Что такое морское право на самом деле. Международное морское право

Тема Римского права была подсказана assucareira и оказалась настолько глубокой, что я сомневаюсь в своих скромных возможностях ее раскрыть хотя бы даже поверхностно. Я не имею ни малейшего юридического образования или опыта, поэтому просто собираю и сопоставляю общеизвестные, но редко упоминаемые факты, а выводы - делайте сами. Я, как человек, от рождения имею полное право выражать собственное мнение.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
Конституция РФ взята для примера, с целью иллюстрации. В статье нет никаких призывов к изменению существующего конституционного строя. Даже если Вам так может показаться. Эта статья - всего лишь анализ свободных источников.

Рабовладельческое право
Римское право - это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы России, всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами - правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике (см.ниже), конституции (см.ниже) и явно чувствуется мной на собственной шкуре.

Экономические основы рабства
Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб - не владеет. В этом - основной экономический смысл рабства.

Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда ():
"Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы."

То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу гражданину. То есть - Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча давалась определенная награда. Уж какую форму принимала награда - миску похлебки или большое количество напечатанных цветных фунтиков - фантиков - это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "раб" в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку - ж.. есть, а слова такого - нет!

Патриции и плебеи
Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты - это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю - патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.

Есть основания относить Римскую аббревиатуру SPQR к указанию на Патрициев, обладающих всей полнотой прав.

В последствии этот символ был заменен на ЛАБАРУМ:

Оба символа широко используются в христианстве и по сей день.

Плебеи, в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов, известным как Jus gentium - право народа.

То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
- Патриции , обладающие всеми правами по рождению
- Плебеи , чьи права ограничены и описаны в специальных законах

В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
- Человек
- Гражданин

Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" - это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
Вчитайтесь в Конституцию РФ ():
"Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения .

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц."

Важно, что человек и гражданин - два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек" и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию, а "гражданин" - плебею, то есть - рабу.

Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть - патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть - ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.

Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого - плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?

Рим
Что такое Рим? Странный вопрос, не правда ли?
Рим - это не местоположение, не государство, не национальность, а правовое устройство общества на принципах рабовладения.

Общеизвестно, что кроме Рима в форме республики и - впоследствии - империи, существовали:

1. (Восточная) Римская империя - Imperium Romanum
Известна также как:
- Византийская империя
- Ромейская Империя
- Васили́я Роме́он
- Романия
- Греческое царство

Полагаю, все знают про сходство этого герба с Российским, Австрийским, и многими другими.

2. Священная Римская Империя - Sacrum Imperium Romanum
Со средних веков носит название: Священная Римская империя германской нации. Основана Оттоном Великим как прямое продолжение античного Рима во времена крещения Руси и Византии и просуществовала до эпохи Пушкина и Наполеона.

3. Третий рейх - Drittes Reich, буквально - Третья империя.
Достаточно взглянуть на символику, чтобы увидеть переемственность:

Первым рейхом, или империей, считалась собственно Священная Римская Империя Германской Нации, а вторым рейхом - Кайзеровская Германия. Не надо быть лингвистом, чтобы прочитать в Кайзере - Кесаря, Римского Кесаря. Да и на голове Кайзера Вильгельма II все тот же узнаваемый орел:

Заметьте еще мальтийский крест к Вильгельма и сравните символику со знаком президента РФ:

4. Третий Рим
Идея третьего Рима, якобы, осталась только лишь идеей, несмотря на символику и принципы устройства Российской империи

Кесари Цари государства Российского, по традиционной истории, с 1762 года являются династией Гольштейн-Готторпских, ближайших родственников Ганноверской династии, ставшей в Англии правящей династией Виндзоров. Однако их претензии на Римский статус недвусмысленно выражены в фамилии, которую они себе избрали - Романовы (Римские, от Рома-Рим).

5. Румыния (Romania)
Название страны происходит от лат. "romanus" - «римский».
Румынский язык очень близок к Итальянскому, который, в свою очередь, непосредственно восходит к "народной латыни". Довершает композицию "орлиный" герб.

Есть еще ряд других больших и малых стран, народов даже султаната, имеющих прямое указание на Рим.

Таким образом, Рим, Римский - это не территориальный, не национальный, не наследный признак, а статус устройства общества на принципах рабовладения .

Символика
Правовая система подразумевает систему наказания за деяния, предусмотренные в законе. Нарушение закона приводит к наказанию, которое в Римском праве осуществляли ликторы (палачи). Символом ликторов являлись фасции , которые дали название фашистскому движению:
- Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista)

Фасции широчайше представлены в государственной символике, предлагаю ознакомиться самостоятельно с галереей . Фасции повсеместно встречаются в Питере, в частности - на барельефе Исаакиевского собора.

Особого внимания заслуживает обложка "революционной" Конституции РСФСР 1918 года с двумя фасциями:

То есть и РСФСР был построен на тех же принципах Римского права. Хочу заметить, что Конституция СССР 1936 года (Сталинская), на мой взгляд, построена на совсем других принципах, и не содержит Римской символики. Выглядит так, что Сталин сделал попытку организовать общество на другом принципе, и не мне судить - насколько он преуспел в этом.

Я по-другому осмыслил, почему в СССР одной из самых популярных спортивных команд был (и остается в России!) Спартак. Для меня по-другому зазвучали слова, с которых начиналось обучение в школе: "Мы-не рабы"...

Тот факт, что эмблема Федеральной службы исполнения наказаний РФ тесно напичкана Римской символикой, еще раз подтверждает широчайшее применение Римского права вплоть до настоящего момента:

Что такое фасции и в чем смысл символики? Нигде толком об этом не сказано, официально говорится что это связка березовых или вязовых веток, в которую вставляли би-пенис (пардон муа), он же - лабрис . Набор букв ЛБР-ЛВР повсеместно используется в связи с правовыми аспектами рабства:
- LaBRis, как оружие палача, имеющего по закону право убить раба
- LiBRa, весы, обязательные для процедуры мансипации, описанной в Римском праве (передачи прав собственности на раба). До сих пор весы - символ правосудия.
- LiBRa, мера веса - римский фунт, от которого произошла Итальянская Лира. Весовой кусок металла был обязателен для юридической правомочности процедуры мансипации
- LiBeR, римский бог-покровитель рабов-плебеев
- LiBeR, свобода на латыни. Замечу, что в английском есть два синонимичных понятия, - Liberty и Freedom. Полагаю, что первый применяется к рабам, ищущим свободы, второй - к свободнорожденным патрициям.
- LaBoR, труд
и прочая, и прочая...

