Судебная власть. Особенности судебной власти Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные дела и гражданские споры между отдельными гражданами

Система судебных органов и органов прокуратуры закреплена в Процессуальном кодексе 1942 г. с последующими изменениями. Вся страна разделена на судебные округа, в которых созданы низовые суды - тингсратт (сессионные суды). Определение судебных округов и структуры судов относится к компетенции правительства. Штатные судьи назначаются правительством, присяжные заседатели - собраниями городских и коммунальных уполномоченных сроком на 6 лет. Гражданские дела рассматриваются в составе не менее трех штатных судей, а уголовные - в составе судьи и жюри присяжных, в которое должно входить не менее пяти человек.

Более высокой инстанцией для общих низовых судов являются высшие суды - хофсратт (дословно - надворные суды; всего создано шесть таких судов). С одной стороны, они являются судами второй инстанции в отношении приговоров и решений сессионных судов, а с другой - рассматривают по первой инстанции уголовные дела в отношении судей сессионного суда, военного трибунала, судов по делам о банкротстве, судей по конкурсным делам и некоторым другим.

Судей высшего суда также назначает правительство, но присяжные заседатели избираются на 6 лет ландстингами и собранием уполномоченных города Стокгольма. По гражданским делам заседания проводятся в составе не менее четырех штатных судей, а по уголовным - в составе трех штатных судей и двух присяжных заседателей, кроме незначительных преступлений, дела по которым могут рассматриваться без присяжных заседателей.

Высшим в системе общих судов является Верховный суд Швеции, члены которого тоже назначаются правительством. Он выступает в качестве суда первой инстанции по делам о преступлениях высших должностных лиц государства.

Судьи несменяемы. Они уходят в отставку по достижении ими 70 лет. Досрочное освобождение с занимаемых постов возможно лишь в случае реорганизации судебной системы или совершения серьезных служебных проступков. В последнем случае дело возбуждает омбудсман. Он же выступает государственным обвинителем в Верховном суде по таким делам.

Помимо общих судов, осуществление правосудия возложено на систему административных судов. Их деятельность и компетенция определены Административно-процессуальным законом 1971 г. Они возглавляются Административным судом Швеции, члены которого назначаются правительством. Вместе с членами Верховного суда они образуют Законодательный совет - орган, созданный в целях дачи заключений, по просьбе правительства, на вносимые им в риксдаг законопроекты. Административный суд рассматривает жалобы государственных служащих на действия своих начальников, на решения сессионных и высших судов по административным делам, а также административных судов, существующих в ряде департаментов (по вопросам налогообложения, социального обеспечения, заработной платы и др.).

Особое место в системе судебных органов занимает Суд по трудовым конфликтам. Он образуется из представителей правительства, Объединения предпринимателей Швеции и Центрального объединения профсоюзов Швеции на паритетных началах и обеспечивает важную задачу - достижение сотрудничества между наемными работниками и предпринимателями.

Коротко о Швеции ü ü ü ü ü Государство в Сев. Европе на Скандинавском полуострове; Общая площадь: 450 000 км 2, 3 ья по величине страна в Зап. Европе; Столица: Стокгольм; Население: 9, 5 миллионов; Язык: шведский; (а также меньшинств: саамский, финский, идиш, цыганский); Государственный строй: конституционная монархия, парламентская демократия; Король - Карл XVI Густав. Парламент: риксдаг, однопалатный парламент, состоящий из 349 депутатов; Религия: 82% принадлежат к государственной евангелическо-лютеранской церкви; Средняя продолжительность жизни: мужчины - 79 лет, женщины - 83 года.

Судебная система Суды общей юрисдикции Суды специальной Административные суды юрисдикции Верховный суд Высший административный суд апелляционные суды (6) районные суды (50) апелляционные административные суды (4) по трудовым спорам по защите конкуренции по патентным спорам суды лена (23) по делам о недвижимости по делам об окружающей среде Высший миграционный суд миграционные суды (3)

Суды общей юрисдикции исковое производство – дела, связанные с денежными требованиями, толкованием договора, расторжением брака, содержанием детей; производство по уголовным делам – дела, связанные с рассмотрением и вынесением решений по преступлениям (например, торговля наркотиками, налоговые преступления, насильственные преступления); остальные вопросы – например, вопросы усыновления, раздела совместно нажитого имущества, опеки и попечительства. пересмотр решений районных судов из своего судебного округа, отвечают за пересмотр решений всех судов специальной юрисдикции Обжалования решений районных и апелляционных судов (с разрешения) р а й о н н ы е Апелляционные суды Верховный суд

Административные суды Суды лена: налоговые дела – обжалование решений Налоговой службы; дела по социальному страхованию (споры с Государственной страховой кассой о возмещении производственных травмах и увечьях или пособий родителям); дела по Закону о службе по социальному обеспечению – оспаривание решений о предоставлении соц пособий и дррешений, принимаемых органами по соц обеспечению; дела по Закону о специальных предписаниях в отношении опеки и попечительства над несовершеннолетними; дела о психиатрическом лечении; дела по Закону об установлении попечительства в отношении лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотическими средствами; дела, связанные с положением иностранцев и предоставлением гражданства, – оспаривание решений Миграционной службы; дела, связанные с проверкой решений органов МСУ на соответствие закону; остальные дела связаны с лишением водительских прав, разрешением на продажу алкоголя в ресторанах и т. д

