Предложения по решению международной миграционной проблемы. Пути решения миграционной проблемы

Естественная убыль в России превышает естественный прирост населения. Нас потихоньку становится все меньше. В последние годы за счет мигрантов население РФ сокращается не так стремительно. Но можно ли считать это достойным выходом из положения? Как решаются проблемы миграции в России в 2019 году?

К нам приезжают

Россия находится в первой пятерке стран, привлекающих мигрантов, наряду с такими странами, как США и Канада. Но если в западных странах нуждаются в квалифицированной рабочей силе и претенденты проходят суровый отбор, то в Россию едут на заработки зачастую люди без образования, без знания русского языка и вообще без какой-либо квалификации. Такая тенденция притока дешевых рабочих рук из стран Средней Азии и Закавказья существует с начала 2000-х.

Экономические проблемы

С одной стороны, приток иностранцев, не требующих больших зарплат, позволяет выдерживать конкуренцию на рынке, удешевляя процесс производства, но с другой - все заработанные деньги пересылаются в семью и тратятся за ее пределами.

Бóльшая часть приехавших работников – нелегалы. А это означает, что работодатели наживаются на их труде и не делают никаких отчислений в бюджет. Кроме того, если есть дешевая рабочая сила, нет потребности внедрять новые технологии и развиваться.

Безработица

Есть мнение, что потребность в иностранной рабочей силе в России сильно преувеличена. Выходцы из бывших союзных республик создают проблемы с работой местным жителям. Труд иностранцев оплачивается так низко, что ни один россиянин просто не сможет выжить на такую зарплату, не говоря уж о содержании семьи. Выгодно это только работодателям.

Культурные проблемы

В некоторых регионах мигрантов так много, что они создают целые отдельные поселения и это затрудняет их ассимиляцию в российском обществе. Россия должна решить проблему с демографическим кризисом. Но населять свои территории людьми, не являющимися носителями русской культуры, порой не знающими языка - значит подвергать опасности социально-культурные ценности страны в какой-то степени. Каков будет среднестатистический россиянин через десять-двадцать лет?

Внутренняя миграция

В России плотность населения неоднородна. Все желающие заработать стремятся в большие города: так советует и наука о миграционных явлениях, и простой здравый смысл. Огромные территории на севере и востоке скоро придется осваивать заново. Люди покидают обжитые места, потому что не видят перспектив, небольшие населенные пункты, потеряв градообразующие предприятия, быстро деградируют. В них остаются те, кто не может уехать, или те, кому все равно.

Миграция из страны

Население России сокращается не только из-за естественной убыли. Люди с востребованными профессиями всеми силами стремятся обосноваться в Европе и Америке.

Пока квалифицированные, грамотные, трудоспособные россияне, не нашедшие себе достойного применения в родной стране, переезжают за границу, их место занимают малоквалифицированные строители и разнорабочие из стран ближнего зарубежья.

Решение проблем

Проблемы миграции в России в последние годы решаются на законодательном уровне. В 2014 и 2019 годах был принят ряд законов, изменяющих порядок нахождения в РФ иностранцев. Все они уже вступили в силу.

Тесты

просроченные кредиты невылет.рф

Всем, кто желает устроиться на работу в России, нужно будет сдавать экзамен на знание русского языка, истории и законов РФ. Таким образом российские власти хотят повысить образовательный уровень мигрантов и увеличить поступления в бюджет. С 1 июня 2015 года все иностранцы-водители коммерческого транспорта должны иметь права российского образца.

Въезд – только по загранпаспорту

Всем гражданам стран СНГ для въезда в РФ теперь нужен загранпаспорт. Не принято окончательно решение только по Украине, вернее, отложено на неопределенный срок. Увеличился размер госпошлины на оформление документов в ГУВМ МВД.

Патент на работу

Вместо разрешения на работу теперь выдается патент, причем он действителен только в том регионе, где был получен. Раньше такие патенты выдавались только для работы на физических лиц, теперь же они оформляются и для трудоустройства у юридического лица.