Но вернемся к фасциям. Вот этимология этого слова (ссылка):
From Proto-Indo-European *bhasko ‎(“bundle, band”), see also Proto-Celtic *baski ‎(“bundle, load”), Ancient Greek φάκελος ‎(phákelos , “bundle”)...

Факелос!!! По древнегречески - ФАКЕЛОС!!! Теперь становятся понятны факельные шествия фашистов (или их правильнее назвать факелистами, по древнегречески) и факел в руках LiBeRty - статуи свободы США. Чтобы ни у кого, не оставалось иллюзий.

На мой взгляд, фасции использовались при казни на костре, которая широко применялась римлянами и прописана в Римском праве в качестве одной из мер наказаний, задолго до инквизиции, учрежденной римской католической церковью. Традиции, так сказать. То есть фасции - это и символ, и орудие для отправления закона. Обратите внимание на вязанки в костре и би-пенисы (затейники же были эти римляне!) на заднем плане:

Добавлю к символам Римского права еще Римскую тогу - широкий шерстяной плащ или мантию, который имели право и обязанность носить только квиренты - рабовладельцы, свободных от целых разделов Римского права и потенциально имевших право самим судить.
Императоры носили пурпурную (порфирную, багряную) тогу, а квиренты, которые хотели попасть в сенат - выбеленную, белоснежную, которую называли кандида, а будущих сенаторов - соответственно кандидатами.

Везде, где присутствуют фасции, факелы, весы, мантии, пурпур в качестве символов - можете не сомневаться, применяется Римское право.

Ну и "три в одном" - Джордж Вашингтон, председатель Филадельфийского конвента, принявшего Конституцию США, вольный каменщик, с раскинутой тогой на заднем плане и фасциями у правой ноги. Полюбопытствуйте также статей Авраама Линкольна, якобы отменившего рабство, на предмет тоги и фасций.

Подданство и гражданство
Получение подданства Российской Империи означало добровольное рабство (холопство) и получалось путем крещения в православную веру.

Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство ».

Сенатский указ от 27 августа 1747 г . «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть..."

Теперь становится понятным то упорство, с которым на Руси отказывались от крещения, ведь оно автоматически означало рабство, согласно указам! Во всяком случае - рабство для иностранцев, но к тому времени Русь уже стала православно-крепостной, и совершенно непонятно, когда и по какому праву рабство началось.

Принцип тождества подданный=холоп не изменился и сегодня, поменялась только форма и названия. Де-факто Вы НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гражданства по собственному желанию, Вы можете только ПОМЕНЯТЬ гражданство. В этой статье на реальном примере рассказывается, как юрист и правовед с нерусской фамилией делал безуспешную попытку отказаться от Российского гражданства.

В сети также есть ролик на английском языке о том, как в Великобритании родители отказались регистрировать рождение ребенка, и им это удалось по закону! А уж на тему того, что сертификаты о рождении в США (birth certificates) являются ценными бумагами, которые торгуются на американских биржах, снято огромное количество роликов.

Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно - переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию - Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть - сменить хозяина.

Еще раз - раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов:

И не обольщайтесь - "Common Law" Великобритании и отсутствием орла на обложке Британского паспорта - это не выход. Морское право имеет еще более "интересные" особенности, о которых надо бы писать отдельно.

Государство
И снова глупый вопрос - что такое государство?

Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика - это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".

Есть очень похожее известное выражение в наиболее близком к латинскому - итальянском языке, которое хотя и звучит непохоже, но означает "наше дело", я бы сказал - "наше общее дело". Разумеется, Вы догадались - перевод "нашего дела" - это Cosa Nostra.

Почему мафия выбрала себе такое название, столь явно прочитываемое "людьми в теме"? Имеет ли государственное устройство что-либо общее с вооруженными группировками, которые занимаются наркотраффиком, работорговлей, убийствами ни в чем не повинных людей?

Да, был ряд госкорпораций, от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также - первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства.

Так где та тонкая грань между государством и корпорацией? С точки зрения Римского права - никакой разницы нет, это просто объединение людей.

Вот как определялось такое объединение:
"Те, которым разрешено образовать союз под име­нем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины общие веши, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща" (Д.3.4.1.1)."

Учитывая, что граждане рабы - это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государтво, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу.

Могли ли быть одни рабы привилегированнее других? Разумеется, вот определение :
"Номенклатор (лат. nomenclātor от nomen «имя» и calare «называть») - в Римской империи специальный раб , вольноотпущенник, реже слуга, в обязанности которого входило подсказывать своему господину (из патрициев) имена приветствовавших его на улице господ и имена рабов и слуг дома."

Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.

Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.

Есть ли у меня рецепт - что делать, чтобы изменить существующее положение? Нет, увы, я пока нахожусь в поиске. Возможно, напишу отдельный пост о своих мыслях, а также эзотерической составляющей, а возможно, что и не стану этого делать. Будьте осторожны в комментариях, не нарушайте закона, высказывая свое мнение.

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

  • знать этапы развития морского права;
  • уметь применять принципы и нормы международного права к международным отношениям;
  • владеть умением анализировать основные источники морского права.

С первой удачной попытки доставки товаров морем на иноземную территорию, точную дату которой теперь уже никто не назовет, мореплаватели начали формировать правила, с годами складывающиеся в обычаи, регулирующие их взаимные отношения. Эти обычаи основывались на понимании естественной справедливости, учитывающей согласие в принимаемом решении одинаково свободными и независимыми одна от другой сторонами.

Исходной точкой для современного морского международного права послужили те принципы морских международных отношений, которые были следствием средневековой морской торговли и затем, постоянно совершенствуясь, достигли своего нынешнего развития.

