Уголовный кодекс рф статья 275. Государственная измена (ст.275 УК РФ)

  • 59. Понятие и виды вреда здоровью. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 ук рф). Его отграничение от покушения на убийство и причинения смерти по неосторожности (ст. 109 ук рф).
  • 62. Заражение венерической болезнью (ст. 121 ук рф). Заражение вич-инфекцией (ст. 122 ук рф).
  • 63. Оставление в опасности (ст. 125 ук рф). Отграничение от убийства.
  • 65. Торговля людьми (ст. 1271 ук рф).
  • 67. Изнасилование (ст. 131 ук рф). Соотношение с насильственными действиями сексуального характера (ст. 132 ук рф).
  • 69. Нарушение правил охраны труда (ст. 143 ук рф). Соотношение с нарушением требований пожарной безопасности (ст. 219 ук рф).
  • 71. Понятие и признаки хищения чужого имущества. Формы и виды хищений.
  • 72. Кража (ст. 158 ук рф). Отграничение кражи от грабежа (ст. 161 ук рф), мошенничества (ст. 159 ук рф), присвоения и растраты (ст. 160 ук рф).
  • 75. Грабеж (ст. 161 ук рф). Отграничение грабежа от кражи (ст. 158 ук рф), разбоя (ст. 162 ук рф), вымогательства (ст. 163 ук рф).
  • 76. Разбой (ст. 162 ук рф). Отграничение разбоя от грабежа (ст. 161 ук рф) и вымогательства (ст. 163 ук рф).
  • 77. Вымогательство (ст. 163 ук рф). Отграничение вымогательства от принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 ук рф).
  • 78. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 ук рф). Отграничение от хищения.
  • 80. Незаконное предпринимательство (ст. 171 ук рф). Незаконная банковская деятельность (ст. 172 ук рф). Незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 1712 ук рф).
  • 85. Террористический акт (ст. 205 ук рф). Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 ук рф).
  • 87. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 ук рф).
  • 88. Массовые беспорядки (ст. 212 ук рф).
  • 90. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 ук рф).
  • 66. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 ук рф).
  • 93. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 ук рф). Соотношение с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 ук рф).
  • 94. Государственная измена (ст. 275 ук рф). Соотношение со шпионажем (ст. 276 ук рф) и разглашением государственной тайны (ст. 283 ук рф).
  • 61. Нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 ук рф).
  • 95. Нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 ук рф).
  • 83. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 ук рф).
  • 94. Государственная измена (ст. 275 ук рф). Соотношение со шпионажем (ст. 276 ук рф) и разглашением государственной тайны (ст. 283 ук рф).

    Статья 275. Государственная измена Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -

    Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Статья 276. Шпионаж

    Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

    (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 190-ФЗ)

    (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 190-ФЗ

    Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, -

    Статья 275. Государственная измена

    Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации

    Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства

    Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства

    Статья 283. Разглашение государственной тайны

    Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены

    статья 283. Разглашение государственной тайны

    Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса

    Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

    Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса)

    2. То же деяние, если оно:

    а) совершено группой лиц;

    б) совершено с применением насилия;

    в) повлекло наступление тяжких последствий;

    г) совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

    д) сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации

    Формы государственной измены (ст. 275 УК РФ) – это

    1. выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

      оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

    Шпионаж как форма государственной измены (ст. 275 УК РФ)Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям "сведений", составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации,

    Субъект всех форм государственной измены (ст. 275 УК РФ) – это только гражданин РФ.

    Шпионаж как самостоятельное преступление (ст. 276 УК РФ) – Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям "сведений", составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства

    Статья 283. Разглашение государственной тайны

    1. Разглашение сведений, составляющих "государственную тайну", лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных "статьями 275" и "276" настоящего Кодекса

    Таким образом, Объектом государственной измены является внешняя безопасность Российской Федерации, которая обеспечивается посредством сохранения конституционного строя, суверенитета страны, неприкосновенности ее территории и обороноспособности от внешних угроз.

    Объективную сторону преступления образуют следующие деяния: 1) шпионаж, 2) выдача государственной тайны или 3) иное оказание помощи.

    Первой формой государственной измены является шпионаж. Его объективные признаки совпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 276 УК РФ).

    В зависимости от предмета различают два вида шпионажа: шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, и шпионаж, предметом которого являются иные сведения, но при условии, если они собирались по заданию.

    Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в процессе проведения враждебной деятельности против Российской Федерации заключается в таких действиях, которые не охватываются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны. Это могут быть: вербовка гражданина России в качестве агента иностранного государства, предоставление убежища агентам иностранной разведки, снабжение их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения.

    Субъектом государственной измены является только гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

    С субъективной стороны государственная измена может быть только умышленной. При этом все формы такой измены могут быть совершены только с прямым умыслом. Мотивы данного преступления могут быть различными и не влияют на квалификацию содеянного.

    Непосредственным объектом шпионажа выступает внешняя безопасность государства.

    Предмет преступления образуют: 1) сведения, составляющие государственную тайну; 2) иные сведения, не образующие государственной тайны. К последним может быть отнесена любая информация, которую лицо собирает по заданию: данные о местонахождении оборонных предприятий, воинских частей, снимки и схемы железнодорожных узлов, участков путей сообщений, транспортных развязок, портов и аэропортов, информация, характеризующая ученых и специалистов, данные о документах, удостоверяющих личность, порядке их получения и замены, условия оформления разрешений, пропусков въезда в особые зоны и районы и т.д.

    По объективной стороне самостоятельный состав шпионажа идентичен со шпионажем как формой государственной измены.

    Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.

    Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом.

    Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ). В качестве непосредственного объекта рассматриваемого преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок сохранности государственной тайны, нарушение которого может причинить ущерб экономической безопасности и обороноспособности страны.

