Приоритет прав человека по отношению к. Приоритет прав человека по отношению к Конституционный принцип приоритета прав и свобод человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение 2
  • Правовое государство и его роль в обеспечении прав человека. 6
  • Понятие и система основных прав человека в правовом государстве. 9
  • I. Личные (гражданские) права и свободы. 11
  • II .Политические права и свободы. 15
  • III Экономические права и свободы. 17
  • IV. Социальные права 17
  • V. Культурные права и свободы. 19
  • VI. Права человека в международном праве. 19
  • Заключение. 22
    • Список использованных источников и литературы: 23

Введение

История развития концепции правового государства и вместе с ним прав личности получила богатую разработку на протяжении истории человеческого общества.

Данная тема интересна еще и тем, что правовая государственность вместе с этим, признание и гарантия прав человека - неотъемлемая принадлежность западного политического строя, а с недавнего времени и нашей страны, и их закрепление на конституционном уровне.

Цель данной работы - рассмотреть правовое государство с позиций справедливого по отношению к человеку государственного устройства, обеспечения и гарантии его прав и свобод.

П равовое государство и его роль в обеспечении прав человека

Впервые термин «правовое государство» (или «государство права») употребил немецкий ученый К.Т. Велькер в своей книге «Конечное основание права, государства и наказания», вышедшей в 1813 г., а действительно сама идея такого государства справедливого по отношению к человеку полно была развита И. Кантом, но теория правового государства имеет свою более древнюю историю развития:

Разработка отдельных фрагментарных положений теории правового государства были предприняты ещё в Древней Греции и Древнем Риме - Сократом, Платоном, Аристотелем, Цицероном, а в средние века - Мартином Лютером.

Но подлинный рассвет данной теории начинается именно в новое время, в период буржуазных революций и смены традиционных государств - государствами конституционными. Таким образом, правовое государство - это продукт нового времени. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И.Канта, Дж.Локка, Ш.-Л.Монтескье, В.Ф.Гегеля и других просветителей XVII - XVIII в.в.

Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной области, обладающей неотьемлимыми правами. Взаимоотношения личности и государства, власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели при абсолютизме.

Полное же становление теории правового государства утвердилось в немецкой литературе в первой половине XIX в. в трудах Г.Т.Велькера, Р.Фон Мана, Ф.Ю.Шталя, Р.Гнойста.

Сами же права человека, их генезис, социальные корни, назначение - так же одна из вечных проблем не только правовой и политической, но и религиозной, этической, культурной позиций государства. Процесс исторического творчества человека, в значительной мере зависят от объема прав и свобод, определения его социальной возможности и блага, определяющий характер жизнедеятельности, систему связей. Взаимодействия отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами и расширение прав человека. История показывает, что каждому поколению нужно вновь защищать права, что человечеству еще не знакома ситуация, при которой не требуются усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека.

Вообще права человека, как определенные требования необходимого минимума условий нормальной жизнедеятельности возникли ещё при первобытном строе. Эти притязания опирались на выработанные практикой обычаем, ритуалом ставили своей целью обеспечение взаимодействия членов первобытного общества.

В классовом обществе, например в полисе - выдвигалась идея равноправия его членов (Перикл, Демосфен), но ей же предпочитались именно политические права. Феодальное общество средних веков старалось подчинить индивидуальность, регламентировать жизнь человека ни о каких правах не могло идти и речи.

«Первопроходцами» в борьбе за естественные права человека были буржуа, требовавшие монарха подписать Великую Хартию Вольностей (1215г.), тем самым ограничив абсолютизм и расширив права буржуазии.

Буржуазное учение о естественном праве отражало новый взгляд на человека, как на индивида, наделенного определенными врожденными неотьемлимыми правами. По их мнению, права человека предшествовали не только государству, но и обществу. Это предопределило разграничение прав человека и прав гражданина в буржуазных государствах еще задолго до того, как оно получило обращение в соответствующих конституционных и иных законодательных актах. Права человека как бы исключались из сферы государственной власти и объявлялись догосударственным явлением.

Буржуазные революции оставили человечеству великие законодательные акты, впервые в истории закрепившие равенство, свободу, право на счастье «Декларация независимости» (1776), «Декларация прав человека и гражданина « (1789 Франция).

В настоящее время в современном мире действуют международно - правовые договоры, документы, устанавливающие общепризнанные стандарты прав человека, определяющие планку, ниже которой государства не могут опускаться. Права и свободы перестали быть только внутренними делами государства, теперь это объект внимания всего международного сообщества. Козлова Е.И. , Кутарин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист 1995 с. 107.

Правовое государство и его роль в обеспечении прав человека.

Существует несколько понятий правового государства, однако при различных конкретных структурных элементов, включенных в эти понятия неизменным выступает свобода личности, в системе её неотъемлемых прав.

Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно возникает на путях поиска свободы и в свою очередь стремится стать гарантом этой свободы. Правовое государство в современных условиях высшая ступень развития свободы и её выражения в определенных государственно - правовых категориях.

Таким образом, правовое государство - есть форма ограничения власти правами и свободами человека. Права и свободы индивида важнейший противовес государственной власти. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим, системообразующим признаком правового государства.

