Предметом конституционного права зарубежных стран является совокупность. Предмет, метод и система конституционного права зарубежных стран и его источники

1.1. Предмет, метод и система государственного права зарубежных стран.

1.2. Объекты и субъекты государственно-правовых отношений. Источники государственного права зарубежных стран.

1.3. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина.

Предмет, метод и система государственного права зарубежных стран

Конституционное (государственное) право можно определить как систему правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призваны обеспечить легитимность этой власти, если она существует и действует в интересах человека, в рамках и на основе права.

Нормы государственного права зачастую являются абстрактными и, чтобы быть реализованными, нуждаются в конкретизации текущим законодательством, актами исполнительной власти. Среди норм этой отрасли права распространены нормы-принципы и нормы-цели.

В каждой стране действует собственное конституционное или государственное право, с определенными особенностями, присущими каждой отдельно взятой стране.

Изучая первую тему, студенты должны осознать:

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран;

Что такое государственное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина;

Предмет науки и метод конституционного (государственного) права зарубежных стран.

Тщательно должен изучаться система государственного права зарубежных стран, а именно те элементы, из которых она состоит. Необходимо также осознать объекты и субъекты конституционно (государственно-) правовых отношений.

В изучении источников конституционного (государственного) права необходимо на опыте ряда стран осознать различия между конституционными, органическими и обычными законами, а также различие законов, принятых парламентом, от одобренных народом на референдуме. Нужно понять специфику источников в странах с частично писаными или "смешанными" конституциями, например, как в Великобритании, Новой Зеландии.

Большую роль в регулировании общественных отношений играет государственно-правовой обычай, или обеспечивает конкретный способ реализации государственно-правовых норм, или заполняет пробелы в правовом регулировании, или конкретизирует и развивает его, а порой противоречит ему. Изучая истоки этой отрасли права, следует также обратить внимание на их специфические виды - судебные прецеденты.

Следует подробно изучить вопрос о месте и роли конституционного (государственного) права. Необходимо понять, почему конституционное (государственное) право является ведущей отраслью права любого государства.

Наука государственного права имеет как юридический, так и в значительной степени политический характер, так как имеет дело с организацией и функционированием власти. Она наряду с типичными методами юридической науки (формально-логического анализа) широко использует общенаучные методы (системного анализа, сравнительный).

Наконец, учебная дисциплина государственного права зарубежных стран призвана ознакомить студентов с мировым опытом демократического устройства политической власти, конституционного регулирования общественных отношений, обеспечения прав человека. Это необходимый элемент юридической культуры, без которой нет современного специалиста-правоведа высшей квалификации.

Понятие государственного права зарубежных стран.

Государственное право в правоведении рассматривается в трех аспектах:

1) как отрасль права конкретных государств;

2) как юридическая наука;

3) как учебная дисциплина.

Как отрасль права это система внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основ устройства общества и государства, правового положения лица).

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран. Поэтому отрасли права, которая называлась "Государственное право зарубежных стран", не существует. В рамках этой дисциплины рассматривается конституционное право той или иной страны, а в каждой из них - свое (французское, индийское, конголезское и т.д.). Изучить конституционное право всех стран мира в рамках вузовского курса достаточно трудно, ведь в современном мире около 200 государств. Поэтому данное руководство освещает государственно-правовое регулирование в странах всего влияют на правовую культуру человечества. Внимание также уделяется так называемым новейшим конституциям, поскольку в них оказываются главные тенденции развития конституционализма.

Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе.

Термины "конституционное право" и "государственное право" чаще всего считаются синонимами. На самом деле, формально нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где используется тот или иной из указанных сроков, примерно одинаковое. Выбор термина, как правило, диктуется национальной традицией словоупотребления.

Так, англосаксонские и романская правовые системы традиционно пользуются термином "конституционное право", тогда как для немецкой системы характерно употребление термина "государственное право".

Более подробно рассматривая вопрос, можно, однако, заметить, что несовпадение терминологий отражает (не всегда, но довольно часто) различие между соответствующими понятиями.

Так, в Великобритании, США, Франции в начале XIX в. утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло значительно позже. Показательно, что в настоящее время и в Германии начал употребляться термин "конституционное право".

По так называемым социалистических стран, то по советскому примеру в них используется термин "государственное право", за исключением, например, Кубы.

