Муниципальная собственность является разновидностью. Что такое муниципальное имущество? Особенности, управление

В ее состав входят муниципальные земельные участки, а также различные формы движимого и недвижимого имущества. Муниципальным образованием, в свою очередь, является определенная территория (область, город или поселок и т. п.), которая находится под руководством муниципальной власти, а также контролируется органами самоуправления на местах.

Следует отметить, что согласно ГК РФ, муниципальная не отождествляется разновидностью государственной собственности, а является самостоятельным подтипом публичной собственности. Так что не следует сопоставлять муниципальную собственность с государственной. Теперь перейдем к более детальному рассмотрению структуры муниципальной собственности и определим из чего она состоит.

Структура муниципальной собственности

В целом, данный вид собственности состоит из объектов имущества определенного территориального образования, играющих главную роль в его жизнеобеспечении, сохранении культурного наследия и традиций, а также служащих для удовлетворения потребностей его жителей. Так, к числу объектов муниципальной собственности можно отнести местные бюджетные средства, муниципальные здания и учреждения, бюджетные или внебюджетные фонды и многое другое. В целом, все ее объекты можно разделить на 2 основные группы. В первую входят объекты муниципального имущества, переданные местным органам самоуправления во владение и пользование, а также зафиксированные за муниципальными предприятиями и учреждениями. Вторая же состоит из казны муниципального образования, которая находится в непосредственном его ведении и в тоже время не числится закрепленной за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Первая группа выполняет, в основном, социально-общественные и производственные задачи, связанные с такими сферами деятельности, как образование, культура, медицина и т. п. Составная часть этой группы содержит муниципальные предприятия унитарного типа, а также прочие местные предприятия и учреждения. Это могут быть библиотеки, театры, школы, больницы и т. д.

На вторую группу, в свою очередь, возлагаются задачи касательно удовлетворения потребностей общества, которое находится и проживает на данной территории, а также обеспечение финансирования деятельности органов самоуправления на местах. К данной группе относятся деньги местного бюджета, конкретно имущество органов самоуправления на местах, муниципальные земли и т. п. Муниципальная казна складывается из средств местного бюджета, а также с помощью незакрепленных муниципальных объектов.

Таким образом, муниципальная собственность — одна из основных форм публичной собственности, находящаяся под защитой государства. В тоже время государственной собственностью она не является. К ее основным функциям можно отнести содействие решению различного рода проблем и вопросов на уровне муниципальных образований, воспроизводство и удовлетворение потребностей населения. К тому же муниципальная собственность необходима как для выполнения муниципальными властями их функций и задач, так и для функционирования органов самоуправления на местах и муниципальной системы в целом. Из этого можно сделать вывод, что данный вид собственности является ключевым атрибутом муниципальной власти.

Муниципальная собственность имеет некую самостоятельность от государственной, поэтому носит общественно-государственный характер. Она создается муниципальными органами, либо верхними эшелонами власти, путем передачи объектов собственности в распоряжение муниципального образования. Финансовую составляющую образуют местный бюджет, а также налоги и сборы. В законодательстве отмечена также возможность коммерческого приобретения муниципального имущества, т.е. покупки, обмена или дарения. Возможно и преувеличение муниципальной собственности при объединении муниципальных образований, таким образом, имущество каждого из них переходит в общее имущество новообразованного муниципального образования.

Принципы формирования муниципальной собственности

1. Принцип обязательности наличия в муниципальной собственности объектов, необходимых для реализации полномочий органов местного самоуправления на благо населения, является фундаментальным.

2. Размер муниципальной собственности имеет свойства колебаться, то в сторону увеличения, то преуменьшения. Зависит это от экономических изменений, а также нововведений в нормативно-правовом регулировании, поэтому ей свойственна гибкость и динамичность.

3. Состав муниципальной собственности должен основываться на жизненно необходимых потребностях населения. Поэтому в нее должны входить учреждения, обеспечивающие население водой, электричеством, теплом в холодный сезон, а также канализационной сетью. Здесь работает принцип социальной значимости.

4. В муниципальную собственность должны включаться только те объекты, финансирование и обеспечение функционирования которых под силу муниципальному образованию.

Виды муниципальной собственности

Муниципальная собственность может быть распределенной и нераспределенной.

В состав распределенной муниципальной собственности входят те объекты, которые не могут послужить для выплаты и покрытия долгов и кредитов муниципального образовании. В их число входят муниципальные предприятия, организации и учреждения, управление на которых осуществляется на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.