Таким образом, правовое государство - это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Фундаментальное требование правового государства - это приоритет интересов личности в деятельности государства, а также соблюдение и охрана прав и свобод человека. Права человека. Ред. Лукашевой Е.А. М.: Норма - Инфра - М, 1999. 560 с. с. 182

Теория правового государства не возникает сразу в законченном виде. Она видоизменяется и трансформируется, дополняется новыми качествами. С появлением в ней принципа неотъемлимых естественных прав человека она обретает своё основное ценностное качество. Для обеспечения этого принципа необходимого разделения властей, их уравновешивание.

Однако приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод.

Правовое государство для выполнения своей основной функции - защиты и охраны прав и свобод граждан - должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту прав человека. Обширная и разнообразная система органов и процедур, защищавших права человека создаёт механизм, без которого не может функционировать правовое государство. Например Конституционный Cуд (Германия, Испания, Италия, Россия), Конституционный совет (Франция), Верховный Суд (США).

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Россия провозглашается правовым государством. Любая Конституция не только фиксирует достигнутый общественный уровень государственного и правового развития но и определяет его цели, формирует ценностные идеалы. В конституции любой страны, претендующей на заметную роль в цивилизации, где господствует идеология, естественных прав человека, не может обойтись без провозглашения правового государства.

В данный момент в России существуют некоторые противоречия между конституционными идеалами и реальностью и поэтому, в полной мере, Россия не может быть названа правовым государством. Конституция РФ. Проблемный комментарий /под. Ред. Четверкина В. А. М.: 1997 С. 41.

Но вместе с тем в современной России легализирована частная собственность, Конституция содержит некоторые необходимые формально - юридические гарантии прав и свобод человека. Правовое государство, по своей сути, - это либеральное государство, главная задача которого заключается в максимальном обеспечении равной для всех свободы, всеобщего формального (правового) равенства. Объем и содержание неотъемлемой правовой свободы описываются совокупностью прав человека.

Таким образом, Права человека - это необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права, определяющий аспект выражения бытия человека и осуществления формы свободы и равенства людей.

Господство права как важнейший аспект правовой государственности достигается с признанием прав человека высшей ценностью в обществе и государстве с приданием им общерегулятивного значения. Поэтому господство права в «материальном смысле» включает в себя:

Верховенство Конституции, гарантирующей надлежащий набор прав человека, закрепляющий общий естественно - правовой статус человека.

Всеобщую обязательность соблюдения прав человека.

Конституционное требование правового характера законов. В контексте признания прав человека высшей ценностью это требование означает ограничение законодательной власти обязанностью признавать, соблюдать и защищать права человека и предполагает, что целью, смыслом и содержанием законодательства должна быть конкретизация прав человека. Конституция РФ. Проблемный комментарий /под. Ред. Четверкина В. А. М.: 1997 С. 43.

Таким образом, правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности. Цель правовой государственности - служение потребностям личности. Отсюда - приоритет личности в отношениях между личностью и государством.

Однако, нужно отметить, что смысл существования правового не сводится только к защите человека от государственных притязаний. Принцип правового государства преследует двойную цель - в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность государства, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека.

В результате правовое государство предстает как совокупность субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности.

По существу, первыми сознательными положениями конституции РФ является статья 2, провозглашающая человека, его права и свободы высшей ценностью государства, и устанавливающей его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Права человека признаются и гарантируются в РФ согласно общепризнанным принципам международного права. Хотя в РФ и существует довольно эффективная защита человека, граждане РФ не всегда безболезненно и в короткие сроки могут восстановить свои нарушенные права. Построение в России правового государства потребует еще много усилий и времени.

Понятие и система основных прав человека в правовом государстве.

Как известно Конституцией РФ Россия провозглашается правовым государством (ст. 2)

Конституционные права - это юридически признанные возможности человека избирать меру и вид своего поведения, которые могут быть реализованы путем использования, соответствующей юридической обязанности со стороны государства в лице государственных органов, должностных лиц и других субъектов права.

Конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и субъектами права.

Права человека подразделяются на основные и иные. Основные права являются субъективными, фундаментальными (они отражены в ряде международных правовых актах).

Основные права - права содержащиеся в конституции государства и международно - правовых документах по правам человека в частности в «Международном Биле о правах человека», в «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, 1950г.», «Европейской социальной хартии 1996 г».

Любое основное право человека должно быть признано каждым государством - участником, независимо от его конституционного закрепления.

Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплен конституцией РФ.

Выделение категории основных прав человека, отнюдь не означает отнесение «иных» прав к второсортным, менее значимым. Основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида его взаимодействия с другими людьми. Основным правом, например, является ст. 21 «Всеобщей декларации прав человека» - говорят, что каждый может принимать участие в управлении своей страной. Это основное право порождает иные права (на участие в самоуправлении, право выдвигать свою кандидатуру, своего кандидата во время избирательной компании). Поэтому основные, фундаментальные права зафиксированы в конституции государства, международно - правовых актах по правам человека, являющихся правовой базой для производственных, но не менее важных прав.

Права человека и гражданина (естественные и неотчуждаемые) - это право в материальном смысле слова. Официальные акты (конституцию, законы) следует считать правовыми постольку, поскольку в них реализуются и конкретизируются права человека или же они не нарушают прав человека.

Конституция признает права человека действующими непосредственно и определяющими правовое содержание официальных актов.

