Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в различных стадиях. Реферат: Прокурор в уголовном процессе Прокурор в уголовном судопроизводстве

Прокурор должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

1) дача согласия на возбуждение следователем (дознавателем) перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово-телеграфные отправления, производстве личного обыска, обыска или выемки в жилище;

2) дача органам, осуществляющим ОРД, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;

3) разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;

4) утверждение обвинительного заключения (акта) и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя – стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

9. Подсудность и подследственность: понятие, виды, признаки

Подсудность – распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.

Подсудностью признается совокупность юридических свойств уголовного дела, которые определяет суд, имеющий право рассматривать и разрешать конкретное уголовное дело (ст. 47 Конституции РФ).

В уголовном процессе различают три вида подсудности:

1) родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы – в зависимости от вида преступления и характера уголовного дела. Такая подсудность прямо зависит от содержания (предмета) конкретного дела. Содержание же определяется, прежде всего, квалификацией содеянного лицом, привлекаемым куголов-ной ответственности. Общее правило определения предметной подсудности можно сформулировать так: районные суды должны рассматривать все уголовные дела, кроме тех, что по закону подсудны вышестоящим судам общей юрисдикции, всем военным судам и мировым судьям;

2) территориальная подсудность разграничивает компетенцию между однородными судами, т. е. различными судами одного и того же звена судебной системы (например, районными судами общей компетенции). Обычно по уголовным делам территориальная подсудность определяется местом совершения преступления. Дело рассматривается тем судом, в районе деятельности которого совершено преступление. Если место совершения преступления определить невозможно, то подсудность устанавливается по месту окончания предварительного следствия или дознания; 3)персональная подсудность определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого). По сути своей отнесение каких-то уголовных дел к ведению конкретных судов в зависимости от таких свойств является исключением из общих правил предметной и территориальной подсудности, а равно в определенной мере отступлением от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как его принадлежность к военнослужащим или к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы или уволенные с военной службы). Подведомственность (подсудность) военных судов устанавливается ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и ч. 5–8 ст. 31 УПК РФ. Этим судам подведомственны уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими.

Особым случаем необходимости учета «персонального фактора» при определении подсудности уголовных дел является установленное ст. 452 УПК РФ правило привлечения к ответственности члена Совета Федерации, депутата Государственной думы, судьи федерального суда.

Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело.

Выделяются следующие признаки подследственности:

Предметный (родовой);

Персональный (личный);

Альтернативный (смешанный);

Территориальный (местный).

Предметный, или родовой, признак определяет подследственность в зависимости от квалификации совершенного преступления

Статья 151 УПК РФ устанавливает перечни преступлений, расследование которых относится к компетенции следователей или дознавателей того или иного ведомства.

Исходя из этого признака, следователи прокуратуры расследуют уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях (убийство, похищение человека, изнасилование, нарушение конституционных прав и свобод, бандитизм, взяточничество, геноцид и т.д.).

Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют преступления о государственной измене, шпионаже, насильственном захвате власти, диверсии и другие преступления против государственной власти, основ конституционного строя, а также против мира и безопасности человечества.

Подавляющее большинство преступлений в соответствии с предметным признаком расследуют следователи органов внутренних дел. Это наиболее распространенные преступления против здоровья граждан; против собственности; налоговые преступления; против общественной безопасности; общественного порядка и порядка управления; против интересов службы в коммерческих и иных организациях; против безопасности движения транспорта и т.д.

Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ расследуют преступления, связанные с изготовлением, контрабандой, хищением, распространением наркотиков и психотропных веществ.

Также по предметному признаку определяется и подследственность дознавателей органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Персональный, или личный, признак определяет подследственность в зависимости от особенностей субъекта преступления, состояния его здоровья, служебного положения.

По персональному признаку к подследственности следователей прокуратуры относятся все дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, Председателем Счетной палаты, Уполномоченным по правам человека, Президентом Российской Федерации, прекратившим свои полномочия, и кандидатом в Президенты, судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, должностными лицами органов внутренних дел, ФСБ, Федеральной службы охраны, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также дела о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Кроме того, в отношении указанных лиц следователи прокуратуры производят расследование в форме дознания, если они совершат преступление, отнесенное к подследственности органов дознания.

Следователи военной прокуратуры расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Однако если вышеперечисленные лица совершат преступления, подследственные ФСБ (государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и др.), то расследовать их будут следователи ФСБ.

Альтернативный, или смешанный, признак подследственности допускает производство предварительного расследования по делам одной и той же категории следователями различных ведомств.

Так, дела об организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем подследственны следователям прокуратуры, ФСБ и органов внутренних дел. Дела о бандитизме, организации преступного сообщества, о получении и даче взятки подследственны следователям органов прокуратуры и органов внутренних дел. Дела о контрабанде и терроризме - следователям ФСБ и МВД России. В соответствии с альтернативным признаком предварительное следствие по таким делам производится тем органом, который выявил эти преступления.

По этому же признаку определяется подследственность дел о преступлениях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК РФ (кража, мошенничество, грабеж, разбой, лжепредпринимательство, преднамеренное и фиктивное банкротство, захват заложника, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, наркотических или психотропных веществ, в сфере компьютерной информации и др.)

Уголовно-процессуальные функции определяются как направления уголовно-процессуальной деятельности. Под основными функциями понимают обвинение, защиту и разрешение дела.

Функцию обвинения как раз и осуществляет прокурор. Функция обвинения большинством процессуалистов определяется как направление уголовно-процессуальной деятельности по изобличению лица, виновного в совершении преступления, а также поддержание предъявленного ему обвинения в суде Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс): Учебное пособие, 2005. - М.: Юристъ, 2006. С. 113. .

В научной литературе нет единства по вопросам понятия функций прокурора, их системы и содержания. Полярность и многочисленность порой недостаточно обоснованных точек зрения о количестве и видах выполняемых прокурором функций приводят к размыванию роли, целей и задач его деятельности в уголовном судопроизводстве. Отсутствие законодательно закреплённой целостной системы реально осуществляемых прокурором функций в уголовном процессе снижает эффективность деятельности прокуроров, которым необходимо чёткое и ясное представление о выполняемых ими функциях Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации: система функций и полномочий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Краснодар: Изд-во Краснодар. Гос. Университета, 2006. С. 3. .

Деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве является многофункциональной и не ограничивается осуществлением уголовного преследования лиц, совершивших преступление, и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, как указано в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Система функций и полномочий прокурора в уголовном процессе обеспечивает законность и эффективность всего уголовного судопроизводства

Система уголовно-процессуальных функций прокурора представляет собой подсистему более сложных систем - системы всего уголовного судопроизводства, системы деятельности органов прокуратуры в соответствии с Конституцией РФ и Законом о прокуратуре РФ и т.д.

Прокурор, участвуя в системе уголовно-процессуальных правоотношений, взаимодействуя и сообразуя свою деятельность с другими компонентами этой системы (цели и задачи уголовного судопроизводства, другие участники уголовного судопроизводства, их функции, права и обязанности, специфические объекты регулирования уголовно-процессуальных правоотношений, методы их регулирования и т.д.), приобретает новые, интегративные качества и свойства, присущие всей системе уголовного судопроизводства в целом. Эти свойства (в том числе и функции) не всегда совпадают с теми, что предусмотрены Законом о прокуратуре РФ. Например, появляются новые функции - руководство процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания, координация деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений. Наполняются новым специфическим содержанием функции, закреплённые в Законе о прокуратуре РФ и являющиеся общими для обеих систем

В числе основных функций прокурора в уголовном судопроизводстве можно выделить такие как:

1) надзорная функция - она закреплена в Законе о прокуратуре РФ а именно «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» Ч.2 ст. 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 171-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472.. «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия» (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Цель данной функции - выявить совершенные или готовящиеся нарушения законов в уголовном процессе, задача - эффективно использовать предоставленные полномочия, а также научные методы и способы для их выявления;

2) функция борьбы с преступностью - данная функция косвенно вытекает из положения ч. 2 ст. 21 УПК РФ: «в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.» Более того, если прокурор в соответствии с Законом о прокуратуре РФ выполняет функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, то, безусловно, и сам прокурор в первую очередь обязан осуществлять эту борьбу в уголовном судопроизводстве уголовно-процессуальными методами.

Данная функция - неотъемлемый элемент системы уголовно-процессуальных функций прокурора. Цель функции - снижение уровня преступности в стране до максимально возможного предела, задачи - активно выявлять готовящиеся или совершенные преступления и принимать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры к выявлению преступлений другими правоохранительными органами;

3) функция уголовного преследования. Функция уголовного преследования закреплена в ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 37 УПК РФ и в Законе о прокуратуре ««В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации» Ч.2 ст. 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 171-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472..

Данная функция заключается в обязанности прокурора принимать предусмотренные законом меры к изобличению лица, совершившего преступление, привлечению его к уголовной ответственности и применению к нему необходимых мер процессуального принуждения. Её цель состоит в том, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало уголовной ответственности и освобождалось от неё только в соответствии с законом. Задача - эффективно использовать все свои полномочия для доказывания вины подозреваемого или обвиняемого и применения к ним необходимых мер уголовно-процессуального принуждения.

4) правозащитная функция - она закреплена в ст. 6 УПК РФ, которая определила назначение уголовного процесса как защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод, а также в гл. 2 разд. 3 Закона о прокуратуре РФ «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Сущность функции заключается в защите прав, свобод и законных интересов субъектов, вовлечённых в уголовно-процессуальные правоотношения. Цели - предотвратить нарушение прав участников уголовного процесса, восстановить нарушенные права, возместить причиненный нарушением закона вред, привлечь лиц, виновных в нарушении прав субъектов уголовно-процессуальных правоотношений, к соответствующей ответственности;

5) функция руководства процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений - эта функция прямо не закреплена в УПК РФ и Законе о прокуратуре РФ. Однако, исходя из полномочий прокурора, представляется возможным говорить о её существовании. Сущность функции заключается в том, что прокурор направляет деятельность следователя, дознавателя и органов дознания, связанную с возбуждением и расследованием уголовных дел. Руководить - значит направлять чью-то деятельность. Цель функции - правильное, основанное на законе возбуждение уголовных дел и полное, всестороннее, объективное производство предварительного расследования. Задача - использовать предоставленные полномочия, а также научные методы и способы для эффективного руководства процессуальной деятельностью следователей, дознавателей и органов дознания с тем, чтобы они своевременно и обоснованно возбуждали уголовные дела, быстро и полно раскрывали и расследовали преступления Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации: система функций и полномочий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Краснодар: Изд-во Краснодар. Гос. Университета, 2006. С.30..

Осуществляя руководство процессуальной деятельностью в стадии предварительного расследования, прокурор помогает следователю, дознавателю, органу дознания профессионально и эффективно решать стоящие перед ними задачи при расследовании преступлений. Он может рекомендовать провести те или иные следственные действия, проверить дополнительную версию, помочь правильно сформулировать обвинение и т.д. Такие элементы помощи официально не регламентируются законом, но объективно входят в содержание руководства;

6) функция координации деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений. Сущность этой функции заключается в привлечении прокурором различных правоохранительных органов к совместным согласованным действиям в уголовном процессе.

В зависимости от обстоятельств совершенного преступления прокурор может привлечь к расследованию различные органы дознания одновременно - органы внутренних дел, ФСБ, таможенные органы, органы Государственной противопожарной службы и т.д. В этом случае он обязан координировать их действия, чтобы добиться эффективной деятельности по раскрытию преступления, собиранию доказательств, проведению сложных тактических операций в рамках требований УПК РФ и исключить дублирование их действий.

Функция руководства процессуальной деятельностью отличается от функции координации тем, что прокурор при реализации первой руководит процессуальной деятельностью отдельно взятого субъекта - следователя, дознавателя или органа дознания при возбуждении и расследовании не связанных между собою дел. Функция же координации появляется тогда, когда необходимо привлечь для проведения совместной предварительной проверки или совместного расследования несколько различных правоохранительных органов.

Нужно отметить, что на разных стадиях уголовного судопроизводства прокурор выполняет различные функции. Так на досудебных стадиях прокурор выполняет функции борьбы с преступностью, надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, правозащитную, уголовного преследования, руководства процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений, координации деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений.

В стадиях назначения судебного заседания, судебного разбирательства, производства в судах второй инстанции, исполнения приговора, производства в надзорной инстанции прокурор осуществляет функции борьбы с преступностью, уголовного преследования и правозащитную.

При особом порядке принятия судебного решения прокурор реализует все свои функции, как и в обычном судебном производстве. В стадии возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств прокурор выполняет функции, которые он осуществляет в досудебных стадиях и в суде надзорной инстанции, поскольку в этой стадии производство по уголовным делам ведётся как по правилам досудебного производства, так и по правилам пересмотра решений суда в надзорной инстанции.

Конкретные функции и полномочия прокурора в стадиях уголовного процесса обусловлены целями и задачами этих стадий.

Введение

Каждое уголовное дело получает окончательное разрешение в суде. Приговор, определение и постановление судов должны отвечать требованиям законности, обоснованности и справедливости.

Важное значение в дальнейшем совершенствовании правосудия по уголовным делам имеют Конституция Российской Федераций, уголовно-процессуальное законодательство, определившее основополагающие принципы осуществления правосудия по уголовным делам, а также постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. "О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия"2. В этих нормативных актах обращается внимание судов на последовательное проведение в жизнь принципов социальной справедливости, на разрешение судом каждого уголовного дела в точном соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства, соблюдения основополагающих принципов правосудия по уголовным делам. Верховным Судам республик в составе Российской федерации, краевым и областным судам предлагается по каждому факту постановления неправосудного приговора тщательно анализировать причины этого и ставить вопрос об ответственности за допущенные нарушения законности вплоть до отзыва судей с занимаемых должностей.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 7 августа 2000 г. № 119-ФЗ (Российская газета. 2000. 10 авг.) дополнил действующий УПК разделом XI "Производство у мирового судьи", ст. 467--477 и разделом XII "Пересмотр приговоров и постановлений мирового судьи, не вступивших в законную силу", ст. 478--503. В связи с этим в целый ряд статей УПК, регулирующих деятельность судов, а следовательно, и прокуроров, участвующих в рассмотрении уголовных дел, внесены изменения. Согласно ст. 2 названного закона изменения и дополнения к УПК до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами, поэтому деятельность прокуроров по исполнению и надзору за исполнением внесенных в УПК изменений и дополнений в настоящей главе специально не рассматривается.

1. Основная часть

Важной гарантией точного соблюдения законности в уголовном судопроизводстве является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Это важная составная часть деятельности органов прокуратуры. Прокурор участвует во всех судебных инстанциях, начиная с производства у мирового судьи и районного (городского) суда и кончая Верховным Судом Российской Федерации. Прокурор осуществляет свои полномочия во всех стадиях судебного разбирательства уголовных дел, начиная со стадии подготовки уголовного дела к слушанию и кончая производством по уголовным делам в порядке надзора.

Роль и значение прокурорского надзора в осуществлении правосудия существенно возросли в связи с принятием Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Участие прокуроров в судах направлено на неукоснительное выполнение требований закона о всестороннем, полном и объективном разбирательстве судом уголовного дела, обеспечение прав и законных интересов граждан, соблюдение равенства граждан перед законом и судом, на постановление судом по каждому уголовному делу законного, обоснованного и справедливого приговора, определения или постановления. Осуществляя уголовное преследование, прокурор поддерживает в судах государственное обвинение по уголовным делам, выступая от имени государства, представляет его интересы и является государственным гарантом прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу правосудия по уголовным делам.

Уголовно-процессуальное законодательство, а также Закон о прокуратуре определяют полномочия прокуроров при рассмотрении уголовных дел в судах, а также средства реагирования на установленные нарушения закона. Участвуя в рассмотрении судом уголовных дел, прокуроры в пределах своей компетенции: 1) проверяют законность решений судьи при подготовке уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании; 2) осуществляя уголовное преследование в суде, выступают в качестве государственных обвинителей; 3) дают заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства; 4) предъявляют иски, если этого требует охрана государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан, и поддерживают их в суде; 5) опротестовывают незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов; 6) дают заключения в судах кассационной и надзорной инстанций по уголовным делам, рассматриваемым по протестам и жалобам; 7) проверяют законность и своевременность обращения к исполнению приговоров, определений и постановлений судов; 8) осуществляют надзор за исполнением приговоров, определений и постановлений судов; 9) принимают меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру приговоров, определений, постановлений судов в порядке надзора и возобновлению уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Нарушения закона, допущенные при рассмотрении уголовных дел судами всех инстанций, могут быть выявлены прокурорами различными способами: проверкой законности и обоснованности приговоров по делам, рассмотренным судом без участия прокурора; участием прокуроров в судах кассационной и надзорной инстанций; проверкой своевременности и правильности обращения, приведения приговора в исполнение, а также хода самого исполнения приговора; обобщением судебной практики по уголовным делам за определенный период или по отдельным категориям уголовных дел. К числу правовых актов, способствующих устранению нарушений законов, допущенных при рассмотрении судами уголовных дел, относятся: заявления, ходатайства, заключения, протесты и представления прокуроров. Перечисленные правовые средства выявления нарушений закона и прокурорского реагирования на установленные нарушения органически взаимосвязаны, они применяются в полном соответствии с демократическими принципами уголовного судопроизводства и с содержащимся в его основе принципом законности. В связи с этим деятельность суда по отправлению правосудия по уголовным делам имеет большое воспитательное и предупредительное действие. Всей своей деятельностью суд воспитывает граждан в духе неукоснительного исполнения законов, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правам других граждан.

Итак, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  • 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  • 2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК РФ, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
  • 3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;
  • 4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
  • 5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • 6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
  • 7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования;
  • 8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • 9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • 10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  • 11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • 12) продлевать срок предварительного расследования;
  • 13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
  • 14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
  • 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  • 16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
  • 17) осуществлять иные полномочия (ст. 37 УПК РФ).

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 38 УПК РФ.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.

Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования.

Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Прокурору, на которого ложится бремя доказывания, вступившему в процесс, ничего не известно обо всех тонкостях и нюансах дела. Поэтому ему совершенно необходим тесный и неформальный контакт со следователем, который всегда есть в прокуратуре, особенно в районном и городском звене.

Ведомственная разобщённость лишь затрудняет это взаимодействие, даёт повод для взаимного недовольства, когда порой, с одной стороны, следователь видит как неумело используются в суде добытые с большим трудом улики, с другой стороны, государственный обвинитель нередко возмущается упущенными при досудебном производстве возможностями по собиранию и проверке доказательств, непониманием следователем того, как то или иное доказательство будет смотреться в суде. Именно поэтому необходимо постоянное влияние на процесс досудебного производства прокурора, одновременно участвующего в публичном и состязательном судебном процессе.

Прокурор осуществляет уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения. Если совершено преступление, производство по которому осуществляется в рамках частного обвинения, прокурор при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ, уполномочен осуществлять уголовное преследование независимо от волеизъявления потерпевшего.

Уголовное преследование и надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия тесно взаимосвязаны и характеризуют разные стороны единой прокурорской деятельности в досудебном производстве, направленной на раскрытие и расследование преступлений как лично прокурором, так и органами предварительного расследования под его наблюдением 1 .

Уполномочивая прокурора отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования вследствие допущенного им нарушения требований УПК РФ, закон предполагает использование данной меры, прежде всего, в качестве средства пресечения и предотвращения новых нарушений законности, ущемления прав и свобод человека и гражданина при производстве по уголовному делу.

Прокурор обязан определять основания для отстранения следователя, дознавателя от производства предварительного расследования в каждом случае индивидуально, с учетом тяжести допущенного нарушения закона и его последствий для результатов расследования.

Право изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю предоставляется прокурору для обеспечения надлежащего качества расследования и прав участников уголовного судопроизводства в случае необходимости проведения более квалифицированного, в сравнении с дознанием, расследования в форме предварительного следствия. При этом прокурор обязан указывать основания такой передачи в каждом конкретном случае.

Прокурор уполномочен передавать уголовное дело от одного следователя другому, а также от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением установленных законом правил подследственности при условии обязательного указания оснований такой передачи. Это порождает обязанность облекать решение прокурора о передаче уголовного дела в форму мотивированного постановления.

Предоставление прокурору права давать органам дознания указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий не исключает права органа дознания самостоятельно определять средства и методы оперативно-розыскной деятельности.

Процессуальное руководство расследованием является совершенно необходимым полномочием прокурора, потому что в конечном итоге именно он, а не следователь обязан по завершению расследования принять окончательное решение о направлении уголовного дела в суд. Затем прокурор, уже в ходе судебного разбирательства, должен предъявлять и исследовать улики, доказывая обоснованность предъявленного обвинения на всех стадиях судебного разбирательства. Именно поэтому прокурор имеет ничем не ограниченное влияние на досудебное расследование, где для него, как для будущего государственного обвинителя готовится доказательственная база, которой он и будет оперировать в суде.

С введением в действие нового УПК РФ роль прокурора как руководителя расследования усилилась. Теперь он с самого начала расследования вовлекается в процесс доказывания, давая согласие на возбуждение уголовного дела, обращаясь вместе со следователем в суд по различным вопросам, требующим судебных санкций.

При этом прокурор осуществляет не только чисто процессуальные, но и организационные полномочия на предварительном следствии, например по передаче дела от одного следователя другому, созданию следственных групп, решении вопросов об объёме, времени, сроках, порядке проведения тех или иных действий 1 .

Как известно, отдельные практики необоснованно сужают пределы прокурорского надзора в суде, сводят его только к надзору за законностью и обоснованностью приговоров, определений и постановлений, вынесенных судебными органами. Вывод о том, что прокурор осуществляет надзор не за исполнением законов при рассмотрении судами уголовных дел, а только за законностью и обоснованностью судебных актов, то есть приговоров, определений и постановлений судебных органов, не соответствует Конституции и Закону о прокуратуре, а также УПК. Если обратиться к содержанию указанных нормативных актов, то можно видеть, что они охватывают широкий круг полномочий прокурора, в том числе поддержание государственного обвинения, опротестование незаконного и необоснованного приговора и надзор за его исполнением и т. д. В конечном итоге все полномочия прокурора в суде сводятся к одному -- установлению истины по уголовному делу, торжеству законности в правосудии по уголовным делам. Поэтому неправильно истолковывать процессуальное положение прокурора в судебном процессе, сужая его полномочия и сводя их к поддержанию обвинения и опротестованию приговоров, определений и постановлений суда. Предметом прокурорского надзора в суде является не только законность вынесенных судом решений, но и точное исполнение норм материального и процессуального права составом суда и всеми участниками судебного разбирательства, в том числе подсудимым, его защитником, потерпевшим, гражданским истцом и гражданским ответчиком, экспертом и свидетелями.

Осуществление надзора в стадии предварительного расследования и утверждение обвинительного заключения не должны препятствовать прокурору поддерживать государственное обвинение и делать это объективно и беспристрастно. Уголовно-процессуальный закон и названный приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 82 от 24 ноября 1998 г. требуют от прокурора, чтобы он оценивал доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и внутренним убеждением. На стадии судебного следствия самостоятельно исследуются доказательства, поэтому ни для суда, ни для прокурора они не имеют заранее установленной силы. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного обвинения, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа. Это не личное его усмотрение, а обязанность представителя государственного органа по устранению нарушения закона. Данное положение, закрепленное в законе (ст. 248 УПК), обеспечивает прокурору гарантии его независимости и объективности в суде.

Осуществляя правоохранительные функции и выступая представителем единого, централизованного органа, прокурор выполняет свои обязанности строго в рамках закона, исходит только из закона и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. Органы прокуратуры, говорится в Законе о прокуратуре, осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору Российской Федерации. Это положение обеспечивает прокурорам, участвующим в рассмотрении судом уголовных дел, такие условия, при которых они могут процессуально самостоятельно принять решение по любому вопросу, связанному с производством по уголовному делу. С другой стороны, вышестоящий прокурор вправе сам опротестовать решение суда, если оно не соответствует или противоречит закону.

Правильное сочетание строгой подчиненности органов прокуратуры и процессуальной самостоятельности прокуроров в судах всех инстанций является непременным условием принятия прокурором решения, отвечающего закону. Процессуальное положение прокурора обязывает его вместе с тем к тому, чтобы он при поддержании государственного обвинения следил за соблюдением требований закона о полноте, всесторонности и объективности судебного разбирательства, обеспечением всех процессуальных гарантий, чтобы деяния подсудимого были правильно квалифицированы, а мера наказания была ему назначена в строгом соответствии с законом, с учетом тяжести преступления и личности виновного.

Перед прокурорами, участвующими в рассмотрении судом уголовных дел, помимо указанных стоят следующие задачи: выявление и устранение нарушений норм материального и процессуального права; устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению; усиление борьбы с преступностью.

правосудие прокурор уголовный обвинение

Заключение

Прокуроры, участвующие в разбирательстве уголовных дел в судах, учитывают социальное значение своего участия в рассмотрении дел в суде как одной из важнейших гарантий законности в осуществлении правосудия по уголовным делам, особой ответственности за качественное исполнение своих полномочий. Своим участием в судебном разбирательстве прокурор помогает суду полно, всесторонне и объективно исследовать доказательства, установить вину лица, привлеченного к ответственности, дать правильную оценку совершенного им преступления, назначить подсудимому справедливое, основанное на законе наказание. Прокуроры используют судебную трибуну для создания обстановки всеобщего осуждения лиц, совершивших преступление, чтобы судебное разбирательство всегда выполняло воспитательную роль

Установленный законом порядок проверки законности приговоров, постановлений и определений в апелляционном и кассационном порядке обеспечивает условия, при которых ошибки судов и мировых судей будут исправлены еще до того, как приговоры вступят в законную силу. В соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 325 и 477 УПК, на прокурора возложена обязанность опротестовать в кассационном порядке каждый незаконный или необоснованный приговор. Деятельность прокуроров в стадии надзорного производства дает возможность устранить ошибки и нарушения закона по уголовным делам, если они не были исправлены в апелляционном и кассационном порядке.

Участие прокуроров в уголовном судопроизводстве является также одним из условий, обеспечивающих дальнейшее совершенствование принципов гласности и демократии как одного из направлений в реализации судебной реформы. Являясь органом надзора за исполнением законов в государстве, прокуратура стоит на страже прав и законных интересов граждан.

Список используемой литературы

  • 1. Конституция РФ от 12.12.1993г.
  • 2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, 2001г.
  • 3. Закон РФ от 18.04.1991г. № 1026 «О милиции» (ред. от 22.08.2004г.).
  • 4. Брусницын Л. О. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. М., 2003, с. 317.
  • 5. Кобликов А.С. Уголовный процесс. М., с. 410.
  • 6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 2004.
  • 7. Постатейные материалы к новому Уголовно-процессуальному кодексу / Под ред. А. П. Рыжакова. М., 2003.
  • 8. Темираев О. П. Реформа следствия нужны // Законность, 2004, № 1.
  • 9. Щерба С. П., Зайцев О. А. Охрана прав потерпевших и свидетелей по уголовным делам. М., 2001, с. 123.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения.

Согласно ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  • проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о ;
  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства;
  • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или ;
  • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • участвовать в при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;
  • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
  • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  • утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по ;
  • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
  • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Полномочия прокурора в уголовном деле: Видео

УПК РФ установил полномочия прокурора в уголовном процессе. Согласно закону, прокурор в уголовном процессе обязан проводить линию обвинения и выявлять нарушения законодательства, осуществлять контроль для выявления нарушений прав граждан, рассматривать заявления о нарушении закона, контролировать расследование преступных действий. Он уполномочен проверять на соответствие законодательству решения правоохранительных органов.


Прокурором считается состоящее в штатной структуре прокуратуры лицо, наделённое государственными правами и обязанностями в уголовном процессе.

На всякой стадии прокурором применяются разные функции. Они определяются стоящими для каждой стадии задачами.

До судебного разбирательства представитель прокуратуры:

  • действует в рамках раскрытия совершённых преступных деяний;
  • осуществляет контроль над исполнением полномочий органами и структурами МВД РФ;
  • реализует функцию правовой защиты и преследования по уголовному законодательству;
  • управляет деятельностью должностных лиц следствия и дознания, наделённых полномочиями возбуждения дел;
  • координирует действия органов правопорядка при формировании дел уголовной направленности.

На этой стадии представителями прокуратуры применяется большинство из представленных функций, не исключая научный подход.

На этапах определения сроков суда, судебного рассмотрения дела, при подаче апелляции, применения приговора, при надзоре применяются три направления:
  1. Противостояние преступным нелегальным проявлениям.
  2. Преследование по уголовному закону.
  3. Правовая защита.

Особый порядок рассмотрения предполагает деятельность прокурора, аналогичная обычному судебному разбирательству.

Функции остаются неизменными, как и на этапах досудебного рассмотрения и при надзоре, если дело открывается вновь из-за возникших веских обстоятельств. Здесь применяются положения, установленные уголовным процессом.

На практике прокурор является обвинителем. В суде аргументирует вину обвиняемого, совершившего противоправные деяния.

Участие прокурора в уголовном процессе необходимо для защиты и поддержки:

  1. Конституционных прав людей.
  2. Общественных устоев и государственности.
  3. Главенства закона.

Закон и УПК РФ наделили прокуратуру правом представлять позицию государства в слушаниях по делам уголовной направленности и надзирать за органами следствия.

Функции уголовного процесса определяют направления деятельности прокурора. Главным направлением считается установление виновности лица, преступившего закон, и выдерживание линии обвинения в судебной инстанции.

Каковы полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве? Прокурор в уголовном судопроизводстве, в соответствии с законом, выполняет множество разнообразных функций. Это целая система, обеспечивающая ход уголовных судебных разбирательств, в том числе и с участием присяжных заседателей.

Полномочия не ограничиваются только указанными функциями обвинения преступивших закон граждан и надзором за органами силовых структур.

Они состоят из других особенностей системы судебного производства.

Система включает:
  • цели уголовного процесса;
  • общие обязанности с правами участвующих в судебном процессе;
  • методы и формы регулирования отношений в процессе.

Отдельные компоненты системы отличаются от тех, что предусмотрены Законом. Например, управление работой сотрудников полиции, внесение корректив в их деятельность в вопросах проблематики расследования и возбуждения дел.

Участие прокурора в уголовном судопроизводстве определяется:
  1. Контролем правильного толкования Закона. Смысл этой функции состоит в своевременном обнаружении совершившихся либо предполагаемых нарушений уголовного процесса.
  2. Раскрытием противозаконных деяний. Эта функция предусмотрена статьёй 21 УПК. Обязанностью является принятие эффективных действий для изобличения виновного в преступлении правовых норм, используя положения УПК. Основной элемент рассматриваемой структуры влияет на состояние криминальной составляющей в обществе. Конечная задача – искоренение преступности.
  3. Уголовным преследованием, предусмотренным статьями 21 и 37 процессуального законодательства. Преследует цель соблюдения главенства Конституционных прав граждан, обеспечения законности в государстве. Применяется к лицам, преступившим закон. Для применения к ним принуждения в рамках процессуального законодательства. Задача – добиться уголовного наказания для всех виновных в совершении незаконных деяний посредством доказательств.
  4. Правовой защитой. Статья 6 процессуального законодательства определяет процесс в виде правовой защиты объектов преступных посягательств, контролирует законность обвинения с выполнением надзорных функций. Основным направлением считается защита Конституционных принципов субъектов уголовного процесса. Задача состоит в пресечении незаконных действий в отношении лиц, участвующих в судах.
  5. Управлением процессуальными функциями уполномоченных органов при открытии уголовных дел и их расследовании. Компетентные и уполномоченные представители органов следствия, дознания руководствуются и исполняют рабочие указания прокурора для обеспечения законного и объективного расследования.
  6. Координацией действий органов силовых структур. Основные направления – возбуждение дел и расследование. В процессе задействованы разные структуры полиции для объединения усилий.

Отличием функциональных обязанностей между управлением и координацией считается тот факт, что при управлении в подчинении оказываются только отдельно взятые представители органов, ведущих следствие, причём по различным делам.

Контроль осуществляется и за соблюдением законных сроков и оснований возбуждения производства, полнотой собранных материалов для раскрытия преступных деяний. На этапе начального следствия прокуратура оказывает силовым структурам поддержку. Указывает направления деятельности, требующие детальной проработки (дополнительные проверочные мероприятия, другую версию, точное изложение обвинения).

Координирование усилий происходит при привлечении к раскрытию противозаконных действий ряда силовых структур.

Прокурор имеет полномочия привлекать МВД, ФСБ, таможню, МЧС одновременно.

Такая объединённая группа координируется прокуратурой в целях скорейшего расследования преступлений с недопущением дублирования действий.

Прокурор в досудебном производстве

Закон наделил прокурора целым рядом полномочий для участия в досудебном производстве:

Документально оформленные поручения дознанию, следствию обязательны для выполнения даже в случае обжалования.

Этими правами наделены прокуроры районов, городов со своими заместителями, а также руководители вышестоящих прокуратур.

Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела? Начальным этапом судебного производства является возбуждение дела по уголовно наказуемому деянию.

Считается основной стадией процессуальных действий. Эффективность расследования зависит от первых шагов. Возбуждение дела должно быть обоснованным – это главное условие соблюдения конституционных прав граждан.

На рассматриваемом этапе судебного производства прокурор обеспечивает контрольные функции с задачей соблюдения органами следствия правовых гарантий граждан.

Согласно статье 146 уголовно-процессуального Кодекса полномочия по возбуждению дел по преступным деяниям даны:
  • подразделениям дознания;
  • непосредственно представителю органов дознания;
  • лицу, возглавляющему следственный орган;
  • сотруднику следствия.

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела? Анализ статьи показывает, что это должностное лицо не является уполномоченным на такое процессуальное действие. Установленные законом правила не требуют непосредственного участия прокурора в возбуждении дела по преступлению, его согласия не нужно. Таким образом, возбуждение уголовного дела прокурором не производится.

Вместе с тем прокурор в обязательном порядке получает постановление о возбуждении дела. Выявив нарушения законодательства, в течение суток с принятия документов он может отказать в возбуждении, предоставить письменное обоснование отказа инициатору, открывшему дело.

Следующим этапом является проверка фиксации информации о преступных проявлениях. Прокурор такие действия не проводит, а поручает их дознанию. Имеет право рассмотреть жалобу на непринятие заявления о преступных действиях.

На этом этапе главными обязанностями является:

По статье 148 процессуального законодательства вынесение постановления с отказом в открытии уголовного дела производится уполномоченными лицами соответствующих органов. Документальное подтверждение вручается обратившемуся и руководителю прокуратуры. На отказ существует возможность подачи жалобы.

Отличительной чертой участия прокурора при возбуждении дела считается ещё и контроль всех процедурных вопросов от приёма сообщения до возбуждения дела. Есть возможность быстрого реагирования на нарушения закона, обнаруженные на этих этапах.

На этом этапе закон наделил прокурора правом:

  1. Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
  2. Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
  3. Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
  4. Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
  5. Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
  6. Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
  7. Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
  8. Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.

Круг правовых возможностей прокурора в рамках процессуального законодательства обширен, но направлен на соблюдение Конституционных прав людей, пострадавших от преступных проявлений.

Участие прокурора в рассмотрении российскими судами уголовных дел предусмотрено процессуальным законодательством. Статьёй 37 УПК ему предоставлено право выдерживать линию гособвинения. Этой же статьёй предоставлена возможность отказа в преследовании виновного, но с обязательным предоставлением изложенных в письменном виде причин такого решения.

В соответствии с законодательством судебными стадиями считаются:
  • предварительное рассмотрение;
  • разбирательство в судебной инстанции.

Участвуя в судебных заседаниях, прокурор реализует полномочия, необходимые для объективного вывода о виновности привлекаемого к ответственности.

На предварительном этапе в соответствии с предусмотренными уголовным процессом требованиями:
  • излагается позиция обвинения относительно достоверности доказательств;
  • рассматривается возможность возврата дела в прокуратуру;
  • решается вопрос прекращения дела либо преследования.

Поэтому присутствие прокурора на стадии начального судебного производства является обязательным. В соответствии с 235 статьёй УПК аргументы, приводимые адвокатами пострадавшей стороны, могут быть опровергнуты только представителями прокуратуры.

Право выступать с подачей жалобы на решение суда о прекращении дела либо по избранию меры пресечения регламентируется положениями 236 статьи. На неаргументированное решение судебных органов может быть заявлено представление в апелляционном или кассационном порядке.

На стадии разбирательства в судебной инстанции гособвинитель использует права, предусмотренные 246 статьёй:

  • предъявляет доказательства;
  • изучает имеющие отношение к делу доказательства;
  • высказывает позицию стороны обвинения;
  • предлагает применить конкретное наказание;
  • использует механизм гражданского судопроизводства.

Указанный общий перечень позволяет стороне обвинения входить в состав участников судебного разбирательства и использовать все возможности, предоставленные законом.

До принятия окончательного решения судебной инстанцией у представителя прокуратуры есть право внести изменение с целью уменьшить наказание.

Это делается:
  • исключением квалификационного признака, ужесточающего приговор;
  • применением другой нормы УК, отличной от той, что применялась обвинением изначально;
  • иной квалификацией с менее жёстким наказанием.

Сторона обвинения, согласно 314 статье, может не возражать, но имеет право не соглашаться на проведение суда в особом режиме. Реализация права на возражение предусматривает рассмотрение дела в общем порядке.

В суде первой инстанции:

  • обвинение может смягчить наказание;
  • особенностью прений является обязательное присутствие прокурора;
  • допускается его участие в репликах;
  • после участия в прениях, до удаления судьи для вынесения вердикта, представитель прокуратуры кратко либо в развёрнутом виде письменно предоставляет материал с проектом решений по делу;
  • обвинителем в трёхдневный срок после последнего заседания может возбуждаться ходатайство, делаться запрос с требованием предоставить возможность изучить протокол суда;
  • закон позволяет судье установить особый порядок для вынесения решения в случае согласия виновного с позицией прокурора.

Сторона обвинения, оценив свои доказательства уже во время судебного рассмотрения в первой инстанции, имеет право выразить аргументированный полный или частичный отказ от вынесенных подсудимому обвинений. Эти действия имеют значение для закрытия дела и преследования, а при частичном отказе – к прекращению разбирательства в этой части.

В суде второй инстанции обвинитель подаёт представление на решения мировых судей до вступления их в силу.

В этом случае приговор приостанавливается.

Исключением является, когда вынесенный приговор:

  • оправдывает обвиняемого;
  • не предусматривает наказания;
  • с наказанием, но без его отбывания, без тюремного заключения либо условного срока.

В судебном заседании участие прокурорского работника необходимо. Суд применяет порядок ведения слушаний тот же, что и для первой инстанции.

Полномочия в стадии кассации и надзорного производства

В кассации суд:

  • по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
  • принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.

Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.

Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:
  1. Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
  2. Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.

На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.

Обвинитель имеет право изучать надзорные жалобы лиц, участвующих в процессе.

Надзорное представление в кассационной инстанции прокурор представляет лично. В судебной коллегии ВС РФ это делает прокурор Генпрокуратуры РФ. Такое представление либо удовлетворяется, либо отклоняется судом.