История возникновения морского права

В истории возникновения и становления морского права мы выделяем следующие периоды:

  • – античный;
  • – от начала падения Западной Римской империи (476 г.) до открытия Америки и морского пути в Индию (1492–1498 гг.);
  • – от Английской революции XVII в. до принятия Женевской конвенции об улучшении участи больных и раненых в действующих армиях 1864 г.;
  • – от Конференции мира в Гааге 1899 г. до Крымской (Ялтинской) конференции 1944 г.;
  • – от создания ООН до применения сил НАТО в отношении Югославии;
  • – современный.

Античный период

Первые морские предания зародились в Индии, куда в свою очередь они, возможно, были принесены финикийцами и китайцами. Древнеиндийские морские законы не были положены на пергамент и до наших дней не дошли. Правила, которыми пользовались древние арабы и финикийцы, были инкорпорированы в законы Карфагена, но время уничтожило их следы.

Признанной колыбелью морского права являлся Средиземноморский бассейн, где древнеиндийские и китайские предания достаточно быстро распространились и легли в основу древнейших морских кодексов.

Среди первых следует назвать морские законы Родоса, который долгое время был морской державой, и хотя до нас не дошли его памятники, многие нормы "Родосского права" были включены впоследствии в римское законодательство. Если это верно, то отрывок, известный в настоящее время под названием Родосского закона (loi rhodienne), около 51 года до Рождества Христова был действительно заимствован римлянами.

Морские законы Древней Греции дошли до нас в речах некоторых греческих философов и ораторов (в особенности Демосфена). По этим речам можно судить о достаточной по тем временам полноте морского права: здесь мы находим постановления о корсарстве, призах и репризах, подсудности морских споров специальным морским судам, распространение афинской юрисдикции на иностранцев, участвующих в спорах.

Морское право Древнего Рима также послужило основой для многих морских обычаев. Римское предание лишено исторической достоверности, и точные подробности древнейшей истории Римской империи отсутствуют. Однако в том, что касается римского права, сохранилось достаточное количество исторических памятников, дающих более или менее ясную картину развития римской юриспруденции.

Ромул, основывая город, который должен был впоследствии сделаться господином всего мира, изгнал из него торговцев; одни только рабы могли заниматься этим ремеслом, объявленным недостойным гражданина. Однако этот запрет просуществовал недолго. Морскую торговлю, которая очень быстро нашла многих приверженцев потому, что стала источником значительных выгод, стали сопровождать особые договоры, отнесенные римлянами к специальной юриспруденции. Морским правом начали заниматься преторы: они издавали декреты, эдикты, решения и т.д.

Международным это право не было – римское владычество, распространившись на все берега Средиземного моря и прилегающих к нему морей, сделало его бессмысленным. На берегах Империи проживали подданные или вассалы одного и того же государя, все мореплаватели были одной нации и, следовательно, применяли одни только внутренние законы этого государя. "Предписания естественного закона по международному предмету, сделавшись бесполезными, находились в пренебрежении и вскоре были совершенно забыты. Это же было причиной того, что и положительное право не могло возникнуть, потому что не могло существовать, очевидно, никакого международного трактата в мире, находившегося во владении одной нации" .

Из сказанного следует, что в эпоху Римской империи международное морское право как сложившаяся отрасль науки не существовало. Древние знали международный закон как закон естественный, а право этого периода заключалось единственно только в нескольких хорошо известных и верно исполняемых всеми обычаях, согласных с естественной справедливостью.

Законы о торговле и мореплавании, составленные по повелению императора Юстиниана, заключали в себе весьма небольшое число постановлений, касающихся морского права. Впоследствии эти законы сделались источником права, применяемого к иностранным кораблям, относящегося, в первую очередь, к кораблекрушениям: строго воспрещалось разграбление имуществ, выброшенных бурей, всем, кто утаивал вещи, спасенные после кораблекрушения, грозила смертная казнь.

В Дигестах Юстиниана мы находим, что "море открыто всем" , и можем констатировать, что не только Римская эпоха, но и вся эпоха рабовладения относилась к морю как к "общей для всех вещи", не могущей находиться в чьей-либо собственности. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, римское право легло затем в качестве фундамента для развития юриспруденции не только в европейских, но и других, прибрежных Средиземноморскому бассейну, странах.

  • Отфейль Л. Б. История развития, происхождения и изменения морского международного права. СПб., 1887.
  • Дигесты Юстиниана / отв. ред. Е. А. Скрипилев. М.: Наука, 1984. С. 167.

В эпоху рабовладельческого строя торговые сношения между странами развивались сравнительно медленно. Море ещё не стало большой дорогой, соединявшей все страны тогдашнего мира. Тем не менее морские связи существовали и развивались. Первые попытки кодификации морского права относятся к античному времени. Они имели целью, как это было сделано в Родосском кодексе, или Родосском морском праве, объединение правил, которые хотя и не были санкционированы какой-либо суверенной властью, но постепенно приобрели обязательный характер, добровольно признаваемый купцами и торговцами всех наций.

Родосский кодекс, относящийся к III или II веку до нашей эры, пользовался, по-видимому, широкой популярностью в районе Средиземного моря, так как его принципы признавались и греками и римлянами. Память о нем хранится целое тысячелетие. Компиляция его норм, созданная во время поздней Империи, носила название Родосского морского права. Это право было сведено воедино, вероятно, между VII и IX веками и применялось в районе Средиземного моря в течение продолжительного времени.

Поскольку в античное время торговые и морские сношения не прио брели еще большого международного значения, естественно, что тогда и не могла возникнуть потребность в установлении свободы мореплавания в качестве юридической нормы, регулировавшей взаимоотношения государств на морях. Тем не менее некоторые исследователи утверждают, что свобода открытого моря как понятие международного права возникла в античном мире. Эту точку зрения, например, высказал Л. Оппенгейм, который писал: «В древности и в раннее средневековье судоходство в открытом море было свободно для всех».

Однако истории древнего мира, напротив, известны случаи установления преимущественного или даже господствующего положения более сильных государств в определенных морских районах.

В период расцвета могущества Рима, и в особенности в то время, когда он овладел всем средиземноморским побережьем, римляне рассматривали Средиземное море в качестве своего озера и называли его Mare nostrum (наше море). Диониссий Галикарнасский утверждал: «Римский народ повелевает всеми морями, не только тем морем, которое простирается до Геркулесовых столбов, но и океаном, насколько он доступен для судоходства». Выдающийся русский исследователь истории международного права профессор В. Э. Грабарь, писал, что «пока единство Римской империи не было разрушено, на море не было иной юрисдикции, кроме императорской». Но установление римской юрисдикции на море не сопровождалось притязаниями на владение морем, что станет характерной особенностью притязаний на море в эпоху феодализма. Римское право не отождествляло вопросы юрисдикции и собственности, оно их различало и разделяло.

Сторонники точки зрения о возникновении еще в античное время свободы использования моря в качестве нормы межгосударственных отношений обычно обосновывают свои взгляды ссылками на высказывания римских юристов, в частности Ульпиана и Цельза (Цельзуса), которые рассматривали море как вещь, являющуюся достоянием всех людей и находящуюся в их общем пользовании (maris communen usum omnibus hominibus). Действительно, Цельз писал: «Морские берега, на которые распространяется власть римского народа, принадлежат, по-моему, римскому народу; море же состоит в общем пользовании всех людей». Но он говорил об общем пользовании «всех людей», а не «всех народов» известного ему в то время мира.

Римские юристы не видели разницы в правовом положении моря и воздуха. По их мнению, воздух, как и море, находится в общем пользовании всех. Их высказывания касались не отношений международно-правового характера, а отношений, регулировавшихся внутренним римским правом. Голландский профессор Франсуа правильно заметил, что римские авторы, говоря о море как общей вещи и о невозможности приобретения права собственности на него, имели в виду право индивидуальной собственности и вовсе не считали море неограниченно открытым для других народов, кроме римлян.

В силу экономических условий развития рабовладельческого общества правосознание в то время не могло подняться до понимания необходимости провозглашения свободы морей в качестве принципа международных отношений. Даже в более позднее время, когда на смену рабовладельческим отношениям пришли отношения феодальные, являвшиеся более высокой ступенью в социально-экономическом развитии общества, объективных причин для установления принципа свободы моря еще не возникло.

При распространении своей власти на морские пространства ни греки, ни римляне не делили их на какие-либо категории, похожие на «территориальные воды» или «открытое море». Правда, время от времени римские императоры или другие властители огораживали отдельные участки моря, которые становились, таким образом, их частным владением. Так, римский император Лев, вопреки советам древних юристов, распространил право собственности на моря «вплоть до пролива Босфора фракийского, так что их можно было замыкать какими-нибудь преградами». Подобные действия станут широко распространенной практикой лишь в последующую эпоху развития человечества.

Весьма интересно также следующее приведенное Г. Гроцием заключение древнегреческого историка Фукидида(460--400 гг. до н.э.): «Несомненно, что тот, кто занял море, не может воспрепятствовать судоходству невооруженному и мирному, а когда невозможно воспрепятствовать с берега -- даже менее необходимому и более опасному проходу».

Эта идея, развитая и обоснованная много веков спустя Г. Гроцием и его последователями, содержала в себе зародыши таких будущих понятий, как мирный проход через морскую полосу, которую прибрежное государство может защищать с берега силой оружия, а за этой полосой -- плавание, которое необходимо, не будучи даже мирным. Но такому развитию событий предшествовали иные времена в истории развития международного морского права. Они связаны с феодализмом.

ПЛАН.................................................................................................................................................................................................. 1

Понятие и история международного морского права........................................................................ 2

Кодификация международного морского права...................................................................................... 4

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года................................................................................................ 8

Правило прохода кораблей в нейтральных водах.................................................................................. 9

Заключение............................................................................................................................................................................... 15

Используемая литература:.........................................................................................................................................

Международное морское право - это отрасль международно­го права, состоящая из принципов и норм, определяющих ре­жим морских пространств и регулирующих отношения субъек­тов международного права в связи с их деятельностью в Миро­вом океане.

Данная отрасль является одной из старейших, потому что с давних времен Мировой океан, составляющий 71 % планеты Земля, играл большую роль в удовлетворении хозяйственных нужд и транспортных потребностей народов мира.

В течение долгого времени обычное право составляло осно­ву данной отрасли, регулируя прежде всего отношения, связан­ные с мореплаванием и рыболовством. Международный дого­вор также применялся для этих целей на ранних стадиях разви­тия международного морского права, но довольно редко. Так, в VI, V и IV вв. до н.э. были заключены договоры между Древним Римом и Карфагеном об установлении границ и режима плава­ния в заливах Карфагенском и Лациума, у берегов Испании, Ливии, Сардинии. Данные договоры оказали впоследствии вли­яние на формирование международно-правового режима терри­ториальных вод.

По римскому праву, море, в общем признавалось свободным для судоходства и рыбной ловли, но с ограничениями. Море, как и воздух, считалось res communis omnium (вещью, общей для всех), вместе с тем оно подчинялось юрисдикции императо­ра. Кроме того, свобода моря признавалась Римом только в от­ношении своих граждан, но не для других народов.

Древнеизраильское право рассматривало морские простран­ства к западу от Палестины в качестве доминиона Израиля. В целом можно констатировать, что в античном международном праве не существовал принцип свободы открытого моря, как и не было самой отрасли международного морского права в качестве системы норм, определяющих режим морских про­странств и правила их использования. Объяснялось это нераз­витостью экономических отношений и отсутствием единого мирового рынка.

В феодальную эпоху с ее патримониальными отношениями было характерно распространение власти монарха (imperium) и его права владения (dominium) на значительные водные про­странства. Так, Португальская корона претендовала на Атлан­тический океан к югу от Марокко, Испанская монархия - на Тихий океан и Мексиканский залив, Английские короли - на северную Атлантику, Венеция считала себя сувереном Адриа­тического моря, а Генуя - Лигурийского. Ряд этих претензий подкреплялся буллами римских пап Александра VI (1493 г.) и Юлия II (1506 г.). В феодальную эпоху развитие норм и правил морской деятельности шло по отдельным морским регионам и учитывало местные условия и традиции. Таким образом появи­лись региональные источники морского права: Родосский мор­ской кодекс, Олеронские свитки, Законы Висби, Кодекс Ганзы, Консолато дель маре и др. В основном эти источники представ­ляли собой свод местных законов, обычаев и обыкновений, сло­жившихся и действовавших в странах и портах определенного морского региона. Несмотря на региональный характер, многие положения этих источников оказали существенное влияние на развитие международного морского права.

