Главные угрозы для безопасности россии. Национальная безопасность и национальные интересы россии

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Характер военно-политической обстановки в мире позволяет заключить, что угрозы безопасности Российской Федерации в среднесрочной перспск-тиве носят комплексный характер и предопределяются борьбой мировых центров силы за получение доступа к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам, в том числе и на постсоветском пространстве.

Наиболее полно весь спектр угроз Российской Федераиии получил от-ражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных за-конах «Об обороне», «О безопасности». Военная сфера и угрозы в ней отра-жены в Военной доктрине РФ.

В настоящее время и в краткосрочной перспективе для уверенного, спо-койного решения вопросов мирной жизни, Россия должна найти убедитель-ные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности 3 . На фоне активно идущего переустройства мира появилось множество новых проблем, с кото-рыми рсально сталкивается наша страна. Эти угрозы менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности в полной мере до конца ие осознан. В целом очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного простран-ства и, что крайне опасно, его распространению на зону наших жизненно важных интересов.

Так, весьма значительной остается террористическая угроза, причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и по-лем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессио- нальное противостояние, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей.

Серьезные опасности связаны и с распространением оружия массового по- ражения. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этомустремятся, последствия будутпросто катастрофическими.

Российская Федерация однозначно выступает за укрепление режима не-распространения без каких либо изъятий, на основе мсждународного права. Известно, что силовые методы редко приносят искомый результат, а их по-следствия подчас становятся страшнее изначальной угрозы.

Значимым направлением международной политики на протяжснии де-сятилетий является разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире. Между тем на фоне такой острейшей угрозы, как международный терроризм, ключевые вопросы ра-зоруженческой тематики фактически выпали из глобальной повестки, в то время как говорить о конце гонки вооружений преждевременно.

Более того, маховик гонки вооружений сегодня раскручивается, и она сама реально выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала так называемых дестабилизирующих видов оружия.


До сих пор не обеспечены гарантии невывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Существует потенциальная угроза создания и распростране-ния ядерных зарядов малой мощности. Кроме того, в средствах массовой информации, в экспертных кругах уже обсуждаются планы использования межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками. Пуск такой ракеты может спровоцировать неадекватную реакцию со сторо-ны ядерных держав, включая полномасштабный ответный удар с использо-ванием стратегических ядерных сил.

При этом далеко нс все в мире смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков, доставшихся нам от эпохи глобальной кон-фронтации. Не смогли, несмотря на то что в мире произошли кардинальные перемены. И это тоже серьезно мешает находить адекватные и солидарные ответы на общие проблемы.

Продолжают сохраняться угрозы в экономической сфере, проявляющиеся всокращении и невосполнении производства, снижении инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого секто-ра, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.

Эти угрожающие проявления характеризуются увеличением вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, уве-личением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собствен-ности из России, неконтролируемой утечкой капитала, ростом зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, не-развитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.

Падение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Росси-ей передовых позиций в мире, снижению качества исследований на страте-гически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потен-циала государства, делает труднодостижимой кардинальную модернизацию национальной технологической базы.

Угрозой безопасности России в социальной сфере, является увеличение удельного веса населения, живушего за чертой бедности, расслоение обще-ства на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граж-дан, усиление социальной напряженности.

Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к сниже-нию интеллектуального и производительного потенциала России, сокраще-нию численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завое-ваний.

Угроза истощения природных ресурсов иухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития то-пливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законо-дательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоем-кости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Нарастает тенденция исполь-зования тсрритории России в качестве места захоронения опасных для окру-жаюшей среды материалов и веществ, размещения на российской террито-рии вредных производств.

Увеличивается вероятность катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной дсятельности.

Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежаг практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохранения и соци-альной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкого-ля и наркотических веществ.

Последствиями этого глубокого системного кризиса являются резкое со-кращение рождаемости и средней продолжительности жизни, повышение смертности, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы разви-тия производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Демографическая ситуация в стране является катастрофической.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в междуна-родной сфере проявляются через попытки других государств противодейст-вовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирую-щегося многополярного мира. Это находит свое отражение в действиях, направленных на нарушение территориальной целостности Российской

Федерации, в том числе с использованием межэтнических, религиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ.

Исходным моментом в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ является то, что значение воснной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая об-становка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, террито-риальную целостность, соииально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегиче-ским зонам и коммуникациям и другие.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воз-действию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявлять-ся в политической, военно-политической и силовой формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существует три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооружен-ныхСил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К основньгм внешним угрозам 4 следует отнести:

развертывание группировок сил и средств, имеюших целью военное на-падение на РФ или ее союзников;

территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политиче-ского или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

осуществление государствами или общественно-политическими структу-рами программ по созданию оружия массового поражения;

вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

наращивание группировок войск, ведушее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к ихтерритории морских водах;

расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Рос-сийской Федерации или ее союзников;

деятельность международных исламскихрадикальных группировок, уси-ления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;

вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Рос-сийской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой ус-тойчивости войск;

действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс-портным коммуникациям;

дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

попытки насильственного изменения конституционного строя;

планирование, подготовка и осущсствление действий по нарушению и дезорганизаиии функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, воен-ные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструк-туры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо-руженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории Российской Феде-рации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

широкомасштабная деятельность организованной преступности, угро-жающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Фе-дерации;

деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти-ческих движений в Российской Федерации.

К особому понятию трансграничные угрозы относятся политические, во-енно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Россий-ской Федерации, которые совмеща^ст в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источ-никам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являют-ся внешними. Значение трансграничных угроз для безопасности РФ и для российского военного планирования будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:

создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союз-ников;

деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа под-рывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, созда-ниеугрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную про-тивозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политиче-ской безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ;

ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союз-никам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;

международный терроризм в случае, если деятельность международных террористов напрямую затрагивает безопасность РФ;

деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки нар-котиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внут-ренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осу-ществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответ-ствующими органами стран-союзников РФ.

Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом по-ложений международного и гуманитарного права, исходя из примата интере-сов национальной безопасности РФ и российского законодательства. На се-годняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликт-ных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки с мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, парт-нерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

Российское военное планирование в области строительства и примене-ния Вооруженных Сил РФ в первой половине XXI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопреде-ленности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно из-менить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. Однако сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования одно-значного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию военного планирования для россий-ских Вооруженных Сил.

В качестве факторов неопределенности выделяются: Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерога-тив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширсние прак- тики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, сутественно уменыпит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуа-ций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребоватьог России серьезной корректировки планов военного строитель-ства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопас-ности ООН полномочий по санкционированию применения военной силыв мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения меж-дународной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в спектр допусти-мых военных инструментов за счет реализации в новых образиах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и при-нятие политических решений о возможности их расширенного финансиро-вания рассматриваются в Министерстве обороны РФ какфактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ста-вится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах против военных и гражданских цслсй с цслью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов граждан-ской инфраструктуры. Понижение порога применения ядерного оружия на оперативно-тактическом и тактическом уровнях, девальвирующее значение обычных вооруженных сил и вооружений, превращает угрозу применения ядерного оружия из политической в военно-политическую. Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения воору-женных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать большую востребо-ванность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональ-ных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо общей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появлсние в рсгиональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер воору-женной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реали-зации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработ-ки и применения ОМП в региональных конфликтах как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по со-трудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудниче-ству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабиль-ности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрегыения политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России при-дется противостоять в одиночку. В случае же, если произойд

Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформи-ровавшимся воснным потенциалом, проиесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут воз-никать сложности, связанныс с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларацияхстран-членов Альянса. В противном случае парт-нерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в слу-чае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной пс-рестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностран-ных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключа-ется и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безоиасности России, с учетом имеюшихся факторов неопределенности, показывает сте-пень изменений, произошедших в мире за последнее дссятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боево-го противостояния, учет которых необходим при оценке перспектив обеспс-чения национальной безопасности в России.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества-семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.
Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; расширением НАТО на восток; возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки; возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.
Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий

Еще по теме 30.5. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации:

  1. 30.6. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
  2. 30.3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Политология

Тема: Главные угрозы для безопасности России



Введение

Заключение

Список литературы

Введение


Безопасность Российской Федерации - это состояние защищенности жизненно важных интересов ее граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Под угрозами безопасности мы понимаем потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям нации и Государства. Угрозы безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе и за пределами её территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.

К основным объектам безопасности относятся:

личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности;

государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность

Угроза безопасности Российской Федерации есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности в зависимости от сфер жизнедеятельности общества и государства, на которые направлены угрозы безопасности. их можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

угроза безопасность экономическая россия

1. Угрозы безопасности: внешние, внутренние, трансграничные


Сегодня существует несколько типов угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные. К внешним угрозам следует отнести развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Р.Ф. со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

.снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

2.снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

.усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

.наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

.повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

.ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

.создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

.территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

.международный терроризм;

.ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

.резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

.активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

К внутренним угрозам специалисты относят: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

1.усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;

2.деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;

.усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

.криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;

.резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста - научно-технический потенциал - за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;

.усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;

.усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;

.повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

.снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;

.демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Негативными тенденциями характеризуется экологическая обстановка в мире. Её характерными чертами являются истощение природных ресурсов, периодическое возникновение обширных зон экологических бедствий и катастроф, деградация возобновляемых природных ресурсов. Для большинства стран характерно применение экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте. Реальную угрозу интересам России представляет тенденция использовать её территорию для размещения вредных отходов химической и атомной промышленности развитых стран Европы.

Нарастают негативные тенденции в мировой социальной сфере. Отмечается увеличение удельного веса больных, инвалидов, людей, страдающих от голода и недоедания, употребления некачественной воды. Остается высокой доля безграмотных и безработных (по официальному показателю уровня безработицы Россия пока входит в число наиболее благополучных стран, занимая примерно 7-е место в мире). Однако по классификации Международной Организации Труда в России насчитывается более 5 млн. безработных. Примерно столько же трудятся неполную рабочую неделю или находятся в вынужденном отпуске, снижается уровень материального обеспечения населения. Расширяются до угрожающих размеров миграционные процессы. Ухудшаются показатели физического и умственного развития людей.

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения. Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Потребление учтённого и неучтённого алкоголя на душу населения в перерасчете на чистый спирт составляет от 11 до 14л, тогда как ситуация оценивается опасной при показателе - 8л

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

Деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан. Трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;

Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

Деятельность международных террористических организаций.

Терроризм, имея весьма сложное содержание, затрагивает национальную безопасность страны на всех ее уровнях - межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Кроме того, внутренний и международный терроризм нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию.

Внутригосударственный и международный терроризм несут в себе угрозу аналогичного характера. Вообще, граница между этими видами терроризма настолько зыбкая (по мнению большинства ученых, террористические акты, совершаемые в России - это проявления именно международного терроризма), что четкое разделение угроз от них, как видится автору, весьма затруднительно.

Терроризм несет угрозу интересам страны в социальной сфере, которые заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Разрушая экономическую и политическую системы жизни общества, терроризм препятствует достижению высшей ценности общества, которая заключается в его собственном благополучии.

Терроризм нарушает главное неотъемлемое право каждого человека - право на жизнь. Результат двух чеченских войн и деятельности всех про - и антироссийских администраций - полномасштабная гуманитарная катастрофа. За 12 лет антитеррористической войны в Чеченской Республике суммарные потери составили около 45 тыс. человек. Свыше полумиллиона жителей Чечни и прилегающих территорий вынуждены были покинуть свои дома

Процесс выявления источников опасностей и угроз требует ясного понимания их общих и специфических признаков. Источники опасности для безопасности государства находятся в самых различных сферах жизнедеятельности общества. Представляется, что наиболее существенные из них скрыты в сферах политических отношений государства, классов, социальных групп общества; экономических отношений; духовно-идеологической, этно-национальной и религиозной, а также в экологической сфере и сфере обеспечения информационной безопасности и др.

2. Угрозы национальной экономической безопасности


Экономические угрозы заключены в экономических отношениях, в экономических категориях - изменении курсов валют, процентных ставок, цен, нарушениях обязательств по контрактам и т.д. Объектами экономических угроз являются экономики целых стран, регионов, отраслей, отдельные экономические системы, предприятия, группы населения, семьи, точнее - семейные бюджеты (домашние хозяйства - по западной терминологии) как экономические системы нижнего иерархического уровня. Таким образом, экономические угрозы - это угрозы экономическим системам, порождаемые экономическими отношениями и явлениями. Однако коренные причины возникновения экономических угроз обычно кроются не в самой экономике, а в других сферах

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России

Дезорганизация национальной экономики - вплоть до ее банкротства (в результате проведения целенаправленных и масштабных спекуляций на рынке ценных бумаг либо массированного предъявления платежных требований, которые РФ как страна-должник окажется не в состоянии выполнить, с последующим арестом зарубежного имущества и замораживанием банковских счетов и прочими негативными последствиями).

Экономическая блокада, или "мягкое эмбарго" (в форме интенсивной, целенаправленной конкуренции).

Продовольственная уязвимость. Россия рискует перейти в импорте продуктов питания "красную" черту: критический для продовольственной независимости страны уровень порядка 30 %, в то время как в ряде промышленных областей доля зарубежного продовольствия составляет до 60 %. К этому сценарию примыкает проблема биологической деградации населения вследствие последовательного ухудшения структуры питания и качества продуктов массового потребления.

Существует не только вероятность деградации российской экономики до уровня природно-сырьевого анклава мирового хозяйства, но и возможная перспектива поэтапного выведения страны из мировой торговли ресурсами.

Угроза криминализации общества - утрата государством контроля над экономической и финансовой деятельностью.

По некоторым оценкам, криминальными группировками в той или иной форме контролируется 20-30 % коммерческих и банковских структур. Проявлением этой угрозы является и крупномасштабная коррупция во всех эшелонах власти.


3. Принципы обеспечения безопасности Российской Федерации


Основными принципами обеспечения безопасности являются:

законность;

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности Российской Федерации

При обеспечении безопасности Российской Федерации не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством


4. Основные функции системы безопасности


Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов без-

опасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации создаются и развиваются в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента России, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;

службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны МЧС;

пограничные войска ФПС, внутренние войска МВД;

органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности

Заключение


Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

В современных условиях как внутренние, так и внешнеполитические успехи стран определяются не только их военной и экономической мощью, но и успехами в установлении фактического контроля над основными информационными и культурными процессами. Отставание в области информационных технологий превращается в серьезную глобальную угрозу безопасности. поскольку создает реальные возможности эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран в своих целях, распространять и внедрять свои идейные ценности, свою культуру и язык, тормозить духовно-культурное развитие остального мира, трансформировать и даже подрывать его духовно-нравственные устои. Вместо "горячих" войн для достижения своих политических целей все чаще стали использоваться методы информационной войны.

Система международной безопасности, созданная после окончания Второй мировой войны, изначально не предусматривала мер противодействия подобного рода угрозам, поэтому одна из основных задач, встающих перед человечеством, воздвигнуть прочный барьер на пути столь опасных явлений.

Список литературы


1.Закон Российской Федерации " О Безопасности" М. 1992

2. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А. Безопасность жизнедеятельности. М 2009

3. Кошелев А.Н. Национальная экономика. М 2008

4. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности 2005

.. Белых В.С. Проблемы национальной экономической безопасности России "внутренние и внешние факторы" Бизнес, менеджмент и право Научно практический экономико правовой журнал №2 2007

6. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. - М.: Гардарика, 2004.

7. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в 21веке - М.: Юридический институт МИИТа, 2002.

8. Куликов. А Антитеррористическая борьба требует системной координации // Хранитель,19 октября 2006 г.

В современном мире в свете последних событий, все чаще поднимаются темы, объясняющие факторы риска и в целом все военные угрозы национальной безопасности России. Чтобы рассмотреть эту проблему шире, необходимо для начала разобраться с самим понятием. Удовлетворение любых национальных интересов в современном мире происходит благодаря обоюдному и взаимному действию стран, находящихся на мировой арене при содействии сил непосредственно внутри страны. Такие отношения находятся на грани сотрудничества и противоборства - одновременно. можно рассматривать такое положение дел, как обыкновенную борьбу за выживание. Поэтому, так или иначе, но страны должны учитывать обоюдные интересы. Но при несоблюдении правил игры или наплевательском отношении одного государства к другому это может быть расценено, как угроза безопасности или целостности государства, как минимум в экономическом плане.

Что такое угроза безопасности

Таким образом, военные угрозы национальной безопасности России могут быть определены, как косвенные или прямые возможности нанесения рисков свободе, конституционным правам, территориальной ценности, уровню и качеству жизни граждан, развитию, безопасности и обороне государства.

Такие столкновения на почве удовлетворения своих национальных интересов и являются первым шагом к проблемам, связанным с безопасностью. Так выглядит трактовка понятия, но исходя из этого, нужно отметить следующее. При отсутствии национального интереса угрозы как таковой не существует, таким образом, это может быть классифицировано как опасность, которая сама по себе может появиться не только вследствие деятельности человека, но и природных, техногенных и стихийных катастроф.

Классификация угроз

Перед тем как рассмотреть, насколько национальная безопасность РФ крепка и откуда необходимо ожидать опасность, стоит разобрать виды угроз.

Потенциальная угроза всегда рассматривается во время разработок и создания любой программы. Несмотря на план и его направленность, такие риски должны обязательно просчитываться. В это же время непосредственные угрозы требуют немедленного задействования специальных систем и «рычагов» для кризисного принятия адекватной ответной меры. Чаще всего очагом таких проблем являются именно потенциальные угрозы. Источники могут иметь целенаправленный характер, для какой-то определенной цели и относительно географической направленности. Последние, в свою очередь, могут быть обусловлены не только внешними, но и внутренними источниками, о которых мы поговорим подробнее на конкретном примере.

Внутренние угрозы национальной безопасности России

На данный момент основные угрозы военной безопасности можно разделить на следующие:

  • в обществе может являться одним из самых опасных рисков. Это так называемая бомба замедленного действия, которая может разорваться в любой момент, как только пропасть между богатыми и бедными достигнет критического предела. Отсюда следует рост напряженности в обществе, проституция, алкоголизм, наркомания, криминальная составляющая.
  • Ресурсная ориентация, в данном примере нефть и газ, безусловно, позволяет иметь высокий доход для всего государства, но при этом, стоит отметить, что ни о каком устойчивом и стабильном экономическом росте речи и идти не может.
  • Усиление разрыва роста экономики между разными регионами. В условиях, когда один регион живет лучше другого, разрушаются связи, и это однозначно не способствует интеграции между регионами.
  • Криминогенная обстановка всего общества в России. В последнее время участились случаи нетрудового дохода, причем это может наблюдаться как среди обычного населения, так и верхушки власти, что сказывается на общей нестабильности и неустойчивости экономики. В такой ситуации вывести национальную экономику из сложившегося кризиса практически невозможно.
  • Проблемы, связанные с уменьшением научно-технического потенциала, как основы роста экономики. На самом деле национальная безопасность РФ находится перед достаточно серьезной угрозой, из-за того, что в последнее время Россия не делала достаточного вклада в наукоемкие отрасли, поэтому необходимого научного потенциала просто нет.
  • Сепаратистские взгляды отдельных территорий, что функционируют по принципу федеративного устройства.
  • Межнациональная и межэтническая напряженность, которая в последнее время только усиливается.
  • Демографический кризис и снижение физического здоровья населения.

Если рассматривать в купе все вышеприведенные угрозы безопасности, видно, что они достаточно тесно связаны. При возникновении одной может стать актуальной следующая, и так далее по цепочке. Ликвидация всех этих проблем необходима для того, чтобы обеспечить сохранение государственности. Но помимо внутренних угроз, особенное внимание стоит уделить и внешним.

Внешние угрозы национальной безопасности России

Что касается проблем извне, то тут все намного проще, и они кажутся более очевидными, так как в основном от их действия страдает вся страна целиком. Среди таких угроз можно отметить следующие:

  • Международный терроризм.
  • Уменьшение роли РФ в мировой политической и экономической жизни, из-за целенаправленных действий как конкретных государств, так и организаций (пример ОБСЕ и ООН).
  • Территориальная экспансия относительно Китая и Японии.
  • Постоянное увеличение военного присутствия НАТО.
  • Размещение вблизи границ России военных сил, в частности США.
  • Повсеместное распространение оружия массового поражения.
  • Ухудшение отношений со странами СНГ, в частности Беларусью и Украиной.
  • Кризис оборонного потенциала страны.
  • Постоянное возникновение военных вооруженных противостояний вблизи границ и стран СНГ, яркий тому пример и военный переворот 2013-2015 гг.
  • Ослабление позиции в сфере телекоммуникаций, из-за ряда стран, которые вкладывают в информационную войну просто колоссальные средства.
  • Активизация на территории РФ иностранных организаций, шпионов и так называемой

Таким образом, внутренние и внешние угрозы обязательно требуют постоянного наблюдения для того, чтобы безопасность была под контролем.

Проявление угрозы со стороны США (Холодная война)

На самом деле, попытки проявления недружественного отношения со стороны США были постоянно, и об этом свидетельствует много фактов, и такие маневры от этой стороны будут продолжаться и далее. этой проблемы вряд ли можно найти, так как интересы РФ и Америки лежат в абсолютно разных плоскостях и понимании происходящего. Но, как уже успели отметить эксперты, Холодная война на самом деле не закончилась, а всего лишь был взят небольшой перерыв, чтобы с новой силой ударить по России.

Многое может пролить свет на последние шахматные рокировки в Восточной Европе и интерес Соединенных Штатов во всем этом. Несмотря на то что ЦРУ имеет 4 базы за пределами Америки, в планах, скорее всего, построить еще одну прямо у границ с Россией, а именно на Украине.

Как видно из последней ситуации в этой стране, украинские структуры некомпетентны, сумасбродны, лживы и ко всему прочему видны откровенные элементы неуважения ни к президенту России, ни к государству в целом. В случае если база ЦРУ будет открыта, то Америка сможет вести разговор с РФ, уже если не на повышенных, то на уверенных тонах. Таким образом, у границ появится опытная, высоко отлаженная структура, которая устанавливала свой порядок более чем в 40 странах.

Конфликт на Украине как прямая угроза

Затрагивая тему "врага у ворот", безусловно, стоит отметить, что военные угрозы национальной безопасности России стали критическими после конфликта на Украине, и это отмечают компетентные службы всего мира.

Итак, предположим, что в планах правительства самой «демократической» страны в мире (по версии ее же самой), действительно стоит строительство баз на Украине. Зачем это нужно и что это даст по факту? На самом деле ответ кроется не только в геополитическом контроле этого региона. Естественно, в этой стране первым делом будет создан специальный центр по подготовке радикалов и террористов, для того чтобы впоследствии они были переброшены в Россию для наведения беспорядков. В данном случае речь идет о тех молодых людях, которых идеологически обрабатывали еще с начала 90-х. Теперь практически большая половина дружественной, братской и когда-то единой страны в составе СССР считает Россию корнем всех бед и главным врагом, поэтому с радостью пойдет обучаться убивать врага на американские полигоны.

Радикалы и террористические организации

Не меньшей проблемой может быть отмечена угроза терроризма и радикализма. Первоочередной задачей таких организаций является обострение градуса напряжения, наведение хаоса, беспорядков и страха в обществе, необходимость раскачивать ситуацию и напрягать обстановку.

Как известно, прямых доказательств того, что США в промышленных масштабах создает террористов, достаточно много, но вот мировая общественность почему-то постоянно закрывает на это глаза (по непонятным причинам). В Афганистане это была Аль-Каида, и ее действия прямым образом были направлены против СССР. После распада необходимость в ней спала, а после был убит и двойной агент ЦРУ Усама Бен Ладен, как лишний и уже ненужный свидетель, но в СМИ он подавался как террорист №1.

Что мы видим в современном мире? Ливия, Сирия, Украина, а дальше кто? А следующей будет Россия, и поможет Америке в этом ИГИЛ. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что угроза терроризма в основном идет только от одного «демократического» государства, которое под прикрытием ярого борца с этими структурами само и создает опасность.

НАТО

Несмотря на то что базы НАТО заполонили весь мир, прямые военные действия с РФ практически исключены. Поэтому со стороны этого блока военные угрозы национальной безопасности России близки к нулю. Об этом может говорить много фактов, и, конечно же, не последнюю роль играет Российский «ядерный кулак». Никто не хочет обрекать всю планету на смерть, а открытие Южного и Восточного фронта как раз может привести к этому. Конечно же, не исключается вероятность активного участия этого блока, если РФ все-таки сможет выдержать экономическую блокаду и санкции, но все же это опять-таки будет не открытая, а подпольная деятельность в подготовке боевиков, террористов и переброска их на территорию. Но, так или иначе, такие внешние военные угрозы, как можно смело расценивать, как потенциальные

Экономическая угроза (санкции)

В ходе последних событий, хочется понять, почему такая крупная, богатая и сильная страна страдает от намеренного экономического воздействия? А проблема в следующем, как говорится, «пришла беда, откуда не ждали». Современная Россия — это сырьевой придаток экономики, но только не собственной, речь идет про экспорт. Удар санкций был настолько спланированным и ощутимым, что были задействованы все мировые рычаги. Это и искусственное снижение цен на нефть со стороны арабских государств, и те ограничения, которая ввела Европа. Современная экономика РФ в большей степени игнорирует потребности гражданина, как и 20 лет назад. Современный бизнес сам по себе производит недостаточно, а зачастую просто торгует своим сырьем или, и того хуже, импортными товарами. Поэтому был сделан упор на самые уязвимые и жизненно необходимые отрасли. Это надо расценивать как толчок к перепрофилированию на восточный рынок, вот только не поздно ли, разве нельзя было предвидеть этот ход?

Современные угрозы

Безусловно, терроризм - угроза национальной безопасности России №1, но если посмотреть в недалекое будущее, то к этой проблеме может прибавиться еще несколько, не менее важных. Уже начиная с 2015 года, РФ может оказаться в самом центре схватки "насмерть" за природные богатства. Мир стал перестраиваться от многополярности к полицентризму, начался рост нестабильности, ожесточение конкуренции между новыми центрами силы. Современный мир вступает в один из самых сложных демографических, экологических и сырьевых периодов. Россия в этой ситуации - очень важный игрок, благодаря своему И никакая военная угроза не страшна лишь тогда, когда с тобой считаются как с равным, а в случае с Россией - когда боятся. Поэтому, сколько бы попыток для ослабления ее геополитических и географических позиций ни проводилось, все они будут сведены на нет. Но благодаря тому, что рост на сырьевое топливо постоянно растет, а газ и нефть, будут оставаться основными источниками энергии и иметь прогнозированную долю 84% до 2030 года, время России еще впереди. Единственная опасность в том, что РФ граничит с 16 государствами, которые то и дело стараются пересматривать свои границы.

Прогноз на будущее

Конечно, отношения Кремля с Брюсселем и Вашингтоном уже никогда не станут прежними. И в ответ на все угрозы НАТО, систем НПРО США, постоянных «цветных» революций в ряде постсоветских стран и у границ России правительство обновило доктрину, где говорится про обеспечение национальной безопасности государства. По этому документу, в ответ на действие сразу будет следовать противодействие, благодаря чему вся страна может спать спокойно и не волноваться за свое будущее.