Регулирование несостоятельности банкротства. Правовое регулирование банкротства

Институт банкротства - обязательное условие функционирования организаций в рыночной экономике. Процедура банкротства является важнейшим правовым инструментом регулирования имущественных отношений Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И - М. ЮНИТИ 2005. С 213..

В условиях современной финансовой политики процедуры несостоятельности (банкротства) относятся к числу важнейших средств антикризисного управления развитием экономической ситуации на уровне как Российской Федерации и ее субъектов, так и на уровне муниципальных образований. Банкротство нежизнеспособных организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов, наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Что еще более важно, процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способы управления «больными», т.е. финансово неблагополучными организациями.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) имеет давнюю историю, начинающуюся со средневековых итальянских торговцев-» ломбардцев» (ростовщиков, менял, банкиров), которые по традиции ломали скамью, на которой они сидели в торговом зале, символизируя прекращение платежей, что и нашло отражение в термине «банкротство».

Позднее данный термин стал применяться более широко, и в настоящее время Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена возможность объявления банкротом как юридического, так и физического лица.

Исторически сложилось так, что под несостоятельностью понималась удостоверенная судом абсолютная неплатежеспособность должника. При этом в большинстве стран термин «банкротство» - синоним слова «несостоятельность» - применяется для описания уголовно-правовой стороны несостоятельности, инкорпорирован в уголовные кодексы и используется только по отношению к физическим лицам.

Несмотря на то что в российском гражданском законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство» используются как синонимы, следует отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) предусмотрено использование только термина «банкротство» (фиктивное, умышленное). Кроме того, данный термин вообще чаще используется в нормативных актах Российской Федерации.

В России институт банкротства также имеет давнюю историю. Так, в «Русской Правде», одном из древнейших (приблизительно XIII в.) памятников российского правоведения, дошедших до наших времен, содержатся ясные и подробные постановления, касающиеся отдельных аспектов несостоятельности и конкурсного процесса.

Например, по-разному регламентируются последствия банкротства, наступившего в результате неудачного стечения обстоятельств, и несостоятельности, причиной которой являются действия должника, к которым относилось, в частности, пьянство. Если в первом случае проторговавшемуся купцу давался шанс выплатить долги частями и в рассрочку, то во втором случае, по усмотрению кредиторов, все имущество должника и он сам могли быть проданы в счет погашения долга. Кроме того, устанавливалась определенная очередность погашения долгов: в первую очередь выплачивались долги князю, затем - приезжим купцам, остальное имущество распределялось между местными кредиторами.

Специального нормативного акта по вопросам банкротства до XVIII в. принято не было. Вместе с тем регулирование отдельных вопросов, связанных с несостоятельностью должников, содержится в Договоре Смоленска с Ригою от 1229 г., Псковской Судной Грамоте, Судебнике Ивана III, в Уложении царя Алексея Михайловича и др.

После Октябрьской революции 1917 институт банкротства был реформирован применительно к плановой социалистической экономике таким образом, что потерялась вся экономическая основа признания должника несостоятельным.

Следует отметить, что лишь рыночные отношения обусловливают необходимость введения данного института. Так, бурное развитие экономики в рамках «новой экономической политики» в середине 20-х гг. нашего века потребовало включения в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) 1927 г. раздела, посвященного регламентированию процедур несостоятельности.

В дальнейшем вместе с ликвидацией рыночных отношений исчезла необходимость и в признании участников хозяйственного оборота банкротами. При недостатке у предприятия собственных средств или его нерентабельности действовала система дотаций или списания долгов. Ситуация неплатежеспособности предполагалась возможной лишь при ликвидации предприятия в случае недостаточности у него собственных средств. Однако взыскание обращалось лишь на оборотные средства должника, тогда как на здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным средствам, взыскание по претензиям кредиторов не обращалось (ст. 98 ГК РСФСР). При этом долг в невзысканной части просто погашался.

Несмотря на то что уже с 1986 г. широко создавались кооперативы, а в 1990 г. был принят уже вполне рыночный Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года № 445-1, по поводу необходимости принятия закона о несостоятельности (банкротстве) велись жаркие дебаты. Лишь в 1992 г. был принят первый послереволюционный российский закон о несостоятельности предприятии, установивший возможность признания участника хозяйственной деятельности банкротом.

Однако сразу после его принятия стала очевидной недостаточная проработанность его положений. Для восполнения многочисленных пробелов, которые содержались в данном законе, начали приниматься многочисленные подзаконные акты - указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Кроме того, большую роль в обеспечении реализации на практике норм законодательства о банкротстве в условиях их недостаточности и противоречивости сыграл специализированный орган исполнительной власти, издавший ряд ведомственных нормативных актов.

В дальнейшем были созданы самые необходимые условия для практической реализации процедур несостоятельности (банкротства). Так, в 1993 г. в арбитражных судах было возбуждено более 100 дел о несостоятельности, в 1994 г. - около 240, в 1995 г. - 1108, в 1996 г. - 2618. В 1995 г. арбитражными судами были признаны несостоятельными (банкротами) 469 организаций, по 135 делам производство по делу приостановлено и назначена процедура внешнего управления, в 8 случаях определена санация, в 27 случаях между должником и кредиторами заключено мировое соглашение, 143 заявления были отклонены. Число должников увеличилось с 50 в 1993 г. до 1035 в 1996 г. В 1996 г. в отношении 413 организаций арбитражными судами введена процедура внешнего управления, а в отношении 28 должников - санация Свиридов А.К. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти// Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 1..

Сравнительно медленный рост числа арбитражных дел о несостоятельности был, главным образом, обусловлен недостатками основного законодательного акта, регулировавшего до последнего времени вопросы банкротства, - закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий, вступившего в действие с 1 марта 1993 г.

