Правовой статус органов управления в информационной сфере. Информационное обеспечение государственного управления Информационный статус субъектов права
Министерство по информационным технологиям и связи РФ до 2008 г., являясь органом исполнительной власти, действовало преимущественно в области информационных технологий и связи. В ведомственных рамках складывалась ситуация и с правовым статусом Федерального агентства по информационным технологиям РФ, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Значительный поворот в уточнении правового статуса министерства произошел в связи с изменением профиля его деятельности. Это министерство в настоящее время называется Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. Правовой статус этих структур государственной власти сочетает административно-правовые функции общего характера, свойственные всем органам этого ранга, со спецификой информационной сферы государственного управления. Компетенция и предметная сфера ее реализации предъявляют особые требования к разработке нормативных актов, определяющих правовой статус этих органов.
В качестве примера рассмотрим содержание Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373, с точки зрения включенности в информационную тему. Этот документ устанавливает требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов указанных административных регламентов. Ими должен определяться, в том числе, порядок взаимодействия между структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти и его должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг. Взаимодействие имеет формы организационного и информационного свойства. Названными Правилами предусматривается регламентация способа фиксации результата выполнения действия, в том числе в электронной форме. Если способ фиксации действия не указан, то действуют правила делопроизводства. Но могут быть установлены правила, предусматривающие наличие электронных документов или документов бумажных.
Организация разработки, согласования и утверждения названных регламентов предусматривает больший перечень информационных действий и процедур. К ним относятся: публикация проекта административного регламента в сети Интернет, проведение его независимой экспертизы и экспертизы, проводимой Минэкономразвития России, рассмотрение предложений, поступивших от заинтересованных организаций и граждан, представление регламента на регистрацию в Минюст России, а также публикация окончательного текста регламента.
Однако остаются некоторые вопросы, без ответа на которые будет затруднительно создать названные регламенты. В частности, нет определения понятий "государственные функции" и "государственные услуги", критериев, по которым они разграничиваются.
Приведем еще один пример для представления того, как реализуется информационный статус органов исполнительной власти в процессе взаимодействия органов между собой. В целях обеспечения эффективного взаимодействия между Федеральной налоговой службой и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии 3 сентября 2010 г. было заключено Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене между ними , подписанное руководителями этих служб. Рассмотрим содержание некоторых пунктов этого Соглашения, касающихся правового статуса участвующих в нем субъектов. Стороны взаимодействуют: при выработке согласованной позиции в процессе подготовки проектов законодательных и иных нормативных актов, внутриведомственных и межведомственных нормативных документов по вопросам организации взаимодействия и координации деятельности; разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение законодательства в области кадастрового учета объектов недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в области осуществления учетных действий и в сфере налогообложения имущественными налогами; разработке взаимоувязанной нормативно-технической документации и взаимосогласованной нормативно-справочной информации с целью унификации процедуры идентификации объектов недвижимости и их правообладателей; разработке совместных инструктивных методологических документов с целью выработки и реализации единых требований к построению и развитию системы взаимодействия сторон; принятии решений, направленных на создание информационных ресурсов сторон на основе новых информационных технологий (ст. 3).
Соглашение предусматривает условия предоставления сведений в установленные сроки, а также по письменным запросам; возможность изменения и дополнения этих условий и обязательность обмена документированной информацией в электронном виде с сопровождением ее электронной подписью; обмен сведениями осуществляется по каналам связи с применением средств криптографической защиты информации или на электронно-цифровых носителях (диски, дискеты и др.) с реестром на бумажных носителях (ст. 5). Соглашение предусматривает и правила контроля за его исполнением.
Подобные соглашения значительно восполняют пробел в определении информационного статуса органов исполнительной власти, который явно ощущается в содержании положений об органах федеральной исполнительной власти и их подразделений.
Между тем есть проблемы с отбором и обработкой входящей информации, ресурса.
В связи с этим показательными являются правила, содержащиеся в ряде нормативных актов США, регулирующих порядок работы с информацией в органах власти и компетенцию должностного лица. Например, в конституции штата Иллинойс в статье V "Исполнительная власть" в разделе 1 "Должностные лица" сказано, что в состав исполнительной власти входят губернатор, лейтенант-губернатор, генеральный атторней, секретарь штата, контролер и казначей, избираемые избирателями штата (110). Указанные лица в течение всего срока нахождения в должности должны обеспечивать хранение официальных документов и постоянно проживать в месте пребывания правительства штата. Постоянные правила Сената США в редакции 1979 г. предусматривают строгий режим конфиденциальности информации по вопросам, предложенным на обсуждение Сената исполнительной властью. Любая информация конфиденциального характера, предоставленная Сенату Президентом, должна сохраняться сенаторами и должностными лицами Сената в тайне; и все договоры, которые могут быть направлены в Сенат, и все выступления, голосования и обсуждения по договорам также должны сохраняться в тайне, если только Сенат не снимет такой запрет. Любой сенатор и должностное лицо Сената, если они разгласили информацию секретного или конфиденциального характера, несут за это ответственность: сенатор исключается из состава палаты, должностное лицо отстраняется от должности и подвергается наказанию за оскорбление Сената (165). Правила административной процедуры США в параграфе 552 устанавливают перечень видов публичной информации о деятельности, режим правил, заключений, приказов, документов административного агентства. Здесь четко прописаны правила предоставления пользователям (истцам) информации по установленному перечню, предусмотрено, что документы должны предоставляться бесплатно или за частично оплачиваемый подбор и снятие копии, если они осуществляются в публичных интересах и предоставление информации необходимо для общественности (259). Вместе с тем в этом акте предусмотрены и девять групп документов, которые не относятся к категории открытой информации, и на них распространяются специальные правила создания, хранения, передачи и использования. Особое внимание уделено документам, составленным на лиц, т.е. содержащим персональные данные. Подраздел 552а содержит такие рубрики, как: определения, условия оглашения, учет случаев оглашения, допуск к документам, требования к административным агентствам, правила административного агентства, гражданские средства защиты, нрава опекуна, уголовные наказания, изъятия специфического характера. Ознакомление с этим актом США, а также с законом Великобритании "О свободе информации", принятом в 2000 г., весьма полезно для служащих РФ, а также для разработки нормативных актов о служебной информации.