Чтобы оформить такой документ, нужно пройти медкомиссию, сдать экзамены, получить ИНН и медицинскую страховку, и все это за 30 дней с момента въезда в страну. Поучаствовать в оплате всех этих процедур предлагается работодателям, если они действительно заинтересованы в работнике.

Ужесточились наказания за использование нелегальной рабочей силы. Нелегалам, длительно нарушающим миграционный режим, может быть закрыт въезд в РФ на срок до 10 лет.

Привлечение российских работников

Еще один новый проект предусматривает выплаты субсидий из федерального бюджета тем работодателям, которые будут принимать на работу не иностранцев, а граждан РФ из других регионов. Это позволит сократить уровень безработицы и заменить внешнюю трудовую миграцию на внутреннюю. Приоритет получат так называемые особые экономические зоны.

Программа переселения соотечественников

С 2007 года работает программа по переселению соотечественников, позволяющая на упрощенных условиях получить российское гражданство. Основным критерием является знание русского языка и культуры. Выделен ряд регионов, особо нуждающихся в новых жителях. Чтобы простимулировать переезд в такие регионы, государство готово платить «подъемные».

Как проверить «черный список» мигрантов ГУВМ: видеоинструкция

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2019 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Возвращаясь к вопросу о том, как в России можно контролировать и направлять миграционные процессы в нужное русло, необходимо отметить, что, в отличие от многих стран, у нас для этого не созданы многие базовые условия. Начнем с того, что в развитых странах трудовые потоки вообще не регулируются. Там, прежде всего, все решает рынок. Параллельно с этим проводится эффективная региональная и социальная политики. Меры региональной политики позволяют оказывать поддержку депрессивным территориям и полюсам роста. Социальная политика оказывает поддержку непосредственно людям (пособия по безработице, по бедности) Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика [Текст]: (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие для бакалавров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080111 (061500) «Маркетинг», Москва: Юрайт, 2013 - с. 171.. Кроме того, во многих странах сильно развиты профсоюзы, общественный сектор. В отличие от них, в России, как правило, людям приходится надеяться большей частью на самих себя. Отсюда становится совершенно очевидно, что без развития крепкого гражданского общества России вряд ли удастся найти выход из сложившихся миграционных и социальных проблем. Миграция (в том числе трудовая) - неотъемлемая часть такого общества, а раз так, то, стало быть, она должна находиться под его непосредственным контролем. С этой целью необходимо создавать и развивать негосударственные общественные организации, способствующие развитию миграции и осуществляющие общественный контроль над соответствующими институтами власти, прежде всего, Федеральной миграционной службой России. Весьма уместными в такой ситуации могли бы быть Общественные советы при региональных службах ФМС, МВД и других госорганах Флоринская Ю.Ф. Миграционное поле России [Текст]: справочник / [Российский совет по междунар. делам (РСМД)]; [сост.: Ю.Ф. Флоринская, Л.Б. Карачурина, Д.В. Полетаев] Москва: Спецкнига, 2013 - с. 133-134..

Несомненно, новое российское миграционное законодательство, по сути вступившее в силу с 2007 года, в целом имеет ряд положительных моментов. Более 20 принятых законодательных актов, десятки указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства фактически заново создали нормативно-правовую базу в сфере миграции, закрепили полномочия в реализации миграционной политики и оказании гос услуг в области миграции. Благодаря этому появились новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации, однако впереди предстоит не менее важная и интенсивная работа. И именно от ее результатов будет зависеть благополучие России в целом и наше с вами в частности Ионцев В.А. Трудовая миграция в ЕЭП: анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации соглашений в области трудовой миграции [Текст] / [В.А. Ионцев и др.] Санкт-Петербург: Центр интеграционных исслед., 2012 - с. 33..

Вместе с тем, следует упомянуть о проблемах внутренней миграции. Тем более, что они стоят не мене остро. Все последние годы россияне стремились в крупные города, а сельская местность и большинство малых городов теряли население. Сегодня сложилась чудовищная диспропорция между населением, проживающим в центральной части России и теми, кто живет в восточной части страны. Население самого крупного мегаполиса российского государства - Москвы уже не поддается никаким подсчетам, оно постоянно увеличивается. В то время как население Дальнего Востока за последние 15 лет сократилось на 1,5 миллиона человек, вернувшись к уровням середины 1970?х. Сегодня здесь живет на 20% меньше людей, чем в позднесоветский период. При этом население всей России за это время сократилось лишь на 4%. Это означает, что население Дальнего Востока не вымерло, оно просто мигрировало в западные регионы страны. Вслед за уменьшением населения постепенно уменьшается и вес дальневосточной экономики в общероссийском масштабе. В период с 1995-го по 2008 год доля макрорегиона в ВВП страны сократилась на 2%, упала стоимость основных фондов, снизился объем вводимого жилья. Существенно ухудшились показатели продовольственной обеспеченности, которые и до этого были невысокими. Даже южные регионы Дальнего Востока сегодня обеспечены собственным продовольствием менее, чем на 50% Менделев Н.Г. Миграционные процессы и формирование рынка труда на российском Дальнем Востоке [Текст]: учебное пособие / [авт.-сост.] Н.Г. Менделев, Л.Н. Фарафонова; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Дальневосточ. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2012 - с. 147-148..

Как известно, самой мобильной частью населения является молодежь. Именно она первым делом покидает Дальне-Восточный регион, переезжает в крупные российские мегаполисы, отправляется работать за рубеж. По данным социологических исследований, доля молодежи в Приморском и Хабаровском краях, ориентированной на отъезд из региона, составляет около 45 процентов. В ведущих вузах Владивостока эта цифра достигает 70 процентов. В чем же причина? Начнем с того, что миграция - это чуткий индикатор социально-экономических изменений, которые происходят в каждом регионе. Резкий разрыв в их экономическом положении российских регионов, в состоянии рынков труда заставляет молодежь уезжать из родного края в поисках лучшей жизни. Думаю, если бы образовательные программы Дальне-Восточных университетов имели связь с местным рынком труда и были бы ориентированы на тенденции его развития, а выпускники вузов имели бы возможность устроится в своем регионе на работу по полученной специальности, то процесс оттока удалось бы сократить. Увы, в настоящее время молодежь просто вынуждают покидать регион. Сегодня единственный потенциальный выход для выпускников местных вузов - становиться предпринимателями, однако программ подготовки кадров для малого бизнеса практически нет, да и не каждый молодой человек готов к ведению своего бизнеса. А раз так, приходится читать неутешительные прогнозы. По оценкам экспертов, к 2050 году численность населения Дальнего Востока составит не более 4,5 миллионов человек, то есть сократиться еще на 2 миллиона от нынешнего уровня. Такую колоссальную потерю не сможет компенсировать никакой миграционный приток, даже если таковой в обозримое время здесь и начнется Иванов И.С. Миграция в России, 2000-2012 [Текст]: хрестоматия: в 3 т. / [Российский совет по международным делам; гл. ред. И.С. Иванов; сост. Н. В. Мкртчян, Е.В. Тюрюканова] Москва: Спецкнига, 2013..

В самом конце хотелось бы остановиться на самом важном моменте, касающемся поднятой темы. К сожалению, в Российской Федерации до настоящего времени нет основополагающего документа в сфере миграции, например, такого, как Концепция миграционной политики. Это значительно осложняет надлежащее правовое регулирование вопросов миграционной сферы и совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации. Вроде бы миграционное законодательство Российской Федерации есть, а «вектор», определяющий его направление развития и совершенствования не обозначен. Безусловно, мы «ловим» эти импульсы в посланиях Президента, в публичных выступлениях руководства страны, в различных документах, принимаемых на самом высоком уровне. Однако России нужна целостная миграционная стратегия, прогнозирующая будущее страны на длительный срок в контексте общих задач социально-экономического и политического развития страны Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика [Текст]: (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие для бакалавров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080111 (061500) «Маркетинг», Москва: Юрайт, 2013 - с. 173..

Заключение

Таким образом, проведя исследование на тему «Проблема миграционной политики современной России», следует сделать следующие выводы.

Государство в значительной мере утратило свою монополию на управление миграцией. Одна из причин этого заключается в усилении тенденций глобализации, которая вообще сужает национальные возможности влиять на экономику и формировать политику, перенося акцент на наднациональный уровень. Что касается миграционной политики, то в условиях глобализации узконациональная, односторонняя миграционная политика оказывается неэффективной и недальновидной. Скажем, жесткое ограничение миграционного притока или чрезмерное усложнение правил въезда, пребывания и трудоустройства может привести к росту незаконной миграции или очень скоро обернуться невозможностью покрыть дефицит кадров за счет привлеченных из-за рубежа кадров, поскольку мировой рынок труда становится все более конкурентным. А ограничение прав граждан на временное трудоустройство за рубежом скорее всего приведет к безвозвратному оттоку населения.

У миграционной политики может быть несколько измерений: экономическое, демографическое, (гео)политическое, социальное, а также измерение, отражающее соображения национальной безопасности. Это связано с тем, что в управлении миграцией неизбежно сталкиваются три конкурирующие друг с другом цели:

  • 1) экономический прагматизм;
  • 2) национальная безопасность;
  • 3) права человека.

Первая цель подразумевает приоритет экономических (и демографических) интересов страны, вторая ставит во главу угла соображения национальной безопасности, а третья означает гуманитарный подход, основанный на равенстве и уважении прав человека. Приоритет какой-то из этих целей может отражать общую «философию» миграционной политики страны или применяться к определенной категории мигрантов.

Как бы то ни было, Россия продемонстрировала перед теми странами, относительно которых она провозгласила преферентный политический интерес, что мигрантов из этих стран, действительно, здесь ждут, и что Россия, действительно, готова обеспечивать их легитимность и защищать их права. Такая доброжелательная, открытая позиция государства по отношению к мигрантам, безусловно, будет способствовать сокращению ксенофобии и рабства, преодолению трудового дефицита, прогрессирующему росту экономики страны.

Важным политическим следствием либеральной миграционной политики, далеко выходящим за рамки собственно миграции, является то, что она создает предпосылки для укрепления позиции России в СНГ, создавая базу для качественно иных, более конструктивных отношений.

Вместе с тем, предстоит еще трудный путь по отлаживанию механизма работы нового миграционного законодательства. Важно продолжать этот путь и не допустить отката назад, как этого требуют сторонники прежних порядков. Важно, чтобы первый в истории России опыт либеральной политики удался. Поставить точки над "i" придется уже новому президенту.

Список использованных источников и литературы

МАОУ многопрофильный лицей №20 г. Ульяновска

Проблемы миграции в современной России и пути их решения

Абдуллин Денис

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания

Алексеева Ольга Дмитриевна

Введение

Изучение миграционных процессов имеет огромное значение в XXI веке, когда происходят радикальные исторические изменения, влекущие за собой невиданные социальные потрясения, экономические кризисы и смену политических сил. Кроме того, пространственные перемещения начинают играть все более заметную роль в жизни не только целых обществ, но и в жизни отдельного человека. Это обусловливает актуальность изучения миграционных процессов, их характера, причин и направлений в историческом контексте.

Миграционные процессы зачастую ведут к нарушению исторически сложившегося национального и культурного равновесия в различных странах, а также создают конфликты и порождают противоречия между государствами. Миграции в современном мире становятся вызовом и угрозой безопасности отдельных государств, общества.

Объектом исследования данной работы являются проблемы миграционных процессов, протекающих в Российской Федерации.

Предмет исследования - особенности миграционной ситуации в современной России.

Гипотеза - неизбежность миграционного процесса как социального явления.

Цели работы: анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внешней и внутренней миграций населения и возможных вариантов их решения.

1. Понятие и классификация миграций

1.1 Трактовка понятия "миграция"

Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.

К признакам миграции относят функциональный, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную, служебные командировки.

По временному признаку выделяются временная (возвратная) и постоянная (безвозвратная) миграции.

По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные).

По форме организации миграция населения делится на организованную, то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную).

1.2 Влияние миграции

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.

Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы.

Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов.

Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения.

2. Миграция в России

2.1. Внутренняя миграция в России

Сложившаяся в советский период территориальная организация общества соответственно политической и экономической модели того периода, не смогла ответить требованиям новой рыночной экономики и нового федеративного государственного устройства.

На смену централизованно-плановому распределению хозяйственного потенциала по территории страны пришел регулируемый законами рынка процесс естественного устремления производства (и экономической активности) туда, где для успешной рыночной экономики имеются наиболее благоприятные природно-ресурсные предпосылки, транспортная доступность, близость к рынкам сбыта, выгоды географического положения.

В связи с этим, в России возникла принципиально новая, не имеющая аналогов ни за рубежом, ни в еще недавнем отечественном прошлом территориальная среда, характеризующаяся уникальным по числу, содержанию и остроте региональных проблем.

Рассмотрим данные миграционные процессы на примере Ульяновской области.

Низкая экономическая привлекательность Ульяновской области вызвана низкими зарплатами, уровнем жизни. Главная причина – затянувшийся спад в экономике: градообразующие заводы, концентрирующие большую часть занятых в производстве, перестали функционировать.

Из Ульяновской области уезжают тысячи молодых людей, такая ситуация, безусловно, является настораживающей.
В условиях демографического кризиса, убыли населения и дефицита трудовых ресурсов миграция является важным направлением кадровой политики региона. Дефицит трудовых ресурсов сегодня стал одним из факторов, сдерживающих развитие экономического потенциала Ульяновской области.

В последнее время правительство Ульяновской области старается улучшить ситуацию и привлекает инвесторов с целью обеспечения жителей региона рабочими местами, развития региона.

В своем блоге губернатор Ульяновской области С.И. Морозов подчеркнул: "С начала 2012 года наблюдается положительная динамика социально-экономического развития Ульяновской области. Сегодня мы с гордостью можем сказать, что наш регион является одним из лидеров Приволжского федерального округа по темпам развития. Этот достойный результат стал возможен благодаря нашим общим усилиям".

2.2. Современная внешняя миграция в России: состояние и особенности

Несмотря на более чем десятилетнюю историю вовлечения постсоветской России в международный рынок труда, основы цивилизованной, организованной трудовой миграции в стране начинают только складываться, регулирование и контроль международных потоков работников еще не приобрело характер хорошо продуманной государственной миграционной политики.

В первую очередь, это выражается в огромных потоках неконтролируемой трудовой миграции, превышающих, по некоторым оценкам, официальные масштабы миграции в десятки раз.

Нелегальная иммиграция несет в себе целый ряд реальных и потенциальных угроз, являясь питательной базой для теневой экономики. К негативным сторонам этой категории миграции следует отнести уход от налогов, осложнение криминогенной обстановки (по данным МВД, почти половина всех преступлений в стране совершается иностранцами), отток значительных финансовых средств в страну постоянного проживания мигранта.

Другой острой проблемой является неравномерное распределение иммигрантов по территории страны.

В России сформировался ряд мощных центров притяжения населения, ведущая роль среди которых принадлежит Москве и Московской области. Причем потоки мигрантов из-за рубежа направляются в те же и без того густонаселенные регионы, что и внутренние мигранты, в то время как большинство других российских регионов испытывают нехватку рабочих рук.

3. Механизм регулирования современной миграционной политики на территории Российской Федерации.

Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами. Правительство России в этих условиях формирует активную миграционную политику, для осуществления которой в стране была принята «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». Инициатором ее разработки выступила Федеральная миграционная служба России. Одними из главных ее задач являются регулирование миграционных процессов в Российской Федерации и борьба с незаконной миграцией.

Президент РФ В.В. Путин п одчеркнул, что «Россия не собирается закрываться от кого бы то ни было», призвал «на порядок усилить требования к качеству миграционной политики, включая регулирование трудовой миграции ». Россия, заметил он, «не должна быть страной, куда может въехать кто угодно, как угодно и когда угодно». «Нам нужна скоординированная работа миграционной службы, правоохранительных органов, прежде всего МВД России и ФСБ, регионов, и конечно, бизнеса, в том числе чтобы чётко понимать, сколько людей и каких профессий требуется в том или другом субъекте Российской Федерации», - пояснил он.
В свою очередь, я считаю, что проблему оттока местного населения из регионов можно решить путем реализации комплекса мер, как в экономической, так и в социально-трудовой сфере. Уверен, что одним из приоритетных направлений является развитие региональных рынков труда с помощью выработки региональной политики в сфере занятости, учитывающей особенности местного развития.

Следует отметить, что для любой территории (субъекта РФ, города, села) наибольший интерес представляют такие объекты экономики, деятельность которых:

    увеличивает доходы работающего населения;

    создает дополнительные рабочие места;

    увеличивает доходную часть бюджета;

    сокращает потребность в бюджетном финансировании содержания и ремонта жилья и других социальных объектов, благоустройства территории и т.д.;

    снижает негативное воздействие на окружающую среду;

    улучшает демографическую ситуацию;

    снижает уровень цен и тарифов на товары и услуги, производимые в регионе.

Таким образом, роль и значение государственной миграционной политики в нашей стране существенно возрастает, что предполагает необходимость комплексного решения проблем внешней и внутренней миграции населения.

Библиография

1) Андреев Е.М., Вишневский А.Г., Мкртчян Н.В. и др. Перспективы миграции и этнического развития России и их учет при разработке стратегических направлений развития страны на длительную перспективу. - М.: ИЭПП, 2004. С. 43-44.

2) Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение: экономика и управление. М., Ростов н/Д., 2004. С. 265.

3) Зайончковская Ж.А., Мкртчян Н.В. Внутренняя миграция в России: правовая практика. - М., 2007. С. 24-26.

4) Смидович С.Г. Проблемы регулирования миграции в Москве // Миграционные процессы: Прошлое. Настоящее. Будущее. Сб. материалов X и XI Московско-Берлинских международных семинаров. - М., 2005. С. 37.

"Легальность" в РФ сейчас настолько липовая, что нелагалами становятся совсем уж не ориентирующиеся в окружающем их мире мигранты.

Для решения задачи необходимо доработать нормативное регулирование, включая закон о гражданстве, а именно, установить, что нарушение миграционного законодательства на любом этапе иммиграции влечет аннулирование всех последующих миграционных статусов, включая и лишение гражданства РФ в случаях, когда оно было получено, а также лишение гражданства и иных миграционных статусов всех, чьи статусы производны от статуса нарушителя (например, родившиеся у такого "гражданина" дети). Затем проверить все первые и последующие официальные места работы иностранцев. Как делаются такие "рабочие визы". Соответственно, факт "приглашения на работу" фирмой-однодневкой влечет аннулирование всех статусов и депортацию. Далее, регистрация. Про "резиновые квартиры" сказано уже много, следует прописать, что регистрация большего количества человек, чем позволяют санитарные нормы, признается заведомо недостоверной и, следовательно, выявление факта такой регистрации на любой стадии также влечет аннулирование всех последующих статусов. Такой подход позволит перечеркнуть фиктивную "легальность" едва ли не 99% мигрантов из СНГ. Далее, разумеется, введение виз, балльной системы (в кои-то веки могу согласиться с г-ном Ромодановским) и депортация всех нововыявленных нелегалов с закрытием им въезда в РФ навсегда.

Проблема неконтролируемой миграции обостряет криминогенную обстановку и наносит ущерб безопасности страны.

Для решения проблем, связанных с незаконной иммиграцией, необходимо создать систему действенного контроля, которая обеспечит проведение миграционной политики, отвечающей интересам государства, а также защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства в решении вопросов, касающихся выезда из страны и въезда в страну, выбора местожительства.

67-68. Какие ведомства Российской Федерации участвуют в работе с мигрантами?

В июле 1992 г. были сформулированы основные положения миграционной политики РФ и была создана Федеральная миграционная служба (ФМС) как основной структурный элемент ее реализации. Кроме ФМС в судьбе мигрантов в РФ принимают участие службы занятости, подчиненные Министерству труда и социального развития, Министерству юстиции, МВД. Приоритетными направлениями миграционной политики РФ являются:

Защита прав и интересов граждан РФ на ее территории и за ее пределами;

Управление миграционными процессами РФ, регулирование въезда и выезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков;

Содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в РФ путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

Осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.

Основными задачами ФМС являются:

Разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечение их реализации;

Распределение средств из республиканского бюджета для решения проблем миграции и контроль за их использованием;

Организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства;

Разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции;

Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и подготовка предложений по совершенствованию этого законодательства;

Организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране;

Определение в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывающих или намеревающихся прибыть на территорию РФ.

Кроме вышеперечисленных государственных служб, призванных заниматься вопросами миграции, существует также несколько общественных фондов: «Содружество», российский фонд помощи беженцам «Соотечественники» и другие, объединенные общей стратегией. С самого начала своего существования эти фонды отказались от идеи оказывать помощь отдельным гражданам, видя в этом не самую рациональную форму использования материальных средств. Помощь адресовалась ассоциациям и общинам беженцев, то есть уже организованным группам людей, четко знающим, что они могут и хотят делать, будь то строительная бригада, объединение фермеров или деловых людей, основательно разработавших конкретные планы, в том числе и идею возрождения угасших русских деревень.

Опыт деятельности российских фондов помощи переселенцам показывает, что только путем четкой и слаженной работы и государства, и общественных организаций можно прийти к положительным сдвигам в положении мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.

18 января 1995 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 64 «О реализации Федеральной миграционной программы», предусматривающее:

Разработку порядка выделения мест для размещения беженцев и вынужденных переселенцев из числа одиноких инвалидов, престарелых и детей-сирот;

Участие органов социальной защиты населения в разработке адаптационных программ;

Разработку предложений по методической разработке программы профориентации;

Разработку предложений по освидетельствованию мигрантов во ВТЭК;

Разработку системы льгот для мигрантов, переселяющихся в районы Сибири и Дальнего Востока;

Разработку международных и межгосударственных договоров по вопросам миграции;

Реализацию мероприятий по социальной адаптации и трудовой реинтеграции.

Согласно Указу Президента РФ «О Федеральной миграционной программе» № 1668 от 9 августа 1994 г. в Федеральную программу должны ежегодно вноситься изменения с учетом социально-экономической ситуации в России, а также должна проводиться научная разработка проблем развития миграционных процессов.

Проблемы мигрантов

миграция трудовой ресурс население

Последствия миграций могут быть как положительными, так и отрицательные. В странах, которые поставляют рабочую силу, трудовая миграция способствует снижению уровня безработицы, дает дополнительные источники валютного дохода в виде денежных переводов рабочих-мигрантов своим семьям. После возвращения домой такие мигранты обычно пополняют ряды среднего класса, используя заработанные деньги, чтобы открыть на родине собственное дело, а это помимо всего прочего приводит к созданию новых рабочих мест. С другой стороны, далеко не все трудовые мигранты возвращаются в свою страну.

У стран, принимающих трудовых мигрантов, возникает еще больше разного рода проблем. Конечно, таким путем они в какой-то мере компенсируют недостаток трудовых ресурсов (особенно в отраслях с низкой квалификацией занятых) и получают некоторые экономические выгоды. Однако социальные проблемы трудовая миграция, как правило, только обостряет. Лишь части из пришлых рабочих удается получить гражданство принимающей страны и стать ее полноправными гражданами. Остальным приходится довольствоваться так называемым видом на жительство, что не делает их полноправными членами общества. Хотя рабочие-мигранты нередко живут и работают в своего рода этнических анклавах и существуют как бы сепаратно в своей культурно-политической среде, иммигрантские общины часто влияют на облик целых городов, зачастую становясь очагами преступности, наркомании и других социальных зол. Даже в периоды экономических подъемов это вызывает протесты местного населения. Когда же подъем сменяется кризисом, депрессией или состоянием политической нестабильности, возрастает и неприязнь к иммигрантам, начинаются межэтнические трения и раздоры. Неудивительно, что трудовые миграции давно уже стали объектом острой политической борьбы между демократическими и националистическо-экстремистскими силами.

Например, в России механизмом перераспределение трудовых ресурсов (внутренняя миграция населения) является необходимым условием для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Такое перераспределения населения призвано сглаживать существующие межрегиональные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы России. Однако отсутствие сформировавшихся общероссийских рынков труда и жилья, административные барьеры, недостаточная степень развития финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования внутрироссийских миграционных потоков. Единственный регион, который остается трудоизбыточным сегодня, - это республики Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария). Проблемы, связанные с их занятостью, отражаются в том, что значительная часть мигрантов из этих республик приезжает на заработки в другие регионы России, и проблемы здесь связаны, в первую очередь, с ростом ксенофобии в обществе. Как следствие, острота проблем трудовой миграции в настоящее время не снизилась, а в некоторых аспектах даже обострилась. В частности, актуальными остаются проблемы легализации и защиты трудовых прав мигрантов; культурная и трудовая адаптация мигрантов, и так далее.

Что касается внешней миграции, проблема постановки на миграционный учет трудовых мигрантов более или менее решена, то проблема получения разрешения на работу для трудовых мигрантов еще остается.

Есть еще несколько ключевых проблем в сфере трудовой миграции, которые требуют обсуждения. Во-первых, необходимо определиться, необходима ли России трудовая миграция или нет. Судя по демографическим прогнозам, в первую очередь у нас громадный провал в обеспечении трудовых ресурсов. Начиная с 2009 и до 2017 года, ежегодно из трудоспособного возраста уходят порядка миллиона человек. А до 2025 года сокращение населения в трудоспособном возрасте составит почти 14 миллионов человек. Это прогноз Росстата, средний вариант. Мы нуждаемся в притоке трудовых мигрантов, но у властей и в обществе нет консенсуса: нужны ли мигранты или нет. Есть точка зрения, что демографический вызов слишком серьезный, и нам без мигрантов не обойтись; другая постановка вопроса - это будущее русско-православного культурного ядра, и его размывание чревато серьезными социокультурными вызовами. Другая проблема - отсутствие инструментов борьбы с ксенофобными настроениями, которые очень распространены. Нет инструментов согласования интересов федеральных и региональных властей, органов местного самоуправления принимающего населения, работодателя и самих мигрантов. Т.е., должно быть четкое разграничение компетенции и в сфере миграционной политики, и в сфере политики интеграции мигрантов.

Важнейшими задачами, стоящими практически перед всеми странами мира в области регулирования миграционных потоков, являются минимизация стихийного развития данных процессов, снижение их негативного влияния. В РФ также идет поиск механизмов использования потенциала миграции в реализации различных социально-экономических проектов, предпринимаются попытки реализации территориально-дифференцированного принципа в миграционной политике.

Механизмы решения данной проблемы включают:

Совершенствование законодательства РФ в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ;

Совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов;

Дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

Создание центров временного размещения вынужденных переселенцев,

Компактных поселений, новых рабочих мест и др.

Таким образом, значительное разнообразие видов, форм, типов, причин и тенденций, свойственных миграционным процессам, порождает не менее значительное разнообразие проблем, с которыми сталкиваются мигранты и которые необходимо решать. Проблема регулирования миграций все больше выходит за пределы отдельных стран, приобретает международное и общенациональное значение, требует формирования регулирующих механизмов на международном уровне. Наиболее значимыми проблемами для принимающих государств являются:

Предотвращение возможных конфликтов, складывающихся на основе усиления миграционных процессов;

Защита национальных интересов с помощью административно-ограничительных мер, не противоречащих нормам демократических государств;

Создание механизмов интеграции мигрантов в принимающую социальную среду.

Особенно актуальны вопросы, связанные с миграционной политикой, для государств, которые уже не в состоянии естественным путем преодолеть проблему демографического кризиса. К таким странам относится и Россия. А с учетом активизации миграционного движения во всем мире, в т.ч. в России, возрастает и степень влияния миграционных процессов на социально-демографическое развитие общества. Все это обусловливает необходимость разработки комплекса мер по совершенствованию государственной политики в области миграции населения.