Местное самоуправление: понятие, принципы, система. Местное самоуправление в российской федерации Местное самоуправление определение

Помимо Правительства РФ и судебной власти существуют более локальные организации. Представители этих структур занимаются вопросами местного значения. Деятельность этих лиц важна для населения и направлена на улучшение их жизнедеятельности. О том, что такое органы местного самоуправления и какими полномочиями наделяются эти инстанции, читайте далее.

Основные моменты местного самоуправления

Под этим термином подразумевают прописанную в Конституции РФ автономную деятельность населения. Она обладает правовой ответственностью и сфокусирована на проблемах жизнедеятельности муниципальной ячейки. В приоритете интересы народа и его исторические традиции.

Осуществляется в следующих территориальных единицах:

  • село или район;
  • город либо городской квартал.

Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.

Муниципальные объединения

РФ состоит из следующих субъектов:

  • республики;
  • области, включая автономные;
  • края;
  • города государственного значения.

Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.

Неотъемлемым признаком подобных образований являются бюджет, наличие имущественной собственности, администрация и избирательные органы.

Особенности органов местного управления

Это органы муниципальной ячейки, которые на своей территории выполняют функции общественного управления. Они представляют публичные интересы, развивают культуру и совершенствуют экономику.

Структура закреплена на законодательном уровне. К ней относятся следующие организации и единицы:

  • представительная организация;
  • контролирующая инстанция;
  • руководящее лицо;
  • местная администрация;
  • прочие органы с автономными правомочиями.

Муниципальные образования не являются частью федеральной власти и занимаются вопросами локального значения.

Идея создания

Один из конституционных постулатов гласит, что единственный источник власти - народ России. Принцип прописан в 3 статье. Население вправе его осуществлять через компетентные структуры либо непосредственно.

Властными полномочиями нужно пользоваться. Эта привилегия позволяет контролировать следование конституционным правам на всех уровнях.

В законодательстве РФ существуют 2 метода реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления.

Таблица 1. Методы реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления

Метод Характеристики
№1 Касается видов прямого волеизъявления:
  • участие в референдумах и собраниях местного значения;
  • избрание главы администрации;
  • обращение в самоуправленческие инстанции;
  • формы, установленные законодательными актами Калининградской области, такими как митинги и т.д.
  • №2 Относится к опосредованному участию народа в рассмотрении локальных вопросов. Оно реализуется через структуры местного самоуправления или выборные. Перечисленные инстанции должны:
  • принимать во внимание общественное мнение;
  • реагировать на жалобы;
  • выслушивать предложения;
  • составлять отчетность по проведенной работе;
  • встречаться с представителями народа;
  • выступать с отчетами.

    В случае игнорирования этих обязанностей возможно привлечение к дисциплинарной или административной ответственности, а также отзыв с занимаемого поста.

  • Круг решаемых вопросов

    Назначение представительного органа - реализация законодательной инициативы. Он контролирует работу должностных лиц и муниципальных ячеек. Помимо этого в его ведении состоит местный бюджет, льготы и сборы. Нормативные акты этой инстанции обязательны для выполнения на всей территории муниципальной единицы.

    Принятие постановлений происходит на выборах и референдумах.

    Идея местного самоуправления - автономное улучшение жизнедеятельности проживающего на определенной территории населения

    Круг рассматриваемых вопросов:

    • создание и поддержание школ, детских садов и училищ;
    • забота об общественном порядке;
    • учреждение и материальная поддержка поликлиник и больниц;
    • распоряжение фондами, находящимися в муниципальной собственности;
    • строительство дорожных полотен;
    • налаживание коммунальных услуг;
    • благоустройство территориальных единиц.

    Всего прописано 30 отраслей, в которых функционируют упомянутые инстанции.

    Если рассматривать стоящие перед самоуправленческими организациями задачи, на первый план выходят следующие:

    • трещины в стенах построек;
    • отключение воды вне графика;
    • нехватка игровых площадок для детей;
    • незакрытые люки;
    • накопившийся в больших количествах мусор.

    Как правило, перечень рассматриваемых проблем освещен в Уставе.

    Устав органов местного самоуправления

    Этим документом устанавливаются следующие позиции:

    • полномочия участников;
    • порядок учреждения общества;
    • подконтрольность инстанций;
    • вопросы, касающиеся функционирования организации.

    Наименования администрации, ее главы, представительного и контролирующих органов учреждаются законодательными актами субъекта РФ. Во внимании берутся местные обычаи и исторические традиции.

    Устав представляет собой мини-конституцию. Это главный документ муниципальной ячейки, разрабатываемый автономно. Учреждается представительными инстанциями. Ознакомиться можно в районной библиотеке и Городском Совете.

    Объекты собственности и денежные средства

    Муниципальная единица владеет собственностью. Важнейшими объектами являются следующие:

    • жилой фонд;
    • земли;
    • не приватизированные квартиры и дома;
    • торговые и культурные организации;
    • здания образовательных и здравоохранительных учреждений.

    Чтобы плодотворно решать вопросы, орган должен иметь денежные средства. Для этого составляется бюджет, в котором учитываются расходы и доходы муниципальной организации.

    Прибыль поступает из следующих источников:

    • средства от сдачи имущества в аренду;
    • штрафы;
    • пошлина на обеспечение жилищно-коммунального фонда;
    • налоги;
    • дотации.

    Весомый вклад оказывают отчисления от транспортного, дорожного сбора и прибыли муниципальных компаний.

    Круг предоставленных полномочий

    Представители органов решают вопросы, отличные от перечня задач государственных учреждений.

    Члены муниципальных ячеек выступают автономно, т.е без обращения к главе субъекта РФ за финальным одобрением.

    Основные моменты:

    1. Издание обязательных к выполнению нормативных актов, в которых освещены правила поведения.
    2. Действие этих документов распространяется исключительно на территории конкретной муниципальной единицы.
    3. Несоблюдение постановлений предполагает наложение ответственности, преимущественно в виде штрафов.
    4. Несмотря на то, что муниципальная единица не являются частью государственного аппарата власти, она делегирует им часть властных функций.
    5. Пособия и пенсии состоят в ведении отдела социального обеспечения.
    6. Инстанции опеки и попечительства в рамках органов местного самоуправления представлены отделом народного образования.

    Нормативные документы действительны сразу после обнародования.

    Компетентные органы вправе распоряжаться городским имуществом. В частности, в их компетенцию входит следующий функционал:

    • управление казной, что подразумевает использование нераспределенного фонда;
    • инспектирование деятельности муниципальных объединений;
    • установление порядка пользования водными объектами, лесами и землями.

    Гарантии соответствующих органов предусмотрены ФЗ РФ “Об общих принципах организации самоуправления в РФ”.

    Органы местного самоуправления в системе публичной власти

    Общественная власть построена по 2-уровнему принципу:

    1. Государственный. Инстанции исполнительной и федеральной власти.
    2. Муниципальный. Ячейки местного самоуправления.

    Последний повсеместно представлен на территории РФ.

    Границы муниципальных ячеек регламентируются законодательными актами субъектов РФ.

    Таблица 2. Устройство муниципальной ячейки

    Структурная единица Описание
    Локальная администрация 1. Представляет собой исполнительно-распорядительную инстанцию со Уставом, в котором обозначен круг полномочий по обсуждению вопросов локального значения.
    2. Руководит администрацией на единоначальных принципах ее глава либо лицо, назначаемое по контракту.
    3. Конкурсный отбор на замещение руководящего поста состоит в ведении представительного органа.
    4. Структурно состоит из территориальных и отраслевых ячеек.
    Представительный орган 1. Подразделение местного самоуправления, представляющее интересы народа.
    2. Члены органа - избираемые населением депутаты по принципу тайного голосования.
    3. Полномочия осуществляются при избрании 2/3 от общего числа депутатов.
    4. Численный состав определяется Уставом.
    5. Вопросы решаются коллегиально.
    6. В компетенции находятся:
  • принятие устава;
  • утверждение бюджета;
  • ведение сборами и налогами местного значения.
  • Глава 1. Считается высшим должностным лицом.
    2. Избирается местными гражданами и представительной инстанцией.
    3. Эта должность подконтрольна населению.
    4. Досрочное прекращение полномочий возможно в следующих ситуациях - по собственному желанию, отзыв избирателями, смерть или отрешение от занимаемой позиции.
    Контрольный орган 1. Учреждается Уставом.
    2. Основная задача - контроль расходования денежных средств и имущества.
    3. В структуру организации входит ревизионная комиссия и контрольно-счетная палата.
    4. Надзор над этой инстанцией осуществляют Органы прокуратуры РФ.

    Установленные органами муниципальных образований постановления обязательны к выполнению для всех инстанций и граждан, находящихся в ведении муниципальной единицы.

    Видео — Местное самоуправление

    «Органы местного самоуправления – это какие органы?» — задаются вопросом многие граждане.

    Из-за специфического названия многие думают, что это стихийно образовавшаяся власть, которая взяла все управление в свои руки без оглядки на государство.

    Это не совсем правда: самоуправление подчиняется власти и не является стихийно образованным.

    Вконтакте

    Принципы местного самоуправления

    В РФ существует 2 категории власти: государственная (общая) и муниципальная, еще она называется местной.

    Как уже понятно из названия, МСУ (расшифровывается органы местного самоуправления) – созданная (выбранная) из местных жителей компания, не входящая в систему государственной власти.

    Она занимается исключительно вопросами, возникшими на своей земле, а также защитой интересов граждан.

    Примите к сведению: МСУ выбираются самими жителями (то есть являются избираемым органом) или назначаются более «высоким муниципальным образованием, например, областным.

    К принципам самоуправления относятся:

    1. Самостоятельность в принятии решений местного значения: к примеру, распорядиться всем бюджетом России МСУ не может, но государство не вмешивается в траты местного бюджета.
    2. Обособленность от государственной системы: представители МСУ не «спускаются» сверху и не выбираются всей страной – их выбирает собственное население.
    3. Разнообразие организационных форм: МСУ является юридическим лицом, но не входит в систему госвласти.
    4. Полномочия МСУ соразмерны материальным ресурсам: в небольшом селе полномочия будут значительно ниже, чем в крупном районном центре.

    Структура органов местного самоуправления

    В структуру МСУ входят:

    1. Представительный орган: представляет интересы жителей конкретной земли и принимает решения от их имени. В его компетенции находится управление практически всеми вопросами.
    2. Контрольный орган: состоит из отдела ревизии и контрольно-счетной палаты, но чаще всего это один человек вообще. Его задачами является контроль за тратой местного бюджета и распоряжение имуществом муниципалитета. Может отсутствовать, если в нем нет надобности.
    3. Местная администрация: осуществляет решение возникающих в конкретном субъекте вопросов, а также вопросов, за которые отвечает согласно принятым законам.
    4. Глава МСУ: должностное лицо, подконтрольное представительному органу.

    Стоит отметить: права главы МСУ могут закончиться досрочно: например, из-за смерти или если он сам (или жители) решат, что главе следует уйти.

    1. Некоторые другие.

    Какие вопросы решает местное самоуправление

    Фактически оно решает все вопросы. которые возникают на подведомственной ей территории:

      1. Утверждение бюджета, контроль за сбором налогов.

    Обратите внимание: поднимать налоги по своей прихоти МСУ не имеет право – только по закону РФ.

    1. Эксплуатация муниципальных жилья и иной недвижимости, например, предприятий, предоставление нуждающимся неприватизированных квартир. МСУ может создавать их, переоборудовать, закрывать, контролировать цены на производимые товары.
    2. Контроль за образованием, транспортом, застройками, выполнением ЖКУ и сетей (подачей воды и тепла, канализацией, газоснабжением).
    3. Контроль за материальным обеспечением деятельности всех органов МСУ и за их исполнением своих полномочий.
    4. Проведение межмуниципального сотрудничества с другими образованиями для повышения уровня жизни;

    Иными словами, органы местного самоуправления полностью контролируют все происходящее на подведомственной территории, определяют наилучшее решение возникающих вопросов и должны отвечать перед жителями за исполнение и защиту их интересов.

    Полномочия

    Речь идет о правах и обязанностям органов МСУ, связанных с реализацией стоящих перед ними задач.

    Они распространяются на всей подведомственной земле и закрепляются в законодательстве Российской Федерации и правовых актах, относящихся к конкретной территории.

    Важно знать: полномочия реализовываются через выборные органы или самими жителями по их собственной воле (например, если жители решат сами открыть музей или библиотеку).

    Все полномочия делятся на несколько общих групп: экономическую, культурную, образовательную, жилищную, надзорную и другие. Полный список приведен в прошлом пункте.

    Органы местного самоуправления (ОМСУ) – популярный вариант управления в небольших населенных пунктах. Жители могут самостоятельно выбрать людей, которые будут решать все возникающие в местном пункте вопросы. При этом их решения должны соответствовать интересам жителей.

    Смотрите видео, в котором специалист подробно разъясняет функции местного самоуправления:

    Понятие местного самоуправления

    В современном государстве, где властная организация и ее осуществление основываются на принципе разделения властей, неотъемлемой частью становиться местное самоуправление . Принцип местного самоуправления позволяет обеспечить децентрализацию системы управления , что в конечном итоге приводит к тому, что система становится более гибкой и пригодной к обеспечению интересов общества на местах с учетом различных местных особенностей.

    Замечание 1

    Самоуправляющимся является общество , которым управляет коллектив профессиональных чиновников, если оно обладает следующими особенностями: синтез профессионально-властного управления и осуществления народом непосредственной демократии; предоставления гражданам средств для заявления и отстаивания своих интересов;заинтересованность органов власти в выявлении, согласовании и обсуждении социально значимых вопросов.

    Наличие местного самоуправления является одним из важнейших демократических принципов. Он позволяет гражданам и различным административно-территориальным единицам самостоятельно и в собственных интересах управлять некоторой частью общественных дел.

    Среди территорий, на которых граждане Российской Федерации могут реализовывать свое право на местное самоуправления, можно отметить города, сельские поселения, городские поселения, городские округа и иные муниципальные образования. Граждане имеют абсолютно равные права на осуществление местного самоуправления, независимо ни от каких критериев.

    Замечание 2

    Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления , имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

    Формы осуществления местного самоуправления гражданами Российской Федерации

    Конституция Российской Федерации наделила граждан Рф правом участвовать в местном самоуправлении следующими способами:

    • местный референдум
    • муниципальные выборы
    • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
    • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
    • сход граждан
    • правотворческая инициатива граждан
    • территориальное общественное самоуправление
    • публичные слушания
    • собрание граждан
    • конференция граждан (собрание делегатов)
    • опрос граждан
    • обращения граждан в органы местного самоуправления
    • наказы избирателей

    Особенности местного самоуправление в России

    Местное самоуправление:

      Создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям.

      Способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии.

      Обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

      Самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

      Осуществляется на всей территории Российской Федерации.

    Разграничение понятий «государство » и «местное самоуправление»

    Говоря о местном самоуправлении, нельзя не сказать о том, что на первый взгляд государство и местное самоуправление кажутся схожими явлениями. Однако, местное самоуправление представляет собой право граждан на участие в управлении общественными делами на местном уровне, а государство представляет собой гарант исполнения данного права граждан. Соответственно, они имеют разную правовую природу . Государство как гарант обеспечивает гражданам реализацию их прав. Местное самоуправление, в свою очередь, не гарантирует никакой реализации и обеспечения прав, так как само по себе является правом, сочетающееся с некоторыми полномочиями.

    Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: « Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

    Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

    Через референдумы, выборы, собрания и сходы;

    Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

    Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:

    обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)

    управление муниципальной собственностью (ст. 132)

    обеспечение развития соответствующей территории

    охрана общественного порядка (ст.132)

    защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133)

    обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

    К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:

    самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения

    организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством

    многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

    соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

    Органы местного самоуправления

    Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного самоуправления относятся:

    Представительные органы самоуправления;

    Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах);

    Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.);

    Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.

    Основы деятельности местного самоуправления

    Территориальная основа местного самоуправления - это городские и сельские поселения. Однако, оно осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.)

    Деятельности органов местного самоуправления основана на действующей Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных представительских органов.

    Экономическая основа местного самоуправления - муниципальная собственность, к ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства, и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

    Местное самоуправление - организация деятельности граждан , обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей данной территории . Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения .

    В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель .

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      ✪ Местное самоуправление

      ✪ 5.6 Местное самоуправление 📚 ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ с нуля

      ✪ 38 Местное самоуправление

      ✪ Обществознание (ЕГЭ). Урок 24. Местное самоуправление. Политическое участие.

      ✪ Местное самоуправление

      Субтитры

    Типы организации местного самоуправления

    По количеству уровней выборных местных органов

    • трёхуровневый, в федерациях - двухуровневый, характерен для средних и крупных государств (Италия, Испания, Румыния, Германия, Франция, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Чехословакия в 1945-1992 гг., Польша, Венгрия в 1945-1982 гг., Греция, Албания в 1947-1991 гг., ГДР (1949-1990 гг.), Югославия в 1920-1932 гг и 1945-1963 гг., ДВР в 1920-1922 гг., Украина, Беларусь, Россия);
    • двухуровневый, в федерациях - одноуровневый, характерен для небольших государств (Дания, Швеция, Норвегия, Ирландия, Великобритания, Нидерланды, Чехословакия в 1920-1945 гг., Чехия, Словакия, Венгрия, Бельгия, Португалия, Австрия, Швейцария, Хорватия, Болгария в 1945-1990 гг., Эстония в 1920-1933 гг. и 1990-1993 гг., Россия в 1997-2006 гг.);
    • одноуровневый (Болгария, Исландия, Финляндия, Сербия, Эстония, Латвия, Литва).

    По типу устава:

    • с преобладающими полномочиями совета, в этом случае глава исполнительного органа обычно избирается советом, реже населением, при этом сам исполнительный орган может являться коллегиальным (Италия, Испания, Греция, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Польша, Чехия, земля Гессен в Германии, Сербия, Нидерланды, Бельгия, Россия в 1864-1918 гг. и 1936-1989 гг., Югославия в 1921-1963 гг., ГДР в 1949-1990 гг., Румыния в 1945-1990 гг., Венгрия в 1949-1989 гг., ДВР в 1920-1922 гг., Болгария в 1945-1990 гг.);
    • с преобладающими полномочиями главы исполнительного органа, в этом случае глава исполнительного органа избирается населением и в большинстве случаев является единоначальным (Франция, Румыния, Дания, Германия, Австрия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Венгрия, Финляндия, Болгария, Хорватия, Великобритания, Ирландия, Эстония, Латвия, Литва, Россия).

    По типу соотношения с назначаемыми представителями центральной власти:

    • назначаемые представители центральной власти отсутствуют, а их функции исполняют выборные органы местного самоуправления (Германия, Польша, Чехия, Словакия, Нидерланды, Бельгия, Испания, Венгрия, США, Россия в 1937-1993 гг., Чехословакия в 1945-1992 гг., ГДР в 1949-1990 гг., Румыния в 1945-1990 гг., ДВР в 1920-1922 гг., Болгария в 1945-1990 гг.);
    • назначаемые представители центральной власти сочетаются с выборными органами местного самоуправления (Италия, Франция, Румыния, Австрия, Дания, Швеция, Норвегия, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Украина, Беларусь, Россия в 1864-1918 гг.);
    • назначаемые представители центральной власти заменяют органы местного самоуправления на уровнях более крупных местных единиц (Болгария, Исландия, Финляндия, Сербия, Россия в 1997-2006 гг.)

    Теория местного самоуправления

    Местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление - децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем , немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816-1895), Лоренцом Штейном (1815-1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление - одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти , а не гражданского общества , вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

    В России

    История

    Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II . Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы - губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. В 1917 году были приняты новые положения, согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы. После принятия Конституции 1918 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов, которые не являлись постоянными органами. По Конституции России 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией России 1978 года в советы народных депутатов. Советы народных депутатов являлись одновременно и местными органами государственной власти, и органами местного самоуправления. В 1990 году были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов.

    К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК . Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. Местными органами государственной власти становились территориальные управления государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций, представительные органы областей и краёв и областные и краевые администрации окончательно получали статус органов государственной власти (начало этому положил Федеративный договор между Российской Федерацией и краями и областями), однако в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления были избраны только в 1997 году, а в районах только в 2006 году. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе , которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

    Правовые основы

    Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. Местное самоуправление гарантировано Европейской хартией местного самоуправления 1985 года, в которой закреплено, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве страны, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства . Правовую основу местного самоуправления составляют:

    • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
    • федеральные конституционные законы,
    • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
    • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
    • уставы муниципальных образований,
    • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
    • иные муниципальные правовые акты.

    Конституционные основы

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

    Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

    Формы осуществления

    В Российской Федерации существуют 7 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

    Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введено два новых вида муниципальных образований :

    • городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
      • внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003-2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

    Организационные основы

    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

    • представительный орган муниципального образования
    • контрольный орган муниципального образования
    • иные органы местного самоуправления.

    В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

    • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
    • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
    • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.

    В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.

    В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

    Экономические основы

    Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

    Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

    • средства самообложения граждан
    • доходы от местных налогов и сборов
    • доходы от региональных налогов и сборов
    • доходы от федеральных налогов и сборов
    • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
    • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
    • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
    • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
    • добровольные пожертвования
    • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
    • иные законные поступления.

    Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путём предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

    Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

    Межмуниципальное сотрудничество

    В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учётом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.

    На сайте КонсультантПлюс

    Журналы

    • Интернет-журнал «Проблемы местного самоуправления»
    • Журнал «Управа»
    • Российский журнал «Муниципалитет»
    • Журнал «Конституционное и муниципальное право»
    • Журнал «Государственная власть и местное самоуправление»
    • Журнал «Муниципальная власть»
    • Felix Böllmann: Formalprivatisierung kommunaler Aufgabenerfüllung und Transformation - Rechtsökonomische Analyse am Beispiel Russlands und Ostdeutschlands , Leipziger Universitätsverlag, Leipzig 2007,