Бурное развитие промышленности, торговли и мореплава­ния, приведшее к великим географическим открытиям, способ­ствовало утверждению принципа свободы открытого моря и от­казу от территориальных претензий на морские пространства за пределами территориальных вод. Основатель науки междуна­родного права голландский мыслитель, юрист и дипломат Гуго Гроций, отстаивая интересы первой страны победившего капи­тализма - Нидерландов, в своей книге «Свобода морей или пра­во, которое принадлежит Голландии, принимать участие в тор­говле в Ост-Индии» («Mare Liberum») утверждал, что ни Порту­галия, ни любая другая держава не могут владеть морями и обладать исключительными правами на судоходство. Гроций отмечал, что общие потребности человечества и интересы меж­дународной торговли требуют признания открытости морей. В то же время он признавал возможность установления пояса терри­ториальных вол прибрежным государством и право мирного про­хода по нему судов других государств.

Великая французская революция и утверждение капиталис­тических производственных отношений во многих европейских странах способствовали широкому признанию принципа свобо­ды открытого моря. В 1661 г. итальянский юрист А. Джентили писал, что mare portio terrae (море - часть суши), имея в виду пояс территориальных вод, за пределами которых должен дей­ствовать принцип свободы морей.

История международных морских отношений свидетельствует о том, что нормы и принципы международного морского права складывались и развивались при непосредственном взаимодей­ствии двух тенденций - защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования от­крытого моря в интересах всех субъектов международного права.

XX век ознаменовался необычайно быстрыми темпами раз­вития промышленности, науки и техники; появлением мирохо­зяйственных связей и мирового рынка; значительным расшире­нием деятельности государств в Мировом океане. Все эти изме­нения потребовали развития норм и институтов международного морского права, их кодификации.

В связи с бурным развитием торгового, рыболовного и воен­ного флота государств, расширением сфер деятельности в Ми­ровом океане обычно-правовой характер норм международного морского права перестал удовлетворять растущим потребностям морской деятельности. Возникла острая необходимость разра­ботки и принятия международных морских соглашений.

Первая попытка кодификации норм международного морс­кого права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международ­ного права.

Организация Объединенных Наций с самого начала своей деятельности приступила к кодификации и прогрессивному раз­витию международного морского права. В период 1949 - 1956 гг. Комиссия международного права ООН провела большую ра­боту по кодификации обычно-правовых норм и разработке но­вых. Это дало возможность провести I Конференцию ООН по морскому праву в 1958 г., на которой было рассмотрено и при­нято четыре конвенции: об открытом море; территориальном море и прилежащей зоне; континентальном шельфе; рыболов­стве и охране живых ресурсов открытого моря.

В результате этой большой работы международного сообще­ства удалось кодифицировать ряд общепризнанных принципов и норм международного морского права: принцип свободы от­крытого моря, включающий свободу судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и трубопроводов, полетов над от­крытым морем; право мирного прохода через территориальное море; принцип реальной связи между судном и государством флага; о режиме континентального шельфа и др.

Однако на I Конференции не удалось решить вопрос о мак­симальной ширине территориального моря и рыболовной зоны. Для решения этих проблем была созвана II Конференция ООН по морскому праву в I960 г. К сожалению, II Конференция не дала желаемых результатов.

Тем временем вопросы, связанные с шириной территори­ального моря, рыболовной зоны, континентального шельфа, с экономическими и другими правами прибрежных государств в их взаимодействии с интересами международного сообщества в целом, становились все более актуальными. Дополнительно к этим вопросам добавились проблемы, порожденные научно-технической революцией, - загрязнение морей и океанов, воз­можность использования мощных технических средств в деле разведки и добычи живых и неживых ресурсов Мирового океа­на, расширение и усложнение научных исследований морских пространств.

К этому времени весомым политическим фактором между­народных отношений стали развивающиеся государства, кото­рые заявили о своих интересах в освоении Мирового океана.

Совокупность этих обстоятельств вызвала необходимость новой широкой дискуссии по проблемам развития международ­ного морского права, которая началась под эгидой ООН в 1967 г.

В процессе этой дискуссии государствам удалось согласо­вать свои позиции по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, защиты и сохранения мор­ской среды, режима рыболовства. В результате появились такие международно-правовые акты, как Конвенции по охране чело­веческой жизни на море 1960 и 1974 гг.; Конвенция о междуна­родных правилах предотвращения столкновения судов в море 1972 г.; Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; Кон­венция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, при­водящих к загрязнению нефтью 1969 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материа­лов 1972 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря из на­земных источников 1974 г.; Конвенция о сохранении атланти­ческих тунцов 1966 г.; Конвенция о порядке ведения промысло­вых операций в Северной Атлантике 1967 г.; Конвенция о со­хранении антарктических тюленей 1972 г. и др.

Проблемы, связанные с созданием и совершенствованием норм международного морского права в конкретных областях, указывали на необходимость разработки и принятия всеобъем­лющей конвенции по морскому праву - хартии современного международного морского права. Среди прочих первостепенную важность приобрели проблемы режима континентального шельфа и рыболовной зоны, района морского дна за пределами нацио­нальной юрисдикции и охраны морской среды от загрязнения. Для решения этих сложных задач в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 2750 С (XXV) от 17 декабря 1970 г. и 3067 (XXVIII) от 16 ноября 1973 г. была созвана III Конферен­ция ООН по морскому праву, работавшая с 1973 по 1982 год.

Совокупность принципов и правовых норм, регулирующих права и обязанности государств и других субъектов международного права в отношении использования морских пространств в мирное время. В данном смысле международное морское право следует отличать от частного морского права, регулирующего права и обязанности юридических и физических лиц в отношении вопросов морского судоходства, таких как морские перевозки грузов и страхование.