В российском Законе об информации заложены лишь общие основания для определения информационного статуса граждан через проблему доступа к информации. Но в этом Законе ничего не говорится о требованиях к информационному статусу органов государственной власти и местного самоуправления, кроме того, о чем уже было сказано в начале этой главы в связи с определением статуса обладателя информации.
Частью 2 ст. 12 этого Закона установлено, что государственные органы РФ, органы субъектов РФ, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий, а также создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.
Часть правового статуса органов государственной власти, касающаяся обеспечения информационной безопасности, рассматривается в главе об информационной безопасности.
Проработка той части правового статуса органов государственной власти, которая представляет в полном объеме их информационные права и обязанности, потребовала принятия Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601. Это же касается и информационного статуса органов местного самоуправления и их служащих. Некоторые положения информационного статуса конкретных субъектов этого ранга затрагиваются в общей форме в федеральных законах об информации, законах и иных нормативных актах о конкретных видах информации, но касаются этой проблемы косвенно при определении правового режима отдельных видов и категорий информации. Несколько лучше обстоит дело в обеспечении правового статуса подразделений и служащих других органов государственной власти.
- Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы: утв. ФНС России, Росреестром 03.09.2010 № ММВ-27-11/9/37.
Государственные информационные ресурсы РФ формируются в соответствии со сферами ведения как: федеральные информационные ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (далее - информационные ресурсы совместного ведения); информационные ресурсы субъектов РФ;
Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти , органами местного самоуправления , организациями и общественными объединениями . Федеральные органы государственной власти , органы государственной власти субъектов РФ формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.
Деятельность органов государственной власти и организаций по формированию федеральных информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов РФ финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»).
Организации, которые специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов и (или) информационных ресурсов совместного ведения на основе договора , обязаны получить лицензию на этот вид деятельности в органах государственной власти. Порядок лицензирования определяется законодательством РФ.
Установлен порядок обязательного представления документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов. Органы государственной власти, органы местного самоуправления , организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ . Порядок и условия обязательного представления дотсулентированной информации доводятся до сведения граждан и организаций.
При регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления. Перечень представляемой в обязательном порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юридического лица (положения о нем).
Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут включаться по желанию собственника в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в соответствующие информационные системы.
Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.
Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне».
Установлены гарантии предоставления информации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций. Подчеркнем, в пределах своей компетенции они осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суд .
Государственные органы, осуществляющие политику информатизации организуют регистрацию всех информационных ресурсов, информационных систем и публикацию сведений о них для обеспечения права граждан на доступ к информации.
Должен быть перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату.
Информационные процессы не имеют границ, поскольку движение и обмен информацией служат важным фактором политического и социального развития, а также деятельности государственных органов и организаций. Поэтому необходимы создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.
Эта задача решается при помощи ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», регулирующего круг его субъектов и объектов и особенности обязанностей государства.
Назовем объекты международного информационного обмена: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена.
Субъектами международного информационного обмена в РФ могут являться: РФ, субъекты РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства .
Установлены обязанности государства в сфере международного информационного обмена. Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ: создают условия для обеспечения РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц РФ иностранными информационными продуктами и информационными услугами; обеспечивают своевременное и достаточное пополнение государственных информационных ресурсов РФ иностранными информационными продуктами; содействуют внедрению современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц РФ в международном информационном обмене; обеспечивают защиту государственных информационных ресурсов РФ, муниципальных и частных информационных ресурсов, российских средств международного информационного обмена и соблюдение правового режима информации; стимулируют расширение взаимовыгодного международного обмена документированной информацией и охраняют законные интересы РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц в РФ; создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена, пользователей от некачественной и недостоверной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств в информационной сфере; способствуют развитию товарных отношений при международном информационном обмене.
Государственные органы выполняют в сфере международного информационного обмена и ряд других функций: а) координация деятельности в области международного информационного обмена осуществляется названным специальным федеральным органом в порядке, устанавливаемом законодательством РФ; б) контроль за осуществлением международного информационного обмена осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции, определяемой законодательством РФ; в) проверка сертификации информационных продуктов, информационных услуг, средств международного информационного обмена. При ввозе информационных продуктов, информационных услуг в РФ импортер представляет сертификат, гарантирующий соответствие данных продуктов и услуг требованиям договора. В случае невозможности сертификации ввозимых на территорию РФ информационных продуктов, информационных услуг риск за использование данных продуктов и услуг лежит на импортере. Средства международного информационного обмена, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих средств подлежат обязательной сертификации; г) лицензирование деятельности по международному информационному обмену; д) приостановление международного информационного обмена в случае противоправных действий органами, указанными в ст. 16 ФЗ «Об участии в международном информационном обмене». Действия этих органов по приостановлению международного информационного обмена могут быть обжалованы в суд.
Ответственность сторон за невыполнение договоров о международном информационном обмене в результате приостановления международного информационного обмена определяется в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ.
Процесс информатизации в нашей стране протекает медленно и противоречиво. Его ускорению и планомерности служат меры по реализации Концепции правовой информатизации России. Утверждена программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации».
Программа предусматривает создание: оптимальных условий для полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных органов на основе внедрения программных согласованных между собой информационных технологий; первой очереди Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения деятельности органов и правового образования и воспитания; предпосылок для формирования единого общегосударственного рынка информационно-правовых услуг, международный обмен правовой информацией. Уже проделана немалая работа по реализации программы.
Информационные центры действуют в президентском и правительственном аппаратах, в министерствах, в региональных органах исполнительной власти. Каждая система звеньев, формируя свою информационную структуру, включает ее в «общие сети». Так, информационный компьютерный атлас региона создан в Рязани на базе Центра информатики и математического моделирования Российской академии наук при содействии областной администрации. Эта система содержит банк исчерпывающих данных о правовом, демографическом, природном, историческом, хозяйственно-производственном состоянии территорий и отдельных объектов. Накладывая с помощью той же ЭВМ информационные слои друг на друга, можно получить любую характеристику. Она обеспечивает разработку инвестиционных проектов, коммерческих предложений, бизнес-планов, проведение мониторинга товарного рынка, учета использования сырья и ресурсов и многое другое, что позволяет снизить предпринимательский риск и активизировать коммерческую деятельность.
Но информационное обеспечение государственных органов формируется и действует не изолированно. Оно соприкасается и взаимодействует с независимыми информационными структурами, заключает с ними договоры на оказание информационных услуг, согласовывает программы информационного обслуживания.
Информационные компьютерные технологии играют все более заметную роль в современном мире - без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в бизнесе , политике, науке и многих других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных личностей . Уже около ста миллионов пользователей насчитывает всемирная информационная сеть «Интернет»; к 2000 году, по оценке экспертов, их количество возрастает до полумиллиарда. Ежегодно в мире только крупные компании приобретают около 50 миллионов персональных компьютеров. Статистика показывает, что каждую минуту в «Интернете» появляется 46 новых пользователей, и «Информационная магистраль» объединяет более 100 стран мира
Действуя в этом направлении, Торгово-промышленная палата провела большие работы. Опыт работы ТПП РФ в корпоративных сетях показывает: сегодня каждый пятый руководитель фирмы считает, что грамотная работа с информацией, полученной через компьютер, на 18% повышает производительность труда фирмы и снижает затраты, на 7% повышает культуру работы, на 25% позволяет принимать правильные решения.
Корпоративная Единая информационная система ТПП РФ (ЕС ТПП РФ), созданная 2 года назад, позволяет привести сегодня и некоторые другие показатели. Объединены в Единую сеть 67 территориальных ТПП, 12 зарубежных представительств ТПП РФ, сформировано более 200 банков данных, количество «электронной почты» возросло в 25 раз. В настоящее время закончен первый этап создания системы.
Наступает второй этап - становление полноправным участником «информационной магистрали», позволяющей расширить информационное обеспечение бизнеса (территориальных ТПП, союзов и объединений предпринимателей , членов ТПП РФ), осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов .
Это становится возможным благодаря реализации проекта «Российская информационная сеть делового сотрудничества», в котором кроме ТПП РФ принимают участие десятки крупнейших российских фирм и компаний. Объединив их усилия можно выйти на новый этап развития. Основой «Информационной сети делового сотрудничества» стала ЕС ТПП РФ, которая с начала нынешнего года интегрирована в систему «Интернет». Это очень важное событие. Отныне миллионы пользователей «Интернета» получили доступ к базам данных о ТПП РФ, российской экономике , сформированным при непосредственном участии специалистов палаты. С другой стороны, у российских и зарубежных предпринимателей, работников органов государственного управления , ученых и т.д. появилась возможность через «Российскую информационную сеть» пользоваться услугами других компьютерных информационных ресурсов информационных систем, существующих в мире, а также полным набором услуг, предоставляемых «Интернетом».
Действуют и другие мощные справочные правовые системы . Консультант-Плюс - универсальная справочная система по российскому законодательству. Система содержит все нормативные акты , необходимые в повседневной работе юристам, аудиторам и бухгалтерам, работникам банковских и финансовых структур, руководителям предприятий , специалистам государственных служб.
Отрабатываются следующие разделы российского законодательства: законодательство о финансах и кредите (включая налогообложение, банковскую деятельность, ценные бумаги , валютное регулирование, бухгалтерский учет , аудиторскую деятельность и др.); законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности ; внешнеэкономические отношения; гражданское законодательство (включая законодательство о собственности , о приватизации государственного и муниципального имущества, жилья, земли, авторское и патентное право и др.); гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуалъное законодательство; законодательство о труде; законодательство о земле; законодательство о торговле; законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении ; основы конституционного строя ; внешняя политика и международные отношения; законодательство о браке и семье ; законодательство об образовании, науке и культуре; законодательство об охране общественного порядка; суд, юстиция, прокуратура ; уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; законодательство об административных нарушениях.
Консультант-Плюс имеет прямые договоры об информационном обмене с основными федеральными ведомствами, согласно которым новые документы немедленно передаются для включения в информационный банк системы Консультант-Плюс. Например, справочная система «Консультант-Бухгалтер» содержит все нормативные документы, регламентирующие налогообложение, ведение бухгалтерского учета и другие финансово-хозяйственные аспекты функционирования организаций, а также несколько тысяч консультаций по конкретным вопросам хозяйственного, трудового и налогового права .
Справочная система «Деловые Бумаги» - универсальная мини-канцелярия, содержащая формы стандартных документов. Состав документов подобран таким образом, что система может использоваться всеми подразделениями организации: бухгалтерией , складом, секретариатом, отделом кадров, менеджерами по направлениям деятельности фирмы и др. Система содержит более ПОО форм документов (договоров, контрактов, справок, отчетов, заявлений, писем, исков и т.п.).
Справочная система по московскому законодательству содержит нормативные акты органов власти и управления г. Москвы.
Приведенные материалы об отечественных информационно правовых центрах, несомненно, облегчают административно-правовое управление. Небезынтересны и данные о зарубежном опыте.
Возникновение информационных систем привело в США к необходимости коренного пересмотра политики в области информационной безопасности. Если до 1984 г. в США основной упор делался на защиту систем связи, то в последующем в основу была положена комплексная защита всех компонентов информационных систем техническими и организационными мерами, которые включают: защиту линии связи; защиту компьютерных систем аппаратурными и программными методами: обеспечение физической безопасности оборудования; контроль личной лояльности обслуживающего персонала.
Указанные меры, однако, не решили всех проблем предотвращения утечки информации из правительственных информационных систем, борьбы с промышленным шпионажем, манипулирования персональными данными в политических и иных целях.
В этой связи Администрация США, в подписанной президентом Рейганом в сентябре 1984 г. национальной директиве, ввела понятие «важной несекретной информации», раскрытие, неправильное использование, изменение, потеря или разрушение которой может нанести ущерб национальной безопасности или «другим интересам федерального правительства». Причем «другие интересы правительства!" не ограничивались правительственной или связанной с его деятельностью экономической, социальной, финансовой, промышленной, сельскохозяйственной, технологической и юридической информацией невоенного характера.
Был определен государственный орган, который объединял все организации, заинтересованные в контроле над секретными и несекретными, правительственными и неправительственными информационными системами. Это - Национальный комитет по безопасности систем связи и информационных систем.
Конгресс США принял Закон о компьютерной безопасности. Согласно закону за Министерством обороны и Агентством национальной безопасности должны остаться функции обеспечения безопасности информационных систем правительственных учреждений. Частные фирмы могут попасть под контроль со стороны МО США и АНБ США только в том случае, если они непосредственно связаны с выполнением секретных военных заказов. В других случаях все вопросы защиты частных информационных систем передавались Национальному институту стандартов и технологии США.
Информационный статус субъектов права
В происходящих преобразованиях и реформах вопросы власти , собственности щ права относятся к числу важных вопросов. Один из них - информация как ресурс, как ценность общества , государства и гражданина . Между тем без информации невозможны любые преобразования, поскольку она служит средством познания и отражения процессов и явлений, их фиксированного использования и упорядочения общественных отношений. Каждый субъект права - государство и его органы, предприятия , учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, граждане - не может не иметь информационного обеспечения своей деятельности. Но каково же оно?
В научной литературе правильно отмечалась тенденция формирования комплексного информационно-правового института, который может в будущем преобразовываться в отрасль права .
Означает ли это только разработку и принятие комплекса законов в информационной сфере? Да, нужны законы об информационном обеспечении экономического и социального развития, о праве граждан на информацию, о государственной и коммерческой тайне , о статистической, научно-технической, экологической информации и другие акты. Вопрос в том, что и как могут регулировать законы и каким образом их надо применять.
И здесь помогает понятие «информационное обеспечение», которое является весьма важным как применительно к сфере общественной жизни, отрасли, так и к функциям, задачам государственных органов и организаций. Функциональную содержательность информации придает право как ее носитель и одновременно регулятор, касается ли это сфер, территорий или органов.
В отношении органов и организаций наша позиция совпадает с мнением И.Л. Бачило, а в отношении систем управления - не согласуется с мнением В.Э. Краснянского, поскольку информация связывается им только с системой управления. Применительно же к сфере культуры вряд ли дело сводится к технологии обработки правовой информации.
3.4. Правовой статус органов управления в информационной сфере
Министерство по информационным технологиям и связи РФ до 2008 г., являясь органом исполнительной власти, действовало преимущественно в области информационных технологий и связи. В ведомственных рамках складывалась ситуация и с правовым статусом Федерального агентства по информационным технологиям РФ, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Значительный поворот в уточнении правового статуса министерства произошел в связи с изменением профиля его деятельности. Это министерство в настоящее время называется Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Правовой статус этих структур государственной власти сочетает административно-правовые функции общего характера, свойственные всем органам этого ранга, со спецификой информационной сферы государственного управления. Компетенция и предметная сфера ее реализации предъявляют особые требования к разработке нормативных актов, определяющих правовой статус этих органов.
В качестве примера рассмотрим содержание Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 (далее - Порядок) с точки зрения включенности в информационную тему. Этот документ устанавливает требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти указанных административных регламентов. Ими должен определяться, в том числе, порядок взаимодействия между структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти и его должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг. Взаимодействие имеет формы организационного и информационного свойства. Названным Порядком предусматривается регламентация способа фиксации результата выполнения действия, в том числе в электронной форме. Если способ фиксации действия не указан, то действуют правила делопроизводства. Но могут быть установлены правила, предусматривающие наличие электронных документов или документов бумажных.
Организация разработки, согласования и утверждения названных регламентов предусматривает больший перечень информационных действий и процедур. К ним относятся: публикация информации о разработке административного регламента, его проекта в сети Интернет, проведение публичных обсуждений проекта, рассмотрение предложений, поступивших от заинтересованных организаций и граждан, проведение опросов получателей соответствующей государственной услуги, а также публикация окончательного текста регламента. Ряд аналогичных действий обязана осуществить и Правительственная комиссия по проведению административной реформы.
Однако остаются некоторые вопросы, без ответа на которые будет затруднительно создать названные регламенты. В частности, нет определения понятий «государственные функции» и «государственные услуги», критериев, по которым они разграничиваются.
Приведем еще один пример для представления того, как реализуется информационный статус органов исполнительной власти в процессе взаимодействия органов между собой. В целях обеспечения эффективного взаимодействия между Федеральной налоговой службой и Федеральной регистрационной службой 8 сентября 2005 г. было заключено Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене этих федеральных служб. В связи с этим издан соответствующий приказ № 130/САЭ-З- 21/436 об утверждении этого Соглашения, подписанный директором Федеральной регистрационной службы и руководителем Федеральной налоговой службы. Рассмотрим содержание некоторых пунктов этого приказа, касающихся правового статуса участвующих в соглашении субъектов. Стороны взаимодействуют: при выработке согласованной позиции в процессе подготовки проектов законодательных и иных нормативных актов, внутриведомственных и межведомственных документов по вопросам opганизации взаимодействия и координации деятельности; разработке единых требований к нормативно-технической документации и нормативно-справочной информации унификации информации, идентифицирующей объекты недвижимости и их правообладателей; разработке совместных инструктивных методологических документов н области единых требований к построению и развитию системы взаимодействия сторон, принятии решений, направленных на создание информационных ресурсов сторон на основе новых информационных технологий (п. 3).
Соглашение предусматривает условия предоставления сведений в установленные сроки, а также по письменным запросам; возможность изменения и дополнения этих условий и обязательность обмена документированной информацией в электронном виде с сопровождением ее электронной подписью; обмен сведениями осуществляется по каналам связи с применением средств криптографической защиты информации или на электронно-цифровых носителях (диски, дискеты и др.) с реестром на бумажных носителях (п. 5). Соглашение предусматривает и правила контроля за его исполнением.
Подобные соглашения значительно восполняют пробел в определении информационного статуса органов исполнительной власти, который явно ощущается в содержании положений об органах федеральной исполнительной власти и их подразделений.
Между тем есть проблемы с отбором и обработкой входящей информации, ресурса.
В связи с этим показательными являются правила, содержащиеся в ряде нормативных актов США, регулирующих порядок работы с информацией в органах власти и компетенцию должностного лица. Например, в конституции штата Иллинойс в статье V «Исполнительная власть» в разделе 1 «Должностные лица» сказано, что в состав исполнительной власти входят губернатор, лейтенант-губернатор, генеральный атторней, секретарь штата, контролер и казначей, избираемые избирателями штата (НО). Указанные лица в течение всего срока нахождения в должности должны обеспечивать хранение официальных документов и постоянно проживать в месте пребывания правительства штата. Постоянные правила Сената США в редакции 1979 г. предусматривают строгий режим конфиденциальности информации по вопросам, предложенным на обсуждение Сената исполнительной властью. Любая информация конфиденциального характера, предоставленная Сенату Президентом, должна сохраняться сенаторами и должностными лицами Сената в тайне; и все договоры, которые могут быть направлены в Сенат, и все выступления, голосования и обсуждения по договорам также должны сохраняться в тайне, если только Сенат не снимет такой запрет. Любой сенатор и должностное лицо Сената, если они разгласили информацию секретного или конфиденциального характера, несут за это ответственность: сенатор исключается из состава палаты, должностное лицо отстраняется от должности и подвергается наказанию за оскорбление Сената (165). Правила административной процедуры США устанавливают перечень видов публичной информации о деятельности органов и должностных лиц, режим правил, заключений, приказов, документов административного агентства, при этом дан ряд определений, предусмотрены условия оглашения, учета случаев оглашения. Здесь четко прописаны правила предоставления пользователям (истцам) информации по установленному перечню, предусмотрено, что документы должны предоставляться бесплатно или за частично оплачиваемый подбор и снятие конин, если они осуществляются в публичных интересах и предоставление информации необходимо для общественности (259). Вместе с тем в этом акте предусмотрены и девять групп документов, которые не относятся к категории открытой информации, и на них распространяются специальные правила создания, хранения, передачи и использования. Особое внимание уделено документам, составленным на лиц, т.е. содержащим персональные данные. Подраздел 552а содержит такие рубрики, как: определения, условия оглашения, учет случаев оглашения, допуск к документам, требования к административным агентствам, правила административного агентства, гражданские средства защиты, права опекуна, уголовные наказания, изъятия специфического характера. Ознакомление с этим актом США. а также с законом Великобритании «О свободе информации», принятом в 2000 г., весьма полезно для служащих РФ, а также для разработки нормативных актов о служебной информации.
В Законе об информации Российской Федерации заложены лишь общие основания для определения информационного статуса граждан через проблему доступа к информации. Но в этом Законе ничего не говорится о требованиях к информационному статусу органов государственной власти и местного самоуправления, кроме того, о чем уже было сказано в начале этой главы в связи с определением статуса обладателя информации.
Частью 2 ст. 12 этого Закона установлено, что государственные органы РФ, органы субъектов РФ. органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий, а также создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.
Часть правового статуса органов государственной власти, касающаяся обеспечения информационной безопасности, рассматривается в главе об информационной безопасности.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что пока не уделено должного внимания проработке той части правового статуса органов государственной власти, который представляет в полном объеме их информационные права и обязанности, условия, обеспечивающие их реализацию. Это же касается и информационного статуса органов местного самоуправления и их служащих. Некоторые положения информационного статуса конкретных субъектов этого ранга затрагиваются в общей форме в федеральных законах об информации, законах и иных нормативных актах о конкретных видах информации, но чаще всего касаются этой проблемы косвенно при определении правового режима отдельных видов и категорий информации. Несколько лучше обстоит дело в обеспечении правового статуса подразделений и служащих других органов государственной власти.
Информационный статус других государственных органов
Такие государственные органы, как ЦБ РФ, Счетная палата, ЦИК и некоторые другие осуществляют информатизацию своих собственных систем и используют информационные ресурсы и коммуникации для получения необходимой информации, обеспечивают соблюдение правового режима информации по признакам собственности, конфиденциальности, а также осуществляют в пределах своей компетенции информационное обслуживание органов государственной власти и иных пользователей.
Например, в системе ЦБ РФ образуется достаточно сложная структура информации, которая требует внимания юридических служб для установления определенного порядка систематизации, хранения и использования информации, циркулирующей в структуре банка.
Здесь полезно различать несколько разрядов (классов) информационного ресурса, каждый из которых требует специального режима.
1. Информация, обеспечивающая внутренний производственный процесс деятельности органа в соответствии с его ролью и задачами - массивы информации по определению правового положения подразделений, органа в целом, процедуры работы, кадровые и иные вопросы персонала и отношений внутри органа.
2. Информация, связанная с организацией банковской системы в стране, осуществлением надзорных функций за деятельностью кредитных организаций, эмиссией ценных бумаг, осуществлением банковских операций самим ЦБ РФ и других функций.
3. Информация, которая в установленном порядке предоставляется Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, Президенту РФ и иным должностным лицам.
4. Информация официальная и обеспечивающая гласность результатов деятельности банка.
5. Конфиденциальная информация об операциях клиентов банковской системы.
Информатизация деятельности ЦБ РФ осуществляется в соответствии с внутренней программой и политикой, которая определяется государством в области финансово-кредитной системы страны в целом и в соответствии с программами информатизации и информационной безопасности самого ЦБ РФ.
В Типовом положении о расчетно-кассовом центре Банка России от 7 октября 1996 г. имеется специальная статья «Защита государственной тайны и сведений ограниченного распространения». Согласно положениям этой статьи руководители расчетно-кассового центра обязаны обеспечить сохранность сведений, составляющих государственную тайну, а также других сведений ограниченного распространения. Сведения, подлежащие защите, определяются нормативными актами ЦБ РФ.
Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» в ст. 8 устанавливает обязанности кредитных организаций представлять по требованию физического или юридического лица информацию о своей финансовой отчетности. И это имеет прямое отношение к обеспечению прав клиентов кредитных организаций и реализации правил гласности в деятельности ЦБ Наследует отметить, что все информационные направления деятельности в системе ЦБ РФ регулируются внутренними нормативными актами, инструкциями и методическими рекомендациями, а также стандартами на документы, программы и программное обеспечение в структуре информационных систем этого органа.
Комплекс проблем информационного характера ЦИК нашел отражение в Федеральном законе от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"». Здесь возникают те же проблемы, что и в других государственных органах в процессе информатизации и информационного обслуживания деятельности системы выборов и потребностей ЦИК. Наибольшего внимания требуют вопросы использования информации персонального характера, которая сосредоточена в данной системе на всех уровнях проведения выборов и референдумов, легитимного оформления принадлежности, сохранности и целевого использования информационной техники, программного обеспечения, сосредоточенных в структурах Федерального информационного центра, который специально создан для ведения Государственной автоматизированной системы «Выборы».
" |
1. Государственное управление в информационной сфере
За последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. В связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления растет необходимость более качественной обработки информации. Все это вместе взятое и заставляет искать новые пути и методы организации приема, обработки и передачи информационных потоков.
Глобализация мирового пространства привела к трансформации пространства как такового: наряду с географическим пространством формируется, в частности, электронное. Традиционное противостояние между государствами осуществляется сегодня как в физическом пространстве, так и в новом, виртуальном, или киберпространстве. Информационная деятельность государств диктуется их внутренними интересами: интересами финансово-промышленных групп, их потребностью в сырье, в рынках сбыта продукции, которые невозможно удовлетворить в пределах одного государства.
Итак, говоря о государственном управлении в информационной сфере, следует сказать, что это специфический вид социального управления посредством реализации своих властных полномочий всеми органами государственной власти (в широком смысле) либо органами исполнительной власти (в узком смысле) по регулированию отношений, возникающих по поводу информации и в связи с ее оборотом в социальных системах.
Государственные СМИ обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» .
Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» имел своей целью создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках мирового информационного пространства, защиты интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.
Функции государственного управления в области информации и информатизации реализуются в процессе управленческой деятельности Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Главными целями российского государства в сфере информатизации являются информационное обеспечение деятельности органов государства, информационное обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; сохранение и структурирование информационного пространства .
Политика по информационному обеспечению должна проводиться по многим взаимоувязанным направлениям, прежде всего Правительство РФ обязано разрабатывать программы в области информационного обеспечения граждан, государства, общества.
Финансирование и экономическое регулирование деятельности в этой области следует осуществлять из федерального и местных бюджетов по статье расходов «Информационное обеспечение», в процессе деятельности должны использоваться современные электронные системы и средства для коллективного анализа и обсуждения принимаемых решений.
В случаях, когда для реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, в частности для исполнения поручений, необходимо получение информации, заключений, экспертиз (далее – информация) от других федеральных органов исполнительной власти, заинтересованный федеральный орган исполнительной власти обращается с запросом в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Срок получения необходимой информации указывается в запросе.
Срок получения информации, необходимой для исполнения поручений, содержащихся в актах Президента РФ и Правительства, протоколах заседаний и совещаний, проводимых в Правительстве, а также поручений Президента РФ, Председателя Правительства и заместителя Председателя Правительства, определяется исходя из сроков исполнения указанных поручений, при этом в запросе указываются номер и дата поручения, для исполнения которого запрашивается информация.
В случаях, когда запрашиваемая информация не может быть предоставлена в срок, указанный в запросе, федеральный орган исполнительной власти, получивший запрос, в 5-дневный срок с даты получения запроса согласовывает с федеральным органом исполнительной власти, направившим запрос, срок предоставления информации.
Изменение сроков предоставления информации, необходимой для исполнения поручений, содержащихся в актах Президента РФ и Правительства, протоколах заседаний и совещаний, проводимых в Правительстве, а также поручений Президента РФ, Председателя Правительства и Заместителя Председателя Правительства, не допускается.
Для обеспечения требуемой оперативности и достоверности приема, передачи и представления информации органам государственного управления должны применяться электронная цифровая подпись, электронное визирование документов.
Именно разработка этих направлений способна дать значительный эффект в сфере информационного обеспечения органов государственного управления и действительно улучшить положение дел в данной сфере.
Во все времена совершенствованию государственного управления придавалось первостепенное значение. Достижения научно-технического прогресса во многих отраслях, в том числе в информатике и связи, обеспечили возможность практической реализации идей формирования в целом информационного общества. Эта проблема, будучи общегосударственной, комплексной, фокусирует в себе широкий спектр межотраслевых, отраслевых, региональных и международных составляющих.
Большое внимание уделяется информационному обеспечению деятельности парламентов зарубежных стран, внедрению новых информационных технологий. Здесь выделяются на это значительные финансовые ресурсы. Во всех парламентах образованы соответствующие самостоятельные структурные подразделения, укомплектованные высококвалифицированными специалистами, занимающиеся разработкой, внедрением и сопровождением парламентских систем и сетей.
В РФ повышение информационной открытости деятельности федеральных органов государственной власти, доступности соответствующей информации для граждан и организаций, а также создание механизмов общественного контроля их деятельности будут обеспечиваться путем создания:
1) общегосударственных информационных ресурсов, а также информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности федеральных органов государственной власти, с предоставлением доступа к ним граждан и организаций, в том числе через сеть «Интернет»;
2) единой системы навигации в сети «Интернет» по общегосударственным информационным ресурсам, а также информационным ресурсам федеральных органов государственной власти;
3) инфраструктуры пунктов общественного доступа к информации о деятельности федеральных органов государственной власти и государственным информационным ресурсам;
4) систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля их исполнения;
5) системы публикации и распространения сведений о деятельности федеральных органов государственной власти;
6) системы подтверждения передачи информации в электронном виде, ее подлинности, а также любых действий по ее изменению в процессе межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти с населением и организациями;
7) механизмов обучения граждан в области их прав и возможностей использования информационных технологий при взаимодействии с федеральными органами государственной власти.
2. Система и полномочия органов государственной власти, обеспечивающих право доступа к информации
Конституция РФ закрепляет право свободного доступа к информации, поэтому государственное управление в информационной сфере осуществляется всеми ветвями власти. Общее управление осуществляют:
– Федеральное Собрание РФ;
– Президент РФ;
– Правительство РФ;
– суды;
– Совет Безопасности. Полномочия этих органов следующие.
1. Осуществление государственной политики через принятие нормативных актов.
2. Подготовка и реализация государственных программ в информационной сфере.
3. Реализация прав физических и юридических лиц.
4. Государственный контроль и надзор в сфере информатизации (при Совете Безопасности формируется межведомственная комиссия по информационной безопасности).
Наиболее информационно-емкие структуры государственной власти на федеральном уровне – это:
1) министерства:
– Министерство культуры и массовых коммуникаций;
– Министерство образования и науки;
– Министерство промышленности и энергетики;
– Министерство информационных технологий и связи;
– Министерство юстиции;
– Министерство внутренних дел и др.;
2) агентства:
– Государственное агентство по патентам и товарным знакам;
– Федеральное архивное агентство;
– Федеральное агентство по науке и инновациям;
– Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
– Федеральное агентство геодезии и картографии;
– Федеральное агентство по образованию;
– Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
– Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
– Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
3) службы:
– Федеральная служба безопасности;
– Федеральная служба государственной статистики;
– Федеральная регистрационная служба;
– Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);
– Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
– Федеральная служба по финансовому мониторингу;
– Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
– Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
К полномочиям этой группы органов относят следующие.
1. Осуществление регулирования в информационной сфере, направленного на удовлетворение потребностей физических, юридических лиц и органов власти.
2. Координация деятельности федеральных исполнительных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ.
3. Осуществление государственного учета (ведение государственных сводок): реестры, кадастры, списки, перечни.
4. Лицензирование, сертификация и экспертиза информационных услуг.
5. Обеспечение подготовки кадров.
6. Проведение научно-исследовательских работ.
7. Осуществление методических и консультационных работ по обеспечению развития информационных систем.
8. Осуществление запросов у юридических, физических лиц и органов власти по информационно-аналитическим материалам.
9. Формирование временных творческих коллективов и экспертных советов.
10. Привлечение к ответственности лиц, нарушивших нормы права в информационной сфере.
3. Система и компетенция органов, обеспечивающих охрану государственной тайны
Система органов, обеспечивающих охрану государственной тайны, включает в себя:
– Федеральное Собрание РФ;
– Президента РФ;
– Правительство РФ;
– ОГВ РФ, субъектов РФ (ФСБ, Министерство обороны, Службу внешней разведки, судебную власть).
Полномочия Федерального Собрания РФ:
– Федеральное Собрание определяет законодательство в области государственной тайны;
– определяет средства и статьи федерального бюджета, направленные на реализацию программ по защите государственной тайны;
– определяет полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.
Полномочия Президента РФ:
– утверждает программу по охране государственной тайны;
– утверждает структуру межведомственной комиссии по защите;
– утверждает перечень должностных лиц, которые имеют право относить информацию к государственной тайне, а также перечень сведений, относящихся к государственной тайне;
– заключает международные договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
– определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ.
Полномочия Правительства РФ:
– организует исполнение законов по охране государственной тайны;
– предлагает структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
– предлагает перечень должностных лиц, имеющих право относить сведения к государственной тайне;
– устанавливает порядок разработки перечня сведений, составляющих государственную тайну;
– организует разработку и выполнение государственных программ, направленных на защиту государственной тайны;
– определяет льготы гражданам, допущенным к работе с государственной тайной (3 уровня секретности);
– устанавливает порядок определения ущерба в случае разглашения государственной тайны, а также ущерб собственнику информации в результате засекречивания.
– определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства РФ.
Полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ:
– обеспечивают защиту государственной тайны, переданной им другими органами государственной власти, а также на подведомственных им предприятиях и учреждениях;
– обеспечивают проведение проверочных мероприятий по допуску лиц к государственной тайне;
– реализуют меры по ограничению прав граждан, имеющих доступ к государственной тайне и по предоставлению им льгот;
– вносят предложения по улучшению защиты государственной тайны.
Полномочия судебной власти:
– при расследовании дел, связанных с нарушением законодательства о государственной тайне;
– обеспечивает судебную защиту физических, юридических лиц в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
– определяет полномочия должностных лиц по охране государственной тайны в органах судебной власти.
4. Компетенция органов государственной власти по обеспечению правовых режимов конфиденциальной информации
Органы государственной власти обязаны обеспечить охрану коммерческой тайны, полученной ими в соответствии с законом, от разглашения и неправомерного использования с выполнением ими своих служебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется в указанных органах как служебная тайна.
Государственные органы обязаны возместить убытки, причиненные владельцам конфиденциальной информации вследствие своих неправомерных действий. Устанавливается ответственность и для владельцев конфиденциальной информации при нарушении правил ее предоставления в государственные органы. Государственные органы власти могут стать пользователем профессиональной тайны в установленных законом случаях. Информация охраняется как служебная тайна.
Органы государственной власти обладают следующими полномочиями по работе с персональными данными, составляющими тайну частной жизни.
1. Лицензирование деятельности, связанной с работой с персональными данными.
2. Регистрация массивов и держателей персональных данных.
3. Сертификация информационных систем и информационных технологий, предназначенных для обработки персональных данных.
4. Заключение межгосударственных соглашений трансграничной передачи персональных данных.
5. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти в условиях информатизации общества
Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти осуществляется по многим направлениям: во-первых, это правовое регулирование государством проблем местного самоуправления; во-вторых, это наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроль за их выполнением; в-третьих, это взаимодействие в финансовой сфере и некоторые другие вопросы.
В то же время основными направлениями деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти в области информатизации являются следующие:
– установление принципов отбора информации, необходимой для обеспечения деятельности органа власти с учетом его места в системе власти;
– обеспечение моделирования блоков информации по функциям органа в целях результативной подготовки решений органа в пределах его компетенции;
– систематизация всего комплекса информации, ведение делопроизводства, сдача дел в архив, предоставление информации в специализированные фонды;
– формирование информации, которая предназначена для внешних организаций и граждан, опубликование и доведение до сведения заинтересованных лиц;
– организация информационной системы в рамках ведения органа власти, обеспечение постоянных инноваций коммуникативных информационных процессов в своей системе;
– обеспечение безопасности и использования информации, соблюдение правил передачи другим органам государственной власти и органам местного самоуправления;
– подготовка и ведение банков информации официальной и массовой;
– организация ведения учета информационных ресурсов органа власти, установление ответственности за его адекватность задачам и функциям органа, полноту, своевременность представления, хранение и использование исключительно по назначению .
Отсюда следует, что взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти в условиях информатизации общества будет содержать весьма специфические проблемы.
В настоящее время, например, за органами местного самоуправления в области почтовой связи закрепляются следующие полномочия:
– оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении на территории муниципального образования объектов почтовой связи, рассматривают предложения данных организаций о выделении нежилых помещений или строительстве зданий для размещения отделений почтовой связи и других объектов почтовой связи;
– способствуют оснащению объектов почтовой связи средствами механизации, автоматизации и информатизации, необходимыми для эффективного функционирования и расширения сферы услуг, оказываемых гражданам и организациям;
– устанавливают режим работы объектов почтовой связи, находящихся в муниципальной собственности, по обслуживанию пользователей услуг почтовой связи;
– способствуют созданию и поддержанию устойчивой работы местных почтовых маршрутов, оказывают содействие операторам почтовой связи в доставке почтовых отправлений в труднодоступные населенные пункты в установленные контрольные сроки;
– оказывают содействие организациям почтовой связи в обеспечении сохранности доставляемых по почтовым маршрутам почтовых отправлений и денежных средств;
– при планировании комплексного и социального развития муниципального образования рассматривают вопросы развития, финансирования и технического обеспечения объектов почтовой связи;
– рассматривают предложения организаций почтовой связи о предоставлении им льготы по уплате налогов, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты, и арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также устанавливают льготы по указанным налогам и арендной плате;
– оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении почтовых ящиков на территории муниципального образования, контролируют обеспечение организациями, эксплуатирующими жилые дома, собственниками жилых домов сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов и почтовых абонентских ящиков.
Органы местного самоуправления вправе вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения о развитии сети почтовой связи на территории муниципального образования .
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» уже не предусматривает полномочий органов местного самоуправления в этой сфере, так как в условиях усиления вертикали власти был принят Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» , который в значительной мере конкретизировал вопросы местного значения и не включил в этот перечень вопросы в области связи, т.е. эта сфера ушла полностью в область государственного регулирования и теперь может передаваться органам местного самоуправления только при условии использования механизма наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.
Что кается возможностей участия муниципальных образований в международном информационном обмене, то они участвуют в международном информационном обмене в качестве субъектов права, представляющих интересы населения муниципальных образований по вопросам, отнесенным к предметам ведения местного самоуправления.
Правом выступать от имени муниципальных образований по вопросам международного информационного обмена обладают органы местного самоуправления в рамках их полномочий, установленных нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Муниципальные информационные службы и средства массовой информации муниципальных образований вправе самостоятельно участвовать в международном информационном обмене . Пожалуй, этот вопрос один из немногих, которые имеют нормативное закрепление.
Информационное обеспечение деятельности органа власти включает в себя установление порядка работы с документами, установление режима информации, структуризацию информации в пределах функционального влияния органов государственного управления и органов местного самоуправления. Эти вопросы, к сожалению, недостаточно полно урегулированы.
Существует также проблема фильтрации всего массива входящей информации, так как, с одной стороны, этот ресурс обеспечивает связь органа власти с внешней средой, с другой стороны, объем и содержание этой информации могут застопорить работу органов государственного управления и органов местного самоуправления. Поэтому необходима тщательная разработка положений и инструкций для работы структурных подразделений органов, обеспечивающих обработку и подготовку к представлению руководству входящих документов.
Следующая проблема в этой сфере – это систематизация поступающей и исходящей информации с учетом категорий информации ограниченного доступа. Необходимо выделять блоки информации по категориям: открытая информация, отнесенная к государственной тайне, отнесенная к персональным данным, отнесенная к коммерческой тайне субъектов, с которыми орган власти взаимодействует, отнесенная к тайне частной жизни, профессиональной и т.д. Пока эта информация находится в пределах функциональной деятельности органа, он обязан обеспечивать надлежащий режим доступа к такого рода информации. Поэтому целесообразно создать в структуре органа власти специальные банки данных по каждой категории информации и урегулировать работу с такими банками данных специальными инструкциями .