Вышеназванные причины, а также необходимость приведения данного нормативного акта в соответствие с ГК РФ обусловили необходимость принятия нового законодательного акта - Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в действие с 1 марта 1998 г, а затем Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г.

Основной целью хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Однако в погоне за высокими прибылями или под влиянием различных внешних и внутренних факторов можно оказаться в ситуации, когда долгов будет больше, чем имущества. Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов, либо помочь выйти должнику из кризиса.

Основные цели законодательства о банкротстве:

2) обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной фирме.

Нетрудно заметить, что две эти цели противоречат друг другу, поэтому в мировой практике законодательство о банкротстве принято делить на продолжниковое, т.е. защищающее интересы должника, и на прокредиторское, направленное на максимально возможное удовлетворение требований кредиторов. Российское законодательство о банкротстве сочетает в себе элементы и прокредиторского, и продолжникового законодательства;

3) в качестве дополнительной, но довольно значимой цели можно назвать обеспечение наблюдения за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов корпорации, - испытывающей финансовые трудности, в процессе самого банкротства.

Основным юридическим документом, регламентирующим вопросы банкротства, является Федеральный закон (далее - Закон) «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ.

Кроме того, процедуры банкротства регулируются:

Арбитражным процессуальным кодексом (АПК РФ) от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (введен в действие с 1 сентября 2002 г.);

Федеральным законом «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектом естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999 г. № 122 - ФЗ (действует до 1 января 2005 г., после чего вступает в действие § 6 главы 9 нового Закона о банкротстве «Банкротство субъектов естественных монополий»);

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ.

В соответствии с законом о банкротстве, несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Из законодательства о банкротстве вытекают следующие положения:

1) должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случае добровольной ликвидации);

2) критерием несостоятельности должника является его неплатежеспособность, когда должник не может полностью расплатиться по своим долгам. Причем закон не делает различия между задолженностью перед кредиторами по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и кредиторами по другим обязательствам.

Признаки банкротства:

1) неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение одного месяца для кредитных организаций; в течение шести месяцев для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятии и организаций;

2) сумма задолженности (за исключением начисленных штрафов и пеней) на день обращения в суд должна быть не менее:

100 тыс. руб. (по закону о банкротстве 1998 г. - 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ)) для юридического лица;

10 тыс. руб. (по закону о банкротстве 1998 г. - 100 МРОТ) для гражданина; кроме того сумма обязательств должника - гражданина должна быть больше стоимости принадлежащего ему имущества;

50 000 МРОТ для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, кроме того сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования (с 1 января 2005 г. - 500 тыс. руб.);

Независимо от размера кредиторской задолженности при банкротстве отсутствующего должника;

Не менее 1000 МРОТ для кредитной организации.

Не подлежат банкротству в порядке, предусмотренном законом о банкротстве, казенные предприятия.

Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 г. не выделял особых категорий должников, вследствие чего ко всем применялись единые нормы. Закон 2002 г. предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций (страховых организаций, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и др.

Процедуры банкротства можно разделить на внесудебные (добровольные) и судебные, осуществляемые в рамках судебного процесса. К внесудебным процедурам относятся досудебная санация и иные меры по предупреждению банкротства, к судебным процедурам, осуществляемым в рамках судебного процесса, - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Судебное разбирательство может быть начато по заявлению как самого должника, так и конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Конкурсное производство приводит к ликвидации организации, все остальные процедуры - к ее финансовому оздоровлению и, в конечном счете, к привидению организаций в нормальное состояние. Таким образом, процесс по делу о банкротстве не всегда приводит к ликвидации должника.

Понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица не понаслышке знакомо государственным служащим, предпринимателям, специалистам, а также студентам экономических и юридических специальностей. Кто-то из столкнувшихся с данным термином штудирует билеты перед экзаменом, кто-то пишет курсовые или дипломную работу. В более поздний и трудный период жизни с данным явлением встречаются в судах, государственных органах, входя в различные комисии или - в худшем случае - будучи владельцем неплатежеспособного предприятия. Далее более подробно раскроем особенности несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

Банкротство: общее понятие

Если рассматривать данный термин в общепринятом виде, то его значение - неплатежеспособность. Подобные ситуации возникают в момент, когда предприятие или не может рассчитаться со своими обязательствами в отношении банков, налоговых органов, поставщиков или других категорий кредиторов.

Впрочем, в просторечье иногда банкротом называют безработного человека, у которого закончились средства к существованию.

Общая характеристика несостоятельности (банкротства) юридического лица и стереотипы о неплатежеспособности имеют много общего. Вне экономических и юридических отношений, когда человек не имеет денежных средств или их недостаточно, чтобы расплатиться с долгами, как уже было сказано, его называют банкротом. Нормативно-правовые акты дают более подробную информацию. О ней - далее.

Банкротство (несостоятельность) юридического лица с точки зрения законодательства

Важно отметить, что данное явление нельзя описать каким-то одним нормативно-правовым актом. В Российской Федерации главным регулятором со стороны законодательства выступает Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" юридических лиц N 127-ФЗ от 2002 года. Кроме вышеописанного акта, процедура и понятие банкротства регулируются Гражданским кодексом РФ. После 127-ФЗ ГК занимает важную позицию и центральное место. Последний также регулирует несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц.

Кроме того, в данный список можно включить другие федеральные законы:

  • Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями и дополнениями).
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".
  • Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих".

Сюда же входят и многие другие ФЗ о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, которые применяются в соотвествии с той или иной ситуацией.

Вышеперечисленные акты включают в себя такие основные понятия, как:

  • должник;
  • кредитор;
  • несостоятельность (банкротство) юридических лиц;
  • обязательные платежи.