Хотя некоторые нормы морского права можно отнести к средневековым частным кодификациям, регулирующим основные права и обязанности морских перевозчиков и судовладельцев в Средиземном море, важнейшие принципы международного морского права были разработаны в семнадцатом веке. Классические публицисты, основываясь на традициях римского права и доктрине естественного права, занимались отдельными вопросами морского права. Среди ранних работ, затрагивающих данную тему, наиболее известной является памфлет Гуго Гроция «Mare Liberum» («Свободное море»).

К девятнадцатому веку, когда на основе практики государств и их согласованного мнения происходило формирование норм обычного права, международное морское право, как и другие области международного публичного права, превратилось в систему обычно-правовых принципов и норм, регулирующих права и обязанности государств, главным образом в отношении территориального и открытого морей.

В течение девятнадцатого века и период между двумя мировыми войнами было предпринято несколько безуспешных попыток кодифицировать морское обычное право. После Второй мировой войны было проведено несколько конференций с целью кодификации различных аспектов морского права. Первой конференцией стала Первая Конференция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС I), известная как Женевская конференция по морскому праву 1958 года, которая привела к заключению четырех конвенций:

  1. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
  2. Конвенция об открытом море;
  3. Конвенция о континентальном шельфе;
  4. Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.

Женевские конвенции 1958 года по морскому праву являются первой крупной кодификацией морского права. Большинство положений первых двух конвенций и некоторых положений Конвенции о континентальном шельфе являются обобщением и систематизацией норм обычного права; в то время как другие не только кодифицируют обычно-правовые нормы, но и вносят вклад в прогрессивное развитие международного права. Таким образом, хотя конвенции имеют обязательную силу только для государств-участников, многие из их положений могут использоваться в качестве свидетельства правового обычая в отношении государств, не являющихся их участниками. Все четыре конвенции остаются действующими для ограниченного числа государств, еще не ратифицировавших Конвенцию 1982 года по морскому праву, к числу которых относятся США.

Женевская конференция 1958 года не смогла достичь согласия по некоторым вопросам, в частности по ширине территориального моря и правам прибрежных государств в районах открытого моря, примыкающих к их территориальным морям. Для решения подобных вопросов была созвана Вторая Конференция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС II), известная как Женевская конвенция по морскому праву 1960 года; но и она не смогла достичь поставленных целей. По этой причине, а также в связи с неудовлетворенностью некоторых государств различными положениями, изложенными в Конвенции 1958 года и произошедшими после ее заключения технологическими, экономическими и политическими изменениями, была созвана третья Конференция ООН по морскому праву 1973-1982 года (ЮНКЛОС III).

Создает всеобъемлющий режим, регулирующий права и обязанности государств в отношении Мирового океана. В Конвенции 1982 года повторяются, изменяются либо заменяются все ключевые положения четырех конвенций 1958 года. Однако многие из положений Конвенции 1982 года отходят от существующего обычного права.

Конвенция состоит из 320 статей и девяти приложений. В ней рассматриваются большинство вопросов, касающихся использования морского пространства, такие как: экономические зоны моря, континентальный шельф, права на глубоководное морское дно, права и свободы судоходства в территориальных и открытых морях, сохранение и рациональное использование биологических ресурсов моря, защита и сохранение морской среды, морские научные исследования, а также процедуры урегулирования споров.

Территориальное море.

Это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам прибрежного государства, на который распространяется его суверенитет. Конвенция 1982 года предусматривает, что суверенитет государств распространяется и на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его дно и недра. Однако при осуществлении суверенитета над территориальным морем прибрежные государства должны соблюдать правила и ограничения, предусмотренные данной Конвенцией и другими нормами международного морского права.

Границы территориального моря.

Ширина территориального моря, установленная прибрежным государством, не должна превышать двенадцать морских миль и отмеряется от исходной (базовой) линии. - это линия, образующая границу между внутренними водами прибрежного государства над которыми оно обладает абсолютным суверенитетом, и его территориальным морем. Для определения исходной линии в зависимость от рельефа и очертания берега может применяться либо метод нормальной исходной линии, либо метод прямых исходных линий, либо сочетание этих методов. Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством крупномасштабных морских картах. Метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки, может применяться для проведения исходной линии в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где вдоль берега и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов. Однако применение данного метода не должно приводить к перекрытию другому государству прохода из территориального моря к открытому морю или исключительной экономической зоне. Данный метод также применяется для проведения замыкающих линий устьев рек, впадающих непосредственно в море, и заливов.

В случае, когда берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу и между ними не заключено специальное соглашение, территориальное море каждого из них не должно выходить за срединную линию, проведенную по точкам, равноудаленным от исходных линий побережья и островов обоих государств. Данное положение не применяется, если территориальные моря двух государств исторически разграничены по-иному.

Права прибрежного государства над территориальным морем.

В соответствии с Конвенцией 1982 года, суверенитет прибрежного государства распространяется на его территориальное море, его дно и недра, а также на воздушное пространство над его территориальным морем. В связи с этим прибрежное государство пользуется следующими правами:

  • исключительным правом на рыбный промысел и разработку ресурсов морского дна и недр территориального моря;
  • исключительным правом регулировать передвижение воздушных судов через воздушное пространство над территориальным морем. Воздушные суда, в отличие от морских, не пользуются правом мирного прохода;
  • правом принимать законы и правила в соответствии с положениями Конвенцией 1982 года и другими нормами международного права, в частности касающиеся таможенного, иммиграционного и санитарного регулирования, безопасности судоходства и сохранения окружающей среды;
  • правом предпринимать в своем территориальном море необходимые меры для предотвращения прохода иностранного судна, когда его проход не является мирным;
  • правом на осуществление уголовной юрисдикции на борту иностранного судна (арест какого-либо лица или проведение расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту иностранного судна) в следующих случаях: если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; если преступление нарушает порядок в стране или территориальном море; если к местным властям обратились с просьбой о помощи; для пресечения незаконной наркоторговли; либо в том случае, когда иностранное судно проходит через территориальное море прибрежного государства после выхода из его внутренних вод;
  • правом на осуществление гражданской юрисдикции (применение мер взыскания или арест по гражданскому делу) в отношении иностранного судна, но только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства; либо в случае, когда иностранное судно находится на стоянке в территориальном море прибрежного государства или проходит через его территориальное море после выхода из его внутренних вод.