    Предметом данного преступления являются сведения, составляющие государственную тайну

    Объективная сторона преступления заключается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка (правил) этих сведений, в результате чего они стали известны другим лицам.

    Преступление окончено с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу; причинения вреда интересам государства не требуется.

    Постороннее лицо - это лицо, которому соответствующие сведения не были доверены и не стали известны по службе или работе. Это могут быть лица как не имеющие допуска или доступа к государственной тайне, так и имеющие такой допуск или доступ, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.

    Субъект преступления специальный. Ответственность за разглашение несет только лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Таковыми следует считать лиц, имеющих допуск или доступ к государственной тайне.

    Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну той или иной степени секретности.

    Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.

    Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Лицо осознает, что разглашает сведения, составляющие государственную тайну, предвидит как возможность, так и неизбежность того, что они станут достоянием других лиц, и желает либо сознательно допускает это, или относится к этому безразлично.

    Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, – наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

    Примечание.

    Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

    1. Объективная сторона выражается в форме действий в виде: а) шпионажа; б) выдачи сведений, составляющих государственную тайну; в) оказании финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ. Об объективных признаках шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Выдача сведений, составляющих государственную тайну, выражается в сообщении, доведении или передаче соответствующих сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, иностранному государству, международной (правительственной или неправительственной) либо иностранной организации или их представителям. Выдача может совершаться разными способами: устно, письменно, посредством электромагнитных установок, тайников и т.п. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне” государственная тайна – это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень этих сведений предусмотрен в указанном Законе и Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 “Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне”. Выдача государственной тайны окончена с момента перехода сведений соответствующему адресату. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной помощи проявляется в (со)финансировании деятельности иностранных государств, международных либо иностранных организаций или их представителей, направленной против безопасности Российской Федерации, снабжении их необходимым оборудованием и материалами, оказании им информационной поддержки и т.п. Оказание иной помощи состоит в содействии враждебной деятельности другими действиями: посредством выполнения роли связного, вербовки агентуры для иностранных спецслужб, перехода на сторону врага в военное время и т.п.

    2. Преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий вне зависимости от факта причинения вреда безопасности государства.

    3. Субъект специальный: гражданин РФ (в том числе бипатрид), достигший 16-летнего возраста. При выдаче сведений, составляющих государственную тайну, лицо должно располагать доверенными или ставшими известными ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством, сведениями, составляющими государственную тайну.

    4. В примечании к данной статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 275, 276, 278 УК. Это возможно если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Комментарий к статье 275 Уголовного кодекса РФ

    Комментарий под редакцией Рарога А.И.

    1. Непосредственным объектом государственной измены является внешняя безопасность РФ, т.е. состояние защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности России от внешнего враждебного воздействия.

    2. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением любого из следующих действий: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

    3. Шпионаж как разновидность государственной измены отличается от шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК, только субъектом преступления. Объективная сторона государственной измены в форме шпионажа полностью подпадает под описание, содержащееся в ст. 276 УК (см. комментарий к ней).

    4. Выдача государственной тайны имеет своим предметом сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, несанкционированная огласка которых может причинить серьезный ущерб внешней безопасности России и которые отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. “О государственной тайне” в редакции Федерального закона РФ от 6 октября 1997 г.

    5. Деяние образует состав государственной измены, если государственная тайна выдается именно иностранному государству, иностранной организации (государственной, негосударственной, межгосударственной) или их представителям – руководителям, сотрудникам, посредникам и т.д.

    6. Выдача означает предоставление сведений, составляющих государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям: устные или письменные сообщения, передача через технические каналы связи, вручение чертежей, схем, диаграмм, карт, планов, действующих моделей, приборов или образцов и т.д.

    7. Под иным оказанием помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям понимается всякое другое, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, содействие названным субъектам в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. К таким действиям относятся: вербовка агентов для зарубежных разведывательных служб; предоставление иностранным разведчикам жилья, оказание им помощи в устройстве на работу; снабжение их необходимыми документами, одеждой, деньгами и т.д.

    8. Если гражданин РФ, оказывая помощь указанным в законе субъектам в проведении враждебной деятельности против России в ущерб ее внешней безопасности, совершает политическое (диверсия, вооруженный мятеж и др.) или общеуголовное (убийство, кража и т.п.) преступление, то оно подлежит дополнительной квалификации по совокупности с государственной изменой.

    9. Выдача государственной тайны образует оконченный состав государственной измены с момента фактической передачи представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну. Шпионаж признается оконченным преступлением с момента совершения любого из действий, образующих его объективную сторону. Государственная измена в форме иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ считается оконченным преступлением с момента совершения конкретного действия, которым оказывается реальная помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России в ущерб ее внешней безопасности.

    10. Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом. Мотивы изменнических действий могут быть самыми разнообразными: политическими, корыстными, желанием получить гражданство иностранного государства и т.д.

    11. Субъект преступления специальный – гражданин РФ, достигший возраста 16 лет. Его соучастником не может быть лицо, не обладающее названным специальным признаком. Действия иностранного гражданина или лица без гражданства, привлекшего россиянина к противоправному завладению сведениями, составляющими государственную тайну, должны квалифицироваться как шпионаж, а совершение иных враждебных действий в ущерб внешней безопасности нашей страны надлежит квалифицировать по статьям гл. 29 УК, предусматривающим ответственность за такие действия (ст. ст. 277 – 282).

    12. Субъектом выдачи государственной тайны может быть не только лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены либо стали известны по службе или работе (такое мнение не основано на букве закона), но также лица, которым такие сведения стали известны иным путем (за исключением их собирания или похищения), например были сообщены знакомыми, попали в распоряжение данного лица случайно и т.п.

    13. Примечание к ст. 275 УК содержит основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственную измену или шпионаж, подпадающий под ст. 276 УК. Виновный освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление при наличии двух условий.

