диплома­тиче­ских представителей Российской Федерации в иностранных государ­ствах и международных организациях;

Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Феде­рации и органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции, а также между органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации;

Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

Осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

Ведет переговоры и подписывает международные договоры Рос­сий­ской Федерации;

Подписывает ратификационные грамоты;

Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

Является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ;

В случае агрессии против Российской Федерации или непосред­ственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с не­замедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе;

При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Фе­дерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе;

Решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

Награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

Кроме того, перед вновь избранным Президентом РФ Правитель-ство РФ слагает свои полномочия. В соответствии со ст. 117 Конституции РФ отставка Правительства РФ принимается и отклоняется также Президентом РФ. Президент РФ может и самостоятельно принять решение об отставке Правительства РФ.

Президент РФ играет важную роль в сфере исполнительной власти. В частности, Президент РФ формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляет непосред­ственное руководство блоком так называемых силовых органов исполнительной власти (МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, СВР России и др.).

Президент РФ - это высшее должностное лицо государства и одновременно государственный орган . Статус Президента РФ в качестве органа может вызвать определенные сомнения, поскольку Президент РФ - это конкретное физическое лицо, отвечающее опре­деленным конституционным критериям, победившее на выборах Президента РФ. Однако осуществление президентских полномочий, что совершенно очевидно, невозможно одним лицом, пусть даже Президентом РФ. Аппарат Президента РФ включает в себя централизованные и территориальные органы управления, реали­зующие функции Президента РФ как на уровне федерации, так и на местах.

Должность Президента РФ является выборной. Избирается Пре­зидент РФ на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Фе­дерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Феде­рации не менее 10 лет. При этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, в которой клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Он может также по собственной воле досрочно прекратить исполнение полномочий в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Примечатель-но, что во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Пра­ви­тельства РФ.

Президент РФ обладает неприкосновенностью , что является важнейшей гарантией его независимости. Неприкосновенность Президента РФ проявляется прежде всего в таких особенностях его правового статуса, как невозможность легитимного привлечения Президента РФ к уголовной, административной, любой другой ответственности, за исключением политической, меры которой закреплены в Конституции РФ. Такого рода меры ответственности - это отрешение от должности, так называемый импичмент.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Фе­дерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении уста-новленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государствен-ной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при нали-чии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Реше­ние Совета Федерации об отрешении Президента Рос­сийской Феде­рации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Пре­зи­дента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент РФ осуществляет свою деятельность посредством издания следующих правовых актов: указы Президента РФ, носящие ярко выраженный нормативно-правовой характер, то есть содержащие нормы, в том числе и административного права, а также распоряжения Президента РФ, не имеющие нормативного характера и отвечающие признакам индивидуальных управленческих актов. В соответствии с Конституцией РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президент РФ руководствуется в своей деятельности принципом законности. Следовательно, его акты не должны противоречить Кон­ституции РФ и федеральным законам.

Итак, организационная структура института Президента РФ сложна и закреплена непосредственно в Конституции РФ. Среди многочисленных полномочий Президента РФ, отраженных в ней,- полномочия по формированию Администрации Президента РФ и назначению полномочных представителей Президента РФ, закрепленные в ст. 83 Конституции РФ.

Администрация Президента РФ является центральным органом управления в системе института Президента РФ согласно Указу Пре­зидента РФ от 6 апреля 2004 года № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации». Администрация Президента РФ является государственным органом, сформированным в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ. В состав Администрации Президента РФ помимо традиционных структур также входят помощники Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, руководитель протокола Пре­зидента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации и Государственной Думе Феде­рального Собрания РФ, Конституцион­ном суде РФ, управления Пре­зи­дента РФ и т. д.

Цели деятельности Администрации Президента РФ:

Обеспечение реализации Президентом РФ полномочий главы государства;

Осуществление контроля за исполнением решений Президента РФ;

Подготовка предложений Президенту РФ о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

Содействие Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;

Разработка общей стратегии внешней политики Российской Феде­рации, обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации;

Разработка совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;

Обеспечение деятельности Президента РФ по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государ­ственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации;

Содействие Президенту РФ в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

Содействие Президенту РФ в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

Обеспечение реализации Президентом РФ иных возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами полномочий.

Администрация в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет следующие функции :

Организация подготовки законопроектов в порядке законодательной инициативы;

Подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Го­сударственной Думой;

Подготовка предложений о подписании Президентом РФ федераль­ных законов либо об их отклонении;

Подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Пре­зиденту РФ документов;

Обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ;

Подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений;

Обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государ­ст­венного Совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

Осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;

Подготовка проектов обращений Президента РФ в Кон­сти­ту­цион­ный суд РФ;

Подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

Обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

Обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

Обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

Содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

Обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;

Организационное обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по осуществлению актов помилования;

Сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

Учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту РФ;

Обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.

