Что такое каторга? История русской каторги. Каторжане дореволюционной России (34 фото) Зерентуйская каторжная тюрьма

Александровская центральная каторжная тюрьма появилась во второй половине XIX века в селе Александровском Иркутского уезда на территории бывшего Александровского винокуренного завода. Винокуренный завод, по сути, был тоже каторгой. Точная дата его возникновения неизвестна. О нем упоминает академик И. Г. Георги в описании своего путешествия по Европейской России и Сибири в 1772 году. Тогда завод находился в частных руках, но через 15 лет перешел государственное управление. В тот момент на нем трудилось 154 каторжника, но впоследствии их количество сильно увеличилось.

Александровский централ был учрежден в 1873 году. Там содержались уголовные преступники, высылаемые из европейской части России на каторжные работы в Восточную Сибирь. В двух корпусах размещались 33 общих и 21 одиночная камера, рассчитанные на тысячу заключенных. Фактически же каторжников было намного больше. В 1889 году тюрьма сгорела, но через два года была восстановлена.

Кроме Центральной каторжной тюрьмы, в селе Александровском находилась Александровская центральная пересыльная тюрьма. Она предназначалась для временного содержания ссыльных, отправляемых в Иркутскую губернию, Якутскую и Забайкальскую области. Сроки заключения в каторжной тюрьме составляли от 4 лет до вечной каторги. В пересыльной — от 1 месяца до 2,5 лет.

Во время русско-японской войны Александровский централ был освобожден от каторжан и переоборудован в военный госпиталь. С 1906 года вновь становится тюрьмой. В 1956 году в бывшем Александровском централе была организована Иркутская психиатрическая больница № 2.

2 Зерентуйская каторжная тюрьма

Основным местом отбывания наказания приговоренных к каторжным работам в Восточной Сибири была Нерчинская каторга. Она объединяла каторжные тюрьмы трех административных районов Нерчинского горного округа Забайкалья: Алгачинского, Зерентуйского, Карийского.

Свинцово-серебряный рудник и Зерентуйская каторжная тюрьма начали действовать в селе Горный Зерентуй в 1739 году. Наказание там сначала отбывали уголовные преступники, а затем к им прибавились и политические.

В 1825 году было построено первое деревянное здание Зерентуйской каторжной тюрьмы, с тех пор она стала центральной тюрьмой 1-го разряда Нерчинской каторги. В том же году была проведена реформа пенитенциарной системы, обособившая политических заключенных от уголовных.

В 1827 году в Зерентуйскую тюрьму были доставлены декабристы, участники восстания Черниговского полка, — В. Н. Соловьев, А. Е. Мозалевский, И. И. Сухинов. Вскоре они организовали Зерентуйский заговор, который возглавил Сухинов.

В 1889 году была выстроена каменная 3-этажная тюрьма на 300 человек. После событий 1905 года в Зерентуйской каторжной тюрьме находилось свыше 800 заключенных. Тюрьма прекратила существование в феврале 1917 года.

3 Карийская каторга

Карийская каторга объединяла все каторжные тюрьмы на реке Кара (притоке реки Шилка) и входила в систему Нерчинской каторги. Карийская каторга действовала с 1830-х годов. Изначально туда отправляли только уголовных преступников. Тюрьмы располагались на протяжении 35 км вдоль реки, при впадении рек Усть-Кара, Нижняя Кара, Средняя Кара, Верхняя Кара, Амур. Каторжане работали на золотых приисках.

В 1873 году на Карийскую каторгу начали поступать политические заключенные. Первыми были А. К. Кузнецов и Н. Н. Николаев, проходившие по нечаевскому делу. За ними последовали осужденные по «процессу 50», «процессу 193», по делу о Казанской демонстрации. В 1880-е годы на каторгу направлялись народовольцы и члены польской партии «Пролетариат». Всего за годы существования каторги через нее прошло 212 политических заключенных, среди которых было 32 женщины.

С сентября 1880 года на Нерчинскую каторгу начали переводить всех политзаключенных из центральных каторжных тюрем. В ноябре 1881 года на карийском Нижнем прииске была открыта мужская тюрьма для политических заключенных. Женщины размещались в тюрьме Усть-Кары.

В ноябре 1889 года в тюрьмах Карийской каторги произошла трагедия — 20 каторжан попытались отравиться морфием, в результате умерли шестеро: четыре женщины и двое мужчин. После Карийской трагедии политические заключенные были переведены в другие тюрьмы. На приисках Кары остались работать вольнонаемные и уголовники. 15 мая 1898 года Приамурский генерал-губернатор Н. И. Гродеков подписал распоряжение о закрытии Карийской каторги.

4 Акатуйская каторжная тюрьма

Акатуйская каторжная тюрьма существовала с 1832 года при Акатуйском руднике Нерчинского горнозаводского округа, в селе Акатуй. В Акатуйскую тюрьму часто попадали каторжане и ссыльнопоселенцы за рецидивные преступления — в основном убийства, но также и за грабежи, бандитизм, фальшивомонетничество. Каторжане добывали свинцово-серебряную руду.

Из политических заключенных в XIX веке в Акатуйской тюрьме содержался декабрист М. С. Лунин, участники польских восстаний 1830−31 и 1863−64 годов. В 1889 году в тюрьме были сооружены новые корпуса, рассчитанные на 104 человека. Фактически же число заключенных было большим, например, в 1909 году в тюрьме содержались 225 человек. После закрытия Карийской каторги в 1890 году в Акатуй перевели 110 узников. Акатуйская тюрьма стала основной политической каторгой.

В 1911 году Акатуйская тюрьма была преобразована в женскую каторжную тюрьму. Там содержалась Фанни Каплан, стрелявшая в 1918 году в Ленина. Летом 1917 года каторга была упразднена, все ее постройки разрушены.

5 Сахалин

Особое место в истории русской каторги занимает остров Сахалин. Царское правительство выбрало этот остров в качестве места для изоляции преступников. На Сахалин ссылали осужденных на смертную казнь, замененную каторгой. За все время существования каторги на остров было отправлено более 30 тысяч человек.

В 1859 году на Сахалин была переправлена первая партия заключенных (более 300 человек) для работы на каменноугольных рудниках. Официально создание каторги было закреплено в указе Александра II от 18 апреля 1869 года, в котором шла речь о предоставлении генерал-губернатору Восточной Сибири права высылки на ссыльнокаторжные работы до 800 человек, а также о выделении средств на покрытие всех расходов на содержание и отправку заключенных на остров. Лишь в 1876 году было принято решение о строительстве первой каторжной тюрьмы. Ее возвели на месте бараков Дуэйской каторжной команды. Строительство тюрьмы позволило значительно увеличить количество каторжан.

Административно-территориальное устройство острова постоянно совершенствовалось. Если первоначально остров был разделен на два округа — северный и южный, то по указу от 15 мая 1884 года утверждены три административных округа — Александровский, Тымовский и Корсаковский.

Первоначально каторжные тюрьмы строились в северной части острова, где был более суровый климат (Александровский округ). Со временем увеличение числа ссыльных привело к образованию новых тюрем по всей территории острова. Далее строительство продолжилось на юге — в Корсаковском округе. В конечном итоге расположение тюрем определилось следующим образом: в Корсаковском округе находились Корсаковская (6 корпусов) и Тарайская тюрьмы; в Тымовском — Малотымовская, Рыковская (4 корпуса), Дербинская и Онорская (3 корпуса); в Александровском — Дуэйская (4 корпуса), Александровская (4 корпуса), Воеводская и Жонкьерская тюрьмы.

В 1881 году на Сахалине в северной части острова был основан пост Александровский, который в дальнейшем стал административным центром Сахалинской каторги. Здесь же находилась центральная каторжная тюрьма, откуда прибывших заключенных распределяли по остальным округам острова.

Каторжные работы охватывали практически весь быт населенных пунктов острова. Возведение хозяйственных и административных зданий, осушка болот, разгрузка морских судов, сенокос, ловля рыбы, разведение скота, обслуживание метеорологических станций — всё это было видами каторжных работ. Наиболее тяжелыми для каторжников были горные, дорожные работы.

После окончания срока каторжных работ осужденные переводились в разряд ссыльнопоселенцев, главной обязанностью которых было ведение домашнего хозяйства. Спустя несколько лет они переводились в разряд «крестьян из ссыльных» и получали право на постоянное жительство на острове, либо при условии погашения кредита, взятого у государства, могли покинуть Сахалин и поселиться на материковой части Дальнего Востока и Восточной Сибири. Но из-за сильного оттока населения, в 1880 году правительством был принят запрет на выезд отбывших срок с острова.

Сахалин оставался для России главным местом каторги до войны с Японией. Японцы захватили Сахалин. Они расстреляли большую часть каторжников, содержащихся в тюрьмах. Ссыльнопоселенцы устремились на материк. После окончания войны южная половина Сахалина отошла к Японии. У России осталась северная половина острова. Ко времени окончания войны каторжников на ней почти не осталось.

КАТОРГА (каторжные работы), тяжелый принудительный труд, выполняемый преступниками как наказание в пользу государства. В России каторжные работы были введены при Петре I. В 1696 царь повелел ссылать преступников в Азов для работ на галерах (каторгах), где их помимо работ на гребных судах вскоре начали использовать и для постройки разных сооружений. С утратой Азова главный пункт каторжных работ был перенесен на Балтийское море, где в Рочервике в это время строилась гавань (Балтийский порт). Приговоренные к каторге преступники трудились также при возведении С.-Петербурга и других русских городов, а наряду с этим работали и в казенных рудниках, на соляных копях, на заводах - везде, где только у государства возникала потребность в рабочих руках.

Как наказание каторжные работы делились на временные и вечные: первые не сопровождались лишением чести, шельмованием, расторжением брака и т. п. Напротив, вечные каторжные работы являлись с самого возникновения весьма тяжким наказанием, сопровождаясь торговой казнью, шельмованием, членовредительством и имели своим последствием обязательное расторжение брака и утрату семейных прав. Неопределенность каторги, являвшейся одновременно наказанием и способом погашения долговых обязательств, была устранена указами Елизаветы Петровны, отменившей смертную казнь. Взамен вечной была введена бессрочная каторга с предшествующим наказанием кнутом и клеймением преступников. Каторжные работы отбывались в кандалах и назначались исключительно как наказание за тяжкие преступления. Наряду с бессрочной каторгой продолжала существовать и каторга срочная, выражавшаяся в крепостных работах и работах в специальных рабочих домах, возникших при Екатерине II.

По уставу о ссыльных 1822, созданному М. М. Сперанским, каторга более сближалась со ссылкой и также разделялась на бессрочную и срочную. Но для первой уже был установлен предельный срок в 20 лет, по истечении которого осужденный освобождался от работ и переходил в разряд ссыльных поселенцев. Согласно уставу, на поселение вместе со ссыльными отправляли и приговоренных к срочной каторге, отбывших срок своего наказания. Уложением 1845 каторжные работы еще более тесно соприкасались со ссылкой на поселение: была установлена срочность каторжных работ с категоричностью, неизвестной прежнему законодательству; далее, ссылка на поселение начиналась по правилу с заводских, т. е. каторжных работ, и, наконец, по истечении срока каторги осужденных обязательно отправляли на поселение. Понятие о каторжных работах было более четко сформулировано как высшее после смертной казни уголовное наказание, и сообразно с тяжестью преступления они делились на работы в рудниках (наиболее тяжкие), в крепостях и на заводах.

По закону н. XX в. в Сибирь на каторгу ссылались лишь сибирские уроженцы, осужденные же из Европейской России ссылались преимущественно на Сахалин, где работали в каменноугольных шахтах, на строительстве дорог, мостов, рубке леса и т. п. По данным за 1898, на Сахалине числилось ссыльнокаторжных и поселенцев, отбывших наказание, 16 038 мужчин и 3516 женщин. Режим на Сахалинской каторге был крайне суровым, смертность чрезвычайно велика; для не способных к труду существовали также каторжные тюрьмы, в которых осужденные отбывали срок наказания при более тяжком, чем в обыкновенных тюрьмах, режиме, но при отсутствии работ. Законами от 18 апр. 1869 и от 11 дек. 1879 было введено разделение на 7 степеней лишь по продолжительности каторги, сопровождаемой обязательно лишением всех прав состояния. Все ссыльнокаторжные вступали на первое время, срок от 1 до 8 лет в зависимости от тяжести приговора, в разряд испытуемых: они содержались в острогах закованными в кандалы и использовались на самых тяжких работах. По истечении срока подавшие своим поведением надежду на исправление перечислялись в разряд исправлявшихся, которые пользовались определенными льготами: их содержали без оков, посылали на более легкие работы, они имели больше праздничных и свободных от работы дней, за их труд им полагалось некоторое вознаграждение и по истечении известного срока (от года до трех лет) пребывания в разряде исправлявшихся им позволялось жить вне острова и даже вступать в брак. В последних случаях им выдавалось на обзаведение пособие. 10 месяцев пребывания в разряде исправлявшихся приравнивались к году присужденного срока наказания. Все ссыльнокаторжные по истечении срока наказания, а бессрочные, за исключением отце- и матереубийц, по истечении 20 лет совершенно освобождались от работ и переходили в разряд ссыльнопоселенцев. Закон от 10 июня 1900 об отмене ссылки не коснулся каторги и лишь частично расширил область ее применения. С. Ю.


Каторга как вид наказания и как условие устойчивого развития общества

Нерчинская каторга. "Край, слезам и скорби посвященный"

2 Условия содержания ссыльнокаторжных

3 Заработки ссыльнокаторжных

Культурный досуг ссыльнокаторжных

Юмор в среде ссыльнокаторжных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ


Не одно десятилетие, и даже не один век, тема ссылки и каторги в России продолжает находить своего исследователя. Правоведы, историки, специалисты различных областей науки открывают в ней новые грани, обогащая отечественную историографию, как отдельными малоизученными сюжетами, так и современными методологическими приемами и подходами.

Такой интерес - явление закономерное. Сам объект познания - ссылки и каторги - выводит нас на еще более обширную проблематику - историю заселения, социального, культурного, политического, хозяйственного освоения и развития огромных регионов, в частности Сибири, составляющую значительную часть нашей страны. В истории XVII-XX веков трудно, а быть может, и невозможно, найти сюжет, так или иначе, не связанный с уголовной или политической ссылкой, репрессивной или охранительной политикой Российского государства.