    Во-первых, необходимо, чтобы он добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом (например, нейтрализацией своей помощи иностранному агенту либо его разоблачением) способствовал предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ.

    Во-вторых, условием освобождения от уголовной ответственности за государственную измену является отсутствие в действиях гражданина РФ иного (помимо государственной измены) состава преступления.

    При наличии обоих указанных в примечании к ст. 275 УК обстоятельств освобождение от уголовной ответственности за государственную измену или за шпионаж является обязательным и безусловным. Если же требования, изложенные в примечании, хотя бы частично не соблюдены, то деятельное раскаяние виновного может быть учтено как обстоятельство, смягчающее наказание (п. “и” ч. 1 ст. 61 УК).

    Комментарий к статье 275 УК РФ

    Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

    Объектом государственной измены являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения безопасности Российского государства. Согласно Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной безопасности являются защита основ конституционного строя и суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности.

    Основы конституционного строя РФ представляют собой главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства, которое, с одной стороны, выполняет функции управления обществом, а с другой – находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей. В Конституции РФ основы конституционного строя регламентированы главой 1, в которой определены носитель суверенитета и источник власти в России, заложены основы правового статуса личности в государстве, закреплена форма правления и тип государственного устройства, указаны иные принципиальные характеристики Российского государства как демократического, светского, социального.

    Суверенитет предполагает по смыслу ст. ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

    Территориальная целостность и неприкосновенность России тесно связаны с государственным суверенитетом, являются одновременно его отражением и условием. Они раскрываются в следующих положениях: “1) в юридической невозможности уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам; 2) в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Российской Федерации; 3) в обязанности органов государственной власти по принятию необходимых мер для охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности; 4) в невозможности выхода субъекта Российской Федерации из ее состава; 5) в возможности “федеральной интервенции” в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта Российской Федерации”.

    Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну, либо иные сведения, которые могут быть использованы иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителями в ущерб безопасности Российской Федерации.

    В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне” (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) сведения, составляющие государственную тайну РФ, – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень таких сведений утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (в ред. Указа Президента РФ от 19 марта 2013 г.). В частности, государственную тайну составляют сведения о дислокации, организационной структуре, вооружении и состоянии боевого обеспечения войск; о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение; о финансовой политике в отношении иностранных государств; о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную или оперативно-розыскную деятельность, и т.д.

    К “иным сведениям”, которые могут стать предметом государственной измены, относятся любые сведения, не составляющие государственной тайны, использование которых иностранными или международными силами способно причинить ущерб безопасности страны. Эти сведения могут касаться различных сторон жизни государства и общества: политики, хозяйства, культуры, науки, организации транспортных перевозок, сети дорог автомобильного и железнодорожного транспорта, порядка оформления документов и т.д.

    Они могут носить ограниченный характер либо находиться в свободном доступе, почерпнуты из средств массовой информации или получены в частных беседах. Характер сведений и источник их получения не влияют на квалификацию содеянного.

    Как предмет государственной измены сведения могут быть объективированы в устной речи, письменных источниках, технических изделиях и т.д.

    Объективная сторона государственной измены состоит в активных, враждебных, совместных с иностранным государством, иностранной или международной организацией или их представителями действиях гражданина РФ, направленных в ущерб безопасности Российской Федерации. Состав преступления является формальным; государственная измена окончена с момента совершения виновным действий независимо от фактического наступления последствий.

    В диспозиции ст. 275 УК РФ альтернативно указаны следующие действия, составляющие объективную сторону государственной измены:

    а) шпионаж,

    б) выдача государственной тайны,

    в) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, иностранной или международной организации или их представителям. Выполнения хотя бы одного из них достаточно для привлечения к уголовной ответственности.

    Шпионаж как форма государственной измены с объективной стороны идентичен шпионажу как самостоятельному преступлению, предусмотренному ст. 276 УК РФ Он определяется законом как передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности России.

    В отношении сведений, составляющих государственную тайну, уголовно наказуемыми признаются следующие действия: передача, собирание, похищение или хранение; при этом состав преступления будет иметь место как в случае совершения указанных действий по заданию иностранного государства, иностранной или международной организации или их представителей, так и в инициативном порядке, если будет установлена цель передачи этих сведений определенным в статье уголовного закона адресатам.

    В отношении “иных сведений” уголовно наказуемыми признаются лишь их передача или собирание; при этом обязательным признаком является совершение указанных действий по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, в то время как цель последующей передачи указанных сведений тем или иным адресатам не имеет решающего значения при квалификации.

    Передача – это действия, состоящие в незаконном предоставлении сведений, составляющих предмет шпионажа, лицами, у которых находятся эти сведения, посторонним лицам для временного использования или хранения. Как передачу сведений следует квалифицировать и иные разновидности действий, состоящих в любых способах их возмездного либо безвозмездного сбыта другим лицам (продажу, дарение, обмен и т.д.). Как самостоятельный признак состава государственной измены, передача предполагает предоставление соответствующим адресатам сведений, которыми виновный изначально владеет на незаконных основаниях.

    Собирание – это действия, состоящие в различных (кроме похищения) способах завладения и приобретения сведений, составляющих предмет шпионажа: покупка, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение этими сведениями в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков хищения. Собирание сведений может быть совершено способом, составляющим самостоятельное преступление (например, путем применения насилия к лицу с целью получения от него соответствующих сведений). В этом случае виновный несет ответственность по правилам совокупности преступлений.

    Похищение – это действия, заключающиеся в изъятии у юридических или физических лиц носителей информации, составляющей государственную тайну, независимо от того, владеют ли эти лица соответствующими предметами законно или незаконно; это противоправное завладение носителями информации любым способом с намерением присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом. Очевидно, что “похищение” сведений, составляющих государственную тайну, предполагает хищение физических носителей таких сведений. В силу чего при наличии к тому оснований содеянное виновным может быть квалифицировано по совокупности с преступлениями против собственности (например, ст. 164 УК РФ).

    Хранение – это действия, связанные с незаконным владением сведениями, составляющими государственную тайну, и сокрытие носителей соответствующей информации в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

    Адресаты, которым передаются сведения, составляющие предмет шпионажа, четко определены в ст. 276 УК РФ Ими являются иностранное государство, иностранная или международная организация, иностранная разведка, их представители.

    Иностранное государство – это любая (кроме Российской Федерации) политико-правовая организация конкретного общества с соответствующей формой правления вне зависимости от того, входит ли она в ООН, имеются ли у нее дипломатические отношения с Россией и признана ли она международным сообществом в качестве субъекта международного права.

    Иностранная организация – это объединение людей, созданное за рубежом, совместно реализующее определенную программу, действующее как на территории РФ, так и за ее пределами.

    Понятие международной организации для целей применения ст. 275 и ст. 276 УК РФ нуждается в широкой трактовке. Ею следует признавать не только созданные государствами на основании договоров или иных соглашений органы сотрудничества государств по тем или иным вопросам или наднациональные, надгосударственные организации, которым государствами передано осуществление некоторых суверенных полномочий, а также, исходя из Пояснительной записки к проекту Федерального закона “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” (который стал Законом N 190-ФЗ от 12 ноября 2012 г.), организации, основанные отдельными лицами для осуществления деятельности на территории нескольких государств.

    Представители иностранного государства, международной или иностранной организации – это лица, которые наделены правом принимать решения, выступать от имени и в интересах такого государства или организации. Исходя из смысла закона, передача сведений частному лицу, не представляющему интересы иностранного государства или организации, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 275 или ст. 276 УК РФ, но при определенных обстоятельствах может квалифицироваться как пособничество в указанных преступлениях либо как разглашение или выдача государственной тайны.

    Иностранная разведка – это разновидность спецслужбы иностранного государства, государственный орган (их система или структурное подразделение государственного органа), наделенный полномочиями по осуществлению разведывательной (контрразведывательной) деятельности.

    Лицо, действующее в интересах иностранной разведки, не обязательно является представителем (официальным представителем) спецслужб, в качестве такого может выступать любое частное лицо, выполняющее отдельные задания иностранной разведки.

    Государственная измена в форме шпионажа (и шпионаж как самостоятельное преступление) окончена с момента совершения соответствующих действий: передача – в момент отчуждения сведений; собирание и похищение – в момент завладения сведениями; хранение – с момента начала хранения независимо от его продолжительности.

    Поскольку действия, образующие шпионаж, перечислены законодателем как альтернативные, последовательное собирание, хранение и передача лицом сведений, составляющих предмет преступления, квалифицируются как единое преступление.

    Выдача государственной тайны как форма государственной измены состоит в передаче соответствующих сведений международной или иностранной организации, иностранному государству или их представителям и может быть совершена лишь лицом, которое располагает соответствующими сведениями по службе, работе, учебе или в силу иных законных оснований. Установление законности факта владения сведениями, составляющими государственную тайну, является необходимым условием отграничения таких форм государственной измены, как шпионаж и выдача государственной тайны.

    Оказание помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ как форма государственной измены, может выражаться в различных действиях: предоставлении денежных средств, оборудования, проведении финансовых операций, оказании консультационных услуг, укрывательстве агентов иностранных спецслужб, пособничестве в осуществлении ими своей разведывательной и иной деятельности, вербовке агентов для иностранных спецслужб, переходе на сторону врага в военное время, совершении каких-либо преступлений по заданию иностранного государства или его спецслужб и т.д. В случаях, когда конкретные действия, состоящие в оказании помощи иностранному государству, содержат признаки каких-либо самостоятельных составов преступлений, содеянное подлежит квалификации по правилам идеальной совокупности преступлений. Для установления данной формы государственной измены в настоящее время нет необходимости устанавливать, что субъект оказывал помощь иностранному государству, иностранной или международной организации в проведении именно враждебной деятельности. Достаточно, чтобы эта деятельность была направлена на причинение ущерба безопасности страны.

    Преступление окончено с момента совершения любого из действий, указанных в диспозиции ст. 275 УК РФ Состав преступления формальный.

    С субъективной стороны государственная измена характеризуется виной в форме умысла. Субъект преступления осознает, что совершаемые действия причиняют или способны причинить ущерб безопасности Российской Федерации, но несмотря на это не высказывает желания прекратить преступные действия и не прекращает их.

    Мотивы и цели государственной измены могут быть разнообразными (корыстные, политические, националистические, трусость и малодушие и т.д.). Они не влияют на квалификацию, но подлежат обязательному установлению, поскольку значимы для определения меры ответственности и наказания виновного.

    Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и являющееся гражданином РФ. Субъект специальный. Бипатриды также несут ответственность за государственную измену по ст. 275 УК РФ, поскольку наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ). Граждане иных государств, лица без гражданства при совершении действий, описанных в диспозиции ст. 275 УК РФ, могут нести ответственность в зависимости от ситуации либо по ст. 276 УК РФ, либо согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ за соучастие (как организаторы, подстрекатели или пособники) в государственной измене.

    В примечании к ст. 275 УК РФ законодатель предусмотрел поощрительную норму, согласно которой лицо, совершившее государственную измену, должно быть освобождено от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится состава иного преступления.

    Добровольность сообщения органам власти о совершенном преступлении не связывается законом с мотивами поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими такому поведению или повлиявшими на принятое решение. Сообщение может быть сделано как в любой государственный, так и в муниципальный орган власти.

    Добровольность предполагает: отсутствие принуждения со стороны кого-либо, неосведомленность органов власти о совершенном преступлении или лице, его совершившем, наличие у субъекта преступления реальной возможности продолжать свою преступную деятельность. Добровольное сообщение о совершенном преступлении в смысле примечания к ст. 275 УК РФ не предполагает обязательного наличия известных закону признаков деятельного раскаяния (способствование раскрытию преступления, возмещение ущерба).

    Соответствующие действия могут иметь место, но их отсутствие не препятствует при наличии иных требуемых обстоятельств применению анализируемого примечания.

    Своевременность сообщения предполагает, что оно сделано в срок, разумно достаточный для того, чтобы компетентные органы имели возможность предотвратить наступление дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации. Исходя из текста закона, своевременность сообщения не зависит от стадии совершения преступления; она может быть установлена как на стадии покушения, так и после окончания преступления.
    “Иное” способствование предотвращению ущерба интересам России как альтернативное основание освобождения от ответственности за государственную измену, как правило, имеет место после соответствующего сообщения о совершенном преступлении. Оно может выражаться в изобличении соучастников, раскрытии каналов связи с иностранными спецслужбами, перевербовке и т.д.

    Видео о ст. 275 УК РФ

    Статья 275 УК РФ «Государственная измена» является наследницей ст.64 УК РСФСР (редакция 1960 г.). Вторая восходит, в свою очередь, к еще более ранней уголовно-правовой норме - 58-1а, которая была посвящена контрреволюционным преступлениям, принимающим форму измены Родине.

    Назначение нормы и состав

    В настоящее время за госизмену (ст. 275 УК РФ) можно получить внушительный срок - лишение свободы от 12 до 20 лет. Кроме того, возможно отягощение наказания штрафом (до полумиллиона рублей) и последующим ограничением для виновного лица свободы (лишение определенных гражданских прав) сроком до двух лет.

    В соответствии с действующей редакцией уголовного закона, государственная измена может найти выражение в трех формах:

    • выдача другой стране государственной тайны;
    • шпионаж;
    • оказание в какой-либо деятельности, нацеленной против безопасности России, помощи иностранному государству.

    На каждой из них более подробно мы остановимся далее в статье.

    Общая характеристика состава

    Объективная сторона данного преступного деяния, как уже было сказано, находит выражение в трех формах: выдача гос. тайны, шпионаж и оказание помощи иностранному государству в какой-либо деятельности, направленной против безопасности нашей страны.

    Объектом является внешняя безопасность РФ. Предмет преступления по анализируемой норме - это сведения, информация, которые представляют собой государственную тайну. По смыслу ст. 275 УК РФ состав определяется как формальный, т. е. он не предполагает наступления последствий общественно опасного характера. Преступление расценивается как оконченное с момента оказания помощи.

    Субъективная сторона определяется законодателем как вина, имеющая форму прямого умысла. Лицо в полной мере осознает характер своих действий (общественно опасный), но при этом желает их осуществить. Ответственность по данной статье наступает с 16 лет. Субъектом может быть только то лицо, которое является гражданином РФ.

    Шпионаж

    С данной формой государственной измены все достаточно просто и ясно. Подробную его характеристику дает к ст. 275 УК РФ комментарий. Шпионаж определяется как четко умышленный акт. Он выражается в намеренном сборе, хранении или хищении информации, которая содержит государственную тайну. Причем делается это не просто, так сказать, для коллекционирования. Основная цель шпионажа - это именно передача полученной информации представителям другой страны, иностранной или международной организации.

    Кроме того, под данным преступным деянием понимается сбор любой другой информации (несекретной). Однако только в тех случаях, когда это делается по заданию органов разведки иностранного государства для последующего ее использования против безопасности РФ.

    В этом случае возникает вполне логичный вопрос: каким образом пересекаются статьи 275, 276 УК РФ, ведь мы видим ссылку на шпионаж в обеих нормах? По какой из них будут наказывать преступника? Дело в том, что 276-я норма применяется только в отношении граждан иностранного государства либо лиц, не имеющих гражданства, которые виновны в совершении одного из древнейших преступлений. Шпионаж, совершенный россиянином, будет квалифицироваться как государственная измена по анализируемой уголовно-правовой норме.

    Государственная тайна: выдача

    Госизмена, выражающаяся в выдаче государственной тайны, тоже достаточно проста для восприятия. В соответствии со смыслом статьи 275 УК РФ она подразумевает передачу иностранной разведке гражданином России сведений, которые характеризуются соответствующим грифом секретности.

    Процесс должен осуществляться с умышленной целью. Его отличие от шпионажа заключается в том, что в данном случае исключается этап сбора или хищения информации. По смыслу статьи все секретные сведения уже находятся у виновного лица. Данную точку зрения подтверждают комментарии к ст. 275 УК РФ. В них обычно указывается, что это происходит в случаях, когда лицо располагает секретами ввиду особенностей своей службы, например, является военным, работником предприятия оборонной сферы или сотрудником, имеющим доступ к материалам, которые составляют государственную тайну. Таким образом, секреты обвиняемому лицу стали известны легальным путем, на основании допуска, предоставленного ему государством.

    В качестве еще одного канала получения секретной информации часто указывается формулировка «иным путем». Под ней следует понимать передачу сведений, полученных без разрешения государства, но при отсутствии признаков шпионажа, т. е. лицо не выполняло задания по их намеренному сбору.

    Поправки в статью

    В 2012 г. в УК РФ были внесены поправки, касающиеся анализируемой статьи. В новой редакции ст. 275 УК РФ (государственная измена) расширилась. Помимо выдачи сведений, составляющих государственную тайну, и шпионажа, она обзавелась еще одной формой. Выражаться государственная измена может и в оказании иностранному государству либо международной организации, а также их представителям материальной, финансовой, консультационной, материально-технической и другой помощи в деятельности, которая направлена против безопасности России.