Положения ст. 2 и ст. 18 Конституции РФ в позитивной форме содержат требование правового закона «Конституция косвенно закрепляет законодательное ограничение прав человека, но мотивом, не предусмотренным в части 3 ст. 55, запрещает предусматривать в Федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении ограничения возможности пользоваться правами и свободами, перечисленными в ч. 3 ст. 56, что означает специальный запрет правонарушающего закона даже применительно к условиям чрезвычайного положения. Наконец, законы или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ - нарушающими права человека и, поэтому неконституционными утрачивают силу. (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ)

То, что права человека являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ), предполагает право каждого обращаться за защитой своих прав и свобод в конкретный суд. Конституция РФ. Проблемный комментарий /под. Ред. Четверкина В. А. М.: 1997 С. 45. Суд обязан не применять закон, который по его мнению нарушает права человека.

В развитии положения ст. 18 Президент РФ как глава государства объявляется гарантом не просто Конституции, но и прав и свобод человека. (ч. 2 ст. 80)

Теперь целесообразно будет перейти к классификации прав человека.

I. Личные (гражданские) права и свободы.

Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ)

Образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае человека, это фундаментальное право допустимо рассматривать в 2 аспектах: во - первых, как право личности, на свободу от любых незаконных посягательств на её жизнь как со стороны государства, так и со стороны частных лиц; во вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. По - сути дела, все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Например, такие права - как право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на благосостояние окружающей среды. Права человека /ред. Лукошева Е.А. М. 1999 с. 144

У нас в стране в Конституции 1993 г. оно закреплено впервые. В настоящее время очень остро стоит вопрос о смертной казни, она легализуется нашей Конституцией, но возможности её резко сужаются; только за особо тяжкие преступления.

Право на достоинство.

Является основной целью всех остальных прав человека. В этом смысле - достоинство человека - источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных Конституциях открываются понятием «достоинство человека». Достоинство - это признание обществом социальной ценности уникальности конкретного человека. В конституции РФ это ст. 21. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому обращению, или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским и научным и другим опытам.

Право на неприкосновенность личности.(ст.22 Конституции РФ)

Лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, и при этом оно не должно подвергаться ограничением. Человек имеет право на физическую и духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу допускается только по судебному решению, а без него не более 48 часов.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый человек имеет право знать какая информация о нём и его жизни имеется в органах государства и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица нужно его согласие, так как вполне возможно злоупотребление владения данной информацией. Это правило распространяется на всех. Каждый человек так же вправе выбирать себе круг знакомых, определить характер и меру общения с ними, граждане имеют право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений на учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничения этого права допускается только по решению суда. Для защиты доброго имени установлен судебный порядок, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25)

Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан, поскольку каждый человек имеет право на уединение в занимаемом им помещении. Кроме того, там могут находится личные бумаги, вещи,то что может быть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридические лица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища, вправе обжаловать их действия. При этом пострадавший может требовать возмещение ущерба, причиненного жизни незаконными действиями.

Есть ограничение этого права, допускающие вход в помещение.

I) если имеется санкция прокурора или постановление суда о разрешении провести оперативно - следственные действия.

II) налоговой полиции, если помещение используется для предпринимательской деятельности.

III) работникам милиции при наличии достаточных оснований полагать, что там совершаются или совершено преступление или произошел несчастный случай.

IV) судебному исполнителю для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих в силу судебного решения.

Право свободно передвигаться, выбирать местопребывания и местожительства (ст. 27)

Свобода касается возможности передвижения лица как внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться прибыв на новое место жительство, гражданин в течении 7 дней должен милиции зарегистрироваться, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничение его на выдачу установлены законом и в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

7) Свобода совести, вероисповедания (ст. 28)

Означает, что каждый может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Он вправе выступать в существующие религиозные и иные убеждения, действовать в соответствии с ними, наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

8.) Свобода мысли и слова (ст. 29)

Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу - свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Инакомыслие, т.е. мысли и мнения, идущие в разрез с господствующей идеологией, не наказывается. Цензура запрещена.

9) Право на информацию. (ст. 29)

Предполагает обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободу, если иное не предусмотрено законом (государственная тайна).

II .Политические права и свободы.

В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с обладанием гражданством, т.е. политико - правовой связью человека с определенным государством, в частности с Россией. Они в принципе не отчуждаемы (правда, имеются исключения) и естественны так же, как естественно право народа и, следовательно, каждого гражданина в демократическом обществе, быть носителем суверенитета. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важным из этих прав являются следующие:

Право на участие в управлении делами государства (ст. 32)

Осуществление этого права может выражаться в различных формах: непосредственно или через своих представителей.

В этой же статье перечислен ряд прав, конкретизирующих указанное выше. К ним относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать заключает в себе возможность принимать решение по формированию указанных органов, должностных лиц и граждан. Отдавая предпочтение программе той или иной партии, независимому кандидату, избиратели определяют направленности высших должностных лиц право быть избранным означает возможность осуществлять политическую деятельность в составе органов государственной власти. Оно связано с обладанием личностью кандидата определенными профессиональными и моральными достоинствами признанными избирателями. Каждый гражданин имеет право равного доступа к государственной службе без каких - либо ограничений. Важны лишь способности и профессиональная подготовка. Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия (быть судьёй, присяжным заседателем, и, наконец, конституционно закреплено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления).

Право на объединение (ст. 30)

Речь идет о создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а так же позволяют удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение - дело добровольное, но вступив в него, гражданин обладает всеми правами и несет обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения, можно быть участником, нескольких объединений. Козлова Е.И. Кутарин О.Е. Конституционное право России. 1995 с. 125. Общественными объединениями обеспечиваются возможности участия в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами защищать интересы своих членов. Наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях.

Право на митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)

Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить требования и интересы граждан, воспользоваться свободой мысли и слова. Использование этого права не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно, лишь уведомив предварительно соответствующие органы исполнительной власти. Проводить мероприятия можно только без оружия. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

III Экономические права и свободы.

Они в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34)

В конституции 1993 г. это право закреплено впервые. Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

2) Право на частную собственность (ст. 35)

Для всех цивилизованных стран это право является естественным с XVII - XVIII в.в. для нас это новое право.

Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собственность (трудовые доходы, дом, подсобное домашнее хозяйство и т.д.). Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида самому создавать хозяйственные предприятия. Частной собственностью являются и предприятия, созданные группой лиц, получившей статус юридического лица, каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество движимое и недвижимое относящееся к средствам производства и предметам потребления. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.

3) Право частной собственности на землю (ст. 36)

В конституции РФ, не устанавливается каких - либо предварительных условий приобретения права частной собственности на землю. Теперь нельзя возникновение этого права ставить в зависимость от того, приобретается ли земля для сельскохозяйственных нужд или нет.

IV. Социальные права

Они сформировались позже других - в течение XX в., и затрагивают область наёмного труда. К ним можно отнести такие, как

Право на труд (с. 37)

Это довольно многогранное право, включающее в себя следующие элементы:

право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен.

Право трудится в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Право на защиту от безработицы.

Право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда.

Право на отдых (п. 6 ст. 37)

Право на материнство и детство (с. 38)

Обеспечивается это право развитой системой гарантий предусмотренных в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей и т.д.

Право на социальное обеспечение (ст. 39)

Оно возникает в случае достижения определенного возраста в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.

Право на жилище (ст. 40)

Это одно из других фундаментальных прав. Данное право может быть сведено к 3 юридическими возможностям:

стабильно постоянное пользование жилым помещением.

улучшение жилищных условий.

обеспечение здоровой жилой среды.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. (ст. 41).

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно - гигиенического характера.

Медицинская помощь включает: профилактическую, лечебную, диагностическую, реабилитационную, зубопротезную помощь.

Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно.

Право на образование (ст. 43)

Под которым понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

Оно общедоступное бесплатное (дошкольное, школьное, среднее профессиональное), бесплатное на конкурсной основе - высшее. В России действует единый государственный образовательный стандарт.

V. Культурные права и свободы.

Они связаны со свободой доступа к материальным и духовным ценностям, созданных человеческим обществом включает в себя:

Свободу литературного, художественного, технического и др. видов творчества и преподавания (ст. 44)

Право на участие в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Статья 17 Конституции РФ гласит, что вышеперечисленные права признаются и гарантируются РФ согласно общепризнанным принципом и нормам индивидуального права. Они являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения.

VI. Права человека в международном праве.

Гуманитарная область международного сотрудничества охватывает широкий круг вопросов.

Права человека с позиций международного права это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе различные государства имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав правда может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности.

Все права человека неделимы, взаимозависимы, взаимосвязаны. Они одинаково равны и составляют единый комплекс недопустимо противопоставление какого - либо одного права или свободы другим. Но так или иначе, на первое место всегда выдвигается - жизнь, как важнейшее право, без обеспечения, которых становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод.

Принципы уважения прав человека как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам права и свободы человека должны использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, на независимость и равноправие государств.

Тем не менее, государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, но это отнюдь не право на произвол.

Согласно принятой в международных документах классификации, права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические и социальные, культурные, приблизительно с конца 70 - х годов в международной практике получила распространение концепция «Трех поколений» прав человека.

Такой хронологический подход мотивируется тем, что в начале под правами человека имели ввиду только гражданские и политические права (первое поколение). Это была концепция, идея, порожденная Великой Французской революцией.

Далее в понятие прав человека стали включаться и социально - экономические и культурные права, начиная со Всеобщей декларации прав человека (второе поколение) и наконец, предполагается как вклад развивающихся стран рассматривать право на мир, право на разоружение, право на развитие право на здоровую окружающую среду (3 -е поколение, или права солидарности)

Права первого и второго поколения существенно отличаются по своей природе, в правах первого поколения речь идет о защите индивидуальной свободы: слова, совести, религии и т.д.

Иная природа у социальных прав. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Только постоянная солидарная деятельность государства способна гарантировать провозглашенные социально - экономические, культурные права.

Нужно сказать о соотношении коллективных и индивидуальных прав. Индивидуальное право - это естественное право присущее ему от рождения, коллективные права (права народа, нации, общности, ассоциации) не является естественным их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав. Если коллективные права ведут к ущемлению прав одной личности, значит цели, объединения такой общности - антигуманны, противоправны.

Нельзя отделять права человека от прав народа. Международное право /ред. Колосов Ю.М, Кузнецов М. 1998 с. 409

Заключение.

Резюмируя все вышесказанное, нужно отметить, что права человека - это целостный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» к государству, праву, этике, морали. Права и свободы человека являются определенными нормативным измерением его социально культурной деятельности. Более того, они выступают как одна из величайших культурных ценностей.

При изучении теории прав человека неизбежно её пересечение со многими дисциплинами: историей и теорией государства и права, всеми отраслевыми и процессуальными юридическими науками.

Таким образом, опираясь на международное гуманитарное право, можно отметить, что:

Права человека - высшая ценность, их уважения и соблюдение - обязанность государства.

Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому - либо принципу.

Осуществление прав и свободы человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства.

Личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.

Коллективные права неотъемлемы от прав индивида, они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности

Права человека могут быть ограничены законом только в том случае, если есть прямая угроза государственной и общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, права и законы других лиц.

Список использованных источников и литературы:

Конституция РФ 1993 г.

Конституция РФ. Проблемный комментарий /под ред. Четвернина В.А. М.1997

Козлова Е.И., Кутарин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ 1995

Мюпперсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М.: 1991

Международное право / Ред. Колосов Ю.М. Кузнецов В.И., М.: Издательство

Права человека. Учебник для вузов /ред. Лукашевой Е.А. М.: «Норма-Инфра-М» 1999. 560 с.

Теория государства и права /ред. Манов Г.П. М.: изд - во БЕК. 1996. 336 с.

Подобные документы

    Правовое государство и его роль в обеспечении прав человека. Система основных прав человека в правовом государстве. Личные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Права человека в международном праве.

    реферат , добавлен 24.08.2013

    Права и свободы граждан как важнейший социальный и политико-юридический институт. Классификация прав и свобод личности. Личные права и свободы человека и гражданина. Политические права и свободы. Характеристика социально-экономических прав личности.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Понятие и развитие прав. Личные (гражданские) права, их сущность. Реализация политических прав и свобод. Экономические, социальные и культурные права. Конституционные нормы, закрепляющие положение человека и гражданина в российском обществе и государстве.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Понятие гражданства. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ. Конституционные права и свободы человека и гражданина. Личные права и свободы. Политические права и свободы. Социально-экономические права и свободы. Основные обязанности.

    реферат , добавлен 11.09.2005

    Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Социально-экономические и политические права и свободы в системе конституционного права: их понятие, содержание, значение в современном государстве, направления регулирования.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2012

    Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять. Основные права гражданина. Личные права и свободы человека. Политические права и свободы. Социально-экономические права и свободы.

    курсовая работа , добавлен 29.02.2008

    Личные права и свободы человека их суть и понятие. Описание категорий права и свободы человека. Содержание личных прав и свобод. Правовая регламентация прав и свобод. Развитие концепции прав и свобод. Проблемы правовой регламентации прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2008

    История формирования основных прав и свобод человека, их отражение в юридических документах (нормативно-правовых актах). Личные, социальные, экономические и культурные, политические права и свободы. Гарантии реализации и юридические механизмы прав.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Понятие, ценностная основа прав человека. Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека. Защита прав человека и гражданина. Нарушение прав человека, дискриминация. Международные документы о правах человека.

    презентация , добавлен 28.03.2014

    Общая характеристика Конституции Российской Федерации. Система прав, свобод человека и гражданина. Личные, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы. Конституционно-правовой статус лица как гражданина государства, члена общества.

Согласно ст. 1 Основного закона РФ, Россия есть демократическое правовое государство. Это выражается в том, что человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Причем признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью - фундаментальная норма конституционного строя, образующая основу правовой защиты общества от попыток создать условия для подавления личности. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества.

Нормы Конституции РФ, посвященные основным правам и свободам человека и гражданина, нельзя рассматривать вне связи с принципами признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние на всю деятельность демократического государства. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.

Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства является задачей демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его права и свободы, - обязанность государства.

Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют существенных усилий государства

также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у человека определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу - важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Ее создание - важное условие, способствующее превращению граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.

Принцип приоритета статуса прав и свобод человека чисто в идеологическом плане. Этот принцип является вторичным по своей природе, в праве есть другие ценности, которые его обуславливают это экономическая система, народовластие и только на их базе можно говорить о правах и свободах. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, это значит, что среди ценностей при прочих равных условиях, надо принимать такое решение, чтобы ценность прав и свобод была в выигрыше. Приоритет именно прав и свобод, но не обязанностей.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства. Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Данный принцип основывается на ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Более того, исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ, именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Таким образом, можно констатировать, что данный принцип имеет значение не только для муниципальной службы, но и для всей системы публичной службы Российской Федерации. Можно отметить, что принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты закреплен и в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» в качестве принципа построения и функционирования системы государственной службы (ст. 3) и в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» как принцип гражданской службы (ст. 4).

Данный принцип находит выражение в отдельных статьях Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 закона муниципальный служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

С учетом всего вышеизложенного при отборе кандидатов на должности муниципальной службы особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Серьезным нарушением приоритета прав и свобод следует считать случаи, когда сами муниципальные служащие не соблюдают права человека, защита которых является сущностью их деятельности.

2. Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе.

Данный принцип базируется на конституционных положениях о равноправии граждан: граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления. В то же время Конституция Российской Федерации прямо не закрепляет права на равный доступ граждан к муниципальной службе (в отличие от аналогичного права на равный доступ к государственной службе, которое закреплено в ст. 32).

Необходимость закрепления такого права на конституционном уровне отмечается многими учеными. Так, С.Ю. Фабричный приводит следующий доводы в пользу дополнения Конституции Российской Федерации в части прав граждан Российской Федерации на равный доступ не только к государственной, но и муниципальной службе:

Органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти составляют структуру органов публичной власти, производных от народного волеизъявления;

Право граждан на местное самоуправление гарантировано Конституцией Российской Федерации и предполагает, в числе прочего, возможность замещения на профессиональной основе должности муниципального служащего;

Гарантированное конституционное право на равный доступ к муниципальной службе наряду с государственной должно являться институциональной основой концепции муниципальной службы.

