Банкротство предприятия: понятие, виды, процедура ликвидации компаний с долгами. Банкротство бюджетного учреждения Банкротом может признано казенное предприятие

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений.

Документ под названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предлагает разделить все государственные и муниципальные учреждения на три типа: казенные, автономные и бюджетные.

Казенные учреждения - государственные (муниципальные) учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно закону, перечень казенных учреждений будет ограничен. В их число войдут разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в том числе противопожарной, миграционной и таможенной служб, Федеральной службы безопасности и т.д.

Все остальные госучреждения получат статус автономных и так называемых новых бюджетных учреждений. Для этого вводится упрощенный порядок изменения типа государственного и муниципального учреждения, не требующий реорганизации и предусматривающий лишь внесение соответствующих изменений в учредительные документы.

Автономное учреждение, согласно документу, избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.

Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях будет устанавливаться Минфином России. Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества. Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены медучреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.

Установлено, что бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при накоплении долгов его руководитель может быть уволен.

Установлен срок переходного периода для вступления в силу положений закона - с 1 января 2011г. до 1 июля 2012г. Предполагается, что в течение переходного периода субъекты РФ будут иметь возможность подготовиться к новым правилам работы, а правительство РФ сможет принять все необходимые решения о перечне бесплатных услуг для населения, которые будут оказывать государственные и муниципальные учреждения. Федеральные органы власти должны не позднее 1 ноября 2010г. представить в федеральное казначейство перечни подведомственных им бюджетных и казенных учреждений. До 1 января 2011г. учредители должны составить перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними. До 1 марта 2011г. учредители должны принять решения об отнесении движимого имущества учреждений к особо ценному. Все необходимые изменения в уставы должны быть приняты до 1 июня 2011г.

Кроме того, уточнены положения в части возможности оказания бюджетными учреждениями платных услуг сверх установленного госзадания. В частности, установлено, что бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива, что призвано избавить новые бюджетные учреждения от излишней коммерциализации.

Устанавливается обязанность для всех бюджетных учреждений проводить тендеры при любых закупках. Учредителями образовательных учреждений могут быть не только российские некоммерческие организации, общественные объединения и религиозные организации, но и иностранные. Также допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Финансовое обеспечение образовательной деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также обеспечение госзаказа осуществляются на основе федеральных и региональных нормативов.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него в оперативном управлении имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества учреждения, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Бюджетные учреждения не вправе совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом автономные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ.

Закрытие и ликвидация Ликвидация любой некоммерческой организации из-за банкротства идет обычно в три основных этапа. Во-первых, принимается решение о закрытии организации и формируется комиссия по ликвидации. В ходе организации комиссии, которая будет заниматься процессом, выбирается ликвидатор. После того как решение вступает в силу, ликвидируемая организация обязана в кратчайшие сроки сообщить о процессе в Единый государственный реестр. Помимо реестра организация обязана уведомить о начатом процессе ближайший территориальный орган, занимающийся регистрацией. Документы о ликвидации выдаются на руки через 2-3 месяца после того, как процесс будет запущен. Все это первый этап ликвидации. На втором этапе заканчивается подготовка и начинается сама ликвидация.

Банкротство бюджетных учреждений

Обязательное условие для начала процедуры банкротства – это наличие в собственности у некоммерческой организации какого-либо имущества, которое может подвергнуться взысканию. Имущество организации должно быть обособленным. Это значит, что организация вправе распоряжаться этим имуществом. Именно из-за обособленности имущества банкротство не может распространяться на заводы казенного типа.


В этом случае ответственность за них несет государство. Важным элементом банкротства некоммерческой организации является очередность удовлетворения требований. Таким образом, удается не только заплатить долги кредиторам, но и обеспечить защиту интересов работников организации.

Лица, не подлежащие банкротству

Внимание

Имеет ли право подать заявление о банкротстве сам должник (муниципальное предприятие), и какие могут наступить риски? Субсидиарная ответственность не ляжет на руководителя данного предприятия? Либо нужно, чтобы лучше с заявлением выходил не сам должник? Заявление о банкротстве вправе подать сам должник, что касается ответственности, она может наступить, если будет установлено, что должник не обратился с таким заявлением в установленный законом срок. Банкротство бюджетного учреждения По информации нашего источника, Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а также подзаконные акты к нему будут проходить апробацию на площадке Республики Татарстан. Сегодня этот закон один из самых обсуждаемых в стране.

В чём особенности банкротства некоммерческих организаций

Поправки в закон были внесены только в 2012 году. Обращение в суд В суд может обратиться как представитель организации, имеющий для того полномочия, так и кредитор, требующий возмещения потерянных средств. Рассмотрением дел занимается арбитражный суд. Процесс банкротства некоммерческой организации включает в себя стандартные пять стадий, характерных для любой процедуры банкротства, начиная от наблюдения и заканчивая финансовым оздоровлением. Возможно решить вопрос до обращения в суд, сразу заключив мировое соглашение или проведя санацию организации в целях ее восстановления.
Отсылки к закону и документам Если внимательно знакомиться с 165 статьей Гражданского кодекса РФ, становится понятно, что некоммерческой организацией могут считаться юридические лица.

An error occurred.

Важно

Следует отметить, что правило о признании банкротами в зависимости от характера и целей деятельности ГК установил не только в отношении юридических лиц, но и граждан. Можно ли обанкротить бюджетное учреждение Бюджетное подразделение может относиться к одной из трёх регламентированных законом форм:

  • автономная;
  • бюджетная;
  • казенная.

Это не означает, что одни учреждения получают преимущества перед другими. По финансовым результатам своей деятельности они могу изменять эту форму.


Хорошо сработало бюджетное учреждение по итогам финансового года, оно становится автономным. Сработали плохо – переходят в разряд казенных. И наоборот.

Банкротство бюджетного учреждения

Процесс считается завершенным, когда все долги выплачены. Банкротство автономного учреждения Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое. Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд. Сделать это возможно при выполнении трёх основных условий:

  • наличие денежного долга от 100000 рублей для предприятий и учреждений, от 10000 рублей для граждан и предпринимателей;
  • если должник на протяжении трех месяцев не выполняет обязательства по займу;
  • сумма задолженности должна быть большей, чем стоимость имущества должника.

Банкротство предприятий и учреждений в России Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве.

Можно ли обанкротить частное образовательное учреждение

Например, можно закрыться способом поглощений более крупным предприятием;

  • Для АНО подходит вариант реструктуризации;
  • Для автономных некоммерческих организаций допускается закрытие способом смены состава учредителей.

Автономное предприятие некоммерческого профиля может ликвидироваться по решению судебных органов. Тесное взаимодействие с другими организациями на фоне ослабевающего финансирования нередко приводит руководство в тупик. Кредиторы, которые опасаются за свои средства, могут инициировать обращение в суд с требованием принудительно закрыть организацию, которая стоит на пороге банкротства.
В этом случае учредители избавляются от необходимости проводить все этапы добровольной ликвидации, ведь причина закрытия становится очевидной.

Ликвидация автономной некоммерческой организации

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.Согласно ст.Большинству некоммерческих организаций имущество принадлежит на праве собственности.Лишь один вид некоммерческих организаций - учреждение - обладает имуществом на праве оперативного управления и имеет весьма ограниченные возможности им распоряжаться.Можно сделать вывод, что практически у всех некоммерческих организаций есть экономические предпосылки для применения к ним процедур несостоятельности.Поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, необходимо обеспечить как интересы их кредиторов, в том числе работников организации, так и интересы самой организации на случай наступления неплатежеспособности.

Банкротство автономного учреждения

На погашение долговых обязательств перед началом дела о банкротстве некоммерческой организации выделяется три месяца. После начала конкурсного производства управляющему дается ровно год на реализацию имущества должника. В ряде случаев можно продлить этот срок с помощью обращения в арбитражный суд.

Максимальная длительность срока продления составляет еще 6 месяцев. На организацию после начала процедуры конкурсного производства накладываются следующие обязательства:

  • необходимо будет расплатиться со всеми долгами, включая текущие;
  • необходимо проследить, чтобы на организацию более не накладывались никакие финансовые санкции, усугубляющие ее положение;
  • необходимо снять конфиденциальность с дел компании, объявив о ее финансовом положении.

Последнее обязательство позволяет сформировать конкурсную массу, на основании которой будут вестись торги за имущество.

Банкротство муниципального автономного учреждения

Как нужно правильно проводить возбуждение дела о банкротстве - мы расскажем по ссылке. Итог конкурсного производства – это запись в реестре о ликвидации должника, как юридического лица и полное прекращение его деятельности. Важно помнить, что на любом этапе есть вероятность как восстановления платежеспособности должника, что является основанием для закрытия дела о банкротстве, так и заключения мирового соглашения. Суть мирового соглашения зависит от его условий и разнится от случая к случаю Правила банкротства некоммерческих организаций Банкротство некоммерческих организаций подчинено ряду специфических правил, о которых необходимо помнить. В основном правила не отличаются от основной процедуры, применяемой к коммерческим организациям, но ряд нюансов все же имеется.
Банкротство некоммерческих организаций В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом. Так, ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г. « О несостоятельности (банкротстве) предприятий» допускал применение процедур банкротства только к юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, каковыми на тот момент являлись предприятия. ГК отступил от данного принципа, признав субъектами несостоятельности фонды и потребительские кооперативы.

В частности, установлено, что бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива, что призвано избавить новые бюджетные учреждения от излишней коммерциализации. Устанавливается обязанность для всех бюджетных учреждений проводить тендеры при любых закупках. Учредителями образовательных учреждений могут быть не только российские некоммерческие организации, общественные объединения и религиозные организации, но и иностранные.

Также допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Финансовое обеспечение образовательной деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также обеспечение госзаказа осуществляются на основе федеральных и региональных нормативов.

Мда... вумники, иногда думать надо, полезно бывает..
нашел без вашего форума...
Закрывайте тему.

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 июня 2007 г. N А36-3174/2006
(извлечение)

См. также определение ФАС ЦО от 29 декабря 2008 г. N А36-3174/2006 и постановление ФАС ЦО от 5 февраля 2009 г. N А36-3174/2006 (Ф10-6432/08)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от должника - ОНО ДОС ПТУ ВНИИТТИ - С.С.А. - представитель (доверенность б/н от 18.06.2007 по 18.06.2008); от временного управляющего - Е.К.В. - определение суда от 21.12.2006; от конкурсного кредитора - ЗАО ТПК "В" - К.И.В. - директор (протокол N 1 от 28.05.2003),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Торгово-промышленная компания "В", Липецкая область, на определение Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2006 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007 по делу N А36-3174/2006, установил:
Должник - организация научного обслуживания Дрязгинская опытная станция Государственного научного учреждения всероссийского научно-исследовательского института табака, махорки и табачных изделий Российской академии сельскохозяйственных наук обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании ее несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2006 заявление должника принято к производству, в отношении ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ введена процедура наблюдения.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 21.12.2006 временным управляющим утвержден Е.К.В.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007 определение от 06.12.2006 оставлено без изменения.
Не соглашаясь с определением Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2006 и постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007, кредитор ЗАО "Торгово-промышленная компания "В" обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеназванные судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Заявитель жалобы указывает на то, что должник является учреждением, в отношении которого не может быть проведена процедура банкротства; судом применен закон, не подлежащий применению.
В судебном заседании представитель ЗАО ТПК "В" подержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель должника и временный управляющий просили оспариваемые судебные акты оставить без изменения как принятые в соответствии с действующим законодательством.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены, в судебное заседание не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в порядке ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, судебная коллегия считает необходимым определение Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2006 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, директор ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ обратился в арбитражный суд с заявлением должника о признании организации банкротом в связи с невозможностью удовлетворения требований кредиторов и наличием оснований, предусмотренных статьей 9 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Установив, что заявление ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ подано с соблюдением требований, установленных ст.ст. 125, 126 АПК РФ, ст.ст. 29, 34, 35, 37, 38 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", суд первой инстанции принял его к производству и ввел в отношении должника процедуру банкротства - наблюдение.
Оставляя определение суда без изменения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ по своей организационно-правовой форме является унитарным предприятием, в связи с чем на него распространяется действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Кассационная коллегия считает необходимым согласиться с таким выводом.
Так, определяя организационно-правовую форму ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ, суд правомерно исходил из положений Устава ОНО "Дрязгинская опытная станция", в соответствии с которыми организация является коммерческой, цель деятельности - извлечение прибыли, имущество принадлежит организации на праве хозяйственного ведения.
Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ зарегистрировано Межрайонной ИФНС России N 3 по Липецкой области 20.04.2005 в качестве государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области (уведомление от 10.06.2005 N 08-2299) ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ по Общероссийскому классификатору правовых форм присвоен код 42 - унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.
Не смотря на то, что устав ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ прямо не обозначает организационно-правовую форму должника как государственного предприятия, вместе с тем устав определяет имущественный и организационный статус последней в полном соответствии с положениями ст. 114 ГК РФ об унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, на что правомерно указал суд апелляционной инстанции. Наделение должника имуществом на праве хозяйственного ведения, распоряжение этим имуществом, получение за счет доходов от собственной деятельности прибыли и др., что в целом соответствует нормам ст.ст. 114, 294, 295 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, 30.11.2006 между ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ и Россельхозакадемией заключен договор о закреплении за ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ федерального имущества на праве хозяйственного ведения.
Также статус ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ как унитарного предприятия подтверждается письмом Территориального управления Федерального агентства по Управлению Федеральным имуществом по Липецкой области от 19.02.2007 N 846-05.
Учитывая изложенное, довод заявителя жалобы о том, что ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ является учреждением, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции.
Также не может быть принята во внимание ссылка заявителя жалобы на отсутствие у Г.А.В. полномочий действовать от имени ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ без доверенности, поскольку Г.А.В. согласно приказу ОНО ПОС ГНУ ВНИИТТИ N 105-ЛК от 26.08.2005 является директором Дрязганской опытной станции, в соответствии с Уставом ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ осуществляет организационно-методическое руководство Дрязганской опытной станцией и действует от имени данной организации без доверенности.
Кроме того, полномочия Г.А.В. как директора подтверждаются договором от 30.11.2006, заключенным между Россельхозакадемией и ОНО ДОС ГНУ ВНИИТТИ и подписанным от имени Дрязганской опытной станции директором Г.А.В.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Определение Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2006 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007 по делу N А36-3174/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Бюджетные учреждения в условиях экономического кризиса не редко оказываются на грани банкротства. Но если механизм признания банкротом частной организации или физического лица в целом понятен каждому, то вопрос можно ли признать государственную организацию банкротом и как это сделать остается открытым.

Банкротство бюджетного учреждения

Банкротство – это официальное признание должника несостоятельным перед своими кредиторами . Закон предусматривает возможный вариант банкротства государственных учреждений. При этом должны одновременно выполниться 3 условия:

  • Сумма долга для организации составляет 300000 рублей или выше;
  • Должник не выполняет свои обязательства перед кредитором, работниками или государством в течение 3-х месяцев;
  • Сумма долга выше, чем стоимость имущества должника.

Если все условия, перечисленные выше выполнены, то заемщик может быть признан банкротом и нести ответственность перед кредитором. Причем до недавнего времени арбитражный суд РФ мог признать банкротом абсолютно любое юридическое или физическое лицо, кроме казенных учреждений. Чем же отличается казенное учреждение, от остальных государственных организаций?

Формы бюджетных учреждений

Для начала отметим, что существует 3 формы бюджетных учреждений и каждая из них имеет свою степень финансовой свободы деятельности:
  • Автономная форма - означает, что предприятие может иметь счета в коммерческих банках и самостоятельно формирует необходимые для своей деятельности заказы.
  • Бюджетная форма - означает, что деятельности по формированию заказов у предприятия ограничена, а счета могут быть исключительно в Федеральном казначействе. Причем финансироваться такие предприятия могут как за счет муниципального, так и за счет государственного бюджета.
  • И, наконец, казенная форма означает, что финансирование предприятия ведется строго в соответствии с бюджетом.

Таким образом, казенное учреждение не может быть признано банкротом, потому что оно не контролирует свою финансовую деятельность. Это за него делает государство. Однако, это не значит, что организацию с автономной или бюджетной формой деятельности легко признать банкротом. На деле судебная практика показывает, что сделать это практически невозможно.

Судебная практика

Федеральный закон №83 исключает признание банкротом муниципального учреждения . Поскольку все их имущество принадлежит самому государству, то и в случае закрытия организации или признания его банкротом, все имущество вернется обратно к государству, а значит требования кредиторов о погашении задолженности путем продажи имущества должника не могут быть выполнены. Ни одно судебное решение в пользу кредиторов на сегодняшний день не известно. Однако, есть вариант несения государственными организациями субсидиарной ответственности. Например, за долги ведомств, принадлежащих Российской академии сельскохозяйственных наук, отвечать перед кредитором будет сама академия.

Таким образом, можно сказать, что в Российской Федерации банкротом могут стать любые юридические лица, некоммерческие организации, физические лица, но не государственные организации.

Закона о несостоятельности «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом». Из этого следует, что основанием для признания должника банкротом является невозможность удовлетворения любых требований кредиторов в течение определенного срока, если задолженность достигает установленного законодательством размера. Под должником, согласно той же ст. 2 Закона о несостоятельности, понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.

Можно ли обанкротить частное образовательное учреждение

ГК). В некоторых сделках одной из сторон могут участвовать только специализированные коммерческие организации. Например, только кредитные организации могут являться стороной, принимающей денежные средства и осуществляющей операции по счету в договорах банковского вклада (ст.
834

Внимание

ГК) и банковского счета (ст. 845 ГК). Только банки, иные кредитные учреждения и страховые организации вправе выдавать банковскую гарантию (ст. 368 ГК) и т.д. Необходимо отметить, что имеющиеся ограничения участия в хозяйственном обороте для некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в гражданско-правовых отношениях.


Следовательно, по части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало отличается от правоспособности коммерческого юридического лица.

Лица, не подлежащие банкротству

Важно

Особенно это касается учреждений автономной правовой формы администрирования. У них по новому законодательству:

  • расширены права по распоряжению имуществом;
  • упрощен порядок пользования бюджетными средствами;
  • появилась возможность привлечения внебюджетных источников;
  • возникают новые связи и ответственность перед новыми партнерами;
  • меняется форма взаимодействия с учредителем, которым является государство.

Может ли обанкротиться бюджетное учреждение? Возможно ли, что бюджетные учреждения, получив привилегии от государства, разорятся, пойдут с молотка, будут отданы в частные руки? Сам закон N 83-ФЗ и другие нормативные акты РФ категорически исключают такие риски.


Хотя, на этапе принятия закона, по этому поводу были серьезные споры специалистов. Ни одно дело о банкротстве в судебной практике пока не зафиксировано.

Банкротство бюджетных учреждений

Данная норма защищает права кредиторов бюджетного учреждения.Однако, как уже было сказано выше, собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.Таким образом, законодательством не предусмотрено никаких гарантий прав кредиторов автономных учреждений при его ликвидации.Учитывая изложенное, автономное учреждение не может быть признано банкротом, при этом в случае недостаточности имущества при его ликвидации его обязанности перед кредиторами в силу п. 1 ст. 61 ГК РФ считаются прекращенными.Ю.М.ЛермонтовМинфин России15.03.2010 Вопрос: Поскольку, по мнению ООО, генеральный директор ненадлежаще исполнял возложенные на него обязанности, вследствие чего у общества возникла задолженность перед налоговым органом по налоговым платежам, данное общество, руководствуясь ст.

Банкротство некоммерческих организаций

В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом. Так, ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г.

О несостоятельности (банкротстве) предприятий» допускал применение процедур банкротства только к юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, каковыми на тот момент являлись предприятия. ГК отступил от данного принципа, признав субъектами несостоятельности фонды и потребительские кооперативы.

Следует отметить, что правило о признании банкротами в зависимости от характера и целей деятельности ГК установил не только в отношении юридических лиц, но и граждан.

Можно ли обанкротить бюджетное учреждение

Бюджетное подразделение может относиться к одной из трёх регламентированных законом форм:

  • автономная;
  • бюджетная;
  • казенная.

Это не означает, что одни учреждения получают преимущества перед другими. По финансовым результатам своей деятельности они могу изменять эту форму.

Хорошо сработало бюджетное учреждение по итогам финансового года, оно становится автономным. Сработали плохо – переходят в разряд казенных. И наоборот.


Законом предусматривается усиление ответственности первых руководителей за результаты коммерческой деятельности вверенных им предприятий и учреждений. Например, если задолженность учреждения бюджетной формы выше установленного норматива, то законом предусматривается императивное требование увольнения руководителя.
Особенности и отличия форм новых бюджетных учреждений Самая финансово независимая – автономная форма (АУ).

Возможно ли банкротство некоммерческой организации?

Для этого применяются следующие меры:

  • взыскание задолженности по дебиторской части;
  • закрытие производства, не приносящего прибыль;
  • распродажа имущества, не влияющего на деятельность организации;
  • смена профиля производства.

Продолжительность финансового оздоровления – 2 года (статья 80 ФЗ № 127). В процессе ее осуществления начальство некоммерческой организации остается на рабочих местах, однако их действия ограничиваются.
Прежде чем заключить какую-либо сделку, понадобится согласие административного управляющего. Документы, необходимые для проведения процедуры:

  • график погашения долгов (разрабатывает учредитель организации);
  • схема финансового оздоровления (информация о том, откуда будут браться средства для погашения задолженности).

Процесс считается завершенным, когда все долги выплачены.

Банкротство автономного учреждения

Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое.

Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд. Сделать это возможно при выполнении трёх основных условий:

  • наличие денежного долга от 100000 рублей для предприятий и учреждений, от 10000 рублей для граждан и предпринимателей;
  • если должник на протяжении трех месяцев не выполняет обязательства по займу;
  • сумма задолженности должна быть большей, чем стоимость имущества должника.

Банкротство предприятий и учреждений в России Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве.

До недавнего времени банкротом можно было признать любое юридическое лицо, предприятие или учреждение любой формы собственности, кроме казенных.

Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.Согласно ст.
Большинству некоммерческих организаций имущество принадлежит на праве собственности.Лишь один вид некоммерческих организаций - учреждение - обладает имуществом на праве оперативного управления и имеет весьма ограниченные возможности им распоряжаться.Можно сделать вывод, что практически у всех некоммерческих организаций есть экономические предпосылки для применения к ним процедур несостоятельности.Поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, необходимо обеспечить как интересы их кредиторов, в том числе работников организации, так и интересы самой организации на случай наступления неплатежеспособности. Можно ли обанкротить бюджетное учреждение Некоммерческая организация участвует в различных имущественных отношениях и может выступать в роли должника и кредитора.