Земельное право. Система земельного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины Система земельного права состоит из институтов

Занимает самостоятельное место в общей систе­ме права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т. е. земельных отношений. Оно имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений.

Земельное право можно рассматривать в качестве

    1. отрасли права (отрасли законодательст­ва);
    2. правовой науки;
    3. учебной дисциплины.

Система земельного права как отрасли права

Под системой отрасли права понимается упорядоченное внутреннее расчленение права на взаимосвязанные элементы (части) в рамках единства этих элементов.

Структурные элементы системы отрасли земельного права :

    • норма права (материальная или процессуальная);
    • подинститут права;
    • подотрасль права;
    • отрасль права.

Подробнее

Предметом отрасли законодательства являются общественные от­ношения, регулируемые этим законодательством.

Как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат . Пра­вовая норма - это правило поведения субъектов земельных отноше­ний, которым они должны руководствоваться, совершая свои дейст­вия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдель­ные действия, а цельную однородную общность земельных отноше­ний. Так, например, правовой институт арендных земельных отноше­ний регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответст­венность за соблюдение договорной дисциплины и т. д.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из

    1. общей части , содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и
    2. особенной части , охватывающей нормы от­дельных разделов земельного права.

Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть - специальными (осо­бенными).

Общая часть земельного права

Общая часть земельного права включает такие правовые институты, которые содержат наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей отрасли значение. Эти институты оказывают решающее влияние на формирование содержания и состава институтов особенной части.

Правовые институты, составляющие общую часть земельного права :

    1. право собственности на землю;
    2. право пользования землей;
    3. право управления в области землепользования;
    4. землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования земли;
    5. государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли;
    6. правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и вос­производства плодородия угодий;
    7. правовое регулирование платы за землю.

Сложным является правовой инсти­тут за нарушение земельного законода­тельства.

Особенная часть земельного права

Правовые институты особенной части подчинены ин­ститутам общей части, и их содержание касается определенно­го вида земельных отношений. Сфера их действия ограничена конкретной категорией земель, выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель.

Правовые институты особенной части земельного права:

    • правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
    • правовой режим земель поселений;
    • правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специально­го назначения;
    • правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;
    • правовой режим земель лесного фонда;
    • правовой режим земель водного фонда;
    • правовой режим земель запаса.

Подотрасли земельного права:

В состав земельного права входит несколько подотраслей. Правовой режим практически каж­дой категории земель охватывает соответствующую подотрасль земельного права. Так, правовой режим земель поселений, кроме земельного права, определяется также градостроитель­ным правом; правовой режим земель промышленности, энер­гетики и т.д. - в определенной мере горным правом; земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда - соответственно лесным правом; земель водного фонда - водным правом.

Система земельного права как науки

Наука земельного права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области земельного права, и является составной частью системы юридических наук.

Наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует в историческом развитии:

    1. фундаментальные понятия и катего­рии земельного права (предмет и метод науки, понятия земель­но-правовой нормы, субъекта земельного права, земельных отноше­ний, и т.д.);
    2. связи земельно­го права с другими отраслями права;
    3. перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дис­циплины.

Предметом науки земельного права является:

    • учение о праве;
    • разработка доктрины, кон­цепции земельного права;
    • изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки.

Развитие теории земельно­го права - необходимое условие эффективности земельного законода­тельства. Отрасль законодательства, практика его применения ставит перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

Кроме того, система земельного права как науки включает в себя элементы научного познания земельных отношений:

    1. получение информации о предмете (на данном этапе собирается информация о правоприменительной практике, зарубежном регулировании отношений, а также сравнительном правоведении, исследуются история и динамика изменения законодательства, регулирующего земельные отношения);
    2. исследование предмета , которое включает в себя различные способы и методы научного познания после унификации понятийного аппарата земельного права. Унификация понятий имеет особое значение, т.к. информация, полученная на первом этапе из различных источников, оперирует различными терминами;
    3. внедрение результатов , полученных в процессе научно-исследовательской работы (как правило, такое внедрение осуществляется в форме законотворческой деятельности).

Земельное право как учебная дисциплина

Земельное право - учебная дисциплина во многих высших учебных заведениях страны (часто в составе природоресурсного или экологического права).

Цель изучения земельного права:

    1. получение представле­ния о действующих , регулирующих пред­мет земельного права;
    2. применение данных знаний в практической деятельности.

Поскольку отправной точкой к изучению дисциплины «Земельное право» является действующее российское законодательство, система земельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права с привлечением сопутствующего правового материала гражданского, административно­го, экологического и другого законодательства с целью более углублен­ного изучения учебного курса программы обучения. Соответственно курс земельного права подразделяется на общую и особенную части, а изучаемый материал дожен быть сгруппирован в соответствии с основными правовыми институтами.

3.5

Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.

Институты Общей части включают:

1) право собственности и иные вещные права на землю;

2) управление земельными ресурсами РФ;

3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;

4) правовую охрану земель;

5) управление в сфере использования и охраны земель;

6) правовое регулирование платы за землю;

7) ответственность за нарушение земельного законодательства;

Институты Особенной части включают: 1)правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

2) правовой режим земель населенных пунктов;

3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;

4) правовой режим земель природоохранного, приро-дозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) правовой режим земель лесного фонда;

6) правовой режим земель водного фонда;

7) правовой режим земель запаса.

Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части.

В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Тест по земельному праву
Контрольное тестовое задание для зачета
по земельному праву

1.Земельное законодательство состоит из:
А. Земельного кодекса РФ, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Б. Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
В. Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных актов муниципальных образований.

2.Предмет земельного права-это:
А.Общественные отношения по поводу планеты Земля.
Б. Общественные отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В.Общественные отношения по поводу границ территориальных образований.

3.Объктами земельных отношений являются:
А.Планета Земля.
Б.Земельный фонд.
В.Земельные участки.

4.Виды государственной собственности на землю:
А.Федеральная.
Б.Федеральная и субъектов Российской Федерации.
В.Субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

  1. К формам земельной собственности относятся:
    А.Государственная, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальная.
    Б.Государственная, частная и муниципальная.
    В.Частная, государственная, муниципальная и иные.

    6.Правовые формы использования земельных участков-это:
    А.Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда, безвозмездное срочное пользование.
    Б.Собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда, безвозмездное срочное пользование.
    В.Собственность, аренда, пользование, владение.

    7. Землеустройство-это:
    А.Устройство земельных дамб.
    Б.Мероприятия по повышению плодородия почв.
    В.Мероприятия по установлению границ на местности и организации рационального использования земли гражданами и юридическими лицами.

    8.Земельный участок на право пожизненного наследуемого владения:
    А. Можно получить в любое время;
    Б. Можно продать и совершать другие сделки;
    В. Можно передавать по наследству и приобрести в собственность, другие сделки запрещаются.

9.Государственный земельный кадастр-это:
А.Реестр лиц, имеющих земельные участки на конкретной территории.
Б.Количественный и качественный учёт земельных участков и субъектов права землепользования.
В.Показатель стоимости земли.

10.Земельные участки на праве аренды могут иметь:
А.Только российские граждане.
Б. Российские физические и юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства;
В.Любые лица, достигшие 15-летнего возраста.

11.Безвозмездное срочное пользование земельными участками из земель, находящихся в собственности юридических лиц, может предоставляться:
А.На срок договора о землепользовании.
Б. На срок не более 49 лет.
В. На период действия трудовых отношений.

12.Безвозмездное срочное пользование земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может предоставляться:
А На срок не более 10 лет.
Б. На срок не более года.
В.На срок не более 49 лет.

13.Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность физических и юридических лиц:
А.Только за плату.
Б. Бесплатно.
В. За плату и бесплатно.

  1. Земельные участки в России могут находиться в собственности:
    А.Только граждан России.
    Б.Граждан России, а также иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
    В.Только иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

    15. Земельные участки могут быть приобретены в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц:
    А.На всей территории Российской Федерации.
    Б.В границах Российской Федерации за исключением приграничных территорий и иных особо установленных территорий.
    В.В специально отведённых территориях.

    16.Нормы (максимальные и минимальные) предоставления земельных участков для садоводства, огородничества, дачного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности:
    А.Не устанавливаются.
    Б.Устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
    В.Устанавливаются органами государственного и муниципального управления по заявлениям граждан.

    17.Виды платы за землю, установленные законодательством:
    А.Земельный налог и арендная плата.
    Б. Земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли..
    Б. Земельный налог, арендная плата, кадастровая стоимость, рыночная стоимость.

18.Виды земельного контроля в соответствии с земельным законодательством:
А.Государственный, производственный, муниципальный, общественный.;
Б.Государственный, ведомственный, производственный, муниципальный, общественный.;
В.Мониторинг, контроль, привлечение к ответственности.

19.Земли сельскохозяйственного назначения находятся:
А.За чертой поселений.
Б.Внутри поселения.
В.И внутри поселения, и за его чертой.

20.Виды ответственности за земельные правонарушения:
А. Гражданско-правовая, административная, уголовная.
Б. Земельно-правовая.
В. Гражданско-правовая, дисциплинарная, административная, уголовная.

Тест № 1

“Предмет, метод, принципы, система учебной дисциплины «Земельное право”.

  1. Предметом земельного права являются:

А) правоотношения по предоставлению, использованию и прекращению прав на земельные участки и охране земель;

Б) способы воздействия норм земельного права на поведение участников земельных отношений;

В) система, которая содержит правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли права в целом.

  1. В каких случаях отношения права собственности на землю, а также совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством :

А) когда это прямо указано в ГК РФ;

Б) если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами;

В) регулирование земельных отношений гражданским законодательством не предусмотрено;

Г) верного варианта ответа нет.

  1. Какое из приведенных определений можно отнести к диспозитивному методу регулирования земельных отношений:

А) это такой способ правового воздействия, при котором участникам земельных отношений предоставляется свобода в реализации ими своих целей и задач;

Б) установление ограничений и запретов для участников земельных отношений;

В) определенное сочетание ограничений и свободы в выборе поведения для участников земельных отношений.

  1. Систему земельного права составляют :

А) подотрасли;

Б) правовые институты;

В) нормы права;

Г) способы регулирования земельных отношений.

  1. Определите, какие понятия входят в общую часть земельного права как учебной дисциплины :

А) понятие права собственности;

Б) земли сельскохозяйственного назначения;

В) понятие землеустройства;

Г) понятие земельного кадастра;

Д) земли лесного фонда.

  1. В соответствии с Конституцией РФ регулирование земельных отношений отнесено:

А) к ведению РФ;

Б) к совместному ведению РФ и субъектов РФ;

В) к ведению субъектов РФ.

  1. В соответствии с Конституцией РФ и Земельным кодексом земля может находиться:

А) в государственной, частной, муниципальной и иных формах собственности;

Б) только в государственной собственности;

В) исключительно в частной собственности.

  1. Какие из принципов являются принципами земельного права :

А) плановость в использовании земель;

Б) изучение спроса на землю;

В) приоритет сельскохозяйственного использования земель

Г) платность землепользования.

  1. Какой из перечисленных ниже элементов не характеризует административно-правовой метод регулирования земельного права:

А) экономические расчеты и прогнозы;

Б) равноправие сторон;

В) верных вариантов нет.

  1. Деление земель на категории – это:

А) принцип земельного права;

Б) принцип земельной политики государства;

В) метод земельного права.

Тест № 2:

“История развития земельного права в России”.

  1. Каким нормативным актом регулировались земельные отношения в период Киевской Руси:

А) Псковской судной грамотой;

Б) Соборным Уложением;

В) Сводом законов Российской империи;

Г) Русской Правдой.

  1. В соответствии с Соборным Уложением 1649г. можно было совершать:

А) продажу земли, на которой располагались поместья;

Б) куплю-продажу и обмен вотчин;

В) залог любых земель.

  1. Земли какой категории принадлежали царской фамилии:

А) казенные;

Б) удельные;

В) майоратные.

  1. Субъектом земельных отношений в центральных губерниях России по Положению 19 февраля 1861 г. признавался:

А) крестьянин;

Б) крестьянский двор;

В) крестьянская земельная община.

  1. В соответствии с реформой 1861г. крестьяне получили землю:

А) в собственность;

Б) в постоянное пользование;

В) безвозмездно.

  1. Аграрная реформа 1906 г. проводилась:

Б) Столыпиным;

  1. Реформа 1906 года предусматривала переход крестьян к:

А) удельному землевладению;

Б) майоратному землевладению;

В) хуторскому землевладению.

  1. Декрет «О земле» был принят в:
  1. Декрет “О земле” закрепил:

А) право исключительной государственной собственности на землю и ее недра;

Б) право частной собственности на землю;

В) право общинной собственности на землю.

  1. ЗК РСФСР 1922 г. разрешил:

А) куплю-продажу земли;

Б) право частной собственности;

В) трудовую аренду.

  1. В ЗК РСФСР 1970 г. был закреплен принцип:

А) платности землепользования;

Б) бесплатности землепользования;

В) частного землепользования.

  1. Основы законодательства о земле, принятые в апреле 1990 г. ввели право:

А) частной собственности на землю;

Б) пожизненного наследуемого владения земельным участком;

В) отчуждение собственником земельного участка.

Тест № 3

“Земельные правоотношения и земельно-правовые нормы”.

  1. Какие элементы составляют структуру земельных правоотношений:

Б) субъекты права, объекты права, содержание земельных правоотношений, нормы права;

В) только субъекты и объекты права.

  1. Содержание земельных правоотношений – это:

А) только обычаи делового оборота, которыми необходимо руководствоваться при решении земельно-правовых вопросов;

Б) права и обязанности участников земельно-правовых отношений;

В) верного варианта ответа нет.

  1. Диспозиция нормы земельного права:

А) выступает в качестве описания условий действия нормы;

Б) указывает, каким должно быть поведение физических и юридических лиц;

В) фиксирует юридические последствия совершения правонарушения.

  1. К числу правоотношений, имеющих вещный характер относятся:

А) пожизненное наследуемое владение;

Б) аренда;

В) постоянное бессрочное пользование;

Г) сервитут;

Е) купля-продажа.

  1. В число обязательственных земельно-правовых отношений можно включить:

А) доверительное управление имуществом;

В) сервитут;

Г) постоянное бессрочное пользование.

  1. Субъектами земельно-правовых отношений являются:

А) Только РФ, субъекты РФ;

Б) Исключительно юридические лица и физические лица;

В) РФ, субъекты РФ, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица.

  1. Основаниями возникновения земельных правоотношений являются:

А) договоры;

Б) административные акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

В) судебные решения;

  1. Прекращение земельных правоотношений происходит в случае:

А) заключения договора о продаже земельного участка;

Б) решения компетентного государственного органа об изъятии земли для государственных или общественных нужд;

В) добровольного отказа от земельного участка;

  1. Какой юридический факт служит основанием отвода земли в натуре (на местности):

А) заявление (ходатайство) заинтересованного лица;

Б) решение компетентного органа о наделении заявителя конкретным земельным участком;

В) заключение договора.

Тест 4

“Право собственности и иные права на земельные участки”.

  1. Право пользования земельным участком состоит в возможности:

А) определять юридическую судьбу земельного участка (отчуждать в собственность другим лицам – дарить, продавать, обменивать, завещать);

Б) извлекать полезные свойства: выращивать сельскохозяйственную продукцию;

В) размещать на участке постройки и сооружения;

  1. Земельный участок является делимым, в случае:

А) если он может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует зависимый земельный участок;

Б) если он может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель другой категории;

В) в соответствии с ЗК РФ, земельный участок разделу не подлежит.

  1. Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с ЗК РФ 2001 г могут быть:

А) коммерческие организации;

Б) граждане;

В) федеральные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.

  1. В чем заключается отличие постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от договора аренды земельного участка:

А) бесплатный характер пользования;

Б) не договорная основа;

В) установление срока пользования.

  1. Определите сходства постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и временного безвозмездного пользования земельным участком:

А) установление конкретного срока пользования;

Б) бесплатный характер пользования;

В) договорная основа.

  1. Предоставление в собственность гражданам земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение:

Б) сроком не ограничивается;

В) рассматривается в каждом конкретном случае отдельно.

  1. Правомочия землевладельцев при пожизненном наследуемом владении включают:

А) сдачу земельного участка в аренду;

Б) предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование;

В) передачу по наследству.

  1. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования земельного участка в соответствии с договором аренды, являются:

А) его собственностью;

Б) собственностью арендодателя;

В) совместной собственностью арендатора и арендодателя.

  1. Кто может являться арендодателями земельных участков:

А) собственники земельных участков;

Б) иностранные лица и лица без гражданства;

В) лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

  1. Не могут быть объектом договора аренды:

А) земельные участки, изъятые из оборота;

Б) доли в праве общей собственности на земельный участок;

В) земли сельскохозяйственного назначения.

  1. Не подлежат государственной регистрации договоры аренды и субаренды земельных участков:

А) заключенные на срок до пяти лет;

Б) заключенные на срок до одного года;

В) все договоры аренды и субаренды земельных участков подлежат государственной регистрации.

  1. Договор аренды земельного участка может быть заключен:

А) на срок менее одного года;

Б) без указания в договоре конкретного срока;

В) на срок более 5 лет.

  1. Земельный участок может быть передан в аренду на срок не более чем на один год:

А) для государственных или муниципальных нужд;

Б) для проведения изыскательских работ;

В) для проведения сельскохозяйственных работ;

Г) для строительства.

  1. Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или в муниципальной собственности устанавливается:

А) в договоре аренды земельного участка;

Б) Правительством РФ;

В) органом государственной власти субъекта РФ;

Г) органом местного самоуправления.

  1. Если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка, арендодатель вправе потребовать от арендатора досрочного внесения арендной платы:

А) при финансовых затруднениях по собственному усмотрению;

Б) при любых чрезвычайных обстоятельствах;

В) в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы.

  1. Изменение условий договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок более чем пять лет:

А) не возможно;

Б) возможно с согласия арендатора;

В) возможно без согласия арендатора.

  1. В случае смерти гражданина, арендующего земельный участок, арендодатель:

А) не вправе отказать наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия;

Б) вправе отказать наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора;

В) в соответствии с законодательством не продлевает договор аренды земельного участка.

Г) правоприемник арендатора имеет преимущественное право на пролонгирование договора аренды

  1. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, преимущественное право его покупки имеет:

А) арендатор земельного участка;

Б) лицо, которое первым предоставило все необходимые документы для оформления договора аренды земельного участка;

В) арендатор земельного участка, за исключением случаев, когда имеются собственники находящихся на данном участке зданий и сооружений.

  1. Служебные наделы предоставляются:

А) всем гражданам и юридическим лицам;

Б) работникам отдельных отраслей народного хозяйства на время установления трудовых отношений;

В) государственным и муниципальным учреждениям и федеральным казенным предприятиям.

  1. Публичный сервитут устанавливается:

А) в интересах отдельных собственников, владельцев и пользователей земельных участков;

Б) исключительно для обеспечения интересов государства;

В) в интересах местного населения, государства и органов местного самоуправления, когда не требуется изъятия земельного участка.

  1. Публичный и частный сервитуты:

А) могут быть только срочными;

Б) устанавливаются на определенный срок либо без указания срока;

В) могут быть только постоянными.

  1. Сервитут не может быть:

А) самостоятельным предметом купли-продажи, залога;

Б) не может передаваться каким-либо способом лицам, которые не являются собственниками земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут;

В) правильного варианта ответа нет.

Тест 5

“Основания возникновения прав на земельные участки”.

  1. С какого момента возникают права на земельный участок:

А) с момента заключения договора;

Б) с момента государственной регистрации прав на него, если иное не установлено законом;

В) с момента подачи документов на земельный участок.

  1. Право государственной или муниципальной собственности может возникнуть в результате:

А) выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

Б) при изъятии земельного участка в случае нарушения собственником земельного законодательства;

В) при реквизиции земельного участка.

  1. Что является основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком:

А) решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка юридическому лицу;

Б) решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка государственным и муниципальным учреждениям;

В) решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка федеральным казенным предприятиям.

  1. Каковы основания приобретения права пожизненного наследуемого владения:

А) в порядке наследования;

Б) при переходе прав на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, используемом на праве пожизненного наследуемого владения;

В) при приобретении недвижимости, распложенной на земельном участке, принадлежавшем прежнему владельцу недвижимости.

  1. По каким основаниям может возникнуть право ограниченного пользования земельным участком:

А) по решению органа государственной власти или органа местного самоуправления;

Б) по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником земельного участка;

В) по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и пользователем земельного участка.

  1. Что является основанием возникновения права аренды земельного участка:

А) соглашение сторон, заключенное в устной форме;

Б) договор аренды;

В) решение органа местного самоуправления.

  1. Основаниями возникновения права безвозмездного срочного пользования являются:

А) решение органа государственной власти или местного самоуправления;

В) договор.

  1. В каких случаях сохраняется право на земельный участок, предоставленный на основании постоянного (бессрочного) пользовании или пожизненного наследуемого владения при разрушении здания, строения или сооружения:

А) при условии начала восстановления здания, строения или сооружения в течение трех лет;

Б) при любых обстоятельствах;

В) только с разрешения органов местного самоуправления.

9.Определите последовательность предоставления земельных участков для строительства: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) постановка на государственный кадастровый учет земельного участка; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства; 4) проведение работ по формированию земельного участка:

  1. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов является основанием:

А) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

Б) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок;

В) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка.

Тест 6:

“Основания прекращения прав на земельные участки»

  1. Право собственности на земельный участок прекращается в случаях:

А) отчуждения собственником своего земельного участка другим лицам;

Б) отказа собственника от права собственности на земельный участок;

В) в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном законодательством;

Г) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

  1. Принудительное изъятие земельного участка наступает в случаях:

А) обращения взыскания на земельный участок по обязательствам;

Б) отчуждения земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу;

В) реквизиции земельного участка;

Г) конфискации земельного участка;

Д) невозможности выдела в натуре земельного участка участнику долевой собственности при ее разделе;

Е) выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

Ж) на основе договоренности сторон.

  1. Выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, если это связано с:

А) выполнением международных обязательств РФ;

Б) размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других возможных вариантов размещения этих объектов;

В) иных случаях, установленных органами государственной власти и органов местного самоуправления.

  1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайных характер производится:

А) конфискация земельного участка;

Б) реквизиция земельного участка;

В) выкуп земельного участка.

  1. Изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования:

А) не возможно;

Б) возможно, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующих целей в течение десяти лет;

В) возможно, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

  1. Факт отказа от постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения:

А) является основанием прекращения права;

Б) правообладатель может не платить налоги;

В) не является основанием прекращения права.

  1. Что является основаниями принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения:

А) использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением;

Б) использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

В) неустранение совершенных умышленно земельных правонарушений;

Г) неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом;

Д) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

Е) конфискация земельного участка;

Ж) реквизиция земельного участка.

  1. В каких случаях договор аренды земельного участка может быть прекращен по требованию арендатора:

А) арендодатель не предоставляет земельный участок в пользование арендатору либо создает препятствия по пользованию земельным участком в соответствии с условиями договора;

Б) переданный арендатору земельный участок имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были заранее оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;

В) только в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, земельный участок окажется в состоянии, непригодном для его использования.

  1. Основаниями прекращения права безвозмездного срочного пользования являются:

А) истечение срока, на который земельный участок был предоставлен;

Б) использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

В) использование земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

Г) только конфискация земельного участка.

  1. Право на служебный надел может быть сохранено за работником и членами его семьи:

А) при переходе работника на пенсию по старости или по инвалидности;

Б) если работник призван на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;

В) если работник поступил на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;

Г) если работник погиб в связи с исполнением служебных обязанностей;

Д) при увольнении работника по собственному желанию.

Тест 7

“Сделки как основание возникновения и прекращения

прав на землю”.

  1. Оборотоспособность земельного участка – это:

А) только возможность земельного участка переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота;

Б) возможность земельного участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота или не ограничен в обороте;

В) исключительно возможность земельного участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).

  1. Что означает утверждение “устанавливается закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота”:

А) это означает, что любыми нормативными актами могут быть установлены виды земельных участков, изъятых из оборота;

Б) это означает, что нормативными актами субъектов РФ не могут быть установлены виды земельных участков, изъятых из оборота;

В) это означает, что иными нормативными актами, в том числе и федеральными законами, не могут быть установлены иные виды земельных участков, изъятых из оборота.

  1. К изъятым из гражданского оборота относятся земельные участки, занятые:

А) государственными природными заповедниками и национальными парками;

Б) только зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, военные суды;

В) объектами организаций федеральной службы безопасности

Г) объектами атомной энергетики;

Д) исправительно – трудовыми учреждениями и лечебно – трудовыми профилакториями Минюста и МВД

Е) воинскими и гражданскими захоронениями;

Ж) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, обеспечивающими безопасность государства

  1. Земельные участки ограничены в обороте, если они:

А) находятся в пределах особо охраняемых природных территорий;

Б) находятся в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

В) заняты находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

Г) заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко – культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

Д) занятые объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

Е) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

Ж) занятые объектами космической инфраструктуры;

З) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

И) занятые воинскими и гражданскими захоронениями.

  1. Какие условия договора купли-продажи земельного участка являются недействительными:

А) право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;

Б) ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;

В) устная форма договора;

Г) ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

  1. При каких условиях договор купли-продажи считается незаключенным:

А) нет письменной формы договора;

Б) при отсутствии условия о цене;

В) земельный участок не поставлен на кадастровый учет.

  1. Предметом договора аренды земельного участка:

А) могут быть любые земельные участки;

Б) могут быть земельные участки, занятые объектами федеральной собственности;

В) могут быть земли сельскохозяйственного назначения.

  1. Каковы обязательные требования для заключения договора аренды:

А) письменная форма договора;

Б) государственная регистрация;

В) разрешение органа государственной власти.

  1. Какие земельные участки не подлежат ипотеке в соответствии с ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости):

А) земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;

Б) земли, предоставленные для дачного и гаражного строительства;

В) земли сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Тест 8:

“Государственная регистрация прав

на недвижимое имущество и сделки с ним”.

  1. Государственная регистрация – это:

А) юридический акт признания и подтверждения государством только прекращения прав на недвижимое имущество;

Б) юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество;

В) юридический акт признания и подтверждения государством только возникновения, ограничения (обременения), права.

  1. Датой государственной регистрации прав на земельный участок считается:

А) дата подписания договора между сторонами;

Б) день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный кадастр прав;

В) день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

  1. Регистрационный округ:

А) территория, на которой действует учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Б) вся территория РФ;

В) территория субъекта РФ.

  1. Отказ в государственной регистрации прав или уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть обжалованы:

А) в суде;

Б) в вышестоящем органе государственной регистрации;

В) в арбитражном суде.

  1. Государственной регистрации подлежат:

А) права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним;

Б) ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, в том числе сервитут, ипотека,

В) доверительное управление, аренда;

  1. Участниками отношений при государственной регистрации являются:

А) собственники недвижимого имущества и обладатели иных прав, подлежащих государственной регистрации;

Б) РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;

В) органы, осуществляющие государственную регистрацию;

Г) международные организации;

  1. Государственная регистрация:

А) носит закрытый характер;

Б) носит открытый характер.

  1. Выписки из единого государственного реестра прав:

В) не включают сведения о заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

  1. Порядок проведения государственной регистрации включает:

А) прием документов, необходимых для государственной регистрации;

Б) собеседование с правообладателями;

В) установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект, а также установление других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации;

Г) внесение записей в единый государственный реестр прав;

Д) совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверения о произведенной государственной регистрации;

Е) правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.

  1. В государственной регистрации прав на земельный участок может быть отказано, если:

А) право, о регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации;

Б) с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

В) документы, предоставленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

Г) имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами;

Д) при возникновении сомнений в подлинности документов или достоверности сведений в них указанных.

  1. С заявлением о государственной регистрации договора аренды может обратиться:

А) только арендатор;

Б) арендодатель;

В) одна из сторон договора аренды земельного участка;

Г) правильного ответа нет.

  1. Государственная регистрация договора аренды земельного участка:

А) не требует наличия кадастрового плана земельного участка;

Б) наличие кадастрового плана земельного участка обязательно;

В) наличия кадастрового плана земельного участка необходимо только при сдаче в аренду части земельного участка.

  1. Государственная регистрация сервитута земельного участка:

А) предполагает наличие кадастрового плана земельного участка;

Б) кадастровый план земельного участка не требуется, если сервитут относится ко всему земельному участку;

В) не требует наличия кадастрового плана земельного участка.

  1. Государственная регистрация ипотеки проводится:

А) на основании заявления залогодателя или залогодержателя после государственной регистрации –вещных прав залогодателя на недвижимое имущество;

Б) только на основании заявления залогодателя после государственной регистрации вещных прав залогодателя на недвижимое имущество;

В) на основании заявления залогодатели или залогодержателя.

Тест 9

“Землеустройство, земельный кадастр, контроль”.

  1. Землеустройство включает в себя мероприятия:

А) по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство);

Б) по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства,

В) по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

Г) ведение мониторинга состояния земель.

  1. С инициативой проведения землеустройства могут выступить:

А) уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления;

Б) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, суд;

В) только Министерство природных ресурсов.

  1. Сведения о землеустройстве:

А) носят исключительно открытый характер;

Б) имеют открытый характер, за исключением случаев, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов;

В) носят закрытый характер и могут предоставляться только по запросу правоохранительных органов и по решению суда.

  1. Основаниями для проведения землеустройства являются:

А) решения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Б) договоры о проведении землеустройства, судебные решения;

В)только письменные заявления граждан.

  1. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству:

А) имея только лицензию на проведение землеустроительных работ;

Б) без лицензии на землеустройство;

В) без лицензий на землеустройство, если иное не предусмотрено федеральными законами.

  1. Государственный земельный кадастр:

А) свод документированных сведений только о местоположении земельных участков;

Б) систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов;

В) система наблюдений за состоянием земельных участков и связанных с ними объектов.

  1. Государственный земельный кадастр ведется в целях:

А) государственного и муниципального управления земельными ресурсами, государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

Б) государственного контроля за использованием и охраной земель, мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

В) землеустройства, экономической оценки земель и учета стоимости земель в составе природных ресурсов;

Г) исключительно для установления обоснованной платы за землю.

  1. Наиболее вероятная цена, по которой земельный участок может быть отчужден в условиях конкуренции – это:

А) кадастровая стоимость земли;

Б) рыночная стоимость земли;

В) нормативная цена земли.

  1. Основными принципами при ведении государственного земельного кадастра являются:

А) единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории РФ;

Б) непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

В) открытость сведений государственного земельного кадастра;

Г) исключительно принцип установления обоснованной платы за землю;

  1. Бесплатно сведения о земельном участке предоставляются:

А) правообладателю земельного участка или уполномоченным им лицам, налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;

Б) судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;

В) органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Г) лицам, имеющим право на наследование земельного участка по завещанию или по закону;

Д) всем организациям и физическим лицам.

  1. Нормативная цена земли представляет собой:

А) фиксированную, нормативно устанавливаемую цену на землю;

Б) цену, которая определяется исходя из соглашения сторон:

В) цену, которая установлена в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности».

  1. Контроль за состоянием земель, находящихся в муниципальной собственности осуществляется :

А) органами государственной власти;

Б) специально уполномоченными юридическими лицами;

В) органами местного самоуправления.

  1. Государственный мониторинг земель:

А) система наблюдений за состоянием земель;

Б) свод сведений о местоположении земельных участков и находящихся на них объектах недвижимости;

В) требования по использованию и охране земель.

  1. Задачи государственного мониторинга земель- это:

А) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, выработка рекомендаций об устранении последствий негативных процессов;

Б) ведение государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель;

В) обеспечение граждан информацией о состоянии земель;

Г) только экономическая оценка земель.

Тест 10:

“Защита прав землевладельцев,

землепользователей и собственников земельных участков”.

  1. В соответствии с гражданским законодательством предусмотрены следующие способы защиты прав:

А) признание недействительным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, которое нарушило право на земельный участок;

Б) восстановление положения существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения;

В) признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительной сделки ничтожной;

Г) самозащита права, принуждение к исполнению обязанностей в натуре;

Д) возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда;

Е) прекращение или изменение правоотношения;

Ж) применение судом акта органа государственной власти или местного самоуправления, противоречащего закону.

  1. Земельный кодекс РФ устанавливает случаи, когда нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению:

А) в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, повлекшего нарушение права на земельный участок;

Б) самовольное занятие земельного участка другим лицом;

В) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

  1. В состав убытков входит:

А) реальный ущерб;

Б) упущенная выгода;

В) возмещение вреда.

  1. Упущенная выгода представляет собой:

А) стоимость затрат, которые лицо, чье право было нарушено, понесло или должно было понести для восстановления своего нарушенного права;

В) все убытки, понесенные лицом при нарушении его прав.

  1. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

А) предоставления лицам, у которых изымаются земельные участки, равноценных земельных участков;

Б) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

В) предоставления сведений о наличии средств для выплаты ущерба;

Г) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

  1. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков должны быть уведомлены о предстоящем изъятии земельных участков:

А) за один год;

Б) за один месяц;

В) за пять лет.

  1. Потери сельскохозяйственного производства вследствие изъятия сельскохозяйственных угодий – это:

А) сокращение (безвозвратная потеря) площадей используемых сельскохозяйственных угодий

Б) неполученные доходы, которые при обычных условиях могли быть получены;

В) ухудшение плодородия почв под влиянием деятельности предприятий, организаций или учреждений;

  1. Возмещение убытков, возникших при правомерном изъятии земельного участка, может производится:

А) только в денежной в форме;

Б) как в денежной, так и в натуральной форме;

В) только в натуральной форме.

  1. Рассмотрение земельных споров происходит:

А) только в судах общей юрисдикции;

Б) в третейских судах.

  1. Судебное решение, установившее право на земельный участок:

А) не обязательно для исполнения органами местного самоуправления;

Б) является юридическим основанием для государственной регистрации прав на земельный участок;

В) является юридическим основанием для государственной регистрации сделок с земельным участком

Тест 11.

Земельные правоотношения при пользовании недрами.

  1. Земельные правоотношения при пользовании недрами регулируется:

А. Только ФЗ «О недрах»

Б. Земельным кодексом РФ;

В. Гражданским кодексом РФ;

Г. Отраслевыми нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов.

  1. В соответствии с Конституцией РФ земля может находиться:

А.Только в государственной собственности;

Б. Только в частной собственности;

В. государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности;

Г. Только в собственности муниципальных органов.

  1. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся :

А.Только в ведении РФ;

Б. Исключительно в ведении субъектов РФ;

В совместном ведении РФ и субъектов РФ;

Г. В ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.

  1. Земельные участки, которые необходимы для проведения работ, связанных с пользованием недрами, отчуждаются у собственника для государственных нужд:

А.С возмещением собственникам указанных земельных участков их рыночной стоимости;

Б. Безвозмездно;

В.Выплачивается только компенсация за сносимые постройки;

Г. Частично возмещаются понесенные убытки.

  1. Какой из видов пользования недрами, установленных законодательством, осуществляется без отвода земель:

А.Образование особо охраняемых геологических объектов;

Б. Геологическое изучение;

В.Разведка и добыча полезных ископаемых;

Г. Региональное геологическое изучение.

  1. Процедура предоставления горного отвода включает :

А. Установление границ отвода сразу при выдаче лицензии;

Б. Установление предварительных границ отвода при предоставлении лицензии на пользование недрами и уточнение границ отвода после утверждения технического проекта освоения месторождения;

В.Определение границ отвода только после утверждения технического проекта освоения месторождения;

Г. Определение предварительных и уточненных границ отвода не требуется.

  1. Лицензия на пользование недрами предоставляется:

А. Только при наличии предварительного земельного отвода;

Б. Если установлены границы горного отвода;

В. Когда получен геологический отвод;

Г. При уплате сбора за выдачу лицензии.

  1. Если владелец земельного участка отказался предоставить землю недропользователю после предварительного письменного согласования, то владелец земельного участка:

А. Может не возмещать расходы недропользователя, понесенные при получении лицензии;

Б. Компенсирует только расходы владельцу лицензии, которые он понес при получении лицензии;

В. Выплачивает недропользователю денежное вознаграждение;

Г. Обязан возместить владельцу лицензии на пользование недрами понесенные им расходы, связанные с подготовкой к пользованию недрами.

  1. Земельный участок для проведения работ по геологическому изучению недр:
  1. Земельный участок для горного отвода:

А. Предоставляется с изъятием этого земельного участка без согласия собственника земельного участка;

Б. Предоставляется, как правило, без изъятия этого земельного участка;

В. Предоставляется с частичным изъятием земли;

Г. Изъятие земельного участка производится только с согласия его собственника.

  1. Территориальный орган управления Государственным фондом недр перед предоставлением лицензии на геологическое изучение должен получить:

А. Согласие администрации соответствующего муниципального образования на пользование земельным участком для указанных работ;

Б. Разрешение Министерства природных ресурсов России;

В.Согласие администрации субъекта РФ на пользование земельным участком для указанных работ;

Г. Может предоставить лицензию, без каких либо согласований.

  1. Пользование земельным участком осуществляется:

А. На основании устной договоренности недропользователя с собственником недр;

Б. На основе договора, заключенного пользователем недр с собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором, в соответствии с ЗК РФ и ГК РФ;

В. Не требуется каких либо договоренностей и договоров;

Г. На основе договора, заключенного с органами исполнительной власти субъекта РФ.

  1. Закон РФ “О недрах” относит к компетенции органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений при недропользовании следующие полномочия:

А. Предоставление земельных участков для целей пользования недрами;

Б. Приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения порядка разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

В. Участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

Г. Разработка программ по геологическому изучению недр.

  1. Законодательство обязывает недропользователя уплачивать:

А. Только налоги, сборы и платежи за пользование недрами;

Б. Исключительно плату за землю;

В. Все установленные налоги и сборы, а также платежи за пользование недрами и плату за землю;

Г. Пользователь недрами не платит за пользование земельным участком.

  1. Собственники и владельцы земельных участков, которые добывают общераспространенные полезные ископаемые на принадлежащих им земельных участках для своих нужд:

А. Уплачивают налог на добычу полезных ископаемых;

Б. Уплачивают таможенную пошлину;

В.Осуществляют платежи за пользование недрами;

Г. Освобождаются от платежей при пользовании недрами.

  1. В соответствии с Земельным кодексом РФ и Законом РФ «О недрах» после окончания работ пользователь недр:

А. Должен привести участки земель, нарушенных при пользовании недрами, в состояние пригодное для их дальнейшего использования;

Б. Не обязан проводить никаких работ по восстановлению земель, нарушенных при пользовании недрами;

В. Частично проводит работы по благоустройству территории;

Г. Выполняет объем восстановительных работ по договоренности с органами местного самоуправления.

  1. Восстановительные земельные работы после окончания пользования недрами проводятся за счет:

А. Государства из средств специальных фондов;

Б. Недропользователя;

В. Субъекта РФ из средств соответствующего бюджета;

Г. Из бюджета органов местного самоуправления;

Д. Специального Ликвидационного фонда

  1. Лицензия на пользование недрами:

А. Должна регламентировать порядок и сроки подготовки проектов ликвидации и консервации горных выработок и рекультивации земель;

Б. Предусматривает только сроки рекультивации;

В. Не содержит правила ликвидации и консервации горных выработок и рекультивации земель;

Г. Оговаривает лишь порядок рекультивации.

  1. Порядок выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых устанавливается:

А. Министерством природных ресурсов;

Б. Федеральной службой по технологическому надзору;

В. Министерством промышленности и энергетики;

Г. Министерством экономического развития и торговли.

Система земельного права в конечном итоге обуславливается объективными факторами, и под их воздействием непрерывно изменяются ее элементы, их соотношение и взаимодействие, поэтому система земельного права, прежде всего, позволяет уяснить закономерности внутренней расстановки и группировки, функциональных взаимосвязей входящих в эту отрасль нормативных положений

Исходным элементом системы земельного права является правовая норма, состоящая из таких обязательных компонентов, как гипотеза, диспозиция и санкция

Земельно-правовая норма закрепляется в тексте закона или же, вытекает из смысла действующего законодательства. Содержит правило поведения установленное для субъектов земельных отношений, и направленное на многократное применение к повторяющимся ситуациям земельной сферы. Гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, позволяющие ее применение или реализацию. Такими условиями чаще всего выступают факты и события, имеющие юридическое значение. Диспозиция земельно-правовой нормы устанавливает характер, содержание и параметры поведения субъектов,

Санкция земельно-правовой нормы выражает меру ответственности, наказание за нарушение требований земельного законодательства, неблагоприятные последствия неправомерного поведения? субъектов земельных отношений именно санкция обеспечивает регулятивный эффект правовой нормы, отражает ее специфику, отличительную особенность от иных норм социального регулирования (нормы морали в сфере землепользования, традиции и обычаи земледельческих народов, групп и общин).

Элементы земельно-правовой нормы могут оказаться водном нормативно-правовом акте или его структурах: разделе, главе, статье, пункте. Однако, чаще всего они бывают разбросанными по нескольким нормативным актам, относящимся, иногда, к различным отраслям законодательства. Земельно-правовые нормы, регулирующие однородные виды или цельную общность земельных отношений объединяются в отдельный правовой институт. Так, например, нормы, призванные регулировать отношения, связанные с изъятием земель для государственных нужд, составляют правовой институт изъятия земель для государственных нужд. Нормы, определяющие гарантии, основания, условия и порядок возмещения, причиненного ущерба земле, образуют правовой институт возмещения ущерба земле.

Система земельного права в конечном итоге складывается из двух крупных компонентов -- общей и особенной частей.

Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельно-правового регулирования.

Институты общей части отличаются емким, сложным содержанием. Они, как правило, состоят из нескольких субинститутов (пединститутов), каждый из которых представляет собой относительно самостоятельный и достаточно целостный блок нормативных образований.

Например, институт права собственности на землю состоит из таких блоков, как право государственной собственности на землю и право частной собственности на землю; институт государственного управления земельным фондом включает субинституты: контроля за использованием и охраной земель; государственного земельного кадастра и землеустройства; государственной поддержки землеохранных мероприятий; разрешения земельных споров. Институт права землепользования проявляется через такие взаимосвязанные и в то же время существенно различающиеся нормативные блоки, как право государственного землепользования; право негосударственного землепользования; право постоянного или временного землепользования; право землепользования граждан или юридических лиц, и т.д.

Одни и те же нормы или нормативные массивы общей части могут входить одновременно в состав двух и более правовых институтов, Например, нормы о возмещении ущерба земле могут рассматриваться как элемент института государственного управления земельным фондом. если исходить из аспекта охраны земель, вместе с тем без них сложно представить институт защиты права собственности и иных вещных прав на землю. Таким образом, земельно-правовые нормы, их блоки в рамках двух и более правовых институтов могут взаимопроникать, дополнять друг друга, создавая тем самым нормативные предпосылки эффективного правового регулирования.

Нормы институтов общей части земельного права действуют напрямую, либо опосредованно - через нормы институтов особенной части.

Последними они конкретизируются, детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.

Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель.

В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты, определяющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса. Институты особенной части отражают специфику, особенности правового регулирования отношений управления, использования, и охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда.

Понятие земельное законодательство рассматривается в земельном праве в узком и широком значениях.

В узком смысле данный термин используется в ЗК РФ, в силу которого земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов (п. 1 ст. 2 ЗК РФ).

В науке и правоприменении данный термин используется в широком смысле - как совокупность всех нормативных правовых актов (как законов, так и подзаконных актов), регулирующих земельные отношения.

В соответствии с правилом о совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ) земельное законодательство состоит из федерального земельного законодательства и земельного законодательства субъектов РФ.

Названное положение Конституции РФ не исключает возможности установления в законодательстве положений об отнесении отдельных вопросов к исключительной компетенции Российской Федерации. Например, в силу п. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и поря док пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ст. 27 3К РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ и федеральными законами;В земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Отдельные вопросы ЗК РФ относит к компетенции субъектов РФ, в частности: установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения КФХ, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства (ст. 33); установление перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается (ст. 79); утверждение и изменение границ и правового режима пригородных зон, за исключением пригородных зон городов Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 86).

Земельные отношения регулируются комплексом нормативных актов. По мнению И. А. Иконицкой, в Российской Федерации общественные отношения, объектом которых является земля, регулируются двумя отраслями законодательства - земельным и гражданским . Специфика земельного законодательства заключается в том, что данная отрасль регулирует в комплексе отношения по использованию и охране земель. Совокупность специальных нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, образует земельное законодательство.

В части регулирования отношений использования и охраны земель как природного ресурса и природного объекта земельное законодательство является подотраслью природоресурсного законодательства, что предопределило закрепление в земельном законодательстве принципа приоритета охраны земель как природного ресурса по отношению к их хозяйственному использованию. Нормы, регулирующие земельные отношения, содержатся во всех актах природоресурсного законодательства. В Водном кодексе РФ (далее - ВдК РФ) такая норма закреплена ч. 4 ст. 8, которой установлено, что не допускается отчуждение прудов и обводненных карьеров без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, и что данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Нормы, определяющие режим собственности на лесные участки, содержатся в Лесном кодексе РФ (далее - ЛК РФ). Аналогичные нормы содержатся в других актах природоресурсного законодательства.

Вопрос о соотношении актов природоресурсного законодательства в части регулирования земельных отношений решен п. 2 ст. 3 ЗК РФ. Согласно ему к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, водное, лесное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране атмосферного воздуха, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Вопрос о соотношении земельного и гражданского законодательства не получил однозначного решения в законодательстве и остается дискуссионным в науке. С позиций общей теории права специальное законодательство обладает приоритетом по отношению к общему законодательству в случае, если специальное регулирование в отдельных сферах деятельности допускается общим законодательством.

Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. А в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Земельное законодательство является специальным по отношению к гражданскому законодательству в части регулирования ограничений гражданского оборота земельных участков и установления пределов реализации прав на земельные участки в целях обеспечения публичных интересов. Следовательно, земельное законодательство обладает приоритетом по отношению к гражданскому законодательству по вопросам, отнесенным к предмету специального регулирования.

  • См.: Иконицкая И. А. Современные тенденции развития законодательства о земле в Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 1. С. 70.