Финансовое право. Понятие финансов и финансовой деятельности

Финансовое право, экзамен

Понятие финансов и финансовой деятельности. Основные принципы финансовой деятельности государства.

Рыночная экономика при всём разнообразии её моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.

Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы.

В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

Экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

Фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы – это совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства и или организации предприятия, а также система их формирования, распределения контролирования и использования.

Принципы финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость .

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы финансовой деятельности. Правовые формы финансовой деятельности.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами.

Разнообразие методов финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:

Методы собирания денежных средств;

Методы их распределения и использования.

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты - налоговый метод - метод установления налогов.

В отличие от налогового метода, которому свойствен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности.

Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Правовые формы финансовой деятельности

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на: а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства; б) подзаконные.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Министерство финансов как участник финансовой деятельности.

Министе́рство фина́нсов Росси́йской Федера́ции (Минфин России ) - федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации.

Минфин осуществляет правовое регулирование в следующих областях:

· финансы;

· бюджетная, налоговая, страховая, валютная и банковская деятельность;

· организация составления и исполнения федерального бюджета;

· межбюджетные отношения;

· кредитная кооперация;

· микрофинансовая деятельность;

· финансовые рынки;

· рынок ценных бумаг;

· государственный долг;

· аудиторская деятельность;

· бухгалтерский учёт и бухгалтерская отчётность;

· производство, переработка и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней;

· таможенные платежи и определение таможенной стоимости товаров;

· таможенно-тарифное регулирование;

· формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, в том числе включённых в выплатной резерв;

· организация и проведение лотерей, азартных игр;

· производство и оборот защищённой полиграфической продукции;

· финансовое обеспечение государственной службы;

· инвестирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы;

· государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации);

· государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бюро кредитных историй.

Полномочия Федеральной службы финансового – бюджетного надзора в сфере финансового контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор ) - российский федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов. Осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определённых законом «Об аудиторской деятельности».

Служба осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и выполняет роль органа валютного контроля.

Проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средствгосударственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории России и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов федерации.

Также в функции службы входит проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, осуществление надзора за исполнением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Служба осуществляет контроль за соответствием проводимых в резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций) валютных операций на соответствие законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля; совместно с агентами валютного контроля, правоохранительными, контролирующими органами исполнительной власти проводит проверки полноты и правильности учёта и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в рублях.

В ведении службы также находится задача организации, формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Росфиннадзор имеет право:

· проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

· направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

· осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

· заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

· осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций и др.

Полномочия Федерального казначейства РФ в сфере финансового контроля.

Федеральное казначейство (Казначейство России) - федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Было создано указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлениемПравительства России от 27 августа 1993 года № 864.

Положение о Федеральном казначействе утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе». В состав ведомства входит 84 территориальных органа.

С 1 января 2005 года Федеральное казначейство выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации с преобразованием в федеральную службу, подведомственную Минфину России.

Центральный аппарат (первый уровень):

· Управление бюджетного учёта и отчётности;

· Управление обеспечения исполнения федерального бюджета;

· Управление финансово-бюджетных операций;

· Управление совершенствования функциональной деятельности;

· Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности;

· Административное управление;

· Управление финансовых технологий;

· Финансовое управление;

· Юридическое управление;

· Управление информационных систем;

· Управление режима секретности и безопасности информации;

· Управление развития бюджетных платежей;

· Управление систематизации и классификации информации в социально-экономической области;

· Управление интегрированных информационных систем государственных финансов.

Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства - второй уровень - территориальный орган, располагается в Москве

Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федераций - второй уровень - территориальные органы, располагаются в административных центрах субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703 закрепляет за федеральным казначейством России следующие полномочия :

· доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

· ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

· открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

· открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

· ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

· ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

· составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

· получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

· осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

· осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

· осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

· осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

· осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

· обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;

· осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;

· обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

· обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

· обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;

· осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Федеральном казначействе;

· организует дополнительное профессиональное образование работников Федерального казначейства;

· осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;

· взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

· в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

· ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;

· осуществляет межведомственную координацию деятельности в сфере систематизации и кодирования технико-экономической и социально-экономической информации в социально-экономической области;

· осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Понятие, роль и виды бюджетов. Бюджетное устройство Российской Федерации.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ);

Как правовой акт бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджетные средства предназначены для:

Функционирования органов государственного управления;

Осуществления международной деятельности государства, в том числе реализация международных договоров, возврат и предоставление кредитов, выполнение международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурные и информационные связи;

Национальной обороны;

Правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;

Функционирования федеральной судебной системы;

Фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;

Развития промышленности, энергетики и строительства;

Развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;

Предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения;

Осуществления социальной политики и т. д.

Вся финансовая система государства функционирует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет, на решение каких задач направлено внимание государства в определенный промежуток времени. Именно бюджетом определяется экономическая политика страны.

Виды бюджетов

Бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 года (в ред. от 24 июля 2008 года) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ. 1. Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса).

Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа.

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики и бюджетов районов, республиканских городов республики.

Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета края и бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.

Консолидированный бюджет области включает в себя областной бюджет области и бюджеты районов, "областных городов, расположенных на территории области.

Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района.

Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

Региональный бюджет (бюджет субъекта Российской Федерации) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджетное законодательство вводит такие понятия, как «минимальные государственные социальные стандарты» и «минимальная бюджетная обеспеченность».

Минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

По всему материальному содержанию бюджет - это государственный централизованный фонд денежных средств.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия - федеральное государство, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов РФ и местных бюджетов. Бюджетная система РФ - часть финансовой системы России.

Стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс состоит из пяти стадий:

Составление проекта бюджета;

Рассмотрение проекта бюджета,

Утверждение бюджета;

Исполнение бюджета;

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета.

В определенные сроки составляются: прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Правительство РФ одновременно с организацией работы по составлению федерального бюджета организует работу по доведению в определенные сроки до представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных) или их изменениях.

Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации в установленные их представительными органами власти сроки, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов, в том числе социальные и финансовые нормы и нормативы или их изменения, включая нормы и нормативы, утвержденные вышестоящим органом представительной власти.

В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов федерации соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган (исполнительные органы власти субъектов федерации - в Правительство РФ) необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.

Как свидетельствует практика последних лет, рассмотрение проекта федерального бюджета представительным органом России вызывает большое количество осложнений. Поэтому законодатель пошел по пути детальной регламентации порядка (технологии) и сроков рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете на каждый конкретный год.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной Думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность утверждения проекта федерального бюджета на соответствующий год после четырех чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета на соответствующий год рассматривается на пленарном заседании Государственной Думы для голосования в целом. Принятый Государственной Думой Федеральный закон «О федеральном бюджете на соответствующий год» в соответствии со статьями 105 и 107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

В случае непринятия проекта Федерального закона «О Федеральном бюджете на конкретный год» до 1 января конкретного года федеральные органы исполнительной власти имеют право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере одной трети фактически произведенных расходов за IV квартал предшествующего года до принятия Федерального закона «О Федеральном бюджете на предстоящий год».

Государственная Дума также может принять Федеральный закон «О финансировании расходов из Федерального бюджета в первом квартале конкретного года». В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование бюджетных средств в соответствии с указанным Федеральным законом. Подобная практика уже известна российской действительности. В настоящее время бюджет РФ составляется на три года.

Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом (Министерством финансов РФ (МФ РФ), МФ республик в составе РФ, финансовыми управлениями (отделами) краев, областей и т. д.).

Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства.

Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти.

Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу. При этом палата использует материалы и результаты проведенных проверок.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права . В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права . Среди них можно выделить следующие.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики , исходя из общезначимых задач общества . В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.

Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка ; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики ; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «е» ст. 71), федеральный бюджет , федеральные налоги и сборы , федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76). Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Единство финансовой политики и денежной системы . Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет , и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы , единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8).

Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. I ст.75).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет , образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство , политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда , обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты . Для реализации всех этих мер государству требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности. Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах , регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа.

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей . Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15). Принцип гласности получил закрепление и в специальном, финансовом законодательстве. Так, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. прямо говорится о гласности как принципе бюджетного устройства (ст. 3), о публикации отчетов об исполнении бюджета (ст. 15). Принцип гласности закрепляет принятый 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ (ст. 36). Налоговый кодекс соответственно этому принципу предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов , разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий , организаций и учреждений. О некоторых формах финансового планирования говорится в Конституции РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов (п. «з» ст. 71, п. «а» ч. 1 ст. 114, ст.132).

В условиях перехода к рыночной экономике финансовое планирование претерпело значительные изменения в сравнении с существовавшим в период действия административно-командной системы. Однако планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений , но и является необходимым для них и выступает как важный элемент регулирования экономического и социального развития и управления финансами , хотя и со своими особенностями. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами , признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения . Такая основа требует усиления прогнозирования в определении направлений использования финансовых ресурсов, с которым неразрывно связано финансовое планирование. В процессе финансового планирования в России используются прогнозы и программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу. На их основе производится прогнозирование мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы . Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства . Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика.

Термин «принцип» происходит от латинского «principium» и означает «начало», «основа».

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Основными из них являются:

Законность;

Гласность;

Федерализм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправления);

Плановость.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в проце-дуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой инфор-мации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.(ст. 15 Конс-титуции РФ, устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, сво-боды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опублико-ваны официально для всеобщего сведения.)

Принцип единства финансовой политики является необходимым условием гарантиро-ванного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств и единства денежной системы (ст. 8 Конституции РФ).

Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Процесс дальнейшего расширения прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие полномочия РФ - центра в управлении финансами. Исходя из данного принципа финансовая деятельность государства устремлена на совмещение интересов Российской Федерации с ее субъектами. (ст. 71 Конституции РФ)

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-правовых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.



Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности гос и муниципальных образований предполагает использование финансово-правовых институтов в целях гос регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.

Принцип учета и контроля предполагает наличие в государстве нормативного акта, устанавливающего единую методику бухгалтерского учета), а также осуществление спе-циально уполномоченными на то государственными органами контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Это озна-чает, что финансовому контролю подлежит процесс расходования государственных средств, своевременность и полнота мобилизации государственных ресурсов, законность доходов и расходов различных звеньев финансовой системы, соблюдение ими правил учета и отчетности.

В качестве принципов финансовой деятельности также следует указать единство финансовой деятельности и денежной системы государства, принцип социальной направленности финансовой деятельности, а также ее самостоятельность в установленных законодательством пределах. Дальнейшее развитие и детализацию эти основы получают в специальном финансовом законодательстве государства.

Принцип равенства налогообложения означает прежде всего запрет какой-либо дискри-минации в налоговой сфере. Речь идет о формально - юридическом равенстве налогопла-тельщиков перед законом и судом, о равенстве их правовых статусов. Равенство налогооб-ложения есть частное проявление универсального, общеправового принципа формально - юридического равенства, действующего во всех отраслях современного права каждого ци-вилизованного государства. В самом общем виде он закреплен в статье 2 Всеобщей декла-рации прав человека: "Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свобода-ми, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убежде-ний, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения". Право есть равная мера для фактически неравных субъектов. Государство устанавливает и обеспечивает единый правопорядок. Все равны перед зако-ном и судом. Какая-либо дискриминация, то есть ограничение правового статуса индиви-да по расовым, национальным, половым, социальным, религиозным и иным подобным критериям не допускается. Таким образом, формально - юридически, с точки зрения права все индивиды рассматриваются обезличенно, как абстрактные и равноправные субъекты, которые, конкурируя с себе подобными, созидают собственное благополучие. Какие-либо индивидуальные особенности здесь не учитываются. Справедливая конкуренция предпо-лагает единые "правила игры" для всех и каждого. Не случайно одной из аксиом древнеримского права была формула: prima pars aeguitatis aegualitas - важнейшее свойство справедливости есть равенство. В Конституции РФ этот принцип формально – юридичес-кого равенства получил развитие, прежде всего, в статье 19, закрепившей следующее: "Все равны перед законом и судом... Запрещаются любые формы ограничения прав граж-дан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад-лежности".

Пункт 2 статьи 3 НК прямо устанавливает, что "налоги и сборы не могут иметь дискрими-национный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национа-льных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать диффе-ренцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы соб-ственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала"

Единственное исключение сделано для таможенной сферы, где согласно НК допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможен-ных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Цели таких мер могут быть различными - ответная реакция на дискриминацию российских товаропроизводителей, борьба с демпингом, ценовая поддержка отечественных товаров и т.п.

5. Краткая характеристика финансово-правового положения (место в системе органов власти, задачи, основные функции, полномочия в области финансов) – Минфина РФ и Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Банка РФ.

Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финан-совый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

· профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

· Министерство финансов РФ и его органы на местах;

· Центральный банк РФ;

· Министерство РФ по налогам и сборам;

· Федеральная налоговая служба РФ;

· Государственный таможенный комитет РФ;

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

· Министерство государственного имущества;

· исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства -- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что -- это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства

Оно выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий).Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

Принципы

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди основных принципов можно выделить следующие.

Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления налогов.

Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды. В литературе их принято называть “социальными” налогами. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов-- покупка государственных ценных бумаг, пожертвований, вклады в банки и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования -- как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

2. Основными принципами финансовой деятельности являются: законность, гласность, федерализм (сочетание централизма с самосто­ятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправле­ния), плановость.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фон­дов денежных средств детально регламентируется нормами финансо­вого права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности проявляется в процедуре доведения до све­дения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информа­ции, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятель­ность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утвер­ждения, исполнения закрепляются в соответствующих норматив­ных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федераль­ный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования.

Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета расходов.

3. Финансовая деятельность государства осуществляется различ­ными методами. Методы делятся на две группы:

Методы собирания денежных средств;

Методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государ­ственные и местные бюджеты является налоговый метод, метод уста­новления налогов. С помощью данного метода государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сро­ки и размере денежные средства для зачисления их в бюджеты опреде­ленного уровня.

Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей в государственные внебюджет­ные фонды: Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Их принято называть «социальными» налогами.

В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный характер изъя­тия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов.

Одним из наиболее важных методов является страхование. Всего существует шесть основных методов собирания денежных средств.

При распределении и использовании государственных денеж­ных средств применяются четыре основных метода, наиболее важными из которых являются методы финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и без возвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение денежных средств на условиях врзмездности и возвратности. Метод кредитования применяется в отношении госу­дарственных организаций, а также и иных, негосударственных орга­низаций, а финансирование применяется в отношении, государственных организаций.

4. Управление финансовой деятельностью осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции. Например, в соответствии с конституцией РФ, Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные за­коны по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регули­рования, денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государ­ственной Думой подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы.

Правительсгао РФ, осуществляя исполнительную власть, разрабатывает и предоставляет Государственной Думе проект федерального бюджета, организует его исполнение; представляет отчет об ис­полнении федерального бюджета, обеспечивает проведение в РФ еди­ной финансовой, кредитной и денежной политики и т. д. В Российской Федерации созданы и специальные органы исполнительной власти в сфере осуществления финансовой деятельности. Значительная роль в осуществлении финансовой деятельности Министерству финансов РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Основные задачи Министр -1 финансов РФ заключаются в:

Разработке и реализации стратегических направлений государственной финансовой политики;

Составлении проекта и исполнении федерального бюджета;

Обеспечении устойчивости государственных финансов и активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективности хозяйствования, а также осуществлении мер по развитию финансового рынка;

Разработке предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;

Концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов;

Целевом финансировании общегосударственных потребностей;

Совершенствовании методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

Осуществлении финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ возглавляет единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации, в которую кроме Министерства финансов РФ входят министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федеральногo казначейства.

Единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам составе Российской Федерации, краям, областям, автономным формированиям и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов район подчинения), районам и районам в городах.

Органы казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Казначейство формирует законодательные и исполнительные органы государствен­ной власти Российской Федерации о результатах исполнения федераль­ного бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также состоянии государственных внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ в целях улучшения орга­низации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета.

Главными задачами казначейства являются:

Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из прин­ципа единства кассы;

Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов,

Контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации и другие задачи.

Особое место в осуществлении финансовой деятельности занимает Центральный банк РФ (Банк России).

Банк России, являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями.

По вопросам, отнесенным к компетенции Банка России, он имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Уставной капитал и иное имущество Банка России является Федеральной собственностью. Банк России подот­четен Государственной Думе.

Подотчетность Банка России Государственной означает:

Назначение на должность и освобождение Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

Назначение на должность и освобождение от должности чле­нов Совета директоров Банка России;

Представление Банком России Государственной Думе на рас­смотрение годового отчета,

Определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки;

Проведение парламентских слушаний о деятельности Баика России с участием его представителей;

Доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Основными целями деятельности Банка России являются:

Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов;

Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам

Для управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации создан Пенсионный Фонд Российской Федерации.

ПФР осуществляет свою деятельность, в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации утвержденным постановлением Верхов­ного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-1, самостоятельным фи­нансово-кредитным учреждением, обеспечивающим:

Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

Финансирование расходов, связанных с выплатой государ­ственных пенсий, пособий по уходу за ребенком по достижении опре­деленного возраста;

Оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспо­собным гражданам;

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятель­ности ПФР и его органов;

Контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов от работодателей и граждан и т. д.

Пенсионный фонд РФ возглавляется постоянно действующим исполнительным органом - Дирекцией.

В республиках РФ, других субъектах РФ созданы отделения ПФР, в районах и городах действуют уполномоченные ПФР.

Фонд социального страхования РФ был создан для управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Основными задачами фонда являются:

Участие в разработке и_реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию со­циального страхования;

Обеспечении гарантированных государством пособий по вре­менной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутоа лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление ра­ботников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчи­вость Фонда и т. д.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ управляется исполнительной дирекцией фонда. Все федеральные органы исполнительной власти осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.