Нераспределенная, т. е. сконцентрированная муниципальная собственность составляется из средств муниципальной казны (бюджет, налоги и сборы), которые могут пойти на уплату долгов муниципального образования.

Состав муниципальной собственности

В состав муниципальной собственности входят.

1. Местный бюджет.
2. Нежилые помещения, в том числе строения, предназначенные для производства, непроизводственные помещения, другие имущественные комплексы.
3. Жилые помещения, т.е. весь жилищный фонд.
4. Транспортные средства и средства, предназначенные для обеспечения производства (оборудование).
5. Сооружения, представляющие историческую и культурную ценность.
6. Ценные бумаги, акции, вклады, иностранная валюта.

Статья 8 Конституции РФ признает муниципальную собственность как одну из форм собственности в Российской Федерации. Российское законодательство не считает муниципальную собственность разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности.

Преимущество муниципальной формы собственности перед государственной заключается в том, что владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет население непосредственно или органами местного самоуправления в соответствии с волей и в интересах, а также с историческими и местными традициями населения.

Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом, которые регистрируются в едином Федеральном реестре муниципальных образований. Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.

Можно разделить муниципальную собственности на виды: собственность городских и сельский поселений и собственность других муниципальных образований.

В состав объектов муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.

В соответствии с ч.2 ст.125 ГК РФ и п.2 ст.51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Муниципальное имущество подобно государственному, делится на две части (п. 3 ст. 215 ГК РФ): имущество, закрепленное за муниципальными образованиям и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями. Закон определяет виды имущества, находящегося в муниципальной собственности, т.е. изъятого из оборота (муниципальные учреждения образования, культуры, спорта). Специфика муниципальной собственности состоит в том, что все её объекты носят целевой характер, т.е. предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-бытовых и иных потребностей населения соответствующей территории.

Основания возникновения муниципальной собственности, источники её формирования можно разделить на две группы: общегражданские способы и специальные способы возникновения муниципальной собственности. Специальными способами будут являться поступления от приватизации, местные налоги и штрафы, плата пользование природными ресурсами, передача объектов госсобственности в муниципальную собственность и другие способы.

Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

Важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением №3 к постановлению Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Осуществление от имени соответствующего муниципального образования - собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией, не делает органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица) собственниками соответствующего имущества. Как и государственные органы, органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте и в качестве самостоятельных юридических лиц - муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество (ст. 296 ГК РФ). Рассмотрим пример из судебной практики:

Администрация района обратилась в Арбитражный суд области с иском к муниципальному образованию, о признании недействительным Распоряжения о закреплении муниципального имущества муниципального образования на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ и о возврате имущества.

Определением производство по делу в части заявленного требования о возврате имущества прекращено.

Решением истцу отказано в удовлетворении исковых требований по мотиву того, что истец не доказал о несоответствии оспариваемого акта действующему законодательству. Кроме того, суд квалифицировал действия истца как сделку по отчуждению имущества.

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено и Распоряжение признано недействительным со ссылкой на то, что данное распоряжение издано в нарушение ст. 209 ГК РФ и п. 4 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ".

Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ФАС округа постановил: Постановление Арбитражного суда области по делу оставить без изменения.

Из этого примера можно сделать вывод, что органы местного самоуправления, хотя и могут выступать в лице юридических лиц, очень часто допускают ошибки при осуществлении своих прав.

Частью, закрепленного за юридическими лицами имущества - денежными средствами, они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника муниципального образования - органы местного самоуправления получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну, и именно имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета, составляет базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального (публичного) собственника по своим долгам.

ГК РФ и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества.

Анализируя соотношение прав пользования и распоряжения муниципальной собственностью, принадлежащих населению муниципального образования и органам (должностным лицам) местного самоуправления, можно сказать, что владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, согласно п. 1 ст. 130 Конституции РФ - это прежде всего право самого населения. Но, учитывая высокую степень декларативности данного положения, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют передачу права пользования и распоряжения муниципальной собственностью от населения органам и должностным лицам местного самоуправления.

Актуален вопрос о разграничении полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по регулированию порядка приобретения и прекращения права муниципальной собственности. В соответствии с ГК РФ, ни субъекты Федерации, ни муниципальные образования не могут устанавливать особенности приобретения и прекращения права муниципальной собственности. Однако Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает в п. 3 ст. 51 право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности.