    Анализ изменений

    Ранее данная часть нормы звучала гораздо скромнее и более скупо. В качестве государственной измены расценивалось оказание помощи иностранной компании или государству, а также их представителям в проведении деятельности, оказывающей ущерб безопасности (внешней) РФ.

    Достаточно обратиться к комментариям к ст. 275 УК РФ, чтобы заметить существенную разницу старой и новой редакции. Интерес представляет не только расширение перечня так называемых врагов государства (в частности, включение организаций международного уровня), но и смещение фокуса внимания от «ущерба безопасности», т. е. обороноспособности, к безопасности в общем смысле, в т. ч. и внутренней.

    Происходит замена четкой формулировки на более расплывчатую. Было «осуществляемая в ущерб внешней безопасности враждебная деятельность», а стало - «деятельность против безопасности». Фактически законодатель перешел от частного к общему, что многие правозащитники считают недопустимым.

    Что означает иная помощь?

    Статья 275 УК РФ содержит формулировку «иная помощь». Ранее под ней, как правило, понимались осознанные действия гражданина РФ, направленные на содействие работе разведывательных служб иностранных государств. Это могло, например, выражаться в предоставлении им убежища и помощь в поиске конспиративных квартир, предоставлении документов и каких-либо ресурсов, помощь в устройстве на работу, вербовке местных жителей и пр.

    Деяния отличаются наименьшей формальной определенностью, а следовательно, потенциально подвержены расширительному толкованию. Именно этот факт со стороны правозащитников и вызывает наибольшее возмущение. А с введением последних поправок в Уголовный кодекс степень расплывчатости усилилась.

    После подмены формулировок, по мнению многих правоведов, может произойти серьезное снижение требований к доказательной базе о наличии у действий обвиняемого реального и ощутимого ущерба, а также злого умысла.

    Заметим, что в 2012 г. в Думу вносился законопроект и с более фантастической формулировкой. Он предлагал понимать под деятельностью против государственной безопасности и покушение на конституционный строй, государственную целостность и суверенитет. По сути, это могло запретить все публичные акции, выражающие несогласие с действиями власти.

    Получение сведений «для себя»

    В 2012 году законодатель конкретизировал в УК РФ ответственность за деяние, описанное выше. Это выразилось во введении новой статьи 238.1. Она устанавливает санкцию за незаконное получение составляющих гостайну сведений. Преступнику за совершение данного уголовно наказуемого деяния грозит до восьми лет лишения свободы.

    В отличие от ст. 275 УК РФ, данная норма предусматривает ответственность за получение (без служебной надобности и оформления соответствующего допуска) и хранение секретных сведений, что называется «для себя». В статье 238.1 отдельно оговаривается тот момент, что действия, предусмотренные ст. 275, 276 УК под нее не попадают.

    Если же происходит намеренная передача полученной «случайно» информации, то это квалифицируется уже по ч. 3 ст. 275 УК РФ о государственной измене. В данном случае идет речь об оказании иностранному государству помощи.

    Главное - признать вину вовремя

    Как и все уголовно-правовые нормы 29-й главы УК РФ, по мнению правоведов, 275-я при ближайшем рассмотрении выглядит нескладно. Однако есть в ней особая приписка, которая позволяет избежать установленных за государственную измену 12-20 лет лишения свободы.

    В примечании указано, что лицо, совершившее предусмотренные этой статьей преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно своевременным и добровольным сообщением органам власти предотвратит дальнейший ущерб интересам страны, если в его действиях не содержится состава иного преступления.

    В прессе такое «состояние» законодательства, регулирующего ответственность за государственную измену, сравнивают с антибиотиком широкого спектра действия. На практике оно может использоваться как против любых подозрительных форм самоорганизации граждан, так и против реальных угроз. В современном правовом государстве такое расширительное толкование норм права недопустимо.

    Формулировки, сделавшие возможным уголовное дело против многодетной матери за звонок в посольство Украины, были заложены в 2012 году, когда Госдума приняла поправки в закон о госизмене. Проблема новой редакции статьи 275 УК - в крайней размытости формулировок и, соответственно, «резиновости»: при желании в госизмене можно обвинить почти любого человека, контактировавшего с иностранцем. «Закон может лежать себе спокойно, пока все про него не забудут, а в нужный момент быть использован точечно так, как это нужно государству», - предупреждала еще в 2012 году нынешний омбудсмен Элла Памфилова.

    Действующая формулировка статьи 275 УК была принята 12 ноября 2012 года. В отличии от предыдущих поправок 2003 и 2009 годов, когда только расширялись виды наказания за измену, в 2012 году статья была изменена по существу.

    В версии до 2012 года государственная измена определялась так:

    Шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

    После поправок 2012 года определение измены значительно расширилось:

    Шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической , консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

    В обновленном виде закон дает возможность квалифицировать как госизмену чуть ли не любой контакт с иностранцами, считает юрист Сергей Давидис, координатор Союза солидарности с политзаключенными. Он также отмечает, что самое важное изменение - в том, что если раньше обвинить в разглашении секретных сведений можно было только человека, имеющего к ним допуск, то теперь - и тех, кто не имеет, и, соответственно, не может оценить, является ли та или иная информация гостайной.

    Политический контекст

    По словам Давидиса, Светлана Давыдова - первая жертва расплывчатости нового законодательства об измене. В ее деле есть справка Генштаба о разглашении гостайны , но при этом Давыдова - пока единственная из ставших известными обвиняемых по ст. 275 УК, в принципе никогда не имевшая допуск ни к какой информации, которая может являться гостайной.

    В экспертной и юридической среде распространено мнение, что дело Давыдовой нужно для запугивания общества и для создания правоприменительной практики по новой редакции ст.275 УК. «Они выбрали самое слабое звено - многодетную кормящую мать; на человека легче надавить, легче склонить к признанию несовершенного преступления и создать практику», - считает адвокат Давыдовой Иван Павлов . «История Светланы Давыдовой, которую мы все здесь защищали, и история Евгения Петрина, про которого все прекрасно написано в ленте у Ольга Романова , с точки зрения КГБ - части одного проекта. Он называется „легализация репрессий“. Идея в том, чтобы приучить общество к посадкам „за измену“», написал у себя в Facebook’е политолог Кирилл Рогов .

    «Принятие новой формулировки госизмены происходило в общей логике закручивания гаек. В комитете по безопасности была бурная дискуссия. Геннадий Гудков тогда ещё был депутатом, он выступил против. 14 сентября его лишили мандата, и законопроект вынесли на пленарку», - рассказывает депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Знаменитый скандал с фильмом «Анатомия протеста-2 », вылившийся в истерику о «финансировании Грузией российской оппозиции», случился за месяц до принятия новой формулировки «государственной измены» - в октябре 2012 года. В первом чтении новая редакция «государственной измены» была рассмотрена за две недели до демонстрации «Анатомии протеста-2 » по НТВ. Про арестованного по следам этих фильмов оппозиционера Сергея Удальцова затем ходили слухи, что его могут обвинить как раз в госизмене.

    Но в действительности закон о госизмене стал приобретать политический контекст еще до поправок 2012 года. Сергей Давидис отмечает, что к явно неправомерным случаям применения 275 статьи за все девяностые можно отнести лишь дела Александра Никитина и Григория Пасько.

    С приходом Владимира Путина к власти таких дел становится больше. В прошлом десятилетии Союз солидарности с политзаключенными признал политзэками девять ученых . Все эти дела для правозащитников объеденины попытками представить научную или научно-производственную деятельность как антигосударственную. Впрочем, из девяти только четырех осудили за госизмену. К пятерым применяли статью «незаконный экспорт технологий» (189 УК) и ряд экономических статей.

    Собственно за измену были осуждены Игорь Сутягин, занимашийся вопросами разоружения - в 2004 году он получил 15 лет, в 2010 году помилован Дмитрием Медведевым. В 2004 году 14 лет получил Валентин Данилов, работавший с космическими технологиями - через год Верховный суд сократил ему срок до 13 лет, а в 2012 году его отпустили по УДО. В 2012 году (еще до изменения формулировки 275 ст. УК) были осуждены Святослав Бобышев и Евгений Афанасьев, работавшие с военными технологиями, получили 12 и 12,6 лет соответственно.

    Российская шпиономания - родом из прошлого. В советском законодательстве статья о государственной измене была сформулирована широко и применялась, в том числе, для борьбы с диссидентами.

    С 1934 по 1960 годы измена описывалась статьей 58-1а Особенной части Уголовного кодекса РСФСР:

    Измена Родине, то есть действия, совершённые гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то : шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелёт за границу, караются высшей мерой уголовного наказания - расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества.

    В Уголовном кодексе РСФСР от 1960 года «измену Родине» выделили в отдельную 64 статью. Формулировки и ответственность остались практически такими же:

    Измена Родине, то есть деяние, умышленно совершённое гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества.

    Историк Алексей Макаров, сотрудник архива Международного Мемориала, рассказал ОВД-Инфо , что основное различие в применении статьи об измене при Иосифе Сталине и других советских вождях - в количестве случаев: при Сталине это была массовая практика, после него - отдельные дела.

    Обычно эта статья применялась к военнослужащим из находящихся за границей частей, если они пытались бежать. Гражданских же судили за незаконный переход границы. Также «изменниками» становились гражданские служащие, желавшие остаться за границей в ходе иностранной командировки (например, если потом они возвращались в СССР по семейным обстоятельствам). Материалы советских уголовных дел о шпионаже до сих пор недоступны, так что сложно судить, насколько справедливы были суды - таких дел было около десятка в год.

    Статья об измене была удобна для борьбы с инакомыслящими тем, что, в отличие от «антисоветской агитации», предусматривала смертную казнь - ей, например, угрожали в ходе «дела Якира-Красина » .

    Известный случай обвинения в «измене» - дело против Анатолия Щаранского, передавшего на запад списки «отказников» - людей, которым отказали в выезде из СССР - с указанием их мест работы. Так как отказывали в том числе по принципу владения гостайной, список потенциально мог позволить составить список предприятий с засекреченными производствами. Щаранский получил 15 лет.

    Активисты и аналитики начали говорить о подготовке массовых посадок за «госизмену» - т. е. о начале нового витка политических репрессий.

    Каждое суверенное государство заботится о защите своих рубежей. Поэтому в уголовное законодательство вводится норма об ответственности за посягательство на безопасность страны. Так, 275 ст. Уголовного кодекса (УК РФ) описывает преступное нарушение верности государству – измену. Выражается таковое в передаче иностранным агентам защищенных сведений.

    В силу специфики допуска к подобным данным подпадают под действие 275 ст. только спецсубъекты. Для граждан, не связанных присягой, в УК РФ есть другая норма. Это ст. 276. Она также описывает шпионаж, но осуществляемый не специальными субъектами. Таким образом, в УК РФ введено две отдельных нормы, рассматривающих один вид правонарушения.

    Что такое шпионаж

    Государственная система обладает исключительным правом на определенные виды информации. Передача таковой агентам иной страны представляет собой серьезную опасность. Данные могут быть использованы для причинения вреда стране в целом, ее населению, экономике, вооруженным силам и тому подобным факторам безопасности.

    275 ст. включена в УК РФ не только с целью защиты охраняемой информации. Суть ее глубже. Она расшифровывает конституционную норму, гарантирующую людям жизнь в суверенном (независимом) государстве. Тот же принцип использован для включения в кодекс ст. 276. Обе нормы гарантируют сохранение независимости страны от посягательств внешних акторов. УК РФ способствует выявлению противоправной деятельности недобросовестных граждан:

    • наделенных специальными полномочиями;
    • не имеющих таковых.

    Под шпионажем законодатель понимает активные действия, направленные на передачу охраняемых законом сведений. Причем государственная измена выделены в самостоятельную норму. Она описывает шпионаж, совершенный субъектом специальных правоотношений. В рамках полномочий некоторые лица получают допуск к тайне того или иного уровня. Их противоправная деятельность считается госизменой.

    Те же действия, совершенные обычными людьми, подпадают под определение шпионажа. Отличие состоит в уровне взятых на себя обязательств. Например, государственный служащий принимает присягу. Этот акт налагает на него обязанность по защите системы. Неисполнение обязательства – это государственная измена.

    Фактически таковые действия по виду и форме есть шпионаж. То есть передача важных сведений представителям иной страны. Но спецсубъект при этом нарушает клятву, а обычный человек только нарушает гражданские обязанности. Кроме того, преступление подразумевает намеренность. Обычно таковая состоит в получении вознаграждения за неправомерное деяние.

    Однако ст. 276 и 275 УК РФ не содержат описания мотива преступника. Любая деятельность, направленная против безопасности страны, признается преступной. Фактически гражданин может выболтать тайну случайно. Его деяние также подпадет под описание уголовного правонарушения. Кроме того, в тексте указано оказание помощи иностранному государству либо международной организации. Если таковое деяние угрожает безопасности страны, то преследуется по закону.

    Законодатель описывает шпионаж как передачу тайных сведений определенному субъекту. Таковой характеризуется следующим:

    • не имеет законного (в российской юрисдикции) права на обладание информацией;
    • представляет объект, отличный от Российского государства;
    • имеет возможность использовать данные против безопасности РФ.

    Под приведенное описание, по мнению законодателя, подпадают не только другие государственные системы. Стороной противоправного деяния может быть международная организация, наднациональная структура, корпорация. Предоставление в их распоряжение тайных сведений – это шпионаж. Именно так деяние описывает и одна, и другая статья.

    Совершается преступление различными способами. Конкретно таковые статья не описывает. За шпионаж привлекаются граждане, осуществляющие неправомерную передачу защищенных сведений другой стороне. А именно путем:

    • личного контакта;
    • привлечения посредника;
    • с использованием современных технологий.

    Само преступление подразумевает цепь событий. Шпионаж не может быть осуществлен человеком, не обладающим тайными сведениями. Следовательно, этапы таковы:

    • поиск возможности получить защищенную информацию;
    • осуществление контакта с заинтересованным лицом;
    • передача сведений.

    Как правило, преступник рассчитывает на награду. Таковая может носить различный характер:

    • деньги и другие материальные ценности;
    • выгоды разного рода, в том числе помощь в карьерном продвижении на Родине;
    • получение необходимых услуг;
    • иное.

    В частности, противоправные деяния зачастую совершаются людьми, под давлением шантажа. Агенты спецслужб иных стран втягивают неосторожных граждан в обстоятельства, порочащие их честь. для давления на гражданина. Таковые обстоятельства статья не учитывает. За шпионаж преступнику придется отвечать в любом случае.

    Характеристика государственной измены

    Состав преступления описывается в юриспруденции определенными характерными чертами. Шпионаж квалифицируется по таким признакам:

    1. Объект – суверенитет Российской Федерации, безопасность государства.
    2. Субъект – человек с 16 лет.
    3. Предмет разделен на две составляющий. Это информация. Она включает государственную тайну, а также иные сведения, способные нанести вред стране.
    4. Объективная сторона состоит в завладении правонарушителем защищаемой информацией. Выделены три общих для данного правонарушения этапа работы со сведениями. Это сбор данных. Таковой осуществляется разнообразными методами: кража, наблюдение, подслушивание, подсматривание и тому подобного. Уголовная ответственность полагается также за сохранение защищенных данных. То есть осудить за шпионаж могут человека, который еще не успел передать сведения, а только получил их и удерживает. Третий этап – это передача данных.
    5. Уголовное деяние считается завершенным в любой из описанных моментов. Однако есть некоторые отличия. Так как статья 275 УК РФ подразумевает право субъекта на владение информацией, государственная измена не может быть признана в момент получения сведений. Уголовный проступок признается завершенным в момент передачи данных или создания условий для таковой.

    Существует еще один нюанс, усложняющий квалификацию уголовного проступка. Законодатель учел современные условия трудовой деятельности граждан. Глобализация приводит к тому, что люди получили возможность строить карьеру не только на отечественных предприятиях. Но правовые отношения, обусловленные контрактом, не освобождают от гражданских обязанностей.

    Так, в обеих статьях приведено описание правонарушения, связанное с выполнением обязательств в рамках контракта с иностранной или наднациональной структурой. Проступок может заключаться не только в прямой передаче сведений, но и в технической помощи заинтересованной стороне, консультации. Кроме того, преступник может совершить действие в интересах контрагента, вредящее РФ.

    Уголовная ответственность за шпионаж и государственную измену

    Бесплатная консультация юриста по телефону

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

    Данный вид правонарушения . Уголовная ответственность за него предусмотрена в виде лишения свободы. За шпионаж осужденный получает от десяти до двадцати лет. А государственная измена наказывается строже. Преступнику назначается кара на срок от двенадцати до двадцати лет. Кроме того, с учетом ущерба судья получил возможность назначить правонарушителю штраф. Размер такового ограничен высшей планкой в полмиллиона рублей.

    Кроме того, в кодекс включен комментарий. Он учитывает поведение подозреваемого, его личное отношение к проступку. Так, избежать ответственности позволено лицам, добровольно сообщившим о правонарушении. Здесь законодатель учел ситуации, когда нормы кодекса нарушаются не по доброй воле, а под давлением шантажиста.