Совет муниципальных образований субъекта рф. Совет муниципальных образований – пространство возможностей

Глава 9. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

1. В каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию органов государственной власти субъектов Российской Федерации с советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации определяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Съезд (собрание членов) совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации:

1) утверждает устав совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

2) определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации и содержание органов управления совета муниципальных образований;

3) избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

4) осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

3. Совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

1. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов Российской Федерации.

В состав единого общероссийского объединения муниципальных образований могут входить иные объединения муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, представляет предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

2. Единое общероссийское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

1. Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

2. Межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Государственная регистрация межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

3. Органы местного самоуправления могут выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации.

1. Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

2. Некоммерческие организации муниципальных образований осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными законами.

Согласно ст. 66 Федерального закона № 131-ФЗ в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов РФ осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям. Совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать ее.

Следует отметить, что в ряде субъектов РФ еще до 2003 г. были созданы региональные ассоциации, советы или союзы муниципальных образований, причем в основном советы муниципальных образований этих субъектов РФ создавались путем преобразования или реорганизации.

Например, в Иркутской области в апреле 1996 г. Управлением юстиции администрации Иркутской области была зарегистрирована некоммерческая общественная организация «Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области», учредителями которой стали 12 мэров городов и районов Иркутской области. В марте 2003 г. была зарегистрирована некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области», созданная в результате преобразования некоммерческой общественной организации «Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области». В состав преобразованной Ассоциации вошли все 37 муниципальных образований Иркутской области. В октябре 2006 г. на общем собрании Ассоциации в ее Устав были внесены дополнения и Ассоциация приобрела статус Совета муниципальных образований Иркутской области. «По состоянию на 1 января 2009 г. членами некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» являются: 9 из 9 городских округов, 33 из 33 муниципальных районов, 51 из 67 городских поселений и 270 из 365 сельских поселений Иркутской области. Всего 333 из 475 муниципальных образований» .

Если в субъекте РФ не было ни одной региональной организации муниципальных образований, то она создавалась в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ, согласно ч. 2 ст. 66 которого съезд (собрание членов) совета муниципальных образований субъекта РФ:

  • 1) утверждает устав совета муниципальных образований субъекта РФ;
  • 2) определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта РФ и содержание органов управления совета муниципальных образований;
  • 3) избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта РФ;
  • 4) осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта РФ.

Совет муниципальных образований Московской области был

создан 26 мая 2006 г. на учредительном съезде, который проходил в городе Раменское . Членом Совета может быть любое муниципальное образование Московской области независимо от своего статуса. Совет муниципальных образований Московской области был создан в целях:

  • - представления общих интересов муниципальных образований Московской области, обеспечения эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  • - организации взаимодействия органов местного самоуправления, защиты прав и общих интересов муниципальных образований, являющихся членами Совета, а также обеспечения координации деятельности членов Совета по развитию финансово- экономической, правовой, организационной, территориальной основ местного самоуправления;
  • - содействия реализации прав граждан на местное самоуправление;
  • - организации сотрудничества с международными и зарубежными организациями, в том числе с объединениями муниципальных образований иностранных государств.

К основным направлениям деятельности Совета относятся:

  • - оказание правовой и методической помощи органам местного самоуправления при реализации ими Федерального закона № 131-ФЗ в Московской области;
  • - разработка методических материалов и модельных муниципальных правовых актов;
  • - мониторинг реализации Федерального закона № 131-ФЗ;
  • - разработка проектов нормативных правовых актов, проведение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере местного самоуправления;
  • - проведение семинаров, конференций, круглых столов, обучение руководителей и специалистов органов местного самоуправления;
  • - подготовка информационных материалов о деятельности Совета и его членов для средств массовой информации.

На основании ст. 67 Федерального закона № 131-ФЗ советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Единое общероссийское объединение муниципальных образований считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов РФ. В состав единого общероссийского объединения муниципальных образований могут входить иные объединения муниципальных образований. Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом РФ, представляет предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе. Единое общероссийское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Общероссийский конгресс муниципальных образований учрежден 7 июля 2006 г. в целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами 1 .

Членами Конгресса являются 80 советов муниципальных образований субъектов РФ, объединяющих около 92% муниципальных образований России. Основными направлениями деятельности Конгресса являются:

  • - мониторинг федерального законодательства с точки зрения отслеживания интересов местного самоуправления;
  • - участие в федеральном законотворческом и законодательном процессах;
  • - организация взаимодействия с федеральными органами государственной власти по вопросам представления интересов местного самоуправления;
  • - консультативно-методическое и организационное содействие деятельности советов муниципальных образований субъектов РФ, обеспечение их взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ;
  • - содействие созданию системы подготовки кадров для органов местного самоуправления. Конгресс выступил инициатором создания Общероссийского совета муниципальной службы, объединяющего представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, советов муниципальных образований субъектов РФ и учебных заведений, осуществляющих подготовку муниципальных служащих;
  • - формирование информационного присутствия органов местного самоуправления в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет;
  • - осуществление международной деятельности в установленном порядке.

Вместе с тем в настоящее время продолжают активно действовать и иные ассоциации, союзы муниципальных образований или органов местного самоуправления, созданные в разное время. Приведем примеры .

Союз российских городов (СРГ) - общероссийская организация, созданная в 1991 г. на основании постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г. № 1052-1 и распоряжения Совета Министров РСФСР от 20 мая 1991 г. № 488-р для представления на федеральном уровне интересов городских муниципальных образований .

Союз создан в целях содействия становлению и развитию местного самоуправления в городских муниципальных образованиях Российской Федерации, создания условий для эффективной реализации норм законодательства о местном самоуправлении, эффективного осуществления полномочий местного самоуправления, координации деятельности городских муниципальных образований по различным направлениям деятельности, представительства и защиты прав и интересов городских муниципальных образований, обеспечения взаимодействия с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Основными задачами СРГ являются:

  • - организация взаимодействия городских муниципальных образований по вопросам, затрагивающим интересы местного самоуправления;
  • - способствование реализации в муниципальных образованиях - членах СРГ проектов, обеспечивающих эффективное исполнение органами местного самоуправления своих полномочий;
  • - создание условий для эффективной работы представителей муниципальных образований - членов СРГ в Москве.

Союз создан в форме ассоциации и объединяет более 90 крупных и средних городов Российской Федерации с суммарным населением около 50 млн человек.

В июле 2006 г. СРГ стал базой для создания новой организации - Общероссийского конгресса муниципальных образований. К началу 2007 г. интерес городов к Союзу практически исчез . В январе 2008 г. в Екатеринбурге прошло заседание правления СРГ, на котором члены правления Союза (руководители крупнейших городов страны, руководители межрегиональных ассоциаций) отметили существенную роль СРГ в формировании диалога между региональной и федеральной властью. Они обсудили практику выражения коллегиального мнения.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) - добровольная межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия городов Сибири и Дальнего Востока . В настоящее время членами АСДГ являются 70 муниципальных образований трех типов (городские округа, городские поселения, муниципальные районы) с суммарным населением более 14 млн человек.