Административные суды Рассмотрение обжалований решений суда лена (с разрешения) Проверка решений по делам, связанным с положением иностранцев и предоставлением гражданства налоговые споры дела, связанные с социальным страхованием выносят решения по делам, связанным с тайной (профессиональной, государственной) пересматривает решения, принятые апелляционными административными судами принятие решений по конкретным делам, которые будут являться руководящими предписаниями для судов может проверять на соответствие закону решения правительства (институт - «проверка на законность») А п е л л я ц и о н н ы В е ы с ш и й й с у д

Суды специальной юрисдикции 1. 2. обжалование решений районного суда (по трудовым спорам) Рассмотрение трудовых споров, 2 условия: Инициатива от профсоюзной организацией или объединения Суд работодателей или работодателем, который самостоятельно по заключил коллективный договор; трудовым дело должно касаться спора в отношении коллективного договора или спорам спора, предусмотренного Законом о правах рабочих, или спора между сторонами по коллективному договору, или спора, касающегося территории, где действует коллективный договор. Суд по защите конкуренц ии дела, когда необходимо установить правомерность различных форм деятельности соответствующих субъектов на рынке. обжалование решений Патентно-регистрационной службы по вопросам, касающимся патентов, товарных знаков и промышленных образцов, а также фирменных наименований и средств Суд по индивидуализации; патентным пересматривает решения Государственной службы по сельскому спорам хозяйству в отношении защиты прав на сорта растений; создает и развивает судебную практику, имеющую руководящий характер для исполнительных органов.

Порядок назначения на должность судей Районные суды Штатные судьи (назначаются правительством): председатели суда; старшие судьи Секретари – вопросы подготовки дел; ведут протокол судебного заседания; могут выносить решения по простым делам (небольшой штраф); v фискалы – референты Нештатные судьи: v асессоры – младшие судьи - проходят службу в соответствии со своим образованием. v присяжные заседатели - нет юридического образования. Являются выборными представителями населения и назначаются муниципальным советом. Полномочия: осуществление содействия в вынесении решения по различным вопросам. v v v

v v v v v Апелляционные суды штатные судьи: Председатель – президент апелляционного суда начальники коллегий апелляционных судов судьи асессоры – младшие судьи –апелляционного суда, фискалы – референты (подготовка доклада в отношении конкретного дела; проведение правовых исследований; ведение протоколов) секретари. Нештатные судьи: присяжные заседатели - назначаются советом ландстинга. В их должностные обязанности входит содействие правосудию, отправляемому апелляционными судами.

Верховный суд v Председатель – административный глава суда v судьи v референты v секретари v сотрудники канцелярии. v юристы-докладчики - референты (отвечают за подготовку к рассмотрению конкретного дела) v !! Судьи Верховного суда назначаются правительством.

v v v v Суды лена штатные судьи: председатели суда старшие судьи секретари судебного заседания, сотрудник-докладчик административный персонал В большинстве случаев - профессиональный судья и три присяжных заседателя, которые совместно разрешают дело. v Если рассмотрение решения органа местного самоуправления на соответствие закону профессиональный судья и 2 специальных представителя. v Если дело о налогообложении недвижимости профессиональный судья, два присяжных заседателя и специальный представитель-оценщик v Присяжные заседатели. Назначаются советом ландстинга и осуществляют содействие осуществлению правосудия судом лена. v

v v v v Апелляционные административные суды штатные судьи: Председатель - президент апелляционного административного суда главы коллегий судьи ассесоры юристы-докладчики административный персонал. В большинстве случаев достаточно трех судей для принятия решения по конкретному делу. В определенных случаях (например, в делах, связанных с социальным страхованием) в состав суда входят два присяжных заседателя, которые назначаются советом ландстинга лена.

Высший административный судьи Высшего административного суда - минимум 14 судей (В настоящий момент -19 человек) Председатель = глава секретарь - подготавливает и составляет доклад по конкретному делу; готовит предложения в отношении судебных решений (юрист, имеющим специальным судебно-процессуальным образование).


Королевство Швеция Государство в Северной Европе на Скандинавском полуострове. Отметим, что территория – 450 тыс. кв.км. Столица – г. Стокгольм. Население – 8,5 млн. чел. (1997 г.).. Официальный язык – шведский. Религия – 86% населения – протестанты-лютеране.


Централизованное шведское феодальное государство - королевство свеев возникло в X в. В гг. действовала Кальмарская уния – союз Дании, Норвегии и Швеции при господстве Дании. В 1523 г. Швеция восстановила государственную независимость. В 1527 г. проведена лютеранская реформация. В 1809 г. Швеция теряет Финляндию, но в 1814 г. получает Норвегию. В 1809 г. совершена верхушечная буржуазная революция, принята Конституция. В гг. учрежден бессословный цензовый двухпалатный парламент (Риксдаг). В 1905 г. расторгнут союз между Швецией и Норвегией. С 1995 г. Швеция – член ЕС..



Швеция – унитарное государство, состоящее из 21 округов (ленов). В ленах действуют органы местного самоуправления – ландстинги, избираемые населением на 3 года. Деятельность ландстингов контролируется губернаторами, кые представляют в ленах центральную власть. Губернаторы стоят во главе специальных административных бюро.. Государственный строй Швеции определен Конституцией 1974 г., кая состоит из 3 основных законов – о форме правления, о престолонаследии, о ϲʙ боде печати. По форме правления Швеция – конституционная парламентская монархия. Стоит сказать - политический режим – демократический.





Функции его как главы исполнительной власти принадлежат правительству и конституционно за ним закреплены. Решения, принятые правительством, не требуют подписи Короля, Король не присутствует на его заседаниях, наконец, он не обладает правом назначать и увольнять членов правительства, судей и высших чиновников.




Высшим органом государственной власти будет парламент Риксдаг, однопалатный представительный орган из 349 депутатов, избираемых на 3 года путем всеобщих выборов на базе пропорционального представительства. Конституция закрепляет за Риксдагом значительный объем прав. Право законодательствовать составляет исключительную прерогативу Риксдага, так как Конституция не предоставляет королю права вето. Правда, 7 гл.III Закона о форме правления предусматривает возможность передачи Риксдагом правительству права на издание постановлений по ряду вопросов, касающихся промышленности, торговли, транспорта, охраны жизни и здоровья людей, поддержания общественного порядка.




Швеция принадлежит к самостоятельной скандинавской ("северной") правовой семье, занимающей по ряду ϲʙ их черт промежуточное место между романо- германской и англо-американской системами. Основы современной правовой системы Швеции были заложены Законом Шведского государства (королевства) 1734 г. До го основными источниками права в стране служили сначала нормы обычного права, а затем и отдельные законодательные акты и собрания законов. Отметим, что территория страны никогда не находилась под иностранным господством, пойму развитие шведского права определялось внутренними потребностями страны и исключительно отчасти – влиянием иных правовых систем, например (в период Средневековья) римского права, и торговых обычаев городов-государств германского побережья Балтики. В XI-XII вв. в отдельных провинциях Швеции местные правовые обычаи заучивались "хранителями закона", кые время от времени торжественно оглашали их на собраниях ϲʙ бедных землевладельцев – "тингах". Начиная с XIII в. данные обычаи стали записываться, а в середине XIV в. на их основе, а также с учетом норм торгового и канонического права, заимствованных из иных правовых систем, были подготовлены, а затем изданы королем Магнусом Эриксоном общенациональные, но раздельные для сельских районов и городских поселков кодексы законов. Эти кодексы представляли собой собрания наиболее часто применяемых правовых положений. Стоит заметить, что они содействовали укреплению единства шведского государства и на протяжении почти 4 веков были основными источниками права: развитие законодательства осуществлялось, главным образом, путем внесения в них изменений и дополнений либо публикации их пересмотренных изданий.


С точки зрения юридической техники Закон 1734 г. был, как отмечают шведские исследователи, далек от совершенства: он отличался казуистичностью формулировок, отсутствием необходимых общих определений, не был строго систематизирован, содержал немало пробелов даже применительно к потребностям того времени, когда он был составлен. При этом, будучи достаточно широкой кодификацией (в м смысле Швеция опередила многие другие европейские государства), Закон 1734 г. стал основой развития шведского (как и финского) права на последующие столетия. И поныне он формально признается центральным действующим актом шведского законодательства.


Попытки создания нового ϲʙ да законов, кий заменил бы собой Закон 1734 г., предпринимались исключительно в начале XIX в. после конституционных изменений 1809 г., но ни к чему не привели и долгое время не возобновлялись. Ныне ставится вопрос о постепенной замене отдельных его частей (всех без исключения) кодексами вместо создания нового ϲʙ да законов. К настоящему времени большинство первоначально изданных норм Закона 1734 г. заменено более поздними законодательными положениями, а все важнейшие отрасли права регулируются либо кодексами, либо крупными актами, изданными в XX в.


Важно знать, что большую роль в толковании норм действующего шведского законодательства играют материалы подготовки новых кодексов и других крупных законодательных актов: доклады комиссий, готовивших законопроекты, заключения Законодательного совета, состоящего из членов Верховного суда (3) и Верховного административного суда (1), заключения постоянных комиссий Риксдага и др.


Гражданское и смежные с ним отрасли права В системе шведского законодательства никогда не было единого гражданского кодекса, а нормы одного из разделов Закона 1734 г., посвященного вопросам торгового права, ныне почти полностью утратили силу. В сфере гражданского и торгового права важную роль играют Закон о продаже товаров 1905 г., почти совпадающий с аналогичным датским и норвежским законодательством, и Закон о договорах и иных юридических сделках 1915 г. Стоит заметить, что они регулируют как вопросы заключения договоров (форма, представительство сторон и др.), так и последствия их невыполнения. Серьезным дополнением к ним служат законы, принятые в 1971 г., – о запрещении договоров с ненадлежащими условиями и о продаже товаров потребителям. Оба они направлены на то, ɥ бы оградить рядовых граждан от произвола крупных корпораций.


Отношения земельной собственности регулируются в действующем шведском праве Законом о недвижимом имуществе 1970 г., допускающим известные ограничения прав собственников в интересах охраны природы, а также территориального (в особенности городского) планирования. Меры по охране окружающей среды, в том числе связанные с добычей полезных ископаемых, изменением гидрологических условий, использованием пестицидов и других химических и биологических веществ, стали в Швеции самостоятельной и весьма значимой отраслью законодательства. Не менее важны законы об акционерных обществах 1975 г. и о торговых компаниях и партнерстве 1980 г.


Уголовное право Нормы уголовного права, содержавшиеся в Законе 1734 г., действовали в Швеции до 1864 г., когда был издан новый Уголовный кодекс. Стоит заметить, что он составлен под известным влиянием уголовных кодексов австрийского 1803 г., баварского 1813 г. и прусского 1851 г. и в целом отразил идеи классической школы уголовного права. УК 1864 г. содержал достаточно четкие признаки отдельных преступлений и предусматривал весьма узкие пределы судейского усмотрения при назначении наказаний. Кодекс действовал ровно столетие – с 1 января 1865 г. по 1 января 1965 г., когда вступил в силу нынешний Уголовный кодекс 1962 г. В нем нашли отражение идеи "новой социальной защиты"буржуазно- либерального движения в уголовной политике, охватившего многие западноевропейские страны после Второй мировой войны, а также реформаторские подходы и концепции шведских социал-демократов, по большей части находившихся у власти в период подготовки проекта кодекса (гг.)..


Кодекс будет оригинальным правовым документом с нестандартным расположением материала. После кратких Общих положений следует раздел "О преступлениях", где описаны составы отдельных посягательств, затем там же – вопросы ответственности за покушение, приготовление и соучастие, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, и, наконец, в заключительном разделе – санкции и принципы их назначения. УК 1962 г. предусматривает относительно небольшие санкции за большинство преступлений; кроме того, он требует прибегать к лишению ϲʙ боды несовершеннолетних и молодых людей исключительно в исключительных случаях. Согласно Кодексу тяжесть преступления должна учитываться только при назначении собственно наказания, т.е. лишения ϲʙ боды и штрафа, все же иные меры воздействия (в частности, условное осуждение в различных формах) следует применять с учетом прежде всего особенностей личности правонарушителя. Штрафы должны назначаться либо в денежных суммах, либо в так называемых дневных ставках с учетом имущественного положения осужденного. УК 1962 г. предусмотрел интернирование опасных рецидивистов в специальные учреждения, откуда они могут быть выпущены по решению надзорной комиссии. С момента вступления в силу УК 1962 г. много раз изменялся и дополнялся (нормами об условном осуждении и др.)..


Содержание УК 1962 г. охватывает исключительно основные категории преступлений. Ответственность за автотранспортные преступления, контрабанду, распространение наркотиков, нарушения налогового законодательства и меры по борьбе с иностранными террористическими группами предусмотрены в дополнительных уголовных законах либо в актах общего характера (например, в Законе об иностранцах 1980 г.). Не стоит забывать, что важными дополнениями к УК 1962 г. служат также законы об отбывании наказания в местах лишения ϲʙ боды и об исполнении штрафов, изданные в 1964 г. (с последующими изменениями).. Смертная казнь за преступления, совершаемые в мирное время, была отменена в 1921 г., а окончательно как вид наказания – в 1972 г. Последний смертный приговор приведен в исполнение в 1910 г.


Судебная система. Органы контроля Систему общих судов в Швеции с 1789 г. возглавляет Верховный суд. Стоит заметить, что он состоит из не менее чем 22 членов (советников юстиции), 1 из кых правительство назначает председателем. В Верховном суде действуют 3 отделения, где дела рассматриваются в составе 5-7 членов суда.


Основная его функция – рассмотрение жалоб на приговоры и решения апелляционных судов (так называемый пересмотр судебных решений). Верховный суд может принять жалобы и по вопросам права, и в связи с неправильной оценкой фактических обстоятельств дела, в т.ч. доказательств.. При этом само право на обжалование в Верховный суд весьма ограничено: вопрос о принятии той или иной жалобы к разбирательству решается коллегией из 3 судей (иногда – 1 судьей) по их усмотрению, а те отбирают исключительно дела, значение кых существенно для судебной практики в целом. В качестве суда первой инстанции Верховный суд рассматривает дела об ответственности за должностные преступления министров и других высших должностных лиц. В случаях, когда речь идет о правовых принципах или толковании закона, дела по представлению отделений рассматривает пленарное заседание Верховного суда. Его решения определяющим образом влияют на правоприменительную деятельность судов и официальных учреждений.


6 апелляционных судов (ϲʙϲʙ енно числу округов, охватывающих в совокупности всю территорию страны) имеют по 2 или более отделений и включают каждый: председателя, одного или нескольких лагманов (председательствующих в составах суда) и родманов (членов суда). В составе 4-5 судей данные суды слушают апелляционные жалобы на приговоры и решения, вынесенные нижестоящими судами по уголовным и гражданским делам, предпринимая, по существу, новое судебное разбирательство с привлечением при необходимости даже новых доказательств (в Швеции обжалуется обычно не более 5% приговоров и решений нижестоящих судов). Стоит заметить, что они же в качестве суда первой инстанции рассматривают некые категории уголовных дел. В случае если при м обвиняемому грозит наказание более строгое, чем штраф, то суд заседает в составе 3-4 штатных судей и 2-3 заседателей (асессоров).Предварительная подготовка дела, подлежащего рассмотрению в апелляционном суде, может быть поручена штатному судье или служащему суда..


