Гражданская оборона. Гражданская оборона и её задачи Понятие гражданская оборона и ее главная цель

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной .

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  4. Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

  • что предпринимать при оповещающем сигнале;
  • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
  • оказывать первичную медпомощь;
  • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
  • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
  • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
  • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

Как часто нужно обновлять знания по ГО

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.

Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Так, например, для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных средств и медицинской техники.

Принятый в 1998 году Федеральный закон Российской Федерации № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:

Обучение населения в области гражданской обороны;

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обеспечение, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;



Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороны. Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях субъектов РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации.

Производственный принцип состоит в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

За руководство ГО в субъектах РФ, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (ВУЗе), предприятии (объекте), независимо от форм собственности, осуществляют их руководители.

Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени.

В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

Силы гражданской обороны – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России», штатная численность военнослужащих МЧС России составляет 7230 человек военнослужащих и 17220 человек гражданского персонала. В состав спасательных воинских формирований МЧС России входят 8 спасательных центров регионального подчинения и 2 спасательных центра центрального подчинения.

В состав спасательных воинских формирований дополнительно включены подразделения доставки гуманитарных грузов и пожарные подразделения, увеличена численность инженерно-технических и кинологических подразделений за счет сокращения численности управленческого аппарата.

В соответствии с Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» важной составляющей сил гражданской обороны являются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). Они создаются на потенциально опасных производственных объектах, а также на объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении мероприятий гражданской обороны. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Система гражданской обороны. Систему гражданской обороны составляют:

Органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

Силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

Фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

Системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики или здравоохранения (предприятие, завод, медицинская или фармацевтическая организация и т.д.).

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций определены Федеральным законом «О гражданской обороне» № 28-ФЗ, 1998 г. и изменениями к нему (№ 123-ФЗ, 2002 г. и № 122-ФЗ, 2004 г.).

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее - руководители гражданской обороны) несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

Они осуществляют непосредственное повседневное руководство гражданской обороной через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

в федеральных округах Российской Федерации - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (региональные центры);

в субъектах Российской Федерации - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (главные управления МЧС России);

в федеральных органах исполнительной власти и организациях для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением создаются штатные структурные подразделения (отделы, сектора, группы) или назначаются отдельные работники (в зависимости от объема работы), уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Задачи, функции и полномочия МЧС России определены указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.

Региональные центры и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом. Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке МЧС России. Задачи, функции и полномочия регионального центра и главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации определены «Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и «Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», утвержденными приказами МЧС России соответственно от 1 октября 2004 г. № 458 и от 6 июня 2004 г. № 372.

Вопросы создания органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях, не отнесенных к группам по гражданской обороне, регламентируются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаются по решению руководителей федеральных органов исполнительной власти за счет численности и фонда заработной платы, установленной для данного органа. Порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 1999 г. № 782.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется, исходя из следующих принципиальных положений: в организациях, отнесенных к категориям по ГО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с количеством работающих до 500 чел. - 1 освобожденный работник; с количеством работающих от 500 до 2 000 человек - 2-3 освобожденных работника; от 2 000 до 5 000 человек 3-4 освобожденных работника, свыше 5 000 человек - 5-6 освобожденных работников; в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работающих свыше 200 человек 1 освобожденный работник; в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работающих до 200 человек работа по ГО может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Полномочия органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны

Президент Российской Федерации:

определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; - вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны Российской Федерации;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

руководит организацией и ведением гражданской обороны;

издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные регионы; определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти:

принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения бюджетных организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;

осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

организуют подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

Общими обязанностями руководителей федеральных органов исполнительной власти являются:

разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в бюджетных организациях, находящихся в их ведении;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления, связи и оповещения гражданской обороны;

обеспечение защиты работников федеральных органов исполнительной власти от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

разработка и осуществление мероприятий по эвакуации работников федеральных органов исполнительной власти; принятие мер по заблаговременной подготовке базы для их размещения в загородной зоне;

разработка и принятие (в пределах своих полномочий) нормативных актов в области гражданской обороны и доведение их до бюджетных организаций’ находящихся в их ведении;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, а также мероприятий по снижению опасности возникновения вторичных очагов поражения, выполнение норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений;

разработка и представление в установленном порядке проектов планов мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений и материально-технических средств, осуществление контроля за реализацией утвержденных планов;

методическое руководство созданием нештатных аварийно-спасательных формирований в бюджетных организациях, находящихся в их ведении;

обеспечение светомаскировки подведомственных объектов;

организация проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

организация и проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ по тематике гражданской обороны.

Общими обязанностями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются:

руководство гражданской обороной и обеспечение ее постоянной готовности к выполнению возложенных задач;

организация проведения мероприятий по выполнению задач гражданской обороны на соответствующей территории;

разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения;

организация управления гражданской обороной, создание, развитие (реконструкция) и поддержание в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи, а также систем разведки, наблюдения, прогнозирования, информации и контроля за радиоактивным, химическим и биологическим (бактериологическим) заражением;

организация подготовки органов управления гражданской обороны, обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация разработки и представления в установленном порядке проектов мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений и материально-технических средств, контроль за реализацией утвержденных планов;

организация заблаговременного накопления и хранения в мобилизационном резерве техники и специального имущества для нужд гражданской обороны;

накопление и поддержание в готовности защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

оповещение и информирование органов управления гражданской обороны и населения об угрозе нападения противника, опасности заражения и катастрофического затопления, а также в случае возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий;

организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

ввод в действие плана гражданской обороны и защиты населения и приведение в готовность гражданской обороны в установленном порядке;

обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

обеспечение выполнения при проектировании, строительстве и реконструкции городов и организаций норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

планирование мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

организация выполнения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения от современных средств поражения; создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально -технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

планирование мероприятий по светомаскировке объектов и населенных пунктов с заинтересованными органами;

организация пропаганды по вопросам гражданской обороны.

Общими обязанностями руководителей органов местного самоуправления (выполняемых самостоятельно в границах муниципальных образований) являются:

руководство гражданской обороной и обеспечение ее постоянной готовности;

разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения, проведение мероприятий гражданской обороны;

поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

проведение подготовки и обучения населения способам защиты от военных действий или вследствие этих действий;

организация создания и поддержания в постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты;

осуществление мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

организация создания нештатных аварийно-спасательных формирований;

проведение первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

обеспечение выполнения норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и реконструкции городов и организаций;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов продовольственных, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

ввод в действие планов гражданской обороны и защиты населения, приведение в готовность гражданской обороны муниципальных образований в установленном порядке;

организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и в ходе ликвидаций последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

проведение мероприятий по светомаскировке и другим видам маскировки населенных пунктов и организаций.

Общими обязанностями руководителей организаций являются:

планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, разработка и реализация планов гражданской обороны;

издание приказов, отдача распоряжений и указаний в пределах своей компетенции по вопросам гражданской обороны, а также привлечение в установленном порядке лиц, зачисленных в нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны для выполнения мероприятий гражданской обороны;

обеспечение защиты своих работников от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; обучение их способам защиты от данных опасностей;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальной системы оповещения;

проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально -технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности сил и средств гражданской обороны; создание, обучение и укомплектование нештатных аварийно-спасательных формирований личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами; введение в действие планов гражданской обороны с последующим докладом вышестоящим органам управления гражданской обороны;

личное руководство проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте;

проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.

Руководители организаций являются непосредственными организаторами гражданской обороны на своих объектах и несут личную ответственность за ее постоянную готовность, а также за своевременное выполнение задач гражданской обороны. Они выполняют указания и распоряжения по организации и ведению гражданской обороны вышестоящего руководителя по ведомственной принадлежности, а также руководителя органа местного самоуправления по месту дислокации организации.

Обязанности органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. На МЧС России возлагается:

разработка предложений по формированию основ единой государственной политики в области гражданской обороны и их реализация; организация разработки и внесение на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны;

разработка и внесение в Правительство Российской Федерации для представления Президенту Российской Федерации предложений о порядке введения в действие Плана гражданской обороны и защиты населения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

осуществление разработки и контроля за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, реализация в установленном порядке полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам гражданской обороны;

организация в установленном порядке подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны;

организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны;

разработка и утверждение показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в установленном порядке, в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

разработка в установленном порядке предложений об отнесении территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также о создании убежищ и иных объектов гражданской обороны, о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

организация разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных мероприятий гражданской обороны;

руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, контроль за созданием и деятельностью этих систем;

контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;

организационное и методическое руководство накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области;

обеспечение осуществления мероприятий по оперативному оборудованию территорий в части, касающейся гражданской обороны;

сбор и обработка информации в области гражданской обороны, информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также о прогнозе в области ГО;

осуществление государственного надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне; участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства объектов в части, касающейся соблюдения требований по гражданской обороне;

разработка и представление в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для утверждения Президентом Российской Федерации проекта Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

участие в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся мероприятий в области гражданской обороны;

осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, разработка и реализация плана гражданской обороны МЧС России, организация проведения мероприятий по гражданской обороне. включая подготовку необходимых сил и средств, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны МЧС России;

методическое руководство и контроль организации обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в разработке Генеральным Штабом Вооруженных Сил Российской Федерации плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральной государственной программы оперативного оборудования территорий Российской Федерации в целях обороны, обеспечение осуществления мероприятий по оперативному оборудованию территорий в части, касающейся гражданской обороны;

организация по согласованию с Генеральным Штабом Вооруженных Сил Российской Федерации планирования в установленном порядке действий и применения войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны Российской Федерации, подготовка войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;

осуществление текущего и перспективного планирования мобилизационного развертывания войск гражданской обороны; определение потребности специалистов для войск гражданской обороны и подготовка их в образовательных учреждениях МЧС России и других образовательных учреждениях;

поддержание боевой и мобилизационной готовности органов управления, войск гражданской обороны;

координация деятельности и взаимодействие с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении задач в области гражданской обороны;

создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке территориальных органов, спасательных центров, соединений, воинских частей и подразделений войск гражданской обороны, комплектование их личным составом, тарификация их утвержденных штатов и штатных перечней, а также организация их материального, технического, финансового и других видов обеспечения;

проведение в установленном порядке проверок готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны; - осуществление по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверок готовности указанных органов к проведению мероприятий гражданской обороны;

осуществление международного сотрудничества в области гражданской обороны.

В начале 2000 г. впервые Указом Президента Российской Федерации был утвержден План гражданской обороны Российской Федерации, разработанный с учетом требований Федерального закона «О гражданской обороне». 5 января 2004 г. Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года». Документ подобного рода в области гражданской обороны был принят в нашей стране впервые. В нем заложены концептуальные основы подготовки государства к ведению гражданской обороны в новых политических и социально-экономических условиях, определены задачи и основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, пути реализации этой политики.

Дальнейшее развитие этот документ получил в «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», утвержденных Президентом Российской Федерации (Пр-2613) 03.09.2011г.

Это программный документ на ближайшие годы в области совершенствования и развития гражданской обороны.

0

1. Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи

В феврале 1918 г. России пришлось принимать меры по защите Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Комитет обороны обратился с воззванием к населению города. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении. Так зарождалась система противовоздушной обороны (ПВО) в России.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР». Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации - Местной противовоздушной обороны СССР (МПВО), а впоследствии (в 1961 г.) на ее основе была создана система Гражданской обороны.

В ходе Великой Отечественной войны подтвердилась целесообразность проводившихся в МПВО инженерно-технических мероприятий (строительство командных пунктов, убежищ и укрытий). МПВО страны обеспечило укрытие в убежищах, землянках и щелях 25 млн. человек.

Появление атомного оружия и других видов оружия массового поражения (ОМП) - химического и бактериологического - потребовало новых способов и средств защиты населения. В свете этого Гражданская оборона (ГО), созданная в 1961 г., стала системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно на всей территории страны.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Гражданской обороне» от 28 января 1998 г., Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Силы Гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны. На вооружении войск Гражданской обороны имеется специальное вооружение и техника.

Деятельность войск Гражданской обороны осуществляется с момента фактического начала военных действий, а также по особому указанию в мирное время при стихийных бедствиях, крупных авариях, катастрофах.

Служба Гражданской обороны - служба, предназначенная для организации мероприятий Гражданской обороны, включая подготовку необходимых сил и средств.

Задачами Гражданской обороны являются:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в результате этих действий;

Оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время;

Эвакуация населения, материальных, и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты;

Проведение аварийно-спасательных работ.

2. Организация управления Гражданской обороной

Государство заблаговременно, в мирное время, ведет подготовку экономики и объектов с учетом развития вооружения и средств защиты населения, возникающих при ведении военных действий.

Введение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны или введения Президентом Российской Федерации военного положения на какой-либо территории России.

При этом Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области Гражданской обороны.

Все органы исполнительной власти и организации:

Планируют и организуют проведение мероприятий по Гражданской обороне;

Осуществляют обучение населения и своих работников;

Проводят мероприятия по устойчивому функционированию в военное время.

Каждый гражданин России:

Принимает участие в мероприятиях по Гражданской обороне;

Проходит обучение способам защиты от опасностей по месту жительства, работы или учебы.

Управление Гражданской обороной в стране осуществляют:

Федеральный орган исполнительной власти - МЧС России, специально уполномоченный на решение задач в области Гражданской обороны, и его территориальные органы;

Специальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в области Гражданской обороны.

3. Структура и органы управления Гражданской обороной

В стране создаются службы:

Федеральные,

Республиканские,

Областные,

Автономной области и округов,

Районные и городские службы Гражданской обороны,

Службы Гражданской обороны организаций.

На территориях есть службы:

Аварийно-спасательные,

Экстренной медицинской службы в ЧС,

Наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами экономики и вероятными источниками ЧС,

Противопожарные,

Оповещения и связи,

Торговли и питания и др.

Гражданские организации Гражданской обороны - это специальные формирования, которые создаются на базе организаций по территориально-производственному принципу. Они владеют специальной техникой и имуществом, а личный состав подготовлен для защиты населения и организаций в чрезвычайных ситуациях. В них зачисляются мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 55 лет.

Территория, отнесенная к Гражданской обороне - это территория, на которой расположен город (населенный пункт), имеющий важное оборонное или экономическое значение.

Формирования Гражданской обороны подразделяются:

По назначению - общего назначения и служб Гражданской обороны (специального назначения);

По подчиненности - территориальные и объектовые;

По срокам (степени) готовности - повышенной и обычной.

Формирования Гражданской обороны обычно создаются в виде отрядов (200...400 человек), команд (50...150 человек), групп (15...20 человек) и звеньев (3... 10 человек).

К формированиям общего назначения относятся:

Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы),

Сводные отряды (команды) механизации работ.

Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы) предназначены для розыска и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях; для оказания первой медицинской помощи пострадавшим и их доставки к местам погрузки; для расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных и поврежденных защитных сооружений; для локализации аварий на коммунальных и энергетических сетях и др.

Объектовые формирования служб Гражданской обороны предназначаются для выполнения специальных мероприятий по проведению спасательных работ (ведения разведки, оказания медицинской помощи, локализации и тушения пожаров, охраны общественного порядка и др.) и усиления формирования (общего назначения и служб Гражданской обороны) используются по планам начальников Гражданской обороны объектов.

Территориальные формирования (общего назначения и служб Гражданской обороны) используются по планам начальников ГО района, города, республики для ведения АС и ДНР на наиболее важных объектах самостоятельно или совместно с объектовыми формированиями.

Отделы Гражданской обороны совместно с командирами формирований разрабатывают планы приведения формирований в состоянии готовности (как приложения к плану Гражданской обороны объекта).

Для борьбы с лесными пожарами, для ликвидации стихийных бедствий, аварий (катастроф) часть территориальных и объектовых формирований в мирное время содержится в состоянии повышенной готовности. Эти формирования обеспечиваются необходимым имуществом (средствами индивидуальной защиты, в первую очередь приборами радиационной и химической разведки).

Для решения задач по защите личного состава формирований и населения, а также для специальной обработки транспорта и техники на крупных предприятиях, особенно химической промышленности, развертывается сеть учреждений. К ним относятся:

Лаборатории Гражданской обороны (радиометрические и химические);

Стационарные обмывочные пункты (СОП),

Станции обеззараживания одежды (СОО),

Станции обеззараживания транспорта (СОТ).

Учреждения Гражданской обороны создаются на базе предприятий коммунального хозяйства, автохозяйств и других учреждений по решению соответствующих начальников Гражданской обороны.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.


Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

1. защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

2. координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

3. создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

4. повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

5. поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

6. специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

7. накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

8. обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

9. эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

10. организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

11. обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

1. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

2. укрытие населения в защитных сооружениях;

3. использование средств индивидуальной защиты;

4. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;

5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;

6. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;

7. защита населения на всей территории страны;

8. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;

2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы - глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

История Гражданской обороны Российской Федерации


Защита гражданского населения в ходе вооруженного противоборства была одной из самых важных задач на протяжении всей истории человечества. Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на планете прогремели около 15 тысяч войн, в которых погибло более трех с половиной миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов.

Гражданская оборона занимает особое положение в этике вооруженного противоборства, преследуя цель - защиту мирного населения и оказание ему помощи в ходе военных действий, а также защиту от ЧС мирного времени. Кроме этого, гражданская оборона выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства.

Трагическая статистика прошедшего века и начала нынешнего свидетельствует о том, что количество и масштабы чрезвычайных ситуаций, возникших в мире в результате ведения военных действий, или вследствие этих действий, а также террористических актов, техногенных аварий и катастроф неумолимо возрастают. Это заставляет принимать необходимые меры по максимально возможному снижению потерь как человеческих жизней, так и материальных и культурных ценностей

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Изначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. 4 октября Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.

Местная противовоздушная оборона – система мероприятий, осуществлявшихся местными органами власти, направленных на защиту населения и народного хозяйства от воздушного нападения.

МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждения населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населения, населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.

Эта система с честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО были ликвидированы около 100 тысяч пожаров и загораний, предотвращены более 30 тысяч серьезных промышленных аварий, обезврежены более 400 тысяч авиационных бомб и около 2,5 миллионов снарядов и мин, спасены от гибели многие миллионы граждан.

Силы МПВО, бесспорно, внесли существенный вклад в снижение ущерба от налетов гитлеровской авиации. Однако мало кто знает, какой значительный объем работ выполнили части и формирования МПВО при восстановлении предприятий промышленности и сельского хозяйства. Так, за годы войны ими было проложено около 200 км водопроводных и канализационных магистралей, сооружено 205 мостов, разобрано свыше 400 тыс. м3 завалов.

Бойцы МПВО подняли из руин многие кварталы Ленинграда, Киева, Харькова, Мурманска, Одессы, Днепропетровска, Минска.

Очень немногим людям, едущим сегодня в поездах Московского метро, известно, что участок пути между станциями «Семеновская» и «Измайловский парк» в основном сооружен силами МПВО. А те, кто бывает в Государственном академическом Большом театре или в театре им. Евгения Вахтангова, вряд ли имеют представление о том, что они, после попаданий немецких авиабомб, полностью восстановлены бойцами МПВО. Ими же построена трамвайная линия между Москвой и Тушино (в то время пригородом Москвы), протяженностью 4,5 км.

В 50-е годы в арсенале государств появилось новое оружие – ядерное, появились новые средства доставки ядерного оружия – ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО). Гражданская оборона стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления. Именно тогда и появился на свет лозунг «Это должен знать и уметь каждый!», актуальность которого сохраняется и в наши дни.

В нашей стране защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений; созданием запасов средств индивидуальной защиты; проведением эвакуации из крупных городов; обучением способам защиты от оружия массового поражения; оповещением об опасности нападения противника.

Для защиты объектов экономики планировались и проводились мероприятия, направленные на повышение устойчивости их работы в военное время: защита производственных фондов; создание запасов материально-технических средств; подготовка автономных источников электроэнергии, газа, водоснабжения; накопление материалов и средств для восстановительных работ.

В настоящее время цели и задачи гражданской обороны определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для сохранения национальной безопасности и обороноспособности страны.

Совершенствование системы ГО в нашей стране неразрывно связано с проведением реформы Вооруженных Сил, в соответствии с изменившимися геополитическими, военно-стратегическими и социально-экономическими условиями.

Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения при ведении военных действий. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.

В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Гражданская оборона, ее силы и средства принимали самое активное участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении, вели спасательные работы при печально известной аварии на газопроводе в Башкортостане, взрыве в Арзамасе и во многих других местах.

После этих событий стало ясно, что в стране необходима служба, которая не только в военное, но и в мирное время могла бы заниматься вопросами предупреждения и ликвидации последствий катастроф и аварий.

В середине 1989 года была создана Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 27 декабря 1990 года, в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателей на правах государственного комитета. Позже он был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на основе которого и было создано МЧС России. Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). 1993 г. можно назвать годом ее становления. И, наконец, 1994 г. стал, по сути дела, первым годом ее полноценного функционирования. Кроме того, в январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Работа нового органа государственного управления проходила в сложных условиях. Так, только в 1994 г. на территории Российской Федерации произошло примерно 1500 крупных чрезвычайных ситуаций, из них почти 400 природного и более 1100 техногенного характера.

Невозможно переоценить вклад всех органов МЧС РФ в дело спасения жизни, сохранения здоровья как российских граждан, так и граждан других государств.

И это при том, что еще не все ответственные работники на местах, не все руководители предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений понимают всю важность задач, решаемых МЧС, и меру своей ответственности по защите как отдельных регионов, так и любого самого маленького коллектива, каждого человека.

История в СССР и РФ в датах

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство - на начальника ГО - заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 - МЧС)

Войска гражданской обороны

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности - сводные отряды и команды механизации работ. Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем - МЧС) России.

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

1. ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

2. проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;

3. проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории; проведение пиротехнических работ;

4. участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;

5. участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998) свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости - с Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо - спасательные воинские формирования).

Начальники МПВО НКВД (МВД) СССР

1940-1949 - В. В. Осокин - генерал-лейтенант,

1949-1959 - И. С. Шередега - генерал-лейтенант.

Начальники ГО СССР

1961-1972 - В. И. Чуйков - Маршал Советского Союза,

1972-1986 - А. Т. Алтунин - генерал-полковник (до 1977), генерал армии,

1986-1991 - В. Л. Говоров - генерал армии,

1991-1991 - Б. Е. Пьянков - генерал-полковник.

Начальники (Руководители) ГО России

Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации

Примечания

1. Материал об истории Гражданской обороны и ее современном состоянии

3. Термины МЧС