В качестве должника может выступать которые не способны погасить требования своих кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам в течение срока, установленного законом о несостоятельности (банкротстве) физических лиц.

Кредитор - как правило, это юридическое лицо, в отношении которого лежит обязанность должника по оплате финансового долга.

Банкротство (несостоятельность) юридического лица признается арбитражным судом. Понимается как отсутствие у должника способности удовлетворить требования кредитора в отношении денежных обязательств.

Обязательные платежи - это налоги, пошлины, различные сборы и отчисления, например, в Пенсионный фонд или на медицинское страхование работника.

В целом правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица представляет собой довольно сложную систему. Это переплетение множества норм права различного уровня, а также положений и статей из ГК РФ, определяющих такое явление, как несостоятельность (банкротство) юридических лиц. Кратко его объяснить практически невозможно.

С точки зрения делопроизводства

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица включают в себя множество элементов. Если рассматривать процедуру выявления неплатежеспособности на основе судебного права, то, как было описано выше, сам факт банкротства должен установить арбитражный суд. Смысл этого в том, чтобы урегулировать обострившуюся ситуацию между предприятием и кредиторами на законных основаниях. Главная цель - эффективно распределить имущество предприятия и по возможности удовлетворить интересы обеих сторон конфликта, а именно - предприятия и кредиторов.

Итак, физическое лицо признали банкротом. В этом случае списываются все долги, регламентированные в законе, либо их определенная часть. Однако это повлечет некоторые негативные последствия, например, должник не сможет занимать руководящие посты в течение пяти лет, а также появятся проблемы с получением займов.

В случае с предпринимателями наиболее благоприятным вариантом будет не попадать в такие ситуации, когда риск для финансового состояния организации велик. Тут могут помочь комплексные меры профилактики банкротства. В первую очередь это соблюдение всех законов, здравый смысл, контроль за своими сотрудникам и отчетностью, ну и, конечно же, аудит.

Существует довольно большое количество консалтинговых и аудиторских фирм, частных специалистов, бухгалтеров-аутсорсеров, работающих удаленно или приходящих в нужное время. Данные специалисты могут не только помочь предотвратить банкротство (несостоятельность) юридического лица, но также и улучшить желаемые показатели и качество работы в целом.

Если же неблагоприятная ситуация наступила, а предприятие находится в состоянии банкротства, то лучше не затягивать процесс в поисках каких-нибудь обходных путей, а действовать добровольно. Не стоит тянуть время и обманывать кредиторов. Это только усугубит ситуацию и может добавить дополнительные проблемы, например штрафы и более серьезные санкции, вплоть до уголовного наказания.

Также, если на предприятии отсутствует штатный юрист, то следует привлечь компетентного специалиста, возможно, это сможет снизить судебные издержки, время проведения процесса, а ещё спасёт часть имущества предприятия от продажи.

Для физических лиц

Здесь ситуация обратная: чтобы гражданина признали банкротом, ему придется стойко защищать данную позицию в суде. Жизненые ситуации бывают разными, очень важно сохранять самообладание и порядочность, именно такой имидж поможет выиграть процесс.

Закон о банкротстве физических лиц относительно новый, поэтому возможы дополнительные тяжбы и проблемы, следует обратиться к грамотным специалистам в данной сфере.

Самое главное - не следует пытаться злоупотреблять этим законом, ведь если попытка обмана откроется, то очень велик шанс лишиться имущества, репутации и даже собственной свободы.

Государственное регулирование несостоятельности (банкротства) в России

Роль и задачи института банкротства в рыночной экономике. Организационные, правовые и финансовые основы института несостоятельности (банкротства) в России. Функции института банкротства.

Развитие мирового опыта регулирования отношений несостоятельности. Системы банкротства в мировой практике. Эволюция критериев и условий возбуждения дела о банкротстве в российской правоприменительной практике. Арбитражное управление.

Важнейшей функцией государства является обеспечение стабильного функционирования экономики на всех уровнях управления, всех субъектов экономических отношений.

Банкротство представляет собой рыночный инструмент, регулирующий объективные процессы структурной перестройки экономики. В этой связи институт банкротства является особым инструментом государственного антикризисного регулирования деятельности субъектов рыночной экономики, достижения целей, обеспечения стратегий их развития, поддержания устойчивости, сохранения бизнеса проблемных предприятий, решения множества других проблем эффективного управления как на уровне государства, региональном и муниципальном уровнях, так и на уровне отдельных организаций.

При этом важной задачей государственного антикризисного регулирования является разработка политики по защите хозяйствующих субъектов от кризисных явлений и предотвращения их банкротства. Организационную основу государственного регулирования несостоятельности (банкротства) составляют:

  • нормативная законодательная база;
  • судебная система в лице арбитражных судов;
  • арбитражные управляющие;
  • СРО арбитражных управляющих;
  • государственные регулирующие и уполномоченные органы;
  • высшие учебные заведения и другие обучающие организации, осуществляющие подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации арбитражных управляющих.

Роль института банкротства в рыночной экономике значительна. Правовой режим банкротства является инструментом, с помощью которого возможно нахождение компромиссного решения между кредиторами и должником в целях урегулирования долгового конфликта и восстановления платежеспособности.

Основными задачами института банкротства являются:

  • оздоровление экономики посредством избавления от неэффективных организаций;
  • защита интересов кредиторов, в том числе государства;
  • восстановление утраченной финансовой устойчивости, платежеспособности временно неплатежеспособных организаций, но в принципе жизнеспособных.

Основной целью и назначением института банкротства является:

  • обеспечение предсказуемого распределения рисков для кредиторов и возмещения задолженности перед НИМИ;
  • сохранение жизнеспособных предприятий и осуществляемого на них бизнеса, испытывающих временные финансовые трудности.