Решение о создании АСДГ (ранее - Ассоциация сибирских городов (АСГ)) было принято на семинаре-совещании советских и хозяйственных руководителей сибирских городов «Взаимодействие территориальных и ведомственных органов управления в развитии социальной сферы» 28-30 октября 1986 г. в поселке Листвянка Иркутской области по предложению сотрудников Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук СССР в качестве секции Сибирского отделения Советской социологической ассоциации.

Основными задачами АСДГ с момента образования и по сей день являются содействие социально-экономическому развитию городов - членов Ассоциации и организации городского самоуправления, а также защита прав и интересов городов в различных органах власти и управления. Основные приоритеты сформулированы следующим образом:

  • 1) в области социально-экономического развития муниципалитетов:
    • - координация усилий в поисках путей улучшения экономической и социальной обстановки в муниципалитетах;
    • - содействие в разработке и внедрении прогрессивных технологий, оборудования и методов организации труда в системах жизнеобеспечения муниципалитетов;
  • 2) в области организации местного самоуправления и защиты интересов муниципальных образований:
    • - подготовка совместных предложений федеральным органам государственной власти и субъектам РФ по проектам законов и иных нормативных актов, затрагивающих интересы местного самоуправления;
    • - подготовка предложений и участие в реализации федеральных и межрегиональных программ и проектов государственной поддержки местного самоуправления;
    • - информационное обеспечение муниципалитетов, создание информационных фондов общего пользования, необходимых для организации местного самоуправления.

Членами АСДГ могут быть муниципальные образования Сибири и Дальнего Востока, а также их ассоциации, признающие Устав Ассоциации и уплачивающие членские взносы. Представительство муниципалитетов - членов АСДГ осуществляется органами местного самоуправления городов в лице их руководителей.

Для АСДГ основной целью остается оказание содействия муниципалитетам в разработке эффективных методик в области управления.

Союз городов Центра и Северо-Запада России объединяет 26 городов с суммарным населением свыше 6 млн человек 1 . Союз городов Северо-Запада России основан в 1990 г. В июне 1990 г. в городе Череповце представители 12 городов «признали целесообразным объединение усилий городов северо-западной зоны РСФСР для совместного решения возникающих проблем на принципах равноправного и добровольного сотрудничества в политическом, социально-экономическом, экологическом и других направлениях». В июле там же на собрании полномочных представителей 14 городов Северо-Запада России был учрежден Союз городов Северо-Запада России, утвержден его Устав, принята соответствующая Декларация.

В связи с созданием федеральных округов и принимая во внимание, что 8 городов (из 26) входят в Центральный федеральный округ, на собрании Союза городов Северо-Запада России, состоявшемся 12 июля 2001 г. в городе Пскове, принято решение о расширении состава Союза путем объединения городов Центрального и Северо-Западного федеральных округов в ассоциацию муниципальных образований - Союз городов Центра и Северо- Запада России.

Основной принцип работы - проведение встреч, семинаров, конференций, в том числе заочных, по обмену опытом, изучению, анализу и сопоставлению достижений членов Союза, других ассоциаций и городов России, а также других стран в вопросах местного управления. Значительное внимание уделяется информационной поддержке органов местного самоуправления.

Союз городов Центра и Северо-Запада России широко представлен во всех правительственных и неправительственных институтах, связанных с вопросами местного самоуправления, и является одним из учредителей Союза российских городов и Общероссийского конгресса муниципальных образований.

Ассоциация малых и средних городов России - добровольное объединение муниципальных образований Российской Федерации, созданное по инициативе руководителей муниципальных образований в сентябре 2000 г. 1 Целью создания Ассоциации является содействие развитию местного самоуправления как политического института и основы гражданского общества России. Ассоциация малых и средних городов России является некоммерческой организацией в форме ассоциации; объединяет городские округа, городские поселения, муниципальные районы с населением до 200 тыс. человек. На сегодняшний день в Ассоциации состоит более 100 муниципальных образований. Интерес среди мэров к деятельности Ассоциации есть, ее ряды постоянно растут. Ассоциация малых и средних городов России:

  • - представляет интересы органов местного самоуправления - членов Ассоциации во взаимоотношениях с органами государственной власти;
  • - принимает участие и влияет на формирование российской законодательной базы, относящейся к сфере деятельности органов местного самоуправления;
  • - обеспечивает членов Ассоциации своевременной, качественной и актуальной информацией на социальные, экономические и политические темы;
  • - обеспечивает взаимодействие глав муниципальных образований с государственными органами власти;
  • - собирает, анализирует и распространяет образцы лучшей муниципальной практики;
  • - содействует развитию межмуниципальных связей, а также обеспечивает взаимодействие с другими ассоциациями и союзами муниципальных образований;
  • - организует и проводит федеральные семинары, всероссийские конференции для руководителей и специалистов муниципальных образований и их администраций, руководителей и депутатов представительных органов муниципальных образований и их аппаратов;
  • - осуществляет обмен опытом и содействует развитию межмуниципальных связей;
  • - оказывает органам местного самоуправления организационную, методическую и юридическую помощь, в том числе осуществляет правовую защиту интересов органов местного самоуправления;
  • - способствует реализации инвестиционных проектов в муниципальных образованиях;
  • - пропагандирует деятельность Ассоциации в средствах массовой информации.

Ассоциация сельских поселений РФ была создана 20-21 ноября 2003 г. в селе Черноречье Оренбургского района Оренбургской области на собрании представителей сельских и поселковых муниципалитетов Российской Федерации 1 . Учредителями Ассоциации являются: Ассоциация сельских поселений Челябинской области, Ассоциация сельских поселений Астраханской области, сельские поселения Оренбургской области. Ассоциация сельских поселений РФ имеет постоянные деловые контакты с федеральными органами власти, Общероссийским конгрессом муниципальных образований, с ассоциациями других регионов России. Ряд представителей являются членами федеральных советов по местному самоуправлению и членами различных комиссий по разработке законодательной базы местного самоуправления в Российской Федерации. Ассоциация сельских поселений РФ оказывает методическую и консультационную помощь органам местной власти сельских поселений, организует межмуниципальное сотрудничество, разрабатывает модельные акты для органов местного самоуправления, уставы муниципальных образований.

Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) - общероссийская общественная организация, учрежденная в мае 2006 г. 1

Важнейшие цели и задачи ВСМС:

  • - мониторинг реформы местного самоуправления в Российской Федерации;
  • - совершенствование системы местного самоуправления в России;
  • - вовлечение муниципального сообщества в процесс принятия ключевых решений, касающихся развития местного самоуправления и страны в целом;
  • - организация обучения и консультационно-методической поддержки представителей органов местного самоуправления;
  • - организация социальных проектов на территории муниципальных образований Российской Федерации.

Членами ВСМС являются физические лица: представители органов местного самоуправления и депутаты региональных законодательных собраний, депутаты Государственной Думы, сенаторы, представители общественных организаций. К настоящему моменту региональные отделения ВСМС созданы в 76 регионах России.

При ВСМС созданы Клуб мэров России, объединяющий руководителей областных центров, Клуб глав муниципальных образований, в который входят главы городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также Клуб муниципальных депутатов. Клубы являются экспертными советами, отражающими интересы и точку зрения различных групп муниципального сообщества.

Важнейшее направление работы ВСМС - выявление лучших практик муниципального управления и организация обмена опытом между руководителями различных муниципальных образований. В 2008 г. ВСМС стал оператором ежегодных конкурсов среди муниципальных образований, проводимых Минрегионом России, в ходе которых выявлялись победители по 15 номинациям, в том числе «Лучшая практика управления местными финансами», «Лучшая практика управления коммунальным хозяйством», «Лучшая практика решения социальных вопросов», «Лучшая практика поддержки малого и среднего бизнеса», «Лучшая практика стимулирования гражданской активности».

  • См.: История Союза российских городов // Союз российских городов. 2008.№ 1.
  • См.: URL: http://www.asdg.ru.
  • Важнейшим связующим звеном между жителями субъекта Федерации выступают их общие интересы как комплекс общественных потребностей, на удовлетворение которых направлена совместная деятельность органов публичной власти. По мнению В.Е. Чиркина, «...эти региональные общие интересы не противоречат интересам всей Федерации, более того, основы организации региональных коллективов, пределы их полномочий определяются властью всего народа, что находит свое выражение в конституциях» 1 . Разделяя обозначенную позицию, углубим ее, проследив иа примере Советов муниципальных образований как представителе интересов муниципальных образований перед органами государственной власти субъектов Федерации.

    Общие интересы жителей муниципальных образований, субъектов Федерации - коллективных субъектов, и образуемых ими объединений, по мнению авторов статьи, состоят в создании дополнительных гарантий реализации прав и свобод личности, в организации собственных государственных и муниципальных органов, позволяющих расширить спектр возможностей для участия граждан в управлении государственными и общественными делами (демократизация государства через децентрализацию власти), в сохранении языка, традиций и обычаев коренных этнических общностей и т.д.

    Но статус коллективных субъектов, как показывает анализ законодательства, в том числе и о Советах муниципальных образований, не завершен. Впрочем, эта проблема выявлена В.В. Комаровой и в конституционном праве в отношении коллективных субъектов - общественных объединений . Напомним, что Советы муниципальных образований - общественные объединения, следовательно, проблемы коллективных субъектов конституционного права могут быть рассмотрены применительно и к исследуемому авторами субъекту муниципально-правовых отношений.

    Совершенно очевидно, что новый субъект муниципальноправовых отношений - Советы муниципальных образований субъектов Федерации - связующее звено между муниципальными образованиями и государственной властью субъектов Федерации, особенно важен в сфере взаимодействия с органами исполнительной власти. Но, как показывает анализ действующего законодательства, взаимодействие с исполнительными органами государственной власти у Советов муниципальных образований минимизировано.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсылочной нормой установил полномочия Советов муниципальных образований - они должны быть закреплены в уставах этих объединений.

    Советы муниципальных образований субъектов, согласно их уставам, создаются для организации взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований по решению социальных, экономических и иных проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления, между собой и с органами государственной власти.

    Помимо этого, для поддержки инициатив граждан в сфере местного самоуправления, развития гражданского общества (Устав Совета муниципальных образований Республики Марий Эл) ; содействия в организации межмуниципального сотрудничества при решении вопросов местного значения, содействия решению проблем конкретных членов Ассоциации, относящихся к общим интересам членов Ассоциации (Устав Ассоциации «Совет муниципальных образований Новгородской области») ; организация взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований, по решению социальных, экономических и иных проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления, между собой и с органами государственной власти (Устав Ассоциации «Совет муниципальных образований Челябинской области») . Помимо Советов муниципальных образований в субъектах РФ, интересы муниципальных образований предста&ляются Конгрессом муниципальных образований Российской Федерации, Союзом российских городов, Ассоциацией городов Юга России, Международной Ассамблеей столиц и крупных городов стран СНГ; представителями Российской Федерации в Палате местных и региональных властей Европы.

    Позиция различных объединений муниципальных образований по ключевым проблемам дальнейшего становления местного самоуправления, по конкретным вопросам всегда представлена на заседаниях Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации и Совета руководителей органов местного самоуправления при Правительстве РФ.

    На уровне субъектов Федерации регулирование советов муниципальных образований в конституциях и уставах практически не встречается. Выявлены два субъекта Федерации, в своих уставах упоминающих эти объединения: в Уставе Хабаровского края (ст. 55): «В целях осуществления межмуниципалы юго сотрудничества, координации деятельности муниципальных образований, реализации их прав и интересов, взаимодействия с органами государственной власти образуется совет муниципальных образований края. Совет муниципальных образований края может осуществлять иные полномочия, определенные его уставом»; в Уставе Тамбовской области (ст. 117): «В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в области образуется совет муниципальных образований области».

    В субъектах РФ приняты соответствующие законы, предусмотренные нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и регулирующие механизмы взаимодействия, полномочия органов государственной власти субъектов Федерации с советами (ассоциациями) муниципальных образований.

    Как правило, формами осуществления взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ с Советом муниципальных образований являются: осуществление обмена информацией по вопросам местного самоуправления; информирование Совета о подготовке проектов нормативных правовых актов в сфере местного самоуправления; участие представителей Совета в подготовке и обсуждении указанных проектов в установленном законодательством порядке; участие представителей Совета в заседаниях органов государственной власти субъекта РФ; участие представителей органов государственной власти субъекта в работе Совета; оказание информационно-методической помощи Совету; получение у Совета необходимых материалов и информации по вопросам деятельности Совета; изучение опыта и сбор информации по вопросам местного самоуправления.

    Органы государственной власти субъектов, как правило, закрепляют свое право в пределах компетенции использовать не запрещенные законодательством формы материальной и финансовой поддержки союзов, ассоциации муниципальных образований.

    Таким образом, установлены правовые возможности Советов муниципальных образований участвовать в работе органов государственной власти субъекта, выполняя свои уставные задачи. Но отметим: разделения общих формулировок на органы отдельных ветвей власти (авторов интересует взаимодействие с исполнительной властью) субъекта Федерации в законодательстве нет.

    Между тем эта сфера насущна, ежедневно истребуема и отсутствие ее регламентации фактически сводит к нулю заложенный положительный потенциал этого института гражданского общества и его роли во взаимоотношениях с органами публичной власти. Кроме этого, памятуя о представительской сути Совета муниципальных образований, не углубляясь, отметим, что законодатели обошли молчанием и формы взаимодействия с населением муниципальных образований.

    Сущность права граждан на участие в местном самоуправлении включает, по мнению авторов, правомочие на участие в Советах муниципальных образований. Аргументируем высказанное мнение тем, что это конституционное право, имеющее комплексный характер, который проявляется в реализации как минимум двумя основными правами граждан: на объединение и па участие в управлении делами государства; это одна из форм реализации права граждан па местное самоуправление; это коллективное право жителей муниципального образования.

    Сегодня как никогда важно взаимодействие различных уровней публичной власти, и разделим существующую точку зрения - Советы муниципальных образований как институт гражданского общества, представляющий интересы муниципальных образований, сегодня не исчерпал свой потенциал.

    Ж. И. Овсепян

    • " Доктор юридических наук, профессор. "* Аспирантка кафедры государственно-правовых дисциплин НИБ.

    Григорий Андреевич ШАМИН, председатель Совета муниципальных образований Томской области, мэр ЗАТО Северск — председатель Думы ЗАТО Северск: федеральный законодатель, задавая рамки функционирования местного самоуправления в России, попытался совместить несовместимое. В регионах должны быть созданы объединения муниципальных образований, но на основе добровольного участия в них. Вот такая дружба по принуждению. Однако по истечении семи лет работы Ассоциации «Совет муниципальных образований Томской области» мы можем смело сказать: это не про нас.

    Нерушимые правила

    С первых дней существования Совета муниципальных образований Томской области (далее - Совет) были определены главные принципы, которых все его члены неукоснительно придерживаются и по сегодняшний день:

    Совет муниципальных образований - это объединение равных, независимых и самостоятельных муниципалитетов, каждый из которых имеет равное право влиять на принятие Советом решений и предлагать на рассмотрение свои инициативы;

    Совет муниципальных образований не влияет на решения вопросов местного значения на конкретных территориях. Мы выстраиваем современные, эффективные системы коммуникаций органов МСУ области между собой, с коллегами из соседних регионов, органами государственной власти. Наша цель - создание механизмов для быстрого поиска решений;

    Участие в Совете - дело сугубо добровольное, но оно выгодно для каждого муниципалитета. Здесь создается пространство для реализации ряда возможностей: обучения, получения профессиональной правовой, методической, информационной поддержки, формирования положительного имиджа территории, продвижения законодательных инициатив.

    Направления работы возникают из потребностей каждого дня. Например, в 2006 году важным было сформировать нормативную базу поселений. Затем мы отстаивали право муниципалитетов на адекватное финансовое наполнение бюджетов при наделении органов МСУ отдельными государственными полномочиями. Сегодня на повестке дня - повышение профессиональной подготовки муниципальных управленцев и укрепление стабильности муниципальной службы. Три кита, на которых стоит наша ассоциация, планируя свою ежегодную деятельность, - востребованность, своевременность и новизна.

    Один в поле не воин

    Современный институт российского местного самоуправления еще очень молод. Только что, 6 октяб-ря текущего года, исполнилось десять лет со дня принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Еще меньше срок его реализации на всей территории России - всего пять лет.

    Томская область одной из первых начала строить систему местного самоуправление по новым правилам. Форматов взаимодействия объединений муниципалитетов с органами государственной власти задано не было. Все приходилось отлаживать, как сегодня говорят, в ручном режиме. В 2007 году регламентом работы администрации Томской области было установлено, что все законопроекты, затрагивающие интересы муниципальных образований или органов местного самоуправления, должны проходить экспертизу в Совете муниципальных образований субъекта. В 2009 году принят специальный Закон «О взаимодействии органов государственной власти Томской области с Ассоциацией „Совет муниципальных образований Томской области“». В этом году нашей ассоциации предоставлено право законодательной инициативы в областном парламенте. Мы заняли прочное место в региональном законотворческом процессе. За девять месяцев текущего года в Совете прошли экспертизу 45 областных законопроектов. Проведено исследование практики и проблем правоприменения по 23 направлениям.

    И всегда итоговое заключение Совета выражает консолидированное мнение муниципального сообщества региона. На наш взгляд, это очень важно. Именно консолидация мнений, выявление и защита общего интереса - отправная точка любой нашей работы.

    Например, обеспечение единой методики и регламента предоставления органами МСУ услуг по переданным государственным полномочиям. Ведь государственные полномочия на всей территории субъекта должны осуществляться по одним правилам. Об этом мы заявили на VIII съезде Совета муниципальных образований Томской области. Первый результат уже получен - в региональном законодательстве обязанность разрабатывать такие административные регламенты закреплена за органами государственной власти Томской области.

    Учиться, учиться и еще раз учиться

    Менеджер-управленец - для МСУ сегодня фигура ключевая. Вместо простого исполнителя распоряжений, спускаемых «сверху», руководству муниципального образования нужен стратег, человек, способный думать комплексно и на перспективу. В течение нескольких лет Совет муниципальных образований Томской области реализует проект «Муниципальный менеджер. Новый опыт - новые возможности». Его задача - научить лидеров местного самоуправления находить актуальные на настоящий момент методы и подходы к решению проблем, подниматься над рутиной ежедневных забот. 2013 год стал годом интенсивного обучения и обмена опытом руководителей и специалистов органов МСУ. В качестве ведущих семинаров, модераторов тренингов и круглых столов в Совет приглашаются представители различных сфер и профессий: муниципальные служащие, сотрудники контролирующих органов, преподаватели вузов, бизнесмены. Так, например, муниципалы, которые успешно прошли государственную проверку по защите персональных данных, помогали своим коллегам к ней подготовиться. О правилах и тонкостях делового общения и публичных выступлений рассказал доцент университета и практикующий психолог, о формировании имиджа руководителя через средства массовой информации - журналисты областных СМИ. Вот только некоторые темы обучающих семинаров и круглых столов, которые были организованы ассоциацией в этом году:

    «Практика реализации законодательства об административных правонарушениях в Томской области»;

    «Организация муниципального земельного контроля»;

    «Публичные услуги Федеральной кадастровой палаты»;

    «Организация и проведение капитального ремонта многоквартирных домов»;

    «Организация деятельности представительных органов сельских поселений»;

    «Проектная деятельность в сфере культуры и туризма»;

    «Размещение муниципального заказа на капитальный ремонт, реконструкцию и проектирование»;

    «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

    «Контроль за деятельностью органов МСУ в соответствии с антимонопольным законодательством».

    Всего в обучающих мероприятиях, организованных Советом в 2013 году, приняло участие более 1200 специалистов органов МСУ Томской области. Стоит отметить, что самой действенной и востребованной формой обмена знаниями и опытом продолжает оставаться формат выездных семинаров и стажировок, организуемых Советом муниципальных образований Томской области.

    Члены ассоциации заняли позицию «открытости для соседа». В основе этой работы простой принцип «лучше один раз увидеть». А еще лучше при этом задать все вопросы, даже самые неудобные. Секретов нет, только советы. С другой стороны, кто точнее коллег по-доброму укажет на недоработки?

    Особо стоит рассказать о новых подходах, которые мы используем в нашей работе. Совет получил большой положительный эффект от применения форм, свойственных скорее бизнесу, нежели консервативной чиновничьей сфере. Нами были апробированы технологии командообразования, наглядно показавшие, что некоторым главам муниципальных образований нужно учиться доверять своей команде. На психологических тренингах муниципалы приобретали навыки публичных выступлений, учились гасить агрессивные выпады аудитории, отвечать на каверзные вопросы на собраниях.

    Еще одна важная задача, которую решает томский Совет, - помощь территориям в формировании их положительного имиджа. Информационное поле существует само по себе, и в наших силах наполнить его хорошими новостями. А это прежде всего повседневная работа - покупка нового трактора, ремонт дороги, создание новых мест в детском саду, победа жителей в различных конкурсах. Тем более что в распоряжении каждого муниципалитета такой замечательный инструмент, как официальный сайт.

    Тому, как сделать сайты муниципальных образований полезными и интересными, а новости хорошими, была посвящена целая серия семинаров и тренингов. Дополнительным стимулом к повышению качества официальных интернет-ресурсов местной власти стал конкурс на лучший сайт, который Совет проводит уже четвертый год. И стоит отметить, что из года в год качество официальных сайтов органов МСУ повышается. В свою очередь мы стараемся сделать сайт Совета муниципальных образований Томской области оперативным и полезным для всех муниципалов региона. На нашем ресурсе создана Лента муниципальных новостей. Теперь можно узнать, чем живет не только ассоциация, но и каждое муниципальное образование нашего региона.

    Инновации в муниципальном управлении

    Если кто-то думает, что на селе и в органах власти не может быть инноваций, он глубоко ошибается. Ведь инновация в мировой практике - это прогресс не только технический, но и в первую очередь идейный. Для того чтобы нацелить органы МСУ региона, глав муниципальных образований на поиск новых управленческих решений, наш Совет организовал конкурс «Инновации в муниципальном управлении», который проводился уже дважды. Одним из существенных условий в оценке конкурсных работ было обязательное наличие социально-экономического эффекта от реализации проекта.

    В своих заявках участники описали самые разные управленческие решения. Реализованный проект по организации видеотрансляции открытых заседаний представительного органа был направлен на конкурс Думой города Томска. Администрация Кожевниковского района вынесла на суд коллег управленческое решение по организации взаимопроверок среди жителей поселений района как дополнительную мотивацию к организации благоустройства территории.

    Молчановскому сельскому поселению было присуждено первое место за проект по развитию системы самоуправления многоквартирными жилыми домами.

    Внедрение электронных технологий в практику муниципального управления продемонстрировали администрация городского округа ЗАТО Северск, где был создан электронный архив технической и проектно-исполнительной документации, и администрация Кожевниковского сельского поселения, где для информирования населения использовались современные средства визуализации (плазменные панели и ЖК-мониторы).

    Оценку конкурсных материалов проводили независимые эксперты, в роли которых выступали коллеги из тех муниципальных образований, которые не участвовали в конкурсах. Победа в этом конкурсе особо ценна, поскольку лучшим тебя признали твои же товарищи.

    ИНФОРМАЦИЯ

    1. Общие положения

    В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 01.01.2001 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты интересов муниципальных образований, в каждом субъекте Российской Федерации создается совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации (далее – Совет (Советы).

    Организация и деятельность Советов осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.01.2001 г. «О некоммерческих организациях » применительно к ассоциациям, а также соответствующими положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 01.01.2001 г. «Об общественных объединениях ».

    В 1 полугодии 2006 г. Советы созданы в каждом субъекте Федерации округа.

    Изучение практики деятельности Советов показало следующее.

    2. Организация деятельности Советов

    С учетом требований федерального законодательства Советы созданы в форме ассоциаций.

    В 2006 г. названные организации приняли уставы, сформировали органы управления , прошли государственную регистрацию в территориальных подразделениях Федеральной налоговой службы.

    В 8 субъектах Федерации (республики Бурятия , Тыва , Хакасия , Красноярский край , Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области) в состав Советов вошли все муниципальные образования этих регионов, в 4 (Республика Алтай, Алтайский, Забайкальский края, Иркутская область) – только часть.


    Не являются членами Советов 298 поселений в 4 из 12 субъектов Федерации (Республика Алтай –,4%), Забайкальский край –,5%), Алтайский край – 22 (2,7%), Иркутская область – ,5%), что составляет 7,1 % от общего числа муниципальных образований в округе (в 2007 г. было 8,9%).

    В основном это отдаленные и труднодоступные поселения, ограниченные в средствах на оплату вступительных и членских взносов , возможностях участия в организуемых Советами мероприятиях, а также поселения Агинского Бурятского, Усть-Ордынского Бурятского округов, вошедшие в состав территорий Забайкальского края, Иркутской области и не оформившие членство в Советах этих регионов.

    Советы проводят агитационную работу с органами местного самоуправления муниципальных образований, не вступивших в эти организации. Совет муниципальных образований Забайкальского края планирует завершить прием поселений в члены Совета во 2 квартале 2009 г.

    Структура Советов соответствует требованиям Федерального закона «О некоммерческих организациях» (приложение 1).

    Во всех Советах высшим органом управления является общее собрание (съезд) членов Совета, имеется постоянно-действующий руководящий коллегиальный орган (Правление Совета, Президиум Совета, Совет Ассоциации).

    Руководство деятельностью Советов осуществляют председатели Советов (республики Алтай, Тыва, Алтайский, Забайкальский, Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Омская, Томская области), либо председатели правлений (президиумов) Советов (республики Бурятия, Хакасия, Новосибирская область).

    Срок полномочий руководителей Советов определен в уставах этих организаций и составляет от 2 до 5 лет.

    Все руководители Советов являются главами муниципальных районов или городских округов . Из них 3 (– Республика Алтай, – Алтайский край, – Красноярский край) - избраны председателями Советов на второй срок.

    В целях осуществления текущей деятельности в структуре Советов, сформированы исполнительно – распорядительные органы (исполнительная дирекция, исполнительный директор , секретариат), для выполнения контрольных функций созданы контрольно-ревизионные, ревизионные комиссии.

    Уставами Советов муниципальных образований Забайкальского, Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Омской, Томской областей предусмотрено формирование в составе Советов в качестве рабочих органов палат, комитетов, секций по типам муниципальных образований и различным направлениям деятельности этих организаций.

    3. Основные направления деятельности Советов

    Основными направлениями деятельности Советов в соответствии с их уставами являются:

    Наиболее активно учебно-методическая работа проводится Советами в Республике Хакасия, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областях.

    В этих регионах Советами налажен выпуск сборников, брошюр по актуальным вопросам местного самоуправления, осуществляется подготовка модельных муниципальных правовых актов, проводятся семинары, совещания, в том числе выездные, активно изучается и распространяется положительный опыт деятельности органов местного самоуправления.

    В Томской области, кроме того, проводится мониторинг протестов прокуроров на муниципальные правовые акты, результаты которого доводятся до сведений органов местного самоуправления в превентивных целях.

    Совет муниципальных образований Республики Хакасия в течение прошлого года тесно сотрудничал с Хакасской региональной общественной организацией «Правовая инициатива». В целях повышения правовой грамотности ими проведены в муниципальных образованиях семинары, консультации по наиболее актуальным вопросам, разработаны и изданы методические информационные материалы.

    В Республике Алтай, Алтайском крае, Томской области Советы активно включились в работу по обучению муниципальных служащих. В этих целях ими заключаются договоры с высшими учебными заведениями на проведение семинаров и других учебных мероприятий, согласовываются обучающие программы.

    Совет муниципальных образований Томской области в 2008 г. стал победителем конкурса, объявленного Администрацией Томской области на заключение Государственного контракта по организации обучения муниципальных служащих в форме стажировок. Стажировки проводятся как в муниципальных образованиях Томской области, так и в других регионах округа (Красноярский край, Кемеровская, Новосибирская области). Всего проведено 19 стажировок, в которых приняли участие 269 выборных должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления Томской области.

    Советами муниципальных образований Иркутской, Кемеровской областей проведен анализ работы по подготовке кадров для муниципальной службы, в адрес региональных органов государственной власти названных субъектов Федерации направлены предложения по совершенствованию системы обучения, обращения с просьбами о дальнейшем финансировании обучения из средств бюджетов субъектов Федерации.

    В республиках Бурятия, Тыва, Алтайском, Забайкальском краях Советы в основном ограничиваются консультационной работой, а также практикуют участие в учебно - методических мероприятиях, организуемых органами государственной власти субъектов Федерации.

    3.3. Участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Федерации

    Участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Федерации – один из эффективных способов выражения и защиты интересов муниципальных образований.

    Совет муниципальных образований Кемеровской области Уставом этого субъекта Федерации наделен правом законодательной инициативы и активно реализует это право.

    В других регионах правом законодательной инициативы наделены представительные органы муниципальных образований. Советы таким правом не наделены, но реализуют следующие формы участия в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Федерации:

    Участие в работе органов государственной власти субъектов Федерации по подготовке проектов региональных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления;

    Подготовка заключений на проекты региональных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления и затрагивающих интересы муниципальных образований;

    Участие в обсуждении проектов региональных законов, затрагивающих интересы муниципальных образований на заседаниях сессий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации;

    Советы принимают участие в подготовке (обсуждении) проектов законов, регулирующих межбюджетные отношения, вопросы территориальной организации местного самоуправления, муниципальных выборов, муниципальной службы и другие, а также проектов региональных программ, реализация которых затрагивает интересы муниципальных образований.

    Мнение и предложения Советов по проектам нормативных правовых актов в основном учитываются органами государственной власти субъектов Федерации.

    Особенно системно организовано участие Совета в нормотворческой деятельности органов государственной власти в Томской области. В этом регионе Совет официально проводит независимую общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов области на основании Постановления Губернатора Томской области от 01.01.2001 г. № 32 «О внесении изменений в регламент работы Администрации Томской области». В 2008 г. им даны заключения на 27 проектов законов, представители Совета приняли участие в работе 6 комитетов и комиссий Государственной Думы Томской области при рассмотрении вопросов, касающихся интересов муниципальных образований (о перспективах наращивания доходного потенциала местных бюджетов , реформировании ЖКХ , государственной поддержке территориального общественного самоуправления, развития культуры и образования и др.)

    3.4. Защита прав и интересов муниципальных образований

    Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).

    Муниципальные образования являются субъектами гражданского права и выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (ст. 124 Гражданского кодекса РФ).

    Органы местного самоуправления, в рамках их компетенции, от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (ст. 125 Гражданского кодекса РФ).

    Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в суде общей юрисдикции, арбитражном суде или третейском суде в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством (ст. 11 Гражданского кодекса РФ).

    На практике органы местного самоуправления, особенно на уровне сельских поселений , не всегда имеют возможность отстоять свои права в судебных инстанциях на высоком профессиональном уровне.

    Это обусловлено дефицитом, а порой и полным отсутствием в штатах органов местного самоуправления квалифицированных юристов.

    С учетом этого заслуживает внимания и распространения опыт деятельности Советов в Красноярском крае, Новосибирской, Томской областях.

    Так, Советы муниципальных образований Томской, Новосибирской областей оказывают муниципальным образованиям помощь в составлении исковых заявлений, кассационных жалоб, консультируют по вопросам подготовки и оформления других документов, участия в суде их представителей. В превентивных целях ими разрабатываются для органов местного самоуправления примерные хозяйственные договоры и соглашения, проводится экспертиза подготовленных органами местного самоуправления юридических документов.

    Советом муниципальных образований Красноярского края в 2008 г. оказана практическая помощь 6 муниципальным образованиям в отстаивании их интересов в Арбитражном суде, который удовлетворил все исковые требования органов местного самоуправления. Рабочей группой Совета, сформированной по просьбе глав поселений Назаровского, Бирилюсского, Шарыповского, Большеулуйского районов, урегулированы разногласия по поводу проверок деятельности органов местного самоуправления Управлением Федеральной службы Россельхознадзора по Красноярскому краю. После изучения правовых актов и ситуации на местах, беседы с руководителем Управления, необоснованные действия и требования сотрудников Ростехнадзора прекращены.

    В других регионах практика оказания муниципальным образованиям помощи в защите их интересов, к сожалению, осуществляется недостаточно активно.

    3.5. Содействие развитию экономических основ местного самоуправления

    Одним из приоритетных направлений деятельности Советов является содействие развитию экономических основ местного самоуправления.

    На заседаниях Советов, с участием представителей органов государственной власти субъектов Федерации, обсуждаются вопросы межбюджетных отношений, проблемы финансовой обеспеченности местных бюджетов.

    Такая совместная работа способствует принятию своевременных и адекватных мер.

    Так, например, в Новосибирской области в результате обсуждения Советом, с участием руководителей областной администрации, проблем обеспеченности местных бюджетов Губернатором области даны поручения соответствующим структурным подразделениям администрации области по совершенствованию методики распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований, контролю за реализацией Федерального Закона от 01.01.2001 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства ».

    В 2008 г. Советами муниципальных образований Республики Алтай, Иркутской области в адрес высших должностных лиц субъектов Федерации (руководителей высших органов государственной исполнительной власти субъектов Федерации) направлены обращения о необходимости совершенствования межбюджетных отношений и оказания помощи местным бюджетам, которые в основном учтены при подготовке проектов региональных бюджетов на 2009г.

    Советы активно участвуют в формировании и реализации комплексных программ социально - экономического развития территорий, как на региональном, так и на муниципальном уровнях. В структурах Советов Красноярского края, Новосибирской, Омской, Томской областей созданы комиссии, палаты, по вопросами комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

    В целях преодоления финансового кризиса и его последствий Советы включились в работу по развитию на территориях муниципальных образований малого и среднего бизнеса. Вопросы содействия предпринимательской деятельности , снятия необоснованных ограничений, упрощения процедур создания и регистрации коммерческих предприятий обсуждаются на заседаниях Советов, положительный опыт содействия развитию предпринимательства распространяется посредством публикаций на страницах печатных изданий, а также с использованием сети «Интернет».

    3.6. Содействие непосредственному осуществлению населением местного самоуправления, участию населения в местном самоуправлении

    Федеральный закон № 000 предусматривает различные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия его в местном самоуправлении.

    На практике наиболее распространены те, без которых в силу закона невозможно решение вопросов формирования органов местного самоуправления, изменения границ, преобразования муниципальных образований, внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, принятия бюджета, генерального плана поселения (плана территориального развития муниципального района). Это муниципальные выборы, голосование, публичные слушания .

    Советы оказывают органам местного самоуправления методическую и практическую помощь в подготовке проектов муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих порядок реализации населением названных форм осуществления населением местного самоуправления. В период проведения муниципальных выборов участвуют, совместно с органами государственной власти, органами местного самоуправления, избирательными объединениями , в консультациях по кандидатурам, выдвигаемым в качестве кандидатов в депутаты, на должности глав муниципальных образований. Исполнительный директор Совета муниципальных образований Республики Бурятия является членом республиканского штаба по содействию избирательным кампаниям.

    Последнее время особое внимание Советы уделяют развитию в поселениях территориального общественного самоуправления, поскольку оно способствует воспитанию активной гражданской позиции, приобретению навыков самоуправления, эффективному контролю и объективной оценке населением результатов деятельности органов местного самоуправления.

    Наиболее активно эта работа проводится Советами муниципальных образований Республики Алтай, Красноярского, Забайкальского краев, Кемеровской, Томской областей.

    В этих регионах вопросы территориального общественного самоуправления регулярно обсуждаются на заседаниях Советов, их рабочих органов, положительный опыт обобщается и распространяется среди муниципальных образований, органам местного самоуправления и гражданам оказывается методическая и практическая помощь.

    Так, например, Совет муниципальных образований Томской области и Томский областной общественный Фонд «Центр Общественного Развития» совместно разработали и реализуют программу «Новая модель эффективного управления муниципальным образованием: качество жизни в наших руках», одной из целей которой является вовлечение населения в территориальное общественное самоуправление. Организаторами программы проводятся семинары в муниципальных образованиях, распространяются модельные правовые акты, опыт территориального общественного самоуправления обобщается и публикуется в Вестнике Совета. По инициативе Совета и с участием его представителей вопрос о мерах по созданию, развитию и необходимости государственной поддержки органов территориального общественного самоуправления в целях успешного решения задач по модернизации экономики жилищно-коммунального хозяйства рассмотрен в 2008 г. на заседании комиссии по вопросам местного самоуправления правового комитета Государственной Думы Томской области.

    Советом муниципальных образований Забайкальского края совместно с органами государственной власти, Забайкальским гуманитарно - педагогическим университетом проведена научно-практическая конференция «Гражданское общество и развитие местного самоуправления», в ряде районов проведены семинары по вопросам организации территориального общественного самоуправления. В ходе этих мероприятий руководителям органов местного самоуправления выданы рекомендации и образцы соответствующих документов.

    Советом муниципальных образований Кемеровской области издана и вручена руководителям органов местного самоуправления брошюра серии Полезная книжка «Территориальное общественное самоуправление. Опыт работы», в которой освещена практика территориального общественного самоуправления 4 муниципальных образований области, даны образцы необходимых правовых актов. Также организована поездка делегаций 5 муниципальных образований области в г. Новосибирск для изучения опыта территориального общественного самоуправления, налажен взаимный обмен опытом работы с населением в муниципальных образованиях Кемеровской и Томской областях.

    В Красноярском крае вопросу территориального общественного самоуправления посвящен семинар-практикум, проведенный совместно с представителями Совета муниципальных образований Томской области для органов местного самоуправления и жителей поселений Шарыповского муниципального района.

    Советом муниципальных образований Республики Алтай опыт территориального общественного самоуправления обобщен и опубликован в издаваемой им газете «Вести местного самоуправления».

    4. Взаимодействие Советов друг с другом, с органами государственной власти

    Советы взаимодействуют друг с другом в рамках участия их представителей в Едином общероссийском объединении муниципальных образований, Координационном совете по местному самоуправлению при Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, Совете по местному самоуправлению при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.

    Кроме того, с прошлого года распространена практика организации взаимодействия Советов на основе заключаемых ими соглашений об обмене опытом, информационно-аналитическими и методическими документами, организации совместной стажировки муниципальных служащих. Такие соглашения способствуют повышению эффективности деятельности Советов в различных сферах и в 2008 г. заключены Советами муниципальных образований Красноярского края, Томской, Кемеровской, Новосибирской областей.

    Взаимодействие Советов с органами государственной власти субъектов Федерации носит конструктивный характер и осуществляется в следующих формах:

    Проведение совместных заседаний, совещаний;

    Участие представителей Советов в работе комиссий, рабочих групп, создаваемых органами государственной власти субъектов Федерации для решения вопросов, затрагивающих интересы муниципальных образований;

    Участие Советов в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Федерации;

    Совместное проведение учебно-методических мероприятий с органами местного самоуправления, общественностью.

    В целях повышения эффективности взаимодействия в Алтайском крае, Иркутской, Кемеровской, Томской областях Советами и органами государственной власти заключены соглашения, предусматривающие порядок и формы взаимодействия, конкретные совместные мероприятия. В Республике Хакасия, Омской области проекты таких соглашений – в стадии согласования.

    В республиках Алтай, Тыва в настоящее время осуществляется разработка проектов региональных законов, регулирующих вопросы взаимодействия органов государственной власти с Советами муниципальных образований.

    В целях координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», эффективного взаимодействия с Советами во всех регионах округа при высших должностных лицах субъектов Федерации (руководителях высших органов государственной исполнительной власти субъектов Федерации) образованы совещательные органы:

    Советы (комиссии) по местному самоуправлению (республики Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский, Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Омская, Томская области);

    Советы глав городских округов и муниципальных районов (Забайкальский край, Новосибирская область);

    Постоянно действующее рабочее совещание глав городских округов и муниципальных районов (Республика Бурятия);

    Названные совещательные органы осуществляют работу в соответствии с положениями, утвержденными высшими должностными лицами субъектов Федерации (руководителями высшего органа государственной исполнительной власти субъекта Федерации).