Право мирного прохода в территориальном море.

В соответствии с Конвенцией 1982 году суверенитет прибрежного государства над его территориальным морем подлежит ограничению на основании , которыми пользуются суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Проход означает плавание через территориальное море с целью пересечения этого моря без входа во внутренние воды или стоянки на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; либо с целью прохода во внутренние воды или выхода из них, или стоянки на таком рейде или у такого портового сооружения. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь в той мере, в какой они связаны с обычным плаванием или вызваны форс-мажорным обстоятельствами, либо для спасения людей или терпящих катастрофу судов. Проход должен осуществляться в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и других норм международного морского права. Проход должен быть мирным, т. е. он не должен нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Право мирного прохода также действует во внутренних водах, где установление исходной линии в соответствии с Конвенцией 1982 года привело к включению во внутренние воды районов, которые ранее не считались таковыми.

Правом мирного прохода также пользуются подводные лодки и другие подводные аппараты. Однако требуется, чтобы они перемещались по поверхности и поднимали свой флаг.

Согласно Конвенции 1982 года прибрежное государство не должно, за исключением оговоренных случаев, препятствовать мирному прохождению иностранных судов через свои территориальные моря и, в частности, не должно под любым предлогом препятствовать судоходству или допускать дискриминацию в отношении каких-либо судов. Прибрежное государство обязано надлежащим образом оповещать о любой известной ему опасности для судоходства в территориальном море. Не допускается взимать никаких пошлин с иностранных судов лишь за проход через территориальное море; сборы могут взиматься только в качестве оплаты за конкретные услуги, оказанные судну.

Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, за исключением случаев, указанных в Конвенции (упомянутых выше). Также не должно останавливать или менять курс проходящего через территориальное море иностранного судна, осуществляя гражданскую юрисдикцию в отношении лица на его борту, за исключением случаев, указанных в Конвенции (упомянутых выше). Следует заметить, что военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются иммунитетом от любой юрисдикции; однако прибрежное государство, в случае отказа какого-либо из этих судов от соблюдения его законов и правил, может потребовать незамедлительно покинуть свое территориальное море.

Прибрежное государство в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и других норм международного права может устанавливать собственные законы и правила, касающиеся осуществления права мирного прохода, которым должны подчиняться иностранные суда. По соображениям безопасности прибрежное государство может временно приостановить мирный проход иностранных судов в определенных районах своего территориального моря.

Прилежащая зона.

Это морской пояс, примыкающий к территориальному морю прибрежного государства, над которым это государство может осуществлять контроль за соблюдением и наказывать за нарушения его таможенных, налоговых, иммиграционных или санитарных законов и правил. Согласно Конвенции 1982 года, прилежащая зона не может выходить за пределы 24 морских миль от исходной линии. Прилежащая зона, в отличие от территориального моря, не принадлежит прибрежному государству автоматически; об установлении данной зоны государство должно сделать специальное заявление.

Из положений Конвенции 1982 года, следует, что права прибрежного государства на прилежащую зону не равнозначны суверенитету. Прибрежное государство может применять юрисдикционные полномочия только в целях, указанных в Конвенции.

Международные проливы.

Пролив - это узкий естественный морской проход, соединяющий смежные водные бассейны или их части. - это проливы, которые используются для международного судоходства между одну частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. В Конвенции оговаривается особый режим прохода, применимый к международным проливам. Однако данный режим не применяется, если пролив имеет достаточную ширину, позволяющую судам проходить в открытом море или в исключительной экономической зоне.

Режим прохода, установленный Конвенцией, не влияет ни на правовой статус вод, образующих такие проливы, ни на суверенитет или юрисдикцию (над водами, воздушным пространством, дном и недрами) государств, граничащих с проливом. Кроме того, данный режим не относится:

  • к районам внутренних вод в пределах пролива, за исключением оговоренных в Конвенции случаев;
  • к исключительным экономическим зонам государств, граничащих с проливом;
  • к открытому морю;
  • к проливам, проход в которых регулируется давно существующими и находящимися в силе международными соглашениями (например, черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, которые регулируются Конвенцией Монтре 1936 года).

Согласно Конвенции 1982 года в международных проливах может действовать либо режим транзитного прохода, либо режим мирного прохода.

Режим транзитного прохода в проливах, используемых для международного судоходства.

Режим транзитного прохода действует в проливах, используемых для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Под транзитным проходом подразумевается проход через пролив морских и воздушных судов с целью быстрого и непрерывного транзита, либо с целью входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом. Любая иная деятельность в проливе регулируется другими положениями Конвенции.

В Конвенции содержится исключение из права транзитного прохода через международные проливы: если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью и в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне. В подобном проливе будет действовать режим мирного прохода.

При осуществлении права транзитного прохода суда и летательные аппараты должны:

  • соблюдать соответствующие положения Конвенции и других норм международного права;
  • соблюдать установленные государствами, граничащими с проливами, морские коридоры и схемы разделения движения для судоходства;
  • воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом;
  • воздерживаться от любой деятельности, несвязанной с непрерывным и быстрым транзитом, за исключением форс-мажорных обстоятельств.

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда не имеют права вести какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

Государства, граничащие с проливами, при условии соблюдения положений конвенции, могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы, касающиеся безопасности судоходства и движения судов, регулирования рыболовства, погрузки или выгрузки любых грузов, посадки или высадки людей. Однако такие законы и правила не должны допускать дискриминации между иностранными судами, а их практическое применение – ущемлять право транзитного прохода.

Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода. Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу, а о любой известной им опасности для прохода или пролета через пролив должны своевременно оповещать.

Режим мирного прохода в проливах, используемых для международного судоходства.

Режим мирного прохода применяется в проливах, используемых для международного судоходства, которые:

  1. проходят между островом и континентальной частью одного государства и в сторону моря от острова имеется столь же удобный путь в открытом море или в исключительной экономической зоне; или
  2. соединяют часть открытого моря или исключительной экономической зоны с территориальным морем другого государства.

Самые существенные различия между режимом мирного прохода и режимом транзитного прохода заключается в том, что в проливах, где действует режим мирного прохода:

  • подводные лодки должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг;
  • воздушный транспорт не пользуется правом свободного и беспрепятственного пролета;
  • государства, граничащие с проливом, имеют больше полномочий по ограничению судоходства и регулированию движения судов.