Различают двойственный характер института банкротства:

Банкротство как инструмент, призванный цивилизованным путем ликвидировать неэффективные, неработающие субъекты рыночной

ЭКОНОМИКИ;

Банкротство как механизм реализации комплекса реабилитационных и ликвидационных процедур в отношении участников рынка при установлении факта их неплатежеспособности и несостоятельности.

Однако в случае ликвидации недобросовестных, неэффективных, проблемных организаций, производящих некачественную, не пользующуюся спросом продукцию (услуги), кризисы выполняют стимулирующую (очистительную) функцию и придают импульс развитию экономики, создают условия для обновления основных фондов и применяемых технологий.

Ликвидация бизнеса организаций, испытывающих временные финансовые и иные трудности, продукция (услуги) которых крайне необходима потребителям, наносит существенный ущерб не только их собственникам, но и другим предприятиям, бюджетам разных уровней и государству в целом.

В случае банкротства организаций и ликвидации их бизнеса проявляется множество негативных последствий:

  • возникают проблемы у организаций - партнеров ликвидированного хозяйствующего субъекта из-за непоставки или отказа в получении им продукции работ, услуг в рамках заключенных ранее ими договоров;
  • растет безработица ввиду возможного увольнения работников;
  • повышаются расходы местных бюджетов на выплату пособий по безработице, на переобучение высвободившихся работников при одновременном снижении налоговых поступлений и т.д.

Банкротство с ликвидацией бизнеса отдельных категорий должников (стратегических, градообразующих, сельскохозяйственных, системообразующих и иных предприятий) может оказать значительное негативное влияние на обороноспособность и продовольственную безопасность страны, финансово-экономическое состояние отдельных муниципальных образований, холдинговых структур и другие субъекты экономики.

Банкротство - это сложный процесс, который можно охарактеризовать с различных сторон: юридической, управленческой, организационной, финансовой, учетной, аналитической, социально-психологической, морально- этической и т.д.

Положительное влияние института банкротства на экономику государства проявляется в выполнении им «очистительной» функции. Основная цель института банкротства - создание эффективного механизма устойчивого экономического роста экономики страны посредством обеспечения перехода экономических ресурсов от неэффективных владельцев к эффективным и одновременного оздоровления жизнеспособного бизнеса при справедливом удовлетворении требований кредиторов. Обладая всеми признаками рыночного института, банкротство выполняет соответствующие данной категории функции (рис. 5.5).

В случае наличия угрозы банкротства собственники и менеджмент предприятия должны инициировать разработку антикризисных мер, направленных на оздоровление бизнеса, преодоление кризисных явлений и восстановление платежеспособности, своевременной оплаты обязательств. Надежная защита прав кредиторов способствует снижению их рисков, что способствует установлению надежных, доверительных отношений между хозяйствующими субъектами, улучшить условия получения кредитов компаниями: увеличить сроки займов, снизить процентные ставки, сформировать удобные схемы погашения займов.

Рис. 5.5.

Первая функция предполагает, что угроза банкротства стимулирует собственников и руководителей предприятий к соблюдению финансовой дисциплины и своевременному погашению обязательств.

Восстановление платежеспособности должника имеет большое экономическое значение, так как:

  • цивилизованным образом урегулируется долговой конфликт между кредиторами И ДОЛЖНИКОМ;
  • для бюджетной системы государства сохраняется налогоплательщик;
  • сохраняются рабочие места;
  • собственниками предприятия совершенствуется система управления бизнесом в целях повышения его конкурентоспособности;
  • сохраняются сложившиеся кооперационные связи и производственные цепочки между контрагентами.

Переход активов к эффективным собственникам посредством применения цивилизованных процедур банкротства позволяет повысить результативность использования факторов производства и конкурентоспособность организации, приводит к улучшению общей экономической конъюнктуры и функционирования рыночной экономики.

Важной составляющей государственного регулирования несостоятельности (банкротства) является сформированная нормативно-законодательная база, структура и содержание которой представлены на рис. 5.6 и которая включает в себя комплекс федеральных законов, постановлений Правительства РФ, отдельные статьи ГК РФ и АПК РФ, Федеральные стандарты и другие документы.


Рис. 5.6.

Финансовой основой функционирования института банкротства является то, что расходы по проведению процедур банкротства покрываются за счет организации должника. К ним относятся:

  • судебные издержки на проведение дела о банкротстве;
  • вознаграждение арбитражного управления;
  • оплата труда лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения осуществления его функций (аудитор, оценщик, специалист в области финансового анализа и др.).

В качестве дополнительных финансовых ресурсов могут использоваться на добровольных началах:

  • денежные средства кредиторов;
  • бюджеты разных уровней;
  • финансовые ресурсы собственников должника, поручителей, третьих лиц, условия использования которых в деле о банкротстве установлены законодательством.

Важной задачей государственного регулирования института банкротства РФ является создание заинтересованности субъектов рыночной экономики в сохранении бизнеса различных организаций-должников, обеспечение безопасности и привлекательности вложений частного капитала в реальный сектор экономики, в сферу предупреждения банкротства, обеспечение жесткого контроля за соблюдением дисциплины платежей и расчетов.

Анализ многовекового мирового опыта регулирования отношений несостоятельности позволяет выделить несколько этапов, в том числе:

жесткий, предусматривающий жесткое преследование за невозвращен- ные долги. В римском и английском праве- смертная казнь до II века н.э.; в 1990-х гг. в России использовались неформальные приемы выбивания ДОЛГОВ;

осмотрительный, сформировавшийся с появлением законодательства в XVI в., предусматривающий на первоначальном этапе жесткие нормы уголовного права, которые не помогали избежать банкротства и усугубляли неплатежеспособность ДОЛЖНИКОВ;

справедливый, законодательством предусматривалось справедливое распределение имущества добросовестного должника среди кредиторов, освобождение банкрота от долгов и предоставление ему возможности дальнейшего функционирования (XVIII в.);

гуманный период характерен для настоящего времени, основной целью является сохранение организации-должника с применением различных мер реорганизационного характера.

В настоящее время законодательство о банкротстве экономически развитых стран имеет два направления или две системы:

  • про-кредиторскую (Великобритания, Германия, Россия);
  • про-должниковскую (США, Франция, Япония). Так, основой законодательства о банкротстве во Франции является предупреждение банкротства предприятий.

За время развития рыночных отношений в России было принято три закона о несостоятельности, первый из которых был направлен на решение задач приватизации государственной собственности и «санитарных» задач освобождения экономики страны от неконкурентоспособных предприятий. Ввиду того что банкротство было новым явлением в системе экономических отношений России, число организаций, признанных несостоятельными, было относительно невелико: 1993 г. - 100; 1994 г. - 240; 1995 г. - 1108; 1996 г. - 2818.

В 1998 году с принятием второго Закона о банкротстве были более подробно регламентированы процедуры банкротства с сохранением про- кредиторской направленности. В законодательстве было множество недостатков, что позволяло недобросовестно перераспределять собственность. В 2001 году возбуждено примерно 18 000 дел о банкротстве, большинство организаций ликвидировано в процессе конкурсного производства. В Германии в этот год возбуждено 50 000 дел, 40 000 компаний была оказана помощь.

В настоящее время основной правовой документ в области банкротства - Закон о банкротстве, основной характеристикой которого является значительно большее соблюдение прав должника от неправомерных действий кредиторов. В Законе понятия «несостоятельность» и «банкротство» рассматриваются как синонимы.

Результаты анализа критерия и условий банкротства в российской практике свидетельствуют об его изменении во времени (табл. 5.3).

Неоплатность - превышение пассивов баланса должника над его активами, т.е. имущество должника не покрывает его обязательств.

Неудовлетворительная структура баланса свидетельствует о том, что наличествующее имущество должника не обеспечивает своевременное исполнение им обязательств перед кредиторами ввиду недостаточной степени его ликвидности.

Неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств, если не доказано иное.

Таким образом, термин неплатежеспособность означает, что у должника отсутствуют возможности своевременно и в полном объеме рассчитаться с кредиторами как за счет своей основной деятельности, так и за счет реализации ликвидного имущества. Неоплатность означает, что стоимость имущества должника меньше суммы его совокупной задолженности перед кредиторами, включая другие организации и индивидуальных предпри5.4. Государственное регулирование несостоятельности (банкротства) в России

нимателей, кредитные организации, бюджетную систему государства, внебюджетные фонды, работников и бывших работников.

Таблица 5.3

Эволюция критериев банкротства

Нормативная законодательная база

Критерий банкротства

Признак банкротства и стоимостное условие возбуждения дела о банкротстве

Закон РФ от 19.11.1992 № 3929-1

«0 несостоятельности (банкротстве) предприятий»

Неоплатность,

неплатежеспособность

  • 2. Должник имеет неудовлетворительную структуру баланса или его обязательства превышают его активы.

ФЗ «0 несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 № 6-ФЗ

Неплатежеспособность

  • 1. Неисполнение обязательств должником в течение трех месяцев.
  • 2. Превышение суммы требований 500 минимальных размеров оплаты труда

ФЗ «0 несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ

Неплатежеспособность

  • 1. Неисполнение обязательств должником в течение трех месяцев.
  • 2. Совокупность требований к юридическому лицу составляет 300 ТЫС. руб.;

к физическому - 500 тыс. руб.

1 Закон РФ был введен в действие в 1992 г. В качестве юридического лица рассматривалось «предприятие» (см. преамбулу к Закону). Современная концепция ГК РФ, разделившая понятия «предприятие» и «организация» появилась в России только в 1994 г. (ГК РФ, часть 1). В связи с этим первая редакция Закона (1992) в качестве объекта называет «предприятие», а в последующих редакциях объектом банкротства является «организация».

Приведенные сведения свидетельствуют о том, что имеет место постепенная эволюция российского законодательства о банкротстве.

Первоначально институт банкротства России начал действовать в отношении предприятий, доля государства в которых составляла не менее 50% предусматривающий комплекс мер их финансового оздоровления, а также специальные процедуры банкротства - санацию и ликвидацию.

С развитием института банкротства России, принятием соответствующего Закона установлено, что в случае получения отрицательных результатов проведенных реорганизационных процедур - внешнего управления и санации - должник подлежит принудительной или добровольной ликвидации.

Указанный Закон защищал в основном должника (про-должниковская направленность), что в значительной степени снижало возможности кредитора в отстаивании своих прав. К его недостаткам также относится сложность и продолжительность реализации процедуры.

В период действия указанного Закона основной характеристикой института банкротства является добровольная ликвидация должников.

В рамках развития института несостоятельности России был создан государственный орган - Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН(б) при Госкомитете РФ по управлению государственным имуществом, важной функцией которого являлось представление от имени государства при решении проблем несостоятельности федеральных госпредприятий и организаций с долей государства в их уставных капиталах, интересы собственника.

В рамках совершенствования методов регулирования государством института банкротства и его развития указанная служба была преобразована в 1997 г. в Федеральную службу России по делам несостоятельности (банкротству), с последующим ее преобразованием в 1998 г. в Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству.

Государственное регулирование банкротства России указанными службами было направлено:

  • на контроль соблюдения дисциплины платежей и расчетов субъектами рыночной ЭКОНОМИКИ;
  • разработку и реализацию политики государства по предупреждению банкротства;
  • проведение государственного регулирования механизма функционирования рассматриваемого института;
  • совершенствование и развитие нормативной законодательной базы, судебной системы;
  • обеспечение института банкротства специалистами по антикризисному управлению, в том числе их подготовка, повышение квалификации, переподготовка в аккредитованных вузах и лицензирование.

При дальнейшем развитии института банкротства России в 2004 г. Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству была упразднена Указом Президента РФ в 2004 г., а ее функции и полномочия были переданы другим государственным органам исполнительной власти.

Федеральным законом о банкротстве, принятым в 1998 г., утвержден измененный критерий банкротства в отношении юридических лиц- неплатежеспособность с сохранением критерия неоплатности в отношении банкротства и физических лиц . Был принят специальный закон о банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, где также признаки банкротства основывались на принципе неоплатности .

В законе кредиторам предоставлялась возможность удовлетворения их требований за счет третьих лиц, которые управляют должником или влияют на принимаемые им решения, что характеризует рассматриваемый закон как «про-кредиторский».

Усиление роли кредиторов и снижение прав должников привело к резкому увеличению числа банкротств и другим негативным последствиям, так как предоставление кредиторам права контроля над активами должника и использование их в недобросовестных целях способствовало ликвидации многих организаций с прекращением деятельности в процедурах банкротства, переделу собственности; росту числа «заказных» банкротств; увеличению масштабов захвата ранее высокодоходных промышленных предприятий, повышению угрозы экспансии иностранного капитала как одной из форм захвата российского бизнеса.

К другим недостаткам Закона 1998 г. относятся:

  • невозможность обжалования определений арбитражных судов в отношении организации-должника;
  • введение процедуры наблюдения на стадии возбуждения дела о банкротстве на основании заявления о признании должника банкротом без судебной проверки обоснованности требований кредиторов;
  • возможность реализации имущества должника нерыночным способом по прямым договорам с покупателями без проведения торгов;
  • и другие недостатки.

Признание Конституционным судом РФ не конституционности некоторых статей Закона свидетельствует о государственном регулировании института банкротства, его дальнейшем развитии, что выразилось в принятии третьего Закона -№ 127-ФЗ , который на первоначальном этапе характеризовался как «умеренно про-должниковский» с его преобразованием в 2008 г. в «про-кредиторский», так как вместо предпочтения защиты интересов должников преимущество было отдано кредиторам.

С принятием в 2002 г. рассматриваемого Закона были устранены многие недостатки, и институт банкротства получил дальнейшее развитие, поскольку:

  • изменился механизм введения процедуры наблюдения, только на основании судебного решения по результатам рассмотрения обоснованности требований к должнику со стороны кредиторов;
  • права государства как кредитора были приравнены к правам конкурсных кредиторов;
  • разделены функции госорганов в сфере финансового оздоровления и банкротства;
  • внедрен институт саморегулирования в арбитражном управлении с передачей ему части контрольных функций государства.

Особое внимание в рамках регулирования и развития института банкротства было уделено отдельным сферам деятельности и субъектам экономики, с применением соответствующих законов, предусматривающих особенности их банкротства, в том числе Федеральный закон «О банкротстве кредитных организаций», «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» с последующей их отменой и внесением соответствующих изменений в основной закон.

Также учтены особенности банкротства в отношении:

  • градообразующих организаций;
  • сельскохозяйственных организаций;
  • финансовых организаций, в том числе кредитных, страховых, участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, кредитных кооперативов;
  • стратегических организаций и предприятий;
  • застройщиков;
  • граждан;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • крестьянских (фермерских) хозяйств.

Главными задачами государственного регулирования института банкротства России на современном этапе его развития являются:

  • сохранение бизнеса, если он может эффективно работать, в том числе защита бизнеса от неквалифицированных и (или) неправомерных действий собственников и менеджеров неплатежеспособных организаций;
  • совершенствование механизма учета интересов кредиторов, в том числе государства как кредитора;
  • защита интересов добросовестных собственников, включая государство как собственника;
  • обеспечение социальной справедливости;
  • развитие института саморегулирования арбитражных управляющих и т.д.

В рамках развития института банкротства России в отношении кредитных организаций банкротов было создано Агентство по страхованию вкладов, основными функциями которого ЯВЛЯЮТСЯ:

  • выплата вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая;
  • ведение реестра банков-участников системы страхования вкладов;
  • контроль формирования фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков;
  • управление средствами фонда страхования вкладов;
  • выполнение функций корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков;
  • финансовое оздоровление банков;
  • ведение реестра негосударственных пенсионных фондов;
  • формирование и инвестирование средств фонда гарантирования пенсионных накоплений;
  • контроль полноты и своевременности поступлений гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений и выплаты из него при наступлении гарантийных случаев.

Особое значение в рамках государственного регулирования института банкротства уделяется установлению меры ответственности руководителей, учредителей, собственников предприятия-должника- субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность - это одна из разновидностей гражданской ответственности, возлагаемой на третье лицо как дополнение к ответственности основного должника, когда последний не имеет возможности рассчитаться по имеющейся задолженности перед кредиторами.

Субсидиарная ответственность (от лат. эиЬэ1с11аги5- «резервный, вспомогательный»):

  • 1) право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести;
  • 2) дополнительная ответственность, возлагаемая, например, на членов полного товарищества в условиях, когда основной ответчик не способен оплатить долг.

Субсидиарная ответственность собственников предприятий устанавливается по различным основаниям:

  • ввиду недостаточности денежных средств ликвидируемой организации для погашения задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов (п. 2 ст. 49 НК РФ);
  • в случае оплаты собственником уставного капитала общества не в полном размере;
  • в случае завышенной оценки стоимости внесенного в уставный капитал имущества (п. 3, 4 ст. 66.2 ГК РФ);
  • при банкротстве дочернего общества по вине материнской компании (п. 2 ст. 67.3 ГК РФ);
  • при неисполнении обязанности руководителя должника по подаче заявления должника о признании его банкротом в арбитражный суд в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о неплатежеспособности предприятия;
  • невыплате зарплаты работникам более чем за три месяца;
  • в случае действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, приведших к его банкротству (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве);
  • совершение подозрительных сделок или сделок с предпочтением;
  • сокрытие или искажение документов бухгалтерского учета или отчетности.

Государственное регулирование института банкротства распространяется на многие субъекты экономических отношений, в том числе на работодателей при наличии заявления работников в арбитражный суд.

Законодательной базой института банкротства предусмотрены соответствующие нормы ответственности за криминальные банкротства, в том числе за преднамеренные и фиктивные, а также меры по их предупреждению , проведению финансового анализа для определения признаков таких недобросовестных банкротств.

Преднамеренное банкротство -действия, совершенные руководителем или учредителем организации, заведомо влекущие ее неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

При этом ущерб может быть причинен кредиторам, а также учредителям организации.

Фиктивное банкротство - заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителями организации о ее несостоятельности.

В случае причинения крупного ущерба (на 01.03.2017 крупный ущерб в соответствии с ст. 170.2 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) составляет 2250 тыс. руб.) дела по фиктивному или преднамеренному банкротству рассматриваются уголовными судами, а наказания назначаются в соответствии с уголовным законодательством.

В целях усиления регулирующей функции государства и повышения правовой защищенности различных хозяйствующих субъектов необходима их защита от недружественных поглощений и рейдерства.

При этом недружественные поглощения зачастую происходят с использованием недоработок (несовершенства) действующего законодательства с целью установления полного контроля над бизнесом конкурента либо его ликвидации вопреки воле собственника, персонала, государства.

Рейдерский захват бизнеса осуществляется нередко с использованием коррупционных схем или возможностей криминальных структур.

Так, при возникновении признаков банкротства собственники организации, ее менеджмент и другие заинтересованные лица в рамках сохранения бизнеса могут реализовывать комплекс мер по восстановлению платежеспособности, стабилизации финансового состояния.

В случае непринятия соответствующих мер либо их неэффективности при наличии заявления руководителя организации или кредиторов в арбитражный суд возбуждается дело о банкротстве (рис. 5.7).

Правительство РФ своим решением от 24.07.2014 № 1385-р утвердило план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)», предусматривающий:

  • сокращение сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышение их эффективности и увеличение размера погашения требований кредиторов;
  • обеспечение сбалансированного подхода при применении к должникам реабилитационных и ликвидационных процедур в рамках дала о банкротстве;
  • сохранение имущественной массы и максимизация стоимости активов должника;
  • повышение эффективности защиты прав социальных категорий кредиторов;
  • совершенствование правового регулирования деятельности системы саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • внесение изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве) в части регулирования вопросов применения процедуры наблюдения и финансового оздоровления, очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, а также размера судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим;
  • уточнение порядка предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве;
  • подготовку предложений по созданию системы отбора арбитражных управляющих для их утверждения судом на принципах профессионализма, опыта и качества исполнения возложенных на арбитражных управляющих обязанностей при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Рис. 5.7.

В рамках реализации мероприятий указанного плана предусмотрена обязанность руководителей федеральных органов исполнительной власти по их выполнению с предоставлением соответствующих отчетов в Минэкономразвития, которое обязано осуществлять мониторинг и контроль реализации плана с последующим представлением в Правительство РФ доклада о ходе реализации плана.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Поясните задачи, роль и организационные основы института банкротства в России.
  • 2. В чем заключается двойственный характер института банкротства в отношении кризисных хозяйствующих субъектов?
  • 3. Поясните основные функции института банкротства в России.
  • 4. Дайте характеристику нормативно-законодательным и финансовым основам института банкротства в России.
  • 5. Охарактеризуйте в историческом плане развитие мирового опыта регулирования отношений несостоятельности (банкротства).
  • 6. Какие системы банкротства применяются в настоящее время в мировой практике?
  • 7. Охарактеризуйте критерии и условия определения признаков банкротства в российской правоприменительной практике.
  • 8. Дайте общую характеристику развития законодательства о банкротстве в России с 1992 г. по настоящее время.
  • 9. Что такое фиктивное и преднамеренное банкротство? Чем это опасно для общества?
  • 10. Поясните общую схему арбитражного управления.
  • Указ Президента РФ от 14.06.1992 № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применение к ним специальных процедур».
  • ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017), ст. 399.
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временныхправил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренногобанкротства».

Главная цель настоящего учебника - сформировать у студентов высших учебных заведений целостное представление об институте банкротства и его правовом регулировании на современном этапе, помочь им овладеть необходимыми теоретическими знаниями в указанной сфере, а также выработать навыки самостоятельного анализа действующего законодательства и практики его применения. Большое внимание в книге уделено проблемам теории и практики: изложены теоретические основы института банкротства, раскрыты его основные понятия и правовые характеристики, состав и особенности правового статуса субъектов правоотношений, связанных с банкротством, юридическая ответственность за правонарушения при банкротстве, особенности банкротства отдельных категорий должников. По многим вопросам изложены позиция судебных органов и мнения ведущих специалистов, освещен зарубежный опыт, приведены практические примеры, статистические данные, образцы документов. Материал иллюстрирован схемами, таблицами, диаграммами. Проверить полученные знания студенты смогут с помощью учебно-методического комплекса, включающего вопросы и задания аналитического характера, в том числе ситуационные задачи и образцы их решения, тестовые задания, кроссворды и др. Настоящее издание будет интересно и полезно не только студентам, но и практическим работникам, а также широкому кругу граждан, интересующихся вопросами правового регулирования несостоятельности (банкротства).

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. В странах с рыночной экономикой большая роль отведена институту банкротства. Его основная функция – своевременное определение организаций, у которых отсутствуют платежные способности.

    Деятельность таких компаний может представлять угрозу функционирования других субъектов. Чтобы этого не произошло, законодательство предусматривает процедуру банкротства.

    Что такое несостоятельность? Признаки

    В соответствии с законодательством РФ статус банкротства присваивается компаниям по решению арбитражного суда. Основание – неспособность объекта, осуществляющего хозяйствующую деятельность, погасить финансовые обязательства, предусмотренные договорами, контрактами и иными соглашениями.

    Также законодательством предусматриваются признаки банкротства:

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    • Организация не может погасить задолженности перед кредиторами в течение трех месяцев со дня, который был указан для исполнения долга;
    • Размер задолженности перед всеми кредиторами в сумме составляет более 100.000 руб.

    Определение суммы задолженности

    Объем финансового долга и размеры обязательных платежей фиксируются арбитражным судом в момент подачи заявления о признании предприятия несостоятельным.

    Это возможно во всех случаях, не противоречащих законодательству. Другие требования кредиторов принимаются после назначения арбитражного управляющего.

    Если в денежных обязательствах, ранее не оплаченных, предусматривается выплата средств в иностранной валюте, то сумма долга переводится на рубль в соответствии с текущей ставкой Центробанка РФ.

    Расчет будет производиться суммами, зафиксированными в разное время:

    • В день, когда была открыта процедура банкротства;
    • На день после того, как истечет период, отведенный для исполнения обязательства.

    Правовое регулирование

    Свод законов, в котором учрежден ряд правовых норм, регулирующих банкротство, отличается сложной структурой.

    Его основа состоит из следующих нормативных актов:

    1. «О несостоятельности» от 2002 года;
    2. ГК РФ , отдельные главы о банкротстве индивидуального предпринимателя (физического лицо) и юридического лица;
    3. Другие законы, принимаемые для регулирования отрасли несостоятельности и участников имущественных отношений, сложившихся в данной ситуации.

    Федеральный закон о несостоятельности включает ряд правовых норм международного права. В их снова ложатся общепризнанные принципы и договоры, заключенные РФ с другими государствами.

    Юридические лица

    Правовое регулирование несостоятельности юридических лиц осуществляется . Она используется, если юрлицо, являющееся коммерческим предприятием (исключение составляют казенные учреждение), не может своевременно погасить задолженности за счет своего имущества.

    При этом удовлетворение запросов кредиторов производится в отдельной очередности, предусмотренной . Другие моменты, связанные с признанием несостоятельности юрлиц, регулируются законами РФ .

    Гражданское регулирование

    Вследствие инициативы законодателей были наделены особым значением положения, связанные с регулировкой банкротства граждан. Это можно наблюдать при сопоставлении с другими ФЗ, принятыми после введения закона о несостоятельности.

    В делах, связанных с гражданским банкротством, вышеупомянутый ФЗ будет изменять правовое регулирование между субъектами отношений только после корректировки.

    Уголовная ответственность за действия неправомерного характера при банкротстве предусмотрена УК РФ . Она наступает за обнаружение признаков преднамеренного приведения предприятия к банкротству либо фиктивной несостоятельности. В такой ситуации дела рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника.

    Регулирование интересов кредиторов

    ФЗ «О банкротстве» от 2002 года закрепляет права кредиторов, а именно их право на получение выплаты, равной сумме задолженности. Законом устанавливаются очереди кредиторов, порядок расчета с залоговыми кредиторами.

    Также закон не только устанавливает очередность выплат, но и порядок удовлетворения запросов. Так, в нем указывается, что требования залоговых кредиторов будут удовлетворены при получении средств от продажи предмета, выступающего залогом.

    Аналогично будут удовлетворены требования кредиторов, которые будут обеспечиваться имуществом должника. Если рассматривать договор комиссии, то законодатель устанавливает, что при объявлении комитента банкротом, требования комиссионера будут удовлетворены на основании правил, установленных для залоговых кредиторов ().

    Дополнительные нормативные акты

    К числу других нормативно-правовых актов, на основании которых происходит правовое регулирование банкротства и отношений между его участниками, относится:

    1. Постановление Правительства России от 2003 г. « О требованиях к выбору арбитражного управляющего при банкротстве». Правовые нормы, входящие в структуру постановления, регулируют порядок выбора лица на должность управляющего. Главное требование, изложенное в постановлении – независимость управляющего от обеих сторон. Это необходимо для объективной оценки банкротства.
    2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Документ перетерпел множество изменений. Действительной является последняя версия от 2002 года.
    3. Законом регулируются требования к исполнительному производству, перечень исполнительных документов, указаны последствия нарушения требований, которые предъявляются к исполнительному документу. Также данным ФЗ оговаривается отсрочка или рассрочка судебного заседания, причины отложения исполнительных действий.
    4. . Нормативный акт регулирует вопросы сроков внешнего управления, особенностей представления кандидатуры, на место управляющего, указаны обязанности управляющего, особенности, связанные с восстановлением платежной способности организации. Также в документе указывается порядок отчуждения имущества организации во время конкурсного производства.
    5. Постановление Правительства России от 2004 года . В этом акте указываются права Министерства финансов РФ в отношении к фирмам-банкротам.