Однако сегодня в мире есть группа стран, в которых, несмотря на традиционное употребление термина "конституционное право", движение к конституционному строю даже не начался (Кот-д"Ивуар, Малави и др.), Тогда как, скажем, в Швейцарии, хотя в ее подавляющем немецкоязычной части используется термин "государственное право", конституционный строй существует уже давно.

В литературе, впрочем, можно встретить другое, чем изложенное выше, понимание различий между конституционным и государственным правом. В частности, немецкий конституционалист К. Хессе считает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственного жизни (брак, собственность и т.д.), постольку "конституционное" право более вместительное, чем "государственное" право, по смыслу и смыслу означает лишь право государства. С другой стороны, "конституционное" право ограничено по сравнению с "государственным" в том плане, что "государственное" включает, например, административное и процессуальное право. Подобное мнение высказывалось и в отечественной литературе.

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран или, другими словами, национальные государственно-правовые системы, исследуемые как в аналитическом, так и в синтетическом аспектах.

Есть и другие определения предмета науки конституционного (государственного) права зарубежных стран. Например, комплексное и сравнительное изучение конституционного права многих стран мира, в том числе тех институтов, которые входят в данной отрасли права.

Конституционное (государственное) право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и любая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю или политических элит, или определенных социальных групп общества. Конституционное право закрепляет основные принципы народного суверенитета, верховенства парламента, равенства всех перед законом, господстве права и тому подобное. Эта отрасль закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления. Конституционное право закрепляет государственную организацию власти, максимально соответствует конкретным историческим условиям развития этой страны, определяет основы других ее отраслей - административного, финансового, уголовного, гражданского и тому подобное.

Итак, конституционное (государственное) право является основной отраслью права любой страны, что составляет совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, организации, способ и процедуру формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, избирательное право и избирательную систему.

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль дейст­вующего права, наука, учебная дисциплина.

Как наука - это совокупность теорий, учений, взглядов по вопросам конституционного права, изучает процесс фор­мирования, эволюции и реального функционирования институтов и норм конституционного права. В рамках науки происходит обобщение практи­ки, прогнозируется развитие конституционно-правовых институтов, фор­мируются основные концепции, которые кладутся затем в основу реали­зации прав и свобод человека, построения и функционирования механиз­ма конституционного судопроизводства.

Под объектом конституционного права понимается та сфера общест­венной жизни, правовое существование и регулирование которой находят отражение в нормах конституционного права. К важнейшим институтам конституционного права принято относить принципы конституционного строя, основные права и свободы человека, построение государства и публичной власти.

Возможен и другой подход к определению конституционного права. Специфика конституционного права заключается в том, что оно регули­рует отношения между человеком, обществом и государством, нормы конституционного права призваны обеспечить взаимодействие этих трех слагаемых, определяя те ценности и приоритеты, которые предопределя­ют реальную конституционно-правовую практику.

Особенность конституционного права состоит в том, что оно призва­но регулировать общественно-политические отношения, что и является предметом конституционного права.

Предмет и методы конституционного права зарубежных стран как отрасли права.

Самостоятель­ность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирова­ния .

Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулиро­вания , то есть совокупность приемов и способов правового воздей­ствия на общественные отношения. Бывает императивный - способ обязывания; способ запрета; и диспозитивный - основан на дозволениях.

В целом конституционно-правовой метод регулирования общест­венных отношений основывается на властно-императивных началах. С одной стороны - это властеотношения, но с другой - в демократическом го­сударстве нормы конституционного права устанавливают содержание и гарантии прав человека, что является ограничением для государст­венной власти.

Конституционное право зарубежных стран - это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов самоуправления.

3. Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, особенности, виды.

Конституционно-правовые нормы - общеобязательные правила поведения, установленные госу­дарством в целях охраны и регулирования определенных общест­венных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

особен­ности:

1) регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения;

2) устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализа­ции, конкретизации;

3) правила и принципы, отдельные из которых носят декларативный характер;

4) являются основополагающими для норм других отраслей права;

5) имеют особый механизм реализации - через конкретные нормы других отраслей права;

6) регулируют поведение специфических субъектов (народ, государство, избирательные объединения и др.)

Система конституционного права содержит большое число норм. Их можно классифицировать:

(I)По функциональной направленности.

(II)По способу воздействия на субъекты права.

(III)По характеру регулируемых общественных отношений.

(IV)По действию во времени: нормы (1)постоянные, (2)временные и (3)ис­ключительные.

Конституционно-правовые институты - система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения. К их числу относятся (1)правовой статус человека и гражданина, (2)основы общественного строя, (3)форма правления, (4)избирательное право, (5)на­родное представительство, (6)конституционный контроль. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более част­ных.

4. Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты, объекты, виды.

Конституционно-правовое отношение - это общественное отноше­ние, которое урегулировано нормой конституционного права и содер­жанием которого является юридическая связь между субъектами в фор­ме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, которым правовыми нормами отрасли конституционного права предоставлены права и на которых возложены определенные обя­занности. Подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся (1)граждане, (2)иностранцы, (3)группы граждан, (4)избиратели и (5)депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы.

Ко второй группе субъектов принадлежат (1) государство в целом, (2) его органы, (4) территориальные единицы, (5) учреждения и органы самоуправления, (6) полити­ческие партии.

В некоторых государствах субъектом конституционного права выступает церковь.

Объектами - предме­ты или явления, с которыми нормы конституционного права связывают поведение участников конституционно-правовых отношений.

Объектами являются: государственная территория; государственная власть; местное самоуправление; имущественные и неимущественные блага; поведение людей, действия органов государства, органов местно­го самоуправления и общественных объединений.

По целевому назначению конституционно-правовые отношения под­разделяются на учредительные, правоустановительные и правоохрани­тельные.

По времени действия конституционно-правовые отношения делятся на временные (срочные) и постоянные (бессрочные).


Похожая информация.


1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран

как отрасль права;

как наука;

как учебная дисциплина.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве - составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Основными критериями для уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования.

Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, - предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):

      народовластие;

      государственный суверенитет;

      разделение властей;

      форма правления;

      форма государственного устройства;

      субъекты государственной власти;

      способы реализации государственной власти;

      Избирательное право и избирательная система.

б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):

      принципы правового статуса личности;

      основные права, свободы и обязанности;

      гарантии прав и свобод;

      гражданство (подданство).

Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, общества и государства.

Методы конституционного права - совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.

Методы:

    управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);

    обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);

    дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);

    запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).

Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права.

Конституционное право - есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

2. Конституционно-правовые нормы и институты

Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах.

Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.

Признаки:

    регулируют особую сферу общественных отношений;

    носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);

    специфические источники, их содержащие (конституции и др.);

    учредительный характер предписаний;

    регулируют поведение широкого круга субъектов;

    своеобразие их вида;

    особенности их структуры.

Классификация:

1. по степени определенности предписаний :

диспозитивные (возможность выбора поведения субъекта);

императивные (строго определенное поведение субъекта).

2. по назначению в механизме правового регулирования :

материальные (предусматривают содержание действия);

процессуальные (определяют формы реализации действия).

3. по юридической силе :

конституции;

подзаконные акты.

4. по территориальным пределам :

действующие на всей территории страны

действующие на территории отдельных регионов;

действующие на территории муниципальных образований.

5. по времени действия :

постоянные (не имеют определенного срока действия);

временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).

Конституционно-правовые институты - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.).

Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:

народное представительство (на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание);

права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).

В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен).

Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.

Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.

В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.

Страница 1 из 2

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.

Как наука это совокупность различных взглядов, теорий, учений, гипотез по вопросам конституционного права зарубежных стран, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне со­гласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах и указах президента и регулирующих определен­ную группу общественных отношений, - это прежде всего основы государственного и общественного устройства и правовое положе­ние личности.

Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Одновременно понятие «конституционное право зарубеж­ных стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует конституционное право только конкретной какой-либо страны, например, конституционное право США, Великобритании или Франции.

Таким образом, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран, а также об учеб­ной дисциплине.

Предметом правового регулирования конституционного права за­рубежных стран являются определенные группы обществен­ных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.

Будучи урегулированы нормами конституционного права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.

Конституционно-правовые отношения представляют собой та­кую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые ре­гулируются нормами государственного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы го­сударственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отноше­ний могут быть центральные и местные партийные органы. В обще­стве существует множество видов конституционно-правовых отно­шений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Предметом конституционного права как отрасли права являются четыре группы общественных отношений:

а) основы конституционного строя;

б) основы взаимоотношений государства и личности;

в) политико-территориальное устройство;

г) основы организации и деятельности органов государственной власти.

Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах консти­туций зарубежных стран и определяют их структуру.

Методы правового регулирования конституционного права:

а) метод властных отношений (предполагает наличие у одной сторо­ны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за
высшими органами власти, что и определено в Конституции);

б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей;

в) совокупность классических принципов воздействия на участни­ков общественных отношений: дозволение (передача прав), за­прет, возложение обязанностей.