В императорской России традиционным наказанием за тяжкие уголовные и политические преступления было лишение свободы. Оно могло быть реализовано через непосредственное тюремное заключение, либо через ссылку на поселение и каторгу. В дореволюционной России наиболее распространенным видом наказания были ссылка на поселение и каторгу. Система подобного наказания в империи складывалась на протяжении столетий. Не менее длительное время занял процесс юридического оформления и регулирования ссылки и каторги в российском законодательстве.

Своими корнями ссылка, как одна из мер наказания, уходит в Древнюю Грецию. Она подразумевала принудительное удаление государственной властью своих или чужих граждан (например, ссылка военнопленных буров Англией на остров Святой Елены) в отдаленные местности, на окраинах государства или даже в его колониях, для пожизненного или временного там пребывания. Целью ссылки могло быть как избавление страны от прочих или вредных в политическом отношении людей (административная и политическая ссылка), так и заселение малолюдных колоний (принудительная колонизация), наказание и исправление преступников (судебная ссылка).

В конце XV- начала XVI веков за серьезные преступления в качестве наказания полагалась смертная казнь, а за менее важные - ссылка в "украйные и понизовые" города. Прообразом ссылки на поселение является "выбытие вон из земли", вошедшие со времен Ивана IV в понятие опалы, представлявшее собой расселение жителей какого-либо города или местности целыми семьями по другим городам.

Во второй половине XVI столетия в практику входит уже ссылка в определенное место, например "в украинные города - Севск, Курск и другие по указу" 1582 г., когда ссылка выступает преимущественно как политическая мера. До Соборного уложения 1649 г. ссылка в основном применялась в отношении опальных бояр и не слишком опасных политических преступников. В царские времена ссылка назначалась за разные преступления, например, "за первую татьбу... бить кнутом, отрезать левое ухо и посадить в тюрьму на два года, а затем послать в украинные города, где государь укажет и велит в какой он чин пригодится"

В XVII веке особенное развитие получает наказание - это ссылка в Сибирь на каторгу и поселение. Посредством удаления в Сибирь преступников (политических и уголовных, в равной степени) правительство решало сразу две задачи: карательную и колонизационную. В 1753 году в России была отменена смертная казнь и заменена вечной ссылкой в Сибирь. В след за этим последовал указ 1762 года в соответствии, с которым помещикам было разрешено ссылать своих крестьян (вместе с женой и детьми) в Сибирь, засчитывая их вместо рекрутов.

В последней четверти XVIII в., с открытием горных заводов в Екатеринбурге и суконной фабрики в Иркутске, вновь встала проблема обеспечения производства рабочими, что повлекло за собой очередной цикл указов о ссылке. В частности, для обеспечения стабильной работы, на суконную фабрику следовало отсылать всех женщин, направляемых в ссылку.

В начале XIX столетия идет постепенное (при этом стабильное) увеличение числа преступлений, наказанием за которые полагалась ссылка в Сибирь.


2. Каторга как вид наказания и как условие устойчивого развития общества


Цель этой главы - рассмотреть один из основных способов борьбы с преступлениями во второй половине XIX века - наказание ссылкой в каторжные работы.

Каторгой называли наказание, связанное с привлечением заключенных к тяжелому физическому труду. В России этот вид наказания появился на рубеже XVII-XVIII веков. К концу XVIII века в России уже существовало три вида каторжных работ: на казенных заводах; на рудниках и промыслах, и на строительстве крепостей. Каторжные работы разграничились на 3 разряда: 1 разряд - каторжные работы в рудниках (самый тяжкий и опасный труд) - отсылались в Нерчинск и в Екатеринбург, 2 разряд - каторжные работы в крепостях, 3 разряд - каторжные работы на заводах. Каторжане содержались в оковах ножных и ручных, им наполовину брили голову.

По срокам отбывания, существовало два вида каторги. Во-первых, это вечная, по которой работы прекращались только в случае смерти, дряхлости или увечья осужденного. По Указу 19 декабря 1707 г. дряхлых и увечных надлежало отсылать в монастыри, где, заковывали их в кандалы, держали в вечных работах; но позднее, такие лица по освобождении из тюрем отсылались в Сибирь на пропитание. Во-вторых, так называемая срочная каторга, которая назначалась от 1 года до 20 лет, причем по Указу 1721 г. каторжные по отбытии наказания на прежние места жительства, а по другим позднейшим указам подлежали ссылке на поселение. В законе также были прописаны смягчения режима содержания - после отбытия определенного срока в каторжных работах, установленного Уставом о ссыльных, арестанты переводились из разряда испытуемых в разряд исправляющихся, что разрешало содержание без оков, проживание вне острога.

Каторжные работы как вид наказания назначались, как правило, за самые тяжкие преступления: "преступления против веры...", "преступления государственные", "преступления против порядка управления", "самовольное присвоение власти и составление указов и предписаний и других исходящих от правительства бумаг", "взлом тюрем, увод и побег находящихся под стражей или надзором", большей части преступлений "по службе государственной и общественной", "преступления против имущества и доходов казны", "преступления против общественного благоустройства и благочиния"(нарушения постановлений "ограждающих народное здравие", нарушение общественного спокойствия и порядка - создание преступных шаек; преступления против общественной нравственности; нарушение постановлений о кредите - подделка банковских билетов), "преступления против жизни, здоровья, свободы чести частных лиц", ("смертоубийство", "оскорбление чести", "растление", изнасилование; угрозы с требованием получения денег или заключения невыгодного обязательства), "преступления против прав семейных" ("против союза брачного" - насилие вступления в брак, похищение замужних женщин; преступления детей против родителей), "преступления против собственности частных лиц" (истребление и повреждение чужого имущества - поджег, потопление рудников; похищение чужого имущества - разбой, грабеж).

Со второй половины XIX века отношение к каторжным имело две тенденции. С одной стороны, произошло ужесточение режима. Если в 1860-1868 гг., к каторжным работам приговаривалось в среднем 1200-1300 человек в год, то в 1882-1885 гг. только общие суды приговаривали к каторжным работам 25800 человек, то есть в среднем ежегодно - 1835 человек.

Ссыльные направлялись в разные окраинные и понизовые места: Сахалин, Карийские золотоносные прииски, Зерентуйскую каторжную тюрьму, Алгачинскую, Кодаинскую, Мальцевскую, Кутомарский сереброплавильный завод, Акатуевскую тюрьму, серебро-свинцовые рудники Нерчинского округа, Иркутскую и Енисейскую губернию на казенные солеваренные заводы - Иркутский, Усть-Кутский, Петровский и др. и на частные - Николаевское железоделательный завод и др., центральные тюрьмы Новобелгородскую и Новоборисоглебскую, в Харьковскую губернию (переименованные в 1892 году в Андреевскую и Печенежскую), Илецкую в Оренбургской губернии и Усть-Каменогорскую в Семипалатинской области - закрыты в 1893 г. После 1893 года из каторжных тюрем остались Тобольская 1-я и 2-я и центральная Александровская в Иркутске. Основным местом отбывания каторжных работ во второй половине XIX века, конечно же, была каторга в Нерчинском горном округе на территории Забайкалья. Пожалуй, на этом вопросе я остановлюсь более подробно в ввиду того, что я родилась и выросла в Забайкалье и мне не безразлична история родного края, я раскрою тему более подробно о Нерчинской каторге о наказаниях людей, о их тяготах, переживаниях, о их быте, в следующей главе.


3. Нерчинская каторга. "Край, слезам и скорби посвященный"


С момента присоединения к России Забайкалье стало местом ссылок, а с начала XVIII века и местом каторги. Объясняется это не только удаленностью Забайкалья от центральных областей России, но также развитием здесь уже с начала XVIII века горно-рудной промышленности. На заводах, рудниках, приисках, кроме других категорий рабочих, трудились и ссыльнокаторжные, выполняя самую тяжелую работу. При горных предприятиях возникла целая система тюрем - Алгачинская, Акатуйская, Зерентуйская, Карийская, Мальцевская и др. Все они и составляли так называемую Нерчинскую каторгу, которая просуществовала до 1917 года. В Сибири, которую называли "страной изгнания", вряд ли еще найдутся столь печально знаменитые места, как эти. Более чем двухвековая история каторги оставила самый глубокий след в судьбе края. В сознании народа она ассоциировалась с образом самого края. "Край слезам и скорби посвященный", - так назвал Забайкалье декабрист А.И. Одоевский. В конце XIX - начале XX века бала широко известна песня "Думы беглеца на Байкале" ("Славное море, священный Байкал..."), в которой ярко и эмоционально рассказывается о побеге заключенных с Нерчинской каторги и выпавших на их долю тяготах:


Долго я звонкие цепи носил,

Душно мне стало в горах Акатуя!

Старый товарищ бежать пособил...

Ожил я, волю почуя.

Шилка и Нерчинск не страшны теперь,

Горная стража меня не видала,

В дебрях не тронул прожорливый зверь,

Пуля стрелка миновала.


Уже с самого начала присоединения к России государство стало использовать этот удаленный край как место ссылки для "лиц неугодных". Первым ссыльным в нашем крае (1653-1662 гг.) стал один из вождей раскола идеолог старообрядчества протопоп Аввакум. Вскоре ссылка превратилась в массовое явление. Сюда активно ссылали государственных и политических преступников. Самой распространенной, с учетом острой нехватки людей, была ссылка "в службу". На службу "в Дауры" отправляли провинившихся знатных людей, казаков, стрельцов, военнопленных. Преступников стремились определять к "ратному делу", чтобы кровью искупили свою вину. Например, к такого рода ссыльным относились украинские казаки, которые после присоединения к России Левобережной Украины в XVII веке были недостаточны верны царю и "впадали в измены многия". Наряду с простыми казаками здесь оказались представители казачьей старшины. Не минула чаша сия даже гетмана Демьяна Многогрешного. По обвинению в измене России он был вместе с семьей отправлен в Сибирь.

В XVII веке помимо ссылки "в службу" были и другие ее виды. Простых людей, как правило, ссылали на поселение: в посад или пашню. Вместе с самим преступником ссылали и его семью. Тем самым правительство стремилось увеличить численность крестьянского и посадского населения. При другом виде ссылки - "в заключение" - преступников еще и помещали в тюрьму. Под тюрьмы использовали специальные помещения в острогах, кельи в монастырях. Ссылка "в заключение" применялась в основном к опальным вельможам и церковникам, а также к религиозным вольнодумцам. Последних следовало держать в темницах в кандалах, за крепким караулом, "чтоб к ним никто не приходил и злого ученья не принимал".

Наряду с государственными преступниками в край отправляют уголовников - "воров и татей". Нужно сказать, что круг деяний, за которые следовала ссылка, был необычайно широк: незаконное изготовления вина и торговля им, фальшивомонетчество, непослушание властям. И все-таки в 17 веке ссыльных было не так много, подлинный "расцвет" Забайкальской каторги и ссылки наступил в XVIII веке.

В это время в Забайкалье стали активно разрабатываться месторождения серебросвинцовых руд. Вновь открываемые заводы срочно нуждались во множестве рабочих рук. Решили эту проблему просто. На горных рудниках и заводах стали применять труд ссыльнокаторжных. С этого времени число каторжников постоянно растет. Начинают разрабатываться новые рудники, строиться заводы, возникают и новые тюрьмы. Постепенно территорию Восточного Забайкалья покрыла целая сеть тюрем.

В XVIII резко возрастает поток ссыльных из простого народа. Особенно важную роль сыграли указы начала 1760 гг., разрешавшие помещикам ссылать в Сибирь своих крепостных крестьян уличенных в "непристойных и предерзостных поступках". Крестьянским и посадским мирам также было предоставлено право приговаривать к ссылке "непотребных и вредных обществу людей". Ссылать разрешалось только здоровых мужчин не старше 45 лет, пригодных к хлебопашеству, а семейных с семьями. В обоих случаях это была ссылка без суда. На Нерчинские рудники попало немало участников пугачевского бунта. Каторга и ссылка собирала представителей самых разных национальностей, сословий, профессий, состояний и вероисповеданий.

Правительство использовало ссыльных и для хозяйственного освоения края. К этой категории относятся старообрядцы, вывезенные русскими войсками с бывшей территории Польши во второй половине XVIII в.

Были и неудачные попытки переселения. Так, в 1799 году по указу Павла вновь было предпринято насильственное переселение в "полуденный край Сибири", так тогда называли Забайкалье. В целях заселения предложено было направлять туда до 10 тысяч душ отставных солдат, преступников (не пригодных к отправке в каторжные работы) и ссылаемых помещиками крестьян. Только в Нижнеудинском округе было устроено до 18 таких сел. Весь порядок в этих поселениях держался на принудительном труде и крайне суровом режиме. Практика организации принудительных работ была неудачной. Как только режим в поселениях несколько ослаб, поселенцы разбежались, оставив целые дома и поселения.

В 1826 г. "во глубине сибирских руд" оказались первые декабристы, положившие начало почти столетней истории политической каторги. Вскоре за ними последовали участники польского национально-освободительного движения, борцы за свободу Венгрии (в Баргузин был сослан известный венгерский поэт Шандор Петефи), а позже - петрашевцы, революционеры-демократы, народники, представители различных социалистических партий.

Расширяется и "география" тюрем. В 1830-х гг. были открыты запасы золота на Каре, вести его добычу решили силами ссыльнокаторжных. Так возникла знаменитая Карийская каторга, которая просуществовала до 1892 года. В конце XIX в Забайкальской области насчитывалось более 14 тысяч ссыльных, в общих тюрьмах содержалось около 5 тысяч и в каторжных - более 2 тыс. заключенных. В 1900 году правительство отменило ссылку в Сибирь за "общие преступления", теперь этот вид наказания распространялся только на политических. В 1905 году после ликвидации тюрем на Сахалине (остров отошел к Японии) роль Нерчинской каторги еще более возросла, значительную долю каторжан стали составлять политические заключенные.

3.2 Условия содержания ссыльнокаторжных


Сроки ссылки вплоть до середины XIX века никак не оговаривались, фактически она была пожизненной. Только каторга с 1820-х годов получает ограничение во времени (не более 20 лет) прежде чем попасть к месту своего заточения, ссыльнокаторжным нужно было пешком пройти тысячи километров. Экипажей "удостаивались" только особо опасные государственные преступники, например, декабристы, Н.Г. Чернышевский.

С 1840-х годов заключенных стали перевозить на подводах. Из них формировались специальные команды, которые под конвоем отправлялись в Нерчинские рудники. Длинные вереницы людей, многие из которых были в кандалах, под охраной шли по Московскому тракту - главной дороге, которая связывала центр с Сибирью. Вслед за ними двигался обоз с женщинами и детьми. Входя в населенные пункты, партия затягивала песню, и навстречу им выходили сердобольные жители, вынося подаяния. Для отдыха ссыльных каторжан и каторжных вдоль всего тракта были построены специальные этапы - были большие мрачные здания, окрашенные в желтый цвет. С поступлением очередной партии помещения, оборудованные только нарами, переполнялись людьми. Целые семейства - мужчины, женщины, дети - скручивались на ночь в одном помещении. А на утро снова большой переход до следующего этапа. И так тысячи километров. После постройки железной дороги заключенных перевозили в вагонах, а затем - на подводах.

По прибытии каторжан размещали по тюрьмам при рудниках, приисках и заводах. На всех заключенных заводилось личное дело, которое включало в себя специальную книгу сроков отбывания наказания и все необходимые сведения об арестанте. Из личных вещей заключенным разрешалось иметь только обручальное кольцо и предметы религиозного культа (образок, нательный крест для православных и католиков и т.д.). Здесь их заковывали в кандалы, одевали в халаты с большой яркой заплатой на спине в виде бубнового туза, а на половине головы сбривали волосы. Условия содержания каторжников были самыми ужасными. Переполненные тюрьмы, отсутствие всяких санитарных норм, тяжелая работа, суровые наказания - все это было причиной высокой заболеваемости и смертности среди заключенных.

Правовое положение каторжников в период отбывания наказания определялось инструкциями центральных учреждений и ведомств. На основе этих нормативных документов начальники каторжных тюрем разрабатывали собственные инструкции. Одним из наиболее значимых документов такого рода был распорядок дня арестанта, установленный "Общей тюремной инструкцией". В соответствии с требованиями инструкции, день арестанта начинался в шесть часов утра с поверки по камерам. После это следовал утренний туалет, а затем "поочередно небольшими партиями" заключенных выпускали "в отхожие места". Утренний чай с ржаным хлебом пили в восемь часов утра, после чего каторжан уводили на работу. Свободные от работы возвращались в камеры и до утренней прогулки занимались своими делами. Расписание прогулок составлялось непосредственно тюремной администрацией, с таким расчетом, чтобы все заключенные могли пользоваться ими ежедневно в пределах от десяти минут до получаса. Последнее требование соблюдалось далеко не всегда. В Горном Зерентуе, к примеру, имели место случаи, когда заключенные выходили на прогулку 1-2 раза в неделю на 10-15 минут. Обед начинался в 12 часов, ужин в 6 часов вечера, затем следовала уборка камер, после которой в камеры приносили кипяток. По окончании вечерней поверки и предусматриваемого инструкциями ежедневного обыска, в 9 часов арестанты ложились спать. "Общая тюремная инструкция" на сон отводила арестантам от 7 до 8 часов в сутки.

Состояние медицинского обслуживания каторжников было неудовлетворительное. Это было связано с переполнением тюрем, плохим их обустройством, низкокалорийным питанием, плохим состоянием системы медицинского обслуживания осужденных, нехваткой денежных средств. В тюремных лазаретах не хватало медицинского персонала и элементарных медикаментов. Нехватка мест в тюремных лазаретах приводило к тому, что нередко больные заключенные подогу находились в общих камерах со здоровыми людьми. Подобная порочная практика приводила к распространению в тюрьмах простудных и инфекционных заболеваний: катару дыхательных путей, воспалению легких, туберкулезу и др. Условия каторги особенно тяжело сказывались на здоровье женщин. Это толкало каторжников на побеги. По отношению к заключенным практиковалось одиночное заключение, порка розгами. Имели место такие наказания, как приковывание на определенный срок к тачке или к стенной цепи.

В 1886 году забайкальские тюрьмы и места ссылки посетил американский путешественник Дж. Кеннан. Он был поражен условиями, в которых находились заключенные и ссыльные. По приезду в Америку он написал книгу "Сибирь и ссылка". В начале XX века она была издана в Англии, а затем и в России. В ней он писал: "Для цивилизованного государства позорно даже самых отъявленных преступников заставлять жить в подобной обстановке". Благодаря Кеннану весь мир узнал о Нерчинской каторге.

По истечении определенного срока заключенные могли быть переведены в так называемую вольную команду. Теперь они находились за пределами тюрьмы - "на свободе". Но свобода была относительной - заключенные использовались на различных работах, находясь под постоянным надзором. Дж. Кеннан, осмотрев один из подобных "поселков" вольной команды на Карийской каторге, писал, что более жалким жилищем, чем эти лачуги, нельзя себе и представить: некоторые их них напоминали, скорее, собачьи конуры, кое-как склоченные из валежника и досок. По его мнению, "вольная команда" в гораздо большей степени содействовала преступности и пьянству, чем искореняла их.

Ежегодно с каторжных работ бежали сотни заключенных. Часто это были самые опасные уголовные преступники, от которых приходилось страдать местному населению. Бежали как правило, с установлением теплой погоды. Своеобразным "сигналом" служило первое кукование кукушки. "Исполнитель приказание генерала Кукушки" на языке каторжников означало "бежать". Месяцами они, как затравленные звери, скрывались в лесах, питались ягодами, кореньями, переносили бесчисленные лишения и страдания. Подобных беглецов называли бродягами.

Они стремились лесами пробраться как можно дальше и выйти к Байкалу, где их ожидала сложная переправа. Именно о таких беглецах рассказывается в известной песне, слова которой я привела в начале 3 главы. Надежда на удачный побег была ничтожна. Пойманного ожидало ухудшение условий содержания. Его подвергали наказанию - от 50 до 100 ударов кнутом, и увеличивали срок каторги - от 10 до 20 лет. Помимо этого, их заковывали в кандалы, приковывали к тачке или тюремной стене. В одном Петровском Заводе в 1831 году к тачкам за побеги было приковано более 100 арестантов. И, тем не менее, несмотря на суровость наказания, каждую весну заключенные вновь пополняли "армию генерала Кукушки" и несколько месяцев могли наслаждаться свободой.

По отбытии срока наказания каторжников переводили в разряд ссыльнопоселенцев. Часто местом ссылки определяли те же места, где они были в заключении.


3.3 Заработки ссыльнокаторжных


Рассмотрим трудовые отношения, возникающие в тюрьмах Нерчинской каторги, а именно вопросы вознаграждения за труд ссыльнокаторжных. Заработок - это право человека на вознаграждение за труд. Важность и необходимость вопроса о заработках арестантов каторжных тюрем никто не мог отрицать. В законодательстве заработок арестантов каторжных тюрем устанавливался в размере 1/10 от общего количества заработанных денег. Это ничтожная часть дохода каторжан едва ли могла способствовать мотивации к труду, сам по себе каторжный труд без вознаграждения уже являлся наказанием.

Во время содержания под стражей арестанты всех наименований с разрешения тюремного начальства имели право расходовать на свои нужды и надобности и на пособия их семейства не более половины заработанных каждым лицом денег, а остающиеся суммы, - говорилось в законе, - выдавать арестантам при освобождении и при нормальном его поведении осужденный всегда может получить половину его заработка. В случае смерти арестанта во время содержания в местах заключения причитающий ему заработок выдается наследникам.

Все это способствовало тому, что каторжане, выходя из тюрьмы, имели незначительные накопления и не могли обосноваться более или менее сносно на поселении. Такую систему вознаграждения за труд едва ли можно признать целесообразной. Освобождение же из тюрем значительного числа людей, лишенных средств к существованию, сравнительно уже пожилых, приводило к новым преступлениям со стороны этих людей, что способствовало пополнению рядов рецидивистов и возврат их в тюрьмы.


4. Культурный досуг ссыльнокаторжных


Однако и в этой серой повседневности у заключенных были приятные моменты. К числу тюремных радостей относилось: переписка и свидание с родными, чтение книг, мытье в бане. Устав о ссыльных разрешал каторжникам вступать даже в брачно-семейные отношения. "Ссыльнокаторжные, мужчины и женщины, первого разряда через 3 года, второго разряда через 2 года, а третьего через 1 год после поступления в отряд исправляющихся, могут вступать в брак" - говорилось в 182 ст. Устава.

Письма для отправления родным принимались тюремной администрацией по субботам, а встреча с родственниками разрешались только по воскресным дням. Переписка с родными в соответствии с циркулярами Главного тюремного управления ставилось в зависимость от поведения заключенных. При хорошем поведении заключенные могли писать два письма в месяц. Для этого в камерах разрешалось иметь чернила, карандаши и бумагу. Все письма перед отправкой в предварительном порядке просматривались тюремной администрацией.

Заключенным в свободное от работы время разрешали читать книги и журналы, а начальник Главного тюремного управления А.П. Соломон при посещении Нерчинской каторги рекомендовал даже обучать грамоте каторжников. Здесь уместно отметить, что первые тюремные школы грамотности и библиотеки возникли еще в период пребывания на каторге декабристов. Согласно требованиям Устава содержание под стражей, арестантам разрешалось чтение духовных, нравоучительных и исторических книг. Чтение же газет и иных периодических изданий разрешалось только лицам, ссылаемым исключительно в административном порядке.

Для многих заключённых тюрьма стала своеобразным университетом, в котором они прочитали столько книг, сколько не прочитали, будучи на свободе. Например: находясь в Петропавловской крепости, П.А. Кропоткин занимался изучением истории России, писал труды, предназначенные для Географического общества. Он не только пользовался книгами из тюремной библиотеки, но и выписывал литературу из "великолепной" библиотеки Академии наук и библиотеки Черкасова. "По целому тому в сутки" читал в Доме предварительного заключения Н.А. Морозов. Пробыв 25 лет в одиночном заключении, он вышел на свободу крупным учёным, труды которого получили мировое признание. Узник Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей, он продемонстрировал исключительную выдержку и во время заточения в Двинскую крепость 1911 г., где изучил древнееврейский язык с целью исследования старозаветной Библии и написал четыре тома "Повестей моей жизни". Известно, сколь "плодотворно" проводил время в заточении Д.И. Писарев - в застенках Петропавловской крепости им написаны лучшие произведения.


5. Юмор в среде ссыльнокаторжных


По признанию каторжан, тяжесть наказания каторгой состояла не столько в режимных нормах, сколько в изолированности от внешнего мира и общежитийном принципе содержания. Дело в том, что обитателям тюрем приходилось длительное время находиться в одних и тех же помещениях с одними и теми же людьми, среди которых очень часто рождалось психологическая несовместимость. Чтобы не возникало ссор на почве межличностных конфликтов, заключенные предпринимали различные меры. Во многом помогал юмор и самоирония. Несмотря на тяжесть обстановки, обитатели тюрем смеялись, шутили над собой, над своими товарищами, над ситуациями. Здоровый и необидный смех спасал людей, тушил разгорающиеся конфликты, разряжал атмосферу в коллективе.

Уровень шуток различался, встречались и обидные, задевавшие самолюбивых и амбициозных. Но больше ценилось остроумие, умело и тонко подмечавшее недостатки.

Разумеется, умение удачно шутить зависело от уровня общей культуры, интеллекта, душевной тонкости.

Заключенным хотелось шутить, чтобы выжить. Каждой камере тюрьмы они придумывали прозвище.

Практиковали в тюрьме и сатирическое творчество. Желающих писать смешные рассказы на разные темы было немало. Кроме серьезного и солидного рукописного журнала "Кара" заключенные выпускали юмористический "Листок объявлений", в котором помещали смешные истории, пародии. Одного издания заключенным оказалось недостаточно они выпускали еще и журнал "Кара и кукиш". Он полностью посвящался юмористическим и курьезным случаям из жизни политической каторги.

Юмор в тюрьме создавал не только настроение, позволяя выжить заключенным. Постепенно из него сформировалась тюремная культура.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Система наказаний нового времени должна была, прежде всего "убедить преступника в справедливости наказания, в том, что государство карает их не из мести, не из злобы, а по необходимости, и что меры его рассчитаны на благие результаты, как для общества, так и для каждого отдельного преступника". Ведущие тюрьмоведы страны обращали внимание на необходимость повышения расходов государства на нравственно-умственную культуру арестантов и на поддержку их после отбывания наказания. Но к концу XIX века многие юристы склонялись к мысли о том, что каторга, как вид наказания, не нужна государству, поскольку основных целей она не выполняла. Но, несмотря на эти рассуждения, каторга продолжала существовать вплоть до ее ликвидации в 1917 году.

Таким образом, ссылка в каторжные работы была одним из основных и важных видов наказания во второй половине XIX века. Первоначально каторге отводилась функция наказать, покарать преступника и получить от его "тяжкого" труда максимальный доход. Со временем в связи с либерализацией российского общества, понимание значения каторги изменяется - появляется воспитательная задача труда арестантов в каторжных работах и соответственно создание условий для его перевоспитания, то есть, в борьбе с преступностью для формирования устойчивого развития общества важно стало не столько "уничтожение" преступника, сколько его перевоспитание. Можно говорить о том, что защита прав человека, в том числе и элементарных прав преступников нецеленаправленно стала важным условием для формирования гражданского общества в России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Гражданское общество: история и современность: сб. статей: в 2 ч. / Заб. гос. гум-пед. ун-т. Чита, 2007.- 41-197 с.

2.Константинов, А.В. Забайкалье: Ступени истории (древнейших времен до 1917 года): ил., фото. Новосибирск, 2007-264 с.

.Романюк Л.Б. Заработки ссыльнокаторжных Нерчинского горного округа и их распределение // Вестн. ЗабГУ. - 2012.- №12 - с. 9-17.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

КАТОРЖНЫЕ РАБОТЫ
КАТОРГА; КАТОРЖНЫЕ РАБОТЫ (от греч. katergon - галера) - вид уголовного наказания, состоящий в использовании осужденных на тяжелых принудительных работах в местах заключения или ссылки в сочетании с особо жестким режимом содержания. Принудительный тяжкий труд преступников в пользу государства применялся с древнейших времен. Сам термин "К." возник в средние века и означал наказание, заключавшееся в ссылке осужденных гребцами на суда-галеры (К.), где они приковывались цепями к скамьям в трюмах. В XVI- XVII вв. в Западной Европе (например, во Франции, Великобритании) осужденные на К. использовались на самых тяжелых работах в тюрьмах, а также крупных портах, на рудниках и т.п. Приговоренных к К. подвергали клеймению, заковывали в цепи и т.п. В XVIII-XIX вв. во Франции практиковалась К. в сочетании со ссылкой в заморские владения (так называемая депортация), главным образом как мера политической репрессии.
К. в России зародилась в XVII в. Соборное уложение 1649 г. предусм. атривало мошенников,воров и разбойников после тюремного заключения "посылать в кандалах работать на всякие изделия, где государь укажет". Основным местом К. была Сибирь, а также ряд других осваиваемых земель. Сам термин "К." впервые стал применяться при Петре I. Воинский устав 1716 г. предусм. атривал как срочную, так и бессрочную К. В этот период каторжные работы назначались в виде ссылки на работу по строительству гаваней, крепостей, на работу в рудники и на мануфактуры. К этим работам приравнивалась ссылка на галеры гребцом.Значение высшей карательной меры К. получила лишь в 1754 г. при отмене императрицей Елизаветой Петровной см. ертной казни. К этому времени каторжные работы сосредоточились на сибирских и уральских рудниках. В 1765 г. дворяне получили право ссылать на К. своих крепостных. "Устав о ссыльных" 1822 г. и Уложение о наказаниях 1845 г. устанавливали бессрочные и срочные (до 20 лет, с последующим переходом к поселению) каторжные работы, которые были разбиты - по предполагаемой возрастающей тяжести - на три разряда:заводские, крепостные и рудниковые. В 1869 г. был издан закон, по которому сибирские каторжные тюрьмы сохранялись лишь для Сибири, а для каторжных остальной Империи создавались в пределах Европейской России особые "центральные" каторжные тюрьмы, с более строгим, чем в обычных тюрьмах, режимом. Закон 23 мая 1875 г. подтвердил ссылку в Сибирь на поселение отбывших свои сроки в "централах" и ввел - как высшую меру К. - ссылку на Сахалин. Однако уже в 1879 г., ввиду отсутствия каких бы то ни было работ в "центральных" каторжных тюрьмах и сильного роста числа приговоренных к К. отбывание ее вновь было перенесено в Сибирь. После февральской революции 1917 г. одним из первых указов Временного правительства К. ликвидирована.В СССР каторжные работы были введены в апреле 1943 г. для специальных субъектов уголовного права ("фашистских преступников и их пособников");последующим советским законодательством этот вид наказания не был воспринят.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "КАТОРЖНЫЕ РАБОТЫ" в других словарях:

    КАТОРЖНЫЕ РАБОТЫ - – в капиталистических странах тяжелейшая форма лишения свободы, связанная с бесчеловечной эксплуатацией труда заключённых. В европейских странах, начиная с 15 в. (в России с 18 в.), для работы в качестве гребцов на гребных судах (каторгах)… … Советский юридический словарь

    Подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими преступниками. История К. начинается с конца XVII ст. и тесно связана с историей ссылки как карательной меры. Еще до издания уложения Алексея Михайловича заметно стремление… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Орловский централ Централ (уст.) центральная тюрьма. Содержание … Википедия

    - (каторжные работы) (от греч. katergon галера) вид уголовного наказания, состоящий в использовании осужденных на тяжелых принудительных работах в местах заключения или ссылки в сочетании с особо жестким режимом содержания. Принудительный тяжкий… … Энциклопедия юриста

    Воскресенье в шахте, картина Яцека Мальчевского Каторга, или каторжные работы (от греч … Википедия

    Каторга, каторжные работы (от греч. κατεργων катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства… … Википедия

    Каторга, каторжные работы (от греч. κατεργων катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства… … Википедия

    Каторга, каторжные работы (от греч. κατεργων катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства… … Википедия

Книги

  • Долина Царей , Кристиан Жак. Кристиан Жак - один из пяти самых читаемых писателей Франции! Автор пятнадцати мировых бестселлеров! Царевне Яххотеп - восемнадцать. Она не желает страдать. Она хочет любить. Хочет править…

Ссылка уголовных и политических преступников в Сибирь рассматривалась правительством не только и не сколько как способ наказания и исправления их, а прежде всего как средство заселения окраины – «штрафная» колонизация при ограничении свободного переселения. В середине XIX в. в системе уголовного законодательства царской России существовали следующие разновидности ссылки: после отбытия срока каторжных работ, на поселение (жительство), административная и на водворение. Приговоренные к ссылке, как правило, распределялись через Тюменский приказ о ссыльных, в зависимости от тяжести проступков (чем серьезнее правонарушение, тем дальше на восток) по губерниям и областям Сибири. В губернских и областных центрах местные экспедиции о ссыльных определяли место водворения правонарушителя в конкретной волости одного из округов. В волостном правлении осужденному назначалось место жительства в одном из селений с правом получения земельного надела и правом заниматься сельскохозяйственным трудом или промыслами с причислением к местному обществу.

В XIX в. поток ссыльных в Сибирь стал увеличиваться. С 1823 по 1865 г. сюда на поселение поступило около 356 тыс. чел. Удельный вес ссыльных и ссыльнопоселенцев в составе русского населения региона вырос с 4,1 % в 1795 г. до 10,5 % в 1833 г. Согласно данным девятой ревизии (1850 г.), за Уралом насчитывалось 104,3 тыс. ссыльнопоселенцев. По данным Главного тюремного управления Российской империи на 1 января 1898 г. в регионе сосредоточивалось 310 тыс. ссыльных всех категорий. В основном это были этапированные по приговорам сельских обществ – за порочное поведение. Такое решение было принято, например, 4 января 1899 г. сельским сходом Михайловского общества Ижевско-Нагорной волости Сарапульского уезда Вятской губернии. В нем говорилось: «Мы, нижеподписавшиеся старшие домохозяева от состоящих в нем 78 человек, в числе 68 человек, бывшие сего числа на сельском сходе в присутствии сельского старосты Ивана Бузанова, от которого выслушали предложение о том, что однообщественник наш сельский обыватель Александр Васильев Никифоров ничем не занимается другим, кроме краж и праздношатательства, вследствие чего и предлагает противу этого принять какие-либо меры… Не надеясь на его исправление, так как он нами неоднократно замечался в кражах, мы, бывшие на сходе, единогласно постановили: сельского обывателя нашего общества Александра Васильева Никифорова, 28 лет, отдать в распоряжение правительства, приняв на себя по его удалению издержки, для чего надлежащую сумму внести в уездное казначейство». Никифоров был выслан на поселение в Зырянскую волость Мариинского уезда Томской губернии.

По замыслу правительства ссыльные должны были стать важным источником пополнения сельского населения региона. Однако они, как правило, не стремились к сельскохозяйственному труду. Так, по данным на начало 1882 г., в Каинском округе Томской губернии в 28 притрактовых селениях числилось 765 ссыльнопоселенцев, но фактически имелось 430 чел., в отлучке по письменным разрешениям (билетам) значилось 95, а в бегах – 240 чел., из постоянно живущих самостоятельно вели хозяйство 61 чел., в услужении (по найму) находился 281, без определенного занятия – 88 чел. Всего же в конце XIX в. из 300 тыс. ссыльных не менее 100 тыс. чел. были «безвестно отсутствующими».

Основную часть ссыльных составляли бродяги, наносившие существенный ущерб местным жителям. Они занимались грабежом, конокрадством, изготовлением фальшивых денег. У подавляющего большинства ссыльных отсутствовала мотивация к занятию не только земледелием, но и честным трудом вообще. «Крестьянин считал поселенца варнаком, – писал местный публицист Н. М. Ядринцев, – человеком, способным на всякое преступление и надувательство, тунеядцем, сидячим на мужицкой шее. Сибирские крестьяне создали пословицу: „поселенец, что младенец, на что взглянет, то и стянет“».

Труд ссыльных широко применялся в Сибири в промышленном производстве. Колодники работали на казенных винокуренных и металлургических заводах, соляных промыслах, суконных мануфактурах. Им разрешалось трудиться по найму, переходить от одного хозяина к другому, менять место жительства. Во второй четверти XIX в. многие ссыльнопоселенцы по вольному найму трудилось на золотых приисках. По данным губернаторских отчетов, в 1851 г. на частных золотопромышленных предприятиях Томской и Енисейской губерний было занято 33 тыс. рабочих, в том числе 28 тыс. ссыльнопоселенцев.

Каторжане и ссыльные привлекались к строительству и ремонту дорог (трактов). В 1820-е гг. из ссыльнопоселенцев власти попытались сформировать постоянные военнорабочие команды для устройства путей сообщения. В 1825 г. числилось по штату 1150 таких строителей.

Распространение феодального предпринимательства на новые отрасли промышленного производства не означало его перспективности и прибыльности. Экономическая целесообразность применения принудительного труда исчезала с расширением рынка рабочей силы и его удешевления. Принудительный труд, несмотря на кажущуюся дешевизну, был дорог в силу своей малоэффективности (по производительности уступал вольнонаемному в 2–3 раза). Кроме того, он требовал больших расходов на содержание тюремной инфраструктуры. Сначала от услуг каторжан отказалось судостроение, затем были распущены военнорабочие команды, сократилось использование каторжного труда в солеварении. В конце 1820-х – начале 1830-х гг. буквально рухнуло основанное на каторжных порядках казенное винокурение. В целом, к середине XIX в. экономика региона перешла к преимущественно капиталистическим методам развития и свела к минимуму использование принудительного труда.

Политические ссыльные сыграли большую роль в научном изучении Сибири, развитии в ней культуры, организации новых отраслей экономики. В 1826 г. по решению суда в край был направлен 121 декабрист. Устроившись на поселении, многие из них распространяли агрономические знания, развивали народное образование, изучали природные богатства, вели этнографические исследования. В сибирской ссылке оказались участники польских восстаний 1830–1831, 1863–1864 гг. В частности, с прибытием ссыльных после событий 1863–1864 гг., в регионе оказалось 18 606 поляков. Многие из них, адаптировавшись к сибирским условиям и создав здесь семьи, после амнистии не возвратились на родину. Некоторые занялись предпринимательской деятельностью в новых для региона областях (фармакология, производство колбас, фотодело, гостиничный бизнес, слесарно-механическое производство). Выдающийся вклад в научное изучение отдаленных уголков Сибири, прежде всего северо-востока, внесли политические ссыльные Д. А. Клеменц, Ф. Я. Кон, А. К. Кузнецов, И. Д. Черский, В. И. Дыбовский и др.

Из книги Современное состояние великой России или Московии автора Иржи Давид

Первый и второй походы против татар. Начало возмущении после второго похода. Ссылка Голицына После торжественного посольства, которое светлейший король Польши направил к царям в 1686 г… москвитяне объединились с августейшим и светлейшим королем Польши против общего

Из книги Россия и Китай. Конфликты и сотрудничество автора Широкорад Александр Борисович

ГЛАВА 1 НАЧАЛО КОЛОНИЗАЦИИ РУССКИМИ СИБИРИ Начало колонизации русскими Сибири произошло в годы правления Бориса Годунова, который с 1584 по 1598 г. правил от имени слабоумного царя Федора Иоанновича, а с 1598 по 1605 г. был царем сам.На реке Иртыш в 1587 г. был основан город

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 14. Россия в начале XX века 14.1. Экономическое и социально-политическое развитие К началу XX в. окончательно складывается система российского капитализма. Россия благодаря индустриализации и промышленному подъему 1890-х гг. из отсталой аграрной страны становится

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Первые шаги за Урал: начало освоения Сибири Кроме Казанского, Астраханского и Крымского ханств, существовало еще одно большое государство, образовавшееся после распада Золотой Орды, - Сибирское ханство, лежавшее за Уральскими горами. Его население составляли местные

Из книги Иван Грозный автора

Завоевание Казани, присоединение Астрахани, начало колонизации Сибири Иван IV, занимаясь преобразованиями внутри страны, не забывал и о Казани. После последнего похода государя на Казань шли постоянные переговоры правительства с казанцами. Но они не давали желаемых для

Из книги Иван Грозный автора Духопельников Владимир Михайлович

Два государя на царстве. Окончание Ливонской войны. Начало освоения Сибири Итак, опричнину отменили. Народ постепенно приходил в себя. Однако казни не прекращались. Террор лишь изменил их направление: начались казни самих опричников и тех земских деятелей, которые совсем

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Тема 8. Украинские земли в составе Российской и Австро-Венгерской монархий (XIX - начало XX века) Под властью Российской империи К середине XIX столетия девять украинских губерний входили в состав Малороссийского, Киевского, Новороссийско-Бессарабского

автора Воложанин К. Ю.

Тема 1 Присоединение Сибири к России Слово о сибирском ханстве Сибирское татарское ханство (Сибирский юрт) появилось в результате распада Золотой Орды.В 1563 г. власть в нем захватил Кучум, сын узбекского правителя Муртазы. Кучум свергнул прежних правителей из местной

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Тема 2 Сельскохозяйственное освоение Сибири. XVII–XIX века Колонизация Сибири и развитие сельского хозяйства (XVIII – начала XIX века) В XVIII – начале XIX в. Сибирь заселялась традиционными способами. Продолжалась вольнонародная колонизация; цена реформ Петра I оказалась для

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Колонизация Сибири и развитие сельского хозяйства (XVIII – начала XIX века) В XVIII – начале XIX в. Сибирь заселялась традиционными способами. Продолжалась вольнонародная колонизация; цена реформ Петра I оказалась для населения настолько высокой, гнет новых налогов и резко

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Тема 3 Транспортное освоение Сибири Транспортная система Сибири XIX века Транспортная система региона рассматриваемого периода включала водный транспорт и сухопутные коммуникации. В 1838–1843 гг. по объемам перевозок гужевой транспорт превосходил в 3 раза водный. Несмотря

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Транспортная система Сибири XIX века Транспортная система региона рассматриваемого периода включала водный транспорт и сухопутные коммуникации. В 1838–1843 гг. по объемам перевозок гужевой транспорт превосходил в 3 раза водный. Несмотря на дешевизну перевозки, водный

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Политическая ссылка в Сибири (1905–1917 годы) Co времен рабовладельческого общества до наших дней господствующие классы в целях подавления освободительного движения трудящихся применяли разнообразные средства, в том числе заключение в тюрьмы и концлагеря, ссылку в

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Тема 9 Чрезвычайщина, репрессии. Крестьянство Сибири в 30-х годах XX века У истоков чрезвычайщины Сибирский крайком ВКП(б) возглавил С. И. Сырцов, назначенный в январе 1926 г. вместо отозванного в ЦК С. В. Косиора. Сырцов был известен в верхах партии своей жестокостью в

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Тема 11 Сибирь на пороге XXI века

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович