Внеплановая проверка трудовой инспекции - основания. Основания и методика проведения прокурорских проверок исполнения законов на предприятиях Отказ роспотребнадзора в проведении проверки

Плановая проверка Роспотребнадзора может стать серьезным испытанием для любого предпринимателя. Она проводится на основе принятого приказа и о ней заранее уведомляют проверяемого – за 3 суток. Внеплановые проверки нередко осуществляются без уведомления и несут в себе еще большую опасность, именно поэтому владельцам бизнеса так важно знать свои права и обязанности, уметь правильно вести себя в сложных ситуациях и разбираться в действиях уполномоченных органов. Только обладая всеми этими знаниями можно обезопасить себя от штрафов и других возможных негативных последствий прихода инспекторов.

Когда проводится внеплановая проверка Роспотребнадзора?

Роспотребнадзор имеет широкий спектр полномочий, в том числе и контроль санитарно-эпидемиологической обстановки на предприятиях. Организация контролирует работу:

  • точек общественного питания, включая столовые, рестораны и иные заведения;
  • производственных компаний, имеющих какое-либо отношение к изготовлению продовольственной и иной продукции.

Сотрудники организации проверяют не только обстановку на производстве и в точках общепита, но также соблюдение условий труда, состояние помещений компании, разработку строительных схем для возведения различных зданий и сооружений, а также сам процесс стройки.

Внеплановые инспекции бывают двух разных типов:

  • Документарные. Осуществляются без выезда на основе предоставленных документов.
  • Выездные. Выполняются на объектах проверяемых фирм.

Основания для внеплановой проверки Роспотребнадзором

По действующим законам внеплановые проверки Роспотребнадзора проводится в следующих случаях:

  • при выходе времени, отведенного предпринимателю на устранение нарушений, обнаруженных во время предыдущей плановой инспекции;
  • в случае поступления заявки от граждан или других организаций;
  • если в ходе осуществления предпринимательской деятельности компания нанесла ущерб здоровью человеку;
  • при возникновении ЧП техногенного или иного характера;
  • в случае получения Роспотребнадзором жалоб от граждан о нарушении прав потребителей.

Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзора

Инспекции осуществляются на основе принятого постановления без использования чек-листов, они применяются только для плановых проверок.

По закону, сроки проведения проверки любого типа составляет не более 20 дней с момента начала. При инспекции Роспотребнадзор должен учитывать режим работы предприятия и проверяемых лиц.

Для документарной инспекции владельцу компании выдают уведомление о внеплановой проверке Роспотребнадзора, в соответствии с которой он должен будет передать сотрудникам организации необходимый пакет документов для проверки. Бумаги передаются в качестве копий без нотариального заверения, можно также договориться с инспекторами о предоставлении бумаг в электронном виде.

Закон запрещает инспекторам требовать с проверяемых организаций бумаги, которые не относятся к предмету проверки. К примеру, если необходимо выполнить производственный контроль, сотрудники Роспотребнадзора не могут требовать с владельца бизнеса медицинские документы.

Если в ходе документарной инспекции сотрудники Роспотребнадзора обнаружат какие-либо ошибки или нарушения, они потребуют от бизнесмена соответствующих разъяснений, на подачу которых отводится 10 рабочих дней. Если пояснения не убедят инспектора в отсутствии нарушений или в правдивости предоставленных данных, может приниматься решение о проведении выездного контроля.

Для проверки издается специальное распоряжение Роспотребнадзора о внеплановой проверке. С этим документом инспектор отправляется на проверяемый объект, где должен сначала ознакомить предпринимателя с этими документами, а также со своим служебным удостоверением. В распоряжении указывается список лиц и специалистов, которые могут принимать участие в проверке. Этим лицам принимающая сторона должна обеспечить доступ на указанные объекты и не препятствовать проведению контроля.

Законно ли проведение внеплановой проверки Роспотребнадзора без предупреждения?

Это важнейший вопрос, который сегодня интересует многих предпринимателей. По закону Роспотребнадзор имеет право не уведомлять проверяемые компании об инспекции в случаях, когда в действиях компании или ИП содержится угроза здоровью граждан, растениям, животным, окружающей среде, безопасности страны и т. д.

Другими словами, если на предпринимателя поступит жалоба, в которой содержится обвинение на продажу контрафактной алкогольной продукции, то его не будут предварительно уведомлять о готовящейся проверке. Инспектор приедет внезапно, чтобы предприниматель не смог скрыть факт нарушения.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора по жалобе

Внеплановый контроль по жалобам обычно осуществляется в отношении компаний, которые работают в сфере общественного питания, розничной торговли или предоставляют бытовые услуги населению.

На любую такую компанию гражданин может подать жалобу лично в Роспотребнадзор или отправить ее по электронной почте. Кроме того, можно позвонить специалистам по телефону горячей линии. После получения заявки, гражданина вызовут в отдел контроля для дачи соответствующих показаний. В качестве доказательств могут приниматься письменные пояснения, фото и видеосъемка и другие наглядные подтверждения. После этого по жалобе покупателя будет организована проверка. Анонимные заявки Роспотребнадзором не рассматриваются.

Проверка ИП без предупреждения

Процедура проверки ИП и инспекция на объекты юрлица отличаются допустимым количеством часов. По закону проверки могут занимать не более 50 часов в течение года для малых предприятий и 15 часов – для микро компаний. К последним относятся все индивидуальные предприниматели с числом служащих до 15 человек.

Инспектор может увеличить время проверки по решению руководителя Роспотребнадзора, если для этого есть веские основания. Проверка может быть увеличена еще на 15 часов.

Инспекции перед Новым годом

Органы местного самоуправления нередко инициируют внеплановые инспекции в предпраздничный период. После подачи соответствующей инициативы, РПН должен выпустить соответствующий приказ. Обычно такие инспекции инициируются для проверки точек продажи елок, пунктов продажи бенгальских огней и т. д.

При такой проверке объекты уведомляются за сутки до прихода инспекторов. Уведомление может быть сделано по телефону компании, либо по корпоративной электронной почте.

Допустимая частота проверок

Проверка Роспотребнадзора по жалобе может осуществляться на основе каждого полученного обращения от граждан. Причем, в случае выявления повторного нарушения, наказание может быть еще более суровым. Самое тяжелое для предпринимателя наказание – это закрытие предприятия на срок до 90 суток, в течение которых владелец должен будет устранить все обнаруженные проблемы. Одновременно с этим предпринимателю выдадут определенные предписания, которые нужно будет выполнить, а также обяжут заплатить штраф.

Юридическая помощь

Во все времена визиты сотрудников Роспотребнадзора (ранее СЭС) не сулили ничего хорошего. Санитарно-эпидемиологические требования были и остаются очень жесткими, зачастую их сложно выполнить в полном объеме. В результате многие чиновники ведомства, приходя к очередной "жертве", заранее настроены уйти не с пустыми руками. Принимая их "игру", мы во многом сами избаловали госслужащих разного рода "подношениями". Испытывая благоговейный трепет перед проверками, большинство предпринимателей напрочь забывает о том, что проверяющий - всего лишь чиновник, а не земное воплощение бога, поэтому совсем не лишним было бы знать его права и обязанности.

С чего начинается Роспотребнадзор
С полномочий, которыми его наделило государство, хотя очень часто сами сотрудники Роспотребнадзора не совсем себе их представляют. В результате страдают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые даже не попадают в зону контроля этого ведомства. В соответствии с "Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" , утвержденным Постановлением Правительства РФ N 322 от 30 июня 2004 года, эта служба осуществляет следующие интересующие нас в рамках данного материала полномочия:

  • государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
  • государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • контроль за соблюдением правил продажи отдельных (предусмотренных законодательством) видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ;
  • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
  • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию РФ.
Еще один документ, на который стоит обратить внимание потенциальному проверяемому, - это "Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг" (далее - Административный регламент). Данный документ описывает саму процедуру проверки от начала до конца. Советуем его распечатать и держать под рукой на случай внезапного визита.

Какие виды проверок вправе проводить сотрудники Роспотребнадзора

Плановые проверки. В соответствии со ст. 9 Федерального закона могут проводиться не чаще чем 1 раз в 3 года по заранее согласованному с прокуратурой планом. Информация об объектах проверки должна быть доведена до их сведения посредством размещения на официальном сайте контролирующего органа, либо через СМИ.

Внеплановые проверки. Основанием для проведения такой проверки служат:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • обращение и заявление граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, по вопросам относящихся к компетенции Роспотребнадзора;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Когда к вам нагрянули с проверкой

Первое, что необходимо сделать, - это попросить предъявить служебное удостоверение всех участников проверки и распоряжение (приказ) о проведении проверки. Это главный документ на начальном этапе проверки, поэтому стоит более подробно рассказать о его содержании. В распоряжении должны присутствовать обязательные реквизиты (ст. 14 Федерального закона):

  • ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

Внимание!
При проведении проверки сотрудники Роспотребнадзора могут предъявить распоряжение, составленное в соответствии с Административным регламентом , которое не содержит всех обязательных реквизитов, предусмотренных Федеральным законом . Так как закон в данном случае имеет большую юридическую силу по сравнению с регламентом, вы вправе отказать проверяющим в проведении проверки до устранения ими всех недостатков.

Помните, что вам обязаны вручить под роспись копию распоряжения (приказа), заверенную печатью.

Что обычно интересует санитарных врачей?

Во-первых, они посмотрят наличие санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия. Первые необходимы при реализации продукции и осуществлении деятельности, указанных в Приказе Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224 . В числе прочих туда включены детские игрушки, пищевые продукты, парфюмерно-косметические средства, деятельность в области оборота алкогольной продукции. Перечень товаров и услуг, которые подлежат обязательной сертификации, содержится в Постановлении Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982 . Отмена с 15 февраля 2010 года обязательной сертификации на продукты питания и косметическо-парфюмерную продукцию, не означает полную отмену обязательной сертификации. Отсутствие сертификата соответствия на товар - одно из самых распространенных нарушений, выявляемых в результате проверок.

Кроме этого чиновники проверят соблюдение санитарных правил и норм (СанПиН). Напомним, организация или индивидуальный предприниматель, работающий в сфере розничной торговли, обязан иметь в наличии полный текст действующего СанПиН по своему роду деятельности. Если речь идет о торговле продуктами питания или оказания услуг по организации общественного питания, то чаще всего предметом пристального внимания проверяющих становятся сроки годности продуктов, соблюдение товарного соседства, соблюдение температурного режима хранения продуктов, соответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям.

Помимо этого могут проверить наличие договора на дезинсекцию (уничтожение насекомых - ред.) и дератизацию (грызунов - ред.), а также наглядные результаты работы по этому договору. Очевидно, что договор вас не спасет, если по стенам ползают тараканы, а в кладовой повсюду видны следы пребывания мышей.

Ну и напоследок проверят всех сотрудников организации. У продавцов обязательно должны быть в наличии медицинские книжки с отметками о медосмотрах, работники должны быть одеты в спецодежду, соответствующую основной деятельности.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;
  • ФИО и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица или ФИО, а также ФИО и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица (индивидуального предпринимателя) указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К данному акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц Роспотребнадзора, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

Помимо этого, проверяющие не упустят случая составить протокол и выдать вам предписание об устранении допущенных нарушений, если выявят состав одного из нижеперечисленных административных правонарушений:

  • "Нарушение иных прав потребителей";
  • ст. 14.15. КоАП РФ "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров";
  • ст. 14.16. КоАП РФ "Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе".

Обжалование результатов проверки

Если вы не согласны с результатами проверки, то не стоит их игнорировать, в противном случае можно дождаться момента, когда вас еще раз привлекут к административной ответственности, но уже по ст. 19.5. КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6. КоАП РФ "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" или ст. 20.25. КоАП РФ "Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста".

Свое несогласие с результатами проверки вы можете изложить в виде жалобы, которую следует направить либо в суд, либо в вышестоящий орган. При этом в жалобе следует обратить внимание как на процессуальные ошибки (например, участие неуполномоченного лица со стороны предпринимателя), так и на нарушения норм материального права, в том числе неправильное их применение, применение недействующих нормативных актов и т.д.

Обратите внимание, что разные документы, составленные в ходе проверки, имеют свой порядок обжалования. Так, предписание обжалуется в порядке главы 25 ГПК , а постановление по делу об административном правонарушении - согласно

Роспотребнадзор в информационном письме от 07 декабря 2016 года рассказал, когда могут проверить предпринимателей по жалобам потребителей.

Проверять работу представителей бизнеса сегодня вправе многие надзорные ведомства и структуры. В число них входит и Роспотребнадзор. При этом одним из оснований для визита является поступившее обращение от одного или группы потребителей.

Однако недавно вступили изменения в законодательство относительно порядка проведения проверок представителей малого и среднего бизнеса. Они затронули и сферу контроля Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор разъясняет порядок проверок по жалобам потребителей

В связи с этим ведомство 7 декабря 2016 года обнародовало свое разъяснение отдельных моментов проведения внеплановых проверок. Итак, в чём суть документа?

В первую очередь Роспотребнадзор напомнил, что внеплановые проверки магазинов, других продавцов возможны и на основании жалоб, поступающих от граждан. Однако порядок проведения таких проверок теперь изменен.

Чтобы они были назначены, нужна совокупность двух условий:

  1. Просьба провести проверку должна прямо содержаться в жалобе (обращении) гражданина.
  2. Перед обращением в Роспотребнадзор покупатель должен предъявить претензию продавцу со своими требованиями и дождаться результатов ее рассмотрения.

Иными словами, в жалобе может ставиться вопрос о проведении проверки продавца лишь в том случае, когда претензия покупателя не была удовлетворена или вообще магазин не ответил на неё в положенный срок.

Поэтому в жалобе в Роспотребнадзор необходимо расписать ранее проведенный претензионный порядок.

Напомним, что в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» на рассмотрение претензии по некачественному товару отведено десять дней с момента её предъявления. Об этом говорит статья 22 закона.

На что обратить внимание

Ведомство обратило внимание на то, что жалоба рассматривается и принимается решение по проверке только в том случае, если её автора (авторов) можно идентифицировать.

Это означает, что в шапке документа должны быть указаны подробные данные о заявителе. Разумеется, должна присутствовать их личная подпись с расшифровкой инициалов.

Мнение эксперта: Из содержания разъяснения следует, что Роспотребнадзор будет уменьшать степень контроля предпринимателей. Поэтому, для их проверок потребуются веские основания, основанные на обоснованных сигналах от потребителей.

Если жалоба подаётся в электронном виде, то заявитель должен быть зарегистрирован в единой системе идентификации и аутентификации.

Анонимные жалобы, по общему правилу, рассмотрению не подлежат.

В разъяснении рассмотрен случай, когда в жалобе лицо сообщило заведомо недостоверные сведения. И если это выяснится после начала проверки, то она подлежит прекращению.

При этом все расходы, понесённые Роспотребнадзором, компенсируются за счёт автора жалобы (обращения) в судебном порядке.


Всоответствиисостатьей5ЗаконаN54-ФЗорганизации, применяющиеККТ,обязаны в том числе выдавать покупателям (клиентам) приосуществленииналичныхденежныхрасчетови(или)расчетов с использованиемплатежныхкартвмоментоплатыотпечатанныеККТ кассовые чеки. На основании статьи 7 Закона N 54-ФЗ налоговые органы: — осуществляютконтрользасоблюдениеморганизациямии индивидуальными предпринимателями требований Закона N 54-ФЗ; — проводятпроверкивыдачиорганизациямиииндивидуальными предпринимателями кассовых чеков; — налагаютштрафыв случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона N 54-ФЗ.

Налоговая проверка юридических лиц по жалобе

Для этого в инспекцию вызовут пожаловавшегося работника (а может быть, и других сотрудников компании) для проведения опроса. Заметим, что суды нередко отказывают налоговикам в поддержке доначислений, основанных только на допросах в качестве свидетелей работников организации <34. Однако имеются судебные решения и в пользу проверяющих, особенно если есть и иные доказательства <35.

Для дачи пояснений на «зарплатную» комиссию вызовут и руководителя компании. А далее будут проводиться иные контрольные мероприятия. Ведь если не будет очевидным, что можно доначислить суммы каких-либо налогов, то выездную проверку не назначат.


Если работник пожалуется в УФНС, то шансы организации быть проверенной в таком случае значительно повышаются. В случае включения компании в план проверок, скорее всего, будет назначена комплексная выездная проверка по всем налогам, а не только по НДФЛ.

Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Важный момент: налоговики не вправе находиться в жилых помещениях против воли проживающих в них лиц. При несогласии жильцов, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, ее инициировавшего. - Редакция Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  1. полное и сокращенное фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  2. предмет проверки (т.е. налоги);
  3. периоды, за которые проводится проверка;
  4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Выездная налоговая проверка предполагает изучение деятельности налогоплательщика. Сотрудники налоговых органов не вправе:

  1. проводить осмотр жилых помещений проверяемого физического лица, а также другого его имущества, находящегося в жилых помещениях (ст.
    ст.

Налоговая проверка организации по заявлению физического лица

Внимание

При рассмотрении обращений граждан прокуратура вправе запрашивать у руководителей организаций (и других должностных лиц) любые документы и объяснения, необходимые для разрешения вопросов по жалобе <5. Требуемые документы необходимо представить в течение 15 календарных дней с момента получения запроса <6. К сведению Генпрокуратура ведет статистику, касающуюся привлечения должностных лиц к ответственности (как административной, так и уголовной) за различные нарушения в сфере оплаты труда: www.genproc.gov.ru — Взаимодействие со СМИ — Архив новостей от 23 июля 2014 г.


Прокуратура также может провести проверку на территории предприятия <7. Как правило, вы узнаете об этом только в момент появления в офисе сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение.

Может ли физическое лицо санкционировать налоговую проверку на ооо?

Инспекцию волнует поступление налогов, а именно то, что НДФЛ должен быть перечислен в установленные сроки. Обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из доходов, выплачиваемых работнику <41. Поэтому пока не выплачена зарплата, не может быть уплачен НДФЛ. <33 Пункт 5 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. <34 Постановления ФАС ПО от 08.08.2012 N А12-12839/2011, от 05.03.2013 N А65-18177/2012. <35 Постановления ФАС МО от 18.01.2012 N А40-71623/10-111-46; ФАС ДВО от 11.04.2012 N Ф03-501/2012. <36 Статья 123 НК РФ. <37 Статья 75 НК РФ. <38 Письмо ФНС России от 02.12.2009 N 3-5-04/1774. <39 Подпункт 4 п. 1, п. 4 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ. <40 Статья 75, п. 1 ст. 119 НК РФ; ст. 198 УК РФ. <41 Письмо ФНС России от 25.07.2014 N БС-4-11/14507@.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30000 до 40000 руб. В соответствии со статьей 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статье 14.5 КоАП РФ (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин). Приказом УФНС России по г.

Выездные налоговые проверки в целях налогового контроля

Как правило, при поступлении жалобы от застрахованного лица на невыплату пособий по обязательному социальному страхованию проводится тематическая проверка». Нам также пояснили, что конкретно будут проверять, если назначена тематическая проверка. Из авторитетных источников Позднякова Ирина Владимировна, заместитель начальника отдела организации обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ «При проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника на неправильный расчет пособия по обязательному социальному страхованию <44 проверяется правильность начисления и выплаты пособий работодателем в отношении обратившегося работника или лиц, указанных в жалобе.

5 случаев выездной налоговой проверки физических лиц

И в большей степени мы проводим проверки на эту тему с ними». А вот ФСС, получив жалобу работника на невыплату пособия или на его неправильный размер, вправе провести внеплановую выездную проверку (без участия ПФР) <42. При этом ФСС проверит только правильность расходов на выплату пособий, а начисление и уплату взносов — нет <42. Из авторитетных источников Ильюхина Татьяна Митрофановна, начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ «ФСС РФ имеет право <43проверять правильность выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения на возникающие в ходе проверок вопросы.
ПриказомУФНСРоссиипог.Москвеот16.04.2008N190дсп утвержденПорядокорганизацииипроведенияработыпо контролю за соблюдениемзаконодательстваопримененииККТприосуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных картирозничнойреализацииалкогольной продукции на территории г. Москвыипривлечениюк ответственности нарушителей в соответствии с законодательствомобадминистративныхправонарушениях(далее- Порядок). Согласнопункту 2.1 Порядка мероприятия оперативного контроля по соблюдениюзаконодательства о применении ККТ, в том числе по жалобам, поступающимвналоговыеорганыг.Москвы,осуществляются отделом оперативногоконтроляипримененияККТУФНС России по г.


Москве и окружными мобильными группами.

Важно

Отправной точкой для исчисления срока давности служит дата выставления требования об уплате налога. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках проверки проверяется период, за который представлена декларация (ст. 98 НК РФ). Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.


- п.5, ст. 89 « Выездная налоговая проверка», Налоговый кодекс РФ Срок выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. При определенных обстоятельствах, указанных в приказе ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, проверка может быть продлена, но не более чем на шесть месяцев.

Может ли налоговая проводить проверку организации по жалобе физического лица

  • запросить необходимые для проверки документы;
  • провести осмотр имущества налогоплательщика, которое находитсяв нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым;
  • произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в срок;
  • вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известна какая-либо имеющая значение информация;
  • привлечь специалистов и экспертов;
  • истребовать у третьих лиц документы/информацию, касающиеся деятельности проверяемого.
  • Налогоплательщики обязаны в течение 4-х лет хранить бумаги налогового учета, необходимые для исчисления и уплаты налогов (документов, подтверждающих доходов, расходов и т.п.).

Также инспектор труда может оштрафовать организацию и руководителя по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ <30. Обратите внимание, что если в ходе проверки трудинспектор выявит задержку выплаты зарплаты нескольким сотрудникам, то это будет расцениваться как разные нарушения <31. Допустим, в компании работает 20 человек. Тогда общая сумма штрафов может оказаться немаленькой — минимум 600 000 руб.
(30 000 руб. x 20 нарушений).

Чтобы проверить исполнение работодателем выданного предписания, трудинспектор может позже прийти в организацию с внеплановой проверкой <32. Возможно, если вы исполните предписание в срок и представите в трудовую инспекцию подтверждающие документы, это спасет вас от повторного прихода инспекторов. <23 Часть 16 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. <24 Часть 9 ст. 360 ТК РФ. <25 Пункт 5.3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 N 14. <26 Часть 8 ст.

Внеплановая проверка трудовой инспекции может быть проведена только в строго определенных законодательством случаях. Подробнее об основаниях и других нюансах этого вида госнадзора читайте в настоящей статье.

Проверки государственной инспекции труда: виды и документы, регламентирующие их проведение

Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
  • положение «О федеральном госнадзоре…», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
  • иные нормативные акты.

Ст. 360 ТК РФ определено, что проверки, осуществляемые ГИТ, подразделяются на 2 вида:

  • плановые;
  • внеплановые.

Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган. По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года. Больше информации об этом размещено в статье «Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой проверкой трудовой инспекции. Для назначения такого вида проверки нужны определенные основания, в противном случае она будет незаконной.

В каких случаях возможна внеплановая проверка

Внеплановые проверки государственной инспекции труда законно могут проводиться только при наличии какого-либо из следующих оснований:

  1. Окончание выданного ранее госинспекцией предписания, в соответствии с которым работодателю был установлен срок для устранения нарушения. Такое предписание может быть выдано как в результате ранее проведенной плановой проверки, так и внеплановой, проведенной ранее по другому основанию. Подробнее об этом акте трудовой инспекции читайте в статье «Предписания государственных инспекторов труда» .
  2. Издание распоряжения руководителя ГИТ о проведении проверки. Такое распоряжение или приказ могут быть, в свою очередь, вынесены при наличии соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ. Также распоряжение выносится по требованию прокурора, осуществляющего надзор.
  3. Поступление в ГИТ от работника заявления, в соответствии с которым тот просит проверить условия его работы, соответствие требований охраны труда нормам законодательства, а также обеспечение работодателем иных прав, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.

Другие основания для внеплановой проверки

Помимо перечисленных выше причин для неожиданного визита госинспектора труда, основания для внеплановой проверки трудовой инспекции могут быть следующими:

  1. Поступление в госинспекцию труда жалобы работника, из которой следует, что работодатель нарушает его трудовые права.
  2. Получение инспекцией информации о том, что работодатель не заключает трудовые договоры либо заключает, но с нарушениями норм ТК РФ.
  3. Информирование ГИТ о том, что конкретный работодатель не выплачивает зарплату работникам (в том числе частично или меньше установленного минимума) или не выполняет нормы трудового права, в том числе создает опасность для жизни и здоровья работников. Источником информации при этом могут служить не только обращения граждан или юрлиц, поступившие в инспекцию, но и сведения, направленные из других госструктур, органов, а также полученные из СМИ.

Названные в настоящем разделе основания отличны от предыдущих тем, что госинспектору запрещено уведомлять проверяемое лицо о назначении и проведении выездной проверки. Этот нюанс является ответом на вопрос некоторых работодателей о том, почему их заранее не предупредили о процедуре.

Последние 2 основания, помимо этого, не требуют обязательного согласования с органами прокуратуры — достаточно их извещения. Выезд госинспектора при поступлении соответствующей информации должен быть произведен незамедлительно, однако сначала должен быть издан соответствующий приказ руководителя ГИТ.

Общие положения о проверке по жалобе работника

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.09.2011).

В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:

  • удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
  • провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294).

Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.

Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.

Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством. Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу.

Возможность проверки по анонимному обращению

Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе. При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении. Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.

В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см. решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017).

Документарная проверка

Особенность данного вида проверки состоит в том, что она осуществляется госинспекторами на своем рабочем месте. В первую очередь они проверяют документы работодателя, которые имеют в своем распоряжении, например акты проверок, проведенных ранее, их результаты, протоколы о привлечении к ответственности и т. п.

Внеплановая документарная проверка трудовой инспекции предполагает получение и иных документов, находящихся у работодателя. В случае такой необходимости:

  1. Инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя нужные ему документы (к запросу должно прилагаться распоряжение о назначении документарной проверки).
  2. После получения запроса работодатель должен подготовить и направить в ГИТ требуемые документы (на это ему предоставляется 10 дней).
  3. В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от компании или ИП-работодателя представления письменных пояснений (на это также дается 10-дневный срок).

Для подтверждения обоснованности своих письменных пояснений работодатель может подкрепить их документами.

ВАЖНО! Документарная проверка может перейти в выездную, если госинспекторы обнаружат нарушения требований трудового законодательства.

ГИТ при проведении этого вида проверки может запрашивать у проверяемого лица только те документы, которые относятся к ее предмету. Если же документарная проверка окончилась назначением выездной, то в ходе последней госслужащие не вправе вновь требовать представления документов, которые ими уже запрашивались.

Выездная проверка

Этот способ проверки работодателя на предмет исполнения норм трудового законодательства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ст. 12 закона № 294. Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции осуществляется в следующем порядке:

  1. Выезд на место проверки — по месту расположения (регистрации) работодателя или месту, где он ведет деятельность.
  2. Предъявление руководству работодателя служебного удостоверения, приказа руководства ГИТ о назначении проверки.
  3. Ознакомление руководства проверяемого лица с целями, задачами, основаниями проводимой процедуры.
  4. Ознакомление с мерами, которые планирует принять госинспектор, сроками и условиями проведения проверки (см. Административный регламент, утвержденный приказом Минтруда и соцзащиты от 30.10.2012 № 354н).
  5. Запрос документов и их незамедлительное представление. Этим обстоятельством выездная проверка отличается от документарной, при которой документы могут готовиться 10 дней.
  6. Окончание проверки, оформление ее результатов (составление акта, выдача предписания, привлечение к ответственности).

Выездная проверка не может проводиться без руководителя организации. В том случае, если при выезде выяснился факт отсутствия директора, ИП или другого уполномоченного ими лица, госинспекторы составляют акт о невозможности проведения проверки. После этого в течение 3 месяцев ГИТ может назначить новую проверку, не предупреждая об этом работодателя.

Сроки проверки

Период проведения внеплановой проверки трудовой инспекции не может длиться больше 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 закона № 294). Если инспектору необходимо запросить какие-либо документы у других госорганов, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановлении проведения процедуры. Руководство, в свою очередь, вправе приостановить ее на 10 рабочих дней. Законодательством разрешено приостанавливать проведение проверки только единожды.

ВАЖНО! В случае если ГИТ вынесено решение о приостановлении проверки до получения определенных документов, в этот период должна быть приостановлена любая деятельность госинспектора на проверяемом предприятии (п. 2.2 ст. 13 закона № 294).

Срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ максимум еще на 20 дней при наличии веских оснований. Если проверяемое лицо — малое или микропредприятие, то срок продляется только на 50 и 15 часов соответственно.

Несмотря на то, что законом четко определен срок, в течение которого может осуществляться внеплановая проверка деятельности юридического лица или предпринимателя, следует иметь в виду, что количество таких проверок не ограничено и зависит от возникновения оснований для их проведения. Эта особенность также отличает внеплановую проверку ГИТ от плановой, в рамках которой госинспекторы могут проверять работодателя не чаще 1 раза в 3 года (за некоторыми изъятиями, установленными Правительством РФ).

Реестр внеплановых проверок на 2018 - 2019 год

Плановые и внеплановые проверки вне зависимости от того, кем они инициированы и проводятся, подлежат занесению в специальный Единый реестр проверок (плановые вносятся заранее, внеплановые — в течение 3 рабочих дней с момента решения о проверке). Правила и порядок ведения этой государственной информационной системы установлены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

Часть информации, вносимой в данный реестр, размещается в открытом доступе. Так, общедоступными, согласно п. 3 ст. 13.3 закона № 294, признаются следующие сведения:

  1. Номер проверки.
  2. Сведения, указанные в приказе о проведении проверки.
  3. Сведения, содержащиеся в акте проверки.
  4. Результаты мероприятия, в том числе обнаруженные нарушения.
  5. Информация о принятых мерах (выданных предписаниях, привлечении к ответственности и др.).

На остальные сведения, не подпадающие под названные категории, распространяются требования об охраняемой законом тайне.

Внеплановые проверки, проводимые при выдаче юрлицам лицензии или иного разрешения (согласования), если осуществление проверки предусмотрено правилами выдачи спецразрешения, в указанный реестр не включаются (п. 1 ст. 13.3 в редакции закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 613-ФЗ).

Внеплановая проверка трудовой инспекции - в каких случаях она проводится и каким способом, каков ее срок и др., рассмотрено в настоящей статье только в общих чертах. На практике такие проверки по большей части заканчиваются привлечением работодателя к ответственности, особенно если они инициированы по жалобе работника, являющегося по негласному правилу слабой стороной в трудовых отношениях, а потому более защищаемой государством.