Определение стоимости оценочных работ и заключение договора. Обязательные требования к договору на проведение оценки

Договор на проведение оценки заключается в простой письменной форме и должен содержать некоторые обязательные сведения:

Объект оценки;

Определяемый вид стоимости имущества;

Размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

Сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика;

Наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, а также место нахождения этой организации;

Указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;

Указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор;

Сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку (если договор заключен между заказчиком и юридическим лицом);

Точное указание на объект оценки или ряд объектов, а также описание этого объекта (объектов).

Типовая форма договора приведена ниже

ДОГОВОР № _________

Именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице ___________________________________, действующего на основании ____________, с одной стороны, и ________________________, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице ______________________, действующего на основании ____________, с другой стороны, вместе именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор (далее - Договор) о нижеследующем:

1. Предмет Договора

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Исполнитель обязуется:

2.1.1 Оказать услуги, предусмотренные настоящим Договором и согласованным Сторонами Заданием на оценку.
2.1.2 Соблюдать в ходе проведения оценки требования Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, стандарты и правила оценочной деятельности, применяемые при проведении оценки.
2.1.3 Представить в согласованный Сторонами срок Заказчику отчет об оценке объекта оценки (далее - Отчет), соответствующий установленным требованиям.
2.1.4 В течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента окончания проведения оценки передать Заказчику Акт об оказании услуг в двух экземплярах и счет-фактуру, оформленные в соответствии с действующим законодательством.
2.1.5 Незамедлительно сообщить Заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению его объективной оценки.
2.1.6 Обеспечивать сохранность документов, получаемых от Заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки по настоящему Договору. В случае необходимости вернуть переданную документацию по Акту приема-передачи документации.
2.1.7 Не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от Заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.2. Исполнитель имеет право:

2.2.1 Получать от Заказчика документы и информацию, необходимые для оказания услуг по настоящему Договору, и согласованные Сторонами при подписании Задания на оценку (Приложение к Заданию на оценку).
2.2.2 Получать от сотрудников и руководства Заказчика разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для оказания услуг по настоящему Договору. Объем предоставляемых разъяснений и дополнительных сведений, а также перечень случаев, при которых получение подобной информации необходимо, Исполнитель определяет самостоятельно. Исполнитель вправе обращаться к Заказчику за получением подобной информации, как в письменной форме, так и посредством направления Заказчику (его ответственному лицу) письма по электронной почте либо факса.
2.2.3 Запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для оказания услуг по настоящему Договору, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной. В случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на результаты оценки, это указывается в предоставляемом Заказчику Отчете.
2.2.4 Производить копирование и накопление полученной в ходе оказания услуг по настоящему Договору информации при соблюдении условий конфиденциальности, установленных в разделе 7 настоящего Договора.
2.2.5 По своему усмотрению привлекать на договорной основе за счет собственных средств к участию в оказании услуг как сторонние организации, так и отдельных специалистов (экспертов). При этом Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком за действия таких лиц как за свои собственные.
2.2.6 Отказаться от оказания услуг по настоящему Договору в случаях, когда Заказчик нарушил условия Договора, не обеспечил предоставление необходимых документов и информации об объекте оценки либо не обеспечил определенные настоящим Договором условия работы, проинформировав Заказчика не позднее 3 (Трех) рабочих дней в письменной форме о наступлении такого случая и по соглашению Сторон урегулировав сумму выплат за фактически понесенные Исполнителем расходы и оказанные услуги.

2.3. Заказчик обязуется:

2.3.1 Предоставлять Исполнителю документы и информацию, согласованные Сторонами при подписании Задания на оценку (Приложение к Заданию на оценку), необходимые для оказания услуг по настоящему Договору, а также разъяснения и дополнительные сведения (по запросу Исполнителя) в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к предмету настоящего Договора, которые возникли в процессе оказания услуг по настоящему Договору. Факт предоставления документов и информации в соответствии с Приложением к Заданию на оценку фиксируется подписанием Акта приема-передачи документации.
Задержка в представлении документов и информации, независимо от того, произошла ли эта задержка по вине Заказчика, или без его вины, если это повлечет невозможность завершить оказание услуг, предусмотренных настоящим Договором в обусловленный срок, является основанием для продления этого срока на период задержки.
2.3.2 Содействовать осуществлению других законных и обоснованных процедур (действий), которые Исполнитель сочтет необходимыми для надлежащего оказания услуг по настоящему Договору.
2.3.3 Выплатить вознаграждение Исполнителю за оказание услуг по настоящему Договору в соответствии с условиями раздела 3 настоящего Договора.

2.4. Заказчик имеет право:

2.4.1 Требовать от Исполнителя своевременного оказания услуг по настоящему Договору и осуществлять контроль за исполнением настоящего Договора, не вмешиваясь в область профессиональной компетенции Исполнителя.
2.4.2 Отказаться от исполнения настоящего договора в случаях, когда Исполнитель не приступил своевременно к исполнению Договора, либо проводит оценку методами, препятствующими осуществлению оцениваемым хозяйствующим субъектом своей оперативной деятельности, либо в других случаях, происшедших по вине Исполнителя, в результате которых дальнейшее оказание услуг стало нецелесообразным, проинформировав Исполнителя не позднее чем за 10 (Десять) рабочих дней в письменной форме об отказе от услуг Исполнителя, урегулировав сумму выплат за фактически понесенные Исполнителем расходы и оказанные услуги.

3. Стоимость услуг и порядок оплаты

3.1 Стоимость услуг по определению стоимости объекта оценки согласовывается Сторонами в Задании на оценку.
3.2 Стоимость услуг указывается в рублях и включает в себя НДС 18%.
3.3 Услуги Исполнителя оплачиваются Заказчиком в порядке 100 (Сто) % предоплаты в течение 5 (Пяти) банковских дней с момента выставления Исполнителем счета на оплату.
3.4 Все платежи в рамках настоящего Договора осуществляются путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в разделе 13 настоящего Договора.
3.5 Обязанность по оплате считается исполненной Заказчиком с момента поступления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.

4. Сроки оказания услуг

5. Порядок оказания услуг

5.1 Исполнитель приступает к оказанию услуг с даты, определенной в п.4.2. настоящего Договора.
5.2 Исполнитель оказывает услуги в срок, согласованный Сторонами в Задании на оценку. По окончании срока оказания услуг Исполнитель предоставляет Заказчику для ознакомления Отчет, составленный в соответствии с требованиями настоящего Договора и действующего законодательства РФ об оценочной деятельности.
5.3 В случае необходимости возврата Исполнителем Заказчику полученных для исполнения своих обязательств по настоящему Договору документов и информации, Исполнитель одновременно с Отчетом передает Заказчику документы по Акту приема-передачи документации.
5.4 Заказчик должен ознакомиться с Отчетом, и в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента получения Актов об оказании услуг от Исполнителя подписать их и направить один подписанный экземпляр Акта в адрес Исполнителя, либо в тот же срок направить письменный мотивированный отказ от приемки Отчета и подписания Акта с указанием перечня необходимых доработок и сроков их выполнения.
В случае, если по истечении указанного выше срока от Заказчика не будет получен письменный мотивированный отказ, Акт считается подписанным, а Отчет - принятым.
5.5 При наличии у Заказчика письменных мотивированных замечаний к Отчету, Стороны составляют акт о выявленных недостатках, которые Исполнитель обязуется исправить в согласованные Сторонами и указанные в Акте о выявленных недостатках сроки и предоставить новую редакцию Отчета.

6. Сведения об Исполнителе и об оценщиках Исполнителя

либо иные лица, привлеченные Исполнителем в соответствии с п.2.2.5. настоящего Договора.

7. Конфиденциальность

7.1 Исполнитель обязуется сохранять конфиденциальность полученной информации, за исключением общедоступной, связанной с исполнением Договора, и той, предоставление которой предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
7.2 Исполнитель обязуется обеспечить соблюдение требований конфиденциальности третьими лицами, привлекаемыми Исполнителем на договорной основе к участию в оказании услуг по настоящему Договору.
7.3 Стороны договорились, среди прочего, считать сведения о стоимости услуг Исполнителя по настоящему Договору коммерческой тайной, не подлежащей разглашению без письменного согласия другой Стороны.
7.4 Режим конфиденциальности информации не распространяется на информацию и документацию, передаваемые Исполнителем третьим лицам, привлеченным согласно п.2.2.5. настоящего Договора.

8. Ответственность Сторон

8.1 За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим Договором.
8.2 В случае нарушения Исполнителем срока оказания услуг, согласованного Сторонами в Задании на оценку (срока передачи Отчета Заказчику, возврата документации, передачи иных документов, предусмотренных настоящим Договором) Заказчик вправе требовать уплаты Исполнителем пени в размере 0,1 (Ноль целых одна десятая) % от стоимости услуг, согласованной Сторонами в Задании на оценку, за каждый день просрочки Исполнителем своих обязательств, предусмотренных настоящим Договором и/или Заданием на оценку, но не более 10 (Десяти) % от стоимости услуг, согласованной в Задании на оценку.
8.3 В случае нарушения Заказчиком своих обязательств по оплате услуг Исполнителя, Исполнитель вправе требовать от Заказчика уплаты пени в размере 0,1 (Ноль целых одна десятая) % от стоимости услуг, согласованной в Задании на оценку, за каждый день просрочки платежа, но не более 10 (Десяти) % от стоимости услуг.
8.4 Исполнитель вправе не приступать к исполнению своих обязательств по настоящему Договору либо задержать начало их исполнения в случае не поступления на расчетный счет предоплаты согласно п.3.3. настоящего Договора.
8.5 Штрафные санкции по настоящему Договору применяются только при наличии письменной претензии, направленной одной Стороной в адрес другой Стороны. Направление такой претензии является правом, но не обязанностью Стороны.
8.6 Убытки, причиненные Заказчику по настоящему Договору, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в Отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности.

9. Форс-мажор

9.1 Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся: война, введение чрезвычайного положения в регионе стороны, пожар иной несчастный случай, стихийное бедствие, региональная или национальная забастовка (локаута, бойкота, блокады), федеральные и региональные нормативно-правовые акты, вступление в законную силу которых делает невозможным выполнение Договора. Данный перечень является исчерпывающим.
9.2 При наступлении обстоятельств, указанных в п.9.1. настоящего Договора, каждая Сторона должна в течение 3 (Трех) календарных дней известить о них в письменном виде другую Сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по Договору.
Если Сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п.9.2. Договора, если только невозможность извещения не вызвана действием обстоятельств, указанных в п.9.1. Договора, то она обязана возместить второй Стороне понесенные ею убытки.
9.4 В случаях наступления обстоятельств, предусмотренных в п.9.1. Договора, срок выполнения Стороной обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия, но не более одного месяца.
9.5 Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п.9.1. настоящего Договора и их последствия продолжают действовать более одного месяца, Стороны имеют право на одностороннее расторжение Договора.

10. Порядок разрешения споров

11. Срок действия Договора

12. Заключительные положения

12.1 Все изменения и дополнения к настоящему Договору оформляются в письменном виде, подписываются обеими Сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора.
12.2 Все уведомления, письма и иная документация, направление которой предусмотрено настоящим Договором и Приложениями к нему, направляется в письменной форме по адресам, указанным в разделе 13 настоящего Договора.
12.3 Допускается направление документации с использованием электронной, факсимильной и/иных видов связи, позволяющих достоверно установить, что соответствующая документация исходит от направившей ее Стороны. Такая документация признается Сторонами надлежащим подтверждением волеизъявления соответствующей Стороны. Документация, направленная отличным от письменной формы по адресам Сторон, указанным в разделе 13 настоящего Договора, должна быть подтверждена в порядке, согласованном Сторонами в п.12.2. настоящего Договора. В случае расхождения информации, направленной в соответствии с п.12.2. и п.12.3. настоящего Договора, преимущественную силу имеет документация, направленная в порядке, предусмотренном п.12.2. настоящего Договора.
12.4 Во всем остальном, что не урегулировано настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
12.5 Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру каждой стороне.

13. Адреса, банковские реквизиты и подписи Сторон

ЗАКАЗЧИК: ИСПОЛНИТЕЛЬ:
__________________

_______________________

______________________


М.П.

______________________

__________________________ ____________
М.П.

Основанием для проведения оценки объекта является договор (ст.9). В результате изменений, внесенных в ч. 1 статьи Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ, договор, на основании которого проводится оценка, получил законодательное название - "договор на проведение оценки".

При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства об оценочной деятельности, в том числе об обязанностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

Обязательные требования к договору на проведение оценки нашли отражение в ст.10.Закона.

Для заключения договора на проведение оценки достаточно его простой письменной формы, а значит, нотариального удостоверения или государственной регистрации такой договор не требует (в ранее действовавшей редакции ч. 1 статьи (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ) прямо говорилось о необязательности нотариального удостоверения договора). В части 2 ст.10 Закона установлен перечень сведений, подлежащих обязательному включению в договор на проведение оценки, т.е. условия, необходимые для договоров на проведение оценки:

Объект оценки;

Вид стоимости имущества(способ оценки);

Размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

Сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика;

Наименование СРОО, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;

Указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;

Указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством и ст. 24.6 Закона, оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. Следует обратить внимание на то, что в ч. 2 указанной статьи Закона говорится о принятии юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор, на себя обязательств по дополнительному обеспечению ответственности оценщика как о праве, но не как об обязанности; следовательно, такое условие договора на проведение оценки обязательным не является.

В договоре на проведение оценки, заключенном заказчиком с юридическим лицом, должны быть указаны сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в т.ч. ф.и.о. оценщика или оценщиков.

В отношении оценки объектов, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом. уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами.

По ФСО№1«Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» одним из требований к проведению оценки являются заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку. Задание на оценку должно содержать следующую информацию:

а) объект оценки;

б) имущественные права на объект оценки;

в) цель оценки;

г) предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения;

д) вид стоимости;

е) дата оценки;

ж) срок проведения оценки;

з) допущения и ограничения, на которых должна основываться оценка.

ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ. Согласно Закона №ё35 –ФЗ Ст. 5. Объекты оценки – все объекты гражданских прав, в отношении которых Законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте. К объектам оценки относятся.

Приложение 1

к документации о запросе котировок цен

ДОГОВОР № ________/8

на проведение оценки

г. Москва «___» _________ 2017 года

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», именуемая в дальнейшем «Заказчик», в лице __________________________, действующего на основании ______________________________________________, с одной стороны, и ____________________________________________________________________, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице _______________________________________________, действующего на основании _______________________________, с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий договор на проведение оценки (далее – Договор) о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика (Приложение 1 к Договору) оказать услуги по оценке объектов оценки – имущества согласно перечню в соответствии с Приложением 2 к Договору (далее – объекты оценки) (далее - Услуги), а Заказчик обязуется оплатить эти Услуги.

1.2. Оказание услуг по Договору осуществляется Исполнителем в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 01.01.01 года «Об в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон);

Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России
от 01.01.01 года № 000;

Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.01.01 года № 000;

Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.01.01 года № 000;

Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.01.01 г. № 000;

Федерального стандарта оценки «Оценка для целей залога (ФСО № 9)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 2015 г. № 000.

1.3. По результатам оказанных Услуг Исполнитель составляет и представляет Заказчику экспертное заключение в форме письменного отчета об оценке рыночной стоимости объектов оценки на в 2 (Два) экземплярах (далее – Отчет), а также положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации оценщика.

1.4. Оценка объектов оценки по Договору проводится оценщиком/оценщиками (далее по тексту – Оценщик):

1) (ФИО)_____________________________________________________________________;

6.2. Ни одна из Сторон не вправе уступать третьей стороне права требования по Договору без предварительного письменного согласия другой Стороны.

6.3. Любые разногласия, споры или претензии, которые могут возникнуть между Сторонами из Договора или в отношении Договора, либо в связи с ним или с действиями, предпринятыми согласно Договору, включая без ограничений любой спор относительно состава, действия, законной силы или нарушения Договора, должны быть урегулированы между Сторонами посредством переговоров. При этом обязательным является предъявление письменной претензии, срок рассмотрения которой устанавливается в 5 (пять) рабочих дней, начиная с даты ее вручения другой Стороне.

6.4. В случае невозможности урегулирования споров и разногласий путем переговоров, спор подлежит передаче на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы

7. Заключительные положения

7.1. Договор вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями Сторон и действует до момента исполнения Сторонами всех своих обязательств по Договору.

7.2. Приложения к Договору являются его неотъемлемыми частями.

7.3. Договор может быть изменен только по соглашению Сторон. Все приложения и изменения, вносимые в Договор, оформляются в виде дополнительных соглашений, которые должны быть подписаны уполномоченными представителями Сторон.

7.4. Договор составлен на русском языке в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, два экземпляра – для Заказчика, один экземпляр – для Исполнителя.

7.5. Стороны подтверждают, что им известны требования законодательных и иных нормативных Российской Федерации о противодействии коррупции при осуществлении хозяйственной деятельности (далее – антикоррупционные требования). Стороны обязуются обеспечить соблюдение антикоррупционных требований при исполнении Договора своими работниками, представителями, а также субподрядчиками и иными контрагентами, привлекаемыми ими для исполнения Договора. Для целей определения ответственности Сторон по Договору нарушение антикоррупционных требований указанными лицами признается их нарушением, совершенным Стороной.

7.6. Сторона, которой стало известно о фактах неправомерного (с нарушением антикоррупционных требований) получения работниками или представителями другой Стороны (лично или через посредников) доходов в виде денег, иного имущества, в том числе , услуг имущественного характера, результатов или каких-либо выгод (преимуществ) в связи с заключением и исполнением Договора (далее – получение доходов с нарушением антикоррупционных требований), обязана письменно уведомить об этом другую сторону в течение двух рабочих дней.

7.7. Сторона, у которой появились обоснованные подозрения в получении доходов с нарушением антикоррупционных требований может направить другой Стороне запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для проверки таких подозрений, за исключением документов и информации, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами. Сторона, получившая указанный запрос, обязана дать на него мотивированный ответ, а также предоставить другой Стороне запрашиваемые документы и информацию (либо указать предусмотренные федеральным законом основания для отказа в их предоставлении) в течение пяти рабочих дней после получения запроса, если иной срок не будет установлен по соглашению Сторон.

7.8. При наличии доказательств получения доходов с нарушением антикоррупционных требований, а также при наличии обоснованных подозрений в этом и неисполнении другой Стороной обязанности предоставить запрашиваемые документы и информацию Сторона вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение своих обязательств по Договору, в том числе оплату по Договору до урегулирования Сторонами спора или его разрешения в судебном порядке. Если при этом имеются доказательства совершения уголовного преступления или коррупционной направленности либо в результате нарушения антикоррупционных требований Стороне причинены убытки, указанная Сторона вправе в одностороннем порядке расторгнуть Договор.

7.9. Сторона, нарушившая антикоррупционные требования и (или) условия настоящей антикоррупционной оговорки, обязана возместить другой Стороне возникшие у нее в результате этого убытки. Порядок возмещения убытков определяется законодательством Российской Федерации и Договором.

8. Адреса и банковские реквизиты Сторон:


Приложение 1

к договору от «___» ________ 2017 года № ________/8

ЗАДАНИЕ

на проведение оценки

Заказчик: Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» в лице ________________________, действующего на основании _________________________________.

Исполнитель: ________________________________________________________________.

Объект оценки: имущество, указанное в Приложении 2 к договору от ______________
№ __________________ (далее – объекты оценки).

Имущественные права на объект оценки: объекты оценки принадлежат на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью, доля в уставном капитале которого в размере 100% принадлежит Заказчику.

Цель оценки: определение рыночной стоимости объектов оценки.

Предполагаемое использование результатов оценки: для использования при определении цены для совершения сделок с Объектами оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, отступного, залога, принятии управленческих решений.

Вид оценки: рыночная стоимость.

Дата оценки: по состоянию на 2017 года.

Срок проведения оценки: с даты заключения договора на проведение оценки от ___ _____ 2017 г. № 000-____/8 и в срок до «25» июля 2017 года.

Денежная единица для измерения стоимости: российский рубль.

Наименование и тип документов об оценке:

Отчет об оценке – полный, в письменной форме (2 экземпляра);

Положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации оценщика.

Необходимость юридической экспертизы прав на объект оценки: не требуется.

Допущения и ограничения, на которых должна основываться оценка:

Отчет достоверен исключительно в полном объеме, отдельные части отчета не могут являться самостоятельными документами.

Обоснованное профессиональное суждение Оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки действительно только на дату оценки, указанную в отчете, и лишь для целей и функций, указанных в отчете. Оценщик не принимает на себя никакой ответственности за изменение политических, экономических, юридических и иных факторов, которые могут возникнуть после этой даты и повлиять на рыночную ситуацию, и, как следствие, на рыночную стоимость объектов оценки.

Отчет об оценке содержит обоснованное профессиональное суждение Оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки и не является гарантией того, что объекты оценки будут проданы на свободном рынке по цене, равной стоимости объектов оценки, которая указана в отчете.

Заказчик гарантирует, что любая информация, суждения, аналитические разработки Оценщика и другие материалы отчета будут использованы им исключительно в соответствии с целями и функциями, указанными в отчете.

Оценщик и Заказчик гарантируют конфиденциальность информации, полученной ими в процессе оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При проведении анализа и расчетов Оценщик использует исходную информацию об объектах оценки, переданную Заказчиком. Оценщик не принимает на себя ответственность за достоверность переданной ему Заказчиком исходной информации.

Информация, показатели, характеристики и т. д., использованные Оценщиком и содержащиеся в отчете, берутся Оценщиком из источников, которые, по мнению Оценщика, являются достоверными. Тем не менее, Оценщик не предоставляют гарантии или иные формы подтверждения их полной достоверности. Все использованные Оценщиком в отчете данные, снабженные ссылками на источники информации, не могут рассматриваться как его собственные утверждения.

Оценщик не несет ответственности за юридическое описание прав на объекты оценки или за вопросы, связанные с рассмотрением данных прав.

Оценщик предполагает отсутствие каких-либо скрытых (то есть таких, которые невозможно обнаружить при визуальном освидетельствовании объекта) фактов, влияющих на оценку. Оценщик не несет ответственности ни за наличие таких скрытых фактов, ни за необходимость выявления таковых.

Отчет об оценке представляет собой профессиональное суждение Оценщика без каких-либо гарантий с его стороны в отношении условий последующей реализации объектов оценки.

Дополнительные требования:

По требованию Исполнителя Заказчик обеспечивает доступ Оценщика к объектам оценки и документации, необходимой для осуществления оценки.

Величина определяемой рыночной стоимости объектов оценки не может служить основанием для отказа от оплаты работ.

ЗАКАЗЧИК:

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Государственная корпорация

«Агентство по страхованию вкладов»

109240, г. Москва,

ул. Высоцкого, д. 4,

в ГУ Банка России по ЦФО г. Москва 35,

___________________________________

_____________________ ____________

_____________________

_____________________ ____________


____________________

_________________________________________

__________________________________

___________________ ______________

___________________________________

_____________________ ____________

_____________________

_____________________ ____________

Договор на проведение оценки заключается в простой письменной форме.

Договор на проведение оценки должен содержать:

Описание объекта или объектов оценки, позволяющее провести их идентификацию (абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 431-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

Вид стоимости имущества (способ оценки);

Размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

Сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;

Указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;

Указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством и статьей 24_6 настоящего Федерального закона, оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

В договоре на проведение оценки, заключенном заказчиком с юридическим лицом, должны быть указаны сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе фамилия, имя, отчество оценщика или оценщиков.

В отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 12 августа 2006 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 157-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)



Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки

Часть утратила силу с 12 августа 2006 года - Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 157-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

Отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете (часть дополнена с 12 августа 2006 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 157-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Часть утратила силу с 31 декабря 2010 года - Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 431-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

В отчете должны быть указаны:

дата составления и порядковый номер отчета;

основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков (абзац в редакции, введенной в действие с 22 ноября 2002 года Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 143-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 августа 2006 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 157-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; *11.4.5)

последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

дата определения стоимости объекта оценки;

перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор (часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 431-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 431-ФЗ).

В случаях, предусмотренных федеральными законами, актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, отчет подлежит опубликованию в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (часть дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 431-ФЗ).

Статья 12. Достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Статья 13. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете

В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. *13.1)

Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Права оценщика

Оценщик имеет право:

применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;

Требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда (абзац дополнительно включен с 22 ноября 2002 года Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 143-ФЗ).

Договор на проведение оценки предусмотрен Федеральным законом об оценочной деятельности, в нормах которого упоминаются потребители услуг в области оценочной деятельности (ч. 1 ст. 24.10.).

Как утверждают многие авторы, оценщики оценивают имущество в форме услуги, предоставляемой заказчику (потребителю). Возмездное оказание услуг как вид гражданских правоотношений регулируется гл. 39 ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить услуги (ст. 779 ГК РФ).

По мнению Е.В. Воскресенской - «Договор между оценщиком и заказчиком (договор об оценке имущества) является договором возмездного оказания услуг. Подвергается критике высказанное в юридической литературе мнение о том, что этот договор в зависимости от того, получает ли деятельность оценщика овеществленное выражение в виде отчета или нет, относится соответственно к договорам на выполнение работ или на оказание услуг. Ошибочным является понимание договора об оценке имущества как договора подряда».

«. обязательства по осуществлению оценочной деятельности по своей юридической природе представляют один из видов обязательств по оказанию услуг. Сущность основных свойств обязательства по осуществлению оценочной деятельности, особенности его исполнения, позволяет отличать его от подрядных отношений. Результатом осуществления оценочной деятельности является установленная в отношении объекта оценки рыночная или иная стоимость.

Передаче подлежит информация, зафиксированная на материальном носителе и представляющая собой квалифицированное мнение в виде отчета об оценке.

Результат не может существовать «по частям», не проявляется вовне (не материализуется), пока он полностью не достигнут, какой бы объем предварительной работы не был проведен.

Услуги по проведению независимой оценки специально не урегулированы Гражданским кодексом, что позволяет применять к этому типу отношений положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации “Возмездное оказание услуг”» (О.М. Залавская).

В работе Р.Ф. Шайдуллина обсуждаемый договор определяется как «договор на оказание услуг по оценке».

Таким образом, договор на проведение оценки принято считать одним из видов договоров возмездного оказания услуг.

Общими признаками, объединяющими все договорные обязательства об оказании услуг, являются:

Во-первых, особенности объекта обязательства - услуги нематериального характера;

Во-вторых, специфика связи услуги с личностью услугодателя. Обязательства по оказанию услуг опосредуют отношения, предметом которых являются услуги, не получающие овеществленного выражения, отличного от самой деятельности, в которой они воплощены, например услуги врача, учителя, адвоката и т.д. Положительный результат оказания нематериальной услуги может и не быть достигнут, но экономический характеротношения нисколько не зависит от того, излечивает ли больного врач, успешно ли обучает ученика учитель, выигрывает ли дело клиента адвокат. Достижение полезного эффекта услуги зависит от того, как происходит ее потребление, имеются ли объективные условия для достижения результата, т.е. от качеств не только исполнителя, но и потребителя услуги. Соответственно этому и оплата деятельности услугодателя не зависит от того, достигнут или нет полезный эффект услуги. Репетитор обязан предоставить свои услуги, т.е. обеспечить возможность усвоения обучающимся определенного уровня знаний; достигнет ли деятельность репетитора желаемого результата или нет, зависит от самого обучающегося, его способностей, внимательности. Этот признак свойствен не только репетиторству, но и всем иным видам нематериальных услуг123.

Таким образом, предмет договора на проведение оценки, как одного из видов договора возмездного оказания услуг, должен представлять собой правоотношения между исполнителем и заказчиком, связанные с осуществлением профессиональной деятельности исполнителя, из которой возникает результат, не имеющий овеществленной формы, направленный на удовлетворение потребностей заказчика в момент осуществления деятельности исполнителя.

В предыдущих главах настоящей работы были сделаны следующие выводы.

Оценочная деятельность - это профессиональная деятельность независимого оценщика, осуществляемая с целью установления рыночной, кадастровой или иной стоимости объекта оценки для вовлечения объекта его владельцем в гражданский оборот или иных целей.

Результат оценочной деятельности - итоговая величина стоимости объекта оценки, содержащаяся в отчете об оценке, используется сторонами предстоящих и действующих правоотношений.

Таким образом, результат оценочной деятельности - стоимость объекта оценки потребляется заказчиком договора на проведение оценки, а также иными лицами, заинтересованными в стоимости объекта оценки, после ее (деятельности) осуществления.

В оценочной деятельности полезный результат - это определенная оценщиком стоимость объекта оценки, процесс определения которой с итоговой величиной стоимости объекта оценки обобщен в отчете об оценке.

Стоимость объекта оценки не имеет овеществленной формы, однако она должна содержаться в отчете об оценке, составленном оценщиком в простой письменной форме или в форме электронного документа (ст. 11 Федерального закона об оценочной деятельности, ФСО № 3).

В соответствии с п. 3 ФСО № 3 отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности, ФСО, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными СРО, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

Ранее ч. 1 ст. 11 в предыдущей редакции (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 143-ФЗ) Федерального закона об оценочной деятельности определяла, что надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки. Данная норма в действующей редакции (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ) определяет отчет об оценке - как итоговый документ, составленный по результатам определения стоимости объекта оценки.

Федеральный закон об оценочной деятельности и ряд других нормативных правовых актов устанавливают требования об обязательном проведении оценки объектов, вовлекаемых в гражданский оборот или для иных целей. В предмет этих правоотношений входит использование заказчиком, а также третьими лицами отчета об оценке. Например, в соответствии со ст. 130 Федерального закона о банкротстве отчет об оценке имущества должника подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений обанкротстве; отчет оценщика об оценке имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества <...> направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков; в случае получения <...> положительного заключения <...> собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке. Следовательно, заказчика, а также иных лиц, заинтересованных в стоимости объекта оценки, интересует не только стоимость объекта оценки, но и отчет об оценке, составленный независимым оценщиком в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом об оценочной деятельности и ФСО.

Как показал рассмотренный пример судебной практики - постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2013 г. № Ф07-6056/11 по делу № А56- 18340/2010 (параграф 1.2. настоящей работы), отступление оценщиком от законодательных требований, предъявляемых к форме отчета об оценке, явилось недопустимым доказательством и недостоверным подтверждением рыночной стоимости объекта оценки.

Относительно оценки предприятия Г.В. Булычева отмечает, что одним из наиболее важных этапов работы по оценке предприятия является оформление отчета. От того, что войдет в данный документ, в какой форме и в какой последовательности, во многом зависит успех или неудача проделанной работы.

«Многим кажется, что определение рыночной стоимости объекта - это просто, а результат может уместиться на одном листе бумаги. Между тем оценщик обязан предоставить клиенту подробный многостраничный отчет. При этом он руководствуется и положениями действующего законодательства, и федеральными стандартами по оценочной деятельности. СРО, когда к ним обращаются с просьбой провести экспертизу процедуры оценки, в первую очередь проверяют именно формальное соответствие отчета существующим стандартам. Судебная экспертиза вникает в суть: насколько определенная стоимость объекта соответствует реалиям рынка» (И.Патрушев).

Таким образом, рассмотренные признаки договора на проведение оценки не соответствуют общим признакам договора возмездного оказания услуг, так как результат оценочной деятельности - стоимость объекта оценки все же выражается в овеществленной форме - отчете об оценке, который должен соответствовать законодательным требованиям, правилам и стандартам оценки. Соблюдение оценщиком данных требований способствует достижению положительного результата осуществленной деятельности, потребляемого заказчиком с момента ее (деятельности) прекращения. Аналогичные требования предъявляются к качеству работы, выполняемой подрядчиком (п. 2 ст. 721 ГК РФ). Полезный эффект оценочной деятельности, к достижению которого должен стремиться оценщик, заключается в возможности использовании отчета об оценке как допустимое доказательство, содержащее достоверные сведения о стоимости объекта оценки, в отношении чего оценщик законом наделен гражданской ответственностью.

Об аналогичных правоотношениях М.В. Кротов пишет, что следует отграничивать от обязательств по оказанию услуг такие отношения, в которых деятельность услугодателя получает какое-либо овеществленное выражение, существующее отдельно от деятельности исполнителя. Например, консультация аудиторской фирмы, предоставляемая в устной форме, будет охватываться отношениями по оказанию услуг, а письменное заключение той же аудиторской фирмы должно регулироваться нормами о договоре подряда, поскольку наличие вещного результата - письменного заключения - определяет предмет обязательства как выполнение работы по написанию письменного заключения. В результате такой договор приобретает форму смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ), содержащего элементы договора возмездного оказания услуг с элементами договора подряда. Однако Федеральный закон об оценочной деятельности, ФСО, другие правила и стандарты оценки не предусматривают осуществление оценочной деятельности в форме устной консультации.

Имеется иная позиция. Абзац 3 п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29 сентября 1999 г. № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг» (далее - Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 48) разъясняет следующее. Поскольку стороны в силу ст. 421 ГК РФ вправе определять условия договора по своему усмотрению, обязанности исполнителя могут включать в себя не только совершение определенных действий (деятельности), но и представление заказчику результата действий исполнителя (письменные консультации и разъяснения по юридическим вопросам; проекты договоров, заявлений, жалоб и других документов правового характера и т.д.).

В скобках рассматриваемого Информационного письма Президиума ВАС РФ № 48 перечисляются действия, аналогичные действиям юридической помощи, оказываемой адвокатом доверителю (пп. 1, 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона об адвокатуре). Федеральный закон об адвокатуре предусматривает соглашение об оказании юридической помощи, которое представляет собой гражданско- правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (абз. 1 ч. 2 ст. 25). Вопросы расторжения соглашения об оказании юридической помощи регулируются ГК РФ с изъятиями, предусмотренными данным Федеральным законом (абз. 3 ч. 2 ст. 25). Утративший силу абз. 2 ч. 2 ст. 25 ранее устанавливал императивное правило об участии адвоката в качестве представителя или защитника доверителя в различных судопроизводствах, а также в представлении интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в отношениях с физическими лицами только на основании договора поручения.

Под юридической помощью понимается безвозмездный характер отношений между адвокатом и доверителем, о чем также толкуют бланкетные нормы ст. 25 Федерального закона об адвокатуре, дающие отсылку к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о юридической помощи). Со вступлением в силу Федерального закона о юридической помощи понимается причина изъятия из Федерального закона об адвокатуре абз. 2 ч. 2 ст. 25, определяющей правоотношения между адвокатом и доверителем на возмездной основе. Таким образом, ранее действовавшая редакция Федерального закона об адвокатуре предусматривала осуществление адвокатской деятельности оказанием правовых услуг возмездного характера только на основании договора поручения.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 48 дает разъяснение в отношении договора возмездного оказания услуг, общие правила которого (гл. 39 ГК РФ) к поручению (гл. 49 ГК РФ) применяться не могут (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

В соответствии с ГК РФ осуществление юридической деятельности в пользу другого лица может осуществляться в форме поручения (гл. 49), комиссии (гл. 51), агентирования (гл. 52), доверительного управления имуществом (гл. 53). Из указанных глав ГК РФ правила о возмездном оказании услуг могут применяться лишь к агентскому договору (гл. 52). Остальные правоотношения, связанные с оказанием юридических услуг, п. 2 ст. 779 ГК РФ из общих правил возмездного оказания услуг исключены.

Предмет агентского договора, в отличие от предмета других отдельных договоров, довольно широк. Помимо юридических действий, предмет данного договора охватывает не исчерпывающий список сфер деятельности, совершаемой агентом в пользу принципала, и устанавливает продолжительные отношения сторон. Как поясняет Е.А. Суханов, «невозможно обойтись одной из традиционных конструкций договоров поручения, комиссии или подряда (возмездного оказания услуг). Необходимо заключить либо несколько различных, но тесно взаимосвязанных договоров между одними и теми же субъектами, либо сложный смешанный договор, к которому в соответствующих частях все равно будут применяться правила о договорах, элементы которых он содержит. Институт агентского договора позволяет значительно упростить такую ситуацию». Следовательно, если исключить из агентского договора тот или иной элемент, то он примет форму иного характера, например договора поручения или комиссии. А к этим договорам, как было сказано выше, не применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, на основании чего агентский договор не может рассматриваться в качестве отдельного договора об оказании правовых услуг.

Как поясняет А.Е. Шерстобитов, договорные обязательства об оказании услуг в гражданском праве можно подразделить на определенные виды по характеру деятельности услугодателя:

1) обязательства об оказании услуг фактического характера (вытекающие из договоров перевозки, хранения, возмездного оказания услуг);

2) обязательства об оказании услуг юридического характера (вытекающие из договоров поручения и комиссии);

3) обязательства об оказании услуг как фактического, так и юридического характера (вытекающие из договоров транспортной экспедиции, агентирования, доверительного управления имуществом);

4) обязательства об оказании услуг денежно-кредитного характера (вытекающие из договоров займа и кредита, факторинга, банковского счета, банковского вклада, а также из безналичных расчетов и страхования).

Таким образом, действующее гражданское законодательство РФ не предусматривает как такового договора об оказании правовых услуг. В отношении какого именно договора дает разъяснение Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 48, непонятно. В связи с этим следует согласиться с позицией М.В. Кротова, предлагающего отграничивать от обязательств по оказанию услуг отношения, в которых деятельность услугодателя получает какое- либо овеществленное выражение, существующее отдельно от деятельности исполнителя. Например, результат оценочной деятельности - итоговая величина стоимости объекта оценки, содержащаяся в отчете об оценке, используемом сторонами предстоящих и действующих правоотношений, итог которых (правоотношений) не должен касаться независимого оценщика. Нематериальный результат - стоимость объекта оценки и содержащий его материальный носитель

Отчет об оценке друг от друга не могут быть отделены. Можно представить ситуацию: получение заказчиком от оценщика устной консультации о стоимости объекта оценки, вовлекаемого в оборот или используемого в иных целях, однако результат такой услуги не может иметь правового значения вследствие несоблюдения требования о простой письменной форме сделки, которое прямо указано в законе. Таким образом, результат оценочной деятельности не может иметь неовеществленного выражения, о чем свидетельствуют нормы Федерального закона об оценочной деятельности, ФСО и других нормативных правовых актов РФ.

Далее М.В. Кротов поясняет: - «В обязательствах подрядного типа и примыкающих к ним обязательствах по производству работ предметом правоотношения выступает овеществленный результат деятельности исполнителя. Он может выражаться в создании новой вещи, изменении существующих вещей, быть продуктом духовного творчества, нашедшим свое объективированное выражение в чертежах, схемах, книгах, отчетах, картинах и т.п. Результат может быть различным, но именно его «вещность» служит конституирующим признаком обязательств по выполнению работ».

Таким образом, объект обязательства договора на проведение оценки носит материальный характер. Определенная стоимость объекта оценки должна содержаться в отчете об оценке, для которого законом установлена простая письменная форма или форма электронного документа. Федеральный закон об оценочной деятельности, ФСО, другие правила и стандарты оценки не предусматривают осуществления оценочной деятельности в форме устной консультации, как, например, консультация в устной форме адвоката, при оказании юридической помощи. Ряд нормативных правовых актов РФ, регулирующих правоотношения с условием проведения оценки объектов правоотношений, требует от своих адресатов использования отчета об оценке, составленного независимым оценщиком. Последнее подразумевает существование результата оценочной деятельности в материальной форме, отдельно от самой деятельности. В связи с этим договору на проведение оценки свойственна форма договора подряда, а не форма договора возмездного оказания услуг.

Следующий общий признак договора возмездного оказания услуг «специфика связи услуги с личностью услогодателя».

Деятельность оценщика неотделима от его личности, даже в случаях привлечения в обсуждаемую деятельность им других оценщиков или иных специалистов, за действия которых должна нести ответственность сторона исполнителя по договору на проведение оценки.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона об оценочной деятельности договор на проведение оценки должен содержать: сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с настоящим Федеральным законом; наименование СРО, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации; указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством и статьей 24.6 настоящего Федерального закона, оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. В договоре на проведение оценки, заключенном заказчиком с юридическим лицом, должны быть указаны сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе фамилия, имя, отчество оценщика или оценщиков.

Об оценщике как конкретном физическом лице - непосредственном исполнителе обязательств, вытекающих из договора на проведение оценки, ст. 16 Федерального закона об оценочной деятельности определяет следующее.

Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица - заказчика, лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, либо состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

В отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

Оценщик является участником (членом) или кредитором юридического лица - заказчика либо такое юридическое лицо является кредитором или страховщиком оценщика.

Таким образом, рассмотренные обязательные требования к содержанию договора на проведение оценки предписывают неотделимость личности оценщика от исполняемых им обязательств перед заказчиком.

Данный признак договора на проведение оценки соответствует общим признакам договора возмездного оказания услуг, «специфика связи услуги с личностью услугодателя», а также признакам договора подряда. Пункт 1 ст. 706 ГК РФ устанавливает правило о личном выполнении подрядчиком предусмотренной договором работы. В то же время подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (субподрядчиков).

Общими правилами возмездного оказания услуг следует также выделить специфику связи услуги с личностью услугополучателя. Например, потребление отдельным индивидом услуг парикмахера. В то время как потребители оценочной деятельности подразделяются на заказчиков и третьих лиц, не являющихся заказчиками, но также небезразличных к судьбе объекта оценки. Таким образом, по общим правилам потребителем услуг может быть одно лицо, а результат, вытекающий из договора на проведение оценки, рассчитывается на более широкую аудиторию потребителей, не только одного заказчика.

Итак, объект обязательств, вытекающий из договора на проведение оценки, носит материальный характер (имеет овеществленный результат), тем самым не соответствуя общим признакам, объединяющим все договорные обязательства по оказанию услуг. Связь обсуждаемой деятельности с личность исполнителя выявляется как в договорных обязательствах по оказанию услуг, так и в подрядных правоотношениях. В связи с этим предлагается обратиться к ст. 783 ГК РФ.

М.В. Кротов поясняет: - «В целях законодательной экономии закон допускает применение к регулированию отношений по возмездному оказанию услуг норм общих положений о подряде и о бытовом подряде, если это не противоречит ст. 779 - 772 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК)».

«При возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата. по договору подряда для заказчика прежде всего имеет значение достижение подрядчиком определенного вещественного результата» (постановление Президиума ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № 18140/09 по делу № А56-59822/2008).

Осуществление оценочной деятельности, как исполнение обязательств оценщика по договору на проведение оценки, предшествует потреблению ее результата потребителями, без участия оценщика. На этом основании предмет договора на проведение оценки следует определять как «процесс производительной деятельности, сопровождающейся созданием определенного овеществленного результата», «имеющего конкретное вещественное и обособленное от исполнителя выражение. Последнее объясняется тем, что результат работы подрядчик обязан передать заказчику». Статьи 779 - 783 ГК РФ не определяют прием и передачу сторонами договора результата услуги, и это логично, так как он не имеет овеществленной формы.

А.Е. Шерстобитов поясняет - «В иных случаях подрядчик должен передать заказчику результат выполненной работы, который не выражен в новой вещи, но является вещественным. В связи с этим передаваемый подрядчиком заказчику результат необязательно должен представлять собой движимую или недвижимую вещь». Например, отчет об оценке объекта оценки, составленный оценщиком в простой письменной форме или в форме электронного документа.

Таким образом, законодательные положения об оценочной деятельности, стандарты и правила оценки отступают от правил гл. 39 ГК РФ и противоречат особенностям предмета договора возмездного оказания услуг, в связи с чем к договору на проведение оценки не могут применяться правила возмездного оказания услуг. О договоре на проведение оценки следует говорить как об отдельном договоре подряда, результат которого не выражен в новой движимой или недвижимой вещи или изменении потребительских свойств существующей вещи. В связи с этим договор на проведение оценки не может регулироваться положениями о бытовом подряде и строительном подряде (параграфы 2, 3 гл. 37 ГК РФ).

Вышесказанное также объясняется следующим.

Пункты 2, 3 ст. 781 ГК РФ предусматривают случаи невозможности исполнения договора возмездного оказания услуг. По данному вопросу А.Ю. Кабалкин дает следующее пояснение: - «Если такая невозможность наступила по вине заказчика, то он должен оплатить услугу в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или данным договором. Другой порядок оплаты услуги определен законом при условии, что невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые стороны не отвечают. На заказчика также, если иное не предусмотрено законом или договором, возлагается обязанность возместить исполнителю только фактически понесенные им расходы по исполнению договора (ст. 15 ГК)».

Рассмотренные нормы ГК РФ устанавливают обязанность заказчика, в то время как нормы Федерального закона об оценочной деятельности обязанностей данной стороны по договору на проведение оценки не определяют вообще. Однако аналогичные случаи невозможности исполнения договора на проведение оценки предусматриваются. В соответствии со ст. 14 Федерального закона об оценочной деятельности оценщик имеет право: отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы; требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки. Оценщик обязан сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки (ст. 15 Федерального закона об оценочной деятельности).

Аналогичными правами и обязанностями наделен подрядчик. По словам В.Л. Хромова, - «. право на приостановку работ в связи с действием указанных в ст. 716 ГК обстоятельств должно реализовываться подрядчиком с учетом добросовестности и сотрудничества сторон при наличии препятствий в выполнении условий заключенного договора подряда. Это право подрядчика корреспондируется с его обязанностью незамедлительного уведомления заказчика о выявленных им обстоятельствах». С момента такого уведомления, если заказчик не примет мер для устранения возникших обстоятельств, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков (п. 3 ст. 716 ГК РФ). В соответствии со ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков при невыполнении заказчиком своих обязанностей.

Таким образом, выявляется односторонний отказ от исполнения договора подряда и договора на проведение оценки со стороны исполнителя, который допускается при наличии одной из двух причин: уклонения заказчика от исполнения взятых на себя обязательств перед исполнителем по договору; возникновения обстоятельств, независящих от сторон, препятствующих исполнению договора. В то же время ст. 872 ГК РФ допускает односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика без каких-либо на то причин при условии возмещения убытков (расходов) отказавшейся от договора стороны. Оценщик, в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности, подрядчик, в соответствии с Общими положениями о подряде (параграф 1 гл. 37 ГК РФ), наделены аналогичными правами и обязанностями. В связи с этим об обязательствах оценщика, вытекающих из договора на проведение оценки, следует говорить как о подрядных обязательствах и выполнении работ.

Как неоднократно говорилось в настоящей работе, оценочная деятельность и оценка в гражданских правоотношениях рассматриваются как условие организационных договоров. Среди договоров подряда к таким договорам можно отнести договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Предлагается рассмотреть данный договор и провести сравнительный анализ его с договором на проведение оценки.

Правовое регулирование договорных отношений данного вида осуществляется как общими положениями о подряде, так и специальными нормами, сосредоточенными в параграфе 4 главы 37 ГК. Последние отражают особенности содержания договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и отчасти ответственности сторон за нарушение принятых обязательств. Во всем остальном надлежит исходить из общих положений о подряде, а в ряде случаев - из правил о договорах строительного подряда с учетом различий, существующих между этими разновидностями подрядных обязательств. В параграфе 4 главы 37 ГК решаются лишь самые общие вопросы о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Проектные и изыскательские работы, помимо параграфа 4 гл. 37 ГК РФ (как и осуществление оценочной деятельности, помимо Федерального закона об оценочной деятельности), предусмотрены и регулируются рядом других нормативных правовых актов РФ: Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ), Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» и др.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ).

Как и другие виды подряда, данный договор по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным. Вместе с тем он выделяется в отдельный вид договора подряда благодаря двум характерным особенностям:

Особый характер работ, выполняемых подрядчиком;

Специфические черты результата работ, подлежащих передаче заказчику. Выполнение изыскательских и проектных работ - необходимые этапы, предшествующие всякому строительству. Задачей изыскательских работ является подготовка всех данных, которые необходимы для разработки технико-экономического обоснования строительства и последующего составления технической документации.

Таким образом, выявляется организация строительного подряда, выраженная в подготовке его проекта. Осуществление оценочной деятельности также носит особый характер и имеет специфические черты результата, подлежащего передаче заказчику. Это объясняется следующим. Определение стоимости объекта оценки, от которой зависит цена договора, предшествует всякому товарообмену, в том числе возникновению подрядных правоотношений. Деятельность независимого оценщика связана со сбором информации, в процессе исследования которой формируются выводы, являющиеся основой результата оценочной деятельности - итоговая величина стоимости объекта оценки. Данные исследования подлежат описанию и должны содержаться в отчете об оценке, составление которого также относится к действию оценщика и который передается заказчику.

Как поясняет А.П. Сергеев, - «предмет договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не имеет той обычной овеществленной формы, которая характерна для договора подряда. Результат работы проектировщика (изыскателя) - сама техническая документация и данные о проведенных изысканиях, основная ценность которых состоит в содержании этих материалов, а не в том материальном носителе, в котором это содержание выражено».

Таким образом, предметы двух рассматриваемых договоров обладают одинаковыми свойствами, которые можно определить как «нематериальное в материальном». Ценность результата оценочной деятельности заключена в содержание отчета об оценке, как и ценность результата проектных и изыскательских работ в технической документации.

Сторонами договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ являются подрядчик (проектировщик, изыскатель) и заказчик.

Принимать на себя обязанности проектировщика (изыскателя) могут лишь субъекты, которые, во-первых, являются предпринимателями и, во-вторых, имеют специальную лицензию на выполнение таких работ.

Таким образом, проектная и изыскательская деятельность, как и оценочная, является предпринимательской и устанавливает к своим субъектам специальные требования: проектировщик (изыскатель) - должен иметь лицензию, оценщик - являться членом СРО.

В качестве заказчиков могут выступать любые лица, которые нуждаются в результатах проектных и (или) изыскательских работ. Нередко заказы на выполнение подобных работ делаются лицами, которые сами являются подрядчиками по договорам строительного подряда.

Субъектный состав оценки был рассмотрен в главе 2 настоящей работы.

Таким образом, проектная и изыскательская деятельность возникает в отношениях строительного подряда как оценочная деятельность в оценке, и его (строительного подряда) участниками в случаях, предусмотренных законодательством или договором, привлекается специалист, имеющий соответствующий правовой и профессиональный статус на выполнение тех или иных работ. Если правовой и профессиональный статус исполнителя соответствует законодательным требованиям, он вправе заключить договор с любым обратившимся к нему субъектом-заказчиком.

Исполнение обязательств по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ обычно начинается с того, что заказчик выполняет свою обязанность по передаче подрядчику задания на проектирование, а также иных исходных данных, необходимых для составления соответствующей технической документации.

Договор на проведение оценки включает в себя задание на оценку (пдп. «а» п. 16 ФСО № 1). Содержание Задания на оценку регламентировано п. 17 ФСО № 1. Статья 15 Федерального закона об оценочной деятельности предусматривает в числе обязанностей оценщика обеспечение сохранности документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки. Договор на проведение оценки должен содержать: описание объекта или объектов оценки, позволяющее провести их идентификацию; вид стоимости имущества (способ оценки) (ч. 2 ст. 10 Федерального закона об оценочной деятельности).

Таким образом, договор подряда на проведение проектных и изыскательских работ, как и договор на проведение оценки, включает в себя задание на его исполнение, согласно которому заказчиком передаются, а исполнителем принимаются исходные данные, в том числе документы объекта исследования.

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ по смыслу закона всегда носит срочный характер. При заключении договора стороны должны предусмотреть срок, в течение которого подрядчик должен выполнить соответствующие работы и передать их результат заказчику. Общий срок договора может быть разбит на ряд промежуточных сроков, к которым должны быть выполнены отдельные этапы работ. Срок, однако, не относится к существенным условиям договора, так как при отсутствии в договоре четких временных границ подрядчик должен выполнить порученную ему работу в разумный срок после возникновения обязательства (п. 2 ст. 314 ГК)145.

Задание на оценку должно содержать: дату оценки; срок проведения оценки. Пункт 8 ФСО № 1 на случай обязательного проведения оценки, предусмотренного законодательством РФ, устанавливает срок составления отчета об оценке, который не должен превышать трех месяцев от даты оценки, за исключением случаев, когда законодательством РФ установлено иное. Например, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40- ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», срок проведения оценки поврежденного имущества составляет не более пяти рабочих дней со дня обращения потерпевшего к страховщику, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.

Срок осуществления оценочной деятельности оценщика подразделяется на два неразрывных между собой периода времени: 1) время проведения оценки; 2) время составления отчета об оценке. Это, в общем, и составляет срок исполнения договора на проведение оценки.

Следовательно, как и срок договора на проведение оценки, срок исполнения рассмотренного договора подряда включает в себя несколько периодов времени (ряд промежуточных сроков), в течение которых исполнителем должны бытьвыполнены определенные этапы работ в разумный срок или срок, определенный договором, если законодательством РФ не предусмотрено иное.

Цена договора подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских работ чаще всего приобретает форму сметы, содержащей постатейный перечень затрат подрядчика на выполнение работ. Цена не считается существенным условием договора и в случае недостаточного определения ее в договоре может быть установлена в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК.

Вопрос о цене договора на проведение оценки толкуется ч. 4 ст. 16 Федерального закона об оценочной деятельности, согласно которой размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки. Сообщества оценщиков устанавливают рекомендательные тарифы оказания услуг. Например, Некоммерческой организацией «Национальный совет по оценочной деятельности» утверждены Модели расчета стоимости работ по оценке. Цена оказания услуг оценщика устанавливается договором на проведение оценки, в зависимости, как правило, от объема совершенных действий оценщика, включая предстоящие и понесенные расходы.

Таким образом, цена двух рассматриваемых договоров может устанавливаться соглашением сторон, в соответствии с правилами действующего законодательства РФ.

Хотя каких-либо требований к форме договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ в законе не содержится, обычно он заключается в письменном виде. На практике до сих пор широко используется форма Примерного договора на создание (передачу) научно-технической продукции, являющегося приложением к Положению о договорах на создание (передачу) научно-технической документации, утвержденному Государственным комитетом СССР по науке и технике 19 ноября 1987 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона об оценочной деятельности договор на проведение оценки заключается в простой письменной форме.

Таким образом, форма двух рассматриваемых договоров должна быть письменной.

Договор подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских работ, как и договор строительного подряда, может заключаться и в обычном порядке (ст. 432-444 ГК), и посредством проведения подрядных торгов149. Аналогичные правила предусматривает ч. 1 ст. 24.14. «Отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки» Федерального закона об оценочной деятельности, согласно которой для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом.

Таким образом, два рассматриваемых договора могут заключаться в обычном порядке или посредством публичных торгов.

Как говорилось в главе 1 настоящей работы, законодательство РФ, в том числе Федеральный закон об оценочной деятельности, предусматривают возникновение отношений, связанных с экспертизой отчета об оценке.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерныхизысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Таким образом, в отношении результатов двух рассматриваемых договоров, отчета об оценке, проектной документации, результатов инженерных изысканий, в случаях, предусмотренных законом, проводится экспертиза.

Наименование ст. 13 «Оспаривание сведений, содержащихся в отчете об оценке» Федерального закона об оценочной деятельности приводит толкование об оспаривании результата оценочной деятельности в судебном порядке.

Согласно ч. 10 ст. 49 ГрК РФ отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке.

Таким образом, результаты двух рассматриваемых договоров в соответствии с законодательством могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Итак, договор на проведение оценки можно считать аналогом договора подряда на проведение проектных и изыскательских работ и рассматривать его как возмездный, консенсуальный, двусторонний договор. В связи с этим предлагается следующее.

В ч. 4 ст. 24.10. Федерального закона об оценочной деятельности внести следующие изменения. Слово «услуг» заменить на словосочетание «результатов работ», и данную норму изложить в следующей редакции:

«Основными функциями национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков являются: <...>; рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб на саморегулируемые организации оценщиков от потребителей результатов работ в области оценочной деятельности и оценщиков; <. >».

Предложенные нововведения определят точное место рассматриваемого договора среди гражданско-правовых договоров, предусмотренных ГК РФ, а также будут способствовать правильному представлению об объекте гражданских прав - результату, возникающему в итоге выполненной оценщиком работы по договору на проведение оценки.