Правоведение. Раздел первый

Среднее общее образование

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Линия УМК Тишкова. Обществознание (10-11)

Обществознание

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

  1. Основы конституционного строя РФ (статьи 1-16).
  2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64).
  3. Федеративное устройство (статьи 65-79).
  4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93).
  5. Федеральное собрание (статьи 94-109).
  6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117).
  7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129, за исключением статьи 127).
  8. Местное самоуправление (статьи 130-133).
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137).

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.
  • Право на самозащиту регулирует право личности защищать свои права и свободы всеми допустимыми законом способами: собственными действиями либо обращением в суд.
  • Судебная защита прав и свобод гарантирует возможность каждого человека восстановить его нарушенные права и свободы.
  • Право на международную защиту обеспечивает возможность (в случае, если уже использованы все доступные внутригосударственные средства правовой защиты) каждому гражданину РФ обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
  • Право на квалифицированную юридическую помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.
  • Возмещение государством вреда, который нанесли своими незаконными действиями органы государственной власти или должностные лица.

Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

  • соблюдение Конституции Российской Федерации и законов;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях;
  • обязанность каждого гражданина получить основное общее образование, а также обязанность родителей или опекунов предоставить детям образование данного уровня;
  • сохранение исторического и культурного наследия государства;
  • защита Отечества;
  • уплата законно установленных налогов, сборов и штрафов;
  • сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.

Государство существует, охраняемое личным

участием каждого.

Ликург Лакедемонский

Вопросы к теме

  • 1. Понятия «конституционный строй», «основы конституционного сгроя».
  • 2. Принципы конституционного строя Российской Федерации.
  • 3. Республиканская форма правления Российской Федерации.
  • 4. Россия - федеративное государство как основа конституционного строя.
  • 5. Демократический режим Российской Федерации.
  • 6. Народовластие как основа конституционного строя.
  • 7. Российская Федерация - правовое государство.
  • 8. Российская Федерация - социальное государство.
  • 9. Российская Федерация - светское государство.

Правовая основа

Конституция Российской Федерации (гл. 1).

Основные термины: конституционный строй, основы конституционного сгроя, республика, принцип разделения властей, федерация, демократия, плюрализм, народовластие, выборы, референдум, правовое государство, социальное государство, светское государство.

Задание 1

На основе анализа учебной и научной литературы приведите и проанализируйте различные подходы к пониманию термина «конституционный строй». Сформулируйте свою точку зрения.

Задание 2

Изучите юридическую литературу и соотнесите термины «конституционный строй», «государственный строй», «общественный строй».

Задание 3

На основе анализа учебной и научной литературы сформулируйте основные подходы к пониманию термина «основы конституционного строя». Классифицируйте основы конституционного строя, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Задание 4

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию государством с республиканской формой правления, не указывая, к какой разновидности республик относится наше государство. Изучите признаки президентской и парламентской республик и постарайтесь ответить на вопрос о том, к какой именно республике может быть отнесена Российская Федерация. Какие мнения высказываются в юридической литературе?

Задание 5

Статья 1 Конституции Российской Федерации определяет Россию как федеративное государство. Проанализировав положения гл. 1 Конституции Российской Федерации, постарайтесь определить, каковы основные особенности российского федерализма.

Задание 6

Раскройте понятие, признаки и принципы правового государства на основе изучения юридической литературы и положений гл. 1 Конституции Российской Федерации. Разграничьте понятия «правовое государство» и «демократическое государство».

Задание 7

В ст. 7 Конституции Российской Федерации наше государство провозглашается в качестве социального. При характеристике социального государства становится неизбежным обращение к количественным показателям. Отечественный конституционалист В.Е. Чиркин предлагает ориентироваться на следующую систему положений (индикаторов) концепции социального государства: закрепление в конституциях в том или ином виде концепции социальной функции частной собственности; закрепление в конституциях положений о социальном партнерстве; социально-экономическое равноправие и фактическое выравнивание положения индивидов и различных общностей; закрепление принципа социальной справедливости (проявляется через установление минимального размера оплаты труда, потребительской корзины, регулирование вопросов труда, пенсий, социальной инфраструктуры - образования, медицинского обслуживания, жилья и др.); положение о социально ориентированной экономике; социальная ответственность (проявляется в системе обязанностей граждан трудиться, служить обществу, самосовершенствоваться и др.).

Источник : Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. - 2008, - № 12.

Проанализируйте приведенную точку зрения.

Задание 8

Изучите правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные в постановлениях от 11.06.2003 № 10-П «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона “О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”» и от 21.03.2007 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации” в связи с жалобой фаждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа». Ответьте на вопросы:

  • 1) каким образом Конституционный Суд Российской Федерации характеризует референдум и выборы в качестве форм прямой демократии;
  • 2) рассматривает ли Конституционный Суд Российской Федерации референдум как приоритетную форму прямой демократии?

Задание 9

Характеризуя форму государственного правления в России, обычно говорят о том, что Конституция Российской Федерации изначально заложила модель президентско-парламентской республики с «неклассическим» разделением властей. Опираясь на статьи Конституции Российской Федерации, поясните, что означает «неклассическое» разделение властей.

Задание 10

Часть 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации закрепляет политическое многообразие, многопартийность. Законодательно устанавливаются определенные ограничения реализации конституционных прав. Проанализируйте приводимые ниже правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и дайте им оценку.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона “О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации “Балтийская республиканская партия”» обосновывается невозможность создания региональных партий, указывается, что «в современных условиях, когда российское общество еще не приобрело прочный опыт демократического существования, при том что имеют место серьезные вызовы со стороны сепаратистских, националистических, террористических сил, создание региональных политических партий - поскольку они стремились бы к отстаиванию преимущественно своих, сугубо региональных и местных, интересов - могло бы привести к нарушению государственной целостности и единства системы государственной власти как основ федеративного устройства России. Кроме того, создание региональных и местных политических партий в каждом субъекте Российской Федерации могло бы привести - принимая во внимание сложносоставной характер Российской Федерации - к образованию множества региональных партийных систем, что чревато превращением формирующейся партийной системы как части политической системы в фактор ослабления развивающейся российской демократии, народовластия, федерализма, единства страны и тем самым - ослабления конституционных гарантий прав и свобод, в том числе самого права на свободу объединения в политические партии, равенства прав граждан на создание и участие в деятельности политических партий на всей территории Российской Федерации».

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона “О политических партиях” в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации “Православная партия России” и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина» признан конституционным запрет на создание национальных (религиозных) партий. Приводится следующая аргументация. «В многонациональной и многоконфессиональной России - вследствие особенностей функционирования ведущих вероучений (с одной стороны, православия как господствующего направления христианства, а с другой - мусульманства), их влияния на социальную жизнь, в том числе использования в политической идеологии, исторически в значительной степени тесно связанного с национально-этническим фактором, - такие понятия, как “христианский”, “православный”, “мусульманский”, “русский”, “татарский” и т.п., ассоциируются в общественном сознании скорее с конкретными конфессиями и отдельными нациями, чем с общей системой ценностей российского народа в целом.

Кроме того, на современном этапе российское общество, в том числе политические партии и религиозные объединения, еще не приобрели прочный опыт демократического существования. В этих условиях партии, созданные по национальному или религиозному признаку, неизбежно ориентировались бы на преимущественное отстаивание прав соответствующих национальных (этнических) или религиозных групп. Конкуренция партий, образованных по национальному или религиозному признаку, которая особенно остро проявляется в предвыборной борьбе за голоса избирателей, способна привести вместо консолидации общества к расслоению многонационального народа России, противопоставлению этнических и религиозных ценностей, возвеличению одних и принижению других и, в конечном счете, - к приданию доминирующего значения не общенациональным ценностям, а какой-либо этнической идеологии или религии, что противоречило бы Конституции Российской Федерации, ее ст. 13 и 14.

Создание партий по религиозному признаку открыло бы путь к политизации религии и религиозных объединений, политическому фундаментализму и клерикализации партий, что в свою очередь повлекло бы отторжение религии как формы социальной идентичности и вытеснение ее из системы факторов, консолидирующих общество. Создание партий по национальному признаку могло бы привести к преобладанию в выборных органах власти представителей партий, отражающих интересы больших этнических групп в ущерб интересам малых этнических групп, и тем самым - к нарушению установленного Конституцией Российской Федерации принципа правового равенства независимо от национальной принадлежности (ч. 2 ст. 6; ч. 4 ст. 13;

ч. 2 ст. 19)».

Задание 11

Часть 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации закрепляет, что частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности признаются и защищаются равным образом. Дайте краткую характеристику каждой из форм собственности и поясните, что понимается под «иными формами собственности».

Задача 1

По статистическим данным большое количество хищений совершается в сфере государственного сектора. Один из депутатов Государственной Думы предложил разграничить уголовную ответственность за хищение частной, государственной и муниципальной собственности. Было предложено за хищения государственного и муниципального имущества ввести более строгие санкции ответственности. Разгорелся спор и большинство депутатов поддержали идею ужесточить ответственность за хищение государственного и муниципального имущества.

Если разграничение ответственности будет принято, нс будет ли нарушена Конституция Российской Федерации? Если да, то какие ее положения?

Задача 2

В муниципальной общеобразовательной школе на педагогическом совете было принято решение, что со следующего учебного года необходимо ввести обязательный предмет «Изучение заповедей христианства». Родители учащихся поддержали данную инициативу. По мнению педагогов и родителей, это будет способствовать приобщению детей к соблюдению таких правил поведения, как дисциплинированность, уважение старших, почитание родителей.

Как данное нововведение будет соотноситься с положениями Конституции Российской Федерации?

Задача 3

Георгиевский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Георгиевска, МДОУ «Детский сад № 28 «Красная Шапочка» г. Георгиевска об обязании принятия мер безопасности в виде установки систем видеонаблюдения в здании МДОУ «Детский сад № 28 «Красная Шапочка» г. Георгиевска в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Правомерны ли требования прокурора? Допущены ли нарушения норм Конституции Российской Федерации Администрацией г. Георгиевска, МДОУ «Детский сад № 28 «Красная Шапочка» г. Георгиев-ска?

Задача 4

Гражданин Кравцов обратился в суд с иском к Председателю Правительства Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда, возложении обязанности по совершению определенных действий. В принятии искового заявления было отказано по следующим причинам. Суд указал, что требования Кравцова не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку из содержания искового заявления невозможно сделать вывод о том, какие именно материальные права истца или законные интересы нарушены, а также каким именно способом гражданин просит суд восстановить его права. Кроме того, суд обратил внимание на то, что обжалование в судебном порядке действий Правительства Российской Федерации и его Председателя означает прямое либо косвенное вмешательство в конституционно-правовую и иную деятельность Президента Российской Федерации как главы государства, обладающего неприкосновенностью и осуществляющего верховную государственную власть в Российской Федерации, что недопустимо и нарушает основы конституционного строя Российской Федерации и принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции Российской Федерации.

Дайте оценку принятого судебного решения.

Задача 5

Сальский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Миронову об обязании создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски, для беспрепятственного доступа в здание, указав, что вход в здание магазина «Хозтовары», находящегося в селе Бор Муксулинского района и принадлежащего на праве собственности индивидуальному предпринимателю Миронову, не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов использующих кресла-коляски.

Какое решение должен принять суд? Нарушены ли нормы Конституции Российской Федерации?

Задача 6

В целях обеспечения ремонта автомобильной дороги, соединяющей две области, губернатор своим постановлением предусмотрел взимание платы за пересечение границы между данными субъектами с транспортных средств, масса которых превышает 8 т. Обосновывалось принятие данного постановления тем, что автомобильная дорога существенно изнашивается от движения больших потоков грузовых автомобилей, а соответствующие сборы позволят использовать денежные средства для ремонта дорожного покрытия.

Дайте оценку постановлению губернатора с точки зрения положений Конституции Российской Федерации.

Вопросы для размышления

  • 1. Правовое государство - это миф или реальность?
  • 2. Является ли Российская Федерация правовым государством?
  • 3. Можно ли рассматривать наше государство в качестве социального государства?
  • 4. Чем обусловлена дискуссионность в характеристике формы государственного правления современной России?
  • 5. Некоторые зарубежные конституции содержат девиз, лозунг, отражают национальную идею государства. Имеются ли соответствующие положения в Конституции Российской Федерации и как их наличие или отсутствие можно оценить?
  • 6. Изучите ст. 16 Конституции Российской Федерации. Подумайте, в чем заключается ее назначение; позволяет ли она говорить о наивысшей юридической силе гл. 1 в сравнении с другими главами Конституции Российской Федерации?

История возникновения конституции РФ

Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.

В России впервые о конституции заговорили в начале XIX в. Первые конституционные проекты вынашивали реформатор М. М. Сперанский, декабристы Н. Муравьев и П. Пестель. Во второй половине XIX в. известен конституционный проект одного из реформаторов эпохи Александра II - М. Т. Лорис-Меликова. Но помешало убийство императора Александра II народовольцами.

Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. в годы первой русской революции. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна - новый законодательный орган: Государственную думу.

Потом были четыре советские конституции:

1918 г. - Конституция РСФСР

1924 г. - Конституция СССР

1936 г. - «сталинская» Конституция

1977 г. - «брежневская» Конституция.

Но многие положения этих законов не работали, оставаясь лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации - первая конституция демократической России.

Конституция РФ

Конституция (в пер. с латинского constitutio - установление, устройство) Российской Федерации - это основной закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Структура Конституции РФ: преамбула (вступительная часть) и два раздела.

В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел Конституции РФ

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения: о введении Конституции в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Отличие Конституции РФ от других нормативных правовых актов

Имеет учредительный характер В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти
Обладает высшей юридической силой Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить основному закону
Имеет всеохватывающий характер Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений
Является основой для всех иных источников права Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства РФ
Отличает особый порядок охраны Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является её гарантом. Конституционный суд РФ - это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции РФ
Характеризует особый, усложнённый порядок пересмотра и внесения поправок Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Внесение же поправок направлено на изменение глав 3−8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Функции Конституции РФ

Наименование

функции

Её сущность
Политическая Определяет устройство государственной власти в РФ, закрепляет политическое многообразие
Правовая Выступает ядром правовой системы РФ, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчинённых нормативных правовых актов государства
Гуманистическая Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права
Учредительная Устанавливает определённый порядок в государстве, создаёт систему институтов и органов власти РФ
Мировоззренческая Способствует формированию правового сознания населения - совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

Конституционный строй РФ

Конституционный строй РФ - это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами государства.

Принципы (основы) конституционного строя РФ

Наименование принципа Его содержание
Суверенитет народа Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ принимает реальное участие в управлении делами общества и государства
Признание человека, его прав высшей ценностью Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства
Федерализм Децентрализация государственной власти, обеспеченная разграничением властных полномочий между РФ, её субъектами и органами местного самоуправления
Республиканская форма правления Избрание или назначение высших органов власти на определённый срок; сфера компетенции органов власти - разграничена
Разделение властей Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осуществляются относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий
Правовое государство Установление верховенства закона в общественной жизни, существование системы социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищённость личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционных прав и свобод

Демократическое государство

Признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина

Социальное государство

Создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп
Светское государство Отсутствие государственной религии; ни одно вероучение не признаётся обязательным или предпочтительным
Политический плюрализм Установление запрета на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (главенствующей)
Политический плюрализм Утверждение в обществе политического многообразия, провозглашение свободы политических мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции. Основа для утверждения в стране многопартийности
Многообразие и равноправие форм собственности Признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.). Равная защита собственности любой формы

Законодательство РФ о выборах

Избирательное право - совокупность юридических норм, регулирующих порядок выборов представительных органов и выборных должностных лиц государства, а также органов местного самоуправления.

Избирательное право бывает активным (право избирать, с 18 лет) и пассивным (право быть избранным, с 21 года для депутатов Государственной Думы, местных дум и глав города, с 35 лет для Президента РФ).

Избирательное право является частью конституционного права.

Особенности выборов в России:

1) Отсутствие минимального порога явки избирателей в день голосования для признания выборов состоявшимися.

2) Смешанная избирательная система при выборах депутатов в Государственную Думу (2016), мажоритарная избирательная система при выборах Президента РФ.

3) Процентный барьер для прохождения партий в Государственную Думу: 5% - барьер для формирования фракции. Партии, получившие на выборах не менее 3 % голосов, получат прямой допуск до следующих выборов в Госдуму и всех выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти в субъектах РФ и возмещение всех расходов за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до следующих выборов. (2016).

4) Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 30 лет.

Конституцией (уставом), законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта РФ избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

5) Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин РФ, достигший 18 лет. Выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года.

Строй - определённое устройство общества (на­пример, первобытный строй, рабовладельческий строй и т. д.).

Конституционный строй - это система общест­венных отношений (экономических, социальных, поли­тических, духовных), установленных и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Фундаментом конституционного строя являются ос­новные принципы, которые служат началом всей систе­мы общественных отношений, установленных в нашей стране Конституцией.

Конституционный строй РФ

Основные принципы

(глава 1 Конституции РФ)

Наименование

принципа

Статьи Консти­туции РФ

Основы органи­зации государст­венной власти:

Суверенитет народа

Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соот­ветствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ осуществляет власть непосредст­венно - путем выборов и рефе­рендумов, а также через органы государственной власти и местно­го самоуправления

Федерализм

Децентрализация государствен­ной власти, обеспеченная разгра­ничением властных полномочий между Российской Федерацией, её субъектами и органами местно­го самоуправления

Республикан­ская форма правления

Избрание или назначение выс­ших органов власти на определён­ный срок; сфера компетенции (полномочий, прав) органов влас­ти разграничена

Разделение

Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюде­нием законности осуществляет­ся относительно независимыми друг от друга органами государ­ственной власти при невмеша­тельстве и строгом разграниче­нии их полномочий.

1. Правовое государство

Установление верховенства зако­на в общественной жизни, суще­ствование системы социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гаран­тирующих правовую защищен­ность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционных прав и свобод.

Ст. 1, 4, 15,18

Основы взаимо­отношений госу­дарства и чело­века, граждани­на, правового статуса человека и гражданина:

    Признание че­ловека, его прав высшей цен­ностью

    Демократичес­кое государство

Соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина явля­ется главной обязанностью госу­дарства.

Признание и обеспечение сувере­нитета народа, прав и свобод че­ловека и гражданина.

Ст. 1, 2, 3, 30, 32

Основы органи­зации жизни гражданского

общества:

Социальное государство

Создание экономических и юри­дических условий, обеспечи­вающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека, осу­ществление комплекса мер по поддержанию социально неиму­щих групп населения.

Светское

государство

Отсутствие государственной ре­лигии: ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным.

Идеологиче­ский и поли­тический плю­рализм, много­партийность

Установление запрета на призна­ние какой-либо идеологии в каче­стве официальной (главенствую­щей).

Основа для утверждения в обще­стве политического многообра­зия, провозглашение свободы по­литических мнений и действий, легальная возможность для со­здания и деятельности оппози­ции, для утверждения в стране многопартийности.

Многообразие и равноправие форм собствен­ности

Признание различных форм соб­ственности (частной, государст­венной, муниципальной и др.). Равная защита собственности лю­бой формы.

Согласно ст. 16 Конституции РФ никакие другие по­ложения основного закона не могут противоречить осно­вам конституционного строя.

Основные принципы конституционного строя:

1) регулируют все стороны жизни общест­ва и государства, определяют правовое положение личности;

2) составляют исходную правовую базу для последующего содержания самой Конституции и для всей системы рос­сийского права;

3) являются абсолютно неизменными: их нельзя отменить или пересмотреть, пока действует данная Конституция.

ВОПРОСЫ:

1 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под основами конституционного строя понимаются главные ________________(А) государства, обеспечивающие его подчинение ________________(Б). Государство само определяет степень важности тех или иных __________________(В) конституционного строя, поэтому их набор в различных государствах не одинаков. Однако наиболее важные присущи каждому государству, имеющему конституционный строй. Это: участие народа или народных представителей в __________________(Г); приоритет прав и свобод человека; разделение властей. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и __________________(Д) - обязанность государства. Россия - это социальное государство, __________________(Е) которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

1. В РФ не существует единой (обязательной) государственной идеологии.

2. В РФ сформировалась многопартийная система, в основе которой лежит многообразие политических идеологий.

3. В РФ нет ограничения на создание политических организаций и партий, при условии, что они не ставят целью изменение конституционного строя страны.

РЕФЕРАТ

по теме: «Основы конституционного строя Российской Федерации»

Основная литература:

4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. № 3-ФКЗ (ред. от 30 июня 2003г.) «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

5. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ от 02..02.2002, № 5, ст. 375.

6. Федеральный закон от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

7. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «О политических партиях» // СЗ РФ от 16.07.2001, № 29, Ст. 2950.

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2005. Гл. 6-9.

9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. Гл. 6, 7.

Дополнительная литература:

1. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 264 с.

2. Вишняков В.Г. Конституционные основы социального государства // Журнал российского права. 2004. № 8. – С. 11-22.

3. Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. № 10. – С. 42-50.

4. Николаев Е.А. Социальное государство как конституционный принцип и его реализация в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Политика и право. 2004. № 1.

5. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М, 1994.

6. Самочкин А.Н. Собственность и право собственности в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 8. – С. 14-20.

7. Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М.,1993.

8. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1996. С. 464-480.

ВВЕДЕНИЕ

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Понятие "основы конституционного строя" являет­ся новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конститу­ции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется "Основы конституционного строя". В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ.

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Первая глава Конституции РФ, содержащая наиболее общие, отправные положения, называется «Основы конституционного строя». Понятие «Основы конституционного строя» является новым в российском конституционном праве. В юридической литературе нет единого, общепризнанного определения конституционного строя. Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин рассматривают конституционный строй как «форму (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство». Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. В учебнике М.В.Баглая под конституционным строем понимается «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией». Авторы упомянутых определений ограничивают конституционный строй организацией только государства.

Между тем, если обратиться к Конституции РФ, то она закрепляет не только организацию государства, но и организацию гражданского общества. В.Т. Кабышев пишет, что это «система господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом». Н.А. Михалёва понимает это как «общественный строй, в котором функционирует правовое государство с республиканской формой правления, установлен демократический политический режим, признаётся приоритетное положение личности, незыблемость частной собственности, разделение властей, верховенство права и закона». Признавая ценность таких определений, следует отметить, что природу конституционного строя нельзя отождествлять с политическим режимом, существующим в конкретной стране. Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства права, но это не означает, что в нём не существует конституционный строй вообще. Наличие конституционного строя вытекает из народного суверенитета, предполагает право населения самостоятельно устанавливать форму организации жизни на принадлежащей территории. По мнению Мамонова В.В. конституционный строй – это система конституционных отношений, закреплённых народом в Конституции РФ и определяющих статус человека, форму государства, его политический режим, взаимоотношения между властями, положение в мировом сообществе.

В юридической литературе не проводится чётких различий между категориями «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Более того, указанные понятия фактически признаются тождественными с учётом круга общественных отношений, образующих конституционный строй, и его правового закрепления. Основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства. Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы, содержащиеся в главе 1 Конституции РФ, в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституцион­ный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют РФ как конституционное государство.

Иными словами, под основами конституционного строя РФ понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и рас­пределение товаров и благ.

С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства – и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются и республиками (например, Великобритания, Дания, Япония). Включение федерализма, суверенности и республиканской формой правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они конституируют государство в совокупности и поэтому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Конституционные принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, а, следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Особенности правового регулирования основ конституционного строя России закреплены в статье 16 Конституции РФ. Первая особенность состоит в том, что правовые нормы Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. Вторая особенность заключается в том, что согласно ст. 135 Конституции, если предложение о пересмотре главы 1 (как и глав 2 и 9) будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

Основы конституционного строя Российской Федерации как конституционный институт – это обладающие наивысшей юридической силой, систематизированные нормы Конституции, которые закрепляют базирующиеся на демократических ценностях и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского общества и государства. По мнению Бутусовой Н.В., имеются основания для выделения и конституционно-правового института основ конституционного строя, который помимо норм главы 1 Конституции включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права. Говоря иначе, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы Главы 1 Конституции выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы – функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов.

Если сгруппировать статьи главы 1 Конституции по крупным рубрикам, то можно выделить четыре главных составляющих: политические основы конституционного строя; экономические основы конституционного строя; социальные и духовные основы конституционного строя.

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ст.1 Конституции РФ провозглашается: Российская Федерация - Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст.3 Конституции РФ, «носителем сувере­нитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспе­чиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна­ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, подчеркивается в ст.3 п.2 Конституции РФ, – осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ст.3 п.3 Конституции РФ).

Народ – единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий её независимо и самостоятельно. Как подчеркивается в ст.3 п.1 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Власть народа в любом государстве не может осу­ществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепле­ния в законодательных актах.

Реализация народовластия осуществляется в различных формах: через систему государственных орга­нов, общественные организации и партии, через инсти­туты непосредственной демократии. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляет политическую систему общественного строя. Под политической системой, таким образом, понимается совокупность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ реализует принадле­жащую ему в соответствии с Конституцией власть, управляет государ­ством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.

В ст.13 Конституции РФ нашел свое закрепление отказ государства от одной идеологии. Конституция устанавливает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Деидеологизировав общественный и государственный строй, Конституция РФ 1993 года ликвидировала и монополию одной партии. В ст. 13 Конституции закреплено, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. В содержание основ конституционного строя законодатель включил определенные ограничения для создания и деятельности партий и общественных организаций. В ст.13 п.5 установлено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

В число конституционных основ Российской Федерации включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, орга­ны которых являются самостоятельными (ст. 10 Конституции РФ). Государственную власть в Российской Федерации, как установлено в ст. 11 п.1 Конституции РФ, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ, «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в ст.3 п.4 Конституции РФ, «никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий пресле­дуются по федеральному закону».

Российская Федерация определяется ее Конституцией как правовое государство. Для правового государства характерно верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

Характерные признаки правового государства нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также в других главах Конституции РФ. В ст. 15 Конституции РФ определяется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

В этой же статье непосредственно закреплен и дру­гой характерный признак правового государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, подчеркивается в ст.45 п.2 Конституции РФ, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Для того чтобы законы исполнялись, они должны быть известны гражданам. В этой связи Конституция РФ 1993 года впервые в нашем конституционном зако­нодательстве устанавливает: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15 п.3 Конституции РФ).

Стремление придать правовой характер Российскому государству привело к конституционной новелле. Конституция РФ 1993 года закрепила, что «обще­признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15 п.4 Конституции РФ). В этой норме закреплен общий принцип примата международного права над на­циональным законодательством. Конституция пронизана ссылками на международное право. Так, п.1 ст.17 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Юрисдикция России на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне осуществляется в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (п.2 ст.67).

Составной частью российской правовой системы могут быть не всякие принципы и нормы международного права, а только те из них, которые являются общепризнанными и договорными, так как не все нормы международного права, действующие в настоящее время, признаются всеми государствами в качестве обязательных для себя. В совокупности этих норм есть региональные, партикулярные или локальные нормы, которые являются обязательными для какой-либо группы или даже для двух государств или международных организаций. Таких норм в международном праве подавляющее большинство. Тем не менее, в современном международном праве есть большое число норм, которые официально признаны всеми или почти всеми государствами независимо от их социального строя в качестве обязательных. Эти нормы и называются общепризнанными. Такой подход получил подтверждение в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», согласно которому общепризнанными следует считать нормы универсального характера, закреплённые как письменно, так и «неписаные» правила, в соответствии с которыми согласуют свои действия все или большинство государств.

К общепризнанным принципам международного права следует отнести лишь приведённые в Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации объединенных наций» от 24.10.1970 г.

Заключение Российской Федерацией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международ­ных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идёт лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя обязательства по нему.

К основам конституционного строя Российской Федерации отнесены и некоторые нормы, устанавливающие характер взаимоотношений между обществом и человеком, государством и личностью. Эти нормы не только характеризуют демократизм нашего государства, но и определяют его конституционный строй в целом. Статья 2 Конституции РФ 1993 года закрепляет: «Человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В статье воплощен гуманный принцип взаимоотношений между государством и личностью. Не человек для госу­дарства, а государство существует для человека, для обеспечения его прав и свобод.

Для правового положения человека в государстве важное значение имеет институт гражданства. Наиболее принципиальные положения этого института законодатель включил в содержание основ конституционного строя. В частности, статья 6 Конституции РФ устанавливает, что «гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения». В статье последовательно проводится принцип равноправия. Каждый гражданин Российской Федерации, подчеркивается в ст.8 п.2 Конституции РФ, обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Защищая права человека, Конституция РФ устанавливает также, что «гражданин Российской Федерации не может быть ли­шен своего гражданства или права изменить его» (ст.6 п.3 Конституции РФ).

Многонациональный, федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил включение в главу 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» ряда положений, связанных с характером Федерации и ее взаимоотношений с субъекта­ми Российской Федерации. Прежде всего, это нормы, закрепляющие единство Федерации и верховенство ее законов на всей территории. В ст.4 Конституции РФ установлено: «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Российская Федерация, согласно ст. 5 Конституции РФ, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Закрепление равноправия всех субъектов Федерации в качестве одной из основ конституционного строя имеет новый, принципиально важный характер. По Федеративному Договору от 31 марта 1992 года республики в составе Российской Федерации именовались суверенными государствами. Ликвидировав суверенитет субъектов Федерации, и установив их равноправие, новая Конституция РФ закрепила право­вые гарантии сохранения целостности России.

Следует отметить, что равноправие субъектов Фе­дерации не означает их равного статуса, который опре­деляется законодательными актами различной юридической силы. Различен и круг полномочий субъектов Федерации. Так, согласно ст. 5 п.2 Конституции РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

Особо важный характер для основ конституционного строя имеют закреплённые в Конституции РФ принципы федеративного устройства России. Как установлено в ст. 5 п.3, «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (ст. 5 п.4 Конституции РФ).

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экономической основой конституционного строя России является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

В Конституции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита. «В Российской Федерации, – установлено в ст.8 п.2 Конституции РФ, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Данное положение дополняется нормами ст.35 Конституции РФ, которое устанавливает, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведен только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Государственная собственность делится на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации. Муниципальная собственность – это собственность города, района или другого муниципального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. К иным формам собственности можно отнести собственность общественных объединений, некоммерческих организаций.

Право частной собственности, дополняется также правом граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной закрепленной законом экономической деятельности (ст. 34 п.1 Конституции РФ).

По-иному, чем ранее действовавшая Конституция, Конституция 1993 года устанавливает правовой режим земли. В ст.9 Конституции закреплено, что «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности». Положения этой статьи дополняются нормами ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В 2001 г. принят Земельный кодекс РФ, который устанавливает правовой режим нескольких категорий земель (земли поселений, лесного фонда, земли специального назначения – обороны, транспорта и др.), разрешает их свободный оборот (куплю-продажу земель населённых пунктов, земель под строениями, дачных, садовых участков и др.). Из оборота исключаются земли лесного фонда, водоохранные земли, особо охраняемых территорий и др. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом . Сельскохозяйственные земли могут находиться только в российской собственности (государства, муниципальных образований, граждан РФ, юридических лиц РФ). Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, где доля неграждан РФ в уставном (складочном) капитале составляет более 50%, могут обладать участками земель сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Максимальные и минимальные размеры земельных участков устанавливаются субъектами Федерации. Так, в соответствии с п.2 ст.9 Закона «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области» от 31 декабря 2003г. минимальный размер земельного участка не может быть менее 50гектаров. В случае ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель участок может быть принудительно изъят через суд. Участок земли может быть реквизирован (за плату) в случае стихийных бедствий и других ситуаций, изъят по суду (за плату) или национализирован для государственных или муниципальных нужд (переход частной собственности в публичную), но только на возмездных началах и при справедливой оплате, которая не может устанавливаться принудительно государственными или муниципальными органами.

Развитие частной собственности в России связано с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, участков земли, а также жилья. В настоящее время приватизация продолжается в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества» путём продажи на аукционах (публичных торгах). Правительство ежегодно устанавливает сроки и списки предприятий, подлежащих приватизации. Эти списки рассматриваются парламентом одновременно с утверждением бюджета. Конституция РФ разрешает и обратный процесс: принудительное отчуждение частной собственности (в том числе юридических лиц) в интересах общества и государства (ч.3 ст.35). Это может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ 1993 года определяет: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держка конкуренции, свобода экономической деятель­ности» (ст.8 п.1 Конституции РФ). Под конституционным термином «гарантируются» понимается требование ко всем органам государственной власти России и их должностным лицам не нарушать единства экономического пространства, не создавать каких-либо препятствий для перемещения внутри страны товаров, услуг, финансовых средств, не принимать решений не предпринимать каких-либо действий, направленных на ограничение конкуренции или самостоятельной экономической деятельности граждан и других субъектов экономических отношений.

Гарантия свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств состоит в обеспечении режима с отсутствием внутренних таможенных границ, одинаковым (равным) положением предпринимателей на всей территории России, независимо от места их регистрации и расположения. Кроме того, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должно обеспечиваться едиными стандартами правового регулирования порядка образования и деятельности предприятий, едиными стандартами сертификации товаров и услуг, едиными правилами лицензирования различных видов предпринимательской деятельности.

4. СОЦИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно ст.7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главная задача социального государства – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связано с семьей. Семья важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений – все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей.

Семья одинаково важна и для общества, и для государства. Значит, семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под защитой и общества, и государства, как в правовом, так и в социальном плане.

Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Разновидностью социального неравенства является неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п. Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этому, является социальное обеспечение.

Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

В п.2 ст. 7 указываются основные направления социальной политики государства. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

К сфере установления социальных основ общественного устройства следует отнести и уже упоминавшуюся ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Социальная направленность Конституции РФ 1993 года проявляется также в положениях главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», содержание которых будет рассмотрено в следующей теме.

Статья 14 Конституции устанавливает, что Российская Федерация – светское государство.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви)

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Эти конституционные положения нашли своё развитие в Федеральном законе от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ (ред. 29.06.2004 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях» .

Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, закон устанавливает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями, в соответствии со своими убеждениями и с учётом права ребёнка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать своё служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В свою очередь, и религиозные объединения в соответствии с конституционными принципами создаются и осуществляют свою деятельность независимо от государства – в соответствии со своей собственной иерархической институционной структурой, выбирают, назначают свой персонал согласно своим собственным установлениям, при этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором (контрактом).

По закону религиозные объединения не выполняют функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную помощь. Но это вовсе не означает, что священнослужители не могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправления. Могут, но их кандидаты выдвигаются не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Согласно закону религиозным объединением в РФ признаётся добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозные группы – это религиозные объединения, осуществляющие деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, т.е. организационно-правовые формы малых религиозных общин. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы её участниками. В отличие от них религиозные организации – религиозные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признаётся организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признаётся организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трёх местных религиозных организаций.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учётом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях.

По просьбам религиозных объединений соответствующие органы государственной власти вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, в частности, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного культурно-просветительского и иного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесённое к памятникам истории и культуры.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям её создания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Основы конституционного строя есть определенная характеристика конституционного строя, под которым понимают разновидность государственного и общественного строя, основанного на принципах народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества.

Конституционным является строй, основные устои которого отображены в демократической конституции и реальной конституционной практике. Конституционный строй в этом смысле есть совокупность конституционных отношений, есть устоявшаяся конституционная практика.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993г.

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710

3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4916.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2005. Гл. 6-9.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. Гл. 6, 7

6. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 264 с.

См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.,2004.С.121

См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002. С.98

См.: Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии. // Государство и право. 2004.№ 10.С.42.

См.: Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования //Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 2003. № 6. С.29.

Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

  • 1. Народовластие - оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной.
  • 2. Приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;
  • 3. Верховенство закона;
  • 4. Федерализм - он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.
  • 5. Государственный суверенитет - он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России.
  • 6. Социальный характер РФ - т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 7. Светский характер российского государства - т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви.
  • 8. Республиканская форма правления - особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской.
  • 9. Разделение властей;
  • 10. Политический плюрализм - в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан.
  • 11. Многообразие форм собственности и свобода экономических отношений - территория РФ является едины экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Общество свободных людей обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.