Вопросы регулирования приобретения и прекращения права муниципальной собственности относятся к гражданскому законодательству, т.е., в соответствии со ст. 71 Конституции РФ - к предметам ведения Российской Федерации. Таким образом, ее субъекты не могут регулировать своими законами особенности приобретения и прекращения права муниципальной собственности. При этом муниципальные образования регулируют порядок и условия приватизации муниципального имущества не в результате наделения их соответствующими государственными полномочиями, а по праву собственника муниципального имущества, в той мере, в которой это не ограничено федеральными законами.

  • Понятие и признаки местного самоуправления
    • Основные теории местного самоуправления
    • Муниципальная власть как одно из проявлений публичной власти
    • Конституционно-правовое закрепление местного самоуправления
  • Понятие муниципального права
    • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
    • Муниципальное право как отрасль права
    • Предмет муниципального права
    • Метод муниципального права
    • Система муниципального права
    • Муниципальные правоотношения
  • Источники муниципального права
    • Нормы муниципального права
    • Система источников муниципального права
  • История местного самоуправления в России
    • Управление на местах до 1864 г.
    • Реформы самоуправления земств и городов
    • Местное самоуправление в России после 1917 года
    • Реформы местной власти конца XX- начала XXI вв.
  • Основы местного самоуправления в Российской Федерации
    • Законодательное определение местного самоуправления
    • Основы местного самоуправления
    • Местное самоуправление как основа конституционного строя
    • Децентрализация местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления
    • Территориальная организация местного самоуправления
    • Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований
    • Установление и изменение границ муниципальных образований
    • Компетенция муниципальных образований
  • Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
    • Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
    • Местный референдум
    • Сход граждан
    • Территориальное общественное самоуправление
    • Опрос жителей
    • Собрания, конференции жителей
    • Обращения граждан в органы местного самоуправления
    • Правотворческая инициатива граждан
    • Публичные слушания
    • Общественные объединения
  • Муниципальное избирательное право. Организация муниципальных выборов
  • Органы местного самоуправления
    • Общая характеристика органов местного самоуправления
    • Основные модели организации муниципальной власти
    • Органы местного самоуправления как юридические лица
    • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  • Представительный орган муниципального образования
    • Общая характеристика представительного органа муниципального образования
    • Структура и организация работы представительного органа муниципального образования
    • Депутат представительного органа, член выборного органа местного самоуправления
    • Контрольный орган муниципального образования
  • Глава муниципального образования, местная администрация
    • Глава муниципального образования
    • Местная администрация
  • Муниципальные правовые акты
    • Система муниципальных правовых актов
    • Устав муниципального образования
    • Акты выборных органов, должностных лиц местного самоуправления
    • Муниципальное правотворчество
  • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления
    • Общая характеристика правонарушения и ответственности в муниципальном праве
    • Ответственность органов, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением. Отзыв должностных лиц
    • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед государством
    • Удаление главы муниципального образования в отставку
    • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
    • Контроль и надзор за деятельностью органов, должностных лиц местного самоуправления
  • Муниципальная служба
    • Правовая природа муниципальной службы
    • Права и обязанности муниципальных служащих
    • Прием на муниципальную службу, основания ее прекращения
  • Экономическая основа местного самоуправления
    • Муниципальная собственность
    • Местный бюджет
    • Бюджетный процесс в муниципальных образованиях

Муниципальная собственность

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Она представляет собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное, во-первых, для решения вопросов местного значения; во-вторых, для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; в-третьих, для обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений. В случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для вышеназванных целей, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Виды муниципального имущества . Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.

В собственности поселений могут находиться:

  1. имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;
  2. автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
  3. жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
  4. пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
  5. имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
  6. объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
  7. библиотеки;
  8. имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
  9. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;
  10. имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
  11. имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
  12. имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  13. имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
  14. имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
  15. земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
  16. обособленные водные объекты на территории поселения;
  17. леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

  1. имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
  2. автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
  3. пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
  4. имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;
  5. имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
  6. имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
  7. имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
  8. имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
  9. имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов:
  10. архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
  11. имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
  12. межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;
  13. имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
  14. земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
  15. обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные выше.

Субъекты и содержание права муниципальной собственности. Содержание права муниципальной собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом. Однако собственник - это субъект, который не просто владеет, пользуется, распоряжается определенным имуществом, но делает это по своему усмотрению и в своем интересе. 1 Толстой Ю. К. К учению о праве собственности // Правоведение. 1992. № С. 21. Можно владеть, пользоваться, даже распоряжаться определенным имуществом, но не по своему усмотрению, не в своем интересе, а по поручению собственника.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным актам; не нарушающие права, охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом; отдавать имущество в залог и обременять его другими способами; распоряжаться им иным образом. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление иным лицам.