Аналогичную позицию занимает и В.И. Фадеев.

В связи с этим очень интересной нам представляется интересной позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Постановлении № 19-П от 15.12.2003. В ходе рассмотрения дела Конституционный Суд отметил, что из статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, во взаимосвязи с ее статьями 19 и 32 (части 2 и 4) вытекает право граждан на равный доступ к муниципальной службе, прохождение которой является одновременно и осуществлением трудовых прав.

Таким образом, систематически толкуя указанные статьи Конституционный Суд пришел к выводу, что хотя текстуально (формально юридически) право на равный доступ к муниципальной службе Конституция не закрепляет, однако смысловой потенциал заложенный в соответствующие нормы позволяет говорить о его признании государством.

Данный вывод представляется вполне обоснованным. Принципы организации государственной и муниципальной службы во многом схожи. Муниципальная служба как и государственная является специфическим видом профессиональной деятельности, которая носит публичный характер. Поэтому, как нам представляется, на современном этапе нет необходимости менять конституцию Российской Федерации ради юридического закрепления данного права, как это предлагают указанные выше авторы.

Право на равный доступ к муниципальной службе, вытекающее из Конституции Российской Федерации вполне может базироваться на законодательных положениях. В ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» указывается, что при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Это предполагает и определенные особые требования к лицам, поступающим на муниципальную службу, которые являются условиями реализации права равного доступа к муниципальной службе. Так, например, статья 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает общие требования к кандидатам на замещение должности муниципальной службы. К ним относятся:

– наличие у лица гражданства Российской Федерации;

– достижение гражданином Российской Федерации возраста 18 лет;

– владение таким гражданином государственным языком Российской Федерации.

Кроме того, лицо, поступающее на муниципальную службу, должно соответствовать определенным квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Указанные квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы

Наконец, помимо условий поступления на муниципальную службу комментируемый закон содержит перечень обстоятельств, препятствующих замещению должности муниципальной службы, - ограничения, связанные с муниципальной службой (ст. 13 Закона). При наличии таких обстоятельств гражданину должно быть отказано в приеме на муниципальную службу.

Ограничения права равного доступа к муниципальной службе могут устанавливаться только федеральным законом и лишь в той степени, в какой это связано с обеспечением цели и задач муниципальной службы как особого вида профессиональной деятельности. Например, в качестве такого ограничения можно рассматривать установление предельного возраста для нахождения на должности муниципальной службы - 65 лет. Нужно сказать, что вопрос о таком ограничении прав муниципального служащего явился предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Люберецкий городской суд Московской области обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности установления предельного возраста муниципального служащего.

Заявитель указывал, что данные нормы нарушают конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, а также предписания международно-правовых актов, являющихся частью правовой системы Российской Федерации, в частности Конвенции МОТ № 111 1958 года, запрещающей дискриминацию в области труда и занятий, и потому не соответствуют статьям 15 (часть 4) и 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации муниципальная служба как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, так же как и государственная служба, в силу своего публично-правового характера сопряжена с определенными требованиями. Реализуя полномочия Российской Федерации в области организации местного самоуправления (статья 72, пункт "н" части 1, Конституции Российской Федерации) и устанавливая во исполнение предписания пункта 17 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации, федеральный законодатель вправе, учитывая специфику профессиональной деятельности муниципальных служащих, не только предусмотреть для муниципальных служащих гарантии правовой и социальной защищенности, во многом аналогичные тем, какими пользуются государственные служащие, но и распространить на них установленные законодательством о государственной службе требования к замещению соответствующих должностей, в том числе требование о соблюдении возрастных критериев при приеме на муниципальную службу и увольнении по достижении предельного возраста для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы, как это установлено для государственных служащих.

Вместе с тем, говоря о возрастных пределах доступа к муниципальной службе, нельзя не отметить дискуссионность этого вопроса. Так, например, А.М. Насташкин полагает, что установление предельного возраста пребывания именно на государственной гражданской службе не соответствует Конституции РФ и общепризнанным нормам международного права. А ведь именно на сходство государственной и муниципальной службы ссылался Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении вопроса об установлении предельного возраста пребывания на муниципальной службе.

Критикуя запрет на пребывание на государственной службе сверх установленного возраста, А.М. Насташкин отмечает, что обновление и сменяемость управленческого персонала должны достигаться «не путем поголовного увольнения всех госслужащих, достигших определенного возраста, а строго индивидуально». По мнению указанного автора, высокий уровень госслужбы определяется не возрастом госслужащих, а их профессионализмом, компетентностью и ответственностью. Именно эти критерии должны ставиться во главу угла при решении вопроса о судьбе того или иного работника госаппарата. Для определения же профессионального уровня государственного служащего в том числе его способности замещать соответствующую должность государственной службы существует институт аттестации. Кроме того, по мнению А.М. Насташкина улучшение кадрового состава и обеспечение профессионализма государственных служащих в большей степени зависят от перевода государственной службы на контрактную основу и внедрения механизмов конкурсного отбора на замещение соответствующих должностей. С этими доводами автора трудно не согласиться.

В связи с этим представляется, что ограничение пребывания абсолютно всех государственных и муниципальных служащих на службе одинаковым для всех возрастом вряд ли обоснованно. Возможно, в данном случае законодательно следовало бы дифференцировать максимальный возраст пребывания на муниципальной службе в зависимости от группы должностей и функциональных обязанностей служащего.

Местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения. Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль права. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы...

Субъектов РФ, а также уставами МО. Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного значения осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ 154. ФЗ, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и ФЗ 154, ограничивать гарантированные ими права МС. Предметы ведения местного самоуправления Понимаются...

Запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. 3. По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. · Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного...

Постановление ГД РФ <Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных актах субъектов РФ> и др.): 3) постановления Правительства РФ, содержащие нормы муниципального права (например, <Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления в РФ>); 4) постановления и другие акты Конституционного Суда РФ, касающиеся...

Важно иметь в виду, что Конституция признает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности именно для государства, подчеркивая, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2) и что эти права определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Закрепление этого принципа в Основном законе страны было призвано преодолеть характерную для России общинную системоцентристскую идеологию и переломить многовековую традицию доминирования общего (коллективного, общественного, государственного) интереса над личным, которая на практике всегда означала подавление частного, личного начала интересами власти и властвующих субъектов. В рамках прежней российской концепции приоритета государства над личностью населению фактически отводилась роль бесправного средства в руках бесконтрольной власти для укрепления ею своего могущества, расширения и удержания территории своего государства. Социализм существенно усилил эту тенденцию к превалированию так называемого общественного интереса, выразителем которого выступала КПСС, полностью подчинив ему интересы личности.

Такое понимание проблемы соотношения личного и общественного блага с большим трудом преодолевается в нашей современной политической и правовой практике. Даже в теории права и в конституционном правоведении принцип приоритета прав человека до сих пор оспаривается рядом авторов как якобы «общественно опасный тезис», «антиобщественная позиция».

В связи с этим уместно вспомнить слова выдающегося русского юриста П. И. Новгородцева. В своей работе с актуальным для нашего времени названием «Демократия на распутье» он говорил, отстаивая ценность права в дискуссии со своими оппонентами, что «самое дорогое и ценное для всей юридической науки - это доверие к идее права». Именно доверия к самой идее права, которое в конечном счете всегда есть право человека, не хватает тем, кто оспаривает конституционное положение о правах человека как высшей ценности.

В основе такого оспаривания лежит представление о некоем «особенном», «самобытном» российском праве, не укладывающемся в рамки западноевропейской доктрины прав человека. Эту самобытность обычно связывают с особым подходом к вопросу о соотношении прав человека с ценностями нравственного, религиозного, идеологического и иного порядка.

Между тем конституционный тезис о приоритете прав человека вовсе не означает, что общество в системе своих ценностных ориентаций должно ставить правовые ценности выше нравственных, религиозных и т. д. Речь идет лишь о том, что права человека - это высшая ценность для государства, которое обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Поэтому права и свободы, как того требует Конституция, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Принцип приоритета прав личности для государства перед другими социальными ценностями обозначает, таким образом, гуманистический, человекоцентристский характер идеологии, положенной в основу российской Конституции. Эти идеи были заложены еще в ст. 2 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая гласит: «Цель каждого политического союза составляет обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека». Потому что только в сфере действия права человек может реализовать свою свободу, т. е. выразить свою сущность как разумного носителя свободной воли.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Тем самым фиксируется то обстоятельство, что в России права и свободы трактуются в русле того подхода, который сложился в международном сообществе, и соответствуют международным стандартам прав человека. При этом согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, являются составной частью ее правовой системы и имеют приоритет в системе законов Российской Федерации. В этих формулировках конституционного текста нашло свою нормативную конкретизацию положение преамбулы Конституции о том, что многонациональный российский народ сознает себя частью мирового сообщества.

Указанные конституционные положения имеют особое значение в контексте правового смысла нормы ч. 2 ст. 17 Конституции, согласно которой основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это новая для России естественноправовая конструкция, которая подчеркивает безусловный и первичный характер прав человека.

Еще одно важнейшее положение, раскрывающее базовую суть правовой концепции Конституции, содержится в ч. 3 ст. 17, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Данное положение восходит к так называемой негативной формулировке фундаментального «золотого правила» нормативной регуляции: «Не поступайте по отношению к людям так, как вы не хотели бы, чтобы люди поступали по отношению к вам». В плоскости правового подхода эта формула означает, что человек в обществе свободен до тех пор, пока он не вторгается в сферу свободы другого человека.

При этом трактовка сущности права как формального равенства означает, что система прирожденных и неотчуждаемых прав, основанная на общепризнанных международным сообществом принципах и нормах, за которыми по договоренности признается правовой характер, не является безусловным эталоном. Таким эталоном служат не исторически изменчивые по своему набору и конкретному содержанию естественные права человека, а лежащий в их основе принцип формального равенства.

Кроме ч. 3 ст. 17 Конституции, где правовой принцип формального равенства получил свое содержательное выражение, этот принцип закреплен также в ч. 1 ст. 19 (все равны перед законом и судом), ч. 2 ст. 19 (равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств), ч. 4 ст. 13 (общественные объединения равны перед законом), ч. 2 ст. 14 (религиозные объединения равны перед законом) и др.

Важное место в системе норм, конкретизирующих конституционно-правовой принцип приоритета прав человека, занимают положения ст. 55 и 56 Конституции РФ, определяющие критерии ограничения данных прав. Особую нагрузку при этом несет положение Конституции, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Если рассматривать эту норму в отрыве от конституционных положений, содержащихся в ст. 2, 17, 18 и др., то можно прийти к выводу, что права человека могут быть ограничены федеральным законом для защиты ценностей общего блага без каких-либо существенных оговорок и что степень этих ограничений задана лишь мерой необходимости защиты указанных конституционных ценностей.

Специалисты (теоретики и практики), которые именно так трактуют данную норму, обычно ссылаются на содержащиеся в международно-правовых документах положения о возможности ограничения прав человека для защиты ценностей общего блага. Между тем подобные ссылки не вполне корректны, поскольку в рамках западноевропейской философско-правовой традиции, положенной в основу этих документов, общее благо трактуется не как нечто стоящее над благом отдельного человека, а как общее условие возможности блага каждого отдельного человека.

Конституционный Суд, учитывая то обстоятельство, что российская традиция подчинения индивидуального начала коллективному в сочетании с общими положениями Конституции об условиях ограничения прав и свобод на практике таит опасность их неоправданно широкого толкования и установления чрезмерных ограничений, выработал ряд правовых позиций, касающихся допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина. При этом Суд опирался на системное толкование конституционного текста, опыт собственной практики, а также практики Европейского Суда по правам человека и европейского конституционного правосудия в целом.

В соответствии с выработанными Конституционным Судом правовыми позициями ограничение законом основных прав человека возможно лишь при соблюдении таких критериев, как соразмерность ограничений конституционно признаваемым целям и сохранение существа и реального содержания права. Конституционными основаниями для такой трактовки критериев ограничения прав человека послужили положения ч. 3 ст. 55 Конституции о том, что права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционных ценностей, а также ч. 2 ст. 55, содержащей запрет на умаление прав и свобод человека и гражданина, т. е. запрет затрагивать основное содержание данного права, посягать на само его существо.

Особое место в рамках рассматриваемой конституционно-правовой проблематики занимают вопросы, связанные с содержательной интерпретацией права человека на достоинство. В Конституции это право получило закрепление в ч. 1 ст. 21, которая гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Вопрос о соотношении права на достоинство и права государства на вторжение в сферу основных прав и свобод гражданина является одним из основных в доктрине и практике верховенства права.

Принципы приоритета права и свобод человека. Принципы демократического, правового, федеративного государства и республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе, отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т. е. обществом в целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.

Признание прав и свобод высшей ценностью непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве. Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности - один из важнейших принципов такого государства.

Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством. По отношению к государству человек выступает в разных ролях: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, как личность по отношению к обществу. Вся система связей, которые человек поддерживает, его индивидуальное положение - личность человека.

По словам Сукало А. Е.: “Само общество формируется с помощью личности. Чем более развито общество, тем более развита личность, и наоборот”. Для нормального развития общества нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства.

В них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в каком государстве он находится и от статуса этой территории. Главная задача Конституции - признать правосубъектность и правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений. Следует обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства, которое прежде исходило из представления о гражданстве как о лице, получающем свои права в качестве “дара” государства и всецело подчиненном ему. Проводя различия между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах - в Декларации независимости (1776 г США), в Билле о правах (1789 г США), в Декларации прав человека и гражданина (1789 г Франция). В соответствии с Конституцией Россия - социальное государство.

Из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ следует, что “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Таким образом, закрепляя принцип социального государства, Конституция РФ определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане социально незащищенные слои населения.

Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др. Конституция рассматривает принцип социального государства как одну из основ конституционного строя и в этом качестве гарантирует ему особую защиту: он может быть пересмотрен только новой Конституцией, принимаемый особым органом - Конституционным Собранием (ст. 135). Понятие “социальное государство” ново для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.

Принцип социального государства тесно связан с другими основами конституционного строя России, в особенности с тем, что она является демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан (ст. 1 и 19 Конституции). В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения.

Высокоразвитая правовая система как важнейший признак правового государства должна непременно включать в себя гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов, общественных объединений и лиц нормами права предполагает закрепление в них социальных гарантий.

Часть первая статьи 7 определяет принцип социального государства и как политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство, политика которого направлена на создание определенных условий существования его граждан.

Пункт “е.” статьи 71 Конституции относит к ведению Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития. 2.2. ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Целая группа принципов конституционного строя отражает влияние государства на различные области общественной жизни.

В экономической сфере жизни общества государство признает все формы собственности, в том числе и частную собственность, устанавливая принцип экономического плюрализма. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашем государстве “гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”. Государство отказалось от единого и единственного “командного пункта” в экономике, как это устанавливали советские конституции 1936, 1977 г. Через монополию государственной собственности и единый государственный план экономического развития страны государство полностью подчиняло своим велениям деятельность экономических субъектов.

Переход к рыночной экономике требует принципиального изменения роли государства в экономической жизни общества. “Важную роль в обеспечении единства экономического пространства играет единство правового пространства, которое обеспечивается установлением правовых основ единого рынка” , а также закрепление в Конституции принципа верховенства федерального закона.

Факторами обеспечения единства экономического пространства являются также установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития Российской Федерации, единых стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии других денег, кроме рубля, который является денежной единицей Российской Федерации.

Успешное функционирование рыночной экономики неразрывно связано с обеспечением свободы экономической деятельности, которая означает право граждан и их объединений на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности - необходимое условие формирования и функционирования рыночной экономики. Однако, поощряя свободу экономической деятельности, Конституция запрещает такую экономическую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственно.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционный строй

Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции.. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во.. В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: