Реализации права граждан на труд рф. Конституционное право человека на труд и механизм его реализации в российской федерации радченко дмитрий александрович

1.6. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ТРУД В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Лещенко Анна Хачатуровна, аспирантка. Место учебы: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права. Должность: Начальник юридического отдела. Место работы: ООО «Росгосстрах», филиал в Тюменской области. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: хартия, право на труд, законодательство, социальные гарантии, свобода труда.

SOME PROBLEMS OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF

CITIZENS TO WORK IN RUSSIA AND EUROPEAN LABOR LAW

Leshchenko Anna Hachaturovna, postgraduate student. Place of study: Tyumen state academy of world economics, management and law. Position: Head of law department. Place of employment: Rosgosstrakh LLC, Tyumen regional branch. E-mail: [email protected]

Annotation: The author considers the right to work in modern Russia and its implementation to meet a number of European instruments in the social sphere. Keywords: Charter, the right to work, legislation, social security, freedom of labor.

Возможность трактовки права граждан на труд как конституционного появилась не так давно. Большинством авторов отмечается, что его закрепление преимущественно произошло в конституциях «третьей волны», что относится к периоду после Второй мировой войны . В СССР это право было включено в перечень конституционных намного раньше, причиной чему послужили внутренние политические и социальные процессы.

Так же как и право на жизнь, право собственности и другие конституционные права, свобода труда относится к адресованным неопределенному кругу лиц абсолютным правам. В качестве абсолютного это право наделяется приоритетным значением в ряду иных прав, составляющих комплексное содержание права на труд.

Свобода труда входит в перечень основных прав человека. Это неотъемлемое и неотчуждаемое право, как и право на свободу слова, свободу мысли, свободу передвижения и пр. Лишая человека свободы труда, его фактически лишают человеческого достоинства - и он становится «говорящим орудием» (instrumentum vocale - лат.), что можно заключить из анализа положе-

ний статьи 8 Международного пакта о гражданских и политических правах человека 1966 г., провозгласившего свободу труда . 1961 год был ознаменован принятием Европейской социальной хартии, которую условно можно назвать аналогом Европейской конвенции о правах человека в сфере экономических и социальных прав. При этом Хартия оказалась беспрецедентным международным документом подобного рода и объединила в себе обширный перечень социальных и экономических прав. Однако отсутствие разработанной процедуры индивидуальных петиций привело к тому, что гарантии, предоставляемые Хартией, оказались намного слабее, чем таковые Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в области гражданских и политических прав. Именно поэтому Хартия всегда занимала вторичное положение по отношению к Конвенции. Такое положение сохранялось до 90-х годов ХХ века, когда в системе самой Хартии было произведено глубокое реформирование; изменения придали Хартии новый импульс и существенно усилили ее. На ее укрепление повлияло и то, что в Совет Европы вступили новые государства - бывшие социалистические страны, и названная организация использовала положения Социальной хартии в качестве основы для приобщения своих новых членов к европейской социальной модели. Были устранены имеющиеся недостатки, разработана система коллективных жалоб (в качестве примера использовались аналогичные процедуры Международной организации труда (МОТ). А в 1996 году произошло принятие обновленного варианта договора - так называемой Пересмотренной европейской социальной хартии.

Европейская социальная хартия как конвенция Совета Европы обеспечивает защиту социальных и экономических прав граждан; документом предусматриваются контрольные механизмы, гарантирующие соблюдение названных прав государствами-участниками.

После принятия постановления №150 от 24 февраля 2009 г., одобряющего Хартию, Правительство РФ представило ее главе государства - Президенту РФ, внесшего ее на ратификацию в Государственную думу РФ. Пересмотренная европейская социальная хартия была ратифицирована 3 июня 2009 года на основании пп. «б» п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 3 мая 1996 года (поскольку предметом Хартии являются основные права и свободы человека). Ратифицировав Хартию, Российская Федерация выполнила одно из обязательств, взятых в феврале 1996 года при вступлении в Совет Европы; этим шагом наше государство также подтвердило приверженность нормам и принципам европейского правопорядка.

Путем сравнительного анализа положений Хартии и законодательства РФ было установлено, что в целом можно говорить о соответствии российских конституционных основ социально-экономических гарантий положениям Хартии. Однако стоит учитывать, что гарантии, реально предоставляемые отдельным группам населения, находятся в зависимости от экономических возможностей государства, а повышение уровня гарантий до установленных Хартией стандартов возможно лишь при соответствующих темпах экономического развития.

Одна из основных целей, провозглашенных Хартией, заключается в укреплении европейского единства в социальной области, что может быть достигнуто путем следования всех Договаривающихся Сторон единому своду основных обязательств; при этом Сторона обя-

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ТРУД

Лещенко А.Х.

зуется принять в полном объеме обязательства по шести (как минимум) статьям - из девяти, указанных в Хартии:

1) статья 1: Право на труд;

2) статья 5: Право на объединение;

3) статья 6: Право на заключение коллективных договоров;

4) статья 7: Право детей и молодежи на защиту;

5) статья 12: Право на социальное обеспечение;

6) статья 13: Право на социальную и медицинскую помощь;

7) статья 16: Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту;

8) статья 19: Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь;

9) статья 20: Право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола.

Следует упомянуть, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод, хотя и обладающая бесспорными достоинствами, тем не менее не содержит гарантий прав человека и направлена скорее на повышение благосостояния граждан стран-участниц. В этом смысле Европейская социальная хартия удачно дополняет Конвенцию. Также аналитиками отмечается, что нормы Хартии во многом совпадают с нормами конвенций МОТ и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Хартию можно рассматривать в качестве эффективного механизма контроля над соблюдением социальных и экономических прав граждан. Следование ее положениям будет способствовать повышению уровня социальной защищенности лиц, попадающих под юрисдикцию стран-участниц, послужит стимулом к развитию и совершенствованию их собственной законодательной базы.

Новая редакция Европейской социальной хартии была подписана Российским правительством 14 сентября 2000 г., после чего ее необходимо было ратифицировать, для чего нормы российского законодательства нужно было привести в соответствие европейским стандартам. В итоге РФ приняла десятки законов, регулирующих различные аспекты социально-трудовых отношений; действующее законодательство было изменено и дополнено. Все предпринятые изменения были нацелены на обеспечение защиты экономических и социальных прав человека и гражданина. Однако ратификация Европейской социальной хартии (в редакции 1996 г.) была сопряжена с определенными трудностями в плане обязательств по отдельным пунктам, в частности, п. 2 ст. 12 (поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, по крайней мере, достаточном для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения 1964 г.), п. 4 ст. 13 (применять положения статьи о праве на социальную и медицинскую помощь на равных началах к своим гражданам и гражданам других государств-участников Хартии, которые законно находятся на территории соответствующего государства с учетом обязательств, вытекающих из Европейской конвенции о социальной и медицинской помощи, подписанной в Париже 11 декабря 1953 г.) . Трудности в реализации обязательств по отдельным пунктам легко объяснимы: российское государство в настоящий момент не может обеспечить социальные гарантии своим гражданам на уровне, предусмотренном европейскими конвенциями. В частности, некоторыми статьями Европейского кодекса социального обеспечения уста-

новлены соответствующие стандартам МОТ минимальные уровни социальной помощи, которую государство обязано предоставлять гражданам (в случае болезни, безработицы, трудового увечья, профессионального заболевания, инвалидности, а также потери кормильца, по старости, по материнству, на содержание детей и т.п.). Европейской конвенцией о социальной и медицинской помощи определено обязательство государства предоставлять гражданам других сторон соглашения (на законных основаниях находящихся на его территории и не имеющих достаточных средств) социальную и медицинскую помощь на таком уровне и на тех же условиях, что и своим гражданам .

Российское законодательство о занятости в настоящее время представляет собой целостную систему нормативных актов, в которую входят:

1. Статья 37 Конституции РФ 1993 г., предусматривающая, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

2. Закон РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ», закрепивший понятие занятости и категории занятого населения, права граждан и гарантии государства в области занятости, основы организации и регулирования занятости, участие в этом процессе работодателей и иных субъектов, а также ряд иных положений в сфере обеспечения занятости населения в нашей стране.

3. Указы Президента РФ: «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации» от 05.06.1992 № 554; «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными» от 02.07.1992 № 723; «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25.03.1993 № 394 и ряд других.

4. Постановления Правительства РФ: «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» от 05.02.1993 № 99; «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» от 07.03.1995 № 224; «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.1997 № 458 и др.

5. Нормативные акты, принятые Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Федеральной государственной службой занятости населения РФ, иными министерствами и ведомствами.

6. Нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, предусматривающая нормы по обеспечению занятости, а также ряд дополнительных (по сравнению с законодательством) льгот для отдельных категорий граждан в данной сфере.

Как видно из ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в РФ», любая деятельность граждан, нацеленная на удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной. Более того, незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Право на труд не относится к субъективным правам человека; как следствие, гражданин не вправе требовать предоставления работы от государства . Многие государства Европы поддерживают такой подход, и в целом то же можно сказать и о Российской Федерации .

Российское трудовое законодательство и международные стандарты пока зачастую не согласуются между собой. Россия предпочитает идти по пути сохранения привилегий и льгот для женщин и некоторых других категорий работников, а не стимулировать создание благоприятных для всех условий труда, которое лишило бы смысла эти льготы и привилегии.

Следует признать, что в настоящий момент европейским стандартам в России следовать достаточно сложно, и в основе этого лежат экономические причины. Для того чтобы российское общество получило необходимые социальные гарантии, направленные на повышение уровня жизни, улучшение условий труда, повышение уровня оплаты труда, - требуются значительные финансовые вливания. Кроме того, для реализации некоторых статей Хартии в РФ потребуется внести значительные изменения в российское законодательство, что всегда сопряжено с дополнительными расходами, касающимися и федерального бюджета, и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Список литературы:

1. Европейская социальная хартия от 18.10.61 г., с изм. и доп. от 03.05.96 г.

2. Конституционное право зарубежных стран / отв. ред. В.В. Чиркин. М., 1997.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верх. Суда РФ. 1994. №12.

4. Федеральный закон от 03.06.2009 № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года».

5. Худолей Д.М. Конституализация права на труд в зарубежных государствах. // Вестник Пермского университета. Выпуск 3(9), 2010.

на статью Лешсико Анны Ханатуровкы «Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на труд в России I] европейское трудовое законодательство»

Актуальности рецензируемой работы предопределена тем обстоятельством, "-ЯС" возможность трактовки права граждан на труд как конституционного появилась не так давно. В юридической науке отмечается, что его закрепление преимущественно произошло в конституциях ((третьей волны», нто относится к периоду после Второй мировой войны. В СССР ио право было включено в перечень конституционных намного раньше, причиной чему послужили внутренние политические и социальные процессы.

Раскрывая содержание права гражданина на труд, А.Х. Лещенко справедливо обращая внимание на необходимость указать, что i-o комплекс правомочий, включающий перечень таких прав, как право на свободу труда, ираво на справедливые условия труда, право на безопасные условия труда и т.д. Из перечисленных п ра большая часть - относительные; они адресованы государству, на которое возлагается обязанность их соблюдения. Так же как и право на жизнь, праэо собственности и другие конституционные права, свобода труда относится к адресованным неопределенному кругу лиц абсолютным правам. Трудно не согласиться с автором, что в качестве абсолютного это право наделяется приоритетным значением в ряду иных нрав, составляющих комплексное содержание права на труд.

Проведенное исследование позволило автлору сделать выводы по поводу того, что российские трудовое законодательство и международные стандарты пока зачастую не согласуются межяу собой. Россия предпочитает идти по иути сохранения привилегий и льгот для женщин и некоторых других категорий работников, а не стимулировать создание благоприятных для всех условий труда, которое лишило бы смысла зти льготы и привилегии.

Стэоья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может бьгть рекомендована к публикации а научных журналах, в том числе в журналах из

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права;

Института права ФГБОУ БПО «Тамбовский госула; Университет имени Г.Р. Державина»

Л.H. Шепелев

Literature list:

1. European Social Charter of 10/18/61, p rev. and add. on 03/05/96, the

2. The constitutional law of foreign countries / Ed. Ed. VV Chirkin. Moscow, 1997.

3. The International Covenant on Civil and Political Rights of 16 December 1966 / / Bulletin Top. Court. 1994. Number 12.

4. Federal Law of 03.06.2009 № 101-FZ "On the ratification of the European Social Charter (revised) of 3 May 1996."

5. Khudoley D.M. Konstitualizatsiya right to work in foreign countries. / / Bulletin of the University of Perm. Issue 3 (9), 2010.

Нормы-принципы трудового права реализуются через права и обязанности работодателей, работников и других субъектов трудового права.

Принцип свободы труда и запрещения принудительного труда позволяет работникам свободно распоряжаться своими способностями к труду, а также отказываться от выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, в частности неоплаченной работы. В свою очередь, работодатель обязан не чинить препятствий работникам при распоряжении своими способностями к труду, в том числе при решении вопроса об увольнении работника по собственному желанию, а также не допускать привлечения работников к принудительному труду. В силу ст. 2 Конституции РФ обязанность по обеспечению данного права работников возлагается на государственные органы.

Принцип зашиты от безработицы и содействия в трудоустройстве реализуется через право граждан обратиться в органы государственной службы занятости с целью получения подходящей работы, а при ее отсутствии пособия по безработице. Тогда как у службы занятости возникает обязанность предоставить гражданину подходящую работу, а при ее отсутствии - выплатить пособие по безработице и предоставить иные предусмотренные законодательством льготы.

Принцип обеспечения справедливых условий труда включает право работников на получение работы, отвечающей требованиям безопасности и гигиены, и на ограничение времени работы. Работодатель призван обеспечить безопасность работника на его рабочем месте и использовать труд работника в рамках установленной продолжительности рабочего времени. На основании ст. 2 Конституции РФ полномочные государственные органы обязаны обеспечить реализацию и данного права работников.

Принцип равенства прав и возможностей работников реализуется через право работников требовать соблюдения равенства при применении норм трудового права и продвижении по службе. В свою очередь, на работодателей данный принцип возлагает обязанность по соблюдению равенства прав и возможностей работников. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ полномочные государственные органы обязаны обеспечить реализацию права граждан на равные возможности в сфере трудовых отношений.

