Лекарственные средства аптечного ассортимента. Ассортимент, виды ассортимента фармацевтических товаров По способу формирования ассортимент аптеки является и

В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 №61 «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации могут приобретать и продавать:

  • · лекарственные препараты;
  • · изделия медицинского назначения;
  • · посуду для медицинских целей;
  • · предметы и средства личной гигиены;
  • · предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет;
  • · очковую оптику и средства ухода за ней;
  • · минеральные воды;
  • · продукты лечебного, детского и диетического питания;
  • · биологически активные добавки;
  • · парфюмерные и косметические средства;
  • · медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.

Для сохранения высокой конкурентоспособности товарный ассортимент аптек должен быть широким, глубоким, сбалансированным. Управление ассортиментом как единым целым и ориентация закупочной деятельности на потребителя, а не на поставщика - вот, в чем суть изменений, которые должны привести компанию к успеху.

Чтобы сформировать оптимальный ассортимент в аптеке, ориентированный на потребителя, необходимо пройти несколько этапов. На рисунке 1 представлены этапы оценки ассортимента аптечной организации.

Рисунок 1 Схема анализа и оценки результатов управления ассортиментом товаров аптечной организации

Первый этап направлен на решение вопроса о том, что продавать и кому продавать.

Формирование товарного ассортимента аптечными организациями в большой степени зависит от установленных законами, регламентирующими обращение лекарственных средств, требований. Ниже представлена основная законодательная база по ассортименту и обращению лекарственных средств.

  • 1. ФЗ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
  • 2. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93.
  • 3. Приказы Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзора от 20 июля 2010 г. N 290 «О государственной регистрации продукции территориальными органами».
  • 4. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов».
  • 5. Приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств».
  • 6. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
  • 7. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II).
  • 8. Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список III).
  • 9. Приказ Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».
  • 10. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г., № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей уголовного кодекса РФ, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса РФ».
  • 11. Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2013 г. № 78 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
  • 12. Указ Президента РФ от 22 февраля 1993 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».
  • 13. С 01.03.2015 г. вступят в силу новые Перечни ЖНВЛП и минимального ассортимента согласно Распоряжения Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

В аптечных организациях законодательством предусмотрен необходимый минимум товаров или минимальный аптечный ассортимент. Позиции, входящие в этот список, должны быть в аптеке всегда. Кроме того, разработан Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, они должны быть в обязательном порядке вне зависимости от форм собственности. Далее ассортимент формируется исходя из специфики своего местонахождения, близости медицинский учреждений.

В основе ассортиментной политики аптеки всегда должно лежать определение целевой группы клиентов. Это необходимо для того, чтобы более точно определить ассортимент, а продажа лекарств «для всех и каждого» чревата либо переполнением склада товарными запасами, либо недостаточным количеством позиций ассортимента для целевых категорий клиентов.

Ассортимент формируется из спроса потребителей, который зависит:

  • · от время года (сезонные товары);
  • · категории потребителей данной аптеке (пенсионеры, молодые семьи, рабочие и т.д.);
  • · рекламных кампаний фармацевтических производителей;
  • · близость лечебных учреждений и соответственно рецептурных назначений врачей.

Второй этап основан на анализе, уже имеющегося ассортимента, по количественным и качественным показателям. В пункте 1.3 данной дипломной работы рассмотрены основные показатели ассортимента и в практической части работы все эти характеристики будут рассчитаны для седативных средств.

Третий этап называется оценка управления ассортиментом. Управление аптечным ассортиментом должно обеспечить широкое, бездефектурное удовлетворение спроса населения и медицинских организаций в товарах и за счет этого получить максимально возможную прибыль. Все это должно осуществляться при оптимальных (минимально возможных) товарных запасах. Управление финансами, необходимыми для формирования товарных запасов, должно сводиться к максимально эффективному использованию собственных и заемных средств.

Для стабильного функционирования аптечной организации, управление ассортиментом должно быть основано на следующих видах анализа:

  • · Анализ влияния отдельных наименований на товарооборот аптеки (АВС - анализ);
  • · Анализ ассортимента по маркетинговому потенциалу (XYZ-анализ);
  • · Анализ всего ассортимента по скорости реализации;
  • · Анализ эластичности спроса отдельных наименований.

Таким образом, формирование аптечного ассортимента зависит от таких факторов как государственное регулирование обращения лекарственных средств, потребительские предпочтения, размер аптечной организации; специфика аптеки; наличие конкурентов, характерные заболевания для района деятельности аптеки и др.

В свою очередь, система управления ассортиментов полностью ложится на плечи руководителя аптеки. И то насколько своевременно и грамотно будут производиться анализы ассортимента, будет зависеть успешность работы организации.

Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, лечебную парфюмерно-косметическую продукцию, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.

Общие требования к отпуску лекарственных средств.

2.1. Все лекарственные средства, за исключением безрецептурных, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.

2.4. Аптечным учреждениям (организациям) запрещается отпускать лекарственные средства по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением лекарственных средств по рецептам, срок действия которых истек в период нахождения рецептов на отсроченном обслуживании.

2.7. При наличии в аптечной организации лекарственных средств с дозировкой, отличной от дозировки, выписанной в рецепте врача, фармацевт может принять решение об отпуске больному имеющихся лекарственных средств в случае, если дозировка лекарственного средства меньше дозировки, указанной в рецепте врача, с учетом перерасчета на курсовую дозу.

В случае если дозировка имеющегося в аптечной организации лекарственного средства превышает дозировку, указанную в рецепте врача, решение об отпуске больному лекарственного средства принимает врач, выписавший рецепт.

Больному предоставляется информация об изменении разовой дозы приема лекарственного средства.

2.9. При отпуске лекарственных средств по рецептам врача, действующим в течение одного года, рецепт возвращается больному с указанием на обороте наименования или номера аптеки, подписи работника аптечной организации, количества отпущенного препарата и даты отпуска. По истечении срока действия рецепт гасится штампом "Рецепт недействителен" и оставляется в аптечной организации.

2.12. Рецепты на лекарственные средства с пометкой "statim" (немедленно) обслуживаются в срок, не превышающий один рабочий день с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

Рецепты на лекарственные средства с пометкой "cito" (срочно) обслуживаются в срок, не превышающий двух рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

2.17. Приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену в соответствии с Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55

2.18. Рецепты на транквилизаторы, не подлежащие предметно-количественному учету; антидепрессивные, нейролептические средства; спиртосодержащие лекарственные средства промышленного производства погашаются штампом аптечного учреждения (организации) "Лекарство отпущено" и возвращаются больному на руки.

Для повторного отпуска лекарственного средства больному необходимо обратиться к врачу за новым рецептом.

2.19. Неправильно выписанные рецепты погашаются штампом "Рецепт недействителен" и регистрируются в журнале, форма которого предусмотрена приложением N 4 к настоящему Порядку, и возвращаются больному на руки.

Информация обо всех неправильно выписанных рецептах доводится до сведения руководителя соответствующего лечебно-профилактического учреждения.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Ст. 2 закона:

фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация).

фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка.

Право на осуществление фармацевтической деятельности имеют:

Лица, получившие фармобразование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (п. 1 ч. 2 ст. 69);

Лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (п. 2 ч. 2 ст. 69).

Лица, имеющие фармобразование и не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации (ч. 4 ст. 69).

Ст. 74 Закона 323-ФЗ содержит перечисление того, что аптечные специалисты делать не вправе, в частности, в работе с медицинскими представителями фармацевтических компаний:

Принимать от этих компаний и представителей подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха (п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 74);

Принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний и их представителей (п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 74);

Заключать соглашения о назначении пациентам, предложении населению лекарственных препаратов, медицинских изделий (п. 2 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 74);

Получать образцы лекарственных препаратов для вручения пациентам (п. 3 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 74);

Предоставлять населению недостоверную, неполную или искаженную информацию о наличии лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование (МНН), скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену (п. 4 ч. 2 ст. 74).

Выписывать лекарственные препараты на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата (п. 6 ч. 1 ст. 74).

Лекция № 21

Тема 2.2. Розничная торговля лекарственными средствами.

2. Аптека. Аптечный пункт. Оборудование и оснащение мест продажи. Порядок расчетов с населением через контрольно-кассовые аппараты.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 27 июля 2010 г. № 553н "Об утверждении видов аптечных организаций" утверждены виды аптечных организаций:

1. Аптека:

Готовых лекарственных форм;

Производственная;

Производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

2. Аптечный пункт.

3. Аптечный киоск.

Аптека (собственно) осуществляет следующие функции:

· реализацию населению готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических препаратов) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;

· изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утверждёнными прописями и фасовку лекарственных препаратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;

· отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключённых договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

· реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; изделий медицинского назначения (в частности, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники, в том числе профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других); дезинфицирующих средств; предметов (средств) личной гигиены (в частности, средств ухода за кожей, волосами, ароматических масел и других); оптики (в частности, готовых очков, средств по уходу за очками и других); минеральных вод (натуральных и искусственных); лечебного, детского и диетического питания (в частности, пищевых добавок лечебного и профилактического назначения и других); косметическую и парфюмерную продукцию (далее - товары, разрешённые к отпуску из аптечных организаций);

· отпуск предметов через пункт проката в соответствии с установленным порядком;

· предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

· оказание первой медицинской помощи;

· оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.

Аптечный пункт осуществляет следующие функции:

· реализацию населению лекарственных препаратов по рецептам врача (кроме наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ) и без рецепта врача; реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;

· изготовление лекарственных препаратов по рецептам врача, изготовленной внутриаптечной заготовки в соответствии с утверждёнными прописями и фасовку лекарственных препаратов с последующей их реализацией;

· отпуск лекарственных средств бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключённых договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

· предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;

· предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения необходимой информации об имеющихся в аптечном пункте лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

Аптечный киоск осуществляет следующие функции:

· реализацию населению лекарственных препаратов без рецепта врача; реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;

· предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях;

· оказание первой медицинской помощи.

2.3. Аптечные организации в своей работе должны руководствоваться определенными требованиями, установленными государственными стандартами, санитарными, противопожарными правилами и другими нормативными документами, правилами охраны труда и техники безопасности.

2.8. Аптечная организация должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации, надлежащие условия розничной торговли лекарственными препаратами и другими товарами, разрешенными к отпуску из аптечных организаций.
2.9. В аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены:

Копии лицензий на фармацевтическую деятельность и другие виды деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

Информация о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью;

Книга отзывов и предложений;

Информация о группах населения, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение и внеочередное обслуживание, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

Информация о лице, ответственном за лекарственное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий населения по льготам (для аптечных организаций, осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов);

Информация о номерах телефонов и режиме работы справочной фармацевтической службы;
- информация о наименованиях отделов или зон отпуска соответствующих групп товаров;

Информация о сроках хранения лекарственных препаратов, изготовленных в аптеке (аптечном пункте);

Ценники на предлагаемые безрецептурные лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций;

Информация о сотрудниках аптечной организации, непосредственно обслуживающих население (таблички, бейджи и прочие с указанием ФИО и должности);

Информация о дежурном администраторе (ФИО, должность) и нахождении кнопки сигнального вызова дежурного администратора (за исключением аптечного киоска);

При наличии пункта проката, информация о перечне предметов, выдаваемых на прокат;

Копия или выписка из Федерального закона "О защите прав потребителей"
2.10. В процессе своей деятельности специалисты аптечной организации обязаны соблюдать нормы фармацевтической деонтологии и этики.
3.1. Все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации.
Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
3.3. Аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: "Аптека", "Аптечный пункт", "Аптечный киоск", "Аптечный магазин"; организационно-правовой формы и формы собственности; фирменного наименования организации; местонахождения (в соответствии с учредительными документами), а также режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек. Наименование вида аптечной организации должно быть выполнено шрифтом, размер которого позволяет четко в любое время суток различить надпись с расстояния не менее 25 метров. При размещении аптечной организации внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания.
Аптечная организация, оказывающая лекарственную помощь в ночное время, должна иметь освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время, с указанием часов работы, звонок для вызова посетителем работника аптечной организации.
3.4. При закрытии аптечной организации для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования или в связи с ее ликвидацией население извещается об этом объявлением, размещенным на входной двери, за 5 дней до закрытия аптечной организации. В объявлении указывается адрес ближайших аптечных организаций.
3.7. Помещения аптечных организаций должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим лицензионным требованиям и условиям.
3.8. Аптечные организации должны иметь централизованные системы электроснабжения, отопления, водоснабжения, приточно-вытяжную вентиляцию, канализацию.
При организации аптечных пунктов при лечебно-профилактических учреждениях они могут быть оснащены системой кондиционирования; административно-бытовые помещения могут быть общими. В аптечных организациях, расположенных вне городов, возможно наличие автономного отопления, канализации и водоснабжения.
3.9. Внутренние поверхности стен, потолков должны быть гладкими, допускать возможность проведения влажной уборки. Полы производственных помещений и материальных комнат должны иметь не образующее пыль покрытие, устойчивое к воздействию средств механизации и влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств. Материалы отделки помещений должны соответствовать требованиям соответствующих нормативных документов.
Отделка административно-бытовых помещений допускает использование обоев, ковровых покрытий, паркета, масляных красок и т.п.
3.10. Помещения для хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи Российской Федерации и их надлежащую сохранность. Помещения аптечных организаций, расположенных в городе, должны быть оснащены системами охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением или круглосуточно охраняться охранным предприятием, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
3.11. Помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ в обязательном порядке должны оборудоваться многорубежными системами охранной сигнализации с подключением каждого рубежа на отдельные номера пультов централизованного наблюдения, при этом:
- дополнительными рубежами сигнализации защищаются внутренние объемы и площади помещений, сейфы (металлические шкафы), используемые для хранения наркотических средств, психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ;
- рабочие места персонала, производящего операции с наркотическими средствами, психотропными, ядовитыми и сильнодействующими веществами, а также помещения для их хранения оборудуются сигнализацией.

