Основные принципы охраны труда в рф. Общие принципы организации работы по охране труда на предприятии

Основные принципы обеспечения охраны труда соотносятся с общими принципами обеспечения безопасности.

В настоящее время известны два фундаментальных принципа обеспечения безопасности, и оба они связаны с нашей сегодняшней готовности управлять будущими возможностями.

Первый принцип состоит в постоянном (систематическом) предупреждении, профилактике, принятии всяческих мер по предотвращению опасности. Второй принцип – в постоянной готовности к ликвидации появления опасности и минимизации ее последствий. Он вытекает из невозможности обеспечения абсолютной безопасности. Об этом принципе часто забывают, и, хотя он является дополнительным принципом к первому, его роль не менее важна. Недаром другая русская народная пословица гласит: «Знать бы, где упасть – соломку бы подстелил»!

Первым практическим шагом, который необходимо осуществить исходя из требований основного принципа обеспечения охраны труда, является планирование и реализация превентивных мер, осуществление профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, аварий и инцидентов.

Для этого используют все способы, все меры и мероприятия безопасности, все средства различных видов техники безопасности, промышленной, радиационной, транспортной, электротехнической, конструкционной и других видов безопасности. Чтобы обеспечить нормальные и безвредные условия труда/учебы, используют все достижения производственной санитарии, медицины труда, гигиены труда.

Поскольку в рамках превентивных мер необходимо полное выполнение всех мероприятий безопасности, связанное с человеческим фактором, в организационной сфере обеспечения безопасных и безвредных/здоровых условий труда/учебы, предотвращения травматизма и заболеваемости широко использует эффективную практику социального партнерства работодателя и работников по охране труда. Заметим, что в эту практику, по нашему мнению, входит и обучение работников (и учащихся), и стимулирование их внутренней мотивации на безопасный труд/поведение.

Таким образом, техническое обеспечение безопасности, санитарно-техническое обеспечение гигиены, подготовка и управление персоналом, воспитанниками и/или обучающимися, а также социальное партнерство работников с работодателем в организационной сфере охраны труда являются важнейшими мерами профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, аварий и инцидентов, реализации других опасностей, присущих образовательным учреждениям. Этим охрана труда полностью реализует принцип профилактики неблагоприятных событий.

Для реализации второго основного принципа – минимизации последствий неблагоприятных событий – обеспечение охраны труда включает целый комплекс мероприятий по социальной защите людей, работающих в неблагоприятных условиях труда или пострадавших на производстве в результате тех проявлений производственных опасностей, которые не удалось предотвратить комплексом профилактических мер.

В рамках второго основного принципа охраны труда, ее мероприятиями предусматриваются:

компенсации работникам за тяжелые, вредные и опасные условия их труда;

возмещение вреда пострадавшему «причинителем вреда»;

реабилитация трудоспособности пострадавших.

Более того, стремясь к минимизации затрат общества на все вышеизложенные мероприятия, предусматривается и реализуется обязательное социальное страхование профессиональных рисков – несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Наблюдаемое реально состояние условий и охраны труда существенно зависит от взаимодействия множества факторов, основными из которых являются:

На уровне отдельного работодателя:

характер используемых технологических процессов и производств;

степень технического совершенства инструмента и оборудования;

состояние основных производственных фондов;

уровень организации производства и общей культуры труда;

уровень общей грамотности, профессиональной квалификации/компетентности, ответственности и дисциплинированности работников;

На уровне региона:

отраслевая структура экономики региона;

региональный характер управления и «дисциплины» субъектов права;

кадровый состав органов регионального управления, включая территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

На уровне страны:

наличие хорошей законодательной базы, обеспечивающей устойчивое функционирование экономики и эффективное регулирование экономической деятельности отдельных субъектов права – работодателей и работников;

наличие системы государственного регулирования в сфере охраны труда и безопасности производства, включая государственный надзор и общественный контроль;

кадровое обеспечение системы управления охраной труда, включая государственную поддержку подготовки специалистов по охране труда, повышение квалификации руководителей и специалистов организаций по вопросам охраны труда;

научное и информационное обеспечение правоустанавливающей и правоприменительной практики.