На отношения муниципальной собственности распространяются общие правила гражданского законодательства. Так, п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственности определяет муниципальные образования, а значит - местные сообщества жителей, чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования. Местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником. Органы местного самоуправления могут быть определены как публичные собственники, т.е. как органы, которые не только осуществляют полномочия от имени первичного собственника, но и формулируют его интересы, отождествляют свое волевое усмотрение с усмотрением населения. Органы местного самоуправления в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственников. Они от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в их развитие нормативными актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Управление муниципальным имуществом . Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления исходя из заданной нормативной программы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.

Движимое, недвижимое муниципальное имущество находится в местной казне наряду со средствами местных бюджетов или закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется определенное имущество, осуществляют в его отношении правомочия владения, пользования, распоряжения, но не в качестве собственников, поскольку их действия по управлению вверенным имуществом ограничены усмотрением органов местного самоуправления, продолжающих осуществлять в отношении названного имущества правомочия собственника. Муниципальные предприятия владеют, пользуются, распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, а муниципальные учреждения - на праве оперативного управления. Оба эти права производны от права муниципальной собственности и представляют собой его содержательно усеченные копии.

Находящееся в составе казны имущество принадлежит на праве собственности непосредственно соответствующему муниципальному образованию. Учет составляющего местную казну имущества и его движения, например, в Екатеринбурге, осуществляется комитетом по управлению городским имуществом путем занесения соответствующих сведений в специальный раздел реестра муниципальной собственности. Выписка из реестра муниципальной собственности является документом, подтверждающим учет недвижимого имущества в составе муниципальной собственности. Документом, удостоверяющим право муниципальной собственности на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации права, выданное учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на движимое имущество, является выписка из реестра муниципальной собственности.

Сведения о муниципальном имуществе, закрепленном за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, так же, как и о казенном имуществе, заносятся в реестр муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия, определяют предмет и цели деятельности данных предприятий, решают вопросы назначения и увольнения руководителей муниципальных предприятий, реорганизации и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества, заслушивают отчеты руководителей данных предприятий об их деятельности. Предприятия не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправления. Остальным своим имуществом муниципальные предприятия распоряжаются, по общему правилу, самостоятельно. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий.

Состоящие на местном бюджете учреждения осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями органов местного самоуправления и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться таким имуществом по своему усмотрению. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно (дополнительно) отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение.

Необходимо иметь в виду, что представительные и исполнительные органы местного самоуправления имеют сложную природу, одновременно являясь и органами управления - субъектами публичного права, и учреждениями - субъектами гражданского права, прежде всего имущественного оборота. Следовательно, органы местного самоуправления в качестве органов публично-властного управления осуществляют полномочия собственников муниципального имущества, а в качестве учреждений (юридических лиц) полномочия оперативного управления в отношении имущества, которое они сами за собой закрепляют (либо которое закреплено за ними иным путем). Органы местного самоуправления вправе участвовать в создании предприятий смешанной формы собственности.

Органы местного самоуправления наделены правом предоставлять различные виды муниципального имущества в аренду. Стремясь повысить привлекательность муниципального имущества для реальных и потенциальных арендаторов, увеличить эффективность его использования в интересах жителей, органы местного самоуправления прибегают к практике предоставления льгот арендаторам муниципального имущества. Порядок и условия приватизации муниципального имущества (возмездное отчуждение имущества в собственность физических и юридических лиц) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Не менее важно, чем эксплуатация и отчуждение муниципального имущества, пополнение муниципального имущества новыми объектами. Одно из направлений этой работы - строительство жилья и социально-экономической инфраструктуры.

Органам местного самоуправления на территории своих муниципальных образований приходится взаимодействовать не только с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, но и с немуниципальными предприятиями, учреждениями, организациями. В этом взаимодействии можно выделить две сферы: сферу компетенции муниципальных образований и их органов местного самоуправления и сферу иных аспектов местной жизни и взаимодействия муниципальных и немуниципальных субъектов.

В первой сфере органы местного самоуправления вправе координировать участие любых расположенных на их территории предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии своих муниципальных образований. В пределах собственной или переданной им в порядке наделения государственными полномочиями компетенции органы местного самоуправления определяют порядок и условия хозяйствования и иной деятельности любых субъектов. Они, например, осуществляют приемку в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, отвечают за перевод жилых помещений в нежилые и за перевод нежилых помещений в жилые, определяют правила организации уличной торговли.

Упорядочивая на территории своих муниципальных образований деятельность хозяйствующих и иных субъектов независимо от форм их собственности, органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъекта РФ. по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество , предназначенное, во-первых, для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ; во-вторых, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; в-третьих, для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, передаваемых на основе соглашений между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений, входящих в состав названных районов; в-четвертых, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Таким образом, муниципальное имущество имеет строго целевое назначение, как впрочем, и государственное имущество. Целевой характер муниципального имущества выражается в жесткой его "привязке" к вопросам местного значения и тем полномочиям, публичным правам, которые нормативно закреплены за органами местного самоуправления за рамками вопросов местного значения.

Часть 5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ прямо устанавливает, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в ч. 2 и 3 данной статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Конституционный Суд РФ неоднократно в своих решениях давал конституционно-правовое толкование объема имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования. Так, например, в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П он в очередной раз указал, что в силу ст. 8 (ч. 2) и 130 (ч. 1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 71 (п. "в", "о") и 76 (ч. 1 и 2) федеральный законодатель, осуществляя применительно к гражданским отношениям регулирование муниципальной собственности, в том числе определяя статус и состав ее объектов, особенности отдельных категорий имущества, находящегося в муниципальной собственности, должен учитывать публично-правовую природу этой формы собственности, в силу которой она, в отличие от частной собственности, следует общим интересам и связана с осуществлением задач и функций публичной власти, что предполагает нахождение в собственности публично-правовых образований только того имущества, которое необходимо для реализации публичных функций и полномочий но предметам их ведения и составляет экономическую основу деятельности органов публичной власти.

Имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, предназначено для обеспечения наиболее полного покрытия их расходных обязательств и планов развития в соответствии с конституционно-правовым статусом муниципального образования. Именно конституционными характеристиками местного самоуправления как формы публичной власти обусловливаются особенности его правосубъектности, сопоставимые с особенностями правосубъектности иных публичных образований – Российской Федерации и субъектов РФ (Определение КС РФ от 02.11.2006 № 540-0).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает перечень объектов, которые могут находиться в собственности поселений, муниципальных районов, городских округов (ст. 50).

В собственности поселений могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; 2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; 3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда; 4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения; 5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности; 7) имущество библиотек поселения; 8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; 9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством РФ; 10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта; 11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения; 12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; 14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; 16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения; 17) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения; 18) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; 20) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 21) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории поселения; 22) иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений.

В собственности муниципальных районов могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района; 2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; 3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района; 4) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; 5) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; 6) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время; 7) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района ; 8) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; 9) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов; 10) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг; 11) имущество межпоселенческих библиотек; 12) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 13) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами; 14) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района; 15) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района; 16) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; 17) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта; 18) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; 20) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством РФ; 21) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 22) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории поселения; 23) иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов.

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные выше.

Состав имущества внутригородских территорий городов федерального значения, как уже отмечалось выше, определяется наряду с федеральным законодательством законами данных городов. Они вправе закреплять за собой виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, с целью обеспечения единства городского хозяйства.

То обстоятельство, что согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ перечисленные выше объекты "могут" находиться в муниципальной собственности, означает, во-первых, что не все входящие в законодательно закрепленный перечень объекты обязательно должны иметься в собственности муниципальных образований. Во-вторых, в собственности конкретных муниципальных образований могут находиться только те объекты из законодательно закрепленных в ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, которые целевым образом обеспечивают компетенцию указанных муниципальных образований, их органов местного самоуправления. А компетенция разных муниципальных образований даже одного вида может различаться, когда, например, отдельные государственные полномочия передаются не в целом тому или иному виду муниципальных образований, а конкретным муниципальным образованиям.

В последнее время особую актуальность получил вопрос отчуждения недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Вступление в силу

Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" привело к массовому обращению субъектов малого и среднего предпринимательства в органы местного самоуправления по поводу выкупа муниципального недвижимого имущества, находящегося в аренде у указанных субъектов. В связи с тем что арендные платежи обычно составляют второй по значимости источник формирования бюджетов муниципальных образований, то органы местного самоуправления крайне неохотно удовлетворяли требования субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом арбитражные суды зачастую разрешали и продолжают разрешать соответствующие споры в пользу предпринимателей. При этом, арбитражные суды руководствуются, прежде всего, Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанное письмо было издано до выявления КС РФ в своем Постановлении от 20.12.2010 № 22-П конституционно-правового смысла отдельных положений данного Закона. Вместе с тем, КС РФ в данном Постановлении указал, что сами по себе положения ч. 8 ст. 4 и ч. 4 ст. 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не обязывают к передаче имущества из муниципальной собственности в собственность частную без согласия собственника, а потому конституционные права муниципальных образований не нарушают.

Соблюдение баланса между интересами поддержки малого и среднего предпринимательства и самостоятельностью местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью обеспечивается, в частности, предоставлением органам местного самоуправления возможности утверждать перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого для поддержки предпринимательства и не подлежащего отчуждению в частную собственность. В силу конституционных принципов правового государства и неприкосновенности собственности (ч. 1 ст. 1; ст. 35; ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ) принятие решений о возможности принудительной приватизации арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства объектов муниципальной собственности должно осуществляться по надлежащей юридической процедуре при эффективном судебном контроле, позволяющем оценить целевое назначение имущества, определенное муниципальными правовыми актами, планируемое использование объектов муниципальной собственности, на приватизацию которых у субъектов малого и среднего предпринимательства возникает преимущественное право, основания возникновения права муниципальной собственности на конкретное имущество, последствия отчуждения муниципального имущества для его собственника и соответствие имущества положениям законодательства о составе объектов муниципальной собственности, а также установить, предпринимались ли органами местного самоуправления действия, направленные на его использование в дальнейшем с целью реализации функций, возложенных на муниципальное образование. В противном случае не соблюдался бы баланс конституционно защищаемых ценностей. Положения ч. 2 и 3 ст. 9 названного Закона не предполагают возможность принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности, в том числе тех объектов, которые были созданы (приобретены) муниципальными образованиями за счет собственных средств, а не поступили в муниципальную собственность в процессе разграничения общегосударственной собственности. Отчуждение же объектов муниципального имущества по воле собственника, а также того имущества, которое в соответствии с требованиями федерального законодательства не должно находиться в муниципальной собственности, возможно только с надлежащим возмещением и в силу этого не противоречит Конституции РФ.

Пункт 3 ст. 215 ГК устанавливает, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК (ст. 294, 296). В то же время средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Так, например, в муниципальном образовании "город Екатеринбург" представительным органом принято Положение о порядке управления муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну муниципального образования "город Екатеринбург" от 08.12.2009 № 66/14. Указанный муниципальный нормативный правовой акт устанавливает общие принципы и порядок управления муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну муниципального образования "город Екатеринбург", при этом данный акт не распространяется на управление средствами бюджета муниципального образования, составляющими муниципальную казну.

Среди источников формирования муниципальной казны в г. Екатеринбурге этот акт выделяет следующее имущество: переданное в состав муниципальной казны муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными бюджетными или автономными учреждениями; вновь созданное или приобретенное за счет средств бюджета муниципального образования; переданное в собственность муниципального образования в порядке, предусмотренном законодательством РФ о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность; переданное в собственность муниципального образования в порядке, предусмотренном законодательством РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями; переданное в собственность муниципального образования юридическими и физическими лицами по гражданско-правовым договорам; поступившее в собственность муниципального образования на иных законных основаниях.

Основаниями для выбытия муниципального имущества из состава муниципальной казны г. Екатеринбурга являются: прекращение права муниципальной собственности на муниципальное имущество; закрепление муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или за муниципальными бюджетными или автономными учреждениями на праве оперативного управления; списание муниципального имущества по причине физического, морального износа, ликвидации (в том числе сноса объектов недвижимости) или гибели (уничтожения), хищения имущества.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Министерство экономического развития РФ 30.08.2011 издало приказ № 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества". В соответствии с указанным актом объектами учета в реестрах являются:

  • – находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
  • – находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральными законами от 03.11.2006 № 174-ФЗ

"Об автономных учреждениях" и от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

– муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.

Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра, соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.

Реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях. Сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров. Предоставление сведений об объектах учета осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным на ведение реестра, на основании письменных запросов в 10-дневный срок со дня поступления запроса.

  • В связи с принятием Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", которым произведено перераспределение полномочий в сфере оказания медицинской помощи населению в Российской Федерации, Федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ из перечня имущества муниципальных районов исключено имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.