3.12. Входная дверь в помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ должна быть металлической или деревянной, обитой железом с обеих сторон с загибом листа на торец двери внахлест или на внутреннюю поверхность двери, толщиной не менее 40 мм; обрамление дверного проема должно быть выполнено из стального профиля, внутри - решетчатая металлическая дверь.

3.13. Помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ в обязательном порядке должны быть оборудованы внутренней решеткой на оконных проемах (или решеткой между рамами), выполненной из стального прута диаметром не менее 16 мм. Пруты должны быть сварены в каждом узле и образовывать ячейки не более 150x150 мм.
3.14. Доступ в производственные помещения, помещения хранения товара имеют лица, уполномоченные в установленном порядке. Доступ посторонних лиц в указанные помещения исключается.
3.15. Аптечная организация должна быть оборудована соответствующей светозвуковой и противопожарной сигнализацией, обеспечивающей все условия для сохранности товарно-материальных ценностей и соблюдения противопожарной безопасности.

3.16. В аптечных организациях должно быть выделено специальное помещение (шкаф) для хранения моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и материалов, применяемых при уборке помещений и обработке оборудования.

3.18. В гардеробной верхняя одежда и обувь должны храниться отдельно от санитарной одежды и обуви.

3.19. Аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями:

Производственные помещения должны быть оборудованы аптечной мебелью, технологическим и другим оборудованием, разрешенными к применению, инвентарем в соответствии с действующими нормативными документами, учитывающими объем и характер деятельности аптечной организации;

Все приборы, аппараты, используемые в аптечной организации, должны иметь технические паспорта, сохраняющиеся в течение всего времени эксплуатации. Необходимо регулярно проводить поверку приборов, аппаратов, используемых в аптечной организации, в соответствии с требованиями нормативных документов;

Для хранения наркотических средств, психотропных веществ при наличии лицензии на право работы с этими группами необходимо наличие сейфов; для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ - металлических шкафов;
- торговый зал должен быть оборудован витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, а также обеспечивать удобство в работе для персонала аптечной организации. Возможна открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций;
- помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены шкафами, стеллажами, поддонами, подтоварниками для их хранения; помещения хранения термолабильных лекарственных препаратов должны быть оснащены оборудованием, обеспечивающим необходимые условия хранения;

6.11. Для информации о лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, могут быть использованы витрины различного типа, где выставляются лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача, и образцы имеющихся товаров. Лекарственные препараты на витринах размещаются отдельно: лекарственные препараты для внутреннего употребления и лекарственные препараты для наружного применения. Внутри групп лекарственные препараты располагаются по фармако-терапевтическому признаку.

6.12. В залах самообслуживания посетитель вначале получает всю необходимую информацию об интересующих его безрецептурных лекарственных препаратах, других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, от консультанта, работающего в зале, затем с выбранным товаром обращается к контролеру-кассиру.
6.14. Контрольно-кассовые аппараты аптечной организации должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения аптечной организации в установленном порядке.

6.15. Покупатель вправе возвратить или заменить товар ненадлежащего качества, приобретенный в аптечной организации (за исключением тех товаров, которые включены в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации в соответствии с действующим порядком

Требования к персоналу аптечных организаций

8.1. Фармацевтические должности в аптечных организациях занимают специалисты-провизоры или фармацевты в соответствии с установленным порядком.

8.3. В отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров и реализующих товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, допускается привлечение лиц со средним или средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием в качестве консультантов.

8.5. Персонал аптечных организаций должен соблюдать правила личной гигиены, включая использование специальной одежды.

8.6. С целью обеспечения санитарных требований сотрудники аптечных организаций должны проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке.

8.7. Не допускаются к работе лица с признаками заболевания, открытыми ранами, пока состояние их здоровья может быть причиной риска контаминации товаров, реализуемых в аптечной организации.

8.8. Не разрешается в производственных помещениях, а также на рабочих местах в торговом зале курение, прием пищи, хранение личных лекарственных препаратов, продуктов питания, напитков, табачных изделий.

1

Формирование товарного ассортимента аптечными организациями в значительной степени обусловлено правовыми ограничениями и требованиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими обращение лекарственных средств и иных товаров медицинского назначения. Действующими законами и иными нормативными правовыми актами регламентированы: перечень товаров медицинского назначения, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, перечень лекарственных препаратов для отпуска бесплатно. Введены ограничения по ассортименту аптечных пунктов, аптечных киосков, медицинских организаций и их подразделений, расположенных в сельских районах, в которых отсутствуют аптечные организации, регулированию цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты и др. В статье выявлены проблемы формирования ассортимента товаров, связанные с их правовой регламентацией.

аптечные организации.

регламентация ассортимента

товары медицинского назначения

лекарственные средства

1. Постановление Правительства РФ от 19января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

2. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2010г. № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

4. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов».

5. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. №785 «О порядке отпуска лекарственных средств».

7. Приказ Минздравсоцразвития России от 15 сентября 2010 г. № 805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи».

9. ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Формирование товарного ассортимента аптечными организациями в значительной степени обусловлено правовыми ограничениями и требованиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими обращение лекарственных средств и иных товаров медицинского назначения.

Значительную долю в ассортименте товаров аптечных организаций занимают медицинские изделия. Термин «медицинские изделия» введен законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым «медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека» . Согласно данному определению, к медицинским изделиям относятся и изделия медицинского назначения, и медицинская техника, которые в классификаторе продукции включены в разные группы и обозначены разными кодами, в т.ч.: 93 9000 «Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения прочая», 94 0000 «Медицинская техника», 25 1400 «Изделия из латексов и клеев», 25 4500 «Изделия медицинские, санитарно-гигиенические и предметы ухода за больными неформовые», 49 6910 «Изделия санитарно-гигиенические / керамические» (судна подкладные, горшки детские, урны и др.), 54 6350 «Бумага и изделия бытового, санитарно-гигиенического и медицинского назначения», 81 5800 «Изделия медицинские», 81 9510 «Вата гигроскопическая (81 9511, 81 9512, 81 9513), 81 9520 «Вата медицинская компрессная», 84 6000 «Изделия медицинские», 85 7000 «Изделия рабочие и специального назначения» и другие . Доказать принадлежность товаров к медицинским изделиям указанных видов можно на основании регистрационных удостоверений и данных государственного реестра медицинских изделий.

В перечень товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, помимо медицинских изделий, включены «очковая оптика и средства ухода за ней». При этом непонятно, с какой целью «очковая оптика», которая относится к медицинским изделиям, была выделена в отдельную группу.

В отношении других указанных в перечне товаров («посуда для медицинских целей», «предметы и средства для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет», «средства ухода за очковой оптикой», «предметы и средства личной гигиены») требуются уточнения и установление порядка их идентификации. Что будет являться идентифицирующим признаком их принадлежности к соответствующей группе товаров? Если в качестве такого признака будут использоваться коды по классификатору продукции, тогда необходим официальный перечень таких кодов, как, например, в налоговом законодательстве при решении вопроса о применении льготных ставок налога на добавленную стоимость, в частности для «медицинских товаров» и «товаров для детей». Следует заметить, что в налоговом законодательстве в понятие «медицинские товары» включены медицинская техника, протезно-ортопедические изделия, очки, линзы и оправы для очков и другие .

Возникают вопросы и в отношении медицинских и санитарно-просветительных печатных изданий, предназначенных для пропаганды здорового образа жизни, которые могут реализовывать аптечные организации. Что имеется в виду: книжная продукция, периодические издания (газеты, журналы)? Почему выбран только печатный вариант, поскольку существует и аудио-, видеопродукция, которая была бы приемлема и для людей с ограниченными возможностями.

В отношении ассортимента лекарственных средств для аптечных организаций законодательством предусмотрены дополнительные требования и ограничения.

Во-первых, аптечным организациям разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации, информация о которых содержится в Государственном реестре лекарственных средств, являющемся федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения .

Во-вторых, для некоторых видов аптечных организаций установлены ограничения по ассортименту лекарственных средств , . В частности, аптечным киоскам разрешено продавать только лекарственные средства, разрешенные к отпуску без рецепта врача (фельдшера). Ассортимент таких лекарственных препаратов определяется в соответствии с указаниями о порядке отпуска, содержащимися в информации на упаковке и инструкциях по медицинскому применению препаратов. Для аптечных пунктов регламентирован запрет на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Аптеки могут осуществлять реализацию любых лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации, однако для реализации наркотических и психотропных лекарственных препаратов необходима дополнительная лицензия на деятельность, связанную с их оборотом. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утверждается Правительством РФ. Перечень сформирован из отдельных списков, для которых установлены разные меры контроля .

В настоящее время в России зарегистрированы лекарственные препараты восьми международных непатентованных наименований (МНН) наркотических средств Списка II (Бупренорфин, Дигидрокодеин, Морфин, Омнопон, Просидол, Промедол, Фентанил, кодеиносодержащий препарат Кодтерпин). Из числа психотропных веществ Списка II зарегистрирован только один лекарственный прапарат (Кетамин). Из Списка III зарегистрированы препараты 4 МНН психотропных веществ (Буторфанол, Налбуфин, Натрия оксибутират, Тианептин). С учетом новой редакции Перечня, которая вступает в силу с 8 августа 2013 года, лицензия на право деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров потребуется и для реализации таких лекарственных препаратов, как Алпрозалам, Диазепам, Золпидем, Клоназепам, Лоразепам, Медазепам, Мидазолам, Нитразепам, Оксазепам, Фенобарбитал, Флунитразепам, Хлордиазепоксид, которые будут включены в Список III психотропных веществ. До 8 августа 2013 года эти препараты относятся к Списку сильнодействующих веществ и подлежат международному контролю.

Реализация остальных лекарственных препаратов осуществляется на основании лицензии на фармацевтическую деятельность, и их ассортимент также регулируется в соответствии с требованиями нормативных документов. Некоторые лекарственные средства запрещены к отпуску амбулаторным больным, поэтому не подлежат отпуску из аптечных организаций, обслуживающих население . Это лекарственные препараты, используемые только в медицинских организациях: эфир наркозный, хлорэтил, фентанил (кроме трансдермальной лекарственной формы), фторотан, кетамин и др.

Кроме того, все аптечные организации обязаны выполнять требования системы мер государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших .

Введены ограничения и в отношении ассортимента лекарственных препаратов для отпуска гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь. Перечни лекарственных препаратов для обеспечения граждан, имеющих право на набор социальных услуг, утверждаются Минздравом России, а для обеспечения граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой (финансируемых из регионального бюджета), - региональными нормативными правовыми актами. Аптечные организации, участвующие в лекарственном обеспечении таких граждан, формируют запасы и осуществляют отпуск лекарственных препаратов с этой целью в соответствии с данными перечнями.

Введены ограничения по ассортименту лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные учреждения. Перечень лекарственных препаратов (за исключением наркотических и психотропных лекарственных препаратов) для этих организаций и их подразделений устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ . В ряде субъектов РФ принятые для этих целей перечни носят ограничительный характер в отношении ассортимента лекарственных препаратов.

Некоторые рецептурные препараты могут быть включены в ассортимент аптек или аптечных пунктов при соблюдении дополнительных требований к организации их хранения, утвержденных приказом Минздравсоцразвития (Минздрава) России. В частности, особые требования установлены для лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, которые необходимо хранить в металлических или деревянных шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня . Перечень таких лекарственных средств утвержден приказом Минздрасоцразвития (Минздрава) России .

Сильнодействующие лекарственные средства независимо от того, подлежат или не подлежат предметно-количественному учету, должны храниться в металлических шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня11. Список сильнодействующих веществ утвержден Постановлением Правительства РФ . В современном ассортименте лекарственных препаратов зарегистрировано 26 МНН сильнодействующих веществ. С учетом внесенных изменений в списки психотропных и сильнодействующих веществ с 8 августа ассортимент сильнодействующих лекарственных препаратов уменьшится до 14 МНН (Бензобарбитал, Гексобарбитал, Гестринон, Даназол, Зопиклон, Клонидин, Левомепромазин, Метандиенон, Нандролон, Сибутрамин, Тестостерон, Тиопентал натрия, Трамадол, Тригексифенидил) .

Действующие правовые ограничения в отношении ассортимента лекарственных средств обусловлены особыми свойствами фармацевтической продукции, в силу которых теория свободного рынка для них неприемлема. Указом Президента РФ лекарственные средства отнесены к видам продукции, свободная реализация которых запрещена .

Аптечным организациям при формировании ассортимента, помимо законодательно установленных ограничений, необходимо учитывать и нормативные акты предписывающего характера. В соответствии с законодательством аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи . Минимальный ассортимент разрабатывается в целях обеспечения доступности для пациентов наиболее востребованных и необходимых для оказания медицинской помощи лекарственных препаратов, обязательных для наличия в аптечных организациях.

Критериями при формировании минимального ассортимента лекарственных препаратов являются:

Государственная регистрация лекарственных препаратов;

Эффективность и безопасность лекарственных препаратов при использовании для предотвращения и облегчения симптомов заболевания, а также лечения легких, неосложненных форм заболеваний, не требующих сложных методов диагностики и лечения при использовании всеми возрастными группами населения;

Возможность безопасного самостоятельного применения лекарственных препаратов пациентами в амбулаторных и домашних условиях без необходимости регулярных консультаций и наблюдения со стороны врача (фельдшера).

При этом в минимальный ассортимент не включаются: лекарственные препараты, входящие в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ; входящие в перечень лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету; входящие в списки сильнодействующих и ядовитых веществ; лекарственные средства в лекарственных формах для инъекционного, инфузионного введения, имплантации, за исключением растворителей; лекарственные средства, предназначенные для медицинского применения в рамках оказания специализированной медицинской помощи .

По нашему мнению, перечень, сформированный на основе таких критериев и ограничений, вряд ли сможет соответствовать продекларированной цели. Указанные выше критерии и ограничения скорее отвечают требованиям формирования перечня лекарственных препаратов, которые могли бы отпускаться из аптечных организаций без рецептов. При этом критерием оценки соблюдения аптечной организацией минимального ассортимента должно быть не формальное его наличие в торговом зале, а способность удовлетворить спрос покупателей, в том числе в пределах норм времени обслуживания рецептов, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ .

В настоящее время приказом Минздравсоцразвития (Минздрава) России утверждены два перечня минимального обязательного ассортимента: один - для аптек готовых лекарственных форм, производственных, производственных с правом изготовления асептических лекарственных препаратов, второй - для аптечных пунктов, аптечных киосков и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность . Второй перечень содержит весьма ограниченный ассортимент лекарственных препаратов, который не может гарантировать доступность для пациентов лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

В связи с изменением социально-экономической политики государства социальная направленность деятельности аптечных организаций утрачивается, и на первое место выходят коммерческие интересы собственников. В этом плане можно сопоставить минимальный ассортимент с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), без применения которых, по мнению экспертов, при угрожающих жизни заболеваниях и синдромах может наступить прогрессирование заболевания или появятся ухудшение его течения, осложнения или может наступить смерть пациента, а также лекарственные средства для специфической терапии социально значимых заболеваний. Перечень ЖНВЛП утверждается Правительством РФ в целях лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения РФ.

На основании федерального перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов органы исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, должны формировать соответствующие территориальные перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, однако на практике такие перечни дублируют утвержденный федеральный перечень ЖНВЛП. Территориальные перечни для обеспечения государственных гарантий необходимо разрабатывать, исходя из региональных особенностей, с учетом специфики оказания разных видов медицинской помощи и стандартов ее оказания (для стационарной медицинской помощи, для амбулаторной медицинской помощи, для отпуска гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий бесплатно и со скидкой и др.).

Между тем, несмотря на значимость жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для обеспечения доступности лекарственной помощи, для аптечных организаций не регламентирована обязательность их наличия в ассортименте (в отличие от минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи), что может привести к вымыванию из ассортимента аптечных организаций «неудобных» товарных позиций, для которых предусмотрены дополнительные затраты на организацию их хранения и учета, препаратов с невысокой стоимостью, затраты на продвижение и реализацию которых превышают доходы от их реализации. Тем самым снижается доступность ЖНВЛП для населения.

По нашему мнению, для обеспечения доступности лекарственной помощи населению необходимо формировать перечень ЖНВЛП, в котором целесообразно делать отметки, регламентирующие использование препаратов (например, «для стационарной медицинской помощи», «для амбулаторной медицинской помощи», «минимальный ассортимент для аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков, для индивидуальных предпринимателей» и др.), совмещая, таким образом, предназначение двух перечней - перечня ЖНВЛП и обязательного для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей минимального ассортимента лекарственных препаратов.

Приказ Минздравсоцразвития России от 15 июня 2010 г. № 447 «Об организации работы по формированию минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи».

Библиографическая ссылка

Тарасевич В.Н., Новикова Н.В., Солонинина А.В., Одегова Т.Ф. ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9360 (дата обращения: 08.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Ассортимент - это подбор товаров разных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку и предназначенных для наиболее полного удовлетворения спроса.

Основополагающим признаком отнесения продукции к медицинской и фармацевтической является применение ее в здравоохранении для больных и здоровых людей с диагностической, лечебно-оздоровительной и профилактической целью. Это специфическая особенность основной массы, что предъявляет к их качеству высокие требования.

В аптечных учреждениях могут реализовываться следующие группы:

1) лекарственные средства (фармакологические средства и лекарственные препараты);

2) медицинская техника (инструменты, приборы, аппараты, оборудование, расходные материалы);

3)изделия медицинского назначения, в том числе вата, марля, изделия из них, нетканые материалы и изделия из них, перевязочные материалы с клейкой поверхностью, изделия санитарии и предметы ухода за больными;

4) парафармацевтическая продукция, в том числе лечебно-косметические товары, санитарно-гигиенические средства, минеральные воды, диетическое и детское питание, очковая оптика, диагностикумы и реактивы, средства для защиты растений и средства санитарии и гигиены для животных.

Ассортимент лекарственных средств - это номенклатура (перечень) различных лекарственных препаратов, объединенных по фармакотерапевтическому, фармакологическому, химическому или иному признаку, и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной фармакотерапии и возможностей выпуска лекарств отечественной и зарубежной фармацевтической промышленностью.

Виды ассортимента .

Промышленный - это совокупность товаров, вырабатываемых предприятиями различных отраслей промышленности. Он подразделяется на: а) отраслевой, б) региональный, в) предприятия.

Торговый - это совокупность товаров, поступающих в оптовые и розничные предприятия или в сферу обращения и реализации.

Виды ассортимента товаров

Торговый ассортимент лекарственных средств бывает:

Широкий - свыше 70 наименований (например, на аптечных складах, в аптеках);

Узкий - до 70 наименований (в специализированных аптеках, в фито-аптеках, при подготовке специальной информации для врачей-специалистов, например, ЛОР, офтальмологов, урологов и т.д.).

В торговле также различают:

Сложный ассортимент, который объединяет большое число разновидностей товаров;

Простой ассортимент включает небольшое число товаров. Он характерен для аптечных пунктов, киосков, в которых разрешена продажа ЛС и парафармацевтической продукции, рекомендованных к отпуску без рецепта врача.

В соответствии с необходимостью безотказного обслуживания потребителей для торговых предприятий иногда устанавливается набор товаров, который обязательно должен быть в наличии. Такой обязательный перечень товаров называют ассортиментным минимумом.

Ассортиментный минимум ЛС устанавливается соответству-юшим приказом МЗ РФ для аптечных организаций в зависимости от их категории. Кроме того, ежегодно утверждается «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», которые в обязательном порядке должны быть в аптечных организациях независимо от форм собственности.

Классификация товаров аптечного ассортимента:

1. Лекарственные препараты

2. Лекарственное растительное сырье в заводской упаковке

3. Медицинские изделия

4. Дезинфецирующие средства

5. Предметы личной гигиены

7. Минеральные воды

8. Лечебное питание

9. Детское питание

10. Диетическое питание

11. Косметическая продукция

12. Парфюмерная продукция

2.1. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ
"Об обращении лекарственных средств"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность ассортиментной политики в аптечных организациях, принципы и закономерности ее формирования, предъявляемые требования. Способы и методы управления ассортиментом. Исследование и анализ ассортиментной политики аптечной организации "Аптекарь".

    курсовая работа , добавлен 07.09.2014

    Сущность товароведной деятельности и требования к товарной информации. Понятия, функции и запросы к маркировке. Информационные знаки и технические документы как средства торговой информации. Реклама и маркетинговая деятельность ОАО "Глория Джинс".

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Способность товара удовлетворять конкретные потребности человека. Показатели, характеризующие соответствие товара и его частей силовым и скоростным возможностям организма. Свойства фармацевтических товаров и изделий. Потребительные свойства товаров.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2010

    Определение, сущность, первичные источники, характерные черты и виды товарной информации. Понятие и основные требования к маркировке товаров как способу защиты потребительского рынка от некачественной продукции. Особенности маркировки подакцизных товаров.

    реферат , добавлен 15.12.2009

    Классификация фармацевтических товаров по срокам их использования, характеру спроса и по терапевтическим свойствам. Правила выписывания рецептов на гомеопатические препараты. Разновидности биологически активных добавок, причины их популярности в России.

    реферат , добавлен 11.05.2011

    Ознакомление с потребительскими свойствами бумаги и картона. Классификация и характеристика ассортимента школьно-письменных и канцелярских товаров; изучение требований к их качеству. Рассмотрение правил маркировки, упаковки и хранения продукции.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Классификация непродовольственных товаров. Требования к хранению отдельных групп товаров. Особенности хранения бытовых химических товаров. Условия хранения текстильных и швейно-трикотажных товаров. Пути улучшения хранения непродовольственных товаров.