Исключительная экономическая зона.

(ИЭЗ) - это район, находящийся за пределами территориального моря и примыкающий к нему, в котором действует особый правовой режим. Ширина ИЭЗ не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий. Права и юрисдикция прибрежных государств, а также права и свободы других государств, в этой зоне регулируются положениями Конвенции.

Прибрежное государство в ИЭЗ (в водах, на морском дне и недрах) пользуется суверенными правами с целью разведки, эксплуатации, сохранения и управления природными ресурсами, как живыми, так и неживыми, а также в отношении других видов экономической деятельности, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Прибрежное государство также обладает юрисдикцией в отношении: создания и использования искусственных островов, сооружений и установок; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды. При осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей прибрежное государство должно должным образом учитывать права и обязанности других государств и действовать в соответствии с положениями Конвенции.

В ИЭЗ все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции, свободой судоходства и пролета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Осуществляя свои права и выполняя свои обязанности в ИЭЗ, государства должны должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать его законы и правила.

В случае конфликта прав или юрисдикции прибрежного государства или других государств в ИЭЗ, он должен решаться на основе справедливости с учетом всех относящихся к делу обстоятельств при соблюдении интересов всех затронутых сторон и международного сообщества в целом. Делимитация ИЭЗ между государствами с противолежащими или смежными побережьями должна осуществляться путем соглашения на основе международного права; если в течение разумного срока не удается достигнуть соглашения, заинтересованные государства прибегают к процедурам разрешения споров, предусмотренным в Конвенции.

Это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря прибрежного государства на расстояние 200 морских миль от или до внешней границы подводной окраины материка (но не далее 350 морских миль от исходных линий или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты – линии, соединяющей глубины в 2500 метров).

Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права; если в течение разумного срока не удается достичь соглашения, заинтересованные государства прибегают к процедурам разрешения споров, предусмотренным в Конвенции.

Прибрежное государство пользуется исключительными суверенными правами на разведку и разработку природных ресурсов (неживых и т. н. «сидячих видов» живых) континентального шельфа. Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, а также разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе. При необходимости прибрежное государство может устанавливать вокруг таких искусственных островов, установок и сооружений зоны безопасности (но не более 500 метров), которые должны соблюдаться судами всех стран.

Конвенция предусматривает, что права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от оккупации им шельфа или выраженного заявления об этом и не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. При осуществлении своих прав в отношении континентального шельфа прибрежное государство не должно создавать необоснованные помехи судоходству и ущемлять права и свободы других государств (например, прокладка или техническое обслуживание кабелей или трубопроводов). Кроме того, прибрежные государства, ведущие разработку неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, обязаны производить отчисления в Международный орган по морскому дну. Полученные взносы Орган распределяет между государствами-участниками Конвенции на основе критериев справедливости с учетом в первую очередь интересов и потребностей развивающихся стран.


Открытое море.

Открытое море - это все части моря, которые не входят ни в ИЭЗ, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды . Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря, в частности, включает: свободу судоходства; свободу полетов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу рыболовства; свободу научных исследований. Пользуясь этими свободами государства должны должным образом учитывать интересы других государств, а также соблюдать соответствующие положения Конвенции и других норм международного права.

Открытое море может использоваться исключительно для мирных целей. Никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря. Каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право отправлять в плавание суда под своим флагом в открытом море, осуществлять над ними свою юрисдикцию в гражданских и уголовных делах и регулировать административные, технические и социальные вопросы, касающиеся данного судна.

Государства, не имеющие выхода к морю.

Под государством, не имеющим выхода к морю, подразумевается государство, которое не имеет морского побережья. Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю в целях осуществления прав, предусмотренных в Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию, права мирного прохода в территориальном море прибрежных государств, права транзитного и мирного прохода в международных проливах и права прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. Государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободой транзита через территории «государств транзита» в отношении всех видов транспортных средств.

Условия и порядок осуществления свободы транзита согласовываются между государствами, не имеющими выхода к морю, и государствах транзита посредством двусторонних или многосторонних соглашений. Для удобства транзитного движения в портах государств транзита могут быть предусмотрены беспошлинные зоны или другие таможенные льготы. Транзитные перевозки не должны облагаться таможенными пошлинами и налогами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные оказанные услуги.

Государства транзита должны принять соответствующие меры для недопущения задержек или других затруднений технического характера в транзитном движении. При осуществлении своего полного суверенитета над своей территорией государства транзита имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы права и льготы, предусмотренные в Конвенции для государств, не имеющих выхода к морю, никоим образом не ущемляли их законные интересы.

Район и Орган.

Международный район морского дна (Район) - это дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. В соответствии с Конвенцией 1982 года Район и его ресурсы (твердые, жидкие или газообразные) считаются , и никакие притязания на суверенитет или другие суверенные права не могут быть признаны. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Орган. Однако полезные ископаемые, добываемые в Районе, могут быть отчуждены в соответствии с положениями Конвенции.

Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю. Морские научные исследования в Районе осуществляются на основе международного сотрудничества на благо всего человечества.

Международный орган по морскому дну (Орган) является международной организацией, созданной государствами-участниками Конвенции 1982 года, для организации и контроля за деятельностью в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Все государства-участники Конвенции являются ipso facto членами Органа. Орган начал свою работу 1994 году после вступления в действие Конвенции по морскому праву. Штаб-квартира Органа расположена в Кингстоне, Ямайка.

Орган основан на принципе суверенного равенства всех его членов. Его полномочия и функции четко оговариваются в Конвенции. Два руководящих органа определяют политику и регулируют его работу: Ассамблея, состоящая из всех членов Органа, и Совет, состоящий из 36 членов Органа, избираемых Ассамблеей. Члены Совета выбираются в соответствии с формулой, обеспечивающей справедливое представительство различных групп стран. Орган проводит одну ежегодную сессию, обычно продолжительностью в две недели. Конвенция также учредила орган под названием «Предприятие», которое будет выполнять функции собственного горного оператора Органа, но никаких конкретных шагов для его создания не предпринималось.