Задания для самоконтроля

1. Перечислите полномочия Президента РФ по руководству федеральными органами исполнительной власти.

2. Вправе ли Президент РФ исполнять обязанности Председателя Правительства РФ?

3. Дубов обратился в суд с заявлением о признании недействительными Указов Президента РФ об освобождении его от должности председателя Федеральной энергетической комиссии и о назначении на эту должность Верховцева, поскольку согласно ФКЗ «О Правительстве РФ» и Указа Президента РФ о системе ФОИВ решение этого вопроса отнесено к ведению Правительства РФ.

В ответ на аргументы представителей Президента РФ о том, что он действовал в пределах предоставленных ему ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» полномочий, Дубов заявил, что решение этих вопросов произошло без участия Председателя Правительства РФ, который в это время находился в заграничной командировке, поэтому не мог внести Президенту РФ соответствующие представления.

Разрешите дело по существу.

(ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года; Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 года; ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14 апреля 1995года.)

Президент РФ по Конституции РФ 1993 г. не является главой исполнительной власти. Тем не менее его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.

Как глава государства он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.

Конституция РФ наделяет Президента рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционированием исполнительной власти. Так, с согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т.е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполнительной власти; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; утверждает доктрину национальной безопасности и военную доктрину; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции).

Президент по представлению Председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, непосредственно руководит деятельностью ряда таких органов. Положения о названных органах утверждаются Президентом. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Он вправе также отменять правовые акты федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных ему.

Президент также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент вводит повсеместно либо в отдельных местностях чрезвычайное положение.

Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. Естественно, что такого рода разногласия могут возникать и между различными органами исполнительной власти. При недостижении согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

По вопросам своей компетенции Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президентские правовые акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следует подчеркнуть, что большинство указов Президента посвящено различным сторонам организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, т.е. имеет управленческую направленность и содержит преимущественно нормы административного права. Это, например, указы о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

Как обладающий правом законодательной инициативы Президент является инициатором ряда принципиально важных федеральных законов, непосредственно относящихся к организации и деятельности органов исполнительной власти и представляющих их должностных лиц. В этом отношении значительный интерес представляют нормы Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г.

Этими законами значительно расширены полномочия Президента, в частности, в отношении высших должностных лиц субъектов Федерации - руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Президент вправе отрешить такое лицо от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, с утратой доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Президент может в случае отрешения высшего должностного лица (если законодательством субъекта не предусмотрен иной порядок) назначить временно исполняющего обязанности такого лица на период до вступления в должность по его представлению вновь избранного законодательным (представительным) органом субъекта Федерации руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (президента, губернатора).

Президент вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта Федерации в случае его противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ может вынести высшему должностному лицу субъекта Федерации предупреждение в случае, когда противоречие изданного им акта Конституции РФ и законодательству установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в течение установленного судом срока (как правило, два месяца) в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Если высшее должностное лицо не обращается в суд и в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении его акта уклоняется от отмены приостановленного акта или внесения в него изменений, Президент также выносит ему предупреждение. Если в течение месяца со дня вынесения Президентом предупреждения высшее должностное лицо не принимает мер по устранению причин, послуживших основанием для предупреждения, Президент вправе отрешить его от должности. По мотивированному представлению Генерального прокурора РФ высшее должностное лицо может быть временно отстранено от исполнения обязанностей (например, в случае предъявления обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления).

Таким образом, исполнительная власть в субъектах Федерации становится реальным объектом контроля со стороны Президента РФ. Об этом же свидетельствуют и некоторые иные президентские инициативы, в частности, нашедшие выражение в формировании федеральных округов и в усилении роли полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Федеральные округа образованы на базе территорий нескольких субъектов Федерации, сопредельных в географическом смысле - их семь. При этом учитывалась и их экономическая общность (Северо-Западный, Центральный, Сибирский, Дальневосточный, Приволжский, Уральский, Южный). По своей сути они представляют собой новое звено в системе российского федерализма, объединяющее по названным признакам региональные (территориальные) исполнительные органы с целью усиления прежде всего влияния Президента РФ на функционирование исполнительной власти в субъектах Федерации.

Этому соответствует правовой статус назначаемого в каждом федеральном округе Президентом РФ его полномочного представителя. Президент утвердил своим Указом от 13 мая 2000 г. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (с последующими изменениями).

Полномочный представитель - должностное лицо, представляющее Президента РФ в соответствующем федеральном округе. Его основные задачи: организация в округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти; обеспечение проведения в округе кадровой политики Президента.