Окружные суды (их в стране около 100), часто называемые сессионными, пришли на смену существовавшим до 1971 г. сельским и городским судам, весьма различавшимся по составу и полномочиям Верховный административный суд (в Стокгольме, основан в 1909 г.), состоящий из 21 судьи и по ϲʙ им функциям, структуре и организации деятельности аналогичный Верховному суду Швеции Апелляционные административные суды (их 4) также напоминают общие апелляционные суды. Стоит заметить, что они рассматривают жалобы на решения нижестоящих административных судов, а также слушают по первой инстанции жалобы на решения административных органов по вопросам заработной платы служащих, социального обеспечения и др. Конкретные дела слушаются составом из 3-4 штатных судей, а в некых случаях – 3 судей и 2 заседателей. Имеется также Налоговый апелляционный суд.


На основании Закона об арбитрах 1929 г. каждая из сторон назначает ϲʙ его арбитра, а те выбирают третьего. Решение арбитров окончательно, но по некым формальным основаниям может быть обжаловано в общие суды. В Швеции имеется развитая система учреждений административной юстиции, рассматривающих жалобы на действия государственных и муниципальных учреждений (однако споры по договорам, заключенным властями с частными лицами или компаниями, а также иски из причинения вреда, предъявленные властям, подлежат разбирательству в общих судах). Их деятельность регулируется Административно-процессуальным кодексом 1971 г. Возглавляет эту систему Верховный административный суд (в Стокгольме, основан в 1909 г.), состоящий из 21 судьи и по ϲʙ им функциям, структуре и организации деятельности аналогичный Верховному суду Швеции. Стоит заметить, что он занят главным образом рассмотрением жалоб на решения, вынесенные нижестоящими апелляционными административными судами, но только в тех случаях, когда ϲʙϲʙ ующая коллегия сочтет такое рассмотрение целесообразным. Некые категории жалоб, обращенных в органы административной юстиции, рассматриваются Верховным административным судом по первой инстанции..


Низшее звено ϶й системы административный суд лена (лентрадиционная административно- территориальная единица). Дела в нем слушает 1 штатный судья с участием 3 заседателей. В компетенцию го суда входит разбирательство споров по налоговому обложению, о лишении водительских прав, о наложении ареста на имущество, о принудительной передаче детей от одного из родителей другому и т.д. Административный суд лена может рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних, о принятии мер к алкоголикам и наркоманам..


Расследование подавляющего числа дел об уголовных преступлениях ведет полиция, наиболее серьезных дел – прокуратура. Поддерживает обвинение в суде государственный обвинитель (прокурор). Стоит заметить, что он вправе отказаться от судебного преследования, даже если речь идет о серьезном преступлении, либо вместо передачи дела в суд предложить обвиняемому уплатить предусмотренный законом штраф, чем признать себя виновным. Правами на прекращение уголовного дела, в т.ч. с уплатой штрафа, обладает и полиция. Поддерживают обвинение по уголовным делам в судах низшей инстанциитрадиционно окружные прокуроры, в апелляционных судах – прокуроры ленов, в Верховном суде – генеральный прокурор (он состоит при Верховном суде, но осуществляет общий контроль за деятельностью прокуроров всех рангов и их помощников).. Интересы сторон в гражданском процессе, обвиняемого и потерпевшего в уголовном процессе могут (но не обязательно) представлять адвокаты. Выступать в суде в м качестве вправе только члены Шведской ассоциации адвокатов, принятые в нее после 5 лет практической юридической работы и сдачи ϲʙϲʙ ующих экзаменов. Значительное число жителей Швеции имеет право на бесплатную либо частично оплачиваемую юридическую помощь, в т.ч. со стороны государственного защитника по уголовному делу. Исключая выше сказанное, многие из них застрахованы на случай расходов по судебным делам.



Система общей юрисдикции в Швеции возглавляется Верховным судом. Он является высшей кассационной инстанцией страны. Закон относит к его ведомству также дела, связанные с обвинениями министров и высших должностных лиц в совершении уголовных преступлений. Судом второй инстанции является надворный суд. Всего в Швеции таких судов 6 — по одному на каждый округ. Судом низшей инстанции является сессионный суд. В Швеции насчитывается 96 таких судов — по одному на каждый судебный участок.

К специальным судам в Швеции относят военные трибуналы, суды по трудовым спорам, коммерческие арбитражи и административную юстицию, которая играет наиболее важную роль в обеспечении законности в деле управления.

Высший административный суд — высшая инстанция административной юстиции. Судом второй инстанции, подчиняющейся Высшему административному суду, является камеральный суд. Всего камеральных судов 4 (по одному на каждый округ). Суды первой, самой низшей, инстанции — суды ленов и межкоммунальный налоговый суд. Высший административный суд рассматривает жалобы на решения нижестоящих административных судов. Риксдаг может отнести к его ведомству специальные категории дел.

Судьи назначаются на свои посты премьер-министром и правительством; также к системе правосудия Швеции относятся канцлер юстиции и государственный прокурор.

Помимо существующего кодекса законов в Швеции при осуществлении правосудия принимается во внимание обычное право. В конституции страны отдельно оговаривается недопустимость воздействия на деятельность суда со стороны других ветвей власти.

Судебная власть Швеции

Районные суды являются судами первой инстанции. В настоящий момент существует 50 районных судов в Швеции. Свою деятельность они осуществляют на территориальной основе: рассматривают дела, исходящие из коммун, которые составляют соответствующий судебный округ.

В состав районных судов входят штатные судьи (ordinarie domare): председатели суда (lagman), старшие судьи (chefsrеdman) и судьи (rеdman). Штатные судьи назначаются правительством. Также в состав суда входят секретари районного суда (tings notarie), фискалы - референты (fiskal) и асессоры - младшие судьи (assessor). Они являются младшими, нештатными судьями и проходят службу в районном суде в соответствии со своим образованием. Секретари часто занимаются вопросами подготовки дел, ведут протокол судебного заседания. Однако они могут выносить решения по простым делам (например, по делам, связанным с наложением небольшого штрафа). Фискалы и асессоры имеют такие же должностные полномочия, как и штатные судья. С районными судами ассоциированы присяжные заседатели (nдmdeman). Присяжные не являются профессиональными судьями (lekman), т.е. у них нет юридического образования, и они ведут свою профессиональную деятельность в другой сфере. Присяжные являются выборными представителями населения и назначаются муниципальным советом. В их полномочия входит осуществление содействия в вынесении решения по различным вопросам Андерсон И. История Швеции. - М., 2011. - с. 73. .

Суды по делам о недвижимости занимаются рассмотрением дел, связанным установлением права собственности, экспроприации, правом бессрочной аренды земельного участка и другими вопросами. В каждом лене находится минимум один суд по делам о недвижимости. Вопросы аренды рассматриваются специальным подразделением суда по таким делам (arrendenдmnden).

Суды по делам об окружающей среде являются судами специальной юрисдикции, которые рассматривают вопросы, связанные с охраной окружающей среды, а также водными ресурсами. Региональные суды по делам об окружающей среде являются частью районных судов. Региональные суды по делам об окружающей среде находятся в Умео, Эстерсунде, Наке, Венесборге и Вакшо. Служащие этих судов делятся на профессиональных судей (juristdomare), специалистов по вопросам окружающей среды (miljцrеd) и юристов, занимающихся подготовкой дела к рассмотрению (beredningsjurist). При рассмотрении дела в состав суда входят профессиональный судья, специалист по вопросам окружающей среды, который имеет техническое или естественнонаучное образование, а также опыт в области охраны окружающей среды, а также два компетентных представителей (sakkunnig ledamot), которые имеют опыт работы в коммунальной сфере или сфере промышленности, а также официальный опыт работы в сфере природоохраны. Решения судов по делам об окружающей среде могут быть обжалованы в Высший суд по делам об окружающей среде (Miljццverdomstol), который находится при апелляционном суде Свеа (Svea hovrдtt). Он является судом последней инстанции для тех дел, которые были рассмотрены в региональных судах по делам об окружающей среде в первой инстанции Тимашкова О. Шведская социал-демократия у власти. - М., 2012. - с. 37..

В большинстве случаев решения, вынесенные районным судом, могут быть обжалованы в апелляционный суд, однако иногда необходимо получить разрешение на пересмотр решения (prцvningstillstеnd), чтобы апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу.

В Швеции насчитывается шесть апелляционных судов: апелляционный суд Свеа в Стокгольме, апелляционный суд Йота в Йончопинге, апелляционный суд Сконе и Блекинге в Мальмё, апелляционный суд Западной Швеции в Гетеборге, апелляционный суд Нижнего Норррланда в Сундсвалле и апелляционный суд Верхнего Норрланда в Умео. Апелляционные суды отправляют правосудие на территориальной основе - в отношении судебных округов. Величина таких округов различается от пяти районных судов до двадцати (например, это имеет место в крупнейшем апелляционном суде Свеа).

В состав апелляционных судов входят штатные судьи: начальники коллегий апелляционных судов (hovrдttslagman) и судьи (hovrдttsrеd). При апелляционных судах также работают асессоры - младшие судьи - апелляционного суда (hovrдttsassessor), фискалы - референты - апелляционного суда (hovrдttsfiscal) и секретари апелляционного суда (hovrдttssekreterare). Председателем апелляционного суда является президент апелляционного суда (hovrдttspresident). Каждый апелляционный суд имеет несколько коллегий, которые возглавляются начальником коллегии или президентом апелляционного суда. Эти лица также являются старшими судьями. Судьи и асессоры апелляционного суда работают также в качестве судей, тогда как фискалы апелляционного суда занимаются подготовкой доклада в отношении конкретного дела, проведением правовых исследований, а также ведением протоколов. С апелляционными судами связаны присяжные заседатели. Они назначаются советом ландстинга, и в их должностные обязанности входит содействие правосудию, отправляемому апелляционными судами.

Апелляционный суд Свеа, помимо своих штатных апелляционных функций по пересмотру решений районных судов из своего судебного округа, отвечает за пересмотр решений всех судов специальной юрисдикции. Как уже было сказано, при нем ведут свою деятельность Высший суд по делам об окружающей среде.

Решения районных и апелляционных судов могут быть обжалованы в Верховный суд. Однако не все жалобы могут быть приняты к рассмотрению Верховным судом. Для того чтобы дело было рассмотрено Верховным судом, необходимо получить разрешение на пересмотр решения. Оно выдается самим Верховным судом по тем делам, когда важно принять к рассмотрению решение, которое может стать руководящим для районных и апелляционных судов. Если сторона по делу считает, что апелляционный суд неправильно разрешил дело, это не служит основанием для выдачи разрешения на пересмотр решения. На практике это означает, что апелляционные суды являются последней инстанцией для большинства дел.

Верховный суд находится в Стокгольме. В его состав входят судьи (justitierеd), референты (revisionssekreterare), секретари Верховного суда (domstolssekreterare) и сотрудники канцелярии. Судьи Верховного суда назначаются правительством. Один из судей является председателем и административным главой Верховного суда. Помимо них, в Верховном суде работают юристы-докладчики, которые являются референтами Верховного суда и отвечают за подготовку к рассмотрению конкретного дела. В Верховном суде также имеется глава канцелярии (kanslichef), который отвечает за весь персонал, исключая судей (например, секретари судебного заседания, бухгалтеры, специалисты по кадровым вопросам, библиотекари, архивариусы и др.).

Как было отмечено выше, административные суды состоят из судов лена, апелляционных административных судов и Высшего административного суда.

Суд лена является судом первой инстанции в системе административных судов, который занимается рассмотрением споров между частными лицами и властями. Это может касаться, например, налоговых споров, вопросов, связанных с положением иностранцев, вопросы о предоставлении гражданства, споры с органами местного самоуправления и органами по социальному обеспечению. Суды лена также занимаются рассмотрением некоторых видов заявлений, например, установлением опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних или лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотическими средствами.

В Швеции насчитывается 23 суда ленов, и каждый суд имеет определенный лен в качестве своего судебного округа. В состав судов лена входят штатных судьи: председатели суда (lagman), старших судей (chefsrеdman) и судей (rеdman). Так же как и в районных судах, судьи судов ленов назначаются правительством. При судах лена работают секретари судебного заседания (notarie), сотрудник-докладчик (fцredragande handlдggare) и административный персонал. Состав суда лена различается в зависимости от дел, которые рассматриваются. В большинстве случаев в состав суда входят профессиональный судья и три присяжных заседателя, которые совместно разрешают дело. Если речь идет о рассмотрении решения органа местного самоуправления на соответствие закону, то суд будет состоять из профессионального судьи и двух специальных представителей. Если дело затрагивает вопросы налогообложения недвижимости, то в состав суда лена входят профессиональный судья, два присяжных заседателя и специальный представитель-оценщик (vдrderingsteknisk ledamot). С судами лена связаны также присяжные заседатели. Они назначаются советом ландстинга и осуществляют содействие осуществлению правосудия судом лена.

В рамках судов лена существуют суды специальной юрисдикции - миграционные суды (migrationsdomstol). Как уже было сказано, в Швеции имеется три миграционных суда - в Стокгольме, Сконе и Гетеборге. Они занимаются рассмотрением жалоб на решение Миграционной службы. Решения миграционного суда может быть также обжаловано в Высший миграционный суд (Migrationsцverdomstol), который является судом последней инстанции, и его решения являются руководящими для Миграционной службы и миграционных судов. Высший миграционный суд осуществляет свою деятельность при апелляционном административном суде Стокгольма.

Решение суда лена может быть обжаловано в апелляционный административный суд. Для этого, как и в судах общей юрисдикции, стороне необходимо получить разрешение на обжалование. Оно выдается при наличии оснований, когда требуется изменить решение суда лена или дать руководящие указания для разрешения схожих дел. По налоговым делам и делам, связанным с установлением опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних, лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотическими средствами, а также психически больных лиц, получения разрешения на обжалование не требуется.

В Швеции существует четыре апелляционных административных суда (в Гетеборге, Йончёпинге, Стокгольме и Сундсвалле), каждый из которых осуществляет свои полномочия в отношении пяти-семи судов лена. Судебные решения по делам, связанным с положением иностранцев и предоставлением гражданства, проверяются апелляционным административным судом Стокгольма - Высшим миграционным судом.

В системе апелляционных административных судов проходят службу штатные судья - главы коллегий (kammarrдttslagman) и судья (kammarrдttsrеd). В этих судах работают ассесоры (kammarrдttsassessorer), фискалы (kammarrдttsfiskaler), юристы-докладчики (fцredragande jurister) и административный персонал. Председателем апелляционного административного суда является президент апелляционного административного суда (Kammarrдttspresident). Состав апелляционного административного суда различается в зависимости от категории рассматриваемого дела. Вопрос о выдаче разрешения на обжалование решается двумя судьями. В большинстве случаев достаточно трех судей для принятия решения по конкретному делу. В определенных случаях (например, в делах, связанных с социальным страхованием) в состав суда входят два присяжных заседателя, которые назначаются советом ландстинга лена.

Апелляционный административный суд обычно рассматривает налоговые споры или дела, связанные с социальным страхованием. В качестве суда первой инстанции апелляционный административный суд выносит решение по делам, связанным с тайной, как государственной, так и профессиональной.

Высший административный суд является судом высшей инстанции для всех административных судов и пересматривает решения, принятые апелляционными административными судами. Одной из важнейших задач Высшего административного суда является принятие решений по конкретным делам, которые будут являться руководящими предписаниями для судов. Для принятия к рассмотрению Высшим административным судом дела необходимо также получить разрешение на обжалование.

Высший административный суд находится в Стокгольме. Представителями Высшего административного суда являются судьи Высшего административного суда (regeringsrеd). По закону Высший административный суд состоит минимум из 14 судей. В настоящий момент количество судей составляет 19 человек. Один из судей Высшего административного суда также является его председателем и главой (ordfцrande och chef). В осуществлении своих полномочий судье Высшего административного суда помогает секретарь (regeringsrдttssekreterare), который подготавливает и составляет доклад по конкретному делу, а также готовит предложения в отношении судебных решений. Секретарь Высшего административного суда является юристом, имеющим специальным судебно-процессуальным образование. Обычно Высший административный суд разрешает налоговые споры, а также дела, связанные с социальным обеспечением. В определенных случаях Высший административный суд может проверять на соответствие закону решения правительства. Этот институт называется «проверкой на законность» (rдttsprцvning).

В Швеции к судам специальной юрисдикции относятся Суд по трудовым спорам, Суд по защите конкуренции и Суд по патентным спорам.

Суд по трудовым спорам является судом специальной юрисдикции по рассмотрению трудовых споров. Определенная категория дел может направляться в Суд по трудовым спорам непосредственно. В таких случаях Суд по трудовым спорам является первой и единственной инстанцией. Если сторона по делу не согласна с решением районного суда, такое решение может быть обжаловано в Суд по трудовым спорам. В обоих случаях решение Суда по трудовым спорам является окончательным и, следовательно, не может быть обжаловано. Судьи Суда по трудовым спорам назначаются правительством. Процедура рассмотрения споров в Суде аналогична процедуре судов общей юрисдикции.

Для того чтобы спор рассматривался в Суде по трудовым спорам, необходимо наличие двух условий. Производство должно быть инициировано профсоюзной организацией или объединением работодателей или работодателем, который самостоятельно заключил коллективный договор. Помимо этого, дело должно касаться спора в отношении коллективного договора или спора, предусмотренного Законом о правах рабочих (например, спор о праве на объединение), или спора между сторонами по коллективному договору, или спора, касающегося территории, где действует коллективный договор. По другой категории споров производство начинается в районном суде. Это относится к тем случаям, рабочий не является членом профсоюза или не имеет поддержки профсоюза. То же действует в отношении работодателя, который не имеет поддержки объединения работодателей.

Суд по защите конкуренции рассматривает дела, когда необходимо установить правомерность различных форм деятельности соответствующих субъектов на рынке. Суд по защите конкуренции состоит из председателя (ordfцrande), заместителя председателя (vice ordfцrande) и пяти специальных представителей - судей (sдrskild ledamot). Председатель, его заместитель, а также один из специальных представителей являются юристами, имеющими судейский опыт. Остальные специальные представители являются экономическими экспертами. Штатные судьи имеют замещающих лиц. Судьи и замещающие лица назначаются правительством. Кворум Суда считается соблюденным, если на заседании присутствует председатель и три судьи. Председатель Суда по защите конкуренции осуществляет свои функции на постоянной основе, остальные судьи - по совместительству. Младшие юристы (yngre jurist) и секретари (sekreterare) занимаются подготовкой и составлением доклада по конкретному делу.

Производство в Суде по защите конкуренции подчиняется правилам процесса в судах общей юрисдикции по исковым делам. Решение Суда не может быть обжаловано или пересмотрено.

Суд по патентным спорам является судом специальной юрисдикции по обжалованию решений Патентно-регистрационной службы по вопросам, касающимся патентов, товарных знаков и промышленных образцов, а также фирменных наименований и средств индивидуализации. Суд по патентным спорам также пересматривает решения Государственной службы по сельскому хозяйству в отношении защиты прав на сорта растений.

Суд по патентным спорам состоит из профессиональных судей, имеющих юридическое образование (lagfaren (juridiskt utbildad) domare), и судей, являющихся экспертами в определенной области техники (tekniskt kunniga domare). В настоящий момент в Суде по патентным спорам работает пять профессиональных судей и пять судей-специалистов в определенной области техники, называемых экспертами по патентным вопросам (patentrдttsrеd). Все судьи, кроме председателя Суда, отвечают за подготовку и составление доклада в отношении конкретного дела. Профессиональные судьи отвечают за подготовку дел, касающихся в основном правовых вопросов (например, о лучших правовых основаниях на изобретение, в отношении которого испрашивается патентная защита), а судьи-специалисты - дел, касающихся главным образом технических вопросов (например, новизны и технического уровня).