Наука о конституционном праве как развивающееся знание представлена большим количеством статей, докладов, трактатов и книг почти на всех языках мира. Она изучает действие конституци­онного права, повседневную реализацию его норм, открывает зако­номерности его развития, а также дает практические советы, на­правленные на совершенствование конституционных норм.

Изучение конституционного права зарубежных стран - это ис­следование определенных сторон мирового опыта. Оно помогает применить на практике те модели конституционного регулирова­ния, которые оказались более эффективными в сходных условиях, а заодно и отказаться от институтов, оказавшихся не соответствую­щими общечеловеческим ценностям.

Проходя длительный путь развития, наука конституционного права всегда была тесно связана с философией, политологией, тео­логией и социологией. Ее формирование как самостоятельной от­расли знаний произошло значительно позже таких юридических наук, как гражданское и уголовное право.

Сами же идеи конституционного значения - об устройстве обще­ства и государства высказывались уже в сочинениях таких древне­греческих мыслителей, как Платон и Аристотель, а также в сочине­ниях известных мыслителей Рима - Цицерона и Гая.

В более поздний период, относящийся уже к средним векам, бы­ли опубликованы работы Фомы Аквинского, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права. Зарождение науки связано со становлением основных идей консти­туционного права, с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью известных всему миру просветителей, таких как Н. Радищев, Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и других. Именно они в свое время сформулировали многие положения, которые лег­ли в основу современного конституционного права - о разделении властей; народном суверенитете, парламентаризме, естественных и неотчуждаемых правах человека, ответственном правительстве и др. Перечисленные идеи нашли свое закрепление уже в первых консти­туционных документах: Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражда­нина Франции 1789 г., в Конституции Польши 1791 г.

На развитие науки конституционного права в XIX веке большое влияние оказали труды А. Дайси в Великобритании, У. Уиллоуби в США, Ж.П. Эсмена во Франции.

В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции - М. Дювер-же; в Великобритании - Д. Макинтош, Д. Маршалл; в Италии -Д. Верготти; в Германии - Штайн; в США - Л. Трайб и др.

Тщательному исследованию конституционное право зарубежных стран подвергли и российские ученые - М.А. Крутоголов, Б.С. Кры­лов, В.В. Макланов, А.А. Мишин, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.

В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и ли­беральное.

Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран, включая современные постсоциалистические го­сударства. Эти ученые стали разработчиками новых конституций, включив в них нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества. Они считают, что конституция, как и конституцион­ное право, не являются орудием диктатуры, а являются своего рода отражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который во­площает в себе общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную справедливость, социальную солидар­ность и пр.). Представители этого направления выступают за демо­кратическое, правовое и социальное государство, разделение вла­стей, за ответственность всех должностных лиц и органов государст­ва перед народом, признание местного самоуправления, за подлин­но народный характер государственной власти (а не классовый).

Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов, отстаивающих социалистическую ориентацию и изучающих конституционное право с позиций классовой борьбы и с позиций диктатуры определенного класса.

Ученые леворадикалистского направления полагают, что слу­жебная роль конституционного права заключается в создании усло­вий для строительства социализма и коммунизма. На деле, выступая за авторитарные системы управления, они рассуждают о так назы­ваемой социалистической демократии, против разделения властей и местного самоуправления, за ликвидацию частной собственности и установление правления одной «коммунистической» партии.

Оба этих направления отражают лишь полярные взгляды в науке о конституционном праве зарубежных стран.

Наряду с этими направлениями, а точнее в их рамках, существу­ют и крупные научные школы, имеющие международный характер, объединяющих авторов разных стран. Это три основные школы: юридическая, политологическая и теологическая.

Юридическая школа имела главенствующее влияние до 20-х го­дов XX в. Сторонники этой школы ориентировались в основном на изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций. Одновременно они признавали социальный характер го­сударства и призывали юристов изучать это государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. Эта школа в на­стоящее время практически утратила свое значение, но ее методы исследования используются в науке конституционного права и по­ныне.

Политологическая школа свою окончательную победу одержала в середине XX в. Сторонники этой школы призывают изучать не столько нормы конституционного права, сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. В этой связи в целом ряде франкоязычных стран предмет препода­вания теперь называется «Конституционное право и политические институты».

Теологическая школа занимает особое место в юридической мыс­ли. Ее особенность - в пестроте взглядов приверженцев. Так, ее пра­вое крыло не имеет ничего общего с либерализмом. Оно смыкается своей религиозной интерпретацией с радикалистским направлени­ем. И представлена она главным образом исследованиями мусуль­манских юристов. Труды ее сторонников отличались идеями Хали­фата - справедливого правления, которое существовало при проро­ке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. Та­ковы различные направления и школы в науке конституционного права зарубежных стран.


Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.
Как наука это совокупность различных взглядов, теорий, учений, гипотез по вопросам конституционного права зарубежных стран, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.
Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне со-гласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах и указах президента и регулирующих определенную группу общественных отношений, - это прежде всего основы государственного и общественного устройства и правовое положение личности.
Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Одновременно понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует конституционное право только конкретной какой-либо страны, например, конституционное право США, Великобритании или Франции.
Таким образом, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран, а также об учебной дисциплине.
Предметом правового регулирования конституционного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.
Будучи урегулированы нормами конституционного права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.
7
Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами государственного права.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отноше-ний могут быть центральные и местные партийные органы. В обществе существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.
Предметом конституционного права как отрасли права являются четыре группы общественных отношений:
а) основы конституционного строя;
б) основы взаимоотношений государства и личности;
в) политико-территориальное устройство;
г) основы организации и деятельности органов государственной власти.
Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах консти-туций зарубежных стран и определяют их структуру.
Методы правового регулирования конституционного права:
а) метод властных отношений (предполагает наличие у одной стороны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за высшими органами власти, что и определено в Конституции);
б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей;
в) совокупность классических принципов воздействия на участников общественных отношений: дозволение (передача прав), запрет, возложение обязанностей.
Наука о конституционном праве как развивающееся знание представлена большим количеством статей, докладов, трактатов и книг почти на всех языках мира. Она изучает действие конституционного права, повседневную реализацию его норм, открывает закономерности его развития, а также дает практические советы, направленные на совершенствование конституционных норм.
8
Изучение конституционного права зарубежных стран - это ис-следование определенных сторон мирового опыта. Оно помогает применить на практике те модели конституционного регулирова-ния, которые оказались более эффективными в сходных условиях, а заодно и отказаться от институтов, оказавшихся не соответствую-щими общечеловеческим ценностям.
Проходя длительный путь развития, наука конституционного права всегда была тесно связана с философией, политологией, теологией и социологией. Ее формирование как самостоятельной отрасли знаний произошло значительно позже таких юридических наук, как гражданское и уголовное право.
Сами же идеи конституционного значения - об устройстве общества и государства высказывались уже в сочинениях таких древнегреческих мыслителей, как Платон и Аристотель, а также в сочинениях известных мыслителей Рима - Цицерона и Гая.
В более поздний период, относящийся уже к средним векам, были опубликованы работы Фомы Аквинского, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права. Зарождение науки связано со становлением основных идей конституционного права, с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью известных всему миру просветителей, таких как Н. Радищев, Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и других. Именно они в свое время сформулировали многие положения, которые легли в основу современного конституционного права - о разделении властей; народном суверенитете, парламентаризме, естественных и неотчуждаемых правах человека, ответственном правительстве и др. Перечисленные идеи нашли свое закрепление уже в первых конституционных документах: Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г., в Конституции Польши 1791 г.
На развитие науки конституционного права в XIX веке большое влияние оказали труды А. Дайси в Великобритании, У. Уиллоуби в США, Ж.П. Эсмена во Франции.
В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции - М. Дювер- же; в Великобритании - Д. Макинтош, Д. Маршалл; в Италии - Д. Верготти; в Германии - Штайн; в США - Л. Трайб и др.
Тщательному исследованию конституционное право зарубежных стран подвергли и российские ученые - М.А. Крутоголов, Б.С. Кры-лов, В.В. Макланов, А.А. Мишин, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.
9
В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и либеральное.
Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран, включая современные постсоциалистические го-сударства. Эти ученые стали разработчиками новых конституций, включив в них нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества. Они считают, что конституция, как и конституционное право, не являются орудием диктатуры, а являются своего рода отражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который воплощает в себе общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную справедливость, социальную солидарность и пр.). Представители этого направления выступают за демократическое, правовое и социальное государство, разделение властей, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом, признание местного самоуправления, за подлинно народный характер государственной власти (а не классовый).
Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов, отстаивающих социалистическую ориентацию и изучающих конституционное право с позиций классовой борьбы и с позиций диктатуры определенного класса.
Ученые леворадикалистского направления полагают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий для строительства социализма и коммунизма. На деле, выступая за авторитарные системы управления, они рассуждают о так называемой социалистической демократии, против разделения властей и местного самоуправления, за ликвидацию частной собственности и установление правления одной «коммунистической» партии.
Оба этих направления отражают лишь полярные взгляды в науке о конституционном праве зарубежных стран.
Наряду с этими направлениями, а точнее в их рамках, существуют и крупные научные школы, имеющие международный характер, объединяющих авторов разных стран. Это три основные школы: юридическая, политологическая и теологическая.
Юридическая школа имела главенствующее влияние до 20-х годов XX в. Сторонники этой школы ориентировались в основном на изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций. Одновременно они признавали социальный характер государства и призывали юристов изучать это государство, его органы,
10
его деятельность как систему правоотношений. Эта школа в настоящее время практически утратила свое значение, но ее методы исследования используются в науке конституционного права и по-ныне.
Политологическая школа свою окончательную победу одержала в середине XX в. Сторонники этой школы призывают изучать не столько нормы конституционного права, сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. В этой связи в целом ряде франкоязычных стран предмет преподавания теперь называется «Конституционное право и политические институты».
Теологическая школа занимает особое место в юридической мысли. Ее особенность - в пестроте взглядов приверженцев. Так, ее правое крыло не имеет ничего общего с либерализмом. Оно смыкается своей религиозной интерпретацией с радикалистским направлением. И представлена она главным образом исследованиями мусульманских юристов. Труды ее сторонников отличались идеями Халифата - справедливого правления, которое существовало при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. Таковы различные направления и школы в науке конституционного права зарубежных стран.
Особенности норм конституционного права. Нормы конституционного права, как и другие правовые нормы, - это общеобязательные правила, установленные главным образом нормативными правовыми актами (законами, указами и др.) и обеспечиваемые государственным принуждением. Лишь в сравнительно редких случаях такие нормы создаются иначе - путем судебного прецедента, конституционного обычая - или не обеспечиваются судебной защитой (тот же конституционный обычай, социально-экономические права личности в некоторых странах). В статье конституции или закона может содержаться всего одна норма. Такова, например, ст. 102 Основного закона ФРГ (Германии) 1949 г. («Смертная казнь отменяется»). Вместе с тем в статье или даже в одном предложении статьи может содержаться несколько норм конституционного права. Так, в ст. 3 французского закона 1962 г. о выборах президента республики в одном из предложений устанавливается: «Не позднее чем за 15 дней до первого тура выборов президента республики правительство публикует список кандидатов». Эта статья содержит различные правила: возлагает обязанность такой публикации на правительство (а не на другой орган, например, избирательную комиссию), уста-
11
навливает срок для этого. Из цитированного предложения статьи следует множество выводов: о невозможности иного официального опубликования списка кандидатов, о том, что список должен быть единым, что разновременная публикация фамилий кандидатов исключается и т.д.
В отличие от отраслей частного права, где используется, как правило, диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется возможность выбора того или иного варианта поведения), в конституционном праве доминирует императивный (повелительный) метод. Большинство норм конституционного права, будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий, запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное поведение (нормы-веления), как это имеет место в цитированных выше статьях. Реже используются нормы-дозволения (они широко применяются и являются основными лишь при регулировании основ правового статуса личности). В целом в конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения), отношения же координации (согласования) применяются реже. Тем не менее в конституционном праве есть и диспозитивные нормы. Такова, например, ст. 94 Конституции Италии 1947 г., устанавливающая, что каждая палата парламента может выразить доверие правительству или отказать в нем путем поименного голосования. В последнем случае президент республики может уволить правительство в отставку или распустить парламент с назначением даты новых выборов, т.е. решение вопроса о коллизии парламента и правительства отдается на усмотрение избирателей.
Названные выше нормы - это нормы-правила. При возникнове-нии соответствующих юридических фактов - событий, состояний, действий (в нашем примере это факт голосования в парламенте по вопросу о доверии) - эти нормы порождают соответствующие пра-воотношения (в нашем примере между парламентом, правительст-вом, президентом). Реализуются такие нормы в результате преобра-зования правовых предписаний в фактическое поведение участни-ков общественных отношений, причем при применении норм- правил это происходит наиболее очевидным образом.
В конституционном праве много и норм-принципов, реализация которых имеет опосредованный характер. Они получают свое раз-витие и наполняются конкретным содержанием в других статьях конституции, в актах иных отраслей права, в деятельности органов государства. Например, ст. 17 Конституции Китая 1982 г. устанавли-
12
вает принцип социализма: «От каждого - по способностям, каждому - по труду». Сам этот лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он призван служить руководящим принципом общественной и государственной жизни, поведения людей в обществе. В некоторых конституциях содержатся нормы-цели (це- леполагание было особенно характерно для основных законов стран тоталитарного социализма, провозглашавших цели строительства социалистического и коммунистического общества). Существуют и нормы-символы. Так, ст. 1 Конституции Гвинеи 1990 г. устанавливает «девиз республики»: «Труд, справедливость, солидарность». Есть нормы-определения: ст. 2 конституции Франции определяет государство как неделимую, светскую, социальную и демократическую республику. Особый характер имеют положения преамбулы (введения) конституции. Обычно считается, что такие положения не нормативны, но содержат исходные начала для понимания сути данной конституции.
Структура норм конституционного права тоже имеет свои осо-бенности. Санкции в нормах конституционного права встречаются редко (они обычно названы в актах других отраслей права), а если и имеются, то обычно носят политический характер: отставка правительства, отрешение от должности президента и т.д. Уголовная ответственность может быть предусмотрена лишь за определенные преступления и формулируется в самом общем виде (например, за государственную измену или взяточничество президента), но наступает она лишь после отрешения от должности и, как и для обычного гражданина, по нормам уголовного права. Гражданская ответственность высших должностных лиц за нанесение ущерба гражданам в результате незаконных действий при исполнении служебных обязанностей тоже может быть предусмотрена конституцией, но наступает она по нормам гражданского права. Что касается гипотезы (условия применения нормы), то она также редко имеет словесное выражение в актах конституционного права и обычно подразумевается или формулируется косвенным образом.
Нормы конституционного права, как и других отраслей права, с одной стороны, объективно, а с другой - по воле ученых-систематизаторов соединяются в отдельные группы. Например, одна группа норм относится к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата гражданства, гражданство детей при изменении граждан-ства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы государства (порядок выборов президента, его полномочия, досрочное от-
13
решение от должности и т.д.), третья - личные свободы граждан (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуют институты конституционного права.
Институт конституционного права - это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права.
Институты конституционного права в зарубежных странах в общем совпадают с институтами, которые вычленяются в российском конституционном праве: институты экономической системы обще-ства, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, местного самоуправления и др. Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт прав человека, форм правления, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как по- динституты, а последние могут дробиться и дальше.
Названные выше институты существуют, однако не во всех зарубежных странах. В тех странах мусульманского фундаментализма, где в соответствии с принципами ислама создание политических партий не разрешается, политическая система ограничивается, по существу, государственными органами и особый институт политической системы не складывается. С другой стороны, есть страны, где реально существующая социально-экономическая структура общества не нашла достаточного выражения в нормах конституций, не стала особым институтом конституционного права (например, в султанате Бруней и даже в США). Вместе с тем в конституционном праве зарубежных стран есть такие институты, которых нет в России. Во многих из этих стран они связаны с существованием монархии. Особые институты, связанные с провозглашением господства социалистической собственности, идеей советов как единственных полновластных органов, с руководящей ролью коммунистической партии в обществе и государстве, существуют в странах тоталитарного социализма (КНДР, Куба и др.).
Источники конституционного права по своей форме и по своему значению в правовом регулировании осуществления государственной власти чрезвычайно разнообразны.
14
Источники - те формы, в которых находят выражение нормы права. Источниками конституционного права являются те формы, в которых выражаются нормы конституционного права.
В науке конституционного права существуют определенные классификации (виды или группы): Закон:
основной закон - Конституция;
конституционные законы - у них своя специфика и различают 3 их вида:
а) конституционные законы, которые предшествуют конституции (действуют до ее принятия - есть в любой стране);
б) конституционные законы, которые в своей совокупности со-ставляют Конституцию (Швеция - 3 конституции закона);
в) конституционные законы, которые дополняют и изменяют Конституцию и могут становиться частью этой Конституции, хотя в ее текст не входят.
Сущность конституционные законов - для их принятия требуются дополнительные усилия - они принимаются квалифицированным большинством голосов (3/5, 2/3, 3/4). Иногда конституционные законы выносятся на референдум.
Конституционные законы принимаются по мере необходимости, т.е. заранее не предусмотрено принятие закона по тому или иному вопросу. Иногда конституционные законы по объему бывают больше самой Конституции (Чехословакия - конституционный закон о Чехословацкой Федерации, вступил в с силу с 1 января 1969 г.).
органические законы - специфика зарубежных стран. Они тоже развивают и дополняют положения Конституции, но их принятие обязательно. Оно предусмотрено в самом тексте Конституции. Процедура принятия этих законов тоже иногда требует особых условий принятия (во Франции - органический закон требует обязательного предварительного одобрения Конституционным Советом). Специфика органических законов и в том, что в отдельных странах они принимаются на основе бланкетной нормы (Конституция Франции).
обычные законы - принимаются простым большинством голосов, регулируют какую-либо одну сторону общественных отношений.
парламентские уставы - регламенты парламента, его палат - их нормы касаются только депутатов и особенность их принятия в том, что они подписываются обычно Спикером.
15
6) акты Глав государств и исполнительной власти - обычно указы монархов, декреты президентов, постановления правительств. Особую роль среди этих актов играют акты, имеющие силу закона. Они издаются на основе:
делегированного законодательства - передачи законодательных полномочий Парламента названным органам;
принадлежащее Правительству по Конституции право регламен- тарной власти;
в соответствии с исключительными полномочиями президента. Судебный прецедент. Это те решения суда по конкретным делам, которые признаются обязательными для решения последующих аналогичных дел.
Он имеет место как источник права лишь в тех странах, которые входят в англосаксонскую систему права (Индия, США, Канада), - суды приобретают не только судебные, но и нормотворческие функции.
Судебный прецедент определил многие важные конституционные положения (неответственность монарха, институт контрасигна- туры актов монарха).
Конституционный обычай (конституционное соглашение, конвенционные нормы). Обычай - правило поведения, вошедшие в привычку в силу его длительного применения. Конституционный обычай отличается от бытового обычая тем, что они поддерживается государством.
Конституционный обычаи в зарубежных странах бывают двух видов:
Обычай церемониального характера (тронная речь королевы, вхождение лорда в парламент);
Обычай материального характера (правила о порядке определения, назначения премьер-министра в Великобритании. Этот порядок нигде не записан, но в силу конституционного обычая - это лидер победившей в парламенте партии).
Акты чрезвычайных органов государственной власти. Акты, которые принимаются в результате военных, государственных переворотов, революций. Этими актами пришедшие к власти силы могут делать практически всё. В Бразилии в 1964 г. армия взяла власть в свои руки и начался период принятия чрезвычайных актов. К тому времени действовала демократическая Конституция 1964 г., а уже в апреле 1964 г. реввоенсоветом был принят «Институциональный акт №1», в котором провозглашалось, что Конституция подвергается
16
изменению в части объема полномочий Президента, отменялись все конституционные гарантии сроком на 6 месяцев, 40 депутатов Конгресса были лишены депутатских мандатов; в 1965 г. - «Институциональный акт №2» - продолжалось реформирование Конституции: всеобщие выборы Президента заменялись косвенными, упрощалась процедура принятия законов по инициативе Правительства (де-путаты должны были его принять в течение 5 дней, а если не принимали - он все равно считался принятым). Президент получал неограниченные полномочия и мог самостоятельно вводить осадное положение, мог распустить Парламент в любое время и осуществлять законодательство путем издания декретов, имеющих силу закона. Всего за 3 года Президентом было подписано 6 тысяч декретов.
Доктринальные источники - это труды выдающихся ученых (специфика зарубежных стран). В том случае, когда допускаются доктринальные источники (англосаксонская система права), они применяются, когда нет правовой нормы, прецедент не срабатывает, не помогает обычай. Это не норма права, а лишь довод в пользу той или иной точки зрения.
Международные договоры - становятся источниками, когда:
касаются конституционных проблем;
их признание предусмотрено Конституцией;
современные Конституции устанавливают приоритет норм международных договоров (ФРГ, Болгария, Польша).
Внутригосударственные договоры - во многих странах (Италия,
Испания).
Религиозные источники (своды законов) - у мусульман - источник КП = религиозные нормы и шариат (в Иране).
Акты органов конституционного контроля. Решая вопросы о соответствии законов Конституции, принимают решения, которые являются источником конституционного права некоторых стран.
Акты местных органов - на уровне субъектов федерации, авто-номных образований.
Совместные постановления Парламента и Центрального Комитета Коммунистической партии - в социалистических странах.