Принцип обеспечения своевременной, справедливой и достойной оплаты труда реализуется через право работников на получение заработной платы. Работодатели обязаны обеспечить получение работниками своевременно справедливой и достойной оплаты труда. Полномочные государственные органы на основании ст. 2 Конституции РФ должны обеспечить соблюдение работодателями данной обязанности.

Принцип равной оплаты за труд равной ценности реализуется путем предоставления работникам права на получение равной оплаты за труд равной ценности. Тогда как работодатели обязаны не допускать нарушения права работников на равную оплату за труд равной ценности. Полномочные государственные органы в силу требований ст. 2 Конституции РФ обязаны обеспечить предоставление работникам права на равную оплату за труд равной ценности.

Принцип запрещения дискриминации при регулировании трудовых отношений реализуется через обязанность работодателей, других лиц, применяющих нормы трудового права, не допускать необоснованного умаления прав и свобод в сфере труда, а также через право работников требовать соблюдения своих интересов и их защиты от дискриминационных действий.

Принцип создания объединений по защите прав и интересов в процессе трудовой деятельности реализуется через право работников и работодателей создавать объединения для защиты своих интересов, а также через обязанность не препятствовать созданию и деятельности указанных объединений. В частности, представители работодателей не вправе создавать препятствия в законной деятельности объединений работников, государственные органы не должны вмешиваться в работу объединений, представляющих работников и работодателей.

Принцип участия работников в управлении организацией означает наличие права у работников и их представителей принимать участие в управлении организацией в установленных правовыми актами формах и возникновение у работодателей обязанности по обеспечению такого участия.

Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений влечет возникновение у представителей работодателя обязанности по соблюдению установленного полномочными государственными органами минимума трудовых прав, а также предоставление работодателям и работникам возможности улучшить положение работников по сравнению с этим минимумом путем заключения договоров о труде.

Принцип ведения коллективных переговоров предполагает наличие права у работников и работодателей инициировать коллективные переговоры и корреспондирующей ему обязанности приступить к таким переговорам после получения соответствующего приглашения.

Принцип обязательного возмещения вреда, причиненного работнику в процессе трудовой деятельности, состоит из права работников требовать данного возмещения и обязанности работодателя возместить причиненный по его вине вред.

Принцип установления государственных гарантий прав работников и государственного контроля за их соблюдением предполагает наличие у работников права требовать соблюдения установленных государством гарантий и корреспондирующей ему обязанности государственных органов по контролю за соблюдением трудового законодательства по обеспечению их реализации.

Принцип защиты трудовых прав реализуется через право участников трудовых отношений требовать защиты своих законных интересов и корреспондирующую ему обязанность государственных органов, в том числе суда, обеспечить их соблюдение.

Принцип обеспечения права на ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, означает возникновение у заинтересованных лиц права требовать защиты своих интересов и корреспондирующей ему обязанности по урегулированию трудового спора полномочными органами и установленными законодательством способами.

Принцип выполнения работником возложенных на него трудовым договором обязанностей предполагает наличие у работника права выполнять лишь возложенные на него трудовым договором обязанности и корреспондирующей ему обязанности представителей работодателя обеспечивать работника работой, обусловленной трудовым договором.

Принцип профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства состоит из права профсоюзов осуществлять данный контроль по отношению к условиям труда своих членов и корреспондирующей ему обязанности представителей работодателя не чинить препятствий в его проведении.

Принцип обеспечения достоинства работников в процессе трудовой деятельности предполагает возникновение у работников права на обращение со стороны представителей работодателя, которое не допускает умаления человеческого достоинства, и корреспондирующей ему обязанности представителей работодателя не совершать действий, ущемляющих достоинство работников.

Принцип обеспечения обязательного социального страхования работников состоит из права работников на данное страхование и обязанности работодателей и полномочных государственных органов обеспечить предусмотренное действующим законодательством страхование работников.

Принцип защиты трудовых прав не запрещенными законом способами состоит из права работников осуществлять такую защиту и обязанности работодателей не препятствовать реализации работниками данного права, а также обязанности государственных органов по обеспечению реализации указанного права работниками.

Таким образом, нормы-принципы трудового права реализуются через права и обязанности работников и работодателей, а также других субъектов трудового права.

Аналогичным образом реализуются и нормы-принципы отдельных институтов трудового права, которые рассмотрены нами в третьем параграфе настоящей главы.

В связи с изложенным следует иметь в виду, что нормы-принципы должны быть использованы при принятии любого правоприменительного решения. На их основании возникают конкретные права и обязанности. Причем другие нормы подлежат применению в части, не противоречащей нормам-принципам.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Трудовое право

Ключевые слова:

1 -1

Важнейшим принципом трудового права признается свобода труда. Этот принцип провозглашен в ст. 37 Конституции РФ и признан международным сообществом. Свобода труда проявляется, прежде всего, в предоставлении возможности человеку свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Каждый гражданин может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной или иной ответственности. Гражданин может свободно выбирать вид трудовой деятельности: заниматься предпринимательством, работать на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора) или по трудовому договору.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется, прежде всего, в договорном характере труда и находит отражение в отраслевом принципе трудового права - принципе свободы трудового договора. Единственным основанием возникновения трудовых отношений является соглашение сторон - трудовой договор. Работник обладает свободой расторжения трудового договора.

Каждый человек в России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый гражданин РФ имеет право на отдых. Человеку, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т.п.

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законодательством способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Однако мало провозгласить какие-либо права и установить гарантии, нужно знать, как претворить их в жизнь. Главное в проблеме прав человека сегодня - не теория, а практика, предполагающая создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации социально-экономических прав человека. Важно устранить прямые нарушения прав, причины, их порождающие, поставить заслоны на пути злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и защиту со стороны власти.

Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них - отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты. Защита права означает возможность государства, его исполнительных органов защитить те или иные права и гарантии человека.

В настоящее время в российской экономике сложилось два правовых режима регулирования трудовых отношений - зафиксированное в законодательстве трудовое право для бюджетных организаций и "обыденное" право для нового коммерческого сектора. Если в бюджетных организациях трудовое законодательство еще как-то соблюдается, то в новом коммерческом секторе требования Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) выполняются далеко не всегда. В организациях малого и среднего бизнеса распространены гражданско-правовые отношения, потому что это удобно работодателю (нет необходимости соблюдать все гарантии, установленные в трудовом законодательстве).

Рост числа малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных прав наемных работников. В этих организациях обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников. Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляет людей принимать любые условия хозяина. Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Государством гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В частности, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК РФ). Возможно, такие действия работников прекратят допущенные работодателем нарушения трудовых прав. Никто не может заставить работника трудиться бесплатно, поэтому действия работников, отказавшихся от выполнения трудовых функций в качестве ответной меры в связи с неполучением заработной платы, будут признаны законными.

Работник имеет право обжаловать факт дискриминации в трудовых отношениях, в том числе необоснованный отказ в приеме на работу (ст. ст. 64, 391 ТК РФ).

Важнейшим принципом трудового права признается свобода труда. Этот принцип провозглашен в ст. 37 Конституции РФ и признан международным сообществом. Свобода труда проявляется, прежде всего, в предоставлении возможности человеку свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Каждый гражданин может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной или иной ответственности. Гражданин может свободно выбирать вид трудовой деятельности: заниматься предпринимательством, работать на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора) или по трудовому договору.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется, прежде всего, в договорном характере труда и находит отражение в отраслевом принципе трудового права - принципе свободы трудового договора. Единственным основанием возникновения трудовых отношений является соглашение сторон - трудовой договор. Работник обладает свободой расторжения трудового договора.

Каждый человек в России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый гражданин РФ имеет право на отдых. Человеку, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т.п.

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законодательством способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Однако мало провозгласить какие-либо права и установить гарантии, нужно знать, как претворить их в жизнь. Главное в проблеме прав человека сегодня - не теория, а практика, предполагающая создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации социально-экономических прав человека. Важно устранить прямые нарушения прав, причины, их порождающие, поставить заслоны на пути злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и защиту со стороны власти.

Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них - отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты. Защита права означает возможность государства, его исполнительных органов защитить те или иные права и гарантии человека.

В настоящее время в российской экономике сложилось два правовых режима регулирования трудовых отношений - зафиксированное в законодательстве трудовое право для бюджетных организаций и "обыденное" право для нового коммерческого сектора. Если в бюджетных организациях трудовое законодательство еще как-то соблюдается, то в новом коммерческом секторе требования Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) выполняются далеко не всегда. В организациях малого и среднего бизнеса распространены гражданско-правовые отношения, потому что это удобно работодателю (нет необходимости соблюдать все гарантии, установленные в трудовом законодательстве).

Рост числа малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных прав наемных работников. В этих организациях обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников. Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляет людей принимать любые условия хозяина. Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Государством гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В частности, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК РФ). Возможно, такие действия работников прекратят допущенные работодателем нарушения трудовых прав. Никто не может заставить работника трудиться бесплатно, поэтому действия работников, отказавшихся от выполнения трудовых функций в качестве ответной меры в связи с неполучением заработной платы, будут признаны законными.

Работник имеет право обжаловать факт дискриминации в трудовых отношениях, в том числе необоснованный отказ в приеме на работу (ст. ст. 64, 391 ТК РФ).

Тезис о равенстве сторон трудового договора справедливо подвергается критике. Отношения между ними фактически строятся на основе подчинения работника работодателю. В сложившейся экономической ситуации работники не рискуют открыто защищать свои права и вступать в конфликт с работодателем, поскольку обращение с жалобой на хозяина грозит потерей работы, поэтому очень часто пострадавшему выгоднее отказаться от реализации предоставленных законом прав, чем вступать в спор.

Любое обращение работника в суд (например, по поводу восстановления на работе, оплаты вынужденного прогула) рассматривается работодателем как нежелательное и ненормальное явление, и, чаще всего, такой "смельчак" будет преследоваться им. Восстановленные на работе решением суда работники знают, что их могут уволить вновь, но уже по какому-то другому основанию.

В этих условиях необходима эффективная система юридических гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов наемных работников от неправомерных действий работодателей.

Если раньше работодатели - индивидуальные предприниматели освобождались от обязанности вести трудовые книжки, теперь они в соответствии с поправками в ТК РФ должны будут вести трудовые книжки на своих работников. Законодатели приравняли их к организациям и в отношении других прав и обязанностей, в частности по заключению коллективных трудовых договоров, по расторжению трудовых договоров и по многим другим вопросам, в частности им предоставлено право расторгать трудовой договор в случае сокращения численности или штата работников.

Изменен порядок расчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска. Теперь указанный средний заработок будет исчисляться за последние 12 календарных месяцев (а не за три месяца) путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4.

Дополнен перечень случаев выплаты выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Указанное пособие будет выплачиваться еще в двух случаях: при расторжении трудового договора на основании отказа работника от продолжения работы в связи с изменением условий трудового договора, а также при увольнении в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением. Изменены основания прекращения ученического договора. Теперь он может быть прекращен по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором.

Введение

Глава 1. Конституционно-правовые основы права на труд в Российской Федерации

1- Отражение конституционного права на труд в российском законодательстве с 12

2. Комплекс прав человека в сфере труда как неотъемлемая часть системы субъективных прав и свобод с 50

3. Трудовой договор как основная форма реализации конституционного права на труд в РФ с 77

Глава 2. Механизм реализации конституционного права на труд в Российской Федерации

1. Формы и способы защиты конституционных прав и свобод человека в сфере труда в РФ с.95

2. Особенности реализации конституционного права на труд категориями лиц, нуждающимися в дополнительной защите с. 126

3- Состояние и перспективы развития конституционно-правовых отношений в сфере труда с. 160

Заключение с 192

Список литературы с 198

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Занимая главное место в правовой системе государства, Конституция РФ является не только фундаментом этой системы, но и квинтэссенцией главных демократических достижений человечества, одним из которых является понимание свободной природы труда и закрепления права на труд в качестве основополагающего принципа.

Необходимо признать, что, обладая самостоятельной ценностью как субъективное право индивида, право на труд обладает куда большей ценностью как органичный элемент стройной системы конституционных прав и свобод в Российской Федерации, Таким образом, конституционное право на труд является не только и не столько самостоятельно существующим правовым явлением, сколько элементом определенной правовой системы, взаимосвязанным с ее остальными элементами и самой системой в целом. При этом масштаб и детальность регулирования трудовых отношений в той или иной стране во многом отражает уровень ее политического развития, экономического состояния, и, безусловно, оказывает влияние на уровень жизни населения этой страны. Именно поэтому право на труд признано одним из основных прав человека и закреплено в Конституции РФ.

Актуальность темы диссертации обусловлена, в первую очередь, реформой и динамикой трудового законодательства, 1 февраля 2002 г. вступил в действие новый Трудовой кодекс РФ, содержащий принципиальные решения по многим вопросам регулирования трудовых отношений, которые должны учитываться при применении конкретных правовых норм, регулирующих отдельные правовые институты.

В этой связи особого внимания заслуживает исследование теоретических проблем правового регулирования и реализации конституционного права на труд, особенностей реализации этого права категориями лиц, нуждающимися в дополнительной защите, т.е. женщин, несовершеннолетних, лиц, с семейными обязанностями, а также инвалидов.

Кроме того, принципиальное значение имеет рассмотрение категорий "право на труд" и "трудовой договор". Ведь новые социально-экономические условия - многообразие форм собственности, рыночные отношения, внедрение новых методов хозяйствования, свобода предпринимательской деятельности, формирование рьшка труда неизбежно вносят существенные изменения в содержание трудовых отношений и в правовое положение его субъектов.

Вышеназванные обстоятельства обусловливают своевременность и оправданность обращения диссертанта к исследованию вопросов конституционного права на труд и механизма его реализации в РФ.

Объектом исследования - являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного права на труд в РФ.

Предметом исследования - конституционно-правовые нормы, закрепляющие право на труд в РФ.

Цели и задачи исследования, В процессе настоящего исследования перед диссертантом стояла следующая основная цель : анализ теоретических и практических проблем конституционного права на труд, выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере труда и практики его применения.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач :

1- Исследовать развитие и становление законодательства о труде в российском государстве;

2. Изучить научно-теоретические и правовое основы конституционного
права на труд, проанализировать содержание таких категорий как "право на труд",
"трудовой договор";

    Рассмотреть основные трудовые права» закрепленные в Конституции РФ;

    Исследовать формы реализации конституционного права на труд;

5. Провести определенные исследования в области соотношения
использующихся на сегодняшний день форм и способов защиты прав граждан в
сфере труда, выделяя такие способы защиты, как индивидуальная самозащита,

коллективная защита, защита профессиональными союзами, парламентская защита, защита органами исполнительной власти, судебная защита;

    Изучить особенности реализации конституционного права на труд категориями лиц, нуждающимися в дополнительной защите при заключении, действии и расторжении трудового договора;

    На основе проведенного исследования определить существующие пробелы в сфере труда на законодательном уровне и внести предложения по совершенствованию законодательства.

Нормативную основу исследования вопросов конституционного права на труд в РФ составили международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты.

К числу внутригосударственных актов следует отнести Конституцию Российской Федерации 1993 г., Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30Л1Л994 № 51-ФЗ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ, Федеральный конституционный закон от 26.02Л997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Федеральный закон от 12.01 Л996 № 10-ФЗ (ред, от 30.06,2003) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181 -ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Федеральный закон от 19 июня 2000 г- N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Федеральный закон от 23 ноября 1995 г, N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закон РФ от 11.03Л992 № 2490-1 (ред. от ЗОЛ2.2001) "О коллективных договорах и соглашениях" и др.

Стремление России обеспечить права человека, соответствовать высоким нормам демократии, установленным в цивилизованном мире, поддерживать стабильные мирные отношения с иностранными государствами, а, кроме того, желание установить высокий уровень престижности государства в целом

б диктуют необходимость соотнесения норм о праве на труд с положениями таких международно-правовых актов как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 19 июня 1998 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), Международный пакт от 16 декабря 1966 "О гражданских и политических правах", Конвенция Международной Организации Труда N 122 о политике в области занятости (Женева, 9 июля 1964 г.), Конвенция Международной Организации Труда N 168 о содействии занятости и защите от безработицы (Женева, 1 июня 1988 г.), Конвенция Международной Организации Труда № 138 о минимальном возрасте для приема на работу (Женева, 26 июня 1973 г,), Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.) и др.

В ходе диссертационного исследования, помимо действующих нормативно-правовых актов, включающих законодательство Российской Федерации, использовался широкий круг документов и нормативно-правовых актов СССР и РСФСР, проекты федеральных законов, находящиеся на рассмотрении Государственной Думы РФ, а также дореволюционные источники.

Теоретические основы исследования.

Проблемы, связанные с конституционным правом на труд РФ неоднократно анализировались отечественными и зарубежными учеными правоведами.

Общетеоретической основой исследования вопросов регулирования права на труд на территории РФ послужили работы таких отечественных ученых правоведов как: М- В. Баглай, Б. Н. Габричидзе, О.Н, Горбунова, К.Н- Гусов, Б.Б. Залесский, Б. В. Здравомыслов, Е,И. Козлова, Ю.Н. Коршунов, Т.КХ Коршунова, О.Е. Кутафин, М.И. Кучма, В- В. Лазарев, Л.А. Окуньков, О. В, Смирнов, Б.НЛопорнин, Л.А. Чиканова, В.Е. Чиркин, Б.А. Шеломов, Юдин Ю.А- и другие.

Об истории развитие законодательства в сфере труда в российском государстве писали и пишут многие авторы, такие как Л.И. Бородкин, ИЛ\

Голяков, В-М. Догадов, И.Я. Киселев, Е.И. Сафонова, С-А. Соболев, Л.С. Таль, ЮЛ. Титов, М.И. Туган-Барановский, О.И. Чистяков и другие.

Особое внимание в диссертационной работе уделено вопросам механизма реализации и защиты конституционного права на труд в Российской Федерации. Основу диссертационного исследования составили работы современных авторов: А-С. Автономов, МП Брагинский, В.В. Витрянский, В, Варов, JLA. Горбунова, С-А, Димитрова, И. Б. Калинин, О.А. Курбангалеева, К.В. Лапшин, О А. Парягина., Г. Титова, Н. П. Черноморченко, В. Е. Чиркин и другие.

Вопросы, связанные с регулированием права на труд в РФ приобрели особую актуальность в современный период. По этому поводу появляется множество публикаций в журналах, газетах, интернет-сайтах. В этой связи следует отметить работы О.Абрамовой, ЛЛ. Гордона, Л. Грось, К.В. Лапшина, Н.Л. Лютова, А. Нуртдиновой, Ю.П. Орловского, М.М. Покровской, Н.Н, Семенготы, ТА, Сошниковой, Ю.Н. Строговича, В. Е- Чиркина, А. И, Шебановой и многих других.

Специально отметим работы М.В. Лушниковой, М. Макамбая, СВ. Приваловой, М. И- Строганова и других авторов, исследующих и раскрывающих непосредственно проблемы права на труд на территории России.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно - научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических механизмов и процессов. Их применение позволило диссертанту исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней комплексно проводится анализ конституционного права человека на труд и механизм его реализации в РФ после принятия нового Трудового Кодекса РФ от 30 декабря 2001 года Ш97-ФЗ.

Сформулировано понятие конституционного права на труд.

Составлена классификационная схема, наглядно демонстрирующая соотношение между формами и способами защиты трудовых прав.

Рассматриваются особенности реализации конституционного права на труд категориями лиц, нуждающимися в дополнительной защите при заключении, действии и расторжении трудового договора.

Научная новизна исследования определяется также как комплексом изучаемых в его рамках вопросов и аспектов, так и собственно содержанием ряда сформулированных в нем положений и рекомендаций.

На защиту выносятся следующие предложения и выводы, полученные, в результате исследования а отражающие позицию автора по теоретическим и практическим проблемам конституционного права человека на труд и механизма его реализации в РФ, а именно:

L Вывод о том, что конституционное право на труд - это естественная, неотъемлемая от личности и гарантируемая нормами внутреннего законодательства и международно-правовыми актами возможность беспрепятственного и свободного выполнения любых видов работ и занятий, направленных как на достижение каких-либо материальных благ, так и на удовлетворение духовных потребностей.

    Вывод о необходимости конкретизации норм статьи 37 Конституции РФ путем разработки Концепции развития законодательства о защите трудовых прав, в рамках которой должно протекать развитие института защиты трудовых прав граждан РФ. Среди первостепенных задач Концепции следует назвать; объединение в рамках определенного основания уже существующих норм, которые применяются для защиты трудовых прав и соответствующая их систематизация в рамках исследуемого правового института,

    Вывод о том, что только при провозглашении права на труд у государства появляется корреспондирующая обязанность обеспечения этого блага в отличие от свободы труда лишь постулирующей определенное отношение, но не обязывающей государство к активной деятельности. Вследствие чего необходимо изменить ч. 3 ст. 37 Конституции РФ: "Каждый имеет право на труд, условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за

9 труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".

    Вывод о том, что трудовой договор является основой для реализации важнейших трудовых прав, закрепленных в ст, 37 Конституции РФ, без которых невозможно возникновение трудовых отношений и поэтому принцип его приоритетности должен быть закреплен непосредственно в Конституции РФ путем внесения следующего дополнения в ст, 37 Конституции РФ: "Наемный труд основывается на трудовом договоре".

    Вывод о том, что отказ законодателя от существовавшего в КЗоТ РФ деления условий трудового договора на необходимые и дополнительные является неудачным т.к. существующая возможность считать не заключенным трудовой договор при условии не включения в него производных условий является потенциальной возможностью ограничения реализации конституционного права на труд. Вследствие чего, целесообразно внести изменения в Трудовой кодекс РФ, вернув деление условий трудового договора на необходимые и дополнительные.

6. Предложение о выделении четырех этапов развития трудового
законодательства: фабричное законодательство (1861-1917 п\); законодательство
революционного периода (1917 г,); советское законодательство (ноябрь 1917 г- -
199Ї гг.); переходный период к рыночной экономике (1991 г. - по настоящее
время),

7. Вывод о необходимости проведения активной государственной политики
по регулированию рынка труда, а именно восстановление системы страхования
занятости как способа возмещения временной потери дохода и как активного
инструмента помощи работникам в приобретении навыков, необходимых для
адаптации на рынке труда. В данном случае целесообразно заимствовать
зарубежный опыт таких стран как Канада и Япония.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы, развивают и дополняют понятийный материал, сопутствующий реализации прав человека, освещают и переосмысливают важные аспекты законодательного регулирования

конституционного права человека на труд в РФ, Работа в целом способствует формированию концепции понимания научного содержания категории "право на труд", дополняет существующую базу для развития законодательства и последующих научных исследований.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения по осуществлению законодательной деятельности способствуют утверждению научно-обоснованного подхода при разработке нормативно-правовой базы, регулирующей право на труд в РФ,

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса конституционного права, трудового права, основанных на них спецкурсов и семинаров.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили:

L Экспертный опрос "Опыт организации процессов трудовой миграции в рыночной экономике". По заказу Центра "Большая Земля" - Информационно-аналитическое агентство "Служба Общественного Мнения 11 , г. Москва, 5-7 июля 2001. Участниками опроса являлись такие лица как Сажинов П. (Председатель Мурманской Областной Думы, член комитета Совета Федерации РФ по вопросам безопасности и обороны), Гонтмахер Е. (Начальник департамента социальной политики аппарата Правительства РФ), Хасин С.Л. (Начальник отдела социально-экономического развития Департамента по проблемам Севера Министерства экономического развития и торговли РФ), Мисник Б. Г. (Заместитель руководителя аппарата комитета Государственной думы по проблемам Севера и Дальнего Востока), Лебедь А. (Губернатор Красноярского края) и др.

2, Социологический опрос, анкетирование "Москвичи о рынке труда и
возможностях трудоустройства".
Департамент федеральной государственной
службы занятости населения по городу Москве, г. Москва, 14 декабря 2003 г.

3. Социологическое исследование, проведенное Центром социального и
экономического консультирования "Эпикон" в 2002 г. по заказу Департамента
ФГСЗН по г. Москве "Москвичи о рынке труда и деятельности городской
службы занятости".
Цель - выявление отношения москвичей к ситуации,

л сложившейся в области занятости, оценка ими перспектив трудоустройства и деятельности городской службы занятости- По репрезентативной выборке было опрошено около 2 тыс. респондентов восьми социально-профессиональных групп населения с учетом пола, возраста и материального положения.

Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах:

выступления с докладами на научно-практических и международных конференциях (Международная научно-практическая конференция "Занятость и профсоюзы", г* Москва, декабрь 1998 г.; Всероссийская научно-практическая конференция "30 лет КЗоТ РФ и проблемы совершенствования законодательства о труде и социальном обеспечении на современном этапе", г. Москва, 13-14 декабря 2001 г., МПОА; Практическая конференция "Трудовой договор и регулирование трудовых отношений в свете нового Трудового Кодекса России". Всероссийский Кадровый Конгресс, июнь 2002 г.; II Международная научно-практическая конференция "Занятость в XXI веке: формы, тенденции изменения, закономерности и мера", г. Ростов-на-Дону, 26 - 27 июня 2003 г.; Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы охраны и безопасности труда", Самарской область, 16-18 апреля 2003 г.; Межвузовская конференция "Право и права человека", г. Санкт-Петербург, 26 марта 2004 г.);

Структура диссертации определена содержанием темы. Она состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативно-правовых актов. Основные выводы проведенного исследования представлены в диссертации по параграфам.

Отражение конституционного права на труд в российском законодательстве

Зафиксированный в Конституции РФ комплекс прав и свобод человека и гражданина как единое правовое явление обладает самостоятельной возможностью оказывать влияние на процедуры реализации права на труд Причина тому - единство цели и задач всех без исключения прав и свобод, зафиксированных в Конституции РФ и, соответственно, признаваемых» гарантируемых и защищаемых государством. Современный процесс обновления трудового законодательства в России включает в себя выработку новой концепции трудового права с учетом происходящих изменений в экономике. В свою очередь, понимание настоящего вряд ли возможно в отрыве от уже имеющегося исторического опыта государственно-правового регулирования отношений в сфере труда в России.

Уникальность истории трудового права в России состоит в том, что в ней на протяжении XIX и XX веков несколько раз менялся тип правового регулирования труда. Здесь можно выделить четыре этапа1 развития отечественного трудового права. I. Этап первый - фабричное законодательство (1861-1917 гг.).

Среди современных ученых-юристов нет единства в понимании того, с какого же времени начинают складываться специальные законы о труде. Как считает Р.З. Лившиц, в России к первым актам о труде относятся Законы 1882 и 1885 гг. о труде малолетних и женщин на текстильных предприятиях и Закон 1886 г. о деятельности фабричной инспекции труда1. Несколько иную позицию занимает Е.Б, Хохлов, который историю правового регулирования труда в России освещает с IX-XI ло XIX в, но формирование фабричного законодательства Российской империи относит ко второй половине XIX в. В свою очередь И.Я. Киселев характеристику фабричного законодательства начинает с Положения от 24 мая 1835 г\ об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму. Компромиссную позицию отстаивает A.M. Лушников. По мнению этого ученого, большинство исследователей первый фабричный закон датируют 1835 г., но лишь отмена крепостного права сделала массовым свободный труд, и первым специальным фабричным актом A.M. Лушников называет Закон от 1 июня 1882 г,5 Насколько широка палитра суждений, показывает и точка зрения Е,М. Акоповой, согласно которой законодательство, специально регулирующее трудовые отношения, начало формироваться в России в XVIII и первой половине XIX в.6 Таким образом, временной диапазон понимания истории становления законодательства в России подчас достигает 100 лет.

Однако, автор придерживается позиции И.Я. Киселева, который считает, что законодательство, регламентировавшее взаимоотношения фабрикантов и свободных (или относительно свободных) работников в дореформенную эпоху, ограничивалось двумя главными актами: Положением от 24 мая 1835 г. об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму7 и Положением от 7 августа 1845 г. о воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста, Оба эти акта почти полностью не применялись на практике, однако многие историки рассматривают их как зачатки будущего российского законодательства о труде.

Отмена крепостного права и другие реформы начала 60-х годов создали условия для развития России по капиталистическому пути. Постепенно формируется свободный рынок труда, происходит интенсивный процесс пролетаризации населения, возникают классовые и иные противоречия, присущие раннекапиталистической стадии общественного развития2.

В этот период происходило налаживание механизма капиталистического производства и воспроизводства посредством самых жестоких, варварских мер к условиям и дисциплине наемного труда: массовое применение труда женщин, в том числе в ночные смены, а также детей, начиная с 5-6 лет; чрезмерная продолжительность рабочего дня (до 18 часов) и нищенская заработная плата; отсутствие отпусков, элементарной техники безопасности; ужасающая антисанитария на многих предприятиях и не менее ужасающие жилищные условия; жестокость и произвол фабричных начальников3.

Это послужило причиной осуществления правительством реформ с целью смягчения социальных противоречий. Одной из таких реформ стало появление и активное развитие в последние два десятилетия XIX века законодательства о труде1.

Однако, только через 30 лет можно говорить о формировании фабрично-промышленного законодательства, В течение 21 года, т.е. с 1882 - по 1903 г. было последовательно принято одиннадцать главных законов, составивших костяк промышленного (рабочего) права.

Главным же источником фабрично-трудового законодательства является Устав о промышленном труде (УПТ)\ представляющий собой специализированный инкорпорационный акт, не выходящий, за рамки действовавшего в момент его создания законодательства, не дополняющий его новыми нормами, не корректирующий и не изменяющий его по существу. УПТ представлял собой лишь сводку по определенной системе имевшегося нормативного материала с минимальными редакционными поправками.

Комплекс прав человека в сфере труда как неотъемлемая часть системы субъективных прав и свобод

Права человека предназначены защищать те свойства, интересы и возможности, которые являются необходимыми для его достойной жизни. При этом будет ли жизнь достойной, зависит, во многом, от него самого, от его возможностей, желания трудиться- Поэтому комплекс трудовых прав выделяется из всего массива прав и свобод своей особой подчиненностью служению на благо человека. Так трудовые права и свободы защищают его от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и интересы. При этом немаловажное значение имеет именно конституционное закрепление большинства из них. Кроме подчеркивания смысловой важности, это дает также возможность защищать такие права посредством конституционного правосудия, обеспечивающего защиту прав и свобод граждан от неконституционных законов. Трудовые права и свободы относятся к категории экономических и социальных прав, которые обеспечивают свободу человека в экономической и социальной сферах, дают ему возможность защитить свои жизненные интересы и имеют особый характер. Их отличие от личных и политических заключается, прежде всего, в степени гарантированности и специфическом механизме правовой защиты- Прямое действие экономических и социальных прав зачастую объективно оказывается весьма относительным, поскольку для реализации гражданином таких прав недостаточно только одного их конституционного закрепления, т.е. конкретное содержание субъективного права определяется законодателем. Следовательно, возможности1 защиты такого рода прав в значительной мере зависят от того, как регулируется (конкретизируется) содержание этих прав в отраслевом законодательстве- Кроме того осуществление гражданами трудовых прав невозможно в полной мере без соответствующих финансовых затрат со стороны государства. Поэтому определение законодателем конкретного содержания этих прав, его наполнение зависит от материальной возможности государства обеспечить их осуществление в полном объеме, от наличия у государства необходимых финансовых ресурсов.

Вместе с тем закрепление на конституционном уровне экономических и социальных прав и свобод обязывает государство делать все необходимое для того, чтобы эти права не были лишь пустой декларацией.

Трудовые права, как и все права социально-экономического плана, имеют особый характер. Так, по мнению профессора Л.А. Гордона, трудовые права отличаются от классических прав (личных и политических) меньшей определенностью, несколько меньшей четкостью и жесткостью формулировок2.

Фундаментом множества ведущих трудовых нормативов служат предельно общие и широкие понятия (такие, как "справедливый11, "достойный4 "удовлетворительный", "разумный" и т.п.), крайне трудно определяемые в юридическом смысле- Практическое использование их требует рассмотрения и установления особых критериев, рамок, количественной меры едва ли не в каждом конкретном случае. Наконец, очень существенно, что в системе трудовых прав повышенную роль играет рекомендательное начало3. Конечно, права человека во всех своих разделах сочетают элементы директивности, обязательности и рекомендательное. Однако реализация трудовых прав требует явно большего времени и несравнимо больших материальных ресурсов, нежели обеспечение базовых свобод1.

Меньшая универсальность и четкость трудовых прав, их во многом рекомендательный, условный (зависящий от ресурсов) и постепенно осуществляемый характер определяют специфику их реализации и защиты. Так, вопреки распространенному мнению» трудность определения некоторых ключевых понятий в системе трудовых прав не снижает, а напротив, повышает важность судебных процедур в этой сфере.

Объективное право в своем развитии обнаруживает множество дополнительных прав человека, более четко очерчивающих его правовой статус, соответствующий современному пониманию правового государства. Процесс деления прав на более конкретизированные составляющие является естественным следствием углубления как научных знаний в области правоведения, так и правопонимания в целом, развития культуры права. Кроме того, это свидетельствует об усилении демократии, причем усилении не количественном, а качественном, где во главу угла ставится уже не народ, а человек, а термин "демократия" обретает новый смысл. Сегодня это уже не "власть народа11, понятие обобщающее, выделяющее народ как категорию безличностную, противопоставленную государству (обладающему, в конечном счете, большей властью), сегодня это власть каждого человека, имеющего равные права, возможности для их реализации, и что самое важное, достаточный уровень свободы действий для того, чтобы противопоставлять себя государственной власти в пределах, определенных законом, равным как для личности, так и для государственного органа и принятом в совместном волеизъявлении. Весь комплекс прав человека выступает при этом гарантией такого равенства, набором возможностей, без которых двусторонняя связь народа и государства неизбежно стремилась бы к установлению доминанты последнего.

В ряду основных прав и свобод человека, при этом, выделяются такие, существование которых не нуждалось в закреплении, но осознание их существования заняло немалое время и явилось тем рубежом, который отделяет осознание законности как объективной необходимости от признания ее неотъемлемой частью существования человеческой цивилизации, принципом этого существования.

Одним из таких естественных» присущих человеку, равно как и право на жизнь, является право на труд. Однако, здесь следует сразу отметить, что Конституция РФ закрепляет не право на труд, а лишь право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены1. Такая норма не вполне соответствует положениям ч. 1 ст. 17 Конституции РФ о признании Российской Федерацией и гарантировании ею прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Прежде всего, имеется в виду ст. 23 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., провозгласившая, что "каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы"2, В ч- 1 ст. 6 Международного пакта об экономических» социальных и культурных правах 1966 г. также говорится о том, что "государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права" , Поэтому закрепление права на труд в Конституции РФ представляется необходимым. Несмотря на то, что на данный момент этого не сделано, понятие "право на труд" достаточно активно используется, т.к. хоть и не закрепленное юридически, но оно все же может быть использовано для прикладных задач вследствие того, что само оно и его реализация отражает некоторые стороны трудовой деятельности и служит собирательным понятием, заменяющим в рассуждениях множественные категории без потери смысла и замысла рассуждения, спора, дискуссии.

Формы и способы защиты конституционных прав и свобод человека в сфере труда в РФ

Защита трудовых прав человека и гражданина на территории Российской Федерации последнее время приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Несмотря на постепенную стабилизацию в сфере экономики, негативные факторы ее продолжительного нестабильного состояния продолжают оказывать воздействие на развитие рынка труда. Отчасти именно поэтому, многие работодатели, оказавшись неготовыми к изменениям, которые происходят в настоящее время в сфере применения труда, ищут любые способы снижения издержек на труд. Причем данный "поиск" зачастую сопровождается нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники со своей стороны, будучи заинтересованными в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов все активнее прибегают к тем или иным способам защиты своих трудовых прав. Именно поэтому в настоящее время институт защиты трудовых прав граждан получает новое развитие как один из перспективнейших институтов отрасли конституционного права Российской Федерации, Необходимо заметить, что данное развитие в силу определенных причин, среди которых, в первую очередь, следует назвать, коренное изменение структуры государственных органов, обеспечивающих защиту прав граждан в сфере труда, а равно - изменение структуры самих защищаемых прав, нуждается в серьезной теоретической базе. Представляется, что в настоящее время развитие института защиты трудовьтх прав должно протекать в рамках единой Концепции развития законодательства о защите трудовых прав граждан РФ, среди первостепенных задач которой следует назвать: объединение в рамках определенного основания уже существующих норм, которые применяются для защиты трудовых прав и соответствующая их систематизация в рамках исследуемого правового института. При этом необходимо отметить, что для осуществления подобного мероприятия необходимо провести определенные исследования в области соотношения использующихся на сегодняшний день форм и способов защиты прав граждан в сфере труда, с целью определить их совместимость и, если так можно выразиться, взаимоприменимость, а равно - по возможности, установить среди существующих форм и способов защиты трудовых прав взаимозависимость и даже определенную иерархию. Подобные исследования принято начинать с общетеоретических моментов, соответственно, необходимо в первую очередь определиться с понятием форм и способов защиты, соотношения этих двух понятий и путем их экстраполяции на область трудовых правоотношений обозначить возможные ограничения в применении тех или иных способов и форм защиты субъективных прав в области труда. Так, под термином "способ" принято понимать то или иное действие или скорее систему действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, либо - при осуществлении чего-нибудь1. Иными словами, под способом защиты субъективного права подразумевается определенная совокупность действий, которую должен выполнить субъект данной защиты для достижения положительного результата. Что касается термина "форма" (от латинского "forma" - "вид", "наружность"), то помимо его чрезвычайной многозначности необходимо упомянуть и его взаимосвязанность с термином "содержание". Здесь отметим, что если под термином "содержание" подразумевается некое "единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от нее", то форма - это определенный способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением; тип, устройство, способ организации чего-нибудь. Фактически тот или иной способ защиты может быть выражен через определенное содержание и форму. Так, если содержание данного способа представляет собой все ту же совокупность тех или иных действий субъекта защиты, то форма - это процессуальное или даже законодательное выражение (а если быть точнее - формализация) данных действий. Представляется, что один способ защиты может включать в себя несколько "составов", состоящих из того или иного содержания (совокупности действий) и соответственной формы (формализованных в законе предписаний, на выполнение которых направлены данные действия). Здесь надо также отметить, что фактически способ защиты, в силу его возможной делимости на самостоятельные составы, представляет собой некую совокупность тех или иных действий, объединенных в силу сходства методологических особенностей реализации данных действий на практике. Принимая во внимание выявленную зависимость между формой и способом защиты трудовых прав граждан и анализируя существующие на сегодняшний день и зафиксированные в законодательстве способы защиты данных прав, несложно построить классификационную схему, наглядно демонстрирующую существующее соотношение между формами и способами защиты трудовых прав. Так, к способам защиты прав и свобод в сфере труда можно отнести: 1. Индивидуальную самозащиту трудовых прав работником: - в форме отказа от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором (статья 379 Трудового кодекса РФ), - в форме отказа от выполнения работы, которая угрожает жизни и здоровью работника (статья 379 Трудового кодекса РФ), - в других формах; 2. Коллективную самозащиту трудовых прав трудовым коллективом (коллективный спор): - в форме выдвижения требований трудовым коллективом (статьи 399 - 400 Трудового кодекса РФ), - в форме использования примирительных процедур (статьи 401 - 406 Трудового кодекса РФ), - в форме забастовки (статьи 409 - 414 Трудового кодекса РФ); 3. Защиту трудовых прав профессиональными союзами: - в форме реализации контрольных функций профсоюзных органов (статья 370 Трудового кодекса РФ), - в форме участия профсоюзных органов в принятии решения работодателем (статьи 371 - 374 Трудового кодекса РФ); 4Г Судебную защиту трудовых прав: - в форме досудебного разбирательства (статьи 384 - 390 Трудового кодекса РФ)

Особенности реализации конституционного права на труд категориями лиц, нуждающимися в дополнительной защите

Статьей 19 Конституции РФ провозглашено равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Наряду с этим, конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ, а также изъятий для отдельных категорий лиц. Основная цель существования и реализации таких льгот, преимуществ и изъятий - преодоление существующего фактического неравенства людей; обеспечение нормальных, достойных условий жизни групп граждан, имеющих возрастные, физиологические и другие особенности» Мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей. Льготы, преимущества и изъятия - это тот механизм, который уравнивает социальные возможности людей, делает права и свободы более реальными и доступными для реализации- Таким образом, принцип равенства прав граждан в условиях демократического государства рассматривается в совокупности с принципом социальной справедливости.

Одной из сфер, где наиболее ярко проявляются объективные различия между людьми, - это сфера труда. Именно поэтому вопрос о выравнивании возможностей людей путем предоставления льгот и преимуществ, а также введения некоторых изъятий из общих нормативных правил для отдельных категорий из них здесь наиболее актуален.

Развивая положения Конституции РФ, трудовое законодательство в качестве одного из принципов правового регулирования трудовых отношений называет "равенство прав и возможностей (курсив авт.) работников" . Развивая этот принцип, законодательство предусматривает целую систему льгот и привилегий тем категориям работников, которые в них нуждаются. Кроме того, в целях защиты прав и интересов отдельных категорий лиц устанавливаются определенные изъятия из общих правил регулирования трудовых отношений. При этом, нормы, устанавливающие такие льготы, преимущества и изъятия, включены в отдельный раздел Трудового кодекса РФ, который именуется "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников".

Особенности регулирования труда объективно необходимы следующим категориям лиц, которые условно можно называть "льготными": женщинам, несовершеннолетним, лицам, с семейными обязанностями, а также инвалидам.

Введение особых правил регулирования труда женщин обуславливается физиологическими особенностями женского организма, его материнской функцией. Трудовые льготы несовершеннолетним направлены на охрану от вредных производственных факторов их неокрепшего физически и нравственно организма.

Преимущества для лиц с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, необходимы для того, чтобы они могли осуществлять свое право на труд, не подвергаясь дискриминации, и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности. В соответствии с положениями Конвенции Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями от 3 июня 1981 года к такой категории лиц, относятся: - мужчины и женщины, имеющие семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа» участия или продвижения в экономической деятельности. - трудящиеся мужчины и женщины, имеющие обязанности в отношении других ближайших родственников-членов их семьи, которые действительно нуждаются в уходе или помощи» когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности.1

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности, т.е. полной или частичной утрате лицом трудоспособности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Поэтому, предоставление трудовых льгот и преимуществ для таких лиц является мерой, обеспечивающей условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений их жизнедеятельности и направленной на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в трудовых отношениях, а введение тех или иных изъятий учитывает ограниченность их физических возможностей.

Установление особенностей регулирования труда для указанных категорий лиц, основано на Конституции РФ. Часть 2 статьи 7 Конституции РФ прямо закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.