Характерной особенностью состояния условий и охраны труда является в первую очередь то, что оно формируется под совместным (иногда взаимоисключающим) воздействием вышеуказанных взаимосвязанных факторов. Особо важно для практики то, что многие существенно определяющие состояние условий труда факторы поддаются только косвенному регулированию и реализуются в контексте всей экономической и политической жизни страны. Важно отметить, что традиционно ранее действовавшие административные возможности прямого директивного воздействия органов государственной власти в процессе реформирования неуклонно снижаются, что неизбежно должно быть скомпенсировано усилением косвенного воздействия через совершенствование законодательных и экономических механизмов государственного регулирования.

Состояние условий и охраны труда в Российской Федерации все еще продолжает оставаться достаточно напряженным.

Введение
1. Основы охраны труда.
1.1. Трудовая деятельность человека. Основные принципы обеспечения безопасности труда. Основные принципы обеспечения охраны труда.
1.2. Основные положения трудового права.
1.3. Государственное регулирование в сфере охраны труда.
1.4. Государственные нормативные требования по охране труда.
1.5. Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка.
1.6. Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда.
2. Основы управления охраной труда в организации.
2.1. Организация системы управления охраной труда.
2.2. Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда. Организация общественного контроля.
2.3. Аттестация рабочих мест по условиям труда.
2.4. Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Разработка инструкций по охране труда.
2.5. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
2.6. Документация и отчетность по охране труда
2.7. Сертификация работ по охране труда в организациях.
3. Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности.
3.1. Основы предупреждения производственного травматизма. Обеспечение безопасности работников в аварийных ситуациях.
3.2. Техническое обеспечение зданий и сооружений, оборудования и инструмента, технологических процессов.
3.3. Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью.
3.4. Обеспечение электробезопасности.
3.5. Обеспечение пожарной безопасности.
3.6. Организация охраны труда в образовательном учреждении.
4. Социальная защита пострадавших на производстве.
4.1. Общие правовые принципы возмещения причиненного вреда.
4.2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.3. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.
4.4. Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний. Предварительные и периодические медицинские осмотры.
4.5. Оказание первой помощи пострадавшим.

Введение

Согласно пункту 1.1 отраслевого стандарта «Управление охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России» охрана труда и обеспечение безопасности образовательного процесса – это система сохранения жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников в процессе их трудовой и образовательной деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данная работа требует системного подхода, реализация которого возможна, во-первых, в условиях строгого соблюдения государственных нормативных требований, во-вторых, при сформированости ответственной позиции каждого из работников образовательного учреждения. Как отмечает начальник управления Алтайского края по труду А.К. Мишин, «основная масса нарушений и недостатков не связана с экономическими проблемами и трудностями, а носит субъективный характер». Следовательно, в процессе обучения руководителей и специалистов требованиям охраны труда необходимо уделять внимание не только предметной подготовке, но и совершенствованию соответствующих морально-нравственных категорий, определяющих ответственное отношение к выполняемой работе. Поскольку обязанности по обеспечению безопасных условий труда возлагаются на работодателя, законодательством предусмотрено обязательное прохождение соответствующей курсовой подготовки с периодичностью 1 раз в три года. Для этого важно обеспечить качественное обучение требованиям охраны труда всех категорий работников, перечисленных в пункте 2.3.2 Постановления Министерства труда и социального развития и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Данный курс лекций разработан для обучения требованиям охраны труда руководителей, должностных лиц и работников образовательных учреждений всех типов.

Основы охраны труда

Условия труда

Под условиями труда понимаютсовокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется трудовая деятельность работника, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. (Заметим, что в новом Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», введенном в действие с 1 ноября 2005г. термин «производственная среда» заменен термином «рабочая среда», не меняя его смысла – содержание понятия).

Под факторами трудового процесса (безотносительно окружающей среды) понимают основные его характеристики: тяжесть труда и напряженность труда .

Тяжесть труда – один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.), которые обеспечивают его трудовую деятельность.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, определяющим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень их монотонности, режим работы.

Под факторами рабочей (производственной) среды , в которой осуществляется деятельность человека, понимают самые различные факторы этой среды – от физических до социально-психологических. Все они, так или иначе, влияют на организм человека.

Среди их многообразия выделяют такие производственные факторы, которые при определенных условиях представляют собой опасность (угрозу) для человека.

ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызывать профессиональные заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Разные люди могут иметь разную чувствительность к тем или иным вредным факторам.

ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Согласно официальному подходу, действующему в нашей стране, все опасности, связанные с охраной труда, классифицируют как ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ физического, химического, биологического и психофизиологического типа.

К физическим

¨ движущиеся машины и механизмы;

¨ подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия (материалы, заготовки);

¨ разрушающиеся конструкции;

¨ обрушивающиеся горные породы;

¨ повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

¨ повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

¨ повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

¨ повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний;

¨ повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение;

¨ повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха;

¨ повышенный уровень ионизирующих излучений;

¨ повышенное значение напряжения в электрической цепи;

¨ повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений;

¨ повышенная напряженность электрического, магнитного полей;

¨ отсутствие или недостаток естественного света;

¨ недостаточная освещенность рабочей зоны;

¨ повышенная яркость света;

¨ пониженная контрастность;

¨ прямая и отраженная блесткость;

¨ повышенная пульсация светового потока;

¨ повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

¨ острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;

¨ расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола);

¨ невесомость.

К химическим опасным и вредным производственным факторам относятся химические вещества, которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на:

¨ токсические,

¨ раздражающие,

¨ сенсибилизирующие,

¨ канцерогенные,

¨ мутагенные,

¨ влияющие на репродуктивную функцию.

По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в организм через:

¨ органы дыхания,

¨ желудочно-кишечный тракт,

¨ кожные покровы и

¨ слизистые оболочки.

К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся:

¨ патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также

¨ макроорганизмы (растения и животные).

К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся:

¨ физические (статические и динамические) и

¨ нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Заметим, что один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным типам.

Как показала практика, основными причинами профессиональных заболеваний являются высокие значения вредных производственных факторов и длительность их воздействия на организм работающего, а также индивидуальные особенности и отклонения в состоянии здоровья отдельного работника (в том числе не выявленные при медицинских осмотрах). Низкие значения этих факторов не приводят к таким заболеваниям, а значит, с определенной долей условности их можно принять за «безвредные». Разделение значений факторов производственной среды на «опасно вредные» и «практически безвредные» производится на основе аппарата концепции так называемого «порогового воздействия факторов производственной среды» .

В рамках этой концепции считается, что ниже некоторого порога – предельно допустимого для сохранения здоровья значения вредного производственного фактора – его вредное воздействие практически отсутствует и им можно полностью (для практических нужд) пренебречь.

Классическим примером реализации концепции порогового воздействия химических веществ на живой организм является понятие ПДК – предельно допустимой концентрации, впервые предложенное в начале 20-х годов ХХ века.

Введение ПДК, а затем и ПДУ (предельно допустимого уровня) позволяет на практике разграничить безопасные условия труда, где концентрации ниже ПДК (уровни ниже ПДУ), и значит, профессиональные заболевания практически невозможны, от неблагоприятных условий труда, где концентрации (уровни) выше ПДК (ПДУ), и возникновение профессиональных заболеваний гораздо более вероятно.

На этом принципе основано практически все гигиеническое нормирование вредных производственных факторов и условий труда.

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Трудовой кодекс РФ

(извлечения)

Статья 252. Основания и порядок установления особенностей ре­гулирования труда

Особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными ак­тами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой сни­жение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

Перечень

видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ
1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ) Минтруд России
2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) Федеральные органы исполнительной власти
3. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) Госгортехнадзор России Госатомнадзор России
4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) Госстандарт России Госстрой России
5. Строительные нормы и правила (СниП), своды правил по проектированию и строительству (СП) Госстрой России
6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила(СП), гигиенические нормативы(ГН), санитарные правила и нормы(СанПиН), санитарные нормы(СН) Минздрав России

Трудовой кодекс РФ

(извлечения)

Раздел VIII. ТРУДОВОЙ РАСПОРЯДОК. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА

Глава 29. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 189. Дисциплина труда и трудовой распорядок

Дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Глава 30. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА

Статья 192. Дисциплинарные взыскания

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81 или пунктом 1 статьи 336 настоящего Кодекса, а также пунктом 7 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисцип­лине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух ра­бочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представи­тельного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивиду­альных трудовых споров.

Статья 194. Снятие дисциплинарного взыскания

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Статья 195. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного орга­на работников

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законода­тельства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.

В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина труда - это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

3. Вопросы, связанные с применением Правил внутреннего трудового распорядка, решаются работодателем в пределах предоставленных ему прав, а в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и настоящими Правилами, - с учетом мнения представительного органа работников, в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных норма­тивных актов.

Министерство труда и социального развития РФ

I. Общие положения

1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда.

4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

5. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иныминормативными правовыми актами об охране труда РФ и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями, (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.

6.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

6.4.Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

Общие положения

1.1.Настоящие рекомендации устанавливают общие подходы к разработке и принятию стандарта (СТП БТ) "Функциональные обязанности долж­ностных лиц по охране труда", которым устанавливаются основные функ­циональные обязанности, ответственность служб и должностных лиц, а также их взаимодействие по обеспечению выполнения законодательства РФ и края об охране труда.

1.2.Рекомендации базируются на требованиях Трудового кодекса РФ, закона Алтайского края от 10.11.1996г. № 51-ЗС "Об охране труда в Алтайском крае" (с изменениями и дополнениями, внесенными законами от 06.04.2001 г. № 16-ЗС и от 14.11.2002 г. № 74-ЗС), постановления админист­рации края от 01.06.99 г. №404 "Об утверждении Положения об организации государственного управления охраной труда в Алтайском крае", постановле­ний Правительства РФ и других правовых актов по охране труда и носят межотраслевой характер. В рекомендациях обобщен и использован опыт ра­боты по организации работ по охране труда на ведущих предприятиях края.

По согласованию с профсоюзным комитетом в такой стандарт могут быть включены полномочия комитетов (комиссий), уполномоченных (доверенных) лиц организации по охране труда.

Важнейшие направления труд сохранной работы: планирование мероприятий (подготовка коллективного договора, соглашения) по охране труда, организация обучения руководителей и специалистов, инструктажей работ­ников, организация ступенчатого контроля и т.п. во многих организациях утверждаются как самостоятельные стандарты.

1.3. Обязательным требованием к такому документу является то, что структура органов управления охраной труда в организации должна быть интегрирована в общую структуру хозяйственного (производственного) управления и точно соответствовать стандартам организации, утвержденных приказами руководителя организации.

1.4. Стандарт организации "Функциональные обязанности должностных лиц по охране труда" начинается с вступления ("Общих положений"), краткораскрывающего его содержание, назначение и область распространения правовой (нормативный) статус, порядок внесения дополнений и изменений, срок действия. Последующие статьи этого стандарта последовательно раскрывают обязанности и права должностных лиц (служб), начиная с высшего должностного лица организации.

Обязанности работников

14.1. Обязанности работников в области охраны труда определены в ст. 214 Трудового кодекса РФ.

Заключительное положение

Контроль за внедрением и исполнением настоящего стандарта должны осуществлять службы и специалисты по охране труда, стандартизации и главные специалисты.

За нарушение требований стандарта организации виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а в отдельных случаях - при грубых нарушениях, предусмотренных законодательством – к административной и уго­ловной ответственности.

Образование комитета (комиссии) по охране труда

Выдвижение в комитет (комиссию) представителей работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

Представители работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в комитете (комиссии) отчитываются о проделанной работе не реже одного раза в год на общем собрании (конференции) трудового коллектива. В случае признания их деятельности неудовлетворительной собрание вправе отозвать их из состава комитета (комиссии) и выдвинуть в его состав новых представителей.

Требования к членам комитета (комиссии) по охране труда:

Комитет (комиссия) может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета (комиссии) не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии или находится в непосредственном подчинении работодателя.

Члены комитета (комиссии) выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.

Комитет (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании комитета (комиссии) и утверждается его председателем. Заседания комитета (комиссии) проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

В своей работе комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, профессиональными союзами, службой охраны труда и специалистами по охране труда, привлекаемыми на договорной основе (с учетом специфики и отраслевых особенностей производства, конкретных интересов трудового коллектива). Деятельность и оплата труда привлекаемых специалистов регламентируется коллективным договором или другим совместным решением работодателя и уполномоченных работниками представительных органов.

Для выполнения возложенных задач члены комитета (комиссии) должны получить соответствующую подготовку в области охраны труда.

Комитет (комиссия) в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде и охране труда, коллективным договором (соглашением по охране труда), нормативными документами учреждения.

Задачи комитета (комиссии)

На комитет (комиссию) возлагаются следующие основные задачи:

¨ разработка на основе предложений сторон программы совместных действий работодателя, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

¨ рассмотрение предложений по разработке организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного договора или соглашения по охране труда;

¨ анализ существующего состояния условий и охраны труда на предприятии и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем охраны труда;

¨ информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средств индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.

Функции комитета (комиссии)

В функции комитета (комиссии) входят:

¨ рассмотрение предложений работодателя, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работников по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии и выработка рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

¨ рассмотрение результатов обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом, участие в проведении обследований по обращениям работников и выработка в необходимых случаях рекомендаций по устранению выявленных нарушений;

¨ изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовка информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда на предприятии;

¨ анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

¨ содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

¨ изучение состояния и использования санитарно-бытовых помещений и санитарно-гигиенических устройств, обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, предоставления лечебно-профилактического питания;

¨ оказание содействия работодателю в организации на предприятии обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

¨ участие в работе по пропаганде охраны труда на предприятии, повышению ответственности работников за соблюдение требований по охране труда.

Трудовой договор (ТД)

Новые требования к трудовому договору

В соответствии с нормами Трудового кодекса РФ (ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ).

ТД заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр ТД передается работнику, другой хранится у работодателя. При этом получение работником экземпляра ТД должно подтверждаться подписью работника на экземпляре ТД, хранящемся у работодателя (ст. 67 ТК РФ).

Если ТД не был надлежащим образом оформлен, то тем не менее он считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3-х рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором (ст.61 ТК РФ). Если работник не приступил к работе в день начала работы, то работодатель имеет право аннулировать ТД. Аннулированный ТД считается незаключенным.

Обязательные условия:

· Ф,И,О работника и наименование работодателя (Ф,И,О работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор;

· сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица;

· ИНН (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

· сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

· место и дата заключения договора.

В результате изучения этого раздела вы будете знать:

  • Понятие "охрана труда".
  • Основная задача охраны труда предотвращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и минимизация их социальных последствий.
  • Понятие социально приемлемого риска.
  • Основные принципы обеспечения охраны труда как системы мероприятий:
  • Осуществление мер, необходимых для обеспечения сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
  • Социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда;
  • Гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
  • Компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Экономический механизм и финансовое обеспечение системы управления охраной труда.
  • Финансирование мероприятий по обеспечению безопасных условий труда и по улучшению условий и охраны труда.
  • Оценка эффективности мероприятий по охране труда.
  • Понятие предотвращенного ущерба, прямых и косвенных потерь.
  • Взаимосвязь обеспечения экономической, технологической, экологической, эргономической безопасности и охраны труда.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Трудовой кодекс Российской Федерации.
3. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05. Утверждено руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 29 июля 2005 года

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Вся работа по охране труда должна носить системный характер. В разделе X гл. 33 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано следующее определение понятия "охрана труда".

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:
· правовые,
· социально-экономические,
· организационно-технические,
· санитарно-гигиенические,
· лечебно-профилактические,
· реабилитационные и иные мероприятия.
Задачу эффективного обеспечения охраны труда нельзя решить за счет проведения одних или группы перечисленных мероприятий.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет:

· основные направления государственной политики в области охраны труда;
· государственные нормативные требования охраны труда;
· обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
· обязанности работника в области охраны труда;
· государственное управление охраной труда;
· мероприятия по обеспечению охраны труда;
· основные функции органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
· организации, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;
· принципы управления охраной труда непосредственно в организации;
· обеспечение прав работника на охрану труда;
· право и гарантии работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
· финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
· принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
· государственное управление охраной труда ;
· государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
· государственная экспертиза условий труда ;
· установление порядка специальной оценки условий труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
· содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
· профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
· расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
· координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
· распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
· участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
· подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
· организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
· обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда ;
· международное сотрудничество в области охраны труда;
· проведение эффективной налоговой политики , стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
· установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя (ст 210 ТК РФ).

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями :

· органов государственной власти Российской Федерации;
· органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
· органов местного самоуправления;
· работодателей и объединений работодателей;
· профессиональных союзов и их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя .

РАБОТОДАТЕЛЬ обязан обеспечить (ст. 212 ТК РФ):

Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- создание и функционирование системы управления охраной труда;
- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере и в срок причитающуюся работникам заработную плату (ст. 22 ТК РФ).

Работодатель обеспечивает лицам, поступающим на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 225 ТК РФ):
· обучение безопасным приемам и методам выполнения работ, со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний.

Государство обеспечивает :

· профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Все работники, в том числе руководители организаций, а так же руководители - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

РАБОТНИК обязан (ст. 214 ТК РФ):
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Указ Президента Российской Федерации от 9.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» положил начало административной реформе.

Новая структура органов исполнительной власти предусматривает трехуровневое разграничение функций:
· министерство,
· федеральная служба,
· федеральное агентство.

На переходном этапе действуют ранее принятые законодательные и иные нормативные акты, которыми регулировались вопросы охраны труда и социальной защиты работающих на производстве.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению:
· федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ );
· другими федеральными органами исполнительной власти (ст. 216 ТК РФ).
Минтруд осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социального развития.

Минтруд России осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов:
· льготные пенсии (по Спискам № 1 и № 2);
· социального страхования (обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

Федеральным органам исполнительной власти предоставлено право:
· осуществлять отдельные функции по нормативно - правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда;
· при этом они обязаны:
· согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда;
· координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда(Минтрудом России).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное управление в пределах своих полномочий на территориях субъектов Российской Федерации.

Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда.

У каждого работодателя , осуществляющего производственную деятельность, в том числе в сфере оказания услуг численность работников которого превышает 50 человек:
· создается служба охраны труда или
· вводится должность специалиста по охране соответствующую подготовку или опыт работы.

Если численность работников не превышает 50 человек , работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности .

При отсутствии:

· службы охраны труда,
· штатного специалиста по охране труда

их функции осуществляют:

· работодатель - индивидуальный предприниматель (лично),
· руководитель организации (лично),
· другой уполномоченный работодателем работник,
· организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ст.217 ТК РФ).

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации .

Для оперативного рассмотрения вопросов охраны труда по инициативе работодателя и (или) работников на предприятии создается совместный комитет (комиссия) по охране труда .

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

Каждый работник имеет право на:

· рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
· обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
· получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
· отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами до устранения такой опасности;
· обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
· обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;
· профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
· запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте:
· федеральными органами исполнительной власти уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;
· другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;
· органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда;
· органами профессионального контроля законодательства о труде и охране труда; за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
· обращение по вопросам охраны труда:
· в органы государственной власти Российской Федерации;
· в органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
· в органы местного самоуправления;
· к работодателю и их объединения;
· в профессиональные союзы, их объединения;
· в иные уполномоченные работниками представительные органы;
· личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
· внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра;
· компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ,
СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

Государство гарантирует работникам защиту их прав на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Согласно статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации:
- на время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой.

В этом случае отказ работника от выполнения работ не влечет за собой его привлечение к дисциплинарной ответственности .

Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников

Работодатель для отдельных категорий работников обязан соблюдать ограничения :

· на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
· к выполнению работ в ночное время;
· к сверхурочным работам;
· осуществлять перевод работника, нуждающегося по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с соответствующей оплатой;
· устанавливать перерывы для отдыха включаемые в рабочее время;
· создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и др. (ст. 224 ТК РФ).

Работодатель должен признать приоритет жизни и здоровья работников
по отношению к результатам производственной деятельности.

Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав — это по существу главная цель всего законодательства.

Работодатель обязан организовать и проводить предварительные при поступлении работника на работу и периодические в течение его трудовой деятельности медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством.

При обнаружении у работников признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу.

Коллективный риск (групповой, социальный) — это риск проявления опасности того или иного вида для коллектива, группы людей, для определенной социальной или профессиональной группы людей.

Невозможность достижения абсолютной производственной безопасности предопределило введение понятия приемлемого (допустимого) риска.

Приемлемый (допустимый) риск — это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям. Таким образом, приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения.

Экономические возможности повышения безопасности технических систем и снижения величины приемлемого риска ограничены. Затрачивая большие финансовые средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере производства. Уменьшая соответственно средства, выделяемые на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание, заработную плату и т. д. Уровень приемлемого риска определяется в результате учета всех обстоятельств — технических, технологических, социальных и рассчитывается в результате оптимизации затрат на инвестиции в техническую и социальную сферу производства.

Величина приемлемого риска зависит от вида отрасли производства, профессии, вида негативного фактора, которым он определяется. Для потенциально опасных отраслей производства (например, угольной промышленности), опасных профессий (горноспасателей, пожарных и т. д.) величина приемлемого риска выше, нежели для отраслей и профессий, где количество опасных факторов меньше и уровень вредных факторов ниже.

Принято считать, что для действия техногенных опасностей (технический риск) в целом индивидуальный риск считается приемлемым, если его величина не превышает 10~6. Эта величина используется для оценки пожарной и радиационной безопасности. Величина приемлемого риска 1СГ6 означает, что гибель одного человека на миллион людей считается допустимой. Это примерно соответствует риску гибели людей от природных опасностей.

В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актом по охране труда.

Нормативные требования по охране труда и их соблюдение по существу являются фундаментом в создании здоровых и безопасных условий труда. Обеспечение единства таких требований — важная государственная задача.

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

· признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;
· координация деятельности в области охраны труда, в других областях экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;
· установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
· государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль над соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;
· общественный контроль над соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;
· взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;
· проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
· применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;
· обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателя;
· обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;
· установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
· защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
· подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
· установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
· информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях;
· осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;
· международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.

Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

То есть эта статья Основ по существу определяет направления деятельности, прежде всего, органов государственной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов, а также объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Лейтмотивом совместных действий этих органов и общественных организаций должно стать принуждение работодателей к признанию и обеспечению приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.

Безопасность труда — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, а уровень риска деятельности не превышает приемлемый уровень.

Поэтому под безопасностью следует понимать комплексную систему мер защиты человека и среды его обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. Комплексную систему безопасности формируют нормативно-правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические меры.

Контрольные вопросы:

1. Что включает в себя понятие "охрана труда"?
2. Как производится оценка социально приемлемого риска?
3. На чём основывается социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда?
4. Какие имеются гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда?
5. Какие предусматриваются компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда?
6. Как производится социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний?
7. Как производится финансирование мероприятий по обеспечению безопасных условий труда и по улучшению условий и охраны труда?
8. Как производится оценка эффективности мероприятий по охране труда?
9. В чём смысл понятия предотвращенного ущерба, прямых и косвенных потерь?
10. Какая взаимосвязь обеспечения экономической, технологической, экологической, эргономической безопасности т охраны труда?

Основные принципы обеспечения охраны труда соотносятся с общими принципами обеспечения безопасности, защиты от случайных неблагоприятных событий.
Основные принципы обеспечения охраны труда включают в себя основные принципы обеспечения безопасности труда, но дополняются мерами социальной защиты.
Первый и фундаментальный принцип охраны труда – ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Все мероприятия охраны труда и всех ее частей, например, безопасности труда, гигиены труда, направлены на это.
ВОВРЕМЯ ПРЕДОТВРАТИТЬ – вот главная цель, главная задача и основной принцип ее реализации в охране труда. Недаром русская народная пословица гласит: “Берегись бед, пока их нет!”.
Второй фундаментальный принцип охраны труда – ГОТОВНОСТЬ К ЗАЩИТЕ ПОСТРАДАВШИХ. Он вытекает из невозможности обеспечения АБСОЛЮТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Этот принцип играет исключительную роль в охране труда. В настоящее время в нашей стране, как в большинстве развитых стран мира, он реализуется через систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Итак, первым практическим шагом, который необходимо осуществить, исходя из требований основного принципа обеспечения охраны труда, являются организация и реализация превентивных мер, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Выше мы уже говорили, что определение безопасности и безопасности труда неразрывно связано с понятием недопустимый риск.
Охрана труда, как некоторая подсистема обеспечения безопасности трудовой деятельности отдельного члена общества и производственной деятельности общества в целом, также неразрывно связана с понятием риска, который в данной отрасли человеческой деятельности часто называют социально приемлемым риском.
В рамках превентивных мер необходимо полное выполнение всех необходимых мероприятий безопасности труда, а также мероприятий социального партнерство работодателя и работников по охране труда. Заметим, что в эти мероприятия, по нашему мнению, входит и обучение работников, и стимулирование их внутренней мотивации на безопасный труд. Таким образом, обеспечение безопасности труда и социального партнерства работников с работодателем являются важнейшими мерами профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Для реализации второго основного принципа охрана труда предлагает целый комплекс мероприятий по минимизации последствий проявления профессиональных рисков в форме СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ работников, работающих в неблагоприятных условиях труда или пострадавших на производстве в результате тех проявлений производственных опасностей, которые не удалось предотвратить комплексом профилактических мер.
В рамках второго основного принципа охраны труда, ее мероприятиями предусматриваются:
1) компенсации работникам за тяжелые, вредные и опасные условия труда;
2) возмещение вреда пострадавшему причинителем вреда;
3) реабилитация трудоспособности пострадавших.
Более того, стремясь к минимизации затрат общества на все вышеизложенные мероприятия, предусматривается и реализуется обязательное социальное страхование профессиональных рисков – несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основные принципы обеспечения охраны труда соотносятся с общими принципами обеспечения безопасности, защиты от случайных неблагоприятных событий.

Основные принципы обеспечения охраны труда включают в себя основные принципы обеспечения безопасности труда, но дополняются мерами социальной защиты.

Первый и фундаментальный принцип охраны труда – ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Все мероприятия охраны труда и всех ее частей, например, безопасности труда, гигиены труда, направлены на это.

ВОВРЕМЯ ПРЕДОТВРАТИТЬ – вот главная цель, главная задача и основной принцип ее реализации в охране труда. Недаром русская народная пословица гласит: «Берегись бед, пока их нет!».

Второй фундаментальный принцип охраны труда – ГОТОВНОСТЬ К ЗАЩИТЕ ПОСТРАДАВШИХ. Он вытекает из невозможности обеспечения АБСОЛЮТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Этот принцип играет исключительную роль в охране труда. В настоящее время в нашей стране, как в большинстве развитых стран мира, он реализуется через систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Итак, первым практическим шагом, который необходимо осуществить, исходя из требований основного принципа обеспечения охраны труда, являются организация и реализация превентивных мер, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Выше мы уже говорили, что определение безопасности и безопасности труда неразрывно связано с понятием недопустимый риск.

Охрана труда, как некоторая подсистема обеспечения безопасности трудовой деятельности отдельного члена общества и производственной деятельности общества в целом, также неразрывно связана с понятием риска, который в данной отрасли человеческой деятельности часто называют социально приемлемым риском.

В рамках превентивных мер необходимо полное выполнение всех необходимых мероприятий безопасности труда, а также мероприятий социального партнерство работодателя и работников по охране труда. Заметим, что в эти мероприятия, по нашему мнению, входит и обучение работников, и стимулирование их внутренней мотивации на безопасный труд. Таким образом, обеспечение безопасности труда и социального партнерства работников с работодателем являются важнейшими мерами профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Для реализации второго основного принципа охрана труда предлагает целый комплекс мероприятий по минимизации последствий проявления профессиональных рисков в форме СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ работников, работающих в неблагоприятных условиях труда или пострадавших на производстве в результате тех проявлений производственных опасностей, которые не удалось предотвратить комплексом профилактических мер.


В рамках второго основного принципа охраны труда, ее мероприятиями предусматриваются:

¨ компенсации работникам за тяжелые, вредные и опасные условия труда;

¨ возмещение вреда пострадавшему причинителем вреда;

¨ реабилитация трудоспособности пострадавших.

Более того, стремясь к минимизации затрат общества на все вышеизложенные мероприятия, предусматривается и реализуется обязательное социальное страхование профессиональных рисков – несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

1.3.3. Компенсации за тяжелую работу и работу
с вредными или опасными условиями труда

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральными законами обязанностей.

Согласно статье 219 ТК РФ «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда» каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономи­ческого положения работодателя.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.