Полномочный представитель обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе; организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации; вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов и т.д. В центре его внимания - деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в границах округа.

В целом, в настоящее время связи Президента с высшими должностными лицами субъектов Федерации становятся в определенной мере прямыми через их представление для выборов законодательными органами субъектов и опосредованными через его полномочных представителей, которые занимают надрегиональное положение, т.е. являются звеньями вертикали власти, стоящими над самостоятельными системами исполнительной власти в объединяемой федеральным округом группой регионов (субъектов Федерации).

При этом следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. высшие должностные лица субъектов Федерации теперь не являются членами Совета Федерации; вместо них в такой роли выступают назначаемые ими представители.

Наконец, Указом Президента РФ "О Государственном совете Российской Федерации" от 1 сентября 2000 г. создан совещательный орган, членами которого являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Федерации. Все эти решения способствуют возрастанию роли Президента РФ как высшего должностного лица государства в реализации исполнительной власти в стране.

Особую роль в организации работы Президента РФ играет сформированная им Администрация.

По своей сущности Администрация представляет собой совокупность различного рода подразделений, цель которых - обеспечение деятельности Президента и создание условий для реализации возложенных на него Конституцией РФ полномочий. Соответственно в их задачи входят организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу; осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов (поскольку их подписывает Президент), указов, распоряжений и поручений Президента и подготовка соответствующих докладов ему о результатах проверок; обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями и иными общественными объединениями и т.п.

Не ясен полностью организационно-правовой статус Администрации Президента РФ. Суть проблемы заключается в том, что в президентских нормативных правовых актах Администрация характеризуется в качестве государственного органа, обеспечивающего деятельность Президента. Однако в соответствии с Конституцией РФ государственными могут быть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10). Естественно, что Администрация не может быть отнесена к какому-либо из названных звеньев государственного аппарата, в силу чего понимание ее подлинной организационно-правовой природы в значительной степени усложняется.

В настоящее время функции Администрации Президента РФ можно проследить на примере некоторых ее наиболее значимых подразделений. Так, Государственно-правовое управление осуществляет правовое обеспечение деятельности Президента по реализации его полномочий; аналитическое обеспечение его деятельности по правовым вопросам; информационно-справочное обеспечение деятельности подразделений Администрации; подготовку по поручению Президента проектов федеральных законов, проектов указов и распоряжений Президента; подготовку предложений о приостановлении или отмене актов органов исполнительной власти и т.п.

Задачами Контрольного управления являются осуществление контроля и проверки исполнения указов, распоряжений и поручений Президента, деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также подразделений самой Администрации. Оно вправе вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений законодательства, ставить перед руководителями федеральных органов исполнительной власти, а также аналогичных органов субъектов Федерации вопрос о наложении на виновных государственных служащих дисциплинарных взысканий и т.п.

Важную роль играет Управление делами Президента РФ, предназначенное для осуществления административно-хозяйственного обслуживания высших федеральных органов государственной власти. Оно выделено в самостоятельное звено со статусом федерального органа исполнительной власти - агентства.

Все изложенное свидетельствует о том, что происходит процесс сближения функций и полномочий главы государства с функциями и полномочиями главы исполнительной власти.

Как уже отмечалось, Президент РФ формирует систему федеральных органов исполнительной власти. Сейчас она представлена Правительством РФ, федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Рассмотрим их административно-правовой статус.

4. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

4.1.

Айтов Павел Борисович, аспирант

Место учебы: Московский государственный юридический университет имения О.Е. Кутафина (МГЮА)

Аннотация: Статья посвящена анализу роли Президента РФ в законодательном процессе, а также особенностям реализации им своего права законодательной инициативы. Автором изучены практика и статистика использования Президентом правом законодательной инициативы. Выделены ряд принципов, которыми обусловлено участие Президента в законодательном процессе, к которым относятся непосредственное осуществление власти, положением внутри системы разделения властей, порядком избрания, выполнением функции гаранта прав и свобод. Сделан вывод, что подавляющее большинство законопроектов Президента, внесены им силу выполнения обязанностей, определенных статусом

Ключевые слова: законодательная инициатива, Президент, глава государства, законопроект, нормотворчество, Конституция, политическая партия, избрание, государственная власть, гарант Конституции

THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A SUBJECT

OF LEGISLATIVE INITIATIVE

Aytov Pavel B., graduate student

Study place: Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSAL)

Abstract: The article is devoted to the analysis of the role of the President of Russia in the legislative process, as well as the peculiarities of exercising his right of legislative initiative. The author has studied the practice and usage statistics the President"s right of legislative initiative. Highlighted a number of principles that is due to the participation of the President in the legislative process, which include the direct exercise of power, position within the system of separation of powers, the order of election, the function of the guarantor of rights and freedoms. It is concluded that the vast majority of bills the President made them power to perform duties specified by his status

Keywords: legislative initiative, President, the Head of State, draft law, law-making, Constitution, political party, election, government, the guarantor of the Constitution

Реализация главой государства права законодательной инициативы предусмотрена в конституционных актов большого количества государств. Как указывает В.Е. Чиркин, «почти во всех странах глава государства имеет право законодательной инициативы и его законопроекты рассматриваются в первую очередь. В некоторых странах на этот счет существуют законодательные нормы, в других странах первоочередное рассмотрение законов главы государства является традицией. В отдельных странах глава государства, однако, не вправе вносить собственные законопроекты (Япония) или может вносить проект о государственном бюджете»1.

Как справедливо отметили В.Д. Мазаев и Г.В. Минх2, «в российской правовой литературе существуют различные оценки института законодательной инициативы Президента Российской Федерации, которые можно свести к трем основным позициям.

Согласно первой, Президент должен обеспечивать функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти и в этой связи должен распо-

1 Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 204.

2 В.Д. Мазаев, Г.В. Минх. Законодательная инициатива как ин-

струмент реализации конституционных полномочий Президента

право», 2013, №1.

лагать реальной возможностью участия в законодательной деятельности3, что обеспечивается его правом законодательной инициативы.

Вторая позиция сводится к тому, что Президент Российской Федерации должен обладать законодательной инициативой. В противном случае он ставит себя в зависимость от иных субъектов права законодательной инициативы. В то же время осуществление этого права должно быть ограничено кругом наиболее значимых законопроектных предложений.

Сторонники третьей позиции считают, что не следует наделять Президента Российской Федерации таким правом (или использовать такое право). Суть данной позиции выражается в том, что:

а) внесение главой государства законопроектов будет означать реальное давление на законодательный орган поскольку ни один орган государства не обладает таким высоким конституционным статусом, как Президент Российской Федерации;

б) Президент Российской Федерации оценивает федеральные законы на стадии подписания; в случае подписания «собственного закона» он не сможет объ-

3 Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред Л.А. Окунькова. М., 1994.

4 Скуратов Д.Ю. Отдельные проблемы участия Президента РФ в правотворческом процессе. М.: Юристъ, 2007. С. 96.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

ективно оценить его содержание;

в) Президент Российской Федерации может реализовать свои законодательные предположения через Правительство Российской Федерации, поручив ему внести соответствующий законопроект5».

Чтобы понять, должен ли Президент РФ пользоваться правом законодательной инициативы, необходимо проанализировать порядок реализации им данного права. Во-первых, Президентом РФ должен соблюдаться тот же перечень документов, составляющих законопроект. Т.е. какие-либо исключения для Президента РФ, даже исходя их его статуса, отсутствуют. Тем не менее, ст. 50 Регламента Государственной Думы предусматривает, что законопроекты Президента РФ подлежат первоочередному рассмотрению.

Среди аргументов, выдвигаемых против пользования Президентом РФ правом законодательной инициативы выдвигается то, что в ряде даже президентских республик Президент не обладает правом законодательной инициативы (США, Франция).

На наш взгляд, для правильной оценки данного обстоятельства необходимо обратиться к истории и роли того или иного главы государства. Как указывает О.Е. Кутафин, «Глава государства всегда отстаивает государственное единство, которое либо складывалось под его руководством, либо нашло свое выражение в его возникновении. Правда в мире есть страны, в которых функции главы государства выполняет, например, правительство (Швейцария) либо функции главы государства совмещаются какого-либо иного государственного органа. Однако все данные факты, во-первых, лишь исключения из общего правила, а во-вторых, свидетельствуют о том, что без функций главы государства обойтись практически невозможно, и это говорит лишь в пользу названного института. Таким образом, в системе государственных органов бесспорно необходим специальный орган, на который возлагалось бы представительство государства как вовне страны, так и внутри. Этим органом и является глава государства - институт, для конституирования которого есть вполне рациональные и разумные основания. Одним из таких оснований является роль главы государства как объединяющего центра, сплачивающего начала, которое не только сохраняется, но и возрастает в условиях разделения властей. Глава государства выступает символ единства государства и преемственности, арбитр и примиритель в повседневной деятельности государственных органов, как представитель национального единства, обеспечивающий нормальное функционирование государственных институтов. Глава государства всегда находится наверху государственной иерархии. Однако, занимая такое положение, он не обязательно занимается вопросами текущего управления делами государства, т. е. непосредственным управлением. Он является лицом, стоящим над всеми другими лицами и органами»6.

Роль Президента в законодательном процессе и его обладание правом законодательной инициативы обусловлено рядом принципов:

Осуществление народом своей власти непосред-

5 См., напр.: Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С. 115; Авакьян С.А. Федеральное Собрание -парламент России. М.: Российский юридический издательский дом, 1999. С. 279.

6 Кутафин О.Е. Глава государства: монография. - М.: Проспект, 2013. С. 6.

ственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции Российской Федерации). Действительно, если рассмотреть, кому принадлежит право законодательной инициативы, то мы увидим, что это либо избираемые населением органы, либо само население (его часть), либо высший орган исполнительный власти. В данном случае, на первый план выходит роль закона, как формы выражения воли населения, принимаемого в его интересах. Следовательно, обладание правом законодательной инициативы присуще субъектам, отражающим интересы народа, которыми являются депутаты представительных органов либо Президент.

Например, уже упоминаемый нами Президент США избирается коллегией выборщиков, а не населением. Этим, одной стороны, можно объяснить отсутствие права законодательной инициативы у Президента США. Внесение же проекта о бюджете является следствием того, что он возглавляет правительство, что традиционно входит в компетенцию исполнительной власти. Так, например, во Франции финансовые законопроекты «могут вноситься только правительством и только в Национальное собрание (правом законодательной инициативы по обычным законопроектам обладают и депутаты. Законодательная инициатива о ним может осуществляться в любую палату)7.»

Аналогичная ситуация наблюдается и в Германии, где «формально правом законодательной инициативы обладают Федеральное правительство, депутаты Бундестага и Бундесрат. Вместе с тем, особенности германского федерализма и формирования Бундесрата придают реализации законодательной инициативы специфику. Законопроекты Федерального правительства вносятся через Бундесрат, который высказывается о них в течение шести недель, а по проектам, объявленным правительством срочными, - в течение трех недель. Наоборот, законопроекты Бундесрата направляются в Бундестаг через федеральное правительство, которое в течение трех месяцев обязано высказать по ним свою точку зрения»8.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Как мы видим, в данной статье перечислены практически все субъекты права законодательной инициативы на федеральном уровне. Таким образом, право законодательной инициативы является одной из форм осуществления законодательной власти.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Подобный статус главы государства предоставляет ему в целях защиты прав и свобод, положений Конституции РФ вносить как проекты законов, так и обращаться в Конституционный суд Российской Федерации с заявлением о признании той или иной нормы неконституционной. Как указывает Н.В. Витрук, «ответственность Президента РФ определяется и его клятвой, которую он приносит народу (ст. 82 Конститу-

7 Конституционное право зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.М. Осавелюк. - 2-е изд., перераб. и. доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 366.

8 Там же. С. 379.

ции РФ). При осуществлении полномочий Президент РФ принимает на себя обязанность и ответственность уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу9.»

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ). Считается, что основной формой выражения этого конституционного положения является ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. На деле же все обстоит гораздо сложнее. Отмечается, что «упоминание в связи с этим федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также парламент. Взаимоотношения Президента и парламента в названном процессе - самый болезненный нерв формирования государственной политики. Однако возможностей у парламента, учитывая сложность законодательного процесса, все же меньше, чем у Президента. И практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т. д. - в большей мере под силу Президенту. Поэтому в целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания»10.

Как отмечают В.А. Мазаев и Г.В. Минх, «Президент Российской Федерации осуществляет инициативу стратегического целеполагания государственного и общественного развития. Это, естественно, предполагает особые формы и способы осуществления конституционных полномочий Президента Российской Федерации в общей системе субъектов государственной власти и институтов гражданского общества. Таким образом, конституционная многоплановость статуса Президента Российской Федерации соединяет в себе как элементы независимого от политической конъюнктуры и ведомственных интересов гаранта и арбитра общественных отношений, так и активно действующего участника конституционно-правовых отношений»11.

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ч. 1 ст. 81 Конституция РФ). Мы уже отмечали зависимость порядка избрания лица и права законодательной инициативы. В тех странах, где даже избираемый населением Президент (например, Франция. Необходимо отметить, что изначально текст Конституции Французской Республики 1958 г. включал порядок избрания Президента коллегией выборщиков) не обладает правом законодательной инициативы сильна его связь с политической партией, от которой он выдвигается. Так, еще в Постановлении Съезда Народных депутатов РСФСР от 20 июня 1990 г. «О механизме народовластия в РСФСР»

9 Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009.

10 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: М., 2006. С. 443. Цит по: Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. М.: Юрист, 2010.

11 Мазаев В.Д., Г.В. Минх. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента

Российской Федерации. // «Конституционное и муниципальное

право», 2013, №1.

указывалось, что в РСФСР не допускается совмещение должности руководителя государственного органа власти или управления с любой другой должностью, в том числе в политических или общественно политических организациях. А Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» прямо указывал: «На время выполнения своих полномочий Президент РСФСР приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях».

Федеральный закон «О политических партиях» предусматривает, что Президент Российской Федерации вправе приостановить свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий (ч. 4 ст. 10). Как указывает Воробьев Н.И., ссылаясь на статус Президента РФ как гаранта Конституции и прав и свобод, «в таком статусе Президент РФ не может быть связан решениями своей политической партии и действовать в ее интересах, напротив, в условиях гарантируемой многопартийности он призван обеспечить права и свободы (в том числе политические) всех граждан Российской Федерации независимо от их взглядов и идеологических предпочтений. С другой стороны, у Президента РФ имеется право оставаться членом политической партии, в которой он состоял на момент вступления в должность Президента РФ»12.

На протяжении новой истории России Президенты РФ подчеркивали то, что они являются «народными» президентами, а не «партийными», несмотря на выдвижение их политическими партиями. Это дистанцирование проявлялось в нечастом появлении главы государства на мероприятиях, выдвинувшей его политической партии, встречами с лидерами всех политических партий, равнозначное к ним отношение.

Напротив, Президент США связан тесно с одной из двух политических партий, а для политических решений важное значение имеет расклад сил к Конгрессе США (т. е. количество депутатов и сенаторов-однопартийцев Президента США).

Как отмечает М.В. Баглай, «Президент принимает участие в законодательном процессе. Формально не пользуясь правом законодательной инициативы и не участвуя в заседаниях палат Конгресса при принятии законов, Президент тем не менее оказывает огромное влияние на законодательный процесс. Исследователи отмечают, что это влияние носит даже решающий характер, ибо подавляющее большинство ключевых законопроектов, разработанных аппаратом Президента, Конгрессом принимаются. К тому же Конгресс часто передает Президенту законодательные полномочия, из которых образуется обширное указное право»13.

Таким образом, тесная связь Президента с политической партией, членом которой он является, оказывает влияние на право законодательной инициативы. При ее наличии наделение Президента правом законодательной инициативы будет нецелесообразным, так как он в данном случае может внести законопроект через депутатов-членов партии. Если же он будет вносить законопроект самостоятельно, то тем самым будет оказываться влияние на законодательный орган, что может повлечь политический кризис, противостоя-

12 Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Митин Г.Н. Комментарий к Федеральному закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» // СПС «Консультант Плюс».

13 Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия: монография / М.В. Баглай - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 119.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

ние Президента и Парламента.

Если же, Президент дистанцирован от политических партий, то пользование правом законодательной инициативы позволяет ему действовать согласно его политическому статусу.

Президент РФ подписывает и обнародует принятый федеральный закон. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

В.Д. Мазаев, Г.В. Минх, приходят к заключению:

«1) законодательная инициатива Президента Российской Федерации является необходимым и действенным инструментом в осуществлении его конституционной роли как арбитра и как активного участника государственной политики России;

2) посредством законодательной инициативы обеспечивается непосредственное участие и эффективность действий Президента Российской Федерации в законодательном процессе;

3) законодательная инициатива Президента Российской Федерации характеризуется в практике законодательного процесса в качестве важного инструмента представления и решения стратегических задач развития государства и общества»14.

Соглашаясь в общем с выводами ученых, постараемся разобраться, как именно Президент РФ пользуется своим правом законодательной инициативы.

Всего Президентом РФ было внесено более 800 законопроектов в Государственную Думу, при этом лишь часть законопроектов было внесено Президентом не в силу своих обязанностей.

За весь период 407 законопроектов внесено Президентом РФ по вопросам ратификации различного рода международных соглашений Российской Федерации. Формально это также законодательная инициатива, однако она реализуется исключительно Президентом РФ. Так, при ее реализации Президент России ссылается на п. «г» ст. 84 Конституции РФ (полномочие Президента РФ по внесению законопроектов), а также положения Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»15. Согласно ст. 16 данного федерального закона международные договоры, решения о подписании которых были приняты Президентом Российской Федерации, вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на ратификацию Президентом Российской Федерации.

Как мы видим более 50% всех проектов, внесенных в Государственную Думу, олицетворяют статус Президента РФ как главы государства и представителя Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.

14 В.Д. Мазаев, Г.В. Минх. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации. // «Конституционное и муниципальное право», 2013, №1.

15 «Собрание законодательства РФ», 17.07.1995, №29, ст. 2757.

Остальная часть законопроектов носит следующих характер:

Оборона и безопасность. В данной сфере было внесено более 30 законопроектов. Например, проект федерального закона «О военном положении», «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», «О борьбе с коррупцией». Внесение данных законопроектов связано с тем, что Президент РФ является верховным главнокомандующим, гарантом прав и свобод человека;

В сфере экономической политике было внесено всего 11 законопроектов. В качестве примеров можно привести законопроект №383610-5 «Об инновационном центре «Сколково», №475370-4 «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», №472469-4 «О Государственной корпорации «Ростехнологии». Проекты в сфере экономической политики Президентом образованы новые организации, имеющие государственное значение;

Социальная политика. В этой сфере Президентом было внесено 19 законопроектов: например, №101165-3 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», №101170-3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», №101174-3 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Законопроект № 210368-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации (в части усиления прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);

В сфере государственного строительства и конституционных прав граждан внесено второе по количеству законопроектов - более 200. Например, законопроект № 471327-6 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (в части установления правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций), № 390470-6 «О Верховном Суде Российской Федерации», № 352924-6 «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»;

В сфере бюджетного, налогового, финансового законодательства Президентом РФ внесено более 15 законопроектов. Например, Законопроект № 98020250-2 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в части уточнения правового положения Центрального банка Российской Федерации), № 215969-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (в части установления норм по противодействию финансированию терроризма)» и др.

При этом процент брака законопроектов Президента РФ весьма мал: отклонено всего 28 законопроектов из них большинство было внесено до 1998 года, т. е. в тот период, когда между Президентом и Государственной Думой была большая конфронтация.

Возвращено Президенту России было 43 законопроекта. При этом с 2000 г. по настоящее время был отозван Президентом РФ всего 1 законопроект - законопроект № 21870-6 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Таким образом, нельзя однозначно согласиться с тем выводом, что Президент РФ широко пользуется правом законодательной инициативы16. Действительно, в 1997 г. Президент активно пользовался правом

16 Бошно С.В. Законодательная инициатива в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Дисс... канд.юр.наук. М. 1997. С. 128.

законодательной инициативы. Однако, на наш взгляд, это диктовалось политической обстановкой, а также противоборством высших органов власти.

Подводя итог, отметим:

Реализация права законодательно инициативы Президентом РФ носит ограниченный характер, несмотря на то, что он может вносить любой законопроект. Тем не менее, Президент РФ ограничивается законопроектами государственного значения, не преследуя конъюнктурных целей;

Право законодательной инициативы обусловлено, в своего рода, дистацированием Президента от политической партии, которой он либо выдвинут, либо является членом;

Праву законодательной инициативы присущ небольшой процент отклонения по разным причинам;

Большую часть проектов, вносимых в Государственную Думу, Президент РФ вносит в силу Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», т. е. Является, скорее не правом, а реализацией процедуры ратификации.

Таким образом, дискуссию относительно обладания Президентом права законодательной инициативы можно решить в пользу Президента. Кроме того, анализ законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, показывает, что он не пытается подыграть той или иной политической партии, и набирать этим самым политические очки. Следовательно, сомневаться в необходимости предоставления Президенту права законодательной инициативы следует в том, если это противоречит его конституционному статусу. В настоящее время внесенные Президентом РФ законопроекты как раз укладываются в его статус как представителя Российской Федерации во внутренних и внешних отношениях, гаранте прав и свобод человека и гражданина, арбитре между властями, а также лица, определяющего основные направления внутренней и внешней политики.

Список литературы:

1. Бошно С.В. Законодательная инициатива в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Дисс.на соиск уч. степени к.юр.наук. М. 1997.

2. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009.

3. Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Митин Г.Н. Комментарий к Федеральному закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» // СПС «Консультант Плюс».

4. Конституционное право зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.М. Осавелюк. - 2-е изд., перераб. и. доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

5. Кутафин О.Е. Глава государства: монография. - М.: Проспект, 2013.

6. Мазаев В.Д., Минх Г.В. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации. // «Конституционное и муниципальное право», 2013, №1.

7. Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. М.: Юрист, 2010.

8. Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред Л.А. Окунькова. М., 1994.

9. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия: монография / М.В. Баглай - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.

10. Скуратов Д.Ю. Отдельные проблемы участия Президента РФ в правотворческом процессе. М.: Юристъ, 2007.

11. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.

1. Boshno S.V. The legislative initiative in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Dissarta-tion. M. 1997.

2. Vitruk N.V. The general theory of legal liability. 2nd ed., Revised and added. M .: NORMA 2009.

3. Vorobyov N.I., Golushko D.I., Mitin G.N. Commentary to the Federal Law of 11.07.2001 №95-FZ "On political parties" // Consultant Plus.

4. Constitutional law of foreign countries: textbook for university students majoring in "Jurisprudence" / A.M. Osave-lyuk. - 2nd ed., Rev. and. ext. M .: UNITY-DANA 2012.

5. Kutafin O.E. The head of state: monograph. M .: Prospect, 2013.

6. Mazaev V.D., Minh G.V. The legislative initiative as a tool for the realization of the constitutional powers of the President of the Russian Federation. // Constitutional and municipal law, 2013, №1.

7. Mazurenko A.P. Russian law-making policies: the concept and reality. M .: Lawyer, 2010.

8. Commentaries to the Constitution of the Russian Federation / Edited by L.A. Okounkov. M., 1994.

9. The Presidents of the Russian Federation and the United States. The role of the procedure of elections, powers: monograph / MV Baglaï - 2nd ed., Revised and added. - M .: Norm: INFRA-M, 2012.

10. Skuratov D.Y. Some problems of participation of the Russian President in the legislative process. M.: Yurist 2007.

11. Chirkin V.E. Head of state. Comparative legal research. M .: Norma: INFRA-M, 2012.

РЕЦЕНЗИЯ

На статью П.Б. Айтова «Президент российской федерации как субъект законодательной инициативы»

Институту законодательной инициативы, а также законодательному процессу посвящено достаточное количество исследований. Право Президента Российской Федерации выступать с законодательной инициативой закреплено в Конституции. Однако в доктрине существуют различные точки зрения в отношении законодательной инициативы Президента Российской Федерации.

Автором статьи проведен качественный сравнительно-правовой анализ доктринальных источников, а также анализ ряда зарубежных конституций. Выводы, сделанные П.Б. Айтовым, по результатам проведенного исследования логичны и обоснованы.

В целом, подводя итог, отметим, что статья П.Б. Айтова является актуальной, выполнена в строгом научном стиле и может быть опубликована в изданиях, рекомендованных ВАК России.

Д-р юрид. наук, профессор

В первую очередь, необходимо рассмотреть Правительство Республики Беларусь как орган, на который Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление исполнительной власти, и остановиться на вопросе взаимодействия Президента и Правительства Республики Беларусь. Прежде чем рассматривать Президента Республики Беларусь как субъект административного права. Необходимо ознакомиться со структурой исполнительной власти в Республике Беларусь. Представляется целесообразным, проанализировать некоторые конституционные нормы Республики Беларусь. 19 сентября 1991 года Белорусская Советская Социалистическая Республика была переименована в Республику Беларусь. 15 марта 1994 года Верховным советом Белоруссии была принята Конституция Республики Беларусь. В этом же году произошли первые президентские выборы. Президентом был избран Лукашенко Александр Григорьевич. В Республике Беларусь на тот момент уже был закреплен принцип разделения властей. Как известно, данный принцип непосредственно устанавливает равенство всех ветвей власти и их самостоятельность. Так называемый принцип «сдержек и противовесов», Важно отметить, что до 1996 года Белоруссия признавалась смешанной республикой. Однако после проведения народного референдума Республика Беларусь стала суперпрезидентской республикой. Данное название говорит о том, что данная форма правления является не простой и совмещает в себе сразу несколько принципов государственного устройства. Суперпрезидентская форма правления подразумевает принцип разделения властей, но на самом деле вся власть сосредоточена в руках Президента. Для того, чтобы понять в чем заключаются основные полномочия Президента Республике Беларусь с точки зрения исполнительной сферы, стоит рассмотреть главы Конституции, касающиеся статуса и основных полномочий исполнительной власти Республики Беларусь. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. В систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят министерства и комитеты. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы. Президент также вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства. После рассмотрения органов исполнительной власти Республики Беларусь можно перейти к основным полномочиям Президента Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Согласно Статье 84 Конституции Республики Беларусь Президент имеет право: 1. Определять структуру Правительства Республики Беларусь, назначать на должность и освобождать от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимать решение об отставке Правительства Республики Беларусь или его членов. 2. Председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь. 3. Отменять акты Правительства Республики Беларусь. Конституция описывает основные функции Президента, как главы государства. Из положений, перечисленных в конституционных статьях, можно сделать вывод о том, что между Президентом и другими ветвями власти существует разделение полномочий. Таким образом, исполнительная власть Республики Беларусь становится реальным объектом контроля со стороны Президента. Проведенное исследование свидетельствует, что исполнительная ветвь власти полностью зависит от воли Президента Республики Беларусь, так как конституционные нормы предоставляют Президенту право отменять подзаконные нормативно-правовые акты Правительства и в целом определять внутреннюю политику государственного управления в системе исполнительно-распорядительных функции. *Конджакулян К.М. - научный руководитель, к.ю.н., доцент кафедры Административного и финансового права РЭУ им Г.В. Плеханова