    Возглавляют эти органы высшие должностные лица субъектов Федерации (руководители высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) либо их заместители.

    Взаимодействие совещательных органов с Советами носит конструктивный характер.

    Разногласия, имевшие место в Республике Алтай и спровоцированные недовольством Совета политикой республиканского Правительства в сфере местного самоуправления, урегулированы во 2 полугодии 2008 г. в результате разъяснительной работы и принятых организационных мер.

    5. Участие советов в конкурсах и выставках, организация и проведение ими конкурсов среди муниципальных образований

    В конкурсах проектов некоммерческих организаций, объявляемых Президентом Российской Федерации, принимает участие только Совет муниципальных образований Республики Хакасия. В 2006, 2007 годах он получил гранты на сумму 600 тыс. рублей, которые использованы в 2008 г. на реализацию проекта «Повышение правовой грамотности социально активного населения муниципалитетов Республики Хакасия по вопросам местного значения».

    Совет муниципальных образований Томской области в 2008 г. принял участие в VII Всероссийском конкурсе "Лучший муниципальный сайт", проводимом Российской муниципальной академией и стал его победителем. В прошлом году он также стал победителем конкурса, объявленного Администрацией Томской области на заключение Государственного контракта по организации обучения муниципальных служащих в форме стажировок.

    Совет муниципальных образований Республики Алтай принял участие в выставке, проведенной в рамках семинара-совещания «Стратегии социально-экономического развития муниципальных образований России: опыт и перспективы», который проходил в Москве в октябре 2008 г. На стенде Совета были представлены все муниципальные образования республики, их важнейшие инвестиционные проекты.

    Совет муниципальных образований Алтайского края совместно с Управлением Алтайского края по печати и информации организовали участие в общероссийском конкурсе «Информационное партнерство: Власть-Общество-СМИ» муниципальных печатных изданий. По итогам конкурса главный приз «За активный вклад в развитие гражданского общества и становления качественной региональной прессы в России» присужден редакции газеты «Змеиногорский вестник» г. Змеиногорска, приз «За реализацию общественно-значимой акции «Народный автобус» - редакции газеты «Вечерний Барнаул». Редакции газеты «Степная Новь» Шипуновского района присуждено 2 место в номинации «Модель будущего».

    Советы муниципальных образований организуют конкурсы среди муниципальных образований и муниципальных служащих, участвуют в конкурсных комиссиях, образуемых органами государственной власти субъектов Федерации при проведении ими аналогичных региональных мероприятий.

    Так, например, в 2008 г. Совет муниципальных образований Омской области провел конкурс «Лучший муниципальный служащий Омской области», принял участие в работе областной комиссии конкурса «Самый благоустроенный населённый пункт Омской области».

    Совет муниципальных образований Республики Алтай объявил о проведении в 2009 г. конкурсов по номинациям «Лучший глава сельского поселения Республики Алтай», «Лучшее печатное СМИ муниципальных образований Республики Алтай», «Лучшая организация работы представительного органа муниципального образования Республики Алтай».

    6. Материальное и финансовое обеспечение деятельности Советов

    В соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона от 01.01.2001 г. «О некоммерческих организациях» источниками формирования имущества некоммерческих организаций являются:

    регулярные и единовременные поступления от учредителей (членов);

    добровольные имущественные взносы и пожертвования;

    выручка от реализации товаров, работ, услуг;

    дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

    доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

    другие не запрещенные законом поступления.

    Как показывает практика, основными источниками формирования имущества Советов являются вступительные и членские взносы.

    Советам муниципальных образований Красноярского края, Новосибирской области поступают добровольные имущественные взносы и пожертвования юридических лиц, Совету муниципальных образований Республика Хакасия – средства государственной поддержки (гранты победителя конкурсов проектов некоммерческих организаций, объявленных Президентом Российской Федерации).

    По причине необеспеченности местных бюджетов, особенно на уровне сельских поселений, план по сбору членских взносов не выполняется.

    Так, например, в 2008 г. в Красноярском крае он выполнен на 80,7%, Республике Бурятия - 33%, Республике Тыва – на 24%.

    По состоянию на 01.01.2009 г., членские взносы за 2008 г. не уплатили 20 муниципальных районов, 8 городских поселений и 200 сельских Омской области.

    Органы государственной власти некоторых регионов (республики Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальский край, Кемеровская область) оказывают Советам безвозмездную помощь (предоставление помещений, мебели, оплата коммунальных услуг , услуг связи). В бюджете Республики Тыва на 2009 г. выделено 2,6 млн. руб. на оказание финансовой помощи Совету муниципальных образований Республики Тыва.

    Такая ситуация сказывается на реализации Советами уставных целей и задач, выполнении планируемых ими мероприятий.

    Так, например, в республиках Хакасия и Тыва Советы наиболее зависимы от финансовой поддержки региональных бюджетов и их деятельность в основном сводится к проведению совместных с органами государственной власти мероприятий. Такое положение не способствует формированию активной позиции в решении одной из главных задач Советов - выражение и защита интересов муниципальных образований.

    Выводы

    1. Советы муниципальных образований созданы в каждом субъекте Федерации округа, однако в некоторые из них (Советы Республики Алтай, Алтайского, Забайкальского краев, Иркутской области) вошли не все муниципальные образования.

    2. Деятельность Советов соответствует целям и задачам муниципальной реформы и в 2008 г. активизировалась благодаря развитию межрегиональных муниципальных связей, распространению положительного опыта.

    Наиболее организованной, разносторонней и результативной является деятельность Советов муниципальных образований Красноярского края, Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, их опыт изучается и распространяется в других регионах.

    3. Взаимодействие Советов с органами государственной власти субъектов Федерации носит конструктивный характер, что способствует созданию условий устойчивого развития местного самоуправления.

    4. Материально - финансовое обеспечение деятельности Советов не обеспечивает их потребностей, что обусловлено нерегулярностью и неполнотой поступления членских взносов от муниципальных образований, большей частью являющихся дотационными, и ограниченными возможностями получения иных доходов.

    Предложения

    1. Информацию о деятельности Советов направить в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Единое общероссийское объединение муниципальных образований, Советы муниципальных образований субъектов Федерации в Сибирском федеральном округе, а также использовать при подготовке квартальной записки в Администрацию Президента Российской Федерации о результатах контроля реализации в субъектах Федерации округа Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Председателям Советов муниципальных образований субъектов Федерации округа проработать вопрос возможного использования иных источников доходов, предусмотренных действующим законодательством, в целях улучшения финансового состояния и повышения эффективности деятельности Советов по различным направлениям деятельности;

    Председателям Советов муниципальных образований Республики Алтай, Алтайского, Забайкальского края, Иркутской области активизировать работу по приему в члены Советов всех муниципальных образований, оказать органам местного самоуправления практическую помощь в подготовке соответствующих документов.

    Департамент по внутренней политике

    и обеспечению конституционных прав граждан

    аппарата полномочного представителя

    президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе